Демон кто художник. Описание картины М.Врубеля «Демон сидящий. Но Врубель не остановился на этом образе, все время находился в поиске, постоянно меняя облик Демона. Он резко изменился и сам: по целым дням не выходил из мастерской, ни с кем не общался, пр

Сидящий" - одно из самых загадочных произведений в мировой живописи. Художника вдохновила поэма Лермонтова. Произведение русского поэта повествует о прекрасной княжне Тамаре, погубленной беспокойным демоном. В 1891 году Врубель создал около тридцати иллюстраций к юбилейному изданию произведений Лермонтова. Но именно образ "духа изгнания" из знаменитой поэмы не давал ему покоя в течение многих лет.

Стоит привести интересные факты из биографии художника, прежде чем рассказать историю создания картины "Демон сидящий". Михаил Александрович Врубель был талантливым живописцем. Однако страдал психическим расстройством, что, впрочем, не лишало его возможности заниматься творчеством.

Михаил Врубель

Будущий художник родился в 1856 году в Омске. Много лет занимался церковной живописью. В 1890 году уехал в Москву, стал одним из самых модных художников. Этот период начался с работы над картиной «Демон сидящий». Завершился полотном, на котором изображен тот же образ, но уже в ином качестве. Последние годы художник провел в Санкт-Петербурге. Это был весьма печальный период в его биографии.

После окончания гимназии Врубель не планировал стать художником. Родители отправили его в Петербургский университет. Согласно семейной традиции, он должен был стать юристом. Однако в столице молодой художник познал богемный образ жизни, что отразилось на его дальнейшей судьбе.

Впрочем, Михаил Врубель много времени проводил за чтением философской литературы, особенно увлекался эстетикой Канта. Рисовал он в этот период мало. Один из немногих сохранившихся эскизов, сделанных Михаилом Врубелем в молодые годы, это небольшая зарисовка сцены из романа Толстого "Анна Каренина". На этой композиции главная героиня изображена во время свидания с сыном.

Денег, которые Врубель получал от родственников, было недостаточно. Он активно подрабатывал репетиторством. В возрасте 24 лет поступил в Академию художеств. Что повлияло на решение Врубеля посвятить себя живописи, неизвестно. Есть версия, что главную роль в выборе сыграло влияние кантианской эстетики.

В 1880 году Врубель стал заниматься в мастерской педагога и художника Павла Чистякова. Учеба продолжалась четыре года. Среди учеников Чистякова были также Суриков, Репина, Васнецов, Поленов, Серов. Последний оказал сильнейшее влияние на творчество Михаила Врубеля.

Молодой художник совмещал творческие искания с выполнением заказов. Кроме того, участвовал в конкурсе на получение премии от Общества поощрения художников. В этот период он написал картину, на которой изображены герои шекспировской трагедии "Гамлет". Работа выполнена в стиле рафаэлевского реализма. Несколько лет Врубель провел в Киеве, где занимался преимущественно церковной живописью. Работы Врубеля - "Ангел с кадилом", "Богоматерь с младенцем", "Пророк Моисей", "Царевна-лебедь".

Эксцентричный живописец

Автор картины "Демон сидящий" - М. А. Врубель - был личностью неординарной. Последние годы страдал расстройством личности. Кроме того, в судьбе художника было несколько трагических событий, которые усугубили психическое состояние.

В 1902 году Михаил Врубель представил публике картину, на которой был изображен демон - но не злой дух, а скорее, печальный юноша, обреченный на одиночество. Это было другое полотно, не то, о котором пойдет речь ниже. Картина называлась "Демон поверженный". Она впервые была показана на выставке в Санкт-Петербурге и сразу же привлекла внимание поклонников символизма - направления в искусстве, которое было весьма популярно на рубеже столетий.

Врубель к тому времени был довольно известным живописцем. Друзья и родственники уже не раз замечали в его поведении странности. Но это были не те странности, которые принято объяснять творческим даром. Художник беспрестанно говорил о своей картине, он отчаянно спорил об образе демона, о том, насколько неправильно коллеги изображают его на полотне, а писатели в своих сочинениях.

Трагедия в семье живописца

В 1901 году у художника родился сын. Женой Врубеля была известная в ту пору певица Надежда Забела. Будущие родители, привыкшие к светской жизни, не могли и подумать, что после рождения сына они не смогут поехать в Европу на выставку. Они собирались в Париж, где должны были представить на суд ревностных ценителей искусства картину "Демон поверженный". Но с рождением сына в семье художника началась череда неприятностей.

Ребенок появился на свет с раздвоенной губой, что немало огорчило родителей. Назвали его Саввой. Врубель чуть позже написал портрет сына. Это была картина, на которой изображен мальчик с тревожным и одновременно печальным взором.

