Cочинение «Анализ эпизода «Чичиков у Плюшкина. Закрепление изученного материала

Разделы: Литература

Целеполагание.

Цели для учителя:

  • выявить у учащихся восприятие главы о Плюшкине;
  • учить детей выявлять и определять роль использования художественных приёмов для создания образов помещиков;
  • развивать у обучающихся умение подбирать материал для построения монолога - рассуждения;
  • воспитывать у детей внимательное отношение к слову на материале главы о Плюшкине.

Цели для учащихся:

  • определить место Плюшкина в галерее образов помещиков;
  • проследить за приёмами характеристики образа Плюшкина;
  • определить особую роль внутреннего монолога Плюшкина и лирических отступлений;
  • определить и выразить в монологе-рассуждении своё отношение к мысли, возможно ли возрождение Плюшкина:
  • подобрать материал для письменного ответа на вопрос.

Оборудование: тексты поэмы Н. В. Гоголя "Мёртвые души" у каждого учащегося, словарь под ред. С. И. Ожегова, иллюстрации Плюшкина разных художников.

Ход урока

1. Орг. момент. Сообщение темы и целей урока.

2. Актуализация знаний детей.

С какими героями поэмы н. В. Гоголя мы уже познакомились?

В какой последовательности предстают перед нами помещики? (Манилов, Коробочка, Ноздрёв, Собакевич)

Какими художественными приёмами пользуется Н. В. Гоголь для создания образов помещиков? (Описание усадьбы, господского дома, интерьер дома, портрет помещика, его речь, поступки)

3. Проверка восприятия прочитанной главы.

Каким, на ваш взгляд, может быть помещик, представленный в 6 главе? Каковы ваши предположения?

Выдерживает ли Н. В. Гоголь основной принцип изображения помещиков?

Какое впечатление произвела на вас глава о Плюшкине? Какие мысли и чувства вызвала?

Кстати, вы прекрасно знаете: Н. В, Гоголь задумал написать "Мёртвые души" в трёх томах и в конце произведения, наряду с Чичиковым, мыслил возродить и Плюшкина.

4. Изучение нового материала.

Давайте проследим, какими художественными приёмами пользуется автор для создания образа помещика. Есть ли какие-либо отступления, если сравнивать с изображением других героев? (Художник слова пользуется теми же основными приёмами для изображения Плюшкина, что и в предыдущих главах)

В каждом приёме присутствует яркая деталь, на какую мы обращаем внимание. С какой целью автор вводит их в повествование? (Как можно ярче изобразить помещика, подчёркивая его основные черты характера)

С чего начинается наше знакомство с Плюшкиным? (С описания деревни) Прочитайте его.

Какое впечатление производит деревня, как добивается Гоголь этого? (Использует сравнение: "многие крыши сквозили, как решето", "на иных оставался только конёк вверху да жерди по сторонам в виде рёбер", "окна в избёнках были без стёкол, иные были заткнуты тряпкой или зипуном")

Словарная работа: зипун - крестьянский кафтан из домодельного сукна.

Что привлекает ещё наше внимание? (Две церкви) Какие изобразительно-выразительные средства использует автор при их описании? (Эпитеты: "опустевшая деревянная и каменная, с жёлтенькими стенами, испятнанная, истрескавшаяся")

Обратите внимание на описание господского дома, на чём автор фиксирует внимание? (Сравнение - "дряхлый инвалид", антитеза: "замок - инвалид")

А окна зачем так подробно описывает Гоголь? (В господском доме окна такие же, как и в избах крестьян) Что на основании этого можно сказать о помещике? (Хозяин поместья абсолютно не заботится не только о своих крестьянах, но и состояние собственного жилища мало его интересует)

Что представляет собою описание сада? (Использование оксюморона: сад "один освежал эту обширную деревню и один был вполне живописен в своём картинном опустении")

В какой тональности описан сад? Чьими глазами мы его видим? (Глазами Чичикова)

Есть ли в нём признаки жизни? О чём говорит описание сада? (Не всегда поместье Плюшкина было таким, как сейчас)

Есть ли ещё какие-нибудь постройки в имении? О чём это говорит? ("Всё говорило, что здесь когда-то хозяйство текло в обширном размере:")

Обратимся к описанию помещика. Какая самая живописная деталь портрета? (Нельзя определить пол фигуры, глаза ещё не потухнули: "маленькие глазки ещё не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши", одежда Плюшкина похожа на одежду нищего: "словом, если бы Чичиков встретил его, так принаряженного, где-нибудь у церковных дверей, то, вероятно, дал бы ему медный грош")

Есть ли противоречивые детали в описание портрета? (Раньше Плюшкин был другим: "Слишком сильные чувства не отражались в чертах лица его, но в глазах был виден ум; опытностью и познание света была проникнута речь его, и гостю было приятно его слушать:")

Как называет Гоголь своего героя? ("и сам он обратился наконец в какую-то прореху на человечестве") А как вы понимаете это выражение? Что такое прореха?

Словарная работа: прореха - 1. Дыра на одежде прорванное место. Карман с прорехой. 2. перен. Недостаток упущение (разг.). Прорехи в хозяйстве. 3. Передний разрез у брюк. || уменьш. прорешка -и ж. (к 1 и 3 знач.).

