Cочинение «Трагизм образа Базарова. История персонажа Базаров черты характера

Евгений Базаров — главный герой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», «русский Гамлет», выразитель новых и весьма сильных убеждений интеллигентской России середины XIX века — нигилист. Он отрицает высокое духовное начало, а вместе с ним — поэзию, музыку, любовь, но проповедует знание и на его основе — переустройство мира. Базаров — разночинец, студент-медик, хотя ему уже около 30 лет. Он т. н. «вечный студент», который годами учится, всё приготовляясь к настоящей деятельности, но никак не приступит к ней.

Евгений приехал на каникулах со своим другом Аркадием Кирсановым к нему в имение. Первая встреча с Евгением происходит на станции, где отец Аркадия встречает юношей. Портрет Базарова в этот момент красноречив и сразу даёт внимательному читателю некое представление о герое: красные руки — он много проводит биологических опытов, усиленно занимается практикой; балахон с кистями — бытовая свобода и небрежение к внешнему, к тому же бедность, увы. Базаров говорит чуть высокомерно («лениво»), на его лице — ироническая улыбка превосходства и снисходительности ко всем.

Первое впечатление не обманывает: Базаров действительно считает всех, кого встречает вместе с нами на страницах романа, ниже себя. Они сентиментальны — он практик и рационалист, они любят красивые слова и высокопарные утверждения, всему придают высокость — он говорит правду и везде видит истинную причину, нередко низкую и «физиологическую».

Всё это особенно проявляется в спорах с Павлом Петровичем Кирсановым — «русским англичанином», дядей Аркадия. Павел Петрович говорит о высоком духе русского народа, Евгений парирует напоминанием о снохачестве, пьянстве, лени. Для Кирсанова искусство божественно, а для Базарова «Рафаэль гроша медного не стоит», потому что бесполезен в мире, где у одних голод и зараза, у других — белоснежные манжеты и утренний кофе. Его резюме искусству: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта».

Но убеждения героя буквально разваливает сама жизнь. На губернском балу Базаров знакомится с Анной Одинцовой — богатой и красивой вдовой, которую сначала характеризует в своей манере: «На других баб не похожа». Ему кажется (Евгений хочет, чтобы так было), что к Одинцовой у него исключительно плотское влечение, «зов природы». Но выясняется, что умная и красивая женщина стала для Базарова необходимостью: её хочется не только целовать, но разговаривать с ней, смотреть на неё…

Базаров оказывается «заражён» романтизмом — тем, что он яростно отрицал. Увы, для Одинцовой Евгений стал чем-то вроде тех лягушек, которых он сам резал для опытов.

Убегая от чувства, от себя, Базаров уезжает к родителям в деревеньку, где лечит крестьян. Вскрывая тифозный труп, он ранит себя скальпелем, но не прижигает место пореза и заражается. Скоро Базаров умирает.

Характеристика героя

Смерть героя — это смерть его идей, убеждений, смерть всего, что давало ему превосходство над другими, во что он так верил. Жизнь дала Евгению, словно в сказке, три испытания по усилению сложности — дуэль, любовь, смерть… Он — точнее, его убеждения (а это он и есть, ибо он «сам себя сделал») — не выдерживают ни одного.

Что такое дуэль, как не порождение романтизма, а уж никак не здоровой жизни? И всё-таки Базаров соглашается на неё — зачем? Ведь это несусветная глупость. Но что-то мешает Евгению отказаться от вызова Павла Петровича. Наверное, честь, над которой он насмехается так же, как над искусством.

("Базаров и Одинцова", художник Ратников )

Второе поражение — любовь. Она властвует над Базаровым, и ничего химик, биолог и нигилист не может с нею поделать: «Кровь его загоралась, как только он вспоминал о ней… что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал…»

Третье поражение — смерть. Ведь она пришла не по воле старости, случая, а почти намеренно: Базаров прекрасно знал, чем грозит порез у тифозного трупа. Но — не прижёг рану. Почему? Потому что им управляло в этот момент самое низкое из «романтических» желаний — покончить всё разом, сдаться, признать своё поражение. Евгений так страдал от мук именно душевных, что разум и критический расчёт оказались бессильны.

Победа Базарова в том, что у него хватает ума и силы признать крах своих убеждений. В этом и величие героя, трагичность образа.