Прожил мальчик всего два года. До его смерти отец уже успел провести несколько месяцев психиатрической лечебнице. Сперва странности Врубеля выражались в чрезвычайно высокой самооценке, граничащей с манией величия. Затем начались приступы агрессии и буйства - у больного появилась необыкновенная физическая сила, он разрывал на мелкие клочья все, что ему попадалось в руки: одежду, постельное белье. Но писал, как и прежде, мастерски.

По Санкт-Петербургу распространились слухи о болезни известного художника. Тут же появились критики, полагающие, что полотна Врубеля не имеют никакого отношения к искусству, а представляют собой всего лишь «мазню сумасшедшего».

Второй кризис

Врубель выздоровел и вернулся к работе. После первого курса лечения состояние художника улучшилось, он присмирел и даже начал писать новые картины. Однако смерть сына подкосила его. Он снова оказался в лечебнице, но на этот раз болезнь имела совершенно иные симптомы. Михаил Врубель беспрестанно писал любимой жене самоуничижительные письма. Признаков мании величия словно никогда не было.

Смерть

И после второго кризиса наступило улучшение, но совсем ненадолго. Под конец жизни художник не узнавал знакомых, утратил чувство реальности, все глубже погружался в собственной фантазии. Михаил Врубель умер в апреле 1911 году. Похоронен в Санкт-Петербурге.

Есть версия, что причина болезни кроется в серии картин, которым он посвятил более десяти лет. Среди них и "Демон сидящий". Врубель написал эту картину в 1890 году. "Демона поверженного" - спустя двенадцать лет. Признаки болезни становились особенной явными во время работы над этими картинами. На написание "Демона сидящего" Врубеля, как уже было сказано, вдохновило сочинение Лермонтова. О чем поэма?

"Демон" Лермонтова

Печальный дух изгнания парит над землей, наблюдая сверху кавказские пейзажи, пещеры. Таков главный образ лермонтовской поэмы, изображенной Врубелем на картине "Сидящий демон". Ничего в персонаже русского художника не вызывает негативных эмоций и неприятных ассоциаций. Во взгляде демона нет ни злости, ни коварства. Только странная холодность и печаль.

О чем же повествует поэма Лермонтова? Однажды Демон видит княжну Тамару, которая должна выйти замуж за властителя Синодала. Но ей не суждено стать женой богатого человека, потому что он становится жертвой абреков. Тамара неутешна в своем горе. Но однажды слышит голос, который доносится откуда-то сверху. Девушка понимает, что это не кто иной, как "дух лукавый".

Тамара просит отца отправить ее в монастырь, но и там, в келье, слышит назойливый голос Демона. Тот признается красавице в любви, обещает превратить ее в "царицу мира". В конечном счете героиня лермонтовской поэмы погибает в его объятиях. Таков сюжет произведения, которое легло в основу сюжета картины Врубеля "Демон сидящий". Как изобразил этот художественный образ на своем полотне художник, можно видеть на фото в статье.

Картина "Демон сидящий" Врубеля

В 1890 году художник создал эскиз картины. Он хранится в Третьяковской галерее. Над картиной "Демон сидящий" Врубель работал в доме Саввы Мамонтова. Художник стремился изобразить на своем полотне образ сомнений, внутренней борьбы, силы человеческого духа.

Описание "Демона сидящего" Врубеля: юноша, олицетворяющий силы зла, сидит, трагически сцепив руки, его печальный взгляд направлен вдаль. На полотне изображены необыкновенные цветы. Фоном служит горная местность, алый закат. Делая анализ «Демона сидящего» Врубеля, искусствоведы подчеркивают, что полотно написано в индивидуальном стиле, свойственном этому художнику. Работа живописца напоминает панно или витраж.

Анализ картины

Фигура Демона как будто стеснена, зажата между нижней и верхней перекладинами рамы. Необычного эффекта живописец достиг, используя мастихин - инструмент, который обычно применяется для удаления или смешивания остатков красок.

Делая анализ картины Врубеля "Демон сидящий", невозможно не вспомнить и другие картины русского художника, на которых изображен лермонтовский персонаж. Всего таких полотен три. В 1890 году работал над двумя картинам Врубель: "Демоном сидящим", описание которого представлено выше, и "Тамарой и Демоном". Вторая представляет собой иллюстрацию для журнала "Золотое руно". И по сюжету, и по технике она мало общего имеет с картиной "Демон сидящий".

