Конспект занятия по математическому развитию в средней группе (4-5лет)
Тема: Счет до 5.
Цель: Закрепить счет до 5. Продолжить формировать математические представления у детей.
Отрабатывать счет до 5.
Воспитывать активность, самостоятельность, умение работать в команде.
Развитие познавательных процессов.
3. Тематическое
4. Традиционное
6. Воспитатель, группа детей
8. Оборудование: картинки с цифрами, картинки с количеством предметов, цветы роза, ромашка, лилия, колокольчик, одуванчик, цветочек на каждого ребенка.
9. Чтение стихотворения «Веселый счет»
10.Демонстрация, чтение стихотворения, наглядность, сюрпризный момент, физ. минутка.
11.Ход занятия.
Вступление:
«Веселый счет»
Самуил Маршак
Вот один (иль единица),
Очень тонкая, как спица,
А вот это цифра два.
Полюбуйся, какова:
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.
А за двойкой — посмотри —
Выступает цифра три.
Тройка — третий из значков —
Состоит из двух крючков.
За тремя идут четыре,
Острый локоть оттопыря.
А потом пошла плясать
По бумаге цифра пять.
Руку вправо протянула,
Ножку круто изогнула.
Здравствуйте дети. Сегодня я пришла к вам с очень интересным стихотворением. Я слышала что вы уже совсем большие и умеете считать… Правда? А ну кто сможет сосчитать до 5?
Молодцы… Похвально а вот и мое стихотворение… Читает…
Основная часть.
Сейчас я хочу вас попросить мне помочь, пока я к вам шла в моей сумке случился самый настоящий кавардак вот у меня есть цифры, а вот картинки мне нужно разложить их. А сама я увы не умею… Поможете? Раскладывают.
Молодцы. Без вас я бы не справилась.
Физ минутка.
Мы катались на качелях.
Обошли все карусели.
Раз, два! Раз, два!
Закружилось голова.
У меня есть для вас еще одно задание вам нужно внимательно следить за тем, что я делаю и запоминать. Однажды солнышко проснулось очень рано, и взглянув на полянку она увидела что все цветы опустили свои головки, приуныли. И солнышко решило их обогреть. Солнышко подумало, что так им должно стать теплее. Солнышко раскинуло свои лучики по полянки и вот раскрылся первый цветок..(красная роза) Как он называется? Какого он цвета? Следующим раскрылся второй цветок (голубой колокольчик). Потом третий (белая ромашка). Затем четвертый (желтый одуванчик). И наконец, пятый нежная розовая лилия. Когда солнышко увидело, как рады цветочки оно пообещало будить их каждое утро. Вот с тех пор так и повелось, что солнышко каждое утро будет цветочки на полянках.
А теперь я прошу вас ответить на несколько вопросов.
Сколько было цветков на полянке?
Какого цвета был 1,2,3,4,5 цветок?
Как назывался 1,2,3,4,5 цветок?
Молодцы. Все вы очень старались, поэтому я хочу сделать вам подарок вот по такому маленькому цветочку.
Заключение.
Сосчитаем до 5.
Что вам больше всего сегодня понравилось?
И вот вам домашнее задание - спросите у родителей как они учились считать. И на следующем занятии мы с вами обсудим.
12.Литература:
1. Стихотворение « Веселый счет» http://detskiychas.ru/stihi/malysham/stihi_pro_tsifry/
2. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду: Учеб. пособие для студ. дошк. отд-ний и фак. сред. пед. учеб. за-ведений. - М: Издательский центр «Академия», 1998. -272 с.
Занятие счет в пределах пяти
Интеграция образовательных областей
: «Речевое развитие» «Познавательное развитие» «Социально-коммуникативное», «Здоровье».
Цель
: Развитие интересов детей любознательности познавательной активности.
Задачи:
Образовательная
: формировать знания о цифрах от 1 до 5; знание о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, многоугольник); умение ориентироваться на листе бумаги; развивать конструктивные навыки (собирать пазлы с героями мультфильмов).
Развивающая
: развивать интересы детей, логическое мышление, любознательность.
Воспитательная
: развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослым и сверстниками.
