Cочинение «Характеристика образа Ильинской Ольги Сергеевны. Характеристика ольги ильинской в романе "обломов" - описание образа и интересные факты Каков характер и идеалы ольги ильинской

В образе Ольги Ильинской Гончаров воплотил не только лучшие черты настоящей женщины, но и всё лучшее в русском человеке. Автор пишет, что эта девушка не была красавицей в прямом смысле этого слова, «но … если б её обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии». Гончаров отмечает, что это сильный и смелый человек, который чувствует себя чужой в своей среде, но это нисколько не мешает ей отстаивать свою позицию. «В редкой девице, - подчёркивает автор, - встретишь такую … естественную простоту взгляда, слова, поступка… Ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи…»

Любовь для Ольги Ильинской, в первую очередь, это возможность изменить любимого человека, сделать его лучше, чем он есть на самом деле. И в этом трагедия героини, поскольку она требует от Обломова невозможного: деятельности, энергии и воли. Однако следует отметить, что сама Ольга не готова пожертвовать собой ради любви, как это делает Агафья Пшеницына, например. «Тебе хотелось бы узнать, пожертвовала ли бы я тебе своим спокойствием, пошла ли бы я с тобой по этому пути?.. Никогда, ни за что!» - весьма уверенно говорит она Обломову.

Ольга любит того Обломова, которого создала в своём воображении. Она всё время пытается изменить главного героя, но поняв, что это невозможно, отступает. Ольга говорит Илье Ильичу: «Я думала, что оживлю тебя, что ты можешь ещё жить для меня, - а ты уже давно умер…» Таким образом, можно говорить о некоторой однобокости любви героини.

Для неё любовь к Обломову была некой миссией, которую предстояло исполнить. Но такое отношение к любимому человеку не могло увенчаться успехом, здесь следует говорить о некотором эгоизме Ольги. Гончаров прекрасно понимает, что Ильинская и Обломов слишком разные люди и то, что их пути разошлись, весьма закономерно. Ольга выходит замуж за Штольца, но так и не становится счастливой. Её одолевает тоска, ибо даже в браке с деятельным Штольцем не происходит ее духовного роста, как это было во время общения с Обломовым. Ольга страдает от подобного положения, но ничего уже нельзя изменить.

Таким образом, говоря о характере Ольги Ильинской, следует отметить своеобразный эгоизм, который во многом делает ее и ее любовь уязвимой. Героиня становится жертвой собственного желания изменить другого человека. Но это невозможно, и в этом ее трагедия.

Роман И.А. Гончарова «Обломов» создавался больше десяти лет (1846 - 1858). В нем исследуется личность, данная в сложных взаимоотношениях со средой и временем. Главный герой романа Илья Ильич Обломов целыми лежит на диване в своей квартире на Гороховой улице и совершенно ничего не делает. Его мир ограничивается только пространством его квартиры. У Обломова накопились насущные дела, связанные с преобразованием его имения. Он строит планы, но ничего не делает для их осуществления. Такая жизнь не устраивает Обломова, но ничего изменить в ней он не может и не хочет: он - барин, он «не такой, как все», он имеет право ничего не делать. Но, в то же время, герой осознает ущербность своей жизни. Он мучается над вопросом: «Отчего я такой?» Глава «Сон Обломова» дает ответ на этот вопрос. В ней подробно описывается детство героя. Именно там начало его судьбы и идеал его жизни.

На всём имении Обломова лежит печать лени и довольства. Интересен и показателен в этом смысле эпизод с письмом, которое однажды принёс мужик, ездивший по делам в город. Барыня ругает его, что принёс письмо, ведь там может быть какая-нибудь неприятная весть.

Маленький Илюша видит себя во сне семилетним мальчиком. Он резв и игрив, ему любопытно всё, что происходит вокруг. Но неусыпный надзор матери и няни мешает ему осуществить свои желания: «Няня! Не видишь, что ребёнок выбежал на солнышко!»

Потом Илья Ильич видит себя мальчиком лет двенадцати или тринадцати. И вот ему уже сложнее сопротивляться, ум его уже почти уяснил, что именно так, как живут его родители, и следует жить. Он не хочет учиться, потому что, во-первых, приходится уезжать их родного дома, а во-вторых, и не зачем. Ведь главное, за чем следила его мать, это чтобы ребёнок был весел, толст и здоров. Всё остальное считалось второстепенным.

