Дуэли в литературных произведениях.  Дуэль в русской литературе XIX века. Презентация на тему: Дуэли и дуэлянты в русской литературе

Итак, дуэль. На дуэль выходят антагонисты: «Циник» Печорин и «романтик» Грушницкий, «лед» - Онегин и «пламень» - Ленский, нигилист Базаров и «ортодокс» Кирсанов, миролюбивый Пьер Безухов и «буян и бретер» Долохов.

Эти дуэли имеют разный исход: от трагического исхода поединка между Онегиным и Ленским до трагикомической развязки дуэли Базарова с Кирсановым. Но все они происходят потому, что их действующие лица внутренне противоречивы. На дуэль людей толкает не только (и не столько) оскорбление, нанесенное будущим противником, но отсутствие мира и согласия внутри самого себя. Все инициаторы дуэлей - люди, сомневающиеся в собственной правоте, колеблющиеся. Можно даже сказать, что они идут на дуэль, чтобы каким-то образом утвердить себя в своей правоте.

Дуэль:- черта, за которой неизвестность, может быть, даже смерть. Человек, стоящий у такой черты, не может не измениться. Уезжает в глубокой депрессии Онегин (он уже никогда не будет скучающе и свысока оценивать человеческие чувства); еще более ожесточается Печорин. Даже те из дуэлей, которые заканчиваются относительно благополучно, оставляют глубокий след в душах их участников. Изумленный читатель видит слезы на глазах игрока и бретера Долохова и внезапно узнает, что тот "…жил с матерью и горбатой сестрой и был самый нежный сын и брат". После дуэли атеист Пьер Безухов внезапно обращается к масонам за советом и утешением, а базаровский убежденный НИГИЛИЗМ внезапно разбивается на мелкие кусочки перед любовью - Анной Сергеевной Одинцовой.

Страшно умереть в расцвете лет от пули случайного противника, защищая часто не свою честь даже, а невесть что: бесплотную идею (как Базаров), чужое доброе имя или собственную славу неустрашимого храбреца (как Грушницкий). И человек боится заглянуть за черту, отделяющую призрачный мир от реального. Боязнь «страны, откуда ни один не возвращался», заставляет участников дуэлей не спать по ночам, думая, как герой Лермонтова:. «Зачем я жил, для какой цели я родился?». Ответ на этот вопрос звучит по-разному в устах романтически влюбленного поэта Ленского и уставшего, обманутого женой и другом Пьера Безухова.

Казалось бы, всего лишь литературный прием, предназначенный для «проверки» героя на внутреннюю целостность и гармонию. Но - нет. Живые люди с реальными судьбами вдруг встают перед нами. И уже совсем по-другому воспринимаешь тот факт, что два величайших поэта - Пушкин и Лермонтов - погибли на дуэли. Оба - едва ли не до мелочей описав собственную гибель в своих произведениях. Что это - предвидение, случайность, предопределенность, наконец? Этого не знает никто. Как никто не может отрицать, что эти две дуэли навсегда оставили в русской литературе отпечаток трагедии и рока, свойственный только ей.

Так вымысел, внезапно сломав хрупкую грань, отделяющую его от реальности, врывается в жизнь, оставляя в сердцах и душах смутное беспокойство. Вместе с героями любимых произведений мы стоим под дулом дуэльного пистолета, ощущая легкий холодок в груди. Итак, дуэль…

Дуэль как социальное явление целой эпохи является одной из проблем, поднимаемой в классической литературе. Для того чтобы дать ей объективную оценку сегодня, следует воспринимать данное явление с позиций особенностей эпохи, нравственных и эстетических ценностей времени.

Писатели 19 века воспринимали дуэль как единственный и во многом естественный способ отстоять свою честь, свое дворянское и офицерское достоинство. Однако весьма часто в произведениях этого времени прослеживается мысль о бессмысленности и жестокости дуэли.

В романе «Евгений Онегин» дуэль становится тем явлением, которое противоречит внутреннему миру героя. Только представление общества о чести заставляют Евгения, «всем сердцем юношу любя», всё же принять вызов Ленского:

И вот общественное мненье!

Пружина чести, наш кумир!

И вот на чем вертится мир.

Перед дуэлью Онегин спокойно проспал всю ночь, в противоположность Ленскому. На место поединка Евгений опаздывает, чем демонстрирует своё отношение к данному событию: это не безразличие, а нежелание губить невинного человека из-за пустой формальности. По жребию Онегину выпадает стрелять раньше Ленского. Он убивает юного поэта. Это событие стало настоящим потрясением для героя, положившим начало его перерождению, переосмыслению всех жизненных ценностей.

Таким образом, в своем романе Пушкин размышляет о человеческих отношениях, говорит о ценности жизни, о бессмысленности придуманного и наигранного дворянского представления о чести.

М. Ю. Лермонтов даёт иную характеристику дуэли В «Герое нашего времени» это единственный способ наказать клеветника Грушницкого, человека, для которого не существует понятия чести. Сначала Печорин был готов отказаться от своего выстрела в том случае, если соперник признает свою вину. Но Грушницкий отказывается: «Стреляйте! – отвечал он, - я себя презираю, а вас ненавижу! Если вы меня не убьёте, я вас зарежу ночью из-за угла. Нам на земле вдвоём нет места!..» Печорин стреляет и убивает Грушницкого.

В романе Тургенева «Отцы и дети» причиной дуэли между Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым становится столкновение жизненных позиций двух поколений. Павел Петрович как представитель века уходящего не может принять взглядов Базарова. Он чувствует, что в обществе происходят сильнейшие изменения, и исчезает такое понятие как «преемственность поколений». Споры с молодым человеком не дают нужного результата. Павел Петрович не может поколебать нравственные устои Базарова. Конфликт между поколениями выливается в дуэль. Победителем из нее выходит Базаров: он ранит Кирсанова, но тут же сам оказывает ему помощь. Эта дуэль становится символическим поединком между двумя поколениями, но она заканчивается ничем. Тургенев показывает, что этот спор должен решаться мирным путем, с помощью компромисса, а не вражды.

Дуэль в произведениях 19 века представлена с разных сторон, что свидетельствует о неоднозначном отношении к этому явлению русскими писателями.

Цели:

  • провести семинар, который расширит и углубит знания учащихся по русской литературе;
  • дать навыки обобщённого анализа литературных произведений, написанных в разные периоды 19 века;
  • развить устную речь учащихся;
  • формировать нравственные основы, пробуждать интерес к классической литературе.

Оборудование: ТСО, г/запись, плакаты, подставка, ткань-скатерть, перчатка, роза, свеча. На доске тема урока, эпиграф.

«Пистолетов пара,
Две пули – больше ничего
Вдруг разрешат судьбу его».

А.С.Пушкин «Евгений Онегин».

Предварительно разбить класс на группы. Первая из них готовит небольшое сообщение по истории вопроса, остальные читают предложенные учителем произведения, вторая группа – «Выстрел» Пушкина, третья – дуэльный эпизод в «Евгении Онегине» Пушкина, четвёртая – дуэль Пушкина и Дантеса.

ХОД УРОКА

I. Беседа о дуэли

Учитель читает несколько высказываний о дуэли.

«Доказывать нелепость дуэля не стоит, в теории его никто не оправдывает, исключая каких-нибудь бретеров и учителей фехтования, но в практике все подчиняются ему для того, чтоб доказать, черт знает кому, свою храбрость. Худшая сторона дуэля в том, что он оправдывает всякого мерзавца или его почётной смертью, или тем, что делает из него почетного убийцу. Человека обвиняют в том, что передёргивает карты, – он лезет на дуэль, как будто нельзя передёргивать карты и не бояться пистолета. И что за позорное равенство шулера и обвинителя!» (А.И.Герцен)

«Дуэль – приняв букву, мы расширили способность к дурным поступкам» (Ф.М.Достоевский)

«Дуэль, милостивые государи, есть состояние дикости. Это совсем не право, а довод наиболее сильного или наиболее ловкого, иногда самого дерзкого!.. Вызвать на дуэль не значит атаковать лишь частное лицо, совершить проступок в отношении только него, как при обыкновенной краже или убийстве; нет, это прежде всего посягательство на общий мир, презрение к закону, восстание против государственного порядка. Дуэлисты хотят управлять сами собой, глумиться над верховной властью страны, где живут». (Дюпен-старший, обер-прокурор кассационного суда в Париже).

Учитель: Дуэль – тема нашего сегодняшнего урока. Почему она заканчивается трагически? Можно было бы обойтись без неё?
Этот урок –наша современная оценка личности, событий, явлений, без неё невозможно изучение литературы, извлечение из неё уроков.