Образ героя в произведении

В конце романа мы видим всех героев как-то устроенными: Одинцова вышла замуж по расчёту, счастлив по-мещански Аркадий, Павел Петрович уезжает в Дрезден. И только «страстное, грешное, бунтующее сердце» Базарова скрылось под холодной землёй, на сельском кладбище, заросшем травой...

А ведь он был самым честным из них, самым искренним и сильным. Его «масштаб» во много раз крупнее, возможности — больше, силы — неизмеримы. Но такие люди живут мало. Или много, если скукоживаются до размеров Аркадия.

(В. Перов иллюстрация к роману Тургенева "Отцы и дети" )

Смерть Базарова — это и следствие его ложных убеждений: он был просто не готов к «удару» любовью и романтикой. У него не было сил противостоять тому, что он считал вымыслом.

Тургенев создаёт портрет ещё одного «героя времени», над смертью которого плачет много читателей. Но «герои времени» — Онегин, Печорин, прочие — всегда лишние и герои только потому, что выражают несовершенство этого времени. Базаров, по словам Тургенева, «стоит в преддверии будущего», его время не настало. Но, кажется, оно не настало для таких и сейчас и неизвестно, будет ли…

Образ Базарова в романе «Отцы и дети» - уникальный для русской литературы. Он рисует типаж русского образованного разночинца, и этим объясняется феноменальная популярность произведения среди молодежи конца XIX века. Иван Сергеевич Тургенев продолжил пушкинскую литературную традицию изображения «героя нашего времени».

Современный аспект

Классик был прозорлив, создав актуальный и в наше время образ. Российское общество после отмены крепостного права стремительно менялось.
На арену общественной жизни вышли принципиально другие, отличные от дворян образованные люди - разночинцы. Происходила демократизация государства, исковерканного непозволительно затянувшимся во времени узаконенным рабством. Удивительно ли, что новые люди XIX века - разночинцы, находясь посреди снобистского, ханжеского окружения, зачастую выбирали радикальный путь отрицания опостылевшей морали вельмож и аристократов? Как это похоже на современных ребят-неформалов!

Базаров - человек будущего?

Тургенев, несомненно, выступает новатором, введя образ Базарова в романе «Отцы и дети». Для более полного, глубокого восприятия этого персонажа предложим литературную аналогию. Например, роман братьев Стругацких «Отягощенные злом». В нем боги - творцы мира - убеждаются в своем бессилии: начатое с благой целью любое дело приносит зло. Поэтому они превращают в нового Христа учителя Носова Георгия Анатольевича. Чем он подобен Базарову? Тем, что оба они - носители и проводники будущего, присланные в настоящее, непонятые, безвременно погибшие. Однако, образно говоря, их следы на песке не затеряны, они остались, они видимы другим.

Характеристика персонажа

Как появился образ Базарова в романе «Отцы и дети»? Прототипы его уже были в классической русской литературе. Например, трагический в личной жизни критик Добролюбов, выражавший «совесть народную». Однако реальный прототип Евгения Базарова, к сожалению, остался неизвестен. По воспоминаниям самого Тургенева, им был земской врач - попутчик в поездке по железной дороге, разговор с которым буквально потряс писателя.

Происхождение

Достаточно подробно раскрывает роман «Отцы и дети» образ Базарова. Это врач во втором поколении, его отец - полковой лекарь Василий Базаров, мать, Арина Власьевна, вышла из обедневших дворян, во владении которых осталось около двадцати душ (фактически - хутор). Выбрав отцовскую жизненную стезю, Евгений получает университетское образование. Во время учебы этот харизматичный лидер, увлеченный теорией нигилизма, подружился со своим сверстником, дворянином Аркадием Николаевичем Кирсановым. В XIX веке приятельские отношения выражались во взаимных визитах. Принцип «мой дом - моя крепость» на Руси тогда был не в чести, преобладало хлебосольство. Поэтому вполне естественным шагом для дружбы молодых людей стало приглашение Аркадия погостить в имении отца. Таким образом и происходит завязка сюжета романа «Отцы и дети».

Образ Базарова раскрывается во время пребывания героя в имении Кирсановых. У Евгения происходит мировоззренческий конфликт с отставным офицером, достаточно гордым аристократом Павлом Петровичем Кирсановым.

Студент морально выше аристократа

Эгоистичный и вспыльчивый брат хозяина имения Марьино ненавидит молодого лекаря, и когда возникает формальный повод (Базаров невинно целует Фенечку, гражданскую жену Николая Петровича), вызывает молодого человека на дуэль. Причем вполне искренно желает убить его. В отличии от своего оппонента Евгений проявляет великодушие. Он, очевидно, стреляя метко, с точностью медика всаживает пулю в ляжку промазавшего Павла Петровича. Цель этого выстрела - не принести вред, а оставить «метку на память».

