Доказать что герой нашего времени психологический роман. Почему роман герой нашего времени называют психологическим. Жанр произведения "Герой нашего времени". Социально-психологическая злободневность романа

Весь роман воспринимался как глубоко реалистическое произведение. Сам Лермонтов подчеркивал именно такой характер своего романа, противопоставляя его героя «романтическим злодеям» и отмечая, что в нем «больше правды». Реалистичность замысла Лермонтова подкрепляется иронической трактовкой выспреннего романтика Грушницкого. Самое слово «романтический», несколько раз встречающееся в тексте романа, всегда употребляется автором с ироническим оттенком.

Реализм романа Лермонтова отличается от пушкинского, ему присущи свои особенности. Лермонтов сосредоточивает внимание читателя на психике героев, на их внутренней борьбе. Жанр накладывает отпечаток и на композицию произведения - именно поэтому Лермонтов нарушил хронологию событий, чтобы глубоко раскрыть внутренний мир Печорина. Поэтому Печорин сначала нам показан таким, каким его видел Максим Максимыч, кругозор которого предопределил неполное раскрытие облика героя («Бэла»). Затем о Печорине нам кратко повествует автор («Максим Максимыч»). После этого повествование уже ведется от лица самого Печорина.

Сначала он записывает в свой дневник приключение, произошедшее с ним в Тамани, Только тогда образ, с каждой повестью все более интриговавший нас, делается понятным («Княжна Мери»). Последняя из повестей вносит уточняющие штрихи в волевой образ персонажа(«Фаталист»). В этой главе Лермонтов рассуждает о существовании предопределения судьбы человека.

Эта проблема после событий 14 декабря волновала многих представителей русской интеллигенции как вопрос об общественно-политической борьбе или пассивном подчинении обстоятельствам. Лермонтов в «Фаталисте» своеобразно обосновывает убеждение, что «человек должен быть деятелен, горд, силен, смел в борьбе и опасности, неподвластен и непокорен обстоятельствам». «Это - позиция вызова, непримиримости, безустанного отрицания». В итоге «Фаталист» не только более рельефно раскрывает волевой характер Печорина, но и более отчетливо определяет прогрессивное значение всего романа.

Эта своеобразная композиция находится в связи с основными принципами раскрытия характера героя. Лермонтов сознательно ограничивается самыми скупыми данными о прошлом Печорина, Почти совсем устраненной оказывается и бытовая живопись: Печорин чрезвычайно мало говорит об условиях своей жизни, предметах, его окружающих, привычках, ему присущих. Эта манера изображения существенно отличается от той, к которой приучил читателей Пушкин.

Все внимание сосредоточивается на внутреннем мире персонажа. Даже портретная зарисовка его при всей своей обстоятельности не столько стремится дать полное изображение внешности героя, сколько через эту внешность показать противоречия его внутреннего мира.
Большой глубиной отличаются портретные характеристики, данные от лица героя. Особенным богатством и разнообразием отличается описание внешности, игры глаз, характеристичности движений Мери Литовской. Словно предчувствуя портретную живопись Л. Толстого, Лермонтов через посредство своего героя показывает внутренний мир бедной княжны, которая старается скрыть свою любовь напускной холодностью.

Особенно углубленным психологическим анализом характеризуется вообще вся центральная часть романа - «Дневник Печорина».
Роман впервые за историю русской литературы так глубоко своей личности. Переживания его квалифицируются со «строгостью судьи и гражданина». Единый поток ощущений разлагается на составные части: «Я до сих пор стараюсь объяснить себе, какого рода чувства кипели тогда в груди моей: то была и досада оскорбленного самолюбия, и презрение, и злоба».

Привычка к самоанализу дополняется навыками беспрестанного наблюдения над окружающими. Все взаимодействия Печорина с другими персонажанми романа являются только психологическими экспериментами, которые забавляют героя своей сложностью.