Что же, по вашему, тогда "прореха на человечестве"? (Что-то ненормальное, патологическое)

Какие детали выделим при описании интерьера? (Живописная куча, которая говорит о невероятной скупости Плюшкина)

Какие поступки, характерные для Плюшкина, вы могли бы назвать? (Отношение к запасам в своём хозяйстве, отношение к детям и внукам, сцена торговли с Чичиковым)

Обратите внимание на эпизод, когда Плюшкин вспоминает своего знакомого. (По его лицу скользнул какой-то тёплый луч)

Как ведёт себя Плюшкин после отъезда Чичикова? (Он РАЗМЫШЛЯЕТ)

Прочитайте, каковы размышления Плюшкина? ("Я ему подарю, - подумал он про себя, - карманные часы: ведь они хорошие, серебряные часы, а не то чтобы какие-нибудь томпаковые или бронзовые; немножко поиспорчены, да ведь он себе переправит; он человек ещё молодой, так ему нужны карманные часы, чтобы понравиться своей невесте! Или нет, - прибавил он после некоторого размышления, - лучше я оставлю их ему после моей смерти, в духовной, чтобы вспоминал обо мне")

Словарная работа: духовная - грамота (завещание), содержащая распоряжения об имуществе на случай смерти.

Это размышление наедине с самим собою без передачи вслух называется внутренним монологом. (Запись литературоведческого термина в тетрадь) Случайно ли это? Кто ещё из помещиков размышляет? У психологов есть утверждение, что человека уважают за его мысли. Согласны ли вы с этим утверждением?

5. Закрепление изученного материала.

Давайте обратимся к жанру "Мёртвых душ". (Это поэма, по определению самого автора) Какие признаки поэмы вы знаете? (Лирические отступления. В главе о Плюшкине таких отступлений - два!)

С чего начинается 6 глава? (С лирического отступления - размышления о юности)

От чьего лица ведётся размышление? (От лица автора)

В какой тональности ведётся повествование? (Мажор и минор)

Почему начинается глава с этого лирического отступления? (Содержится скрытый намёк на жизнь героя)

А где и каким образом это раскрывается? (Предыдущая жизнь Плюшкина) Давайте обратимся к тексту поэмы.

Есть ли ещё лирическое отступление в главе? Найдите его? ("И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться! И похоже это на правду? Всё похоже на правду, всё может статься с человеком: Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!...") На каком этапе развития сюжета Гоголь вставляет его? (Когда собирается уезжать Чичиков, а Плюшкин пишет письмо)

Почему именно здесь? (До чего дошёл Плюшкин, он растерял всё, что имел в юности, потерял цель в жизни, а потому и деградировал, но ведь только живой человек может возродиться)

6. Подведение итогов урока.

Оправдались ли ваши предположения относительно образа Плюшкина?

Возможно ли возрождение героя. Порассуждайте над этим.

Чем оправдывается применение художественных приёмов, а также деталей для создания образов помещиков? (Вера Гоголя в человека, гуманистический пафос творчества его, да и само название "Мёртвые души" предполагает какой-то процесс)

7. Оценивание работы детей на уроке, выставление отметок. Домашнее задание.

Написать небольшое рассуждение "Чем Плюшкин хуже всех остальных помещиков и есть ли в нём что-то человеческое?"

Приступая к работе над поэмой «Мертвые души», Гоголь ставил перед собой цель «показать хотя с одного боку всю Русь». Поэма построена на основе сюжета о похождениях Чичикова - чиновника, скупающего «мертвые души». Такая композиция позволила автору рассказать о разных помещиках и их деревнях, которые посещает Чичиков с целью совершить свою сделку. Лицо помещичьей России представлено в пяти главах, каждая из которых посвящена одному помещику. Замыкает этот ряд глава о Плюшкине.

По словам Гоголя, перед нами следуют герои, «один пошлее другого». Известно, что у Гоголя был план, оставшийся неосуществленным, написать поэму из трех частей, наподобие «Божественной комедии» Данте, где первая часть - это «Ад». Тогда получается, что первый и единственный завершенный том этой трехчастной поэмы имеет сходства с дантовским «Адом», и в нем должна соблюдаться та же последовательность показа героев: чем дальше, тем они становятся хуже. По этой логике выходит, что из всех помещиков Плюшкин, который рисуется последним, должен быть самым ужасным, душа его должна была бы полностью омертветь.

Авторская характеристика Плюшкина- «прореха на человечестве»- вроде бы подтверждает такую догадку. Но есть свидетельства о том, что из всех героев первого тома Гоголь хотел провести через очищение к возрождению души в третьем томе только двух - Чичикова и Плюшкина. Значит, позиция автора далеко не так прямолинейна, как может показаться на первый взгляд.

Это заметно уже по тому, как изображается имение этого помещика - самого богатого во всей губернии. С одной стороны, в этом описании соблюдается принцип общей характеристики Плюшкина: он «накопитель» и «расточитель» одновременно, поскольку, полностью поглощенный своей скупостью и жаждой стяжательства, он утратил представление о реальном положении вещей. В итоге он не может отличить важного и нужного от мелочей, полезного от несущественного. Вот и гниет у него в амбарах богатый урожай, в то время как всякий хлам хранится в куче, тщательно охраняемой хозяином. Добра много, а впроголодь живут не только крестьяне, но и сам помещик.

