Что значит петь под плюс. Битва. фонограмма или живой звук?

Уважаемые Блоггеры! Я получил Ваши отзывы на клип Фили Киркорова. Действительно, я поставил его в рубрику "УЛЫБНЕМСЯ И МЫ",

Хотя, как сказали многие - ничего смешного. Просто грустно, когда нам на уши вешают лапшу, хоть и с красивым гарниром. Мне жаль

ребят на подтанцовках, которые в поте лица зарабатывают гроши, в то время, когда "звезды" рубят капусту мешками под студийную фанеру.

Хочу предложить интересную статью солиста группы "Пилигрим" Андрея Ковалева, депутата Мосгордумы, музыканта.

*****

«Петь под «фанеру» аморально»

Группа «Пилигрим»
Андрей КОВАЛЕВ, депутат Мосгордумы, музыкант

Недавнее постановление мэра Москвы запрещает артистам петь под «фанеру» на концертах, организованных городом, а депутат Мосгордумы Андрей Ковалев готовит законопроект, обязывающий артистов информировать слушателей об использовании фонограммы.

Когда сам поешь, участвуешь в сборных концертах, потрясают две вещи: во-первых, фонограмма как норма жизни — для тех, кто выступает; причем вот даже стоит у людей полный комплект аппаратуры, шикарный — и все равно поют под фонограмму. И с другой стороны — огромное количество талантливых, разумных, честных людей, которые поют вживую, но им из-за своей принципиальности на сцену пробиться гораздо труднее. Почему так, спрашивал я себя.

Мне говорили: такова специфика сборных или телеконцертов, «там без фонограммы нельзя».

Это миф — что будто бы нельзя петь сборные концерты вживую. Есть мировой опыт: готовятся две площадки, пока одна группа выступает — другая готовится. Мы в августе на фестивале «Слава России!» так и делали: 18 групп пели друг за другом — и все «живака». Пока музыканты настраиваются, ведущие развлекают публику. Если минусовая фонограмма, даже ничего и отстраивать не надо. Главное — захотеть. Но никто не хочет.

Я спросил у Вилли Токарева: вот фонограмма законодательно запрещена в Китае, Белоруссии, Туркмении… И вроде как России быть в этой компании не очень ловко… А в Америке как? А в Америке, говорит Токарев, нет фонограммы. Во-первых, сильнейшие традиции: петь под «фанеру» — просто дурной тон, пресса разотрет в порошок. Во-вторых, есть мощнейший профсоюз музыкантов, очень влиятельный. И если ты решишь спеть под фонограмму, то ты лишишь работы музыкантов, звукорежиссеров. Значит, профсоюз будет бойкотировать артиста, владельца зала, который разрешил петь под «фанеру»... Недавно Элтон Джон через прессу, открыто обратился к Мадонне: как тебе не стыдно, дорогая, половину песен во время своего тура (в том числе и в Москве) петь под фонограмму? Уважаемый Элтон, отвечает Мадонна, поскольку во время этих песен я танцую, я не могу петь. Но ведь люди тебе платят деньги не за танцы, отвечает Джон.

Если уж на то пошло, прыгать и петь одновременно можно. И никто из честных музыкантов почему-то не говорит: я вот тут попрыгаю, а вот тут я попою. Что, Земфира не прыгает? Шевчук? Сотни других артистов, настоящих? Вы знаете, настоящих артистов этот закон, если он будет принят, никак не коснется, они его даже не заметят. А помешает он только продюсерам мальчуковых и девчуковых групп, которые клонируются в огромном количестве, где заранее распределяется, кто поет, а кто танцует и голоса записывают заранее, чужие. Продюсеры эти фонограмму в том числе закладывают в рентабельность проекта. Если бы не «фанера», то эти проекты и не появились бы: невыгодно. Только продюсерам этот закон и помешает. И попсе, которая до того допелась, что по-другому уже не может петь…

На самом деле все, что есть в нашем законопроекте, уже давно существует, просто не работает. Есть закон о защите прав потребителя. В законе четко указано: поешь под «фанеру» — изволь заранее уведомить об этом зрителей. Речь же не идет о запрете фонограммы, в конце концов. В нашем законопроекте тоже речь идет лишь о том, чтобы дать зрителю полную информацию, чтобы он сам мог решать — идти ему на «фанерный» концерт или нет. Причем мы говорим только о так называемой вокальной имитации — это когда выходит певица и говорит: дорогие друзья, я буду петь для вас весь вечер… я хочу видеть ваши руки… и потом звук в микрофоне отключается и звучит «фанера». Все остальное — то есть воспроизведение заранее записанных на компьютере звуковых эффектов, шумов, прочего, без чего современная музыка невозможна, — не подпадает под действие закона.

