Драматический тенор развитие. Тенор - это какой голос? Самый высокий из мужских голосов

  • Альтино, лирический легкий и крепкий лирический тенора
  • Лирико-драматический и драматический тенора
  • Характерный тенор
  • Лирический и драматический баритон

Тенор

Среди теноров по приводимой классификации принято различать: альтино, лирический легкий, крепкий лирический, лирико-драматический, драматический и характерный тенора.

Диапазон голоса: от до малой октавы до до второй октавы. У тенора-альтино – до малой октавы – ми второй октавы. У драматических теноров – от ля большой до до второй октавы. Крайне редко встречаются голоса, диапазон которых и тембровая окраска позволили им исполнять и теноровые, и баритональные партии (например, Э.Карузо).

Альтино (А ), лирический легкий (ЛЛ ) и крепкий лирический (ЛК ) тенора

У первых двух типов голосов нижний отрезок голоса звучит только на пиано, верха – легкие. Эти голоса легко исполняют колоратурные пассажи и украшения. Лирический тенор имеет еще одно название – di grazia («ди грациа», изящный). Возможности этих голосов сравнимы с аналогичными типами женских голосов. Чаще всего тенорам альтино и лирическому легкому поручаются партии героев-любовников, но исполняют они и партии стариков.

Оперный репертуар:

  • Берендей – Римский-Корсаков «Снегурочка» (А );
  • Звездочет - Римский-Корсаков «Сказка о Золотом петушке» (только А );
  • Юродивый – Мусоргский «Хованщина» (А );
  • Ленский – Чайковский «Евгений Онегин» (ЛЛ );
  • Баян – Глинка «Руслан и Людмила» (ЛЛ и А );
  • Фауст – Гуно «Фауст» (ЛЛ );
  • Ромео – Гуно «Ромео и Джульетта» (ЛЛ );
  • Герцог – Верди «Риголетто» (ЛЛ );
  • Индийский гость - Римский-Корсаков «Садко» (может спеть А и ЛЛ );
  • Левко - Римский-Корсаков «Майская ночь» (ЛЛ );
  • Альмавива – Россини «Севильский цирюльник» (А и ЛЛ );
  • Лоэнгрин – Вагнер «Лоэнгрин» (ЛК );
  • Вертер – Массне «Вертер» (ЛК );
  • Рудольф – Пуччини «Богема» (ЛЛ ).

Обладатели таких голосов: Иван Козловский (А ), Сергей Лемешев (ЛЛ ), Леонид Собинов (ЛК ), Юрий Марусин (ЛЛ ), Альфредо Крауз (Л), Андрей Дунаев (ЛЛ ), Михаил Урусов (ЛК ), Ахмед Агади (ЛК ), Алибек Днишев (ЛЛ ).

Лирико-драматический (ЛД ) и драматический (Д ) тенора

Драматический тенор имеет еще одно название – di forza («ди форца», сильный), что определяет его место в оперном творчестве. Для него написаны партии героические, требующие голосовой мощи и ярких тембровых красок по всему диапазону голоса. Репертуар у лирико-драматического тенора почти такой же, как и у драматического.

Это – сильные характеры, яркие личности, способные на подвиг, на долю которых выпадают большие жизненные испытания.

Оперный репертуар драматического тенора:

  • Садко - Римский-Корсаков «Садко»;
  • Зигфрид – Вагнер «Зигфрид»;
  • Отелло – Верди «Отелло».
  • Радамес – Верди «Аида»;
  • Собинин – Глинка «Иван Сусанин»;
  • Лыков - Римский-Корсаков «Царская невеста»;
  • Калаф – Пуччини «Турандот»;
  • Каварадосси – Пуччини «Тоска».

Исполнители: Энрико Карузо (Д ), Марио Ланца (Д ), Николай Фигнер (Д ), Марио Дель Монако (Д ), Владимир Атлантов (Д ), Владислав Пьявко (Д ), Пласидо Доминго (Д ), Хосе Каррерас (ЛД ).

Характерный тенор

Этот тип тенора отличается особой тембровой окраской и, как правило, исполняет роли второго плана. Он может не обладать полным теноровым диапазоном, но на ограниченном участке диапазона его голос должен быть особенно выразителен и гибок в изображении вкрадчивости, лести, шипящего коварного шепота.

Оперный репертуар:

  • Шуйский – Мусоргский «Борис Годунов»;
  • Трике – Чайковский «Евгений Онегин»;
  • Мисаил – Мусоргский «Борис Годунов»;
  • Сопель - Римский-Корсаков «Садко»;
  • Ерошка – Бородин «Князь Игорь»;
  • Бомелий - Римский-Корсаков «Царская невеста»;
  • Овлур – Бородин «Князь Игорь»;
  • Подъячий – Мусоргский «Хованщина».

Лирический (ЛБ ) и драматический (ДБ ) баритон

Эти типы голосов сочетают в себе мощь звучания и мягкий, обволакивающе теплый тембр. Диапазон – от ля большой октавы до ля первой октавы. Нижние ноты у драматического баритона звучат сочнее, чем у лирического. На этом участке драматический баритон уверенно звучит на форте. Наиболее звучен этот голос от си малой октавы до фа первой. В ряде баритональных партий допускается фальцетное звучание, как особая краска, например, в каватине Фигаро. Лирическому баритону поручаются партии героев-любовников, которые действуют не по прихоти чувств, а продуманно и рационально.

