Что такое королевский котильон. Что такое котильон? Примеры употребления слова котильон в литературе

Шакон

Танец состоит из 16 тактов музыки в 4/4. На начало танца все пары стоят лицом по линии танца, кавалер держит правой рукой левую руку дамы, ноги в третьей позиции: у кавалера впереди правая, у дамы - левая. Ивановский И. П. Бальный танец XVI-XIX вв. Л.-М. 1948г.

1-й такт. Кавалер правой ногой, дама левой делают один шаг вперед, слегка разворачиваясь корпусом: кавалер влево, а дама вправо (1-я четверть). Приподнимаясь на полупальцах правой ноги, кавалер проводит мимо пятки левую ногу вперед, подняв ее от пола и согнув в колене (2-я четверть). Потом опускает левую ногу на пол и переносит на нее вес (3-я четверть), приставляет сзади стоящую правую ногу к левой назад в третью позицию (4-я четверть). Дама делает тоже, но с левой ноги.

2-й такт. Во втором такте оба исполняют движения первого такта, но начинают - кавалер левой, а дама правой ногой.

Chasse et pas marche

3-й такт. На первые две четверти третьего такта кавалер делает chasse вперед с правой ноги, а дама с левой ноги. На третью четверть кавалер делает шаг левой ногой вперед (дама правой), на четвертую четверть такта кавалер приставляет правую ногу к левой назад в третью позицию (дама - левую к правой). 4-й такт. Полное повторение третьего такта, но с другой ноги.

5-8 такты. Повторение 1-4 тактов.

Balance de Menuet

Оба поворачиваются лицом друг к другу; кавалер берет правой рукой правую руку дамы. У обоих третья позиция, правая нога впереди.

9-й такт. Кавалер и дама делают навстречу друг другу шаг с правой ноги на полупальцы, левая сзади в четвертой позиции; при этом соединенные руки приподнимаются наверх (балансе вперед). Головы слегка наклонены к левому плечу. Свободные руки отведены от корпуса (1-я четверть). Стоящая сзади левая нога придвигается к правой на полупальцы (2-я четверть). Стоящая сзади левая нога отставляется назад на всю стопу (балансе назад). При этом соединенные руки опускаются (3-я четверть). Придвигают правую ногу к левой (4-я четверть).

Demi-tour, chasse et pas marche

10-й такт. Первые две четверти этого такта кавалер и дама, не отпуская рук, делают шассе, меняясь местами, начинают оба с правой ноги. После шассе оба, опустив руки, делают одновременно шаг вперед с полуповоротом вправо (полутур), чтобы встать вновь лицом друг к другу (3-я четверть). Оба приставляют правую ногу сзади в третью позицию (4-я четверть).

11-12 такты. Исполняются так же, как девятый и десятый такты. Кавалер и дама начинают левой ногой и подают друг другу левую руку.

13-16 такты. Повторение 9-12 тактов. http://www.tdc.spb.ru/dancehistory.htm

Котильон

История котильона как самостоятельного танца начинается с начала 19 века, когда все балы были покорены вальсом. Слово Cotillion с французского языка можно перевести как "юбка", и поэтому многие авторы конца 19 века утверждали, что танец этот был выдуман французами в честь прекрасной половины человечества. Однако слово "котильон" обозначало также круговое построение в контрдансах. По-видимому, именно из контрдансов, в некоторых из которых допускался выбор первыми парами обязательных для исполнения фигур, и берет своё начало котильон.

По сути своей это танец-игра. Эта основная сущность котильона с течением времени не менялась, менялись только вкусы публики относительно отдельных фигур и танцев, движения которых в котильоне использовались.

Котильон был любим еще в 20-х гг. 19 века, и в середине века он стал кодой бала - заключительным выступлением участников в излюбленных танцах. К концу 19 в. более популярен был котильон с аксессуарами.

Котильон соединял в себе движения всех танцев. Наиболее популярны были вальс, галоп и полька (во второй половине 19 в.). Без них не обходился ни один котильон. В середине века в котильон часто вставлялись фигуры кадрили, исполняемые между фигурами по выбору, так что котильон иногда даже называли котильоном-кадрилью, но в начале 20 века она уже считалась старинным танцем и использовалась гораздо реже. Неоднозначно было и отношение к мазурке: одни авторы танцевальных руководств считают её основным танцем котильона и предписывают начинать и заканчивать его именно мазуркой 7 , другие считают, что мазурка по своему характеру совсем не соответствует котильону и не может в нем использоваться.

Фигур в котильоне было великое множество. Наиболее полный учебник, с которым мне удалось ознакомиться, включал в себя 125 фигур, но мне встречались ссылки на учебник, содержащий 224 фигуры. В целом количество фигур котильона, так же как вальса или мазурки, никогда не было строго ограничено: их было столько, сколько могла создать человеческая фантазия. Классифицировать фигуры столь же сложно, как и сосчитать. Можно предложить только два вида деления: котильон с аксессуарами и котильон без аксессуаров; и разделение фигур на фигуры, где доминирует выбор, фигуры, где доминирует игра, и фигуры чисто танцевально-постановочные.

По первой систематизации нужны пояснения. Есть фигуры (чаще всего чисто танцевальные), для исполнения которых не нужно никаких предметов. Для части фигур используются предметы, которые всегда есть под рукой - платки, веера, стулья, бокалы с шампанским. Часть фигур требует специальной танцевальной подготовки - наличия в зале для котильона венков, маленьких луков со стрелами, воздушных шариков, национальных костюмов, лент. Что-то из этого можно было найти во все времена в лавках / магазинах / лотках коробейников. Остальное изготовлялось фирмами, на этом специализировавшимися. Эти вещи и назывались аксессуарами. Особое распространение они получили в конце 19 - начале 20 веков. Считалось, что это разнообразит танец и делает котильон в одном доме непохожим на котильон в другом. На самом деле сильное увлечение аксессуарами во многом выхолостило дух игры, т.к. или свело большую часть фигур к банальному прямому однообразному выбору партнеров на фигуру, или предполагало сложные конструкции с различными символами, не всегда гармоничные и удачно подобранные. Возможно, именно поэтому котильон в начале 20 века постепенно отошел на задний план, а потом и вовсе исчез из бальных программ.