Михаила Врубеля, видимо, покорил образ "духа лукавого". В 1902 году он написал картину "Демон поверженный". Это была одна из его последних работ. Есть версия, что причина недуга русского художника-символиста кроется в его страсти к демонической теме.

Охваченный демоном

Этот образ, начиная с 1890 года, стал едва ли не ключевым в творчестве русского художника. Причем, как утверждали коллеги и друзья Врубеля, на каждом новом полотне дьявол становился все ужаснее, злее. Параллельно ухудшалось психическое состояние живописца. Впрочем, тот, кто впервые смотрит на картину "Демон сидящий" Врубеля, вряд ли догадается, что на этом произведении изображено существо, относящееся к дьявольским силам.

Одинокая душа

На полотне мы видим задумчивого юноши, который чем-то опечален. У него правильные черты лица, сильное тело, густые темные волосы. Ничто в этом образе не вызывает негативных эмоций и не ассоциируется со злобой и коварством. После того как на одной из выставок была представлена картина "Демон сидящий" (1890 г.), Михаил Врубель рассказал в письме другу о своих довольно странных представлениях о символе зла и коварства. Художник утверждал, что люди заблуждаются относительно этого существа. Они считают дьявола врагом, а на самом деле, это не так. Слово "демон" в переводе с греческого означает "душа". Он сравнивал его со страдающими одиноким человеком, который не находит себе места в этом мире.

Итак, 1890 году картина "Демон сидящий" была завершена. Но Врубель на этом не остановился. Он продолжал работать над полюбившимся образом. В начале XX века написал картину "Демон поверженный", но и после этого не успокоился. Образ мятежного существа не оставлял его. Художник, как зачарованный, работал над эскизами.

"Демон поверженный"

Вскоре у Врубеля было обнаружено заболевание, и врачи посоветовали отправиться отдохнуть. Но художнику что-то не давало покоя. Он все чаще жаловался, что никто не понимает его. За короткий промежуток времени он изменился до неузнаваемости. Жена боялась оставлять его наедине с беспокойными мыслями. Врубель менялся также стремительно, как и образ на картине "Демон поверженный".

Примечательно, что душевное состояние художника и никак не отражалось на его работе. Он произносил странные вещи, мнил себя гением, сравнивал с Пушкиным, но эскизы его не были похожи на рисунки сумасшедшего. А врач, который его лечил, сказал: "Как художник он здоров". У людей, страдающих психическими расстройствами, прежде всего, снижается работоспособность.

С Врубелем ничего подобного не происходило. Он работал, как и прежде. Вот только демон на очередном эскизе приобретал новые черты.

Арт-терапия

Современные психологи выдвигают следующую теорию: Врубель лечился творчеством, работа сдерживала его болезнь. Он, сам не осознавая этого, изобрел метод, который спустя тридцать лет после его смерти назовут арт-терапией. Находясь в клинике, Врубель постоянно рисовал. Он переносил на холст все, что видел каждый день - врачей, пейзаж за окном, соседей по палате. И болезнь отступала на некоторое время.

Когда Врубель вышел из лечебницы, он был спокоен и даже умиротворен. Но произошла семейная трагедия, которая безвозвратной лишила его душевного равновесия. Когда умер сын, художник на некоторое время смог взять себя в руки. Он организовывал похороны, поддерживал жену, которая на протяжении нескольких дней не произнесла ни слова. А вскоре началась новая волна навязчивых идей.

Теперь уже Врубель мнил себя не гением, а злодеем, погубившим собственного сына. Он был уверен, что в смерти мальчика виновны картины, на которых изображен демон. Поскольку о своей вине Врубель говорил беспрерывно, его поспешили снова определить в больницу, но уже в другую. Больного отвезли в клинику, которая находилась за границей. Ежемесячно Надежда Забела оплачивала лечение мужа, для чего ей приходилось, несмотря на недавнюю потерю, участвовать в театральных постановках. Состояние художника тем временем ухудшалось. Кроме того, он начал терять зрение. Последнюю картину - портрет поэта Брюсова - он так и не дописал. Четыре года Михаил Врубель прожил слепым, о том, что его "демоны" получили мировое признание, он так и не узнал.

Он оставил нам своих Демонов, как заклинателей против лилового зла, против ночи. Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, мы не видим.

Александр Блок

Сейчас много говорят о России XIX века, пытаются понять причины и суть произошедшего на стыке веков. Исследуют и анализируют экономические, политические и тому подобные процессы. Но есть, мне кажется, и другой путь поиска сути - обратиться не к экономическим, военным или политическим событиями той эпохи, а к искусству. Нет, не потому что причины происходящего - в искусстве, а потому что настоящие художники, писатели, одним словом - люди-философы способны почувствовать и выразить эту суть, своего рода душу истории, гораздо острее и ярче.

