Дмитрий Маликов: Благодаря ДиДюЛе оркестровая современная музыка живёт и развивается! Моя музыка — лунные степи Почему так мало женщин-дирижеров

Родилась в г. Виннипеге (Канада). В возрасте трех лет начала учиться игре на фортепиано, в пять лет — на скрипке, в восемь - на флейте. Окончила Джульярдскую школу музыки, имеет магистерскую степень и как дирижер (получала стипендию имени Бруно Вальтера, училась у выдающегося дирижера Отто-Вернера Мюллера), и как флейтистка (педагог - прославленный Джулиус Бейкер).
Еще будучи студенткой школы, работала ассистентом Клаудио Аббадо на Зальцбургском фестивале. А также практиковалась в дирижировании в Тэнглвудском музыкальном центре (Бостон). Дебют в качестве флейтистки состоялся в знаменитом концертном зале Карнеги-холл - Кери-Линн было тогда лишь немногим больше двадцати. А в 1990 г., в 23 года, она дебютировала и как дирижер - с оркестром Национального центра искусств Канады. В 1994-98 гг. была очередным дирижером Далласского симфонического оркестра.

После ухода из Далласского оркестра началась ее успешная карьера в качестве приглашенного дирижера - преимущественно в Италии, где она преимущественно исполняла итальянский репертуар: дирижировала «Аидой» Дж. Верди в Римской опере, «Лючией ди Ламмермур» Г. Доницетти в Опере Турина, «Веселой вдовой» Ф. Легара, «Тоской» Дж. Пуччини и «Лючией ди Ламмермур» в Вероне, «Лючией ди Ламмермур» в Анконе (музыкальный руководитель спектакля, премьера которого была приурочена к открытию здания театра после реставрации), а также оперой «Отелло» Дж. Верди и «Тоской» в Опере Ниццы (Франция) и «Нормой» В. Беллини в Роттердаме (Нидерланды). Выступала с оркестрами США, Канады, России, Латвии, Украины, Италии и др.

Сотрудничала с Монреальским симфоническим оркестром, Симфоническим оркестром Торонто (Канада), Лос-Анджелесским филармоническим и Сент-Луисским симфоническим оркестрами. Выступала с Национальным филармоническим оркестром России в концерте Марии Гулегиной на сцене Московского международного Дома музыки (2005 г.).
Дирижировала в Италии - пуччиниевскими операми «Богема», «Тоска», «Мадам Баттерфляй» и «Турандот» на фестивале Пуччини (Торре-дель-Лаго, Тоскана), оперой «Риголетто» Дж. Верди в различных итальянских театрах (оркестр Фонда Тосканини), «Севильским цирюльником» Дж. Россини на фестивале Флорентийский музыкальный май, «Золушкой» Дж. Россини в Опере Триеста, «Вертером» Ж. Массне в Опере Бари, «Мадам Баттерфляй» на фестивале Арена ди Верона.
За пределами Италии - оперой «Мадам Баттерфляй» в Лейпцигской опере (оркестр Гевандхауз), «Тоской» в Венской государственной опере, «Богемой» в Опере Бильбао (Испания), а также «Богемой» и «Мадам Баттерфляй» в Мариинском театре (2005 г.) и пуччиниевскими операми «Турандот» (2005 г.) и «Манон Леско» в Национальной опере Украины (2006 г., музыкальный руководитель постановки).

В 2007 г. дебютировала в Норвежской опере, выступив в качестве дирижера-постановщика оперы «Тоска» Дж. Пуччини, в театре Массимо в Палермо - дирижер-постановщик оперы «Дон Паскуале» Г. Доницетти. Дирижировала премьерой оперы «Анна Болейн» Г. Доницетти в Опере Бильбао (совместная постановка Оперы Монте-Карло и театра Комунале в Болонье). В 2008 г. дебютировала в Лос-Анджелесской опере (дирижер-постановщик оперы «Ласточка» Дж. Пуччини), а также дирижировала в Опере Тулона (Франция) - «Тоской», в Венской государственной опере - «Мадам Баттерфляй».

В 2008 г. дебютировала в Большом театре, продирижировав оперой «Богема».
В Большом также дирижировала операми «Тоска», «Иоланта», «Дон Карлос».