Тургенев, раскрывая образ Базарова, подводит читателя к парадоксальной ситуации. Разночинец-нигилист оказывается выше и духовнее увлекающегося искусствами дворянина. Вместе с тем именно во время пребывания в имении Кирсановых проявляется трагизм образа Базарова.

Базаров и враждебный социум

Тургенев обнажает противоречие российской действительности: большинство хозяйственно активного населения страны составляют крестьяне, а общественно активного - дворяне.
Молодой нигилист в большей мере, чем аристократы, понимает крестьян и сочувствует им. Ведь он генетически связан с людьми, обрабатывающими землю.

Такие люди, как Базаров, кажутся аристократам смутьянами, потому что несут в себе мощный заряд потребности служения всему обществу. Дворяне же предпочитают односторонний процесс: чтобы чернь (большинство людей) служила им. Это - мировоззренческий конфликт, и пребывающий в нем Базаров не может себя чувствовать комфортно.

Трагизм образа Базарова раскрывается и в истории любви героя к вдове Одинцовой Анне Сергеевне. Образованная поместная дворянка проживает в своем имении Никольское, куда и приезжают медики Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров. Ее красота и ум потрясли нигилиста, он начинает понимать, что любовь выше всякого отрицания действительности.

Анна Одинцова

Анну Базаров как мужчина заинтересовал, однако женщина опасается за свой дальнейший душевный комфорт. Читатель видит, как в глазах Анны некрасивый, бесцветный на первый взгляд облик Евгения с неправильными чертами преображался и наполнялся внутренней силой, убежденностью, уверенностью в себе. Образ Евгения Базарова - пример нового поколения, желающего изменить Россию. По мнению классика, только любовь действительно служит и жизни, и развитию.

Анна Одинцова, откровенно говоря, боится одержимой направленности на «службу обществу» молодого человека. Она - женщина дворянского менталитета, неспособная стать женой-соратником. А именно в такой спутнице (подобной Ольге Ильинской из романа «Обломов») нуждается главный герой произведения.

В то же время Аркадий в Никольском знакомится со своей будущей женой, сестрой Анны, Катей. Им сойтись проще, они люди одного круга.

Базаровым по силам изменить Россию!

Образ Евгения Базарова отличен от всех предыдущих «героев времени» в русской литературе. Нигилист компетентен в сельском и приусадебном хозяйстве, он знает, как сделать жизнь краше. Едва прибыв в Марьино, имение Кирсановых, Базаров со знанием дела подсказывает, что и где следует посадить, как лучше организовать быт. Причем вчерашний студент - не просто советчик. У него самого золотые руки - Базаров мастеровит.

Евгений, не заигрывая с дворовыми, общается с ними в грубоватой народной манере. Он говорит мало, но по существу. За это и приобретает среди слуг авторитет знающего и дельного человека. Это - не мягкий Николай Петрович, которого любят, но над которым втайне посмеиваются. Это - не Павел Петрович, которого боятся и не приемлют (не случайно после дуэли он уезжает из России). Ему дано совладать с людьми.

Тургенев подводит к мысли о том, что базаровы способны изменить Россию! Хотя по житейской логике настоящее место Евгения - за операционным столом.

Россия, освободившаяся от крепостного права

На то, что Россия в XIX веке двигалась в грядущее параллельными курсами с Европой, указывает нижеприведенное сравнение. В конце XIX века огромная страна, потенциально обладающая огромными творческими силами, бросилась вдогонку за прогрессирующим обществом западных стран. Оковы рабства более не сдерживали ее.

Настало время людей - проводников прогресса. При этом характерно, что образ Базарова в романе «Отцы и дети» перекликается с персонажами классической европейской литературы.

Евгений Базаров и Джен Эйр

Знаменитый роман Шарлотты Бронте вышел в свет за 14 лет до тургеневского. Примечательна общая направленность произведений, особенно если абстрагироваться от различий пола главных героев. Оба автора выносят на всеобщее обозрение не только носителей новых общественных отношений и новой морали, но людей одухотворенных, образованных, деятельных. Вокруг них ощущается мощная жизнеутверждающая аура, которая притягивает здоровые силы общества.

