Егэ русский язык. банк аргументов. нравственные проблемы. Проблема совести: аргументы. Примеры из художественной литературы Аргументы на тему проблема совести

Проблема совести и аргументы из литературы, на которые можно сослаться в выпускном сочинении, актуальна для школьников 9 класса и 11 класса, желающих успешно сдать ЕГЭ/ОГЭ по русскому языку.

Попробуем привести в статье самые удачные аргументы для написания сочинения.

Что такое совесть — определение для сочинения

По толковому словарю Даля понятие «совесть» обозначает способность человека понимать мораль, нравственность, контролировать свои действия в рамках права и нравственности, требовать от себя их выполнения, давать отчет о своих поступках.

Достоевский Ф. М. говорил, что это чувство есть действие Бога в человеке. Суворов А. В. дополнял эту мысль тем, что она трогает нежно душу и освещает человека, следует за ним везде, помогает осознать ошибки, не дает ему поступать неправильно.

Древнегреческий философ Демокрит давал определение совести как стыд перед собой.

Аргументы из литературы для сочинения на тему совести

Тема совести актуальна в литературе. Практически в каждом произведении найдется герой, который старается жить по ней.

Например, у В. М. Шукшина главный герой Егор является бывшим уголовником, который принес своей матери много несчастий. Когда после долгих лет жизни он встречает мать, то долго не может признаться, что он является ее сыном.

Впоследствии друзья хотят его вновь вернуть на путь криминала, но он отказывается, не испытывая муки совести, даже под страхом смерти.

Проблема совести в литературных произведениях

В литературных произведениях часто поднимается такая проблема, поскольку авторы очень любят рассуждать о ней. Достаточно вспомнить романы, повести и рассказы великих авторов, как тут же найдется парочка примеров для рассуждения.

Так, в романе «Война и мир» Николай Ростов проигрывает астрономическую сумму денег Долохову, хотя обещал своему отцу, что больше никогда не будет играть за карточным столом, поскольку семья испытывает серьезные финансовые трудности.

Вначале Николай не чувствует свою вину, но затем, понимая, что отец не оставит в беде, слезно дает себе и ему слово, что больше так не поступит.

В повести В. Быкова «Сотников» главный герой перед казнью фашистами вспоминает слезно эпизод из детства, где однажды берет пистолет отца и он выстреливает дома. Мама, прибежавшая в комнату, поняла, что случилось и говорит сыну, чтобы тот все рассказал отцу.

Герой убеждает отца, что он сам додумался рассказать ему о случившемся. Но это была ложь, которая терзала всю жизнь. Тогда он поклялся себе больше никому и никогда не врать. Такой небольшой эпизод из детства сделал из Сотникова совестливым человеком.

Кроме перечисленных есть и другие, не менее яркие примеры из литературы. Перечислим их далее.

Ф. М. Достоевский “Преступление и наказание”

Роман Федора Михайловича — самый яркий пример совести из книги и всей русской литературы в целом.

Главный герой Родион Раскольников, считая себя не «тварью дрожащей», а тем, кто имеет право, убивает алчную старушку, которая приносит окружающим горе.

Но затем он осознает, что, убив ее, он убил и себя тоже, преступив через закон и мораль. В результате он долго мучается и решает сознаться в убийстве, раскрывая свою бессовестность.

А. С. Пушкин «Капитанская дочка»

В романе главные герои Пугачев и Гринев встречаются во время бури у постоялого двора.

Гринев проявляет милосердие перед незнакомым человеком, видит, что человеку холодно и он нуждается в деньгах.

Он отдает свой тулуп и пару монет, чтобы тот не умер.

Позднее, когда Гринева заключат под стражу, Пугачев вспомнит поступок и освободит Гринева от казни.

В. Астафьев «Конь с розовой гривой»

У В. Астафьева есть рассказ «Конь с розовой гривой».

В нем мальчик Витя поступает плохо, воруя у своей бабушки клубнику для соседских ребятишек, а вместо нее кладет в корзинку траву, чтобы бабушка не заметила.

Позднее он не спит ночью и решается признаться бабушке в своем поступке, тем самым раскаиваясь перед ней. За это она ему дарит пряник в виде коня, вознаграждая проявление голоса совести.

