Древнеиндийский миф творение читать. Древнеиндийские легенды о сотворении мира. Рудра и жертвоприношение Дакши

Как, по мнению древних людей, произошёл мир? Что общего в представлениях древних о происхождении мира? Почему Зевс не любил людей и какую участь им уготовил? Кто спас человечество и чем поплатился за это? Символом чего являлось яйцо для народов Древней Индии? Почему в Древней Индии человек и корова – равные существа? Кто наградил людей разумом, согласно мифологии древних славян? Русские говорят: «Утро вечера мудренее», а как говорили в Древней Индии и почему? Вопросы, вопросы, вопросы… Но на них есть ответы, и они – в этом видеоуорке.

Тема: Мифы народов мира

Урок: Мифы Древней Индии. "Творение". "Сказание о создании ночи"

Цель урока – познакомиться с мифами Древней Индии о происхождении мира и посмотреть, что общего в представлениях древних людей о происхождении мира и человека.

Давайте вспомним, что такое миф .

Миф – древний жанр устного народного творчества, рассказ о происхождении мира и человека, о деяниях богов и героев. Миф объясняет различные явления природы.

В мифологии народов разных стран есть общие черты. В жизни разных народов происходят похожие события, они видят схожие явления природы. Это приводит к одинаковым обобщениям. Но в мифах разных народов есть и свои особенности. Это связано с природными и климатическими условиями, с традициями, со сложившимися общественными отношениями.

Познакомимся с древнеиндийским мифом «Творение».

Вначале не было ничего…ни солнца, ни луны, ни звезд. Только воды простирались беспредельно; из тьмы первозданного хаоса, покоившегося без движения, словно в глубоком сне…

Что же напоминает нам первое предложение мифа? А напоминает начало греческой мифологии:

Вначале существовал лишь вечный, безграничный, тёмный Хаос…

Вспомним Народный миф о Солнце:

Лежала Мать-Сыра-Земля во мраке и стуже, мертва была, ни света, ни тепла, ни звуков, никакого движения.

Мы видим, что в представления разных народов весь мир произошёл из хаоса, беспорядочной, неорганизованной стихии.

…воды возникли прежде иных творений. Воды породили огонь. Великой силой тепла в них рождено было Золотое Яйцо. Тогда еще не было года, ибо некому было отмерять время; но столько, сколько длится год, плавало Золотое Яйцо…в безбрежном… океане. Через год из Золотого Яйца возник Прародитель Брахма. Он разбил Яйцо, и оно раскололось надвое. Верхняя половина его стала Небом, нижняя - Землею, а между ними, чтобы разделить их, Брахма поместил воздушное пространство. И он утвердил землю среди вод, и создал страны света, и положил начало времени. Так была сотворена вселенная.

Почему же именно из яйца появился бог Брахма, небо и земля? Древние, когда видели появление птенца из, как им казалось, неживого предмета, яйца, посчитали, что именно так могла появиться Вселенная. Потому что яйцо – символ зарождения жизни.

Но тогда творец огляделся вокруг и увидел, что нет никого, кроме него…ему стало страшно. С той поры страх приходит ко всякому, кто остается один. Но Брахма помыслил: «Ведь здесь нет никого, кроме меня. Кого же мне бояться?». И страх его прошел; ибо страх может быть перед кем-то другим. Но и радости не ведал он; и потому тот, кто пребывает один, не ведает радости.

И Брахма решил сотворить потомство. От его сыновей произошли боги, демоны и люди, птицы и змеи, исполины и чудовища, жрецы и коровы и многие другие существа божественной и демонической природы, населившие небеса, землю, и подземный, и подводный миры.

Миф объясняет, почему все живые существа – братья и в равной степени достойны божественной любви, почему одиночество порождает страх, а одинокий человек не знает радости.

В чём же разница мифов о Творении? Прежде всего, в отношении к человеку. В индийской мифологии человек – это существо равное среди других. В славянском мифе Ярило отличает человека, наделяя его разумом и «крылатой речью». А вот судьба человека в древнегреческой мифологии плачевна. Зевс хотел избавиться от неразумных людей и отправить их в царство мёртвых. Прометей пожалел несчастных, он украл для них божественный огонь, научил их ремёслам, земледелию и другим искусствам. Зевс жестоко наказал Прометея. Прочитав миф о Прометее, вы сможете узнать, что же было с ним дальше.