Такой образ жизни, а главное, образ мысли, и называет писатель «обломовщиной». Это далеко не однозначное понятие. С одной стороны, это, несомненно, отрицательное явление: в нем слились все пороки крепостничества. С другой стороны, это определенный тип русской жизни, который можно охарактеризовать как патриархально-идиллический. Замкнутость пространства, цикличность жизненного круга, преобладание физиологических потребностей и полное отсутствие духовных - вот характеристики этого мира. В нем есть много положительных сторон, которые Гончаров поэтизирует: мягкость, доброта и человечность обломовцев, их любовь к своей семье, широкое хлебосольство, спокойствие и умиротворение.

Попав из этого мира в холодный и жестокий мир Петербурга, где нужно бороться за свое «место под солнцем», Обломов почувствовал, что не хочет жить так, как его петербуржские знакомые. Он во многом сознательно выбирает свою жизненную позицию, не желая «мараться» о грязь современной циничной жизни. Но, в то же время, Обломов боится реальной жизни, он совершенно не приспособлен к ней. Кроме того, в его голове прочно «сидели» крепостнические установки: я - барин, а значит, имею право ничего не делать. Все вместе, социальное и философское, породило характер Обломова и такое явление русской жизни, как обломовщина.

Меню статьи:

Образ Ольги Ильинской заметно выделяется на общем фоне персонажей романа. Благодаря своей честности, искренности и благородству девушка у многих ассоциируется с ангелом, сошедшим с небес на землю.

Происхождение Ильинской и ее семья

Ольга Сергеевна Ильинская была потомственной дворянкой. Родители ее умерли, и ее взяла на воспитание тетка. Автор не рассказывает, в каком возрасте Ильинская стала сиротой. Единственное, что известно: это случилось после того, как девочке исполнилось 5 лет. (Когда Ольге было 5, ее отец вместе с ней выехал из их поместья).

Имение Ольги было некоторое время под залогом, но на момент, когда разворачиваются основные события, все документы были приведены в порядок, и девушка уже могла жить в своем имении. Имение Ильинских не отличалось хорошим состоянием, но имело выгодное расположение, что было перспективным для его восстановления и развития.

Предлагаем ознакомиться с образом Ильи Обломова, человека, отличающегося ленью и апатией к жизни, в романе И. Гончарова “Обломов”.

Семья Ольги немногочисленна – она была единственным ребенком в семье, поэтому у нее нет братьев или сестер. Единственной родственницей девушки является ее тетя, Марья Михайловна. У тетки ни мужа, ни своих детей – Ольга заменила ей семью.

Между теткой и племянницей возникли доверительные отношения, но Ольга не всегда и не все готова обсуждать с теткой. Так, например, она утаивает подробности их взаимоотношений с Обломовым, но делает это не потому, что не доверяет именно Марье Михайловне, а потому, что не готова обсуждать эту ситуацию с кем-либо.

Досуг

Роль женщины в обществе в то время была ограниченной. Для представительниц женского пола благородного происхождения была закрыта дорога к какой-либо службе. Женщины в то время занимались ведением домашних дел и воспитанием детей.

Как и все женщины, Ольга активно занимается рукоделием – она часто вышивает, ей нравится это занятие, ведь увлекает процесс создания необычных узоров.

Досуг Ольги не ограничен только рукоделием: в свободное время девушка не пренебрегает книгами. Ей нравится узнавать что-то новое, однако еще больше Ольге нравится слушать рассказы и пересказы книг.

Именно из-за этого Обломов начинает активно читать книги – благодаря пересказам сюжета, ему удается привлечь внимание возлюбленной к своей персоне и долгое время удерживать его.

Также Ильинская обожает театр – ее увлекает игра актеров. Девушка никогда не упускает шанс увидеть представление.

Ольга, как и основная масса дворян, умеет играть на музыкальных инструментах. Вдобавок к этому, у нее развит музыкальный слух, девушка хорошо поет, аккомпанируя себе на фортепиано.

Внешность Ильинской

Ольга Сергеевна – девушка, обладающая приятной, располагающей к себе внешностью. Окружающие считают ее красивой и милой девушкой. У Ольги приятные серо-голубые глаза, в них всегда можно найти что-то доброе и ласковое.