Вторая систематизация ещё более условна, чем первая. Дело в том, что выбор случайного партнера в той или иной степени встречается практически во всех фигурах котильона. Но в части фигур выбор - это единственное, что составляет фигуру. В других фигурах выбор случайного партнера происходит в процессе игры, причем игра бывает интереснее самого выбора, да и выбор в результате делается всего одной парой. В третьем случае, как правило, пары, начавшие танец, приглашают дополнительных кавалеров и дам, и после этого все пары, участвующие в фигуре, как начинавшие, так и случайно составленные, исполняют полностью фигуру, создавая при этом сложные рисунки расположения пар. Некоторые фигуры включают в себя и элементы построения, и элементы игры.

При исполнении котильона не стоит забывать, что это не только игра, но еще и танец, причем достаточно сложный; и если на балу он предлагается для исполнения неподготовленной публике, то такая попытка легко может провалиться. Другой сложностью при использовании котильона на современных балах может быть психологическое непонимание и неприятие участниками сущности танца. За последние сто с лишним лет отношения полов сильно изменились, и сейчас главная идея котильона - случайность выбора партнера в каждой фигуре - уже не настолько волнует кровь, как это было раньше. Кроме того, котильон - долгий танец (одна и та же фигура повторяется в нём до тех пор, пока её не исполнят все пары), и, если уже пушкинскую Ольгу "бесконечный котильон... томил, как тяжкий сон", то современный человек, привыкший к активным действиям, тем более почувствует себя некомфортно в условиях длинного (часа на два) танца, большую часть которого ему придется сидеть, ожидая своей очереди. Эти моменты, несомненно, нужно учесть при подготовке котильона. В случае если эти трудности преодолены, котильон оказывается очень интересным танцем.

Прежде чем перейти к описанию последовательности танца, хочется отметить, что для котильона очень важны несколько формальных моментов, которые в 19 в. для танцоров были абсолютно естественны, а сейчас на них обращается мало внимания (если вообще обращается). Это - кто является чьим постоянным партнером на всё время исполнения танца и место каждой пары (стулья, на которых они сидят в ожидании своей очереди). Также для котильона важна последовательность пар. Так, если пара начинает танец третьей, то и во всех фигурах она будет танцевать под номером три.

Порядок котильона должен быть следующим. Перед началом танца (а часто за несколько дней до бала) избирается или нанимается кавалер-распорядитель. Своей дамой такой кавалер должен избрать ту, для которой дается бал - чаще всего именинницу или дочь хозяев. Кавалер-распорядитель и его дама становятся первой парой. Именно от них и зависит порядок котильона. Кавалер-распорядитель предлагает фигуры к исполнению (визируя их у своей дамы), следит за порядком исполнения, подгоняет замешкавшихся и т.п. Если на балу присутствуют 24 пары и более, то общество может разделиться на 2,3,4 и более групп по 12-15 пар в каждой. Первые кавалеры этих групп (кавалеры 13,25 и т.д. пар) становятся помощниками кавалера-распорядителя и следят за исполнением фигур в своих группах. Но последовательность фигур на всё общество задает главный кавалер-распорядитель.

Начало котильона могло быть разным. Но чаще всего встречался следующий вариант: все пары по очереди, начиная с первой, делали тур вальса (или променад мазурки) вокруг всей залы. После шли фигуры котильона в произвольном порядке, причем после каждых двух фигур все танцующие исполняли тур вальса или польки, променад мазурки или одну из фигур кадрили. После всех фигур танцевалось окончание. Вариации окончаний тоже были разные, но оно всегда включало в себя всех танцующих котильон.

Были общие правила и при исполнении фигур. Как правило, фигура начиналась туром вальса / польки / променадом мазурки, исполняемым определенным числом пар (не более восьми). Этот тур танцевали пары NN 1-8, соответственно своим номерам. После чего пары избирали новых танцоров, столько, сколько необходимо было для исполнения фигуры. Фигура заканчивалась общим танцем всех в ней участвовавших. Затем она повторялась снова, следующими парами, например, если в первый раз начинали пары NN 1-3, то во второй - NN 4-6, в третий - NN 7-9 и так пока все пары не побывают в роли солистов. Впрочем, про некоторые фигуры, где солируют 1-2 пары, и фигура требует долгого исполнения, в танцевальных учебниках говорилось, что их повторяют всего один-два раза, чтобы не задерживать танец.

Фигуры котильона: начало, тройки, бабочки, перемена дам, цветы, подстерегатель, молния, железнодорожный мост, тур де дам (Le dames ensembles), волк, окончание.

Танец: вальс.

Начинающие пары: все.

Аксессуары: нет.

Описание: Все пары встают по периметру зала. Запоминают свои номера (начиная с пары распорядителя, против часовой стрелки). Затем пары, стоящие по длинной стороне прямоугольника, сходятся друг к другу двумя шеренгами, кланяются. Затем сходятся и кланяются пары, стоящие по коротким сторонам. После этого - общий круг вальса.

Танец: полька, галоп.

Начинающие пары: одна.

Аксессуары: две ленты длинной 4 м (если начинает не одна пара, то на каждую пару - по две ленты).

Описание: Пара делает круг полькой или галопом. После этого кавалер приглашает трех дам, дама - трех кавалеров. Выбранных "запрягают" с помощью ленты, а первые кавалер и дама становятся кучерами. Тройки скачут галопом круг, затем ленты снимаются, вновь выбранные кавалеры приглашают вновь выбранных дам и четыре пары делают круг польки или галопа вокруг залы.

Танец: полька.

Начинающие пары: одна.

Аксессуары: нет.

Описание: Пара делает круг польки. Затем кавалер приглашает четырех кавалеров, двоих берет под руки, двоих - за руки (так чтобы получившаяся фигура при взгляде сверху напоминала бабочку с четырьмя крыльями).Дама приглашает четырех дам, и они становятся так же, как и кавалеры. Пятерки начинают кружиться друг вокруг друга в ритме польки, пока не сойдутся лицами. Тогда кавалеры приглашают дам, оказавшихся перед ними. Круг польки.

Перемена дам

Танец: вальс.

Начинающие пары: в оригинале - две, но на современных балах логичнее предлагать танцевать всем желающим парам.

Аксессуары: нет.

Описание: Пары танцуют вальс, затем раскрываются и идут променадом. Когда две пары сходятся лицом друг к другу, дамы переходят к другим кавалерам, новые пары уходят от места встречи вальсом. Все это проделывается, не теряя такта.

Примечание: в 19 веке после перемены дам новые пары делали круг вальса, и дамы возвращались к своим кавалерам. В настоящее время пары меняются дамами стихийно, и отнюдь не все к своим кавалерам возвращаются.