В сезоне 2009/10 г. дирижировала постановками «Богемы» Дж. Пуччини, «Пиковой дамы» П. Чайковского и «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Шостаковича в Израильской опере (Тель-Авив). Участвовала в исполнении опер «Фальстаф» Дж. Верди и «Испанский час» М. Равеля в Джульярдской школе (Нью-Йорк), «Турандот» Дж. Пуччини в Вашингтонской национальной опере, «Симон Бокканегра» Дж. Верди и «Девушка с Запада» Дж. Пуччини в Опере Монреаля, «Риголетто» в Театре Массимо в Палермо, «Борис Годунов» М. Мусоргского и «Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти в Варшаве, «Евгений Онегин» П. Чайковского и «Манон Леско» Дж. Пуччини в Бухаресте. На фестивале «Пражская весна» дирижировала Загребским филармоническим оркестром, а также оркестром театра Реджо в Парме на сцене Оперы Бильбао. В следующем сезоне сотрудничала с Венской государственной оперой, Израильской оперой, давала концерты в Мюнхене, Салерно, Монреале.

В сезоне 2012/13 гг. дебютировала в Опере Цюриха в постановках опер «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Шостаковича и «Травиата». Также дирижировала «Летучим голландцем» Р. Вагнера в Опере Монреаля, «Набукко» Дж. Верди в Ла Корунье и «Травиатой» в Опере Бильбао (Испания), «Евгением Онегиным» в Варшаве. Впервые выступила на музыкальном фестивале в Шлезвиг-Гольштейне (Германия) с Симфоническим оркестром Северогерманского радио, исполнив «Травиату» Дж. Верди. Среди иных ангажементов этого сезона - первое выступление в «Пиковой даме» в Королевской Шведской опере (Стокгольм), а также «Травиата» в Салерно, «Отелло» Дж. Верди в Бари и Бухаресте, «Борис Годунов» в Тель-Авиве.

Среди наиболее успешных выступлений сезона 2013/14 г. - «Бал-маскарад» Дж. Верди в Королевской Шведской опере, «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини в Новом национальном театре Токио и Баварской государственной опере в Мюнхене.

Постоянный приглашенный дирижер ведущих оперных компаний и оркестров мира, в сезоне 2014/15 г. стала музыкальным руководителем Симфонического оркестра Словенской филармонии. Кроме того принимала участие в оперных постановках «Девушки с Запада» в Английской национальной опере, «Аиды» в Опере Астаны, «Атиллы» Дж. Верди в Ла Корунье, «Мадам Баттерфляй» в Баварской государственной опере, в концертном исполнении «Богемы» с Симфоническим оркестром Северогерманского радио в Ганновере.

В 2016 г. дирижировала операми «Гензель и Гретель» Э. Хумпердинка в Мариинском театре, «Отелло» Дж. Верди в Опере Монреаля, «Летучий голландец» в Национальной опере Варшавы, «Дочь полка» Г. Доницетти в театре Массимо в Палермо и «Любовный напиток» во Дворце искусств королевы Софии в Валенсии.

Ангажементы 2017 г. - «Дон Жуан» В.А. Моцарта в Опере Бильбао, «Тоска» Дж. Пуччини с Канадской оперной компанией (Торонто), «Русалка» А. Дворжака в Пражском национальном театре.

Он такой же человек, как и мы с вами. Получает удовольствие от простых вещей - любит водить машину, путешествовать, радуется тёплым лучам солнца, пению птиц, запаху скошенной травы... Но с первых аккордов его композиций понимаешь, что это не простой талант, божественный. Кто он - самобытный композитор или виртуозный музыкант? Знакомьтесь, в гостиной «Петровки, 38» ДиДюЛя.

Ещё с юных лет у меня было огромное желание играть красивую музыку и дарить её людям. Подаренная мамой гитара примагнитила меня быстро и навсегда. Основы техники игры я получил на курсах. В своё 16-летие у меня появилось чёткое представление о том, в каком стиле я должен играть на гитаре. Сегодня я делюсь музыкальными откровениями, и в какой-то степени ощущаю себя проводником этих мелодий, гармоний и своих творческих впечатлений.