У Ольги брови разной формы. Одна из них всегда изогнута – как раз в этом месте заметна небольшая складка – по мнению автора, это указывает на упорство девушки. В целом же ее брови не были общепринятой – тонкой дугообразной, формы, они не обрамляли ее глаз. Брови Ольги были пушистые и больше напоминали прямую линию. Лицо ее было овальной формы, оно не отличалось классической красотой – не было безукоризненно белым, а щеки ее не были румяными, зубы ее не были похожи на жемчуг, но нельзя ее было считать непривлекательной.

На нашем сайте вы можете проследить за отношениями Ольги Ильинской и Ильи Обломова, описанными в романе И. Гончарова “Обломов”.

Ольга всегда немного наклоняла голову, что придавало ей некоторое благородство. Этот образ усиливала шея – красивая и тонкая. Нос ее «образовал чуть заметно выпуклую, грациозную линию».

У девушки были красивые курчавые волосы, которые она завязывала в косу на затылке, что еще больше усиливало ее благородный образ.

Губы девушки были тонкие и всегда плотно сжатые. Складывалось впечатление, что ее губы не смеялись, даже в тех случаях, когда смеялось все ее лицо.

Руки у Ильинской были обычного размера, немного влажные и мягкие.

Ольга была красиво сложена – у нее была хорошая фигура. Походка ее была легкой и красивой. Окружающие считали ее подобной ангелу.

Одежда Ольги не отличается чем-то необычным. Ее платье всегда вычищенное и опрятное. Девушка не гонится за модными тенденциями, при выборе одежды она руководствуется личными предпочтениями, а не постулатами моды. В ее гардеробе можно найти одежду на любой случай – там есть и легкие шелковые платья и изысканные, кружевные, и теплые, на ватном подкладе для холодного время года. Во время знойных дней Ольга Сергеевна пользуется декоративным зонтиком, а в холодное одевается в мантилью с косынкой или шляпу и салоп.

Характеристика личностных качеств

Ольга всегда была «чудесным созданием». Она в самого детства была активной и сообразительной. Еще в детские годы Ольга заметно отличалась искренностью и эмоциональностью.

Ольга не умеет лгать и обманывать – ему чужды понятия фальши и обмана.

Ольга не похожа на большинство девушек высшего общества – ее отличительной чертой стало неумение кокетничать и заигрывать. Она никогда не поджимает губу, подобно большинству жеманных девушек в случае негодования, не выставляет ногу, во время игры за фортепиано, чтобы привлечь внимание мужской половины слушателей, не падает притворно в обморок и не разыгрывает призрачную болезненность, чтобы привлечь внимание к своей персоне.

Ольга – простая девушка. В ее речи отсутствуют заученные философские изречения. Она никогда не использует подслушанные суждения о чем-либо в корыстных целях и не выдает чье-либо мнение за свое. Исходя из этого, многие ее считают простушкой и не проницательной и недалекой.

В целом Ольга была робкой девушкой. Она редко вмешивалась в беседу не столько потому, что была мало что знала о предмете обсуждения, а потому, что по своей природе была неразговорчивым человеком.

Ольга искренняя и эмоциональная девушка, она редко остается равнодушной к происходящим событиям, но старается не афишировать своих чувств. Ее спокойный характер позволяет ей это сделать.

Ольга очень любопытная девушка, ей нравится слушать разные рассказы, как из реальной жизни людей, так и литературные истории. Время от времени девушка любит впадать в задумчивость.

По отношению к другим Ольга Сергеевна относится доброжелательно и терпеливо. Она доверчивый человек. Ильинская долго ожидает решительных действий со стороны Обломова, даже в тех случаях, когда можно было легко обозначить пренебрежение ее Обломовым. Однако, ее нельзя назвать бесхарактерной – убедившись в обмане Обломова, девушка следует велению своей гордости – она разрывает с Ильей Ильичем отношения, несмотря на то, что ее привязанность к нему все еще сильна.

Несмотря на то, что Ольга мечтательная девушка, она не лишена прагматичного и ясного ума. Ильинская – умная девушка, она часто становится советчиком Обломова, предложенные ею варианты решения удивляют Обломова своей простотой и в то же время результативностью.


Ольга обладает упорством и настойчивостью, она привыкла следовать своей цели в жизни, а не ждать, когда желаемое исполниться само собой.

Ильинская – нежная и чувственная натура. Она нежна и ласкова с человеком, которого любит.

Она – высокоморальная и верная. Ильинская не признает измены и не понимает такого отношения между возлюбленными людьми или супругами.