Также наш законопроект очень детально прописывает, например, как и каким образом обязан исполнитель предупреждать зрителей о фонограмме. Шрифт, например, которым пишут на билете или афише «используется фонограмма», должен быть пропорционален шрифту написания имени артиста. Ведь можно написать огромными буквами ФИЛИПП ТАКОЙ-ТО!!! — а внизу меленько, едва заметно — «фонограмма». Артисты уверяют меня, что им плевать на эту подпись, но почему-то страшно боятся писать на своих афишах «фонограмма». Потому что знают: количество зрителей упадет в разы. И зрители наконец услышат, как наши звезды поют вживую.

Понимаете, сейчас сложилась парадоксальная ситуация — из-за засилья «фанеры». Огромная плита одних и те же артистов накрыла все телеканалы. Повсюду одни и те же песни «фанерщиков». Они уже даже без микрофонов выходят на сцену, до того обнаглели. И если эту плиту сдвинуть, убрать, то сколько бы талантливой молодежи мы увидели! Фонограммная попса задавила, вытеснила с экранов и эфиров целые жанры: электронную музыку, романс, авторскую песню. .. Постановление Лужкова уже две недели как действует: если концерт организован городскими властями, то артисты обязаны петь только вживую. Будем вводить моду на хорошее.

Я ведь, в конце концов, не разоряю продюсеров. Административная ответственность, согласно законопроекту, предполагает смешной штраф за «фанеру» — от 2 до 10 тысяч рублей. Кто-то из продюсеров уже сказал, что, мол, я за весь год вперед штраф заплачу. Не в деньгах дело, а в нравственной составляющей. Моральной. Чтобы, если человек жульничает, его и называли бы жуликом. Надеюсь, к весне следующего года будет принят закон Мосгордумы о фонограмме, так что у фонограммщиков есть время подумать.

*****

P.S.

Был тяжелый рабочий день, вы пришли домой, устали жутко… Сварили себе ароматного кофе, легли на диван, укрылись теплым пледом, включили телевизор. «Иногда так хочется отдохнуть, наслаждаясь приятным пением любимого артиста», - подумали вы, перещелкивая каналы. И, о чудо! На одном из музыкальных телеканалов идет концерт вашего кумира, вашего обожаемого артиста. А может, вашей любимой группы или дуэта… Вы расслабились, почувствовали умиротворение, и усталость как рукой сняло.

Однако, вы и не подозреваете, что так любимая вами звезда записала свой голос заранее, и во время выступления ей ничего не остается, кроме как раскрывать рот и соблазнительно двигаться по сцене.

Как понять, поет звезда эстрады под фонограмму или же «в живую», если вам приходится довольствоваться всего лишь видеозаписью концерта, транслируемой по телевидению? Ведь профессиональные звукорежиссеры делают все возможное, чтобы слова песни попадали прямо в такт с «открытием рта» нашей любой звезды. Давайте разберемся.

Как вы понимаете, ни один исполнитель физически не может спеть одну и ту же песню абсолютно одинаково несколько раз. Мы имеем в виду, что интонация голоса может несколько отличаться, качество и настройка звуковой техники могут быть разными (разные микрофоны, разный настройки эквалайзера, тембр, громкость и др.)

Если вы слышите любимую песню артиста в концертном исполнении, и по интонациям, тембру и громкости голоса она абсолютно ничем не отличается от студийной записи (той, которую вы слышали на CD или компьютере), то можете быть уверены, что это «фанера».

Также артист, приглашенный на концерт, может во время проигрыша что-нибудь выкрикивать в микрофон (что-то наподобие «Спасибо вам!» и др.)
Когда звезда эстрады поет песню под фонограмму, звукорежиссеры заглушают ее микрофон. И тут артист начинает что-то выкрикивать, заводя публику, и это получается гораздо тише (несмотря на то, что он кричит, а не поет спокойным голосом), чем слова песни. Это самый распространенный случай, выдающий фонограмму.

