Дебюсси. «Ноктюрны. Урок музыки "клод дебюсси" История симфонии празднества клод дебюсси

Дебюсси. «Ноктюрны»

«Облака»

Состав оркестра: 2 флейты, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, 2 фагота, 4 валторны, литавры, арфа, струнные.

«Празднества»

Состав оркестра: 3 флейты, флейта-пикколо, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, 3 фагота, 4 валторны, 3 трубы, 3 тромбона, туба, 2 арфы, литавры, малый барабан (в отдалении), тарелки, струнные.

«Сирены»

Состав оркестра: 3 флейты, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, 3 фагота, 4 валторны, 3 трубы, 2 арфы, струнные; женский хор (8 сопрано и 8 меццо-сопрано).

История создания

Еще не закончив свое первое зрелое симфоническое сочинение «Послеполуденный отдых фавна », Дебюсси в 1894 году задумал «Ноктюрны». 22 сентября он сообщал в письме: «Я работаю над тремя «Ноктюрнами» для скрипки соло с оркестром; оркестр первого представлен струнными, второго - флейтами, четырьмя валторнами, тремя трубами и двумя арфами; оркестр третьего соединяет и то и другое. В целом это поиски различных комбинаций, которые способен дать один и тот же цвет, как, например, в живописи этюд в серых тонах». Письмо это адресовано Эжену Изаи, известному бельгийскому скрипачу, основателю струнного квартета, который в предыдущем году первым сыграл Квартет Дебюсси. В 1896 году композитор утверждал, что «Ноктюрны» созданы специально для Изаи - «человека, которого я люблю и которым восхищаюсь... Только он и может их исполнить. Попроси их у меня сам Аполлон, я бы ему отказал!» Однако уже в следующем году замысел меняется, и на протяжении трех лет Дебюсси работает над тремя «Ноктюрнами» для симфонического оркестра.

Об их окончании он сообщает в письме от 5 января 1900 года и там же пишет: «Мадемуазель Лили Тексье сменила свое неблагозвучное имя на гораздо более благозвучное Лили Дебюсси... Она неправдоподобно белокура, красива, как в легендах, и присоединяет к этим дарам то, что она отнюдь не в «стиле модерн». Она любит музыку... только согласно своей фантазии, ее любимая песня - хороводная, где речь идет о маленьком гренадере с румяным лицом и в шляпе набекрень». Женой композитора стала манекенщица, дочь мелкого служащего из провинции, к которой он в 1898 году воспылал страстью, чуть не доведшей его до самоубийства в следующем году, когда Розали решила с ним расстаться.

Премьера «Ноктюрнов», состоявшаяся в Париже в Концертах Ламурё 9 декабря 1900 года, не была полной: тогда под управлением Камилла Шевийяра прозвучали только «Облака» и «Празднества», а «Сирены» присоединились к ним год спустя, 27 декабря 1901-го. Эта практика раздельного исполнения сохранилась и столетие спустя - последний «Ноктюрн» (с хором) звучит значительно реже.

Программа «Ноктюрнов» известна от самого Дебюсси:

«Заглавие «Ноктюрны» имеет значение более общее и в особенности более декоративное. Здесь дело не в привычной форме ноктюрна, но во всем, что это слово содержит от впечатления и ощущения света.

«Облака» - это неподвижный образ неба с медленно и меланхолически проплывающими и тающими серыми облаками; удаляясь, они гаснут, нежно оттененные белым светом.

«Празднества» - это движение, пляшущий ритм атмосферы со взрывами внезапного света, это также эпизод шествия (ослепительное и химерическое видение), проходящего через праздник и сливающегося с ним; но фон остается все время - это праздник, это смешение музыки со светящейся пылью, составляющее часть общего ритма.

«Сирены» - это море и его безгранично многообразный ритм; среди посеребренных луной волн возникает, рассыпается смехом и удаляется таинственное пение сирен».

В то же время сохранились и другие авторские пояснения. По поводу «Облаков» Дебюсси говорил друзьям, что это «взгляд с моста на тучи, подгоняемые грозовым ветром; движение по Сене парохода, гудок которого воссоздается короткой хроматической темой английского рожка». «Празднества» воскрешают «память о прежних увеселениях народа в Булонском лесу, иллюминированном и наводненном толпой; трио труб - это музыка республиканской гвардии, играющей зорю». По другой версии здесь отражены впечатления от встречи парижанами российского императора Николая II в 1896 году.

Немало параллелей возникает с картинами французских художников-импрессионистов, любивших рисовать струящийся воздух, блеск морских волн, пестроту праздничной толпы. Сам заголовок «Ноктюрны» возник от названия пейзажей английского художника-прерафаэлита Джеймса Уистлера, которыми композитор увлекся еще в молодые годы, когда, окончив консерваторию с Римской премией, жил в Италии, на вилле Медичи (1885-1886). Это увлечение сохранилось до конца жизни. Стены его комнаты украшали цветные репродукции картин Уистлера. С другой стороны, французские критики писали, что три «Ноктюрна» Дебюсси - это звукопись трех стихий: воздуха, огня и воды, или выражение трех состояний - созерцания, действия и упоения.

Музыка

«Облака » нарисованы тонкими импрессионистскими красками небольшого по составу оркестра (из медных использованы только валторны). Зыбкий сумрачный фон создается мерным колыханием деревянных духовых, образующих причудливые скользящие гармонии. Своеобразный тембр английского рожка усиливает ладовую необычность краткого основного мотива. Колорит светлеет в среднем разделе, где впервые вступает арфа. Она вместе с флейтой ведет в октаву пентатонную тему, словно насыщенную воздухом; ее повторяют солирующие скрипка, альт, виолончель. Затем возвращается сумрачная мелодия английского рожка, возникают отголоски других мотивов - и все будто уплывает вдаль, подобно тающим облакам.

