Что такое гуманизм в эпоху возрождения. Гуманистические концепции в эпоху возрождения

Гуманисты эпохи Возрождения о формировании личности (XIV–XVI вв.)

© Левит С. Я., 2015

© Ревякина Н. В., Кудрявцев О. Ф., 2015

© Центр гуманитарных инициатив, 2015

Вступительная статья

Возрождение – яркий культурный период в истории Европы, приходящийся на XIV – начало XVII в. От других этапов в развитии культуры его отличает огромный интерес к человеку, который во многом объясним переходным характером эпохи Возрождения от Средневековья к Новому времени, от феодализма к буржуазному строю. Разрушение феодальных общественных структур и старых форм экономической деятельности и появление новых поставили личность в особое положение – потребовали от нее развития личной инициативы и энергии, способствовали развитию самосознания. Культура Возрождения во многом отражает этот процесс. Но, устремленная в будущее, она имеет и свое видение этого будущего, и свое видение человека. Она предлагает эпохе свой образ человека, ее система воспитания носит целенаправленный характер, идеалы ее оказываются в целом шире, возвышеннее, благороднее, чем того требовала эпоха. Поэтому культура этого периода оказалась понятной будущим поколениям, а ее идеи, учения и художественные ценности сохраняют свое значение и сегодня.

Возрождение являет нам поистине грандиозную работу человеческого самосознания, осуществляющуюся тщательно и заинтересованно во всех сферах культурной жизни – литературе и философии, искусстве и науке. Этот исключительный интерес к человеку дал название и ведущему идейному течению в Возрождении – гуманизму (от лат. homo, humanus – человек, человечный) – и обозначил его содержание. Гуманизм возникает в сфере филологической культуры, которая понималась шире, чем в Средние века, и включала в себя наряду с традиционными дисциплинами Средневековья (прежде всего грамматикой и риторикой) еще и историю, моральную философию, поэзию. Эти studia humanitatis – науки о человеке – составляют основание гуманистической культуры, хотя и не исчерпывают ее и постоянно обогащаются, вбирая в себя и естественнонаучные представления. В сфере наук о человеке и рождается новое понимание человека, влияние которого ощутимо во всех областях культурной жизни.

Гуманизм был вдохновлен Античностью, именно она стала одним из его главных культурных истоков. Сочинения античных авторов гуманисты с энтузиазмом разыскивали по всей Европе и Византии, любовно возрождали к жизни, выводя на свет Божий, словно узников из подземелья (образ Поджо Браччолини), тщательно переписывали и распространяли, переводили (сначала на латынь с греческого, позже на национальные языки) и, когда появилось книгопечатание, энергично издавали. Такое своеобразное отношение к древности, с помощью которой гуманисты хотели воссоздать культуру после темных, как они считали, столетий упадка в Средние века, и дало название всей культурной эпохе – Возрождение (Ренессанс – фр. ). К Античности (сначала к латинскому наследию, позже к греческому) гуманисты обращались и для того, чтобы обосновать собственные идеи, и в целях полемики с отживавшей свой век средневековой традицией. Цицерон и Сенека, Теренций и Плавт, Вергилий и Лукиан, Аристотель, Платон, Эпикур, Тит Ливий, Фукидид и другие римские и греческие поэты, философы, историки привлекали их каждый по-своему. Но гуманисты никогда не ставили своей целью восстановить во всей полноте и точности то или иное античное учение, они включали античные идеи в свои представления и учения, выстраивали собственный дом из самых разных кирпичей древности. К тому же часто толковали по-своему мыслителей древности, соединяли друг с другом, причудливо согласовывали с христианством.

Христианство, в основном раннее, было другим важным истоком гуманизма. Его тоже возрождали, разыскивая подчас забытые в Средние века сочинения Отцов Церкви и христианских писателей (Августина, Иеронима, Лактанция, греческих Отцов Церкви). Однако христианство у гуманистов несводимо к ссылкам на Библию и Отцов Церкви, его влияние глубже. Стоявшая за спиной гуманистов христианская традиция обогатила гуманистическую мысль духовностью и вниманием к психологии, сделала идеал человека более возвышенным, углубила намеченный самой жизнью интерес к индивидуальности, к «я», к самопознанию, усилила нравственное начало. В северном гуманизме, где влияние христианства было сильнее, это привело к возникновению «христианского гуманизма», с которым связаны имена Эразма Роттердамского, Томаса Мора и др.

В гуманизме дает о себе знать и средневековая традиция, она существовала в нем анонимно, так как на средневековых авторов гуманисты, как правило, не ссылались, хотя самые замечательные из писателей Средних веков, например Данте, гуманистам были известны и вызывали их глубокое уважение. Наибольшее влияние средневековой традиции, и в частности народной культуры, ощущается в гуманизме Германии, Франции.

Рождение гуманизма, как и начало Возрождения, было связано с Италией – страной городов-государств с их бурной экономической активностью, выходящей по своим масштабам и формам организации за рамки Средневековья; с их не менее интенсивной политической жизнью, разнообразием и динамизмом форм правления; с развитием светской культуры, спрос на которую в связи с секуляризацией очень возрос. Интенсивная жизнь итальянских городов вывела на историческую арену людей энергичных и предприимчивых, думающих, чувствующих и действующих иначе, чем их средневековые собратья. Купец, вышедший из пополанской или крестьянской среды, кондотьер незнатного происхождения, ставший правителем города или крупным военачальником, гуманист – выходец из любого слоя общества, иногда из самых низов, – все они добиваются высокого положения и удачи благодаря собственным личным качествам, труду, знаниям. В обществе возникает атмосфера, в которой начинают высоко цениться личность, стимулы и мотивы ее действий, находят понимание новые нормы поведения. Эта новая психологическая атмосфера и культурные сдвиги в городах стали благоприятной средой, в которой рождалась гуманистическая идеология. Новые настроения находили отражения в сочинениях гуманистов, и, поднимая их на уровень теории, преобразовывая в учения и концепции, гуманисты выступали как идеологи новых слоев в обществе. Но они и сами были «новыми людьми», представляли впервые появлявшуюся в обществе светскую интеллигенцию, знаменуя первый этап ее развития, и потому нуждались в самоутверждении, в оправдании и возвышении собственной деятельности. Как деятели культуры они разрабатывали, основываясь на богатом мыслительном материале, собственные представления о человеке и мире, о морали и воспитании и стремились внедрить их в общественное сознание. Гуманизм с самого начала заявил о себе как об активной, связанной с жизнью и влияющей на жизнь идеологии.

Первым гуманистом по праву считается Франческо Петрарка, его роль в становлении гуманизма признана его современниками и потомками. Подобно Сократу, он спустил философию с неба на землю и в полемике со схоластикой провозгласил человека главным объектом познания философии и всех наук. Самое важное знание для человека, говорит Петрарка, – это знание о нем самом: что он такое, для чего существует, куда идет? Он предлагает и способ познания человека – самопознание, блестящий опыт которого он явил миру своими трактатами, письмами, поэзией. Но самопознание для него – это не только познание конкретным человеком самого себя, хотя задача эта для Петрарки наиважнейшая, ибо человек для него – отблеск божественного света на земле, и богатства его души неисчерпаемы. Самопознание человека для Петрарки, насколько можно понять по его полемике со схоластами, – это познание человека в границах его человечности, во всей его человеческой специфике, со всей его сложной и богатой душевной жизнью, а не так, как познают животных («двуногие четвероногих» – иронизирует он над схоластами).

Своими размышлениями о человеке как главном предмете познания Петрарка, несомненно, повысил интерес к человеку и поднял значение наук, изучающих человека. В его подходе важна прежде всего позиция, на которую он встал, – антропоцентризм , т. е. представление о центральном месте человека в мироздании; в гуманизме до Монтеня такой подход будет ведущим.

Антропоцентризм, в сущности, не является новым подходом, он характерен для христианства: о господстве человека в мире красноречиво заявлено в Библии. По христианскому учению, человек, наделенный разумом и бессмертной душой, отличается тем самым от других творений, над которыми ему дано право властвовать. Однако грех прародителей – Адама и Евы, переданный ими роду людскому, привел к извращению воли человека, лишил его способности совершать благие дела – так говорили Августин и другие раннехристианские писатели; в средневековом богословии при толковании первородного греха акцент был перенесен на тело – проводник греха, ибо при его помощи во время зачатия грех передается людям. В силу грехопадения человек не может достичь сам, без помощи божественной благодати, спасения и найти правильный путь в земных деяниях. Так внутренне драматично выглядит место и путь человека в мире.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Задание 2 . Реферативное изложение темы

ИТАЛЬЯНСКИЙ ГУМАНИЗМ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

2. Ранний итальянский гуманизм (Ф. Петрарка, Дж. Боккачо, К. Салютати)

4. Этическое учение Л. Валлы

1. Культурно-исторические предпосылки формирования гуманистической идеологии в Италии XIV- XVI вв

гуманизм итальянский идеология мирандола

Мощный всплеск в культурной жизни многих европейских стран, который пришелся в основном на XIV- XVI столетия, а в Италии начался еще в XIII веке, принято называть эпохой Возрождения.

Эпоха возрождения - Ренессанс, одна из самых ярких в истории человечества. В XVI веке культура Ренессанса стала общеевропейским явлением - прежде всего западноевропейским. Этот период ознаменован невиданным творческим подъемом в сфере искусства, литературы, науки, социально- политической мысли. Это время гениальных творцов, время решительного выхода человека за границы традиционного общества, время утверждения индивидуалистической ориентации человека, время резких контрастов и противоречий. Эпоха Возрождения дала миру десятки имен, которые составляют славу мировой культуры: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Боттичелли, Данте, Петрарка, Мишель Монтень и многие другие.

