Египетская культура. Основные черты древнеегипетской культуры Какие у древних египтян были направления культуры

Египет, как и любая другая велика, а на момент ее рассвета мировая держава, развивался в несколько этапов. Столь могущественное и развитое государство внесло свой вклад в мировое культурное наследие, касающееся не только архитектуры, но и письменности, литературы и даже математики, астрономии и медицины. Древние египтяне оставили множество следов для археологов, благодаря чему сегодня можно воссоздать приблизительную картину быта в тот период.

Быт народа

Повседневная жизнь очень красноречиво говорит о культуре народа в тот или иной период. Известно, что египтяне много внимания уделяли собственной внешности. Детям сбривали волосы до 12 лет. К этому возрасту, мальчикам делалось обрезание. Мужчины избавлялись от любой растительности на теле и тщательно следили за собственной чистоплотностью. Женщины даже в обыденной жизни накладывали макияж, подкрашивая веки малахитовым порошком. Глаза подводились черным как мужчинами, так и женщинами.
В связи со сложным географическим положением, для создания адекватных условий для жизни египтянам приходилось тяжело работать. Их ежедневные рацион состоял преимущественно из фруктов и овощей, а также хлеба и пива.

Архитектура и искусство

Древнеегипетские памятники архитектуры до сих пор таят в себе множество загадок, неразрешимых до сегодняшних дней. Известные во всем мире храмы, скульптуры и пирамиды делают египтян одними из величайших строителей и архитекторов всей истории человечества. Монументальные гробницы фараонов или пирамиды являются одним из 7 чудес света и единственным сохранившимся.
Кроме пирамид, особое внимание заслуживают древнеегипетские храмы. Жилища богов, созданные египетскими зодчими, плохо сохранились, но сегодня археологи имеют возможность изучать развалины храмов Амона Ра, Хатшепсуп, Рамсеса ІІІ. Храмы представляют собой сложные комплексы из огромных помещений и просторных дворов. Размеры храмов впечатляют. На фоне гигантских зданий пальмы представляются небольшими тростинками, а территория, отведенная под храмовый комплекс, сопоставима с размерами крупных поселений. К примеру, на верхушке одной колоны может уместиться 100 человек. В храмах находилось бесчисленное количество статуй, статуэток с изображением сфинксов, богов, царствующих фараонов и прочего. Они выполнялись как из камня, так и из бронзы.
Еще одним свидетельством мастерства египетских архитекторов являются дворцы фараонов. Они не уступали по своим размерам пирамидам и храмам. На сегодня сохранились развалины дворца Эхнатона.

Письменность и язык

Язык и письменность древнего Египта развивались на протяжении всего существования народа и государства. Письменность прошла долгий этап формирования, а благодаря тому, что египтяне писали на камне, путь формирования языка можно проследить.
Считается, что возникла письменность в Египте в IV тысячелетии до н. э. Она появилась на основе рисуночного письма. Ближе к II веку до н. э. рисунки стали упрощаться и получили название иероглифы. К этому моменту насчитывалось не более 700 широко употребляемых иероглифов. Они изображались не только на камнях. Еще материалами для их написания являлись папирус, глиняные черепки и деревянные дощечки.
Постепенно были выделены 21 простой знак. Они передавали согласные звуки и представляли собой привычный современному человеку алфавит. На основе этих знаков начала развиваться письменность соседних государств. Однако само египетское письмо не изменилось. Писцы предпочитали традиционный способ письма.

Литература

Развитая письменность способствовала сохранению и обогащению египетской литературы, самой древней в мире. Благодаря иероглифической письменности произведения могли иметь разноплановый контекст. Устное народное творчество дошло до нас в виде нескольких песен, например, песня погонщика скота, притч или поговорок.
В IV тысячелетии начали формироваться некоторые литературные жанр, например, биографии вельмож, дидактические тексты или поэтические произведения. Позже с развитием литературы создаются произведения, вошедшие в сокровищницу мировой литературы, например «Рассказ Синухета».
Огромное внимание в египетской литературе уделено дидактическому жанру. Эти произведения напоминают пророчества. Одним из древнейших произведений дидактического жанра является «Поучение Птахотепа». Тексты мудрецов, которые предостерегали народ от несоблюдения правил предписанных богами, также можно отнести к этому жанру.
Некоторые народные сказки подвергались тщательной обработке, превращаясь в настоящие шедевры. Многие из них оказали значительное влияние на мировую литературу. К этим сказкам относятся «Фараон Хуфу и чародеи», «Сказка о правде и кривде» и «Сказка о потерпевшем кораблекрушение».

Культура Древнего Египта возникла одной из первых. Она существовала примерно с конца IV тыс. до н.э. до 332 г. до н.э. Формирование Египта как государства происходило в IV тыс. до н.э. Уже к началу тысячелетия на севере и юге реки Нил появляются более 40 городов, стоящих во главе областей, или номов. Во второй половине тысячелетия складываются два крупных государственных объединения: Северное (Нижнее) царство с центром Буто и Южное (Верхнее) со столицей Нехен. Наконец, к началу III тыс. до н.э. образуется единое египетское государство, возникшее в результате победы царя Южного Египта Мина над Северным, который заложил крепость Инбу-Хедж (Белые стены), превратившуюся затем в первую столицу нового государства — Мемфис.

