Дети детского сада играют на ложках. Музыкальное занятие «Приемы игры на двух ложках. А теперь приёмы игры на трех ложках

«Мячики» – обе ложки держат в правой руке тыльными сторонами друг к другу следующим образом: одна между первым и вторым пальцами, вторая между вторым и третьим пальцами. На счет один, два, три, четыре ударяют ложками по колену, ложки как мячики, отскакивают от колена.

«Трещотка» самый распространенный исполнительский прием – ложки ставят между коленом и ладонью левой руки и выполняют удары.

«Плечики» – ударяют ложками, которые держат в правой руке, по ладони левой руки и по плечу соседа слева.

«Коленочки» – ударяют ложками по ладони левой руки и по колену соседа справа.

«Качели» – ударяют ложками по колену и по кисти приподнятой до уровня глаз левой руки с одновременным небольшим наклоном корпуса влево, вправо.

«Дуга» – на счет «один» – удар ложками по колену. На счет «два» – удар ложками по локтю левой руки.

«Линеечка» – ударяют ложками по ладони левой руки, колену левой ноги, пятке и полу.

«Солнышко» – ударяют ложками по ладони левой руки, постепенно поднимая руки и обводя вокруг головы слева на право, получается круг.

«Круг» – ударяют по ладони левой руки, плечу левой руки, плечу правой руки, колену правой ноги.

А теперь приёмы игры на трех ложках.

«Лошадка» – в левую руку берут две ложки, в правую одну. В левой руке ложку прижимают к ладони большим пальцем так, чтобы тыльная сторона была обращена вверх. А ложку кладём между третьим и четвертым пальцами так, чтобы тыльная сторона этой ложки как бы «смотрела» на тыльную сторону ложки. Кисть закрывают, получается удар. После того как этот момент отработан, играют двумя руками. В правой руке держат одну ложку.

На счет «один» выполняют скользящий удар вниз ложкой, которую держат в правой руке, по ложке левой руки.

На счет «два» – сгибающее кистевое движение левой руки, удар тыльными сторонами ложки о ложку.

На счет «три» поворачивают ладонь левой руки с двумя ложками вниз и выполняют скользящий удар вверх ложкой правой руки о ручку ложки левой руки.

На счет «четыре» – кистевое движение левой руки, удар тыльными сторонами ложки о ложку.

«Форшлаги» – скользящие удары по двум ложкам третьей. Удар можно выполнять от себя и на себя.

Обучение детей приёмам игры на ложках

Расписная деревянная ложка с давних времён гостит не только на столах, она украшает игры, русские пляски, песни, музыкальные ансамбли, оркестры.

Игра в ансамбле ложкарей вносит разнообразие в музыкальное воспитание детей, помогает развитию музыкальной памяти, чувства ритма, тембрового восприятия, выработке исполнительских навыков, прививает любовь к коллективному музицированию, стимулирует творческую инициативу.

Ложки относятся к группе шумовых ударных инструментов. Партии для ложек записываются как на нотном стане, так и на одной линейке, так называемой «нитке» без ключа и знаков.

Играть можно на двух и на трёх ложках. Численный состав ансамбля пятнадцать-семнадцать человек. Необходимо обращать внимание детей на то, что ансамбль смотрится хорошо только в том случае, если все участники держат ложки одинаково, на одном уровне. В ансамбле ложкарей необходимо всем играть в одном темпе, одновременно начинать и заканчивать игру, чётко простукивать ритм в одном темпе.

В работе с ансамблем можно выделить три этапа

Первый этап.

Знакомство детей с приёмами игры на ложках. Педагог должен сыграть на ложках, увлечь детей музыкой.

Второй этап.

Освоение техники игры, ритмическая тренировка. На этом этапе уделяется большое внимание координированным совместным действиям детей для игры в ансамбле. С этой целью можно провести следующие игры и упражнения:

1.Прохлопать в ладоши простой ритмический рисунка знакомой попевки, песни, затем простучать этот ритм на ложках.

2.Игра «Музыкальное эхо».

Педагог простукивает ритм – дети повторяют.

Можно предложить ребёнку простучать ритм – всем детям повторить.

3.Целесообоазно вводить различные ритмические задания, используя карточки с ритмическим рисунком.