Н. Гоголь «Мертвые души»

Антиподом совести в романе Николая Васильевича является Чичиков. Главный герой не испытывает угрызения и нечестно обманывает людей, наживаясь на их бедах. Все действия говорят о том, что он низкий человек.

М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

В романе Булгакова есть мифический эпизод, обращенный к показу истинных нравственных ценностей: миф о Понтии Пилате и Иешуа.

Пилат является римским чиновником и должен покарать Иешуа.

Он знает, что Иешуа ни в чем не виноват, но не может отпустить пленника, поскольку тогда он лишится своих чинов и работы.

В итоге, Иешуа казнят. После этого Пилат мучается. В конце он осознает свою вину и раскаивается, освобождая свое сердце и душу от угрызений.

М. Е. Салтыков-Щедрин «Пропала совесть»

В романе известного писателя-сатирика обостренная совесть олицетворяется. Она ходит к каждому в гости и просит разрешения остаться. Но каждый житель большого города не желает ее брать себе и отвергает ее.

Тогда последнего странника она просит найти маленького ребенка, чтобы в нем раствориться. Так и случилось.

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Главный герой в романе Михаила Юрьевича является страдающим эгоистом. Его мучают терзания, а он доказывает себе, что это только скука. В итоге, это чувство зарождается в душе и борется с пороком, постепенно становясь мерилом нравственности.

Произведения о совести для детей

В каждом мультфильме, в каждой сказке говорится о ней. С малых лет детей учат поступать правильно, выбирая мораль и нравственность вместо лжи и предательства.

Так, в мультфильме и книге «Даша-Путешественница» главная героиня вместе со своим другом Башмачком исследует мир и помогает всем, кто нуждается в помощи.

Однако на их пути всегда стоит хитрый лис Жулик, который вечно пытается что-то украсить, совершая бессовестный поступок. Тогда Даша говорит Жулику, что красть нехорошо, и тот отдает украденное и искренне просит прощение.

В. М. Гаршин «Человек обостренной совести»

Другое название сказки Аttalea princeps. Она рассказывает про молодую пальму, которая в сказке Гаршина не была совестливой. Она хотела свободы любой ценой, поэтому не считалась ни с какими другими деревьями.

Став большой и сломав крышу здания, она стала погибать. Уже в конце своей жизни пальма призналась, что была неправа и отбирала воду и место у других растений.

Виктор Драгунский «Тайное становится явным»

Сказка Виктора Драгунского повествует о мальчике, который очень не хотел есть кашу и выбросил ее в окно, пока мама не видела. Маме сказал же, что все доел.

Она похвалила сына, и сказала, что они идут к Кремль в награду за хороший аппетит. Чуть позже в дверь стучится человек.

Мама открывает и видит, что этот человек весь в каше. Когда мама очистила пришедшего, мальчик спрятался и не хотел подходить к ней. Но позднее пересилил себя и попросил прощения, запомнив урок.

Дмитрий Пантелеев «Честное слово»

В сказке Леонида Пантелеева мальчик пообещал ребятам не уходить во время игры.

Но ребята обманули и разбежались по домам, а главный герой так и остался стоять, ответственно сдержав свое обещание.

Увидев беду мальчика, мужчина не отвернулся, а решил помочь, поступив по совести, и отвел ребенка домой, сделав так, чтобы тот не бросил свое обещание на ветер.

Владимир Железняков «Чучело»

В рассказе «Чучело» главная героиня, будучи хорошей подругой Димы Сомова, берет вину мальчика перед одноклассниками на себя.

Сам Дима не говорит, что является предателем, а молчит, когда дети начинают издеваться над девочкой.

На дне рождения он все же рассказывает ребятам о том, что девочка ни в чем не виновата. И в конце все дети просят прощения за то, что они терзали девочку.

Альберт Лиханов «Мой генерал»

В рассказе действие разворачивается вокруг Антона Петровича и внука Антона.

Внук очень гордится дедушкой и всем одноклассникам рассказывает, что он был на войне, имеет много орденов и наград. Но, будучи на пенсии, дедушка работает кладовщиком.