Один из таких художников - Михаил Врубель, одна из таких картин - «Демон сидящий». Задуманная в 1885 и законченная в 1890 году, она начала «демоническую серию», продолжившуюся иллюстрациями к лермонтовскому «Демону», затем «Демоном летящим», «Демоном поверженным» и многими другими.

22 мая 1890 года Врубель писал своей сестре: «Милая моя Нюта, я оборвал последнее письмо. Впрочем, оно так и надо - то, на чем я кончил, уже прошло. Вот уже с месяц я пишу Демона. Т. е. не то чтобы монументального Демона, которого я напишу еще со временем, а «демоническое» - полуобнаженная, крылатая, молодая, уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами...»

Уныло-задумчивая фигура демона сидящего, а где-то внутри зреет образ демона «монументального»… Необычная тема для конца XIX века - слишком «готично». Тем более интересно, что впервые эта тема возникла, как уже говорилось, в 1885 году, во время работы в Киеве над росписями Кирилловской церкви и Владимирского собора. Тогда появляется первый необычный образ - «Синий ангел», или «Ангел с кадилом и свечой», совсем не похожий на ангела в привычном иконописном виде.

Картина «Демон сидящий» вызвала довольно большой эффект - многие ее не поняли и не приняли. И близкие тоже. Даже кружок Саввы Морозова, даже сам Морозов и его супруга, очень благоволившие к художнику (собственно, заканчивал Врубель эту работу, живя у них в имении, в кабинете Саввы Ивановича). Оно и понятно, само упоминание демонического начала, связанного с чем-то потусторонним, вроде как злым, а стало быть - опасным, не могло казаться привлекательным. А образ, в котором отец художника увидел «злую, чувственную, отталкивающую, пожилую женщину» - тем более. Но для самого Михаила Врубеля всё обстояло совсем не так. Демон - «дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный... величавый». В греческом языке, откуда пришло к нам это слово, оно обозначало скорее гения-хранителя, божество, ведущее человека по пути, душу, а точнее, дух человека - вспомним хотя бы даймона Сократа. В этом смысле его понимал и Врубель.

Страдающая и скорбная душа, великая и величавая, но будто скованная и сжатая неведомой силой... Демон Врубеля не вмещается на полотне. Говорят, что по мере работы фигура демона росла, художнику даже пришлось надшивать холст, но всё равно очертания его выходят за рамки картины. Он будто не помещается в привычное и понятное, не вмещается в рамки наших представлений, в рамки нашего понимания. В одном из первых вариантов он имел крылья (об этом пишет и сам Врубель своей сестре), о них сейчас напоминают лишь полукружья цветов за его спиной. Этот демон не имеет крыльев, он более земной, более человечный, более близкий к нам.

Его тело - сжатая пружина, готовая развернуться. Его тело - бугры мышц, узел неведомых, скрытых энергий, готовых к действию. Оно полно великой силы, в нем спит зерно великих свершений… Но вглядимся в вывернутые, изогнутые страшным напряжением пальцы, вглядимся в его лицо, в его глаза - и, возможно, слова Врубеля, сказанные им о картине полушутливо: «Позади цветы, а впереди пустота» совсем не покажутся нам шуткой. Пустота, тоска, неопределенность. Тоска человека, стоящего на распутье и еще даже не знающего, между чем ему предстоит выбирать, еще не осознающего даже самой необходимости выбора, а лишь предчувствующего этот выбор. А эти странные цветы за его спиной, багрово-золотой закат и уже темное, но беззвездное небо?.. Надвигается ночь, и ночь эта не принесёт покоя и отдыха от дневных трудов. Не станет она и радостным ожиданием восхода.


Может быть, именно об этой надвигающейся ночи, об этой тоске, об этом выборе и хотел сказать художник? Как обычный человек иной раз в своих снах и видениях предчувствует свою судьбу, так и великий художник предчувствует судьбу эпохи, с которой он связан. И тогда произведение искусства становится нашим коллективным сном. Сейчас, сто с лишним лет спустя, мы лучше понимаем смысл этого сна. Впрочем, кто-то из философов понял его раньше. В работе «Новое Средневековье» Николай Бердяев писал: «Духовные начала новой истории изжиты, духовные силы ее истощены. Рациональный день новой истории кончается, солнце его заходит, наступают сумерки, мы приближаемся к ночи. Все категории пережитого уже солнечного дня непригодны для того, чтобы разобраться в событиях и явлениях нашего вечернего исторического часа. По всем признакам мы выступили из дневной исторической эпохи и вступили в эпоху ночную. Это чувствуют наиболее чуткие люди… Мы живем в этот час смешения, в час тоски, когда бездна обнажилась и все покровы сброшены…»

Завершался еще один исторический цикл. Рушилась и уходила в прошлое великая некогда эпоха. Изношенная и уставшая эпоха маленького человека, эпоха миллионов лишних, никому не нужных людей, зашедшая в тупик, заплутавшая в бесплодных спорах и поисках. Будущее? Какое будущее у Григория Печорина или Акакия Акакиевича Башмачкина, Петра Верховенского или Василия Семибулатова? Их эпоха смотрит на нас слезящимися, полными страдания и жалости глазами старика Пана с другой картины Врубеля.

