Что такое материнская любовь? (По тексту Ю.В.Яковлева.). Комплексный анализ текста Работа по отрывку произведения Ю.Яковлева «Сердце земли Юрий яковлев сердце земли краткое содержание

Одно из требований ФГОС – “формировать умения воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении” .

“Необходимы изменения в содержании обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Современный педагог должен стать создателем новых заданий, педагогических ситуаций, направленных на использование обобщенных способов деятельности, создание учащимися собственных продуктов в освоении знания” на основе базовых понятий. Связующим звеном всех учебных предметов является текст, работа с которым позволяет добиться оптимального результата .

В процессе работы с художественными текстами были выявлены методические приемы работы с произведениями малой прозы, собран банк таких текстов для учащихся 5-11 классов.

Новизна представляемого материала заключается в том, что художественные тексты, используемые на уроках внеклассного чтения, - это тексты произведений, которые не имеют методического сопровождения.

Актуальность определяется тем, что предложенные тексты способствуют духовно-нравственному воспитанию младших подростков и старшеклассников, решают задачу социальной адаптации учащихся, стимулируют интерес к изучению классической, краеведческой литературы через современную проблематику, поиск ответов на личностно-значимые для учащихся вопросы-проблемы. Актуальность опыта обуславливается и тем, что с каждым годом увеличивается количество детей, выбирающих экзамен по литературе в 9 и 11 классах; умения анализировать художественный текстдает широкие возможности для подготовки учащихся к экзаменам, олимпиадам, творческим литературным конкурсам. Задания в формате ОГЭ и ЕГЭ по литературе связанные с анализом литературного произведения для многих учащихся оказывается самым сложным, потому что требует суждений самого ученика, основанных на умении анализировать художественный текст.

Решить эти задачи помогают уроки обучения анализу эпического произведения. Для таких уроков собраны произведения, интерпретация которых может быть проведена на одном уроке литературы или уроке внеклассного чтения.

Разработана модель урока литературы в 10 классе по теме: “Обучение анализу эпического произведения. На примере рассказа Юрия Яковлева “Сердце земли”. (Приложение 1 “Модель урока литературы”)

Собран банк малой прозы (список произведений малой прозы, рекомендуемый учащимся), тексты используются учителем на уроках, учитывая возраст учащихся, степень сформированности литературоведческих компетенций, некоторые из произведений были даны для целостного анализа художественного прозаического текста на муниципальном этапе олимпиада по литературе в 2011-2016 г. (Приложение 2 “Список произведений малой прозы, рекомендуемый учащимся”).

Литература

  1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. - М. : Просвещение, 2011. - 342 с. - (Стандарты второго поколения).
  2. Практики гуманитарного образования: проектирование – событийность – текст. Москва – Киров, 2016.-199с.
  3. Дрозд Б.Д. Уроки анализа литературного произведения. - Ростов н/ Д: Феникс, 2008.- 248с.
  4. Развитие научно-методического ресурса школы по осуществлению комплексного подхода к оценке достижения планируемых результатов ФГОС”: / авт.-сост. Г.Н. Карсакова.– Киров.–2014 -207с

Модель урока литературы

Дидактическая цель: способствовать развитию комплекса умений для подготовки учащихся к ЕГЭ средствами средствами технологии проблемного обучения.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений

Познавательные:

  • уметь анализировать художественное произведение, особенности композиции, образной системы, мотивов и проблематики
  • уметь давать прямой связный ответ на вопрос, опираясь на авторскую позицию
  • уметь подтверждать свои мысли текстом.

Развивающие:

  • развитие образного, логического, критического мышления
  • развитие речи учащихся
  • развитие творческих и аналитических способностей учащихся
  • развитие навыков работы с текстом с целью поиска необходимой информации

Воспитательные:

  • формировать гражданскую позицию на основе принятия традиционных национальных и общечеловеческих гуманистических ценностей
  • формировать готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности
  • формировать художественный вкус, умение ориентироваться в мире литературы.
  • помочь осознать свои сильные и менее сильные стороны в анализе эпического произведения (как важной части подготовки к ЕГЭ)

Методы: проблемного обучения.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

  • групповая,
  • фронтальная.

Средства обучения:

Рассказ Ю.Яковлева “Сердце земли”

  1. Словарь литератураведческих терминов. Автор -составитель С.П. Белокурова (М.: Просвещение, 1989).
  2. Тетрадь ученика по литературе.
  3. Мультимедийное сопровождение урока.

Ход урока

Этапы Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Оргмомент Приветствует учащихся.

Создаёт позитивный настрой.

Предлагает проверить готовность рабочих мест.

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность рабочего места

2. Целеполагание и мотивация Сообщает учащимся, что цель урока - учиться писать “Рассуждение на заданную тему” (задание в формате ЕГЭ) на материале рассказа Ю.Яковлева “Сердце земли”.

Обращает внимание учащихся на “Критерии проверки и оценивания выполнения заданий с развернутым ответом”.

Называет тему урока “Анализ эпического произведения”, предлагает учащимся вспомнить содержание прочитанного дома рассказа “Сердце земли” и ответить на вопрос:

“Какова тема произведения?”

С какими произведениями на эту тему вы знакомы?

Подводит учащихся к формулировке проблемного вопроса урока

“Почему рассказ Юрия Яковлева “реквием” по погибшим в Великой Отечественной войне”?

Слушают учителя, осмысливают цель, тему урока.

Вспоминают

“Критерии проверки и оценивания выполнения заданий с развернутым ответом”

Вспоминают содержание рассказа, отвечают на вопрос.

Формулируют проблему урока с помощью учителя.

3. Актуализация знаний Предлагает найти в словаре определение понятия “реквием”

Предлагает учащимся ответить на вопросы:

Определите, как связано название с темой, образами в рассказе.

Каким образом соотносятся заглавие и содержание текста?

Какое изобразительно- выразительное средство лежит в основе названия рассказа?

Определите, как “развертывается” заглавие в тексте, какие художественные образы произведения связаны с ним.

Кому посвящен рассказ?

Находят определения в словаре, выбирают правильный вариант.

Отвечают на вопросы учителя, используя содержание рассказа.

4. Систематизация и обобщение Организует работу учащихся в группах.

Предлагает ответить на проблемные вопросы, используя текст, материалы записей в тетрадях:

1 группа “Какова роль пейзажа как элемента композиции в раскрытии идеи произведения?”