Выступления музыкантов на улицах - это многовековой пласт культуры всех народов. Именно с улицы, на Арбате начался мой творческий путь в Москве. Это было хорошей практикой. Уличный музыкант свободен от рациональности и раздражительности, открыт и доверчив. Поэтому разные люди шли на контакт, и в их числе оказался Сергей Кулишенко, который помог мне в дальнейшем сделать первые шаги на большую сцену. Началась моя студийная работа, были выпущены дебютный альбом и музыкальный видеоклип под названием «Айседора». А дальше как будто было всё предопределено. Я приехал на встречу с продюсером Иосифом Пригожиным в его офис, и в тот самый момент, когда я вошёл к нему в кабинет, звучала моя музыка. Уже через 10 минут был подписан контракт.

Вообще, я пережил массу мистических моментов. Думаю, что когда-нибудь напишу о своём творческом пути, и эта книга сможет быть использована в качестве руководства, пособия для музыкантов, которые пытаются найти себя.

Любое творческое произведение ассоциируется у меня с маленьким ребёнком. И очень важно, в какой студии зарождается мелодия, с какими аранжировщиками, продюсерами, под какими рекорд-лейблами создаётся пластинка. Каждое произведение рождается со своей эмоциональной историей - необычной, трудной, лёгкой, загадочной, но обязательно мистической. Музыка и есть та мистическая великая энергия, которая подарена человечеству, чтобы оно не погибло. Я люблю по крупицам собирать музыкальные бриллианты: колебания звука струн, унисон звучания. В такие моменты я как будто сливаюсь с гитарой, становлюсь одним целым. В моём понимании инструментальная музыка может жить ярко, самостоятельно и без участия вокалистов. Но, тем не менее, я получил большое удовольствие, работая с такими певцами, как Авраам Руссо, Кристина Орбакайте и Дмитрий Маликов.

Музы моего творчества - это и космос, и любимый человек, и мечты из детства. У меня больше тридцати гитар. Все они - ручная работа лучших мастеров мира. С помощью инструментов я делюсь музыкальными находками и дарю гармонию, вдохновляю и наполняю радостью, а когда душа откликается на музыку, она уносит тебя в неизведанные дали. Если соотнести характер моей музыки с образными картинами природы - это лунные, степные среднерусские пейзажи, безбрежный океан, величественный Эверест или заснеженный Монблан. Не скрою, есть произведения, которые написаны под впечатлением уклада повседневной жизни. Это тоже немаловажно.

Работа с симфоническим оркестром была моей давней мечтой. И она сбылась, когда группа ДиДюЛя выступила с симфоническим оркестром на сцене «Крокус Сити Холла». Альбом, представленный публике в день концерта, мы записывали в Нью-Йорке почти восемь лет. Оркестром дирижировала Ли Отта - человек, знакомство с которым перевернуло моё мировоззрение. Молодая девушка-дирижёр в музыкальном мире большая редкость. Ли Отта уникальна. Она композитор, автор оркестровок, теоретик музыки, продюсер мирового уровня, сотрудничала с известными группами Enigma и Gregorian.

Впервые попал в большое кино в 2001 году, сыграл сам себя - музыканта-гитариста в фильме «Дом дураков» Андрея Кончаловского. Партнёром был легендарный рок-музыкант Брайан Адамс. В фильме также снималась Юля Высоцкая и целая плеяда известных актёров.

Для меня «Петровка, 38», помимо того, что это некий адрес, воспетый нашим советским кинематографом, ещё и бренд, символ правды и честности. Мне хочется поблагодарить стражей порядка за их бесценный труд и подарить им свою музыку. К сожалению, я не принимал участие в концертах, посвящённых Дню сотрудника органов внутренних дел, но с удовольствием бы это сделал.