За это внуку становится стыдно. Позднее у мальчика просыпаются чувства на могиле дедушки, ведь ему рассказывают правду жизни: дедушка нашел мальчика у тела погибшей матери и передал его на воспитание своим родственникам.

Так, мальчик учится уважению к старшим и тому, что каждая профессия важна, и нельзя судить человека по тому, чем он занимается.

Примеры совести из жизни человека

Если школьник не помнит второй аргумент из литературы на экзамене, то он всегда может привести жизненный пример. Это может быть любой момент из его или жизни его близких или друзей.

Например он может рассказать о том, как обманывал маму или папу, говоря, что в школу нужно идти позже, или что заболел и не может пойти на важное мероприятие, или о том, как первый раз что-то украл из магазина, а потом вернул украденное обратно.

Также можно вспомнить любые милосердные поступки и коротко рассказать о них: о помощи бездомным, о кормлении бездомных животных, о помощи пожилым людям и т. д.

Также в качестве аргумента из жизни может выступить фрагмент из любого фильма или его характеристика. Например, достаточно вспомнить события фильма «Мальчик в полосатой пижаме», где героя терзает то, что у него есть на столе хлеб и вода, лучшие игрушки, а у ровесника нет даже крыши над головой.

Примеры из истории

Практически каждый великий человек из истории был совестливым.

Так, апостол Петр при жизни был гоним за распространение христианства римским полководцем Иродом и большую часть жизни провел за решеткой. Казнить его не могли, поскольку он был гражданином Рима.

Когда дошли слухи, что Петр учит своего лекаря христианскому учению, было принято решение его казнить.

До этого события Петр видел, как мучается сын римского полководца, и сказал, что может помочь ему, если его ненадолго отпустят из-под стражи. Он излечил сына от страшного заболевания.

Тот, понимая, что может спасти Петру жизнь, в качестве благодарности, не решается это сделать и всю жизнь от этого мучается.

Вывод о роли совести в жизни человека

Подводя итог, можно сказать, что значение совести в том, что она руководит поступками человека в жизни, помогает принимать решения. Только человек с чистой совестью сможет достойно прожить в мире, не мучаясь и не терзая свою душу.

В сказке «для детей изрядного возраста» Салтыков-Щедрин поднимает проблему совести. Используя аллегорию, он изображает это человеческое качество в виде тряпицы, старой ненужной ветошки, от которой все стремятся избавиться. Сначала она попадает в руки жалкого пропойцы, потом к хозяину питейного дома, затем к квартальному надзирателю Ловцу, после чего перешла к финансисту Самуилу Давыдовичу Бржоцкому. Переходя из рук в руки, совесть возбуждает в каждом новом обладателе взрыв эмоций, страдания и муки, избавлением от которых может стать только смерть. Совершённые грехи, жажда наживы, преступления против чести – всё это тяжёлый груз. В финале сказки автор передает мольбу совести, которая просит, чтобы её вложили в душу младенца. Маленький человек вырос бы с ней и уже не стремился отделаться от совести, чтобы он шёл по жизни, соизмеряя свои шаги с этим достойным уважения человеческим качеством.

2. В.Быков «Сотников»

В повести главный герой партизан Сотников, оказавшись в плену у фашистов, терпит пытки, но не выдаёт важную информацию. Ночью перед расстрелом он вспоминает эпизод из детства, который оставил глубокий след в его душе. Однажды он взял без спроса наградной маузер своего отца, который внезапно выстрелил. Мама сразу узнала об этом, как только вошла в комнату. По её совету мальчик сознался отцу в содеянном, тот смягчил гнев на милость, потому что посчитал, что сын сам догадался признаться. И вновь Сотников-младший качнул головой. Этот малодушный кивок остался в памяти на всю жизнь: «Это было уже слишком – ложью покупать отцовское спасибо, в глазах у него потемнело, кровь прилила к лицу, и он стоял, не в силах сдвинуться с места». Муки совести преследовали его всю жизнь: «И он ни разу больше не солгал ни отцу, ни кому другому, за всё держал ответ, глядя людям в глаза». Так незначительный эпизод в жизни человека может решить судьбу и определить все поступки.