Возрождение связано с процессом формирования светской культуры, гуманистического сознания. В сходных условиях развивались сходные процессы в искусстве, философии, науке, морали, социальной психологии и идеологии. Колоссальные достижения духовной культуры в эту эпоху истории Италии и Европы широко известны, они стали предметом самого пристального внимания, восхищения, изучения, осмысления, имея в виду всесторонний прогресс человека, отраженный в этой культуре. Выявляется особая значимость человека, его своеобразия, его творческой активности. Человеческая личность как бы перенимает на себя функцию Бога и способна овладеть и собой, и природой. Человек олицетворяет собой творческое начало, будь это искусство, политика, религия и даже техническое изобретение. Человек эпохи Возрождения стремится максимально расширить поле своих дерзаний.

Так же знаменательным событием XIV ст. в Италии было возникновение studia humanitatis, что в переводе означает « гуманитарные знания». От сюда происходит понятие « гуманизм» (лат. humanist- человечный), в общем смысле слова означает стремление к человечности, к созданию условий для достойной человека жизни. Гуманизм определяется как идейное движение, которое сформировалось в период Ренессанса и содержанием которого является изучение и распространение античных языков, литературы, искусства и культуры. Гуманизм охватывает собой взгляды и идеи, подчеркивающие уважение прав и достоинства человека, его стремление к самоутверждению, свободе и счастью. Значение гуманистов надо рассматривать не только в связи с развитием философского мышления, но и с исследовательской работой по изучению старых текстов. Поэтому итальянский гуманизм характеризуется как литературный, филологический.

Гуманистами в эпоху Возрождения называли тех, кто посвящал себя изучению и преподаванию studia humanitatis. Гуманисты являлись творцами новой системы знания, в центре которого стоял человек его предназначение. Восхваляя разум человека, гуманисты видели в разумной человеческой природе образ Божий, то чем Бог наделил человека, чтобы человек совершенствовал и улучшал свою земную жизнь.

Идеология гуманизма несла новое отношение к миру и самому человеку. Вопреки доминировавшему в предшествующие века учению Церкви о земной жизни как греховной и безрадостной гуманисты открыли многокрасочный мир действительности во всем его живом конкретном многообразии.

Важной чертой идеологии гуманизма был индивидуализм. Гуманисты проявляют страстный интерес к внутреннему миру человека, к индивидуальному своеобразию его чувств и переживаний. Гуманизм возвестил о величии человека, о мощи его разума, о его способности к самосовершенствованию.

Гуманисты проявляли большой интерес к культуре Древней Греции и Рима. В этой культуре их привлекали ее светский характер, жизнеутверждающая направленность. Она открыла гуманистом мир красоты и оказала огромное влияние на все области искусства Возрождения.

Так же гуманистов интересовали проблемы этики. Так как новая идеология означала переоценку всех человеческих действий, гуманистов волновали вопросы поведения человека в обществе.

Творцами гуманистической идеологии были ученые, врачи, юристы, учителя, художники, скульпторы, архитекторы, писатели. Они образовывали новый социальный слой- интеллигенцию. Эта категория людей, занятых умственным трудом, играла большую роль в общественной жизни того времени. Изобретение в середине XVв. книгопечатания сделало произведения гуманистов доступными более широким кругам образованных людей и способствовало усилению влияния идей Возрождения. Особой силой воздействия обладали новые идеи воплощенные в образах литературы и искусства.

Человек может достигнуть совершенства не в силу искупления и особой божественной милости, а собственным разумом и волей, направленной на максимальное раскрытие всех своих естественных способностей. Стремление к самовыражению, желание выйти за грани возможного были свойственны многим людям эпохи Возрождения. Этот массовый всплеск энергии во многом породил феномен возрожденческой культуры.

В гуманизме Италии выделяются два направления: одно из них тяготеет по смыслу к гражданской тематике (власть- правитель- гражданин- человек) и в силу этого условно может быть названо гражданским: другое берет за основу человека как ценность самому по себе и по этому может быть отнесено к общечеловеческому гуманизму.

Гуманисты были уверены, что человек может стать лучше, способен изменить себя и тем самым повлиять на общественную жизнь в целом.

2. Ранний итальянский гуманизм (Ф. Петрарка, Дж. Боккаччо, К. Салютати)

Культура итальянского Возрождения дала миру поэта, гуманиста Фра нческо Петрарку (1304- 1374). Великий поэт и мыслитель, первый гуманист и первый человек Возрождения Франческо Петрарка родился вдали от родного города Флоренции в городе Ареццо, поскольку его отец состоятельный флорентийский нотариус, принадлежавший к партии белых гвельфов, в 1302году был изгнан из Флоренции и вынужден был искать приют на чужбине. В 1312году Петрарка с семьей попал в Прованс и поселился в близи Авиньона, который, как известно, в то время был папской столицей. Случилось так, что сам Петрарка провел в Авиньоне лучшие годы жизни и переселился на родину в Италию лишь в ее конце. Учился Петрарка в двух университетах - в Монпелье и в Болонье, где изучал право, но юристом становиться не собирался.

Долгие годы Петрарка провел на юге Франции (в Авиньоне с 1326г.) и Воклюзе (живописная долина около Авиньона), где в полном уединение, предаваясь чтению древних авторов, он провел четыре года. Воклюз- время расцвета его творчества, здесь были написаны почти все его сочинения, такие, например, как « Жизнь знаменитых мужей»- биографии героев Античности, начиная с Ромула; латинская поэма «Африка», за которую 8 апреля 1341году на Капитолийском холме он был объявлен « Великим поэтом и историком Италии».

Идейной доминантной творчества Петрарки стала любовь к древним, Петрарка был лучшим среди своих современников знатоком античной литературы, поэзии, философии, истории и мифологии. Он стремился уподобить свою жизнь античному образу, считая себя приемником поэтов древности и находя свой век испорченным, искал убежище в античности. Занятия античностью поглощали львиную долю его времени. Ему удалось собрать весьма ценную библиотеку античных рукописей (она включала множество сочинений, более тридцати древних авторов), он же был их первым текстологом и комментатором и смог заложить основы ренессансной классической филологии. В целом усилия Петрарки начало положили начало характерному для культуры Возрождения процессу восстановления преемственных связей с античностью.

Петрарка первым выразил основные принципы гуманизма и первым почти полностью подчинил свою жизнь занятием литературой и философией, он занимался исключительно умственным трудом. Он заложил основы новой гуманистической этики, главным принципом которой было достижение нравственного идеала путем самопознания, а так же образования, смысл которого Петрарка видел в широком овладении культурным опытом человечества. В его этике одним из основных понятий стал термин « humanitas» (человеческая природа, духовная культура). Именно он лег в основу построения новой гуманистической культуры.

Петрарка считал, что главное достоинство, возвышающее человека над толпой, это не его знатное происхождение, а высокая образованность, занятия науками, поэзией, которая придает человеку его « человечность». В одном из писем он писал, что « Многое весьма удивительное создал Господь… но самое удивительное из всего созданного им на земле- человек». Эта мысль о человеке владеющем могущественным разумом, и легла в основу гуманизма.

Младшим современником Петрарки был Джованни Боккаччо. Вместе с ним он стал великим основоположником гуманистической культуры европейского Возрождения.

Джованни Боккаччо (1313- 1375) выдающийся итальянский гуманист, ученый- филолог, поэт, прозаик. Родился в Париже, но всю сознательную жизнь был связан с такими центрами культуры итальянского Ренессанса, как Неаполь и Флоренция. В Неаполе он провел лучшие годы своей жизни, здесь он изучал каноническое право и коммерцию, но главным его увлечением была поэзия.

Самым известным и значительным произведением Боккаччо, вершиной его творчества является сборник новелл «Декамерон» (в переводе на русский язык означает «Десятиднев»; греческое название этого сочинения в сущности было данью греческому языку, которым Боккаччо овладел одним из первых среди гуманистов) созданный в конце 40-х начале 50-х гг. Новеллы были популярны среди современников, имели колоссальный успех. В своих новеллах Джованни Боккаччо выступил со смелой светской концепцией человека и высказал ряд чисто гуманистических идей. Благородство человека (по мнению Джованни) коренится не в знатности и богатстве, а в нравственном совершенстве и доблести.

Наравне с выдающимися поэтами древности Боккаччо почитал Данте, поистине вернувшего к жизни омертвелую поэзию, высоко ценил книгу песен» Петрарки. Он видел в Данте и Петрарке творцов национального итальянского языка и литературы, развитию которой и сам способствовал новеллами « Декамерона».

Боккаччо смело провозгласил разрыв с лицемерной церковной моралью, реабилитировал чувственное начало человеческой природы, подчеркивал ценность индивидуальности, значение доблестных поступков личности в противовес наследуемой знатности рода.

Боккаччо был известен и как ученый-филолог. Важным вкладом Боккаччо в формирование культуры Ренессанса стало его латинское сочинение « Генеалогия языческих богов»- филологический труд, явившейся своеобразным сводом античных мифов, в котором автор выстроил своеобразный пантеон богов и героев античной мифологии. В целом «Генеалогия» Боккаччо стала началом гуманистического осмысления античной мифологии с позиции новой филологии.

Петрарка и Боккаччо были больше чем современники: их объединяла принадлежность к почти одинаковой общественной и культурной среде, общность филологических увлечений и художественных интересов, многочисленные аналогии в их биографии и творчестве, а во вторую половину жизни - глубокая дружба, сопровождавшаяся очень сильным влиянием Петрарки на Боккаччо, который любил и чтил основателя итальянского гуманизма как учителя и старшего брата.