II. Выступление учащихся

I группа

1-й ученик: Дуэль – одно из самых загадочных явлений русской жизни. Подобно французскому балету и польской водке она относится к таким заимствованиям, которые очень быстро стали национальными особенностями.
«Дуэль – есть условный бой между двумя лицами смертоносным оружием для удовлетворения поруганной чести...» (Из истории русской дуэли)
Известно, что в России дуэль как обычай пришла с Запада. Но и там она существовала не вечно. Время зарождения классической дуэли в Западной Европе можно отнести к эпохе позднего средневековья, примерно к XIV веку, когда окончательно сформировалось и расцвело рыцарское сословие – предшественник дворянства, с его понятиями о чести, во многом чуждыми простолюдину или купцу. В XVI веке дуэли приняли уже такой угрожающий размах и уносили столько жизней, что короли начали бороться с этим обычаем. Так, за 16 лет царствования Генриха IV во Франции было убито на дуэлях от 7 до 8 тысяч человек. Знаменитый кардинал Ришелье запретил дуэли под страхом смерти, объявив, что дворянин может жертвовать своей жизнью только в интересах короля. Людовик XIV в 1679 году специальным эдиктом учредил суд маршалов для разрешения всех вопросов чести.

2-й ученик: Дуэль в России – больше чем дуэль! «К барьеру!» Каков же был исторический путь дуэли в нашем Отечестве?
Предположительно первой дуэлью в России можно считать поединок, состоявшийся в 1666 году в Москве между двумя наёмными иностранными офицерами – шотландцем Патриком Гордоном(впоследствии петровским генералом) и англичанином майором Монтгомери. Но в то время в среду русских этот обычай не проник. Тем не менее единичные прецеденты заставили царевну Софью в указе от 25 октября 1682 года, разрешившем всем служилым людям Московского государства носить личное оружие, оговорить запрет на поединки.
Пётр Великий, энергично насаждая в России европейские обычаи, поспешил предупредить распространение дуэлей жестокими законами против них.
Глава 49 петровского Воинского устава 1715 года, называвшаяся «Патент о поединках и начинании ссор»,провозглашала: « Никакое оскорбление чести обиженного никаким образом умалить не может»,потерпевший и свидетели происшествия обязаны незамедлительно донести о факте оскорбления военному суду; недонесение тоже каралось. За сам вызов на дуэль полагалось лишение чинов и частичная конфискация имущества, за выход на поединок и обнажение оружия – смертельная казнь с полной конфискацией имущества,не исключая и секундантов.

3-й ученик: И тем не менее дуэли постепенно всё более проникали в среду дворянской молодёжи. И причиной здесь был не столько «дух буйной молодости»,в чём неодобрительно корили детей законопослушные отцы, сколько формировавшееся чувство чести и личного достоинства, складывавшееся постепенно, с развитием образования и сословного воспитания, и усиливавшееся с каждым новым поколением. Дворянская молодёжь, по-прежнему верная присяге и престолу, не допускала при этом вмешательства государства в дела чести. Позднее формулу ёмко и сжато выразил генерал Корнилов в своём жизненном кредо: «Душа – Богу, сердце – женщине, долг – Отечеству, честь – никому.»

4-й ученик: Ко времени распространения в России дуэлей грозные статьи петровского артикула, каравшие смертью за поединок, были основательно позабыты, так как прошло шестьдесят лет со времени их опубликования. И перед «властями предержащими» встаёт проблема: как бороться с дуэлянтами? В 1787 году Екатерина Великая издала «Манифест о поединках». В нём дуэли назывались чужестранным насаждением; участникам дуэли, окончившеюся бескровно, устанавливался в качестве меры наказания денежный штраф (не исключая секундантов), а обидчику, «яко нарушителю мира и спокойствия», – пожизненная ссылка в Сибирь. За раны и убийство на дуэли наказание назначалось как за соответствующие умышленные преступления. Апогея своего дуэли достигли в первой половине XIX века. Запрещение дуэлей было вновь подтверждено в изданных при Николае I «Своде законов уголовных» 1832 года и «Уставе военно-уголовном» 1839 года, обзывавшем воинских начальников «стараться примирять ссорящихся и оказывать обиженному удовлетворение взысканием с обидчика.»
Но ничто не помогло! Более того, дуэли в России отличались исключительной жестокостью условий неписаных кодексов: дистанция колебалась от 3 до 25 шагов (чаще всего 15 шагов),встречались даже дуэли без секундантов и врачей, один на один, нередко дрались до смертельного исхода, порой стрелялись, стоя поочерёдно спиной у края пропасти,чтобы в случае попадания противник не остался в живых (вспомним дуэль Печорина и Грушницкого в «Княжной Мэри»). При таких условиях нередко погибали оба противника (как это было в 1825 году на дуэли Новосильцева и Чернова). Более того, командиры полков, формально следуя букве закона, фактически сами поощряли в офицерской среде такое чувство чести и под разными предлогами освобождались от тех офицеров, которые отказывались драться на поединке.

5-й ученик: При этом Николай I относился к дуэлям с отвращением, известны его слова: «Я ненавижу дуэль. Это – варварство. На мой взгляд, в ней нет ничего рыцарского. Герцог Веллингтон уничтожил её в английской армии и хорошо сделал». Но именно на 20-40-е годы XIX века приходятся громкие дуэли Пушкина с Дантесом, Рылеева с князем Шаховским, Грибоедова с Якубовичем, Лермонтова с де Барантом и Мартыновым.
Новой вехой на этом этапе предстояло стать судам общества офицеров. Суды общества офицеров к тому времени существовали во многих европейских армиях, играя роль чего-то вроде товарищеских судов. В русской армии они существовали полуофициально с петровских времён (с1721 года). Общество офицеров полка могло выдавать аттестации офицерам и было весомым орудием общественного мнения в военной среде. Особенно расцвели они при Александре I, после 1822 года, когда сам император при разборе конфликта между судом общества офицеров и командиром полка встал на сторону первого. Но в 1829 году Николай I усмотрел в самом факте существования независимых офицерских корпораций, наделённых немалыми правами, средство подрыва воинской дисциплины и повсеместно запретил их деятельность. Тем не менее эта мера, на первый взгляд разумная, на практике оказалась ошибочной, так как суды общества офицеров являлись ошибочной, так как суды общества офицеров являлись могучим средством морального, воспитывающего воздействия. Поэтому в период «великих реформ» 60-х годов они были (в 1863 году) восстановлены и приобрели официальный статус. Было издано положение об их устройстве (на флоте с 1864 года суды капитанов, в каждой флотской дивизии). При разработке этого положения многие предлагали передать на усмотрение этих судов вопросы о разрешении дуэли в каждом конкретном случае, но это предложение было отклонено. Тем не менее наказания за поединки становились всё мягче.
Наконец в 1894 году, в самом конце царствования Александра III,поединки были официально разрешены.

6-й ученик: Что же вызывало дуэль между дворянами?
Все причины можно поделить на две группы. Первая группа – это оскорбление чести дворянина. И вторая – это оскорбление человеческого достоинства. Дрались из-за женщин, за право владения землёй, ради мести, наконец, просто, чтобы показать свою силу и унизить, а то и уничтожить соперника.
Цель дуэли – удовлетворение поруганной чести. Дуэль отличалась от убийства строгими правилами. Правила эти со временем стали традицией. Дуэль начиналась с вызова. Ему предшествовала ссора или столкновение, в результате которой какая-либо сторона считала себя оскорблённой и требовала удовлетворения. С этого времени противники уже не общались. Это делали лишь секунданты-помощники в дуэли. Каждый из противников секундантов выбирал сам. С секундантами обсуждали обиды или оскорбления, характер будущей дуэли, возможность примирения. После обсуждения секундант оскорблённого направлял противнику письменный вызов – картель.
Секунданты прикладывали максимальные усилия к примирению сторон. Все способы мирного разрешения конфликта должны быть испробованы. Даже когда противники выходили на поле боя, то секунданты обязаны были предпринять попытку к примирению. Секунданты вырабатывают условия дуэли. Они стараются, чтобы поединок был как можно менее опасным для противников. Условия они излагают письменно. В них было записано расстояние, на которое противники удаляются друг от друга. В начале XIX века оно могло составлять 10-20 шагов, и даже – 6, а в последующее время 20-30 шагов. Смягчением условий дуэли могло быть требование секундантов об остановке противников в момент первого выстрела. По условиям более жёсткой дуэли, после того как один из дуэлянтов выстрелил, второй мог продолжить движение,а также потребовать противника к барьеру. Сменить выработанные правила один из участников дуэли не смел.

7-й ученик: В секунданты найти человека было нелегко. Участие в дуэли в качестве секунданта влекло за собой всяческие неприятные последствия: разжалование офицера, ссылка на Кавказ. Секундантами становились, как правило, близкие друзья, а ломать карьеру и вовлекать друга в неприятную историю дворянин не хотел. Секундант тоже оказывался в трудной ситуации: если поддержать друга и заступиться за его честь, то тогда надо поплатиться службой и карьерой или даже вызвать гнев государя. Вообще в России любая дуэль считалась преступлением. Она разбиралась в суде. Уголовную ответственность несли и противники и секунданты. Последние чаще: дуэлянты могли быть убиты.