Однако, если артист поет песню, и вы чувствуете, что делает он это не так, как на студийной записи, да еще предлагает зрительному залу спеть за него пару куплетов, направляя микрофон в их сторону, то вы можете быть уверены: вас не обманывают, эта звезда по праву заслуживает похвалы, потому что поет в живую. Расслабьтесь, продолжайте пить свой ароматный кофе и получайте истинное удовольствие от просмотра любимого концерта.

Анатолий Григорьев.

Существует не так уж и много музыкальных мерок, по которым одновременно можно оценить Эшли Симпсон, Бейонсе и Public Image Ltd. Так или иначе, они сосуществуют в одном “зале славы” — лучшие певцы под фонограмму всех времен.

История жестикуляций ртом и/или инструментами под предварительно прописанный трек почти так же стара, как и концепция музыкального телевидения. Независимо от того, происходили инциденты случайно либо преднамеренно, все они повлияли на карьеру исполнителей − кому-то дали толчок в популярности, кому-то надломили репутацию. Billboard собрал 10 случаев наиболее известных примеров так называемого липсинка (lip sync — пение под фонограмму). Приводим пересказ их статьи.

10. Michael Jackson, Billie Jean (Motown 25: Yesterday, Today and Forever, 1983)
Whitney Houston, The Star-Spangled Banner (Super Bowl XXV, 1991)

Десятое место разделяют две иконы выступлений под фонограмму.

Первая — Майкл Джексон и его дебютная презентация «лунной походки» перед сокрушительным исполнением Thriller на 25-м юбилейном концерте Motown’s.

Вторая — Уитни Хьюстон. Певица представила предварительно записанную версию национального гимна США на Суперкубке XXV. Запись была настолько популярна, что попала прямиком в топ-10 сотни самых горячих треков по версии Billboard.

Почему они так низко в этом списке? Потому что эти выступления были настолько впечатляющими, что подыгрывание фонограмме выдается абсолютно случайным — многие до сих пор не подозревают, что выступления были сымитированы.

9. New Kids on the Block, general allegations (1992)

Cкандал вокруг группы помог ей подняться гораздо выше в этом списке. Фальсификация живых выступлений стало серьезной проблемой в ранних девяностых. Артисту, который в этом участвовал, грозила полная дискредитация.

В 1992-м бывший помощник продюсера New Kids on the Block, Грэгори МакФерсон, заявил, что бойзбенд отвечает лишь за часть вокальных партий на их студийных записях. Ситуация стала поводом для группового иска от фаната на сумму в 75 миллионов долларов. Группа безотлагательно запланировала выступление в The Arsenio Hall Show, чтобы предоставить доказательства своих вокальных способностей.

Участники New Kids on the Block признались, что подпевали некоторым бэкам, однако само пение под плюс так никогда и не было доказано.

8. Red Hot Chili Peppers, Give It Away (Super Bowl XLVIII, 2014)

Когда участники Red Hot Chili Peppers присоединились к Бруно Марсу на Супер Кубке XLVIII, многие внимательные зрители отметили, что гитары группы даже не были подключены к сети. За это поклонники обвинили бэнд в имитации выступления.

Басист “Перцев” Фли сделал заявление на сайте группы. В нем музыкант признал, что живым был только вокал, но продюсеры не дали им выбора, а команда не хотела пропустить «сюрреалистическое сумасшествие, которое случается раз в жизни». Хотя некоторые были разочарованы таким решением, большинство фанатов приняло объяснение и три года спустя инцидент всплывает разве что как сноска в наследии группы.

7. Beyonce, The Star Spangled Banner (Presidential Inauguration, 2013)

Ценность Бейонсе как живого исполнителя оказалась под угрозой, когда все узнали, что на инаугурации президента США в 2013-м она пела под фонограмму. Певица заявила, что была вынуждена это сделать, ведь ей не удалось провести ни саундчек, ни репетицию с оркестром. Однако, коллеги стали на ее защиту и большинство фанатов признали серьезность ситуации.

6. Britney Spears / Sia, Perfume (Las Vegas Residency, 2015)

Это был едва ли первый раз, когда Бритни Спирс словили на подпевании фонограмме. Большинство фанатов давно приняли тот факт, что ее живые выступления будут в основном танцевальными. Но, как правило, она хотя бы вторила собственным трекам.

