Долго ли учиться играть на гармони. Как научиться играть на гармошке. Варианты чтения мелодии и аккомпанемента

Игра на Гармони без нот по слуху

В статье рассказано как научиться играть на Гармони без нот по слуху Используя самоучитель Баян без нот авторы Д. Г. Парнес Е. С. Оськина

Самоучитель был издан в 1998 году и предназначен для людей с музыкальным слухом . Которые иногда могут взять баян или гармонь и подобрать понравившуюся мелодию. Или спеть под собственный аккомпанемент в кругу друзей знакомую песню .

В электронном виде книгу можно скачать в интернете PDF 20 Mb
https://vk.com/topic-47215445_28941345?offset=20

Методы и подходы, изложенные в самоучителе, подойдут и для Гармони . Нужно только разметить правую и левую клавиатуры гармони так, чтобы играть мелодии самоучителя.

Основа обучения - игра, пение и аккомпанемент популярных песен и мелодий. Песен в самоучителе более 500 . Вырабатываются слухо-моторные навыки . Запоминается аккомпанемент песен. Улавливаются схемы мелодий, основы музыкальной гармонии . Можно сыграть и спеть все песни самоучителя не один, а несколько раз. Вернуться к понравившимя . Уточнить усвоенные приемы.

В самоучителе ноты , обозначающие звуки, заменены цифрами .
Вместо 7 нот до ре ми фа соль ля си
Даны 7 цифр 1 2 3 4 5 6 7
Все просто. Звук 3 выше звука 1 , а звук 2 ниже звука 6
Вы учитесь по книге старому забытому ремеслу - игре по слуху .

Авторы кандидаты наук и искусствоведения и прекрасно знают нотную грамоту. Такая методика обучения без нот одобрена Консерваторией им. П. И. Чайковского, Училищем им. Гнесиных, много лет преподается в Училище им. Ипполитова-Иванова .

Играющий не должен смотреть на клавиатуру . Только по слуху и на ощупь. Представьте что гармонь прозрачная . Сначала можно иногда подглядывать на себя играющего в зеркало . Через несколько занятий смотреть не понадобится.

Звуки правой клавиатуры Гармони (слуховая методика)

Ряды 1 - 2 Диезы
Ряды 2 - 5 низкая (самая басовая) семерка звуков.
Ряды 5 - 8 средняя семерка звуков.
Ряды 9 - 12 высокая (самая писклявая) семерка звуков.

В книге Парнес Оськина в примерах песен маленькими цифрами под слогами даны именно звуки семерок . Номера звука низкой, средней и высокой семерок те же. Это подсказки для игры по слуху . В мелодии на семерку точно не ошибетесь. Хотя по законам музыкальной гармонии на семерку выше или ниже - это правильно.

Чтобы хорошо вслепую и на слух ориентироваться в клавиатуре Нужно играть гаммы
Можно посредине клавиатуры Можно сверху вниз Можно туда и обратно

Мажорная гамма
начиная с 1 - 1 2 3 4 5 6 7 1

Минорная гамма
начиная с 6 - 6 7 1 2 3 4 5 6 (звуки на повышение, последний на семерку выше)

Звуки левой клавиатуры гармони (слуховая методика)

Первый ряд от мехов - Басы . Сверху вниз 8 клавиш (6, 7, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7) В самом верху 9-я 4#

Второй ряд пары Аккорд - Ниже его бас . 4 аккорда Сверху вниз 7с - 7, 3с - 3, 6м - 6, 2м - 2

Третий ряд пары Аккорд - Ниже его ба с. 4 аккорда Сверху вниз 2б - 2, 5б - 5 1б - 1, 4б - 4.

Готовый аккорд аккомпанемента мелодии. Делается специальными тягами левой механики гармони. Одна клавиша аккорда - сразу 3 звука .


Бас звук - Цифра без буквы - (Например 2 )
Минорный аккорд - Цифра с буквой м (Например )
Мажорный аккорд - Цифра с буквой б (Например )
Септ аккорд - Цифра с буквой с (Например )

Кто до обучения на гармони играл на гитаре . Без труда сыграет по аккордам . Жмите бас вместе с его аккордом. Во втором ряду те самые заветные 3 аккорда - 3с, 6м, 2м (Буквами E7, Am, Dm )
Буквы заменены цифрами совсем для начинающих . Так им легче. Любой догадается, что звук 6 выше звука 3 . Но не любой догадается, что звук A выше звука E.