2 группа “Какова роль образа дома в раскрытии идеи произведения?”

3 группа “Какова роль образа времени в данном тексте?” “Почему пространственный образ имеет и временное значение?”

4 группа “Как образ рассказчика помогает понять авторский замысел”

5 группа “Как раскрывается в тексте мотив памяти (эмоциональной, обонятельной, зрительной осязательной, слуховой)” (Приложение 1 )

Предлагает представителям групп выступить с сообщениями, а остальным учащимся по ходу выступлений продолжить краткие записи в тетрадях.

Работают в группах, выполняют задания.

Слушают сообщения.

Делают краткие записи в рабочих тетрадях по ходу выступлений представителей групп

5. Применение учебного материала в знакомой и новой учебной ситуации Предлагает, используя текст, материалы выступлений, записи в тетради, продумать вывод-сообщение по проблеме урока “Почему рассказ Юрия Яковлева “реквием” по погибшим в Великой Отечественной войне?”

Обращает внимание учащихся на “Критерии проверки и оценивания выполнения заданий с развернутым ответом”

Предлагает одному ученику выступить с сообщением по проблеме урока, остальным, при необходимости дополнить ответ.

Каждый ученик готовит вывод-сообщение по проблеме урока с учетом требований к

развернутому ответу.

Делают вывод-сообщение по проблеме урока, ориентируясь на

“Критерии проверки и оценивания выполнения заданий с развернутым ответом”.

6. Проверка уровня обученности Предлагает учащимся оценить сообщение ученика по проблеме урока в соответствии с “Критериями проверки и оценивания выполнения заданий с развернутым ответом” Оценивают сообщение в соответствии с “Критериями оценки “Заданий с развернутым ответом”.
7. Информация о домашнем задании Предлагает учащимся домашнее задание:

Дайте связный ответ на вопросы в объеме 5-10 предложений:

2. Какие художественные средства показывают трагедию войны?

Осмысливают задание, записывают задание в дневник.
8.Рефлексия. Подводит итог урока, анализирует ответы учащихся.

Предлагает продолжить предложение:

В моей памяти война живет в образах…

Вместе с учителем подводят итог урока.

Приложение 1 (задания группам)

1 группа.

Задание. Какова роль пейзажа как элемента композиции в раскрытии идеи произведения?

1.Ответьте на вопросы

1) Какие слова одной лексико-семантической группы повторяются при описании весеннего пейзажа?

2) Какие образы доминируют в начале и в финале рассказа?

3) Какой из них является сквозным? Почему?

4)Какие функции выполняют эти образы в тексте?

2.Прочитайте отрывок из рассказа, который наиболее ярко иллюстрирует состояние героя в финале рассказа.

2 группа.

Задание. “Какова роль образа дома в раскрытии идеи произведения?”

Многозначность образа дома в рассказе.

1.Ответьте на вопросы

  1. Как вписан в смысл названия и композицию рассказа образ дома?
  2. Как через рассказ о нём раскрывается духовный мир ребёнка?
  3. Как отразились в образе дома человеческие, семейные отношения?
  4. Что свойственно всем обитателям дома?
  5. Каково отношение автора к ним и как оно выражается?
  6. Какова роль образа дома в раскрытии идеи произведения?
  7. Как происходит расширение границ пространства дома?

2.Прочитайте отрывок из письма, который наиболее ярко описывает тоску по дому.

3 группа.

Задание. “Какова роль образа времени в данном тексте?” “Почему пространственный образ имеет и временное значение?”

1.Ответьте на вопросы:

  1. Какие важные для автора события или ситуации выделены в повествовании?
  2. Почему некоторые события (какие именно) имеют значение многократности действия?
  3. Какие языковые средства выражения пространственных отношений в рассказе выполняют эмоционально-экспрессивную функцию?

2.Прочитайте отрывок из рассказа, который наиболее ярко описывает состояние героя в военное время.

4 группа

Задание. “Как образ рассказчика помогает понять авторский замысел”

Ответьте на вопросы:

  1. Каким вы видите рассказчика в начале рассказа?
  2. Как характеризует рассказчика его поведение на войне, каким вы видите его в эпизоде ранения?
  3. Как в финале рассказа показано взросление рассказчика, какой философский смысл имеет финал рассказа?

5 группа

Задание . “Как раскрывается в тексте мотив памяти (эмоциональной, обонятельной, зрительной осязательной, слуховой)”

Ответьте на вопросы:

  1. Как создаются зрительные образы, отражающие мотив памяти. Какие тропы использованы автором?
  2. Какими лексическими средствами передает автор зрительные впечатления героя, раскрывает взаимосвязь картины природы и эмоционального состояния героя?
  3. Приведите примеры употребляемых в рассказе выразительных средств, раскрывающих мотив памяти.

Приложение 2

(к модели урока)

Какие художественные средства показывают трагедию войны?(ответ на вопрос ученицы 10 Б класса Кудрявцевой Марии”)

Рассказ Юрия Яковлева “Сердце земли” - это настоящий реквием по погибшим в Великую Отечественную войну, по разрушенным семьям и сломанным судьбам миллионов людей. Все произведение пронизано воспоминаниями, горькими и тяжелыми. Этот рассказ напоминает нам об ужасной трагедии, которая обрушилась на нашу Родину. И чтобы погрузить читателя в атмосферу военного времени, автор использует множество художественных приемов.

Воспоминания главного героя о матери и о родном доме переплетаются с детальным описанием, природы, автор рисует перед нами весенний пейзаж, используя для этого сравнения и эпитеты: “На белом снегу красный гибкий прутик вербы возникает жилкой, в которой бьется кровь. Рядом с красной жилкой - голубая. Это весеннее солнце растопило снег и вызвало к жизни родничок талой воды. Красная артерия и синяя весна”, “ верхняя розоватая шкурка бересты лопнула и трепещет на ветру, как папиросная бумага”. Кроме того, Яковлев показывает нам холодную и мрачную картину блокадного города, для этого он использует различные метафоры: “в ледяном городе, где печи мертвы”, “в нее стреляли голодом”, также писатель употребляет приложения: “Голод - обстрел, голод - бомбежка, голод - пожар”.

Таким образом, применение различных тропов показывает нам трагедию войны.