Танец: любой.

Начинающие пары: одна.

Аксессуары: два стула.

Описание: Кавалер и дама первой пары садятся на два стула, стоящих в центре залы поодаль друг от друга. Остальные танцующие объединяются в пары кавалер с кавалером, дама с дамой. Все кавалеры загадывают какое-то качество (например, один - сомнение, другой - сожаление), дамы загадывают названия цветов. К сидящей даме подходит пара кавалеров, предлагая выбрать качество. Чье качество она выберет, с тем кавалером и танцует. Оставшийся в одиночестве кавалер занимает освободившийся стул, к нему подходят две дамы... и так до бесконечности.

Подстерегатель

Танец: любой.

Начинающие пары: все желающие и один кавалер.

Аксессуары: нет.

Описание: Фигура аналогична детской игре в горелки. Пары встают в колонну, одинокий кавалер - во главе колонны, спиной к остальным. Последняя пара начинает обходить колонну, стремясь соединиться перед одиноким кавалером. Одинокий стремится поймать даму, но не имеет права оглядываться. Кто из кавалеров поймал даму - тот танцует с ней круг. Оставшийся занимает место одинокого кавалера.

Танец: галоп.

Аксессуары: нет.

Описание: Пары в закрытой танцевальной позиции стоят в одну линию, на расстоянии 1,5-2 м друг от дуга. Первая пара галопом начинает всех обходить, изображая зигзаг молнии: одно па галопа (4 глиссе) влево, одно па вправо. Когда пара доходит до хвоста колонны, начинает движение вторая пара и т.д. Рекомендуется перед началом фигуры занимать пространство в пол-зала длиной. Если много желающих исполнить фигуру - можно выстроиться двумя - тремя линиями.

Железнодорожный мост

Танец: галоп.

Начинающие пары: все желающие.

Аксессуары: нет.

Описание: Все пары встают в две колонны, кавалеры из первых пар каждой колонны договариваются, чья колонна первая, чья - вторая. Колонны начинают двигаться галопом друг навстречу другу, первая колонна поднимает руки "ручейком", вторая проскакивает сквозь нее. Затем колонны снова встречаются, но теперь руки поднимает вторая колонна и т.д.

Тур де дам (Les dames ensembles)

Танец: полька.

Начинающие пары: все желающие.

Аксессуары: нет.

Описание: Все дамы объединяются в пары и танцуют польку. Все кавалеры объединяются в тройки, каждая тройка пытается окружить пару дам. ДАМЫ! Стремиться не дать себя окружить можно; вырываться, выныривать под сцепленные руки кавалеров - нельзя. Когда пара окружена - дамы выбирают себе кавалеров на польку. Оставшийся без дамы кавалер присоединяется еще к двум и продолжает охоту.

Танец: любой.

Начинающие: все желающие дамы и один кавалер.

Аксессуары: нет.

Описание: Фигура, аналогичная народной игре "коршун". Дамы становятся "паровозиком", держа друг друга за талию. Кавалер пытается оторвать от цепочки последнюю даму, она старается от него улизнуть, а первая дама стремится кавалеру помешать. Если кавалеру это удалось - он танцует с дамой круг, а другой кавалер начинает охоту за следующей дамой. Если за 2-3 минуты он этого не смог сделать - уступает свое место следующему кавалеру.

Окончание

Танец: вальс.

Начинающие пары: все.

Аксессуары: два стула.

Описание: Кавалер-распорядитель и его дама или хозяева бала (в зависимости от обстоятельств) садятся на стулья, к ним подходят по очереди все пары, кланяются, благодарят за котильон и уходят танцевать вальс. Последними начинают вальсировать сидевшие на стульях. Вальс до конца музыки.

История котильона как самостоятельного танца начинается с начала 19 века. Именно в это время все балы были покорены вальсом. Говорят что название этого танца- игры, придумали французы в честь прекрасной половины человечества, ведь слово Cotillion с французского можно перевести как «юбка». Котильон берет свое начало из контрдансов, в некоторых из которых допускался выбор первыми парами обязательных исполнения фигур.

Котильон был любим ещё в 20-х веках 19-го века, и в середине века он стал завершающим аккордом бала. К концу 19 века более популярным стал котильон с аксессуарами.

Этот танец включал в себя движения многих танцев - вальс, голоп, полька. В середине века в котильон вставлялись фигуры кадрили, исполняемые между фигурами по выбору.


В начале 20-го века котильоны уже считались старинными танцами и все реже появляются в бальных книжках того периода. Существуют несколько правил исполнения котильона.

1. Необходимо определиться с постоянным партнером на все время исполнения танца (а нередко танец затягивается на очень длительное время)

2. Место (стулья, на которых сидят пара или дама) закрепляется за танцующими на все время танца.

3. Последовательность пар в танце сохраняется на всем его протяжении: если начали танец вторыми, то и тацетов этой последовательности весь котильон.

Порядок котильона должен быть следующим:

1. 1.Загодя, перед началом танца или в начале бала, выбирается кавалер-распорядитель, который выбирает своей дамой ту, для которой дается бал (чаще всего дочь хозяев или именинницу)

2. Кавалер-распорядитель и его дама, становятся первой парой, и именно от них зависит порядок котильона, ведь именно кавалер-распорядитель предлагает фигуры, следя за их исполнением.

3. Если пар слишком много то общество разделяли на 2,3 и больше группы по 12-25 пар, и в каждой паре назначался помощник кавалера-распорядителя.

Вашему вниманию предложим несколько танцев-игр. Со временем мы будем пополнять этот список новыми и интересными интерпретациями этого танца.

Короли и королевы

К подносу с разложенными на нём картами подходят 4 кавалера и 4 дамы, каждый выбирает себе по карте. У кого совпали король и королева, те танцуют вальс или следующий танец вместе

Веселый котильон

В голове зала на стуле сидит кавалер с завязанными глазами. К нему подходит 1 кавалер и 1 дама. Сидящий кавалер указывает рукой направление: направо или налево и идет танцевать вальс с выбранным партнером: если с указанной стороны от сидящего кавалера была дама, кавалер танцует вальс с дамой, если же в указанном направлении кавалер, то вальс будут танцевать 2 кавалера в одной паре. Оставшийся/аяся не выбранным/ной кавалер или дама, садится на стул и закрывает глаза, теперь уже к нему или к ней подходят 1 кавалер и 1 дама.