Бесспорно, Ольга обладает решительностью – она всегда открыта для перемен и не боится их. Ильинская не привыкла плыть по течению жизни, она готова кардинально менять свою жизнь.

Взаимоотношения Ольги Ильинской и Ильи Ильича Обломова

Знакомство Ольги и Ильи Ильича Обломова произошло по инициативе их общего знакомого – Андрея Штольца. Андрей Иванович в один из очередных своих визитов к Обломову решается активно взяться за модернизацию жизни своего друга.

В один из вечеров он привозит его в дом Ильинских. Чудаковатый и простодушный Илья Ильич стал предметом заинтересованности Ольги. Девушка на момент знакомства была еще совсем юной и неопытной, поэтому она целиком отдается возникшему чувству симпатии, позволяя ей перерасти в любовь.

Илья Ильич также влюбился в девушку. Так как он был ровесником Штольца, то с Ольгой Обломова разделял довольно большой возрастной промежуток – 10 лет, но в случае с Обломовым это было мало заметно. Илья Ильич был крайне неприспособленным человеком к жизни, а его аскетичный, ленивый образ жизни напрочь лишил возможности и умения общаться с людьми. Илья Ильич еще не имел опыта романтических отношений, поэтому его некоторым образом пугает возникшее чувство по отношению к Ольге, он смущается и стесняется своих чувств и не знает как ему нужно правильно себя вести.


В один из вечеров Ольга в заключении выполнила арию “Casta Diva”, которая была любимым произведением Обломова. Неожиданно сорвавшееся признание Обломова стало причиной активного развития отношений этих героев.

Илья Ильич заметно изменился под влиянием возникшего чувства – он постепенно начал отказываться от привычной ему Обломовщины, стал следить за своим гардеробом, состоянием жилья. Обломов активно читает книги и постоянно совершает выходы в свет.

Одним словом, ведет привычную жизнь аристократа. Однако такое изменение не было истинно его желанием – он совершает это ради своей любви и во имя Ольги. Обломов полностью отдается любви, он очень сентиментальный и романтичный человек. Илье Ильичу сложно понять другие проявления любви, отличные от этого. Он очень требовательный к Ольге, ему хочется, чтобы ее любовь была идентична его любви по отношению к девушке, а найдя различные черты, он подвергает любовь девушки сомнениям. В связи с этим Обломов пишет девушке письмо, в котором упрекает ее в отсутствии истинных чувств по отношению к нему и объявляет ей о расставании.

Прочитав письмо, Ольга очень расстраивается, она не понимает, почему ее чувства были подвержены сомнению, ведь она не давала повод думать Обломову, что его личность ему неприятна. Обломов, увидавший реакцию девушки на сообщение о расставании, понимает ошибочность своих действий, ему совестно за свой поступок. Возлюбленные объясняются и мирятся – их отношения продолжают развиваться.

Обломов делает предложение Ольге, и девушка отвечает согласием. Дело остается за малым – придать огласке их отношения (которые до этого времени были в тайне) и объявить о помолвке, но приступать к таким действиям Обломов не решается – он изменился, но не настолько. Кардинальные перемены пугают Илью Ильича и он все оттягивает время. К этому моменту Обломов устает от активности и решительности Ольги, ему чужда активная жизненная позиция, готовность изменить свою жизнь и развиваться как личность. Отношения с Ольгой все чаще и чаще у него ассоциируются с работой. Обломов не решается порвать с девушкой, но и развивать отношения дольше у него нет желания. Он занимает выжидательную позицию. Вначале Ольгу мало заботит такая безынициативность ее возлюбленного.

Она считает, что Обломову нужно некоторое время, чтобы приступить к действиям, но чем больше проходит времени, тем больше девушка осознает призрачность чувств ее возлюбленного.

Апогеем отношений становится обличение обмана Обломова с его придуманной болезнью. Расстроенная девушка решается порвать отношения с Обломовым.

На Ольгу это событие действует удручающее – несмотря на тайность их отношений, все вокруг уже начали говорить о них как о будущих супругах и это еще больше ранит уязвленную Ольгу.

Взаимоотношения Ольги и Андрея Штольца

Ольга Сергеевна и Андрей Иванович были давними знакомыми. Значительная разница в возрасте (Штольц был старше Ильинской на 10 лет) не позволила им в начале их общения создать романтические отношения – в глазах Андрея Ивановича девушка выглядела совсем ребенком.