3. А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Петруша Гринёв после первого вечера взрослой жизни в кругу новоиспечённых приятелей проиграл сто рублей. Эти деньги были значительной суммой. Когда он потребовал от Савельича, чтобы тот дал ему необходимую сумму для отдачи долга, дядька – крепостной крестьянин, воспитатель Петруши, вдруг воспротивился. Он сказал, что денег не даст. Тогда Пётр Андреевич потребовал, применив суровую строгость господина: «Я твой господин, а ты мой слуга. Деньги мои. Я их проиграл, потому что так мне вздумалось». Долг был возвращен, но в душе Петруши возникли угрызения совести: он чувствовал себя виноватым перед Савельичем. И только попросив прощения и дав обещание, что всеми средствами будет отныне распоряжаться только он, верный слуга, Гринёв успокоился. Но впредь более не спорил с Савельичем по финансовым вопросам.

4. Л.Н. Толстой «Война и мир»

Николай Ростов проиграл деньги Долохову. Сумма была астрономическая – сорок три тысячи рублей. Это после того как отец попросил его не тратить лишнего, так как финансовое положение семьи критическое. Но, несмотря на это, долг чести необходимо выплатить. Николай просит деньги у отца нарочито небрежным, даже грубым тоном, говоря, что это со всяким случается. Когда Илья Андреевич соглашается дать сыну необходимую сумму, тот, рыдая, кричит: «Папенька! па…пенька! … простите меня! – И, схватив руку отца, он прижался к ней губами и заплакал». После этого Николай дал себе слово никогда не садиться за карточный стол и сделать всё, чтобы поправить благосостояние семьи.

Когда-то в русском языке слово «совесть» несло смысл некоторого сообщения, подсказки, которой мог воспользоваться человек («со-весть»). И эта подсказка всегда приходила в виде определенного чувства, при помощи которого можно было определить правильность своих действий.

Как сейчас рассматривается данный феномен?

Если поступок совершался правильный, приходило ощущение внутреннего удовлетворения, уверенности в себе, гордости. Это первое, что может указать школьник в своем сочинении. Но если человек совершал неблаговидный поступок, то после этого он испытывал чувство вины, тоски и досады. И это являлось и является негативной стороной переживания совести. Остановимся на этом подробнее.

Проблема совести в современной психологии обычно рассматривается с точки зрения ее отрицательного влияния. Она считается источником ненужного чувства вины, подавленности. Известно, что таким образом относился к совести философ Ф. Ницше. Он считал, что она непосредственно связана с чувством вины. Подчеркивая при этом, что она является своеобразным внутренним «трибуналом». С помощью этого чувства человек оказывается всегда подчиненным обществу.

Что говорят философия и теология?

Совесть нередко сливается с чувством вины, стыдом. Проблема совести обсуждалась еще со времен Древней Греции. Например, оратор Цицерон говорил: «Совесть означает для меня больше, чем разговоры всех окружающих».

В древнегреческой культуре существовало понятие «эн тэос», или «внутренний бог». Сейчас самым близким к нему термином является слово «интуиция». В православии совесть объясняется как «голос Бога внутри человека». Его сторонники считают, что человек может общаться с Богом без посредников при помощи совести.

В сочинении «Проблема совести» можно упомянуть и об отношении к данному вопросу древнегреческого философа Сократа. Он стремился возродить традицию прислушиваться к «внутреннему богу». Он утверждал, что у каждого человека есть «личный даймонион» («демон»). Сократ считал, что при помощи общения с ним человек обретает настоящую моральность, становится поистине свободным. Но философа обвинили в отвержении власти авторитетов и негативном влиянии на молодежь и затем казнили.

П. А. Гольбах называл совесть «внутренним судьей». Стыд и ответственность являются высшими моральными качествами, которые со временем стали общечеловеческими. Морально зрелым называют того, кто способен регулировать собственные действия независимо от влияния внешних факторов.

Для нормального человека проблема совести решается только выполненным долгом, ведь в противном случае его ждет наказание в виде внутренних угрызений. Можно спрятаться от окружающих, уйти от каких-либо событий. Однако невозможно уйти от самого себя.

Как формируется совесть?