Перемена дам

Танец: вальс

Начинающие пары: в оригинале - две, но на современных балах логичнее предлагать танцевать всем желающим парам Пары танцуют вальс, затем раскрываются и идут променадом. Когда две пары сходятся лицом друг к другу, дамы переходят к другим кавалерам, новые пары уходят от места встречи вальсом. Все это проделывается не теряя такта.

Тройки

Первый кавалер танцует тур вальса, оставляет партнершу и выбирает двух дам в левую и правую руку, его партнерша - двух кавалеров. Они встают тройками, кавалер подводит двух дам к даме с кавалерами. Каждый танцует с тем, кто оказался напротив...

Тур де дам

Танец: полька

Дамы парами бегают, кавалеры тройками и ловят и окружают, танцуют те кавалеры, которых выбрали дамы, оставшийся присоединяется к другим свободным кавалерам.

Каналы Венеции

Танцующие встают в 2 колонны: колонна К и колонна Д лицом к противоположной колонне.

Первая с головы зала пара встречается по центру колонны, вращается 1 круг на месте и Д идет к ближайшему К (следующему после "своего") и подает ему правую руку так, что образуется "арочка" (далее руку подавать следует каждому следующему кавалеру, не пропуская никого). К проходит под рукой своей Д спиной и идет к колонне дам, подавая руку крайней Д (далее руку подавать следует каждой следующей даме, не пропуская никого). Д бежит лицом под рукой своего партнера и к следующему кавалеру колонны кавалеров. К снова уходит под рукой своей дамы спиной. Описание повторяется с каждым следующим партнером.

Как только первая пара освободилась, уже новая первая в голову зала пара повторяет все, проделанное предыдущей парой, выполняя переходы от линии к линии синхронно с предыдущими. Во время всей игры колонна неторопливо движется в голову зала.

Тройки
Танец: полька, галоп
начинающие пары: одна
аксессуары: две ленты длинной 4 м (если начинает не одна пара, то на каждую пару - по две ленты)
Пара делает круг полькой или галопом. После этого кавалер приглашает трех дам, дама - трех кавалеров. Выбранных "запрягают" с помощью ленты, а первые кавалер и дама становятся кучерами. Тройки скачут галопом круг, затем ленты снимаются, вновь выбранные кавалеры приглашают вновь выбранных дам и четыре пары делают круг польки или галопа вокруг залы.

[франц. Cotillon – букв. «нижняя юбка»]

Французский бальный танец XVIII-XIX веков. Музыкальный размер и темп переменные. Первоначально состоял из одной фигуры. К началу XIX столетия превратился в большой танец, состоящий из нескольких танцевальных частей. К примеру, в Котильон могут входить фигуры , и любых других танцев, а также бальные игры.

Ах, эти балы XIX века! С каждым последующим номером бальной программы атмосфера праздника постепенно меняется, двигаясь от церемониальной торжественности к свободной танцевальной игре. В конец бала предусмотрительно ставится самая большая игра – танец Котильон. Он представляет собой действие шаловливое и непринуждённое. Даже название у него по-французски пикантное. Он назван так из-за присутствия фигур, позволяющих дамам похвастаться вторым слоем юбок, не менее украшенным, чем первый [франц. Cotillon – букв. «нижняя юбка»].

Котильон представляет, безусловно, наиболее веселую и оживленную часть бала. Своим разнообразием он делает танцы неутомительными, оживлет непредвиденными комбинациями. Посредством розыгрышей он ставит иногда кавалера в тупик каким-нибудь неожиданным разочарованием или обманом.

В Котильоне раздают различные ордена и всевозможные сюрпризы, которые остаются у гостей, как воспоминание. На вещицах обычно обозначают дату и имя, кем она была поднесена. Таким образом, эти мелкие сюрпризы служат воспоминанием о приятно проведённом времени.

В XIX веке Котильон был любимейшим из бальных танцев. Он давал танцующим много предлогов для разговоров, для ухаживаний и даже для объяснения в любви. Многие и ездили на бал только для того, чтобы любезно пообщаться в Котильоне.

Особую прелесть Котильона составляло то, что не нужно было делать официальное приглашение на танец. Большинство фигур выдумывалось с целью соединить кавалеров и дам в пары совершенно случайным и неожиданным образом. Наподобие такого:

«Одна форма Котильона состоит из выбора дам, которые раздают подарки кавалерам, как-то: ордена, хлопушки, шапки, маски и проч.; все эти предметы раскладываются на столе или же красиво накалываются на подушку. Способ раздачи различный; он должен быть прав и элегантен; например, дам просят в один конец зала, а кавалеров – в другой, распорядитель выбирает шесть дам и шесть кавалеров, которых просят к столу, где расположены сюрпризы. Дамы выбирают мужские, а кавалеры дамские ордена и сюрпризы, и каждый даёт тому лицу, с которым желал бы танцевать. Таким образом все пары танцуют по очереди пока все получат по сюрпризу».

Тихомиров А. Д. «Самоучитель модных бальных и характерных танцев», М., 1901, с.119.

Примеры туров и фигур Котильона:

БЕСЕДКА

Фигура Котильона. Четыре пары выходят на середину зала и, взявшись за руки, образуют круг лицом вовне. Следующие четыре пары образуют внешний круг лицом вовнутрь. Кавалеры первого и второго кругов, стоящие визави, подают друг другу руки и образуют «беседку». Дамы визави из первого и второго кругов берутся за руки и бегут влево по кругу. По сигналу распорядителя кавалеры опускают руки и дамы останавливаются. Вновь составленные пары продолжают дальнейший танец.

БИТВА ЦВЕТОВ

Фигура Котильона. Через середину зала протягивается занавес из тонкой папиросной бумаги. Кавалеры выстраиваются по одну сторону занавеса, дамы – по другую сторону. По сигналу дирижёра начинается «битва», которая заключается в том, что участники танца перебрасывают друг в друга букетики цветов через занавес. Сильно бросать можно только, пока цел занавес.

ВЕНКИ

Тур Котильона. Дамы получают разноцветные венки с золотистыми цветами, а кавалеры – жезлы. Кавалеры становятся в ряд напротив дам. По знаку дирижёра дамы бросают венки в кавалеров, а те стараются поймать венки избранных ими дам. Пары составляются по одинаковому цвету венка и жезла.