Оперный репертуар:

  • Жермон – Верди «Травиата» (ЛБ );
  • Дон Жуан – Моцарт «Дон Жуан» (ЛБ );
  • Веденецкий гость - Римский-Корсаков «Садко» (ЛБ );
  • Онегин – Чайковский «Евгений Онегин» (ЛБ );
  • Елецкий – Чайковский «Пиковая дама» (ЛБ );
  • Роберт – Чайковский «Иоланта».

Исполнители: Маттиа Баттистини, Титто Гобби, Павел Лисициан, Дмитрий Гнатюк, Юрий Гуляев, Юрий Мазурок, Дитрих Фишер Дискау, Александр Ворошило, Дмитрий Хворостовский.

Драматический баритон воплощает образы сильных героев, зачастую коварных и жестоких. Заметим, что эти партии исполнялись и басами-баритонами (например, партии Фигаро, Руслана).

Оперный репертуар:

  • Фигаро – Моцарт «Свадьба Фигаро»;
  • Риголетто – Верди «Риголетто»;
  • Яго – Верди «Отелло»;
  • Мизгирь - Римский-Корсаков «Снегурочка»;
  • Алеко – Рахманинов «Алеко»;
  • Игорь – Бородин «Князь Игорь»;
  • Скарпиа – Пуччини «Тоска»;
  • Руслан – Глинка «Руслан и Людмила»;
  • Граф ди Луна – Верди «Трубадур».

Исполнители: Сергей Лейферкус, Титта Руффо.

Бас-баритон, центральный бас, бас-профундо, бас-буффо

У высокого баса самая звучная нота – до первой октавы, рабочая середина – си-бемоль большой октавы – ре первой октавы.

Сила звучания центрального баса, насыщенность нижних нот возрастает по сравнению с басом-баритоном; нота до первой октавы звучит сильнее, чем у высокого баса. В партиях этой разновидности баса активно используется центральный и нижние участки диапазона. Рабочая середина – соль-ля большой октавы – до первой октавы.

Бас-профундо встречается очень редко, поэтому его партии зачастую поручаются центральному басу. Нижние ноты баса-профундо – ля контроктавы. Обладатели такого голоса: П. Робсон, М. Михайлов, Ю. Вишневой.

Отметим еще более редко встречающийся голос – бас-октавист, нижние ноты которого звучат очень мощно и наполнено – фа-соль контроктавы. Такими возможностями обладает, например, современный певец Юрий Вишневой. Этот тип голоса не что иное, как бас-профундо с расширенным диапазоном и более мощными нижними нотами.

Бас-буффо исполняет главные партии и партии второго плана, партии комические и партии стариков. У этого типа голоса ярко проявляются актерские способности на определенном участке диапазона, а красотой тембра, уникальной техникой они могут и не обладать.

Оперный репертуар баса-баритона:

  • Базилио – Россини «Севильский цирюльник»;
  • Мефистофель – Гуно «Фауст»;
  • Нилаканта – Делиб «Лакме»;
  • Сусанин – Глинка «Иван Сусанин»;
  • Владимир Галицкий – Бородин «Князь Игорь».

Исполнители: Ф. Шаляпин, Е. Нестеренко, П. Бурчуладзе, В. Байков, П. Толстенко, В. Лынковский.

Оперный репертуар центрального баса:

  • Кончак – Бородин «Князь Игорь»;
  • Фарлаф – Глинка «Руслан и Людмила»;
  • Варяжский гость - Римский-Корсаков «Садко»;
  • Собакин - Римский-Корсаков «Царская невеста»;
  • Гремин – Чайковский «Евгений Онегин»;
  • Рене – Чайковский «Иоланта».

Исполнители: Максим Михайлов, Марк Рейзен, Леонид Болдин.

Оперный репертуар характерного баса:

  • Бартоло – Россини «Севильский цирюльник»;
  • Скула – Бородин «Князь Игорь»;
  • Дуда - Римский-Корсаков «Садко»;
  • Цунига – Бизе «Кармен».

ТЕНОР

Комический тенор

Немецкое название: Spieltenor - Tenor Buffo

Английский перевод: (Lyric) comic tenor. Молодые певцы этого типа также часто поют роли Lyrischertenor

Диапазон: от "до" первой октавы до "си-бемоль" второй

Роли:

Pedrillo, Die Entfuhrung aus dem Serail (Wolfgang Amadeus Mozart)
Monostatos, Die Zauberflote (Wolfgang Amadeus Mozart)
King Kaspar, Amahl and the Night Visitors (Gian Carlo Menotti)
Mime, Das Rheingold (Richard Wagner)
Monsieur Triquet, Eugene Onegin (Pyotr Ilyich Tchaikovsky)

Певцы:

Peter Klein


Тенор для характерных ролей


Немецкое название: Charaktertenor

Английский вариант: Character tenor

Описание: для этого типа требуются хорошие актерские данные.

