Детский черный фольклор. Эдуард Успенский - Кошмарные ужасы. Жуткие истории. Красная рука на ковре

Вершинина Алиса

Работа учащейся посвящена любимому детьми жанру УНТ - страшилкам.

Скачать:

Предварительный просмотр:

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

Тема: «Чёрная Рука, или Страшилки наших родителей»

Введение

Наши родители тоже когда-то были маленькими... Я очень люблю, когда моя мама рассказывает мне о своём детстве. Особенно интересны воспоминания мамы о пионерском лагере.

После отбоя в лагере мало кто сразу укладывался. Пионеры - наши родители - дрались подушками, прыгали по кроватям, в общем, делали всё, что угодно, лишь бы не спать. А когда уставали, но сон всё никак не приходил, ребята начинали рассказывать страшилки. Именно в такие летние ночи в палатах можно было услышать душераздирающие истории про Гроб на колёсиках , Чёрную Руку , Красное Пианино и другие ужасы. Ребята дрожали от страха, но никто не признавался, что ему страшно.

Детские страшилки как жанр фольклора

Страшилки как потаенный, подпольный детский фольклор получили особенное распространение в 70-х годах 20 века. Они относятся к разряду устного народного творчества, куда также входят считалки, дразнилки, потешки, скороговорки, колыбельные песни и др. Страшилки представляют собой небольшие истории с напряжённым сюжетом и драматичным финалом, цель которых - испугать слушателя. В страшилке сливаются традиции волшебной сказки с актуальными, насущными проблемами реальной жизни ребенка.

Современные страшилки основаны на древнерусском фольклоре. Законы построения страшилки такие же, как и законы построения сказки. В композиции выделяется сказочный зачин , наличие запрета и его нарушение . Как и в сказках, есть конфликт добра и зла, присутствуют волшебные, магические персонажи, представленные, как правило, какими-то предметами. В детских страшилках это - рука, пятно, гроб, перчатка и т. д., и они олицетворяют собою зло. Как и в сказках, в этих историях возможен переход в колдовской мир (люк, пятно и др.), где герой погибает. Все страшилки имеют трагический исход, ужас нагнетается постепенно и достигает накала к финалу.

Главным героем страшилок обычно является ребёнок, подросток, который сталкивается с «предметом-вредителем» (занавески , гроб на колесиках , колготки , пианино , телевизор , радио , пластинка , автобус , перчатка и др.). В этих предметах особую роль играет цвет: белый , красный , жёлтый , зелёный , синий , чёрный . Герой, как правило, неоднократно получает предупреждение о грозящей от предмета-вредителя беде, но не хочет (или не может) от него избавиться и погибает. Иногда у героя оказывается помощник, например, милиционер.

Рассказ-страшилка состоит из нескольких предложений; по ходу развития действия напряжение нарастает, а в финальной фразе достигает своего пика.

Страшилкам сопутствует определенный ритуал исполнения. Их рассказывали обычно в отсутствие взрослых в больших детских компаниях, желательно в темноте, устрашающим тягучим шёпотом или «замогильным» голосом.

Страшилки наших родителей

Чтобы не испугать слушателей, в качестве примеров приведу некоторые из самых невинных страшилок.

Чёрный Город

Это было давно.

На одной чёрной-чёрной планете был чёрный-чёрный город. В этом чёрном-чёрном городе был большой чёрный парк. Посреди этого чёрного-чёрного парка стоял большой чёрный дуб. В этом большом чёрном дубе было чёрное-чёрное дупло. В нём сидел страшный большой скелет...

ОТДАЙ МОЕ СЕРДЦЕ!

Ещё одна история:

Синяя Перчатка

Жила-была Синяя Перчатка. Все её боялись, потому что она преследовала и душила людей, которые поздно возвращались домой. Однажды шла по улице девочка - а была эта улица тёмная-претёмная - и вдруг увидела она, что из кустов выглядывает Синяя Перчатка. Девочка испугалась и побежала домой, а за ней Синяя Перчатка. Девочка вбежала в подъезд, а Синяя Перчатка за ней, поднялась на свой этаж, а Синяя Перчатка - за ней. Стала открывать дверь, а ключ застрял. Но девочка открыла дверь, вбежала домой. Вдруг - стук в дверь. Девочка открывает дверь, а там - СИНЯЯ ПЕРЧАТКА!

(Последняя фраза сопровождалась обычно резким движением руки в сторону слушающего).

Чувство страха - это особенность детской психики. Учёные считают, что слушая подобные «произведения», дети так своеобразно тренируются изживать свои страхи.

Появление этого жанра связано, с одной стороны, с тягой детей ко всему неизвестному и пугающему, а с другой - с попыткой преодолеть этот страх.

Эффект усиливается тем, что слушающий включает собственную фантазию и, в отличие от фильма ужасов, не может видеть, а лишь представляет картины в самом ужасном виде, в том виде, который наиболее страшен лично для него, воплощает его собственные, индивидуальные страхи.