Учитель: Вопрос к классу: что такое дуэль? (Суть вариантов ответов сведётся к одному: защита своей чести (дворянина, рыцаря, благородного человека).
Учитель даёт учащимся определение по «Толковому словарю» В.И.Даля: «Честь – внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть».
Дуэль – это поединок, борьба, состязание двух сторон.
Дуэли как способ решения конфликтов, возникающих между людьми одного круга, были приняты у дворян. Поединок вошёл в литературу, с одной стороны, как часть дворянского быта той эпохи, с другой – как приём, помогающий писателю обострить конфликт, довести его до кульминации или до развязки.
Сегодня нам предстоит выяснить, какова же роль дуэли в композиции и в идейном содержании произведений А.С.Пушкина «Выстрел», «Евгений Онегин» и в жизни самого А.С.Пушкина (дуэль с Дантесом).
(Продолжить разговор о дуэли на примере художественных произведений. Аналитическая работа ведётся по группам, специально подготовившим материал, в обсуждении участвует весь класс.)
Итак, дуэль. Помните, у Пушкина:

…злобно
Врагам наследственным подобно,
Как в страшном, непонятном сне,
Один друг другу в тишине
Готовят гибель хладнокровно…
Вот пистолеты уж блеснули,
Гремит о шомпол молоток.
В гранёный ствол уходят пули,
И щёлкнул первый раз курок.
Вот порох струйкой сероватой
На полку сыплется. Зубчатый,
Надёжно ввинченный кремень
Введён ещё…

II группа: А.С.Пушкин. «Выстрел»

1-й ученик: «Повести Белкина» были опубликованы в 1830 году и сразу завоевали своего читателя, покоряя современников Пушкина новаторством прозаического литературного языка, воспроизведением реальной жизни, рассказом о событиях, о которых мало писали в русской литературе.
«Выстрел»,открывающий цикл повестей, трагически ставит тему противоборства личности с судьбой.
В повести А.С.Пушкина «Выстрел» граф явился к барьеру с черешнями, которые он спокойно ел под дулом пистолета. Это взбесило противника, отложившего свой выстрел до случая, когда граф будет больше дорожить своей жизнью. Подобный случай рассказывали о самом Пушкине: «В Кишинёве Пушкин имел две дуэли. Одну из-за карт с каким-то офицером. Дуэль была оригинальная. Пушкин явился с черешнями и пока офицер целился в него, преспокойно кушал ягоды. Офицер стрелял первым, но не попал. Наступила очередь Пушкина. Вместо выстрела поэт спросил:
– Довольны ли вы?
И тогда дуэлянт бросился к Пушкину в объятия, он отстранил его и со словами «это лишнее» – спокойно удалился.
Пушкину в это время было всего 20 лет. В Кишинёве он оказался окружён военными, многие из которых прошли поля сражений 1812 года, а ему, молодому человеку, ещё надо было доказать свою храбрость, своё презрение к смерти. Он выстоял под дулом пистолета, но отказался от своего выстрела. По правилам дуэльной чести отказаться от выстрела или выстрелить в воздух мог только тот, кто стрелял вторым – ведь он уже доказал свою смелость – и только в том случае, когда оскорбление было несерьёзным.

2-й ученик: «Выстрел» Пушкина – рассказ из «Повестей Белкина», то есть рассказчик – носитель русского ментальности (как и Максим Максимыч), что очень важно для понимания авторского замысла.
В центре обсуждения главный герой рассказа Сильвио и природа конфликта: зависть личности сильной, тщеславной, самолюбивой к своему удачливому сопернику, желание любым способом утвердить себя, возвыситься над окружающими.
Зависть не только грех, но и свидетельство слабости человека, его зависимости от успеха или неуспеха другого человека.

(Прослушивание г/записи, эпизод первый)

Граф богат. А Сильвио беден. По крайней мере, рассказчик в этом почти не сомневается: «ходил вечно пешком, в изношенном чёрном сюртуке, а держал открытый стол для офицеров нашего полка. Правда, обед его состоял из трёх блюд, изготовленных отставным солдатом, но шампанское лилось притом рекою».
Он беден. Иначе, выйдя в отставку вскоре после ссоры с графом, не поселился бы в бедном местечке. Иначе, явившись к графу сделать свой ответный выстрел, приехал бы не в дорожной телеге, а в каком-нибудь экипаже побогаче».
Вот его поведение – от зависти и мести графу до «бедной и расточительной жизни в захолустном местечке – следствие того общественного положения, которое он занимает.
1) Сильвио в первой дуэли злобный, он во что бы то ни стало хотел отомстить. И всё же граф отказывается от выстрела, потому что он безразличен к жизни. Ему всё равно, выстрелит Сильвио или нет. Ничто его больше не беспокоило.
2) Сильвио был оскорблён (граф дал ему пощёчину) и поэтому получил первый выстрел. В первый раз «волнение злобы было в нём столь сильным, что он надеялся на верность руки и, чтобы дать себе время остыть, уступил первый выстрел».

(Прослушивание г/записи, эпизод второй)

3-й ученик: Вторая дуэль. Во второй раз Сильвио уступает графу первый выстрел, вновь склонив его бросить жребий. Правда, на этот раз Сильвио был иным: видимо, к этому времени изменился и он сам: «Мне всё кажется, что у нас не дуэль, а убийство: я не привык целить в безоружного. Начнём сызнова; кинем жребий; кому стрелять первому».
Вот это-то и было не «по правилам». Не по правилам дуэли. Граф это очень хорошо понимает. Поэтому как первый раз, так и второй он не соглашается бросит жребий. Характерно, что в рассказе Сильвио это немаловажное обстоятельство скрыто: «противник мой не соглашался».
В рассказе графа о второй их встрече об этом сказано так: « Голова моя кругом…Кажется, я не соглашался…»
Таким образом, в обоих случаях Сильвио принудил графа получить свой шанс. В особенности это существенно для заключительной стадии. Это противоречило понятию дворянской чести. Но граф выстрелил. Сильвио вправе был предположить то, что позже, когда граф придёт в себя, мысль об этом станет для него образным возмездием: «Будешь меня помнить. Предаю тебя твоей жизни».
В одном лишь не прав Сильвио: когда говорит о том, что видел робость. Робости не было. Граф не менее храбр, чем Сильвио.
Когда-то тот признавал, что в графе «храбрость была самая беспечная». Но во второй встрече граф уже не один – он женат. И боится он не за себя, а за жену.
Когда Сильвио и графа с пистолетами в руках застаёт жена графа, а затем на её глазах Сильвио прицеливается в мужа, она бросается к ногам Сильвио.
«Встань, Маша, стыдно!» – кричит граф. «…А вы сударь, перестаньте издеваться над бедной женщиной! Будете ли вы стрелять…»
Теперь Сильвио вызывает в нём гнев. Сильвио говорит спокойно, дрожание голоса прекратилось. На лице у него удовлетворённость, страшная в свете камина улыбка. Он быстро выходит, у дверей останавливается, оглядывает комнату горящим взглядом, стреляет в картину и быстро уходит».
Герой «Выстрела» ищет предлог для драки, дабы утвердить своё первенство в гусарском полку; в нём чувствуются бретёрские замешки. Его противник – богатый граф, «любимец счастья» – демонстрирует наигранное презрение к смерти: ест черешни по дулом пистолета. Как люди, действующие в угоду своему самолюбию, они стоят друг друга.

III группа: А.С.Пушкин Евгений Онегин»

1-й ученик: Евгений Онегин, напротив, не заботится о первенстве и не ведёт игру, более того, ему понятна легковесность вызова, сделанного Ленским – разгорячённым юношей- романтиком; тем не менее, он берёт в руки пистолет – берёт, подчиняясь нравам «большого света», опасаясь сплетен, «хохотни глупцов», иначе говоря, уступая тому, что в душе презирает. «Пружина чести» здесь играет роль ложного стимула, предопределяющего неизбежность бессмысленного убийства. Онегин – характер действительный, в том смысле, что в нём нет ничего мечтательного, фантастического, что он мог быть счастлив или несчастлив только в действительности и через действительность. В Ленском Пушкин изобрази л характер, совершенно противоположный характеру Онегина. Характер совершенно отвлечённый, чуждый действительности. Тогда это было совершенно новое явление, и люди такого рода тогда действительно начали появляться в русском обществе.

С душою прямо геттингенской,
Красавец, в полном цвете лет,
Поклонник Канта и поэт.
Он из Германии туманной
Привёз учёности плоды:
Вольнолюбивые мечты,
Дух пылкий и довольно странный,
Всегда восторженную речь
И кудри чёрные до плеч.

Он пел любовь, любви послушный,
И песнь его была ясна,
Как мысли девы простодушной,
Как сон младенца, как луна
В пустынях неба безмятежных,
Богиня тайн и вздохов нежных.
Он пел разлуку и печаль, и нечто, и туманну даль,
И романтические розы;
Он пел те дальные страны,
Где долго в лоно тишины
Лились его живые слёзы;
Он пел поблёклый жизни цвет
Без малого в осьмнадцать лет.