Роли:

Mime, Siegfried (Richard Wagner)
Herod, Salome (Richard Strauss)
Aegisth, Elektra (Richard Strauss)
The Captain, Wozzeck (Alban Berg)

Певцы:

Peter Klein
Paul Kuen
Gerhard Stolze
Robert Tear


Лирический тенор

Немецкое название: Lyrischer Tenor

Английский перевод: Lyric tenor

Диапазон:

Роли:

Tamino, Die Zauberflote (Wolfgang Amadeus Mozart)
Belmonte, Die Entfuhrung aus dem Serail (Wolfgang Amadeus Mozart)
Rodolfo, La boheme (Giacomo Puccini)
Ferrando, Cosi fan tutte (Wolfgang Amadeus Mozart)
Almaviva, Il barbiere di Siviglia (Gioachino Rossini)
Arturo, I puritani (Vincenzo Bellini)
Elvino, La sonnambula (Vincenzo Bellini)
Ramiro, La Cenerentola (Gioachino Rossini)
Nemorino, L"elisir d"amore (Gaetano Donizetti)
Alfredo, La traviata (Giuseppe Verdi)
Il Duca, Rigoletto (Giuseppe Verdi)
Don Ottavio, Don Giovanni (Wolfgang Amadeus Mozart)
Faust, Faust (Charles-Francois Gounod)

Певцы:

Luigi Alva
Alfredo Kraus
Carlo Bergonzi
Jussi Bjorling
Ian Bostridge
Jose Carreras
Anton Dermota
Giuseppe Di Stefano
Juan Diego Florez
Nicolai Gedda
Beniamino Gigli
Luciano Pavarotti
Jan Peerce
Fritz Wunderlich
Peter Schreier
Leopold Simoneau

Молодой драматический тенор


Немецкое название: Jugendlicher Heldentenor

Английский перевод: Light dramatic tenor

Диапазон: от "до" первой октавы "до" до третьей

Описание: тенор с хорошим верхними нотами драматической окраски и определенной долей звонкости, чтобы прорезать оркестры.

Роли:

Don Jose, Carmen (Georges Bizet)
Lohengrin, Lohengrin (Richard Wagner)
Siegmund, Die Walkure (Richard Wagner)
Radames, Aida (Giuseppe Verdi)
Manrico, Il trovatore (Giuseppe Verdi)
Idomeneo, Idomeneo (Wolfgang Amadeus Mozart)
Calaf, Turandot (Giacomo Puccini)
Cavaradossi, Tosca (Giacomo Puccini)
Florestan, Fidelio (Ludwig van Beethoven)
Canio, Pagliacci (Ruggero Leoncavallo)
Don Alvaro La forza del destino(Giuseppe Verdi)
Max, Der Freischutz (Carl Maria von Weber)
Dick Johnson, La fanciulla del West (Giacomo Puccini)

Певцы:

Placido Domingo
Antonio Cortis
Georges Thill
Jose Cura
Richard Tucker
Ben Heppner
Enrico Caruso
Giacomo Lauri-Volpi
Giovanni Martinelli
Franco Corelli
James King
Jonas Kaufmann


Драматический тенор


Немецкое название: Heldentenor

Английский перевод: Heroic Tenor

Диапазон: от "си-бемоля" малой до "до" третьей

Описание: полноценный драматический тенор с баритональной окраской в среднем регистре и звонкостью. Хорошо прорезает плотную оркестровку.

Роли:

Othello, Otello (Giuseppe Verdi)
Siegfried, Der Ring des Nibelungen (Richard Wagner)
Parsifal, Parsifal (Richard Wagner)
Tristan, Tristan und Isolde (Richard Wagner)
Walther von Stolzing, Die Meistersinger (Richard Wagner)

Певцы:

Jean de Reszke
Francesco Tamagno
Ivan Yershov
Giuseppe Borgatti
Wolfgang Windgassen
Lauritz Melchior
James King
Jon Vickers
Mario del Monaco
Ramon Vinay
Set Svanholm
Hans Hopf
Max Lorenz


БАРИТОН

Лирический баритон

Немецкое название: Lyrischer Bariton - Spielbariton

Английский перевод: Lyric baritone

Диапазон: от "си-бемоль" большой октавы до "соль" первой октавы

Описание: мягкий, ласковый тембр без резкости.

Роли:

Conte Almaviva, Le nozze di Figaro (Wolfgang Amadeus Mozart)
Guglielmo, Cosi fan tutte (Wolfgang Amadeus Mozart)
Marcello, La boheme (Giacomo Puccini)
Papageno, Die Zauberflote (Wolfgang Amadeus Mozart)
Онегин, Евгений Онегин (Петр Ильич Чайковский)
Albert, Werther (Jules Massenet)
Billy Budd, Billy Budd (Benjamin Britten)
Figaro, Il barbiere di Siviglia (Gioachino Rossini)

Певцы:

Giuseppe De Luca
Dietrich Fischer-Dieskau
Gerhard Husch
Hermann Prey
Simon Keenlyside
Nathan Gunn
Peter Mattei
Thomas Hampson
Wolfgang Holzmair


Кавалер-баритон

Немецкре название: Kavalierbariton

Диапазон:

Описание: голос металлического тембра, который может петь как и лирические, так и драматические отрывки. Голос имеет благородную баритоновую окраску, не настолько мощный, как вердиевский или характерный баритон, от которого ожидают более воинственного поведения на сцене и физической силы. От певца данного фаха требуется хорошее умение держать себя на сцене и приятная внешность.