Так как рассказ “Сердце земли” является автобиографическим, то во многих эпизодах мы можем проследить авторскую позицию, но финальная сцена является ключевой. Здесь Яковлев приводит нас к выводу о том, что сердце матери никогда не угаснет и не истлеет, оно будет вечно любить свое дитя, хранить и оберегать. Сердце матери станет сердцем земли.

5-6 класс

  1. А.И.Куприн “Чудесный доктор”
  2. М.Е.Салтыков – Щедрин “Пропала совесть”
  3. И.С. Тургенев “Воробей”
  4. К.Паустовский “Заячьи лапы”
  5. М.Пришвин “Паутинка”
  6. В.Крупин “Сбрось мешок”

7-8 класс

  1. И.А.Бунин “Лапти”
  2. А.Грин “Дикая мельница”
  3. М.Шукшин “Микроскоп”
  4. Ю.Яковлев “Забор с голубым глазом”
  5. Л.Улицкая “Бумажная победа”
  6. Т.Крюкова “Творец”
  7. В.А.Солоухин “Мститель”
  8. Е.Габова “Не пускайте рыжую на озеро”

9-11 класс

  1. Д.С.Лихачев “Пушкин”
  2. В.Ф.Одоевский “ Индийская сказка о четырех глухих”
  3. А.П.Чехов “На святках”
  4. Ю.Яковлев “Сердце земли”
  5. К.Симонов “Свеча”
  6. Ю.Буйда “Все больше ангелов”
  7. Л.Улицкая “Народ избранный”
  8. З. Прилепин “Белый квадрат”
  9. В.Набоков “Красавица”

Гимном материнской любви является текст Ю.Яковлева, в котором говорится о том, что главный герой, получив на войне ранение, испытывая боль и жажду, зовёт на помощь мать…И вдруг чувствует «знакомое прикосновение руки», слышит «родной голос», и сразу смолкает « грохот, и холодная животворная влага хлынула гасить пожар: текла по губам, по подбородку, за воротник». Мать поддерживала его « голову осторожно, боясь причинить боль». Она поила сына из холодного ковшика, отводила от него смерть. Потом уже солдат поймет, что в незнакомом селе, у колодца, он принял чужую мать за свою, потому что «у всех матерей есть великое сходство»: исцеляющее чувство любви.

У поэта Н.Некрасова есть замечательные строки:

Мы слышим, как дети зовут матерей,

Далеких, но рвущихся к детям.

Великое чувство! Его до конца

Мы живо в душе сохраняем,-

Мы любим сестру, и жену, и отца,

Но в муках мы мать вспоминаем!

Таким образом, материнскую любовь нельзя ничем и никем заменить. Считаю, что это огромная сила, на которой держится мир. Материнская любовь – это огромное чувство каждой матери к своему ребенку, это поддержка и забота его в трудную минуту.

Вика

Текст 8.6 (из рассказа Ю. Я. Яковлева «Сердце земли»)

(1)Городской человек не ведает, чем пахнет земля, как она дышит, как страдает от жажды, – земля скрыта от его глаз застывшей лавой асфальта.

(2)Меня мать приучала к земле, как птица приучает своего птенца к небу. (3)Но по-настоящему земля открылась мне на войне. (4)Я узнал спасительное свойство земли: под сильным огнём прижимался к ней в надежде, что смерть минует меня. (5)Это была земля моей матери, родная земля, и она хранила меня с материнской верностью.

(6)Один, только один раз земля не уберегла меня...

(7)Я очнулся в телеге, на сене. (8)Я не почувствовал боли, меня мучила нечеловеческая жажда. (9)Пить хотели губы, голова, грудь. (10)Всё, что было во мне живого, хотело пить. (11)Это была жажда горящего дома. (12)Я сгорал от жажды.

(13)И вдруг я подумал, что единственный человек, который может меня спасти, – мама. (14)Во мне пробудилось забытое детское чувство: когда плохо, рядом должна быть мама. (15)Она утолит жажду, отведёт боль, успокоит, спасёт. (16)И я стал звать её.

(17)Телега грохотала, заглушая мой голос. (18)Жажда запечатала губы. (19)А я из последних сил шептал незабываемое слово «мамочка». (20)Я звал её. (21)Я знал, что она откликнется и придёт. (22)И она появилась. (23)И сразу смолк грохот, и холодная животворная влага хлынула гасить пожар: текла по губам, по подбородку, за воротник. (24)Мама поддерживала мою голову осторожно, боясь причинить боль. (25)Она поила меня из холодного ковшика, отводила от меня смерть.

(26)Я почувствовал знакомое прикосновение руки, услышал родной голос:

– (27)Сынок, сынок, родненький…

(28)Я не мог даже приоткрыть глаза. (29)Но я видел мать. (30)Я узнавал её руку, её голос. (31)Я ожил от её милосердия. (32)Губы разжались, и я прошептал:

– (33)Мама, мамочка…

(34)Моя мать погибла в осаждённом Ленинграде. (35)В незнакомом селе у колодца я принял чужую мать за свою. (36)Видимо, у всех матерей есть великое сходство, и если одна мать не может прийти к раненому сыну, то у его изголовья становится другая.

(37)Мама. (38)Мамочка.

ТИП УРОКА: Урок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся.

ЦЕЛИ УРОКА:

1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: работа с текстом, повторение сложных вопросов различных разделов языкознания; совершенствование навыков правописания; обобщение и расширение сведений об особенностях текстов, относящихся к художественному стилю.

2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитание любви к матерям, воспитание чувства уважительного отношения к ним, чувства сыновней благодарности близким людям, умение вовремя осознать свои ошибки.

3. РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания; развитие умения задавать уточняющие вопросы; развитие умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях; развития умения выделять главное, сравнивать, обобщать.

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ:

1. . Объединение в систему всех знаний учащихся на данном этапе изучения курса русского языка (организация контроля с учетом внутренних связей, существующих в структуре проверяемых знаний и умений; разбор слов по составу как основа систематизации изученного по морфемике; систематизация изученного по морфологии; синтаксический разбор предложения как основа систематизации изученного на данном этапе синтаксиса простого и сложного предложения).

2. Доступность (контроль базовых знаний и умений).

3. Индивидуализация обучения (учет психологических типов восприятия материала учащимися, а также качественных и количественных характеристик словарного запаса учащихся, дифференциация дидактического материала к заданиям).

