Деревья в истории Киева. Деревья в городе или город среди деревьев

Символы составляют историю народа, отражают образ жизни его. У украинцев как у нации земледельцев в языке символов присутствуют солнце, земля со всеми своими свойствами, колосья. Очень богата символами трипольская культура: она была обозначена в конце XIX в. исследователем-археологом В. Хвойкой, неподалеку от с. Триполье, на Днепре, вследствие чего и получила свое название. Культура эта была географически свойственна Правобережной Украине, от Днепра и до Дуная. Она характеризовалась очень высоким уровнем развития, духовного и экономического.
Много символов, которые живут и поныне, взяли свое начало оттуда и присущи их мировоззрению. Для него было особенно характерно восприятие Вселенной как единого целого, а в изображениях она была трехмерной. Это хорошо заметно в керамике того времени. Так, Небо как самый высокий уровень было изображено волнистой линией наверху посуды. Под ним находились Небесные Силы, то есть солнце, звезды, луна, которые творят круговорот жизни природы. Еще ниже находится Загробный мир, который видим как две параллельные линии. Эти символы сейчас мы можем увидеть и в украинском народном творчестве. Особенно хорошо сохранились традиции трипольской культуры в гончарстве: почти вся посуда расписан подобно тому времени. В вышивке очень часто можно встретить Древо Жизни - любимый символ украинцев. Также вышивальщицы, например, очень любят и почитают образ Великой Матери, Берегини Рода: он часто встречается на вышиванках, полотенцах, рубашках, составлен из геометрических мотивов.

Яйцо

Богатым символом является яйцо - знак бессмертности души, жизни и Вселенной. Этот любимый символ украинцев вместе с ними на протяжении уже очень долгого времени. Исследователь, занимающихся вопросом символов, считает, что писанки были еще во времена язычества и являлись признаком солнечного культа. Если птицы были вестниками весеннего воскресения природы и человека, то их яйца - это символ солнца, возрождения, жизни. Те же исследователи склоняются к мнению, что писанка имеет более 100 символических изображений. Так, кривулька, она же им бесконечник, как символ начала и конца, означала нить жизни, вечного движения солнца. Тригвер, он же триног, как считали некоторые ученые, обозначал небо, воздух и землю, а другие считали, что он является символом воздуха, огня и воды. Еще третьи видели в нем символ жизни, а были и такие, которые трактовали его как знак неба, земли и ада. Свои символы несла в себе и гамма цветов писанки. Например, красный означал радость жизни, любовь, желтый - урожай, месяц и звезды, зеленый - соответственно растительный мир во всем его богатстве, возрождение или воскресенье его, голубой означал чистое небо и здоровье, землю - бронзовый, уважение к душ умерших родственников - черно-белый. Украинцы верили, что писанки имеют большую магическую силу. Их использовали как знак любви, даря выбранному человеку. Народная медицина выкачивала ими болезни. В хозяйстве писанки играли также большую роль: освященные символы закапывали в землю, что должно было принести богатый урожай, клали в гроб, или в ясли скоту. На крышу дома набрасывали шелухи от писанок - к счастью. Со временем пришло на Украину христианство, и это изменило некоторые позиции в мировоззрении, в том числе символику писанки. Теперь она несла в себе радость и веру в Воскресение Христа. Еще одним национальным оберегом считался рушник. Вся жизнь украинцев очень плотно связана с этим предметом: хлеб-соль, которые подносятся на вышитом полотенце - признак гостеприимства, высокого уважения к гостю. Появление младенцев также сопровождалась рушником, бракосочетание, почитание родных и близких, проводы в дальнюю дорогу любого мужчины семьи, даже в последний путь провожали с рушниками. То есть весь жизненный путь человека был связан с этим глубоким символом. Смотря какая цель ставилась при создании рушника, отличалась и вышивка на нем: цвета, символы, местоположение нити и тому подобное. По цвету и самому узору можно было прочитать истории любви, дружбы, печали.