Роли:

Don Giovanni, Don Giovanni (Wolfgang Amadeus Mozart)
Tonio, Pagliacci (Ruggiero Leoncavallo)
Iago, Otello (Giuseppe Verdi)
Count, Capriccio (Richard Strauss)

Певцы:

Dmitri Hvorostovsky
Sherrill Milnes


Характерный баритон

Немецкое название: Charakterbariton

Английский перевод: Verdi baritone

Диапазон: от "ля" большой октавы до "соль-диез" первой

Роли:

Wozzeck, Wozzeck (Alban Berg)
Germont, La traviata (Giuseppe Verdi)

Певцы:

Mattia Battistini
Lawrence Tibbett
Pasquale Amato
Piero Cappuccilli
Ettore Bastianini
Renato Bruson
Tito Gobbi
Robert Merrill


Драматический баритон

Немецкое название: Heldenbariton

Английский перевод: Dramatic baritone

Диапазон:

Описание: "героический" баритон - редкое и потому столь желанное явление в оперных театрах Германии. Тембр звонкий и полетный, в сочетании с мощностью и "командным тоном".

Роли:

Telramund, Lohengrin (Richard Wagner)
Count di Luna, Il trovatore (Giuseppe Verdi)

Певцы:

Leonard Warren
Eberhard Wachter
Thomas Stewart
Titta Ruffo


Лирический бас-баритон


Немецкое название: Lyrischer Bassbariton

Английский перевод: Lyric Bass-baritone

Диапазон: от "соль" большой октавы до "фа-диез" первой

Описание: Диапазон для баса-баритона зачастую сильно разниться от партии к партии, некоторые из которых не имеют больших технических сложностей. Некоторые бас-баритоны большетяготеют к баритонам: Friedrich Schorr, George London и Bryn Terfel, другие к басам: Hans Hotter, Alexander Kipnis и Samuel Ramey.

Роли:


Escamillo, Carmen (Georges Bizet)
Golaud, Pelleas et Melisande (Claude Debussy)

Певцы:

Thomas Quasthoff


Драматический бас-баритон

Немецкое название: Dramatischer Bassbariton

Английский перевод: Bass-baritone

Диапазон: от "соль" большой октавы до "фа-диез" первой

Роли:

Игорь, Князь Игорь (Александр Бородин)
Scarpia, Tosca (Giacomo Puccini)
The Dutchman, The Flying Dutchman (Richard Wagner)
Hans Sachs, Die Meistersinger (Richard Wagner)
Wotan, Der Ring des Nibelungen (Richard Wagner)
Amfortas, Parsifal (Richard Wagner)

Певцы:

Friedrich Schorr
Rudolf Bockelmann
Anton van Rooy
George London
James Morris
Bryn Terfel


БАС

Бас-кантанте - высокий бас

Итальянское название: Basso Cantante

Английский перевод: Lyric Bass-baritone

Диапазон: , иногда фа-диез первой.

Описание: бас, которому хорошо удается петь распевно. В переводе с итальянского basso cantante - певучий бас.

Роли:
Досифей - Хованщина (Модест Мусоргский)
Князь Иван Хованский - Хованщина (Модест Мусоргский)

Сальери - Моцарт и Сальери (Римский-Корсаков)
Иван Сусанин - Жизнь за царя (Глинка)
Мельник - Русалка (Даргомыжский)
Руслан - Рулан и Людмила (Глинка)
Duke Bluebeard, Bluebeard"s Castle (Bela Bartok)
Don Pizarro, Fidelio (Ludwig van Beethoven)
Count Rodolfo, La sonnambula (Vincenzo Bellini)
Blitch, Susannah (Carlisle Floyd)
Mephistopheles, Faust (Charles Gounod)
Don Alfonso, Cosi fan tutte (Wolfgang Amadeus Mozart)
Leporello, Don Giovanni, Don Giovanni (Wolfgang Amadeus Mozart)
Figaro, Le nozze di Figaro (Wolfgang Amadeus Mozart)
Boris, Boris Godunov (Modest Mussorgsky)
Don Basilio Il barbiere di Siviglia (Gioachino Rossini)
Silva, Ernani (Giuseppe Verdi
Philip II, Don Carlos (Giuseppe Verdi)
Count Walter, Luisa Miller (Giuseppe Verdi)
Zaccaria, Nabucco (Giuseppe Verdi)

Певцы:

Norman Allin
Adamo Didur
Pol Plancon
Feodor Chaliapin
Ezio Pinza
Tancredi Pasero
Ruggero Raimondi
Samuel Ramey
Cesare Siepi
Hao Jiang Tian
Jose van Dam
Ildebrando D"Arcangelo


Высокий драматический бас

Немецкое название: Hoherbass

Английский перевод: Dramatic Bass-baritone

Диапазон: от "ми" большой октавы до "фа" первой

Роли:


Борис, Варлаам - Борис Годунов (Модест Мусоргский)
Klingsor, Parsifal (Richard Wagner)
Wotan Der Ring des Nibelungen (Richard Wagner)
Caspar, Der Freischutz (Carl Maria von Weber)
Philip, Don Carlo (Giuseppe Verdi)

Певцы:

Theo Adam
Hans Hotter
Marcel Journet
Alexander Kipnis
Boris Christoff
Cesare Siepi
Fyodor Chaliapin
Mark Reizen
Nicolai Ghiaurov


Молодой бас

Немецкое название: Jugendlicher Bass

Английский перевод: Young bass

Диапазон: от "ми" большой октавы до "фа" первой

Описание: молодой бас (имеется в виду возраст).