По мере взросления детей, страшилки перестают пугать и вызывают уже лишь смех и воспоминание о времени, проведенном с друзьями. Об этом свидетельствует и появление своеобразной реакции на страшилки - пародийных антистрашилок. Эти истории начинаются столь же устрашающе, но финал оказывается неожиданным и нестрашным:

Чёрная-чёрная ночь. По чёрной-чёрной улице ехала чёрная-чёрная машина. На этой чёрной-чёрной машине большими белыми буквами было написано: «ХЛЕБ»!

Исследователи жанра детских страшилок считают, что в настоящее время они постепенно переходят в «стадию консервации», то есть дети их всё ещё рассказывают, но уже реже, практически не появляется новых сюжетов.

По-видимому, это связано с изменениями жизненных условий: во-первых, уже нет тех пионерских лагерей, во-вторых, появилось множество других источников, помимо страшилок, удовлетворяющих тягу детей к загадочно-пугающему (от выпусков новостей, различных газетных публикаций, смакующих «страшное», до многочисленных фильмов ужасов).

Я думаю, что персонажем современной страшилки вполне может стать игровая станция пи-эс-пи :

Однажды одному мальчику родители купили PSP. Папа мальчика предупредил, что долго в нее играть нельзя, потому что она «затягивает». Но мальчик не послушался. Он играл в неё постоянно, даже ночью, пока все спали. Однажды сосед предложил ему поиграть вдвоем в PSP, и мальчик согласился.

Только недолго, а то я еще до тебя очень долго играл, а мне папа так не разрешает.

Самую чуточку, - улыбнулся соседский мальчик, и никто не видел, что пальцы у него за спиной были скрещенные.

Стали они играть, и не заметил мальчик, сколько времени прошло. А когда поднял глаза, увидел, что соседский мальчик весь седой. Испугался мальчик, бросил PSP и побежал в другую комнату, чтобы родителей позвать. Прибежал туда - а родителей нет как нет. Побежал мальчик во двор - а там все люди незнакомые, ходят и говорят почти все по-китайски.

Какой сейчас год? - спросил мальчик у одной тётеньки.

2030-й, - сказала она, и мальчик все понял и заплакал...

Заключение

По мнению психологов, страхи, с которыми в раннем детстве ребенок справлялся сам или с помощью родителей, в детском коллективе распространяются на всех. В результате создаются новые страшные истории и передаются следующим поколениям детей.

А страшилки наших родителей писатель Эдуард Успенский собрал в книгах «Ужасный фольклор советский детей» , «Красная Рука, Чёрная Простыня, Зелёные Пальцы (страшные повести для бесстрашных детей)» и они перестали быть тайной, из сокровенного пласта детской субкультуры стали предметом всеобщего достояния...

Список использованной литературы

Художник И. Олейников

Красная Рука, Зелёный Пистолет, Чёрные Шторы… Это самая многочисленная и, безусловно, самая жуткая ветвь страшного детского фольклора. Жуткая потому, что в обыденной жизни люди никогда не встречаются ни с чем подобным. Со скелетами и вампирами мы тоже не часто встречаемся. Но всё-таки понимаем, что такое скелет, откуда он взялся и чего он хочет. А вот чего хотят Чёрные Шторы, живой ли Фосфорный человек и кто его родители - этого не знает ни кто. А раз не знает никто, это и есть самое страшное. Это типично городской фольклор. И дело здесь не столько в атрибутике, сколько в новом мышлении городских детей, выросших в удалении от кладбищ и воспитанных в духе атеизма. Отгороженные бетоном от природы и идеологией от правды жизни, они вроде бы должны были позабыть о тяжком наследии прошлого, обо всех этих жуткостях и необычностях.

Но свято место не бывает пусто. И потребность в страшном нашла новые кошмары - необъяснимые, лишённые как будто бы всякой логики. Как будто, потому что логика и основания для появления нового цикла ужасов всё-таки были. Дату появления этих историй можно порой вычислить с точностью до пятилетки. Год 1934-й и другие. Практически во всех фольклорных историях по ночам исчезают члены семьи: сначала - дедушка, потом - бабушка, отец, мать, старшая сестра…

Ведь никто не мог объяснить маленькому мальчику, куда в реальной жизни исчезла семья, жившая в соседней квартире. Вот тогда-то и появились в нашей стране Красная Рука, Чёрные Шторы, автобусы с чёрными шторками и подземелья, где людей режут на части. Не только сталинская «мясорубка» отразилась в этих историях, но и дефицит - никаких штор, кроме чёрных, никаких перчаток, кроме красных, в магазинах нет. Без преувеличений, по этим рассказам можно изучать новейшую историю СССР. Мы долго думали, по какому принципу расположить эти рассказы: по цветовым признакам, по биологическим, по размерам, и в конце концов расположили их по степени возрастания страшности.