4. Ритмическая импровизация.

Педагог играет любую плясовую мелодию, а дети воспроизводят ритм.

Третий этап:

Выступление на праздниках, концертах.

Приёмы игры на ложках

Части ложки: ручка, чашечка, «пяточка».

Ложки в двух руках держат за ручки, удары приёмами:

1. «Ладушки»

Одновременно двумя руками «пяточкой» по «пяточке».

2. «Блинчики»

Ложки в горизонтальном положении, удары по «пяточке»левой ложки, потом по «пяточке» правой ложки.

3. «Тарелочки»

Руки вытянуты вперёд, скользящие удары «пяточкой» по «пяточке».

4. «Бубен»

Одна ложка опорная в согнутой в локте руке или вытянутой вперёд, другой ложкой удары по «пяточке».

5. «Часики»

Круговые движения руками перед собой.

6. Удары вправо-влево, вверх-вниз одновременно двумя ложками.

Все эти приёмы можно выполнять, поменяв положение ложек: одна ложка - за ручку (в правой руке), другая в левой руке приёмом «коробочка» (чашечка зажата в ладони, ручка направлена вверх).

Удары «пяточкой» одной ложки по «пяточке» другой ложки. Ложки можно держать как в вертикальном положении, так и в горизонтальном.

Приёмом «коробочка» можно передать цоканье копыт лошади, ударяя попеременно ложкой в правой руке по ручке и «пяточке» ложки в левой руке.

В следующем приёме обе ложки держат в правой руке тыльной стороной друг к другу следующим образом: одна между 1-ым и 2-ым пальцами, другая между 2-ым и 3-им.

Приёмы игры:

1.Ударяют по ладони левой руки: перед собой; справа; слева.

2. «Мячики» (выполняют сидя, нога на ногу).

Удары по колену, ложки, как мячики, отскакивают.

3.Ложки ставят между коленом и ладонью левой руки, согнутой перед грудью, локоть приподнят.

4.»Качалочка»

Ладонь левой руки открыта вверх на уровне плеча. Удары по колену и по ладоне, одновременно делать небольшие наклоны влево - вправо.

5.Сидя, ноги рядом, ударять по очереди по коленям (длительность восьмая),

затем по ладони (длительность четвертная).

6. «Соседи»

а) ударять ложками по ладони левой руки и по плечу соседа слева.

б) ударять ложками по ладони левой руки и по колену соседа справа.

в) «раз» удар по колену,

«два» удар по ладоне слева,

«три» удар по колену,

«четыре» удар по левой ладоне, вытянутой вправо с наклоном туловища

г) «раз» удар по колену,

«два»- по локтю левой руки.

д) сидя нога на ногу, «раз» - удар по ладони, «два»- по колену, «три»-по ладони, «четыре»-по пятке левой ноги.

Приёмы игры на ложках в парах

1.Сидя в полуоборота друг к другу: один держит ложки в двух руках чашечкой к себе на уровне плеч, другой ударяет по ложкам партнера одновременно или попеременно каждой ложкой (ритм четвертные или восьмые).

2. Поменять положение рук: согнуть в локтях перед собой, чашечкой вниз. Партнёр ударяет по ложкам сверху – вниз (ритмы разные).

3. «раз» - удар в свои ложки, «два» - по ложкам друг друга

4. «Ладушки»

«раз» - удар в свои ложки,

«два» - правой ложкой по правой ложке друг друга,

«три» - удар в свои ложки,

«четыре» - левой ложкой по левой ложке друг друга.

Эти приёмы можно выполнять в положении стоя друг напротив друга.

Приёмы игры на ложках в сочетании с танцевальными движениями

Дети держат ложки в двух руках.

  1. Два удара в ложки, три перетопа на месте.
  2. «Часики»

а) два удара в ложки, три перетопа с полуповоротом вправо,

б) снова два удара в ложки, три перетопа с полуповоротом далее вокруг себя.

в) повторить два удара в ложки, три перетопа с полуповоротом далее вокруг себя.

г) два удара в ложки, тремя перетопами вернуться в исходное положение.

3. «Самоварчик»

а) «раз» - удар в ложки,

б) «два» удар по коленям, одновременно сделав небольшую «пружинку» ногами,

в) три перетопа.