А теперь познакомимся со «Сказанием о создании ночи».

Сказание – рассказ, предание, облечённые в литературную форму, устную или письменную. (Толковый словарь Д.Н.Ушакова).

Первых людей звали Яма и Ями. Когда Яма…умер, Ями, его сестра…, проливала безутешные слезы, и не было предела ее горю… На все их уговоры и увещевания она отвечала: «Но ведь он умер только сегодня!» А тогда еще не было ни дня, ни ночи. Боги сказали: «Так она его никогда не забудет! Давайте сотворим ночь!» И они создали ночь. И ночь прошла, и настало утро, и Ями утешилась и забыла о своём горе. Потому говорят: «Чреда ночи и дня приносит забвение горя».

Сказание заканчивается пословицей. Мудрость, заключённая в этой пословице перекликается с пословицами и поговорками других народов.

Пословица – жанр устного народного творчества, афористическое изречение, обычно состоящее из двух частей, ритмичное по форме.

Пословицы разных народов о дне и ночи.

а) Один час утром стоит двух часов вечером (английская пословица).

б) Вечером чего только ни наврал, да утром от всего откажется (турецкая пословица).

в) Планы на год составляй весной, планы на день – утром (китайская пословица).

г) Утром один час лучше, чем два вечером (таджикская пословица).

д) Утро вечера мудренее (русская пословица).

1. Литература. 6 класс. В 2 ч. / [В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин]; под ред. В.Я. Коровиной. – М., 2013.

2. Темкин Э.Н., Эрман В.Г. Мифы древней Индии. - Москва: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1982.

3. Энциклопедия «Мифы народов мира». – М., 1980-1981, 1987-1988.

1. Легенды и мифы народов мира ().

2. Легенды и мифы народов мира. Индийская мифология ().

3. Мифологическая энциклопедия ().

1. «Сказание о создании ночи» заканчивается пословицей: «Чреда ночи и дня приносит забвение горя». Какая мудрость заключается в ней?

Вспомните русские пословицы, которые имеют схожий смысл.

2. Составьте вопросы для викторины по изученным мифам.

А в других повествуется о сотворении человека, как о случайном, побочном событии божественной истории. 2.2 Сравнение мифов о творении с Библейским повествованием о сотворении мира и человека Мы полагаем, что читатель знаком с содержанием Библейского повествования... тогда может возникнуть вопрос: а не придумал ли все это лично Моисей? Не взял ли он за основу Египетские мифы творения и не переработал ли их в пользу утверждения единого Творца неба и земли? Предположить такое, конечно, можно. Моисей...

https://www.сайт/journal/141778

Глаза могут устать в случае, если вы сидите перед экраном слишком долго, особенно если в комнате полумрак. Миф 2: «Читать в темноте вредно для глаз» Как и в случае с просмотром телевизора в полумраке, глаза от чтения в темноте... - ни что иное, как прогрессирование глазной катаракты, которая, меняя фокусировку глазного хрусталика, повышает уровень близорукости. Миф 6: «Зрение ухудшается от частых занятий сексом» Разумеется, это неправда. Это беспочвенное утверждение родилось на основании того...

https://www.сайт/journal/16434

С обрядами, имеются и в греческой мифологии. Они овеяны поэтической фантазией человека. Мы уже упоминали миф о Прометее, похитившем огонь у богов, принесшем его людям и пострадавшем за это. Можно ли безоговорочно причислять этот рассказ к религиозным воззрениям? Не следует ли, наоборот, подчеркнуть, ...

https://www..html

Недостатки, были недовольны своей внешностью. Но смотрел(а) ли ты на себя когда-нибудь, как на творенье или просто как на человека? Кто придумал человека? Откуда он появился? Неужели ты веришь в миф о том, что мы произошли от обезьяны? А у тебя не возникает вопрос, почему обезьяна... мы можем созерцать всю красоту этого мира, мы можем видеть лица наших родных и друзей, различать цвета, мы можем читать . Мне кажется, зрение - это огромный дар, и Кто-то очень нас любит, если подарил нам зрение. Только, ...

https://www.сайт/religion/111771

Их, они же корректируют эти колебания. Познание - удел человечества. Счастье? Счастье и познание - синонимы.Вещь должна читаться в один присест. Исключения -беллетристика: детектив, авантюра, ах-любовь. Оправдания: роман-шедевр, поконцентрации информации не уступающий... слово чем хочешь! Никаких "что" и "чтобы",никаких "если" и "следовательно", "так" и "который".Читай "МадамБовари" в Роммовском переводе. Сто раз! С любого места! Когда сумеешьподражать - двинешься дальше.Седьмое! Необходимо...