А новая, еще не родившаяся, но полная невиданной энергии и мощи с тоской провожала старое солнце, задавая себе вечный вопрос: кто я? Куда мне идти? Может быть, только эта великая сила позволила нам прожить двадцатое столетие. Но путь, который был выбран, и ответ, который прозвучал век назад, оказались не окончательными. Сегодня мы снова пытаемся ответить и выбрать...


Может быть, в этом суть послания «Демона»? Таинственного даймона - российской нашей души, великой своими силами, но всё еще стоящей перед пустотой ночи и выбором. Не стоит, наверное, строить иллюзии, что ночь эта закончилась или хотя бы заканчивается. Судя по всему, до рассвета еще очень далеко. И вопрос: «...доползем ли, долетим ли до рассвета, что же будет с Родиной и с нами?..» - всё еще остается вопросом.

Январь 15, 2012

Наряду с древними мозаиками, камнями, коврами, старинными тканями Врубеля привлекала пластическая красота цветов, в которых художник видел живые драгоценности.

Демон (сидящий)

1890; 114х211 см; холст, масло

Картина написана в первый год пребывания Врубеля в Москве, в особняке Саввы Мамонтова, где была мастерская, которую хозяин дома предоставил художнику для работы. Но мысль изобразить, как выражался Врубель, «нечто демоническое» возникла еще в Киеве под впечатлением оперы русского композитора, пианиста и дирижера Антона Рубинштейна «Демон» и одноименной поэмы Михаила Лермонтова. В понимании Врубеля, Демон — не черт и не дьявол, потому что «черт» по-гречески значит просто «рогатый», «дьявол» — «клеветник», а «Демон» означает «душа».

Демон в картине 1890 года замер в позе ожидания и созерцания. Его фигура очень укрупнена, стиснута границами картинной плоскости, что делает ее похожей на сжатую пружину, обладающую огромной силой, не находящей выхода. Врубель создает в картине равновесие между фигурой и окружением. Мощный торс Демона отделяет равновеликие части — огромные неземные цветы, занимающие справа всю плоскость полотна, и небесное пространство, открывающееся слева. В колорите, построенном на контрасте теплых и холодных тонов, Блок справедливо усматривал аналогию лермонтовскому:

«Он был похож на вечер ясный:
Ни день, ни ночь — ни мрак, ни свет»

Фон, то есть декоративное пространство, окружающее Демона, выполнен так, что живопись похожа на мозаику, — особенно это заметно в кристаллических цветах и в полосках заката. Торс и голова Демона написаны пастозно; широкими мазками вылеплены руки, плечи, грудь и шея гиганта, густым мелким мазком написаны его лицо, волосы и светящиеся камни диадемы. Такой крупный пастозный мазок был новшеством в русской живописи 1890-х годов.

Демон поверженный

1902; 139х387 см; холст, масло
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Если «Демон (сидящий)» символизирует Вечер, то «Демон поверженный» является аллегорией Заката, где мотив обреченности сливается с идеей грандиозного великолепия.

Жена Врубеля, видевшая полотно в начале работы, говорила, что это не лермонтовский Демон, «а какой-то современный ницшеанец», а сам художник хотел дать картине название Ikone (икона). Врубель продолжал переписывать картину, когда она уже экспонировалась на выставке «Мира искусства» в 1902 году в Петербурге. Черты и выражение лица, цветовое решение менялись на глазах публики. Александр Бенуа утверждал, что Врубель усиливал в Демоне черты муки, отчаяния, «пыточной вывернутости».

Узкий, вытянутый в длину формат холста подчеркивает трагическую распластанность легкого тела. Бунтарский характер, непокорность «Поверженного» выражены в тусклом сверкании полных страдания и ненависти глаз, жесте заломленных рук, в разметавшихся крыльях. В картине были применены металлические лаки со светящимся эффектом (они уцелели лишь в некоторых фрагментах пейзажного окружения и на диадеме), а в росписи павлиньих перьев — бронзовый порошок.