И то же мы видим в описании «обширного села со множеством изб и улиц», но при этом во всех деревенских строениях Чичиков заметил «какую-то особую ветхость». Огромный, как замок; господский дом, выглядел «каким-то дряхлым инвалидом». Зато «старый, обширный, тянувшийся позади дома сад», тоже сочетающий черты былого величия и страшного запущения, производит иное впечатление: он оказывается прекрасен даже в своем «картинном опустении». Почему же природа оказывается способна сохранить свою «душу», а человек, захваченный властью вещей, должен «омертветь» навсегда? Может быть, остается надежда даже и для того, кто стал «прорехой на человечестве»? Мне кажется, что именно встреча с Чичиковым помогает увидеть в Плюшкине то, что дает некоторую надежду на возрождение его омертвевшей души.

С одной стороны, если во всех других помещиках подчеркивалась именно их типичность, то в Плюшкине автор видит не только характерное для помещичьей России явление, но своего рода исключение. Даже Чичиков, видавший «немало всего рода людей», такого «еще не видывал», да и в авторской характеристике Плюшкина сказано, что «подобное явление редко попадается на Руси». А потому характер этого помещика требует особых объяснений.

То состояние, в котором его находит Чичиков, и впрямь ужасающе. Рисуя портрет Плюшкина, автор сгущает краски до предела: Чичиков не мог даже «распознать, какого пола была фигура: баба или мужик», - и решил, в конце концов, что перед ним ключница. Но, пожалуй, даже и ключница не наденет то тряпье, которое носит Плюшкин: на его халате «рукава и верхние полы до того засалились, что походили на юфть, какая идет на сапоги».

Но и в портрете Плюшкина, при всей его неприглядности, есть одна деталь, которая если не контрастирует со всем остальным, то, во всяком случае, несколько настораживает: это глаза. На худощавом, одеревеневшем лице старика с выступающим подбородком «маленькие глазки еще не потухли и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши...». Далее следует крайне разросшаяся вторая часть сравнения -описание мышей, - которая почти полностью заслоняет то, что сравнивается, - то есть глаза. Но, тем не менее, что бы ни отражалось в этих «глазках», постоянно ищущих, где что плохо лежит, но они ведь «еще пе потухли», а как известно, глаза- зеркало души. Но есть ли в дальнейшем описании встречи Чичикова с Плюшкиным хоть одно проявление этой «еще не потухшей» души?

Читатель уже хорошо знает, что Чичиковым движет чисто меркантильный интерес: у Плюшкина, владельца более тысячи крестьян, наверняка должно быть множество «мертвых душ». Об этом наш герой уже догадался, познакомившись с его имением и домом. И действительно, таковых оказывается до ста двадцати! Скупость хозяина и болезни сделали свое дело.

Чичиков не может скрыть своей радости, но, верно оценив, с кем он имеет дело, тут же находит способ, не объясняя причин своего интереса к «мертвым душам», уговорить хозяина совершить купчую крепость. Ведь за умерших крестьян до новой переписи необходимо было платить-налог, как за живых. Конечно, для скряги Плюшкина это страшная обуза. И вот Чичиков «без всяких обиняков, тут же изъявил готовность принять на себя обязанность платить подати за всех крестьян, умерших такими несчастными случаями».

Даже у Плюшкина такое предложение вызывает изумление: неужели кто-то готов пойти на явный убыток? Но Чичиков успокаивает его тем, что делает это «для удовольствия» Плюшкина, и уж совсем покоряет недоверчивого старика, когда говорит, что «готов принять даже издержки по купчей за свой счет». Радости Плюшкина нет конца: «Ах, батюшка! Ах, благодетель мой!» - восклицает растроганный старик. Он, давно забывший, что такое доброта и великодушие, уже желает «всяких утешений не только ему, но даже и деткам его». Его «деревянное лицо» вдруг озарило вполне человеческое чувство - радость, правда, «мгновенно и прошедшая, будто ее вовсе и не бывало». Но этого уже достаточно, чтобы понять, что что-то человеческое в нем все же осталось.

И подтверждение тому мы видим дальше. Плюшкин, который всех в своей деревне и доме буквально заморил голодом, уже готов даже расщедриться на угощение гостя! По-плюшкински, конечно: Чичикову предложен «сухарь из кулича» и «славный ликерчик» из «графинчика, который был весь в пыли, как в фуфайке», да еще и с «козявками и всякой дрянью» внутри. Гость предусмотрительно отказался от угощения, чем еще больше расположил к себе Плюшкина.

А после отъезда Чичикова старик даже думает о том, «как бы ему отблагодарить гостя», и решает завещать ему свои карманные часы. Вот оказывается - и чувство благодарности живо еще в этой искалеченной человеческой душе! Что для этого было нужно? Да, по сути, очень немногое: чуть-чуть внимания, пусть и небескорыстного, участия, поддержки.

А еще пробуждение души Плюшкина заметно тогда, когда он вспоминает свою юность. Чичиков просит Плюшкина назвать какого-нибудь знакомого в городе, чтобы совершить купчую крепость. И тогда старик вспоминает, что из прошлых его друзей в живых еще остался один - председатель палаты, с которым они дружили еще в школе. «И на этом деревянном лице вдруг скользнул какой-то теплый луч, вырвалось не чувство, а какое-то бледное отражение чувства», и, как и в предыдущий раз, «лицо Плюшкина вслед за мгновенно скользнувшим на нем чувством стало еще бесчувственней и пошлее».

