Ее разряд местоимения. Разряды для начинающих

Так как десятичная система счисления поместная, то число зависит не только от записанных в нем цифр, но и от места записи каждой цифры.

Определение: Место записи цифры в числе называется разрядом числа.

Например, число состоит из трех цифр: 1, 0 и 3. Поместная, или разрядная, система записи позволяет из этих трех цифр составить трехразрядные числа: 103, 130, 301, 310 и двухразрядные числа: 013, 031. Приведенные числа расположены в порядке возрастания: каждое предыдущее число меньше последующего.

Следовательно, цифры, которые используются для записи числа, не определяют полностью это число, а служат только инструментом его записи.

Само число строится с учетом разрядов , в которых записана та или иная цифра, т. е. нужная цифр должна еще и занимать нужное место в записи числа.

Правило. Разряды натуральных чисел именуются справа налево от 1 к большему числу, каждый разряд имеет свой номер и место в записи числа.

Наиболее употребляемые числа имеют до 12 разрядов. Числа, имеющие более 12 разрядов, относятся к груп­пе больших чисел.

Количество занятых цифрами мест при условии, что цифра наибольшего разряда не 0, определяет разрядность числа. О числе можно сказать, что оно: однозначное (одноразрядное), например 5; двузначное (двухразрядное), например 15; трехзначное (трехраз­рядное), например 551, и т. д.

Кроме порядкового номера каждый из разрядов имеет свое наименование: разряд единиц (1-й), разряд десятков (2-й), разряд сотен (3-й), разряд единиц тысяч (4-й), разряд десятков тысяч (5-й) и т. д. Каждые три разряда, начиная с первого, объединены в классы . Каждый класс тоже имеет свой порядковый номер и наименование.

Например, первые 3 разряда (от 1-го до 3-го включительно) - это класс единиц с порядковым номером 1; третий класс - это класс миллионов, он включает 7-й, 8-й и 9-й разряды .

Приведем структуру разрядного построения числа, или таблицу разрядов и классов.

Число 127 432 706 408 - двенадцатиразрядное и чи­тается так: сто двадцать семь миллиардов четыреста тридцать два миллиона семьсот шесть тысяч четыреста восемь. Это многозначное число четвертого класса. Три разряда каждого класса читаются как трехзначные числа: сто двадцать семь, четыреста тридцать два, семьсот шесть, четы­реста восемь. К каждому классу трехзначного числа добавляется наименование класса: «миллиардов», «милли­онов», «тысяч».

У класса единиц наименование опускается (подра­зумевается «единиц»).

Числа от 5-го класса и выше относятся к большим числам. Большие числа используются только в специфи­ческих отраслях Знаний (астрономии, физике, электро­нике и т. д.).

Приведем ознакомительно названия классов от пятого до девятого: единицы 5-го класса - триллионы, 6-го класса - квадриллионы, 7-го класса — квинтиллионы, 8-го класса - секстиллионы, 9-го класса - септиллионы.

По сво­е­му зна­че­нию и грам­ма­ти­че­ским при­зна­кам место­име­ния в рус­ском язы­ке делят­ся на несколь­ко раз­ря­дов : лич­ные, воз­врат­ное, при­тя­жа­тель­ные, вопро­си­тель­ные, отно­си­тель­ные, отри­ца­тель­ные, неопре­де­лён­ные, опре­де­ли­тель­ные и ука­за­тель­ные.

Таблица «Разряды местоимений»

Чтобы пра­виль­но опре­де­лить раз­ряд место­име­ний, узна­ем, какие зна­че­ния они име­ют в речи, и выде­лим их основ­ные грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки.