Образ Базарова в романе Тургенева «Отцы и дети» подобен образу Джен Эйр. Базаров гибнет, заразившись во время практической врачебной деятельности. Джен Эйр же становится единственным утешением для обнищавшего, ослепшего, покалеченного дворянина, мистера Рочестера. Однако, несмотря на трагизм, у читателя напрашивается вывод: эти образованные бунтари своим интеллектом в перспективе все-таки искоренят те родовые привилегии феодалов, которые несут другим людям дискриминацию.

Этому человеку с красными руками, не знающими перчаток, длинным и худым лицом «с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету» не только довелось оказаться замеченным при входе в литературу, но и суждено было надолго в ней остаться.

Грубая, вульгарная фамилия - Базаров - не помешала ему на какое-то время даже стать кумиром большой части молодежи в годы, предшествовавшие крестьянской реформе 1861 года.

В литературе он стал первым из тех, для кого нигилизм, демонстративная фронда и революционность оказались куда притягательнее передаваемой из поколения в поколение чести смолоду. «Это все романтизм, чепуха, гниль, художество», - безапелляционно определит Евгений Базаров, когда разговор зайдет о воспитании. И небрежно, как это он часто делал, произнесет одну из своих знаменитых афористичных фраз: «Всякий человек сам себя воспитать должен - ну хоть как я, например...»

Будучи представителем нового поколения и выразителем новых взглядов, Базаров решительно отвергает саму возможность заслуг и пользы устаревших, не возрастом, а образом мыслей, людей «старого века», вроде Николая и Павла Кирсановых. Для него слушать «отцов», понимать их, ценить, принимать во внимание их опыт, даже обращать на них хоть какое-то внимание - занятие пустое и никчемное.

«Пойдем лучше смотреть жука», - скажет Базаров, и Аркадий покорно отправится вслед за ним в комнату, в которой с приездом Евгения установился «какой-то медицинско-хирургический запах, смешанный с запахом дешевого табаку». Этот хирургический запах почему-то, признаюсь, вызывает у меня звуковую ассоциацию с популярной некогда песней «Отречемся от старого мира...».

«В принсипы не верит, а в лягушек верит», - заметил Павел Петрович, имея в виду Базарова. Мне кажется, он все же ошибался. Люди наподобие Базарова не верят ни в принципы, ни в лягушек. Они верят исключительно в себя, в собственные идеи и принципы, установленные ими самими. Без принципов, разделяемых и другими людьми, могут жить лишь безнравственные люди.

Базаров, даром что лекарский сын, из тех, для кого великая история начинается исключительно и непосредственно с них. В этом он, к сожалению, не одинок. И когда в звуке его голоса учтивому Павлу Петровичу слышится что-то грубое, почти дерзкое, то грубость и дерзость вполне соответствуют сути нового, революционного принципа-лозунга, впоследствии названного большевистским: «Кто не с нами, тот против нас».

Не потому ли так популярна в отечественной литературе извечная русская забава - кулачный бой, где по одну сторону непременно отсталые, косные «отцы», а по другую - прогрессивные «дети»?

Прогресс, безусловно, дело хорошее. Если, конечно, он в равной мере служит и «отцам» и «детям», и старым и новым. Только в российской истории он почему-то разводит их по разные стороны баррикады. И в глазах «отцов» «дети» оказываются всенепременно карбонариями и не желают «учиться, на старших глядя». В тазах же «детей» их далеко не всегда даже седые «отцы», как ни грустно видеть и слышать, «что старее, то хуже». Как изволил выразиться Чацкий:

За древностию лет

К свободной жизни их вражда непримирима.

Сужденья черпают из забытых газет

Времен Очаковских и покоренья Крыма;

Всегда готовые к журьбе,

Поют все песнь одну и ту же...

Ну чему и у кого тут учиться? Обращение к «Горю от ума» не может не напомнить мне слова И. Гончарова, говорившего, что людям никуда не уйти от совета «учиться, на старших глядя», с одной стороны, и от жажды стремиться от рутины к «свободной жизни» вперед и вперед - с другой.

С Базаровых ведь и впрямь начиналась революционная эпоха. Просто Кирсановы об этом еще не догадывались. Сегодня мы уже знаем, что будет потом, чем все закончится. Но нам, однако, следует вернуться к тому времени, чтобы взглянуть, как и с чего все начиналось.

Ведь если говорить о трагизме образа Базарова, то он заключается прежде всего в том, чад незаурядный по своей сути человек не только для себя избирает тупиковый (не сознавая этого) путь движения, но и толкает (уже сознательно) на этот путь других.