Но можно предположить, что, если какие-то нормальные человеческие чувства и сейчас сохранились в Плюшкине, то значит, они были в нем и раньше. Так что же случилось с этим человеком? Ответ на этот вопрос и должна дать его биография.

Оказывается, Плюшкин был таким не всегда. Когда-то он был просто бережливым и экономным хозяином и хорошим отцом, но внезапно наступившее после смерти жены одиночество обострило его и без того несколько скупой характер. Потом дети разъехались, друзья умерли, и скупость, ставшая всепоглощающей страстью, взяла над ним полную власть. Она привела к тому, что Плюшкин вообще перестал испытывать потребность в общении с людьми, что привело к разрыву родственных отношений, нежеланию видеть гостей. Даже своих детей Плюшкин стал воспринимать как расхитителей имущества, не испытывая никакой радости при встрече с ними. В итоге он оказывается в полном одиночестве.

Кто виновен во всех бедах, случившихся с этим человеком? Он сам - конечно! По Гоголь усматривает в истории Плюшкина и нечто другое. Недаром именно в этой главе помещено лирическое отступление о юности с ее свежестью и живостью восприятия всего окружающего, которую сменяет зрелость, несущая равнодушие и охлаждение к жизни. «Что пробудило бы в прежние годы живое движенье в лице, смех и немолчные речи, то скользит теперь мимо, и безучастное молчание хранят мои неподвижные уста». Так, может, то, что произошло с Плюшкиным, вовсе не исключение? Может, такова вообще логика человеческой жизни?

«И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться!» - восклицает писатель, заканчивая главу о Плюшкине. И дает беспощадный ответ: «Все похоже на правду, все может статься с человеком». А значит, история Плюшкина не только не исключение для помещичьей России XIX века, но она может повториться и в другое время в других условиях.

Как же сохранить в себе живую душу? Как излечить больную, омертвевшую? Удивительно, но именно в главе о Плюшкине отчасти дан такой ответ: нельзя позволить растерять, идя по жизненной дороге, «человеческие движения». «Не подымете потом!» - предупреждает нас Гоголь. Но если человек оступился, сошел с верного пути, то только живое человеческое участие, сострадание и помощь могут спасти его. И этот вывод, завершающий рассказ не только о русском помещике, но и о «бесчеловечной старости», которая «ничего не отдает назад», останется актуален для всех и на все времена.

Поэма “Мертвые души” – самое значительное произведение Н. В. Гоголя, вершина его творчества и качественно новое явление в русской литературе. Герцен назвал это произведение “криком ужаса и стыда”, поскольку, создавая целую галерею образов помещиков и городских чиновников, Гоголь именно их считает “мертвыми душами”, потерявшими человеческое лицо и способность по-настоящему видеть, слышать, думать. Прибегая к приему преувеличения или заострения отдельных, наиболее характерных черт человека, Гоголь глубоко и ярко обнажает

Внутреннюю сущность своих персонажей.

Ужасную деградацию человека Гоголь изобразил на примере Плюшкина, въехав в деревню которого Чичиков заметил “какую-то особенную ветхость”: крыши крестьянских изб – как решето, окна в них – без стекол и заткнуты тряпками, бревна, из которых сложены дома, истлели и почернели от времени. Огромные клади давным-давно собранного хлеба поросли травой и кустарником. Не менее трагическое зрелище представлял и хозяйский дом, глядевший “каким-то дряхлым инвалидом”.

Лишь старый сад, заглохший и одичалый, освежал эту картину, поскольку только в нем чувствовалась

Жизнь.

Впервые увидев Плюшкина, Чичиков не сразу признал в нем хозяина, настолько нищенски он был одет. По этой потерявшей человеческий облик фигуре невозможно было определить: мужик это или баба, а не то что узнать в ней богатейшего помещика, имеющего более тысячи душ крепостных и кладовые, которые ломились от накопленного добра. Очень неприятен облик хозяина, но еще отвратительнее жизнь, которую он влачит.

В складах и амбарах у него преет и гниет хлеб, овощи, кожа, а он ходит еще каждый день по улицам своей деревни, собирая по углам у своих же крепостных всякий хлам: старые подошвы, тряпки, гвозди, черепки, и тащит все это к себе в комнату, отчего в доме у него все было ветхо, грязно, убого. Потеряв связь со временем, с действительностью, Плюшкин не понимает ценности вещей и хранит как величайшие драгоценности кусок сургуча, “рюмку с какой-то жидкостью и тремя мухами”, свечные огарки, клочки бумаги, зубочистки, перья, высохший лимон…

Но Плюшкин не всегда был таким: “…было время, когда он только был бережливым хозяином! был женат и семьянин, и сосед заезжал к нему пообедать, слушать и учиться у него хозяйству и мудрой скупости…” Когда же умерла жена, помещик “стал беспокойнее… подозрительнее… скупее…” Теперь некогда богатое поместье превратилось в развалившееся хозяйство, друзей и знакомых помещик разогнал, на детей стал смотреть, как на дармоедов, и избавился от них, выгнав из дома, даже собственная душа его напоминает пыльную, гниющую кучу в углу комнаты. Это жалкое подобие человека не вызывает в нашем сердце никакого сочувствия, а лишь отвращение и чувство брезгливости.