4.»Ковырялочка»

а) «раз», «два» - правой ногой выполняют движение: носок, пятка,

б) три перетопа с одновременным ударом в ложки.

Повторить тоже самое с левой ноги.

5. «Распашонка»

а) «раз» удар в ложки,

б) с поворотом корпуса вправо выставить правую ногу на каблук - руки развести в стороны.

Приёмы игры на трёх ложках

В левую руку берут две ложки: одна – на ладони чашечкой, ручкой вверх между первым и вторым пальцами, другая – между третьим и четвертым пальцами ручкой вверх. В правой руке держат одну ложку за ручку.

1. «Тремоло». Частые легкие удары ложкой правой руки между двумя ложками левой руки. Тремоло можно выполнять с постепенным нарастанием силы звучания. Руки движутся от уровня колен до уровня левого плеча – «Горка».

2. Ложки в левой руке зажаты в пальцах, ладонь вниз. Удары правой ложкой: раз – удар по пяточке первой ложки, два – удар по ручке первой ложки, три – удар по чашечке второй ложки и четыре - удар по ручке первой ложки.

3. Ложки в левой руке зажаты, раскрыты ладонью к себе. Раз – скользящий удар вниз по пяточке первой ложки, два – вторая ложка ударяет первую ложку по пяточке, три – повернуть левую ладонь вниз, выполнить скользящий удар вверх третьей ложкой по ручке первой, четыре – вторая ложка ударяет первую ложку по пяточке.

4. «Форшлаги». Скользящие удары по двум ложкам третьей. Удары от себя к себе, ложки держат в раскрытой ладони к себе.

Чтобы повысить интерес к занятиям, устраивают соревнования между подгруппами ложкарей.

Соединяют игру на ложках с пением, танцевальными движениями, используют и другие инструменты: трещетки, треугольники, бубны, ксилофоны, рубель. Тембровую красочность вносит игра на металлических (алюминиевых) ложках.

Игра на ложках, как утверждают искусствоведы и музыковеды, пошла с Руси 18-го века. С тех пор игру на ложках, не часто, но можно услышать в любой точке земного шара. Для затравки этот ролик с дедушкой, ложками и популярной музыкой от группы Faithless.

Ударные инструменты вошли в употребление восточных славян еще в древние времена. Причем употреблялись они повсеместно: на охоте, в ратном деле, для проведения обрядов, при выпасе скота пастухами, в качестве сопровождения песен и плясок как музыкальные инструменты. Использовались эти инструменты славянами наряду с хлопанием и притоптыванием, как и другими народами мира, с древности.

Использование деревянных ложек как музыкального инструмента не является уникальным. Издавна, во время различных пиршеств, для сопровождения пляски использовались не только ложки, но и сковороды, тазы и печные заслонки, трубы от самоваров, кастрюли, вилки и т.п. Из предметов домашнего обихода музыкальную функцию приобрели даже пила и коса.

Деревянные ложки являются древнейшим славянским ударным музыкальным инструментом. Ложки, используемые в качестве музыкальных, внешне почти не отличаются от столовых, отличие состоит в применении для них более твердых и прочных пород дерева. Музыкальные ложки отличают также более длинные рукоятки и отполированные поверхности в местах соударений. Вдоль рукоятки к таким ложкам могут быть подвешены бубенцы.

История возникновения ложек как музыкального инструмента

До сих пор не установлено время начала использования ложек на Руси в качестве музыкального инструмента. Первые упоминания об этой новой функции ложек относятся к концу 18 века, свидетельствуют они о том, что «музыкальные» ложки получили широкое распространение среди крестьян. Некоторые историки-исследователи полагают, что игра на ложках у русских появилась в подражание испанским кастаньетам.

В 19-20 веках ложки нашли широкое применение в русских народных ансамблях, их использовали для создания эффектных номеров с элементами трюкачества. Наивысшего мастерства игра на ложках достигла в 20 веке, виртуозы-ложечники выступали соло, а также были членами различных ансамблей, сопровождающих пение и пляски.

