Дидактические игры по художественно эстетическому воспитанию дошкольников. Дидактические игры по изодеятельности для дошкольников. «Подготовим стол к празднику»

Дидактические игры

по художественно-эстетическому развитию детей

Дидактическая игра «Назови правильно»

Цель: Закрепить знания детей о народных художественных промыслах, их признаках. Умение найти нужный промысел среди других, обосновать свой выбор, составлять описательный рассказ.

Настольная игра «Домино»

Цель: Закрепить знания детей о декоративно-прикладном искусстве – игрушке; умение находить нужную игрушку и обосновать свой выбор. Закрепить знание об изготовлении народной игрушки и особенности каждой. Воспитывать любовь к прекрасному.

Дидактическая игра «Угадай и расскажи»

Цель: Закрепить знания детей о народной игрушке, как об одной из форм народного декоративно-прикладного искусства; узнавать игрушку по изображению, уметь объяснить свой выбор, выделять элементы росписи, её колорит и композицию узора на изделии. Развивать эстетический вкус.

Дидактическая игра «Городецкие узоры»

Цель: Закреплять умение детей составлять Городецкие узоры, узнавать элементы росписи, запомнить порядок выполнения узора, подбирать самостоятельно цвет и оттенок для него, развивать воображение, умение использовать полученные знания для составления композиции.

Дидактическая игра «Угадай, какая роспись?»

Цель: Закреплять умение детей узнавать и называть ту или иную роспись; уметь обосновать свой выбор, называть элементы росписей, отгадывать загадки. Воспитывать у детей чувство гордости за родной край – край умельцев и мастеров.

Дидактическая игра «Составь хохломской узор»

Цель: Закрепить умение детей составлять хохломские узоры способом аппликации. Закреплять название элементов росписи («осочки», «травинки», «трилистики», «капельки», «криуль»). Поддерживать интерес к хохломскому промыслу.

Дидактическая игра «Распиши платок для мамы»

Цель: Закрепить знания детей об искусстве русской шали. Развивать у детей эстетический вкус, учить составлять простейшие узоры из различных декоративных элементов (цветов, листьев, бутонов, веточек и т.д.), умение подбирать цветовую гамму узора.

Дидактическая игра «Художественные промыслы»

Цель: Закрепить знания детей о народных художественных промыслах; находить нужный промысел среди других и обосновать свой выбор.

Дидактическая игра «Собери гжельскую розу»

Цель: Закреплять умение детей составлять гжельскую розу способом аппликации по мотивам гжельской росписи, поддерживать интерес е гжельскому промыслу.

Дидактическая игра «Собери матрёшку»

Цель: Закреплять знания детей о народной игрушке – матрёшке; умение собирать матрёшку из частей по способу мозаики. Выделять элементы украшения. Воспитывать уважение и любовь к народному творчеству.

Дидактическая игра «Подбери цвет и оттенок»

Цель: Закреплять представление о цвете и оттенках знакомых овощей и фруктов. Упражнять в умении применять в речи названия оттенков цветов: темно-красный, светло-зеленый и др.

Дидактическая игра «Дорисуй узор»

Цель:

Дидактическая игра «Найди друзей среди красок »

Цель:

Дидактическая игра «Составь натюрморт»

Цель:

Дидактическая игра « Закончи картинку»

Цель: обнаружить уровень формирования восприятия и определения предмета за его частями, уметь его дорисовать; развивать фантазию, воображение.

Дидактическая игра «Подготовим стол к празднику»

Цель: развивать умение подбирать оттенки к основным цветам, составлять красивую цветовую гамму.

Дидактическая игра «Дорисуй узор»

Цель: игра направлена на развитие внимания и памяти детей, развитие чувства симметрии с последующим разрисовыванием.

Дидактическая игра «Найди среди красок друзей»

Цель: обнаружить уровень знаний детей в выборе краски, которая отвечает цвету предмета; выполнить рисунок в цвете

Дидактическая игра «Составь натюрморт»

Цель: совершенствовать композиционные навыки, умение создавать композицию на определенную тему (натюрморт), выделять главное, устанавливать связь, располагая изображение в пространстве.