ВОЕННЫЙ ТУР

Тур Котильона. Дамы получают бомбы-хлопушки, а кавалеры – флаги. Те и другие становятся на расстоянии около двух метров друг от друга. По команде дирижёра начинается «война». Взяв в левую руку конец нитки, прикреплённой к бомбе, дамы правой рукой бросают свои бомбы в избранного кавалера. Бомбы разрываются над головами и обсыпают танцующих конфетти. Но вот «военная хитрость» – дама танцует не с тем, кого обсыпала конфетти, а с кавалером, у которого на флаге тот же значок, что у неё на бомбочке.

ВОЙНА В МИРНОЕ ВРЕМЯ

Тур Котильона. Дирижёр раздаёт всем участникам снежки, наполненные мелко изрезанной бумагой и различными сюрпризами: шапками, куклами, китайскими фигурами и т. п. Дамы становятся по одну сторону зала, кавалеры по другую. По команде дирижёра начинается «война»: дамы бросают снежки в кавалеров, а кавалеры в дам. Снежки лопаются, рассыпаются, из середины выпадают сюрпризы. В конце концов, заключается мир, дамы и кавалеры берут свои сюрпризы, распределяются по парам и начинают танцевать.

ЖЕЗЛ С ЛЕНТАМИ

Тур Котильона. В середину зала вносится жезл с лентами. Концы лент с прикреплёнными к ним кольцами свободно свисают вниз. Противоположные концы лент, также с кольцами, спрятаны – видны только кольца. Кавалеры берутся за нижние кольца. Дамы берут верхние кольца и вытягивают их. Дамы заранее не могут знать, с кем им предстоит танцевать, так как пары составляются по одинаковому цвету лент.

ЖЕЗЛЫС ЛЕНТАМИ

Тур Котильона. Два жезла с разноцветными лентами вносятся в два конца зала. Дамы выбирают ленты на своём жезле, кавалеры – на своём. Те и другие, танцуя, приближаются к середине зала, где и составляются пары, согласно одинаковых цветов лент.

ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫЙ ТУР

Тур Котильона. Дамы получают красивые бумажные ленты и надевают их через плечо. Кавалеров же дирижёр приглашает в другую комнату, где им раздаются головные уборы разных народов: французские кепи, русские картузы, турецкие чалмы, мексиканские сомбреро и т. д. По приглашению дирижёра кавалеры с шумом входят в бальный зал и направляются к дамам, разговаривая каждый на «своём» наречии. Должно получиться полное смешение языков. После таких интересных разговоров, кавалеры выбирают себе дам по национальным картинкам на их лентах и танцуют с ними.

ИСПАНСКИЙ ТУР

Тур Котильона. Дирижёр приглашает дам исполнить Шен по одну сторону зала, а кавалеров – по другую. Затем дамам раздаются тамбурины, а кавалерам вручаются кастаньеты. Составляются пары по одинаковым значкам на инструментах и все танцуют Падеспань, Венгерку или Бальный Чардаш. Во время танца, при помощи полученных инструментов, отбивается такт.

ИСПЫТАНИЕ СЕРДЦА

Тур Котильона. Для этого тура готовятся конверты в виде большого сердца. В каждый из них вкладывается по два маленьких сердца синего цвета. Конверты раздаются дамам, которые выбирают себе по два кавалера и приглашают их взять свои сердца. Потом дама ведёт кавалеров в середину зала, где находится «Кладезь познания добра и зла». Кладезь представляет собой изящную вазу с водой, подкисленной уксусом. Каждый кавалер опускает взятое им сердце в воду. Одно из сердец краснеет, а другое каким было. Тот кавалер, у кого сердце покраснело, танцует с дамой, а другой отправляется на своё место.

КАРНАВАЛ

Тур Котильона. Перед самым окончанием бала дамам раздаются конфетти в больших трубках, а кавалерам небольшие звонкие трещотки. Под звуки заключительного марша начинается всеобщее движение по залу: кавалеры вращают трещотки, дамы обсыпают их конфетти, и всякий танцует, кто с кем пожелает.

КОНФЕТТИ И СЕРПАНТИН

Фигура Котильона. Неожиданно в середине какого-нибудь тура дирижёр бросает через зал первую ленту серпантина. Тут же вступают в «бой» остальные участники танца. Они осыпают друг друга конфетти и серпантином до тех пор, пока не кончатся «боеприпасы». Чем больше «стрельбы», тем веселее и оживлённее будет танец.

КОНЦЕРТ ЛЯГУШЕК

Тур Котильона. На середине зала расстилается большой лист зелёной бумаги, изображающий пруд. Несколько кавалеров надевают на себя сплошные маски, изображающие лягушечьи головы. Они садятся в «пруд» и начинают квакать изо всех сил. Чтобы прекратить этот ужасный концерт к «пруду» приближаются дамы с удочками в руках. Им необходимо крючком на конце удочки зацепить кавалера за воротник, вытянуть его и, затем, протанцевать тур танца. Только после этого кавалер снимает с себя «лягушечью голову» и дама, наконец, узнаёт, с кем она танцевала.

ЛАУН-ТЕННИС

Тур Котильона. Дамам раздают миниатюрные цветные мячики и лаун-теннис веера. Кавалеры становятся по возможности дальше. По знаку дирижёра дамы отбивают мячики в сторону кавалеров. Тот, кто успеет поймать мячик, ловит даму с веером того же цвета. Далее они танцуют в паре.

ЛОВЛЯ ПЛАТКОВ

Тур Котильона. Четыре пары делают один тур Вальса или Мазурки вокруг зала и останавливаются на середине. Кавалеры встают спиною к центру, заключая внутри круга своих дам. Дамы держат в руках приготовленные разноцветные платки. Затем кавалеры начинают вращать круг в левую сторону, а дамы подкидывают платки кверху. Кавалер наудачу ловят платки и таким образом составляются новые пары.

МУФТА

Тур Котильона. Дирижёр держит в руках очень красивую большую муфту. С одной стороны подходят дамы, с другой стороны – кавалеры, и берут друг друга за руки внутри муфты, не зная, кто с кем. Когда муфта раскрывается, становится ясно, кто с кем танцует. Дирижёр может вложить свою руку со стороны дам. Тогда кавалер, выбравший его руку, не участвует в этом туре.

ОРДЕНА

Тур Котильона. Дамы встают в большой круг. Им предлагают на выбор знаки отличия. Для этого на красивой бархатной подушке в круг вносятся различные котильонные ордена, звёзды, крестики и медали. Выбранными знаками дамы награждают тех кавалеров, с которыми они хотят танцевать. Этот тур вызывает ажиотаж и забавное любопытство танцующих.