4. Научность (опора на основные виды орфографической памяти).

5. Связь теории с практикой (организация процесса формирования орфографических умений на уровне слова, словосочетания, предложения).

ОБЩЕМЕТОДИЧЕСКИЕ:

1. Структурно-семантический (задания на выяснение классификационных признаков разных частей речи).

2. Нормативно-стилистический (приведение доказательств принадлежности текста к художественному стилю).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок подготовки к ГИА в 9 классе

Тема урока: Комплексный анализ текста

Работа по отрывку произведения Ю.Яковлева «Сердце земли»

ТИП УРОКА: Урок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся.

ЦЕЛИ УРОКА:

1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: работа с текстом, повторение сложных вопросов различных разделов языкознания; совершенствование навыков правописания; обобщение и расширение сведений об особенностях текстов, относящихся к художественному стилю.

2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитание любви к матерям, воспитание чувства уважительного отношения к ним, чувства сыновней благодарности близким людям, умение вовремя осознать свои ошибки.

3. РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания; развитие умения задавать уточняющие вопросы; развитие умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях; развития умения выделять главное, сравнивать, обобщать.

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ:

1. Систематичность и последовательность обучения . Объединение в систему всех знаний учащихся на данном этапе изучения курса русского языка (организация контроля с учетом внутренних связей, существующих в структуре проверяемых знаний и умений; разбор слов по составу как основа систематизации изученного по морфемике; систематизация изученного по морфологии; синтаксический разбор предложения как основа систематизации изученного на данном этапе синтаксиса простого и сложного предложения).

2. Доступность (контроль базовых знаний и умений).

3. Индивидуализация обучения (учет психологических типов восприятия материала учащимися, а также качественных и количественных характеристик словарного запаса учащихся, дифференциация дидактического материала к заданиям).

4. Научность (опора на основные виды орфографической памяти).

5. Связь теории с практикой (организация процесса формирования орфографических умений на уровне слова, словосочетания, предложения).

ОБЩЕМЕТОДИЧЕСКИЕ:

1. Структурно-семантический (задания на выяснение классификационных признаков разных частей речи).

2. Нормативно-стилистический (приведение доказательств принадлежности текста к художественному стилю).

СТРУКТУРА УРОКА:

  1. Организационный этап.
  2. Этап проверки домашнего задания.
  3. Этап работы с текстом.
  4. Этап всесторонней проверки знаний (выполнение тестов).
  5. Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
  6. Подведение итогов урока.

МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ДАННОМ УРОКЕ:

  1. Устный и письменный.
  2. Фронтальный, групповой, индивидуальный.

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП.

  • Подготовка учащихся к работе на уроке.
  • Взаимное приветствие учителя и учащихся.
  • Визуальный контроль готовности к уроку.
  • Работа с журналом.

II. ЭТАП ПРОВЕРКИ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

Мы сегодня на уроке будем работать с отрывком из рассказа Юрия Яковлева «Сердце Земли». Сам писатель определял его жанр «поэма в прозе».

Что мы знаем о писателе Ю.Яковлеве? (дома 1 ученик подготовил выступление, краткое сообщение о писателе Ю.Яковлеве)

Примерное выступление:

Я детский писатель и горжусь этим званием. Я люблю своих маленьких героев и своих маленьких читателей. Мне кажется, что между ними нет границы, и я как бы одним рассказываю о других. В детях я всегда стараюсь разгадать завтрашнего взрослого человека. Но и взрослый человек для меня начинается с детства.

Ю. Яковлев

Юрий Яковлевич Яковлев родился в Ленинграде в семье служащих. В 1940 году ушел в армию, и шесть лет Яковлев служил в армии, был зенитчиком, защищая Москву. Позднее он напишет мужественные и скорбные рассказы о войне: «Там, где стояла батарея», «Зимородок», «Сретенские ворота», «Тяжелая кровь». И в этих рассказах меньше всего говорится о боях и снарядах. Везде речь идет о человечности, о мужестве поступков и о трудном нравственном выборе: не смог друг убитого на войне солдата окончательно добить его мать известием о гибели сына («Сретенские ворота»). Не мог «мальчик с коньками» бросить умирающего человека, бывшего солдата, которому стало плохо на улице, хотя человек был незнакомый, а мальчик очень торопился на каток.

В Литературный институт Юрий Яковлев пришел в солдатской шинели и окончил его в 1952 году. Ко времени окончания института он был уже автором нескольких поэтических сборников, членом Союза писателей. Прозаиком Юрий Яковлевич стал в 1960 году, написав рассказ «Станция Мальчики».

Сюжеты его рассказов - знакомые эпизоды из жизни подростков. Герои - мальчишки (нередко и девочки) - «рыцари», правдоискатели («А Воробьев стекло не выбивал», «Всадник, скачущий над городом», «Рыцарь Вася», «Собирающий облака»). После «Рыцаря Васи» я прочитала и другие не менее человечные рассказы, но мальчик Вася, этот неуклюжий мечтатель, остался в моейпамяти.

Рассказы Юрия Яковлева обращены не только к детям. В своих произведениях он осуждает бестактное отношение взрослых к первой любви («Гонение на рыжих»), жестокость по отношению к животным («Он убил мою собаку»).

Очень много у писателя произведений о взаимоотношениях человека и животных. Он решительно проводит прямую линию от отношения человека к живой природе, к его характеру и душевным качествам. Писатель уверен, что доброта по отношению к живому существу и мужество - понятия одного ряда.

Любимый жанр писателя - рассказ. Но он написал и сказку «Старый трамвай», где доживающий свой век трамвай, когда в этом есть нужда, один, без помощи вагоновожатого, отвозит людей туда, куда им обязательно нужно попасть. Были в его творчестве и публицистические произведения («Саманта»). Написаны сценарии к 15 полнометражным фильмам и к мультфильмам «Умка», «Белая шкурка», «Бабушкин зонтик».

Герои Ю.Я.Яковлева – разные по возрасту и характеру, душевным наклонностям и увлечениям. Но их роднит одно – они не могут и дня прожить без дела, не могут равнодушно пройти мимо горя другого человека, всегда готовы ринуться в бой за справедливость и доброту. Изображая своих героев в разных жизненных ситуациях, писатель напоминает о том, что нельзя изменять дружбе, искать лёгких дорог, что нужно с детства готовить себя к «звёздному мигу» человеческой жизни. Он внушает святые понятия любви, дружбы, товарищества, помогает нам познать законы честности и справедливости. Поэтому нужно читать произведения Ю.Яковлева.