«Празднества » образуют резкий контраст - музыка стремительна, полна света и движения. Полетное звучание струнных и деревянных инструментов перебивается звонкими возгласами медных, тремоло литавры и эффектными глиссандо арф. Новая картина: на том же пляшущем фоне струнных гобой ведет задорную тему, подхватываемую другими духовыми в октаву. Внезапно все обрывается. Издалека приближается шествие (три трубы с сурдинами). Вступают молчавший до того малый барабан (в отдалении) и низкие медные, нарастание приводит к оглушительной кульминации tutti. Затем возвращаются легкие пассажи первой темы, мелькают и другие мотивы, пока звуки празднества не затихают вдали.

В «Сиренах » вновь, как и в «Облаках», господствует медленный темп, но настроение здесь не сумеречное, а озаренное светом. Тихо плещет прибой, набегают волны, и в этом плеске можно различить манящие голоса сирен; повторяющиеся аккорды без слов небольшой группы женского хора дополняют звучание оркестра еще одной причудливой краской. Мельчайшие, из двух нот, мотивы варьируются, разрастаются, сплетаются полифонически. В них слышатся отзвуки тем предшествующих «Ноктюрнов». В среднем разделе голоса сирен становятся настойчивее, их мелодия - более протяженной. Вариант у труб неожиданно сближается с темой английского рожка из «Облаков», и сходство еще усиливается в перекличке этих инструментов. В конце пение сирен замирает, как истаивали облака и исчезали вдали звуки празднества.

А. Кенигсберг

МКОУ «Новоусманская СОШ №4»

Урок музыки

в 7 классе

Симфоническая картина «Празднества» К. Дебюсси.

Инструментальный концерт.

МКОУ «Новоусманская СОШ №4»

Макухина Марина Николаевна

с. Новая Усмань

2014 год

Тема занятия: Симфоническая картина «Празднества» К. Дебюсси.

СЛАЙД 1

Цель данного занятия:

Обогащение культурного и духовного мира детей, через музыкальное, литературное и художественное наследия народов мира.

Задачи:

С помощью информационных технологий раскрыть многообразие и богатство культуры народов.

Развитие разносторонних интересов в различных областях искусств, воспитание любви и уважения к музыкальному, литературному и художественному наследию других народов, заложить основы эстетическому восприятию окружающей жизни.

Обогащение духовного мира детей. Воспитание их музыкального, художественного и эстетического вкуса.

СЛАЙД 2

План занятия:

№ п/п

Этапы занятия

Время, мин.

Организационный момент

Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала.

Формирование знаний. Преподнесение нового материала, как музыкального, так и литературного

Практическая работа

Закрепление новых знаний

Песня «Оранжевое лето»

Подведение итогов

СЛАЙД 3

Учитель: Ребята, что вы видите на экране?

Ученики: Рамка

Учитель: Для какой цели необходима эта рамка?

Ученики: Эта рамка для картины.

Учитель: Картины как можно назвать по другому?

Ученики: Живопись

Учитель: Живопись и музыку как можно назвать?

Ученики: Искусство.

Учитель: Дайте, пожалуйста, определение: что такое искусство?

Ученики: Иску́сство - процесс и итог значимого выражения чувств в образе.

Искусство - одна из форм общественного сознания, составная часть...

Музыку можно увидеть, а живопись услышать. Живопись выразит то, что не скажешь словами, раскроет самые тонкие оттенки человеческой души. Учитель: Значит, наш урок можно назвать, не просто музыка?

СЛАЙД 4

Ученики: «Живописная музыка»

СЛАЙД 5

Цели и задачи; создать на уроке атмосферу увлеченности, заинтересованности. Развивать навыки целостного музыкального анализа. Предложить ребятам выразить настроение от прослушанной музыки. Выделить интонации для раскрытия образа произведения. Пробудить творческий поиск.

Формировать у учащихся эмоционально осознанное восприятие музыкального образа.

Учитель: Музыка имеет разные направления. Какие вам известны МУЗЫКАЛЬНЫЕ направления СТИЛИ МУЗЫКИ?

Ученики:

1 Народная музыка

2 Духовная музыка

3 Индийская классическая музыка

4 Арабская классическая музыка

5 Европейская классическая музыка

6 Латиноамериканская музыка

7 Блюз

8 Ритм-н-блюз

9 Джаз

10 Кантри

12 Электронная музыка

13 Рок

14 Поп

15 Рэп (Хип-хоп)

16. Фольклорная

17. Классическая и др.

СЛАЙД 6

Слушаем музыку «Празднества» - Клод Дебюсси

СЛАЙД 7

Учитель: Кто знает это произведение и автора7

Ученики: «Празднества» Клод Дебюсси

Учитель: Ашиль- Клод Дебюсси - французский композитор, музыкальный критик.

В 1872 году, в возрасте десяти лет, Клод поступил в Парижскую консерваторию. В классе фортепиано он занимался у известного пианиста и педагога Альбера Мармонтеля, в классе начального сольфеджио - у именитого традиционалиста Альбера Лавиньяка, а орган ему преподавал сам Сезар Франк. В консерватории Дебюсси учился довольно успешно, хотя как ученик ничем особенным не блистал. Только в 1877 году профессура оценила фортепианный талант Дебюсси, присвоив ему вторую премию за исполнение сонаты Шумана.

