Что такое арабеска определение по истории. Что такое арабеска? Определение и значение слова арабеска. Арабеска как медитативный образ

Арабеска, арабеск это литературный прием, в конце 16 - начале 17 в. употреблявшийся как синоним гротеска. Как и гротеск, арабеск стал обозначением причудливого, странного. Ф.Шлегель в 1797-98 попытался различить оба понятия: гротеск трактовался им как понятие более низкого порядка, нежели арабеск. «Богатство фантазии» и лег кость, чувство иронии и особенно «сознательное различие и единство колорита», полагал Шлегель, - самое прекрасное в арабеске, и связывал с ним «Историю господина Вильяма Ловелля» (1795-96) Л.Тика и «Сердечные излияния монаха, любящего искусство» (1797) В.Г.Ваккенродера. Шлегелевское понятие арабеска развил в своей эстетике философ и филолог Ф.ACT. Согласно Асту, арабеск это «единство, лишенное существенности, выступающее как чистая форма … Арабеск - как бы логическая конструкция, пустая от содержания игра прекрасного». Это понимание арабеска оставалось актуальным в начале 19 в., когда романтики в своих эстетических изысканиях стремились отыскать новую форму и композицию художественных произведений, пытались теоретически осмыслить новое ощущение художественной формы как вольной, орнаментально-игровой, складывающейся почти самопроизвольно в противовес законченности и продуманности. А.Шопенгауэр писал в опубликованных после его смерти заметках, что в арабеске эстетически привлекательное заключается в том, что «невозможное является как возможное при сохранении известной видимости истины, и только один какой-либо закон отменяется или видоизменяется… но все прочее остается; и тем не менее весь ход вещей делается иным, прежде невозможное удивляет нас на каждом шагу…». Арабеска отождествлялась или ассоциировалась с различными родами искусства: Новалис называл арабеск «зримой музыкой», Ф.В.Шеллинг связывал это понятие с индийской архитектурой, использующей растительные мотивы. Сходные мысли развивал в России С.П.Шевырёв, говоря о стиле испанцев: «Эти узоры слов, эту пеструю ткань метафор можно очень справедливо сравнить с причудливыми арабесками, которые, как известно в истории искусства, заимствованы от роскошных узорчатых ковров Востока… они не плод размышления, напротив, они всегда внезапны: это молния фантазии; это падучие звезды в мире воображения».

Арабеска, арабеск – как принцип

Арабеск как принцип орнаментальной вольной композиции материала глубоко проникла в художественное сознание писателей 1820-40х. Это отразилось в названиях произведений, строящихся, независимо от обозначения жанра, как сложные циклы: «Арабески» (1835) Н.В.Гоголя, роман К.Иммермана «Мюнхгаузен. История в арабесках» (1838-39), сборник «Гротески и арабески» (1840) Э.А.По, который считал арабеск результатом воображения, а гротески связывал с сатирой и бурлеском. Возможности подобной циклически-универсальной формы были осмыслены ранним Шлегелем в рукописных тетрадях:«Роман-смесь всех искусств, наук, родственная поэзия, одновременно история и философия, а, следовательно, и искусство… Идеальная форма романа-подлинные арабески». «Арабесками» (1911) назвал сборник своих литературно-критических статей А. Белый.

Слово арабеска, арабеск произошло от французского arabesques и от итальянского arabesco, что в переводе означает - арабский.

Довольно часто у людей возникает вопрос: что такое арабеска? Было бы достаточно просто объяснить, если бы имелось только одно определение. Но это не так. Под одним и тем же словом кроются разные понятия из различных областей. Конечно, главное определение связано с узором. Но что же это такое еще? Давайте рассмотрим.

Орнамент

Для того чтобы понять традиции какого-либо народа, нужно узнать его культурное наследие. Одной из самых древних традиций человека является украшение всевозможными изображениями жилья, предметов обихода, своего тела. При этом широко использующейся формой древнего искусства является орнамент. Он неотделим от предмета, на котором находится.