«Герой нашего времени» М. Лермонтова как психологический роман

Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (1841) считается первым русским социально-психологическим и философским романом.

Главным героем этого произведения является Григорий Печорин, в образе которого Лермонтов обобщил типичные черты молодого дворянина своего времени.

Проникновение в характер главного героя, в мотивы его поведения, в сам душевный склад его личности позволяет глубже понять остроту социальных проблем, поставленных автором в романе.

Печорин - это человек выдающегося ума и сильной воли, обладающий исключительными способностями. Он возвышается над людьми своего круга благодаря разностороннему образованию и эрудиции, Недостаток своего поколения он видит в его неспособности «к великим жертвам для блага человечества».

Но благие стремления героя не развились. Пустоа и бездушность современного ему общества заглушили возможности героя, изуродовали его нравственный облик. Белинский назвал роман Лермонтова «воплем страдания» и «грустной думой» о тогдашнем времени.

Будучи умным человеком, Печорин понимает, что никакая полезная деятельность в тех условиях, в которых ему приходится жить, невозможна. Это и обусловило его скептицизм и пессимизм. Лишившись добрых целей, он превратился в холодного, жестокого эгоиста. Страдания и радости других он воспринимает только тогда, когда они касаются его самого. Он приносит окружаюим беды и несчастья. Так, например, ради минутной прихоти Печорин вырвал Бэлу из привычной среды, Не задумываясь, он обидел Максима Максимыча. Ради пустого любопытства он нарушил привычный уклад жизни «честных контрабандистов». Он отнял покой Веры и оскорбил достоинство Мери.

Печорин, не зная, куда идти и девать свои силы, расточает их на мелкие и ничтожные дела. Положение и судьба героя трагичны, Беда его заключается в том, что его не удовлетворяют ни окружающая действительность, ни свойственный ему индивидуализм, Лермонтов проявляет особое внимание к психологическому миру, к «истории души» главного героя и всех остальных действующих лиц. То, что Пушкин наметил в «Евгении Онегине», Лермонтов развернул в систему сложно детализированной социально-психологической характеристики. Он впервые в русской литературе наделил действующих лиц способностью к глубокому самоанализу.

Лермонтов показывает Печорина с разных точек зрения, постепенно приближая его к читателю, ведя рассказ от имени Максима Максимыча, «издателя» и, наконец, через дневник самого Григория Александровича. В каждом повествовательном эпизоде нам раскрывается новая сторона духовного облика героя романа. Лермонтов, вводя новых героев, как бы сравнивает их с Печориным и показывает их отношение к нему.

Рисуя Печорина на военной службе, Лермонтов противопоставил ему Максима Максимыча - простого штабс-капитана, тесно связанного с солдатской средой. Он добрый и честный человек, всю жизнь посвятивший служению Отечеству. У него чудесная душа и золотое сердце. Максим Максимыч искренне привязан к главному герою, близко к сердцу воспринимает его поступки. Он обращает внимание на внешние странности характера Печорина и не может понять мотивов его поведения.

То, что ценно и дорого для Максима Максимыча: верность, преданность в дружбе, взаимопомощь, воинский долг - все это ничего не значит для холодного и равнодушного Печорина. Война для Печорина была лекарством от скуки. Он хотел пощекотать нервы, испытать свой характер, а не защищать интересы государства. Поэтому они и не стали друзьями.

А вот Грушницкий олицетворяет модную тогда в обществе разочарованность в окружающем мире. Казалось бы, он так же страдает, как и Печорин. Но вскоре становится понятно, что он стремится лишь производить эффект: носит «по особенному роду франтовства толстую солдатскую шинель», «на все случаи жизни имеет готовые пышные фразы», говорит «трагическим голосом». Печорин понял истинное содержание Грушницкого без романтической маски. Он карьерист («О эполеты, эполеты! ваши звездочки, путеводительные звездочки...»), человек глупый, так как не понимает истинного отношения княжны Мери, иронии Печорина, своей смешной внешности. Подлость, эгоизм и трусость Грушницкого проявились в истории с заговором против Печорина и в поведении на дуэли.

