День рождения Чебурашки: как Успенский нашел необычное имя любимого персонажа. История создания мультфильма «Чебурашка и крокодил Гена Кто придумал чебурашку автор

Надо сказать, что этот простой вопрос (вернее, ответ на него) не такой уж и однозначный, как покажется на первый взгляд. Забавный герой литературных произведений, мультфильмов, по совместительству являющийся официальным символом российской сборной на олимпийских играх, стал в свое время камнем преткновения сразу нескольких судебных споров. О том, почему это произошло, и кто на самом деле придумал Чебурашку, попробуем рассказать в нашей статье.

Литературный персонаж

С одной стороны, это образ книжный. И придумал его писатель Эдуард Успенский. Желтые глаза (как у филина). Круглая большая голова (как у зайца). Хвостик пушистый и коротенький (как у маленького медвежонка). Кстати, в первых выпусках книжки о Чебурашке и Крокодиле Гене, изданной еще до появления знаменитого мультфильма в 1966, зверек выглядел по-другому. Так его образ увидели два других художника Алфеевский и Калиновский. Коротко можно сказать: совсем не похож!

Герой мультфильмов

Светлый и незабвенный образ Чебурашки из советского мультика, вышедшего в свет в 1969, создал художник-мультипликатор Леонид Шварцман (настоящее имя — Израиль Аронович Шварцман). И после этого во всех остальных мультфильмах про Чебурашку именно этот гениальный советский художник создавал персонажей. Так что право на мультипликационного зверька принадлежит именно ему.

Происхождение имени

По сказке Успенского, неизвестный зверек при транспортировке вместе с апельсинами норовил «чебурахнуться», то есть упасть, попросту говоря. Отсюда и имя — Чебурашка. В словаре Даля понятие «чебурахнуться» описывается как: «грохнуться», «растянуться», «упасть». А слово «чебурашка» означает: куколка типа ваньки-встаньки, которая, как ее ни бросай, становится на ноги.

Дележ бренда

Судебные процессы между Успенским и Шварцманом начались после распада СССР, в девяностые. Пик пришелся на 2004-2007 годы. Художник обращал внимание на то, что образ Чебурашки в первых изданиях книг значительно отличается от нарисованного затем героя мультфильмов. И разница однозначно присутствует. Поэтому разумно все же говорить о двух разных авторских персонажах: герое мультфильмов и литературном герое.

Эдуард Николаевич Успенский родился 22 декабря 1937 года в г. Егорьевск Московской области. Отец – Успенский Николай Михайлович (1903–1947), сотрудник аппарата ЦК КПСС. Мать – Успенская Наталья Алексеевна (1907–1982), инженер-машиностроитель. 22 декабря 2012 г. Эдуард Успенский отпраздновал свой 75 день рождения. У Эдуарда Успенского было два брата – старший Игорь и младший Юрий. Отец, Николай Михайлович, имел два высших образования, в свободное время предпочитал охоту, на которую иногда брал с собой сыновей, увлекался собаководством.


Когда началась война, Эдуарда вместе с братьями и матерью эвакуировали за Урал, где они прожили четыре года. Наталья Алексеевна находилась с детьми, работала в детском саду. Николай Михайлович ездил по всей стране и за свой труд был награжден орденом Красной звезды.


Э. Успенский смутно помнит период жизни, проведенный за Уралом. В один из дней произошло настоящее чудо – он и его братья получили посылку с фронта – шикарные немецкие игрушки. Это стало настоящим событием, Эдуард Николаевич на всю жизнь запомнил замечательный светофор, на котором загорались лампочки. В 1944 году семья вернулась в Москву. Э. Успенский хорошо помнит город с затемненными окнами, на каждом из которых висели черные шторы на случай бомбежки.


Вначале мальчишки не ладили: Эдуарду казалось, что на его территорию попал чужой человек. Но когда Успенский учился в 10-м классе, ребята подружились. В 1945 году Эдуард Успенский пошел в школу. Когда Эдуарду было 10 лет, ушел из жизни отец. Наталья Алексеевна вышла замуж за Николая Степановича Пронского, у которого рос сын Борис, ровесник Эдуарда.



В те годы было мало еды, зато выпускалось очень много хорошей литературы. Отчим, Николай Степанович, часто покупал книги, но вешал на шкаф замок, чтобы ребята не открыли его и не отнесли книги в магазин. Мальчишки отодвигали шкаф, снимали заднюю стенку, таскали книги, но никуда их не относили, а много читали. Именно чтение стало для них одним из любимых занятий.