Долгое время их общение не выходило за рамки дружеского, хотя отрицать присутствие симпатии было невозможно. Поведение Андрея Ивановича подталкивало Ильинскую на мысль о том, что он равнодушен к ней как к женщине. Такое положение вещей значительно усилилось после того, как Штольц познакомил молодую девушку со своим другом – Ильей Ильичем Обломовым. Андрей Иванович умел преподнести даже самые непритягательные черты человека в выгодном свете, что и произошло в случае с Обломовым. Такой факт не происходит из корыстных целей, а стал виной положительного и оптимистического начала Штольца, который умеет рассмотреть в человеке положительные, привлекательные черты характера. Ольга переключает свое внимание на Обломова и влюбляется в него.

Развитие романтических отношений не заставило себя долго ждать – чувства Ольги оказались взаимными. Однако Обломовщина и мнительность Обломова не позволили этим отношениям перерасти и создать семью – помолвка Ольги и Обломова была расторгнута. Эта происшествие стало причиной хандры Ольги. Девушка разочаровалась в любви и мужчинах в целом.

В скором времени Ольга вместе с теткой уезжают за границу. Некоторое время они прожили во Франции, где встретили Андрея Штольца. Андрей Иванович ничего не знавший не только о помолвке Ольги с Обломовым, но и о романтической связи между ними, становится активным гостем в доме Ильинских.

Спустя некоторое время, Штольц замечает привязанность к девушке – он осознает, что его жизнь уже не мыслима без Ольги. Андрей Иванович решается объясниться с девушкой.

Некоторое время назад Ольга была бы счастлива услышать это, но неудачный опыт взаимоотношений изменил ее позицию. Ольга решается открыться Штольцу и рассказывает ему все подробности из взаимоотношений с Обломовым. Андрей Иванович неприятно поражен поведением своего друга, но что-либо изменить он не в силах. Штольц не намерен отказываться от своего намерения и делает девушке предложение. Ольга не испытывает страсти или же любви к Штольцу – чувство привязанности и симпатии связывают ее с Андреем Ивановичем, но девушка соглашается стать его женой.

Брак Ольги и Андрея не стал неудачным – Ольга смогла обрести гармонию в браке и стать счастливой матерью.

После брака с Андреем Штольцом Ольга преобразилась, она смогла абстрагироваться от негативных впечатлений, возникших после расставания с Ильей Ильичем Обломовым, но на этом их отношения нельзя назвать законченными.

Несмотря на такой печальный опыт, Ольга не остается равнодушной к судьбе Обломова, а после его смерти воспитывает его сына наравне со своими детьми.

Подведем итог. Ольга Ильинская – положительный персонаж романа Гончарова. В ней воплотились наилучшие черты и характеристики – она романтична, нежная и мечтательная натура, но, в то же время обладает холодным умом и рассудительностью. Ольга заметно отличается от образа жеманных девушек, так прижившегося в обществе. В своих поступках она руководствуется моралью и гуманностью, а не личной выгодой, что также выделяет ее из общества.

Роман И.А. Гончарова «Обломов» посвящен описанию пагубных последствий крепостного режима, причем последствий не для крестьян, а для дворян. Главный герой этого романа Илья Ильчич Обломов. Он простой, добрый, но очень ленивый и избалованный человек.

Для него круглосуточное лежание на любимом диване заменяет всевозможную жизнь и деятельность. Обломов живет мечтами о том, как он переедет в свое имение и будет там прекрасно жить-поживать.

Отчасти в образе Обломова продолжается тема «лишнего человека», однако Обломов и сам хочет быть лишним это для него удобно и комфортно, никто не будет мешать ему вести размеренный образ жизни.

Значение сна Обломова

Его вера в собственную исключительность, воспитанная с детства, получила название «обломовщина». Детство свое Обломов вспоминает во сне: один из самых ярких эпизодов романа сон Обломова, был написан еще в 1848 году.

На примере этой картины из детства показывается, насколько калечит человека крепостное право, когда барину не нужно ничего делать. Обломов привык, что верный слуга Захар и кто-нибудь еще сделают все за него, а он барин, он выше этого, поэтому суетиться ни в коем случае не будет. Гончаров критикует такое барство.

