Что такое февральская лазурь. Февральская лазурь текст. История создания картины

(1871-1960) — знаменитый советский художник, живописец, искусствовед, профессор, педагог, реставратор. За свою творческую карьеру создал немало замечательных картин, которые сегодня считаются настоящим достоянием русского искусства. Одной из самых известных картин И. Грабаря считается работа под названием «Февральская лазурь».

Пейзаж «Февральская лазурь» был написан в 1904 году. Холст, масло. Размеры: 141 x 83 см. Находится в Государственной Третьяковской галерее, Москва. Картина написана в стиле импрессионизм. Настроение картины радостное и светлое. В этой работе Игорь Эммануилович попытался передать солнечный зимний день в берёзовой роще. Благодаря своему таланту, художник сумел передать не только сам пейзаж, его реалистичный вид и малейшие нюансы, но и сам характер солнечного зимнего дня. При взгляде на картину, создаётся ощущение нечто прекрасного, радостного и светлого, что уводит от повседневности и воспевает красоту русского леса, тишину берёзовой рощи, лёгкий морозец, хруст снега под ногами, лучи солнца, которые даже в зимний период согревают и обещают скорый приход долгожданной весны.

На переднем плане мы можем увидеть берёзу, которая раскинула свои ветви и пронизывает своей величавой красотой всё пространство картины. Здесь И. Грабарь выбрал ракурс, при котором зритель смотрит на деревья снизу вверх, что делает берёзы, а также всё пространство картины, ещё более впечатляющим своими размерами и масштабом. Необычный ракурс, а также яркий колорит работы, сделали картину не просто красивым пейзажем, но настоящим шедевром. Посмотрев на эту работу, сразу становится понятно, что в её основе и мелочах есть нечто неуловимое, что делает природу русского леса необычайно притягательной и волнующей сердце, душу и воображение.

Картина «Февральская лазурь» также предвещает приход весны. В этом есть некая грусть расставания с зимой. Солнце начинает светить ярче. Морозы отступают. Деревья уже сбросили шапки снега и вскоре по лесу побегут ручьи, а на берёзах начнут набухать почки. Картина наполнена скорым пробуждением природы после долгой спячки. От смешанных чувств грустного расставания с зимой и радости прихода весны, картина становится ещё более волнующей и трогающей за самое живое в сердце.

История картины «Февральская лазурь» началась после того, как в феврале 1904 года художник отправился на дачу к своим друзьям. Во время своей прогулки по окрестностям, когда установился солнечный день, художник нечаянно уронил палку. Наклонившись, чтобы её поднять, он повернул голову и вдруг увидел нечто, что поразило его до глубины души. Под другим углом обычная природа заиграла совсем другими красками, близкий снег заблистал, деревья показались более величественными, небо казалось ещё более синим. Игорь Грабарь тут же побежал домой, чтобы сделать первый набросок. На следующий день он отправился на то же место, выкопал в снегу траншею для установки мольберта и принялся за работу. Так родился шедевр русского искусства, который и сегодня радует и восхищает любителей живописи и посетителей Государственной Третьяковской галереи.

Умение блистательного русского живописца Игоря Грабаря передать тот момент, когда зима вот-вот сдаст позиции весне, никогда не оспаривалось ни критиками, ни обычными зрителями. Вот и картина «Февральская лазурь» удивительным образом перемещает нас в зимний лес, который уже готовится сбросить оковы зимы. Настроением этой грядущей перемены пропитана она до последнего мазка.

«Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на нее, я уронил палку и нагнулся, чтобы ее поднять. Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенных голубой эмалью неба». Надо отметить, что Грабарь обладал важнейшим качеством истинного живописца — он умел по-настоящему видеть, то есть воспринимать в окружающем мире гораздо больше того, что открывается обычному взгляду.