Слово учителя о писателе Ю.Яковлеве

Да, Ю.Я. Яковлев – детский писатель. Задумываясь о детях, автор размышляет о будущем, о детской радости, о детском горе, о воспитании трудом, красотой, о важности примеров бескорыстия, благородства, о духовном здоровье. Писатель опирается на действительные эпизоды, случаи, происшествия, на все, к чему пристально присматривается и чутко прислушивается.
С детства и до последних дней он был привязан к матери. В годы войны она погибла от голода в блокадном Ленинграде. Последний раз юноша видел ее в 1940 году у воинского эшелона, увозившего его на войну. Матери посвящена поэма в прозе «Сердце Земли». Именно отрывок из этого произведения я взяла для работы на сегодняшнем уроке.

Чтение отрывка учителем

Вопросы по тексту

Как можно озаглавить текст? (Прости меня, мама...)

Определите одну из проблем текста (проблема позднего раскаяния).

Что это было за время? (в стране голод:Он пришел голодный и усталый – и назидательно требовал, в «один из суровых дней»)

Определите стиль текста, аргументируйте свой ответ (художественный стиль, обилие языковых выразительных средств).

Как вы понимаете заключительное предложение с обращением «Прости меня, родная!» (авторское обращение ко всем нам, чтобы не опоздать, успеть вовремя)

Вопросы по тексту в форме тестовых заданий:

  1. В каком (их) предложении (ях) выражена основная мысль автора?

А) 1 Б)21-24 В)25-29 Г)34-36

2 Какое средство используется в предложениях 4-6?

А) вводные слова и предложения В) неполные предложения

Б) лексические синонимы Г) риторический вопрос

3 Замените слово «хлопнуть» в предложении «Тогда можно рассердиться и хлопнуть дверью" стилистически нейтральным синонимом:

а) хлопотать б) демонстративно уйти

б) ударять в) производить резкие звуки

Физкультминутка

Задания с кратким ответом

  1. Из предложений 16-18 выписать слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемой следующей после приставки буквой.
  2. Из предложений 12-15 выписать слово, где происходит озвончение согласного.
  3. Из предложения 17 выписать словосочетание со связью примыкание.
  4. Из предложения 10 выписать грамматическую основу.
  5. Среди предложений 30-36 отметьте номер сложносочиненного предложения.
  6. Номера запятых с какими цифрами обозначают запятые при сравнительном обороте: Ты будешь думать о дне своего позора даже после смерти матери, (1) и эта мысль, (2) как незаживающая рана, (3) будет то затихать, (4) то пробуждаться.
  7. Из предложений 31-33 выпишите слово, обладающее следующими морфологическими признаками: действительное причастие прошедшего времени, совершенного вида.
  8. Из предложения 3 выпишите слово с орфограммой “Непроизносимая согласная в корне слова” .
  9. Какой вид подчинительной связи использован в словосочетании «суровых дней»?

III. ЭТАП ВСЕСТОРОННЕЙ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ.

1. Задание на правописание приставок на –з (-с) (у доски 1 ученик)

Беззвучные слезы, можно рассердиться, вздрагивали плечи, не расслышал хлопнувшей двери, растаял мгновенно, разглядывает что-то, бесследно исчезнуть, избежать беды.

2. Разделите слова на 3 группы: (у доски 1 ученик)

С приставками на з и с

С приставкой с-

Без приставки

…бавить, ра…ница, ра…бавить, …дание, …бегать, бе…цветный, …дешний, ни…ший, во…ница, и…царапать, бе…предельный, …дороваться, …делать.

3. Конструкции предложений с союзомИ, знаки препинания в них. Охарактеризуйте предложения:

1.Она подошла к окну и, не оглядываясь, тихо сказала.

2. Я подумал, что она разглядывает что-то, и тоже подошел к окну.

3. Тогда можно рассердиться и хлопнуть дверью, но пройдут годы, и стыд настигнет тебя.

4. К утру дождь перестал и в воздухе запахло свежестью.

5. Селезень, поистративший свою весеннюю красоту и изрядно отощавший, кормится безо всякой опаски.

6. Рыбаки сидели на берегу озера, греясь у костра, и, не очень торопясь, вытаскивали рыбу из сетей.

7. Когда наступил вечер, небо сплошь заволокло тучами и пошел дождь.

4. Укажите, в каком слове допущена орфографическая ошибка.

До деревни оставалось всего (А) пол-километра, а (В) в дали (С) по-прежнему стеной стоит дубовый лес.

1)А 2)В 3)С 4)А+В 5)ошибок нет

Подведение итогов урока

Вернемся к нашему тексту Ю.Яковлева, поэме в прозе «Сердце земли», посвященной Матери. Она заканчивается так: «Я глажу траву Пискаревского кладбища. Я ищу сердце матери. Оно не может истлеть. Оно стало сердцем Земли». Герой приходит на могилу матери, трогает ладошкой. Сердце матери как сердце земли: все чувствует, понимает, может быть, простит.

Всегда ли мы ласковы с мамами? А мамы как относятся к вам?

Какой вывод для себя вы сделали, прочитав этот отрывок?

Звучит музыка

Матери, как наиболее значимой личности в жизни практически каждого человека, посвящено множество произведений искусства.

Художники во все времена обращались к изображению матери, вкладывая в этот образ красоту и гармонию мира, самые возвышенные чувства и всю духовную силу человечества.

В литературе еще М.Горький писал: « Прославим женщину – Мать, неиссякаемый источник все побеждающей жизни!»

И какие строки о ней создавались! Особенно в годы войны.

Он жить продолжал, удивляя врачей,

Но рядом с ним была его мать,

И смерть не могла его доломать.

Двадцать дней и двадцать ночей

Она не сводила с него очей.

Утром на двадцать первые сутки

Она заснула на полминутки.

И чтобы не разбудить ее,

Он сердце остановил свое… (Борис Лебедев(1911-1945))

Ребята, я желаю вам быть с матерями такими же внимательными и заботливыми, как они к вам относятся.