Огромный успех ложечники получили в начале 20 века, после привлечения их в состав оркестров русских народных инструментов. Это привело к модернизации обычных деревянных ложек. В специализированных мастерских по производству музыкальных инструментов начали изготавливать металлические ложки, к которым крепились бубенцы и колокольчики. Эти ложки применяли как маленькие бубенчики, то есть музыканты держали их в руке и встряхивали ими по мере надобности. Также металлические ложки нашли применение в военных хорах.

Сейчас ложки заняли достойное место не только в ансамблях самодеятельности и оркестрах, но и на профессиональной сцене.

Техника и приемы игры на ложках

В качестве музыкальных инструментов используют ложки, обладающие высокой прочностью, ярким звучанием. Для игры более удобны ложки с округлыми прямыми черенками.

Игровой комплект может состоять из 2, 3, 4-х ложек среднего размера, плюс к ним еще одна ложка, большая по размеру. От использования ложек разных размеров появляется ощущение того, что звуки чередуются по высоте.

Среди множества приемов игры на ложках самым популярным считается игра одного исполнителя на трех ложках. Две ложки закладываются между пальцами левой руки, третья находится в правой руке. Первые две выступают в роли «наковальни», по которой ударяет третья ложка. При этом осуществляется скользящий удар с одной чашечки на другую, затем прихлопывание ими с помощью пальцев левой руки. Так получается многозвучный ритмический рисунок.

В некоторых случаях в левой руке располагают три ложки (расходящиеся веером), которые зажимаются между пальцами таким образом, чтобы выпуклости полушарий выходили наружу. Четвертая ложка (большая) засовывается за голенище сапога на левой ноге. Пятая ложка берется в правую руку, ей и производятся удары: скользящий – по трем ложкам, расположенным в левой руке, отрывистый – по большой ложке, находящейся за голенищем.

Самый простой способ игры на ложках – игра двумя ложками. В каждую руку берется по ложке, осуществляется удар чашечками, при котором извлекается сухой звук. Этот простейший прием используется в самом начале обучения игре на ложках.

Используется и другой метод игры на двух ложках: одну ложку нужно держать около приоткрытого рта, тогда полости ложки и рта будут создавать что-то наподобие резонатора. Ударяя другой ложкой, при этом изменяя величину резонатора (закрывая или открывая рот), можно извлекать звуки разной высоты. Хорошо овладев этим приемом, есть возможность исполнять ритмичные мелодии небольшого диапазона.

Также играют двумя ложками, держа их в правой руке, между ними находится указательный палец. Выпуклыми сторонами черпаков ложки обращены друг к другу, черенки зажаты в ладони. Звуки извлекаются при ударах по ладони левой руки, по обеим ногам (в место чуть выше колена), по плечу и ладони, по ноге и ладони (находящейся над ногой). Виртуозы-ложкари могут играть на двух ложках, при этом задействуют практически любую часть тела для ударов: начиная от ступней и заканчивая затылком.

Всякий раз, когда вы берете обычную, повседневную вещь и используете ее в совершенно ином назначении, дети воспринимают это с большим восторгом. Чтобы извлечь звук с помощью ложек, надо знать несколько основных принципов. Чтобы играть на них по-настоящему, вы должны соблюдать ритм. Для начинающих прекрасно подходят чайные ложки из нержавеющей стали.

1 Сожмите кулак. Держа ложку внутренней поверхностью вниз, просуньте ручку первой ложки между костяшками среднего и указательного пальцев. Ручка ложки приблизительно на 2-3 см должна быть внутри кулака.

2 Положите другую ложку поверх костяшки указательного пальца, внутренней стороной вверх. Прижмите ее крепко большим пальцем. Ваш большой палец должен лежать параллельно на расстоянии 2,5 см ручки ложки от ее начала. Ложки должны располагаться ровно, и наружные стороны донышек должны быть на расстоянии 0,5 см друг от друга (рис.).

3. Чтобы получилась мелодия, стучите ложками в такт по бедру и свободной руке. Каждый раз, когда вы ударяете о бедро или руку, внешние поверхности ложек ударяются друг о друга.

4. Вы можете сидеть или стоять, поставив ногу на стул. Кончик нижней ложки опускается на середину бедра напротив руки, которая держит ложки. После того, как вы отбили такт на бедре, отбейте что-нибудь аритмичное свободной рукой, держа ладонь книзу и слегка касаясь кончиками пальцев наружной стороны ложки.