Проблема совести интересует многих исследователей в сфере психологии. Например, феномен детской жестокости позволяет сделать вывод о том, что детям, как и животным, совесть неизвестна. Она не является врожденным инстинктом. Считается, что механизм возникновения совести заключается в следующем:

  • Взрослые учат ребенка различать понятия «добра» и «зла».
  • Это различение закладывается в процессе подкрепления хорошего поведения и наказания за плохое.
  • При этом ребенка не только наказывают, но и объясняют, почему именно его действия оказались плохими.
  • Затем по мере взросления ребенок учится самоосуждению за сделанные проступки.

Совесть в литературе

Одним из самых часто упоминаемых аргументов из литературы по проблеме совести является моральная дилемма Родиона Раскольникова. Главный герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» решается на убийство. Раскольников озлоблен из-за своего бессилия помочь родным людям, подавлен из-за бедности. Он жаждет мести за нищих людей и решает убить отвратительную старуху-процентщицу. Проблема совести в этом произведении раскрывается в действиях главного героя: он идет на сделку с самим собой. Преступление должно доказать Раскольникову, что он не «тварь дрожащая», а «властелин, который может творить судьбы людей».

Сначала его нисколько не трогает то преступление, которое он совершил, ведь герой уверен в правильности собственных действий. Но со временем его начинают одолевать сомнения, он начинает переоценивать правильность совершенного поступка. И такие мучения совести абсолютно естественны - ведь был совершен противоправный и безнравственный поступок.

Еще один пример

Ученик может использовать в сочинении «Проблема совести» аргументы из литературы, которая не входит в школьную программу. Эти книги он мог прочесть самостоятельно. К примеру, роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» также освещает данную проблему. У писателя вопрос совести достигает огромных, всечеловеческих масштабов. Понтий Пилат, один из главных действующих лиц произведения, не стал жертвовать своей карьерой, чтобы спасти невиновного Иешуа. За это прокурора должна мучить совесть в течение двух тысячелетий.

Однако впоследствии Пилата прощают, поскольку он осознает свою вину, раскаивается. Все становится на свои места, «гармония мира» восстанавливается. По теме "Проблема совести" аргументы на ЕГЭ могут быть убедительными лишь в том случае, если школьник проработал тему самостоятельно. Ведь иначе высок риск приведения неточностей в сочинении и получения неудовлетворительной оценки. Если же ученик хорошо знает литературные произведения и способен при этом грамотно выразить собственное мнение о проблеме - это залог успешной сдачи экзамена.

Сочинение по тексту:

«Откуда взялась человеческая совесть»? «Можно ли воспитать совесть»? «Зависит ли совесть человека от степени его цивилизованности»? Над этими крайне важными для современного общества вопросами рассуждает Фазиль Искандер, известный советский и российский прозаик и поэт.

Автор обращается к проблеме происхождения и воспитания совести. Актуальность затронутой проблемы несомненна, поскольку сегодня в обществе явно наблюдается острый дефицит нравственного качества, называемого совестью человека.

Для того чтобы привлечь внимание читателя к столь серьёзной проблеме, писатель высказывает парадоксальные, на первый взгляд, мысли о том, «что, как правило, именно бессовестные побеждают совестливых». Казалось бы, совесть как нравственное мерило должна в такой ситуации умереть, как динозавр. Но, несмотря ни на что, «она продолжает жить как высшее свойство человеческой души». Почему это происходит? Автор убеждён: если он найдёт ответ на этот сложнейший вопрос современного человечества, то оно (человечество) «опомнится», и совесть станет реальностью нашей жизни. В поисках ответа на волнующий его вопрос Ф. Искандер рассуждает о совести порабощённых народов: только тогда, когда совесть просыпается и возмущается насилием и жестокостью, тогда и приходит долгожданная свобода. Абсолютное согласие читателя вызывает мысль о том, что фашистская Германия не дожила бы до наших дней, так как государства, основанные на бессовестности нации, долго не живут. Дальнейшие рассуждения приводят автора к предположению: «зависит ли совесть человека от степени его цивилизованности»? Ответ Ф. Искандера однозначен: нет, не зависит степень совестливости от степени цивилизованности.

Так где же и в чём всё-таки искать «сердцевину» совести? По мнению автора, источник совести кроется в воспитании, когда правильное, совестливое поведение с течением времени под воздействием общепринятых норм становится привычкой человека.