Практическая работа № 1 Тема: Решение и анализ педагогических задач по руководству и организации продуктивных видов деятельности в ДОУ. Задание: Составить структурно – логическую схему НОД по продуктивным видам деятельности по типам занятий (задание выполняется по группам или вариантам). Вид Форма Возрастная продуктивной Тема Тип Вид НОД проведения Методы и группа деятельности, НОД НОД приемы тема НОД старшая лепка Спелые №1 предметная фронтальная наглядный группа яблоки и лепка, с словесный ягоды натуры, на игровой тему практический предложенную воспитателем, на тему окруж действительно сти; Подготови тельная группа рисование Русский сувенир (Матреш ки) №2 Средняя группа аппликация Забавный человечек (из геометр фигур) №1 декоративное фронтальная Наглядные: рисование таблицы с натуры, на «Матрешки»; тему детские рисун предложенную ки за прошлые воспитателем, годы; на тему матрешки; литературных словесные: произведений загадка, беседа, стихотворение пословицы; практический метод: прием украшения бумажного шаблона матрешки; игровой прием: какую матрёшку выбрать в качестве сувенира? предметная фронталь наглядный аппликация ная словесный с натуры, практический игровой на тему предложенную воспитателем Практическая работа № 2 Тема: Организация продуктивных видов деятельности в ДОУ. Группа (возраст) детей - средняя группа Образовательная область (ОО) « Художественно-эстетическое развитие» Вид продуктивной деятельности: лепка Интеграция образовательных областей (ИО): «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (игровая, коммуникативная, изобразительная, познавательно- исследовательская) Тип НОД: №1 (занятие по сообщению новых знаний и ознакомлению их с новыми способами изображения); Вид НОД: лепка с натуры овощей Форма проведения: фронтальная Тема НОД: «Морковь и свекла» Задачи: учить передавать различия в форме овощей и характерные особенности свеклы и моркови, основную форму овощей лепить свей кистью, обеими руками, а детали прорабатывать пальцами; воспитывать аккуратность, желание лепить; Оборудование, средства обучения: индивидуальные наборы для лепки (пластилин, клеенка, салфетка, стека); морковь и свекла - натуральные или муляжи, образец педагогического изделия, кусок пластилина для частичного показа способов лепки, две тарелки; Предварительная работа: беседа о пользе овощей, раскраски «Овощи», отгадывание загадок, дидактическая игра «Узнай на ощупь», «Где растет?», рассматривание художественных репродукций натюрмортов; Части НОД Вводная часть Основная часть Заключительная часть Методы, приемы Наглядные: показ свеклы и моркови(или муляжи) Словесные: создание игровой мотивации Стихотворение «Огородники» Л.Некрасов (загадки об овощах) Игровые: игра «Чудесный мешок» Наглядные: показ приёма работы Словесные: объяснение Практические: вылепить свеклу и морковь стекой прорисовать бороздки у моркови, вылепить остатки ботвы на верхушках моркови и свеклы. Наглядные: выставка выполненных работ Словесные: стихи о пользе овощей Игровые: в одну тарелку сложить морковь, а на другую свеклу. Практическая работа № 3 Тема: Организация продуктивных видов деятельности в ДОУ. Здоровьесбережение в процессе НОД по продуктивным видам деятельности. Задание: Составить примерный план конспекта НОД по ПВД с использованием здоровьесберегающего компонента (физминуток) в структуре занятия. Группа (возраст) детей: старшая группа Вид продуктивной деятельности: рисование Тема НОД: Рисование узора из снежинок Предыдущая деятельность детей: лепка снежинок, вырезание из бумаги снежинок Части НОД Вводная часть Основная часть Здоровьесберегающий компонент, физминутки Физминутка (вид и ее содержание) дыхательное упражнение: представьте, что у вас на ладошке снежинка. Сдуем ее нежно, медленно, чтобы она летела долго и легко. (выполнить 3-4 раза) (краткое содержание) Физминутка (вид и ее содержание) пальчикова гимнастика Стою и снежинку в ладошку ловлю. (ритмичные удары пальцами правой руки по левой ладошке) Я зиму, и снег, и снежинки люблю. (ритмичные удары пальцами левой руки по правой ладошке) Но где же снежинки? В ладошке вода. Ку вы исчезли, снежинки? Куда? Растаяли хрупкие льдинки – лучи… Как видно, ладошки мои горячи. (краткое содержание) Физминутка (вид и ее содержание) «Снежинки» С неба падают снежинки Как на сказочной картинке. Будем их ловить руками поднимают руки над головой и делают И покажем дома маме. хватательные движения, словно ловят снежинки А вокруг лежат сугробы, Снегом замело дороги. потягивания, руки в стороны. Не завязнуть в поле чтобы, Поднимаем выше ноги. Ходьба на месте, колени высоко поднимают. Вот лисица в поле скачет, Словно мягкий рыжий мячик. Прыжки на месте. Ну а мы идем, идем ходьба на месте. И к себе приходим в дом. Дети садятся. Заключительная (краткое содержание) часть Физминутка или игровая деятельность (вид, содержание) Игра «Украсим ёлочку нашими снежинками» Примерное содержание и распределение видов физминуток в структуре НОД по ПВД. Части НОД Здоровьесберегающий компонент, физминутки Физминутка на счет или дыхательная гимнастика, спокойная, релаксирующая (если предыдущая деятельность была активной) Вводная часть Физминутка для глаз, плечевого пояса без вставания детей (для снятия утомления и напряжения зрительного анализатора во время просмотра наглядного материала) Основная часть Физминутка тематическая, отражающая тему занятия – активная или с игровыми действиями, с вставанием детей или выходом из учебной зоны (проводить после объяснения алгоритма выполнения работы и перед практической работой детей) Здоровьесберегающий компонент: инструктаж по ТБ при работе с материалами, инструментами. Физминутка для глаз, рук, плечевого пояса без вставания детей (для снятия утомления и напряжения зрительного анализатора во время практической работы детей) Заключительная Физминутка или игровая