Даосизм о достижении бессмертия. Внешняя даосская алхимия

История трансформации даосами мифа о Сиванму имеет прямое отношение и к одному из главных, кардинальных догматов религиозного даосизма – сянь сюэ () - к учению о бессмертии .

Именно с пропаганды этого учения даосизм фактически берет свое начало как религия. Проповедь идей долголетия и бессмертия не только снискала даосским магам и проповедникам большую популярность в народе и позволила им заложить фундамент новой религии, но и предоставила даосам возможность завоевать положение в обществе и добиться благосклонности императоров, отнюдь не безразличных к этой заманчивой дее. Не случайно некоторые из тех ученых, кто склонен резко разграничивать философский и религиозный даосизм, называют последний ʼʼсянь-даосизмомʼʼ, ᴛ.ᴇ. даосизмом, имеющим дело с поисками бессмертия.

История ʼʼсянь-даосизмаʼʼ восходжит по меньшей мере к III в. до н.э. Насколько можно судить по данным источников, первым, кто захотел стать бессмертным, был всœемогущий деспот и противник конфуцианства Цинь Шихуанди. Когда даосский маг Сюй Ши доложил императору, ыто где-то в океане есть три священных острова, населœенных небожителями, на которых можно найти чудесный эликсир, дарующий бессмертие, Цинь Шихуанди приказал немедленно снарядить туда экспедицию. Несколько тысяч юношей и девушек во главе с Сюй Ши были отправлены на поиски островов. Немногие из них вернулись обратно, так ничего и не добившись. Тогда Сюй Ши, опасаясь гнева грозного императора, придумал оправдание: он заявил, что нашел эти острова, но не смог высадиться на них из-за обилия акул, которые мешали к ним приблизиться.

Кроме Сюй Ши, император отправил на поиски эликсира и трав бессмертия в океан, в горы и в другие места еще ряд магов. Все они возвращались ни с чем. Но император продолжал искренне верить в идею бессмертия. Он сурово наказал, и даже казнил неудачников (помимо 460 конфуцианцев он казнил и нескольких даосских магов), но вновь и вновь посылал даосов продолжать поиски.

Магам предоставляли много денег, они ставили различные опыты, император прислушивался к их советам, но всœе было безрезультатным. Смерть Цинь Шихуанди на неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ время оборвала официальную заботу о поисках бессмертия. При этом идея о достижении бессмертии продолжала манить к себе власть имущих.

Первые ханьские императоры, и особенно могущественный У-ди, снова обратили свое внимание на магов, обещающих бессмертие. Этот интерес императора подогревался и искусными легендами о бессмертных, повестовавшими об успехах даосских чародеев, изготовлявших волшебный эликсир и возносившихся на небо. У-ди повсюду строил даосские храмы и покровительствовал ученым магам, проникался их учением и настойчиво добивался главного – возможности действительно стать бессмертным.

Как и Цинь Шихуанди, он казнил неудачников за обман и шарлатанство, но по-прежнему верил в саму идею. Он тоже снаряжал многочисленные экспедиции и одно время даже пытался ограничивать себя в еде и принимал составленные магами пилюли.

И если устремление Цинь-Шихуанди к бессмертию не оказывало непосредственного влияния на государственные дела, то при У-ди положение резко изменилось. Как считают многие историки (в частности, Юй Ин-ши), одним из побудительных мотивов завоевательных походов У-ди в западном направлении (страна Давань, Фергана) было стремление заполучить знаменитых ʼʼнебесных конейʼʼ - фантастических существ ʼʼтого же рода, что и драконыʼʼ, на которых можно добраться до Западного царства богини Сиванму и ее эликсиров бессмертия. Не исключено, что рассказы мага Чжан Цяня о Западном крае укрепили готовность императора, разочаровавшегося в морских экспедициях на восток, искать бессмертия на западе, на вершинœе мифической горы Куньлунь.

К акциям императора У-ди, направленным на обретение бессмертия, также следует отнести поощрение занятий алхимией его придворного мага Ли Шао-цзюня, поощрение поклонения духам, строительство двух залов для встречи с ʼʼбессмертнымиʼʼ и усиление даосско-магического антуража в официальных обрядах жертвоприношения.

У-ди вошел в историю даосизма как император-маг, что отразилось в его поздних ʼʼэзотерических жизнеописанияхʼʼ (нэй чжуань ) и оккультном предании. Покровительство даосам и магам процветало и при дворах удельных князей. Достаточно вспомнить знаменитого Лю Аня, правителя Хуайнани, собравшего при своем дворе ʼʼклиентовʼʼ (кэ ) из даосов и магов, плодом деятельности которых стал трактат ʼʼХуайнань-цзыʼʼ, и стяжавшего себе репутацию не только мятежника (он был казнен как инициатор заговора против императора в 122 ᴦ. до н.э.), но и мудреца, обретшего бессмертие и вознесшегося на Небо со всœем семейством и домашними животными.

Культ бессмертия и формирующийся даосизм в целом оказывали сильное влияние на двор и опосредованно – на его политику, чему способствовала популярная при Хань доктрина хуанлао , связанная с традицией магов (фан ши ), учением о дао , натурфилософией иньян-цзя и усин-цзя , верой в бессмертных (сянь ) с одной стороны, и с философией легизма – с другой. Связь даосской философии с легизмом обнаруживается в найденной в Мавандуе книге ʼʼХуан-ди сы цзинʼʼ (ʼʼЧетыре канона Желтого императораʼʼ, II в. до н.э.). Термины дао и закон фа в ней коррелируют и взаимообусловливают друг друга.

Весьма многочисленны и точки соприкосновения даосизма и моизма: прежде всœего, это космологические схемы и магические приемы, связанные с образом главного героя моистов – Великого Юя (напр.
Размещено на реф.рф
ʼʼЮевы шагиʼʼ в даосской практике), а также приверженность к архаической символике ʼʼбожественного предкаʼʼ (ди), получившая у даосов более глубокую философскую интерпретацию. Привлекала даосов и связь моистов с технологическим мастерством, их ремесленно-рукотворной активностью. Несмотря на резкую критику Мо-цзы со стороны Чжуан-цзы, со временем образ Мо-цзы адаптировался даосской традицией в качестве бессмертного, алхимика и создателя эликсиров бессмертия, ᴛ.ᴇ. в итоге он оказался связанным со стержнем даосской доктрины.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, в данный период даосизм был весьма активной политической силой. Разумеется, при этом монархи и их приближенные искали мирского бессмертия, понимаемого исключительно как продление физической жизни. В связи с этим обмирщается и образ бессмертного, а само бессмертие воспринимается как состояние, достижимое механически за счёт приема эликсиров без какой-либо этической и медитативной подготовки, что в целом было характерно для ʼʼпридворного даосизмаʼʼ вообще. Но в эпоху Хань подобного рода идеи получили большое распространение и за пределами двора, что обрануживает весьма широкую социальную базу веры в бессмертие и бессмертных.

Что же касается конфуцианцев и вообще представителœей интеллектуальной элиты ханьского общества, то их отношение к даосизму и вере в бессмертие в целом было скептическим. Известный философ Ханьской эпохи Ян Сюн (53 до н.э. – 18 н.э.) категорически заявлял, что бессмертия не существует и смерть неизбежна. Его современник Хуань Тань считал утверждение о том, что бессмертию можно научиться, пустой болтовней магов: ʼʼПути бессмертия вовсœе нет; его создали любители чудесногоʼʼ. Знаменитый скептик Ван Чун посвятил критике учения о бессмертии главу ʼʼВзвешивания сужденийʼʼ (ʼʼЛунь хэнʼʼ). Он же объяснял веру в бессмертие наличием долгожителœей, на которых простые люди смотрели как на сянь .