Работа над этой картиной, которую он потом считал важнейшей в своем творчестве, проходила очень своеобразно: этюд был написан из траншеи, которую Грабарь прорыл в глубоком снегу. В этой траншее художник поместился с мольбертом и большим холстом в поисках более сильного впечатления низкого горизонта и высокого неба (впоследствии такой «траншейный» метод использовался им и в других натурных
работах). С этой точки художник смог раскрыть все многообразие голубых тонов в градации от светло-зеленого до ультрамаринового — то, что Илья Остроухов назовет позже «индийским небом». Вертикальный формат картины, как и в Белой зиме, акцентирует пластику березы, расправившей подобно крыльям свои веерные ветви, и подчеркивает бесконечность лазурного пространства.

Интересен выбранный художником ракурс: зритель смотрит на изображение снизу, это расширяет пространство картины. В работе использовано очень много светлых тонов — белые берёзы, снег, небо. Но, несмотря на это, яркий светлый колорит работы не мешает ее комфортному восприятию. Кроме большого количества белесоватых оттенков художник также использует и цвета, традиционно связываемые с приходом весны: голубой и ультрамариновый. Сочетание цветов помогает зрителю понять, что дни зимы сочтены и совсем скоро весна вступит в свои права.

Главным героем картины Грабаря «Февральская лазурь» является, конечно, берёза на переднем плане. Её ветви чётко выделяются на фоне по-весеннему голубого неба. На них сверкает иней, красивым ожерельем обрамляя русскую красавицу. Позади неё художник изобразил ещё несколько березок, красота и изящество которых вторят главной героине.

Настроение картины — радостное, весеннее, несмотря на то, что зима сковала природу своим холодом. Понятно, что весна с её весёлыми ручьями и пением птиц не за горами, холод скоро закончится и берёзы по кроются сережками и молодыми свежими листочками.

Год написания картины: 1904.

Размеры картины: 141 x 83 см.

Материал: холст.

Техника написания: масло.

Жанр: пейзаж.

Стиль: импрессионизм.

Галерея: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия.

























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

1. Организационный момент.

2. Объявление темы урока.

3. Биография художника.

Игорь Эммануилович Грабарь (1871–1960). Родился в Будапеште, в семье русского общественного деятеля. В 1876 году его родители переезжают в Россию. Детство Игоря было нелегким. Мальчик часто разлучался с родителями, оставаясь на попечении чужих людей. С детства он мечтал о живописи, стараясь быть ближе к художественным кругам, посещал все выставки, изучал коллекцию Третьяковской галереи.

С 1882 по 1889 годы Грабарь обучался в московском лицее, а с 1889 по 1895 год в Санкт – Петербуржском университете сразу на двух факультетах – юридическом и историко-филологическом. Затем поступил в петербургскую Академию Художеств, обучался в мастерской Ильи Репина.

В каникулы много путешествует по Европе: Берлин, Париж, Венеция, Рим, Неаполь.

Вернувшись в Россию, был потрясен красотой русской природы. Его восхищение Россией после долгой разлуки выразилось в картинах: “Белая зима”, “Февральская лазурь”, “Мартовский снег” и многие другие.

4. Просмотр картин художника.

“Сентябрьский снег”, “Грачиный гнезда”, “Восход солнца”, “Зимнее утро”, “Зимний вечер”, “Мартовский снег”, “Март”, “Февральская лазурь”.

5. История создания картины.

“Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на нее, я уронил палку и нагнулся, чтобы ее поднять. Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенные голубой эмалью неба. Природа как будто праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу”.

Неудивительно, что художнику страстно захотелось передать “хоть десятую долю этой красоты”.

6. Что такое описание?

Описание – это тип речи, с помощью которого можно представить предмет, характеризуя его с разных сторон.

7. Что такое пейзаж?

Пейзаж – это изображение картины.

8. Беседа с классом.

Почему картина называется “Февральская лазурь”?

Какова основная палитра картины?

Почему именно белый и голубой цвета используются художником?

9. Обращение к словарю.

А) светло-синий цвет. Бледна, как лилия в лазури васильков. (Батюшков)

Б) цвет неба, моря. Под ним струя светлей лазури. (Лермонтов)

В) небесная лазурь. Надо мной в лазури ясной светит звездочка одна. (Пушкин)

Г) краска светло-синего цвета. Берлинская лазурь.