Врубель, Михаил Александрович Демон сидящий … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Демон (значения). Демон … Википедия

В Викисловаре есть статья «демон» Демон в мифологии стихийный или злой дух. «Демон» (1823) стихотворение А. С. П … Википедия

Врубель, Михаил Александрович Демон сидящий, 1890 Холст, Масло. 114 × 211 см Третьяковская галерея, Москва «Демон сидящий» (1890) картина русского художника … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Демон (значения). Запрос «Демоны» перенаправляется сюда; о фильме см. Демоны (фильм). Святой Антоний Великий … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Пан … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Врубель. Михаил Врубель … Википедия

- (1856 1910), рус. художник. В 1880 84 учился в АХ. Особое место в его творчестве занимает поэзия Л., многими своими устремлениями близкая мироощущению художника. Романтич. пафос, могучие мятежные образы (прежде всего трагич. образ Демона),… … Лермонтовская энциклопедия

Михаил Александрович (1856, Омск – 1910, Санкт Петербург), выдающийся русский живописец и график, монументалист, театральный декоратор, мастер декоративно прикладного искусства; представитель символизма, выразитель тенденций модерна. Участник… … Художественная энциклопедия

ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Лермонтова. При жизни поэта его произв. не иллюстрировались. Исключение составляют 3 авт. иллюстрации, сохранившиеся в рукописях: фронтиспис к поэме «Кавказский пленник» (гуашь, 1828), обложка поэмы «Черкесы» (перо,… … Лермонтовская энциклопедия

Книги

  • , . Стильный блокнот в твердом переплете с плотной нелинованной бумагой и шелковой ленточкой- ляссе. Его можно использовать не только как записную книжку, но и как альбом для зарисовок. Каждая…
  • Михаил Врубель. Демон сидящий. Блокнот , . Блокнот для записей входит в серию "Eco Notebook" - эко-проект издательства "Фолио" . В издании блокнота использована экологичная крафт-бумага - продукт вторичной переработки сырья. Листы не…

Михаил Врубель – один из самых значительных русских художников рубежа XIX-XX веков. В его произведениях, напоминающих переливы драгоценных камней, сочетались призрачные мечты, реальность и фольклорная тема. Врубель был новатором, во многом опередившим свое время. Им восхищались художники Валентин Серов и Константин Коровин, Илья Репин. И в то же время многие современники не признавали работы Врубеля, его картины часто не принимались на выставки, многие иллюстрации не публиковались, а критики в лучшем случае обходили молчанием. Художник мечтал создать гениальные произведения и много работал. На протяжении практически всей жизни Михаила Врубеля преследовал образ Демона, который появлялся во многих произведениях художника. Одним из самых первых изображений Демона была картина «Демон сидящий», которая сейчас хранится в Третьяковской галерее.

Ранние живописные изображения Демона неизвестны, так как были уничтожены самим автором. Но, вероятно, Врубель начал работать над этим образом ещё во время выполнения росписей для Кирилловской церкви в Киеве, реставрацией которой руководил профессор Адриан Прахов. Он в 1984 году и предложил художник, на тот момент студенту Императорской Академии художеств, взяться за этот заказ. В Киеве с 1884 по 1889 годы Врубель выполнил росписи Кирилловской церкви, иконы для того же храма, разработал эскизы росписи киевского собора Св. Владимира, из которых были осуществлены только орнаменты. Он писал множество портретов, делал наброски, эскизы, начал работать над темой Демона. Этот образ для Врубеля был отчасти выражением внутреннего мира самого художника, в нем иносказательно отражены его негативные переживания, неудачи, разочарования.

«Голова Демона», 1890-1891

В 1889 году Михаил Врубель приехал в Москву. С этого времени начался один из самых плодотворных периодов в творчестве художника. Он обращался к новым для себя областям творчества: театральной живописи, майолике, создал свои центральные произведения в жанре портрета, картины сказочного мистического звучания. В 1890 году Врубель создает скульптуру «Голова Демона», примерно в то же время – рисунок с одноименным названием.

Творчество Врубеля поддерживал предприниматель и меценат Савва Мамонтов. В его доме в Москве в 1890 году художник пишет картину «Демон сидящий» (холст, масло 114х211 см). Всеволод Саввич, сын мецената, вспоминал, как упорно Врубель работал над этим произведением, меняя композицию, в результате чего голова Демона стала выходить за пределы картины. Художник снимал холст с подрамника, вновь натягивал его, увеличивая свободное пространство в верхней части. Именно такая композиция, в которой фигура словно скована пространством, ясно раскрывала замысел Врубеля. Он создал образ смятенного духа, который не в силах вырваться. По технике картина напоминает витражи или панно, она как будто состоит из кристаллических граней. Такого эффекта художник добился с помощью плоских мазков, выполненных мастихином.

