Диагностика музыкальных способностей ладовое чувство. Диагностика музыкального развития. Н.А.Ветлугина «Музыкальное воспитание в детском саду»

Юлия Варламова
Конспект занятия по развитию свободного общения детей средней группы со сверстниками и педагогом «Лучшие друзья»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида №3 «Ручеёк»

Разработка НОД

на тему «Лучшие друзья»

(средний возраст)

г. Выкса 2014

Цель:

развитие свободного общения со сверстниками и педагогом; расширение представлений о дружбе.

Задачи:

Способствовать развитию выразительной речи;

Развивать умения составлять небольшие рассказы о друге, передавай свои личные впечатления;

Формировать умение замечать внешние и внутренние качества других детей и выражать это словами;

Развивать умение выбирать водящего с помощью считалки;

Способствовать формированию доброжелательных отношений между детьми;

Предварительная работа:

беседы о дружбе, друзьях, взаимовыручке;

обсуждения конфликтных ситуация в группе и нахождение путей их разрешения;

рисование портретов друзей;

п/и «Мы – веселые ребята»;

игры на сотрудничество «Черепаха», «Змея»;

рассматривание иллюстраций, чтение худ. литературы, слушание и исполнение песенок о дружбе.

Средства:

трафареты (мальчик, девочка, восковые карандаши, цв. карандаши, фломастеры, листы бумаги, фотоколлаж, ватман тонированный, заготовки цветов, простые карандаши.

Способы:

организационный момент, загадка, вопросы, работа с трафаретами, рассказы детей о друзьях, п/и «Мы – веселые ребята»,рассказ воспитателя о подруге, игра «Комплименты», рассматривание фотоколлажа.

Ход ОД:

Организационный момент

Восп. : - Утром солнышко встает,

Подружиться всех зовет!

В круг скорее становитесь,

Крепко за руки держитесь!

(дети встают в круг, берутся за руки)

Восп. : - Отгадайте загадку. Он тебя всегда поймет, и на выручку придет. Много есть людей вокруг, но важней всех – верный …

Дети: - Друг!

Восп. : - Знаете, ребята, у меня очень много друзей. Но есть одна самая близкая подруга. Её зовут Маша. Мы с ней очень любим вместе гулять в парке, отдыхать. Я могу доверить ей свою тайну, а она выручит меня в трудную минуту. Ребята, а у вас есть друзья? Кого мы можем назвать своим другом?

Дети: - Друг – это тот, кто всегда поможет в беде, тот, с кем тебе интересно, с кем у тебя много общего. Другу можно доверит тайн, положиться на него в трудную

Восп. : - Есть ли у вас друзья?

Дети: - Есть (перечисляют).

Восп. : - Для того, чтобы мы получше узнали ваших друзей, я предлагаю вам их нарисовать, а затем немного рассказать о них.

(Дети выбирают себе трафарет-фигурку мальчика или девочки, в зависимости от того, кто их друг – девочка или мальчик; обводят трафарет, дорисовывают недостающие детали. Во время работы вести с детьми беседу:

Кого изображаешь?

Какие у него глаза, уши, прическа, губы, нос?

Какое у него обычно выражение лица?

Что тебе нравится в твоем друге)

После окончания работы:

Восп. : - Кто желает рассказать о своем друге? (рассказы 3-4 детей из 4-5 предложений)

Восп. : - А что вы любите делать вместе со своими друзьями больше всего?

Дети: - Играть.

Физкультминутка: П/и «Мы - веселые ребята» (выбор водящего с помощью считалки)

После игры:

Восп. : - (показывает на лежащий на столе кусок ватмана). Это зеленая полянка.

Какое у вас настроение, когда вы смотрите на эту полянку?

Дети: - Грустное, печальное, скучное.

Восп. : - Как вы думаете, чего на ней не хватает?

Дети: - Цветов.