10. Беседа с классом.

Что изображено на переднем плане картины?

Символом чего является береза?

Что вы чувствуете, когда смотрите на картину Грабаря “Февральская лазурь”?

Какие эмоции у вас вызывает береза, написанная художником на первом плане?

Рассмотрите небо, есть ли на нем облака?

Как меняется цвет неба к горизонту?

Рассмотрите снег. Меняется ли его цвет на солнце и в тени?

Какие цвета использует художник? Почему?

Подберите словарь цветов и оттенков по картине.

11. Предметы изображения.

Небо: вверху, на горизонте.

Снег: на солнце, в тени.

Береза: ствол, ветви.

12. Слова – помощники.

Небо: лазоревое, синее, голубое, бездонное.

Снег: белоснежный, жемчужный, лазоревый.

Снег: искрится, блестит, сверкает, сияет.

13. Синонимы – помощники.

Художник – изобразил, написал, создал картину.

Картина – пейзаж, полотно, репродукция.

Береза – русская красавица, символ русских лесов.

14. Выражения – помощники.

Любовь художника к изображению радостного состояния природы.

Праздник света.

Восхищение русской красавицей.

Жемчужные переливы белого и голубого.

Кружевное переплетение ветвей.

Лазурное небо.

Предчувствие весны.

15. Пример сочинения-описания.

Передо мной репродукция самой прекрасной картины Грабаря “Февральская лазурь”. Все в ней просто и бесподобно. Изображен изумительный февральский день. Морозно и солнечно. Благодатная стояла погода. На небе ни облачка. Оно лазоревое и ослепляет голубизной. Возле горизонта светло-голубое, а в вышине синее, и синева эта уходит в бесконечность. Снег искрится, сверкает. Он сиреневый на солнце и синий в тени.

На переднем плане изображена ветвистая красавица береза. Ее ствол отливает жемчужной белизной, а ветви и прошлогодняя листва на верхушке красно-коричневого цвета. Другие березки обыкновенные, они менее величественные. По линии горизонта на заднем плане виднеется тянущийся сплошной стеной кустарник, тоже красно-коричневого цвета.

Художник передал на своем полотне красоту природы. При первой встрече с картиной поражает идущее от нее голубое сияние. Помог передать фантастическую красоту голубой цвет, основной цвет картины. В природе все утопает в лазоревом свете, поэтому картина и названа “Февральская лазурь”.

Этот пейзаж вызывает радостное и праздничное настроение. Хочется побывать здесь и увидеть все своими глазами.

16. План сочинения.

  • Автор картины И.Э.Грабарь.
  • Время года, изображенное на картине.
  • Предметы изображения автора:
    • береза на переднем плане (ее строение, цвет ствола, ветвей)
    • деревья на заднем плане
  • Изображение неба, снега около деревьев.
  • Какое настроение вызывает картина?

17. Домашнее задание.

Используя материал урока, напишите сочинение-описание по картине И.Э Грабаря “Февральская лазурь”.

Грабарь Февральская лазурь

Урок русского языка в 4 классе. УМК «Школа России»

Тема: Сочинение-повествование по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»

Цель: обучение учащихся умения определять тему картины, описывать картину, раскрывать замысел художника, передавать своё отношение к картине.

Формируемые УУД:

Познавательные:

    Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

Коммуникативные:

    Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

Регулятивные:

    Составление плана и последовательности действий;

    Сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;

    Внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия;

Личностные:

    Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Оборудование: презентация, карточки для учащихся, репродукция картины «Февральская лазурь».

Ход урока

I . Организационный момент

II . Работа по теме урока

1.Знакомство с жизнью и творчеством И. Э. Грабаря

СЛАЙД 2

Игорь Эммануилович Грабарь – известный художник-пейзажист, тонкий знаток природы. Он родился 13 марта 1871 года в Будапеште. В 1876 году его семья переезжает в Россию.