Если собрать воедино все древние хронологические системы и посмотреть на сотворение мира, то мы обнаружим две общие закономерности.

Первая. Согласно большинству древних традиций или легенд миротворение произошло после того, как верховное божество принесло в жертву какое-то другое существо, заколов его, предав огню или разрубив на части. При этом из частей тела этой жертвы образовался мир.

Вторая. У многих народов сотворение мира начинается приблизительно 5500 лет до Рождества Христова:

  • византийская система летоисчисления начинается с 1 сентября 5509 г. до н.э.,
  • древнерусская — с 1 марта 5508 г. до н.э.,
  • александрийская — с 29 августа 5493 г. до н.э.,
  • антиохийская эра от сотворения мира — 1 сентября 5969 г. до н.э.,
  • еврейская, или летоисчисление от Адама — с 7 октября 3761 г. до н.э.

Всего более ста различных дат сотворения мира и промежуток времени от сотворения мира до Рождества Христова составляет от 3483 до 6984 лет.
Отличительная особенность традиционной индийской культуры – она не знает хронологии. В ней господствует цикличность всего сущего, «круг вечного возвращения». В индийской мифологии эта «вневременность» проявилась в том, что в ней отсутствует единый миф о миротворении.

Веды о создании мира

Уже в Ведах присутствует несколько равноправных версий космогонического мифа, а Брахманы, Упанишады и Пураны добавляют к ним свои собственные версии, не менее равноправные. При тщательном изучении и сопоставлении этих версий у них обнаруживается общая черта - представление о предначальном хаосе, из которого в результате действий различных божественных «агентов» возник упорядоченный мир.

Поэтому, согласно «временной иерархии» первыми являются версии космогонического мифа, встречающиеся в Ведах, далее - версии Брахман, Упанишад и Пуран и затем версии, «канонизированные» вишнуитами и шиваитами.

В Ригведе, как и в других древних текстах, крайне редко встречаются мифы, изложенные целиком. Чаще всего мы сталкиваемся с фрагментами мифов и даже с отдельными разрозненными мифологическими мотивами, вследствие чего мифы приходится восстанавливать, реконструировать. К реконструируемым ведийским мифам относятся:

  • миф об убийстве Индрой демонического змея Вритры;
  • о похищении орлом с неба чудесного напитка сомы,
  • о бегстве бога Агни; не желавшего быть жрецом;
  • о трех смертных братьях-ремесленниках Рибху, получивших бессмертие;
  • о мудреце Агастье, примирившем Индру и богов Марутов, а также космогонические мифы с участием Индры и Вишну.

В самом начале не было ничего. Ни луны, ни солнца, ни звезд. Только воды простирались безмерно, из полной тьмы первозданного хаоса, покоившегося без движения, подобно глубокому сну, воды возникли прежде других творений. Воды смогли породить огонь. Из-за большой силы тепла в них было рождено Золотое Яйцо. В то время еще не было года, так как некому было отмерять время, но столько, сколько длиться год, Золотое Яйцо плавало в водах, в бездонном и безбрежном океане. Спустя год из Золотого Зародыша появился Прародитель Брахма. Он расколол яйцо на две части, верхняя половина яйца стала Небом, а нижняя — Землею, а между ними, чтобы как-то разделить их, Брахма поместил воздушное пространство. В свою очередь он утвердил землю среди вод, положил начало времени и создал страны света. Именно так была сотворена вселенная.

В тот момент творец испугался, потому что вокруг него, никого не было, и ему стало страшно. Но он помыслил: «Ведь здесь нет никого, кроме меня. Кого же мне бояться?» и его страх прошел, поскольку страх может быть перед кем-то другим. Также и радости он не ведал, ведь он был совсем один. Творец помыслил: «Как мне сотворить потомство?» и только единой силой мысли он породил 6 сыновей — великих Владык созданий. Из души творца родился старший сын — Маричи. Из глаз его родился — Атри, второй сын. Из уст Брахмы был рожден третий сын — Ангирас. Четвертый из правого уха — Нуластья. Пятый из левого уха — Пулаха. И шестой из ноздрей Прародителя — Крату.