Да, это был умный человек, еще раз подтвердивший грибоедовское утверждение о том, что в России «горе от ума». Это был человек, которого, как Чацкого или Онегина, не устраивали традиционные устои общества, и одинок он был ничуть не меньше тех же Чацкого и Онегина. В этом смысле он тоже оказался «лишним человеком», хотя был разночинцем, а вовсе не дворянином. В финале романа его ждала смерть, что позволяет вспомнить другого не менее известного литературного героя - Печорина, умершего от яда эгоизма. Базаров умирает от трупного яда, тем самым как бы подтверждая, что смерть была в нем самом. Если вдуматься, эгоистом он был не меньшим, чем Печорин.

По большому счету, он вовсе не любит людей, о благе которых он, казалось бы, печется. Вернее, они, люди, для него некая безликая масса, годная разве что на то, чтобы утвердить свое превосходство над ней. Базаров убежден, что он единственно достойная личность, имеющая право на успех. А остальные? «Люди - что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждой отдельной березой» - такова очередная его афористичная фраза, красноречиво показывающая истинное отношение к людям. Так что презирает и не принимает во внимание Базаров не только «стариков» Николая и Павла Кирсановых, но и «новых» людей - Ситникова и Кукшину и вообще весь род человеческий.

Впрочем, ум не единственное достоинство Евгения Базарова. «Только своим трудом нужно добиваться цели», - изрекает он, хотя на протяжении романа ничего, кроме опытов над лягушками и сбора трав во время прогулок, полезного не сделает.

Как нетерпимость к людям не единственное его сильное чувство, точно так же он не любит, отрицает и красоту, природу, эстетическое наслаждение. И на все у него находится своя афористичная фраза: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Ну точь-в-точь по Некрасову:

.. .Кого хочу - помилую,

Кого хочу - казню.

Только живая, не литературная, отечественная история показала, что реальные Базаровы и людей что-то не миловали, и природу предпочитали казнить. И вообще, созидать-то Базаров ничего не умел-уже одна эта черта не могла не привести его к трагическому концу. Этот «человек дела» способен только разрушать, как он сам говорит: «Сначала нужно место расчистить...»

Базаров утверждал, что такие люди, как Павел Петрович Кирсанов, не нужны обществу. Читая сегодня роман Тургенева, я не могу не задать вопрос: а нужны ли обществу такие, как Базаров? Не хочу становиться в позу тургеневского нигилиста, но вижу трагизм, нет, не образа, а самого Базарова прежде всего в том, что спустя почти полтора столетия вынуждена задавать свой трагический для него вопрос.

И не могут спасти его ни очевидная обреченность старого мира, ни свершившееся торжество демократов-разночинцев над аристократией, ни умение заставить других слушать себя, ни новые идеи, ни посвящение себя достижению великой, по его мнению, цели. Потому что никакая цель не оправдывает средства, которые человек выбирает для ее достижения. А Базаров из тех, кто готов идти по головам других людей. И эта его глубоко бесчеловечная суть ничем, кроме трагедии, обернуться не может.

Симпатизировал ему сам Тургенев или нет, но он сумел показать главное - такой Евгений Базаров, каким он представлен в романе, заслуживает только трагического исхода. Жизнь Базарова оказалась бесплодной. Поэтому на последних страницах произведения мы и читаем о пришедшей к нему смерти. И в таком финале, уготованном ему автором, можно увидеть пророческую тревогу Тургенева за будущее России.

«Отцы и дети». Нигилист, молодой разночинец, студент, будущая профессия которого - врач. Нигилизмом называют философское движение, представители которого ставили под сомнение принятые в обществе ценности. Во второй половине XIX века в России так называли молодых людей с атеистическими и материалистическими взглядами, которые хотели перемен в сложившемся государственном строе и общественном порядке и негативно относились к религии.

Этот термин встречался в критической литературе и до Тургенева, но после выхода «Отцов и детей» разошелся и стал использоваться в повседневной речи. Слово «нигилист» превратилось в характеристику молодых мужчин и женщин, чьим составным образом в литературе стал Евгений Базаров. Герой остается и в сознании нынешнего человека воплощением нигилизма как отрицания старого, включая «старые» представления о любви и человеческих отношениях.