ОХОТА НА КАВАЛЕРОВ

Тур Котильона. Кавалеры образуют большой круг и становятся спиной к дамам, которые находятся внутри круга. У дам в руках цветные шарфы и колпаки. Шарфы дамы надевают через плечо, а колпаки держат в правой руке. По сигналу дирижёра кавалеры быстро вертятся вправо или влево, а дамы надевают бумажные колпаки на тех кавалеров, с кем они желают танцевать.

ОЧКИ И ЛОРНЕТЫ

Тур Котильона. Дамы, участвующие в этом туре, получают лорнеты с разноцветными стёклами, а кавалеры – такие же очки. Стёкла одинакового цвета танцуют вместе. Ещё забавнее, когда часть кавалеров получает вместо очков разноцветные монокли. С непривычки монокли выпадают из глаз и весело катятся по полу.

ПЛАТОК

Фигура Котильона. После исполнения Вальса или Променада дама завязывает узелок на одном из четырёх углов платка. Она подносит этот платок к четырём кавалерам. Тот кавалер, который возьмёт узелок, танцует с дамой до её места.

РАЗОЧАРОВАННЫЕ КАВАЛЕРЫ

Тур Котильона. В зал выносится большая овальная коробка, изображающая пруд. С двух сторон коробки свисают шнурки: с одной стороны определённое количество красных – для дам, с другой стороны вдвое больше синих – для кавалеров. По сигналу дирижёра участники быстро тянуть за шнурки. Коробка неожиданно разваливается и у каждого в руках оказывается рыбка. По номерам на рыбках составляются пары для танца. Кавалеры, которым досталась рыбка без номера, удаляются на свои места.

СЧАСТЛИВАЯ ПОДКОВА

Тур Котильона. В зал выносят большую подкову, в которую пропущены ленты разных цветов. С одной стороны подковы становятся дамы, с другой стороны – кавалеры. По знаку дирижёра участники быстро вытягивают ленты и те, которые соединены друг с другом, танцуют вместе.

ТАИНСТВЕННАЯ СТЕНА

Тур Котильона. Дирижёр и его помощник держат большой лист бумаги, изображающий стену. На «стене» нарисованы различные фигуры комического характера с прорезанными отверстиями для глаз и рта. Кроме того, на месте, где должна быть правая рука, прорезано отверстие для руки. Кавалеры подходят к стене с противоположной стороны, просовывают руку и прикладывают лицо к отверстиям. Затем дамы подходят и за руку выдергивают понравившихся им «персонажей». Таким образом, составляются пары для танца.

ТАМБУРИН

Тур Котильона. В зал заносят большой бумажный тамбурин, из которого выступают концы лент. За концы лент предлагают взяться участникам: за розовые ленты – дамам, за голубые – кавалерам. По команде дирижёра все тянут ленты и тамбурин разрывается. Оказывается, что розовые и голубые ленты связаны попарно. Таким образом, пары готовы для танца.

ТЕЛЕФОН

Тур Котильона. Дирижёр приглашает дам встать по одну сторону зала, а кавалеров по другую. Затем раздают телефонные аппараты: дамам – золотые, кавалерам – серебряные. Телефоны соединены попарно шёлковыми шнурами. Когда узел, соединяющий все телефоны, развязывается, то дамы и кавалеры расходятся в разные стороны, пока не будут натянуты шнуры. Таким образом, один тихо говорит, а другой слушает и наоборот. На это даётся несколько минут. Затем начинается танец.

ТУР ПЕРЧАТОК

Тур Котильона. От танцевального распорядителя дамы получают по перчатке с правой руки, а кавалеры – с левой. Пары составляются согласно цвету перчаток.

УЖЕНЬЕ

Тур Котильона. Дирижёр с помощью ассистента устраивает «озеро» с рыбками-кавалерами за бумажной стеной. Дамы выстраиваются возле «озера» с удочками в руках. В то время как дамы перебрасывают через стену удочки, кавалеры должны успеть схватить крючки, привязанные к лескам, и прикрепить к ним рыбок. Дамы вытягивают рыбок и по соответствию их названий получают в пару кавалера.

ЯПОНСКИЙ ЗОНТ

Тур Котильона. В зале раскрывается большой зонт в японском стиле. С него свисают разноцветные ленты с прикреплёнными значками. Дамы берутся за концы лент. К ним подходят кавалеры для приглашения на танец. Пара составляется, если значок на флажке кавалера совпадёт со значком на ленте дамы. Когда все пары находят друг друга, начинается танец.

Мы на предстоящих мероприятиях осмелимся погрешить против исторической истины и несколько модифицировать котильоны для нашего бала, чтобы сделать их как можно более веселыми. Ниже вы можете посмотреть на описание котильонов, которые могут встретиться на нашем балу или на танцевальных вечерах. Обратите внимание, что все котильоны мы танцуем на вальсовых шагах.

Ваша Эльфирида Вайсгербер

Котильон-выбор

Котильон - это танец-игра. Случайный выбор партнера является одной из его наиболее веселых особенностей. Тем не менее, в некоторых котильонах ничего кроме этого выбора нет. Именно они и попали в эту группу.


Фиалки

Дама кавалера-распорядителя раздает кавалерам цветы фиалок. Те преподносят цветы дамам с одновременным приглашением к танцу. Получив такое приглашение, отказать нельзя.


Роза

К даме подходят два кавалера. Дама одному вручает розу и танцует с другим. К кавалеру подходят еще две дамы и теперь выбор совершает он.


Тур де дам (Les dames ensambles)

Дамы танцуют в парах друг в другом. Кавалеры в тройках догоняют дам, окружают их и дамы избирают себе партнеров. Оставшиеся собираются в новые тройки и т. д.


Один из трех

После тура кавалер приглашает еще двух кавалеров. Они составляют круг вокруг дамы. Дама выбирает одного, два других танцуют в паре.


Поэты

После тура вальса к даме подходят еще три кавалера. Она говорит простое предложение. Кавалеры отвечают в рифму. Дама танцует с автором лучшего экспромта.


Тур с воздушными шарами

Каждая дама после тура вальса зовет еще двух кавалеров (итого 4) и кидает в воздух шарик. Танцует с поймавшим, который держит шарик левой рукой вверх.


Ленты

Кавалер-распорядитель держит в руке ленты по количеству танцующих пар. Кавалеры (слева) и дамы (справа) берутся за ленту, после чего кавалер-распорядитель отпускает ленты, и те, кто держатся за одну ленту танцуют в паре.