Венок

Еще одним традиционным оберегом считался венок. Что интересно, не только девушки могли себя украшать ним, но и часто его использовали в декорировании дома, интерьера. Его изображение можно было встретить на той же вышивке, скатертях, полотенцах, одежде. А уж праздник Ивана Купала без венков невозможно и представить - какие же купальские гадания без них! Незамужние девушки пускали венки по воде, в ту самую ночь, с шестого на седьмое июля, и ждали с замиранием сердца, кто же его поймает: ведь именно он станет ее спутником на всю жизнь. По украинскому народному поверью, венок, сплетенный из живых цветов, будет защищать девушку от беды и плохих мыслей. Цветы в венке были очень разнообразны - можно было вплетать до 12 различных видов этой живой красоты, ведь каждый цветок также имел свое значение: роза символизировала любовь; василек означал простоту и нежность; белая лилия - чистоту, невинность, она была, по верованиям, цветком девы Марии. Ромашка несла мир и нежность, бессмертник - здоровье, пион - долголетие, мальва - красоту, но холодность, калина - девичью красоту и вообще является символом Украины. В свадебный венок должен обязательно быть вплетен барвинок - это символ верной и вечной любви. Такой венок - замечательный оберег от беды и злого глаза.

Веночки были очень хороши с цветными лентами, привязанными к ним. Их цвет и место в венке также имели свои значения. В центре должна быть светло-коричневая лента - она символизирует землю-кормилицу; по бокам от нее идут две желтые ленты - это знак солнца; дальше светло-зеленая и темно-зеленая ленты - это живая природа, красота, молодость. Затем синяя и голубая - вода и небо. Далее с одной стороны оранжевая - хлеб, с другой фиолетовая - знак разума, малиновая - искренность, розовая - богатство. С самых краев вяжутся белые ленты - символ чистоты. На левой ленте внизу было нашито Солнце, на правой Луна.

Растения

Символический и растительный мир на Украине. Есть растения, которые любят все, а есть те, которые стараются избегать. Так, любимые растения для украинцев - ива, подсолнечнух, барвинок, и, конечно, калина. Ива, например, является символом плодородия, красоты, непрерывности жизни. Она очень устойчивое, плодородное и неприхотливое растение - может прижиться везде, из нее вырастает дерево в самых простых условиях. В Украине иву считали священным дерево, а шестую неделю поста перед Пасхой называли Вербным - на этой неделе святили вербу, веточки которой потом служили оберегом для людей.
Символом вечности считался барвинок: его маленькие незаметные цветочки всегда украшали украинские леса и рощи, также в них скрыта большая целебная сила, исцеляющая болезни. Именно поэтому люди и подарили этому скромному цветку свою любовь, которая воспевает его в фольклоре. Калина же всегда была символом красоты, счастья, любви. Когда-то совсем давно это растение было связано с большой огненной троицей - Солнцем, Луной, Звездами. Название калины происходит от древнего Солнца-Коло - считалось, что растение было связано с рождением Вселенной. Калину принято было сажать у дома - так она оберегала здание. Из ягод калины делали бусы, она украшала свадебные караваи, она же была и в венке невесты. Подсолнух считался символом Солнца, радости, самой жизни.

Птицы

Среди птиц самой любимой птицей, без сомнения, был знаменитый аист - символ родительской любви, семейных ценностей, плодородия. Он дарил семье благополучие, мир, символизировал любовь к родной земле. Двор, где аист выбрал себе место для гнезда, был счастлив, потому что его обходили невзгоды, горе и болезни. Тех, кто взял на себя грех разорить гнездо аиста, должна была наказать небесная кара огнем. Аист всегда был символом возрождения земли, предвестником весны. К тому же он выполнял важную функцию - приносить детей в семью. Считалось, если девушка увидит впервые весной аиста далеко в небе, то на этот год она обязательно выйдет замуж, если же увидит сидящим в гнезде - останется дома, в родительской семье.

Символы государственности

Народные символы сыграли большую роль в формировании символов власти разных времен.

В военной старшине были свои признаки власти, и ее символами были клейноды: хоругвь, бунчук, булава со всеми ее разновидностями, чернильница, печать и литавры. Хранились клейноды в военной казне, в Сечевой крепости. Было принято делать серебряными булаву, литавры и жезл, верхушку бунчука обычно делали золотой.