Гоголь видит истоки трагедии Плюшкина во всегдашней бедности и скупости его чувств, ведь недаром даже в пору процветания его хозяйства и семьи писатель сравнивает этого помещика с трудолюбивым пауком. Теперь же ему остаются только ссоры и склоки с дворовыми, в которых он сплошь и рядом видит воров и мошенников, и жалкое побирательство. Немудрено и то, что у такого хозяина крепостные либо умирали, как мухи, либо бежали, куда глаза глядят.

Сам Чичиков лишь потому удостоился доброго слова Плюшкина, что, сразу оценив обстановку, сказался благодетелем, согласным взять на себя расходы по всем умершим и беглым крестьянам.

Таким образом, Гоголь не только сталкивает перед нами фрагменты жизни Плюшкина: когда “все текло живо” и когда он превратился в “прореху на человечестве”. В поисках истоков оскудения души и процесса внутреннего опустошения гениальный писатель ярко и красноречиво изображает пагубность крепостного строя и те ужасающие последствия, которые он несет обществу в целом и отдельным его представителям в частности.


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. Приступая к работе над поэмой “Мертвые души”, Гоголь ставил перед собой цель “показать хотя с одного боку всю Русь”. Поэма построена на основе сюжета о похождениях Чичикова – чиновника, скупающего “мертвые души”. Такая композиция позволила автору рассказать о разных помещиках и их деревнях, которые посещает Чичиков с целью совершить свою сделку. Лицо помещичьей России представлено […]...
  2. “Корыстолюбие отнимает у людей Самые заветные чувства – любовь к Отечеству, любовь семейную, любовь к Добродетели и чистоте”. Саллюстий У каждого художника есть произведение, которое он считает главным делом своей жизни, – произведение, в которое он вложил самые заветные, сокровенные думы, все свое сердце. Таким главным делом жизни Гоголя явилась поэма “Мертвые души”. Именно в […]...
  3. Поэма “Мертвые души” отражает социальные явления и конфликты, которыми характеризовалась русская жизнь 30‑х – начала 40‑х гг. XIX в. В ней очень верно подмечены и описаны образ жизни и нравы того времени. Рисуя образы помещиков: Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича и Плюшкина, автор воссоздал обобщенную картину жизни крепостной России, где царил произвол, хозяйство находилось в упадке, […]...
  4. К значению названия поэмы Н. В. Гоголя можно подойти с разных сторон. Прямое значение словосочетания “мертвые души” – числимые только на бумаге крепостные люди. Есть и переносное значение этого выражения – люди с умершей душой, люди бесчувственные, бесчеловечные. Такими “мертвыми душами” можно считать всех помещиков, выведенных на сцену в поэме. Появление помещиков перед читателем имеет […]...
  5. Ах, если ты меня поймешь, Прости свободные намеки; Пусть истину сокроет ложь: Что ж делать? – Все мы человеки М. Ю. Лермонтов Поэма Николая Васильевича Гоголя “Мертвые души”, появившаяся в 40-е годы XIX века, раскрыла сатирический талант писателя, поднимающегося в разящем смехе до сарказма Гоголь одним из первых писателей понял великую силу сатиры и использовал […]...
  6. “Ну, баба, кажется, крепколобая…” – подумал Чичиков. Н. В. Гоголь Поэма Николая Васильевича Гоголя “Мертвые души” гениально отразила время и лица помещичье-крепостнической России 30-х годов XIX века. Это был период, когда крепостничество терпело крах, назрел кризис системы, но помещики отчаянно цеплялись за свои привилегии, позволяющие им безбедно существовать за счет рабского труда подневольных крестьян. Поэма […]...
  7. 1. Композиционное построение. 2. Сюжетная линия. 3. “Мертвая” душа Плюшкина. 4. Анализ эпизода. 5. Символический образ “мертвых” душ. Сюжетная композиция поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души” построена таким образом, что здесь можно рассмотреть три идейных линии или направления, логически связанных и переплетенных между собой части. Первая раскрывает жизнь помещиков, вторая – городских чиновников, а третья […]...
  8. Кулак! Кулак! Да еще и бестия в придачи… Н. В. Гоголь Поэма “Мертвые души” явила миру настоящую галерею незабываемых русских характеров. Николай Васильевич Гоголь постарался дать объективную оценку крепостнической Руси, ее бедам и печалям. Автор одним из первых русских писателей понял разящую силу смеха. Поднявшись до сатиры, он обличал пороки помещичье-крепостнического строя Руси, видя в […]...
  9. Пределом морального падения человека является Плюшкин -“прореха на человечестве”. Все человеческое умерло в нем, это в полном смысле “мертвая душа”. И к этому выводу последовательно и настойчиво ведет нас Гоголь, с самого начала и до конца главы развивая и углубляя, тему духовной гибели человека. Выразительно описание села Плюшкина с его пришедшей в полную негодность бревенчатой […]...
  10. В гостях? Положим, не совсем точно. Во-первых, Чичикова никто не приглашал к себе, а во-вторых, это была сугубо деловая поездка. Цель ее – приобретение фиктивных крепостных, причем во что бы то ни стало, но не любой ценой, а как можно дешевле. В реальности осуществления этой фантастической идеи Чичиков уже убедился, успешно посетив очаровательного Манилова, который […]...
  11. Сатира в творчестве Н. В. Гоголя обрела неповторимое звучание, она без промаха разила пошлость, глупость, чванство, невежество. В поэме “Мертвые души” Гоголь беспрестанно высмеивает помещиков и чиновников, которые, отчаянно цепляясь за свои привилегии, часто оказываются в гораздо более невыгодном свете, чем их крепостные. Когда мы вместе с Чичиковым попадаем в деревню Собакевича, нам кажется, что […]...