Роли:

Leporello, Masetto, Don Giovanni (Wolfgang Amadeus Mozart)
Figaro, Le nozze di Figaro (Wolfgang Amadeus Mozart)
Varlaam, Boris Godunov (Modest Mussorgsky)
Colline, La boheme (Giacomo Puccini)


Лирический комический бас

Немецкое название: Spielbass

Итальянское название: Bassbuffo

Английский перевод: Lyric comic bass

Диапазон: от "ми" большой октавы до "фа" первой

Роли:

Фарлаф - Руслан и Людмила (Глинка)
Варяжский гость (Садко, Римский-Корсаков)
Don Pasquale, Don Pasquale (Gaetano Donizetti)
Dottor Dulcamara, L"elisir d"amore (Gaetano Donizetti)
Don Bartolo, Il barbiere di Siviglia (Gioachino Rossini)
Don Basilio, Il barbiere di Siviglia (Gioachino Rossini)
Don Magnifico, La Cenerentola (Gioachino Rossini)
Mephistopheles, Faust (Charles Gounod)
Don Alfonso, Cosi fan tutte (Wolfgang Amadeus Mozart)
Leporello, Don Giovanni (Wolfgang Amadeus Mozart)

Певцы:

Luigi Lablache
Fernando Corena
Ferruccio Furlanetto

Драматический буффо

Немецоке название: Schwerer Spielbass

Английский перевод: Dramatic comic bass

Диапазон:

Хан Кончак - Князь Игорь (Александр Бородин)
Варяжский гость - Садко (Римский-Корсаков)
Baculus, Der Wildschütz (Albert Lortzing)
Ferrando, Il trovatore (Giuseppe Verdi)
Daland, Der fliegende Holländer (Richard Wagner)
Pogner, Die Meistersinger (Richard Wagner)
Hunding, Die Walküre (Richard Wagner)


Низкий бас

Немецкое название: Lyric Seriöser Bass

Итальянское название: Basso Profundo

Английский перевод: Low bass

Диапазон: от "до" большой октавы до "фа" первой

Описание: бас профундо - самый низкий мужской голос. По мнению Дж.Б. Стина, которое он привел в своей книге "Голоса, певцы и критики" ("Voices, Singers, and Critics" by J. B. Steane), этот голос использует звукообразование, исключающее быстрое вибрато. Имеет плотный, стенобитный тембр. Певцы иногдя используют и другие виды вибрато: медленное или "устрашающее" качание.

Роли:

Rocco, Fidelio (Ludwig von Beethoven)
Osmin, Die Entführung aus dem Serail (Wolfgang Amadeus Mozart)
Sarastro, Die Zauberflöte (Wolfgang Amadeus Mozart)
Пимен - Борис Годунов (Модест Мусоргский)
Собакин - Царская невеста (Римский-Корсаков)
Князь Юрий - Сказание о Китеже (Римский-Корсаков)
Король Рене - Иоланта (Чайковский)
Князь Гремин - Евгений Онегин (Петр Ильич Чайковский)

Певцы:

Matti Salminen

Низкий драматический бас

Немецкое название: Dramatic Seriöser Bass

Английский перевод: Dramatic low bass

Диапазон: от "до" большой октавы до "фа" первой

Описание: мощнейший бас профундо.

Роли:

Vladimir Yaroslavich, Prince Igor (Alexander Borodin)
Hagen, Götterdämmerung (Richard Wagner)
Heinrich, Lohengrin (Richard Wagner)
Gurnemanz, Parsifal (Richard Wagner)
Fafner, Das Rheingold, Siegfried (Richard Wagner)
Marke, Tristan und Isolde (Richard Wagner)
Hunding, Die Walküre (Richard Wagner)

Певцы:

Ivar Andresen
Gottlob Frick
Kurt Moll
Martti Talvela

Голос, которым природа наделила человека, способен передавать звуки не только в разговоре и выражении эмоций, но и при пении. Мелодика человеческого голоса очень богата, палитра ее многокрасочна, а диапазоны высот звучания очень индивидуальны. Именно эти критерии позволили человеку определить в искусстве отдельный жанр вокала.

Само понятие было определено и обозначено еще на латыни (vocalis - «звучащий»). Вокалист - это музыкант, использующий свой голос как инструмент. Он может быть низко звучащим и поющим ноты верхнего регистра. Бас или сопрано, баритон или меццо-сопрано, альт или тенор - это разные типы певческих голосов.

В разряд вокалистов попадают не только певцы классических партий, но и исполнители речитативов и художественной декламации. Композиторы-классики всегда пишут свои произведения, относясь к голосу вокалиста, как к самостоятельному музыкальному инструменту, учитывая его особенности и возможности.

Определение типа певческого голоса

Певческие голоса разделяются на типы по диапазону звуков, высота которых определена индивидуальными возможностями вокалиста. Отнесение голоса к определенному типу - задача очень важная. Бас, альт, сопрано, тенор - что это за диапазон, определить сможет только специалист. Более того, певческий диапазон вокалиста может со временем меняться, а использование голоса за пределами возможностей может сказаться и на здоровье музыканта.

  • Тембр (педагоги по вокалу называют его «цветом голоса»).
  • Тесситура (предельные возможности и выносливость взятия верхних звуков).
  • Артикуляция.
  • Строение гортани (проводится консультация врача-фониатра).
  • Внешние, поведенческие и психологические характеристики вокалиста.

Самый высокий из мужских голосов

Как ни странно, в наше время предметом мечтаний юношей, планирующих сделать вокальную карьеру, является тенор. Это, скорее всего, дань моде. Сегодня она диктуется современными композиторами, которые чаще пишут мужские партитуры для высокого голоса. Так было не всегда. Но нам надо разобраться, тенор - это какой голос?