Музотерапия. Прослушивание таких композиций, как «Красиво, хорошо, блаженно», «Голос сфер», «Айседора» - это хороший способ релаксации. Я уверен, что подобная музыка несёт позитивный заряд и по-особенному сказывается на психологическом состоянии слушателя. Ведь когда-то Гиппократ и Пифагор тоже прописывали курсы лечения музыкой. Более того, известно, что музыкальные творения, исполненные на гитаре, могут уменьшать симптомы некоторых заболеваний, например, они оказывают благотворное воздействие на работу сердечно-сосудистой системы. Доказано, что такой струнный инструмент, как гитара, пробуждает в человеке чувство сострадания. А через музыку можно разгадать эту удивительную красивую загадку под названием Жизнь.

Айрин ДАШКОВА, фото Ксении ИВАНИТЫ

В Москве проходит Первый Всероссийский музыкальный конкурс по специальности "Оперно-симфоническое дирижирование". На конкурс было подано 77 заявок. Из них жюри под председательством народного артиста СССР, художественного руководителя и главного дирижера Академического симфонического оркестра МГАФ Юрия Симонова отобрало 20 конкурсантов. Сразу после первого тура Юрий Иванович открыл секреты мастерства, рассказал о перспективах молодых дирижеров. А также о том, почему среди дирижеров так мало женщин.

Юрий Иванович, как только закончился I тур, вы предложили консультацию тем 14 участникам, кто был допущен до следующих соревнований. Впервые такое встречаю.

Консультация понадобилась, потому что у каждого коллектива (я имею в виду симфонический оркестр) свой стиль исполнения произведений, свой оркестровый материал, свои традиции исполнения. Ведь у каждого оркестра есть свой дирижер - художественный руководитель - являющийся автором характерных для него интерпретаций классических произведений. Как отличается исполнение одних и тех же произведений у Рихтера и Гилельса, Ростроповича, Шафрана и Кнушевицкого, Ойстрах и Когана, как же и дирижер, он тоже исполнитель, а не просто человек, который копирует партитуру. И его тепмы, акценты, нюансы входят в плоть и кровь музыкантов оркестра. Более того, они зафиксированы в нотном материале и становятся традицией исполнения у данного коллектива.
Если бы мне была безразлична судьба молодых дирижеров, или, наоборот, я бы хотел из этого сделать шоу: "Смотрите, как у них не получается, они не знают традиции", я бы ничего не сказал. Но поскольку я - педагог, а в прошлом студент, которому было не просто стать высокопрофессиональным дирижером, и я знаю, как долог и тернист этот путь, я решил всем дирижерам-конкурсантам честно рассказать о подводных камнях, которые им могут встретиться. Потому что и комиссия, и я, мы заинтересованы в росте и профессиональном совершенствовании русской дирижерской школы.

- Вы сказали "русская школа", она чем-то отличается от европейской?

Конечно. Как русская литература отличается от иностранной или как отличается живопись... У нас другая душа, другое отношение к мелодии. Может быть с точки зрения некоторых иностранцев это выглядит наивно, но мы всерьез увлечены своим делом. Нам кажется, что это важно. Я к футболу равнодушен, но некоторые могут убить представителя другой команды, за то, что их команды проиграла. Это фанаты. Вот и мы фанаты своего дела.

- По каким критериям вы оцениваете дирижеров? Перед вами было 20 человек, как понять - кто лучший.

Мы послушали 77 кассет и отобрали 20 человек. На всякий случай сделали "запас" из четырех человек. Всех использовали, один даже отказался - в результате соревнуются 19 человек.

А понять непросто. Тут надо профессионалом быть, но нужно быть и психологом, и человеком заинтересованным в том, чтоб понять. Необходимо умение предвидеть, умение распознать насколько профессиональные качества всерьез и органично сочетаются в человеке с чертами его характера. Дирижер - это характер. Мало быть хорошим музыкантом, мало разбираться в тонкостях профессии, нужно еще быть очень упорным и цельным человеком, потому что дирижер - это эпицентр культуры. Это как священник в церкви, он не просто хороший человек, а объединяет народ вокруг себя.
В Москве и даже в Петербурге слишком много всего, но в Омске, Томске, Красноярске или Барнауле он - один - дирижер филармонии или оперного театра. Это как музыкальный генерал, от него зависит музыкальный и культурный уровень всего региона. В конечном итоге там все музыкальные заведения замыкаются на дирижера.