  12. Высмеивая пагубное влияние крепостного строя не только на крестьян, но и на самих крепостников, Н. В. Гоголь в поэме “Мертвые души” создает целую галерею образов Помещиков, где каждое лицо выступает как яркий индивидуальный характер, и в то же время является типичным. В образе Ноздрева Гоголь показывает человека, напрочь лишенного понятия о моральных и нравственных нормах, […]...
  13. Анализа образа Плюшкина стоит начать с его имения. Ведь о человеке говорят не только слова и поступки, но и его окружение. Сначала в глаза бросаются опустошение, ветхость. Все какое-то зловещее, странное. В таких местах часто бегают мурашки по коже. Анализ 6 главы “Мертвые души” как раз описывает самого Плюшкина. Читателю, в первую очередь, кажется, что […]...
  14. В своей поэме “Мертвые души” Н. В. Гоголь гениально отобразил время и характеры, существующие в помещичье-крепостнической России 30-х годов XIX века, когда старый патриархальный уклад начал трещать по швам, давая место новым, капиталистическим отношениям. В образе Чичикова Гоголь раскрыл характер человека нового типа – дельца-приобретателя, мошенника, готового на все ради сколачивания капитала. Он задумал великолепную […]...
  15. Плюшкин – образ заплесневелого сухаря, оставшегося от кулича. История жизни есть только у него, всех остальных помещиков Гоголь изображает статично. У этих героев как бы нет прошлого, которое хоть чем-нибудь отличалось бы от их настоящего и что-то в нем объясняло. Характер Плюшкина намного сложнее характеров других помещиков, представленных в “Мертвых душах”. Черты маниакальной скупости сочетаются […]...
  16. Поэма Н. В. Гоголя “Мертвые души” была впервые опубликована в 1842 году, почти за двадцать лет до отмены в России крепостного права, в годы, когда в стране стали появляться первые ростки новой, капиталистической формации. Главной темой в поэме является изображение помещичьей России. Главные герои – помещики, первое сословие Российского государства, основа основ самодержавия, люди, от […]...
  17. Среди описаний всех губернских помещиков особое место занимает образ Плюшкина. Складывается впечатление, что именно к этому образу Николай Гоголь подошел с наибольшим любопытством, при этом он рассматривал его весьма критически, что заставляет задуматься об этом образе более тщательно и поискать некоторые подобные образы в реальной жизни. Стоит отметить, что это достаточно интересно. В частности, именно […]...
  18. Образ Плюшкина построен на одной ведущей черте: это – всеохватывающая и опустошающая его страсть-скупость. Отсюда нелюдимость, недоверие к людям, подозрительность. Плюшкин ростояшю находится в состоянии раздражения, готов окрыситься на каждого человека. Он опустился до потери человеческого образа и превратился в “прореху на человечнастве”, Гоголь с неповторимым мастерством: передает все эти черты в языке Плюшкина. Почти […]...
  19. Плюшкин всем своим видом и недружелюбной встречей до такой степени озадачил Чичикова, что он сразу не мог придумать, с чего начать разговор. С целью расположить к себе мрачного старика и получить для себя выгоду, Чичиков решает попробовать подействовать на него такой цветистой речью, в которой соединялись бы и почтение к хозяину, и обходительность самого Чичикова […]...
  20. Образ Плюшкина завершает галерею губернских помещиков, показывает то, насколько может морально опуститься человек. Ведь именно Плюшкина Гоголь назвал “прорехой на человечестве”, причина этого в том, что он был совершенно безразличен к своей душе и своему внутреннему миру. Для него характерны мелочность интересов и отсутствие глубоких чувств. Плюшкин очень скуп, он прячет свое богатство, нажитое годами, […]...
  21. Господа! В настоящее время трудно себе представить мировую литературу без имени Николая Васильевича Гоголя. Этот мастер слова создал много великолепных произведений. Однако делом всей своей жизни Гоголь считал поэму “Мертвые души”. В ней перед глазами читателя разворачивается целая галерея помещичьих образов. Они следуют один за другим, демонстрируя степень деградации человеческой души: Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич […]...
  22. “Ну, баба, кажется, крепколобая” подумал Чичиков, Н. В. Гоголь Поэма Николая Васильевича Гоголя ” Мертвые души ” гениально отразила время и лица помещичье-крепостнической России 30-х годов XIX века. Это был период, когда крепостничество терпело крах, назрел кризис системы, но помещики отчаянно цеплялись за свои привилегии, позволяющие им безбедно существовать за счет рабского труда подневольных крестьян. […]...
  23. Н. В. Гоголь принадлежит к числу величайших деятелей русской классической литературы. Вершиной творчества писателя является поэма “Мертвые души” – одно из выдающихся произведений мировой литературы. Чичиков – центральный герой поэмы, вокруг него происходят все действия, с ним связаны все действующие лица. Сам Гоголь писал: “Ибо что ни говори, не приди в голову Чичикову эта мысль, […]...
  24. В знаменитой поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” ярко представлены характеры людей на примере помещиков. В их чертах показаны все слабости, которые могут быть у человека. Одним из таких выраженных слабостей является скупость и жадность. Эти две черты составляют основу образа Плюшкина. Плюшкин изображается, как запустивший не только себя, но и всю деревню, помещик. Его […]...