Потеря клейнодов считалась большим позором, настолько важными были эти символы для Сечи. Впервые клейноды были подарены Запорожской Сечи королем Польши Стефаном Баторием, в 1576 году. На Сечевой печати был изображен герб Запорожской Сечи - это был казак с саблей. Это был самый важный элемент герба самого Войска Запорожского, позже и Гетманщины. Датой формирования этого герба историки считают 1578 год, когда король Польши Стефан Баторий прислал гетьману запорожскому Я. Оришовскому герб на печати, вместе с другими клейнодами. Древнейший отпечаток печати с этим казаком с мушкетом можно увидеть на универсале гетмана Г. Лободы, изданном 31 августа 1595 в Корсуне. Так в XVI -XVIII вв. казак с мушкетом чеканился на печатях гетманов Украины, органов управления Гетманщины и др. Он отображался на флагах, полковых и сотенных - как на то указывал ордер гетмана К. Разумовского.

Галицко-Волынское государство имело свой символ - золотого льва. Впервые его изображение можно увидеть на печати князей галицко-волынских, Андрея II и Льва II. Они называли себя правителями Руси, Владимира и Галича. Одна из версий говорит, что лев пришел от династии Романовичей, и с первой половины XIV в. стал гербом государства Галицко-Волынского со Львовом как административным центром. Старейшая городская печать, известная всем, была с изображением шагающего льва на фоне городских ворот, которые были открыты, с их тремя башнями и бойницами, и была она прикреплена к пергаментной грамоте Львовского магистрата (1359).

Герб

Из народных символов разных времен и из знаков государственных образований в Украине возникли и сформировались символы государственной современной Украины - ее знаменитые герб и флаг. В украинском гербе основной частью стал трезубец - символ власти, символ государственности, известный с самых древних времен. Его появление невозможно определить наверняка, ведь он был почитаем и известен уже очень давно - как магический оберег, знак власти. В старых памятниках культуры нашей эры можно увидеть его, а летописи впервые упоминают о нем в Х веке. Вскоре трезубец стал гербом киевского государства, его изображали Рюриковичи в качестве родового герба, правда, иногда с незначительными изменениями. На печати впервые трезубец появился у Святослава Игоревича, позже - на сребрениках князя Владимира. Относительно происхождения трезубца можно услышать много различных версий, причем и с религиозной историей, и с материальной. Он был на монетах, на кирпичах - Десятинной церкви, на плитках Успенской церкви (Владимир-Волынский), на многих других руинах церквей и крепостей, бытовых предметах и тому подобное. Когда возрождалась украинское государство (12 февраля 1918 года - Малый Совет УНР, 22 марта 1918 - Центральная Рада), трезубец был утвержден как основной элемент гербов УНР, как малого, так и большого.

Василий Кричевский был автором этих проектов. Тогда же была утверждена и печать, тоже большая и малая, с изображением трезубца. Он же был на кредитных билетах (банкнотах) государства. Трезубец держался как часть герба и во времена гетьманата, так и в период Директории. Эмблема Украинского черноморского флота - также трезубец, впрочем, как и других различных объединений, национальных и церковных. 15 марта 1939 трезубец был одобрен в качестве государственного герба Сеймом Карпатской Украины. Советская власть запретила употребление изображениятрезубца, потому что оно воспринималось как символ украинской самостоятельности, сопротивления и национализма. Но когда украинская национальная государственность была восстановлена, Постановление Верховной Рады Украины «О Государственном гербе Украины» снова утвердило знак золотого трезубца на фоне голубого цвета, в качестве малого Государственного герба Украины. Он считался частью, основным элементом большого Государственного герба. Так официальным знаком нашей страны стал трезубец. Это подтверждается и Конституцией Украины.

Еще один очень важный символ государственности Украины - козак с мушкетом. Он был частью изображения большого герба во времени освободительной борьбы, на сегодня он, по Конституции Украины, является частью Большого Государственного Герба (который, к сожалению, еще не утвержден).

Флаг

Еще одним государственным символом, основанный на национальных символах, считается государственный флаг. Это знамя, которое складывается из двух больших равнозначных горизонтальных частей, одна синего, другая - желтого цветов. Соотношение ширины к его длине составляет 2: 3. Желтый цвет олицетворяет ниву, полную пшеницы, солнце; голубой - это цвет свободного неба, чистой воды. Всего того, что поддерживает жизнь на земле.