деятельность часть (для превода детей с учебной деятельности на другой вид деятельности) Практическая работа № 4 Тема: Решение и анализ педагогических задач и ситуаций по руководству и организации продуктивных видов деятельности в ДОУ. Задание: Продумать виды продуктивной деятельности детей в разные режимные моменты дня в ДОУ и заполнить таблицу в соответствии с видами режимных моментов. Тема недели: Птицы____________________________________________________________ Прием детей I половина дня Пальчиковая гимнастика «Птичка песенку поет» прослушивание грамзаписи «Голоса птиц в природе» Прогулка Наблюдение за птицами на участке детского сада (за воробьями, голубями, сорокой); следы на снегу; труд: кормление птиц беседа по теме «Зимующие птицы» рисование на снегу (на асфальте) чтение стихов, рассказов, загадок нод по лепке тема «Стайка воробьёв» конструирование из снега (из песка) рисование по представлению «Птицы синие и красные» подвижные игры «Совушка» «Воробушки и кот» «Птицелов» «Птичка из природного материала» Экологическая игра «Отгадай, какая птица» «Птичья столовая» II половина дня коллективная работа на тему «Сказочная птица» (рисование) рисование в альбоме- раскраске птиц дидактическая игра «Найди малыша» (составление пары мама - малыш) словесная игра «Улетает или нет?» (перелётные или зимующие) «Как птицы передвигаются?» (воробей прыгает и летает, курица ходит и бегает и т.д.) показ картинок, иллюстраций репродукций различных птиц, познакомить детей с произведения художникованималистов (И.Ефимов, В.Ватагин, Е.Чарушин) чтение описание в сказках сказочных птиц, изготовление кормушек, совместная деятельность с детьми: вырезание птиц из бумаги и составление композиции «Полет птиц» (размещая фигурки птиц в разных углах листа); работа с книгой: энциклопедия в картинках для малышей «Птицы», «Азбука живой природы»; Практическая работа № 5 Тема: Решение и анализ педагогических задач и ситуаций по руководству и организации продуктивных видов деятельности детей в ДОУ. Задание: Продумать варианты интеграции продуктивных видов деятельности детей и образовательных областей с учетом вида деятельности и темы НОД. Данные заполнить в таблице: Возрастная Вид ПВД Тема НОД Интеграция ПВД Интеграция ОО (комбинирование (видов деятельности) группа детей видов ПД) Старшая группа рисование подготовительная аппликация Средняя группа лепка Нарядный индюк Рыбки играют, рыбки сверкают. Красивый цветок лепка (декоративное рисование на лепных игрушках) рисование рисование «Познавательное» «Художественноэстетическое» «Речевое» «Познавательное» «Речевое» «Художественноэстетическое» виды деятельности: игровая, двигательная, познавательноисследовательская коммуникативная изобразительная деятельность; «Художественноэстетическое» «Речевое» «Познавательное» Практическая работа № 6 Тема: Организация деятельности дошкольников по ознакомлению их с изобразительным искусством. Задание: Составить беседу и игровые задания по ознакомлению детей с произведениями изобразительного искусства. Группа (возраст) детей: подготовительная группа Тема: « С природою одною он дышал» художник - пейзажист И.И.Шишкин Цель: развития эстетического восприятия у детей и формирования интереса к изобразительному искусству. Задачи: вызывать у детей чувство восхищения красотой природы, желание оберегать и сохранять ее неповторимую красоту; приобщать детей к пейзажной живописи; Оборудование: портрет И.И.Шишкина, репродукция его картин, книги о его творчестве; Средства обучения: художественное слово (стихотворение Н.Бромлея «Скажи, скажи, художник…» Содержание беседы Воспитатель. Сегодня наша выставка посвящена творчеству выдающего русского художника – пейзажисту И.И.Шишкину. -Ребята, вы можете назвать известные репродукции картин художника?(воспитатель хвалит детей за ответы) - Я вам предлагаю послушать рассказ о жизни и творчестве Ивана Ивановича Шишкина. «Это был прекрасный человек, с виду суровый, на самом деле добряк. Высокий, стройный, красивый силач с зорким взглядом, густой бородой густыми волосами….» (обращает внимание детей на портрет) - Свой рассказ я начну с детство. (воспитатель рассказывает о детстве, первых рисунках) - Интересна и печальна история первых рисунках. - Долгое время Иван не мог сесть за рисунки. Помог случай. Встреча с живописцами. Об этом вы узнаете дальше.(рассказ продолжается) - Когда Ваня Шишкин вырос, то твердо решил стать художником и отправился в Москву. Русский пейзаж, русская природа становится любимой его темой творчества. (рассказ о жизни художника в Москве). По окончании училища Шишкин поступает в Академию художеств в Петербурге. За картину «Ущелье Валаама» (показывает репродукцию картины) Ивану Шишкину получил Большую серебряную медаль, позднее получил и Большую золотую медаль. Медаль вручали под звуки музыки Шумана «Карнавал» (воспитатель предлагает Практические задания (дидактические игры) прослушать фрагмент из этого муз. произведения) Шишкинские пейзажи пользовались большим успехом, и лучшие музеем считали за честь иметь их в своих коллекциях. - Сейчас мы узнаем истории некоторых картин. воспитатель обращает внимание на репродукцию картины «Утро в сосновом бору» (беседа о картине). репродукция картины «Лесная глушь», которую Шишкин получил звание профессора. репродукция картин «Родник в лесу», «На севере диком». - Вот перед нами репродукция картины «Рожь»- одна из последних его работ. (беседа о картине) - Все свое творчество художник посвятил родной природе. Его кисти принадлежат более 500 картин. Во многих музеях России хранятся его работы. - Теперь, давайте подумаем, чему же учат картины И.И.