В Петербургскую академию художеств талантливый художник поступил в 1894 году, а уже в 1896 году Грабарь едет знакомиться с западноевропейским искусством в Европу.

СЛАЙД 3

В 1901 году, вернувшись в Россию, он пишет картину «Сентябрьский снег». Зрители встретили её восторженно, увидев в ней поиски новых возможностей в изобразительном искусстве. Грабарь умел найти в будничных мотивах настоящее богатство красок.

СЛАЙД 4

Одно из лучших его полотен – «Февральская лазурь». Путь Грабаря-художника переплетался с деятельностью учёного, исследователя искусства. В 1910-1914 годах вышли в свет несколько томов «Истории русского искусства».

СЛАЙД 5

В 1920 году Грабарь организовал экспедицию по Северной Двине и вдоль побережья Белого моря. Художника покорила природа этих мест, её торжественное спокойствие. На берегах Северной Двины он написал картину «Сийский монастырь».

СЛАЙД 6

Талант Грабаря-портретиста наиболее ярко проявился в картине «Автопортрет в шляпе»

2 .Работа над сочинением по репродукции И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»

Для того, чтобы описать что изображено на картине, нужно пользоваться следующим планом. (План распечатан на карточках для каждого учащегося)

СЛАЙД 7

План

    «Февральская лазурь» - одна из лучших картин И. Э. Грабаря.

    Описание берёзы на переднем плане.

    Описание берёзовой рощи на заднем плане.

    Цветовое решение картины.

    Настроение, которое вызывает картина.

Примерное описание картины:

«Февральская лазурь» - это одна из лучших картин И. Э. Грабаря. На полотне изображена берёзовая роща в один из лучезарных февральских дней. Она застыла на фоне лазоревого неба.

На переднем плане мы видим высокую, раскидистую берёзу с толстым стволом. Художник композиционно выделил её: он как бы отодвинул молодую рощу на задний план, чтобы она не мешала нам видеть берёзу. Снега на её ветках уже нет, но она словно светится от лучей солнца.

Чтобы показать берёзу во всей её величавой красоте, Грабарь писал её, стоя в специально вырытой яме. Так он сумел увидеть верхушки деревьев и таинственные тени на снегу. Белоствольные берёзы написаны плотными масками, и на фоне небесной лазури кажутся ещё белее. Они похожи на застывший фонтан. Вся роща прозрачна, хрустальна, залита солнечным светом. Хрупкие коралловые ветки застыли в воздухе.

Мы видим переливы всех цветов радуги, объединённых голубой эмалью неба. Краски поражают наше воображение. Глядя на картину, мы понимаем: зима приближается к концу. Это видно по подтаявшему сиреневому снегу, по длинным сапфировым теням на нём.

Когда смотришь на картину «Февральская лазурь», охватывает чувство радости и восхищения природой. Картина поражает чистотой света, ослепляет лазорево-синим цветом.

III . Самостоятельная работа

Попробуйте сами написать сочинение. При написании сочинения вы можете использовать репродукцию И. Э. Грабаря и следующий материал для описания картины. (Материал напечатан на карточках для каждого учащегося)

Материал к сочинению

Небо: сине-лазоревое, голубоватое, чистое; на горизонте ни облачка.

День: ясный, лучезарный, солнечный, яркий, чудесный.

Роща: залита солнцем, озарена солнечным светом; косые лучи зимнего солнца освещают рощу.

Берёзы: величественны, устремлены ввысь; стволы сверкают; коралловые ветки; стволы с жёлтыми, красноватыми, оранжево-коричневыми оттенками; искривлённая огромная берёза.

IV . Рефлексия

V . Подведение итогов урока

О каком художнике вы сегодня узнали?

Что вы запомнили о нём?

Возникло ли у вас желание познакомиться с джругими картинами художника?

Информационные источники

Литература:

Ситникова Т. Н., Яценко И. Ф. Поурочные разработки по русскому языку. 4 класс. – М.: ВАКО, 2015. – 496 с. (В помощь школьному учителю)

Страхова Л. Л. Сочинение по картине для младших школьников. Санкт-Петербург: Издательский Дом «Литера», 2008 г., 80 с. (Серия «Начальная школа»)



ПРОЧТИТЕ ВНИМАТЕЛЬНО!