Дело основателей новой культуры продолжил их младший современник и последователь Колюччо Салют ати (1331- 1406). Представитель старинного тосканского рыцарского рода, юрист по образованию (закончил факультет в Болонье), Салютати, начиная с 1375года и до конца своих дней занимал должность канцлера Флорентийской республики. Последователь Петрарки. Автор многочисленных сочинений- трактатов, стихотворений, писем, в которых развивал программу ренессансной культуры. Считал, что истинное знание дает не схоластика, а античная мудрость.

Основная заслуга Салютати - в утверждении гуманистической образованности как основы развития новой культуры. Выдвинул на первый план комплекс гуманитарных дисциплин: филологию, историю, педагогику, риторику, этику, призванных формировать нового человека, обладающего гуманизмом, который он трактовал как способность к добродетельным поступкам и достижению учености. Гуманизм не присущ человеку от рождения, это свойство приобретается в результате упорного труда. По мнению Салютати, хотя земная жизнь и дана людям богом, их собственная задача состоит в том, чтобы построить ее в соответствии с природными законами добра и справедливости.

Салютати внес заметный вклад в разработку гуманистической этики, проблемам морали посвящены его сочинения « О реке, судьбе и случайности», «О жизни в миру и монашестве», « О подвигах Геракла» и множество писем. Считая в согласии с христианской традицией земную юдоль царством дьявола, он в то же время звал к активной борьбе со злом, видел главное предназначение человека в том, чтобы собственными усилиями возвести на земле царство добра и справедливости.

3. «Гражданский гуманизм» Л. Бруни

Основоположник гражданского гуманизма был Леонардо Бруни, или как его часто называли по месту рождения, Леонардо Аретино(1370 или 1374- 1444) ученик Салютати так же, как и он, канцлер Флорентийской ресублики. Разработал концепцию республиканизма, в основе которой лежали принципы равенства, свободы и демократии. Свобода и равенство означали свободу от тирании, равенство всех перед законом. Бруни считал, что только в условиях свободы, равенства, справедливости можно сформировать совершенного гражданина.

Прекрасный знаток древних языков, он переводил с греческого на латинский сочинения Аристотеля. Написал ряд работ на моральные и педагогические темы, а так же обширную, построенную на документах «Историю Флорентийского народа» заложившую основы ренессансной историографии. Бруни оставил обширное творческое наследие, охватывавшее историю, моральную философию, политическую теорию, педагогику, филологию.

Убежденный поборник республиканского строя, страстный патриот Флоренции, Бруни стал ярким выразителем идей гражданского гуманизма, видным теоретиком гуманистической этики и педагогики. Для его политических взглядов характерна определенная эволюция. В одном из ранних сочинений - «Восхваление города Флоренции»- он обосновывает прочность республиканских порядков Флоренции, делающих ее средоточием республиканизма в современной Италии.

Леонардо Бруни исходил из тезиса античной философии о человеке как существе общественном, наиболее полно раскрывающем себя во взаимодействии с другими людьми. Отсюда и особое внимание гуманиста к проблеме отношений индивида и общества. Бруни решает ее однозначно, социальная гармония требует подчинения личного интереса общему благу.

Наилучшим государственным устройством он считал республику, основанную на принципах свободы, равенства и справедливости.

Нравственное поведение индивида и различных социальных групп должно исходить из интересов общества в целом- таков лейтмотив этического учения Бруни, а позже и всего направления гражданского гуманизма.

Гражданский гуманизм, начавший свой путь во Флоренции в конце 14в - первых десятилетиях 15в., безоговорочно провозгласил новый идеал человека, флорентийские гуманисты выдвинули идеал гражданина республики, преисполненного общественной активности, которая поднималась весьма широко - от семейных хозяйственных дел до участия в управлении государством. Это был идеал светской этики, опирающийся на философскую традицию античности.

Бруни считается одним из виднейших теоретиков гуманистической педагогики. Наука - философия, этика и особенно, политика- должна служить обществу. Так понимал Бруни долг ученого и смысл всего гуманистического образования.

4. Этическое учение Л. Валлы

Самым знаменитым после Петрарки философом- гуманистом можно назвать Лоренцо Валлу (1407- 1457). Яркий мыслитель, внесший неоценимый вклад в гуманистическую науку своего времени. Итальянский гуманист, родоначальник историко- филологической критики, представитель исторической школы эрудитов. Замечательный филолог, один из основателей метода сравнительного анализа. Считая естественным все то, что служит самосохранению, счастью человека.

Лоренцо Валла принадлежит к такому поколению итальянских гуманистов, которое вступило в творческую жизнь, в период освоения гуманизмом все новых сфер идейной жизни.

Годы молодости Валлы прошли вблизи римской Курии. В возрасте 24лет Валла пытался получить место в папской Курии, однако по причине молодости его кандидатура была отклонена. В 1431г. Валла принял кафедру риторики в университете Павии, где помимо преподавания приступил к систематическим исследованиям в области филологии, риторики, философии.

Центральное место в его философии занимает учение о человеке. Философия Лоренцо Валлы видит свой идеал в фигуре Эпикура. Развивая учение Эпикура, Валла пытается обосновать полноценность жизни человека, духовное содержание которой, по его убеждению, невозможно без телесного благополучия. В его учение Валла увидел опору для обоснования новой гуманистической этики, в которой находится принцип наслаждения, который Валла сводит к удовольствиям души и тела.

Валла понимает наслаждение не так, как понимал его исторический Эпикур, который не был эпикурейцем в современном смысле этого слова. Валла понимает эпикуреизм именно как предпочтение наслаждение всем остальным человеческим ценностям, и иногда даже сожалеет о том, что у человека всего пять органов чувств, а не 50 или 500, Что бы получать наслаждения в гораздо большем объеме.

Валла стал основателем этического учения, источником которого явилась этика Эпикура. Основа всех размышлений Лоренцо Валлы на темы этики- это мысль о стремлении всего живого к самосохранению и исключению страданий. Жизнь высшая ценность, а поэтому весь процесс жизнедеятельности должен быть стремлением к наслаждениям и благу, как чувству радости. Валла отказывается рассматривать человека в духе аристотелевско- томистской традиции, согласно которой человек считался причастным Богу через двойственный характер души как неразумной и разумной, смертной и бессмертной. Валла полагает, что душа есть нечто единое, хотя и выделяет такие ее функции, как память, разум, воля. Все способности души распознаются в ощущениях: зрения, слухе, вкусе, обонянии и осязании. Валла- сенсуалист, он считает ощущения единственным источником познания мира и моральной деятельности. Ощущения имеют основное значение и в его этическом учении. Он пытается осмыслить такие чувства, как благодарность, расположение к человеку, наслаждение, гнев, жадность, страх, мстительность, жестокость и др.. Наслаждение определяется Валлой, как «благо, к которому всюду стремятся и которое заключается в удовольствии души и тела», и именно наслаждение объявляется « высшим благом». У Валлы высшее благо - это любое наслаждение, получаемое человеком в своей жизнедеятельности, если оно является его жизненной целью. В работах Валлы встречаются такие понятия, как « личное благо», «личный интерес». Именно на них строятся отношения людей в обществе.

Валла является подлинным представителем эпохи гуманизма. Своими критическими работами Валла внес существенный вклад в переосмысления средневекового мировоззрения и создания предпосылок Новоевропейского знания и самосознания. В своем творчестве он воплотил идеал свободного мыслителя, для которого главным авторитетом является его собственный разум, а стимулом творчества- пытливость беспокойного ума.

5. Гуманистическая концепция Л.Б. Альберти

Итальянский ученый, гуманист, писатель, один из зачинателей новой европейской архитектуры и ведущий теоретик искусства эпохи Возрождения.

Родился в Генуе, происходил из знатной флорентийской семьи, оказавшейся в изгнании в Генуе. Учился гуманитарным наукам в Падуе и праву в Болонье. В 1428г. закончил Болонский университет, после чего получил должность секретаря у кардинала Альбергати, а в 1432г.- место в папской канцелярии, где прослужил более тридцати лет. В 1462г. Альберти оставил службу в Курии и до своей кончины жил в Риме.

Леон Батиста является ярким примером универсальности интересов человека эпохи Возрождения. Разносторонне одаренный и образованный, он внес крупный вклад в теорию искусства и зодчества, в литературу и архитектуру, увлекался проблемами этики и педагогики, занимался математикой и картографией. Центральное место в эстетике Альберти принадлежит учению о гармонии как важной природной закономерности, которую человек должен не только учитывать во всей своей деятельности, но и распространить собственным творчеством на разные сферы своего бытия. Выдающийся мыслитель и талантливый писатель создал гуманистическое учение о человеке.

Идеальный человек, по Альберти, гармонично сочетает силы разума и воли, творческую активность и душевный покой. Он мудр, руководствуется в своих действиях принципами меры, обладает сознанием своего достоинства. Все эти качества придают образу, созданному Альберти, черты Величия. Его идеал гармоничной личности оказал воздействие как на развитие гуманистической этики, так и на ренессансное искусство, в том числе в жанре портрета. Именно такой тип человека воплощен в образах живописи, графики и скульптуры Италии того времени, в шедеврах Антонелло да Мессина, Пьеро делла Франческа и других крупных мастеров.

Исходная посылка гуманистической концепции Альберти- неотъемлемая принадлежность человека миру природы. Гармонию человека и природы определяет его способность к познаванию мира, к благоразумному, устремленному к добру существованию. Выбор между добром и злом зависит от свободной воли человека. Основным предназначением личности, гуманист видел в творчестве.

Особенно высоко Альберти ценил труд архитектора- устроителя жизни людей, творца прекрасных условий их существования. В созидательной способности человека гуманист усматривал его главное отличие от мира животных. Труд для Альберти- источник душевного подъема, материальных благ и славы. Лишь сама жизненная практика раскрывает великие возможности, заложенные в человеке. Во власти человека раскрыть эти природные способности и стать полноценным творцом своей судьбы. Способности человека его разум, воля, смелость помогают ему выстоять в борьбе с богиней Фортуной. Этическая концепция Альберти исполнена веры в способность человека к разумному устройству своей жизни, семьи, общества, государства. Все потенциальные способности человека Альберти объединил понятием VIRTU (ДОБЛЕСТЬ; СПОСОБНОСТЬ).