Систематически изучать композицию Дебюсси начал только с декабря 1880 года у профессора, члена Академии Изящных Искусств, Эрнеста Гиро. За полгода до поступления в класс Гиро Дебюсси совершил путешествие по Швейцарии и Италии в качестве домашнего пианиста и учителя музыки в семье богатой русской меценатки Надежды фон Мекк. Лето 1881 и 1882 годов Дебюсси и вовсе провёл под Москвой, в её имении Плещеево. Общение с семьёй фон Мекк и пребывание в России благотворно повлияло на развитие молодого музыканта. В её доме Дебюсси познакомился с новой русской музыкой Чайковского, Бородина, Балакирева и близких к ним композиторов.

СЛАЙД 8

Любовью светится композиция Дебюсси «Лунный свет». Клод Дебюсси вообще любил свет серебристой спутницы Земли. Ему лучше сочинялось в лунные ночи.

Композитор Н. Я. Московский писал о творчестве Дебюсси: "...В моментах, когда он (Дебюсси) берется запечатлеть свое восприятие природы, происходит что-то непостижимое: человек исчезает, точно растворяется или превращается в неуловимую пылинку, и над всем воцаряется точно сама вечная, изменчиво неизменяемая, чистая и тихая, всепоглощающая природа, все эти бесшумные, скользящие "облака", мягкие переливы и взлеты "играющих волн", шелесты и шорохи "весенних хороводов", ласковые шепоты и томные вздохи беседующего с морем ветра - разве это не подлинное дыхание природы! И разве художник, в звуках воссоздавший природу, не великий художник, не исключительный поэт?"

Его музыка основана на зрительных образах, наполнена игрой светотени, прозрачными, как бы невесомыми красками, которые создают ощущение звуковых пятен.

Влияние живописи на композиторов было настолько велико, что многим своим сочинениям он дал название, связанные с изобразительным искусством: «Эстампы», «Эскизы» и др. Понимание того, как оркестр может нарисовать живописные картины, пришло к К. Дебюсси во многом от русского композитора Н. Римского-Корсакова.

Дебюсси был не только одним из самых значительных французских композиторов, но также одной из самых значительных фигур в музыке на рубеже XIX и XX веков; его музыка представляет собой переходную форму от поздней романтической музыки к модернизму в музыке XX столетия.

Учитель: Ребята, каких вы еще знаете композиторов:

Ученики: Чайковский, Лист, Глинка, Бах, Бетховен, Шопен, Моцарт, Шостакович, Шнитке, и другие.

Учитель? А какие знаете музыкальные произведения?

Ученики: «Лебединое озеро», «Щелкунчик», Ленинградская симфония – «нашествие фашистов в годы Великой Отечественной войны», «Лунный свет», «Времена года». «Вальс» и другие.

Учитель: Музыке можно дать определение?

Ученики: Музыка – это ритм, звук, темп…… Музыка нужна для души.

СЛАЙД 9

Слушаем музыку «Лунный свет» Клод Дебюсси

СЛАЙД 10 – 16

Учитель: Когда вы слушали музыку, вы что-то себе представляли? Может быть, вы видели цвета, краски или что-то другое?

Ответы самые разнообразные. От теплых тонов до самых холодных, от белого цвета до черного.

Учитель: Ребята, а все то, что мы сейчас слышали, это можно изобразить?

Ученики: Да.

Учитель: СЕЙЧАС МЫ С ВАМИ сделаем небольшую практическую работу. Изобразите то, что вы сейчас УСЛЫШАЛИ. Разделимся на три группы. У одних работа с гуашью. У других работа с тушью и нитками. У третьих работа с цветной бумагой, картоном и клеем. Приступаем к работе.

Защита работ.

СЛАЙД 17

Мелодекламация стихов под музыку К. Дебюсси

«В лунном свете»

В минуты грусти в час ночной

Уставши от напастей,

Не в тщете радостей мирских,

В покое ищешь счастья.

Забыться, слившись с тишиной,

Отбросив всё земное,

Наедине с тоской одной

Поговорить с Луною.

Луна, за то тебя люблю,

Что только в лунном свете

Я забываю о зиме,

И думаю о Лете.

Палач рассудка моего

Суровый, но прекрасный - Луна!

Я, глядя на неё,

Теряю разум ясный.

Луна тревожит и влечёт,

И, в лунном свете тая,

Я отдыхаю от забот,

О прошлом забывая.

Ночным светилом теша взор

Мечтами упиваюсь,

И в ткань мечтаний лунный свет

Вливается, сплетаясь -

Сплетаясь в тонкую вуаль

Из невесомых кружев...

Шум. Двери скрип.

Я снова влип, себя не обнаружив.

«Лунный свет»

Владимир Воднев

Подари мне лунный камень,

Подари мне лунный свет!

Чуть заметными мазками

Я рисую лунный свет,

Что на землю льет веками

Та, что ближе всех планет.

Пусть не раз уже воспета,

Но, по-прежнему, манит

И пленяет всех поэтов

Бледный цвет ее ланит.

Только ежели одни мы,

(Уж проверено не раз!) –

Настроение поднимет

Свет ее холодных глаз.

И бессонницей гонимый

И художник, и поэт

Нарисует для любимой

Серебристый лунный свет.

Нет желаннее подарка

В ночь недолгую весны

Неба звездного под аркой –

Взгляд чарующий луны...

«НОЧНАЯ ЛУНА»

И снова вечер ночь сменяет,

Мир окружает темнота,

И путь небесный начинает

Ночная странница-Луна.

Из года в год, вторя одной дороге,

Она туманно освещает мглу,

И свет ее понятен лишь немногим,

Кто смог постичь природы красоту.

Неярок свет Луны, но нам негоже

Ее невинную в грехе том упрекать,

Темна земная ночь, но все же,

В ней без Луны совсем ни зги не увидать.