Однако самоанализ, разъедающий Печорина, свойственен и Грушницкому. Это обусловило тяжелую борьбу с самим собой в последние минуты жизни, проявившуюся в смятении, подавленности, наконец, в прямом принании своей неправоты по отношению к Печорину. Он уходит из жизни со словами: «Я себя презираю».

Если Грушницкий контрастен главному герою, то доктор Вернер во многом ему близок. Он единственный человек в романе, с кем Печорин может серьезно беседовать, от кого он не скрывает своей опустошенности. В нем он признает и доброту, и ум, и вкус, и порядочность, Вернер, как и Печорин, скептик и материалист. Оба они образованы, проницательны, знают жизнь и людей, с нескрываемой насмешкой иронизируют над «водяным обществом». За критический ум и склонность к самоанализу молодежь прозвала Вернера Мефистофелем - духом сомнения и отрицания.

Вернер «действует», то есть лечит больных, у него много друзей, Печорин же считает, что в дружбе один человек всегда является рабом другого. Образ Вернера оттеняет существенные стороны личности Печорина.

Лермонтову удались и женские образы в романе. Это образы дикарки Бэлы, любящей и глубоко страдающей Веры, умной и привлекательной Мери. Из всех женщин Печорин выбирает только Веру - единственного человека, понявшего его страдания, противоречивость его характера. «Никто не может быть так истинно несчастен, как ты, потому что никто столько не старается уверить себя в противном», - говорит Вера.

Мери полюбила Печорина, но не поняла его мятежной и противоречивой души. Здесь Печорин вытупает одновременно и жестоким мучителем, и глубоко страдающим человеком. Мери (как, впрочем, и Бэла) для главного героя - очередное препятствие, испытание, вызов. «Я никогда не делался рабом любимой женщины; напротив, я всегда приобретал над их волей и сердцем непобедимую власть...» Завоевав их любовь, Печорин опять становится холоден и равнодушен. «Любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни», - холодно говорит он.

Мастерство внешней характеристики, воплощающей внутреннюю суть образа, с особенной силой проявляется в портрете Печорина. Внешность главного героя рисуется с такой психологической глубиной, которая русская литература еще не знала. Фосфорически-ослепительный, но холодный блеск его глаз, проницательный и тяжелый взгляд, благородный лоб со следами пересекающих его морщин, бледные, худые пальцы - все эти внешние признаки свидетельствуют о психологической сложности и противоречивости натуры Печорина. Глаза Печорина не смеются, когда он смеется. Это признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти. Его равнодушно-спокойный взгляд, в котором «не было отражения жара душевноо», говорит о разочарованности, внутренней опустошенности и безучастности к окружающим.

Говоря о психологической стороне «Героя нашего времени», нельзя не сказать и о значении в нем пейзажных зарисовок. Их роль различна. Часто пейзаж служит для изображения состояния героев, Беспокойная стихия моря, несомненно, усиливает обаяние контрабандистов («Тамань»). Картина тревожной и мрачной природы, предшествующая первой встрече Печорина с Верой, предвещает их будущее несчастье.

Обрисовка психологического своеобразия Печорина и других героев романа искусно довершается оригинальным построением произведения. Сюжет «Героя нашего времени» строится в виде самостоятельных новелл, объединенных личностью Печорина и единством мысли.

Разнообразие необычных событий, пестрое собрание лиц раскрывают различные грани характера главного героя романа. Писатель нарушает хронологическую последовательность, чтобы повысить напряженность развития действия, усилить впечатление трагичности образа Печорина и ярче показать его заубленные возможности. В каждой главе автор помещает своего героя в новую среду: он сталкивает его с горцами, контрабандистами, офицерами, дворянским «водяным обществом». И каждый раз Печорин открывается читателю новой гранью своего характера.