Предварительная работа:
Чтение и обсуждение с детьми сказки «Доктор Айболит»
Методические приёмы:
Игровая ситуация, постановка проблемы, беседа-диалог, речевые игры, подвижная игра «Купим мы с бабушкой», конструктивная деятельность, эксперимент с водой в баночке, анализ, показ картинок к заданиям с помощью ИКТ, подведение итогов.
Секретный эксперимент с водой. Чтобы в баночке после прозрачной воды появилась цветная, нужно нанести на крышку от банки густую гуашь. После того, как вы встряхнёте или поболтаете закрытую баночку, в ней появится цветная вода.
Демонстрационный материал:
Сундучок, пять ключей, небольшая стеклянная баночка с прозрачной водой, голубая ткань натянута на обруч (озеро), пять рыбок с цифрами от 1 до 5, телефон.
Раздаточный материал:
Набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шестиугольник), пазлы с героями мультфильмов.
Словарная работа:
Африка, пластмассовый.
Вводная часть.
Ход ООД:
Дети заходят в зал и встают полукругом лицом к гостям.
Воспитатель.
Ребята, посмотрите сегодня к нам пришло много гостей. Скажите, а вы, любите когда к вам приходят гости?
Дети. Да.
Воспитатель.
Давайте поздороваемся с нашими гостями.
Дети. Здравствуйте.
Воспитатель
. Но это ещё не все, к нам пришло письмо от Доктора Айболита из знакомой вам сказки.
Давайте я вам прочитаю письмо: «Ребята, помогите мне, пожалуйста, мне позвонили из Африки и попросили, чтобы я срочно приехал. В Африке заболели все зверята. Я взял волшебную воду и уже, было собрался в путь, но злые пираты отобрали у меня волшебную воду! Они закрыли её в сундук, а ключ бросили в глубокое озеро.
Воспитатель. Как мы можем помочь? Что нужно делать?
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПИСЬМА: Вам предстоит выполнить пять заданий. За каждое правильно выполненное задание вы от рыбки получите ключ. Если наберёте пять ключей, то сможете открыть ларец с волшебной водой. Я бы и сам с вами отправился в путь, но меня ждут другие больные зверята.
Основная часть.
Воспитатель.
Поможем, ребята?
Дети. Да
Воспитатель
. Надо отправляться в путь. Но сначала мы проверим, сможете ли вы помочь Айболиту. Я предлагаю поиграть вам в игру, которая называется «Части суток». Я буду читать предложение, а вы постарайтесь его закончить.
Игра «Части суток»
(«Закончи предложение»)
- Спим мы ночью, а делаем зарядку … (утром)
- Завтракаем мы утром, а обедаем … (днём)
- Обедаем мы днём, а ужинаем … (вечером)
- Ужинаем мы вечером, а спим … (ночью)
- Сколько частей в сутках?
Дети. (4).
Воспитатель
. Назовите их.
Дети. (утро, день, вечер, ночь).
Воспитатель
. Скажите, а когда начинается наше путешествие, в какое время суток? Дети. (Утром.)
Воспитатель
. А какое сейчас время года?
Дети. (ЗИМА)
Воспитатель
. Назовите зимние месяцы
Дети. (декабрь, январь и февраль – их не забывай).
Воспитатель
. Молодцы! Доктор Айболит, так же прислал вам задания и хочет проверить детей? Я буду задавать вам вопросы а вы будите на него отвечать.
Игра «В какое время года?»
- В какое время года все купаются и загорают? (Лето).
- В какое время года птички улетают на юг? (Осень).
- В какое время года расцветают подснежники? (Весна).
- В какое время года играют в снежки? (Зимой)
- В какое время года тает снег? (Весной)
- В какое время года с деревьев опадают листья? (Осенью)
- В какое время года появляются проталины? (Весной)
Молодцы! Я думаю, что вы справитесь и достанете все ключи..
Воспитатель. Тогда отправляемся в путь к озеру. Идём по дорожке. Посмотрите, в озере плавают рыбки. Чтобы узнать, какое задание первое, а какое второе и т.д., нам нужно рыбок расположить по порядку. (Каждый ребёнок раскладывает в обруче рыбок с цифрами от 1 до 5). Найдите рыбку с цифрой 1. Сейчас вы сядете на стульчики и мы посмотрим какое задание приготовила нам эта рыбка.
