Чудеса из-под метлы. Как появилась профессия — дворник (14 фото) «Заранее иногда во сне видишь»

Прославившийся своими произведениями на снегу дворник Семен Бухарин решил сделать подарок всем ижевчанам

Фото: пресс-служба главы и правительства УР

Прославившийся на всю страну ижевский дворник, рисующий на снегу, в новогодние праздники творит искусство на набережной городского пруда. Семен Бухарин орудует лопатой и метлой, чтобы создать масштабные картины. Первоначальному плану рисовать на пруду с помощью снегохода помешала погода. О том, как рождается искусство и что именно изображает на снегу Бухарин, - в материале «Реального времени».

«Прилюдно искусство не рождается»

Когда я один, то все получается, а когда все смотрят - не получается. Прилюдно искусство не рождается, - говорит ижевский дворник-художник Семен Бухарин журналистам, пришедшим посмотреть на его первую тренировку за несколько дней до Нового года.

В этот раз холстом для его произведений является не родной двор лицея, а набережная Ижевского пруда. Изначально предполагалось, что создавать огромные картины Бухарин будет на самом пруду, но планам помешала погода, применять Бухарин хотел не только лопату и метлу, но и снегоход. Эту технику он только осваивает.

У меня машина - 67 лошадиных сил, а это - 167. Столько лошадиных сил из-под меня! Мощная техника. Я, конечно, все в свое время уже попробовал, и мотоцикл, и квадроцикл. Но машина - это мое, - рассказывает он.

В 2013 году Семен Бухарин стал самым известным в России дворником, после того как его картины на снегу попали в интернет. Это и зимние пейзажи, и иллюстрации к известным литературным произведениям, и просто узоры. После триумфального выступления ижевской фигуристки Алины Загитовой на Олимпиаде в феврале он изобразил ее на своей новой картине.

«Ну как для чего? Людям нравится и мне нравится»

Художественному искусству он обучался в училище, но так никогда по этой специальности и не работал. Трудился на шахте, в пожарной охране, в строительстве. Так получилось, что творить искусство он начал уже, когда вышел на пенсию и устроился на работу дворником в ижевский лицей №25. Одним из первых произведений стала картина красками на пристрое к лицею. Активно помогал как декоратор в оформлении школы к разным праздникам, однако все-таки главный интерес всегда был именно к его живописи на снегу.

В 2016 году Семен Бухарин даже получил французскую премию «Сирано» от французской газеты Le Courrier de Russie, которая издается в Москве. Ежегодно эту награду вручают выдающимся личностям России. Дворника Семена Бухарина признали «Художником года». Эту же премию в том году, кстати, получила и казанская писательница Гузель Яхина, автор произведения «Зулейха открывает глаза».

Для чего он творит? У Семена Бухарина незамысловатый ответ:

Ну как для чего? Людям нравится и мне нравится. Главные мои эксперты это мои дети, - рассказывает дворник, имея в виду, конечно, учащихся лицея. - Они получают удовольствие, а для меня это позитив, радость. Надоели - по телевизору посмотришь - одни воинственные эти дебаты идут и идут…

«Ученики выходят, стараются, что попало рисуют»

Учащиеся как в лицее №25, где он работал ранее, так и в лицее-интернате в микрорайоне «Столичный», куда он перебрался, чтобы поближе к дому, с большим интересом относятся к увлечению дворника.

Конечно, выбегают, говорят: «Мы тоже хотим научиться». Я сейчас открытые уроки веду по искусству по наложению красок для старшеклассников. Выходят, стараются, что попало рисуют, потом мне приходится от этих рисунков избавляться, - улыбаясь, рассказывает Бухарин. - Даже на пруду иногда такую живопись увидишь… Один раз прихожу, мне говорят, там такие и такие картины. Я по-быстрому, пока уроки не начались, поправил. Там жирафы и слоны были, а я все поправил, и получилась такая Африка веселая, - рассказывает Бухарин.

В «Инстаграме» есть , посвященная творчеству Семена Бухарина, хотя сам он ее не ведет, даже не знает, кто ее создал. Говорит, возможно, кто-то из учеников или учителей.

4 января Семен Бухарин изобразил легендарного конструктора стрелкового оружия Михаила Калашникова, который жил и работал в Ижевске

«Заранее иногда во сне видишь»

Темы рисунков на снегу рождаются спонтанно. Ему сложно творить «под диктовку», рассказывает автор.

Заранее иногда во сне видишь. Порой натуральные сны можно нарисовать. А когда и просыпаешься, одним глазом орнамент хороший увидел на своих шторах. Почему бы не сделать? - говорит Бухарин.

В эти новогодние дни, с 1 по 7 января, он творит искусство на набережной Ижевского пруда. Столь масштабную акцию Бухарин проводит впервые. 1 января свой рисунок он посвятил году свиньи, 2 января изобразил знаменитого земляка - композитора Петра Чайковского. 3 января ижевский художник-дворник вдохновлялся сказкой «По щучьему велению» - на набережной появился Емеля на печи, щука и слова «Выль арен!» - «С новом годом» на удмуртском. 4 января Семен Бухарин изобразил легендарного конструктора стрелкового оружия Михаила Калашникова, который жил и работал в Ижевске. В 2019 году будет отмечаться его столетие.