История создания

Идея «Отцов и детей» начала формироваться у Тургенева в 1860 году, когда тот пребывал в Англии на острове Уайт. Прообразом Евгения Базарова стал молодой врач из провинции, случайный попутчик Тургенева, с которым писатель ехал в поезде. Поездка оказалась сложной - колею занесло снегом, поезд на сутки остановился на какой-то крошечной станции. Тургеневу удалось плотно пообщаться с новым знакомым, они проговорили ночь, и писатель оказался сильно заинтересован собеседником. Случайный знакомый писателя оказался нигилистом. Взгляды этого человека и даже его профессия легли в основу образа Базарова.


Сам роман был создан быстро, в сравнении с тем, с какой скоростью Тургенев работал над другими произведениями. От идеи до первой публикации прошло меньше двух лет. План книги писатель составил в Париже, куда приехал осенью 1860 года. Там же Тургенев начал работать над текстом. Автор планировал закончить работу к весне того же года, чтобы привезти в Россию готовый к публикации текст, но творческий процесс застопорился. Зима ушла на то, чтобы написать первые главы, а к весне 1861-го роман был закончен только наполовину. Тургенев писал в письме:

«В Париже не работается, и вся штука застряла на половине».

Автор заканчивает работу летом 1861 года, уже на родине, в селе Спасское. К сентябрю внесены правки, и Тургенев возвращается с романом в Париж, чтобы там прочитать текст друзьям, кое-что исправить и дополнить. Весной 1982 года «Отцы и дети» впервые публикуются в журнале «Русский вестник», а осенью выходят отдельной книгой.


В этой окончательной версии образ Базарова делается менее отталкивающим, автор избавляет героя от некоторых неприглядных черт, и на этом эволюция персонажа заканчивается. Сам Тургенев так описывал Базарова в списке действующих лиц, когда составлял предварительный портрет героя:

«Нигилист. Самоуверен, говорит отрывисто и немного, работящ. Живет малым; доктором не хочет быть, ждет случая. Умеет говорить с народом, хотя в душе его презирает. Художественного элемента не имеет и не признает... Знает довольно много - энергичен, может нравиться своей развязностью. В сущности, бесплоднейший субъект - антипод Рудина - ибо без всякого энтузиазма и веры... Независимая душа и гордец первой руки».

Биография

Время действия романа «Отцы и дети» - годы непосредственно перед отменой крепостного права (которая состоялась в 1861 году), когда передовые идеи уже начинали проявляться в обществе, в особенности среди молодежи. Евгений Базаров имеет наполовину дворянское происхождение. Его отец, небогатый армейский хирург в отставке, провел жизнь в сельской среде, управляя имением жены-дворянки. Образован, но современные прогрессивные идеи обошли его стороной. Родители Евгения - люди консервативных взглядов, религиозны, однако сына любят и постарались дать тому наилучшее воспитание и образование.


Евгений, как и отец, выбрал карьеру врача и поступил в университет, где сдружился с Аркадием Кирсановым. Базаров «наставляет» приятеля в нигилизме, заражая того собственными взглядами. Вместе с Аркадием главный герой приезжает в имение Кирсановых, где знакомится с отцом приятеля Николаем и старшим братом отца Павлом Петровичем. Противоположные взгляды на жизнь и черты характера обоих героев при столкновении приводят к конфликту.


Павел Кирсанов - гордый аристократ, приверженец либеральных идей, офицер в отставке. За плечами у героя трагическая любовь, которая приключилась с ним в годы юности. В Фенечке, дочери экономки и любовнице своего брата Николая, он видит некую княгиню Р., бывшую возлюбленную. Неприятная ситуация с Фенечкой становится поводом для дуэли между Павлом Петровичем и Базаровым. Последний, оставшись с Фенечкой один на один, целует девушку, чему Павел Кирсанов оказывается возмущенным свидетелем.


Евгений Базаров придерживается революционных и демократических взглядов, окружение либералов-Кирсановых герою идейно чуждо. С Павлом Петровичем герой постоянно спорит об искусстве, природе, человеческих отношениях, дворянстве, - персонажи ни в чем не находят общего языка. Когда Базаров влюбляется в Анну Одинцову, богатую вдову, ему приходится пересмотреть некоторые взгляды на природу человеческих чувств.

Но взаимопонимания Евгений не находит. Анна считает, что безмятежное спокойствие - главное в жизни. Волнения не нужны героине, Анна относится к Базарову с некоторой симпатией, но на признание не отвечает, чтобы не тревожиться.