Варианты чтения мелодии и аккомпанемента

Одна и та же песня Три танкиста


Вариант 1
Полное чтение по нотам
Это нотное чтение для профессионалов. Партия (мелодия) правой руки дана на нотном стане со скрипичным ключом . Партия (басы и аккорды) левой руки дана на втором нотном стане с басовым ключом . Можно играть басы и аккорды аккомпанемента в выборном или готовом строе инструмента.

Вариант 2
Сокращенное (эстрадное) чтение аккомпанемента
Партия (мелодия) правой руки дана на нотном стане со скрипичным ключом . Партия (басы и аккорды) левой руки даны сокращенным (буквенным) обозначением .



Вариант 3 Условное чтение цифрами и буквами

Партия (мелодия) правой руки дана Цифрами под слогами слов песни. Цифры звуков более высокой или низкой октавы одни и те же. Басы и аккорды аккомпанемента даны Цифрами с буквами под слогами слов песни. Цифры и буквы это не программа игры. А просто подсказка . Если мелодия подобралась. На цифры и буквы можно не смотреть .


Вариант 4 Условное чтение цифрами 50 клавиш гармони

ТРИ ТАНКИСТА

Правая рука куплет:
3-15-4-4-16-15-
17-16-4-4
17-6-18-17-6-6-17-2-17

Правая рука припев:
18-17-5-4-17-17-5-17-16-15
3-15-4-4-6-6-17-2-17 – повторяем 2 раза.

Левая рука куплет:
В куплете левую руку отбиваем как марш.
----
-----
-----

Левая рука припев:
Припев играем без отбоя.
-----
----
-----

Чтение по 25 цифрам левой и еще 25 цифрам правой клавиатур гармони напоминает механическую игру шарманки .

Вариант 1 - Игра по нотам Мелодия и аккомпанемент по нотам. Это самое полное и богатое звучание.
Вариант 2 - Игра по нотам и буквам. Мелодия по нотам, аккомпанемент условно буквами
Вариант 3 - Игра по слуху. Мелодия по 7 цифрам октавы, басы аккомпанемента по 7 цифрам октавы, аккорды по 3 буквам
Вариант 4 - Игра по цифрам. Мелодия и аккомпанемент по 50 цифрам клавиш гармони

Если в детстве Вы закончили музыкальную школу , и знаете нотную грамоту. Вам больше подойдет Вариант 1 или Вариант 2

Однако взрослый человек в силу занятости не может себе позволить 5 лет по 2 часа в день заниматься в детской музыкальной школе . К сожалению, у него нет времени осваивать нотную грамоту. А песня так и просится чтобы ее спеть. Поэтому для любителя подходят Вариант 3 и Вариант 4 .

Начинающие гармонисты предпочитают Вариант 4. Можно сразу без подбора на слух по цифрам сыграть и разучить песню. Нужно только запомнить 25 клавиш правой клавиатуры и еще 25 клавиш левой клавиатуры. Какие только ухищрения не предпринимаются для запоминания цифр 50 клавиш . Вплоть до покраски клавиш разноцветными лаками для ногтей.


А как будут запоминать цифровики более 200 клавиш на баяне или аккордеоне? Поэтому кто желает музыку без нот выбирают Гармонь . Потому что меньше клавиш .

Между тем игра по слуху проще чем по цифрам. И подходит для баяна и аккордеона. А самое главное. Не нужно переучиваться на гармони с цифровика на нотника. Можно сразу перейти на ноты.

Из картинки Вариант 3 Игра по слуху Три танкиста можно определить. Тональность Ля минор (6м) Опорная нота акцента запева (На гра - НИ - це) Слог НИ это нота Ми (3)

Но так как это игра по слуху без нот . Чтоб не загружать играющего ничем, кроме музыки на картинке нет нот (Ля минор и Ми) Есть только бас 6, аккорд м и опорный звук 3 При обучении авторы определили, что обозначение нот цифрами воспринимается лучше чем буквенное

Слепой слуховой метод верен. И к нему надо стремиться. Однако у начинающих он может вызвать трудности.

Посадить начинающего гармониста за неразмеченную клавиатуру с двадцатью пятью белыми клавишами в двух рядах. Это все равно что выбросить из лодки человека посредине реки, надеясь что он не утонет, а научится плавать.