Игорь Эммануилович Грабарь (1871-1960)

Игорь Эммануилович Грабарь – живописец, родился 13 марта 1871 года в Будапеште, в семье русского общественного деятеля Э. И. Грабаря.

Детство Игоря было нелегким. Мальчик часто разлучался с родителями, оставаясь на попечении чужих людей. С детства он мечтал о живописи, старался быть ближе к художественным кругам, посещал все выставки, изучал коллекцию Третьяковской галереи.

С 1882 по 1989 год Грабарь обучается в московском лицее, а с 1889 по 1895 в Санкт-Петербуржском университете сразу на двух факультетах – юридическом и историко-филологическом. После окончания университета, он поступил в петербургскую Академию Художеств

1895 году он обучался в мастерской Ильи Репина, где в это же время учились Малявин, Сомов, Билибин.

Лето 1895 года во время каникул, Грабарь путешествует по Европе, посещает Берлин, Париж, Венецию, Флоренцию, Рим, Неаполь. Его настолько восхищают творения величайших художников эпохи Возрождения, что он решает путешествовать дальше и просвещать себя.

Вернувшись в 1901 году в Россию, художник был вновь потрясен красотой русской природы. Он заворожен красотой русской зимы, восхищен «грацией» и «магнетизмом» волшебного дерева березы. Его восхищение Россией после долгой разлуки выразилось в картинах: «Белая зима», «Февральская лазурь», «Мартовский снег» и многих других.

В период с 1913 по 1925 год художник возглавляет Третьяковскую галерею. Здесь Грабарь произвел реэкспозицию, разместив и систематизировав все произведения искусства в исторической последовательности. В 1917 году он издал каталог галереи, который имеет значительную научную ценность.

Игорь Эммануилович является одним из основателей музееведения, реставрационного дела и охраны памятников искусства и старины. В 1918 году художник создает Центральную реставрационную мастерскую. Он помог спасти многие произведения древнерусского искусства и результатом проведенной работы мастерских, было открытие многочисленных выдающихся памятников древнего русского искусства - икон и фресок в Новгороде, Пскове, Владимире и других городах.

В 1926-30 Грабарь был редактором отдела изобразительного искусства Большой Советской Энциклопедии.

С 1924-го и до конца 1940-х годов Грабарь вновь возвращается к живописи, особое внимание уделяет портрету, изображая своих близких, ученых и музыкантов. Среди его знаменитых портретов «Портрет матери», «Светлана», «Портрет дочери на фоне зимнего пейзажа», «Портрет сына», «Портрет академика С. А. Чаплыгина». Широко известны и два автопортрета художника «Автопортрет с палитрой», «Автопортрет в шубе».

В советское время Грабарь увлекся творчеством Андрея Рублёва и И. Е. Репина. В 1937 году он создал двухтомную монографию «Репин». Эта работа принесла Грабарю Сталинскую премию. С 1944 Грабарь является директором института истории искусств Академии наук СССР.

Умер Игорь Эммануилович 16 мая 1960 года в Москве.
История создания картины «Февральская лазурь»

«Февральская лазурь» – самый известный пейзаж И.Э.Грабаря. Полотно «Февральская лазурь» художник писал с особой любовью и вложил в него часть своей души. Ему удалось создать новый образ русской природы. Даже в небольшой репродукции «Февральская лазурь» ярка, красочна, создаёт впечатление праздника. Этот пейзаж был особенно дорог и самому художнику. На склоне лет И. Грабарь с удовольствием вспоминал и подробно рассказывал о том, как создавался этот пейзаж. «Февральскую лазурь» художник увидел в Подмосковье, когда гостил у друга. Невозможно лучше самого автора передать преклонение перед красотой природы, которое он пережил.