Именно поэтому это сочетание цветов является жизнеутверждающим, животворным и сильным. Эти цвета были уже в гербе королевства Русского XIV в. Их можно увидеть на гербах земель русских, на гербах князей, шляхты средневековья и раннего нового времени. У Войска Запорожского флаги были сделаны из синего полотна, на котором размещен рыцарь в золотых или червленых одеждах, с золотым орнаментом. Стяг был государственным флагом Украинской Народной Республики и в 1917-1921 гг. В Западноукраинской Народной Республике сине-желтый флаг был провозглашен 13 ноября 1918, 15 марта 1939 года - в Карпатской Украине.
Сами цвета и их порядок утвердило Постановление Украинской Народной Рады (27 июня 1939): оно указывало, что основными цветами флага считаются синий и желтый. Символом украинского национального сопротивления в течение ХХ в.был белокор, во время противостояния коммунистическому советскому режиму. 26 апреля 1988 в Украине впервые был поднят национальный флаг - это сделал Ю. Волощук во Львове на митинге к годовщине Чернобыльской аварии. 14 марта 1990 подняли национальный флаг в Стрые, городе, ставшем первым украинским, над городским советом. Далее, в марте-апреле 1990 года, сине-желтый флаг официально признали в Тернополе, Львове, Ивано-Франковске. Был поднят флаг у здания Киевсовета. А 23 августа 1991 этот флаг был внесен группой депутатов в сессионный зал Верховной Рады. Позже именно этот день закрепили как День Государственного Флага Украины - Указом Президента Украины Л. Кучмы (от 23 августа 2004).

Этот Указ - с целью чествования истории украинского государства, насчитывающей много веков, для воспитания уважения у граждан государственных знаков и символов Украины - установил новый государственный праздник, День Государственного Флага Украины, 23 августа. Когда провозгласили независимость Украины, 4 сентября 1991 года, сине-желтый флаг был поднят над зданием парламента. В 1992 году за сине-желтым флагом официально и юридически закрепили статус государственного флага. На морском торговом судне флаг был поднят 12 февраля 1992 в Валенсии, испанском порту, инициировал это событие капитан т/х «Кременчуг» В. Кисловский.

О том, чтобы поднимать флаг на украинских судах вообще, решение приняли позже. Впервые официально торжественно подняли его 11 сентября 1992 на теплоходе «Иван Франко», Одесский порт.

Вся жизнь человека идет рядом с символами, которые напоминают ему его народные и духовные корни, национальную принадлежность и достоинство, напоминают о языке, стране и корнях.

Каштан – дерево более загадочное, чем кажется на первый взгляд. Большинство людей знают, что каштан – это дерево растущее в растет в парках, имеет 5-7-пальчатые листья, цветет и потом падает на голову в виде крупного ореха. И будет неправ, потому что это – конский каштан (лат. Aesculus hippocastanum), дерево семейства сапиндовых, плоды которого несъедобны и даже опасны для человека (для лошади нормальны, их ими кормили). На французском это дерево называется «marronnier d"Inde», т.е «индийский каштан», потому что завезли его из Индии в 1615 году. Именно эти деревья украшают парки и скверы, цветут белыми или розовыми цветами с красными вкраплениями и широко известны народным массам.

Конский каштан растёт в диком виде в горных лиственных лесах Македонии, на Севере Балкан. Конский каштан на своей родине считается священным деревом Героса, таинственного Фракийского всадника. На Балканах конский каштан чтят и считают священным деревом. Плоды каштана конского похожи на плоды каштана посевного. Они используются на корм лошадям, их применяют в народной медицине, так как они обладают целебными свойствами. У конского каштана листовая пластина состоит из пяти-семи длинных и узких листиков. В мае-июне на фоне листвы красиво смотрятся тяжёлые гроздья белых с розовым оттенком соцветий-метёлок конского каштана. В дворцовых парках Европы это экзотическое заморское растение появилось в 17 веке. А в 19 веке конский каштан начали высаживать на бульварах и улицах, в городских парках. Каштан превратился в дерево европейских городов.