Поэтому в первые 1 - 3 месяца обучения можно разметить правую клавиатуру. По мере обучения разметку лучше убрать . Чтобы не быть зависимым от разметки. И свободно играть на любом неразмеченном инструмент е
При разметке важно соблюдать принципы.

  • Выделить все, значит не выделить ничего
  • Размечать по звукам октавы
  • Никаких цветов, только черно-белая разметка
Пример разметки.
Черные клавиши.
  • Диезы
  • Звуки октавы Соль Ля Си

Удачи в освоении музыкального инструмента.

Блог Ивана Копытина Баян Аккордеон Гармонь

Здравствуйте, уважаемые начинающие(и не очень) гармонисты! Рад приветствовать вас на сайте « «.

Сначала небольшое вступление… Этой статьёй я попытаюсь открыть, надеюсь, целый цикл уроков игры на гармони для начинающих и постараюсь раскрыть эту науку от , основываясь, большей частью, на собственном опыте. Чувствую, это будет не просто, так как, человеку, уже более-менее владеющему инструментом, будет трудно влезть в шкуру новичка и посмотреть на этот процесс его глазами. Собственно, так чаще всего и происходит, когда учитель упускает из виду моменты, которые совсем не очевидны для неопытного ученика…

Но я попробую. И буду надеяться, что эти уроки будут действительно полезными для кого-то, кто желает обучиться игре на двухрядной гармонике-хромке 25х25(речь пойдет именно о ней, но, в целом, эти уроки могут быть применимы и для гармоней с меньшим числом клавиш, как в правой, так и в левой клавиатурах, например, 23х12). И ещё один важный момент: попытайтесь понять сами принципы игры, а не ждать до конца своих дней, когда «добрый дядя» выложит «цифру» или покажет, как играть конкретную мелодию и в какие кнопки каким пальцем тыкать…

Если где-то будет упоминаться нумерация кнопок, то знайте-она стандартная(картинки ). Итак, поехали!

Этот урок для тех, кто впервые берёт в руки гармонь, желая научиться на ней играть, но совсем не знает, с какой стороны к ней подходить. Те, кто уже умеет растягивать меха и даже извлекать какие-то звуки, могут смело его пропустить.

Посадка гармониста

Для начала определимся с посадкой гармониста. Хотя, даже среди специалистов нет единого мнения на это счёт. В самоучителях предлагается применять посадку такую же, какую применяют баянисты. Но некоторые приверженцы традиционной игры считают неправильным переносить баянную школу игры на гармонь. Поэтому главный принцип здесь: посадка должна быть удобной. В общих чертах: гармонь ставиться мехом на бедро левой ноги, гриф правого полукорпуса упирается нижним углом в правое бедро и остаётся неподвижным, тогда как левая рука растягивает мех. Инструмент при этом находится либо вплотную к телу (так удобно играть с применением большого пальца правой руки), либо выдвигается вперёд.

Некоторые гармонисты держат ноги сомкнутыми и гармонь у них опирается мехом сразу на обе ноги. Плечевые ремни могут быть одеты на оба плеча, либо только на одно-правое. Из личного опыта: я сам при игре сидя чаще всего применяю один ремень, если исполняемое произведение не требует обязательного и частого применения большого пальца.

А вообще, через несколько лет занятий, я стал замечать за собой нежелание надевать второй ремень, а тот, который одеваю, накидываю на руку чуть выше локтя-так себя чувствуешь как-то свободнее что ли…

Если одеваете оба ремня,то натяжение ремней должно быть отрегулировано так, чтобы гармонь не была подвешена у вас на плечах (как при игре стоя), а опиралась мехом на бедро. Но и тут тоже можно посмотреть с другой стороны: ведь, когда-то вам придётся играть и стоя, а тут уже нужен немного другой навык, поэтому, в принципе, можно и подвесить гармонь на плечах. Скажу только, что научившись играть сидя с одним ремнём, вам не составит особого труда играть и стоя, просто нужно будет немного потренироваться. В общем, повторюсь, посадка должна быть удобной лично для вас

Положение рук

Пару слов о положении рук. Правая рука при игре на гармони располагается так, что большой палец находится за грифом, а сама ладонь упирается в гриф в районе самого нижнего сустава большого пальца. Причём, ладонь упирается в гриф не всей поверхностью, а только верхней её частью.Нижняя же часть ладони слегка отведена в сторону. Так, на мой взгляд, удобнее всего играть.