Каждый красивый орнамент содержит в себе некий мотив, который состоит из одного либо нескольких элементов. Так, в арабских странах получил широкое развитие его особый каллиграфический тип, который состоит из фрагментов текста и букв. Он возник с появлением письменности.

Арабеска является орнаментом, который появился в средние века на тех территориях Востока, где распространен ислам. Там этими узорами украшались абсолютно все поверхности: от стен до сводов мечетей. Также их размещали на ювелирных изделиях, посуде, коврах. А после покорения Востока арабеска пришла и в Европу. Самые известные мастера использовали этот ее в своих шедевральных работах.

Особенности узора

Произведения искусства, которые созданы арабскими мастерами, отличаются какой-то особенной одухотворенностью, тонким чувством возвышенного и прекрасного, выразительностью. являются уникальными и самобытными, несмотря на многообразие. Что такое арабески в исламе? которые не содержат изображений живых существ.

В них имеются геометрические формы, ошеломляющие свое грациозностью и погружающие человека в мечты и стремления познать жизненные тайны. Они поражают своей простотой, обнажают внутренний мир мастера. Кроме того, в состав орнамента входили растительные элементы. Это и листочки, и бутоны, и стебли, которые, переплетаясь, создают сплошной рисунок. Отличительной особенностью искусства в исламе являлась боязнь пустоты, поэтому орнамент покрывал всю поверхность, а места для фона совсем не оставалось.

Восточная арабеска как искусство геометрии

Из-за запрета на изображение живых существ мастера обратились именно к геометрии. Таким образом, арабеска является орнаментом, который состоит из элементов, которые повторяются и переплетаются между собой. Они могут расходиться в разные стороны. Узорам присущ четкий ритм, который выверен с высокой точностью. Это самое настоящее воплощение математической науки в искусстве. Каждый отдельный элемент являлся целым и законченным узором. Последующий очень красиво переплетался с предыдущим. Орнамент мог в любой момент закончиться, а целостность его при этом не страдала.

Несмотря на точность, скучным такой узор назвать нельзя. Математический подход совсем не лишил арабеску художественной ценности.

Арабеска и ее медитативные свойства

Данный орнамент является завораживающим и ритмичным. При созерцании повторяющихся элементов можно очень легко утонуть в океане сплетающихся узоров. Именно поэтому арабеску можно назвать прекрасным медитативным инструментом. Она особым образом способна рассеивать внимание, заставляя тем самым позабыть о внешней суете и погрузиться во внутренний мир. Как раз поэтому во многих мечетях арабеска была частью убранства. Ее медитативная функция помогала сосредоточиться на молитве и забыть о других делах.

Термин в балете

Но названным словом обозначают только элемент изобразительного искусства. Что такое арабеска в балете? Ее можно считать одной из основных поз в современном классическом танце. Это очень важный элемент хореографии, который встречается не только в балете, но и в танце живота. Классические арабески делятся на четыре основных типа.

Allongee

Это первая и основная поза, которую также называют ouverte. Самую главную роль здесь играет спина. Чтобы правильно выполнять данный элемент, необходимо встать на одну ногу, а вторую, вытянутую и прямую, поднять назад на такую высоту, чтобы угол составлял 90 градусов. Та рука, которая противоположна поднятой ноге, вытягивается вперед, а другая отводится в сторону. Кисти в это время должны быть вытянутыми и направленными ладонями вниз. Таким образом, создается впечатление, будто они опираются на воздух.

Вторая позиция

Ноги и корпус находятся в точно таком же положении, как в первом варианте. Разница лишь в том, что вперед вытягивается та рука, которая соответствует вытянутой ноге. Другая нога отводится назад настолько, чтобы ее было видно позади корпуса, а голова при этом обращена в сторону зрителя.