Есть две версии появления каштанов в Киеве:

  • В 1842 году к приезду царя Николая I тогдашний правитель Киева генерал-губернатор Бибиков завез с Балкан «неведомое растение, которое услаждает взор и запахом приятно». Деревьями засадили аллею на Бибиковском бульваре (нынче бульвар Шевченко), по которой должен был въехать в город царь со свитой. Однако император высказал недовольство. За ночь все каштаны выкорчевали, а вместо них посадили пирамидальные тополя. К счастью, горожане не дали погибнуть экзотическим деревьям и высадили их в своих дворах.
  • По второй версии, каштанами украшали усадьбы киевских монастырей еще в XVII-XVIII веках. Доказательств этому довольно много. Так, в «Истории города Киева», написанной в 1799-1800 гг., упоминаются «дикие» (несъедобные) каштаны, которые зажиточные киевляне «разводят в садах для одной красоты их цветов». Дополнительным преимуществом этих деревьев была роскошная крона, под которой можно было укрыться от летнего зноя. Со временем каштаны почти полностью вытеснили эффектные, но практически бесполезные тополя - символ Киева XIX века, навязанный городу царской властью.
В конце XIX века каштаны сажали только в старой части города.

До 1969 года Киев не имел своего герба. Символом города был, как обычно, серп и молот. Потом им стал каштан - из-за того, что был приятен на вид, а его листья и цветок имели четко упорядоченную форму.

По оценке КП "Киевзеленстрой" в столице насчитывается около 1 млн каштанов, которые осенью сбрасывают порядка 30 тыс. тонн ядер. Раньше ядра собирали школьники и сдавали в аптеки, где из них делали настойки. Теперь горожане в основном используют красивые плоды против моли.

Источники: "Киевские ведомости",

Евгений Скибин, гид-переводчик «Первого экскурсионного бюро»

Роскошные каштаны с белыми и розовыми свечами уже давно стали для киевлян и гостей нашего города художественным и музыкальным символом Киева. Прекрасная лирическая музыка и необыкновенная поэзия выдающихся представителей культуры и искусства Украины - композитора П. Майбороды и поэта А. Малышко слились в «Киевском вальсе», который начинается известными словами: «снова цветут каштаны… http://www.youtube.com/watch?v=0-Yfx754vTM »

Пора цветения каштанов означает приход настоящей «буйной» весны, когда столица буквально утопает в зелени. В то же время, этот период совпадает с самым ярким весенним праздником - «днём Киева», который отмечается в завершающие выходные дни мая. Такое количество цветущих каштанов вряд ли увидишь в каком-либо другом городе Европы или мира. По оценке КП «Киевзеленстрой» в нашем городе насчитывается порядка 1 млн. каштановых деревьев, которые в конце осени теряют более 30 тыс. тонн плодов!

Не случайно стилизованная ветвь каштана стала в середине 20 века основным элементом герба Киева.

Наверное, интересно будет совершить краткий экскурс в историю гербов Киева :

После обретения Киевом Магдебургского права в XV столетии магистратская печать изображала руку с луком, что символизировало основной вид оружия защиты от нападения внешних врагов. Это был первый известный историкам герб нашего города.

В конце XVIII столетия по приказу Екатерины II город получил новый территориальный герб - изображение Архангела Михаила. Тенденция замены старых городских гербов на территориальные была характерна для Украины екатерининских времен.

В 1918г была попытка соединить в проекте нового герба Киева оба символа вместе с трезубцем. Но, уже в следующем 1919г все «контрреволюционные» гербы были упразднены большевиками.

В 1969г Киев снова получил новый герб: щит славянской формы; сверху серп и молот, внизу - медаль «Золотая звезда» Героя Советского Союза (Киев имеет статус города-героя); на красно-голубом поле щита (цвет флага УССР) сверху - надпись «Киев»; в центре содержалось стилизованное изображение цветущей ветви каштана (при этом листья и цветок имели четко упорядоченную форму), перерезанное изображением старинной эмблемы Киева - лука.

В 1995г решением Киевсовета город вернулся к дореволюционному гербу - изображению архангела Михаила, но уже в измененном варианте.

Ну, а теперь вернемся к нашей основной теме киевских каштанов, которые остаются для киевлян, как и прежде, одним из основных символов нашего города.

На самом деле каштан стал самым распространённым «киевским» деревом относительно недавно. Бытует несколько версий появления каштанов в Киеве, так как родиной этого дерева являются Балканы, а у нас оно просто хорошо прижилось.