При необходимости применения большого пальца, он выводится из-за грифа для нажатия нужной кнопки в нужный момент. Обычно большим пальцем играют на клавишах-полутонах(клавиши №1, 2 и 14), но многие профессионалы-виртуозы применяют его и на других клавишах при игре сложных пассажей.

Как располагается кисть правой руки при игре вы увидите на видео ниже. На самом деле, если рассматривать положение кисти правой руки с точки зрения старой баянной школы, то там применяются два основных положения в зависимости от играемой мелодии: это положение, когда пальцы перпендикулярны грифу, и положение, когда пальцы направлены по диагонали вниз. Это вполне применимо и для гармони. Я думаю, применительно к гармони, нет особой необходимости строго соблюдать какое-либо правило расположения кисти правой руки: вы сами найдёте для себя наиболее удобный «хват» в той или иной ситуации.

Извлекаем из гармони первые звуки

Теперь выполним простое упражнение: нажимаем какую-нибудь кнопку в правой клавиатуре и одновременно с нажатием начинаем; растягивать мех левой рукой. Для тех, кто не знает: правая клавиатура, это та, где кнопки расположены на грифе(а не на корпусе, как слева). Стараемся тянуть мех плавно, без рывков и прослаблений, чтобы звук был ровным. Теперь сжимаем мех, не отпуская кнопку.

Как вы слышите, звук при этом остаётся один и тот же. Одинаковый звук при смене направления движения меха на одной и той же клавише-одна из характерных черт гармони-хромки, в отличие от большинства русских гармоней прошлого, мало распространённых сейчас и имеющих, как правило, разные звуки на сжим-расжим меха либо в одной из клавиатур(левой, правой), либо в обоих(исключение-елецкая рояльная гармонь и ).

Теперь сделаем почти тоже самое, но при смене направления движения меха нажмём другим пальцем другую клавишу, ту, что по соседству(неважно, сверху, снизу, сбоку…)

Первые упражнения

Всё, побаловались и хватит, теперь перейдём к более серьёзным упражнениям. Попробуем сыграть мажорную гамму. Несмотря на грозное название, ничего сложного тут нет. Мы просто перебираем подряд восемь клавиш в двух рядах, начиная с клавиши 3 и заканчивая клавишей 18, а потом возвращаемся назад тем же «путём». При этом безымянный палец нажимает клавиши первого ряда(начиная с клавиши номер 3), а указательный-второго(начиная с клавиши номер 15). Должно получиться так:

Теперь усложним задачу: делаем почти тоже самое, но теперь двигаемся до самого низа клавиатуры, до самой последней клавиши и опять возвращаемся назад:

Играем сначала в медленном темпе, потом, когда будет получаться всё без ошибок, можно прибавить «скорости».

Про ведение меха

Про смену направления движения меха в данном упражнении: не знаю точно, что сказали бы профессионалы, но мне кажется удобным менять его после каждого восьмого звука. Играть начинаем на расжим, слегка(совсем немного) разведя меха, чтобы иметь небольшой запас воздуха. Запомните небольшое правило: старайтесь никогда не разводить и не сжимать меха до упора. Это неизбежно приведёт к паузам и рывкам там, где их быть не должно.

Сколько времени уделять упражнениям и смотреть ли на клавиатуру

Неплохо было бы уделить этим упражнениям пару минут каждый раз, как садитесь за гармонь. Эту гамму можно «гонять» также, только безымянным пальцем и мизинцем для их развития(а развивать их очень желательно сразу, как только начинаете учиться).

Смотреть ли на клавиатуру при игре? Скажу так: смотреть первое время вам придётся, так как иначе вы вряд ли попадёте в нужные клавиши. Но с приобретением некоторого опыта, необходимость в этом отпадёт сама собой. Пальцы привыкнут и будут чувствовать клавиатуру.

На этом, пожалуй, первый урок будет закончен.

Наша Школа создана для того, чтобы каждый желающий мог самостоятельно научиться играть на гармони – быстро и просто!

В чём предназначение “Школы народной игры на гармони”?

Вносить свой вклад в сохранение разумности, доброты и душевности нашего мира,

предоставляя всем желающим возможность быстрого, простого и понятного освоения народной игры на гармони и других музыкальных инструментах

Кто такой Константин Иванин?