Третья и четвертая позиции

Следующий элемент должен исполняться лицом к зрителю. Корпус наклоняется вперед и вытягивается в спине. Рука и нога, которые вытягиваются, соответствуют друг другу. Вторая нога отводится в сторону. Лицо повернуто к вытянутой руке. Четвертая позиция подразумевает поворот корпуса вполоборота к зрителю спиной. Ноги находятся в положении третьей позиции, а вытянутая рука противоположна поднятой ноге. Корпус поворачивается с сильным выгибом в спине.

Нужно сказать, что мастера танца исполняют арабески очень красиво и грациозно. Это настоящая эстетика балетного искусства.

Термин в музыке

Существует еще одна область, где используется данное слово. Арабеска в музыке - это такой жанр инструментальной пьесы. Впервые данный термин в музыкально сфере был применен Р. Шуманом, который так назвал свою пьесу для фортепиано. Она была в форме рондо, а в ритмах имелись контрастные разделы. Именно с тех пор термин «арабеска» множество раз использовали композиторы для определения небольших фортепианных пьес, которые обладают изяществом, узорчатой фактурой. А мелодичный рисунок их богато орнаментирован.

Термин в моде

В одежде восточные мотивы уже давно владеют сердцами любительниц необычной одежды. Ведь интересный орнамент, яркие цвета всегда приковывают к себе внимание. Что такое принт «арабеска»? Это рисунок на одежде, который относится к восточным и представляет собой растительные, животные и Иногда используется арабская каллиграфия. Все это бесконечно переплетается и повторяется, замещая весь фон.

Очень часто можно в узоре проследить симметрию и ритмичность. Нужно уточнить, что в некоторых европейских странах арабеской называют узор, который состоит исключительно из растительных элементов. Но в широком смысле этим термином называют все витиеватые, замысловатые узоры, обладающие восточным мотивом. Он может выглядеть как бесконечно повторяющийся фрагмент. Это особенность узора. Он соединен в одно целое и невозможно отыскать ни начала, ни конца.

Рисунки бывают как контрастными, так и многоцветными, а также однотонными. Может использоваться разная текстура ткани, что только добавляет узору затейливости.

Итоги

Так что такое арабеска? Определение, как видите, имеет множество смыслов. Нужно сказать, что в наши дни названный орнамент очень популярен. Его можно увидеть на коврах, обоях и в работах ремесленников. Вдохновляются арабеской и ювелиры, и модельеры, и дизайнеры интерьеров. А появление таких направлений, как дудлинг, связано именно с Таким образом, что такое арабеска? Это орнамент, который стал неотъемлемой частью мирового искусства.

ит. arabesco - арабский) – 1) разновидность сложного орнамента, состоящего из геометрических фигур, переплетений линий, завитков, стилизованных листьев, цветов и надписей; 2) причудливый орнамент только из растительных форм, в противоположность мореске.

Отличное определение

Неполное определение ↓

АРАБЕСКА

(фр. Аrabesque - арабский) - в изоб-разительном искусстве европейское название линеар-ного орнамента в средневековом искусстве мусульманских стран. Он применялся в архитектуре, декоратив-ной живописи, рельефе, прикладном искусстве в виде причудливого сочетания стилизованных мотивов из растительного мира (листьев, цветов и т.п.), геометрических узоров, вымышленных фигур, оружия, ино-гда - надписей арабскими буквами (они сами похожи на орнамент). Возникновение данного термина обу-словлено широким использованием арабесок в искусстве Ближнего и Среднего Востока и ярко выраженным стремлением арабского искусства к декоративности. Особенностью арабесок следует считать усложненность и тонкую разработку деталей при ясной законо-мерности построения орнаментальной композиции в целом. Арабеска обычно составляла «открытую», создающую возможность бесконечного развития, ком-позицию, позволяющую художнику сплошным ковром узора покрывать поверхность большого протяжения и любого очертания. Многократное повторение и наслоение однородных форм создает впечатление запутанного, прихотливого узора.