Шишкина, к чему призывают? Давайте бережнее относится ко всему живому на земле, быть внимательнее друг к другу. Практическая работа № 7 Тема: Методика организации и проведения НОД по продуктивным видам деятельности. Вариант № 1 Задание: Составить план содержания конспекта НОД по конкретному виду продуктивной деятельности детей, включая разные методы обучения и с учетом требований составления конспекта. Работы выполняется по выбору: - рисование - лепка - аппликация Вариант № 2 Задание: Составить конспект НОД по продуктивным видам деятельности детей на основе интеграции образовательных областей. Работа выполняется по выбору: - интеграция продуктивных видов деятельности (н-р комплексные занятия) - интеграция ПВД с другими образовательными областями (в процессе НОД) - интеграция ПВД с другими образовательными областями (в ходе совместной деятельности детей - развлечение) Группа (возраст) детей Образовательная область (ОО) Вид продуктивной деятельности Интеграция образовательных областей (ИО) Тип НОД Вид НОД Форма проведения Тема НОД Задачи Оборудование, средства обучения Предварительная работа План содержания НОД: вводная часть – основная часть заключительная часть – Практическая работа № 8 Тема: Организация предметно – развивающей среды по продуктивным видам деятельности в ДОУ. Задание: Составить содержание предметно – развивающей среды для конкретной группы (возраста) детского сада, темы недели или сезона (квартала). Группа (возраст) детей средняя группа Старшая группа Тема рисование «Мои любимые животные из сказок». Техника «тычок». Лепка «Грибы» Материалы, инструменты силуэты животных вырезанных из бумаги, гуашь (краски), щетинные кисти, фломастеры Пластилин, дощечки, стеки, салфетки Содержание ПРС Игровые задания для самостоятельной работы игра «Узнай животного», (соединить точки и раскрасть) Составление грибов из геометрических форм на фланелеграфе, Игра « Собери грибы в корзину» Оформление ПРС Выставка сказок с героямиживотными «Колобок», «Рукавичка» (на фланелеграфе); муляжи (грибы), корзина с грибами Дидактические игры по художественно – эстетическому развитию игра «Найди квадрат такого же цвета, но другого оттенка» Цель: развивать у детей цветовое восприятие – умение различать оттенки одного цвета. Материал: парные наборы квадратов одного цвета, но разных оттенков (4х4 см) – два красных, два синих и т.д.; картонные полоски, разделенные на пять клеток. Ход игры. «Составь пару». Воспитатель кладет на середину стола две полоски с клетками - одну на другой. Раздает детям по одному квадратику из набора одного цвета, например синие квадратики разных оттенков. Предлагает составить пары из квадратиков, одинаковых по оттенку. Кладет на первую клетку синий квадратик и спрашивает: «Кто составит пару?» Каждый играющий смотрит на свой квадратик и определяет, такой ли он по оттенку. Ребенок, имеющий квадратик такого же оттенка, говорит: «Я составлю пару», - и кладет свой квадратик на первую клетку второй карточки. Игра продолжается, пока не будут составлены пять пар квадратиков, одинаковых по оттенку. Можно попросить детей закрыть глаза, переложить на одной карточке два-три квадратика, а потом открыть глаза и восстановить пары. Затем дети составляют пары из квадратиков другого цвета: красных и др. «Кто быстрее выложит дорожку». Каждый играющий получает «дорожку» - карточку с клетками и по два набора квадратиков одного цвета (10 шт). По сигналу воспитателя «Начинай!» дети выкладывают дорожку из пяти квадратов одного цвета, но разных оттенков. игра «Бабочки» Цель: развивать у детей чувство симметрии (составление крыльев бабочек из одинаковых фигур по цвету, величине и форме в зеркальной симметрии). Материал: карточки с неполным изображением бабочек (без крыльев с правой либо левой стороны). Крылья бабочек составлены из кругов и овалов или из полукругов и полуовалов; геометрические фигуры: круги, овалы, полукруги, полуовалы двух размеров и разного цвета; изображение реальной бабочки. Ход игры. Показать детям изображение бабочки и предложить ответить на вопрос, можно ли назвать бабочку симметричной и почему? (форма крыльев и узор на них одинаковые на левой и правой стороне). Предложить детям поиграть в игру «Бабочки». Раздать карточки с неполным изображением бабочек. Дети должны назвать геометрические фигуры, из которых составлены крылья. На середине стола поставить низкую коробку с геометрическими фигурами, сделанными из тонкого картона, обклеенными с обеих сторон цветной бумагой. Игровая задача - составить полное изображение бабочки так, чтобы ее крылья получились симметричными. После выполнения задания дети обмениваются карточками. Воспитатель оставляет у себя геометрические формы и спрашивает: «Кому нужны большой овал и два полукруга синего и розового цвета?» Дети смотрят на свою карточку, и те, у кого крылья бабочки с одной стороны составлены из таких же фигур, просят отдать им эти фигуры, чтобы выложить крыло с другой стороны. Можно за правильное выполнение заданий детям давать фишку. игра «Оденем куклу на прогулку» Цель: упражнять детей в нахождении оттенков темнее или светлее данного цвета; учить рассказывать об одежде кукол, используя в речи предложения типа Шапочка на кукле темнее, а сапожки светлее, чем пальто. Материал: на каждого играющего карточка с изображением куклы: мальчика в куртке или девочка в пальто, разных оп цвету; маленькие конвертики, где лежат шапочки сапожки для кукол такого же цвета, но темных и светлых оттенков (по две шапочки и по две пары сапожек). Ход игры. Воспитатель раздает каждому ребенку карточку с изображением куклы и конвертик с шапочками и сапожками. Объясняет, что куклы ещё не полностью одеты на прогулки, и предлагает выполнить следующие игровые задания: 1.Надеть на кукол шапочки и сапожки светлее, чем пальто или куртка. 2.Надеть шапочки и сапожки темнее, чем пальто и куртка. 3.Наденьте шапочки светлее, а сапожки темнее …. 4.