Примечание: С мыслью, высказанной двумя авторами в этом абзаце, один автор - Успенский - не очень согласен. Но так как она изложена сочным языком и почти убедительно, он не очень сильно настаивает на своём несогласии.

Ковёр с чёрной дыркой

Жила одинокая и бедная женщина. Однажды она сильно поссорилась с матерью, и на следующий день мать умерла.

В наследство женщине достался старый ковёр, да и тот с большой чёрной дыркой.

Однажды, когда у женщины кончились все деньги, она решила его продать.

Пошла на рынок и продала ковёр молодой семье с двумя детьми: мальчику - девять лет и девочке столько же.

Ковёр отец повесил над кроватью. Как только семья уснула и часы пробили двенадцать ночи, из дырки на старом ковре потянулись человеческие руки. Они дотянулись до отца и задушили его.

Наутро все проснулись и увидели мёртвого отца. Вскоре его похоронили.

В ту же ночь, после похорон, как только вдова и дети уснули и часы с кукушкой пробили двенадцать, из чёрной дыры снова появились длинные человеческие руки. Они потянулись к шее матери и задушили её. На следующий день, когда дети проснулись, они обнаружили задушенную мать. Приглядевшись, они увидели на шее матери десять кровяных отпечатков пальцев, но никому об этом не сказали.

Через три дня мать похоронили, и дети остались одни в доме. Они договорились в эту ночь не спать.

Как только часы пробили двенадцать, из чёрной дыры потянулись старые человеческие руки. Дети закричали и побежали за соседями. Соседи вызвали милицию. Милиция топором отрубила руки, висевшие над ковром, а сам ковёр сожгла в костре .

После всего этого оказалось, что в чёрной дырке была ведьма. А та женщина, которая продала семье ковёр, куда-то исчезла. Потом её нашли мёртвую в лесу с разрывом сердца.

Жили мать и дочка. Когда дочка подросла, она стала помогать матери по дому: готовить, мыть посуду и пол. Однажды она мыла пол и обнаружила под кроватью, в углу, большое пятно крови.

Она сказала об этом матери. «Ты это пятно не стирай, - сказала ей мать, - а то меня больше не увидишь». Мать ушла на работу. А дочка позабыла её наказ, взяла ножик и поскребла пятно.

Вечером мать не вернулась с работы. Дочь уже собиралась бежать к ней, как вдруг по радио объявили: «Закрывайте окна и двери. По городу летает белая простыня!» Девочка быстро закрыла дверь и окна. А вскоре увидела, что перед её окнами несколько раз пролетела белая простыня. Девочка обо всём рассказала старушке-соседке. А старушка ей и говорит: «В следующий раз, когда объявят, ты окна не закрывай, а залезь под кровать. Когда простыня влетит в твою квартиру, уколи иголкой свой палец и капни крови на то место, где было пятно. И вместо простыни появится твоя мать». Девочка так и сделала: только простыня влетела в квартиру, она взяла ножик, надрезала вену и капнула крови.

И на месте простыни появилась её мать.

Зелёные глаза

Один старик, умирая, решил оставить после себя память. Взял он и выколол себе глаза (а глаза у него были зелёные). Повесил старик эти глаза на стену и умер. Через год вселилась в дом семья с маленьким ребенком. Однажды муж пришёл с работы, а жена ему говорит: «У нас малыш что-то плачет, когда я свет выключаю». Муж отвечает: «А ты выключи свет и посмотри на стены». Жена сделала, как ей муж сказал, и увидела на стене зелёные глаза. Глаза сверкнули и убили жену током .

Маленькая ведьма

В одном старинном замке возле Чёрного моря находился пионерский лагерь. Все ночи ребята спали спокойно. Но однажды одному мальчику кто-то пощекотал пятки. Мальчик посмотрел - никого нет, и уснул. На следующую ночь повторилось то же самое, на третью - то же. Мальчик обо всём рассказал вожатым. Вечером вожатые легли с ним и предупредили, чтобы, когда начнут щекотать, крикнул. А других ребят поставили возле выключателя. Когда начали щекотать пятки, мальчик крикнул и включили свет.

Оказалось, это была маленькая (полметра) ведьма. Она выдернула у мальчика ногу. И, не открывая двери, вышла.

Статуэтка

Одна женщина купила статуэтку и поставила её около окна, накрыв большим стеклянным колпаком. У этой женщины были муж и дочь. Ночью, когда все уснули, колпак сам собой приподнялся и статуэтка вышла. Она подошла к мужу, оторвала ему голову, а потом съела. На кровати не осталось ни капли крови. А статуэтка встала на своё место под колпак . Утром женщина проснулась и, не обнаружив мужа, подумала, что его ночью вызвали на работу. На следующую ночь статуэтка таким же образом съела мать. Утром девочка испугалась и побежала за советом к очень мудрой бабушке. Бабушка сказала ей: «Это всё дела статуэтки, которую купила твоя мать. Чтобы её убить, возьми чёрную тряпку без единого пятнышка и, когда статуэтка выйдет из-под колпака, обвяжи её этой тряпкой. Тогда она будет бессильна. Потом увези (в из города, сбрось с обрыва и увидишь, что будет!» Девочка взяла чёрную тряпку, но не заметила на ней маленького белого пятна. Ночью, когда статуэтка вышла из - под колпака, она обвязала её тряпкой, но тряпка порвалась. Статуэтка испугалась и ушла на своё место. На следующую ночь девочка приготовила чёрную-пречёрную тряпку без единого пятнышка. Статуэтка была парализована. Утром её вывезли из города и сбросили с обрыва. Статуэтка разбилась и превратилась в кувшин. Девочка спустилась с обрыва и посмотрела, что там. А там были человеческие кости.

