«Двенадцатая ночь» — это такой «Кураж»! "двенадцатая ночь", владимир мирзоев, театр "кураж" Театр кураж 12 ночь

К этой изящной, изысканной, построенной на афоризмах, игре слов и игре ума пьесе «Уильяма нашего Шекспира» Владимир Мирзоев обращается уже второй раз. Премьера в театре «Кураж» - это отчасти ремейк постановки, которую он ставил почти двадцать лет назад в театре имени Станиславского (тогда дворецкого Мальволио сыграл Сергей Маковецкий ). «Ремейк, но лишь отчасти, процентов на 50, или даже на 30, - уверяет режиссер. - Сейчас другие времена, другое пространство, другая труппа. Да и публика с тех пор сильно изменилась».


Характеры героев остались неизменными, но чтобы отчетливее донести их до зрителя, Мирзоев использует самые современные театральные приемы. Минимум декораций помогает убрать все, что может помешать зрительскому восприятию. И остается самое главное: чувства и эмоции.


Нарек Туманян, специально приглашенный художник по свету Большого театра России, с помощью системы экранов создает иллюзорный мир, в котором действуют герои пьесы. «Камерное пространство не любит громоздких декораций, - объясняет Мирзоев, - поэтому сценография спектакля минималистская. Наши декорации сотканы из света».


Рисуя спектакль черно-белыми красками, режиссер «обезличил» во времени описанную Шекспиром историю жизнеутверждающего оптимизма, убрал все элементы, характеризующие далекую эпоху. И тема зазвучала удивительно современно.


Минимализм прослеживается и в костюмах, которые разработал один из самых востребованных в Москве дизайнеров Дмитрий Логинов, минималист современной русской моды.


Известный режиссер, любимые артисты, оригинальная постановка классической пьесы - все это обещает зрителю море эмоций и ярких впечатлений.

Премьера пьесы Шекспира «Двенадцатая ночь» в постановке Владимира Мирзоева состоялась 14 апреля.

«Двенадцатая ночь» - одна из самых веселых комедий Шекспира, изящная, блистательно-изысканная, построенная на афоризмах, игре слов и игре ума. Шекспир умеет говорить увлекательно - обо всем на свете, уму и сердцу. На этот раз он рассказал историю о силе иллюзии. Жажда любви, жажда власти, денег, статуса - всё это игра воображения, всё движется энергией заблуждения.

Премьера в театре «Кураж» - это отчасти ремейк той постановки, которую Владимир Мирзоев ставил почти двадцать лет назад в театре им. Станиславского с участием Сергея Маковецкого в роли Мальволио. «Ремейк, но лишь отчасти, процентов на 50%, или даже на 30%. Другие времена, другое пространство, другая труппа. Да и публика с тех пор сильно изменилась», - говорит Владимир Мирзоев.

Неизменными остаются характеры, соединяющиеся в калейдоскоп разнообразных образов, окружающих нас в жизни. Минимум декораций как бы обнажает героев, убирая всё лишнее и оставляя только самое главное - чувства и эмоции. Специально приглашенный художник Нарек Туманян, продолжая главную тему спектакля, с помощью системы экранов иллюзорно создал мир, в котором живут герои пьесы. «Камерное пространство не любит громоздких декораций, - рассказывает режиссер Владимир Мирзоев, - поэтому сценография спектакля минималистская. Наши декорации сотканы из света». Рисуя спектакль черно-белыми красками, режиссеру удалось обезличить во времени описанную Шекспиром историю жизнеутверждающего оптимизма, убрав все элементы, характеризующие эпоху. Яркие цвета в спектакле присутствуют только за счет световых решений.

Минимализм прослеживается и в костюмах, которые разработал Дмитрий Логинов, минималист современной русской моды. В основу решения была положена его коллекция «Шторм».

Спектакль будет интересен каждому любителю современного театра и комедии старше 12 лет. Известный режиссер, любимые артисты и оригинальная постановка классической пьесы, все это обещает зрителю море эмоций и ярких впечатлений.

Что на сцене? Да, ничего! Три экзотические морские ракушки по центру, да по три подушки справа и слева от них. А там, уже внутри этой нехитрой декорации, уже стоит Виола, которой еще только предстоит превратиться в Цезарио. Под пение Джо Дассена, пританцовывая так сексуально, как в шекспировские времена и представить не могли, она и решается на авантюру, ставшую основой шекспировской же пьесы: переодевшись в мужскую одежду, появиться при дворе Орсино.
На первый взгляд кажется, что все это - винегрет и капустник в одном флаконе. Вот, к примеру, сэр Эндрю Эгьючик, нахлобучив на голову вязаную шапочку с помпоном, скачет перед зрителями на игрушечной лошадке – той, где башка на палке. Одет во фрак и кедики. Говорит, словно не вполне развитый (смягчаю выражения) ребенок. Подскакивает к Марии, хватает ее за грудь, улыбается, словно полоумный, шлепает по заду, немедленно задавая вопрос:
- Что это?
- Ягодичка!
Клоунада, право слово. Зрители волнуются, видно сразу. Но – недолго, потому что дальше волнение хоть и останется, но совсем по другим поводам. Мирзоев-то, Мирзоев не просто развлекается, ставя одну из самых веселых комедий Шекспира. Он рассказывает историю о силе иллюзий, о игре воображения, о том, что жажда денег, любви, власти и статуса – лишь пыль, разлетающаяся при первом же сквозняке.
Это не первое обращение режиссера к тексту. Лет двадцать назад Владимир Мирзоев ставил уже «Двенадцатую ночь» в Театре имени Станиславского. В этой. Нынешней, однако, все иначе – в первую очередь, за счет камерности, во-вторых, несмотря на все вышесказанное, за счет лаконизма.
В спектакль вставлена песня (за все вокальные номеру тут отвечает Анастасия Черепанова) на стихи Новеллы Матвеевой «Девушка из харчевни». Она – как раз-таки об этом, о прелести минимализма:
Любви моей ты боялся зря.
Не так я страшно люблю.
Мне было довольно видеть тебя,
Встречать улыбку твою.
Впрочем, что там Матвеева. Если прислушаться, услышишь в спектакле совсем разное. «Вы звери, господа!» - произносит Мальволио фразу из фильма «Раба любви». «Эй, моряк, ты слишком долго плавал», - поют герои песенку из «Человека-амфибии». «У нас свободный микрофон», - говорят они при случае. А еще занимаются цигун, вместо портрета передают рентгеновский снимок, поют арию Мистера Икс и курят.
Звучит как бред. Но, меж тем, все удивительным образом складывается в цельную картинку – сбалансированную, нежную, невзирая на гэги, и хорошо сыгранную актерами, «выход» каждого из которых, хоть и напоминает эстрадный номер, но не режет ни глаз, ни ухо, ни сердце. Хотя и выделить, конечно, есть кого – вот хоть худрука театра «Кураж» Михаила Долоко, превращающего своего Мальволио в шута горохового и невероятно трагическую фигуру одновременно, хоть Тимура Бурина в роли сэра Эгьючика, хоть Алису Колганову, которая в роли Виолы/Цезарио тут просто чистый секс – особенно в финале, когда надевает полупрозрачное платье.
Никаких признаков эпохи, никаких исторических костюмов – остается лишь история, да заложенный в ней оптимизм. Наверняка, многие воспримут это, как странную шутку, ну, да Бог с ними. Зануд всегда хватает.