2-й ученик: Ленский был романтик и по натуре и по духу времени. Это было существо, доступное всему прекрасному, высокому, душа чистая и благородная. Но в то же время «он сердцем милый был невежда», вечно толкуя о жизни, никогда не зная её. Действительность на него не имела влияния: его радости и печали были созданием его фантазии. Он полюбил Ольгу. Ленский украсил её достоинствами и совершенствами, приписал ей чувства и мысли, которых в ней не было и о которых она и не заботилась. Существо доброе, милое, весёлое, Ольга была очаровательна как все «барышни», пока они ещё не сделались барышнями, а Ленский видел в ней фею, сильфиду, романтическую мечту, нимало не подозревая будущей барышни. Он написал «надгробный мадригал» старику Ларину, в котором,верный себе, без всякой иронии, умел найти поэтическую сторону. В простом желании Онегина подшутить над ним он увидел и измену, и обольщение, и кровавую обиду.
Результатом всего этого была его смерть, заранее воспетая им в туманно-романтических стихах. Подробности дуэли Онегина с Ленским- верх совершенства в художественном отношении. Онегин и Зарецкий – оба нарушают правила дуэли. Первый, чтобы продемонстрировать своё раздражённое презрение к истории, в которую он попал против собственной воли и в серьёзность которой всё ещё не верит, а Зарецкий потому, что видит в дуэли забавную, хотя порой и кровавую историю, предмет сплетен и розыгрышей…

3-й ученик: В «Евгении Онегине» Зарецкий был единственным распорядителем дуэли, потому что « в дуэлях классик и педант», он вёл дело с большими упущениями, сознательно игнорируя всё, что могло устранить кровавый исход. Ещё при первом посещении Онегина, при передаче картеля, он обязан был обсудить возможности примирения. Перед началом поединка окончить дело миром также входило в прямые обязанности, тем более что кровной обиды нанесено не было и всем, кроме Ленского было ясно, что заключается в недоразумении. Зарецкий мог остановить дуэль и в другой момент появление Онегина со слугой вместо секунданта было его прямым оскорблением (секунданты, как и противники, должны быть социально равными), а одновременно и грубым нарушением правил, так как секунданты должны были встретиться накануне без противников и составить правила поединка.
Наконец, Онегин стрелял на ходу – не потому, что он боялся выстрела противника – он торопился потерять своё право первого выстрела, причём в самых невыгодных для себя обстоятельствах. Пистолеты Лепажа прекрасно «прилажены» по руке. Говорят, они так удобно ложатся в руку, как будто служат её естественным продолжением, и они бьют почти без промаха, но только если стрелять с места. На ходу даже опытный стрелок практически никогда не попадает в цель, потому что эти пистолеты имели ствол гладкий, без нарезки, и пуля, не получая первоначального вращения, легко отклонялась от цели. Современникам было понятно, что выстрел Онегина стал смертельным для Ленского только по роковой случайности. Онегин страшно переживал гибель своего юного друга, не мог оставаться в тех местах, где «окровавленная тень» ему являлась каждый день…»

4-й ученик: поэт любил Ленского и в прекрасных строфах оплакал его падение:

Друзья мои, вам жаль поэта
Во цвете радостных надежд,
Их не свершив ещё для света,
Чуть из младенческих одежд,
Увял! Где жаркое волненье,
Где благородное стремленье
И чувств и мыслей молодых,
Высоких, нежных, удалых?
Где бурные любви желанья,
И жажда знаний и труда,
И страх порока и стыда,
И вы, заветные мечтанья,
Вы, призрак жизни неземной,
Вы, сны поэзии святой!

Быть может, он для блага мира
Иль хоть для славы был рождён;
Его умолкнувшая лира
Гремучий, непрерывный звон
В веках поднять могла. Поэта,
Быть может, на ступенях света
Ждала высокая ступень.
Его страдальческая тень,
Быть может, унесла с собою
Святую тайну, и для нас
Погиб животворящий глас,
И за могильною чертою
К ней не домчится гимн времён,
Благословение племён.

В Ленском было много хорошего, он был молод и вовремя для своей репутации умер. Это была одна из тех натур, для которых жить – значит развиваться и идти вперёд. Он был романтик.
Люди, подобные Ленскому, при всех их неоспоримых достоинствах, нехороши тем, что они или перерождаются в совершенных филистёров, или, если сохранят навсегда свой первоначальный тип, делаются устарелыми мистиками и мечтателями, которые большие враги прогресса, нежели люди просто.

Приятно дерзкой эпиграммой
Взбесить оплошного врага;
Приятно зреть, как он, упрямо
Склонив бодливые рога,
Невольно в зеркало глядится
И узнавать себя стыдится;
Приятней, если он, друзья,
Завоет сдуру: это я!
Ещё приятнее в молчанье
Ему готовить честный гроб
И тихо целить в бледный лоб
На благородном расстоянье;
Но отослать его к отцам
Едва ль приятно будет вам.

IVгруппа: А.С.Пушкин и Дантес

1-й ученик: Судя по тому, что мы знаем о дуэлях Пушкина, он достаточно презрительно относился к ритуальной стороне поединка. Об этом свидетельствует и последняя его дуэль, перед которой он предложил противной стороне самой подобрать ему секунданта, хоть лакея. И это не было плодом особых обстоятельств. Это было принципом, который он провозгласил ещё в «Евгении Онегине», заставив его, светского человека и опытного поединщика, взяв в секунданты именно слугу, и при этом высмеял дуэльного педанта Зарецкого. Идеальный дуэлянт Сильвио в «Выстреле» окончательно решает свой роковой спор с графом тоже человек чести, один на один, без свидетелей. Для Пушкина в дуэли главным были суть и результат, а не обряды.
Всматриваясь в бушевавшую вокруг дуэльную стихию, он ориентировался на русскую дуэль в её типическом, а не в ритуально-светском варианте.

Невольник чести беспощадный,
Вблизи он видел свой конец.
На поединках твёрдый, хладный,
Встречая гибельный свинец.

Отношение Пушкина к дуэли противоречиво: как наследник просветителей XVIII века, он видит в ней проявление «светской вражды», которая …дико… боится ложного стыда».

2-й ученик: В разное время отношение к дуэли менялось. В середине XVIII века такое распоряжение своей жизнью представлялось нерациональным, неразумным; в период романтизма дуэли случаются очень часто, как говорил Пушкин, всё, что грозит гибелью, для человека очень привлекательно. Главное даже не в лихости дуэлянтов – это доказательство того, что есть ценности, которые дороже самой жизни и которые неподвластны государству – честь, человеческое достоинство. При отсутствии законов, охраняющих личность, для порядочного человека дуэль оказывалась единственным средством защитить свою честь и честь своих близких.
27 января 1873 года под Петербургом в перелеске близ Комендантской дачи состоялась дуэль, на которой Пушкин был смертельно ранен в живот.
Ответным выстрелом Пушкин легко ранил Дантеса в правую руку. Условия дуэли, по настоянию Пушкина, были смертельными и не оставляли шанса уцелеть обоим противникам: барьер отделял врагов едва на десять шагов, стрелять разрешалось с любого расстояния на пути к барьеру. Секундантом Пушкина был его лицейский товарищ К.К.Данзас, секундантом Дантеса – сотрудник французского посольства д,Аршиак.

3-й ученик: В глубоком снегу утопали дорожки для поединка, шинелями секундантов обозначились барьеры. Подполковник Данзас махнул шляпой, и Пушкин, быстро подойдя к барьеру, прицелился, чтобы выстрелить наверняка. Но Дантес выстрелил раньше, не дойдя шага до барьера. Пушкин упал на шинель Данзаса, смертельно раненный в правую половину живота. Он нашёл в себе силы, чтобы лёжа прицелиться и выстрелить. Дантес стоял правым боком, согнув правую руку в локте, закрывая грудь и разряженным пистолетом голову. Его это и спасло. Пуля пробила правое предплечье и сплющилась о пуговицу мундира. Дантес упал, Пушкин крикнул: «Браво!» – но Дантес быстро поднялся: ранение было не опасным.
У Пушкина развилось сильное кровотечение, а врача не было, и нечем было наложить повязку на рану. По оценке М.Ундермана Пушкин потерял 2 литра крови.
На санях его довезли до Комендантской дачи, где Дантес предложил Данзасу для перевозки раненого карету, которую ему прислал Геккерн. Красивый жест! Если бы Пушкин знал, чья это карета, он, конечно бы, отказался, но Данзас сказал, что это он нанял карету. Пушкина доставили домой. Всё время до самой смерти он был в сознании. Пуля пробила кишечник поэта в нескольких местах и, раздробив часть крестцовой кости, застряла поблизости от неё. Пушкин держался мужественно, но был момент, когда он, не выдержав мучительной боли, хотел застрелиться. Данзас успел отобрать у него пистолет, уже спрятанный под одеялом, сказав: «Не нужно, Сверчок» (лицейское прозвище Пушкина).
Через два дня после дуэли, 29 января 1837 года, Пушкин скончался в 2:45 в своём доме по адресу: набережная реки Мойки, дом 12.
Поэт обрёл вечный покой на кладбище Святогорского монастыря в Псковской губернии.