Страница 1 из 5

Нетрадиционные, иррациональные сюрреалистические жуткие истории

Красная Рука, Зелёный Пистолет, Чёрные Шторы… Это самая многочисленная и, безусловно, самая жуткая ветвь страшного детского фольклора. Жуткая потому, что в обыденной жизни люди никогда не встречаются ни с чем подобным. Со скелетами и вампирами мы тоже не часто встречаемся. Но всё-таки понимаем, что такое скелет, откуда он взялся и чего он хочет. А вот чего хотят Чёрные Шторы, живой ли Фосфорный человек и кто его родители - этого не знает ни кто. А раз не знает никто, это и есть самое страшное. Это типично городской фольклор. И дело здесь не столько в атрибутике, сколько в новом мышлении городских детей, выросших в удалении от кладбищ и воспитанных в духе атеизма. Отгороженные бетоном от природы и идеологией от правды жизни, они вроде бы должны были позабыть о тяжком наследии прошлого, обо всех этих жуткостях и необычностях.

Но свято место не бывает пусто. И потребность в страшном нашла новые кошмары - необъяснимые, лишённые как будто бы всякой логики. Как будто, потому что логика и основания для появления нового цикла ужасов всё-таки были. Дату появления этих историй можно порой вычислить с точностью до пятилетки. Год 1934-й и другие. Практически во всех фольклорных историях по ночам исчезают члены семьи: сначала - дедушка, потом - бабушка, отец, мать, старшая сестра…

Ведь никто не мог объяснить маленькому мальчику, куда в реальной жизни исчезла семья, жившая в соседней квартире. Вот тогда-то и появились в нашей стране Красная Рука, Чёрные Шторы, автобусы с чёрными шторками и подземелья, где людей режут на части. Не только сталинская «мясорубка» отразилась в этих историях, но и дефицит - никаких штор, кроме чёрных, никаких перчаток, кроме красных, в магазинах нет. Без преувеличений, по этим рассказам можно изучать новейшую историю СССР. Мы долго думали, по какому принципу расположить эти рассказы: по цветовым признакам, по биологическим, по размерам, и в конце концов расположили их по степени возрастания страшности.

Ковёр с чёрной дыркой

Жила одинокая и бедная женщина. Однажды она сильно поссорилась с матерью, и на следующий день мать умерла.

В наследство женщине достался старый ковёр, да и тот с большой чёрной дыркой.

Однажды, когда у женщины кончились все деньги, она решила его продать.

Пошла на рынок и продала ковёр молодой семье с двумя детьми: мальчику - девять лет и девочке столько же.

Ковёр отец повесил над кроватью. Как только семья уснула и часы пробили двенадцать ночи, из дырки на старом ковре потянулись человеческие руки. Они дотянулись до отца и задушили его.

Наутро все проснулись и увидели мёртвого отца. Вскоре его похоронили.

В ту же ночь, после похорон, как только вдова и дети уснули и часы с кукушкой пробили двенадцать, из чёрной дыры снова появились длинные человеческие руки. Они потянулись к шее матери и задушили её. На следующий день, когда дети проснулись, они обнаружили задушенную мать. Приглядевшись, они увидели на шее матери десять кровяных отпечатков пальцев, но никому об этом не сказали.

Через три дня мать похоронили, и дети остались одни в доме. Они договорились в эту ночь не спать.

Как только часы пробили двенадцать, из чёрной дыры потянулись старые человеческие руки. Дети закричали и побежали за соседями. Соседи вызвали милицию. Милиция топором отрубила руки, висевшие над ковром, а сам ковёр сожгла в костре.

После всего этого оказалось, что в чёрной дырке была ведьма. А та женщина, которая продала семье ковёр, куда-то исчезла. Потом её нашли мёртвую в лесу с разрывом сердца.

Белая простыня

Жили мать и дочка. Когда дочка подросла, она стала помогать матери по дому: готовить, мыть посуду и пол. Однажды она мыла пол и обнаружила под кроватью, в углу, большое пятно крови.

Она сказала об этом матери. «Ты это пятно не стирай, - сказала ей мать, - а то меня больше не увидишь». Мать ушла на работу. А дочка позабыла её наказ, взяла ножик и поскребла пятно.