Восп. : - Не веселая жизнь на такой полянке. Вот так и между людьми: жизнь без уважения и внимания получается мрачной, серой и печальной. А как можно порадовать друг друга? Как можно поднять друг другу настроение?

Дети: - Сказать ласковое слово, предложить поиграть вместе, подарить что-нибудь и т. д.

Восп. : - А хотели бы вы сейчас порадовать друг друга? Давайте поиграем в игру «Комплименты». Что такое комплименты?

Дети: - Похвала, когда говорят о твоих хороших особенностях.

(Дети по очереди берут по одному цветочку, говорят комплименты любому ребенку и приклеивают цветок на полянку. Добрые слова должны быть сказаны каждому ребенку.)

Восп. : - Я тоже хочу сделать вам всем комплимент. Вы очень умные, добрые, дружные ребята. Я вас очень люблю.

(Воспитатель приклеивает цветок на поляну)

Восп. : - Посмотрите ребята, какие красивые цветы выросли от ваших слов на этой полянке. А сейчас какое у вас настроение?

Дети: - Веселое, счастливое, радостное.

Восп. : - Именно поэтому нужно внимательней относиться друг к другу, говорить хорошие слова. Раз, два, три – круг скорее собери!

(Дети снова становятся в круг)

Восп. : - Ребята, ссоритесь ли вы с друзьями?

Какие слова вы говорите, когда хотите помириться с другом?

Дети: - Извиняемся, просим прощения, говорим «мирилку».

Восп. : - А как можно помириться без слов?

Дети: - Обнять друг друга, погладить по голове, взяться за руки и заглянуть в глаза друг другу, подарить игрушку, посмотреть книгу вместе и просто улыбнуться.

Восп. : - Возьмите друг друга за руки, посмотрите друг другу в глаза и подарите самую добрую, самую теплую улыбку. А я приглашаю вас и наших гостей рассмотреть наш фотоколлаж «Я люблю своих друзей».

Формирование дружеских взаимоотношений

детей средней группы в игре

Щетинина Оксана Борисовна,

ГБДОУ № 62 Кировского района Санкт-Петербурга,

воспитатель

Показателями дружеских взаимоотношений являются:

  • общительность, т.е. активно проявляемое желание установить контакт;
  • доброжелательность, характеризующаяся чуткостью, отзывчивостью;
  • умение согласовывать свои действия с другими участниками игры.

У ребенка пятого года жизни, если он имел опыт общения со сверстниками, уровень доброжелательности довольно высок. Дети хорошо знают любимые игры друг друга и роли в них, играя, объединяются в группки из двух-четырех человек. Игры в «семью», «шофера», «детский сад» возникают по их инициативе, а игры в «магазины», «больницу», «зоопарк», «уличное движение» организуются с помощью воспитателя.

Формировать взаимоотношения дошкольников в игре лучше всего путем влияния на содержание игр, а также на выбор детьми ролей и их исполнение. Поэтому воспитатель побуждает, например играющих в «семью», к тому, чтобы отец был добрым, заботливым, старался помочь в доме; мать - доброжелательна в отношениях с детьми, а те, в свою очередь, уважали родителей, слушались их.

Очень важно чтобы в жизни шоферы помогали друг другу, а врачи - оказывали помощь по первой просьбе заболевшего. И в игровых взаимоотношениях друг с другом дети в основном проявляют доброту, заботливость, отзывчивость.

Нередки случаи справедливого распределения ролей, отказа от главной роли («Меня уже один раз выбирали»), уступчивости, учета желаний других участников общей игры. Споры, ссоры могут возникать по чисто внешним причинам (из-за места, из-за игрушек), из-за несформированности умения общаться со сверстниками, вследствие создавшейся у части детей в семье привычки удовлетворять свои желания, не считаясь с окружающими, а также из-за застенчивости, замкнутости отдельных участников игры.