Арабеска (итал. arabesco - арабский) – средневековый арабский орнамент комбинированного типа, сочетающий в себе растительные и геометрические мотивы (позднее только растительные). Очень часто в этот декор вплетается текстовая вязь. Особое распространение арабеска получила в эпоху Возрождения. Во времена увлечения античностью начала XIX века ошибочно отождествлялась с гротеской.

Этот тип орнамента отличают, прежде всего, очень высокие эстетические свойства и достаточная сложность композиций. Декор выполняется с использованием повторений, в основе которых лежит строгий математический расчет, одного или нескольких элементов узора. При этом один фрагмент часто вписывается в другой. Такое композиционное решение практически исключает возможность применение фона. С одинаковым успехом арабески могут наноситься как на плоские, так и на выпуклые поверхности. Искусствоведы некоторых европейских стран придают арабеске более узкое значение сугубо растительного орнамента. В данном случае она выступает как антипод мореске (геометрическому орнаменту).

История развития арабески в Европе


Данный вид орнамента возник на арабском Востоке и получил особое распространение в Византии. В средние века, в эпоху расцвета готики и романского стиля он часто использовался в качестве декора для рукописных книг. В период сильного влияния мавританского искусства на итальянское (XIV – XV вв.) арабеска получила широкое распространение в майолике и орнаментальной гравюре. Особенно примечательными стал декор дворца Нерона Domus Aurea эпохи Ренессанса. На стенах этого здания имелось множество фрагментов росписей, содержащих арабески.

Своей кульминации развитие гротески эпохи Возрождения достигло в мастерских Рафаэля благодаря усилиям его ученика Джованни да Удине, который восстановил древние орнаменты Domus Aurea. Именно в таких мотивах была исполнена лепнина ватиканских лоджий. Арабески да Удине становятся основой ренессанской иероглифики. До XVIII века любые орнаментальные композиции не мыслились неким излишеством или украшательством. Скорее они были укоренены в эстетику ордеров, были частью целого, зачастую символьной.

Современное понимание орнамента как декора или украшения возникает только в классическую эпоху. В это время арабеска становится не просто иероглифом, а отражением некой свободной, творческой, «божественной» красоты. Зачастую она приобретает и совершенно мистический смысл. Подобные орнаменты, к примеру, использованы в четырех картинах Даниэля Рунге «Времена дня». Арабески в этом произведении служат связующим звеном четырех главных идей. Очень часто этот вид орнамента в XVIII веке используется и для украшения готических соборов. На протяжении веков европейское искусство не раз обращалось к этому витиеватому и сложному виду орнамента. Очень примечательны, к примеру, арабески Обри Бердслея.












Мусульманская арабеска

Мусульманские ортодоксы вот уже несколько веков подряд запрещают изображение живых существ. Согласно канонам этой религии, единственным творцом всего является Аллах, и соперничать с ним подобным образом – великий грех. Поэтому в странах Востока аналогом христианской иконе становятся разного рода надписи, выполненные арабской вязью. В этом ключе арабеска выступает как элемент оформления, призванный, прежде всего, быть связью между небом и человеком. Мусульмане с течением времени превратили искусство создания подобных орнаментов в настоящую науку. Декоры выполнялись с использованием строгих математических расчетов. Таким образом, восточные художники создавали огромные панно, украшавшие стены мусульманских храмов. В средние века арабеска пользуется на Востоке огромной популярностью и как ковровый узор.

В этом случае иногда между листьями и плодами располагаются и фигурки людей и животных. Дело в том, что запрет на подобные рисунки в светском восточном искусстве действует не так строго, как в религиозном. В особенности в шиитском направлении ислама. На основе арабесок был создан красивейший дизайн ислами.