Сначала Эдуард Успенский учился плохо, но в 7-м классе сломал ногу, попал в больницу и начал «читать учебники». Находясь на лечении, прочитал математику, вернулся в школу достаточно подкованным по этому предмету и начал учиться лучше всех в классе. Со временем Эдуард Успенский стал лучшим математиком школы, на всех районных и городских олимпиадах занимал призовые места, а на Всесоюзной олимпиаде за 10-й класс получил почётную грамоту, подписанную несколькими академиками. Эта грамота хранится у Эдуарда Николаевича всю жизнь.


В 10-м классе ребята увлеклись сочинением стихов и рассказов. Эдуард не остался в стороне, хотя до этого принимал участие только в оформлении стенгазет. Детские стихи Э. Успенского начали печатать как юмористические в «Литературной газете», они звучали в радиопередаче «С добрым утром!».


В школьные годы Успенский был пионервожатым – учась в 9–10-м классах, воспитывал ребят 3–4-х классов: брал их с собой в лыжные походы, придумывал различные игры. Благодаря его влиянию, младшие школьники стали лучше учиться. В те годы Эдуард Успенский привык работать с детьми, узнал их интересы. Все это дало толчок к его будущим сочинениям для школьников.


После окончания школы Э.Н. Успенский поступил в Московский авиационный институт. В студенческие годы он занимался литературным творчеством, с 1960 года печатался. Еще в студенческом театре МАИ Э.Успенский начал писать сценки для эстрады. Его сотрудничество с театром стало очень важным моментом – первое понимание тонкостей юмористических эпизодов и сценок Эдуард Николаевич получил именно там. В 1961 году Эдуард окончил МАИ по специальности «инженер-приборист». В течение трех лет работал инженером на втором московском приборном заводе, где производили автопилоты. Руководил большой группой, которая занималась гидравлической станцией.


В марте 1965 года вместе с Феликсом Камовым он возглавил авторскую группу знаменитого студенческого театра «Телевизор». Сцена театра оформлялась как большой телевизионный экран – на рамку натягивалась марля, а при определенной подсветке экран излучал голубое сияние. Молодые ребята, практически 20-летние мальчишки, при отсутствии жизненного опыта и настоящих знаний проявляли осведомленность и писали проницательную сатиру. Ничего подобного тогда не было не только на самодеятельной, но и на профессиональной сцене. «Телевизор» гастролировал в разных городах СССР. К знаменитому театру имело отношение очень много интересных людей – М. Задорнов, Л. Измайлов и другие. В 1965 году вышел сборник стихов Э.Н. Успенского «Всё в порядке». Творческий путь Э. Успенский начал как юморист.


Огромную популярность приобрели его пьесы, написанные совместно с Р. Качановым: Огромную популярность приобрели его пьесы, написанные совместно с Р. Качановым: «Чебурашка и его друзья» (1970) «Наследство Бахрама» (1973) «Отпуск крокодила Гены» (1974) и др. Эдуард Николаевич получил широкую известность как автор детских книжек: «Крокодил Гена и его друзья» (1966) «Вниз по волшебной реке» (1972)


В 1980–1990 годах он публикует серию замечательных детских книг: «Каникулы в Простоквашино», «Дядя Фёдор, пёс и кот», «Колобок идет по следу», «Разноцветная семейка», «Красная Рука, Чёрная Простыня, Зеленые Пальцы» (страшные повести для бесстрашных детей) и другие.


Во время написания исторического романа «Лжедмитрий Второй настоящий» (вышел в 1999 году) Эдуард Николаевич, для того чтобы отвлечься, придумал новый персонаж – Жаб Жабыча, не первое странное существо, созданное писателем. Жаб Жабыч – это большая разумная жаба, которая с удивительной легкостью начинает жить жизнью обыкновенного российского человека эпохи перемен, пытается зарабатывать деньги, пробует себя в политике и при этом обожает детей и собак.


Э.Н. Успенский решил создать свое издательство. Так появился «Самовар». Успенский заказал известным писателям так называемые «веселые учебники»: по математике, о декларации прав человека, программировании. Э.Н. Успенский написал учебники по грамоте и электронике, «Бизнес Крокодила Гены» учил ребят зачаткам бизнеса. Учебники раскупали, их заказывали школы, но вскоре Эдуард Николаевич понял, что работа в издательстве несовместима с писательством, и решил посвятить себя исключительно творчеству.


Э.Н. Успенский сочиняет пьесы. Его произведения переведены более чем на 25 языков и выходят в Финляндии, Голландии, Франции, Японии, США и других странах. По его книгам сняты художественные фильмы: -«Там, на неведомых дорожках» (по повести «Вниз по Волшебной реке», СССР, 1982), - «Год хорошего ребенка» (по мотивам одноименной повести Э. Успенского и Э. де Грун, СССР–ФРГ, 1991).