Мы так привыкли к ней, что перестали

Ее поход небесный замечать,

Лишь избранных, зовя с собою в дали,

Она не уставала удивлять.

И что-то в свете лунном есть такое,

Что я никак не в силах был понять,

Недаром же влюбленные так любят

Свиданья в лунном свете назначать.

СЛАЙД 18 – 19

Учитель:

И в десять лет, и в семь, и в пять

Все дети любят рисовать.

И каждый смело нарисует

Всё, что его интересует.

Всё вызывает интерес:

Далёкий космос, ближний лес,

Цветы, машины, сказки, пляски...

Всё нарисуем!

Были б краски,

Да лист бумаги на столе,

Да мир в семье и на Земле.

СЛАЙД 20 – 21

Учитель: Проведем викторину. Узнаем правильный ответ.

Учитель: Ребята, а сейчас мне бы очень хотелось узнать: что нового вы узнали сегодня на уроке?

Ответы учеников.

Учитель: Песню можно увидеть?

Ученики: Да.

Учитель: А что такое пеня?

СЛАЙД 22

Ученики: Песня – это мост между поэзией и музыкой.

СЛАЙД 23 - 31

Учитель: сделаем с вами небольшую разминку. И закончим мы наш урок замечательной песней. «Оранжевая планета».

Подведение итогов.

СЛАЙД 32

Учитель: Спасибо за урок.

Дебюсси,
Томный профиль рояля,
На клавире чужие цветы,
Задохнувшийся отзвук печали,
Силуэты,
Рассветы,
Мосты,
И случайность, с которой на ты,
Дебюсси,
Дебюсси,
Дебюсси.

Вечера,
Светотени “Ноктюрнов”,
Настроенья,
Мгновенья,
Холсты,
Прихотливый узор партитурный,
Непричастность,
Причастность,
Мечты,
Затухающе - “Боже, прости!”,
Дебюсси,Дебюсси,Дебюсси.


стихи Владимира Янке.

Среди симфонических произведений Клода Дебюсси (1862-1918) выделяются своим ярко живописным колоритом «Ноктюрны» . Это три симфонические картины, объединенные в сюиту не столько единым сюжетным, сколько близким образным содержанием: «Облака», «Празднества», «Сирены».

Еще не закончив свое первое зрелое симфоническое сочинение «Послеполуденный отдых фавна», Дебюсси в 1894 году задумал «Ноктюрны». 22 сентября он сообщал в письме: «Я работаю над тремя «Ноктюрнами» для скрипки соло с оркестром; оркестр первого представлен струнными, второго — флейтами, четырьмя валторнами, тремя трубами и двумя арфами; оркестр третьего соединяет и то и другое. В целом это поиски различных комбинаций, которые способен дать один и тот же цвет, как, например, в живописи этюд в серых тонах». Письмо это адресовано Эжену Изаи, известному бельгийскому скрипачу, основателю струнного квартета, который в предыдущем году первым сыграл Квартет Дебюсси. В 1896 году композитор утверждал, что «Ноктюрны» созданы специально для Изаи — «человека, которого я люблю и которым восхищаюсь... Только он и может их исполнить. Попроси их у меня сам Аполлон, я бы ему отказал!» Однако уже в следующем году замысел меняется, и на протяжении трех лет Дебюсси работает над тремя «Ноктюрнами» для симфонического оркестра.
Об их окончании он сообщает в письме от 5 января 1900 года.

Премьера «Ноктюрнов», состоявшаяся в Париже в Концертах Ламурё 9 декабря 1900 года, не была полной: тогда под управлением Камилла Шевийяра прозвучали только «Облака» и «Празднества», а «Сирены» присоединились к ним год спустя, 27 декабря 1901-го. Эта практика раздельного исполнения сохранилась и столетие спустя — последний «Ноктюрн» (с хором) звучит значительно реже.

К каждой картине есть небольшое литературное предисловие автора. Оно, по мнению самого композитора, не должно иметь сюжетного смысла, а призвано раскрыть лишь живописно-картинный замысел сочинения: «Заглавие — «Ноктюрны» — имеет значение более общее и в особенности более декоративное. Здесь дело не в привычной форме ноктюрна, но во всем, что это слово содержит от впечатлений и особых ощущений света».

В беседе с одним из своих друзей Дебюсси рассказал, что толчком к созданию «Празднеств» послужило впечатление от народного гуляния в Булонском лесу и от торжественных фанфар оркестра республиканской гвардии, а в музыке «Облаков» отразилась картина грозовых туч, поразившая автора во время прогулки по ночному Парижу; сирена проходящего по реке судна, услышанная им на мосту Согласия, превратилась в тревожную фразу английского рожка.

Сам заголовок «Ноктюрны» возник от названия пейзажей английского художника-прерафаэлита Джеймса Уистлера, которыми композитор увлекся еще в молодые годы, когда, окончив консерваторию с Римской премией, жил в Италии, на вилле Медичи (1885—1886). Это увлечение сохранилось до конца жизни. Стены его комнаты украшали цветные репродукции картин Уистлера.


“Ноктюрн в голубом и серебряном. Челси”


“Симфония в сером и зеленом. Океан”

С другой стороны, французские критики писали, что три «Ноктюрна» Дебюсси — это звукопись трех стихий: воздуха, огня и воды, или выражение трех состояний — созерцания, действия и упоения.