На данный момент имеется несколько его разновидностей:

Собственно ислами – орнамент, состоящий из арабесок;
ислами шекасти – разомкнутые арабески;
ислами банди – орнамент с арабесками, выполненный в стиле банди;
ислами дахане аждар – арабески, выполненные в виде пасти дракона;
ислами торандждар – наряду с характерным орнаментом используются медальоны;
ислами лачак-торандж – медальоны применяются в композиции с треугольниками по углам ковра;
ислами мари – арабески, имеющие спиралевидную форму.

Арабеска – один из самых интересных видов орнамента. Используется в качестве декора она и в наше время. Подобными узорами украшают посуду, одежду, интерьеры и т.д. Особенно стоит выделить арабеску как элемент современного ландшафтного дизайна. Орнаменты, выполненные из цветущих растений, выглядят поистине шикарно. Плоские газоны-арабески разбиты, например, в саду Мирабель (Австрия), одном из самых красивых барочных парков Европы.

Орнаментика. Арабеска

В искусстве ислама, которое в наименьшей степени ориентируется на изображение конкретных образов, важная функция принадлежит орнаментам и узорам, сосредоточившим в своеобразной форме огромные возможности выражения мировоззренческих ценностей.

Наиболее типичным в этом отношении творением ислама является арабеска, в которой нашли свое отражение геометрический гений и кочевой менталитет. Арабеска (ит. arabesco , фр. arabesque – арабский) – европейское название сложного восточного средневекового орнамента, состоящего в основном из геометрических, каллиграфических и растительных элементов и созданного на основе точного математического расчета. Своей вязью арабеска покрывает архитектурное здание, изделие прикладного искусства, страницы рукописных книг. Сама идея арабески созвучна мусульманским представлениям о «вечно продолжающейся ткани Вселенной».

Арабеска должна рассматриваться как образец орнамента, в котором логика построения геометрического узора вступает в союз с живой непрерывностью ритма. Она строится на повторении и умножении одного или нескольких фрагментов орнамента. Бесконечное, протекающее в заданном ритме движение узора может быть остановлено или продолжено в любой точке без нарушения целостности узора. Такой орнамент исключает фон, так как один узор вписывается в другой, закрывая поверхность. Европейцы называли это «боязнью пространства». В арабеске присутствуют два основных элемента: переплетение и растительный лейтмотив. Первое, по существу, есть результат геометрического умозрения, что напоминает своеобразную геометризацию доктринальной системы буддизма (глава 2). Тогда как второе представляет собой тип графического ритма, выраженного в спиралевидных узорах, которые, как считают специалисты, возможно, ведут свое происхождение не столько от растительных форм, сколько от символики линии. Таким образом, обе темы в арабеске имеют как бы единый источник вдохновения (рис. 37 ).

Рис. 37. Оконная решетка. Мечеть Сиди Сайида.

В целом принято говорить о нескольких видах орнамента. Геометрический орнамент состоит из точек, линий (прямых, ломаных, зигзагообразных, сетчато-пересекающихся) и фигур (кругов, ромбов, многогранников, звезд, крестов, спиралей и др.). Растительный орнамент составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток и т. п. Зооморфный орнамент включает стилизованные изображения реальных или фантастических животных. Иногда подобный орнамент называют «звериным стилем». Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека. Искусство ислама знает много блестящих примеров одновременного использования всех типов орнамента. Но именно в арабеске искусство орнамента было доведено до наивысшей степени совершенства.

Вахид Табризи, персидский поэт и теоретик, уподобил такую орнаментацию фигурам поэтической речи: изобразительная украшенность плоскости соприродна украшенности речи. Притом объединяющим здесь элементом является, несомненно, ритм. Известно, что доисламская поэзия, создавшая выдающиеся образцы и свои поэтические размеры, значительнейшим образом повлияла на всю культуру и искусство ислама. Более того, эта поэзия всегда была окружена особым пиететом в мусульманской среде.