Разряд
Примеры Синтаксическая функ­ция
Личные я, ты, мы, вы, он, она, оно, они Я подо­шла к окну.
У меня зазво­нил теле­фон.
Возвратное себя Посмотри на себя в зер­ка­ло.
Кошки спо­соб­ны жить сами по себе.
Притяжательные мой, твой, наш, ваш, свой Твое мне­ние мне извест­но.
Его лицо ста­ло груст­ным.
Вопросительные кто? что? какой? каков?
кото­рый? чей? сколь­ко?
Кто сту­чит­ся в дверь?
У чье­го окна сидят голу­би?
Сколько яблок на сто­ле?
Относительные кто, что, какой, каков, кото­рый, чей, сколь­ко Не могу понять, что мог­ло их так задер­жать.
Вот дом, в сте­нах кото­ро­го про­шло мое дет­ство.
Отрицательные никто, ничто, неко­го,
нече­го, ника­кой,
ничей, нисколь­ко
Никто не отве­тил мне.
Некого теперь спро­сить об этом.
Никакой ошиб­ки тут нет.
Неопределенные некто, нечто, неко­то­рый,
кто-то, сколько-то,
что-либо, кое-кто,
какой-то, какой-либо,
кое-какой, чей-то, чей-нибудь
Кто-то пел пес­ню.
Чей-то голос послы­шал­ся во дво­ре.
Пометь чем-нибудь саже­нец.
Определительные сам, самый, каж­дый,
любой, вся­кий, целый,
иной, весь, дру­гой
Другой путь пред­сто­ит нам.
Завтра все пока­жет­ся иным.
Указательные этот, тот, такой,
таков, тот-то, такой-то,
столь­ко, столько-то
За тем домом кафе.
Столько радо­сти было в ее гла­зах!
Суть вопро­са тако­ва, что луч­ше решить его вме­сте.

В таб­ли­це мы позна­ко­ми­лись с раз­ря­да­ми место­име­ний с при­ме­ра­ми их исполь­зо­ва­ния в рус­ском язы­ке. Ранее мы узна­ли, .

Личные место­име­ния «я», «мы», «ты», «вы», «он», «она», «оно», «они» ука­зы­ва­ют на лицо или пред­мет.

Местоимения «я» , «мы» отно­сят­ся к пер­во­му лицу; «ты» , «вы» - ко вто­ро­му; «он» , «она» , «оно» - к тре­тье­му.

Я влез на высо­кую сос­ну и стал кри­чать (К.Паустовский).

Мы шли по лоси­но­му сле­ду (К. Паустовский).

Ты пом­нишь, Алёша, доро­ги Смоленщины? (К. Симонов)

Видали ли вы , как под хвой­ной кры­шей гуля­ет в сапож­ках сафья­но­вых рыжик..? (А.Коваленко)

У место­име­ний «он» , «она» , «оно» опре­де­ля­ет­ся муж­ской, жен­ский и сред­ний род.

Он пел, и от каж­до­го зву­ка его голо­са вея­ло чем-то род­ным и необозримо-широким, слов­но зна­ко­мая степь рас­кры­ва­лась перед вами, ухо­дя в бес­ко­неч­ную даль (И.С. Тургенев).

После того как Маша пере­ры­ла сочи­не­ния, она оста­но­ви­лась на рома­нах (А. Пушкин).

Налево с края села начи­на­лось поле; оно было вид­но дале­ко до гори­зон­та, и во всю ширь это­го поля, зали­то­го лун­ным све­том, тоже ни дви­же­ния, ни зву­ка (А. Чехов).

Личные место­име­ния име­ют кате­го­рию един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла.

Сравним:

  • я, ты - мы, вы;
  • он, она, оно - они.

Тем не менее име­ем в виду, что место­име­ния «я» и «мы» , «ты» и «вы» не явля­ют­ся фор­ма­ми един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла одно­го и того же сло­ва. Местоимения «мы « и «вы» не обо­зна­ча­ют «мно­го я» или «мно­го ты» . Они ука­зы­ва­ют на гово­ря­ще­го или собе­сед­ни­ка вме­сте с дру­ги­ми лица­ми, участ­ву­ю­щи­ми в раз­го­во­ре или в опре­де­лен­ном дей­ствии.

Все лич­ные место­име­ния изме­ня­ют­ся по паде­жам. При их скло­не­нии в кос­вен­ных паде­жах появ­ля­ют­ся совсем дру­гие сло­ва:

  • я - меня;
  • ты - тебя;
  • она - её;
  • они - их.

Стоит толь­ко мне кос­нуть­ся мате­ма­ти­ки, я опять забу­ду все на све­те (С.Ковалевская).