Печорин показан смелым и энергичным человеком, он выделяется среди окружающих его людей своим глубоким аналитическим умом, культурой и эрудицией. Но свои силы герой растрачивает на никчемные приключения и интриги. В словах героя слышится боль и печаль оттого, что его действия слишком мелки и приносят людям несчастья. В своем дневнике герой смело говорит о своих слабостях и пороках. Так, например, Печорин с сожалением пишет о том, что нарушил мирное течение жизни «честных контрабандистов», лишив старуху и слепого мальчика куска хлеба. Нигде в дневнике мы не встретим серьезных раздумий о судьбах родины или народа. Герой занят лишь своим внутренним миром. Он пытается разобраться в мотивах своих поступков, Этот самоанализ ввергает Печорина в мучительный разлад с самим собой.

Главная проблема Печорина заключается в том, что он не видит выхода из сложившейся ситуации.

«Герой нашего времени» - сложное произведение, связанное с жанрами романа-путешествия, исповедью, очерком. Но в своей ведущей тенденции это социально-психологический и философский роман. История души Печорина помогает глубже понять трагизм судьбы молодого поколения 30-х годов XIX века, задуматься о смысле жизни. Человек - целый мир, и разобраться в загадках и тайниках его души - необходимое условие для обретения гармонии во взаимоотношениях людей в этом мире.

«Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова как психологический роман

Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» – первый в русской литературе «аналитический» роман, в центре которого стоит не биография человека, а его личность, то есть душевная и умственная жизнь как процесс. Этот художественный психологизм можно считать следствием эпохи, так как время, когда жил Лермонтов, - это время глубоких общественных потрясений и разочарований вызванных неудавшимся восстанием декабристов и наступившей за ним эпохой реакций. Лермонтов подчёркивает, что время героических деятелей прошло, человек стремится замкнуться в собственном мире и погружается в самоанализ. А раз самоанализ становится приметой времени, то и литература должна обратиться к рассмотрению внутреннего мира людей.

В предисловии к роману главный герой - Печорин – характеризуется как «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии». Таким образом, автору удалось проследить, как окружающая среда влияет на формирование личности, дать портрет всего поколения молодых людей того времени. Но автор не снимает с героя ответственности за его поступки. Лермонтов указал на «болезнь» века, лечение которой – в преодолении индивидуализма, пораженного безверием, приносящего глубокие страдания Печорину и губительного для окружающих. Всё в романе подчинено главной задаче – как можно глубже и подробнее показать состояние души героя. Хронология его жизни нарушена, но строго выстроена хронология повествования. Мы постигаем мир героя от первоначальной характеристики, которую даёт Максим Максимович через авторскую характеристику к исповеди в «Журнале Печорина».

Печорин – романтик по характеру и поведению, человек исключительных способностей, выдающегося ума, сильной воли, высоких стремлений к общественной деятельности и неистребимого желания свободы. Его оценки людей и их поступков очень точны; у него критическое отношение не только к другим, но и к себе. Дневник его это саморазоблачение «во мне два человека: один живёт в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его», - говорит Печорин. Каковы причины этой раздвоенности он сам отвечает: «я говорил правду – мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни...». Так он научился быть скрытным, злопамятным, желчным, честолюбивым, сделался, по его словам, нравственным калекой.

Но Печорин не лишён добрых порывов, наделен горячим сердцем способным глубоко чувствовать (например: смерть Белы, свидание с Верой и последнее свидание с Мэри) Рискуя жизнью он первый бросается в хату убийцы Вулича. Печорин не скрывает своего сочувствия угнетённым, именно о декабристах сосланных на Кавказ он говорит, что «под нумерованной пуговицей скрывается пылкое сердце и под белой фуражкой образованный ум» но беда Печорина в том, что душевные порывы он скрывает под маской равнодушия. Это самозащита. Он сильный человек, но все его силы несут не положительный, а отрицательный заряд. Вся деятельность направлена не на созидание, а на разрушение. Духовная пустота высшего общества, социально политическая реакция исказили и заглушили возможности Печорина. Вот почему Белинский назвал роман «воплем страдания» и «грустной думой».