Условия дуэли, подписанные секундантами Пушкина и Дантеса (подлинник по-французски):

  • Противники становятся на расстоянии двадцати шагов друг от друга и пяти шагов(для каждого) от барьеров, расстояние между которыми равняется десяти шагам.
  • Вооружённые пистолетами противники по данному знаку, идя один на другого, но ни в коем случае не переступая барьеры, могут стрелять.
  • Сверх того принимается, что после выстрела противникам не дозволяется менять место для того, чтобы выстреливший первым, огню своего противника подвергался на том же самом расстоянии.
  • Когда обе стороны сделают по выстрелу, то в случае безрезультативности поединок возобновится как бы в первый раз: противники становятся на то же расстояние в 20 шагов, сохраняются те же барьеры и те же правила.
  • Секунданты являются непременными посредниками во всяком объяснении между противниками на месте боя.
  • Секунданты, нижеподписавшиеся и облечённые всеми полномочиями, обеспечивают, каждый за свою сторону, своей честью строгое соблюдение изложенных здесь условий.

«Д’Аршак рассказал нам, что Пушкин во время дуэли поражал своим мужеством и спокойствием, что он во всём этом деле выказал чрезвычайный такт и рыцарскую простоту, исполненную достоинства. Он был очень серьёзен, сосредоточен, как человек, рискующий жизнью; в нём не было ни тени притворной беззаботности, чтобы придать себе вид по-храбрее».
Д’Аршак сказал в заключение: «Это был великий характер…»

(Прослушивание г/записи – дуэль Пушкина и Дантеса)

Звучит стихотворение М.Ю.Лермонтова «Смерть поэта».

III. Подведение итогов урока

Приложение к уроку.

1. Место эпизода в произведении, характер изображённого события, действующие лица.
2. Краткая характеристика персонажей и события на момент начала действия эпизода.
3. Характеристика персонажей, их поведения и переживаний в момент кульминации и развязки.
4. Вывод о выявленных чертах характера, нравственных качествах, идеалах, жизненных целях персонажей.
5. Роль эпизода как этапа развития конфликта, важного для понимания идейного смысла произведения.

Список использованной литературы:

  • Пушкин А.С. “Выстрел”. Пушкин А. С. П – 91 Проза. – М.: Правда, 1985. – 368 с.
  • Пушкин А.С. “Евгений Онегин” Пушкин А.С. П – 91 Проза. – М.: Правда, 1985. – 368 с.
  • Лотман Ю.М. Роман А.С.Пушкина "Евгений Онегин": Комментарий: Пособие для учителя / Изд. 2-е. Л., 1983. С. 293
  • Набоков В.
























1 из 23

Презентация на тему: Дуэли и дуэлянты в русской литературе

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

Актуальность выбранной темы. Предыдущий год был отмечен знаменательными датами, связанными с русской литературой. Исполнилось 175 лет произведению А.С. Пушкина «Капитанская дочка», 180 лет «Повестям Белкина», М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» 170 лет. Эпизоды дуэлей является яркими страницами всех этих произведений, авторы уделяют большое внимание дуэльным поединкам и героям, участвовавшим в них.Нашему времени не свойственно такое явление как дуэль, но понятия «честь», «достоинство» актуальны и в наше время. Цель проекта. Мы хотели узнать историю такого явления как дуэль, углубить знания о русских писателях, в судьбе которых дуэль сыграла большую роль, расширить свой словарный запас, выявить уровень знаний учащихся нашей школы о такой национальной особенности как дуэль. Пробудить интерес к литературному быту 19-20 веков, подготовить учащихся к более глубокому, осмысленному восприятию произведений русской литературы, которые будут изучаться в старших классах

№ слайда 4

Описание слайда:

История дуэли. Существует предположение, что первым поединком в России была дуэль в Москве между Гордоном и майором Монтгомери (1666 год). Позже число дуэлей стало быстро расти. 25 декабря 1682 года появляетсяуказ, который устанавливает право служилых людей носить оружие, а также запрещает поединки. Петр I, несмотря на свое пристрастие к европейским порядкам и обычаям, сразу же вступает в борьбу с дуэлями. «Уложение Шереметева» (1702 год) жестоко карает даже за вызов на дуэль, «Краткий артикул» (1706 год) наказывает смертной казнью за поединок, не имевший трагических последствий.. Борьба Петра Великого с поединками дала неплохие результаты. Однако с ростом влияния на русскую жизнь иностранцев при Анне Иоанновне и с оглядкой на французскую моду при Елизавете Петровне поединки учащаются. Екатерина II выпускает «Манифест о поединках». Правда, уже после четверти века своего правления. Он действовал долго, сохраняя свою силу до издания Свода Законов (1832 год) и Свода Военных ппостановлений (1839 год). Манифест признавал дуэли чужестранным для России насаждением. Вызов и выход на дуэли навлекали на виновных, «яко ослушников закону», уплату штрафа («бесчестья») судье, «суд коего они презрели». Обидчик же, начавший поединок и обнаживший шпагу, «яко нарушитель мира и спокойствия», подвергался пожизненной ссылке в Сибирь. А вот как высказывался император Николай I: «Я ненавижу дуэль. Это - варварство. На мой взгляд, в ней нет ничего рыцарского. Герцог Веллингтон уничтожил её в английской армии и хорошо сделал.» На 40-е и 50-е годы 19 века падает расцвет, своеобразный культ дуэлей в России. Яростными противниками дуэлей были Наполеон Бонапарт и Николай I. Французский император считал, что «никто не имеет права рисковать своей жизнью ссоры ради, так как жизнь каждого гражданинапринадлежит отечеству; дуэлист - плохой солдат.»Заметим, что дуэли между женщинами в России были редкостью, хотя тоже случались.

№ слайда 5

Описание слайда:

Виды дуэлей с использованием пистолетов: 1)Неподвижная дуэль (дуэль без перемещений).1.Право первого выстрела определял жребий.2.Право первого выстрела принадлежало оскорбленному.3.Стрельба по готовности.2)Подвижная дуэль1.Прямолинейное сближение с остановками.2.Усложненное движение с остановками.3.Встречно-параллельное сближение.

№ слайда 6

Описание слайда:

Неподвижная дуэль. Право первого выстрела определял жребий. Дуэльная дистанция избиралась в интервале 15-30 шагов. Согласно дуэльному кодексу первый выстрел должен быть произведён в течение одной минуты, но обычно по договоренности между сторонами он производился через 3-10 сек. после начала отсчёта. Если по прошествии оговоренного промежутка времени выстрела не последовало, то он терялся без права повторения. Ответный и последующие выстрелы производились на этих же условиях. Отсчёт секунд вёлся вслух распорядителем или одним из секундантов. Осечка пистолета засчитывалась, как совершённый выстрел. Право первого выстрела принадлежало оскорблённому. Условия и порядок выстрелов сохранялись прежними, увеличивалась лишь дистанция - до 40 шагов. Стрельба по готовности. Право первого выстрела не устанавливалось. Дистанция стрельбы составляла 25 шагов. Противники с пистолетами в руках стояли в установленных местах спиной друг к другу. По команде "Начинай" или "Стрелять" они поворачивались лицом друг к другу, взводили курки и начинали целиться. Каждый дуэлянт стрелял по готовности во временном интервале 60 секунд (или по договоренности от 3 до 10 сек.). Секундант-распорядитель громко производил отсчёт секунд. После отсчёта "шестьдесят" следовала команда: "Стой".

№ слайда 7

Описание слайда:

Подвижная дуэль. Начальная дистанция составляла 30 шагов. Расстояние между барьерами не менее 10 шагов. Секунданты, занимали места по обе стороны от барьеров попарно с боковым удалением в 10 шагов. По команде "Взводи" - взводились курки, пистолеты поднимались вверх на уровень головы. По команде "Вперед марш" дуэлянты начинали движение к барьеру. При этом в интервале от исходной точки до барьера они могли останавливаться, прицеливаться и стрелять. Выстреливший обязан был оставаться на своём месте и ждать ответного выстрела в течение 10-20 секунд. Упавший от ран имел право стрелять лёжа. Если при обмене выстрелами никто из дуэлянтов не получил ранения, то, в соответствии с правилами, обмен выстрелами мог происходить трижды, после чего дуэль прекращалась. Начальная дистанция до 50 шагов, барьеры в пределах 15-20 шагов. По команде "К бою" противники взводили курки и поднимали пистолеты вверх на уровень головы. Движение навстречу друг другу по команде "Вперёд марш" происходило по прямой или зигзагом с амплитудой 2 шага. Дуэлянтам предоставлялась возможность стрелять на ходу или с остановкой. Выстреливший обязан был остановиться и дождаться ответного выстрела, на производство которого отводилось 10-20 секунд (но не более 30 секунд). Упавшему от раны дуэлянту отводилось для ответного выстрела вдвое больше времени. Сближение дуэлянтов происходило по двум параллельным линиям, отстоящим друг от друга на 15 шагов. Начальные позиции дуэлянтов располагались наискосок, так, чтобы в противоположных точках своих линий каждый из них видел противника впереди и справа от себя на расстоянии 25-35 шагов. Секунданты занимали места справа за противником своего клиента, на безопасном расстоянии. Заняв своё место на параллельных линиях, доставшееся по жребию, дуэлянты получали пистолеты и по команде "Вперёд марш" взводили курки и начинали встречное движение по своим линиям.Для выстрела надо было остановиться, а после него - ждать ответного в неподвижной позе 30 секунд.