Как бы там ни было, в 2014 году на выступлении в резиденции Planet Hollywood Бритни поддельно пела под сингл Perfume. Все бы ничего, но соавтором этой песни является SIA. И во время выступления Бритни пыталась изображать пение под вокал своей австралийской коллеги. Неловкая ситуация.

5. Muse, Uprising (Quell che… il Calcio, 2009)

Когда звездам стадионных выступлений Muse сказали, что для сета на итальянском развлекательном шоу Quelli che il calcio сингл Uprising придется петь под фонограмму, они решили поменяться инструментами. Мэтт Беллами притворялся, что играет на барабанах, а барабанщик Доминик Говард фальшиво пел. Это повеселило фанатов, но не до смеха пришлось хостам шоу: «Вероятно, все поняли, что мы совершенно вывели из себя ведущую, какую-то судью Х-Фактора, которую никто на самом деле не любит», сказал Говард позднее в этом году. Итальянская пресса раздула из этого довольно большую историю.

Впрочем, Muse — не первые, кто таким образом пытался высмеять привычку телевизионщиков пускать песни под фонограмму. Первыми за это взялись Nirvana на передаче Top of The Pops в 1991 году.


4. Public Image Ltd., Poptones / Careering (American Bandstand, 1980)

Прошло уже 37 лет с момента презентации известного анархичного мини-сета второй группы Джони Роттена (Public Image Ltd.) на American Bandstand. Тогда команда сразу же отказалась от каких-либо претензий на живое инструментальное сопровождение, пожелав смешаться с толпой. Хост шоу, Дик Кларк, сказал, что поддержал группу и позднее это выступление стало лучшим в истории Bandstand.

3. Mariah Carey, Emotions / We Belong Together (Dick Clark’s New Year’s Rockin’ Eve, 2016)

Неисправность ушного монитора запомнится всему миру выступлением Мэрайи, в котором она пыталась импровизировать под фонограмму. За фиаско наблюдали телезрители по всему миру и тысячи людей, собравшихся в канун Нового Года на Тайм Сквер. Видео стало поводом для разгромных статей во многих мировых СМИ. Мэрайя и ее менеджмент отчаянно пытались спихнуть вину на организаторов, но до сих пор до конца не понятно, кто облажался больше.

2. Ashlee Simpson, Pieces of Me (Saturday Night Live, 2004)

То, что произошло с Эшли Симпсон на шоу SNL доказывает, что в XXI веке реакция на инцидент гораздо важнее него самого. Симпсон, конечно же, решила справиться с ситуацией парой уловок. Сначала она обвинила собственную группу, потом сказала, что во всем виновата изжога, придавая истории все больше сомнительности. В отличие от Мэрайи, для которой петь под фонограмму — практически часть образа, Эшли воспринимали как думающую поп-звезду, которой такие ситуации не к лицу. Сегодня когда-то многообещающая исполнительница известна в основном благодаря этой истории.

1. Milli Vanilli, Girl You Know It’s True (Club MTV, 1989)

Ни одно выступление под фонограмму не сравнится с танцевальным поп-дуэтом Rob & Fab. Их сверхновый успех в качестве Milli Vanilli угас, когда подтвердилась информация, что они никогда не пели на собственных записях. Разоблачение происходило медленно, но первой весточкой стало живое выступление на Club MTV, где заевшая запись показала, что оба исполнителя подыгрывали фонограмме, после чего попросту сбежали со сцены посреди концерта.

Уровень огласки казуса был достаточно низким, так что их карьера развивалась прежними темпами. Однако, после того как певец Чарльз Шоу сказал прессе, что это его голос был на всех записях и менеджер группы это подтвердил, негативная реакция оказалась беспрецедентной. У дуэта забрали награду «Грэмми» и вынудили возместить стоимость альбомов и билетов на выступления. Они так и не смогли записать еще один хит. Мэрайя и другие исполнители в этом списке отойдут на второй план, а эта группа будет неразрывно ассоциироваться с фразой «пение под фонограмму».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Эта статья посвящена живым выступлениям музыкантов и уловкам, на которые они идут, чтобы доставить слушателю максимальное удовольствие от концерта и…максимально обмануть его.