Практически все второстепенные персонажи произведения становятся жертвами героя. Из-за него лишается крова и умирает Бела, разочаровывается в дружбе Максим Максимович, страдают Мэри и Вера, погибает от его руки Грушницкий, вынуждены покинуть родной дом контрабандисты. Косвенно он виновен в гибели Вулича. Грушницкий помогает автору спасти Печорина от насмешек читателей и пародий, потому что является его отражением в кривом зеркале.

Печорин понял, что в условиях самодержавия осмысленная деятельность во имя общего блага невозможна. Это и обусловило свойственный ему скептицизм и пессимизм, убеждение что «жить скучно и гадко». Сомнения опустошили его до того, что у него осталось всего два убеждения: рожденье – несчастье, а смерть неизбежна. Недовольный своей бесцельной жизнью, жаждущий идеала, но не видящий его Печорин спрашивает: «зачем я жил? Для какой цели я родился?».

«Наполеоновская проблема» - центральная нравственно-психологичечкая проблема романа, это проблема крайнего индивидуализма и эгоизма. Человек, отказывающийся судить себя по тем же законам, по которым судит окружающих теряет нравственные ориентиры, утрачивает критерии добра и зла.

Насыщенная гордость – так определено Печориным человеческое счастье. Страдания и радости других он воспринимает как пищу, поддерживающую его душевные силы. В главе «Фаталист» Печорин размышляет о вере и безверии. Человек, утратив Бога, утратил главное – систему нравственных ценностей, мораль, идею духовного равенства. Уважение к миру и людям начинается с самоуважения, унижая других, он возвышает сам себя; торжествуя над другими, он чувствует себя сильнее. Зло порождает зло. Первое страдание даёт понятие об удовольствии мучить другого, рассуждает сам Печорин. Трагедия Печорина в том, что он обвиняет мир, людей и время в своём духовном рабстве и не видит причин неполноценности своей души. Истиной свободы он не знает, ищет её в одиночестве, в скитаниях. То есть во внешних признаках, поэтому он везде оказывается лишним.

Лермонтов, покоряя психологической правдой, ярко показал исторически конкретного героя с чёткой мотивировкой его поведения. Мне кажется что он первым в русской литературе сумел возможно точно раскрыть все противоречия, сложности и всю глубину человеческой души.

    Как хитро в деве простодушной Я грёзы сердца возмущал! Любви невольной, бескорыстной Невинно предалась она... Что ж грудь теперь моя полна Тоской и скукой ненавистной?... А.С.Пушкин В романе «Герой нашего времени» Лермонтов ставит перед собой...

    В своем романе “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтов отобразил 30-е годы XIX века России. Это были нелегкие времена в жизни страны. Подавив восстание декабристов, Николай I стремился превратить страну в казарму - все живое, малейшие проявления свободомыслия...

    1. Роман «Герой нашего времени» написан Лермонтовым в последний период жизни, в нем нашли отражение все основные мотивы творческого поэта. 2. Мотивы свободы и воли - центральные в Лирике Лермонтова. Поэтическая свобода и внутренняя свобода личности...

    Белинский сказал о Печорине: «Это Онегин нашего времени, герой нашего времени. Несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою». Герцен тоже назвал Печорина «младшим братом Онегина». (Данный материал поможет грамотно написать...

    Бэла - черкесская княжна, дочь мирно\"го князя и сестра юного Азамата, который похищает ее для русского офицера Печорина. Именем Б., как главной героини, названа первая повесть романа. О Б. рассказывает простодушный Максим Макси-мыч, но его восприятие...

    Роман \"Герой нашего времени\" (1840) создан в эпоху правительственной реакции, которая вызвала к жизни целую галерею образов, долгие годы привычно называемых критиками \"лишними людьми\". Печорин - это \"Онегин своего...