№ слайда 8

Описание слайда:

Поединки с использованием пистолетов. Для проведения поединков использовались дуэльные пистолеты ("джентльменский гарнитур"). К изготовлению дуэльного оружия привлекались лучшие оружейные мастера. Пистолеты должны были иметь улучшенные технические характеристики и внешний вид. Заряжание пистолетов осуществлялось одним из секундантов в присутствии и под контролем остальных. Пистолеты разыгрывались по жребию. Получив пистолеты, дуэлянты, держа их стволами вниз с невзведёнными курками, занимали установленные жребием места. Секунданты становились поодаль от каждого дуэлянта. Распорядитель спрашивал дуэлянтов: "Готовы?" - и, получив утвердительный ответ, командовал: "К бою". По этой команде взводились курки, пистолеты поднимались вверх на уровень головы. Затем следовала команда: "Начинай" или "Стрелять".

№ слайда 9

Описание слайда:

Поединок с использованием холодного оружия. Секунданты готовили места для поединка с учётом равных возможностей для каждого дуэлянта (направление лучей солнца, ветра и проч.). По жребию разыгрывалось оружие и место. Дуэлянты снимали с себя мундиры и оставались в рубахах. Часы и содержимое карманов сдавалось секундантам. Секунданты должны были удостовериться в отсутствии защитных предметов на теле дуэлянтов, могущих нейтрализовать удар. Нежелание подвергнуться этому осмотру расценивалось как уклонение от поединка. Поодаль от них находились врачи. Секундант-распорядитель становился так, чтобы видеть и участников, и секундантов. Противников ставили друг против друга и подавали команду: "Три шага назад". Дуэлянтам вручалось оружие. Распорядитель командовал: "К бою готовсь" и затем: По команде распорядителя противники занимали свои места, определённые жребием. Секунданты становились по обе По команде распорядителя противники занимали свои места, определённые жребием. Секунданты становились стороны от каждого дуэлянта (на дистанции 10 шагов). Начинай". Если во время поединка один из дуэлянтов падал или ронял оружие, то нападающий не имел права воспользоваться этим.При необходимости остановить бой распорядитель, по согласованию с секундантом противоположной стороны, поднимал вверх своё холодное оружие и командовал "Стой". Бой останавливался. Оба младших секунданта продолжали оставаться у своих клиентов, а старшие вели переговоры. Если в горячности дуэлянты продолжали поединок, то секунданты обязаны были парировать удары и разъединить их. При получении одним из дуэлянтов раны бой останавливался. Врачи осматривали рану и давали заключение о возможности или невозможности продолжения поединка. Если одним из дуэлянтов было допущено нарушение правил или условий поединка, в результате чего противник получил рану или был убит, то секунданты составляли протокол и возбуждали судебное преследование виновного.

№ слайда 10

Описание слайда:

№ слайда 11

Описание слайда:

Роковая дуэль А.С.Пушкина 27 января (8 февраля) под Петербургом в перелеске близ Комендантской дачи состоялась дуэль, на которой Пушкин был смертельно ранен в живот. Ответным выстрелом Пушкин легко ранил Дантеса в правую руку. Условия дуэли, по настоянию Пушкина, были смертельными и не оставляли шанса уцелеть обоим противникам: барьер отделял врагов едва на десять шагов, стрелять разрешалось с любого расстояния на пути к барьеру. Секундантом Пушкина был его лицейский товарищ подполковник К. К. Данзас, секундантом Дантеса - сотрудник французского посольства виконт д’Аршиак-Доширак.Раненый Пушкин был повезён с места дуэли на санях извозчика; а у Комендантской дачи пересажен в карету, которую послал старший Геккерен. Памятный обелиск на месте дуэли Пушкина, ст.м. Черная речка, Санкт-ПетербургНыне на месте дуэли, в сквере у пересечения Коломяжского проспекта и железнодорожной линии Сестрорецкого направления (район Черной речки), установлен памятный обелис

№ слайда 12

Описание слайда:

Дуэли М.Ю. Лермонтова Первая дуэль произошла с Э. Барантом. Она состоялась в воскресенье 18 февраля 1840г. на Парголовской дороге за Черной речкой при секундантах А. А. Столыпине (Монго) и виконте Рауле д’Англесе.В наказание за первую дуэль Лермонтов был повторно сослан на Кавказ. Вторая дуэль закончилась его смертельным ранением. Дуэль Лермонтова с Н. С. Мартыновым состоялась во вторник 15 июля 1841 близ Пятигорска, у подножия горы Машук. Лермонтов был убит выстрелом в грудь навылет.

№ слайда 13

Описание слайда:

Дуэль А.С. Грибоедова Этo был типичный случaй рoмaнтическoй дуэли из-зa сoперничествa. Произошла четверная дуэль.Стрелялись и сaми дуэлянты, и их секунданты. Дуэль сoстoялaсь, нo Грибoедoв прoмaхивaется, пуля прoхoдит рядoм с гoлoвoй Якубoвичa. Сaм же Алексaндр Сергеевич oкaзывaется рaненным в левую лaдoнь первым выстрелoм свoегo ярoстнoгo прoтивникa. Якубoвич тoже прoмaхнулся, oн целил в живoт, a пoвредил Грибoедoву мизинец. Алексaндр Сергеевич, кaк известнo, был великoлепным пиaнистoм и дaже сoчинял мелoдии, тaк существуют нескoлькo егo oчaрoвaтельных музыкaльных пьес. Тaк вoт пoсле этoй дуэли Алексaндр Сергеевич нoсил нa левoм пaльце специaльную нaклaдку, рaзрaбoтaл руку дo прежней лoвкoсти и игрaл пo-прежнему зaмечaтельнo. Пo этoму пaльцу и былo oпoзнaнo впoследствии егo рaстерзaннoе фaнaтикaми телo, кoтoрoе oни еще нескoлькo дней тaскaли пo гoрoду, жестoкo глумясь нaд трупoм и скинув егo в oбщую яму. В вoзмещение вины зa эту крoвaвую бoйню в Тегерaне персидский шaх oтoслaл русскoму цaрю в пoдaрoк oгрoмный aлмaз, укрaшенный рубинaми и изумрудaми.

№ слайда 14

Описание слайда:

№ слайда 15

Описание слайда:

А.С. Пушкин. Капитанская дочка. Дуэль Швабрина с Гриневым. Я тотчас отправился к Ивану Игнатьичу и застал его с иголкою в руках: по препоручению комендантши он нанизывал грибы для сушенья на зиму. «А, Петр Андреич! - сказал он, увидя меня. - Добро пожаловать! Как это вас бог принес? по какому делу, смею спросить?» Я в коротких словах объяснил ему, что я поссорился с Алексеем Иванычем, а его, Ивана Игнатьича, прошу быть моим секундантом. Иван Игнатьич выслушал меня со вниманием, вытараща на меня свой единственный глаз. «Вы изволите говорить, - сказал он мне, - что хотите Алексея Иваныча заколоть, и желаете, чтоб я при том был свидетелем? Так ли? смею спросить». - Точно так. - Помилуйте, Петр Андреич! Что это вы затеяли! Вы с Алексеем Иванычем побранились? Велика беда! Брань на вороту не виснет. Он вас побранил, а вы его выругайте; он вас в рыло, а вы его в ухо, в другое, в третье - и разойдитесь; а мы вас уж помирим. А то: доброе ли дело заколоть своего ближнего, смею спросить? И добро б уж закололи вы его: бог с ним, с Алексеем Иванычем; я и сам до него не охотник. Ну, а если он вас просверлит? На что это будет похоже? Кто будет в дураках, смею спросить?Рассуждения благоразумного поручика не поколебали меня. Я остался при своем намерении. «Как вам угодно, - сказал Иван Игнатьич, - делайте, как разумеете. Да зачем же мне тут быть свидетелем? К какой стати? Люди дерутся, что за невидальщина, смею спросить? Слава богу, ходил я под шведа и под турку: всего насмотрелся». Поединок Швабрина и Гринева изображен иронично. Вся сцена выглядит, как пародия на дуэль и на саму идею дуэли.