Невозможно не согласиться с этим выводом известного писателя: совесть - это нравственное качество человека, являющееся результатом правильного воспитания. Слабо выраженное, это качество личности есть у каждого человека, но именно воспитание способствует формированию совестливости - главного мерила всех поступков человека.

Проблему совести и её воспитания отражают в своих произведениях многие русские писатели. Например, в повести В. Распутина «Прощание с Матёрой» бабка Дарья, не понимающая, как же это возможно: построить дома, столько лет хранить в них жизнь, теперь так бессовестно затопить и деревню, и кладбище, на котором похоронены все её предки. Она говорит: «Главное для человека, чтоб совесть иметь и от совести не страдать!» Вот он, нравственный урок, который преподала эта пожилая женщина «Иванам, не помнящим родства» - тем молодым жителям Матеры, которые готовы покинуть родные места.

О том, как можно воспитать в ребёнке совесть, рассуждает В.П. Астафьев в рассказе «Конь с розовой гривой». Главный герой только тогда осознал всю безнравственность своего обмана, когда бабушка, простая деревенская женщина, своей добротой и мудростью, показала мальчику пример совестливости как высшего свойства человеческой души.

Итак, можно сделать вывод о том, что совесть - одно из главных нравственных качеств личности, которое формируется благодаря правильному воспитанию, не зависит от степени цивилизованности и образованности и является внутренним «стражем», не допускающим во внутренний мир человека пошлость, грубость, жестокость и эгоизм.

Текст Фазиля Искандера:

1)Откуда взялась человеческая совесть? (2)Если исходить из предположения, что в борьбе за существование более совестливые побеждают менее совестливых, подобно тому, как сильные животные побеждают слабых, мы упрёмся в тупик.
(3)Практика нашей сегодняшней жизни показывает, что, как правило, именно бессовестные побеждают совестливых. (4)Бессовестность нападает коварно и неожиданно, а совесть не готова к нападению - ведь она прежде всего сторожит не врага, а нас самих. (5)Если бы совесть имела земное происхождение, она давно вымерла бы, как динозавр. (6)И, тем не менее, она продолжает жить как высшее свойство человеческой души.

(7)Разного рода политические злодеи пытались доказать, что совесть всего лишь архаический предрассудок, что она имеет классовый или расовый характер. (8)Народы, принявшие подобные учения, освобождались от тормозов совести, приобретали динамическую силу и сравнительно легко завоёвывали другие народы. (9)Но в конце концов их победоносные империи неизменно разваливались. (10)Думаю, совесть порабощённых народов к этому времени успевала проснуться и возмутиться. (11)А человек с возмущённой совестью становится сильнее негодяя.

(12)Представим, что Гитлер утвердив в Германии бессовестное государство, на этом остановился бы, и тогда нет причин отрицать, что это государство дожило бы до наших дней. (13)Но дело в том, что бессовестность не знает границ, не знает, где остановиться.

(14)Практически все современные развитые государства более или менее стабильно существуют, потому что они себя считают совестливыми, да, в общем-то, и стараются быть совестливыми.

(15)Зависит ли совесть человека от степени его цивилизованности? (16)Вряд ли. (17)Я встречал в деревнях старушек, имеющих самые дикие представления о реальном состоянии мира и при этом живущих по законам самой утончённой совести. (18)И встречал людей высокообразованных, не стеснявших себя в выборе средств.

(19)Можно ли воспитать совесть? (20)Кроме редчайших уродов, совесть, хоть и слабо выраженная, есть у каждого человека. (21)Если человек со слабо выраженной совестью попадает в коллектив, которым дорожит, он старается придерживаться общепринятых нравственных норм. (22)Поначалу он стыдится не столько бессовестного поступка, сколько оглашения его. (23)Но это уже воспитание, и, как во всяком воспитании, правильное поведение со временем становится привычкой.

(24)А самое опасное для страны - это государственная бессовестность. (25)На ложь государства народ отвечает тысячекратной ложью, полностью отказываясь от выполнения своих гражданских обязанностей. (26)От этого у государства дела идут хуже, и оно, стараясь скрыть это, снова лжёт. (27)Народ отвечает на новую ложь соответственно. (28)И так до бесконечности, до анархии и бунта.