Картину «Демон сидящий» можно увидеть в Третьяковской галерее

Михаил Александрович писал о работе над картиной в конце мая 1890 года: «Вот уже месяц я пишу Демона, то есть не то чтобы монументального Демона, которого я еще напишу со временем, а демоническое – полуобнаженная, крылатая, молодая, уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами».

Для решения фона художник использовал фотографии Кавказских гор, но природа становится лишь намеком. Фигура сидящего Демона – композиционный центр – приближена к зрителю, но его голова повернута в профиль, взгляд устремлен вдаль, его поза замкнута – Демон чужд миру вокруг него. Простор, к которому устремлен его взгляд, остается недостижимым. В его позе художник выражает неготовность к движению, а, скорее, его невозможность. Цветы-камни, распускающиеся вокруг Демона, пейзаж с золотым светом на заднем плане картины создают образ призрачного прекрасного, но недостижимого мира. Та же идея выражена и в цветовом решении полотна. Насыщенные яркие оттенки пейзажа являются диссонансом к образу самого Демона, раскрывают противоречие между ним и окружающим, трагедию пленного духа, который не может быть причастен к красоте Божьего мира.

К теме Демона художник возвращался вновь и вновь до самой смерти, что свидетельствует, насколько значим для него был этот образ. В 1899 году он создает картину «Демон летящий». Она является частью серии иллюстраций к поэме Михаила Лермонтава «Демон». Картина не была закончена по неизвестной причине.

«Демон летящий», 1899

В 1902 году Врубель обращается к образу Демона поверженного. Казалось, все свои творческие, душевные силы художник вложил в это произведение. Гибель Демона словно сломила самого автора. Врубель работал над картиной неустанно. Даже когда полотно уже было на выставке объединения «Мир искусства» в Санкт-Петербурге, он продолжал вновь и вновь переписывать лицо Демона, фон…

«Демон поверженный», 1902

Образ Демона постоянно жил в сознании художника. Предельное напряжение сил привело к нервному срыву и болезни. В 1902 года после сильного приступа его жена, оперная певица Надежда Забела-Врубель увезла мужа на дачу в Рязанскую губернию. В итоге художника определили в клинику Сербского при Московском университете, где подтвердился диагноз «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции».

Состояние художника с апреля по август 1902 года было настолько тяжелым, что к нему не пускали даже жену и сестры. К сентябрю он стал более спокойным. Художник Александр Бенуа и Сергей Дягилев решили доказать публике вменяемость Врубеля и организовали в ноябре 1902 года выставку тридцати шести его работ, в том числе всех трёх живописных «Демонов». Эта выставка стала переломной в отношении критиков и публики к наследию художника.

Казалось, после лечения рассудок возвращался к Врубелю, но семью постигло новое несчастье. По приглашению мецената Владимира фон Мекка Врубель поехал в его имение в Киевской губернии. Но в дороге заболел их с Надеждой трехлетний сын Савва. 3 мая 1903 года ребенок умер в Киеве. Художник не смог перенести потрясение, его психическое состояние вновь ухудшилось. Он лечился в Риге, затем в Москве. Первую половину 1904 года художник снова провел в клинике Сербского.

«Портрет сына художника», 1902

28 ноября 1905 года уже смертельно больному Врубелю было присвоено звание академика «за известность на художественном поприще». В декабре резко ухудшилось зрение, но Врубель продолжал работать. В клинике Усольцева он создает прекрасный портрет поэта Валерия Брюсова и картину «Видение пророка Иезекииля». Художник содержался в клинике почти исключительно за счёт жены, что было нелегкой задачей, ибо месяц пребывания у Усольцева стоил 100-150 рублей, против девяти в университетской клинике у Сербского.

В конце февраля 1906 года художник потерял зрение. Этот удар был для него не менее страшен, чем смерть единственного сына и неизлечимая болезнь. Врачи разрешили Врубелю уехать в Петербург, быть с семьёй, ему уже не требовалось лечение. Художник умер 1 апреля 1910 года. На похоронах единственную речь произнёс поэт Александр Блок: «Он оставил нам своих Демонов, как заклинателей против лилового зла, против ночи. Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, мы не видим». Мятеж Демона многие исследователи творчества художника считают отражением сложной переломной эпохи рубежа XIX-XX веков, когда надвигались политические потрясения и изменения.