Образ Андрея Штольца

Лучший друг Обломова Андрей Иванович Штольц, сын русской дворянки и немца; прямая противоположность Обломову. Штольц это «образец всякой силы», он с детства привык трудиться за материальную плату, так всю жизнь и живет.

Он упрекает Обломова в вечной лени, старается поднять его с дивана, однако безуспешно. По словам А.П. Чехова, образ Штольца творческая неудача Гончарова. Он задумывался как образ идеального человека, а в итоге получилась «продувная бестия, очень собою довольная».

Неизвестно, во имя чего живет Штольц, у него нет цели в жизни. Чем-то он похож на Обломова, в итоге реализует его идею о мирной жизни в поместье.

Образ Ольги Ильинской

В конце романа Штольц женится на Ольге Сергеевне Ильнской, которая изначально была возлюбленной Обломова. Ольга похожа на тургеневских девушек, которые нравствственно выше мужчин, ее образ это синтез разума и чувства.

Ради Ольги Обломов встает с дивана и готов отказаться от некоторых своих принципов и лени. Однако она сама лишь убеждает себя, что влюблена: Ольга еще слишком молода, не знает жизни, поэтому принимает легкое увлечение за любовь.

Обломов пишет ей письмо, в котором объясняет, что это не любовь, а настоящее чувство придет к ней позднее. Ольга не верит, но со временем убеждается, что это действительно так. После предложения руки и сердца воссоединиться им мешают всякие бытовые мелочи, но на самом деле отсутствие любви. Разрыв неизбежен.

Через несколько месяцев у Ольги начинается роман со Штольцем, в котором уже нет ни ревности, ни соперничества. Обломов искренне желает своей любимой женщине счастья, пусть и с другим, но и здесь его не будет Ольга умна и возвышенна, она хочет найти смысл жизни, а Штольц слишком приземленный для нее.

Образ Агафьи Пшеницыной

Сам Обломов в итоге женится на Агафье Матвеевне Пшеницыной, простой недалекой женщине, которая привыкла все в жизни делать сама. Она не думает о смысле бытия, гораздо большее ее волнуют вопросы бытовые.

Обломова она принимает таким, какой он есть, искренне любит его. Даже несколько преклоняется перед ним, как перед своим барином (а позднее и перед сыном). Обломов же продолжает любить Ольгу...

Ольга Сергеевна Ильинская – одна из главных героинь романа И. А. Гончарова , возлюбленная Обломова , яркий и сильный персонаж. Ильинская не отличалась красотой, но была достаточно грациозна и гармонична. В ней была искренняя простота и естественность, что было редкостью. Ничего напускного, никакой мишуры. Девушка рано осиротела и жила в доме своей тёти – Марьи Михайловны. Неясно где и когда с ней познакомился Штольц , но именно он решил представить Ольгу своему другу Обломову. Автор романа подчеркивал быстрое духовное созревание героини. У неё рост личности происходил не по дням, а по часам. Илья Ильич влюбился в неё, услышав, как она великолепно поёт арию из оперы Беллини. Он всё больше погружался в это новое чувство.

Ольга была уверена в себе и хотела непременно изменить Обломова, сделать из него активного человека. По этому случаю, она даже составила план перевоспитания. Как и хотел Штольц, с его другом действительно стали происходить положительные изменения, и это была полностью заслуга Ольги. Она очень гордилась этим и сама тоже стала преображаться. Однако девушка не понимала, что это скорее практический опыт по перевоспитанию, чем искренняя любовь. Более того, душа и ум Ильинской нуждались в дальнейшем развитии, а Обломов менялся медленно и неохотно. Их отношения были обречены на разрыв. Даже выйдя замуж за Штольца, она не перестаёт искать себя. Её глубокой душе нужно что-то ещё, но она точно не знает чего. Как показывает автор, главное предназначение Ольги – это вечное стремление к развитию и духовно богатой жизни.

Образ Ольги Ильинской в романе И.А. Гончарова "Обломов"

“Разбирать женские образы, созданные И. А. Гончаровым, значит предъявлять претензию быть великим знатоком венского сердца”, - заметил один из наиболее проницательных русских критиков - Н. А. Добролюбов. Действительно, образ Ольги Ильинской можно назвать несомненной удачей Гончарова-психолога. В нем воплотились не только лучшие черты русской женщины, но и все лучшее, что видел писатель в русском человеке вообще.