Возвратное место­име­ние «себя» ука­зы­ва­ет на то лицо, о кото­ром гово­рят.

В себя ли загля­нешь? Там про­шло­го нет и сле­да (М. Лермонтов).

Я памят­ник себе воз­двиг неру­ко­твор­ный (А.Пушкин).

У это­го место­име­ния нет фор­мы име­ни­тель­но­го паде­жа, грам­ма­ти­че­ских кате­го­рий лица, рода, чис­ла. Оно изме­ня­ет­ся толь­ко по паде­жам:

  • и.п. -
  • р.п. себя
  • д.п. себе
  • в.п. себя
  • т.п. собой
  • п.п. о себе

лошад­ка (им.п.) (чья?) его (р.п.).

Случилось соло­вью на шум их при­ле­теть (И.А. Крылов).

Шум (чей?) их - несо­гла­со­ван­ное опре­де­ле­ние.

Притяжательные место­име­ния «его» , «её» , «их» не изме­ня­ют­ся.

Слова, на кото­рые отве­ча­ют суще­стви­тель­ные (кто? что? ), при­ла­га­тель­ные (какой? чей? каков? кото­рый? ) и чис­ли­тель­ные (сколь­ко? ) явля­ют­ся вопро­си­тель­ны­ми место­име­ни­я­ми .

Кто там сту­чит­ся у ворот? (С.Маршак).

Что сде­лаю я для людей? - силь­нее гро­ма крик­нул Данко (М.Горький).

Вдруг он обра­тил­ся к матушке:»Авдотья Васильевна, а сколь­ко лет Петруше?» (А. Пушкин).

«Ты чего не пони­ма­ешь?» - спра­ши­ва­ет Павел Васильевич у Стёпы (А.Чехов).

Какое изве­стие ты вче­ра полу­чил?

Каков ответ на мой вопрос?

Который по сче­ту будет урок мате­ма­ти­ки?

Те же место­име­ния толь­ко без вопро­са слу­жат для свя­зи про­стых пред­ло­же­ний в соста­ве слож­но­под­чи­нен­но­го и назы­ва­ют­ся отно­си­тель­ны­ми :

Смотри, сколь­ко плос­ко­дон­ных шаланд лежит на моем бере­гу (А.Катаев).

В ста шагах от меня тем­не­ла роща, из кото­рой я толь­ко что вышел (А.Чехов).

Он был совсем не таким, каким вооб­ра­жал его Константин (Л.Толстой).

Уже смер­ка­лось, и Василий не мог понять, кто идёт (К. Паустовский).

Часто я уга­дать хотел, о чем он пишет (А. Пушкин).

Я думал так­же и о том чело­ве­ке, в чьих руках нахо­ди­лась моя судь­ба (А.Пушкин).

Неопределенные местоимения

Ука­зы­ва­ют на неиз­вест­ные пред­ме­ты, при­зна­ки и коли­че­ства:

«некто», «нечто», «неко­то­рый», «несколь­ко», «кое-кто», «кое-что», «кто-то», «кто-либо», «кто-нибудь», «кое-какой», «какой-то», «какой-либо», «какой-нибудь», «чей-то», «чей-либо», «чей-нибудь», «сколько-нибудь», «столько-то».

Кто-то играл на скрипке…девушка пела мяг­ким кон­траль­то, слы­шал­ся смех (М.Горький).

Становилось страш­но, как буд­то в этой тишине его мол­ча­ли­во под­сте­ре­га­ла какая-то опас­ность (В.Катаев).

В гости­ной что-то неболь­шое упа­ло со сто­ла и раз­би­лось (А. Чехов).

Ты не спо­со­бен дей­ство­вать из каких-либо побуж­де­ний (К.Федин).

А ведь, пожа­луй, кое в чём он был прав (М.Шолохов).

Отрицательные местоимения

Отрицательные место­име­ния «никто», «ничто», «неко­го», «нече­го», «ника­кой», «ничей», «нисколь­ко» слу­жат для отри­ца­ния нали­чия какого-то пред­ме­та, при­зна­ка или коли­че­ства или для уси­ле­ния отри­ца­тель­но­го смыс­ла все­го пред­ло­же­ния.