Дядя Фёдор, пёс и кот: Матроскин и Шарик (1975). Дядя Фёдор, пёс и кот: Мама и папа [продолжение истории по повести Э.Успенского «Трое из Простоквашино»] (1976). Дядя Фёдор, пёс и кот: Митя и Мурка (1976). Трое из Простоквашино: [Первый фильм трилогии] (1978). Каникулы в Простоквашино (1980). Зима в Простоквашино (1984). Крокодил Гена (1969). Чебурашка (1971). Шапокляк (1974) Чебурашка идёт в школу (1983). Про Веру и Анфису (). Баба-Яга против! (1980). Зачем верблюду апельсин? (1986). Наследство волшебника Бахрама (1975). Новогодняя песенка (1983). Осьминожки (1976). Следствие ведут колобки (). Пластилиновая ворона (1981). Антошка (1969). Рыжий, рыжий, конопатый (1971). и многие-многие другие.




В свободное время Эдуард Николаевич занимается большим теннисом, летает на параплане с Крылатских холмов, любит горные лыжи, катаясь на которых получает удовольствие от быстрого скольжения. Знаменитый на весь мир детский писатель очень любит зверей – у него дома живут две собаки и птицы (попугаи, сова, ворон), за которыми под его руководством ухаживает вся семья.





Чебурашка – персонаж, выдуманный детским писателем Эдуардом Успенским, милый мохнатый зверек с большими ушами, напоминающий то ли зайца, то ли медвежонка.


Каким бы нелепым зверьком ни был Чебурашка, его любят абсолютно все – и дети, и взрослые. Действительно, не любить милого, стеснительного и безобидного зверька с огромными и нелепыми ушами просто невозможно. Более того, Чебурашку хочется защитить и оградить от опасностей, и именно этим, участием в его нелегкой судьбе, и занимается его главный друг – Крокодил Гена.

История Чебурашки началась в 1966 году, именно тогда детский писатель Эдуард Успенский впервые придумал своего героя. Как именно писателю пришла фантазия создать столь нелепого зверя, неизвестно, но есть несколько версий. Так, по одной из них, в детстве у Успенского была старая бракованная игрушка, которую родители называли "неизвестный науке зверь, который живёт в жарких тропических лесах". По другой версии, мысли о странном зверьке пришли ему в гостях у друзей, маленькая дочка которых разгуливала по дому в огромной пушистой шубе, постоянно спотыкаясь и падая. Отец ее комментировал ее падения как "опять чебурахнулась".

Как бы ни было, намек на то, что Чебурашка – зверь тропический, все же имеется, ведь по сюжету книги и мультфильма он впервые появляется в ящике с апельсинами, прибывшими, вероятно, из далекой тропической страны.

Чебурашкой его назвали все по той же причине игры слов – зверек не мог спокойно сидеть и все время "чебурахался". Директор магазина, в который поступили апельсины, попытался пристроить странного зверя в зоопарк, однако найти ему место так и не сумели, он не подходил ни

к какому виду животных, а потому в результате несчастный Чебурашка попал на полку магазина уцененных товаров. Кстати, именно об этом поется в известной песенке "Я был когда-то странной игрушкой безымянной, к которой в магазине никто не подходил…"

Однако в дальнейшем судьба оказалась к Чебурашке более благосклонной – он встретился с Лучшим Другом Своей Жизни – Крокодилом Геной. Надо сказать, что и Гена, который "работал в зоопарке крокодилом", был бесконечно одинок, и именно одиночество заставило его расклеивать объявления со словами "Молодой крокодил хочет завести себе друзей".

Так стеснительное мохнатое существо с огромными ушами и оказалось на пороге домика крокодила Гены со словами "Это я, Чебурашка".

В итоге Гена и Чебурашка стали большими друзьями, и именно как парочку – Гена и Чебурашка – российские дети нескольких поколений узнали и полюбили этих героев.

Неизвестно, ожидал ли бы Чебурашку настолько оглушительный успех, если бы не очень удачный экранный образ. Мультфильмы про Чебурашку и Гену создал талантливый режиссер Роман Качанов, первый мультик увидел свет в 1969 году. Художником-постановщиком выступил Леонид Шварцман.

Затем появились "Чебурашка" (1971), "Шапокляк" (1974), а позднее, уже в 1983-м - "Чебурашка идёт в школу".