ЭТАП ИНФОРМАЦИИ УЧАЩИХСЯ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ, ИНСТРУКТАЖ ПО ЕГО ВЫПОЛНЕНИЮ.

Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение на одну из тем

«Самый дорогой мой человек»

«Если б не было тебя…»

«При солнышке тепло, при матери добро»

Подведение итогов работы в классе

Объявление оценок и работа с дневниками


Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.

9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Л. В. Щербы: «Абзац, или красная строка, которую тоже надо считать своего рода знаком препинания, углубляет предшествующую точку и открывает совершенно иной ход мыслей». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Л. В. Щербы.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «И вдруг я подумал, что единственный человек, который может меня спасти, - мама. Во мне пробудилось забытое детское чувство: когда плохо, рядом должна быть мама».

Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.3 Как Вы понимаете значение словосочетания МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое материнская любовь», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


(1)Го­род­ской че­ло­век не ве­да­ет, чем пах­нет земля, как она дышит, как стра­да­ет от жажды, - земля скры­та от его глаз за­стыв­шей лавой ас­фаль­та.

(2)Меня мать при­уча­ла к земле, как птица при­уча­ет сво­е­го птен­ца к небу. (3)Но по-на­сто­я­ще­му земля от­кры­лась мне на войне. (4)Я узнал спа­си­тель­ное свой­ство земли: под силь­ным огнём при­жи­мал­ся к ней в на­деж­де, что смерть ми­ну­ет меня. (5)Это была земля моей ма­те­ри, род­ная земля, и она хра­ни­ла меня с ма­те­рин­ской вер­но­стью.

(6)Один, толь­ко один раз земля не убе­рег­ла меня...

(7)Я оч­нул­ся в те­ле­ге, на сене. (8)Я не по­чув­ство­вал боли, меня му­чи­ла не­че­ло­ве­че­ская жажда. (9)Пить хо­те­ли губы, го­ло­ва, грудь. (10)Всё, что было во мне жи­во­го, хо­те­ло пить. (11)Это была жажда го­ря­ще­го дома. (12)Я сго­рал от жажды.

(13)И вдруг я по­ду­мал, что един­ствен­ный че­ло­век, ко­то­рый может меня спа­сти, - мама. (14)Во мне про­бу­ди­лось за­бы­тое дет­ское чув­ство: когда плохо, рядом долж­на быть мама. (15)Она уто­лит жажду, отведёт боль, успо­ко­ит, спасёт. (16)И я стал звать её.

(17)Те­ле­га гро­хо­та­ла, за­глу­шая мой голос. (18)Жажда за­пе­ча­та­ла губы. (19)А я из по­след­них сил шеп­тал не­за­бы­ва­е­мое слово «ма­моч­ка». (20)Я звал её. (21)Я знал, что она от­клик­нет­ся и придёт. (22)И она по­яви­лась. (23)И сразу смолк гро­хот, и хо­лод­ная жи­во­твор­ная влага хлы­ну­ла га­сить пожар: текла по губам, по под­бо­род­ку, за во­рот­ник. (24)Мама под­дер­жи­ва­ла мою го­ло­ву осто­рож­но, боясь при­чи­нить боль. (25)Она поила меня из хо­лод­но­го ков­ши­ка, от­во­ди­ла от меня смерть.

(26)Я по­чув­ство­вал зна­ко­мое при­кос­но­ве­ние руки, услы­шал род­ной голос:

– (27)Сынок, сынок, род­нень­кий…

(28)Я не мог даже при­от­крыть глаза. (29)Но я видел мать. (30)Я узна­вал её руку, её голос. (31)Я ожил от её ми­ло­сер­дия. (32)Губы раз­жа­лись, и я про­шеп­тал:

– (33)Мама, ма­моч­ка…

(34)Моя мать по­гиб­ла в осаждённом Ле­нин­гра­де. (35)В не­зна­ко­мом селе у ко­лод­ца я при­нял чужую мать за свою. (36)Ви­ди­мо, у всех ма­те­рей есть ве­ли­кое сход­ство, и если одна мать не может прий­ти к ра­не­но­му сыну, то у его из­го­ло­вья ста­но­вит­ся дру­гая.

(37)Мама. (38)Ма­моч­ка.

(39)Я много знаю о по­дви­гах жен­щин, вы­но­сив­ших с поля боя ра­не­ных бой­цов, ра­бо­тав­ших за муж­чин, от­да­вав­ших свою кровь детям, иду­щих по си­бир­ским трак­там за сво­и­ми му­жья­ми. (40)Я ни­ко­гда не думал, что всё это, не­со­мнен­но, имеет от­но­ше­ние к моей ма­те­ри. (41)Те­перь я огля­ды­ва­юсь на её жизнь и вижу: она про­шла через всё это. (42)Я вижу это с опоз­да­ни­ем. (43)Но я вижу.

(44)На Пис­карёвском клад­би­ще, за­пол­нен­ном на­род­ным горем, зе­ле­не­ет трава. (45)Здесь по­хо­ро­не­на моя мать, как и мно­гие дру­гие жерт­вы бло­ка­ды. (46)До­ку­мен­тов нет. (47)Оче­вид­цев нет. (48)Ни­че­го нет. (49)Но есть веч­ная сы­но­вья лю­бовь. (50)И я знаю, что серд­це моей ма­те­ри стало серд­цем земли.

(По Ю. Я. Яко­вле­ву)*

* Яко­влев Юрий Яко­вле­вич (1923-1996) - пи­са­тель и сце­на­рист, автор книг для детей и юно­ше­ства.

Укажите ошибочное суждение.

1) В слове ПО­ЯВИ­ЛАСЬ ко­ли­че­ство зву­ков и букв сов­па­да­ет.
2) В слове МОЖЕТ все со­глас­ные звуки твёрдые.
3) В слове КО­ЛОД­ЦА все со­глас­ные звуки имеют пару по глу­хо­сти - звон­ко­сти.
4) В слове БОЯ два слога.

Пояснение.

В слове КОЛОДЦА согласный Ц всегда глухой, не имеет пары по звонкости.

Правильный ответ под номером 3.

Ответ: 3

Замените книжное слово «ведает» в предложении 1 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Пояснение.

Слово «ведает» можно заменить стилистически нейтральным синонимом «знает» или «понимает».

Ответ: знает или понимает.