Геометрическая орнаментика ислама включила в себя архаичные мотивы древних кочевых народов; таким образом, у исламских орнаментов очень древние корни. Конечно, в системе новых мировоззренческих ценностей с этими мотивами, как и со всеми ассимилируемыми элементами, происходила существенная трансформация.

Этическая и эстетическая осознанность орнаментальных мотивов в культуре ислама была утверждена практически вместе с возникновением высокого искусства как такового, то есть с момента появления каллиграфии, орнамента и архитектуры в контексте единого высказывания культуры ислама. Мусульманская арабеска, по словам Ш. М. Шукурова, «не есть просто орнамент, но тот уровень абстракции, тот поток сознания, который требует для своего понимания определенной подготовки. Именно поэтому европейскому читателю и зрителю остаются чуждыми и непонятными как коранический дискурс и стихи персидских поэтов, так и изобразительное искусство ислама. Все это требует комментирования и толкования» (рис. 38 ).

Рис. 38. Панель с резной надписью

Решающую роль в этом процессе осознания орнамента как явления упорядоченного и упорядочивающего сыграли арабская графика и графический стиль мышления в культуре ислама. Графика и орнамент в искусстве ислама исключительно продуктивно взаимодействуют с другими художественными формами. (Это вообще является характерным для всего искусства Востока, в чем нам предстоит убедиться, в частности, на примерах искусства Китая и Японии.) Свидетельством тому является первый памятник высокого искусства ислама – реликварий Куббат ас-Сахра (Купол Скалы) в Иерусалиме. В реликварии каллиграфические надписи и орнаментальное убранство, составленное из растительных мотивов, впервые встречаются в архитектурном контексте, определяя иконографическое будущее всей программы мусульманского искусства (рис. 39 ).

Рис. 39. Куббат ас-Сахра.

Весь ход истории искусства и архитектуры ислама показывает существование связи архитектуры, каллиграфии и орнамента; ярко выраженная направленность храмового сознания мусульман является здесь важнейшей точкой отсчета. Именно в храме и в «поле зрения» храма разворачивается панорама видения Бытия человеком. По словам французского философа-исламоведа А. Корбена, «храм есть место, источник со-зерцания».

Растительные орнаменты сами по себе представляют собой очень интересную тему, составляющую важную часть мусульманского видения. Тема растительных мотивов встречается в Коране; в последнем аяте суры «Ал-Фатх» правоверные уподобляются крепкому побегу, стеблю. Это – образ масал . Интересен мотив уподобления правоверных растениям, демонстрирующий единство Бытия. Характерно, что существуют параллели этому образу в христианской и иудаистической традициях. Так, евангельский мотив уподобления правоверных «доброму семени» (Мат. 13:38) уходит корнями в ветхозаветную древность. В 3-й Книге Царств говорится: все стены Храма «внутри и вне» должны быть увиты пальмовыми и распускающимися цветами (6:18, 29, 32, 35). Все это является особо значимым в контексте ветхозаветной эсхатологии, согласно которой Небесный Храм будет утвержден среди народа нового Израиля, подобно древу среди растительности. В этой связи стоит вспомнить о некоторых корреляциях в символике креста, в которой человек и растение соответствуют вертикали в отличие от животного, соединяемого с горизонталью.

В исламе и исламском искусстве растительные мотивы нашли свое закрепление как метафоры рая, спасения и идеальной общины правоверных. В Коране говорится: «Разве не видел ты, как Бог приводит подобие (масал ); доброе слово как доброе дерево, корень его тверд и ветви его на небесах?» (14:29). Согласно исламской концепции, залогом спасения мусульманской общины и каждого человека является Доброе Слово и Доброе Древо, изобразительный образ (масал ) которых естественно разворачивается в Доме Бога (Байт Аллах ).

Арабеска является метафорическим образом, фигурой в том или ином контексте высказывания. Считается, что в арабеске мусульманин пред-видит хорошо ему знакомый и предельно этичный образ своего будущего, осознавая трансцендентную реальность этого образа, – поскольку в первую очередь реален Храм, предвечное древо культуры, стеблем которого всегда остается правоверный. Таким образом, арабеска – одно из важнейших проявлений стиля культуры, ориентированной скорее на графические способы видения и высказывания.