Классические стандарты типов певческого голоса тенор определяют как самый высокий из мужских диапазонов, обозначенный пределами «до» первой октавы - «до» второй октавы. Но никак нельзя утверждать, что границы эти непоколебимы. Здесь надо сказать, что тенор - это не только классический вокал, когда теноровые партии пишутся строго в пределах диапазона, но и музыкальный регистр для поп- и рок-певцов, мелодии которых часто переходят границу обозначенного диапазона.

Каким бывает тенор

Заключать теноров только в рамки отведенного диапазона будет несправедливо. Сила, чистота и объемность звучания определенных нот теноров позволило им, как и другим типам, получить дополнительную градацию. Тонкости разграничения одного подтипа от другого доступны только опытным преподавателям вокала. Какие же бывает тенор?

Тенор-альтино или контртенор

Голос, похожий на мальчишеский, самый высокий из всех теноров, который не сломался после мутации и сохранился наряду с низким тембром. Этот тенор больше напоминает женский голос: явление крайне редкое, можно назвать ошибкой природы. Примером вокала контртенора может быть «Ария Царицы ночи» в исполнении М. Кузнецова.

Лирический тенор

Лирико-драматический тенор

Подтип тенора близкий к лирическому, но окрашенный обертонами, значительно плотнее и насыщеннее.

Драматический тенор

Из классификации теноров он самый низкий, отличающийся мощностью звучания и близости по тембральному оттенку к баритону. Для драматического тенора пишутся многие оперные партии (Отелло, Герман из «Пиковой дамы»).

Из характеристик подтипов теноров можно понять, что все они, за исключением контр-тенора, отличаются друг от друга своей окраской, тембром. Тенор - это излюбленное звучание голоса для партий героических персонажей, начиная с героев-любовников и заканчивая героями-освободителями, героями-борцами.

Переходные ноты

Еще одним признаком, классифицирующим теноров, будут так называемые переходные участки. На этих нотах голос начинает приспосабливаться и менять способ воспроизведения. Переходные ноты напрямую зависят от строения голосового аппарата. Это предельные высокие звуки, которые певец извлекает без изменения положения связок. Этот участок у каждого вокалиста свой, индивидуальный. Он напрямую зависит от тренировки голосовых связок. Тенор - это самый подвижный из типов певческих голосов. Поэтому переходный участок для тенора будет меняться на протяжении всей карьеры.

Тембр - особенность теноров

Основной ошибкой начинающих юношей-вокалистов при определении своего типа голоса будет попытка классифицировать его только по диапазону. Когда же определением занимается специалист, он непременно будет оценивать тембр голоса. Профессионалы называют тембр «красками звука». Именно тембр помогает голосу воспроизводить ноты точными по высоте и полноценными по силе. Часто бывает, что одного прослушивания не хватает для точного «диагноза». Ведь тембр - это характеристика тоже непостоянная. Но это больше касается классического вокала.

Тенор и современная музыка

А для исполнения современной музыки, не касаясь оперных партий, совершенно не нужно уточнять, какой у вас тенор. Голос может быть просто определен как высокий, средний или низкий. На Западе уже давно практикуется такая градация. В ней тенор - это просто по определению самый высокий из мужских голосов.

Такая условность дает почву для огорчения юношам, имеющим от природы голос низкого или среднего регистра, не такой как тенор. Голос - это музыкальный инструмент, а любому инструменту найдется партия в оркестре. Даже среди современных музыкальных композиций, к сожалению, сегодня ориентированных в основном на теноров, можно услышать уникальные мелодии, написанные и для баритона, и для басов.

Уверена, что не ошибусь, если стану утверждать – мужской голос тенор является предметом вожделения массы юношей, мечтающих о вокальной карьере. Я считаю, что это влияние моды, которая действует опосредованно, через композиторов, пишущих современный вокальный материал преимущественно для высокого мужского голоса.

«Как сделать голос тенором?» - даже такой вопрос, который любой мало-мальски разбирающийся в реалиях вокала человек просто посчитает глупым, можно найти и в Интернете, и в той или иной форме на этом сайте в рубрике «Спрашивали? Отвечаю…» .

Хорошо, если молодой человек знает точно, какой у него тип голоса, и выбирает для себя репертуар, который максимально соответствует возможностям его организма. Но часто случается совершенно обратное - имея объективно, от природы, совсем другой тип голоса, начинающий вокалист стремится петь ноты, которые слишком для него высоки. К чему это приводит? К постоянному перенапряжению своих вокальных органов, а вот оно, это перенапряжение – прямой путь и к болезням, и к потере голоса впоследствии.

Один из признаков – диапазон голоса тенор

Итак, уже понятно, что тенор – высокий голос. Насколько высокий? КЛАССИКА определяет диапазон голоса тенор как До малой – До второй октавы.

Значит ли это, что Ре второй (или Си большой) певец тенор спеть не сможет? Нет, конечно, вполне сможет. Но вот КАЧЕСТВО исполнения нот за пределами диапазона может стать другим. Надо же понимать, что речь идет о классической музыке (и вокале).

При этом, начиная с некоторой ноты первой октавы (для разных подтипов голоса – она разная), тенор использует смешанную технику – микст, этот участок обозначен желтым цветом. То есть, так или иначе, головной регистр в голосе работает, но не в своем чистом виде, а как «примесь» к грудному. Тенор – название для классического мужского голоса, называть тенором поп- или рок-певца - не совсем верно.