(29)В последнее время я редко пишу стихи. (30)Но эта тема не уложилась в одну только прозу.

……………………………………………………………………

(31)Говорить, конечно, можно много, Многое понятно между строк. (32)Совесть есть, друзья, реальность Бога, И реальность совести есть Бог.

Доброго времени суток, дорогие друзья. В данной статье будет рассмотрена проблема совести: аргументы из литературы и авторское сочинение для подготовки к единому государственному экзамену.

Будут использоваться следующие аргументы:

– Э. Асадов, «Именем совести»

– М. Шелли, «Франкенштейн»

Внутри каждого человека находится невидимый судья, именуемый совестью и помогающий оценивать наши поступки и решения. Моральную ответственность за свои действия должен нести каждый человек, однако на деле мы можем наблюдать это не всегда.

Совесть является благородным качеством, присущим от рождения каждому человеку. Но её присутствие в каждом человеке различно: одни переживают из-за маленького проступка, другие легко забывают о большой ошибке.

Серьезное отношение к совести дисциплинирует человека, он учится следить за своими действиями, продумывать их исход наперед. Следовать данным установкам необходимо каждому.

В стихотворении Эдуарда Асадова «Именем совести» поэт призывает нас не поступаться совестью ни при каких обстоятельствах. Каждого преследуют соблазны на жизненном пути, но их цена слишком велика для совестливого человека. Даже бесстыдные люди испытывают душевные терзания за низкие поступки.

Поэт приводит в пример поведение в самых главных для нас обителях – любви и дружбе. Иногда у нас возникает желание солгать любимому человеку, чтобы избежать ссоры или заслужить похвалы, но совесть не позволяет нам этого сделать. Как и в дружбе, мы не должны оправдываться или искать причины своего поведения там, где неправы.

Совесть – наш самый честный судья, вечный свидетель. Можно скрыть измену от всех, но не от неё, оправдать любые свои действия перед всеми, но перед ней – никогда. Нельзя идти против своей совести, ведь лишившись её, мы перестанем быть достойными людьми.

В романе М. Шелли «Франкенштейн» от мук совести страдают оба героя: Виктор Франкенштейн и созданный им монстр. Виктор изучает науки, которые помогают ему научиться оживлять мертвую материю, и создает монстра из останков, найденных в могилах. Но когда он понимает, сколь безобразное существо сотворил, то покидает его на ночь, а утром уже не застает на месте. Виктор переживает, понимает, что на нем лежит ответственность за свое творение, у него начинается нервная горячка.

Монстр, созданный Виктором и обреченный на вечное одиночество, обозлился на своего творца. Он отомстил, убив младшего брата ученого. Но в убийстве была обвинена молодая девушка Жюстина, жившая у Франкенштейнов с детства. Виктор узнал настоящего виновника преступления, но, боясь прослыть сумасшедшим, не раскрыл всей тайны. Жюстину признали виновной и казнили. Франкенштейн долго страдал от мук совести, старался отвлекаться физической активностью и переменой мест.

Обозленный монстр жаждал мести Виктору, ведь тот бросил его на произвол судьбы, а после отказал создать для него подругу. В качестве расплаты, существо задушило друга Франкенштейна, Анри Клерваля, а в день свадьбы и его жену, что вынудило Виктора гнаться за существом по всем материкам.

Так и не встретившись после всего лицом к лицу, герои не получили удовольствия от расплаты. Виктор скончался, не догнав того, кого сам создал. А монстр скорбел о смерти своего творца и испытывал муки совести из-за всего, что натворил. Раскаяние было столь сильным, что довело виновника смертей до самоубийства.

Сбежать в жизни можно почти от всего, но от своей совести никуда не деться. Наше прошлое, память, действия, мысли – она хранит всё. Порой нам трудно устоять перед такими искушениями, как выгода, месть и соблазны, но ценой всему долгие угрызения совести. Лишь благородный, честный перед собой человек, может сделать правильный выбор и сохранить свое спокойствие. Это тяжелый выбор, но результат оправдывает себя.

Сегодня мы поговорили на тему «Проблема совести: аргументы из литературы ». Данный вариант вы можете использовать для подготовки к единому государственному экзамену.