Михаил Красильников, фото пресс-службы главы и правительства УР

Кружевной рисунок на белоснежном снегу завораживает. Кажется, будто над полотном потрудился талантливый художник. И даже не верится, что в качестве инструмента использовалась… обычная метла. А между тем гениальный творец - Бухарин Семен Викторович - работает всего-навсего дворником в ижевской школе-лицее.

За свою жизнь Семен Викторович попробовал не одну профессию: рыбачил на Камчатке, отдал 10 лет жизни работе в шахте, и, наконец, стал пожарником (именно с этого поста он и ушел на пенсию). Но рисование всегда было его страстью.

«Для меня нет особой разницы, где именно рисовать, - говорит Бухарин. - Еще в школе я зарисовывал все свободное пространство в тетрадях. А сейчас вместо полотна у меня площадка перед школой, а вместо кисти - метла».

Семен Викторович не планировал «выносить» свое хобби на суд широкой публики. Все получилось спонтанно, и «виновниками» того, что талант художника развернулся на весь школьный двор, стали дети. «Вижу, что у детишек плохое настроение - рисую им что-нибудь. Они радуются и мне приятно», - говорит Семен Викторович.

Сами школьники считают это игрой, в которой участвуют они и дворник. Каждый день они спрашивают, что будет красоваться на асфальте сегодня, пытаются угадать сюжет. А когда картина готова, из окон на третьем и четвертом этаже выглядывают любопытные мордашки.

Дети восхищаются школьным двором, улыбаются, снимают картины на телефон. К творениям дворника ребятня относится с уважением: его рисунки старательно обходят, чтобы не наследить. Причем этого правила придерживаются даже заправские школьные хулиганы.

Как вы думаете, сколько времени уходит у Семена на один сюжет? Не более получаса! Но удивляет даже не скорость, с которой творит художник. Поразительно, как чудо-дворнику удается изображать сложные сюжеты, выдерживая пропорции всех элементов композиции, ведь у него нет возможности окинуть картину взглядом, дабы выявить возможные огрехи.

К сожалению, чудесные узоры держатся не долго: сильный ветер, дождь или метель - и от картины не остается и следа. Но Семена Викторовича это не огорчает: главное ведь, что детишки успели увидеть плоды его трудов и порадоваться. Художнику не нужна широкая слава, ему достаточно маленьких зрителей. А школьники в ответ называют Семена Викторовича своим школьным гением.


Выпускники одной из ижевских школ, прощаясь этим летом с альма-матер, наверняка отдельные слова благодарности скажут не только учителям, но и дворнику, Семену Бухарину , который приложил немало усилий для того, чтобы годы учебы по-настоящему запомнились ребятам. В зимние дни во дворе школы нередко можно увидеть замечательные рисунки на снегу – это дело рук талантливого мастера.


Семен Бухарин – настоящий художник по призванию, а на деле – на все руки мастер. В школе он и столяр, и электрик, и дворник, и массовик-затейник, часто помогает ребятам с реквизитом для постановки спектаклей и проведения школьных мероприятий. Однако его настоящая страсть – «снежный арт». Как только первый снег укрывает белоснежным ковром землю, тут же берет лопату в руки и начинает… творить. Мотивы, как правило, народные: то создает рисунки, похожие на гжельскую роспись, то иллюстрации к любимым с детства сказкам и басням.


Семену Бухарину 51 год, до школы он успел поработать и шахтером, и пожарником. С ребятами отдыхает душой, любит их баловать оригинальными творениями, пару лет назад нарисовал на стене камский пейзаж, а как-то вылепил скульптуру дракона из снега. Фотографии рисунков, выполненных на снегу во дворе, в школьном архиве накопилось уже немало, художник старается не повторяться и постоянно выдумывает что-то новое.


Пожалуй, оптимизму, с которым Семен Бухарин берется за любую работу, позавидовали бы многие. Благодаря своему творческому потенциалу, он находит возможность дарить радость школьникам и учителям, удивлять случайных прохожих и находить позитив в обыденных вещах.

В.Перов "Дворник, сдающий квартиру барыне" 1865

Дворник до 1917 года был, что ни говорите, фигура! Причем фигура политическая. Не так-то просто было попасть в дворники...

Крупные домовладельцы содержали специальный "дворничий корпус". Возглавляли его "командиры" - старшие дворники. Им подчинялись младшие. Некоторые дома обслуживались не менее чем десятью старшими дворниками, которым подчинялась сотня младших.

Старшие дворники, в некотором смысле считались дворецкими. Они не работали, а распоряжались и наблюдали за работой; получали по 40 рублей.