Вечером мать не вернулась с работы. Дочь уже собиралась бежать к ней, как вдруг по радио объявили: «Закрывайте окна и двери. По городу летает белая простыня!» Девочка быстро закрыла дверь и окна. А вскоре увидела, что перед её окнами несколько раз пролетела белая простыня. Девочка обо всём рассказала старушке-соседке. А старушка ей и говорит: «В следующий раз, когда объявят, ты окна не закрывай, а залезь под кровать. Когда простыня влетит в твою квартиру, уколи иголкой свой палец и капни крови на то место, где было пятно. И вместо простыни появится твоя мать». Девочка так и сделала: только простыня влетела в квартиру, она взяла ножик, надрезала вену и капнула крови.

И на месте простыни появилась её мать.

Зелёные глаза

Один старик, умирая, решил оставить после себя память. Взял он и выколол себе глаза (а глаза у него были зелёные). Повесил старик эти глаза на стену и умер. Через год вселилась в дом семья с маленьким ребенком. Однажды муж пришёл с работы, а жена ему говорит: «У нас малыш что-то плачет, когда я свет выключаю». Муж отвечает: «А ты выключи свет и посмотри на стены». Жена сделала, как ей муж сказал, и увидела на стене зелёные глаза. Глаза сверкнули и убили жену током.

Маленькая ведьма

В одном старинном замке возле Чёрного моря находился пионерский лагерь. Все ночи ребята спали спокойно. Но однажды одному мальчику кто-то пощекотал пятки. Мальчик посмотрел - никого нет, и уснул. На следующую ночь повторилось то же самое, на третью - то же. Мальчик обо всём рассказал вожатым.

Вечером вожатые легли с ним и предупредили, чтобы, когда начнут щекотать, крикнул. А других ребят поставили возле выключателя. Когда начали щекотать пятки, мальчик крикнул и включили свет.

Оказалось, это была маленькая (полметра) ведьма. Она выдернула у мальчика ногу. И, не открывая двери, вышла.

Вскоре замок разрушили.

Статуэтка

Одна женщина купила статуэтку и поставила её около окна, накрыв большим стеклянным колпаком. У этой женщины были муж и дочь. Ночью, когда все уснули, колпак сам собой приподнялся и статуэтка вышла. Она подошла к мужу, оторвала ему голову, а потом съела. На кровати не осталось ни капли крови. А статуэтка встала на своё место под колпак. Утром женщина проснулась и, не обнаружив мужа, подумала, что его ночью вызвали на работу. На следующую ночь статуэтка таким же образом съела мать. Утром девочка испугалась и побежала за советом к очень мудрой бабушке. Бабушка сказала ей: «Это всё дела статуэтки, которую купила твоя мать. Чтобы её убить, возьми чёрную тряпку без единого пятнышка и, когда статуэтка выйдет из-под колпака, обвяжи её этой тряпкой. Тогда она будет бессильна. Потом увези (в из города, сбрось с обрыва и увидишь, что будет!» Девочка взяла чёрную тряпку, но не заметила на ней маленького белого пятна. Ночью, когда статуэтка вышла из - под колпака, она обвязала её тряпкой, но тряпка порвалась. Статуэтка испугалась и ушла на своё место. На следующую ночь девочка приготовила чёрную-пречёрную тряпку без единого пятнышка. Статуэтка была парализована. Утром её вывезли из города и сбросили с обрыва. Статуэтка разбилась и превратилась в кувшин. Девочка спустилась с обрыва и посмотрела, что там. А там были человеческие кости.

Автобус с чёрными шторками

Однажды мама послала дочку в магазин, который находился очень далеко. При этом она сказала: «Ни за что не садись в автобус с чёрными шторками». Девочка пошла на остановку и стала ждать. Подъехал автобус с чёрными шторками.

Девочка не села в него. Второй раз приехал тот же автобус. Девочка снова не села в него. Но на третий раз она села в автобус с чёрными шторками. Водитель автобуса сказал: «Родители, пропустите детей вперёд!» Когда все дети вошли, двери вдруг закрылись и автобус поехал. На повороте чёрные шторки закрылись. Из спинок кресел высунулись страшные руки и всех детей задушили. Автобус остановился, и водитель выбросил трупы на свалку. Автобус с чёрными шторками снова поехал убивать детей.

Зеленый человек

Однажды ночью началась гроза, и женщина встала закрыть балкон. Подошла к балкону, а там сидит зелёный человек. Женщина испугалась, побежала к мужу и всё ему рассказала. Пришли они вместе на балкон, а зелёного человека уже нет. В ту же ночь зелёного человека видели и многие другие.

Оказалось, одного человека ударила молния, но он не умер, а стал зелёным.

Красное пятно

В одном классе заболела учительница, и её заменила очень странная женщина. В один прекрасный день в классе появилась новая девочка, и учительница её сразу невзлюбила. Когда девочка пришла домой, она увидела на стене красное пятно. Это пятно двигалось. На другой стене висело ружьё. Девочка, испугавшись, схватила ружьё и выстрелила в пятно.