1974 г.р. Родился и живёт до сих пор в г. Усть-Каменогорск, Восточно-Казахстанской области.

Дипломированный:
филолог, инженер, экономист, учитель.

Профессиональная специализация: анализ и моделирование систем (преимущественно технологических и экономических).

Хобби на протяжении более 30 лет: народная культура (рукопашный бой, музыка, пляска, пение).

Последние 20 лет в качестве хобби – инструктор по рукопашному бою, народной пляске и игре на гармони.

К. Иванин достаточно широко известен среди гармонистов России и зарубежья благодаря выпущенной им серии видео-уроков по обучению игре на гармони.

(Более 9 тысяч подписчиков на канале Youtube. Порядка 200 обучающих видео - общей продолжительностью более 80ти часов).

Отзывы пользователей методике, разработанной Константином, Вы можете прочитать на этих каналах.

Как, зачем и почему возникла эта школа?


В детстве у меня была мечта: научиться играть на гармони.

Потом эта мечта сбылась: я достиг именно того уровня игры, о котором мечтал. Которого хотел достичь. Не выше. Но и не ниже.

Я не стал лучшим гармонистом в России, не стал виртуозом. Потому что я мечтал не об этом…

Но я стал человеком, который может в любой уместной ситуации достать гармонь, и сыграть людям под пляску, либо спеть с друзьями и роднёй любимые песни, причём даже и без подготовки.

Именно об этом я мечтал. И именно этому могу научить Вас, если наши мечты схожи.

Процесс воплощения этой мечты был в чистом виде экспериментом длиной примерно в 10 лет.

Суть этого эксперимента сводилась к тому, чтобы научиться играть на гармони, вытаскивая знания «из нутра», а не из внешних источников. При этом, разумеется, взаимодействуя с внешним миром.

В результате этого эксперимента выкристаллизовались и сформулировались не только умение играть. Не только серия обучающих уроков, и не только методика самообучения.
Но и некая философия, которую я считаю своей личной интерпретацией народной философии.

Эта философия - не ностальгия по прошлому. Она прекрасно работает в современном мире, позволяя справляться с трудностями и задачами, которые ставит перед человеком урбанистический, «цифровой» мир.

По моим уроком выучилось огромное количество людей.
За время существования этих уроков я получил огромнейшее количество благодарностей и отзывов. Поэтому посчитал себя вправе более системно и профессионально делиться своими пониманием, умениями и философией с теми, кому это интересно.

В чём ценность этой школы?

Главная ценность нашей школы - в методике преподавания.

Эта методика является нашей собственной разработкой.
Она нацелена на быстрое, простое и радостное получение учеником желаемого результата – умения играть на гармони в народной манере.

По сути, мы знаем последовательность простых действий , которые не только наикратчайшим, но и очень радостным и интересным путём приведут ученика к результату.

Поэтому в нашей школе эти действия выстроены в прямую и лёгкую дорогу, по которой можно очень быстро пройти.

Все материалы организованы системно. Они основываются на методических принципах – “последовательности и постепенности”, “посильности”, “наглядности”, “одной трудности”.

Каждый из этих материалов является частью системы, а не хаотическим фрагментом знания.

Музыка нужна для радости.

Музыка - это язык, на котором говорит душа.

Очень часто во многих музыкальных школах об этом забывают.
А мы помним об этом всегда. И именно это считаем народным подходом к освоению Игры.

Наша методика совместила в себе академические и народные знания о преподавании, взяв из них всё самое лучшее. Это такие принципы, как результативность, научность, прагматичность, простота, доброта, свобода импровизации и радость творчества …

Корни нашей методики - в народной философии, которая назвала игру музыки ИГРОЙ, а не каким-нибудь другим словом.

Как следствие, ИГРА - с первого дня, и на протяжении всего обучения - это один из основополагающих принципов нашей школы.

Пониманию народной философии применительно к игре музыки, к методике обучения, посвящён цикл занятий в школе.

Понимание игры - это ещё один из принципов, на которых строится наша школа.

В общем, сами всё увидите. А вкратце -
В нашей школе можно научиться ИГРАТЬ МУЗЫКУ : быстро, легко и радостно:-).
Именно Играть. И именно Музыку:-).

Для кого эта школа?


Для всех, кто хочет с первых часов обучения получить результат.