Я к тому, что дирижеры - это штучный товар, они штабелями не изготавливаются. И я отношусь с повышенным вниманием к этим молодым людям, потому что хочется передать им то, чему меня научили в Саратовской музыкальной школе и в Ленинградской консерватории. Всю линию русской музыкальной культуры, все, что я вобрал, что я чувствую, умею.

- Почему четыре тура? Традиционная система судейства предполагает три уровня.

Лишние испытания конкретизируют ситуацию и дадут нам шанс сделать меньше ошибок. Больше работы, но ничего, выбирать лучших дирижеров - дело серьезное. Кроме того, я увеличил возрастной ценз до 40 лет, потому что дирижирование - это профессия второй половины жизни. Какой бы ни был талантливый молодой человек, все равно лишь к 40 годам становится ясно, перед тобой настоящий дирижер или талантливый лентяй, делающий карьеру на недопонимании публики. Когда мне впервые это фразу сказали, я подумал - пижонство, кокетство, и только гораздо позже я понял - чистая правда.

- Поэтому и не прошел на следующий тур 15-летний конкурсант Хетаг Тедеев?

Хетаг молод еще и необучен. Он очень талантливый, а выучки у него пока еще нет. Комиссия сделала ему уступку - в 15 лет совсем рано выступать - но мы решили посмотреть. Наши намерения оправдались, мы увидели талантливого человека, и я посоветовал ему учиться. Я все честно сказал и маме его и педагогу. Тамерлан Хосроев очень хороший педагог и хорошо натаскивает, но я вспомнил себя... Мне было 12 лет, когда я начал дирижировать.
Я был вундеркиндом, и это счастье, что я попал в ленинградскую десятилетку и окончил ее по классу скрипки, а потом и консерваторию, где я попал в класс к профессору Николаю Семеновичу Рабиновичу, а потом и к Евгению Александровичу Мравинскому. Я занимался очень серьезно, поэтому я достиг достаточно высокого дирижерского уровня. Я думаю, что при наличии хорошей выучки, Хетаг Тедеев тоже способен на многое. Если нужно, я готов ему помочь, я готов его принять у себя в Филармонии - видеть его на репетициях и оказывать консультации. Но в первую очередь ему надо стать образованным человеком. Нужно, чтобы он разбирался в живописи, прочел много литературы, стихов, чтобы он стал высококультурным человеком. И он станет хорошим дирижером.

- Вам самому нравится больше дирижировать популярные произведения или разучивать редкое, необычное?

- Не буду кокетничать, я имею умеренный вкус. У меня очень простая программа: я хочу играть ту музыку, которая мне нравится, как можно лучше. Очень многие говорят, что любят играть современных композиторов, но часто бывает, что первое исполнение может быть неудачным, и тогда произведение перестает быть в репертуаре. Так первая симфония Рахманинова была неудачно исполнена в 1895 году, когда композитору исполнилось всего 22 года. Она провалилась, и я все делаю, чтобы это исправить - в репертуаре нашего оркестра первая симфония есть, и мы стараемся играть ее как можно чаще. А вообще, хороший дирижер должен делать хорошо все. Недавно наш оркестр играл джазовый концерт братьев Ивановых, я дирижировал - говорят, неплохо. Я выбираю из каждого жанра то, что мне нравится и нацеливаю себя на то, чтобы играть лучше всех.

Вы сказали, что во многих городах дирижер один. И это хорошо, если он имеет высокий культурный уровень, и может определять репертуар, с другой стороны, молодым людям из этого города некуда идти.

У всех складывается судьба по-разному. Бывает, что 2-3 года поработает человек, переезжает на другое место, потом на третье. Он может уехать очень далеко - в Красноярск или на Дальний Восток, а через 10-15 лет вернуться в Москву опытным дирижером. Все зависит от везения и от судьбы. Но, конечно, безработных дирижеров тысячи. Мы их выпускаем, а где люди будут работать, не думаем. В Советском Союзе все же учили столько, сколько могли устроить на работу. А сейчас набрали педагогов, и им нужна нагрузка. 10 педагогов и каждому положено по 3 ученика. Итого 30 выпускников - а где они будут работать?