Ответ: знает|понимает

Источник: Открытый банк ФИПИ, вариант 4B6680

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Л.В. Щербы: «Абзац, или красная строка, которую тоже надо считать своего рода знаком препинания, углубляет предшествующую точку и открывает совершенно иной ход мыслей». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете с приведённого высказывания.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Пояснение.

Приведем пример сочинения-рассуждения в публицистическом стиле.

Абзацное членение текста - это одно из важных условий его оформления. Абзац позволяет правильно понять информацию, основную мысль и авторский замысел. Чтобы доказать это, обратимся к тексту Юрия Яковлева.

Вводная часть в тексте представлена предложениями № 1−5, причем первый абзац состоит из одного предложения, а 2−5 предложения объединены в отдельный абзац. В этих предложениях обрисовывается основ-ная проблема, поднимаемая рассказчиком: родная земля – символ Родины, за нее можно жизнь отдать, но она же и лечит, и спасает. Благодаря первым абзацам мы имеем возможность познакомиться с действующим лицом произведения и определить тему текста уже с самого начала повествования.

Таким образом, прав современный российский лингвист Л.В. Щерба, который утверждал: «Абзац, или красная строка, которую тоже надо считать своего рода знаком препинания, углубляет предшествующую точку и открывает совершенно иной ход мыслей».

Дублирует № 6668.

Пояснение.

15.1 Абзацное членение текста - это одно из важных условий его оформления. Абзац позволяет правильно понять информацию, основную мысль и авторский замысел. Чтобы доказать это, обратимся к тексту Юрия Яковлева.

Вводная часть в тексте представлена предложениями № 1-5, причем первый абзац состоит из одного предложения, а 2 - 5 предложения объединены в отдельный абзац. В этих предложениях обрисовывается основ-ная проблема, поднимаемая рассказчиком: родная земля - символ Родины, за нее можно жизнь отдать, но она же и лечит, и спасает. Благодаря первым абзацам мы имеем возможность познакомиться с действующим лицом произведения и определить тему текста уже с самого начала повествования.

Таким образом, прав современный российский лингвист Л. В. Щер-ба, который утверждал: «Абзац, или красная строка, которую тоже надо считать своего рода знаком препинания, углубляет предшествующую точку и открывает совершенно иной ход мыслей».

15.2 Связь человека с мамой проходит крепкой, невидимой нитью через всю жизнь. Начиная от тихой песни у колыбели, мама становится самым преданным другом и мудрым наставником. Тяжело раненого бойца возвращает к жизни далёкое воспоминание о маме, он чувствует её прикосновение, и боль притупляется, жажда отступает, ведь он почти явно ощущает, что мама рядом и в трудную минуту пришла ему на помощь. Об этом приведённые строки текста Юрия Яковлева.

Значение слово «мама» многолико. В образе матери предстаёт для героя родная земля: она также оберегает, согревает, страдает (предложения под номерами 4 и 5). У родной земли ищет спасения наш герой в суровом бою, прося защиты. С ней он чувствует себя защищённым.

Посторонняя женщина, встретившаяся раненому рассказчику, напоила водой, как сделала бы это его родная мать. Быть матерью - это великое предназначение женщины: помогать, заботиться, оберегать. Небывалой силой наполнены строки: «Видимо, у всех матерей есть великое сходство, и если одна мать не может прийти к раненому сыну, то у его изголовья становится другая».

Материнская любовь - это огромная сила, созидающая, творящая, вдохновляющая. Она способна творить чудеса, возрождать к жизни, спасать от опасных болезней. Пример из текста Ю. Яковлева - тому подтверждение.

15.3 Материнская любовь - это самая сильная, постоянная и бескорыстная любовь на земле. Она всепрощающа, не ждёт благодарности и ничего не требует взамен.

Юрий Яковлев рассказывает, как тяжело раненого бойца возвращает к жизни далёкое воспоминание о маме. Он чувствует её прикосновение, и боль притупляется, жажда отступает, ведь он почти явно ощущает, что мама рядом и в трудную минуту пришла на помощь. Посторонняя женщина, встретившаяся раненому рассказчику, напоила водой, как сделала бы это его родная мать. Быть матерью - это великое предназначение женщины: помогать, заботиться, оберегать. Небывалой силой наполнены строки: «Видимо, у всех матерей есть великое сходство, и если одна мать не может прийти к раненому сыну, то у его изголовья становится другая».

Ты спишь?

Нет. А ты?

Я не сплю.

На батарее он засыпал мгновенно, стоило только приклонить голову. И он мог бы проспать вечность, если бы его не поднимал тревожный голос сержанта: «Подъем! Тревога!»

Тогда он вскакивал и, как лунатик, механически натягивал шапку, шинель и вместе с товарищами выбегал на мороз. Окончательно он просыпался у орудия.

Сейчас сон не приходил к нему. Да он и сам решил не спать до утра, а просидеть так, с открытыми глазами, оберегая ее сон. Он понимал, что это была ее последняя спокойная ночь. Завтра она все узнает: и про штурмовика, и про очередь, и про алое пятнышко на серой шапке Коли Дорожко. А сейчас пусть она спит.

Он сидел рядом с ней, боясь пошевелиться, чтобы не потревожить ее неловким движением. Он был на посту.

Но в конце концов он тоже уснул. Он спал сидя, откинувшись на спинку дивана. А она во сне положила голову ему на плечо. Плечо было худым, а гимнастерка шершавой, но, вероятно, ни одна самая мягкая пуховая подушка не подарила бы девушке такого спокойного, счастливого сна.

В их позе было столько согласия, что казалось, им снится один общий сон. Наверное, в этом сне не было войны, не было фабрики, работающей в три смены, не было шестой батареи, стреляющей все три смены подряд. И Коля Дорожко был жив.

Когда они проснулись, на улице забрезжил рассвет. Но в комнате еще держалась ночь. Некоторое время они оставались в той позе, в какой их настиг сон. Никто не решался заговорить первым. Никто не хотел разбивать хрупкий ледок молчания, который сковал все окружающее их.

Первой заговорила Тая:

Илюшенька, это ты?

Я, - отозвался красноармеец, - только меня зовут не Илюша. Я Сережа. Это фамилия моя Илюшин.

Разве? - растерянно произнесла Тая и быстро поднялась.