О появлении на свет картины-любимицы, «Февральской лазури», его обстоятельный рассказ: «Настали чудесные солнечные февральские дни. Утром, как всегда, я вышел побродить вокруг усадьбы и понаблюдать. В природе творилось нечто необычайное, казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник - праздник лазоревого неба, жемчужных берез, ко-ралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу. Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на нее, я уронил палку и нагнулся, чтобы ее поднять. Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенных голубой эмалью неба. «Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, то и то это будет бесподобно», - подумал я и тотчас же побежал за небольшим холстом и в один сеанс набросал с натуры эскиз будущей картины. На следующий день я взял другой холст и в течение трех дней написал этюд с того же места. После этого я прорыл в глубоком снегу свыше метра толщиной траншею, в которой и поместился с мольбертом и большим холстом для того, чтобы получить впечатление низкого горизонта и небесного зенита со всей градацией голубых - от светло-зеленого внизу до ультрамаринового наверху. Холст я заранее в мастерской подготовил под лессировку неба, покрыв его по меловой, впитывающей масло поверхности густым слоем плотных свинцовых белил различных тональностей.

Февраль стоял изумительный. Ночью подмораживало, и снег не сдавал. Солнце светило ежедневно, и мне посчастливилось писать подряд без перерыва и перемены погоды около двух с лишним недель, пока я не кончил картину целиком на натуре. Писал я с зонтиком, окрашенным в голубой цвет, и холст поставил не только без обычного наклона вперед, лицом к земле, но, повернув его лицевой стороной к синеве неба, отчего на него не падали рефлексы от горячего под солнцем снега и он оставался в холодной тени, вынуждая меня утраивать силу цвета для передачи полноты впечатления. Я чувствовал, что удалось создать самое значительное произведение из всех до сих пор мною написанных, наиболее свое, не заимствованное, новое по концепции и по выполнению». Передать перезвоны чистого цвета - цвета освещенного ярким февральским солнцем неба, снега и серебристого ствола березы художнику удалось в полной мере…

В «Февральской лазури» береза - неотъемлемая часть, а то и единственная основа художественного образа. В самом облике березы, в умении увидеть ее очарование в общем строе русского пейзажа сказалось радостное восприятие природы родного края, которое отличает Грабаря-пейзажиста во все периоды его творчества. Из всех берез, когда-либо изображенных Грабарем, в березе «Февральской лазури» поэзия грабаревской пейзажной живописи достигла своей кульминации… Нужно было овладеть не только мастерством живописца, но и необыкновенным чувством влюбленности в природу, чтобы изобразить то торжество наступающей весны, которое удалось показать на своем холсте художнику. Как и всегда, он прибег к своему излюбленному приему показа фрагмента пейзажа: зритель не видит вершины березы, а на переднем плане на снегу лежат тени тех деревьев, которые стоят где-то позади зрителя, «входящего» таким образом по воле художника в картинное пространство и снизу вверх разглядывающего все множество переплетающихся ветвей и свисающих сучьев, сияющих то белизной, то золотом на фоне весеннего неба. Главная героиня картины - береза с ритмически расположенными ветвями - как бы закрывает от зрителя расположенные купами по две, по три тонкие березы, уходящие вдаль, туда, где на горизонте виднеется прозрачный, пронизанный светом березовый лес…

«Что может быть прекраснее березы, единственного в природе дерева, ствол которого ослепительно бел, в то время как все остальные деревья на свете имеют темные стволы. Фантастическое, сверхъестественное дерево, дерево-сказка. Я страстно полюбил русскую березу и долго почти одну ее и писал». Белизна березового ствола становится для Грабаря своеобразным экраном, отражающим радужные блики. Вместо черных крапинок он видит контрасты чистых красок.

«Февральская лазурь» является одним из примеров наибольшей степени цветового разложения среди всех живописных произведений Грабаря. Художник пишет чистым цветом, не смешивая краски на палитре, а нанося их короткими мелкими мазками на поверхность холста. Глубокие синие, светло-синие, бирюзовые и желтовато-голубые тона неба переданы всем множеством отдельных мазочков синего, белого, желтого, местами зеленого и красного цвета. То же происходит со стволами берез, поверхностью снега, где соседствуют белый, красный, сиреневый, желтый тона, и все это вместе сливается в единую поверхность снега с его глубокими сине-сиреневыми тонами, в белизну и золото березового ствола.