Многие выпускают слабеньких дирижеров, и те занимают места, а потом появляется сильный талантливый дирижер, и ему некуда приткнуться. Система подготовки кадров очень несовершенна. В то же время в стране не хватает музыкантов - валторнистов, скрипачей нет. Одни девочки приходят, мужчины идут в бизнес. Я не против девочек, среди них есть прекрасные музыканты. Но когда в оркестре две трети девочек, смотрится хорошо, но это немножко смахивает на другое заведение.

С одной стороны, соглашусь. С другой, мы недавно слушали именитый оркестр, где большая часть музыкантов была уже весьма почтенного вида. И многим не помешало бы постричься, почистить костюмы, купить, наконец, концертные ботинки. А так было грустное зрелище.

Согласен. У меня такого нет, я омолаживаю коллектив и не боюсь брать молодежь, но подготовка требует времени. Учишь их учишь, а как объявляется место в театре, имеющем грант президента, так они уходят. 2-3 года тратишь на воспитание хорошего музыканта, а ему дают в два раз больше денег, и он уходит. У нас свои проблемы.

- А почему на конкурсе нет женщин?

Среди 77 были две женщины, но они не показали ничего особенного. Я не являюсь женоненавистником, но дирижерская профессия даже для мужчины трудна, а для женщины тем более. Нужно обладать очень стойким характером, быть деловой, энергичной, даже чтобы тебя не воспринимали как женщину. Это определенный тип человека. Каждый дирижер, и женщины тоже, должны иметь яркие музыкальные идеи, быть очень талантливыми. Мужчина, если он высокий и симпатичный, и так хорошо, а от нее требуется больше.

Впрочем, и мужчины пошли какие-то вялые, аморфные, а он должен быть с характером, гордым, настойчивым, цепким. Жестким, если того требует ситуация, и вовремя мягким. И нужно знать, зачем ты стоишь за пультом.

- Какие перспективы у тех, кто участвовал в конкурсе?

Трудно сказать. Я ищу талантливых молодых людей и могу взять в свой класс кого-то. Могу предложить посещать мои репетиции с оркестром Московской филармонии в зале Чайковского, или приезжать ко мне в Будапешт - где я буду заниматься с ними частным образом бесплатно. Деньги я не беру, это дело святое научить такому делу как дирижирование. Мы дадим концерт в следующем году.

Но главное, помочь им найти работу. Я напишу в министерство письмо, где по результатам конкурса перечислю тех, кто заслуживает поддержки министерства культуры. Мы договорились с директором департамента государственной поддержки профессионального искусства и народного творчества Минкультуры Алексеем Алексеевичем Шалашовым, что на закрытие конкурса в зал Чайковского будут приглашены директора филармоний и театров страны. Тогда я представлю наших лучших конкурсантов - может быть кто-то ими заинтересуется.

Свой грандиозный концерт «Музыка без слов» артист готовил восемь лет

Гитарист-виртуоз Валерий ДиДюЛя представил в Crocus City Hall премьеру новой концертной программы в сопровождении симфонического оркестра. Телеверсия концерта состоится 15 октября на телеканале ОТР.

Впервые современная российская инструментальная музыка представлена так масштабно и красочно. Концерт группы «ДиДюЛя», получивший название «Музыка без слов», был отыгран сопровождении симфонического оркестра при полном аншлаге, при участии ста музыкантов на сцене, с потрясающим светом и звуком.  Вся программа сыграна, ярко, с драйвом, практически на одном дыхании.

Молодые музыканты-виртуозы и маститые мастера жанра  необычайно эффектно исполнили концертную программу.  Маэстро Валерий ДиДюЛя и дирижер Ли Отта составили удивительный творческий тандем.

Девушка за дирижерским пультом - большая редкость, - делится своими впечатлениями Валерий ДиДюЛя. - Я рад, что нам удалось посотрудничать в рамках этого большого проекта. Мы вместе работали над оркестровками композиций. Ли Отта - одна из ярких представителей дирижерского сообщества, сотрудничала с проектами Gregorian, студиями Bollywood.