Наутро женщина пришла в школу с перевязанной рукой и сказала, что она упала. На следующий день повторилось то же самое: девочка выстрелила, а на следующий день учительница пришла с перевязанной ногой. Когда девочка вернулась домой, пятна на стене не было. Она села учить уроки и вдруг заметила, что к ней движется маленькая белая точка. Девочка выстрелила. Раздался крик, а на следующий день объявили, что новая учительница погибла. Оказалось, что это была не простая женщина.

Красные сапоги

Однажды девочка стала проситься у мамы отпустить её погулять. А был уже вечер. Мама долго не соглашалась: у неё было предчувствие, что что-то должно случиться. Но девочка всё-таки упросила её Мама сказала, чтобы она возвращалась не позднее десяти. На часах десять - девочки нет. Одиннадцать… Двенадцать… Дочери всё нет. Мать забеспокоилась. Собралась звонить в милицию. Вдруг - в первом часу ночи - звонок в дверь. Мать открыла дверь и видит: на пороге стоят красные сапоги, в которых дочь ушла. В них - руки, а в руках записка: «МАМА, Я ПРИШЛА».

Чёрное пианино

В одной семье девочка увлекалась музыкой. И на день рождения родители купили девочке чёрное пианино.

Собрались гости и попросили девочку сыграть. Когда девочка начала играть, она почувствовала страшную боль и недомогание. Но родители решили, что она отлынивает, и заставили её играть весь вечер.

Наутро девочка не смогла встать с постели. Она таяла прямо на глазах. Через несколько дней на пальцах у нее появились синие пятна. Родители решили разобрать пианино.

Сняли крышку, а там сидела страшная старуха, которая пила кровь у того, кто играл на этом пианино.

Зелёная пластинка

В одном городе жили мама и дочка Светлана. Однажды мама попросила дочку сходить в магазин за пластинками. При этом мама предупредила, чтобы она не брала зелёных пластинок. Пришла девочка в магазин, а там все пластинки раскупили, остались только зелёные. Света не послушалась маму и купила зелёную пластинку. Вернулась она домой и показала маме эту пластинку. Мама ругать её не стала, но сказала, чтобы она не включала пластинку, когда будет дома одна.

Утром мама ушла на работу, а девочку разобрало любопытство. Она не послушалась и включила зелёную пластинку. Сначала играла веселая музыка, потом заиграл похоронный марш, а затем девочка услышала голос: «Девочка, выключи пластинку, а то с мамой случится беда!» Но девочка не послушалась и не выключила. Вечером мама пришла с работы без рук. Она предупредила, чтобы девочка больше не включала пластинку. Но дочь не послушалась и на следующий день снова включила зелёную пластинку. Вечером мама вернулась с работы без ног. На третий день прикатилась одна голова, а после - никого. Девочка ждала-ждала и легла спать. В двенадцать ночи Света услышала звонки в дверь. Она встала и открыла… В квартиру въехал чёрный гроб с зелёной обивкой. В нём лежала мама девочки. Света испугалась и легла спать. Но из пластинки вылезли зелёные руки с длинными ногтями и удушили девочку.

Красные зубы

В одну школу поступил новенький. Когда всех школьников отпустили домой, он после уроков остался. Техничка говорит ему: «Иди домой, а то тут ходят красные зубы!» Мальчик говорит: «Я посмотрю школу и пойду». Он походил по школе, зашёл в один кабинет и уснул. Когда пробило двенадцать, в кабинете появились красные зубы. Они бросились на мальчика и съели его. Утром ребята пришли в класс и увидели человеческие кости. Вызвали милицию. У всех стали проверять зубы - ни у кого таких зубов нет. Решили проверить у директора. У него оказались красные зубы.

Жуткий детский фольклор

Жуткий детский фольклор - сборник детских страшных историй, собранных Андреем Усачёвым и Эдуардом Успенским, выпущен издательством Росмэн в 1998 году. Идея книги появилась в 1993 году, когда Успенский в радиоэфире попросил детей присылать ему детские страшилки, которые он впоследствии собирается выпустить в качестве сборника. В итоге он получил более 1500 писем .

Книга представляет из себя сборник так называемых Пионерских страшилок , литературно переписанных авторами. Этот сборник является продолжением идеи, выраженной в повести Эдуарда Успенского «Красная Рука, Чёрная Простыня, Зелёные Пальцы », выпущенной в 1992 году, и изначально был лишь второй частью этой книги. Впоследствии издан отдельно. Хотя большинство рассказов являются реальным продуктом детского фольклора, в сборнике есть переработанные версии иностранной литературы ужасов, например, произведений Знамение Дэвида Зельцера (англ.) русск. , Маска Красной Смерти Эдгара Алана По, истории о Суини Тодде Хью Виллера или «одной страшной негритянской истории про Золотую руку» Марка Твена.