6. Учение о достоинстве человека Д. Пико делла Мирандолы

Пико делла Мирандола Джованни (1463- 94) итальянский мыслитель эпохи Возрождения, представитель раннего гуманизма, юный красавец- аристократ. Современники называли Пико «божественным», видели в нем воплощение высоких устремлений гуманистической культуры. Он поразил воображение современников и потомков необыкновенной ранней одаренностью и ученостью.

Пико изучал новые и древние языки(помимо латинского и греческого, так же еврейский, арабский, халдейский), стремясь охватить все самое важное и сокровенное из того, что накоплено духовным опытом разных времен и народов.

Обучаясь в Парижском университете в 1485- 86годах, ознакомился с многочисленными текстами греческих, арабских и еврейских философов. Работа с этими текстами послужила отправной точкой для разработки им собственной философской системы.

Философская антропология Пико обосновывает достоинства и свободу человека, как полновластного творца собственного я. Вбирая в себя, человек способен стать чем угодно, он всегда есть результат собственных усилий; сохраняя возможность нового выбора, он никогда не может быть исчерпан никакой формой своего наличного бытия в мире.

В 1486году 23- летний философ составил « 900 тезисов по диалектике, морали, физике, математике для публичного обсуждения», рассчитывая защищать их на ученом диспуте в Риме, для участия в котором- по мысли автора- нужно было пригласить ученых со всей Европы. Специально созданная по распоряжению папы Иннокентия XIII комиссия теологов отнесла некоторые из тезисов Пико к еретическим, а после отказа автора признать правильность этих обвинений, вызвавшего резкое недовольство папы, еретическими были объявлены все тезисы. Пико вызвали в суд инквизиции, от суровых последствий которого его спасло только заступничество Лоренцо Медичи (Правитель Флоренции). Диспут не состоялся, но написанная для вступительного слова к нему « Речь о достоинстве человека» сделала имя Джованни Пико делла Мирандола широко известным в Италии и за ее пределами. « Речь» Пико стала программной в гуманистическом движении конца XV- начала XVI в.

В сочинении Пико дано философское обоснование достоинства человеческой природы в новом гуманистическом его понимании.

Рождающемуся человеку Отец дал семена и зародыши разнородной жизни и соответственно тому, как каждый их возделает, они вырастут и дадут в нем свои плоды».

Пико писал о безмерных творческих возможностях человека, о ценности и неповторимости личности, защищая право на свободомыслие, призывая к духовному развитию всех людей, независимо от происхождения и социального статуса. Разрушая божественный детерминизм средневековья, Мирандола высвобождал волю человека, награждая ее свободой, достойной земного бога.

Задание 1. Завершите дефиницию соответствующими понятиями.

1) Широкое антикатолическое и антифеодальное движение в Европе XVI., положившее начало протестантизму,- …

2) Система мира, согласно которой неподвижная Земля является центром мироздания (разработана в трудах Аристотеля, Птолемея), - …

3) Идеалистическое воззрение, по которому вся природа одушевлена, обладает психикой, - …

4) Область философского знания, особенностью которой является преимущественно умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности, - …

5) Мировоззрение, философское мышление эпохи Возрождения, ставящее в центр внимания и рассуждений человека, его светскую жизнь и деятельность, направленную на достижение счастья в земной жизни, - …

1). Широкое антикатолическое и антифеодальное движение в Европе XVIв., положившее начало протестантизму,- Реформация (от лат.reformatio преобразования) - общественно- политическое движение в Западной и Центральной Европе 16 века, принявшее религиозную форму борьбы против католического учения и церкви. Это первая, еще незрелая буржуазная революция в истории.

2) . Система мира, согласно которой неподвижная Земля является центром мироздания (разработана в трудах Аристотеля, Птолемея),-Геоцентрическая система мира. Возникла в древнегреческой науке и сохранившееся вплоть до позднего средневековья антропоцентрическое представление о центральном положении Земли во Вселенной. Согласно геоцентрической системе мира, планеты, солнце и другие небесные светила обращаются вокруг Земли по орбитам, представляющим сложное сочетание круговых орбит.

3) . Идеалистическое воззрение, по которому вся природа одушевлена, обладает психикой,- Панпсихизма (греч.pan - все и psyche - душа) - представление о всеобщей одушевленности природы. Формы панпсихизма различны: от анимизма первобытных верований до развитых учений о душе и психической реальности как подлинной сущности мира.

4) Область философского знания, особенностью которой является преимущественно умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности,-Натурфилософия- направление науки, научной мысли, философии. Само название говорит за себя: natura -природа и fiieo и sofia -любовь к мудрости. Натурфилософия понимает окружающий мир как неделимое целое, единый организм, который развивается и окутывается сетью логичных взаимосвязей.

5) . Мировоззрение, философское мышление эпохи Возрождения, ставящее в центр внимания и рассуждений человека, его светскую жизнь и деятельность, направленную на достижения счастья в земной жизни, - Антропоцентризм (от греч.- человек и лат. -centrum -центр). Антропоцентризм представляет собой одно из наиболее последовательных выражений точки зрения телеологии, то есть приписывания миру вне природных, внешних ему целей. Человек противопоставлялся всем остальным существам на земле и считалось само собой разумеющимся, что только интересы и потребности человека имеют важность, все остальные существа не имеют самостоятельной ценности. Это мировоззрение передает крылатое выражение: « Все для человека».

Задание 3. Заполните таблицу. 9

Учение о боге в истории философии

Понимание Абсолюта

Эпоха Средневековья с X по XVв.

Религиозное мировоззрение, исходящее из понимания абсолютного бытия как бесконечной божественной личности, трансцендентной миру, сотворившей его в свободном акте воли и затем им распоряжающейся.

Пантеизм

Эпоха Возрождения

Религиозное учение о Боге и мире. Это учение, провозглашающее, тождество мира и Бога (Абсолюта). Существо его состоит в том, что Бог у него сливается, отождествляется с человеком, с миром. Бог в пантеизме не может мыслиться Сам по Себе, отдельно от мира. Бог полностью имманентен миру. личного Бога нет.

Эпоха Просвещения

Признает Бога, но рассматривает его лишь как Творца мира(и человека), и его законов. Бог полностью трансцендентен человеку, т.е. абсолютно непостижим и недоступен ему. Деизм утверждает. что и со стороны Бога невозможны дарования помощи и средств спасения человеку, какой- либо промысел о нем.

Задание 4. Упражнения, комментарии

Ш Установите, какие принципы организации жизни общества являются общими для социальных утопий Т. Мора, Т. Кампанеллы, и Платона .

Одной из форм общественно-политической модификации Ренессанса был утопизм. Утопизм не был столь ярким явлением, как доктрина Макиавелли. Однако черты возрожденческого самоотрицания здесь вполне заметны. Уже одно то, что создание идеального общества приписывалось весьма отдаленным и неопределенным временам, достаточно ярко свидетельствовало о неверии авторов такой утопии в возможность создать идеального человека немедленно и в результате элементарных усилий людей текущего времени. Здесь почти ничего не от возрожденческого стихийно человеческого артистизма, который доставлял такую неимоверную радость возрожденческому человеку и заставлял его находить идеальные черты уже в состоянии тогдашнего общества.

Самое большое, что было в этой области до сих пор, - это уверенность в либеральных реформах текущего и ближайшего настоящего времени, которая и внушала иллюзию стихийной самоотверженности реального тогдашнего человека. Утописты же отодвигали все это в неопределенное будущее и тем самым обнаруживали свое полное неверие в идеальный артистизм современного человека.

а) Первый утопист эпохи Ренессанса - это Томас Мор (1478- 1535), весьма либерально настроенный английский государственный деятель, сторонник наук и искусств, пропагандист веротерпимости и яркий критик тогдашних феодальных и зарождавшихся капиталистических порядков. Но он оставался верным католиком, выступал против протестантизма и после отхода Генриха XIII от католической церкви был беспощадно казнен за свои католические убеждения. В целом его деятельность относится либо к гражданской истории, либо к истории литературы. Нас может интересовать здесь только одно его произведение, которое вышло в 1516г. под названием «Золотая книга, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии», поскольку вся эстетика Ренессанса основана на стихийном самоутверждении человеческой личности в том государстве, которое сам Мор считал идеальным.

На самом деле изображение утопического человека у Мора представляет собою причудливую смесь всякого рода старых и новых взглядов, часто либеральных, часто вполне реакционных, но, по-видимому, с одним основным отличием: от яркого возрожденческого артистизма в утопическом государстве Мора, можно сказать, ровно ничего не осталось. Рисуется человек довольно серого типа, по-видимому, управляемый государством все же достаточно абсолютистским. Все должны заниматься физическим трудом по государственному распределению, хотя науки и искусства вовсе не отрицаются, но даже превозносятся у Мора, особенно музыка. Общество разделено на семьи, но семьи и эти понимаются скорее производственно, в силу чего принадлежность к той или иной семье определяется не только естественным происхождением членов семьи, но в первую очередь также и государственными декретами, в силу которых члены семьи могут быть переводимы из одной семьи в другую ради производственных или других государственных целей. В брачные дела государство у Мора тоже вмешивается самым существенным образом, и многое в них определяется просто государственным декретом. Религия, вообще говоря, допускается любая, включая языческое поклонения небесным светилам. Требуется полная веротерпимость. Священники должны избираться народом. Деятельность атеистов весьма ограничена, поскольку отсутствие религиозной веры мешает нравственному состоянию общества. Во всяком случае, открытые выступления атеистов запрещаются. Кроме того, высшей религией все-таки признается христианство или вообще монотеизм.