«Февральской лазурью» Грабарь сказал новое слово в русской пейзажной живописи.
Лазурь (др. русск. из греч.) – 1) светло-синий цвет, голубизна; 2) краска светло-синего цвета. (Толковый словарь.)
Синонимы цвета:
Лазурный = лазоревый = голубой.
Коралловый (цвет) – ярко-красный.
Сапфировый (цвет) – синий или зелёный, цвета сапфира.
Жёлтый (цвет) – золотой, золотистый.

НАПИШИТЕ СОЧИНЕНИЕ ПО ПРЕДЛОЖЕННОМУ ПЛАНУ.

Сочинение-описание по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»

ПЛАН

1. История создания картины. (Очень кратко! – цифра 1 сборника.) Смысл названия. (Полотно ослепляет лазорево-синим небом, уходящим в бескрайнюю высь. Пространство наполнено светом и воздухом.)
2. Лазоревое небо на картине Грабаря. (Небо занимает в «Февральской лазури» примерно три четверти полотна. Будто куполом раскрылось над картиной. Такое интенсивно-синее небо бывает именно в России - и именно солнечными зимними днями. Как мы понимаем, что день солнечный? – Сверкают стволы берёз, на них видны отблески солнца. Палитра неба разнообразна: от ярко-синего до светло-голубого. Лазурный фон создаёт ощущение торжественности и сочности солнечного света, который разливается по картине.)
3. Берёзы. Берёза на переднем плане картины. (Автор: «…дивный экземпляр берёзы»… Могучее, огромное, видевшее ни одну зиму, старое дерево. Цвет ствола, ветвей, ярко-рыжей прошлогодней листвы на верхушке, гармонирующей с ясной синевой необъятного неба. Вдали расположены её подружки, молодые берёзки. Кружево ветвей отражается в большом безоблачном голубом небе. Жёлтые, жемчужные, красноватые, оранжевые оттенки – тёплые тона. Берёзы – символ нашей родины, символ русской зимы. О них сложено много песен и стихов.)
4. Нестандартный подход к ракурсу картины. (Зрителю предлагается взглянуть на заснеженную березовую рощу как бы снизу. Такой приём расширяет пространство и позволяет…, создавая)
5. Нижняя часть картины – снег: на солнце и в тени. (Снег рыхлый, кое-где осел, подтаял. Особая красота сапфировых теней на сиреневом снегу, бесконечные бирюзовые переливы, блистающего снежного покрова.)
6. «Февральская лазурь» И.Э. Грабаря – поэзия пробуждающейся весны. Впечатление, чувства и настроение, вызванные картиной. (Художник выразил свои чувства на картине с помощью симфонии цвета, создав настроение небывалого праздника… см. сборник конец -1,2. Помогли ли стихотворения поэтов и музыка композиторов, звучащие на уроке, увидеть красоту «Февральской лазури»?)

(На уроке звучат музыкальные композиции Антонио Вивальди «Времена года. Весна» и Эдварда Грига «Утро», сюита «Сольвейг» из оперы «Пер Гюнт».)

Стихотворения, созвучные картине и настроению художника (тексты можно использовать в сочинении):

«Еще и холоден и сыр…» Иван Бунин

Ещё и холоден и сыр
Февральский воздух, но над садом
Уж смотрит небо ясным взглядом,
И молодеет Божий мир.
Прозрачно-бледный, как весной,
Слезится снег недавней стужи,
А с неба на кусты и лужи
Ложится отблеск голубой.
Не налюбуюсь, как сквозят
Деревья в лоне небосклона,
И сладко слушать у балкона,
Как снегири в кустах звенят.
Нет, не пейзаж влечёт меня,
Не краски жадный взор подметит,
А то, что в этих красках светит:
Любовь и радость бытия.

Есенин С.А.

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.