5. Для тренировки сначала отбейте такт по бедру, а потом выбейте что-нибудь аритмичное. Акцент, который вы придаете ударам, создает ритм. Вы можете менять темп, меняя скорость ударов.

6. Создайте разнообразие звука, ударяя внутренней поверхностью (дном) ложки по различным местам бедра и по другим частям тела. Сначала можно поэкспериментировать на других поверхностях.

Учимся играть на деревянных ложках. Методическая разработка Мастер – класс «ИГРА НА ДЕРЕВЯННЫХ ЛОЖКАХ». Место проведения МБОУДОД «Дом детского творчества» г. Льгов Курская область ГМО на секции учителей музыки, педагогов дополнительного образования, музыкальных руководителей детских садов. ЦЕЛЬ мастер – класса: Познакомить участников с простыми элементами игры на деревянных ложках. Провести занятие в игровой форме. Задачи: 1.Познакомить участников с историей русского сувенира – деревянной ложки. 2. Обучить участников мастер – класса с методами и приёмами игре на деревянных ложках, применяемых на уроке музыки и во внеурочной деятельности. 3. Повысить уровень профессиональной компетенции участников. 4. Повысить мотивацию на системное использование в практике. 5.Создать условия для создания своего профессионального стиля, который позволил бы реализовать позицию субъекта в разных видах деятельности. АКТУАЛЬНОСТЬ:

Проблема построения модели общеобразовательного процесса на основе многовековых традиций русского народа, его богатейшего культурного наследия, в частности народной инструментальной музыки, является в настоящее время особенно актуальной.

Именно средствами музыкальной деятельности возможно формирование социально – активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства. способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.

НОВИЗНА:

В данном мастер – классе происходит

интеграция образовательных областей

– музыка, коммуникация, познание.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ:

Опыт на приобретённом мастер – классе может использоваться на уроках музыки, во внеурочной деятельности, методических объединениях учителей – логопедов, воспитателей дошкольных объединений.

Обучая игре на деревянных ложках, помогут следующие этапы:

А) знакомство с историческими сведениями о деревянной ложке;

Б) особенности и исполнительские возможности.

В) постановка исполнительского аппарата – корпуса и рук;

Г) освоение простых приёмов игры на деревянных ложках.

ХОД ЗАНЯТИЯ МАСТЕР - КЛАССА:

Все мы с Вами знаем, как в старину на Матушке Руси, использовали

деревянные ложки. Это был столовый прибор, то есть с их помощью употребляли пищу. Но со временем, в процессе технического прогресса они уступили место своим собратьям – ложкам металлическим.

Долгое время они были у народа не удел.Затем получили распространение как музыкальный инструмент.

Вечерами, в деревнях на завалинке под заливистые звуки балалайки, деревенские умельцы отстукивали задорные ритмы. Некоторые люди так играли на деревянных ложках, что не всякий музыкант -профессионал мог повторить услышанный ритмический рисунок. В девятнадцатом веке Владимир Андреев,создатель первого в России оркестра народных инструментов, ввёл деревянные ложки в состав оркестра.

Началось триумфальное шествие деревянных ложек, как ударного музыкального профессионального инструмента. Во время исполнения оркестром народных мелодий, некоторые знаменитые ложкари, как и в джазе, нередко импровизировали во время исполнения своих музыкальных номеров, тем самым показывая публике своё мастерство.

Сегодня, я хочу познакомить Вас с некоторыми приёмами игры на этом простом и незамысловатом народном инструменте. И Вы сразу же поймёте, что играть на деревянных ложках не так уж легко, как кажется.

Итак давайте возьмём в руки наши ложки.

Как мы с вами видим, ложка состоит из деревянного черенка и черпака (от слова черпать).

Держат ложки за черенки, а черпаки смотрят в разные стороны. Ударяя ложкой об ложку, получается характерный красивый звук.

Начинать обучение игры на ложках надо с постановки корпуса. Сядем с Вами прямо, плечи опустили, руки должны быть свободными расслабленными. Главные в игре, это наши кисти рук, чтобы они не зажимались нам надо их размять, как говорится разогреть.

Для этого есть несколько упражнений, вот одни из них:

Раз, два, три – ты на ложки посмотри,

Раз, два, три, четыре – вот мы ложечки купили.