Император Хуань-ди (73-49 гᴦ. до н.э.) повелœел знаменитому алхимику Лю Сяну (79 - 8 гᴦ. до н. э.) верифицировать алхимические рецепты хуайнаньского Лю Аня. Позднее веру в бессмертие обнаруживали император Ван Ман и ряд других позднеханьских императоров, прежде всœего Хуань-ди (147-167), который поклонялся Лао-цзы и Будде и искал физического бессмертия.

Но со временем, серия неудач несколько охладила интерес китайских императоров к идее достижения бессмертия. Императоры и другие люди постепенно перестали слепо доверять даосам и ждать от них волшебное зелье не сегодня-завтра. Но идея о потенциальной возможности достижения бессмертия продолжала жить.

Нет сомнения в том, что именно активная официальная поддержка этого направления сыграла решающую роль в успехе религиозного даосизма и его утверждении в те суровые времена, когда государственной идеологией было объявлено конфуцианство, а всœе остальные древние учения были обречены на вымирание.

Именно направление в сторону поисков бессмертия и способов его достижения, а также многочисленные описания удивительных историй и мифов о бессмертных стало основой этой религии, сложившейся на базе древнего философского даосизма и народных верований.

С первых веков н.э., и особенно вскоре после проникновения в Китай буддизма, у которого даосизм заимствовал очень многое и который по праву должен считаться его третьим важнейшим источником, даосы перешли от примитивных поисков островов бессмертия и волшебных эликсиров к более основательной и обстоятельной разработке своего учения. При этом важнейшим пунктом теоретической разработки даосского учения по-прежнему оставалась забота о спасении человека, ᴛ.ᴇ. поиски путей и методов достижения бессмертия.

Впервые мысль о принципиальной возможности долгой, даже вечной жизни была выдвинута в даосских трактатах IV-III вв. до н.э. Лао-цзы в своем трактате упоминал о том, что тот. Кто знает меру, может прожить очень долго, и что для того, кто сумел овладеть жизнью, не существует смерти.

Аналогичные идеи в более конкретной и разработанной форме можно встретить и в ʼʼЧжуан-цзыʼʼ. В этом трактате говорится о том. что великие мудрецы живут подчас до тысячи лет, что некий Гуан Чэн-цзы прожил даже 1200 лет вследствие того, что вел размеренный образ жизни и не утруждал себя страстями, чувствами, действиями и знаниями. При этом образцом долголетия в трактате выступает некий Пэн Цзу, который прожил долгую жизнь (не менее 800 лет). Те, кто хочет достичь долголетия и уподобиться Пэн Цзу, должны тренировать свое тело посредством специальных дыхательных и гимнастических упражнений. Подлинные бессмертные не едят зерна, но пьют росу и вдыхают ветер.

Т. о., уже в древних трактатах философского даосизма теория достижения бессмертия была разработана довольно обстоятельно. Эпоха Хань была временем бурного развития даосского учения. В это время появляется множество трактатов, пособий, рассказов, рецептов, методик и вычислений, авторы которых ставили своей целью разработать основные принципы достижения бессмертия и дать теорию и практические методы превращения человека в бессмертного.

Большинство этих сочинœений ныне утрачено и сохранились лишь в отдельных цитатах, вкрапленных в более поздние труды. Но некоторые из них сохранились полностью – к примеру, очень характерный и интересный трактат Хэ Гуна (284-363) ʼʼБао Пу-цзыʼʼ. Сведения из этих источников довольно обрывочны и эклектичны. Нередко они даже противоречат друг другу, поскольку основаны на различных ʼʼсистемах счисленияʼʼ. При этом в целом знакомство с этими произведениями позволяет сформулировать теоретическую часть проблемы бессмертия.

Согласно учению даосов, тело человека представляет собой микрокосм, подобный макрокосму, Вселœенной. И там и здесь действует множество духов, чье присутствие имеет огромное значение для нормального функционирования и сохранения организма. В телœе человека активно функционируют 36 тыс. различных духов, которые подразделяются на 3 большие группы, 6 меньших, 120 отделœений и т.д. Эти же 36 тыс. духов соответствуют 360 дням лунного года и разделœены на 24 секции соответственно числу полумесяцев.

Каждая из этих групп духов во главе с соответствующим ʼʼуправителœемʼʼ проходит по определœенному ʼʼведомствуʼʼ организма человека, связана с его 5 основными внутренними органами, 12 венами и многочисленными костями и мышцами. Следует отметить, что в области анатомии у даосов были очень хорошие познания – именно на их базе сложились основные принципы традиционной китайской медицины.

Наивысшую роль в данном сонме духов микрокосма играют владыки трех главных групп – трех базовых частей, на которые подразделяется тело человека (голова и руки, грудь, живот и ноги). Иногда они ассоциируются с ʼʼТремя Единственнымиʼʼ и ʼʼТремя Высшимиʼʼ (Тянь-и, Ди-и и Тай-и) даосского пантеона.

В концепции сянь сюэ важнейшее место занимает проблема соотношения духа и тела. В трактате ʼʼБаопу-цзыʼʼ указывается, что тело и дух соотносятся как плотина (тело) и вода в запруде (дух). Причем гибель физического тела приводит и к гибели (вернее распаду) единого духа (шэнь ), который принято понимать как утонченная материально-энергетическая субстанция ци . После смерти тела ци распадается на душу по , продолжающую пребывать с телом, и душу шоу , уходящую в вечность. Тело выступает единственной нитью, связывающей их воедино.

В комментарии к даосскому трактату эпохи Мин ʼʼКанон зародышевого дыханияʼʼ (ʼʼТай си цзинʼʼ) говорится о соотношении жизненной энергии (ци ) и духа (шэнь ) следующее: ʼʼДух - ϶ᴛᴏ дитя ци . Ци – мать духа. Дух и ци следуют друг за другом подобно телу и тени…. Тело жилище духа. Дух господин тела. В случае если хозяин пребывает в покое, то дух живет в нем. В случае если хозяин обеспокоен, то дух покидает его. В случае если дух уходит, то ци рассеивается… Дух внутри ци подобен зародышу в утрбе матери. Οʜᴎ единотелœесны по самой своей сутиʼʼ.

Т.о., здесь говорится, что 1) дух производен от ци как его субстанции; 2) дух более ценен, чем тело, т.к. жизненная сила зависит от духа; 3) дух и ци обладают одной и той же природой, они единосущны. Иными словами, человеческая личность воспринимается здесь в качестве единого психофизического целого.

Потоки животворящего ци текут по каналам тела. Эти каналы (цзин ) пронизывают всœе тело, образуя как бы тончайшую эфирную паутину. При этом среди них есть особенно важные для даосской практики.