“Ольга в строгом смысле не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня... Но если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии” - именно так, всего в нескольких деталях дает И. А. Гончаров портрет своей героини. И уже в нем мы видим те черты, которые всегда привлекали русских писателей в любой женщи-не: отсутствие искусственности, красоту не застывшую, а живую. “В редкой девице, - подчеркивает автор, - встретишь такую простоту и естественную свободу взгляда, слова, поступка... Ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла”.

Ольга чужая в своей среде. Но она не жертва, потому что в ней есть и ум, и решительность, чтобы отстаивать право на свою жизненную позицию, на поведение, не ориентированное на общепринятые нормы. Не случайно Обломов воспринял Ольгу как воплощение того идеала, о котором он грезил. Едва Ольга спела “Casta diva”, он сразу “узнал” ее. Не только Обломов “узнал” Ольгу*, но и она его. Любовь для Ольги становится не только испытанием. “Где она брала уроки жизни?” - с восхищением думает о ней Штольц, который любит Ольгу именно такую, преображенную любовью.

Именно отношения главного героя романа с Ольгой позволяют нам глубже понять характер Ильи Обломова. Именно Ольгин взгляд на своего возлюбленного помогает читателю посмотреть на него так, как того хотел автор.

Что же видит Ольга в Обломове? Ум, простоту, доверчивость, отсутствие всех тех светских условностей, которые также чужды ей. Она чувствует, что в Илье нет цинизма, но есть постоянное стремление к сомнению и сочувствию. Но Ольге и Обломову не суждено быть счастливыми.

Обломов предчувствует, что их с Ольгой отношения не могут всегда быть их личным делом; они непременно обернутся множеством условностей, обязанностей. Надо будет “соответствовать”, заниматься делами, стать членом общества и главой семьи и так далее. Штольц и Ольга упрекают Обломова в бездеятельности, а он в ответ лишь дает несбыточные обещания или улыбается “как-то жалко, болезненно-стыдливо, как нищий, которого упрекнули его наготой”.

Ольга постоянно размышляет не только о своем чувстве, но и о влиянии на Обломова, о своей “миссии”: “И все это чудо сделает она, такая робкая, молчаливая, которой до сих пор никто не слушался, которая еще не начала жить!” И любовь становится для Ольги долгом, а потому уже не может быть безоглядной, стихийной. Больше того, Ольга не готова пожертвовать ради любви всем. “Тебе хотелось бы узнать, пожертвовала ли бы я тебе своим спокойствием, пошла ли бы я с тобой по этому пути?.. Никогда, ни за что!” - решительно отвечает она Обломову.

Обломов и Ольга ждут друг от друга невозможного. Она от него - деятельности, воли, энергии; в ее представлении он должен стать похожим на Штольца, но только сохранив при этом лучшее, что есть в его душе. Он от нее - безоглядной, самоотверженной любви. И оба они обманываются, убеждая себя, что это возможно, а потому неизбежен конец их любви. Ольга любит того Обломова, которого создала она сама в своем воображении, которого она искренне хотела создать в жизни. “Я думала, что оживлю тебя, что ты можешь еще жить для меня, - а ты уж давно умер”, - с трудом выговаривает Ольга суровый приговор и задает горький вопрос: “Кто проклял тебя, Илья? Что ты сделал? <...> Что сгубило тебя? Нет имени этому злу...” “Есть, - отвечает Илья. - Обломовщина!” Трагедия Ольги и Обломова становится окончательным приговором тому явлению, которое изобразил Гончаров.

Ольга выходит замуж за Штольца. Именно он сумел добиться того, что в душе Ольги здравый смысл, рассудок окончательно победили терзавшее ее чувство. Ее жизнь можно назвать счастливой. Она верит в своего мужа, а потому любит его. Но Ольга начинает чувствовать необъяснимую тоску. Механическая, деятельная жизнь Штольца не дает тех возможностей для движения души, которые были в ее чувстве к Обломову. И даже Штольц угадывает: “Узнав раз, его разлюбить невозможно”. С любовью к Обломову умирает часть души Ольги, она навсегда остается жертвой.

“Ольга, по своему развитию, представляет высший идеал, какой только может теперь русский художник вызвать из теперешней русской жизни, <...> живое лицо, только такое, каких мы еще не встречали”, - писал Добролюбов. Мы можем уверенно сказать, что Ольга Ильинская продолжает ту галерею прекрасных женских типов, которую открыла Татьяна Ларина и которыми будет восхищаться не одно поколение читателей.