Во-первых, классические вокальные произведения, которые написаны для исполнения их именно певцом тенором, не выходят за рамки названного диапазона, во-вторых, в классике не используется чистый мужской головной голос (основанный на фальцетном регистре), поэтому тенор и ограничен До второй октавы, хотя, может быть, лучше говорить о Ре-Ми (но есть из этого правила исключения - контр-тенор, о нем ниже). В-третьих, классическая вокальная техника (нельзя об этом забывать) отличается своими особенностями.

Каким бывает тенор

Справедливости ради, следует говорить о подвидах голоса тенор, ведь сам по себе этот вид мужского голоса тоже бывает разным. Существует следующая градация:

контр-тенор (в свою очередь делится на альт и сопрано) - самый высокий голос, использующий в полной мере «головную» часть диапазона (верхний регистр). Это тонкий мальчишеский голос, либо не исчезнувший в период мутации, а сохранившийся наряду с более низким грудным, мужским тембром, либо продукт развития голоса именно в данной манере пения. Если мужчина целенаправленно развивает свою верхнюю часть диапазона, то при определенной природе он сможет петь, как контр-тенор. Этот высокий мужской голос очень напоминает женский:

Э. Курмангалиев “ария Далилы”

М. Кузнецов “ария Царицы ночи”

Легкий тенор - наиболее высокий голос, который, тем не менее, имеет полновесный грудной тембр, который, хотя и звучит очень легко и воздушно, тем не менее, отличается от женского:

Х. Флорез “Гранада”

лирический тенор – мягкий, тонкий, нежный, очень подвижный голос:

С. Лемешев “Скажите, девушки, подружке вашей...”

лирико-драматический тенор – более насыщенный, более плотный и обертональный тембр, сравните его звучание с легким тенором, исполняющим ту же песню:

М. Ланца “Гранада”

драматический тенор – самый низкий из семейства теноров, уже близкий по тембру к баритону, его отличает мощность звучания, поэтому для такого голоса написаны партии многих главных героев оперных спектаклей: Отелло, Радомес, Каварадосси, Каллаф... И Герман в «Пиковой даме» - тоже он

В. Атлантов “ария Германа”

Как видите, за исключением самого высокого подвида, остальные отличаются друг от друга не своим диапазоном, а своим ТЕМБРОМ , или, как его еще называют, «краской голоса». То есть, ТЕМБР , а не диапазон, является основной характеристикой, которая позволяет отнести мужские голоса и тенор, в том числе, к тому или иному типу и подтипу.

Основная отличительная особенность голоса тенор – его тембр

Известный исследователь профессор В.П. Морозов так говорит об этом в одной из своих книг:

«Этот признак оказывается во многих случаях важнее даже диапазонного признака, так как мы знаем, что имеются, например, баритоны, берущие теноровые верха, но, всё же, это баритоны. А если тенор (по тембру, без сомнения) не имеет теноровых верхов, то не считать же его только поэтому баритоном…»

Самой существенной ошибкой молодежи, еще не имеющей вокального опыта, становится попытка определить свой голос исключительно по его диапазону. Для примера, середину первой октавы поет и баритон, и тенор, как быть? Слушать характер звучания голоса. А как его услышать? А обратиться к специалисту! В 16-20 лет в мозгу еще не успели сложиться определенные слуховые представления о том, как звучит средний мужской голос по сравнению с высоким на одном и том же участке диапазона. Это знания и опыт вокального педагога, к которому и нужно обратиться.

Кстати, даже педагог не всегда определит тип голоса с одного прослушивания, по крайней мере, чтобы отличить драматический тенор от лирического баритона, нужно потрудиться! Поэтому, совсем не важно точно знать подтип своего голоса, если вы стремитесь петь репертуар современный, а не разучиваете оперные партии. Это давно поняли и на Западе, где вокальные педагоги определяют голоса своих подопечных, относя их к трем типам – низкий, средний или высокий. Об этом я говорю и в статье «Переходные участки голоса – наши вокальные маяки» на этом сайте.

Переходный участок – еще один признак, что тип голоса тенор

Нельзя не сказать о том, что еще одним отличительным признаком типа голоса будут переходные участки (переходные ноты). Их «местонахождение» на высотной линейке прямо связано со строением вокального аппарата, главным образом, конечно, голосовых складок. Чем более тонкие и легкие складки у певца, тем более высокий звук они создают, не задействуя фальцетный, головной регистр. То есть, тем выше будет находиться переходная нота в голосе (точнее, весь участок).

Для любого тенора переходная нота может быть где угодно на этом участке, это вовсе не значит, что драматический тенор будет иметь переход на Ми, а лирический или легкий – на Соль. Нельзя мерить линейкой! Да и опытность певца сыграет существенную роль, и вот почему.

Дело в том, что постепенно, с тренировкой голоса, переходный участок смещается несколько вверх, ведь голос опытный, закаленный, совершенно не похож на голос начинающий, как взрослый атлет в сравнении с подростком. Профессионал может петь чистым грудным регистром выше, чем новичок с тем же типом голоса, это следствие развития навыков. Из этого следует, что если новичку определят переходную ноту как Ре первой октавы, то это не означает, что тип его голоса – баритон. Просто со временем, при правильных занятиях, переходная нота может сместиться и на Ми, и на Фа.