Раз, два, три, четыре, пять – будем мы на них играть.

Второе упражнение -

руки сцепили в замок, держа перед собой, и сделали руками круговые движения.

Эти незамысловатые упражнения помогают подготовить исполнительский аппарат, тренируют мышечную память, не давая в дальнейшем зажиматься мышцам кистей рук при игре на ложках.

Сейчас я предлагаю Вам разучить простейшие способы игры на ложках.

«Капелька» - скользящие удары ложкой о ложку, напоминающие удары капелек о стекло.

Другой способ игры: ложки держат в одной руке и ударяют ими о другую руку.

Движения «Мячики» в этом способе ложками ударяют о колено, сначала одной ноги,а затем другой.

Можно в дальнейшем усложнить этот приём игры - ударяем о колено соседа слева, затем о своё левое колено, потом правое и о колено соседа справа

«Верёвочка» - удары ложками о ладонь, кисть и плечо.

«Трещётка». Один из самых, на мой взгляд интересных приёмов, самый распространённый способ игры.

Ложки держат между ладонью и коленом. .Быстро, быстро ими ударяют о ладонь и колено – сверху вниз

Сейчас, в заключении, я предлагаю Вам последнее движение именуемое «Линеечка». Кладём одну ногу на колено другой, левую ногу на правую, и совершаем удары ложками - о ладонь левой руки, она у нас всегда ударная, о колено закинутой ноги,в данном случае у нас левая нога, по икре левой ноги и по пятке левой ноги.

А теперь,чтобы наш с вами музыкальный номер был более интересным, мы включим в него несколько танцевальных движений. На музыкальном вступлении идем вперёд семенящими шажками. На счёт восемь топаем правой ногой, а затем движемся назад спиной к своим местам и садимся на свои места. В конце нашего номера, как и положено, мы совершаем поклон восхищённым зрителям, под

востосторженные аплодисменты в нашей аудитории.

Таким образом, цель воздействия музыки и движения способствует приобщению обучающихся к русской народной культуре, традициям нашего народа, знакомства не только на уроках музыки с песнями и плясками наших прадедушек и прабабушек, но и самим попробовать поучаствовать в исполнении народных песен и танцев, путём реализации игры на народных инструментах. Воспитание чувства гордости за свой народ, создание условий для развития творческих способностей и духовно – нравственного становления детей дошкольного и школьного возраста посредством вовлечения их в музыкальное творчество. ВОТ к чему должны мы стремиться!

Технические средства: Деревянные ложки, народные костюмы, музыкальный центр, русская народная песня «УТУШКА ЛУГОВАЯ». На конкурс «МАСТЕР- КЛАСС» Провела мастер –класс Клычёва Елена Анатольевна Учитель музыки МБОУ СОШ №3 г. Льгов Курская область

При игре на ложках главная роль принадлежит кисти руки, хотя в той или иной степени участвуют также плечо и предплечье. Подвижная, гибкая, эластичная кисть творить чудеса, выполняя замысловатые ритмические фигуры, богатые тембровыми красками. Мышцы кисти руки не должны быть напряжены, что поможет избежать скованности и зажатости движений при игре на инструменте, а также быстрой утомляемости. Ложки следует держать в руках крепко, но без напряжения. Основным способом звукоизвлечения является удар, складывающийся из нескольких фаз: замах руки, направленное движение к источнику звука и воспроизведение звука, отскок – возвратное движение руки. Для получения красивого звука необходим постоянный слуховой контроль за направленностью, силой и качеством удара. Развитие мышц кистей рук, координации движений достигается в процессе систематических занятий. С помощью специальных упражнений вырабатываются необходимые умения и навыки. Например, эффективно исполнять партию ритмического сопровождения в медленном темпе. По мере усвоения и закрепления исполнительских навыков, доведения их до автоматизма можно прибавлять темп. Рекомендуется исполнять ритмические рисунки, меняя динамику, что активизирует слуховое восприятие. Процесс обучения игре следует начинать со специальной разминки рук без инструмента. Это позволит подготовить к игре исполнительский аппарат, сформировать и отрефлексировать необходимые для игры мышечные ощущения, развить координацию рук. Например, прежде чем дети начнут играть на трещотке (прием игры «Волна»), с ними проводится игра-разминка «Шофер»: они имитируют движения рук шофера, крутящего руль автомобиля. Или перед тем как дети заиграют на коробочке, им предлагается, меняя руки, «побарабанить» по своим коленкам.