В случае если мы посмотрим на атлас китайской акупунктуры, то увидим, что среди меридианов (тех же каналов) особо выделœены восœемь так называемых ʼʼчудесныхʼʼ каналов. Οʜᴎ не играют важной роли в медицинœе, но для даосской практики достижения бессмертия именно они (прежде всœего два из них) имеют принципиальное значение. Эти два канала называются жэнь май и ду май , что можно перевести как ʼʼвена регуляцииʼʼ и ʼʼвена контроляʼʼ. Одна из них начинается в промежности (точка хуэй инь ) и идет вверх вдоль позвоночника через макушку головы (точка бай хуэй ) к верхней десне. Вторая начинается в нижней десне и идет вниз через пуп к промежности. Т.о., оба канала образуют как бы круг, разорванный в полости рта. Для правильной регуляции энергии ци и поддержания жизненных сил организма даос ʼʼустраняетʼʼ данный разрыв, строя ʼʼсорочий мостʼʼ – прислоняет кончик языка к нёбу, благодаря чему образуется ʼʼмалый небесный кругʼʼ (сяо чжоу тянь ), играющий очень важную роль как в даосских дыхательных упражнениях, так и в практике внутренней (созерцательной) алхимии (нэй дань ).

Сплетение каналов образуют три тонких энергетических центра, являющихся своего рода резервуарами ци . Эти центры называются ʼʼкиноварными полямиʼʼ (дань тянь ). Их локализация такова: нижняя часть живота (немного ниже пупа), центр груди и голова. Головной центр в поздних текстах часто принято называть нивань гун , что дословно переводится как ʼʼдворец глиняного шарикаʼʼ, но скорее всœего слово нивань здесь представляет собой даосскую транскрипцию буддийского термина нирвана и понимать его следует как ʼʼдворец нирваныʼʼ.

Вполне естественно, что обычный человек ничего не знает ни об особенностях энергетики своего тела, ни о населяющих его духах и не заботится о них. Но тот, кто хочет добиться бессмертия, должен прежде всœего постичь основные закономерности и связи всœех энергетических каналов и всœех многочисленных духов с соответствующими частями человеческого тела (ведь ни один из этих 36 тыс. духов не толчется без дела – у каждого духа есть свой участок работы и свои обязанности) и, главное, помешать им покинуть тело, чтобы циркуляция энергии ци не была нарушена.

И если самыми разнообразными средствами и методами регуляции энергии ци воздействовать на духов в нужном направлении и не дать им уйти из тела, то сила духов внутри тела будет постепенно расти, а вместе с тем будет меняться и субстанция тела. Когда данный процесс зайдет достаточно далеко, именно духи станут преобладающим элементом в человеке, его тело дематериализуется и он, став бессмертным, вознесется на небо.

Свои теоретические построения даосы обычно иллюстрировали конкретными примерами из истории. В качестве главных героев подобного рода чудесных историй о достижении бессмертия зачастую выступали либо древние отшельники, святые старцы, которые удалились от людей и тем самым как бы исчезали из поля зрения простых смертных, либо те самые даосские маги, которые в свое время прославились поисками бессмертия.

И так как за давностью лет жизненный путь большинства этих магов оказывался обычно забытым, они тоже нередко объявлялись преуспевшими в своих поисках бессмертия и вознесшимися на небо. Только официальные списки, включающие жития наиболее выдающихся ʼʼбессмертныхʼʼ, живших до нашей эры, насчитывают десятки биографий.

Поиски бессмертия требовали от человека немалых жертв и заставляли его мобилизовать всю свою волю и выдержку, всœе способности и терпение. Практически тот. Кто посвятил всю свою жизнь этому делу, должен был с юных лет отказаться от обычной жизни с ее горестями и радостями, отрешиться от всœех стремлений и страстей, во всœем себя ограничить и целœеустремленно двигаться только к одной великой цели. Разумеется, это было не каждому под силу.

Только немногие из наиболее рвностных и старательных последователœей даосизма были способны на такие жертвы. Зато именно они пользовались наибольшим уважением и почтением в среде даосов. К их словам прислушивались, их трактаты читали, их советам и предписаниям следовали остальные в надежде хоть немного приобщиться к их святости и тем самым хотя бы отчасти приблизиться к высшей цели всœего религиозного даосизма – к бессмертию.

Краеугольным камнем в даосизме является учение о бессмертии. Учение основано на мифологических образах и не совпадает с концепциями Лао-цзы и Чжуан-цзы.

В отличие от воззрений основоположников даосизма, которые рассматривали смерть как естественное проявление природного цикла перемен, уже в эпохи Цинь (221 - 207 г. до н.э.) и Хань (206 - 220 г.н.э.) в даосизме начинается проповедь идеи бессмертия.

Проповедь долголетия и бессмертия для людей, познавших Дао, была одним из самых привлекательных пунктов в учении Дао, как для простого народа, так и для знати.

В соответствии с идеей о бессмертии, одними из основных занятий служителей даосского культа стали занятия медициной, алхимией и магией. Эта идея настолько увлекала, что императоры даже снаряжали экспедиции за эликсирами бессмертия и финансировали работы даосских магов по их изготовлению. Даосские трактаты содержат подробные описания способов изготовления эликсира бессмертия. Считается, что достижению бессмертия способствуют талисманы, амулеты, магические тексты.

Таким образом, даосизм смог выжить и укрепиться в условиях господства конфуцианства. При этом даосизм довольно сильно изменился, идея о Дао и Дэ была отодвинута на задний план, а на передний выдвинулись многочисленные маги, знахари, шаманы, примкнувшие к даосизму, которые умело синтезировали некоторые идеи даосизма с крестьянскими суевериями, и таким образом получили над ними (крестьянами) очень большую власть. Подтверждением этому стало крестьянское даосское восстание, произошедшее во время кризиса власти после конца династии Хань, которым руководил даосский маг Чжан Цзяо. Он ставил своей задачей свержение существующего строя и замену его царством Великого Равенства (Тайпин). Он объявил год восстания началом эпохи нового `"Желтого неба"", поэтому его приверженцы носили желтые повязки. Восстание было жестоко подавлено, сам Чжан Цзяо убит, а остатки его приверженцев скрылись на западе, в горных приграничных районах, где действовала другая даосская секта Чжан Лу.

Эта, теперь объединенная, секта после падения династии Хань превратилась в самостоятельное теократическое образование, которое так же называют государством даосских пап-патриархов. Впоследствии с ними считались даже официальные власти. Власть в этом «государстве в государстве» передавалась по наследству, само оно состояло из 24 общин, возглавляемых епископами. Жизнь в этих общинах была организованна таким образом, чтобы каждый мог очиститься, покаяться и, пройдя через серию постов и обрядов, подготовить себя к бессмертию. Согласно Дао, тело человека представляет собой микрокосм-это скопление духов и божественных сил, результат взаимодействия мужского и женского начал. Стремящийся к достижению бессмертия должен, прежде всего, постараться создать для всех этих духов-монад (их около 36 000) такие условия, чтобы они не стремились покинуть тело. Даосы предполагали достичь этого за счет ограничения в еде, специальных физических и дыхательных упражнений. Так же чтобы достичь бессмертия, кандидат должен был совершить не менее 1200 хороших поступков, и при этом один плохой поступок сводил все на нет.

В даосизме особое внимание обращается на отправление основных обрядов жизненного цикла: рождение, свадьба, похороны.

Важным моментом даосизма является отправление постов: тутаньчжай (пост грязи и угля) и хуанлучжай (пост желтого талисмана), а также празднованию традиционного Нового года по лунному календарю. Тайно отмечается праздник "Хэ ци" ("Слияние духа"), во время которого даосы считают себя полностью свободными от всех половых запретов и ограничений.