В ее голосе прозвучала нотка разочарования. Словно ночью кто-то подменил ее друга. И чтобы проверить, не произошла ли подмена, Тая легонько провела рукой по его лицу. Она узнала его. Никто никого не подменял. Только жалко, что его зовут Сережа, а не Илюша. Для себя девушка превратила его фамилию в имя.

Тая встала, подошла к окну и ловко подняла штору. В комнату проник серый свет утра. И тогда юноша и девушка впервые увидели друг друга.

Илюшин смотрел на Таю и думал, что именно такой представлял ее себе, когда касался ее лица загрубевшей рукой. В сером свете не было видно, что прядь волос, опустившаяся на щеку, золотисто-рыжая. И на скулах много веснушек, тоже рыжих. И глаза ее вовсе не пронзительно черные, а карие, то есть рыжие. Он не видел ее естественных цветов, как будто смотрел на нее в черно-белом кино. Но от этого она не казалась ему бесцветной. Он воспринимал краски ее жизни, пожимая маленькие теплые пальцы, ощущая близко ее дыхание, вслушиваясь в звуки ее голоса.

И Тая тоже представляла его таким, каким он оказался: большим мальчишкой, на которого натянули военную форму.

Ты приедешь ко мне? - спросила Тая, когда Илюшин встал и торопливо натянул на себя шинель.

Если смогу, - отозвался он.

Я буду ждать. Ты смоги, ладно?

Он кивнул головой.

Истекли последние отведенные им минуты. Сейчас часы на стенке отшагают их. Они шагают медленно, со стуком, как инвалид на одной ноге. И надо скорее решить для себя, на что употребить эти последние минутки.

Подари мне что-нибудь на память, - сказала Тая.

Илюшин задумался. Что может подарить на память солдат? Все, что у него есть, казенное. Шинель, рукавицы, звездочка на шапке. Но он машинально полез в карман гимнастерки. Его пальцы нащупали гладкий тяжелый запал от гранаты. Рядом лежал смертный медальон. Илюшин вынул его и протянул Тае.

Что это?

Тая держала на ладони вороненый металлический тюбик, теплый от его тепла, и, напрягая зрение, рассматривала его.

Что это?

Моя жизнь.

Тая заглянула в глаза Илюшину. Они были серьезными. Он не шутил.

Это мой смертный медальон, - сказал красноармеец. - Пусть он будет у тебя.

Он взял из Таиной руки свой подарок, раскрыл тюбик и достал из него тоненькую свернутую бумажку. На ней было написано: «Красноармеец Илюшин Сергей Александрович, № 987456».

И он протянул девушке этот скромный документ, с которым солдаты предстают перед смертью. Ему показалось, что сейчас он отдает Тае на хранение свою жизнь. И по тому, как крепко она сжала в кулаке железный тюбик, почувствовал, что она никому не отдаст его жизни.

Он быстро вышел из дома и зашагал к Сретенским воротам. Мятный холод обволакивал его лицо и перехватывал дыхание. Этот холод проникал в тело и медленно возвращал красноармейца к действительности.

Илюшин быстро дошел до угла, где, по его расчетам, должны были стоять высокие Сретенские ворота. Но никаких ворот не было. Может быть, этой ночью фашистская бомба разрушила и сровняла с землей высокую арку, упирающуюся в небо? Он задержался на этом месте, и вдруг мысли перенесли его на шестую батарею. Как прошла ночь? Много ли было налетов? А может быть, танки перешли через канал и на батарее идет бой и все его товарищи на волосок от смерти? И снова память о друге толкнула его в плечо. Она напомнила о Коле Дорожко, о шестой батарее, о товарищах. Его послали с трудным заданием, а он нашел Таю. Его никто не посылал к Тае. Его послали к сестре красноармейца Дорожко сообщить о смерти брата. А он обманул всех - и ребят, и комбата, и Таю, и Колю Дорожко. Теперь за его спиной стоял уже не одинокий конвоир - целая батарея смотрела на него и требовала ответа. Красноармеец Илюшин понял, что он не может вернуться на шестую батарею, не выполнив приказа своей совести.

Он потоптался на месте. Потом решительно повернул и зашагал обратно - туда, где в морозном тумане, как огромный корабль с погашенными огнями, стоял дом «Россия».

Сердце земли

Моей матери посвящаю.

На границе марта и апреля небо наливается океанской голубизной, а снег становится кристаллическим и шуршит под ногами крупным береговым песком. Верхняя розоватая шкурка бересты лопнула и трепещет по ветру, как папиросная бумага. Солнце слепит, и когда ветер утихает, ласково припекает щеку. Но главное - все вокруг заполняется крепким живым настоем пробуждающейся земли. Этот настой кружит голову и, когда вдыхаешь его всей грудью, разливается по телу и тайной радостью отдается в сердце. Ты чувствуешь, как в тебе пробуждаются молодые силы и возвращают к лучшей поре жизни.

И ты вспоминаешь мать.

Дети никогда не запоминают мать молодой, красивой, потому что понимание красоты приходит позже, когда материнская красота успевает увять.

Я запомнил свою мать седой и усталой, а говорят, она была красива. Большие задумчивые глаза, в которых проступал свет сердца. Ровные темные брови, длинные ресницы. На высокий лоб спадали дымчатые волосы. Такой я видел ее на выцветшей фотографии - молоденькая сестра милосердия, красный крестик на белом платке.

Дети никогда не говорят матери о своей любви к ней. Они даже не знают, как называется чувство, которое все сильнее привязывает их к матери. В их понимании это вообще не чувство, а что-то естественное и обязательное, как дыхание, утоление жажды.

Но в любви ребенка к матери есть свои золотые дни. Я пережил их в раннем возрасте, когда впервые осознал, что самый необходимый человек на свете - мама. Я не отходил от нее ни на шаг. Боялся уснуть: вдруг она уйдет. А когда просыпался, то первой моей мыслью было: где мама? В те дни я стал маленьким рыцарем, а мама была моей прекрасной дамой. Я размахивал деревянной шпагой, готовый в любую минуту вступиться за маму. Она чувствовала это. Она была счастлива.

Память не сохранила почти никаких подробностей тех далеких дней. Я знаю об этом своем чувстве, потому что оно до сих пор теплится во мне, не развеялось по свету. И я берегу его, потому что без любви к матери в сердце - холодная пустота.