Так вот, вокалисту необходимо иметь ТЕМБР голоса тенор в первую очередь. Рассматривая только существующий на данный момент диапазон и расположение переходной ноты, точно тип голоса определить нельзя. Обращать внимание нужно на ВСЕ ТРИ аспекта, при этом на тембр – наибольшее.

Почему не совсем справедливо рассматривать современные высокие голоса рок- и поп- звезд с точки зрения стандартного классификатора? Они что, не теноры?

Об этом поговорим на .

Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник

В настоящее время профессиональные голоса имеют весьма широко разработанную классификацию. Между тем в ранние периоды развития вокального искусства таковая была весьма проста. Различались два типа мужских и два типа женских голосов - та классификация, которая сохранилась до настоящего времени в хорах. По мере усложнения вокального репертуара эта классификация стала все более и более дифференцироваться. В мужской группе сначала выделился промежуточный голос - баритон. Затем произошло дальнейшее разделение в каждой из групп. Самый высокий мужской голос тенор имеет рабочий диапазон от до малой до до второй октавы.

Мужские голоса:

Женские голоса:

Тенор-альтино, обладающий особенно высокими нотами, звуит прозрачно, легко. Обычно эти голоса не бывают особенно сильны, но способны достигать ре второй октавы . Партия Звездочета в «Золотом петушке» Римского-Корсакова поручается обычно такого рода голосу.

Лирический тенор - тенор теплого, нежного, серебристого тембра, способный выражать всю лирическую гамму чувств. Может быть достаточно крупным и насыщенным по звучанию. Типичным лирическим тенором, например, обладали Собинов, Лемешев.

Характерный тенор. Тенор, обладающий характерным тембром, но не имеющий красоты и теплоты лирического голоса или богатства, насыщенности и силы драматического.

Лирико-драматический тенор - голос, способный к исполнению партий широкого диапазона как лирических, так и драматических. Однако он не может достигать силы и драматизма чисто драматического голоса. К таким можно отнести голоса Джильи, Нэлеппа, Узунова.

Драматический тенор - крупный голос, имеющий большой динамический размах, способный выражать самые сильные драматические ситуации. Диапазон драматического голоса может быть короче, не включать верхнего до. Для драматического голоса написаны, например, партия Отелло в опере «Отелло» Верди. К драматическим тенорам можно отнести, например, голос Таманьо, Карузо, Монако.

Лирический баритон, звучащий легко, лирично, близок по характеру к теноровому тембру, но все же всегда имеет типичный баритональный оттенок. Партии, написанные для этого голоса, имеют наиболее высокую тесситуру. Типичные партии для этого типа голоса - Жорж Жермон, Онегин, Елецкий. Лирические баритоны - Баттистини, Грызунов, Бекки, Мигай, Гамрекели, Лисициан, Норцов.

Лирико-драматический баритон, обладающий светлым, ярким тембром и значительной силой, способен к исполнению как лирических, так и драматических партий. К таким голосам следует отнести, например, Хохлова, Гобби, Херля, Коня, Гнатюка, Гуляева. Партии Демона, Мазепы, Валентина, Ренато чаще всего исполняются голосами этого характера.

Драматический баритон - голос более темного звучания, большой силы, способный к мощному звучанию на центральном и верхнем участках диапазона голоса. Партии драматического баритона более низки по тесситуре, но в моменты кульминации поднимаются и до предельных верхних нот. Типичные партии - Яго, Скарпиа, Риголетто, Амонастро, Грязной, Князь Игорь. Драматическим баритоном обладали, например, Титта Руффо Уоррен, Савранский, Головин, Политковский, Лондон.

Бас, наиболее низкий и мощный мужской голос, имеет рабочий диапазон от фа большой октавы до фа первой . Среди этого типа голоса различают высокий бас, центральный (певучий, кантанте) и низкий бас. Кроме того, в хорах весьма ценным голосом считаются басы-октависты, способные брать самые низкие звуки большой октавы и даже некоторые звуки контроктавы.

Басовый диапазон

Высокий бас, бас певучий (кантанте), имеет рабочий диапазон до фа первой октавы наверху. Это голос светлого яркого звучания, напоминающий баритоновый тембр. Иногда некоторые такие голоса называют баритональными басами. Баритональные басы исполняют партии Томского, Князя Игоря, Мефистофеля, Графа Альмавивы в «Свадьбе Фигаро» Моцарта, Нилаканты в «Лакме» Делиба. К таким басам можно отнести голоса Шаляпина, Огнивцева, Христова.

Центральный бас обладает более широкими возможностями диапазона и носит ярко выраженный басовый характер тембра. Этим голосам доступны не только партии с высокой тесситурой но и более низкие, включающие нижние ноты до фа большой октавы , такие, как Гремин, Кончак, Рамфис, Зораастро, Спарафучиль. К центральным басам можно отнести голоса Г. и А. Пироговых, Рейзена, И. Петрова, Пинца, В. Р. Петрова, Гяурова.

Низкий бас кроме особенно густого басового колорита и более короткого в верхнем участке диапазона голоса обладает глубокими, мощными, низкими нотами. Это так называемый профундовый бас. К таким басам можно отнести голоса Михайлова, Поля Робсона.

Басы-октависты, которые находят себе место в хорах, иногда могут брать ряд звуков контроктавы, доходя до поразительно низких звуков. Известны случаи, когда голос мог спускаться до фа контроктавы .
В обработанных женских голосах также различается ряд типов.