Редкий случай, когда такие концерты представляют на ТВ, - комментирует композитор и пианист Дмитрий Маликов , который так же, как и Валерий ДиДюЛя занимается инструментальной музыкой. - На таком уровне представить инструментальный жанр с поддержкой симфонического оркестра дорогого стоит! Мне, как никому другому известно, насколько это сложно и затратно - живьем исполнить с симфоническим оркестром двухчасовой концерт в самом крупном зале страны и еще при полном аншлаге! Я рад, что благодаря таким концертам как концерт Валерия ДиДюЛи «Музыка без слов» оркестровая современная музыка живет и развивается на больших, престижных площадках, транслируется на федеральных каналах.

Концертную программу в сопровождении симфонического оркестра коллектив готовил восемь лет. Все это время композитор, автор инструментальных композиций, исполнитель собственных произведений и продюсер проекта «Дидюля» в одном лице скрупулезно вел работу по подбору музыкантов и музыкального материала.

По словам Валерия ДиДюЛи, процесс, связанный с подготовкой концерта, был действительно долгий и сложный - начиная от самой идеи, написанием музыки и созданием партитуры, заканчивая репетициями и непосредственно самим выступлением. Результат превзошел все ожидания - запоминающиеся и красивые мелодии ДиДюЛи в жанре фолк и фьюжн с влиянием стиля нью-эйдж в оркестровом звучании приобрели особое очарование.

Очень непросто было найти грань, баланс между академическим звучанием и современностью исполняемой музыки, с тем чтобы главную роль на сцене играла именно сама музыка, а не академизм исполнения или драйв музыкантов, - комментирует ДиДюЛя.

Белорусский гитарист-виртуоз Валерий ДиДюЛя является наиболее известным и ярким представителем жанра современной инструментальной музыки. Еще до премьеры концерта музыкальные критики отметили, что инструментальное шоу ДиДюЛи - событие, значимое  как в музыкальной жизни страны, так и мира.

Телеверсия симфонического шоу станет большим подарком не только многочисленным поклонникам ДиДюЛи в стране и за рубежом, но и всем тем, кто любит и слушает современную инструментальную музыку.

И в наши дни женщина-дирижер скорее исключение, чем правило. Виной тому отчасти традиции - к примеру, в Венской филармонии женщины не имели права даже играть в оркестре вплоть до 1993 года. Сегодня женщин в профессии по разным данным от 5 до 9%. И все же за последние двадцать лет они все чаще встают за дирижерский пульт. «Апрель» совместно с косметическим брендом NanoDerm вспоминает главных женщин-дирижеров - от первопроходцев до наших современниц.

На протяжении карьеры Надя Буланже руководила крупнейшими оркестрами, в том числе Нью-йоркским филармоническим оркестром, Бостонским симфоническим оркестром, Филадельфийским оркестром, а также английскими Халле-оркестром из Манчестера и Симфоническим оркестром Би-би-си.

Во время Второй мировой войны Буланже переехала в США, где преподавала в колледжах. Считается, что под влиянием Буланже, создавшей собственную уникальную методику преподавания, в Штатах сформировалась новая школа композиции.

2. Жанна Эврар



Француженка Жанна Эврар, как и Надя Буланже, окончила Парижскую консерваторию, где познакомилась с будущим мужем, скрипачом Гастоном Пуле. Несколько лет супруги выступали вместе в оркестрах под руководством выдающихся дирижеров того времени.

Однако вскоре брак Эврар и Пуле распался, и Жанна стала развивать собственную дирижерскую карьеру. В 1930 году ей удалось собрать и возглавить Парижский женский оркестр, который впоследствии исполнял произведения ведущих композиторов середины XX века, многие из которых посвящали произведения Жанне и доверяли ее оркестру первое исполнение.

3. Вероника Дударова



Первая женщина-дирижер в СССР, Вероника Дударова попала в Книгу рекордов Гиннеса как женщина, более 50 лет руководившая крупнейшими оркестрами. Будущий музыкант родилась в 1916 году в Баку, в 5 лет начала заниматься в музыкальной школе для одаренных детей, где приглашенный преподаватель, венгерский дирижер Стефан Штрассер привил ей любовь к будущей профессии.