  25. Приведите примеры использования в поэме “Мертвые души” портрета, интерьера, пейзажа, автор­ской характеристики с целью создания образов героев. В чем отличие изображения Плюшкина от обрисовки иных персонажей? Образы помещиков в первом томе представлены исключительно в негативном освещении. Пейзаж, портрет, сообщение о состоянии помещичьего и кре­стьянского хозяйства, интерьер, речевая характери­стика, реакция на предложение Чичикова продать “мертвые души” […]...
  26. Галерея “мертвых душ” заканчивается в поэме Плюшкиным. Истоки данного образа находим в комедиях Плавта, Мольера, в прозе Бальзака. Однако, вместе с тем, гоголевский герой – порождение русской жизни. “В среде всеобщего мотовства и разорения… в обществе Петуховых, Хлобуевых, Чичиковых и Маниловых… человека мнительного и неглупого… невольно должен был охватить страх за свое благополучие. И вот […]...
  27. Гоголевский Чичиков – образ необыкно- венный, наполненный какой-то сверхмагиче- ской силой. Отношение Гоголя к Чичикову – это отношение писателя к России того време- ни. Вопрос, куда идет Россия, – центральный в поэме. На протяжении почти всего первого тома Чичиков неуловим как для полиции, так и для людей, с которыми ему приходилось сталкиваться. С самого начала […]...
  28. ИЗОБРАЖЕНИЕ ДЕГРАДАЦИИ ЧЕЛОВЕКА В ОБРАЗЕ ПЛЮШКИНА В поэме Гоголя “Мертвые души” представлена целая галерея образов крепостников-душевладельцев: обитатель мира “деятельности безделья” Манилов, картежник и лжец Ноздрев, обстоятельная Коробочка, изворотливый и настойчивый в преследовании своей выгоды Собакевич. Но образ Плюшкина предстает как отрицание всех и всяческих разновидностей “общественного характера”, как приговор истории всем перечисленным выше дельцам и […]...
  29. Появление Чичикова у Коробочки происходит ночью, и Чи­чиков не успевает даже толком осмотреться. Однако Гоголь вступает с авторской ремаркой и популярно объясняет, что за помещица была Коробочка. Он сразу характеризирует ее как прижимистую и сверхбережливую, на все постоянно жалующую­ся, но потихоньку набивающую деньгами “пестрядевые мешоч­ки” и хранящую старый хлам “на всякий случай”, который нико­гда не […]...
  30. В июне 1836 года после тяжелых пережи- ваний, вызванных премьерой “Ревизора”, Го- голь уезжает за границу. И работа над новым произведением становится главным делом писателя. Сюжет “Мертвых душ”, как и сю- жет “Ревизора”, Гоголю подсказал Пушкин. Первоначальное желание “…показать хотя бы с одного боку всю Русь” постепенно пере- растает в замысел “сочинения полного”, “где было […]...
  31. Прореха на человечестве. Н. Гоголь Николай Васильевич Гоголь – талантливый писатель-сатирик. Особенно ярко и самобытно проявился его дар в поэме “Мертвые души” при создании образов помещиков. Характеристики героев полны сарказма, когда Гоголь описывает никчемнейших людишек, но облеченных правом распоряжаться крестьянами. Говоря о Ноздреве, Гоголь с издевкой называет его историческим человеком, ибо “ни на одном собрании, […]...
  32. “Диковинный сон… Будто бы в царстве теней, над входом в которое мерцает неугасимая лампа с надписью “Мертвые души”, шутник-сатана открыл двери”. Так начинается поэма “Похождения Чичикова” М. А. Булгакова, написанная в годы его литературной молодости. Но в “царство теней” открыл дверь не шутник-сатана, а Н. В. Гоголь, бросив вызов литературным критикам, назвав свое произведение “Мертвые […]...
  33. По какому плану Н. В. Гоголь строит характеристику по­мещиков в поэме “Мертвые души”? Общий вид усадьбы, состояние хозяйства, господский дом и интерьер его, портрет и характеристика помещика, реакция на предложение Чичикова. Какова последовательность в изображении деградации помещиков в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”? Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин. Какую роль играет мотив дороги в […]...
  34. Н. В. Гоголь принадлежит к числу величайших деятелей русской классической литературы. Вершиной творчества писателя является поэма ” Мертвые души ” одно из выдающихся произведений мировой литературы, по определению Белинского, “творение, выхваченное из тайника народной жизни”. В поэме нашли свое выражение все основные особенности таланта автора. Чичиков центральный герой поэмы, вокруг него происходят все действия, с […]...
  35. ­Чичиков – это беда или надежда России? В поэме “Мертвые души” Гоголь сумел изобразить Русь во всем ее величии и в то же время со всеми ее недостатками. Создавая это произведение, автор стремился постичь характер русского народа, с которым связывал все свои мечты на лучшее будущее. Несмотря на то, что он открыто высмеивал пороки современного […]...
  36. Поэма Гоголя “Мертвые души” была напи- сана в эпоху крепостного строя, который был главной причиной экономической отсталости России. Постепенно, под влиянием Запада, в России начинают зарождаться капиталис- тические отношения. В этих условиях и по- явились представители новой формации – предприниматели. Павел Иванович Чичиков – один из са- мых ярких и интересных героев поэмы. С од- […]...
  37. ” …Не ревизские мертвые души, а все эти Ноздревы, Собакевичи и все прочие – вот “мертвые души”. А. И. Герцен. Сюжет поэмы “Мертвые души” Н. В. Гоголю дал А. С. Пушкин, лучший его друг и учитель. В своем произведении Гоголь решил показать Россию всесторонне, и в первую очередь Россию крепостническую. Чичиков, главный герой поэмы, странствует […]...
  38. Николай Васильевич Гоголь начал писать поэму “Мертвые души” в 1835 году по на- стойчивому совету ПушкинА. После долгих скитаний по Европе Гоголь обосновался в Ри- ме, где целиком посвятил себя работе над по- эмой. Ее создание он рассматривал как ис- полнение клятвы, данной им ПушкинУ, как осуществление писательского долга перед Родиной. В 1841 году поэма […]...