Наденьте шапочки темнее, а сапожки светлее…. После выполнения каждого задания спрашивает двух-трех детей, как они одели куклу на прогулку. Дети называют цвет пальто и говорят об оттенках цвета шапочки и сапожек по сравнению с пальто или курткой («Шапочка на кукле светлее пальто, а сапожки темнее». Или: «Сапожки и шапочка темнее, чем куртка на кукле» и т.п). непосредственная образовательная деятельность по рисованию Группа детей: подготовительная Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие» Вид продуктивной деятельности: рисование Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие» Тип НОД: упражнение детей в применении знаний, Вид НОД: по содержанию изображения: декоративное рисование, по методу: с натуры, по характеру выбора темы: на тему предложенную воспитателем, по источнику замыслов: на тему литературных произведений; Форма проведения: фронтальная Тема НОД: «Русская матрешка» Задачи: дать представление о традиционных русских промыслах и сувенирных игрушках матрёшках; учить детей создавать свой образ матрешки, используя декоративные элементы той или иной росписи по дереву (лепестки, травка, завиток и т.д.); вызвать интерес и воспитывать уважение к работе народных мастеров; Оборудование, средства обучения: деревянная матрешка, наглядное пособие «Матрешки», шаблоны матрешек для росписи на каждого ребенка, восковые карандаши, акварель, кисти, подставка для кистей, салфетки; магнитофон, аудиозапись «Русские наигрыши» Предварительная работа: рассматривание альбома с изображением разных матрешек. Чтение стихотворений о матрешке (Е.А.Николаева «Я открою вам секрет») Содержание организованной деятельности детей Вводная часть Воспитатель рассказывает детям сказку (активизирует их внимание на теме занятия): «В некотором царстве, в некотором государстве жил был Художник, который больше всего на свете любил рисовать и путешествовать. Так и на этот раз решил отправиться Художник в далекие края,мир посмотреть и себя показать. Но прежде чем отправиться в далекие страны, решил он взять с собой сувенир красивый предмет. Долго искал Художник сувенир и вот, наконец, нашел дивную игрушку: Ростом разные игрушки, Все они сидят друг в дружке, Но похожи друг на дружку, А всего одна игрушка. -Ребята, вы догадались, о какой игрушке идет речь? (воспитатель показывает матрешек) Полюбуйтесь красавицами! А какие они яркие да нарядные! Откуда же пришла к нам эта игрушка? Много, много лет тому назад в Россию из далекой Японии купцы привезли маленькую игрушечную куколку, внутри которой оказались еще несколько фигурок, вложенная одна в другую. Кукла эта была японцем сердитым на вид. Художник Сергей Васильевич Малютин переодел куклу в русский костюм, в яркий платочек, пестрый передник. Нарисовал ей круглые голубые глаза, положил на щеки румянец, свесил из под алого платочка толстую косу. Как же назвать русскую красавицу? И назвали Матрешей – старинным русским именем. А через некоторое время появилась игрушечные девочки, которые вкладывались одна в другую. Полюбилась россиянам эта игрушка. Изготовляют их из липы и березы; дерево сначала сушат, а затем распиливают на бруски. Затем вытачивают фигурки. Сначала самую маленькую, которая не разбивается; затем следующую – побольше; затем – еще больше и только в последнюю очередь – самую большую. Потом мастерицы фигурки расписывают яркими красками, «одевали» их в пестрые сарафаны и цветастые платки, прорисовывали лицо, чтобы на нем блестели глазки, розовели щечки. И ожила матрешка! Их делают до сих пор: и под Москвой – в Сергиевом Посаде, и около Новгорода – в селе Семеново, и недалеко от города Мурома – в Полхов-Майдане, поэтому они так и называются: семеновские, сергиевопосадские, полховмайданские матрешки. Матрешку знают во всем мире. Это русский сувенир. - Сейчас мы внимательно рассмотрим рисунки разных матрешек. На сергиевопосадской (загорской) матрешке (показывает рисунок) четко обозначены головной платок, кофта, сарафан, фартук. Декоративная роспись скромно украшает платок и край фартука. В их украшениях присутствуют краски: коричневые, желтые, черные в сочетании со светлыми красками. Семеновские матрешки (показывает рисунок) нарядные, в их убранстве много золота, желтых, зеленых, красных цветов. Большой букет цветов занимает весь фартук. Край платка украшает цепь небольших бутонов. В Полхов-Майдане мастера выработали свой стиль росписи: у матрешек нет платка, нет сарафана, и фартука. Вместо этого - условный овал, в овале лицо, а все остальное занято крупными и яркими цветами в черном контуре. Мастера работали с зеленой, алой, лиловой, желтой и оранжевой краской. В последнюю очередь подрисовывают травинки, стебельки, усики. Основная часть - Сегодня вы станните мастерами – художниками и сами распишите матрешек (раздает силуэты), но сначала мы немного отдохнем. Физиминутка (дети выполняют танцевальные движения под слова песенки) Мы веселые матрешки, ладушки – ладушки, На ногах у нас сапожки, ладушки, ладушки, В сарафанах наших пестрых, ладушки – ладушки, Мы похоже, словно сестры, ладушки – ладушки. (дети садятся за столы) - Сначала нарисуйте все детали одежды восковым карандашом, а затем разведите на палитре необходимые акварельные краски и сделайте матрешек цветными и яркими. (под аудиозапись дети приступают к работе, во время работы воспитатель обращает внимание детей на колорит и композиционное построение узора. По окончании работы оформляется выставка матрешек). Заключительная часть - Давайте посмотрим, какие у нас получились матрешки. звучат «Русские наигрыши» - Веселая музыка, веселые нарядные матрешки. – Какую матрешку Художник выберет в качестве сувенира? (дети высказывают свои предпочтения., характеризуя выразительные качества матрешек: эта самая нарядная, эта самая красивая, эта похоже на семеновские матрешки и т.д.) ГОУСПО «Киселевский педагогический коллеж» Практические работы по продуктивным видам деятельности специальность 050144 Дошкольное образование выполнила студентка КПП: Иванникова Н.И. 2015