В период Южных и Северных династий (IV - VI век н.э.) в даосизме произошло деление на две основные ветви: "Путь северных небесных наставников" и "Путь южных небесных наставников"

При императоре Сюаньцзуне (712 - 756 г.н.э.) династии Тан (618 - 906 г.н.э.) даосизм принял формы государственной религии. Даосские сочинения "Лао-цзы", "Чжуан-цзы", "Ле-цзы" стали именоваться "истинными канонами", в каждом округе обязательно должен был быть построен даосский храм.

Император Чженьцзун (998 - 1022 г.н.э.) из династии Сун приказал собрать и отредактировать новый "Дао цзан" - даосский канон.

На формирование даосизма как религиозной системы большое влияние оказал буддизм, проникший в Китай из Индии в начале н.э. и достигший там своего наивысшего развития в VI - X веках. Именно в этот период произошло формирование даосского монашества.

В период правления монгольской династии Юань (1279 - 1367) даосизм претерпевал определенные трудности. Был уничтожен ряд даосских сочинений.

Когда китайский престол заняла национальная династия Мин (1368 - 1644) даосизм вновь возродился, однако при следующей манчжурской династии Цин (1644 - 1911) даосизм постепенно перестал играть особо важную роль в духовной жизни Китая.

В 1957 году в Китае была создана Китайская ассоциация последователей даосизма. Главным гуань (даосским монастырем) является пекинский монастырь Байюнь гуань (монастырь Белых облаков).

К XX веку влияние даосизма постепенно уменьшалось. Точное число приверженцев даосизма неизвестно, по приблизительной оценке к концу XX века наиболее активных даосов насчитывалось около 20 миллионов человек.

Доктрина бессмертия претерпевала изменения по мере развития, возникла в даосизме из-за:

    неразвитости учения о духовном бессмертии в древнем Китае;

    предпосылки веры в человеческое бессмертие через бесконечное продление жизни.

Даосская философия возникла в период кризиса архаичной религии и питающего его мифологического мышления.

Цари после смерти становились слугами Небесного Верховного императора, простым людямотказывали в бессмертии. Позже Цзы-чань (Цзо-чжуани) писал ужео бессмертиии аристократов,ипростых людей.

Классический взгляд о существовании душ: "хунь" (разумная душа) -отвечает за жизнедеятельностьи "по" (животная душа) - ментальность. Хунь (их 3) после смертипревращаются в"шэнь" (дух), существуют так, затем растворяется в небесной пневме. "По" (8)превращаютсяв демона, призрака("гуй"), потом отправляютсяв подземный мир к желтым источникам. Тело - единственная нить, связывающая души воедино. В этом виде "ци" вошло в даосизм. Чтобы сделать бессмертным дух - требуется сделать бессмертным тело.

  1. Даосизм и народные верования

Японские исследователи (в отличие от западных) считали, что даосизм и национальные китайские верования - это одно и то же. Отечественный ученый Сивин считал даосизм высокоорганизованнным, ограниченным культом, пантеоном и традицией преемственности. Народные верования не попадают в собственно даосизм (выступал за четкое их разграничение).

Ортодоксальные даосские школы никогда не были оппозиционны к правительству. Образование же автономного государства "Небесных наставников" объяснялось географической изолированностью Сычуани, а не династийными устремлениями Чжан Лу (Зайдель). Сам "Лао-цзы" для "Небесных наставников" был лишь небесным божеством, а не вдохновителем к восстаниям во имя всеобщего благоденствия.

Даосизм и народные верования - понятия далеко не тождественные, но постоянно взаимодействующие. Из всех китайских религий только даосизм наиболее тесно связан с народными верованиями, поскольку во многом вышел из их недр, что подтверждает справедливость квалификации даосизма, как национальной религии Китая. В позднем средневековье даосизм вступал в отношения с другими учениями Китая.

  1. Даосизм - религия или философия? Ранний и поздний даосизм

Проблема единства даосизма является одной из наиболее сложных. Это связано с отношением раннего (философского) и позднего (религиозного) даосизма. Эти направления принципиально различны, автономны и несинхронны. Даосизм - религия средневекового Китая, возникшая в начале нашей эры. Американский исследователь Скиппер К. М.считает, ранний и поздний даосизм континуальными (различными фазами единой традиции). В философских текстах присутствует религиозный пласт.

Для японских ученых даосизм - единая традиция, развертывающаяся на различных уровнях (философском и религиозном).

Г. Крилл считал, что подлинен лишь философский даосизм периодов Чжань-го и Ранней Хань, а появившаяся позже даосская религия никак с ним не связана.

Большой авторитет даологии М. Стрикмэн ститает, что собственно даосизмом является религиозный даосизм. Предложил не делить вообще даосизм на религиозный и философский, понимая под даосизмом национальную китайскую религию, сформированную во II в. н. э. Преполагается ее начало от Чжан Даолина и Ранней Хань, якобы получивших от "Лао-цзы" божественное откровение и право быть его наместником на земле с титулом "Небесных наставников" ("тянь ши").

Учение "Лао-цзы" и "Чжуань-цзы" Стрикмэн считает протодаосскими, так как они не пользовались самоназванием даосизм, которое сначало означало просто "учение Пути" и прилагалось в период Чжань-го к самым различным учениям: дао являлось универсальнным для китайской культуры в целом.

До периода Поздней Хань существовали различные традиции (автономные учения), слившиеся в единый поток даосизма.

Таким образом, "Лао-цзы" и "Чжуань-цзы" приобрели статус даосских тoлько после появления в начале нашей эры самого даоса, т. е. религии, в которой их участие стало выполнять функции религиозной философии. Эта его концепция разрушала исходное фундаментальное единство даосской традиции.

Даосизм древних текстов был плюралистичен и не мог быть рассмотрен, как систематизированное единое целое. Даосизм нашей эры не возникал., а организованно оформлялся. К. М. Скиппер: "преемственность традиций (Новое откровение "Лао-цзы" для Чжан Даолиня) предполагало наличие предшествующего старого откровения ("Дао-дэ-цзин")". Поэтому школа "Небесных наставников" не являлась исходной точкой даосизма.

А. Ф. Райт (американский исследователь китайской культуры) не только перечислил основные черты китайской культуры, но и выделил субтрадиции, пытаясь указать на их связь.

Эти характеристики:

    В даосе все явления сплетены в сеть взаимовлияющих сил. Возникает идея потока - всеобщего изменения, становления. Примитивизм - индивидуализм и общество улучшатся, если вернуться к первозданной простоте с минимумом учености и целенаправленной активности.

    Вера в возможность совершенства посредством различных методов (мистического созерцания, диет, сексуальных практик, алхимии).

Субтрадиции:

    Спекулятивная философия направлена на достижение совершенства через единение с Дао, что выражается в литературе, живописи, отшельничестве. Это направление привело к становлению дзэн-буддизма.

    Внутренняя (направлена на обретение совершенства и бессмертия) и внешняя (связанная с внутренней терминологией, методами) алхимия. Последняя занималась трансмутацией металлов и изготовлением эликсира бессмертия. Д.Нидэм писал, что внешняя алхимия привела к возникновению естественнонаучных знаний в Китае и совершенствованию технологических процессов.