Я не хочу печа­лить вас ничем (А.Пушкин).

Толком никто ниче­го не знал (К. Симонов).

Владик сто­ял мол­ча, нико­го не зади­рая и не отве­чая ни на чьи вопро­сы (А. Гайдар).

Они обра­зо­ва­ны от вопро­си­тель­ных (отно­си­тель­ных) место­име­ний с помо­щью без­удар­ной при­став­ки ни- или удар­ной при­став­ки не- .

Местоимения «неко­го» , «нече­го» не име­ют име­ни­тель­но­го паде­жа.

Молчали, пото­му что нече­го было сооб­щить друг дру­гу (И.А. Гончаров).

Не с кого спра­ши­вать, когда сам вино­ват (посло­ви­ца).

Местоимения «никто» , «ника­кой» , «ничей» , «неко­го» , «нече­го» могут упо­треб­лять­ся с пред­ло­гом, кото­рый сто­ит после при­став­ки:

не у кого, ни на чём, ни под какой, ни за чьим, не с кого, не из-за чего и т.д.

Ни в чем так сво­бод­но не про­яв­ля­ет­ся народ­ный харак­тер, как в песне и пляс­ке (А. Фадеев).

Не хочу ни о чем думать, ни во что вме­ши­вать­ся (М. Пришвин).

Попытка пере­хва­тить Машу по доро­ге не при­ве­ла ни к чему (А. Фадеев).

«тот», «этот», «такой», «таков», «столь­ко» слу­жат для выде­ле­ния сре­ди дру­гих какого-то опре­де­лён­но­го пред­ме­та, при­зна­ка, коли­че­ства.

Строжайше запре­тил бы я этим гос­по­дам на выстрел подъ­ез­жать к сто­ли­цам! (А.Грибоедов).

Всё это было бы смеш­но, когда б не было так груст­но (М.Лермонтов).

Сколько голов, столь­ко и умов (посло­ви­ца).

В тем­но­те я залез в такой буре­лом, из кото­ро­го и днём-то не ско­ро выбе­решь­ся. Однако я ухит­рил­ся выбрать­ся из это­го лаби­рин­та (В. Арсеньев).

Определительные место­име­ния - «весь», «вся­кий», «сам», «самый», «каж­дый», «любой», «иной», «дру­гой», «целый».

Каждый , кто молод, дай­те нам руки - в наши ряды, дру­зья! (Л.Ошанин).

Всякая рабо­та масте­ра хва­лит (посло­ви­ца).

Учитесь власт­во­вать собою; не вся­кий вас, как я, пой­мет; к беде неопыт­ность ведёт (А.Пушкин).

Направо было вид­но всё село, длин­ная ули­ца тяну­лась дале­ко верст пять (А.Чехов).

Эти место­име­ния изме­ня­ют­ся по родам, чис­лам и паде­жам, как при­ла­га­тель­ные.

Видеоурок по русскому языку для учеников 6 класса «Местоимение. Разряды местоимений»

По значению и синтаксическим функциям место­имения делятся на следующие разряды.

1. Личные местоимения я, мы (1-е лицо), ты, вы (2-е лицо), он, она, оно, они (3-е лицо) указыва­ют на лицо, предмет и отвечают на вопросы «кто?», «что?».

2. Возвратное местоимение себя указывает на то, что совершаемое действие направлено на само дей­ствующее лицо, совершается для данного лица и т. д. Данное местоимение не имеет рода, числа и формы Им п., в предложении явля­ется дополнением. Слово себе может выступать и в значении части­цы: Ступай себе мимо!

3. Притяжательные местоимения мой, твой, наш, ваш, свой, его, ее, их указывают на принадлеж­ность предмета кому-либо и отвечают на вопрос «чей?».

Местоимения мой, твой, наш, ваш, свой изменя­ются по родам (мой, моя, моё; твой, твоя, твоё ), чис­лам (наш - наши, ваш - ваши ) и падежам, при этом они склоняются как прилагательные: мой, моего, мо­ему, моим и т. д. В предложении употребляются в качестве согласованных определений.