"Ноктюрны"


Триптих «Ноктюрны» открывается оркестровой пьесой «Облака» . На мысль назвать так своё сочинение композитора навели не только реальные тучи, которые он наблюдал, стоя на одном из парижских мостов, но и альбом Джозефа Мэллорда Уильяма Тёрнера, состоящий из семидесяти девяти этюдов облаков. В них художник передал самые разнообразные оттенки облачного неба. Наброски звучали как музыка, переливаясь самыми неожиданными, едва уловимыми сочетаниями красок. Всё это ожило в музыке Клода Дебюсси.
«Облака», - пояснял композитор, - это картина неподвижного неба с медленно и меланхолически проходящими облаками, уплывающими в серой агонии, нежно оттенённой белым светом».
Слушая «Облака» Дебюсси, мы как бы сами оказываемся вознесёнными над рекой и рассматриваем однообразно-унылое пасмурное небо. Но в этом однообразии - масса красок, оттенков, переливов, мгновенных изменений.




Клод Моне.Пасмурная погода

Дебюсси хотел отразить в музыке «медленный и торжественный марш облаков по небу». Извилистая тема у деревянных духовых рисует нам прекрасную, но меланхоличную картину, изображающую небо. Альт, флейта, арфа и английский рожок - более глубокий и тёмный по тембру родственник гобоя - все инструменты добавляют свою тембральную окраску к общей картине. Музыка по динамике лишь едва превышает пиано и, в конце концов, полностью растворяется, словно облака исчезают на небосклоне.

Второй «ноктюрн» — «Празднества» — выделяется среди других произведений Дебюсси ярким жанровым колоритом. Пьеса строится композитором как сцена, в которой сопоставляются два музыкальных жанра - танец и марш. В предисловии к ней композитор пишет: «Празднества» - это движение, пляшущий ритм атмосферы с взрывами внезапного света, это также эпизод шествия... проходящего сквозь праздник и сливающегося с ним, но фон остаётся все время - это праздник... это смешение музыки со светящейся пылью, составляющее часть общего ритма». Связь живописи и музыки была очевидной.
Яркая картинность литературной программы находит своё отражение в живописности музыки «Празднеств». Слушатели погружаются в мир, полный звуковых контрастов, затейливых гармоний, игры инструментальных тембров оркестра. Мастерство композитора проявляется в его удивительном даре симфонического развития.
Празднества» наполнены ослепительными оркестровыми красками. Яркое ритмическое вступление струнных рисует нам оживлённую картину праздника. В средней части будто слышится приближение парада, сопровождаемое медными и деревянными духовыми, затем звучание уже всего оркестра постепенно нарастает и выливается в кульминацию. Но вот это мгновение исчезает, волнение проходит, и мы слышим только лёгкий шёпот последних звуков мелодии.



Albert Marie Adolphe Dagnaux «Avenue du Bois de Boulogne»

В «Празднествах» он изобразил картины народных увеселений в Булонском лесу.

Третья пьеса триптиха «Ноктюрны» - «Сирены» , для оркестра с женским хором.
В литературном пояснении к нему раскрываются лишь живописные пейзажные мотивы и привнесенный в них элемент сказочной фантастики: «Сирены» — это море и его безгранично многообразный ритм; среди осеребренных луной волн возникает, рассыпается смехом и удаляется таинственное пение сирен».




Немало поэтических строк посвящено этим мифическим существам - птицам с головами прекрасных девушек. Ещё Гомер описал их в своей бессмертной «Одиссее».
Чарующими голосами сирены заманивали к острову путешественников, и корабли их гибли на прибрежных рифах, и вот мы можем услышать их пение. Поёт женский хор - поёт с закрытыми ртами. Слов нет - одни звуки, будто рождённые игрой волн, парящие в воздухе, исчезающие, едва возникнув, и снова возрождающиеся. Даже не мелодии, а лишь намёк на них, как мазки на полотнах художников-импрессионистов. И в результате эти звуковые блёстки сливаются в красочную гармонию, где нет ничего лишнего, случайного.
Вся творческая фантазия композитора направлена в этой картине... на попытку передать средствами музыки богатейшие световые эффекты и комбинации цветовых сочетаний, возникающие на море при различном освещении.

Цикл «Ноктюрны», созданный в 1897-1899 годах, было сдержанно принят современниками...

Ноктюрн (от фр. nocturne — «ночной») — распространившееся с начала XIX века название пьес (обычно инструментальных, реже — вокальных) лирического, мечтательного характера.

Импрессионизм в музыке

В конце XIX века во Франции появилось новое направление, получившее название «импрессионизм». Слово это в переводе с французского языка означает «впечатление». Импрессионизм возник в среде художников.

В 70-е годы на различных парижских выставках появились оригинальные картины К. Моне, К. Писсаро, Э. Дега, О. Ренуара, А. Сислея. Их искусство резко отличалось от приглаженных и безликих работ живописцев-академистов.

Импрессионисты вышли из своих мастерских на вольный воздух, научились воспроизводить игру живых красок природы, сверкание солнечных лучей, разноцветные блики на водной глади, пестроту праздничной толпы. Они применяли особую технику пятен-мазков, которые вблизи казались беспорядочными, а на расстоянии рождали реальное ощущение живой игры красок. Свежесть мгновенного впечатления в их полотнах сочеталась с тонкостью психологических настроений.

Позднее, в 80-90-е годы, идеи импрессионизма нашли выражение и во французской музыке. Два композитора - К. Дебюсси и М. Равель - наиболее ярко представляют импрессионизм в музыке. В их фортепианных и оркестровых пьесах-эскизах с особой новизной выражены ощущения, вызванные созерцанием природы. Шум морского прибоя, плеск ручья, шелест леса, утренний щебет птиц сливаются в их произведениях с личными переживаниями музыканта-поэта, влюблённого в красоту окружающего мира.

Основоположником музыкального импрессионизма считается Ашиль-Клод Дебюсси, который обогатил все стороны композиторского мастерства - гармонию, мелодику, оркестровку, форму. В то же время он воспринял идеи новой французской живописи и поэзии.