Слово как таковое не может быть до конца выговорено, принципиально незаконченной должна оставаться и вязь арабески – метафоры вечной жизни правоверного.

Каллиграфические, растительные, а затем и геометрические конфигурации создают различные комбинации целостной духовной геометрии мироздания. «Наука украшения» (илм ал-бади ) поэтической речи, сформировавшаяся в литературе в IX веке, и «орнаментация» художественно выделанной «вещи» – явления одного порядка. Их объединяют вязь и ритм.

Орнаменты со спиралевидными узорами – геральдическими животными и виноградными лозами – встречаются также в искусстве азиатских кочевников, замечательным образцом которого является искусство скифов с его знаменитым «звериным стилем». Элементы исламского декоративного искусства извлечены из богатейшего архаического наследия, которое было общим для народов Ближнего Востока и Северной Европы. Включенные исламским искусством некоторые архаичные элементы, такие как спираль, зигзагообразные линии, круги, стилизованные животные и др., соединяют орнаментику ислама с чрезвычайной древностью (рис. 40 ).

Рис. 40. Исламские орнаменты.

Это общее наследие, как полагает Т. Буркхардт, вновь всплыло на поверхность, как только отступил эллинизм с его, по существу, антропоморфным искусством. Христианское средневековое искусство также приняло его через фольклор переселенцев из Азии и через изолированное искусство как кельтов, так и саксонцев, ставшее одним из самых удивительных синтезов доисторических мотивов. Однако вскоре это наследие было затемнено и выхолощено в христианском мире под влиянием греко-римских образцов, ассимилированных христианством.

Согласно исследователям, исламский дух имеет гораздо более тесное родство с безбрежным потоком архаичных форм, поскольку они (эти формы) находятся в полной корреляции с сознательным обращением ислама к изначальному порядку, к «исконной религии» (дин ал-фитра ). Он ассимилирует эти архаические элементы и сводит их к наиболее абстрактным и наиболее обобщенным формулировкам, «геометризуя» их, наделяя древние символы новой интеллектуальной ясностью и духовным изяществом.

Арабеска не случайно имеет своеобразные аналогии в арабской риторике и поэзии. Ритмическое течение мысли обретает четкость благодаря строго взаимосвязанным параллелям, инверсиям, противопоставлениям. Мусульманская арабеска – не просто возможность искусства без сотворения образов; это непосредственный способ постепенного исчезновения, растворения образов или того, что соответствует им на ментальном плане, точно так же, как ритмическое повторение определенной коранической формулы растворяет фиксацию ума на объекте желания. Более того, арабеска – удивительное средство, находящееся на вооружении исламского искусства, с помощью которого правоверный как бы погружается в ритмические волны, в особое, экстатическое состояние, приближающее его к восприятию Бога. В арабеске всякий намек на индивидуальную форму растворяется в безграничности непрерывного плетения; повторение идентичных мотивов, «цветистое» движение линий и декоративная прозрачность форм, выступающих в рельефе и вырезанных таким же образом «обратно аналогичных», – все способствует этому эффекту.

Таким образом, в арабеске мы наблюдаем синтез архаической символики с ментальной изысканностью и изяществом исламского искусства – в целях решения духовных задач, а не в чисто декоративных целях. Стены некоторых мечетей покрыты глазурованной керамической мозаикой или плетением изящных арабесок, что является прекрасной иллюстрацией содержания известного изречения Пророка Мухаммеда, согласно которому Бог скрывает себя за 70 000 покровов света и тьмы; если бы они все были удалены, все, чего достигает Его Взор, было бы испепелено от Его Лика. Покровы, которые сотворены из света, вуалируют Божественный Свет.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.