Семья рекомендуется столоваться не отдельно, но в общих столовых. Кроме некоторых отдельных случаев, и одежда должна быть у всех одинаковой. В этом идеальном государстве рабы тоже играют не последнюю роль. Не только утверждается самый институт рабства, но показывается даже и весьма выгодным как для государства, получающего в лице рабов дешевую рабочую силу, так и для всего населения страны, для которого рабы оказываются примером того, чего не нужно делать. Материальные удовольствия признаются. Однако у Мора мы читаем: « Утописты особенно ценят духовные удовольствия, их они считают первыми и главенствующими, преимущественная часть их исходит, по их мнению, из упражнения в добродетели и сознания беспорочной жизни». Другими словами, яркая и блестящая артистическая эстетика Ренессанса сведена здесь только на моралистику, которая и объявлена высшим « духовным удовольствием». Бросается в глаза превознесение производства в сравнении с потреблением. Вместе с тем у Мора выпирает на первый план уравниловка в трудах и обязанностях, а также примат государства над любыми общественными организациями и над семьей. Ясно, что все такого рода черты утопизма Мора были связаны с детским состоянием тогдашнего буржуазно-капиталистического общества. Но для нас важнее то, что это является модифицированным Ренессансом и сто модификация это направлена у Мора в сторону ликвидации стихийно-личного и артистически-субъективного индивидуализма классического Ренессанса.

б) другой представитель возрожденческого утопизма- Томмазо Кампанелла (1568- 1639). Это крупный писатель и общественный деятель своего времени, пострадавший за подготовку анти испанского заговора в Неаполе и проведший 27 лет в тюрьме, монах и убежденный коммунист раннего утопического типа. Черты раннего утопического коммунизма выступают у Кампанеллы гораздо ярче, чем у Мора. В своем трактате 1602г. под названием « Город Солнца» Кампанелла выдвигает на первый план учение о труде,об отмене частной собственности и об общности жен и детей, т.е. о ликвидации семьи как первоначальной общественной ячейки. В яркой форме ничего этого не было у Мора. Говорили о влиянии на Кампанеллу идей раннего христианства. Однако внимательное изучение идей Кампанеллы свидетельствует о том, что это влияние почти равно нулю. А что, несомненно, повлияло на Кампанеллу, так, это, конечно, учение Платона в его «Государстве».

В идеальном Государстве Солнца Кампанеллы, как и у Платона, во главе стоят философы и мудрецы, созерцатели вечных идей и на этом основании управляющие всем государством не столько светские правители, сколько самые настоящие жрецы и священнослужители. Они - абсолютные правители решительно всего государства и общества вплоть до мельчайшей бытовой регламентации. Браки совершаются только в порядке государственных декретов, а дети после вскормления грудью немедленно отбираются у матери государством и воспитываются в особых учреждениях не только без всякого общения со своими родителями, но даже и без всякого знакомства с ними. Мужей и жен вовсе не существует как токовых. Они являются таковыми только в моменты декретированного сожительства. Они даже не должны знать друг друга, как не должны знать и собственных детей. В античности это ослабленное чувство личности вообще было явление естественным, и у Платона лишь доводилось до своего предела. Что же касается Ренессанса, то человеческая личность была тут же во всяком случае на первом месте. А поэтому то, что мы находим у Кампанеллы, есть, конечно, отказ от идей Возрождения.

Тем не менее, сказать, что Кампанелла совсем не имеет никакого отношения к Ренессансу, тоже нельзя. Он не только проповедник позитивно понимаемого труда; вся его утопия, несомненно, носит на себе следы возрожденческих воззрений. Поэтому точнее будет сказать, что тут перед нами именно модифицированный Ренессанс и именно Ренессанс, критикующий сам себя в общественно - политическом отношении.

Что касается отдельных деталей, то утописты Кампанеллы издеваются над такими правителями, которые при случении лошадей и собак очень следят за их породой, а при случении людей никакого внимания на эту породу не обращают. Другими словами, с точки зрения Кампанеллы, человеческое общество должно быть превращено в идеальный конный завод. « Начальник деторождения», подчиненный правителю Любви, обязан входить в такие интимности половой жизни, о которых мы здесь не считаем нужным рассказывать, причем астрология применяется в половых делах в первую очередь. Чистейший наивностью являются указания на то, что люди днем должны ходить все в белых одеждах, а ночью и за городом- в красных, причем шерстяных или шелковых, а черный цвет запрещается совсем. Такого же рода советы о труде, торговле, плавании, играх, лечении, о вставании утром, об астрологических приемах при основании городов и много других. Палачей при осуществлении смертной казни не полагается, чтобы не осквернять государства,а забивает преступника камнями сам народ, и в первую очередь обвинитель и свидетели. Солнце почитается почти на языческий манер, чотя истинное божество считается все-таки выше. Коперниканство отвергается, и небо признается в средневековом смысле.

У Кампанеллы поражает смешение языческих, христианских, возрожденческих, научных, мифологических и целиком суеверных воззрений. Тем самым эстетически модифицированный Ренессанс обрисован в этой утопии самыми яркими чертами. Главное же-это игнорирование того стихийно человеческого и артистического индивидуализма, которым эстетика Ренессанса отличалась с самого начала. Если мы скажем, что здесь мы находим самокритику и даже самоотрицание Ренессанса, то в этом мы едва ли ошибаемся.

Энгельс относит «Город Солнца» уже к утопическому коммунизму. Но все-таки не очень точно, и поэтому в основном исследователи считают Мора и Кампанеллу родоначальниками утопического социализма. Но можно и считать Кампанеллу относящимся к гуманистическому течению, к утопическому гуманизму, придавшим, этому гуманизму невиданную доселе демократическую окраску и подлинную общечеловеческую широту.

«Город Солнца» нес на себе печать времени, и если некоторые предубеждения гуманиста не позволят отнести это произведение к «прямо коммунистическим теориям», тем не менее заслуги Кампанеллы в распространении коммунистических учений велики. Но воздавая должное этому замечательному мыслителю, который в уничтожении частной собственности и гуманистически-философском преобразовании общества видел единственное избавление от жестокостей своего времени, не следунт преувеличивать историческое значение созданной им утопии. Конечно, и Мор, и Кампанелла были предшественниками научного социализма. Но нельзя их соединять с утопистами XIX века- Сен-Симоном и Оуэном- под общей шапкой « утопический социализм».

«Город Солнца» представляет в истории гуманизма утопическо- социалистическое учение, и это позволяет рассматривать его как неотъемлемую часть ренессансной культуры и видеть в великом калабрианце одного из великих сынов Возрождения.

Ш По данным его биографии определите имя мыслителя.

Родился в 1469г. во Флоренции, где с 1498г. и был на государственной службе. Когда в 1512г. республиканское правительство было заменено тиранией Медичи, он был изгнан из Флоренции. Испытал тюремное заключение, подвергался пыткам. Характеризуя свои знания, называл себя историком, комиком, трагиком. Традиционно его считают философом политики. В 1559г. все его произведения были включены в первый « Индекс запрещенных книг».- Макиавелли Никколо.

Никколо Макиавелли - общественный деятель, историк, выдающийся политический мыслитель. Он происходил из старинной дворянской семьи. В юности освоил латинский язык и свободно читал древних авторов. В оригинале, вместе с тем высоко ценил Алигьери Данте, Франческо Петрарку и Джованни Боккаччо - ему были чужды педантизм гуманистов, их преклонения перед античностью.

Он вошел в историю политико-юридической мысли как автор ряда: « Государь» (1513), «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» (1519), «История Флоренции» (первое издание-1532) и др. Его сочинениями положено начало политико-правовой идеологии Нового времени.

Главным объектом изучения Макиавелли являлось- государство. Это он впервые ввел термин « государство». До него мыслители опирались на такие термины, как город, империя, королевство, республика, княжество и т.д.

На политической арене Флоренции Никколо Макиавелли появляется в возрасте около 30 лет, когда весной 1498г. избирается на должность секретаря Второй канцелярии, а затем- секретаря Совета Десяти- правительство республики. На протяжении 14 лет он выполняет множество важных политических поручений флорентийской синьории. Принимает участие в посольствах в Рим, Францию,в Германию, пишет отчеты, докладные записки, « Рассуждения», в которых затрагивает важные вопросы внешней и внутренней политики республики. Его «деловые» сочинения этого времени свидетельствуют о глубоком понимании политической обстановки в Италии и в Европе, о незаурядной наблюдательности, остроумном, аналитическом подходе к событиям современности. Этот политический опыт послужил основой его позднейших трудов в области политической теории.

Макиавелли не устраивали религиозные представления об идеальном человеке как человеке смиренном, отвращенном от реальной жизни. Он одобрял людей активных, особенно полководцев и правителей государств.

Макиавелли разрабатывает новую концепцию государства в противоположность господствовавшей в то время теократической концепции государства. Он исходит из того, что самый мощный стимул человеческих действий- это интерес. Проявление его многообразны, но больше всего он проявляет себя в желании людей сохранить свое имущество, свою собственность. В этой связи Макиавелли дает рекомендации правителю: « Что-бы избежать ненависти, государю необходимо воздержаться от посягательств на имущество граждан и подданных, и на их женщин. Государь должен остерегаться посягать на чужое добро, ибо люди скорее простят смерть отца, чем потерю имущества».

Макиавелли дает политикам практические советы для достижения реальных результатов. Необходимо учитывать качество людей. По мнению Макиавелли, почти все цивилизованные люди являются беспринципными эгоистами. « Люди более склонны ко злу чем к добру».