При налаживании дружеских взаимоотношений педагогу важно сохранять положительные индивидуальные особенности ребенка, учитывать его личностные стремления, чувства, интересы. Уже сама организация игры (предварительное обсуждение с участием воспитателя игрового замысла, выбор игрушек) предрасполагает детей к объединению, к обдумыванию игры. Они делятся своими планами, прислушиваются к мнению друг друга, согласовывают свои желания.

Педагог привлекает внимание детей к достоинствам одногруппников, советует, кого из них пригласить играть, или, напротив, кому-то из детей предлагает попросить разрешения, чтобы его приняли в игру.

К примеру, такая ситуация: перед прогулкой воспитатель предупреждает:

«Возьмем на участок только те игрушки, которые понадобятся в играх. Сейчас можно договориться, с кем и в какие игры вы будете играть. Вместе подумайте, что вам взять с собой для игры»

Михаил : «Нам с Сережей нужен руль. Мы в «поезд» играть будем». Воспитатель : «А ты договорился с Сережей играть вместе? Он согласен в «поезд» играть?».

Михаил (обращаясь к Сереже): «Ты будешь играть со мной в «поезд»»?

(Сережа принимает предложение друга).

Воспитатель : «Можно пассажиров пригласить - Женю, Веру и других детей».

Даша (берет за руку Нику): «Мы с тобой во что будем играть?».

Ника : «Давай в «дочки-матери». Возьмем себе маленькую дочку, будем ее в ясли водить, гулять будем».

Даша : «Можно еще и большую сестренку ей, как у меня дома».

Лера : «Можно мне сестренкой быть? Я буду помогать с малышкой играть. А ты (обращается к Нике) будешь наша мама».

Воспитатель : «Молодец, Лера, предложила подружке быть мамой. Ника будет хорошей мамой. А кем будет Даша?».

Даша: «Я хотела быть мамой. Но пусть Ника будет, я вчера один раз была» Воспитатель: «Конечно, нужно по очереди. Другим тоже хочется».

В приведенном примере воспитатель вовлекает застенчивых детей (Женю и Веру) в общую игру, подсказывает детям, как согласовать свои действия, оценивает искреннюю уступку главной рол партнерам (пример Даши и Леры). Общительность, доброжелательность Ники и Леры дала возможность воспитателю повлиять на Михаила и Сережу, у которых эти качества проявлялись лишь эпизодически.

Дети наиболее часто нуждаются в уточнении игрового замысла. К примеру, ситуация: Женя, Сережа, Вова и Вера играют в песке, не вступая в контакт друг с другом. Выяснив, что у них нет определенного замысла игры, воспитатель уточняет его: «А я думала, Женя с Сережей гараж строят».

Женя: «Мы и так гараж делаем! Сережа, мы же гараж строим? Давай вместе нагребем, потом сюда машины поедут».

Воспитатель : «У Вовы машина. Он вам много песку привезет, только кому-то надо помочь нагрузить песок в кузов».

Вера : «Я буду помогать Вове, а потом посадим деревья, чтобы красиво было».

Дети начинают активно договариваться о распределении обязанностей. Сережа помогает Жене разгружать песок. Разговор идет оживленный, доброжелательный. Вова радуется общему успеху: «Во, какая гора выросла! Сережа, ты ее похлопай лопатой, а мы еще привезем! Давай, давай, нагружай быстрее, скоро машины приедут!»

Перед педагогом нередко возникает необходимость побуждать детей:

  1. поступать по-дружески;
  2. подчеркивать моральную сторону поведения исполнителей определенных ролей;
  3. одобрять проявления доброжелательности, взаимопомощи, заботы о других.

Приемы воздействия воспитателя создают в группе атмосферу доброжелательности, формируют у детей необходимые навыки дружеских взаимоотношений. Интерес к той или иной роли, потребность чувствовать внимание со стороны сверстников помогают развитию у детей дружеских взаимоотношений. Например, воспитание доброты у детей, не умеющих делиться игрушками, будет осуществляться эффективнее, если в общей игре им поручат такие роли, исполняя которые они будут вынуждены обмениваться или делиться игрушками с партнерами. В таких случаях дети уступают игрушку естественно, без принуждения.