Статья ориентирована на людей, не разбирающихся в концертном звуке, и призвана помочь им в понимании процесса живых выступлений.

В прошлой статье мы уже писали, как формируется звук на концертах и по какому принципу выстраивают звук. Здесь узнаем, как выступают артисты на концертах. Для наглядности я покажу модели выступления в виде списка и алгоритма:

1. Выступление под фонограмму

Саунд чек отсутствует или непродолжителен. Музыкант или группа выходит на сцену. В руках музыкантов инструменты, у вокалиста микрофон. Аппаратура на сцене - муляж, используется только для картинки. Звукорежиссер находится за пультом и играет ключевую роль в выступлении артиста, так как его ошибка может стоить артисту репутации. В данном выступлении его задача вовремя включить и выключить фонограмму.

На сцене работают только мониторы, чтобы музыканты слышали звук и попадали движениями под музыку. Музыканты делают вид что играют, вокалист изображает пение, но звуков они не производят

Тут все понятно: зрители слышат звук и видят как музыканты играют, это скорее больше шоу чем концерт. Обман на лицо. Думаю, четверть из присутствующих на концерте догадываются, что их обманывают, но обманывают красиво. Поэтому такие артисты в большинстве своем имеют свою аудиторию.

2. Выступление под полный плюс

Саунд чек отсутствует или непродолжителен. Артист или группа выходит на сцену. В руках музыкантов инструменты, у вокалиста микрофон. Звукорежиссер включает музыку и подмешивает к сигналу фонограммы звучание инструментов и голоса.

На сцене работает вся аппаратура – это мониторные линии, гитарные и басовый усилители, барабанная установка, вся аппаратура озвучена. Музыканты действительно играют, вокалист поет. Но они играют сверху на ту же самую фонограмму. То есть повторяют то что было записано на студии, только делают это вживую.

Как таковым обманом это не назовешь, но все же он присутствует. Такие выступления распространены в нынешнее время, так как качество звука значительно повышается по сравнению с живым выступлением, а затраты и скорость настройки звука понижаются. Удобство и выгода от таких выступлений видны невооруженным глазом.

3. Живой звук

Концерту предшествует длительный саунд чек. Музыканты появляются на площадке задолго до выступления, идет настройка инструментов и голосов. После начала концерта звукорежиссер полностью выполняет свою функцию в отличие от предыдущих пунктов. В данном выступлении весь звук идет со сцены поэтому полагаются только на тот звук который был настроен на саунд чеке.

В этом и сложность живого звука в отличие от выступления с подложками и фонограммами. Нельзя спрятаться за записью, слушатель получает только то что есть здесь и сейчас. Но в этом же и кайф живого выступления. Музыканты хоть и играют одно и тоже, но каждый раз не похож на предыдущий, присутствует момент импровизации.

Ну а слушатель получает свое наслаждение, так как он слышит не созданную запись в студии когда-то, а звук, исполнение и эмоции исполнителя которые рождаются у него на глазах и он становится этому свидетель.

4. Выступление под минус

Выступление под минус можно условно разделить на две категории:

  • В первой алгоритм похож на прошлый. Только в живой звук группы подмешивается запись, которую ставит звукорежиссер. На ней звучат подложки, эффекты, бэк-вокал, инструменты которые не присутствуют либо не могут присутствовать на сцене. Это не фонограмма так как все исполняется в живую, а запись только украшает выступление.
  • Во второй исполнитель, будь то вокалист или инструменталист, исполняет вживую свою партию, а фоном для него звучит запись (минусовка) на которую он играет. Иногда можно встретить живое выступление солиста под минус, а музыкантов стоящих в виде декораций, изображающих исполнение данного минуса.

Возможные другие варианты выступлений являются интерпретацией изложенных выше или их частичным смешением.

Конечно, каждый исполнитель выбирает сам как ему выступать. Все зависит от средств, вложенных в выступление и последующей отдачи, от мастерства исполнителя, от технического оснащения площадки, от репутации исполнителя и его способностей.

Группа Оранжевый VINIl выступает исключительно вживую! В нас только живые барабаны, бас, гитара, клавиши, вокал и саксофон. На корпоратив мы приезжаем полным составом и исполняем самые популярные песни!