Как известно, классическая русская литература славится своим глубоким психологизмом, раскрывающим потаенные недра человеческой души. Михаил Юрьевич Лермонтов был передовым мыслителем своего времени, поэтому мастерски использовал эту отличительную черту модного веяния в искусстве начала 19 века – романтизма. Его Печорин воплотил в себе все качества и черты, присущие романтическому герою, а метод его изображения наиболее полно отобразил характер целого поколения.

Образ главного героя, как и сын века Де Мюссе (имеется в виду знаменитый в ту пору роман «Исповедь сына века» французского автора Де Мюссе), является собирательным и вобрал в себя все характеристики, модные тенденции и свойства своего времени. Хотя в центре внимания художника были психологические проблемы, социальная проблематика тоже проступает сквозь обстоятельства жизни персонажей, описанные в каждой главе. Условия, которые, безусловно, влияли на общество, пагубно отразились на конкретной личности, ведь праздность, вседозволенность и пресыщенность развращали лучших представителей дворянства. Многие из них оказались выше того, чтобы удовлетвориться низменными страстями, но и избежать тлетворного воздействия среды не смогли. Поэтому они искали острых чувственных и интеллектуальных наслаждений, только бы почувствовать хоть что-нибудь и выйти из зимней спячки апатии. Но если бы они попали в другое окружение, о чем грезили, ведь романтикам свойственно томиться по идеалу, не факт, что они смогли бы измениться к лучшему, довольствуясь простыми чувствами и добрыми помыслами. Своеобразные Печорины есть в любом социальном слое независимо от времени и места, ведь они, будто лакмусовая бумажка, демонстрируют болезненное состояние общества, которое меняет форму, но не проходит. В атмосфере равнодушия они впитывают его в себя, культивируют и преподносят, как модный фрак. В душе у них пустота, как на выжженном поле. Не мудрено, что эти сверхчувствительные люди устают еще в молодости, так как прекрасно осознают все происходящее вокруг: абсурдное, кричаще бессмысленное и суетливое. Конечно, они тянутся к любви, но любить не умеют, поэтому лишь скучают, глядя на чувства, что намеренно пробудили в других. Их впечатлительность и душевная тонкость позволяют им подмечать нюансы и тонкости жизни, понимать людей лучше, чем они того хотят, однако счастья и покоя такие способности не приносят ни Печорину, ни его возлюбленным. Каждая любящая его женщина, на самом деле, не любима даже автором, ведь служит всего лишь частью фона, на котором разворачивается величественная картина характера героя нашего времени. Все истории, персонажи и действия описаны ради одного точного и масштабного психологического портрета.

«Герой нашего времени» — произведение, в котором логика повествования обусловлена не последовательностью событий, а логикой развития характера Печорина, то есть психологизм используется как литературный прием для изображения внутреннего мира героя и лежит в основе композиции романа. Литературный критик Белинский отмечал, что хронологическая последовательность в произведении нарушена и выстроена по мере того, как читатель погружается в недра души загадочного франта и молодого философа. Если расположить главы в хронологическом порядке, получится такая композиция: Тамань, Княжна Мэри, Фаталист, Бэла, Максим Максимыч, Предисловие к журналу Печорина.

В романе можно найти не только черты романтизма, но и новаторский метод критического реализма. На это указывают историзм (отражение эпохи в герое), типичность характеров и обстоятельств (горцы, «Водяное общество») и критический пафос (нет положительных героев). Именно в реализме психологизм станет основным средством художественной выразительности, и Лермонтов одним из первых вложил в инновационный метод всю силу своего мастерства. Многие писатели вдохновились от его работ и довели прием до совершенства, изучая тип «лишнего человека», к которому можно отнести и Печорина. Таким образом, благодаря Михаилу Юрьевичу русская литература была существенно обогащена новыми возможностями и традициями.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!