В равной мере педагогическое воздействие необходимо и в тех случаях, когда дети беспрекословно подчиняются эгоистическим проявлениям сверстников, подавляющих инициативу остальных участников игры, диктующих всем свои требования. Этих детей в игре целесообразно объединять с партнерами, равными им по умениям, по проявлению инициативы, но отличающимися справедливостью, умеющими сочетать свои интересы с требованиями коллектива, с желаниями других детей. Оказавшись наравне с друзьями, выполняя второстепенные роли, эгоистичные дети приучаются согласовывать личные желания с интересами играющих и таким образом упражняются в проявлении дружеских чувств и отношений. При этих условиях их предложения после обсуждения могут быть приняты, а могут быть и отвергнуты. Постепенно такие дети привыкают к тому, что нужно считаться с мнением других, справедливо распределять обязанности в игре, поступать соответственно выполняемой роли.

Положительному общению в играх во многом способствуют оказание воспитателем помощи детям в выборе сюжета игры, расширении ее содержания, а также привлечение их внимания к играм друзей. Иногда педагогу бывает необходимо включиться в игру, чтобы направить взаимоотношения детей, помочь им правильно поступить в создавшейся ситуации.

В средней группе можно широко использовать игры-инсценировки, содержание которых побуждает детей к положительным формам общения.

Для формирования дружеских взаимоотношений дошкольников могут быть использованы дидактические игры. Для игр можно подбирать стихи, сказки и песни, в которых говориться о дружбе («Два жадных медвежонка», «Кот, петух и лиса», «Что такое хорошо и что такое плохо?» В.Маяковского; «Мы дружные ребята» слова Н.Найденовой, музыка С. Разоренова и др.).

Кроме произведений художественной литературы, игр-драматизаций и подобного, эффективное педагогическое воздействие на детей оказывают музыкальные игры, песни. Музыкальные игры, хороводы, инсценировки углубляют впечатления детей, вызывают желание объединиться в игре, эмоционально выразить общие переживания.

Таким образом, в процессе игр различных видов у детей пятого года жизни воспитываются чуткость и отзывчивость, умение считаться со своими сверстниками, уважать их замысел и право на интересную роль, чувство справедливости. Именно те стороны дружеских взаимоотношений, которые являются предпосылкой для формирования более высокого и сложного чувства - коллективизма, а также коллективных взаимоотношений, складывающихся на старших ступенях дошкольного возраста.

Конспект НОД в средней группе. Этикет

Автор: Наталья Валентиновна Моисеева, воспитатель ГБОУ г. Москва СОШ№1464 (дошкольное отделение)
Цель : Продолжать формирование представлений о правилах этикета.
Задачи : Образовательные
Формировать представление о правилах поведения за столом,в гостях.
Закреплять знание вежливых слов, умение владеть ими в нужной ситуации.
Развивающие
Развивать внимание, память, логическое мышление.
Речевые
Развивать связную речь,обогатить словарь детей(благодарю,доброго пути,только после вас,
будьте здоровы.
Воспитательные
Воспитывать стремление и интерес правильно вести себя в обществе, любознательность,дружбу,
взаимопомощь.
Демонстрационный материал :
Игрушка-кукла волшебник.
Методические приёмы :
Игровая ситуация,беседа-диалог,разгадывание загадок.
Интеграция образовательных областей :
"Познавательно речевое развитие"
"Коммуникативно-личностное развитие"