А также для тех, кто хочет быстро и с небольшой затратой времени приобрести очень простые, но достаточные умения - и ими довольствоваться,

И для тех, кто хочет развивать эти умения всю жизнь.

Для тех, кто хочет занятия музыкой превратить действительно в творческую увлекательную Игру, а не в мучительную многолетнюю каторгу.

И тех, кто хочет научиться играть на гармони свои любимые песни, а не те произведения, на которые нашлись ноты. И конструировать свою игру на своё усмотрение, а не как написал кто-то.

Для старых, малых, молодых, юных, зрелых…

В общем, для всех.

Кроме тех, кто не любит гармонь:-).

Что такое “народная игра”?

Это игра, основанная на методике, совсем недавно существовавшей в городских дворах и деревенских переулках.

Методике настолько простой и естественной, что мало кто даже задумывался о её существовании.

Это несложная, лёгкая в освоении игра, которая не требует посвящать обучению времени больше, чем есть у простого семейного рабочего человека.

Чаще это аккомпанемент, чем виртуозное соло, хотя виртуозность и не исключена.

Игра, состоящая из понятных и надёжных приёмов.

Которую можно освоить за пару недель, и остановиться на этом,

А можно бесконечно развивать свои умения, так и не достигнув предела.

Как будет проходить обучение?


  • На сайте Школы есть
  • В нём есть несколько курсов: с «первого» по «шестой» классы.
    (Конечно, это условность. Вы можете освоить курс за неделю, можете за пять лет. Зависит от удобного Вам темпа).
  • В каждом курсе - несколько занятий.
    Эти занятия выстроены в последовательности, идеальной для прохождения обучения.
    Вы можете пропустить какое-то из занятий, или даже курс, если считаете, что предлагаемые в них умения Вами уже освоены. Но рекомендую всё-таки идти последовательно.
  • Затем осваиваете материал занятия.
  • Когда посчитаете своё умение сформированным, переходите к следующему занятию.
  • Таким образом, после занятия вы знаете точный ответ на вопросы: «Что делать?» и «Как делать?».
  • Учебные материалы сделаны так, чтобы не отнимать у Вас много времени на просмотр: короткие, и по существу.
  • Если Вы хотите поподробнее пообщаться на тему занятия, Вы можете поучаствовать в вебинаре, посвящённом этой теме. Либо просмотреть запись прошедшего вебинара. Либо предложить провести такой вебинар, если он ещё не проводился.
  • После освоения занятия, Вы можете разместить запись Вашей игры в нашей группе

Курсы игры на гармони

Всем знакомы кадры из старых фильмов, в которых народные гуляния проходили под звуки гармони. Игра на этом музыкальном инструменте популярна и в наше время. Не потеряли актуальности и курсы обучения игры «на гармошке», с каждым годом все больше учеников записываются на уроки к репетиторам или в музыкальную школу.

Чтобы не искать опытного учителя по всей Москве, предлагаем приехать в школу «Виртуозы», где собраны лучшие педагоги столицы, а расписание обучения строится с учетом ваших мероприятий.

Что вы получите на уроках игры на гармошке в школе «Виртуозы»?

  • Вы узнаете, что существуют различные техники игры на гармони: от самой простой игры по цифрам до техник, которые используют профессионалы. Мы докажем, что не стоит бояться нот и аккордов, что понять и выучить их совсем не сложно!
  • Обучение игре на гармони в нашей школе в Москве включает и практику, которая начинается с исполнения простых отрывков. В процессе учебы вы будете играть на гармошке все более сложные произведения.
  • Наша школа предлагает на выбор удобные курсы игры на гармошке, различающиеся по количеству уроков. Чем больше часов обучения вы выбираете, тем больше опыта и знаний приобретете на уроках игры на гармони.
  • Курсы игры на гармони в школе «Виртуозы» - это творческая атмосфера, ведь здесь собраны ваши единомышленники, увлеченные музыкой преподаватели. Также у нас регулярно проводятся концерты. Согласитесь, располагающая к учебе обстановка играет не последнюю роль в качестве образования?

Хотите ощутить все преимущества обучения игре на гармони в «Виртуозах»? Запишитесь на пробное занятие , оно бесплатно.