Реальная политическая действительность не оставляет места для прекраснодушных мечтаний. Нужно четко отличать действительное от должного, видеть, что в жизни есть и добро, и зло.

Политика согласно Макиавелли, есть символ веры человека, и поэтому занимает господствующее положение в мировоззрение.

Макиавелли утверждает, что власть, какой бы она не была, должна быть твердой, непоколебимой. Он основывал политику на воле, силе, хитрости и опыте.

Политика для Макиавелли-это результат борьбы социальных сил, групп, личностей. Главную роль в ней играет человеческая заинтересованность. Макиавелли видел базу своего политического учения во внутренней природе человека, ее основных свойствах. Отсюда и содержание макиавеллизм.

Задание 5. Тестовая проверка знаний

а) «Город Солнца» 4) Томазо Кампанелла

б) «Государь» 1) Никколо Макиавлли

в) «Опыты» 2) Мишель Монтень

г) «Похвала глупости» 3) Эразм Роттердамский

2. Последним итальянским гуманистом эпохи Ренессанса является,

а)Д. Боккаччо,

б) Т. Кампанелла,

в) Л. Валла,

г) М. Фичино.

3. Философское учение, согласно которому все содержится в Боге, называется,

а) Теизмом,

б) Панпсихизмом,

в) Па нтеизмом,

г) Деизмом.

4. Идею об отсутствии во Вселенной единого, стабильного, строго фиксированного центра впервые выдвинул,

а) Галилео Галилей,

б) Николай Коперник,

в) Иоганн Кеплер,

г) Николай Кузанский.

5. Центральной идеей натурфилософии Возрождения является,

а) идеал креационизма,

б) идея божественного первотолчка,

в) идея пассивности материи,

г) идея самодеятельности материи.

6. Слова: « Лучше достойная и героическая смерть, чем недостойный и подлый триумф», - принадлежат

а) Д. Бруно,

б) Л. Бруни,

в) Г. Галилео,

г) Б. Телезио.

7. Основания философии Николая Кузанского составляет,

а) неоплатонизм,

б) аристотелизм,

в) Стоицизм,

г) Атомистика.

8. Теолог и общественный деятель эпохи Реформации, основатель немецкого протестантизма, противопоставивший католической доктрине оправдания « добрыми делами» идею оправдания « личной верой», это

а) Ж. Кальвин,

б) М. Лютер,

г) у. Цвингли.

9. Культура Ренессанса зародилась

а) в Германии,

б) Англии,

в) Италии,

г) России.

10. Идеологом Реформации не был

а) И. Лойола,

б) Ж. Кальвин,

в) У. Цвингли,

г) М. Лютер.

Литература

1. Стрельник О.Н. Философия: Краткий курс лекций. М.: Юрайт-Изат, 2002-240 с.

2. Основы философии в вопросах и ответах. Учебное пособие для высших учебных заведений. Издательство « Феникс». 1997. 448 с.

3. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир - эпоха Просвещения / Редкол.: И.Т. Фролов и др.; Сост. П.С. Гуревич. М.: Политиздат. 1991.

4. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. М., 1996.

5. Брагина Л.М. Итальянский гуманизм эпохи Возрождения. Идеалы и практика культуры. М., 2002.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Особенности эпохи Возрождения, различные мировоззрения и их характеристика. Мироощущение Николая Кузанского. Идеи Джордано Бруно. Учение о человеке пико Делла Мирадолы. Крах ренессансных надежд. Эссеистика Мишеля Монтеня. Гуманизм Уильяма Шекспира.

    реферат , добавлен 15.01.2009

    Определение значения терминов "гуманизм" и "возрождение". Историческая почва возникновения Ренессанса, основные лидеры эпохи: Салютати, Бруни, Браччолини. Этико-филологический гуманизм в Италии. Последовательность применения гилозоизма и пантеизма.

    презентация , добавлен 17.07.2012

    Исторические предпосылки философии Возрождения. Современные оценки роли гуманизма в философии эпохи Возрождения. Гуманистическая мысль Ренессанса. Развитие науки и философии в эпоху Возрождения. Религиозная мысль и социальные теории эпохи Возрождения.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2008

    Общая характеристика эпохи Возрождения: принципы антропоцентризма и гуманизма, человеческая индивидуальность, проблема бытия. Политическая философия Никколо Макиавелли. Социально-политические идеалы эпохи Возрождения и основополагающие принципы гуманизма.

    контрольная работа , добавлен 27.01.2012

    Философия Возрождения - направление в европейской философии XV-XVI вв. Принцип антропоцентризма. Натурфилософы Возрождения. Гуманизм. Этика эпохи Возрождения. Детерминизм - взаимообусловленность. Пантеизм. Концепция человека в философии эпохи Возрождения.

    реферат , добавлен 16.11.2016

    Исторические и социокультурные предпосылки Ренессанса. Основные направления эпохи Возрождения: антропоцентризм, неоплатонизм. Основные идеи протестантизма. Гуманизм Эразма Роттердамского. Философия Николо Макиавелли. Утопический социализм Т. Мора.

    реферат , добавлен 14.10.2014

    Ключевые предпосылки возникновения философии эпохи Возрождения как периода перехода от Средневековья к Новому времени. Основные стадии и этапы становления эпохи Возрождения, ее отличительные и характерные черты. Главные носители идеологии Ренессанса.

    курсовая работа , добавлен 13.11.2014

    Основные идеи философии Возрождения. Механическая картина мира. Итальянский гуманизм и антропоцентризм в философии Возрождения. Диспуты схоластов и диалоги гуманистов. Открытия Коперника, основные идеи Галилея, Ньютона, законы движения планет Кеплера.

    реферат , добавлен 20.10.2010

    Антропоцентризм, гуманизм и развитие человеческой индивидуальности как периоды в развитии философии эпохи Возрождения. Натурфилософия и становление научной картины мира в работах Н. Кузанского, М. Монтеля и Дж. Бруно. Социальные утопии эпохи Возрождения.

    контрольная работа , добавлен 30.10.2009

    Гуманизм и неоплатонизм: сравнение основных идей, наиболее известные представители, а также тенденции развития. Анализ натурфилософских воззрений эпохи Возрождения. Общая характеристика социально-политических взглядов основных философов эпохи Возрождения.

Социально-философская мысль эпохи Возрождения.

Натурфилософия эпохи Возрождения.

Литература:

1. Баткин Л.М. Итальянский гуманизм: стиль жизни, стиль мышления. - М., 1978.

2. Баткин Л.М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. - М., 1990

3. Баткин Л.М. Итальянский гуманистический диалог ХV века. Выражение стиля мышления в структуре жанра // Из истории культуры средних веков и Возрождения. - М., 1976.

4. Ревякина Н.В. Учение о человеке итальянского гуманиста Джаноццо Манетти.. Из истории культуры средних веков и Возрождения. - М., 1974.

5. Хлодовский Р.И. Франческо Петрарка. Поэзия гуманизма. - М., 1974.

6. Ретенбург В.Н. Титаны Возрождения. - Л., 1976.

7. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. - М., 1980.

Источники:

1) Никколо Макиавелли. Государь. - М., 1990.

2) Лоренцо Валла. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. - М., 1989.

3) Леонардо да Винчи. Избранные естественнонаучные произведения. - М., 1995.

4) Коперник Н. О вращении небесных сфер. - М., 1964.

5) Николай Кузанский. Об ученом незнании // Николай Кузанский. Соч. : В 2т. - М., 1979. - Т.I.

6) Бруно Д. Диалоги. - М., 1949.

7) Паскаль Б. Мысли // Библиотека всемирной литературы. - Т.42.

Идеи гуманизма эпохи Возрождения.

Хронологически эпоха Возрождения охватывает период с ХIV до конца XVI – начала XVII вв.

Термином «Возрождение» (или «Ренессанс») характеризуют культуру Италии, ставшей в этот период центром "гуманитарного знания" (studia humanitatis). Отсюда происходит понятие "гуманизм ", в котором представлены идеи об уважении прав и достоинства человека, его стремление к свободе и счастью. Гуманизм формировался на почве античной греческой и римской литературы. В работах гуманистов встречаются многочисленные обращения к философии Сократа, Платона, Аристотеля, Эпикура, Цицерона, Сенеки и других философов .

Основателем итальянского гуманизма называют, как правило, Франческо Петрарку. (Франческо Петрарка (1304 – 1374) родился в Ареццо. Великий поэт.)

Суть гуманистической антропологии состоит в том, чтобы земной мир представить полем реальной человеческой деятельности. Основным критерием ценности человека гуманисты считали не сословную принадлежность, а личные качества.

Творческим началом мира по-прежнему считался Бог, передавший эту способность и человеку. Поэтому смысл философии состоял в раскрытии гармоничного единства Божественного и человеческого, а не в их противопоставлении.

Смысл жизни человека состоял не в преодолении греховности, а в умении следовать природе, на началах которой должна обосновываться человеческая мораль. Идея христианского подвижничества вытесняется антиаскетизмом , в основе которого лежат идеи наслаждения, пользы и личной выгоды.

Две группы проблем представлены в этом направлении:

Учение о человеке, о его строении, о его общих качествах, о его месте в мире;

Учение об идеальном государственном устройстве общества.

Человек рассматривался как высшая ценность, а его благо, его счастье и развитие представлялись как высшая цель и задача государства. Лоренцо Валла, автор известного трактата "Об истинном и ложном благе" (в первой редакции "О наслаждении"), "Само понятие высокой нравственности, - считает Валла, - является пустым, нелепым и весьма опасным, и нет ничего приятнее, ничего превосходнее наслаждения".