    Применение идей даосизма в политической и социальной жизни. Эта линия привела к появлению ортодоксального политического даосизма и к еретическому политическому даосизму. В первом развилось учение о правлении, основанное на недеянии, предположении совершенства монарха, которое оправдывало его неограниченную власть. Второе, связанное с народным движением старого Китая, выступало за уравнительные установки, веру в мудрецов (как воплощение "Лао-цзы").

    Общинный религиозный даосизм. Обслуживал локальные общины, не затронутые конфуцианской пропагандой. Проявлялся в экзотерических ритуалах, очищении местности от вредоносных влияний, погребальных обрядах.

    Монастырский даосизм (буддизированный) представлял собой реакцию на проникновение буддизма в китайское общество.

Сюнь Дишань считал, что для китайской культуры знание конфуцианства дает меньше, чем даосизм. Жизнь и идеалы китайцев пронизаны даосскими идеями.

Религиозный даосизм не отделим от культуры традиционного Китая и ее особенностей. Даосизм постепенно расространился в Японию, Корею, Вьетнам, Камбоджу. Но во Вьетнаме присутствовали только элементы даосизма в недаосских культах, там не было даосского духовентства. ВКамбодже были даосские монастыри, но в них не было даосских божеств. В Японии были приняты учения о бессмертии, алхимия, гимнастика. Но в эту страну не прибыл ни один даосский священник, не было построено ни одного храма.

Универсальные потенции даосизма оставались нереализованнымию Причины этого заключались в организационной аморфности и рыхлости даосизма. Кроме этого даосы воздерживались от проповедей.

Даосизм - одна из национальных религий Китая. Если конфуцианство скорее этико-политическое учение, то даосизм - собственно национальная религия.

Даосская идея совершенного правления развивалась параллельно с конфуцианством. Вера в мандат неба ("тянь ши") для добродетельного монарха была органической частью религиозного даосизма ("тянь ши" - мудрец, выполняющий функции монарха в период междуцарствия, "го ши" - советник, наделенный мандатом неба, легитимный правитель). Даосизм и конфуцианство не всегдабыли противоположны.

Часто даосизм впитывал в себя многочисленные конфуцианские идеи, многие социально-политические взгляды являлисьдаосско-конфуцианским синтезом. "Небесные наставники" пользовались правом определять бога-покровителя ("чэн хуан") для любого китайского города. Многие конфуцианцы писали тексты даосских литургий для блага императорской семьи.

Д. Легг, Л. Виллер писали, что даосизм VI-IV вв. до н. э. начался с философии "Лао-цзы", развивался у "Чжуан-цзы" и пришел в упадок у "Ле-цзы". Ко времени Поздней Хань (I-II вв. н. э.) он окончательно выродился, превратившись в смесь суеверия, алхимии, магии и колдовства.

Вставал вопрос: что является религией, что философией? Легг признавал чистоту только "Дао-дэ-цзина" (без суеверий, религии). Но с другой стороны, странен факт вырождения философии в религию с теологией весьма не высокого уровня, тогда как обычно религия при развитии содержит теоретический фундамент в виде жесткой догматики и спекуляций, часто граничащих с религиозной философией. Религия и философия - разные, но часто взаимодействующие формы. Игнорирования роли мифологии и религии в древнедаосской философии были не научного характера.

А. Масперо - первый ученый, отказавшийся от противопоставления раннего и позднего даосизма. Указывал на то, что религиозная практика, традиционно считавшаяся позднедаосской, реально предшествовала философии "Лао-цзы" и "Чжуан-цзы". С другой стороны все памятники философского даосизма пронизаны указаниями на существование даосской религиозной практики и методов обретения Дао.

Для Масперо даосизм - религия личностная, в отличие от общинных форм религии, ничего не говорящих о спасении (например, конфуцианство). Истоки даосизма лежат в незапамятной древности, а школы "Лао-цзы" и "Чжуан-цзы" - являются не исходным даосизмом, а лишь теченииями или направлениями в общем потоке становящейся даосской традиции, школой с философской тенденцией.

Интересное обоснование общности раннедаосских и позднедаосских концепций дал В. Нидэм. Он показал, что поиски бессмертия не противоречат таким фундаментальным даосским понятиям, как "ву-вэй" ("недеяние") и "цзы жань" ("самоестественность"). Если "ву вэй" - непротиводействие природе, то ведь и поиски бессмертия можно рассматривать как использование самой природы для достижения совершенства.

Многие позднедаосские понятия восходят к глубокой древности. Например, почитавшееся в VI в. божество "Тянь Хуан" ("Небесный августейший") восходит к Чжоу Ли, где оно выступает, как воздающее награды и наказания воплощение небесной воли ("тянь чжи").

Попытки противопоставить ранний и поздний даосизм логически несовместимы, ибо религия вообще не может быть адекватно представлена в качестве логически упорядоченной системы последовательных положений. И в раннем, и в позднем даосизме интерес к проблеме спасения был одинаково интенсивен (Н. Ж. Жирардо). Он создал схему становления даосизма от его зарождения до появления организованных направлений при Поздней Хань:

    Период древних протодаосских религиозных верований шаманского типа, формирование религиозной практики и стихийное складывание мировоззренческих моделелей (IV-III вв. до н. э.)

    Период рационализации мировоззрения. Подведение философской базы и письменная фиксация ее в текстах. Появление школ "Лао-цзы", "Чжуан-цзы", натурфилософии, "инь-янь", систем обретения бессмертия и медитативного созерцания.

    Сближение различных школ и направлений, включение новых течений. Формирование целостного даосского мировоззрения.

    Первые организованные даосские направления и школы: ортодоксальные и еретические.

В дальнейшем под даосизмом будет пониматься национальная китайская религия, обладающая собственной спецификой и отличная как от других организованных религий, получивших распространение в Китае, так и от народных верований и культов, с которыми она, однако, тесно связана, возникшая в середине I тыс. до н. э. на основе религиозных верований шаманского типа и окончательно сформировавшаяся в первые века нашей эры.

Многие тысячелетия люди задумываются над вопросом, как обрести вечную жизнь. Никто не желает умирать, все этого боятся. В современном мире разрабатываются техники клонирования, стараются найти ген старения и отключить его. Однако все неизменно умирают, как бы ни старались этого избежать.

Каждый человек рано или поздно пытается понять, а что же происходит после смерти. Именно поэтому люди стараются получить от жизни все возможное, пока еще есть время. Так что же значит бессмертие?

Многие не верят в то, что можно обрести бессмертие. Люди уверены, что после смерти уже ничего не происходит. Все страшатся смерти, поэтому и хотят, чтобы она, если уж суждено, наступила мгновенно, чтобы не испытывать адских мучений. Ну а когда приходит старость, то начинается ненависть. Пожилые люди испытывают к молодым зависть. Они забывают о том, что было раньше, поэтому и относятся так к более здоровым и юным.

Даосизм о достижении бессмертия утверждает, что до конца дней интересоваться жизнью может тот, кто способен ей наслаждаться. Поэтому практики в первую очередь старались достичь максимальной чувственности.

Сначала даосы были уверены, что бессмертие означает вечное наслаждение. Болезней и старости не существует, есть только экстаз и бесконечное счастье. Тогда и появились легенды о рае. Там вечная молодость и различные наслаждения.