В 1933 году, после того как отец девочки был репрессирован, а старшие сестры умерли, Вероника вместе с матерью переехала в Ленинград, где продолжила получать музыкальное образование. Еще через четыре года девушка переехала в Москву, а в 1944 году дебютировала как дирижер. В 1960 году Дударова стала главным дирижером и художественным руководителем Московского государственного академического симфонического оркестра.


Уйдя с этой должности в 1989 году, Вероника Борисовна осуществила еще одну мечту - создала собственный симфонический оркестр, который долгие годы носил название «Государственный симфонический оркестр России под управлением Вероники Дударовой». Помимо управления оркестром Дударова в разные годы организовывала музыкальные фестивали, концерты и конкурсы.

4. Симона Янг



Первая женщина - главный дирижер Венской оперы, Симона Янг родилась в Сиднее в семье выходцев из Ирландии и Хорватии. Окончив Сиднейскую консерваторию, Янг начала работать репетитором в Австралийской опере, а в 1985 году в Сиднейском оперном театре состоялся ее дирижерский дебют.

Вслед за оркестром в родной Австралии Янг покорились Баварская государственная опера, лондонский Ковент-Гардене, Опера Бастилия в Париже, Метрополитен-опера в Нью-Йорке. С 2003 года Симона - главный дирижер Гамбургской государственной оперы и Гамбургского филармонического оркестра, а также - первая женщина на этом посту.


В репертуаре Янг - оперы Пуччини, Верди, Штрауса, Бриттена, Доницетти, а также сочинения Моцарта, Малера, Копленда. Помимо работы в опере и филармоническом оркестре Симона Янг занимается преподаванием - в 2006 году она стала профессором музыки и театра в Гамбургском университете.

5. Глория Исабель Рамос



Глория Исабель Рамос родилась на Канарских островах, музыке училась сначала Санта-Крус-де-Тенерифе, а позже - в Барселоне. Изначально Рамос изучала виолончель и фортепиано, но позже решила сконцентрироваться на дирижировании. В 1991 году девушка получила престижную стипендию и уехала развивать мастерство в Бернской консерватории.

Глория завершила учебу в 1995 году и тогда же получила ряд престижных международных музыкальных премий. После Рамос вернулась на Родину, где стала первой в Испании женщиной-дирижером. Ее дебют состоялся в 1996 году с Симфоническим оркестром Тенерифе и Галисийским симфоническим оркестром.

В последующие годы Глории удалось поработать с симфоническим оркестром Люцерна, Цюрихским камерным оркестром, Камерным оркестром Великобритании, Венским камерным оркестром, Симфоническим оркестром Санкт-Петербурга, оркестром Государственного Эрмитажа, Лиссабонским оркестром Гульбенкяна. Помимо гастролей с оркестрами Рамос выступает и в качестве композитора.

6. Мария Эклунд



Россиянка Мария Эклунд музыкальную карьеру начала еще на Родине - в 2001 году она стала аспиранткой Московской консерватории под руководством профессора Геннадия Рождественского. Однако вскоре девушка вышла замуж за гражданина Швеции и переехала с ним в Стокгольм.

На новой Родине Мария стала самой молодой аспиранткой Стокгольмской Королевской академии музыки. Сегодня, вспоминая студенческие годы, Эклунд отмечает, что очень немногим девушкам, окончившим оркестровый факультет, удается работать по специальности.


Мария - одна из тех, кому удалось не просто войти в профессию, но и стать не менее востребованной, чем коллеги-мужчины: в разное время она руководила спектаклями в Пекинском Оперном театре и в Большом театре России, была дирижером Симфонического оркестра Стокгольма, Берлинской симфониетты, симфонического оркестра Московской филармонии, Российского национального оркестра, Государственной академической симфонической капеллой России.

Вместе с коллегами Мария создала общественную организацию женщин-дирижеров Швеции, цель которой - увеличить количество женщин за дирижерским пультом. «Уже есть первые результаты. Директор одного из оркестров после встречи с нами решил ввести квоту 15% на женщин-дирижеров на ближайшие три года. Это в 5 раз больше, чем было раньше,» - рассказывает Эклунд.

Подготовила Белла Адцеева

Расскажи друзьям.