Большое внимание деятели эпохи Возрождения уделяли художественному творчеству человека, месту и роли искусства в жизни людей. Они создавали шедевры искусства, философски осмысливали эту сферу творческой деятельности.Например, Леонардо да Винчи (1452-1519 гг.). Этот гениально одаренный человек не получил классического образования, был по существу творцом самого себя. Он был начитан, известен как художник, архитектор, скульптор, инженер, ученый, писатель и философ. В литературе об эпохе Возрождения о нем упоминают как о пионере современного естествознания. Наиболее совершенными считаются картины Леонардо "Мадонна в гроте", "Тайная вечеря", знаменитая своей улыбкой "Мона Лиза" и др. Леонардо приближал искусство к науке. Художник как бы сливался с природой, и в этом был смысл творчества.

Возрождение, Ренессанс, Ринаджименто - так говорили об этой эпохе уже современники, подразумевая освобождение, подъем, обновление. Они считали, что возрождают человеческую культуру античности после мрачного, долгого средневекового застоя. Это была переходная эпоха, которая со-провождалась необычайным подъемом во всех сферах жизни. Эта эпоха поистине была «эпохой титанов по силе мысли и образованности» [Бурлина 1994: 12].

В начале XIII века европейский дух наконец-то перестал стремиться к смерти и обратился к жизни, найдя для себя в самом начале своего пути но-вый источник силы - давно забытую и поруганную античность. «В спасенных при падении Византии рукописях, в вырытых из развалин Рима античных статуях перед изумленным Западом предстал новый мир - греческая древность: перед ее светлыми образами исчезли призраки средневековья; в Италии наступил невиданный расцвет искусства, который явился как бы от-блеском классической древности и которого никогда уже больше не удава-лось достигнуть» [Энгельс 1969: 79 - 80], - так писал об этой эпохе Ф. Энгельс.

Культура Возрождения возникла в Италии в середине XIV в. и достигла блестящего расцвета в Х? - Х?І столетиях. Это был новый тип культуры, светски-рационалистический по своей главной направленности. Ее зарождение и быстрое развитие во многом были обусловлены историческими особенностями страны и спецификой культурной эволюции европейского общества в позднее средневековье. Свободные итальянские города-государства обрели экономическую мощь в условиях политического партикуляризма. Они опирались на передовые формы торгово-промышленного предпринимательства, банковского дела, а также на монопольные позиции во внешней торговле и широкое кредитование европейских правителей и знати. Богатые, процветающие, чрезвычайно активные в сфере экономики и политики, города Италии стали базой формирования новой, ренессансной культуры, послужив затем образцом и для других стран Европы.

Принято считать, что понятие «Ренессанс», русской калькой которого служит слово «Возрождение», было введено историком искусства середины XVI в. Джорджо Вазари, так назвавшем время с 1250 по 1550 гг., которое, с его точки зрения, было времен возрождения античности. В своих «Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550) Вазари вводит этот термин, говоря об упадке живописи, скульптуры и архитектуры, которые со времен античности «низверглись до крайней своей гибели», но так как «природа этих искусств сходна с природой и других, которые как человеческие тела родятся, растут, стареют и умирают», возможно «понять поступательный ход возрождения искусств и то совершенство, до коего оно поднялось в наши дни» [Вазари 1956: 55].

В дальнейшем содержание термина «Возрождение» эволюционировало. Возрождение стало означать эмансипацию науки и искусства от богословия, охлаждение к христианской этике, зарождение национальных литератур, стремление человека к свободе от ограниченной католической церкви. То есть Возрождение, в сущности, стало означать гуманизм.

Начиналось Возрождение очень скромно, вполне невинно и уж тем бо-лее не повсеместно. Родина Возрождения - несомненно, Флоренция, которую некоторые искусствоведы довольно часто называют «итальянскими Афина-ми». Именно во Флоренции, а чуть позже - в Сиене, Ферраре, Пизе складываются кружки образованных людей, которых называли гуманистами. правда, не в современном - нравственном - значении этого слова, указывающем на человеколюбие, уважение к человеческому достоинству, а в более узком - образовательном смысле. Ведь сам термин произошел от названия того круга наук, которыми занимались поэтически и художественно одаренные флорен-тийцы - studia humanitas. Это те науки, которые имели своим объектом чело-века и все человеческое в противоположность studia divina - всему, изучаю-щему божественное, то есть теологии.

Эпоха Возрождения стала временем формирования принципиально новой культуры и мировоззрения, объединяемых понятием «гуманизм». Значительные изменения коснулись, фактически, всех сфер жизни - как материальной, так и духовной. Наследие Средневековья, было частично отторгнуто, частично подвергнуто серьезному пересмотру, вернулись, практически из небытия, многие достижения античности.

Главным направлением деятельности гуманистов была филологическая наука. Гуманисты начали отыскивать, переписывать, изучать сначала литературные, а затем художественные памятники античности, в первую очередь статуи. Тем более, что и во Флоренции - древнем городе, основанном еще в античности, и в Риме, и в Равенне, и в Неаполе сохранилось больше всего греческих и римских статуй, расписных сосудов, удивительных по красоте, но полуразрушенных зданий.

Итальянские гуманисты открывали мир классической древности, разыскивали в забытых хранилищах творения древних авторов и кропотливым трудом очищали их от искажений, внесенных средневековыми монахами. Поиски их были отмечены пламенным энтузиазмом. Когда перед Петраркой, которого принято считать первым гуманистом, вырисовывался в пути силуэт монастыря, он буквально дрожал от мысли, что там, быть может, находится какая-нибудь классическая рукопись. Другие откапывали обломки колонн, статуи, барельефы, монеты. «Я воскрешаю мертвых», - говорил один из итальянских гуманистов, посвятивший себя археологии. И в самом деле, античный идеал красоты воскресал под тем небом и на той земле, которые были извечно ему родными. И этот идеал, земной, глубоко человечный и осязаемый, рождал в людях великую любовь к красоте мира и упорную волю познать этот мир.

Постижение человеком мира, наполненного божественной красотой, становится одной из мировоззренческих задач возрожденцев Италии. Мир влечет человека, поскольку он одухотворен Богом. А что лучше может помочь ему в познании мира, чем его собственные чувства? Человеческий глаз в этом смысле, по мнению возрожденцев, не знает равных. Поэтому в эпоху итальянского Возрождения наблюдается пристальный интерес к визуальному восприятию, расцветает живопись и другие пространственные искусства. Именно они, обладающие пространственными закономерностями, позволяют более точно и верно увидеть и запечатлеть божественную красоту.

Отдельные черты гуманизма, как мы уже отмечали выше, присутствуют и в античной культуре, но возрожденческий гуманизм был объемнее и целостнее. Гуманизм означал не только то, что человек признается высшей ценностью, но и то, что человек объявляется критерием всякой ценности. В последних десятилетиях XV в. складывается культ человека как земного бога. Человека всемерно возвеличивают за способность к самопознанию и постижению всей системы мироздания, рассматривают его как центральное звено этой системы, наконец, по творческим возможностям сравнивают с Богом.

Всматриваясь в человека, Джаноццо Манетти дает такую ему характеристику: «Фигура, благороднейшая среди всех прочих, - такой предстает она перед внимательно смотрящими на нее, так что относительно нее не может быть вообще никаких неясностей и сомнений. Ведь фигура человека так пряма и стройна, что, в свое время как как все другие одушевленные существа склонены и пригнуты земле, человек кажется единственным господином, царем и повелителем над всеми ними, властвующим, парствующим и повелевающим во вселенной по всей справедливости. Отыскивая причины его прямого положения и роста, мы находим их у медиков по крайней мере четыре. Первая - легкость материи; будучи пенистой а воздушной, особенно в сравнении с матерней прочих живых существ, эта материя возносится вверх с помощью других свойств. Вторая - выделение значительного количества тепла; считается, что человеческое тело, по сравнению с животными того же размера, содержит большее по объему и более интенсивное тепло. На третье место ставят совершенство формы, так как совершеннейшая форма человеческого разума (intelligence) требует такой же совершенной и прямой фигуры. Четвертая причина предусматривает цель: ведь человек по своей природе рожден и устроен к познанию» [Манетти 139 - 140].

Именно на человеке сосредотачиваются все интересы художников и поэтов Возрождения, не устающих прославлять его силу, энергию, красоту, великую значимость в мире. Все эстетические, этические и интеллектуальные нормы различных видов искусства, философской и общественной мысли титаны Ренессанса искали в человеке. Человека показывали в литературе и искусстве таким, каким создала его природа, во всем богатстве его чувств и страстей. Возрождая гуманистические традиции античного искусства, гении Ренессанса изображали человека физически красивого, совершенного, воспевая его как объект самой высокой, самой святой любви и поклонения.

Поэтизация человека и всего человеческого влекла за собой эстетическое восприятие действительности, страсть к прекрасному и возвышенному. Новизной в данную эпоху является чрезвычайно энергичное выдвижение примата красоты, и притом красоты чувственной, телесной. Мыслители эпохи Возрождения рассуждают о красоте мира и жизни почти в духе пантеизма, внимательно всматриваясь в красоту природы и человека, в «прекрасные детали всего космоса» [Лосев 1982: 53].

В конце XIV - начале XV в. начала делать успешные шаги новая система образования и воспитания, а педагогическая тема стала одной из самых заметных в гуманистической литературе. Она рассматривалась и в специальных трактатах («О научных и литературных занятиях» Леонардо Бруни, «О воспитании юношей» Маффео Веджо, «О благородных нравах и свободных науках» Пьера Паоло Верджерио), и в трудах более общего характера - в сочинениях «О семье» Леона Баггиста Альберти и «Гражданская жизнь» Маттео Пальмиери. Все эти авторы были единодушны в мысли о необходимости светской ориентации всей системы воспитания и образования. Так, Верджерио отстаивал светскую направленность образования, подчеркивая его нравственно-социальные задачи. Цель образования он видел в приобретении разносторонних знаний, которые формируют ум и высокую нравственность, помогают в жизненных делах.