4. Указательные местоимения тот» этот, та­кой, таков, столько, сей, оный (последние два яв­ляются устаревшими) указывают на предметы или их качества, количество. Они обычно определяют имя сущ, с которым согласуются в роде, числе и падеже, склоняясь при этом как прилагат.: та цифра, тот угол. Местоимение таков имеет только формы рода и числа: таков, таково, такова, таковы . Оно употреб­ляется значительно реже, чем такой , и обычно вы­ступает в роли именной части составного сказуемо­го: Сыр выпал - с ним была плутовка такова .

Местоимение столько сочетается с сущ в форме мн ч., поэтому изме­няется только по падежам, сохраняя при склонении ударение на первом слоге: столько книг, стольких книг и т. д.

5. Вопросительные местоимения кто, что, ка­кой, каков, чей, который, сколько используются в вопросительных предложениях для выражения во­проса о предмете, признаке или количестве: «Который час?»

Местоимения кто, что, сколько изменяются только по падежам (кого, кому, кем и т. д.), какой, который, чей - по родам, числам и падежам: какой, какая, какое, какие; какого, какому, каким и т. д.; какое - по родам и числам: какова, каково, како­вы. При склонении местоимения сколько ударение остается на основе: сколько, скольких, скольким и т. д.

Местоимение который используется при вопросе о порядке по счету или об одном из нескольких пред­метов: Который час? При вопро­се о качестве предмета употребляется местоимение какой : Какой цвет тебе нравится?

6. Относительные местоимения кто, что, какой, каков, чей, который, сколько отличаются от вопро­сительных тем, что употребляются только для свя­зи частей сложноподчиненного предложения: Относительные местоимения изменяются так же, как и вопросительные.


7. Определительные местоимения весь, всякий, каждый, сам, самый, иной, другой имеют различ­ные функции. Например, местоимения всякий, ка­ждый указывают на какой-либо предмет, взятый из числа многих, имеют значение «всевозможный, все до одного» . Ме­стоимение весь имеет обобщенно-собирательное зна­чение: Определительные местоимения имеют формы ро­да (весь, вся, всё), числа (всякий, всякие) и падежа (каждый, каждого, каждому, каждым и т. д.).

8. Отрицательные местоимения никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей, нисколько указы­вают на отсутствие предмета, признака: никто не пришел, нечего сказать,. Они образованы от вопросительных местоимений при помощи при­ставок не-, ни- и поэтому изменяются так же, как и слова, от которых они образованы: никто, никого, никому, никем и т. д.; никакой, никакого, никако­му, никаким и т. д.

Местоимения некого, нечего не имеют форм Им падежа.

Если отрицательные местоимения употребляют­ся с предлогом, он ставится между не, ни и место­имением: ни у кого, не с кем.

9. Неопределенные местоимения некто, нечто, некий, некоторый, кто-то, что-то, кто-нибудь, что-либо, какой-либо, кое-какой, несколько и дру­гие образованы от вопросительных местоимений при помощи приставок не-, кое - и постфиксов -то, -либо, -нибудь . Они употребляются для указания на не­определенные предметы, признаки и количества, для приблизительного указания на предмет, признак или количество. Местоимения некий, некоторый, кое-какой, ка­кой-нибудь, какой-либо, чей-то и другие, отвечаю­щие на вопросы «какой?», «чей?» , изменяются по родам (кое-какой, кое-какая, кое-какое ), числам (ка-кой-нибудь, какие-нибудь ), падежам (кое-какого, кое-какому, кое-каким и т. д.).

Местоимение некто употребляется только в фор­ме Им п, нечто - в формах Им и В П.

На вопрос «Что такое разряд?» нельзя ответить однозначно, так как слово имеет несколько значений в различных областях. Попробуем разобраться в этом вопросе и рассмотрим поподробнее, какие бывают разряды и как они характеризуются.

Что такое разряды в математике

Все натуральные числа записываются цифрами. В зависимости от количества цифр числа могут быть однозначными (от 0 до 9), двузначными (от 10 до 99), трехзначными (от 100 до 999) и т. д. Каждой цифре многозначного числа соответствует определенная позиция, называемая разрядом.

Разряды чисел отсчитываются справа налево: разряд единиц, десятков, сотен. Значение цифры определяется разрядом.