Котильон-построение

В эту группу выделены котильоны, в которых нужно совершать те или иные фигуры в процессе танца


Мост

Пары строятся в колонны. Начинают вторые. Проходят между первыми - останавливаются. 3-е между первыми - останавливаются, и т. д. пока пары не кончатся. Тогда первые проходят сквозь всех и идут далее танцевать. Затем вторые, третьи и т. д.


Знак - 8

Пара танцует вокруг стульев по восьмерке, как можно ровнее. Выбранный судья решает, кто победил.


Платок

Кавалеры на вытянутых левых руках держат ленту и пары по очереди под ней вальсируют.

Котильон-игра

Самая веселая разновидность котильонов. Музыка в большинстве случаев лишь сопровождает игру.


Волк

Аналог игры «Коршун»: все дамы встают в колонну, держась за талии друг друга. Кавалер пытается поймать последнюю дамы, и первая ему мешает.


Скачки через платок

Пары становятся в 2 линии: в одну дамы, в другую кавалеры. 1-ая пара берет за 2 конца платок и проносит его над головой дам. Затем заставляет кавалеров прыгать через него. Дойдя до своих мест, отдают платок следующей паре, а сами отходят в сторону. Когда платок дойдет до последней пары - общий вальс.


Поле битвы

Начинают танец - кавалеры с шариками в правых руках. Кто кому шарик лопнет - тот у того отвоюет даму на тур вальса и т. д.


В мышевловке

Одна пара в середине, пять образуют круг, увеличенный платками (их держат внутри пары). Центральная пара танцует и пытается схватить платок. Ей мешают это сделать. Если схватила - пары меняются местами.


Кошка и мышка

Облагороженный вариант народной игры. Все пары кроме одной образуют круг. Дама первой пары - «мышка» находится внутри круга. Кавалер - «кошка» - снаружи. Круг:
1. кружится
2. подыгрывает мышке

И кошка, и мышка могут выбегать внутрь и наружу (если у кошки это получится). Кошка должна поймать мышку или за определенное время, или после определенного количества раз выхода в круг (2-3). Если поймал - оба становятся в круг, если нет - кавалер из круга изгоняется, а дама становится в общий круг.


Сороки

Дамы сидят, а кавалеры, положив правую руку на плечо впереди идущего, а левой держа носок поднятой ноги, цепочкой между стульями скачут.


Преследователи

Первая пара танцует. У кавалера на плече прикреплен бант. Две пары в танце преследуют и пытаются бант сорвать. Все постепенно побывают в игре.

Предполагается, что некоторые котильоны мы будем исполнять на танцевальных вечерах (в первый и третий день игры), а не на балу, чтобы не наскучить публике. Кроме того, поскольку мы все вместе танцуем довольно давно, то у вех жителей Эйнрехта есть свои вкусы и предпочтения.

Поскольку опросные сервисы все удивительно убоги, а руки у меня кривые, то головсовалки здесь не будет. Но если кто-то имеет какие-то возражения или дополнения (очень хочет или не хочет, чтобы какой-то конкретный танец присутствовал), то напишите их в комментариях, пожалуйста.

В истории танца бывают случаи, когда одно и то же название обозначает разные движения, разные шаги, разные фигуры. Такая же ситуация и со словом «котильон». Все знают, что это - веселый танец-игра XIX-го века, и немногие знают, что в XVIII-м веке котильонами назывались танцы контрдансного типа, но исполняемые не в колоне, а в квадрате-кадрили.

Первые котильоны появились в самом начале XVIII-го века во Франции. Первоначально исследователи считали, что котильоны были заимствованы французами из круговых и квадратных контрдансов, которые были описаны еще у Плейфорда.
В 1969 г. французский исследователь М.Гульшер приводит доказательства в пользу того, что вопреки распространенному мнению, котильон и кадриль не являются французским развитием английских квадратных танцев, например, упомянутых в ранних изданиях Джона Плейфорда «The English Dancing Master». Исследователь дает основание предполагать, что, среди английских контрдансов, представленых ко двору Людовика XIV сначала англичанином Исааком Орлеанским (1684) и позже Андре Лореном (1688), не было кадрилей. Он предполагает, что истинным прародителем котильона и кадрили была модификация французского танца, бранля. В доказательство своей версии он цитирует введение к «Receuil pour I’Annee» 1706, который содержит первый известный танец названный LeCotillon , написанное придворным танцмейстером Фейе. По описанию Фейе этот Котильон был:

«…, хотя старый танец, но очень популярен при дворе, так что мне не обойтись без его включения в это небольшое собрание »

и он описывает его как:

«… вид бранля на четверых, который любой может танцевать без предварительной подготовки »

Этот танец для двух пар стоящих лицом друг к другу, состоял из шести куплетов, простых и различных фигур, разделенных общим, всегда одинаковым припевом. С 1716 года добавляются еще две пары, и танец стал квадратом для четырех пар. Дополнительные две пары подразумевали разработку более сложных припевов и число куплетов увеличилось до 9. Постепенно эти 9 куплетов были стандартизированы и стали одинаковыми во всех котильонах. Только припев отличал один котильон от другого. Во Франции куплеты танца были известны как 9 туров (иногда назывались репризами или синкопами), а припев назывался фигурой. В Великобритании куплеты были известны как перемены .

Однако действительно ли французы изобрели велосипед и создали свои квадратные танцы, столь похожие на английские, безо всякого влияния со стороны Англии?

Это представляется весьма сомнительным, особенно если учесть несколько обстоятельств:
Прежде всего, французские танцмейстеры знали не только отдельные английские танцы, но и знали сами сборники Плейфорда: к примеру, Фейе переписывает танец Джемеко, имеющийся у Плейфорда, под названием La Bonne Amitie (Добрая дружба). А значит, они знали и о существовании танцев в квадратном сете. Несомненно то, что в котильонах часто поочередно солируют то первая и противолежащая ей пары, то две боковые пары, могло и не быть осознанной калькой с аналогичных приемов в английских контрдансах, но при том, что французские мастера читали такие английские описания, как-то неправильно говорить, что такой вид построения они изобрели «с нуля». И еще один очень важный факт: структуру первых котильонов можно выразить как 1-А-2-А-3-А-4-А-5-…., где цифрами обозначены смены (общие для всех котильонов), а буквой - фигуры, каждая из которых могла повторяться в одном и том же котильоне хоть все девять раз, но для разных танцев подбирались разные фигуры. Такая же структура уже была известна в истории танца: многие контрдансы с плейфордовской формулой можно записать как 1-А-2-А-3-А, где 1,2,3 - это стандартные проходы вперед, сходы плечами, повороты за руки, общие для многих контрдансов, а А - припев, который мог быть как единый для всего танца, так и разный после каждого куплета. И в довершении хочется отметить, что первые три фигуры из котильонных туров были проход по кругу (аналог прохода в английских круговых контрансах), провороты за одну и за две руки (что можно рассматривать как переосмысление sides и arms). Т.о., мне кажется, что английские контрдансы в квадрате внесли свое влияние в формирование котильона. Это не было непосредственное заимствование формы (квадратные контрдансы в Англии на рубеже XVII-XVIII вв. были не очень популярны, а плейфордовская формула отошла в прошлое), скорее это было творческое переосмысление французскими хореографами прочитанных ими в сборниках Плейфорда старых танцев, сделанное на основе местных французских форм танца.