Младшие - это были, как правило, здоровые, нестарые крестьяне, которые в поисках заработка перебирались в города. Жили они по дворницким, обыкновенно без семей, своего рода артелью. Харчи им готовила "матка", жена старшего дворника. Младшим дворникам поручались менее ответственные дела. Например, он был обязан лично убедиться, что трубочист после чистки труб закрыл за собой чердачное окно, через которое он вылез. Дворники с утра до вечера убирали улицы, дворы, лестницы, разносили дрова по тем квартирам, где центрального отопления, ванн и лифтов не было. Получали по 18—20 рублей.

К.Савицкий "Дворник" 1880

Если кто-либо из жильцов дома относился к дворнику недостаточно уважительно, мог поплатиться за такое поведение мокрыми дровами, да еще и не принесенными вовремя.

Кроме причитающегося жалованья дворники получали чаевые за дополнительные услуги жильцам: выколачивали ковры, завязывали и выносили вещи при отъезде жильцов на дачи, носили корзины с бельем на чердаки. Жили они очень экономно, копили деньги для деревни, где у них оставались семьи. Доход у тружеников метлы был также и от "поздравлений" с Рождеством, Пасхой; они знали кто когда именинник и обходили жильцов. За такие поздравления им не только давали на чай, но и угощали водкой и закуской. Многие из них старались одеться по-городскому, завести хромовые сапоги, пиджак, жилетку, гарусный шарф.


Б.М.Кустодиев "Дворник" (эскиз костюма к спектаклю "Блоха")

Дворники назначались на свою должность исключительно с ведома полиции, в которой на каждого из них заводилась учетная карточка. Кстати, каждая бляха (как именовали ее дворники -"какарьдья") имела зарегистрированный в органах полиции учетный номер. Почти все дворники работали осведомителями, за что ("при исправной работе") получали от полицейского управления 5-10 рублей в месяц, - весомую прибавку, между прочим, а то и премиальные "по итогам года". Жильцы домов об этом, конечно же, догадывались, ибо подобное было повседневной практикой, а посему старались ублажить своего дворника, чтобы тот не возвел напраслины. Как правило, представители цеха "тружеников метлы" были людьми довольно мстительными и гордыми, считали свою профессию "оченно значимой". Еще бы!

Кстати, когда в дом въезжал новый жилец или нанимался кто-нибудь из прислуги, старший дворник всякий раз изучал прошлое личности: отправлялся по старым адресам нового постояльца или наемного работника, наводил справки, составлял характеристику и затем докладывал в полицию о благонадежности…

Г.Чайников "Дворник"

С наступлением сумерек дежурный ночной дворник, снабженный свистком (!) и бляхой с номером (!!!), удостоверяющей, что он не липовый труженик метлы, а самый что ни на есть "справный", закрыв на большой замок ворота, ведущие во двор, выходил на крыльцо парадной лестницы и бдительно всматривался в прохожих. Незнакомцев, пожелавших войти в дом, спрашивал, куда и к кому "шествують", мог поинтересоваться социальным положением, целью визита… Определял: пустить или дать "от ворот поворот". Кстати, днем, когда вход во двор был свободен, уже дневные дворники-сторожа были обязаны "не пущать на вверенную территорию" шарманщиков, торговцев вразнос, наблюдали, чтобы не выносили вещей без сопровождения жильцов. Так продолжалось до полуночи.

Нико Пиросмани "Дворник"

Затем, почти в подворотне, устанавливалась широкая деревянная скамья, на которой сидели или лежали дежурные дворники, пока их не потревожит звонок запоздалого жильца. Чтобы попасть домой, такой "гуляка", причем без оглядки на чины и звания, давал за пропуск в дом и, следовательно, в свою квартиру мелкую взятку - гривенник-другой (10-20 копеек), а то и целковый (то есть целый рубль). Дворник был обязан жить постоянно на закрепленной за ним территории, и в его каморке - "дворницкой" - имелся механический звонок с надписью "дворник" или висел колокольчик.

Об отлучке более чем на сутки "человек с метлой" извещал полицию. В противном случае органы начинали его розыск самостоятельно.

George Loring Brown "Little Street Sweeper"

При императоре Александре II началась эпоха разгула террора. Обязанность "стучать" начальникам охранок о всяких подозрительных лицах и их действиях приписывалось дворникам, трактирщикам, служащим гостиниц, публичных домов, игорных заведений, гимназий и высших учебных заведений. Эта система исправно работала вплоть до октябрьского переворота 1917 года.

В архивах, среди прочего, выделяются тонны доносов, многие из которых были банальными наветами.

Р.Жуковский "Моцион с похмелья" 1840

В первые годы советской власти дворники служили верой и правдой, но уже "за бесплатно" и под страхом "вычистки" с последующим лишением занимаемой жилплощади.

В годы массовых репрессий по вине управдомов и дворников в ГУЛАГе оказались десятки тысяч ни в чем не повинных людей. А вот случаи репрессий против самих дворников крайне редки…

В послевоенные годы, когда в связи со строительством хрущевок постепенно исчезло понятие "двор" (в классическом его значении), дворники стали уже "не те". Но это уже другая история.


Б.Танделов "А дома сейчас тепло"


С.И.Смирнов


Е.Волобуев "Дворники"

Хани Тхилим

И.Глазунов "Ночь" 1963