Индивидуальные курсы

Запись

ПРОБНЫЙ УРОК

1 ЗАНЯТИЕ

1 занятие = 30 минут

1 ПОСЕЩЕНИЕ

1 занятие = 600

Запись

Абонемент Rubato

Посещения в свободном графике

8 занятий

1 занятие = 55 минут

2 месяца обучения

максимальный срок абонемента

8 занятий = 14 300

Запись

Абонемент Presto

48 занятий

1 занятие = 55 минут

от 2 раз в неделю

планируемая посещаемость

48 занятий = 67 680

Запись

Абонемент Vivo

24 занятия

1 занятие = 55 минут

от 2 раз в неделю

планируемая посещаемость

24 занятий = 35 280

Запись

Абонемент Accelerando

12 занятий

1 занятие = 55 минут

от 2 раз в неделю

планируемая посещаемость

12 занятий = 18 360

Запись

Абонемент Allegro

8 занятий

1 занятие = 55 минут

от 2 раз в неделю

планируемая посещаемость

8 занятий = 12 930

Запись

Абонемент Adagio

4 занятия

1 занятие = 55 минут

1 раз в неделю

планируемая посещаемость

4 занятия = 6 900

Запись

Абонемент Uno

Для тех кому нужно здесь и сейчас

1 Занятие

1 занятие = 55 минут

1 посещение

1 занятие = 1 900

Учится трудно, а начинать изучать нотную грамоту уже не молодым – еще трудней. Хочется побыстрей, и, может быть, не полном объеме, но достаточном чтобы играть, понимать написанное на нотном стане.


Методики обучения в музыкальной школе, эффективные, спору нет, но они рассчитаны на длительное, постепенное изучение материала, на психологию ребенка. Да и работают они только когда есть преподаватель, который подает материал, контролирует усвоение, исправляет ошибки. Кроме того, опытный преподаватель учитывает психологические особенности ученика и найдет индивидуальный подход. Я же занимаюсь самообразованием, и учебники для музыкальных школ и училищ мне не подходят, но являюся очень полезным справочным материалом. Надо искать что-то другое.


Самоучители для гармони: П. Лондонов, Р.Бажилин, Г. Тышкевич, а также самоучители для игры на баяне этих и других авторов для меня были не эффективны. Наверно мне не подошли психологически. Цель занятия-урока не написана, чего надо добиться на данном занятии? Как контролировать? Нотная грамотность дана скомкано, каким-то урывками. Не создается цельная, взаимосвязанная система.


Я лучше понимаю и выучиваю, когда идем по схеме: вот задача, а для решении ее надо с делать такие то шаги. А схема: сделаем или выучим это (у меня сразу вопрос, а зачем?), потом это, и т.д., и долго всё, занудливо, без объяснения - зачем. А потом, опаньки, готово. Такая схема мне не подходит.


Обложился я книгами по музыкальной грамоте и сольфеджио, полез в интернет, начал учить ноты, длительность, интервалы, тональности, лады, аккорды и их обращения и т.д. Кое-что, конечно, выучил и запомнил. Все это нужно, а на гармони играть с листа не могу. Не правильно что-то делаю. Задумался: цель и методы ее достижения.

И вот что я понял.

Главные задачи, на первом этапе:

1. установить связь с изображением ноты на нотном стане и соответствующей клавишей гармони. Четкую, устойчивую связь.


А название ноты вторично, оно пригодится потом. Да на называю их по разному, у нас (до-ре-ми) или в Европе (C-D-E). (Тем более, что те упражнения, которым я пользовался, позволяют сделать это по ходу дела автоматически.)

2. длительность нот. Необходимо это четко выучить и уметь исполнять. Дело не трудное, и это тоже автоматически решатся в тех же упражнения, что и первая задача.

Из этих двух моментов: нота и длительность, в общем то, и состоит игра на гармони (да и на других музыкальных инструментах), все остальное тоже важно, но это задачи второго плана.

Начал искать подходящие упражнения, находил, пробовал. А все оказалось очень просто – обыкновенная гамма ДО-МАЖОР – до-ре-ми и т.д. Так что ничего нового я не изобрел и не изобретаю.

С этой гаммы все начинается, в любом самоучителе написано – сыграйте гамму – и все. И все ее пропускают, все ясно, чего тут играть то, не малое дитя ведь. Испробовал кучу способов, чтобы и выучить ноты побыстрей и научится извлекать их из гармони, и, как ни странно, это примитивнейшая гамма оказалась лучше всего.

Я просто сейчас поподробней опишу методику своих с упражнениями основанных на этой простой гамме. Много слов будет написано для того, чтобы из этой простейшей вещи получить максимальную отдачу.