Клод Дебюсси

Клод Дебюсси – один из самых значительных французских композиторов, повлиявших на развитие музыки ХХ века, как классической, так и джазовой.

Дебюсси жил и работал в Париже, когда этот город был Меккой интеллектуального и артистического мира. Пленительная и красочная музыка композитора в немалой степени способствовала развитию французского искусства.

Биография

Ашиль-Клод Дебюсси родился в 1862 году в городе Сен-Жермен-ан-Ле, немного западнее Парижа. Его отец Мануэль был мирным владельцем магазина, но, перебравшись в большой город, окунулся в драматические события 1870 – 1871 годов, когда вследствие Франко-прусской войны произошло восстание против правительства. Мануэль присоединился к мятежникам и был заключён в тюрьму. Тем временем юный Клод начал брать уроки у мадам Моте де Флёрвиль и получил место в Парижской консерватории.

Новое течение в музыке

Пережив столь горький опыт, Дебюсси проявил себя одним из самых талантливых студентов Парижской консерватории. Дебюсси тоже был так называемым «революционером», часто шокируя учителей своими новыми идеями о гармонии и форме. По этим же причинам он был большим поклонником творчества великого русского композитора Модеста Петровича Мусоргского – ненавистника рутины, для которого в музыке не существовало авторитетов, а на правила музыкальной грамматики он обращал мало внимания и искал свой новый музыкальный стиль.

В годы обучения в Парижской консерватории Дебюсси знакомится с Надеждой фон Мекк, известной русской миллионершей и меценаткой, близкой подругой Петра Ильича Чайковского, по приглашению которой в 1879 году совершает своё первое заграничное путешествие по Западной Европе. Вместе с фон Мекк они посетили Флоренцию, Венецию, Рим и Вену. После путешествия по Европе Дебюсси предпринял свою первую поездку по России, где выступал на «домашних концертах» фон Мекк. Здесь он впервые узнал творчество таких великих композиторов как Чайковский, Бородин, Римский-Корсаков, Мусоргский. Вернувшись в Париж, Дебюсси продолжил обучение в консерватории.

Вскоре он получил долгожданную Римскую премию за кантату «Блудный сын» и проучился в столице Италии два года. Там же он повстречался с Листом и впервые услышал оперу Вагнера. На Всемирной парижской выставке 1889 года звуки яванского гамелана пробудили его интерес к экзотической музыке. Эта музыка была безумно далека от западной традиции. Восточная пентатоника, или гамма из пяти ступеней, отличающаяся от гаммы, принятой в западной музыке, - всё это привлекало Дебюсси. Из этого необычного источника он почерпнул многое, создавая свой поразительный и замечательный новый музыкальный язык.

Эти и другие впечатления сформировали собственный стиль Дебюсси. Два ключевых произведения: «Послеполуденный отдых Фавна», написанный в 1894 году, и опера «Пеллеас и Мелизанда» (1902), явились доказательством его полной зрелости как композитора и открыли новое течение в музыке.

Созвездие талантов

Париж в первые годы ХХ века был пристанищем для художников-кубистов и поэтов-символистов, а Русский балет Дягилева притягивал целое созвездие блестящих композиторов, художников по костюмам, декораторов, танцоров и хореографов. Это танцовщик-хореограф Вацлав Нижинский, знаменитейший русский бас Фёдор Шаляпин, композитор Игорь Стравинский.

В этом мире нашлось место и Дебюсси. Его изумительные симфонические эскизы «Море», его чудеснейшие тетради прелюдий и тетради «Образов» для фортепиано, его песни и романсы – всё это говорит о необычайной оригинальности, отличающей его творчество от других композиторов.

После бурной молодости и первого брака, в 1904 году он женился на певице Эмме Бардак и стал отцом дочери Клод-Эммы (Шушу), которую обожал.

Поворот судьбы

Бесконечно нежный и утончённый музыкальный стиль Дебюсси формировался долгое время. Ему было уже за тридцать, когда он завершил своё первое значительное произведение – прелюд «Послеполуденный отдых фавна», вдохновлённый поэмой своего друга, писателя-символиста Стефана Малларме. Произведение впервые было исполнено в Париже в 1894 году. Во время репетиций Дебюсси постоянно вносил изменения в партитуру, и после первого представления ему, вероятно, оставалось много чего доработать.

Приобретая известность

Несмотря на все сложности и то, что прелюд был исполнен в конце долгой и утомительной программы, публика почувствовала, что она слышит нечто поразительно новое в отношении формы, гармонии и инструментальной краски, и немедленно вызвала исполнить произведение на бис. С того момента имя композитора Дебюсси стало известно каждому.

Непристойный сатир

В 1912 году великий русский импресарио Сергей Дягилев решил показать балет на музыку «Послеполуденного отдыха фавна», хореографом-постановщиком и исполнителем которого стал прославленный Вацлав Нижинский. Эротическое изображение образа фавна, или сатира, вызвало некоторый скандал в обществе. Дебюсси, по природе своей закрытый и скромный человек, был разгневан и смущён происшедшим. Но всё это только добавило славы произведению, поставившему его в авангард композиторов современной музыки, а балет завоевал прочное место в мировом классическом репертуаре.

С началом войны

Интеллектуальная жизнь Парижа пошатнулась с началом Первой мировой войны в 1914 году. К тому времени Дебюсси был уже серьёзно болен раком. Но он всё ещё создавал новую выдающуюся музыку, например фортепианные этюды. Начало войны вызвало у Дебюсси подъём патриотических чувств, в печати он подчёркнуто называл себя «французский музыкант». Он умер в Париже в 1918 году во время обстрела города немцами, всего за несколько месяцев до окончательной победы союзников.