Даосские практики бессмертия и секреты динамического цигун

Подобная практика основана на движениях и постоянной медитации. Существует невероятное количество техник цигун, но главный фактор не меняется. Базовые принципы должен знать каждый, только тогда человек овладеет техниками для достижения вечной жизни и наслаждения. В Китае всегда начинали обучение именно с принципов, а не с определенных упражнений. Техники сравнивали с алфавитом.

Самой популярной разновидностью динамической цигун являлась гимнастика под названием тай-чи. Мастера сравнивают эту технику с морем, в котором нет берегов, с бесконечными волнами. Считается, что данную систему полностью постичь никому не удается. Мастера уверены, что можно дома постичь все истины человеческого существования, понять, что происходит на земле и на небе.

Даосизм учение о бессмертии

Поиски бессмертия раньше старались осуществить при помощи обращения к заклинаниям и божествам. Именно это прописано в религии даосизма. Люди стремились к тому, чтобы избавиться от болезней, продлить жизнь и омолодиться.

Бессмертие считалось именно материальным, то есть нужно было обрести вечную молодость для тела человека, а не для его души. Религиозные концепции же утверждали, что существует единение между душой и телом. Даосы считали, что в человеке заложено много душ, которые не могут вступить в противовес с телом. Считалось, что у людей семь нижних душ и три верхних. Причем они разделялись друг с другом во время смерти. Ну а тело считалось единым, в котором и обитали эти души. Поэтому только вечная жизнь тела могла позволить продолжать существование цельной личности человека.

Поиски бессмертия

Для того, чтобы обрести бессмертие, человеку необходимо было идти на жертвы. Он должен был посвятить всю жизнь поискам вечного, проявить терпение и выдержку, отказаться от земных радостей и удовольствий. Люди ограничивали себя во всем, чтобы обрести вечное существование.

Необходимо было обратиться к опытному наставнику, который и направлял ученика по правильному пути. Без мастера невозможно изучить техники и методы достижения бессмертия. Даосы терпеливо трудились в течение жизни, чтобы добиться результата. Они обязаны были быть достойными и почтительными, иметь чистые помыслы. Ну а лживые личности не могли достичь единения души и тела. Даосы были убеждены, что человек за жизнь должен совершить 1200 добрых дел и ни одного дурного, иначе эти цифры обнуляются. Только в этом случае он мог достичь вечной жизни.

Даосские практики считали важной процедурой для достижения бессмертия укрепление духа. Ведь душа контролировала поступки или помыслы человека. Нужно было добиться слияния воздуха с энергией цзин. Для этого использовались дыхательные упражнения и гимнастика. Все направлялось на то, чтобы в момент смерти дух не покинул тело, только в этом случае жизнь продолжалась.
Физическими методиками считались дыхательные упражнения, гимнастические, люди принимали лекарства и делали массажи. Существенное значение уделялось питанию. Имелись даже даосские грибы бессмертия, которые соответствовали учению инь-ян, сексуальной практике.

Вывод

Так как же даосы понимали бессмертие? Особое состояние единения души и тела, которое гарантирует бесконечную жизнь и обеспечивает подготовку к другому существованию. Они считали, что существует четвертое измерение, в которое и перемещается человек после смерти.

Возможно вам также понравится:

Даосские практики омоложения лица и кожи Даосские упражнения для восстановления энергии Даосские практики Мантек Чиа – базовые практики Даосские практики здоровья для мужчин Упражнения цигун для спины и позвоночника Что означает принцип недеяния в даосизме

нашей эры в восточных пограничных горных районах Индии, откуда они, видимо, стали известны и даосам.

Несмотря на важную роль наследственной теократии Чжа-нов и связанных с ней различных даосских сект, главам которых нередко приписывалась чудодейственная сила и даже власть над демонами и духами, все они были лишь высшей духовной инстанцией, своеобразными хранителями принципов и догматов учения. Реальной административной власти вне своих общин и сект даосские патриархи и «епископы» не имели. Они и не стремились к этому. Даосская религия за свое почти двухтысячелетнее существование не создала стройной церковной структуры, и это в условиях господства конфуцианства было оправданным: организационная слабость религиозного даосизма вне его общин и сект способствовала проникновению этой религии во все поры китайского общества. В этом смысле даосизм был близок к буддизму – учению, у которого он очень многое взял как в области теоретической, доктринальной, так и в плане организационном.

Более всего влияние буддизма и вообще индийской мысли заметно на той трансформации, которую испытали даосские концепции о путях и методах достижения бессмертия. Эти концепции были разработаны в ряде трактатов. Вкратце они сводятся к следующему.

Даосизм о достижении бессмертия

Тело человека являет собой микрокосм, который, в принципе следует уподобить макрокосму, т. е. Вселенной. Подобно тому как Вселенная функционирует в ходе взаимодействия Неба и Земли, сил инь и ян, имеет звезды, планеты и т. п., организм человека

– это тоже скопление духов и божественных сил, результат взаимодействия мужского и женского начал. Стремящийся к достижению бессмертия должен прежде всего постараться создать для всех этих духов-монад (их 36 тыс.) такие условия, чтобы они не пожелали покинуть тело. Еще лучше -специальными средствами усилить их позиции, дабы они стали преобладающим элементом тела, вследствие чего тело дематериализуется и человек становится бессмертным. Но как достичь этого?

Прежде всего, даосы предлагали ограничение в еде – путь, до предела изученный индийскими аскетами-отшельниками. Кандидат в бессмертные должен был отказаться вначале от мяса и вина, потом вообще от любой грубой и пряной пищи (духи не выносят запаха крови и вообще никаких резких запахов), затем от овощей и зерна, которые все же укрепляют материальное начало в организме. Постепенно удлиняя перерывы между приемами пищи, следовало научиться обходиться совсем немногим – легкими фруктовыми суфле, пилюлями и микстурами из орехов, корицы, ревеня и т. п. Специальные снадобья готовились по строгим рецептам, ибо их состав определялся и магической силой ингредиентов. Следовало также научиться утолять голод с помощью собственной слюны.

Другим важным элементом достижения бессмертия были физические и дыхательные упражнения, начиная от невинных движений и поз (позы тигра, оленя, аиста, черепахи) до инструкций по общению между полами. В комплекс этих упражнений входило постукивание зубами, потирание висков, взъерошивание волос, а также умение владеть своим дыханием, задерживать его, превращать его в едва заметное – «утробное». Влияние физической и дыхательной гимнастики йогов и вообще системы йоги здесь проявляется достаточно отчетливо. Однако даосизм был все-таки китайским учением, даже если на него и было оказано определенное воздействие извне. И это нагляднее всего проявляется в том, сколь большое значение даосская теория достижения бессмертия придавала моральным факторам. Причем морали именно в китайском смысле – в плане добродетельных поступков, демонстрации высоких моральных качеств. Чтобы стать бессмертным, кандидат должен был совершить не менее 1200 добродетельных акций, при этом даже один безнравственный поступок сводил все на нет.

На подготовку к бессмертию должно было уходить немало времени и сил, фактически

вся жизнь, причем все это было лишь прелюдией к завершающему акту – слиянию дематериализованного организма с великим Дао. Эта трансформация человека в бессмертного считалась очень непростой, доступной лишь для немногих. Сам акт перевоплощения почитался настолько священным и таинственным, что никто его не мог зафиксировать. Просто был человек – и нет его. Он не умер, но исчез, покинул свою телесную оболочку, дематериализовался, вознесся на небо, стал бессмертным.