У Маричи был мудрый сын Кашьяпа, от него произошли боги, люди и демоны, змеи и птицы, чудовища и исполины, коровы и жрецы и много других существ демонической или божественной природы, они населили землю, небеса и подземные миры. Атри породил Дхарму, который стал богом справедливости. Ангирас положил начало роду святых мудрецов Ангирасов, старшим был Брихаспати, Самварта и Утатхья.

Седьмым из Владык созданий — Дакша. Он появился из большого пальца на правой ноге творца, а из пальца на левой ноге у Прародителя родилась дочь — Вирини, что означает Ночь, она была женой Дакши. Всего у нее было 50 дочерей, 13 она отдала в жены Кашьяпе, 20 семье — Соме, 10 её дочерей стали женами Дхармы. И еще у Дакши родились дочери, которые должны были стать женами великих мудрецов и богов.

Старшая из дочерей Дакши, Дити, была матерью грозных демонов — дайтьев. Вторая дочь, Дану, породила могучих исполинов — данавов. А третяя дочь, Адити, родила 12 светлых сыновей-адитьев, великих богов.

Уже давно сыновья Дану и Дити (асурами) — были врагами богов, сыновей Адити. И их борьба за власть над вселенной длилась очень много веков, которой не было конца.

Древние мифы Индии ни в чём не уступают сказаниям Греции, Египта и Рима. Их столь же тщательно копили и систематизировали, чтобы сохранить для следующего поколения. Этот процесс не обрывался очень долгое время, за счёт чего мифы крепко вплелись в религию, культуру и повседневную жизнь страны.

И только благодаря бережливому отношению к своей истории индусов сегодня мы можем наслаждаться их преданиями.

Индийская мифология

Если рассматривать легенды разных народов о богах, природных явлениях и сотворении мира, можно легко провести между ними параллель, чтобы понять, сколь они похожи. Заменены лишь имена и незначительные факты для более удобного восприятия.

Мифология крепко связана с и учениями о той цивилизации, на которой взращивалась философия жителей этой страны. В давние времена эти сведения передавались только из уст в уста, причём считалось недопустимым опускать какой-либо элемент или переделывать его на свой лад. Всё должно было сохранять первозданный смысл.

Индийская мифология часто выступает в качестве основы для духовных практик и даже этической стороны жизни. Она уходит корнями в учения индуизма, которые создавали опираясь на трактаты о ведической религии. Что удивительно: в некоторых из них приводились механизмы, описывающие научные теории современности касательно зарождения человеческой жизни.

И тем не менее древние мифы Индии повествуют о множестве различных вариаций происхождения того или иного явления, о которых будет рассказано ниже.

Кратко о сотворении мира

Согласно самой распространённой версии, жизнь зародилась из Золотого яйца. Его половины стали небом и землёй, а из нутра на свет появился Брахма - Прародитель. Он положил начало течению времени, создал страны и других богов, чтобы не испытывать более одиночества.

Те же, в свою очередь, внесли лепту в сотворение мироздания: заселили землю существами различной природы, стали прародителями людских мудрецов и даже позволили появиться на свет асурам.

Рудра и жертвоприношение Дакши

Шива - одно из самых древних порождений Брахмы. Он несёт в себе пламя гнева и жестокости, но помогает тем, кто исправно возносит к нему молитвы.

Ранее этот бог носил другое имя - Рудра - и пребывал в облике охотника, которому подчинялись все звери. Он же не обходил ни одну из людских войн, насылая на человеческий род различные напасти. Зятем ему проходился Дакши - властелин и родитель всех созданий на земле.

Однако союз сей так и не связал богов дружескими узами, поэтому Рудра отказывался почитать отца своей жены. Это и привело к событиям, которые по-разному описывают древние мифы Индии.

Но наиболее популярная версия такова: Дакша по велению богов впервые сотворил очищающее жертвоприношение, на которое созвал всех, кромы Рудры, тая на него обиду. Жена гневливого Шивы, узнав о столь вопиющем неуважении к мужу, бросилась от отчаяния в костёр. Рудра же был вне себя от ярости и явился на место проведения обряда, чтобы вершить месть.