- Молодцы! Вот первая рыбка и задание 1.
1 ЗАДАНИЕ
- Игра «Скажи одним словом» (обобщение) с мячом.
- Яблоко, груша, слива, лимон – … (фрукты).
- Кровать, тумбочка, стул, шкаф – … (мебель).
- Собака, кошка, корова, коза – … (домашние животные).
- Папа, мама, бабушка, дедушка – … (родственники - семья).
- Кубик, кукла, машина, мячик – … (игрушки).
- Тапочки, босоножки, сапоги, кроссовки – … (обувь).
- Пчела, стрекоза, муха, жук – … (насекомые).
- Самолёт, вертолёт, ракета – … (воздушный транспорт).
Воспитатель. Молодцы! Вот от рыбки ключик за правильные ответы. Найдите рыбку с цифрой 2. Молодцы.
Задание 2.
Дети садятся полукругом возле проектора.
2 ЗАДАНИЕ - Игра «Описываем животное».
Воспитатель. Если отгадаете животное, то оно появится на экране.
- У этого животного летом шубка серая, а зимою белая. Он быстро бегает. Всех в лесу боится, прячется под кустом (заяц).
- Он маленький и колючий. Зимой спит. Летом ловит жуков и червяков (ёж).
- Он большой, лохматый, неуклюжий. Зимой спит в берлоге. Летом ходит по лесу и ищет мёд и малину (медведь).
- Она рыжая и хитрая. У неё пушистый хвост. Живёт в норе. Ловит мышей и зайцев (лиса).
- Он серый и страшный, злой и голодный. Ловит зайцев и телят. Живёт в логове (волк).
- Она маленькая, быстрая, рыжая. По деревьям скачет, живёт в дупле. Грызёт шишки и орешки (белка).
Воспитатель. Ребята, а как называются эти животные? Правильно, дикие животные. За правильные ответы рыбка даёт нам второй ключ. А где третья рыбка? (Дети находят рыбку с цифрой 3).
Задание 3.
Она предлагает нам поиграть игру
Игра «Из чего сделаны предметы?»
- Мяч из резины – … резиновый.
- Мяч из пластмассы – … пластмассовый.
- Стакан из стекла – … стеклянный.
- Матрёшка из дерева – … деревянная.
- Утка из резины – … резиновая.
- Игрушка из меха – … меховая.
- Поделка из бумаги – … бумажная.
- Гвоздь из железа – … железный.
Воспитатель. Молодцы! От рыбки получаем ещё один ключ. Следующее задание 4. (Садятся за столы).
4 ЗАДАНИЕ
- Игра «Что где находится?»
Это задание на развитие памяти. Детям предлагается внимательно наблюдать и запоминать где расположены геометрические фигуры. Затем расположить на альбомном листе геометрические фигуры.
Воспитатель.
В середине – кружок.
В правом верхнем углу – квадрат.
В левом нижнем углу – шестиугольник.
В правом нижнем углу – треугольник.
В левом верхнем углу – прямоугольник.
Воспитатель. Хорошо. Все правильно сделали? Рыбка даёт нам четвёртый ключ. И посмотрим последнее задание. Осталась одна рыбка. Какая цифра? Правильно, 5.
5 ЗАДАНИЕ
– Собери героев знакомых мультфильмов с помощью пазлов.
Дети собирают пазлы и называют мультфильм.(музыка)
Заключительная часть.
Воспитатель. Молодцы! Рыбка даёт нам ещё один ключ. Итак, сколько у нас ключей? (Пять). Пора звонить доктору Айболиту.
Звонят доктору.
У нас 5 ключей. Сейчас нам предстоит подобрать ключ к ларцу, открыть его и достать волшебную воду?
Дети с воспитателем подбирают ключ. Открывают и достают волшебную воду. (Она прозрачная).
Воспитатель. По-моему, это обыкновенная вода, а вы как думаете дети?
Воспитатель: А вот и нет! Смотрите. (Воспитатель накрывает банку тканью, болтает, получается цветная вода.) Самая настоящая волшебная вода! Спасибо за помощь! Скорее давайте отправим волшебную воду в Африку лечить зверей. А нам Доктор Айболит отправил сюрприз в ларце, чтобы мы не болели. До свидания.
Воспитатель и дети находят в ларце витамины