Разряды местоимений

Что такое разряд местоимения? Русский язык использует местоимения для замены многих частей речи и в зависимости от грамматических признаков различают:

  • местоимения-существительные - указывают на личность или предмет (я, ты, они, некто, кое-что);
  • местоимения-прилагательные - указывают на признак предмета (мой, каждый, некоторый);
  • местоимения-числительные - указывают на количество (несколько, сколько-нибудь);
  • местоимения-наречия (везде, сюда, никогда).

По лексическому значению существуют следующие разряды местоимений:

  • личные - указывают на лица (я, ты, его, они);
  • возвратные - обозначают действия, направленные на самого себя (себе, собою);
  • притяжательные - указывают на принадлежность предмета (мой, ваш, их);
  • вопросительные - употребляются в вопросительных предложениях (кто, где, сколько);
  • относительные - употребляются в качестве союза в придаточных предложениях (чей, который);
  • неопределенные - указывают на неопределенные предметы, их признаки, количество (кто-либо, откуда-то);
  • отрицательные - обозначают отсутствие предмета, его признаков (никто, никогда);
  • указательные - указывают на конкретный предмет, его признаки (тот, там);
  • определительные - уточняют предмет и его признаки (каждый, всякий).

Спортивный разряд

Спортивный разряд присваивается на соревнованиях местного или областного уровня. Он является показателем физической и технической подготовки спортсмена. Порядок присвоения и подтверждения спортивных разрядов в России устанавливается Единой всероссийской спортивной классификацией. Документ оговаривает нормативы, необходимые для получения разряда в различных видах спорта. Подтверждать полученный разряд спортсмен должен не реже 1 раза в 2 года.

Разряды рабочих профессий

На каждом производстве существуют разрядные сетки рабочих профессий в зависимости от уровня квалификации. Присваиваются разряды специальной комиссией на основании Классификатора, который представляет собой перечень правил, утвержденных Научным исследовательским институтом.

Имеют право рабочие, прошедшие соответствующее обучение, выполняющие работы специалиста более высокой квалификации не менее 3-х месяцев, внедрившие меры по экономии материальных ресурсов.

Что такое разряд в физике

При прохождении электрического тока через газообразное вещество происходит газовый разряд. Различают несколько видов газовых разрядов:

  • искровой - электрический разряд, сопровождающийся искрением. Примером искрового разряда в природе является молния;
  • коронный - самостоятельный газовый разряд, возникает при высоком давлении в неоднородных электрических полях;
  • тлеющий - разряд, который образуется при низком давлении газа и малом токе, например, свечение неоновой лампы;
  • дуговой разряд или электрическая дуга - физическое явление, представляющее собой ярко светящийся плазменный шнур.

Мир местоимений многообразен и очень широк. Наверное, не существует языка, в котором не было бы местоимений. Мы постоянно пользуемся ими в своей речи, поэтому после существительных и глаголов местоимения занимают 3-е место по частоте употребления. Однако следует учитывать, что, по сравнению с глаголами и существительными, которых в языке тысячи, местоимений всего несколько десятков. Теперь представьте, как часто мы употребляем одни и те же местоимения в нашем разговоре или в письменных текстах! Самые частотные местоимения – я, что, он, это, ты, мы, этот, она, они, весь, то, все, свой, который.

Конечно, может возникнуть вопрос: «А зачем так часто повторять местоимения? Неужели их нельзя заменить другими частями речи?» Нет, нельзя обойтись без местоимений, и частое повторение их тоже неизбежно, потому что постоянно возникает необходимость указывать на события, предметы, явления, количество, качества, о которых уже ранее говорилось. Если бы не было местоимений, мы были бы вынуждены повторять существительные, прилагательные, числительные, глаголы и даже целые фразы, а это слишком нудно и длинно. Язык же, как и большинство людей, довольно ленив, поэтому и нужны местоимения – для экономии места, времени и пространства.