Дидактическая игра «Времена года»

Цели: Закрепить знания детей о сезонных изменениях природы, о цветовой гамме, присущей тому или иному времени года. Закрепить знания о классификации цвета: теплые и холодные, легкие и тяжелые.

Материалы: картинки, соответствующие временам года; цветные карточки палитры, соответствующие этим картинам.

Задание: выбрать цветные карточки, присущие лету, осени, зиме, весне. Можно использовать стихотворный материал:

Четверо художников, столько же картин.

Белой краской выкрасил все подряд один.

Лес и поле белые, белые луга.

У осин заснеженных ветки, как рога…

У второго – сини небо и ручьи.

В синих лужах плещутся стайкой воробьи.

На снегу прозрачные льдинки – кружева.

Первые проталинки, первая трава.

На картине третьего красок и не счесть:

Желтая, зеленая, голубая есть…

Лес и поле в зелени, синяя река,

Белые, пушистые в небе облака.

А четвертый золотом расписал сады,

Нивы урожайные, спелые плоды…

Всюду бусы – ягоды зреют по лесам.

Кто же те художники догадайся сам!

Цели: Развивать у детей художественное восприятие, уме­ние видеть и анализировать цветовую гамму картины, соот­носить ее с цветовой палитрой (холодной, теплой, контраст­ной) и с собственными ощущениями, находить картину, в которой звучит соответствующее картине настроение.

Материалы: цель первого задания - три картины, выполненных в теплой, холодной и контрастной гаммах, соответственно им - три палитры. Для второго задания - одна картина выполнена в яркой, насы­щенной гамме цветов, вторая - в пастельной.

1-е задание.

Воспитатель поочередно показывает детям палитры с холодной, теплой и контpacтной гаммой и предлагает найти картины, написанные этими цветосочетаниями. Дети объясняют свой выбор. Они рассматривают цвета палит­ры и показывают их на картине, рассказывая, какое настро­ение вызвала у них картина и почему. Соотносят цветовое зву­чание произведения с собственным настроением.

2-е задание.

Дети сначала должны найти картину, соответствующую яркой, насыщенной цветовой палитре, а за­тем - мягкой, пастельной негромкой.

Валентина Малышева
Подборка дидактических игр по художественному творчеству

1. «Разноцветные прищепки»

2. «Камушки на берегу»

3. «Волшебные карандаши»

4. «Краски настроений»

5. «Волшебный рисунок»

6. «Цветовая угадайка»

7. «Весёлые зайчата»

Арт – игра «Разноцветные прищепки»

Цель игры : показать важность подбора нужного цвета , продолжить обучение правильному названию цветов.

Оборудование : прищепки 28 штук, окрашеных в разные цвета (которых должно быть 7 видов) . Распределение должно соответствовать настоящему времени.

Возраст : 3–5 лет.