Приемы игры на двух ложках

Ударяют одной ложкой о другую.

Для этого кладут одну ложку выпуклой стороной кверху на левую ладонь и, создав, таким образом, своеобразный резонатор, ударяют по ней другой ложкой. Звук напоминает цоканье копыт;

«Маятник» - это скользящие удары ложки о ложку, напоминающие движения маятника. Ударяют тыльными сторонами ложек или ручкой одной ложки о тыльную сторону другой. Ложки можно держать как в вертикальном положении, так и в горизонтальном;

«Мячики» - в этом и последующих случаях обе ложки держат в правой руке тыльными сторонами друг к другу следующим образом: одна между первым и вторым пальцами, вторая между вторым и третьим пальцами. На счет один, два, три, четыре ударяют ложками по колену, ложки как мячики, отскакивают от колена. Затем этот прием усложняют;

«Трещотка» самый распространенный исполнительский прием - ложки ставят между коленом и ладонью левой руки и выполняют удары. Нужно обратить внимание на удары, которые получаются от соприкосновения ложек с левой ладонью;

«Плечики» - ударяют ложками, которые держат в правой руке, по ладони левой руки и по плечу соседа слева;

«Коленочки» - ударяют ложками по ладони левой руки и по колену соседа справа;

«Качели» - ударяют ложками по колену и по кисти приподнятой до уровня глаз левой руки с одновременным небольшим наклоном корпуса влево, вправо. На сет «один» - удар по колену; «два» - полунаклон влево, удар по ложкам приподнятой левой руки; на счет «три» - удар по колену; «четыре» - полунаклон корпуса вправо, удар по приподнятой руке;

«Дуга» - на счет «один» - удар ложками по колену. На счет «два» - удар ложками по локтю левой руки;

«Глиссандо» по коленям. Обе ложки держат тыльными сторонами друг к другу в правой руке и выполняют скользящие удары по коленям;

«Линеечка» - ударяют ложками по ладони левой руки, колену левой ноги, пятке и полу;

«Солнышко» - ударяют ложками по ладони левой руки, постепенно поднимая руки и обводя вокруг головы слева на право (получается круг);

«Круг» - ударяют по ладони левой руки, плечу левой руки, плечу правой руки, колену правой ноги;

«Капельки» - одиночные и двойные удары по коленям, по ладони, плечам, ладони и колену, левому и правому колену, левому и правому плечу.

Приёмы игры на трёх ложках

В левую руку берут две ложки, в правую одну. В левой руке ложку прижимают к ладони большим пальцем так, чтобы тыльная сторона была обращена вверх. А ложку кладём между третьим и четвертым пальцами так, чтобы тыльная сторона этой ложки как бы «смотрела» на тыльную сторону ложки. Кисть закрывают, получается удар. После того как этот момент отработан, играют двумя руками. В правой руке держат одну ложку.

На счет «один» выполняют скользящий удар вниз ложкой, которую держат в правой руке, по ложке левой руки.

На счет «два» - сгибающее кистевое движение левой руки, удар тыльными сторонами ложки о ложку.

На счет «три» поворачивают ладонь левой руки с двумя ложками вниз и выполняют скользящий удар вверх ложкой правой руки о ручку ложки левой руки.

На счет «четыре» - кистевое движение левой руки, удар тыльными сторонами ложки о ложку.

«Форшлаги» - скользящие удары по двум ложкам третьей. Удар можно выполнять от себя и на себя.

«Тремоло» - частые легкие удары ложкой правой руки между двумя ложками левой руки. Тремоло можно выполнить с постепенным нарастанием силы звучания. Руки движутся от уровня колен до уровня левого плеча – «горка». В исходном положении левая ладонь с двумя ложками опущена вниз. В процессе звучания музыкального предложения ладонь с ложками постепенно как бы раскрывается и движется по «горке» у уровня левого плеча. В конце предложения левая ладонь с ложками обращена вверх и выполняет удар третьей ложкой по этим двум.