Местоимения – это слова, которые не называют предмет, признак или количество, а только указывают на него. Местоимениям, следовательно, свойственно не конкретное лексическое значение, а обобщенное. Но в контексте местоимение может приобретать конкретное значение, которое будет изменяться в другом контексте. Например, местоимение он в предложениях «Шар упал, он был легкий » и «Кирпич упал, он был тяжелый » будет иметь разное лексическое значение в соответствии с тем, что именно заменяет местоимение он – существительное шар или существительное кирпич .

Однако не все местоимения могут конкретизироваться в определенном контексте. Некоторые всегда сохраняют свое значение только указателя на предмет, признак, количество. Это относится, прежде всего, к отрицательным и неопределенным местоимениям. Например: Никто за Вареньку не сможет выучить правила.

По значению местоимения принято делить на девять разрядов. Довольно большое количество этих разрядов вызывает определенные трудности при изучении, но главное – понять принцип деления и значение местоимений, тогда выучить будет гораздо легче.

1. Личные местоимения. Я – мы, ты – вы, он, она, оно – они.

Пример: Вероника не придет. Она занимается русским языком с репетитором.

2. Возвратное местоимение себя . Оно указывает на отношение субъекта к самому себе.

!!! Это местоимение не имеет формы именительного падежа, не имеет рода и числа. Пример: Каждому необходимо хоть раз взглянуть на себя со стороны.

3. Притяжательные местоимения. Мой, твой, наш, ваш, свой.

Эти местоимения, как и притяжательные прилагательные, обозначают принадлежность.

Пример: Возьми мой учебник по русскому языку.

4. Указательные местоимения. Тот (та, то, те), таков (такова, таково, таковы), этот (это, это, эти); такой, таковой, экий (экой), этакий (эдакий), сей, оный, столько.

Все эти местоимения, кроме местоимения столько , могут иметь категорию рода, числа и падежа. Местоимение столько может только изменяться по падежам.

Пример: Обязательно выучи эти разряды местоимений!

5. Вопросительные местоимения. Кто, что, какой, каков, который, чей, сколько, кой.

Эти местоимения используются в вопросительных предложениях для оформления вопроса.

Пример: Кто готов заниматься серьезно и упорно?

6. Относительные местоимения. Кто, что, какой, каков, который, чей, сколько, кой, каковой.

Эти местоимения омонимичны вопросительным, но отличить их нетрудно: относительные используются в сложноподчиненных предложениях в качестве средства подчинительной связи придаточной части предложения с главной. Здесь они обычно называются союзными словами.

Пример: Я знаю, кто готов заниматься серьезно и упорно.

Иногда относительные и вопросительные местоимения объединяют в один разряд: вопросительно-относительные.

7. Определительные местоимения. Весь, всякий (всяческий, всяк), сам, самый, каждый, иной, любой, другой.

Пример: Я сам хочу всего добиться.

8. Отрицательные местоимения. Никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей.

Значение отрицательных местоимений не раскрывается в контексте , что является их особенностью.

Все отрицательные местоимения образуются от вопросительных с помощью приставок ни- и не- . Приставка не- всегда ударная , а приставка ни- всегда без ударения.

Пример: Некогда болеть, никогда не болеть.

Запомните! Местоимения некого и нечего не имеют формы именительного падежа!

9. Неопределенные местоимения. Некто, кое-кто, кто-то, кто-либо, кто-нибудь; нечто, кое-что, что-то, что-либо, что-нибудь; некоторый, который-либо, который-нибудь, какой-то, некий, кое-какой, какой-либо, какой-нибудь; чей-то, чей-либо, чей-нибудь; несколько.

Общей особенностью неопределенных местоимений, так же, как и отрицательных, является то, что их значение не раскрывается в контексте.

Образуются неопределенные местоимения от вопросительных с помощью приставок кое-, не- и постфиксов -то, -либо, -нибудь.

Пример: Кто-нибудь поможет мне решить это задачу.

Запомните! Местоимение некто употребляется только в именительном падеже, местоимение нечто – в именительном и винительном падежах. Фактически эти местоимения не изменяются!

Итак, перед Вами трудная, но выполнимая задача – понять и выучить разряды местоимений по значению. Если Вы с ней справитесь, Вам будет гораздо легче при изучении сложных предложений.

Удачи Вам и красивого, грамотного русского языка!

blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.