Удивительно, но именно Чебурашка стал очень знаменитым героем и за пределами нашей страны. Так, особенно его полюбили в Японии, где не только показывали советские мультфильмы, но делали их ремейки, а также сняли нескол

ько собственных проектов вроде "Cheburashka Arere?".

В Швеции Чебурашку знают и зовут Drutten, (шв. "drutta" - падать, спотыкаться), и сюжеты их мультфильмов совершенно самостоятельные. А вообще, Чебурашка попал в мультфильмы многих стран – немецкие зрители знают его как Куллерьхена ("Kullerchen") или Плумпса ("Plumps"), в Финляндии Чебурашку называют Муксис ("Muksis"), а литовские дети знают его как Кулверстукаса.

В 2008 году в Москве даже открылся Музей Чебурашки, среди экспонатов которого есть и старая пишущая машинка, на которой Успенский впервые создал образ этого милого зверька. А еще Чебурашка уже несколько раз становился талисманом Олимпийской сборной страны.

Кстати, в 2005 году сам Эдуард Успенский объявил, что официальный день рождения Чебурашки – 20 августа.

Известно, что уже в 2000-х Эдуард Успенский не раз пытался отстаивать свое авторское право на образ Чебурашки, однако несколько раз проиграл. Одновременно с ним на образ Чебурашки претендовал и Леонид Шварцман – несмотря на то, что придумал его писатель, именно образ Чебурашки, нарисованный Шварцманом, так полюбился зрителям, и именно благодаря мультфильму Чебурашка стал так популярен.

Однако, каковы бы ни были тяжбы создателей, миллионы русских детей продолжают расти вместе с добрыми мультиками про Чебурашку и его друзей.

Бесконечно обаятельного, очаровательно беззащитного и доброго Чебурашку просто невозможно не любить.

Скоро вечно молодой Чебурашка отметит свой 50-й день рождения.

Известный сегодня образ Чебурашки создан художником-мультипликатором Леонидом Шварцманом.

Происхождение

Согласно предисловию к книге «Крокодил Гена и его друзья», Чебурашкой называлась бывшая у автора в детстве бракованная игрушка, изображавшая странного зверя: не то медвежонок, не то заяц с большими ушами. Глаза у него были большие и жёлтые, как у филина, голова круглая, заячья, а хвост коротенький и пушистый, такой, какой бывает обычно у маленьких медвежат. Родители мальчика утверждали, что это - неизвестный науке зверь, который живёт в жарких тропических лесах. Поэтому в основном тексте, героями которого выступают, как утверждается, детские игрушки Эдуарда Успенского, Чебурашка действительно является неизвестным тропическим зверьком, который забрался в ящик с апельсинами, уснул там и в результате вместе с ящиком попал в большой город. Директор магазина, в котором открыли ящик, назвал его «Чебурашкой», так как объевшийся апельсинами зверёк постоянно падал (чебурахался):

Он сидел, сидел, смотрел по сторонам, а потом взял да и чебурахнулся со стола на стул. Но и на стуле он долго не усидел - чебурахнулся снова. На пол.
- Фу ты, Чебурашка какой! - сказал про него директор магазина, - Совсем не может сидеть на месте!
Так наш зверёк и узнал, что его имя - Чебурашка…

Повести и пьесы о Чебурашке были написаны Эдуардом Успенским (пьесы - совместно с Романом Качановым):

«Крокодил Гена и его друзья» (1966) - повесть
«Чебурашка и его друзья» (1970) - пьеса (совместно с Р. Качановым)
«Отпуск крокодила Гены» (1974) - пьеса (совместно с Р. Качановым)
«Бизнес крокодила Гены» (1992) - повесть (совместно с И. Е. Агрон)
«Крокодил Гена - лейтенант милиции»
«Чебурашка уходит в народ»
«Похищение чебурашки»

По мотивам книги режиссёром Романом Качановым создано четыре мультфильма:

«Крокодил Гена» (1969)
«Чебурашка» (1971)
«Шапокляк» (1974)
«Чебурашка идёт в школу» (1983)

После выхода первых серий мультфильмов Чебурашка стал очень популярен в СССР. С тех пор Чебурашка - герой многих российских анекдотов. В 2001 году Чебурашка приобрёл большую популярность в Японии.

На летних Олимпийских Играх 2004 года в Афинах был выбран талисманом Олимпийской сборной России. На зимних Олимпийских Играх 2006 года символ Российской Сборной Чебурашка переоделся в белый зимний мех. На летних Олимпийских играх 2008 года в Пекине Чебурашку «одели» в красный мех.

На зимних Олимпийских Играх 2010 Чебурашка-талисман стал обладателем синего меха.