№ слайда 16

Описание слайда:

А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Дуэль Ленского и Онегина. Вот пистолеты уж блеснули,Гремит о шомпол молоток.В граненый ствол уходят пули,И щелкнул в первый раз курок.Вот порох струйкой сероватойНа полку сыплется. Зубчатый,Надежно ввинченный кременьВзведен еще. За ближний пеньСтановится Гильо смущенный.Плащи бросают два врага.Зарецкий тридцать два шагаОтмерил с точностью отменной,Друзей развел по крайний след,И каждый взял свой пистолет.«Теперь сходитесь».Хладнокровно,Еще не целя, два врагаПоходкой твердой, тихо, ровноЧетыре перешли шага,Четыре смертные ступени.Свой пистолет тогда Евгений,Не преставая наступать,Стал первый тихо подымать.Вот пять шагов еще ступили,И Ленский, жмуря левый глаз,Стал также целить - но как разОнегин выстрелил... ПробилиЧасы урочные: поэтРоняет молча пистолет, Дуэль для Онегина – толчок к новой жизни, для Ленского - «быть спасителем».

№ слайда 17

Описание слайда:

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени».Дуэль Печорина и Грушницкого. Я стал на углу площадки, крепко упершись левой ногою в камень и наклонясь немного наперед, чтобы в случае легкой раны не опрокинуться назад.Грушницкий стал против меня и по данному знаку начал поднимать пистолет. Колена егодрожали. Он целил мне прямо в лоб.Неизъяснимое бешенство закипело в груди моей.Вдруг он опустил дуло пистолета и, побледнев как полотно, повернулся к своему секунданту:- Не могу,- сказал он глухим голосом.- Трус! - отвечал капитан.Выстрел раздался. Пуля оцарапала мне колено. Я невольно сделал несколько шагов вперед, чтоб поскорей удалиться от края.- Ну, брат Грушницкий, жаль, что промахнулся,- сказал капитан: - теперь твоя очередь,становись! Обними меня прежде: мы уж не увидимся! - Они обнялись; капитан едва мог удержаться от смеха: - Не бойся,- прибавил он, хитро взглянув на Грушницкого,- всё вздор на свете!.. Натура - дура, судьба - индейка, а жизнь - копейка! В этом поединке Печорин защищает честь Мери, а Грушницкий преследует корыстные цели, решив отомстить Печорину.

№ слайда 18

Описание слайда:

И.С.Тургенев «Отцы и дети».Дуэль Базарова и П.П. Кирсанова. - Ну, извините, это до другого раза, - отвечал Базаров и обхватил Павла Петровича, который начинал бледнеть. - Теперь я уже не дуэлист, а доктор и прежде всего должен осмотреть вашу рану. Петр! поди сюда, Петр! куда ты спрятался? - Все это вздор... Я не нуждаюсь ни в чьей помощи, - промолвил с расстановкой Павел Петрович, - и... надо...опять... - Он хотел было дернуть себя за ус, но рука его ослабела, глаза закатились, и он лишился чувств. Испытание дуэлью проходит Базаров. Эпизод поединка важнейший в идейном развитии романа. Он помогает преодолеть внутреннюю ограниченность героев. После дуэли между ними возникают простые человеческие отношения. Утро было славное, свежее; маленькие пестрые тучки стояли барашками на бледно-ясной лазури… - Вы готовы? - спросил Павел Петрович. - Совершенно. - Можем сходиться. Базаров тихонько двинулся вперед, и Павел Петрович пошел на него, заложив левую руку в карман и постепенно поднимая дуло пистолета... "Он мне прямо в нос целит, подумал Базаров, - и как щурится старательно, разбойник! Однако это неприятное ощущение. Стану смотреть на цепочку его часов..." Что-то резко зыкнуло около самого уха Базарова, и в то же мгновенье раздался выстрел. "Слышал, стало быть ничего", - успело мелькнуть в его голове. Он ступил еще раз и, не целясь, подавил пружинку. Павел Петрович дрогнул слегка и хватился рукою за ляжку. Струйка крови потекла по его белым панталонам.Базаров бросил пистолет в сторону и приблизился к своему противнику. -Вы ранены? - промолвил он. - Вы имели право подозвать меня к барьеру, - проговорил Павел Петрович,- а это пустяки. По условию каждый имеет еще по одному выстрелу.

№ слайда 19

Описание слайда:

Л.Н.Толстой «Война и мир». Дуэль П.Безухова с Е.Долоховым. При слове три быстрыми шагами пошел вперед, сбиваясь с протоптанной дорожки и шагая по цельному снегу. Пьер держал пистолет, вытянув вперед правую руку, видимо боясь как бы из этого пистолета не убить самого себя. Левую руку он старательно отставлял назад, потому что ему хотелось поддержать ею правую руку, а он знал, что этого нельзя было. Пройдя шагов шесть и сбившись с дорожки в снег, Пьер оглянулся под ноги, опять быстро взглянул на Долохова, и потянув пальцем, как его учили, выстрелил. Никак не ожидая такого сильного звука, Пьер вздрогнул от своего выстрела, потом улыбнулся сам своему впечатлению и остановился. Дым, особенно-густой от тумана, помешал ему видеть в первое мгновение; но другого выстрела, которого он ждал, не последовало. Только слышны были торопливые шаги Долохова, и из-за дыма показалась его фигура. Одной рукой он держался за левый бок, другой сжимал опущенный пистолет. Лицо его было бледно. Дуэль Долохова с Безуховым учит нас быть терпимыми к недостаткам людей. «Не суди, что справедливо, а что нет, не все бывает однозначно и легко решаемым».

№ слайда 20

Описание слайда:

А.С.Пушкин «Выстрел». - Я выстрелил, - продолжал граф, - и, слава богу, дал промах; тогда Сильвио... (в эту минуту он был, право, ужасен) Сильвио стал в меня прицеливаться. Вдруг двери отворились, Маша вбегает и с визгом кидается мне на шею. Ее присутствие возвратило мне всю бодрость. «Милая, - сказал я ей, - разве ты не видишь, что мы шутим? Как же ты перепугалась! поди, выпей стакан воды и приди к нам; я представлю тебе старинного друга и товарища». Маше все еще не верилось. «Скажите, правду ли муж говорит? - сказала она, обращаясь к грозному Сильвио, - правда ли, что вы оба шутите?» - «Он всегда шутит, графиня, - отвечал ей Сильвио, - однажды дал он мне шутя пощечину, шутя прострелил мне вот эту фуражку, шутя дал сейчас по мне промах; теперь и мне пришла охота пошутить...» С этим словом он хотел в меня прицелиться... при ней! Маша бросилась к его ногам. «Встань, Маша, стыдно! - закричал я в бешенстве; - а вы, сударь, перестанете ли издеваться над бедной женщиной? Будете ли вы стрелять или нет?» - «Не буду, - отвечал Сильвио, - я доволен: я видел твое смятение, твою робость; я заставил тебя выстрелить по мне, с меня довольно. Будешь меня помнить. Предаю тебя твоей совести». Тут он было вышел, но остановился в дверях, оглянулся на простреленную мною картину, выстрелил в нее, почти не целясь, и скрылся. Жена лежала в обмороке; люди не смели его остановить и с ужасом на него глядели; он вышел на крыльцо, кликнул ямщика и уехал, прежде чем успел я опомниться».

№ слайда 21

Описание слайда:

Словарь терминов Дуэль (франц. duel - от лат. duellum - война), поединок (с применением оружия) между двумя лицами по вызову одного из них. В переносном смысле - борьба, состязание двух сторон.1) цель дуэли - получение силою оружия удовлетворения за оскорбление*.2) участников дуэли только двое, т. е. оскорбленный и его обидчик (отсюда само слово «дуэль»); 3) средство дуэли - смертоносное оружие. На дуэлях обычно употребляется оружие трех родов: пистолет; Дуэль на пистолетах бывает следующего вида: в один выстрел; до первого ранения; смертельная дуэль.сабля; шпага.4) наличие установленных обычаем правил (условий) дуэли, обязательных к строгому соблюдению.* Оскорбление есть посягательство на чье-либо самолюбие, достоинство или честь*.Различают оскорбления трех степеней: легкие оскорбления, или оскорбления первой степени: оскорбления самолюбия, нарушения вежливости, не затрагивающие чести. тяжелые оскорбления, или оскорбления второй степени: оскорбления чести и достоинства, диффамация*.оскорбления действием, или оскорбления третьей степени: реально выраженное агрессивное действие одного лица по отношению к другому.