Оценки

Критики рассматривают книгу прежде всего как важное произведение в рамках детского фольклора и современной русской литературы. Также положительно были отмечены авторские иронические комментарии и пародирование типичных для страшилок эпитетов, что создаёт необычное сочетание драматического и иронического, свойственное творчеству Эдуарда Успенского . Например, в одном из рассказов у матери отпадают руки из-за того, что она приготовила пирожки из плохой муки, и в комментарии к этому фрагменту Успенский пишет: «по рукам бы за такие пирожки». Также некоторые исследователи связывают эту книгу с интересом Э.Успенского к детскому фольклору и фантастическим сюжетам, что также прослеживается в серии произведений, посвящённых жителям вымышленной деревни Простоквашино

Примечания

Ссылки

Категории:

  • Литературные произведения по алфавиту
  • Произведения Эдуарда Успенского
  • Книги 1998 года
  • Литература ужасов
  • Городские легенды
  • Книги 1992 года

Wikimedia Foundation . 2010 .

4. Современный жанр детские страшилки.

Детский фольклор - живое, постоянное обновляющееся явление, и в нём наряду с самыми древними жанрами существуют сравнительно новые формы, возраст которых исчисляется всего несколькими десятилетиями. Как правило, это жанры детского городского фольклора, например, страшилки. Страшилки представляют собой небольшие истории с напряжённым сюжетом и пугающим финалом, цель которых - испугать слушателя. По мнению исследовательниц этого жанра О. Гречиной и М. Осориной, «в страшилке сливаются традиции волшебной сказки с актуальными проблемами реальной жизни ребенка». Отмечается, что среди детских страшилок можно обнаружить сюжеты и мотивы, традиционные в архаическом фольклоре, демонологических персонажей, заимствованных из быличек и бывальщин, однако преобладающей является группа сюжетов, в которых демоническими существами оказываются предметы и вещи окружающего мира. Литературовед С.М. Лойтер, отмечает, что испытывая влияние волшебной сказки, страшилки детей приобрели четкую и однотипную структуру сюжета. Заложенная в нем заданность (предупреждение либо запрет - нарушение - воздаяние) позволяют определить ее как «дидактическую структуру». Некоторые исследователи проводят параллели между современным жанром детской страшилки и более старыми литературными видами страшных историй, например, сочинениями Корнея Чуковского. Писатель Эдуард Успенский собрал эти истории в книге «Красная Рука, Чёрная Простыня, Зелёные Пальцы (страшные повести для бесстрашных детей)».

Страшилки в описанной форме, по-видимому, получили распространение в 70-х годах XX века. Литературовед О. Ю. Трыкова считает, что в «настоящее время страшилки постепенно переходят в «стадию консервации». Дети ещё рассказывают их, но уже практически не появляется новых сюжетов, меньше становится и частотность исполнения. Очевидно, это связано с изменением жизненных реалий: в советский период, когда почти тотальный запрет в официальной культуре был наложен на всё катастрофическое и пугающее, потребность в страшном удовлетворялась посредством данного жанра. В настоящее время появилось множество источников, помимо страшилок, удовлетворяющих эту тягу к загадочно-пугающему (от выпусков новостей, различных газетных публикаций, смакующих «страшное», до многочисленных фильмов ужасов). По мнению пионера в исследовании этого жанра, психолога М. В. Осориной, страхи, с которыми в раннем детстве ребенок справляется сам либо с помощью родителей, становятся материалом коллективного детского сознания. Этот материал прорабатывается детьми в групповых ситуациях рассказывания страшных историй, фиксируется в текстах детского фольклора и передается следующим поколениям детей, становясь экраном для их новых личностных проекций.

Главным героем страшилок является подросток, который сталкивается с «предметом-вредителем» (пятно, занавески, колготки, гроб на колёсиках, пианино, телевизор, радио, пластинка, автобус, трамвай). В этих предметах особую роль играет цвет: белый, красный, жёлтый, зеленый, голубой, синий, чёрный. Герой, как правило, неоднократно получает предупреждение о грозящей от предмета-вредителя беде, но не хочет (или не может) от него избавиться. Его смерть чаще всего происходит от удушения. Помощником героя оказывается милиционер. Страшилки не сводятся только к сюжету, существенным является и ритуал рассказывания - как правило, в темноте, в детской компании в отсутствие взрослых. По мнению фольклориста М.П. Чередниковой, включенность ребенка в практику рассказывания страшилок зависит от его психологического созревания. Сначала, лет в 5-6, ребенок не может без ужаса слышать страшные истории. Позднее, примерно с 8 до 11 лет, дети с удовольствием рассказывают страшные истории, а в возрасте 12-13 лет уже перестают воспринимать их всерьез, и все большее распространение получают различные пародийные формы.

Как правило, для страшилок характерны устойчивые мотивы: «чёрная рука», «кровавое пятно», «зелёные глаза», «гроб на колёсиках» и т.д. Такой рассказ состоит из нескольких предложений, по ходу развития действия напряжение нарастает, а в финальной фразе достигает своего пика.