Ход игры : воспитатель набирает команду игроков, в которой должно быть не более 4 человек, и раздает прищепки. Каждому участнику достается по 7 штук. На столе располагаются круги из картона, окрашенные в те же цвета, что и прищепки. Детям предлагается прикрепить свои прищепки к кругам в соответствии с цветом. Побеждает тот, кто первым справится с заданием Для лучшего закрепления названия цветов желательно просить детей называть их, когда они выкладывают необходимую карточку на стол.

«Камушки на берегу»

Цель игры : научить детей создавать новые образцы на основе восприятия схематических изображений.

Оборудование : большая картинка, на которой изображены морской берег, несколько камушков (5 – 7) разной формы (каждый камень имеет сходство с каким-нибудь предметом, животным или человеком).

Ход игры : взрослый показывает детям картинку и говорит : «По этому берегу прошел волшебник и все на своем пути превратил в камушки. Вы должны угадать, что было на берегу и придумать историю про каждый камушек. Что это такое? Как он оказался на берегу? И т. д.»

«Волшебные карандаши»

Цель игры : закрепить знания о радуге, цвета и их оттенки, распределение цвета от светлого к более тёмному и наоборот, развивать восприятие, память, сообразительность.

Оборудование : цветные карандаши разного цвета, 7 видов, рисунок «После дождя»

Ход игры : детям предлагается рассмотреть красивые карандаши. Отметить, что из них можно сложить радугу (цвета по порядку и обратно) .

"Краски настроений"

Цель игры : закреплять умение определять при помощи цвета характер, эмоциональное состояние, чувства, настроение.

Оборудование : Фланелеграф. Картинки, на которых изображены известные детям сказочные герои в разных настроениях. Карточки с изображением различных эмоций Весёлая танцевальная музыка (в записи) .

Ход игры : детям предлагается изменять выражение лица сказочных героев, переворачивая, передвигая детали на фланелеграфе.

«Цветовая угадай-ка»

Цель игры : закрепить знания детей об основных и составных цветах, о теплых и холодных цветах. Активизировать речь детей.

Игровой материал : круг, вырезанный из фанеры, диаметром 50 см, разделенный на 7 секторов, окрашенных в основные и составные цвета. В центре круга расположена стрелка, которую вращают рукой, круг красного цвета, диаметром 6 см, квадрат зеленого цвета (6Х6) для каждого играющего, призовые фишки

Ход игры:

Воспитатель вспоминает с детьми, что в Царстве королевы Палитры живут разные краски : основные - красная, синяя и желтая и составные - которые получаются при смешивании 2-х основных цветов. Это оранжевая, фиолетовая и зелёная краски.

Воспитатель предлагает детям поиграть с волшебным кругом. Воспитатель объясняет правила : после того, как он начнет вращать стрелку, дети внимательно наблюдают, на каком цвете остановится стрелка. Они должны определить, какой это цвет : основной или составной и быстро поднять геометрическую фигуру : круг для основного цвета, треугольник для составного. Фишку получает ребенок, который быстро и правильно выполнит задание. Дополнительную фишку получает ребенок, который первым сможет рассказать, из каких двух основных цветов составлен составной цвет.

«Волшебный рисунок»

Цель : учить выкладывать из магнитных бус на магнитной доске контурное изображение любого предмета окружающей действительности, развивать мышление, творческое воображение , восприятие, закрепить умение видеть контурную линию предмета

Оборудование : магнитная доска, бусы на магнитах, картинки с изображением домика, елочки, солнышка, облака и т. д.

Ход игры : ребёнку предлагаются. Контурно ребёнок выкладывает на предложенной основе какой-либо предмет, одушевлённый или неодушевлённый (для детей младшего возраста выкладывание по образцу)

"Веселые зайчата"

Цель игры : формировать навыки по различению и правильному называнию цветов, развивать быстроту, ловкость, артистизм, умение самостоятельно действовать в сложившейся ситуации.

Оборудование : маски зайчат для каждого участника, футболки разного цвета для каждого игрока.

Ход игры : воспитатель набирает команду игроков, в которой должно быть 8-10 человек, и просит участников надеть футболки и маски зайчат.

Условия игры заключаются в том, что водящий отворачивается от зайчат , называет цвет, который должен совпадать с цветом футболки одного из игроков, и просит выполнить определенное задание. Если участник игры с легкостью справился с полученным заданием, то он остается в команде, но если не справился, то выбывает. Победителем становится тот зайчонок, который смог выполнить все задания.

В случае, когда игра проводится среди детей 3-летнего возраста, роль водящего может взять на себя сам руководитель.

Публикации по теме:

Конспект НОД по художественному творчеству «Лучики для солнышка» Конспект образовательной деятельности по художественному творчеству в первой младшей группе «Рябинка» «Лучики для солнышка» Цели: Познакомить.

В этом году мне было предложено принять участие в конкурсе конспектов непосредственно образовательной деятельности по художественному творчеству.

Использование авторских дидактических пособий для развития речедвигательных функций детей с нарушениями речи В литературе имеются многочисленные сведения о том, что при речевых нарушениях ручная моторика детей часто оказывается несовершенной. В.