№ слайда 22

Описание слайда:

*Честь - внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть. (В.Даль)*Диффамация (из лат. diffamatio «разглашение, распространение») - распространение порочащих сведений, которые могут не носить клеветнического характера, или опозорение в печати; действие, известное уголовному законодательству как преступление, близкое к клеветеДуэльный кодекс - неформальный свод правил проведения дуэли.Дуэль служит способом отмщения за нанесенное оскорбление и не может быть заменена, но вместе с тем и не может заменять органы судебного правосудия, служащие для восстановления или защиты нарушенного права.Оскорбление может быть нанесено только равным равному.Секундант - (лат. secundans - сопровождающий). Свидетель и посредник, сопровождающий каждого из противников на дуэли.Секунданты являются в течение дуэли судьями противников и, как таковые, должны быть равного с ними происхождения. Секундант разночинец может быть не признан противной стороной.Секундант должен обладать следующими обязательными качествами:1) честностью;2) беспристрастием;3) отсутствием личных выгод в исходе данного дела;4) физическими и умственными качествами, необходимыми для достойного выполнения своего назначения.Четверная дуэль (фр. une partie carrée) - поединок, в котором после противников стрелялись их секунданты.Дуэлист - единоборец, поединщик, более в знач. задиры, драчуна; бретер*.Бретер - м. франц. кто ищет случая придраться, для вызова на поединок, кто наискивается на вызов, дуэлист, задира, задора, забияка, драчун.Бретёрами слыли такие известные личности, как А.И. Якубович, К.Ф. Рылеев, А.А. Бестужев, граф Ф.И. Толстой («Американец»), князь Ф. Гагарин

№ слайда 23

Описание слайда:

Список используемой литературы. В. Дурасов - 1912г. Санкт – Петербург «Дуэльный кодекс»Ю. Лотман «Беседы о русской культуре»А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Выстрел»Л.Н.Толстой «Война и мир»М.Н. Лермонтов «Герой нашего времени»И.С.Тургенев «Отцы и дети»Интернет-ресурсы

Цели проекта: Изучить историю дуэли, её истоки. Изучить историю дуэли, её истоки. Определить, какую роль играет дуэль в литературных произведениях. Определить, какую роль играет дуэль в литературных произведениях. Представить исследовательские материалы на открытом уроке по теме «Дуэль в русской литературе XIX века». Представить исследовательские материалы на открытом уроке по теме «Дуэль в русской литературе XIX века».


Пути решения: Изучение литературы о дуэли и ее истории. Изучение литературы о дуэли и ее истории. Изучение материалов о дуэлях А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова. Изучение материалов о дуэлях А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова. Поиск произведений, в которых описывается дуэль. Наблюдение, какую роль играет дуэль и соответствует ли она дуэльному кодексу. Поиск произведений, в которых описывается дуэль. Наблюдение, какую роль играет дуэль и соответствует ли она дуэльному кодексу.


Дуэль [фр.duel






Из истории дуэлей. С древнейших времен (в древнегреческих мифах – поединок Париса и Менелая). С древнейших времен (в древнегреческих мифах – поединок Париса и Менелая). Особенно широкое распространение в средние века (рыцарские поединки). Особенно широкое распространение в средние века (рыцарские поединки). С 15 века в Испании, Италии, Франции, а затем и в других европейских странах возникает дуэль как поединок с целью удовлетворения (сатисфакции) за нанесенную обиду или оскорбление чести. С 15 века в Испании, Италии, Франции, а затем и в других европейских странах возникает дуэль как поединок с целью удовлетворения (сатисфакции) за нанесенную обиду или оскорбление чести.



Первые дуэли в России в XVIII веке. Определенные правила поединка (дуэльный кодекс): По обоюдному соглашению. По обоюдному соглашению. С применением холодного или огнестрельного оружия (сабля, шпага, пистолет). С применением холодного или огнестрельного оружия (сабля, шпага, пистолет). В присутствии свидетелей (секундантов). В присутствии свидетелей (секундантов). По заранее определенным условиям. По заранее определенным условиям. Причина – вызов одного лица другим за нанесенное оскорбление. Причина – вызов одного лица другим за нанесенное оскорбление. Цель – получение силой оружия удовлетворения (сатисфакции). Цель – получение силой оружия удовлетворения (сатисфакции). Дуэль может происходить только между равными. Дуэль может происходить только между равными. После ссоры противники не должны были общаться. После ссоры противники не должны были общаться. Письменный вызов (картель) передавался через секундантов. Письменный вызов (картель) передавался через секундантов. Секунданты обязаны изыскать способы к примирению, следить за соблюдением условий поединка. Секунданты обязаны изыскать способы к примирению, следить за соблюдением условий поединка. Бретёр – (устар.) человек, готовый драться на дуэли по любому поводу, скандалист, забияка. Бретёр – (устар.) человек, готовый драться на дуэли по любому поводу, скандалист, забияка.








М.Ю.Лермонтов Дуэль. В Пятигорске на одном из вечеров в семействе Верзилиных шутка Лермонтова задела Мартынова, человека неумного и болезненно самолюбивого. Поэт принял вызов, твердо решив не стрелять в товарища. Лермонтов был убит 15 июля 1841 г. В Пятигорске на одном из вечеров в семействе Верзилиных шутка Лермонтова задела Мартынова, человека неумного и болезненно самолюбивого. Поэт принял вызов, твердо решив не стрелять в товарища. Лермонтов был убит 15 июля 1841 г.






А.С.Пушкин «Капитанская дочка» В произведение вводится дуэль со Швабриным, которого отличает циничное, грубое отношение к девушке, чтобы показать желание Гринева защитить честь и достоинство любимой. В произведение вводится дуэль со Швабриным, которого отличает циничное, грубое отношение к девушке, чтобы показать желание Гринева защитить честь и достоинство любимой. В романе видим столкновение двух эпох. В романе видим столкновение двух эпох. Автор показывает убийство, прикрытое дуэльной терминологией. Автор показывает убийство, прикрытое дуэльной терминологией.


А.С.Пушкин «Евгений Онегин» Подробно показаны все детали этого действа. В дуэли между Онегиным и Ленским все четко, все продумано. Дуэлянты пользуются лучшими дуэльными пистолетами того времени французского мастера Лепажа. Однако секундант Ленского Зарецкий, бретёр, и Онегин оба нарушают правила. Онегин опоздал на дуэль более чем на час, а Зарецкий не делал попыток примирить противников. Подробно показаны все детали этого действа. В дуэли между Онегиным и Ленским все четко, все продумано. Дуэлянты пользуются лучшими дуэльными пистолетами того времени французского мастера Лепажа. Однако секундант Ленского Зарецкий, бретёр, и Онегин оба нарушают правила. Онегин опоздал на дуэль более чем на час, а Зарецкий не делал попыток примирить противников.




М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» В романе показан обман во время дуэли. Между Грушницким и секундантом был договор о том, что пистолет Печорина будет не заряжен. Эта дуэль бесчестна. Дуэль, призванная защитить честь, служит к усугублению бесчестия. Печорина после дуэли постоянно терзает мысль о том, что он из-за азарта, лишь захотев испытать судьбу, убил Грушницкого.


Дуэль. Иллюстрация М.Врубеля к роману «Герой нашего времени». Черная акварель


И.С.Тургенев «Отцы и дети» Во времена Тургенева дуэли постепенно начали уходить в прошлое. В романе показывается, что не все правила поединка соблюдаются, но им пытаются следовать. Дуэль выглядит иронично. В романе дуэль является переломным моментом: Базаров после дуэли уезжает к родителям и там умирает. Во времена Тургенева дуэли постепенно начали уходить в прошлое. В романе показывается, что не все правила поединка соблюдаются, но им пытаются следовать. Дуэль выглядит иронично. В романе дуэль является переломным моментом: Базаров после дуэли уезжает к родителям и там умирает.




Синквейн. 1 строка. Тема или предмет (одно сущ.) 2 строка. Описание предмета (2 прил. или прич.) 3 строка. Характеристика действия предмета (3 глагола). 4 строка. Фраза из 4-х значимых слов, выражающая отношение автора к предмету. 5 строка. Синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).


Дуэль. Опасная, запрещенная. Необходимо вызывать, подготавливаться, стреляться. Дуэль – это защита дворянской чести. Убийство. (Оськина Валентина) Дуэль. Жестокая, незаконная. Сталкивает, убивает. Отстаивание чести и достоинства. Самоубийство. (Хизбулаева Зухра) Дуэль. Жестокая, мужественная. Отстаивает, защищает, примиряет. Поединок, который отстаивает честь. Самоубийство. (Прокофьева Екатерина)


Дуэль. Кровавая, справедливая. Выходят, стреляют, убивают. Дуэль часто бывает из-за пустяков. Разрушение судьбы. (Махнов Алексей) Дуэль. Опасная, смертельная, трагическая. Заставляет страдать, сталкивает со смертью, влияет на судьбу. Дуэль означает состязание двух сторон. Поединок. (Бибякова Флюра) Дуэль. Незаконная, бессердечная. Стреляются, выживают, умирают. Бессмысленное дело погибать напрасно. Самоубийство. (Белова Ксения)


Дуэль. Жестокая, благородная. Сталкивает, убивает. Зачем всё это нужно? Борьба. (Петрова Юлия) Дуэль. Кровопролитная, ужасная. Сталкивает, поражает, защищает. Способ защиты дворянской чести. Гибель. (Усов Сергей) Дуэль. Благородная, но ненужная. Сталкивает, поражает, защищает честь. Даже, если не хочешь, придется. Бой (состязание). (Колесников Андрей)