Ритуальную жертву грозный охотник пронзил стрелой, и та взвилась в небо, навеки запечатлевшись созвездием в облике антилопы. Несколько богов также попались под горячую руку Рудры и были серьёзно изувечены. Только после уговоров мудрого жреца Шива согласился отпустить гнев свой и исцелить раненных.

Однако с тех пор по велению Брахмы все боги и асуры должны почитать Рудру и приносить ему жертвы.

Враги детей Адити

Изначально асуры - старшие братья богов - были чисты и добродетельны. Они ведали тайны мира, славились мудростью и могуществом и умели изменять свои обличия. В те времена асуры были покорны воле Брахмы и тщательно исполняли все ритуалы, а потому не знали бед и горя.

Но возгордились могущественные существа и решили соперничать с богами - сыновьями Адити. Из-за этого они потеряли не только счастливую жизнь, но и лишились своего дома. Теперь слово "асура" является чем-то сродни понятию "демон" и обозначает кровожадное безумное существо, способное лишь убивать.

Вечная жизнь

Ранее на свете никто не знал о том, что жизнь способна обрываться. Люди были бессмертны, жили безгрешно, поэтому на земле царил мир и порядок. Но поток рождаемости не снижался, а места становилось всё меньше и меньше.

Когда люди заполонили каждый уголок мира, Земля, как гласят древние мифы Индии, обратилась к Брахме с просьбой, чтобы помог он ей и снял с неё ношу столь тяжёлую. Но не знал Великий прародитель, чем подсобить. Воспылал он гневом, и вырвались чувства из него уничтожающим огнём, обрушились на всё живое. Так и не стало бы мира, если Рудра не подсказал решения. А было оно таково...

Конец бессмертию

Увещевал Рудра Брахму, просил не губить мир, что создан с таким трудом, и не винить своих созданий за то, как они устроены. Предложил Шива сделать людей смертными, и Прародитель послушался его слов. Забрал он гнев назад, в своё сердце, чтобы из него появилась на свет Смерть.

Она воплотилась в облике юной девушки с чёрными очами и венком из лотосов на голове, одетой в тёмно-красное платье. Как гласит сказание о происхождении Смерти, не была эта женщина ни жестока, ни бессердечна. Не переняла она гнев, из которого была создана, и не по душе приходилась ей такая ноша.

Смерть в слезах молила Брахму не взваливать на неё эту ношу, но тот остался непреклонен. И лишь в награду за её переживания позволил он не убивать людей своими руками, а забирать жизни тех, кого настигла неизлечимая болезнь, губительные пороки и застилающие взор страсти.

Так Смерть осталась за пределами человеческой ненависти, что хоть немного скрашивает её тяжкое бремя.

Первая "жатва"

Все люди являются потомками Вивасвата. Поскольку сам он от рождения был смертен, то и старшие его дети появились на свет обыкновенными людьми. Двое из них - разнополые близнецы, им дали почти одинаковые имена: Ями и Яма.

Они были первыми людьми, поэтому их предназначение состояло в заселении земли. Однако, согласно одной из версий, Яма отказался от греховного кровосмесительного брака со своей сестрой. Чтобы избежать этой участи, юноша отправился в путешествие, где по прошествии некоторого времени его и настигла Смерть.

Так он стал первым "урожаем", который удалось собрать порождению Брахмы. Тем не менее на этом его история не закончилась. Поскольку отец Ямы к тому времени стал богом Солнца, сын его также получил место в индийском пантеоне.

Впрочем, его судьба оказалась незавидной - ему было суждено стать аналогом греческого Аида, т. е. повелевать миром мёртвых. С тех пор Яма считается тем, кто собирает души и судит по земным деяниям, решая куда отправится человек. Позже к нему присоединилась и Ями - она воплощает тёмную энергию мира и заведует той частью преисподней, где своё наказание отбывают женщины.

Откуда появилась ночь

"Сказание о создании ночи" - очень короткий в русском изложении миф. Он повествует о том, как сестра первого человека, которого забрала Смерть, никак не могла справиться со своей скорбью.

Поскольку времени суток не существовало, день тянулся бесконечно. На все уговоры и попытки облегчить её горе девушка всегда отвечала одинаково, что Яма умер только сегодня и негоже так рано забывать о нём.

И тогда, чтобы день наконец кончился, боги создали ночь. На следующий день скорбь девушки стихла, и Ями смогла отпустить брата. С пор тех появилось выражение, смысл которого идентичен с привычным для нас "время лечит".