8 интересных фактов о Михаиле Врубеле

1. Будущий художник родился 5 марта 1856 года в Омске. Его отец Александр Врубель, поляк (по-польски слово «врубель» означает «воробей»), офицер русской армии в военно-юридическом ведомстве, происходил из безземельных дворян. Мать художника, Анна Басаргина, умерла, когда Врубелю было всего три года. Отец в 1863 году женился потом на Елизавете Вессель. Отца часто переводили по службе. Семья жила в Астрахани, Петербурге, Саратове, потом в Одессе.

2. Михаил Врубель начал рисовать в пять лет, а в семилетнем возрасте посещал рисовальную школу Общества поощрения художников в Петербурге, затем в Одессе учился в гимназии. С 1870 года Врубель начал писать портреты маслом, копировал Айвазовского, Дж. Доу. В 1870 и 1872 годах он посещал рисовальную школу Общества изящных искусств в Одессе.

3. В 1874 году 18-летний Врубель, окончив гимназию с золотой медалью и поселившись в Петербурге, по совету отца поступил на юридический факультет университета. Изучив в гимназии латинский язык, читал в оригинале Овидия, Горация. Но Врубеля все больше интересовало художественное творчество. Уже заканчивая обучение в университете, Врубель начал посещать вечерние классы Императорской Академии художеств. В Академию он поступил осенью 1880 года, когда ему было 24 года.

4. Осенью 1884 года Михаил Врубель во время работы над росписями в Кирилловской церкви ездил в Италию по совету профессора Адриана Прахова, а также в Западную Европу. Позже художник говорил: «Там как-то больше равенства, понимания. Но я не люблю одного: там презирают бедность. Это несправедливо и неверно, и нехорошо. А в России есть доброта, и нет меркантильной скупости».

5. При написании образов святых, а также работая над портретами, как правило, глаза Врубель писал в последнюю очередь, завершая произведение и выражая его идею.

Фрагмент иконы «Богоматерь с Младенцем» Михаила Врубеля для Кирилловской церкви в Киеве (1884-1885)

6. Меценат Савва Мамонтов поручил Валентину Серову и Константину Коровину разработать эскиз росписи «Хождение Христа по водам» для церкви при среднем механико-техническом училище в Костроме. Решение никак не давалось художникам. Тогда Врубель, наблюдавший за их работой, молниеносно сделал нужный эскиз на листе серого картона. Так возникло одно из известнейших произведений. Однако его Врубель едва не уничтожил. В последний момент Коровин смог уговорить художника не резать эскиз, а продать ему.

7. Врубель работал по 10-14 часов в сутки, часто с 8 утра до 8 вечера, делая всего на один час перерыв для обеда, но вместе с тем художник упрекал себя за леность и легкомыслие. Он говорил: «Надо рисовать 10 лет по 5 часов: только тогда поймешь, может быть. Рисуйте каждый день – это предпосылка всякого искусства».

«Жемчужная раковина», 1904

8. 1895 год стал исключительно важным для Врубеля. Он оформлял спектакли для Частной русской оперы и познакомился с Надеждой Забелой, которая стала его женой. Она обладала лирико-колоратурным сопрано и покорила художника своим голосом и красотой. Врубель сделал для нее много эскизов костюмов. Например, костюм Маргариты, почти в таком же одеянии он изобразил ее в панно «Фауст и Маргарита». Но особенно волновал Врубеля образ Тамары в ее исполнении в «Демоне». Надежда Забела вдохновила художника и на одну из самых известных его картин «Царевну-Лебедь» 1900 года. Ее образ в театральном костюме стал не реалистичным портретом, а воплощением представления художника о полуреальной-полусказочной красоте, утонченной и таинственной.

«Царевна-Лебедь», 1900

Три цитаты художника Константина Коровина о Врубеле

«Врубель был славянин чистой воды… поляк, и в нем была утонченность великой Польши, утонченность, равная Франции. На вид иностранец, но душой славянин, сын несправедливо и больно угнетенной страны, с пеленой высокого культа, щегольским изяществом драгоценного легкомыслия, высоких порывов влюбленных чувств, музыки, искусств, с праздником и задором в душе».

«Врубель поразительно рисовал орнамент, ниоткуда никогда не заимствуя, всегда свой. Когда он брал бумагу, то, отметив размер, держа карандаш, или перо, или кисть как-то в руке боком, в разных местах бумаги наносил твердо черты, постоянно соединяя в разных местах, потом вырисовывалась картина. Меня и Серова поражало это».

«Огромную зависть своим настоящим гениальным талантом. Он был злобно гоним. Его великий талант травили и поносили и звали темные силы непонимания его растоптать, уничтожить и не дать ему жить».

В материале использованы данные из книги «Михаил Врубель» Е. А. Скоробогачевой.