Звуки музыки

Ноктюрн (nocturne), в переводе с французского – ночной.

В XVIII в. – цикл небольших пьес (род сюиты) для ансамбля духовых инструментов или в сочетании их со струнными. Исполнялись вечером, ночью на открытом воздухе (подобно серенаде). Таковы ноктюрны у В. Моцарта, Михаэля Гайдна.

С ХIХ в. – музыкальная пьеса певучего, большей частью, лирического, мечтательного характера, как бы навеянная ночной тишиной, ночными образами. Ноктюрн пишется в медленном или умеренном темпе. Средняя часть иногда контрастирует своим более оживлённым темпом и взволнованным характером. Жанр ноктюрна как пьесы для фортепиано создан Филдом (первые его ноктюрны изданы в 1814 году). Широкое развитие этот жанр получил у Ф. Шопена. Ноктюрн пишут и для других инструментов, а также для ансамбля, оркестра. Ноктюрн встречается и в вокальной музыке.

«Ноктюрны»

Дебюсси закончил три симфонических произведения, в совокупности называемые «Ноктюрны», в самом начале ХХ века. Он заимствовал название у художника Джеймса Макнейла Уистлера, чьим поклонником являлся. Некоторые гравюры и картины художника как раз и назывались «ноктюрнами».

В этой музыке композитор выступил как подлинный импрессионист, который искал особые звуковые средства, приёмы развития, оркестровку для передачи непосредственных ощущений, вызванных созерцанием природы, эмоциональных состояний людей.

Сам композитор в пояснении к сюите «Ноктюрны» писал, что это название имеет чисто «декоративный» смысл: «Речь идёт не о привычной форме ноктюрна, но обо всём том, что это слово содержит, от впечатлений до особых световых ощущений». Дебюсси однажды признал, что естественным толчком к созданию «Ноктюрнов» послужили его собственные впечатления от современного Парижа.

Сюита имеет три части - «Облака», «Празднества», «Сирены». Каждая из частей сюиты имеет свою программу, написанную композитором.

«Облака»

Триптих «Ноктюрны» открывается оркестровой пьесой «Облака». На мысль назвать так своё сочинение композитора навели не только реальные тучи, которые он наблюдал, стоя на одном из парижских мостов, но и альбом Тёрнера, состоящий из семидесяти девяти этюдов облаков. В них художник передал самые разнообразные оттенки облачного неба. Наброски звучали как музыка, переливаясь самыми неожиданными, едва уловимыми сочетаниями красок. Всё это ожило в музыке Клода Дебюсси.

«Облака», - пояснял композитор, - это картина неподвижного неба с медленно и меланхолически проходящими облаками, уплывающими в серой агонии, нежно оттенённой белым светом».

Слушая «Облака» Дебюсси, мы как бы сами оказываемся вознесёнными над рекой и рассматриваем однообразно-унылое пасмурное небо. Но в этом однообразии – масса красок, оттенков, переливов, мгновенных изменений.

Дебюсси хотел отразить в музыке «медленный и торжественный марш облаков по небу». Извилистая тема у деревянных духовых рисует нам прекрасную, но меланхоличную картину, изображающую небо. Альт, флейта, арфа и английский рожок – более глубокий и тёмный по тембру родственник гобоя – все инструменты добавляют свою тембральную окраску к общей картине. Музыка по динамике лишь едва превышает пиано и, в конце концов, полностью растворяется, словно облака исчезают на небосклоне.

«Празднества»

Спокойные звучания первой части сменяются пиршеством красок следующей пьесы «Празднества».

Пьеса строится композитором как сцена, в которой сопоставляются два музыкальных жанра - танец и марш. В предисловии к ней композитор пишет: «Празднества» - это движение, пляшущий ритм атмосферы с взрывами внезапного света, это также эпизод шествия... проходящего сквозь праздник и сливающегося с ним, но фон остаётся все время - это праздник... это смешение музыки со светящейся пылью, составляющее часть общего ритма». Связь живописи и музыки была очевидной.

Яркая картинность литературной программы находит своё отражение в живописности музыки «Празднеств». Слушатели погружаются в мир, полный звуковых контрастов, затейливых гармоний, игры инструментальных тембров оркестра. Мастерство композитора проявляется в его удивительном даре симфонического развития.

Празднества» наполнены ослепительными оркестровыми красками. Яркое ритмическое вступление струнных рисует нам оживлённую картину праздника. В средней части будто слышится приближение парада, сопровождаемое медными и деревянными духовыми, затем звучание уже всего оркестра постепенно нарастает и выливается в кульминацию. Но вот это мгновение исчезает, волнение проходит, и мы слышим только лёгкий шёпот последних звуков мелодии.

В «Празднествах» он изобразил картины народных увеселений в Булонском лесу.

«Сирены»

Третья пьеса триптиха «Ноктюрны» - «Сирены», для оркестра с женским хором.

«Это море и его бесчисленные ритмы, - раскрывал программу сам композитор, - затем посреди волн, посеребрённых луной, возникает, рассыпается смехом и затихает таинственное пение Сирен».

Немало поэтических строк посвящено этим мифическим существам – птицам с головами прекрасных девушек. Ещё Гомер описал их в своей бессмертной «Одиссее».

Чарующими голосами сирены заманивали к острову путешественников, и корабли их гибли на прибрежных рифах, и вот мы можем услышать их пение. Поёт женский хор – поёт с закрытыми ртами. Слов нет – одни звуки, будто рождённые игрой волн, парящие в воздухе, исчезающие, едва возникнув, и снова возрождающиеся. Даже не мелодии, а лишь намёк на них, как мазки на полотнах художников-импрессионистов. И в результате эти звуковые блёстки сливаются в красочную гармонию, где нет ничего лишнего, случайного.










Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: Познакомить учащихся с новым направлением в искусстве – импрессионизмом, рассмотреть особенности проявления импрессионизма в музыке и живописи.

Задачи урока:

  1. Познакомить обучающихся с направлением в искусстве “Импрессионизм”;
  2. Развивать умения сравнивать и сопоставлять; развивать образное, логическое мышление;
  3. Воспитывать интерес и любовь к музыке, потребность общения с ней;
  4. Воспитывать позитивное отношение к искусству;

Оборудование:

  • компьютер
  • мультимедиа
  • экран
  • презентация
  • музыкальный инструмент
  • нотное приложение

Ход урока

Музыка на вход: «Празднества» К. Дебюсси (фрагмент).

У: Здравствуйте, ребята, сегодня мы с вами познакомимся с новым направлением в искусстве. Обратите внимание на картины, скажите, что их объединяет?

Презентация слайда №3.

Во второй половине XIX века во французской живописи сложилось направление, названное художественной критикой «Импрессионизм» (от французского слова impression – впечатление). (Слайд №4 )

Художники этого направления стремились передать в своих произведениях мимолетные впечатления от реально существующего мира, пользуясь художественными средствами, создавая иллюзию света и воздуха, используя широкие мазки и цвет во всей его чистоте. Импрессионисты перестали делить предметы на главные и второстепенные. Отныне на картинах появились стога сена, куст сирени, движение толпы, городские здания. У истоков создания этого направления стояли французские художники К.Моне, К. Писсарро, Э.Мане, О.Ренуар, Э.Дега. (Слайд №5 )

У: Что характерно для импрессионистов? (Слайд №3 )

Светоносность живописи, передаче на холсте бесконечной изменчивости природы. Посмотрите подвижные мазки, положенные под разными углами, контрасты цветовых пятен, то ярких и насыщенных, то разделенных создают эффект вибрации, переливчатости, изменчивости мира.

Это направление в живописи перешло и в музыку. Яркими представителями этого направления являются французские композиторы Клод Дебюсси и Морис Равель.

Французский композитор, дирижер и пианист Клод Дебюсси (слайд №6 ) был выдающимся мастером звуковой живописи. Он писал множество картин для симфонического оркестра, фортепиано и голоса. В начале урока прозвучал фрагмент музыкального произведения К. Дебюсси «Празднества». Слушая это произведение, обратите внимание, как претворяются принципы импрессионизма живописи в музыке.

Слушание. К. Дебюсси «Празднества».

У: Что вы услышали? Какие образы вы представили? Позволяют ли музыкальные краски симфонической картины «Празднества» услышать, в какое время суток происходят праздничные гуляния? В какой форме написано произведение?

Музыка К. Дебюсси красочная, нарядная, воздушная. Написана в 3-частной форме. В крайних частях – мерцание прозаических огней, веселая суета ночного карнавала. В средней – праздничное шествие, возникающее где-то вдали и постепенно приближающееся к нам. Музыка «Празднеств» очень «живописная», вызывает в нашем представлении яркие зрительные образы – картины природы, картины народного гулянья.

Современник Клода Дебюсси - Морис Равель – французский композитор, импрессионист. (Слайд №7 ) Он очень любил литературу, живопись и музыку разных народов. Всю свою жизнь композитор разрабатывал мотивы любимой им Испании. Так появились «Испанская рапсодия» для оркестра, комическая опера «Испанский час», «Болеро». Большое внимание Равель уделял жанрам танцевальной музыки. «Хабанера» - старинный испанский танец, позднее из хабанеры сформировалось танго.

Давайте послушаем произведение М.Равеля «Хабанера», вслушаемся в нее: определим форму, солирующий инструмент.

Слушание. М. Равель «Хабанера»

У: Какой инструмент солировал?

В какой форме написано произведение?

Сколько человек могут танцевать: один или несколько?

Морис Равель написал эту пьесу для трубы с сурдиной. (Слайд №8 )

Сурдина – (от латинского слова глухой, глухо звучащий) – приспособление, служащее для уменьшения силы звука, смягчения звука, изменения тембра музыкального инструмента. Вставляется в раструб трубы.

У: Присутствуют ли в Хабанере принципы импрессионизма?

Таким образом, художники - импрессионисты стремились выразить изменчивую игру света, тончайшие цветовые оттенки, передать свои мимолетные настроения, а композиторы – импрессионисты – К.Дебюсси и М.Равель – унаследовали от художников стремление передать тончайшие настроения, изменчивость игры света, показать различные цветовые оттенки. Их музыкальные произведения отличаются особой красочностью и колористичностью.

Музыка импрессионизма не сообщает нам никаких фактов, это не реалистическое описание, в ней только колорит, движение, внушение. Это главная идея, которую исповедуют все импрессионисты.

У: Ребята, я предлагаю завершить сегодняшний урок исполнением песни.

Дыхательная гимнастика и распевка.

Исполнение песни “Песня о картинах”. (Слайд №9)

Стихи Александра Кушнера. Музыка Григория Гладкова.

Итог урока:

Какие впечатления у вас от музыки и картин? (Дети высказывают свои впечатления).

Итак, с какими произведениями мы сегодня познакомились?

К какому известному течению в искусстве относятся они?

Что такое импрессионизм?

Домашнее задание: Нарисовать иллюстрацию к музыкальному произведению (на выбор). (Слайд №10 )

(Объявляются оценки за работу на уроке).

Урок окончен, спасибо за работу.