Поэма «Мертвые души» — самое значительное произ-ведение Н. В. Гоголя, вершина его творчества и каче-ственно новое явление в русской литературе. Герцен назвал это произведение «криком ужаса и стыда», по-скольку, создавая целую галерею образов помещиков и городских чиновников, Гоголь именно их считает «мерт-выми душами», потерявшими человеческое лицо и способ-ность по-настоящему видеть, слышать, думать. Прибегая к приему преувеличения или заострения отдельных, наи-более характерных черт человека, Гоголь глубоко и ярко обнажает внутреннюю сущность своих персонажей.

Ужасную деградацию человека Гоголь изобразил на примере Плюшкина, въехав в деревню которого Чичиков заметил «какую-то особенную ветхость»: крыши кресть-янских изб — как решето, окна в них — без стекол и заткнуты тряпками, бревна, из которых сложены дома, ис-тлели и почернели от времени. Огромные клади давным-давно собранного хлеба поросли травой и кустарником. Не менее трагическое зрелище представлял и хозяйский дом, глядевший «каким-то дряхлым инвалидом». Лишь старый сад, заглохший и одичалый, освежал эту картину, поскольку только в нем чувствовалась жизнь.

Впервые увидев Плюшкина, Чичиков не сразу признал в нем хозяина, настолько нищенски он был одет. По этой потерявшей человеческий облик фигуре невозможно было определить: мужик это или баба, а не то что узнать в ней богатейшего помещика, имеющего более тысячи душ кре-постных и кладовые, которые ломились от накопленного добра. Очень неприятен облик хозяина, но еще отврати-тельнее жизнь, которую он влачит. В складах и амбарах у него преет и гниет хлеб, овощи, кожа, а он ходит еще каж-дый день по улицам своей деревни, собирая по углам у своих же крепостных всякий хлам: старые подошвы, тряпки, гвозди, черепки, и тащит все это к себе в комнату, отчего в доме у него все было ветхо, грязно, убого. Потеряв связь со временем, с действительностью, Плюшкин не понимает цен-ности вещей и хранит как величайшие драгоценности ку-сок сургуча, «рюмку с какой-то жидкостью и тремя муха-ми», свечные огарки, клочки бумаги, зубочистки, перья, вы-сохший лимон...

Но Плюшкин не всегда был таким: «...было время, когда он только был бережливым хозяином! был женат и семья-нин, и сосед заезжал к нему пообедать, слушать и учиться у него хозяйству и мудрой скупости...» Когда же умерла жена, помещик «стал беспокойнее... подозрительнее... ску-пее...» Теперь некогда богатое поместье превратилось в развалившееся хозяйство, друзей и знакомых помещик ра-зогнал, на детей стал смотреть, как на дармоедов, и изба-вился от них, выгнав из дома, даже собственная душа его напоминает пыльную, гниющую кучу в углу комнаты. Это жалкое подобие человека не вызывает в нашем сердце никакого сочувствия, а лишь отвращение и чувство брезг-ливости. Материал с сайта

Гоголь видит истоки трагедии Плюшкина во всегдаш-ней бедности и скупости его чувств, ведь недаром даже в пору процветания его хозяйства и семьи писатель сравнивает этого помещика с трудолюбивым пауком. Теперь же ему остаются только ссоры и склоки с дво-ровыми, в которых он сплошь и рядом видит воров и мошенников, и жалкое побирательство. Немудрено и то, что у такого хозяина крепостные либо умирали, как мухи, либо бежали, куда глаза глядят. Сам Чичиков лишь потому удостоился доброго слова Плюшкина, что, сразу оценив обстановку, сказался благодетелем, соглас-ным взять на себя расходы по всем умершим и беглым крестьянам.

Таким образом, Гоголь не только сталкивает перед нами фрагменты жизни Плюшкина: когда «все текло живо» и когда он превратился в «прореху на человечестве». В поис-ках истоков оскудения души и процесса внутреннего опус-тошения гениальный писатель ярко и красноречиво изоб-ражает пагубность крепостного строя и те ужасающие по-следствия, которые он несет обществу в целом и отдель-ным его представителям в частности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • урок чичиков у плюшкина анализ эпизода
  • краткий анализ чичиков и плюшкин
  • аналих эпизода сичиков у плюшкина
  • почему в складах и амбарах у него преет и гниет хлеб
  • помещик плюшкин, потерявший человеческий облик