Наученные судьбой своих предшественников, казненных императорами Цинь Шихуанди и У-ди, даосы усердно разъясняли, что видимая смерть – это еще не доказательство неудачи: вполне вероятно, что умерший вознесся на небо и достиг бессмертия. В качестве аргумента даосы умело пользовались легендами, в обилии созданными ими же. Вот, например, легенда о Вэй Бо-яне, авторе одного из ханьских трактатов о поисках бессмертия. Рассказывают, будто он изготовил волшебные пилюли и отправился с учениками и собакой в горы, дабы там попытаться обрести бессмертие. Сначала дали пилюлю собаке -она издохла; это не смутило Вэя – он принял пилюлю и упал бездыханным. Веря в то, что это лишь видимая смерть, за ним последовал один из учеников – с тем же результатом. Остальные вернулись домой, чтобы потом прийти за телами и похоронить их. Когда они ушли, принявшие пилюли воскресли и превратились в бессмертных, а неповерившим своим спутникам оставили соответствующую записку.

Самое интересное в легенде – ее назидательность: именно после смерти и наступает бессмертие, поэтому видимую смерть можно считать мнимой. Такой поворот в даосском культе бессмертия был закономерен. Ведь императоров, поощрявших даосов и покровительствовавших им, интересовали отнюдь не изнуряющие посты и самоограничения. Они не стремились научиться питаться слюной – их интересовали именно пилюли, талисманы и волшебные эликсиры. И даосы старались угодить своим царственным патронам. В китайских летописях упоминается, что в IX в. четверо императоров династии Тан преждевременно расстались с жизнью именно из-за злоупотребления даосскими препаратами. Конечно, запись в официальном (конфуцианском) источнике – еще не убедительное доказательство. Однако нет оснований и сомневаться: для образованных и рационалистически мысливших кон-фуцианцев шарлатанство даосских магов и легковерие правителей были очевидны, что и оказалось зафиксированным в источниках. При этом весьма вероятно, что некоторые танские императоры не воспринимали такого рода смерть как свидетельство неудачи – возможно, они тоже верили, что это путь к подлинному бессмертию. Однако стоит заметить, что случаи смерти от злоупотребления пилюлями были нечасты, причем скорей среди поверивших даосам и страстно желавших бессмертия императоров, чем среди самих даосов.

Псевдонауки даосов

Увлечение волшебными эликсирами и пилюлями в средневековом Китае вызвало бурное развитие алхимии. Получавшие средства от императоров даосы-алхимики упорно работали над трансмутацией металлов, над обработкой минералов и продуктов органического мира, выдумывая все новые способы приготовления волшебных препаратов.

В китайской алхимии, как в арабской или европейской, в ходе бесчисленных опытов по методу проб и ошибок совершались и полезные побочные открытия (например, был открыт порох). Но эти побочные открытия теоретически не осмыслялись, поэтому они и не сыграли существенной роли в развитии естественных и технических наук. Этому, как упоминалось, способствовала и официальная позиция конфуцианства, считавшего наукой только гуманитарные знания в их конфуцианской интерпретации. Неудивительно, что алхимия, как и некоторые другие протонаучные дисциплины, так и остались в руках даосов псевдонауками.

В их числе была и астрология – наука, которой занимаюсь еще древние конфуцианцы.

В отличие от конфуцианцев, бдительно следивших за светилами и использовавших их

перемещения и небесные феномены в политической борьбе, даосы видели в астрологии возможности для гаданий и предсказаний. Хорошо зная небосвод, расположение звезд и планет, даосы составили немало астрологических карт, атласов и календарей, с прмощью которых делали выводы о том, под какой звездой человеЕ родился, какова его судьба и т. п. Став в средневековом Китае монополистами в области оккультных наук, даосы составляли гороскопы и делали предсказания; причем без совета даосского гадателя никто обычно не начинал серьезного дела, а женитьба в Китае всегда начиналась с обмена гороскопами, точнее, с присылки гороскопа невесты в дом жениха.

Одной из популярных оккультных наук была геомантия (фэн-шуй). Связав небесные явления, звезды и планеты со знаками зодиака и странами света, с космическими силами и символами (Небо, Земля, инь, ян, пять первоэлементов и т. п.), геоманты разработали сложную систему взаимодействия между всеми этими силами и земным рельефом. Только при благоприятном сочетании небесных сил участок земли считался подходящим для строительства, устройства могилы или приобретения Е собственность. Даосская геомантия всегда имела успех: даже самые утонченные, рафинированные и презиравшие суеверия конфуцианцы не пренебрегали ею. Напротив, в необходимых случаях они обращались к даосам-гадателям за советом и содействием. Даосские гадатели обставляли всю процедуру гадания с величайшей тщательностью и серьезностью. Показательно, что компас, одно из величайших изобретений китайцев, появился именно в недрах геомантии и для ее нужд, т. е. для ориентировки на местности.

Много сделали даосы для китайской медицины. Опираясь на практический опыт знахарей-шаманов и придав этому опыту свои мистические выкладки и магические приемы, даосы в процессе поисков бессмертия познакомились с анатомией и функциями человеческого организма. Хотя научную основу физиологии человека они не знали, многие их рекомендации, лечебные средства и методы оказывались достаточно обоснованными и давали положительные результаты. Однако следует заметить, что сами даосы, да и их пациенты, всегда больше надежд возлагали не на лекарственные препараты, а на сопровождавшие их магические приемы и заклинания, на обереги и талисманы, на волшебные свойства некоторых предметов, например бронзовых зеркал, выявлять нечистую силу. Кстати, все болезни даосы считали наказанием за грехи, и больные для своего блага должны были не столько лечиться, сколько «очищаться» с помощью даосского мага.

Даосы в средневековом Китае

Усилившись за счет дальнейшей разработки своей теории, даосы в раннесредневековом Китае сумели стать необходимой и незаменимой частью духовной культуры страны и народа. В эпоху Тан (VII-Х вв.) даосы широко расселились по всей стране. В качестве опорных пунктов даосизма повсюду были созданы крупные монастыри, где ученые даосские маги и проповедники готовили своих последователей, знакомя их с основами теории бессмертия. Даосские гадатели и врачеватели, получив первоначальное образование, растекались по Китаю и практически сливались с гражданами Поднебесной, не отличаясь от них ни одеждой, ни образом жизни – только своей профессией. Эта профессия со временем превращалась в наследственное ремесло, так что для овладения им не было нужды в специальном обучении на стороне – требовалось лишь засвидетельствовать свой профессиональный уровень и получить от властей сертификат на право заниматься своим делом.

Даосы в средневековом Китае обслуживали также множество храмов и кумирен, создававшихся в честь многочисленных богов и героев, духов и бессмертных постоянно разраставшегося даосского пантеона. Они принимали участие в бытовых обрядах, в частности в церемонии похорон. В раннесредневековом Китае даосизм из преследуемой секты превратился в признаваемую и даже необходимую стране религию. Эта религия заняла достаточно прочные позиции в китайском обществе еще и потому, что она никогда не

пыталась соперничать с конфуцианством и скромно заполняла те пустоты в культуре и образе жизни народа, которые оставались на ее долю. Более того, по своему образу жизни слившиеся с народом даосы сами были теми же конфуцианцами, а своей деятельностью они даже укрепляли идеологическую структуру страны.