Котильоны были весьма популярны во Франции, так что именно такой тип танца в некоторых местностях стал называться контрдансом французским (по аналогии с контрдансом английским - танцем в лонгвее). Это объясняется тем, что:
а) бальные залы во Франции были не вытянутой формы как в Англии, а тяготели к квадрату;
б) в классовом сознании французского общества квадратное построение было предпочтительнее тем, что каждый может выбрать свое окружение для танца, а не танцевать со всеми подряд.

К середине XVIII-ого столетия котильон (по-английски ’cotillion’) утвердился во всех главных городах Франции и был так же популярен, как и англез (l’Anglaise), английский танцевальный стиль лонгвеев с прогрессией. В 1762 году парижский собиратель и издатель танцев, де Ла Кюисс, изобрел новый метод записи, используя который каждый котильон можно было записать посредством всего одной страницы простых диаграмм. Это сильно уменьшало себестоимость танцевальных книг (для сравнения - нотация Фейе требовала целых восемь тщательно выгравированных пластин, чтобы передать ту же самую информацию). Правда, новая система не описывала шаги, но к этому времени шаги были редки в употреблении и их использовали в фигурах по соглашению. Сокращение затрат на публикацию при помощи метода Кюисса привело к быстрому росту доступности котильонов широкой публике и также ускорило их распространения вне границ Франции. Котильон проникает во многие страны, включая Германию, Италию, Данию и Англию.

Именно 1760-е считались звездным часом котильона. Эти танцы завоевали весь старый свет, и были известны в новом свете - причем каждый танец следовал раз и навсегда установленной в той или иной местности формуле, для Англии она, например, выглядела так:

1. Grand Rond (Гранд Ронд) - общий круг влево и вправо.
А. первое исполнение оригинальной фигуры
2. La Main (Ля Мейн) поворот за правую руку, затем поворот левую руку
А. второе исполнение оригинальной фигуры
3. Поворот за две руки - сначала по часовой стрелке, затем против
А. третье исполнение оригинальной фигуры
4. Мулине Дам
А. четвертое исполнение оригинальной фигуры
5. Мулине Кавалеров .
А. пятое исполнение оригинальной фигуры
6. Дамы танцевали общий круг за руки - сначала по часовой стрелке, затем против нее, до своих мест.
А. шестое исполнение оригинальной фигуры
7. Аналогичный общий круг кавалеров
А. седьмое исполнение оригинальной фигуры
8. Аллеманда (партнеры скрещивают руки за спинами и кружатся сначала по часовой стрелке, затем против)
А. восьмое исполнение оригинальной фигуры
9. Grand Rond - общий круг влево и вправо.
Иногда котильон предписывалось завершать La Main.

Последовательность смен, впрочем, в разных странах была разной: в Америке: общий круг, променад, круг за руки, аллеманд, мулине дам, мулине кавалеров, круг дам, круг кавалеров, общий шен за правые и левые руки, общий круг ; в России - общий круг, круг за руки на месте, аллеманд, мулине дам, мулине кавалеров, круг дам, круг кавалеров, общий круг . Иногда добавляли перед финальным общим кругом мулине и круг в четверках (первые с четвертыми, вторые с третьими) . Ради справедливости, нужно отметить, что все эти традиции зафиксированы уже в 19-м веке.

Котильонов было много, их сочиняли все, кому это было интересно: «За это время, контр выливались въ регулярные котильоны съ особымъ ярко выраженнымъ стилем. Появились для контры новыя руководства изобретательных танцмейстеровъ. Лица изъ общества также сочиняли и комбинировали разныя контры, которыя вошли въ списки самоучителей. Дошли даже до того, что контра «La Griel» была сочинена въ 1760 г. въ честь сторожа парка въ С.-Клу; «La Franc» получила свое название отъ имени сторожа въ Булонскомъ лесу. »

К концу XVIII-ого столетия каноническая форма котильона начала изменяться. Ранний припев подразумевал, что все 8 танцоров постоянно находились в движении. Теперь же количество танцующих одновременно сокращалось до одного-двух человек. Таким образом, навыки отдельных танцоров стали более заметными для других членов сета, каждый из которых, в свою очередь, мог продемонстрировать умение и восхитить партнеров. Эти изменения формы танца, возможно, стимулировались учителями танцев, представлявших танцы нового сезона, поскольку у танцмейстеров была материальная заинтересованность в том, чтобы побуждать танцоров улучшать и расширять знание сложных шагов и фигур.

Другим изменением было сокращение числа куплетов. Переход от обычных девяти к четырем-пяти значительно сокращало танец и уменьшало скуку от повторяющихся одинаковых припевов . В самом конце столетия есть некое указание в опубликованных танцах, что между припевами мог просто повторяться один общий круг (’rond ordinaire’). Дальнейшее изменение - очевидное желание уменьшить количество повторений в котильоне - привело к изобретению ’pot-pouree’, варианту котильона, где каждый куплет сопровождался припевом, отличающимся от предыдущего. Первоначально, возможно, было только три припева, повторенные последовательно, но в конечном счете pot-pourees были разработаны с различным припевом после каждого из девяти куплетов. К счастью, судя по всему, эти невероятно сложные танцы не распространились за пределы Франции.

Дальнейшим развитием этого типа танцев были сеты кадрилей - но это явление уже полностью принадлежит 19-му веку.

Та же ситуация была и в России - у Петровского отмечены как обязательные 7 фигур, у Максина их всего только пять Rogers Ellis A. The Quadrille. Orpington, 2003. pp. 10