«Красное пятно». Одна семья получила новую квартиру, но на стене было красное пятно. Его хотели стереть, но ничего не получилось. Тогда пятно заклеили обоями, но оно проступило сквозь обои. И каждую ночь кто-нибудь умирал. А пятно после каждой смерти становилось еще ярче.

«Черная рука наказывает за воровство». Одна девочка была воришкой. Она воровала вещи и однажды она украла куртку. Ночью к ней в окно кто-то постучал, потом показалась рука в черной перчатке, она схватила куртку и исчезла. На следующий день девочка украла тумбочку. Ночью снова появилась рука. Она схватила тумбочку. Девочка выглянула в окно, захотев посмотреть, кто это берет вещи. И тут рука схватила девочку и, вытащив ее в окно, задушила.

«Синяя перчатка». Жила-была синяя перчатка. Все ее боялись, потому что она преследовала и душила людей, которые поздно возвращались домой. И вот однажды шла по улице женщина - а была эта улица темная-претемная - и вдруг увидела она, что из кустов выглядывает синяя перчатка. Испугалась женщина и побежала домой, а за ней синяя перчатка. Вбежала женщина в подъезд, поднялась на свой этаж, а синяя перчатка за ней. Стала открывать дверь, а ключ застрял, но открыла она дверь, забежала домой, вдруг - стук в дверь. Она открывает, а там - синяя перчатка! (Последняя фраза сопровождалась обычно резким движением руки в сторону слушающего).

«Черный дом». В одном черном, черном лесу стоял черный, черный дом. В этом черном, черном доме была черная, черная комната. В этой черной, черной комнате стоял черный, черный стол. На этом черном, черном столе черный, черный гроб. В этом черном, черном гробу лежал черный, черный человек. (До этого момента рассказчик говорит приглушенным монотонным голосом. И дальше - резко, неожиданно громко, хватая слушателя за руку.) Отдай мое сердце! Мало кто знает, что первую стихотворную страшилку написал поэт Олег Григорьев:

Я спросил электрика Петрова:
«Для чего ты намотал на шею провод?»
Петров мне ничего не отвечает,
Висит и только ботами качает.

После него в изобилии и в детском, и во взрослом фольклоре появились садистские стишки.

Недолго мучилась старушка
В высоковольных проводах,
Ее обугленная тушка
Пугала птичек в небесах.

Рассказываются страшилки обычно в больших компаниях, желательно в темноте и устрашающим шёпотом. Появление этого жанра связано, с одной стороны, с тягой детей ко всему неизвестному и пугающему, а с другой - с попыткой преодолеть этот страх. По мере взросления страшилки перестают пугать и вызывают уже лишь смех. Об этом свидетельствует и появление своеобразной реакции на страшилки - пародийных антистрашилок. Эти истории начинаются столь же устрашающе, но финал оказывается смешным:

Чёрная-чёрная ночь. По чёрной-чёрной улице ехала чёрная-чёрная машина. На этой чёрной-чёрной машине большими белыми буквами было написано: «ХЛЕБ»!

Сидят дома дед и баба. Вдруг по радио передают: «Выбросьте скорее шкаф и холодильник! К вашему дому едет гроб на колесиках!» Они выбросили. И так выбросили все. Сидят на полу, а по радио передают: «Мы передавали русские народные сказки».

Завершаются же все эти истории, как правило, не менее страшными финалами. (Это только «официальные» страшилки, в книгах, в угоду издателю причесанные, бывают снабжены хеппи-эндами или смешными развязками.) И тем не менее современная психология считает жуткий детский фольклор позитивным явлением.

«Детская страшилка воздействует на разных уровнях – чувств, мыслей, слов, образов, движений, звуков, – рассказала НГ психолог Марина Лобанова. – Она заставляет психику при страхе не столбняком вставать, а двигаться. Поэтому страшилка – эффективный способ при работе, например, с депрессией». По словам психолога, человек способен создать свой ужастик только тогда, когда уже завершил собственный страх. И теперь Маша Серякова передает свой ценный психический опыт другим – с помощью своих историй. «Важно также, что девочка пишет, используя эмоции, мысли, образы, характерные именно для детской субкультуры, – утверждает Лобанова. – Взрослый этого и не увидит и никогда не создаст».

Список литературы

1. «Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири». Сост. В.П.Зиновьев. Новосибирск, «Наука». 1987.

2. Словарь литературоведческих терминов. М. 1974.

3. Пермяков Г.Л. «От поговорки до сказки». М. 1970.

4. Костюхин Е.А. «Типы и формы животного эпоса». М. 1987.

5. Левина Е.М. Русская фольклорная небылица. Минск. 1983.

6. Белоусов А.Ф. «Детский фольклор». М. 1989.

7. Мочалова В.В. «Мир наизнанку». М. 1985.

8. Лурье В.Ф. «Детский фольклор. Младшие подростки». М. 1983