Побывав в имении Одинцовой, Базаров вместе с Аркадием на три дня едет к родителям, а оттуда назад в имение Кирсановых. Как раз в это время происходит сцена заигрывания с Фенечкой, после которой Павел Петрович и Базаров стреляются на дуэли.

После этих событий герой решает посвятить жизнь медицинской практике. Отношение к труду у Евгения было таково, что сидеть без дела он не мог. Только труд оправдывал существование. Базаров возвращается в имение матери, где принимается лечить каждого, кому необходима медицинская помощь.


Проводя аутопсию человека, умершего из-за тифа, герой нечаянно ранит себя и через некоторое время умирает из-за заражения крови. После смерти героя над тем, будто в насмешку над взглядами Базарова, проводят религиозный обряд - штрих, завершающий трагическую судьбу героя.

Внешность героя Тургенев описывает следующим образом: у Базарова длинное и худое лицо, широкий лоб, нос заострен книзу, глаза большие, зеленоватого оттенка, висячие бакенбарды песочного цвета.


Смысл жизни герой видит в том, чтобы расчистить место в обществе для ростков нового, однако скатывается в полное отрицание культурного и исторического прошлого человечества, заявляя, что искусство не стоит ломаного гроша, а обществу нужны исключительно мясники и сапожники.

Образ и экранизации

В российском кино Евгений Базаров появлялся трижды. Все три экранизации носят одно и то же название - «Отцы и дети», как и сам роман. Первая лента снята в 1958 году киностудией «Ленфильм». В роли Базарова выступил советский актер Виктор Авдюшко. Следующая экранизация вышла в 1984 году. Базаров в исполнении Владимира Богина выглядит очень самоуверенным молодым человеком.


Последняя по времени экранизация выпущена в 2008 году. Это четырехсерийный мини-сериал, снятый режиссером , которая стала также одним из авторов сценария. В роли Базарова выступил . С идеологических распрей здесь акцент перенесен на любовные отношения и возможность обретения героями счастья. Сценаристы трактовали это тургеневское произведение как семейный роман.

  • Некоторые выразительные моменты сценаристы добавили в фильм «от себя», у Тургенева этого не было. Знаменитая сцена, где Базаров признается Анне в любви, происходит среди стекла и хрусталя, которыми наполнена комната. Эти декорации призваны подчеркнуть хрупкость и красоту дворянского мира, в который вторгается Базаров, как «слон в посудной лавке», и хрупкость отношений героев.
  • В сценарий также ввели сцену, в которой Анна дарит Базарову кольцо. В тексте этот момент отсутствует, но он был введен, чтобы подчеркнуть внутреннее сходство Базарова с Павлом Петровичем (возлюбленная последнего когда-то сделала для него то же самое).
  • Режиссер Авдотья Смирнова изначально собиралась отдать роль Павла Кирсанова собственному отцу, актеру и режиссеру .

  • Сцены в имениях снимались в настоящих «тургеневских» местах. Для съемок поместья Кирсанова съемочной группе разрешили использовать флигель в имении Тургенева «Спасское-Лутовиново». Само имение - музей, где хранится множество подлинников, поэтому там снимать не разрешают. Во флигеле же планировалась реставрация. В другой тургеневской усадьбе - Овстюг, что под Брянском, - снимали имение Анны Одинцовой. А вот дом родителей Евгения Базарова пришлось строить специально для съемок. С этой целью по деревням искали старые строения.
  • Десятимесячное чадо одной из сотрудниц музея в имении Тургенева сыграло роль маленького сына Фенечки. В Брянске к съемкам привлекли местных работников театра, те исполняли роли слуг.

  • Чтобы создать одни только наряды для дам, художнику по костюмам Оксане Ярмольник пришлось потратить 5 месяцев. Костюмы, однако, не аутентичны, а намеренно приближены к современной моде, чтобы зрителю легче было проникнуться симпатией к героям и вникнуть в перипетии их жизней. Полностью реконструированные костюмы делали фильм похожим на историческую пьесу и отдаляли зрителя от происходящего на экране, поэтому решено было аутентичностью пожертвовать.
  • Сцены, происходящие якобы на городских улицах, на самом деле сняты на натурных площадках «Мосфильма».
  • Посуду и обои, которые зритель видит в кадре, создавали специально для съемок, чтобы те соответствовали духу времени.