Ход непосредственно образовательной деятельности

Ребята, в наш детский сад пришёл добрый волшебник.Он тайно,надев шапку-невидимку, чтобы его никто не видел,ходит и наблюдает за всеми детками, которые ходят в наш садик. Очень любознательный этот волшебник, он всё умеет, может сделать любое волшебство, вот только он старый стал и всё время всё забывает.Давайте поможем волшебнику.
Что нужно говорить человеку при встрече?
(ответы детей)
- Правильно,мы говорим" здравствуйте "
Скажите, что означает слово"здравствуйте"?Что мы хочем сказать человеку этим словом?
(рассуждения детей)
-Всё верно,произнося слово "здравствуйте", мы желаем здоровья человеку, мы поднимаем ему настроение на весь день, желаем ему радости и хорошего дня.
Ребята, а вот и наш волшебник пришёл(показываю детям куклу-волшебник),играет музыка "чудесные превращения"
- Ребята, добрый волшебник узнал, что вы очень вежливые и культурные детки и решил прийти к нам в группу. Давайте поздороваемся с ним.
Дети хором:"Здравствуйте"
Волшебник(воспитатель):"Здравствуйте, ребята.Скажите, вы знаете, что слово "здравствуйте"-вежливое слово?
Ответ детей.
- Правильно, а какие ещё вежливые слова вы знаете?Я их немного забыл.Напомните?
(Ответы детей)
-Вот спасибо, ребята, теперь я вспомнил, что есть вежливые слова:"здравствуйте", "спасибо", "пожалуйста".
Ребята, есть ещё вежливые слова: "благодарю","извините","будьте здоровы","доброго пути",только после вас".
Волшебник загадывает детям загадки.

Встретив зайку, ёж - сосед
Говорит ему:"..." (Привет!)
А его сосед ушастый
Отвечает:"Ёжик..." (Здравствуй!)

К осьминожке комбала
В понедельние заплыла.
А во вторник на прощанье ей сказала:"..."
(До свидания!)

Неуклюжий пёсик Костик
Мышке наступил на хвостик
Поругались бы они
Но сказал он:"..." (Извини)

Бегемот и слон, поверь,
Не пролезут вместе в дверь.
Тот, кто вежливей сейчас
Скажет:"..." (Только после вас.)

Какие же вы молодцы, детки, всё отгадали.
Ребята,волшебник забыл, как правильно вести себя за столом.Я предлагаю вам поиграть.
Внимательно слушайте, что я вам скажу и говорите"да", если вы согласны, и "нет", если не согласны.
- За столом надо сидеть прямо и красиво. (Да)
- Есть нужно аккуратно, ложку и вилку держать правильно.(Да)
- Можно громко чавкать и сопеть.(Нет)
- Молодцы, вы умеете вести себя за столом.А наш волшебник всё вспомнил вместе с нами.Давайте угостим нашего гостя, накроем для него стол.(Дети сервируют стол игрушечной посудой и приборами.
Волшебник напоминает детям правила поведения за столом:нельзя разваливаться на стуле, руки и рот нужно вытирать бумажными салфетками, нельзя размазывать еду по тарелке, катать хлебные шарики, облизывать пальцы,не нужно есть слишком быстро, брать в рот слишком много еды и говорить с полным ртом.)
- Как красиво вы накрыли на стол, спасибо.

Разгадайте ещё загадку.

Девочка Рита возле дорожки
Стол накрывает собаке и кошке
Плошки, расставив, скажет им Рита
"Ешьте! Приятного вам..." (Аппетита)

Ребята, а когда вы идёте в гости,там вы не должны без разрешения трогать руками те вещи, которые вас заинтересовали.Нельзя разбрасывать игрушки, а надо класть их на место.Берегите свои игрушки, не ломайте их,если игрушка сломалась, умей вежливо попросить взрослых починить её.Делись игрушками с другими ребятами.Старайтесь помочь другу сделать то, что у него не получается.Не ссорьтесь с друзьями, старайтесь играть дружно.Умейте принять помощь, совет и замечание друга.
Ну вот и всё, мы вспомнили некоторые правила этикета.Волшебнику пора надеть шапку-невидимку и отправиться к другим детям.
Волшебник: "Спасибо, вам, мне было очень интересно с вами поиграть и побеседовать.До свидания, ребята!"