В 1990-х и 2000-х годах разгорелись споры вокруг авторских прав на образ Чебурашки. Они касались использования образа Чебурашки в различных товарах, названиях детских садов, детских эстрадных студий и клубов (что было обычной практикой в советское время), а также авторства самого образа Чебурашки, которое, по утверждению Эдуарда Успенского, целиком принадлежит ему, в то время как его оппоненты утверждают, что известный сегодня характерный образ Чебурашки с большими ушами был создан Леонидом Шварцманом. В 1990-е годы Эдуард Успенский также приобрёл права на торговую марку «Чебурашка», использовавшуюся ранее в таких товарах, как конфеты и детская косметика. Использование названия стало предметом спора писателя с кондитерской фабрикой «Красный Октябрь». В частности, в феврале 2008 года ФГУП «Фильмофонд киностудии Союзмультфильм» (собственник прав на образ) высказал намерение истребовать компенсацию у создателей киноленты «Самый лучший фильм» за использование образа Чебурашки без разрешения.

Происхождение слова «чебурашка»

Версию про бракованную игрушку, изложенную во введении к своей книге, Успенский отвергает, как сочинённую специально для детей. В интервью нижегородской газете Эдуард Успенский говорит:

Я пришел в гости к другу, а его маленькая дочка примеряла пушистую шубу, которая тащилась по полу, <…> Девчонка постоянно падала, запинаясь о шубу. И её отец после очередного падения воскликнул: «Ой, опять чебурахнулась!». Это слово врезалось мне в память, я спросил его значение. Оказалось, что «чебурахнуться» - это значит «упасть». Так и появилось имя моего героя.

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля описано как слово «чебурахнуться» в значении «упасть», «грохнуться», «растянуться», так и слово «чебурашка», определяемое им в различных диалектах как «шашка бурлацкой лямки, привешенная на хвосте», либо как «ванька-встанька, куколка, которая, как ни кинь её, сама встаёт на ноги». Согласно этимологическому словарю Фасмера «чебурахнуть» образовано от слов чубурок, чапурок, чебурах - «деревянный шар на конце бурлацкой бечевы», тюркского происхождения. Другое родственное слово это «чебырка» - плётка, на конце которой шарик на волосе.

Происхождение слова «чебурашка», в смысле игрушки-неваляшки, описанное у Даля, связанно с тем, что многие рыбаки изготавливали такие игрушки из деревянных шаров, которые являлись поплавками для рыболовных сетей, и так же назывались чебурашкой.

Как рассказал Эдуард Успенский, образ Чебурашки родился благодаря однажды увиденной им картине: "Я был в гостях у моего друга и увидел маленькую девочку, одетую в толстую шубу с большим воротником. Шуба была девочке велика, и она постоянно падала - шагнет шаг и упадет. Мой друг сказал: "Ой, чебурахнулась!" Так я первый раз услышал это слово".

Согласно Толковому словарю Владимира Даля, слово "чебурашка" обозначало "куколку, ваньку-встаньку, который сам вставал на ноги, как его не бросай". Глаголы "чебурахать" и "чебурахнуть" употреблялись в значении "бросить, кинуть, опрокинуть с громом, грохнуть, шлепнуть".

Благодаря стараниям художника Леонида Ароновича Шварцмана Чебурашка стал одним из самых любимых мультипликационных героев СССР. "В процессе создания фильма хвостик отпал. У мультипликационного Чебурашки глазки как у человеческого ребенка. У него появились большие уши, обрамление вокруг личика. И, конечно же, пришло обаяние, которого в рисунках других художников нет", - отмечает Шварцман.

Слово "чебурашка" существует довольно давно, и придумал его, вопреки бытующему мнению, не писатель Эдуард Успенский. В "Толковом словаре живого великорусского языка", составленном В.И. Далем, сообщается, что "чебурашка - это старинная игрушка, куколка, ванька-встанька, которую как ни кинь, все равно на ноги встанет".

Другой ученый - лексикограф С.И. Ожегов в своем "Словаре русского языка" приводит два слова, употребляемые в просторечии - чебурахнуть и чебурахнуться, близкие к значению "бросить, упасть или удариться с шумом".

Известно, что в старом цирке клоунов-акробатов называли чебурашками. С целью рассмешить зрителей они чебурахались на арену, т.е. с визгом, воплями падали в опилки и барахтались в них, стараясь уморить публику смехом.




Так что Эдуарду Успенскому принадлежат сюжет книги и ее написание, а имя своему герою он дал, воскресив к жизни давно забытое слово.