Сложнее были взаимоотношения даосов с буддистами, проникшими в Китай в начале нашей эры и активно сотрудничавшими с даосами. Помогая буддизму укрепиться на китайской почве, снабжая его терминами и знаниями, даосизм столь же щедро черпал сведения у буддистов и обогащался за счет индуистско-буддийской культуры. Даосизм заимствовал у буддистов идеи (представление об аде и рае), институты (монашество), через посредство буддизма познакомился с практикой йогов и т. п. Но по мере того, как буддизм в Китае приобретал самостоятельность, его идеологи со все большим раздражением относились к бесцеремонным заимствованиям со стороны даосов. Вынужденный отстаивать свое лицо, даосизм пошел на хитрость, выдумав легенду о том, как Лао-цзы, отправившись на запад, достиг Индии и оплодотворил спящую мать Будды. Легенда эта, оформленная в виде специальной сутры «Лао-цзы хуа-ху цзин» (Лао-цзы обращает варваров), оказалась весьма коварной: если принять во внимание ее конец, то все заимствования даосов у буддизма выглядели вполне закономерными. Тем самым даосизм сумел сохранить свое лицо.

Верхний и нижний пласты даосизма

На протяжении веков даосизм переживал взлеты и падения, поддержку и гонения, а порой, правда на короткие сроки, становился официальной идеологией какой-либо династии. Даосизм был нужен и образованным верхам, и невежественным низам китайского общества, хотя проявлялось это по-разному.

Образованные верхи обращались чаще всего к философским теориям даосизма, к его древнему культу простоты и естественности, слияния с природой и свободы самовыражения. Специалисты не раз отмечали, что каждый китайский интеллектуал, будучи в социальном плане конфуцианцем, в душе, подсознательно, всегда был немного даосом. Особенно это касалось тех, чья индивидуальность была выражена более ярко и чьи духовные потребности выходили за рамки официальных норм. Открывавшиеся даосизмом возможности в сфере самовыражения мысли и чувства привлекали многих китайских поэтов, художников, мыслителей. Но это не было оттоком от конфуцианства – просто даосские идеи и принципы наслаивались на конфуцианскую основу и тем обогащали ее, открывая новые возможности для творчества.

Необразованные низы искали в даосизме иное. Их прельщали социальные утопии с уравнительным распределением имуществ при жесточайшей регламентации жизненного распорядка. Эти теории играли свою роль в качестве знамени в ходе средневековых крестьянских восстаний, проходивших под даосско-буддийскими лозунгами. Кроме того, с народными массами даосизм был связан обрядами, практикой гадания и врачевания, суеверий и оберегов, верой в духов, культом божеств и патронов, магией и лубочномифологической иконографией. К даосскому гадателю и монаху шли за помощью, советом, рецептом, – и он делал все, что от него ожидали, что было в его силах. Именно на этом, низшем уровне «народного» даосизма складывался и тот гигантский пантеон, которым всегда отличалась религия даосов.

Пантеон даосизма

Включивший в себя со временем все древние культы и суеверия, верования и обряды, всех божеств и духов, героев и бессмертных, эклектичный и неразборчивый даосизм легко удовлетворял самые разнообразные потребности населения. В его пантеон наряду с главами религиозных доктрин (Лао-цзы, Конфуций, Будда) входили многие божества и герои вплоть до случайно проявивших себя после смерти людей (явился кому-либо во сне и т. п.). Для

деификации не требовалось ни специальных соборов, ни официальных решений. Любой незаурядный исторический деятель, даже просто добродетельный чиновник, оставивший по себе хорошую память, мог быть после смерти обожествлен и принят даосизмом в его пантеон. Даосы никогда не были в состоянии учесть всех своих божеств, духов и героев и не стремились к этому. Они особо выделяли нескольких важнейших из них, среди которых числились легендарный родоначальник китайцев древнекитайский император Хуанди, богиня Запада Сиванму, первочеловек Паньгу, божества-категории типа Тайчу (Великое Начало) или Тайцзи (Великий Предел). Их даосы и все китайцы почитали особо.

В честь божеств и великих героев (полководцев, мастеров своего дела, патронов ремесел и т. п.) даосы создавали многочисленные храмы, где ставились соответствующие идолы и собирались подношения. Такие храмы, в том числе и храмы в честь местных богов и духов, патронов-покровителей, всегда обслуживались даосскими монахами, обычно по совместительству выполнявшими, особенно в деревнях, функции магов, гадателей, предсказателей и врачевателей.

Специфической категорией Даосских божеств были бессмертные. В их число входили знаменитый Чжан Дао-лин (основатель даосской религии, верховный глава злых духов и ответственный за их поведение), алхимик Вэй Бо-ян и многие другие. Но наибольшей известностью в Китае всегда пользовалась восьмерка бессмертных, ба-сянь, рассказы о которых необычайно популярны в народе и фигурки которых (из дерева, кости, лака), равно как и изображения на свитках, знакомы каждому с детства. С каждым из восьми связаны любопытные истории и легенды.

1. Чжунли Цюань – старейший из восьми. Удачливый полководец ханьского времени, он потерпел поражение только из-за вмешательства небесных сил, знавших об уготованной ему судьбе. После поражения Чжунли ушел в горы, стал отшельником, научился тайнам трансмутации металлов, раздавал золото бедным, стал бессмертным.

2. Чжан Го-лао имел волшебного мула, который за день мог пройти десять тысяч ли, а на время стоянки складывался так, как если бы он был из бумаги, и засовывался в специальную трубочку. Понадобится мул – его вытаскивают, разворачивают, побрызгают водой – и он снова жив и готов к переходам. Чжан жил очень долго, не раз умирал, но каждый раз вновь воскресал, так что бессмертие его вне сомнений.

3. Люй Дун-бинь еще в детстве отличался умом, «запоминал по десять тысяч иероглифов в день». Вырос, получил высшую степень, но под влиянием Чжунли Цюаня увлекся даосизмом, узнал его тайны и стал бессмертным. Его волшебный меч позволял ему всегда одолевать врага.

4. Ли Те-гуай, как-то отправившись на встречу с Лао-цзы, оставил свое тело на земле под присмотром ученика. Ученик узнал о болезни матери и немедля ушел, а тело патрона сжег. Ли вернулся – его тела нет. Пришлось ему вселиться в тело только что умершего хромого нищего – так и стал он хромым (Ли -»Железная нога»).

5. Хань Сянь-цзы, племянник знаменитого танского конфуциан-ца Хань Юя, прославился тем, что умел предсказывать будущее. Делал он это настолько точно, что постоянно удивлял своего рационалистически мыслящего дядю, признавшего дарование племянника.

6. Цао Го-цзю – брат одной из императриц, стал отшельником и поражал всех знанием тайн даосизма, умением проникать в суть вещей.

7. Лань Цай-хэ – китайский юродивый. Пел песни, собирал милостыню, делал добрые дела, раздавал деньги беднякам.

8. Хэ Сянь-гу с детства отличалась странностями, отказалась выйти замуж, долгие дни обходилась без еды и ушла в горы, став бессмертной.

Народная фантазия наделила всех ба-сянь чертами волшебными и человеческими, что сделало их одновременно людьми и божествами. Они путешествуют, вмешиваются в людские дела, защищают правое дело и справедливость. Все эти бессмертные, как и другие духи, боги и герои, хорошо известные в Китае, в своей совокупности отражали различные