Конспект НОД по художественному творчеству «Осенний лес» Конспект НОД по художественному творчеству «Осенний лес». Цель: учить отражать в рисунке осенние впечатления, рисовать разнообразные деревья.

НОД по художественному творчеству «Ежик» Цель: формировать интерес ценностное отношение к изобразительному искусству. Задачи: учить детей печатать ладошкой ежика, закрепить знание.

А.В.Боргуль Игры 02 Сен 2016

Игра - это работа ребенка, а игрушки - его инструменты. Игра детям нужна не меньше пищи и вашей любви. В игре ребенок изучает мир, поэтому для него необходимо создавать обучающую среду, с разными игрушками и занятиями. Важно также чтобы у ребенка было свое пространство, где он смог бы играть самостоятельно, складывать пирамидку, укладывать

«Угадай и расскажи»

Цель: Закрепить знания детей о народной игрушке, как об одной из форм народного декоративно-прикладного искусства; узнавать игрушку по изображению, уметь объяснить свой выбор, выделять элементы росписи, её колорит и композицию узора на изделии. Развивать эстетический вкус.

«Городецкие узоры»

Цель: Закреплять умение детей составлять Городецкие узоры, узнавать элементы росписи, запомнить порядок выполнения узора, подбирать самостоятельно цвет и оттенок для него, развивать воображение, умение использовать полученные знания для составления композиции.

«Распиши платок для мамы»

Цель:

«Художественные промыслы»

Цель: Закрепить знания детей о народных художественных промыслах; находить нужный промысел среди других и обосновать свой выбор.

«Собери гжельскую розу»

Цель: Закреплять умение детей составлять гжельскую розу способом аппликации по мотивам гжельской росписи, поддерживать интерес е гжельскому промыслу.

«Собери матрёшку»

Цель:

«Дорисуй узор»

Цель:

Ход игры:

«Найди друзей среди красок »

Цель:

Ход игры: на листах бумаги нарисованы силуэты предметов. Воспитатель дает задание найти среди предметов « друзей » желтой, зеленой, синей, красной красок. Дети находят предметы, которые отвечают определенному цвету, раскрашивают их.

«Составь натюрморт»

Цель:

Ход игры:

«Закончи картинку»

Цель: обнаружить уровень формирования восприятия и определения предмета за его частями, уметь его дорисовать; развивать фантазию, воображение.

Ход игры: на картинках частично нарисованы предметы (зайка, елка.). Нужно узнать предмет, дорисовывать части, которых не хватает, и раскрасить.

«Подготовим стол к празднику»

Цель: развивать умение подбирать оттенки к основным цветам, составлять красивую цветовую гамму.

Ход игры: перед детьми лежат разного цвет (красного, желтого, синего, зелёного) вырезанные бумажные скатерти и по 4 - 5 оттенков предметов бумажной посуды каждого цвета. Задание заключается в том, чтобы подобрать к основному цвету его оттенки. Предметы посуды подбирать так, чтобы цвет гармонировал со скатертью.

Настольная игра «Домино»

Цель: Закрепить знания детей о декоративно-прикладном искусстве – игрушке; умение находить нужную игрушку и обосновать свой выбор. Закрепить знание об изготовлении народной игрушки и особенности каждой. Воспитывать любовь к прекрасному.

«Распиши платок для мамы»

Цель: Закрепить знания детей об искусстве русской шали. Развивать у детей эстетический вкус, учить составлять простейшие узоры из различных декоративных элементов (цветов, листьев, бутонов, веточек и т.д.), умение подбирать цветовую гамму узора.

«Художественные промыслы»

Цель : Закрепить знания детей о народных художественных промыслах; находить нужный промысел среди других и обосновать свой выбор.

«Собери гжельскую розу»

Цель : Закреплять умение детей составлять гжельскую розу способом аппликации по мотивам гжельской росписи, поддерживать интерес е гжельскому промыслу.

«Собери матрёшку»

Цель: Закреплять знания детей о народной игрушке – матрёшке; умение собирать матрёшку из частей по способу мозаики. Выделять элементы украшения. Воспитывать уважение и любовь к народному творчеству.

«Дорисуй узор»

Цель: игра направлена на развитие внимания и памяти детей, развитие чувства симметрии с последующим разрисовыванием.

Ход игры: на листе бумаги нарисовано начало узору. Детям нужно продлить узор дальше и раскрасить.

«Найди среди красок друзей»

Цель: обнаружить уровень знаний детей в выборе краски, которая отвечает цвету предмета; выполнить рисунок в цвете

Ход игры: на листах бумаги нарисованы силуэты предметов. Воспитатель дает задание найти среди предметов «друзей» желтой, зеленой, синей, красной красок. Дети находят предметы, которые отвечают определенному цвету, раскрашивают их.

«Составь натюрморт»

Цель: совершенствовать композиционные навыки, умение создавать композицию на определенную тему (натюрморт), выделять главное, устанавливать связь, располагая изображение в пространстве.

Ход игры: в конверте находятся изображения разных овощей, фруктов, а также разных ваз, тарелок, блюд, корзинок. Детям нужно выбрать предметы и создать свой натюрморт.