Что это даст?

Можно за два-три дня научиться играть по нотам, с листа.

Конечно, вначале это было как у первоклассника: по слогам, медленно, без выражения. Но через очень небольшое время, выработалась и беглость и выразительность.

Это дистанционное обучение, нет учителя, который бы Вас контролировал (замечал ошибки, причины их вызывающие и способы исправления). Вы учитель, Вы же и контролер. Поэтому важно понять цель упражнения и методы ее (цели) достижения для самоконтроля. Обмануть, формально выполняя упражнение, Вы можете только себя. А это Вам нужно?

Общеизвестно, что навык - это умение, приобретенное упражнением, то есть многократным повторением, в основе которого лежит теория образования и закрепления условного рефлекса (в данном случае зрительно-слухо-двигательного).

Задача заключается в том, чтобы сформировать и закрепить навык, то есть сформировать систему нервных связей (динамический стереотип), которая является отражением в мозге реальных связей (нота - расположение на нотном стане и движений пальцев - нажатия нужной клавиши)

Я буду описывать процесс формирования и развития технического навыка. Поэтому необходимо прежде всего уяснить механизм этого процесса.

Начинаем

Подготовительные действия:

Справа картинка правой клавиатуры гармони – как бы через прозрачный гриф гармони (зеркальное отражение), ближе к меху 12 кнопок, дальше от меха – 13 кнопок. Я распечатал и положил эту картинку перед собой. Чуть поиграв, убрал.

Кстати: ноты написанные на линии расположены на ряде клавиатуры дальнем от меха, а между линий – на ряде клавиатуры ближе к меху

Я вначале приклеил кусочки скотча на клавиши ноты до 1, 2 и 3 октавы, для того чтобы правильно, на ощупь, находить эти клавиши. Потом можно его оторвал.

Смотрел на расположение нот, подглядывал вначале, 2-3 раза сыграв гамму, потом не стал это делать.

Чтобы сесть с гармонью удобней, а не перед компьютером, гамму распечатал (смотреть на ноты надо обязательно).

Сел и правильно взять гармонь (как учат в самоучителях), правой ногой лучше отбивать ритм, я так делал (заодно выработается ровный ритм).

Еще я пользовался метрономом. Прибор давний, музыканты используют его, а гармонисты почему-то нет. В интернете горячие споры – нужен он или нет. Но я думаю, не дураки его придумали и используют лет двести.

1. День первый

Как играл гамму:

медленно, и на каждый удар ноги (счет "раз", но вслух произносить это не надо) и одновременно;

1. разглядывал ноту (запоминал ее расположение);

2. произносил вслух название ноты (запоминл название ноты);

3. и при этом нажимл на нужную кнопку («пальцами» запоминл расположение кнопки для ноты);

4. перехожу к следующей ноте;

Необходим такой темп игры, который обеспечивал бы единство сознания и действия.

"Мантра" для этой гаммы:

до – ре – ми – фа – соль – ля – си – ля – соль – фа – ми – ре - до

В результате многократного повторения и достигается эта цель, но при условии игры без ошибок.

А отсюда вывод: чтобы играть быстро, надо играть медленно.

Медленный темп и является условием точности, которая, в свою очередь, обеспечивает возможность постепенного увеличения скорости игры. Ведь формирование и закрепление технического навыка заключается не в тренировке пальцев, а в тренировке нервных процессов, обусловливающих формирование динамического стереотипа и сокращение времени рефлекторного ответа, от чего и зависит скорость игры.

В первый день я, играл час –полтора, но без ошибок. Если бы я играл дольше, то начал бы ошибать, независимо от скорости.


Кстати В школе, когда задавали выучить стихотворение, я учил его весь вечер - а запомнить не мог, а утром легко рассказывал его, без запинки. Поэтому и упражнения я делал не долго, т.к. сколько бы не повторял, все равно ошибался.

Занятие не весёлое для, но нужное.

Моя ошибка на этом этапе:
Пролистав и посмотрел ноты для гармони, и заметил, что в основном ноты лежат в пределах 5 линий нотного стана, т.е. первая октава и первая половина нот второй октавы. Этому участку на первом этапе освоения игры по нотам я уделил больше внимания (хотелось побыстрей), а теперь испытываю трудности, если приходится играть ноты третьей октавы.