Мысли гуманистов эпохи Возрождения были направлены на формирование свободного, всесторонне развитого человека, широко эрудированного, нравственно ответственного и граждански активного. И несмотря на то, что все они говорили об уважении к религии, они не призывали к отказу от земных радостей и отречению от мира. В новом комплексе гуманитарных дисциплин они усматривали прочную основу для формирования совершенного человека, способного раскрыть свои достоинства в повседневной деятельности, в гражданской жизни.

Интересна гуманистическая позиция выдающегося деятел итальянского Возрождения Леона Баттисты Альберти, который оставил ярчайший след в самых разных областях ренессансной культуры - в гуманистической и художественной мысли, в литературе, в архитектуре и науке. Исходная посылка гуманистической концепции Альберти - неотъемлемая принадлежность человека миру природы, которую он трактует в духе пантеистических идей как носительницу божественного начала. Человек, включенный в мировой порядок, оказывается во власти его законов - гармонии и совершенства. Гармония человека и природы покоится на его способности познавать мир и на разумных основаниях строить свое существование. Основное предназначение человека гуманист видел в созидании, творчестве, которое трактовал широко - от труда скромного ремесленника до высот научной и художественной деятельности.

Альберти разделял веру гуманистов в возможность социального мира на путях нравственного совершенствования личности и общества, но в то же время он видел «царство человека» во всей сложности его противоречий: отказываясь руководствоваться разумом и знаниями, люди становятся подчас разрушителями, а не созидателями гармонии в земном мире.

Следует отметить, что для эстетики Ренессанса наиболее значащим становится самостоятельно созерцаемое и самостоятельно изменяемое человеческое тело, которое было запечатлено еще в скульптурных формах периода классической античности. Культура Возрождения восприняла античный принцип телесности, сделав его основным направлением своих гуманистических поисков. Человеческое тело, этот носитель артистической мудрости, для индивидуалистического мышления Ренессанса и было тем выражением примата телесного, человеческого и человечного, который выделил Ренессанс из предшествующих ему культурных моделей.

В результате в эпоху Возрождения появляются теоретические трактаты, в которых предлагается организованная система физического воспитания человека. Выразителями прогрессивных идей были гуманисты, социалисты-утописты, врачи, педагоги. Среди них В. Фельтре - итальянский гуманист, Т. Кампанелла - итальянский утопист, Т. Мор - английский гуманист и писатель, И. Меркуриалис - итальянский врач, Ф. Рабле - французский гуманист, А. Везалий - бельгийский профессор медицины, У. Гарвей - английский врач, Я.А. Каменский - чешский педагог-гуманист и другие. Их принципы и педагогические взгляды во многом совпадают, и если их обобщить, то они сводятся к следующему:

  • 1. Отвергалось отношение к познанию человека как к тюрьме души, т.е., напротив, проповедовалось, что возможно познать анатомо-физиологические, психические особенности человеческого организма.
  • 2. Предлагалось возродить и распространять опыт физического воспитания древности (античности).
  • 3. Отмечалось, что естественные силы природы способствуют физическому совершенствованию.
  • 4. Признавалось, что существует неразрывная взаимосвязь между физическим и духовным воспитанием [Голощапов 2001].

Итак, гуманизм эпохи Возрождения в течение более двух столетий определял главное направление мирового культурного развития. Он сложился в широкое мировоззрение, в основе которого лежали новые представления о месте человека в системе мироздания и его земном предназначении, о характере взаимоотношений личности и общества, о значении культуры в совершенном устроении индивидуального и социального бытия. Гуманисты с их неустанными идейными поисками резко расширили горизонты знания и его источники, высоко подняли значение науки. Они развивали идеи антропоцентризма, возвеличивали творческие и познавательные возможности человека как «земного Бога». Гуманистическая мысль оказала серьезное влияние на самые разные области ренессансной культуры, стимулируя новаторство и творческие достижения.

Комплексный подход к человеку как венцу творения в синтезе его телесных и духовных качеств, разработанный величайшими умами человечества, в дальнейшем позволил гению Пьера де Кубертена выдвинуть и реализовать идею Олимпийских игр нашего времени, соединив античную традицию, переосмысленную гуманистами Возрождения, с нуждами человека нового времени.

Существенным отличием культуры Возрождения является гуманизм в его новоевропейском понимании. В античную эпоху гуманизм оценивался как качество воспитанного и образованного человека, возвышающего его над необразованным. В средневековую эпоху гуманизм понимался как качества греховной, порочной природы человека, ставившие его много ниже ангелов и Бога. В эпоху Возрождения человеческая природа стала оцениваться оптимистично; человек наделен божественным разумом, способен действовать автономно, без опеки церкви; грехи и пороки стали восприниматься позитивно, как неизбежное следствие жизненного экспериментирования.

Задача воспитания «нового человека» в эпоху Возрождения осознается как главная задача эпохи. Греческое слово («воспитание») является самым четким аналогом латинского humanitas (откуда берет свое происхождение «гуманизм»). Humanitas в ренессансном представлении подразумевает не только овладение античной премудростью, чему придавалось огромное значение, но также самопознание и самосовершенствование. Гуманитарно-научное и человеческое, ученость и житейский опыт должны быть объединены в состоянии идеальной virtu (по-итальянски одновременно и «добродетель», и «доблесть» – благодаря чему слово несет в себе средневеково-рыцарский оттенок). Натуроподобно отражая эти идеалы, искусство Возрождения придает воспитательным чаяниям эпохи убедительно-чувственную наглядность. Древность (то есть античное наследие), Средние века (с их религиозностью, равно как и светским кодексом чести) и Новое время (поставившее человеческий ум, его творческую энергию в центре своих интересов) находятся здесь в состоянии чуткого и непрерывного диалога.

Определенные стандарты воспитанности и образованности в эпоху Возрождения становились нормой; знание классических языков, осведомленность в истории и литературе Эллады и Рима, способность к стихосложению и музицированию стали условием для занятия достойного положения в обществе. Разуму, его облагораживанию посредством воспитания и образования именно тогда стало придаваться ведущее значение. Складывалось убеждение в возможности усовершенствовать посредством studia humanitas (гуманитарных наук) все общество. Именно тогда Томас Мор (1478–1535 годы) и Томмазо Кампанелла (1568–1639 годы) выступили с проектами построения идеального общества.

Некоторые исследователи говорят о новом типе человеческого достоинства, утвердившемся в эпоху Возрождения. Оно передавалось понятием virtu и определялось личными качествами человека, его талантами, интеллектуальными способностями. В предшествующие эпохи достоинство человека зависело не от него самого, а от принадлежности к сословно-корпоративной организации, к роду или гражданской общине. Переосмысление идеи virtu вызвало к жизни новое стремление человека продемонстрировать свои таланты и способности, стремление к славе и материальному успеху как общественному признанию своих талантов. Именно тогда стали проводиться конкурсы скульпторов, художников, музыкантов, публичные диспуты интеллектуалов, венчания лавровыми венками первых поэтов. Первыми в своих областях творчества признавались скульптор Лоренцо Гиберти (1381–1455), архитектор Филиппо Брунеллески (1377–1446), художники Джотто (1266–1337) и Мазаччо (1401–1428), поэты Данте Алигьери (1265–1321) и Франческо Петрарка (1304–1374). Леонардо да Винчи (1452–1519) удавалось первенствовать и в музыке, и в живописи, и в изобретательстве, и в инженерии. Микеланджело (1475–1564) признавался лучшим в скульптуре, но также и в живописи, архитектуре и поэзии.

Изменился идеал жизни. Если прежде господствовал идеал созерцательной жизни (vita contemplativa), то в эпоху Возрождения утвердился идеал активной жизни (vita activa). Если прежде новаторство и эксперимент осуждались как грех и ересь, изменение природного мира представлялось недопустимым, то сейчас они стали поощряться; пассивность, монашеская созерцательность стали казаться преступлением; утвердилась идея, что Бог создал природу ради служения человеку, обнаружения его дарований. Отсюда нетерпимое отношение к бездеятельности и праздности. Именно в эпоху Возрождения был сформулирован принцип: «время – деньги», автором которого называют Альберти (1404–1472), но под которым мог бы подписаться каждый деятель XV–XVI веков. Тогда началось решительное преобразование природы, стали создаваться искусственные ландшафты, к чему причастны были Леонардо да Винчи и Микеланджело. Интерес к земной жизни, ее радостям, жажда наслаждений стали ведущими мотивами художественного творчества Франческо Петрарки, Джованни Боккаччо (1313–1375), Ариосто (1474–1533), Франсуа Рабле (1494–1553) и других писателей Возрождения. Тот же пафос отличал творчество ренессансных художников – Рафаэля (1483– 1520), Леонардо да Винчи, Микеланджело, Тициана (1490–1576), Веронезе (1528–1588), Тинторетто (1518–1594), Брейгеля (1525–1569), Рубенса (1577–1640), Дюрера (1471–1528) и других живописцев.

Утверждению интеллектуальной автономии много содействовала критика средневекового типа мышления, его догматизма, подавленности авторитетами. Основная аргументация против схоластики и догматики черпалась в античном идейном наследии. Особую роль в этом сыграли Лоренцо Валла (1407–1457), Никколо Макиавелли (1469–1527), Эразм Роттердамский (1467–1536), Мишель Монтень (1533–1592) и др.
В эпоху Возрождения определилась ведущая роль городского населения: не только интеллектуальной элиты, но и купцов, ремесленников, являвшихся наиболее динамичными группами ренессансного общества. Уже к концу XV века уровень урбанизации в Северной Италии и Северной Франции достиг пятидесяти процентов. Города этих регионов Европы обладали наибольшими денежными накоплениями, которые вкладывались в развитие искусств и образования.