Цитаты

«Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта».
«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».
«Видишь, что я делаю; в чемодане оказалось пустое место, и я кладу туда сено; так и в жизненном нашем чемодане; чем бы его ни набили, лишь бы пустоты не было».
«Воспитание? - подхватил Базаров. - Всякий человек сам себя воспитать должен - ну хоть как я, например... А что касается до времени - отчего я от него зависеть буду? Пускай же лучше оно зависит от меня. Нет, брат, это все распущенность, пустота! И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество».

Нестерова И.А. Характер Базарова // Энциклопедия Нестеровых

Художественная характеристика Базарова и несовместимость элементов его образа.

В 1862 году в свет вышел роман Тургенева "Отцы и дети". Центральное место в композиции произведения занимает образ Базарова.

Общая оценка образа Базарова – это врач по образованию, нигилист по образу мышления. Его не привлекает поэзия и живопись. Базаров считает, что

порядочный химик в двадцать раз полезней любого поэта

Я не могу согласиться с этим и считаю, что сам Базаров думал так, потому что был молод. На самом деле, в глубине души он романтик. Тургенев подчеркнул это в сцене смерти главного героя.

Внешний вид героя довольно необычен.

Базаров высок, облачен в длинный балахон с кистями, лицо у него длинное и худое с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зелеными глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум.

Евгений Базаров очень умен. Свидетельство тому – увлечение науками. Главный герой умеет анализировать проблемы современного общества.

Базаров – человек труда. Это видно по его "красной обнаженной руке". Во время своего пребывания в Марьино дела Базаров не забывал: он каждое утро просыпался раньше всех и приступал к работе.

Евгений Васильевич Базаров горд. Он не спешит преклоняться перед аристократами.

Николай Петрович быстро обернулся и, подойдя к человеку в длинном балахоне, только что вылезшему из тарантаса, крепко стиснул его обнаженную красную руку, которую тот ему не сразу подал.

В характере Базарова прекрасно сочетаются ум, трудолюбие, гордость находчивость, остроумие. Он не лезет за словом в карман. На любое замечание во время спора с Павлом Петровичем у Базарова находится остроумная реплика. Базаров уверен в правоте своей мысли.

Базаров презирает условности и правила этикета, установленные аристократическим обществом. Однако он без всякого высокомерия относится к простым людям. Когда Николай Петрович заволновался, что Базаров с презрением воспримет его любовь к Фенечке, Аркадий сказал:

Насчет Базарова ты, пожалуйста, не беспокойся. Он выше всего этого.

Деревенские мужики хорошо относятся к Базарову, так как считают его простым и умным человеком, однако же воспринимают его, как шута горохового. Он чужой для них, потому что не знаком с их бытом.

Базаров был большой охотник до женщин и до женской красоты.

Но душа Базарова ищет настоящее высокое чувство. Цинизм и вера в материализм мешают ему правильно понять людей. Когда он полюбил Одинцову, казалось, что это любовь будет счастливой. Но здесь Тургенев подчеркнул несовместимость между романтизмом и нигилизмом. Во время его объяснения в любви Одинцовой показалось, что его романтизм вырвался наружу, но нет, этого не произошло. Базаров повернулся и ушел с твердым намерением победить в себе чувства. Позже он говорит Аркадию:

Я уже в клинике заметил, кто злится на свою боль – тот непременно ее победит.

Тургенев наделил своего героя благородством. Не всякий бы стал помогать человеку, ненавидящему его. Во время дуэли Базаров ранил Павла Петровича, но тут же отбросил свою неприязнь, оказал ему первую помощь.

Основная трагедия Базарова состоит в том, что он не может найти себе постоянных единомышленников, а только временных попутчиков. Он также чужд дворянству, как и крестьянству.

То, что Базаров чужд и аристократии, Тургенев говорит устами Кати:

Ну, так я вам скажу, что он... не то, что мне не нравится, а чувствую, что и он мне чужой, и я ему чужая, да и вы ему чужой.

Проанализировав особенности личности Базарова, я пришла к выводу, что автор создал подлинного героя своего времени. В душе Базарова шла борьба между романтизмом и материализмом. Он пытался разрешить самые сложные проблемы жизни и сознания. Как Базаров ни ценил прошлое, все мысли и усилия его были устремлены в настоящее. Базаров был одинок. Я совершенно согласна со словами Писарева:

Личность Базарова замыкается в самом себе, потому что вне ее, вокруг ее, почти вовсе нет родственных ей элементов.

Тургенев позволил умереть своему герою, так как считал, что идеи Базарова ни к чему хорошему не приведут. Перед смертью Базаров говорит ключевую фразу:

Я нужен России... Нет, видно, не нужен.