Согласно городской легенде, именно каштанами было засажено Бульварное шоссе или Бибиковский бульвар (нынешний бульвар Шевченко) в 1842г накануне очередного приезда в Киев царя Николая I, который опекал Университет Святого Владимира (сегодня - Киевский Национальный Университет им. Т. Шевченко). Саженцы этого экзотического дерева были привезены с Балкан генерал-губернатором Киева господином Бибиковым.

Но, Николая I, проезжавшего по Бульварному шоссе со своей свитой, не очень впечатлило зеленое насаждение бульвара. Император пожелал, якобы, видеть вместо неоформившихся саженцев стройные пирамидальные тополя. За ночь все каштаны были выкорчеваны и на их месте посажены тополя. Однако горожане не дали погибнуть выброшенным диковинным деревьям и высадили их в своих дворах.

Климатические условия и почва оказались благоприятными для этого неприхотливого растения, и каштановые деревья росли уже во многих садах и парках, а также украшали городские улицы и скверы. Они стали для киевлян настолько привычными и родными, что многие уверены в том, что они всегда здесь росли.

Некоторые источники, как, например, «История города Киева» (1799-1800гг), свидетельствуют о том, что каштаны появились у нас ещё в XVII-XVIII веках. Каштаны украшали приусадебные дворы киевских монастырей, сады городских вилл богатых киевлян.

Сегодня каштаны можно увидеть практически на каждой улице Киева. А вот первая каштановая аллея появилась в 40-х годах XIX века в самом центре города, а, именно, на территории старого ботанического сада имени Фомина, который находится за зданием Национального Университета им. Т.Шевченко. Большая часть каштанов здесь уже в возрасте более 150 лет. Но они ещё не самые старые.

Историки предполагают, что возраст некоторых каштановых деревьев на территории Киево-Печерской лавры может исчисляться даже тремя сотнями лет. Но это ещё не предел. Известно, что возле Свято-Троицкого монастыря (Китаевская пустынь) растёт исполинский каштан, посаженный самим митрополитом Петром Симеоновичем Могилой - выдающимся религиозным просветителем, основателем «Киево-братской школы», которая стала со временем первой в России академией европейского образца. Посаженному им каштану предположительно более 350 лет.



В 60-70-х годах прошлого столетия киевляне активно участвовали в «озеленении» своих дворов и скверов в центральной части города во время так называемых «субботников», высаживая преимущественно саженцы каштанов. Эти удивительно красивые, сказочные деревья прекрасно акклиматизировались, нашли здесь свою вторую родину и создали особую, характерную только для Киева атмосферу.

Сегодня киевляне могут гордиться тем, что их родной город считается одним из самых зелёных в Европе - соотношение площади зелёных насаждений к общей площади города составляет около 65%! Очень хочется, чтобы эти показатели не изменялись в обратном порядке, так как в последнее время наблюдается тенденция интенсивной застройки центральной части города. К сожалению, многие строительные площадки появляются и в черте зелёной зоны, уничтожая как каштаны, так и другие виды деревьев.

В течение последних нескольких лет наблюдается странное поведение каштанов - в сентябре, а иногда и в октябре некоторые из них переживают весеннее цветение. Это явление объясняется глобальным потеплением и проблематичной экологией в городе. Как правило, это касается тех деревьев, которые растут вдоль дорог: температура воздуха здесь всегда выше, чем в парках, влажность ниже, а некоторые газы действуют как стимуляторы роста. Это цветение не даёт плодов, быстро засыхает и дерево переходит в состояние покоя. Это одно из объяснений данного аномального явления.

Отцвели каштаны и забросали Киев множеством коричневых блестящих шариков в зелёной колючей скорлупе, которые дети и взрослые охотно собирают и приносят домой, как знак ушедшего лета… А с приходом весны наш прекрасный город снова оживает пышным бело-розовым цветением каштанов, радуя нас, киевлян, и многочисленных гостей, приезжающих в этот самый замечательный период времени.


Осеннее цветение каштаном Бронзовый каштан в Мариинском парке

Приезжайте и Вы к нам весной, чтобы самим насладиться неповторимой и праздничной красотой цветущих каштанов - непреходящего символа Киева!