В истории Древнего Египта обычно выделяют несколько больших периодов. Первый из них именуется додинастическим (IVтыс. до н.э.), в течение которого зарождалась египетская цивилизация. Последующие периоды, охватывающие 30 династий фараонов, египетский жрец Манефон, написавший историю своей страны, предложил называть Древним (III тыс. до н.э.). Средним (конец III — начало II тыс. до н.э.) и Новым (II тыс. до н.э.) царствами. Последний период древнеегипетской истории иногда называют Поздним временем (I тыс. до н.э.).

Древний Египет

Древний Египет стал классическим примером речной цивилизации, поскольку решающую роль в его существовании играл Нил. Остававшийся после его разливов ил служил прекрасной почвой для сельского хозяйства, являвшегося основой экономики Египта. Использовавшаяся для орошения ирригационная система по необходимости должна была быть единой, что в свою очередь способствовало созданию единого у централизованного государства.

Имевшиеся по берегам реки огромные залежи камня, включая гранит и мрамор, служили прекрасным строительным материалом. Необходимость в точном определении сроков разлива Нила стимулировала развитие астрономии, математики и других наук. Наконец, долина Нила, защищенная с обеих сторон пустынями, была труднодоступна для вторжения иноземцев, давала дополнительные возможности спокойно жить и развиваться, сохраняя самобытность культуры. Подчеркивая огромное значение Нила для Египта, древнегреческий историк Геродоте полным основанием называл страну «даром Нила».

Весь уклад жизни египтян покоился на сложной системе религиозно-мифологических представлении и культов. Верховными божествами были боги Ра, Амон, Осирис, Пгах, Гор, Тог. Многобожие отчасти объясняется тем, что каждая область предпочитала верить в своего бога. Однако некоторые из них пользовались всеобщим поклонением. В целом вся культура имела ярко выраженный сакральный характер. Египтяне изначально считали, что их родина создана богами. Согласно Манефону, до земных царей Египтом правили боги, а затем полубоги. Боги-творцы уничтожают первоначальный хаос, создают мир и утверждают в нем божественный Порядок и Истину, составляющие всеобщую гармонию, воплощением которой выступает богиня Маат. К началу V династии, по мере создания и укрепления единого государства, культы многочисленных богов Египта несколько упорядочиваются и среди них устанавливается некая иерархия. На первое место выходит бог солнца Ра , или Алюн-Ра. Культ солнца становится главным. Уход, исчезновение солнца равносильны концу мира. В то же время существует представление о всех богах как эманации единого Птаха, создавшего мир «сердцем и языком»: задуманного сердцем и сотворенного силою своего слова.

Особое место занимает также бог Осирис. Сначала он воспринимается как умерший и возрожденный к новой жизни, воплощающий само бессмертие. Позднее миф о нем усложняется, и он предстает как царь загробного мира, вершитель посмертной судьбы каждого египтянина на суде богов. С его образом связывается представление о справедливости, а заупокойный культ по своей значимости приближается к культу солнца, о чем свидетельствует «Книга мертвых», писавшаяся в течение почти всей истории Древнею Египта.

Боги для египтян были не только творцами мира, порядка и закона, городов и правителей, но и создателями ремесел и искусств, письма и счета, магии и знания. Иероглифическое письмо воспринималось ими как священное и понималось как «слово бога». Исключительно важная роль при этом принадлежит богу мудрости Тоту, который выступает Владыкой слова и счета, создателем письменности, исчислителем лет, покровителем литературы и писцов, магов и целителей.

Наряду с культом богов не менее важную роль в жизни египтян играл культ обожествленного и,аря — фараона. Царь имел не только земного отца, но и отца небесного — верховного бога солнца Ра. Ему приносились жертвы в специальных храмах. Можно сказать, что законодательная власть над миром принадлежала небесным богам, однако проведение законов в жизнь, исполнительная власть находилась в руках царей. Египетский фараон воплощал собой средоточие всей религиозной жизни. Фараон был одновременно живым, земным богом и верховным жрецом, отправлявшим наиболее важные ритуалы, которые обеспечивали процветание страны. Именно он каждую весну бросал в Нил особый свиток с приказом о начале разлива. После смерти обожествленный правитель отождествлялся с богом Осирисом. Выражением идеи бессмертия и неограниченной власти фараона над простыми смертными стали знаменитые египетские пирамиды.

Огромное значение для египтян имел также культ диких и домашних животных, птиц, рыб и насекомых , что свидетельствовало о глубокой укорененности тотемизма в их религиозных представлениях. В число священных входило значительное число различных живых существ: лев, кошка, корова, бык, баран, козел, крокодил; птицы — сокол, ибис и коршун, а также пчела, змея, навозный жук-скарабей.

Прослеживая эволюцию Египта, следует отметить, что уже в до- династический период он имел развитое земледелие и скотоводство, виноделие и ткацкое ремесло. К этому периоду относится также начало изготовления папируса, что способствовав широкому распространению письменности. Его культура была в полном смысле самобытной.

В эпоху Древнего царства Египет впервые переживает настоящий расцвет. Сами египтяне рассматривали эпоху Древнего царства как золотой век в истории своей .

В этот период в Египте утверждается медный век. Высокого уровня достигают земледелие, садоводство, огородничество и виноградарство. Следует отметить, что именно Египту принадлежит заслуга открытия пчеловодства. В больших масштабах ведется каменное строительство, включая монументальные сооружения. Завершается становление иероглифического письма, появляется первый свиток папируса, складывается система счета, осуществляются первые попытки мумификации.

В эпоху Древнего царства практически оформляется вся сложная система культов, а среди многочисленных богов устанавливается своеобразная иерархия с богом солнца Амоном-Ра во главе. Значительный подъем переживает художественная культура, в которой формируются специфические каноны искусства.

Ведущим искусством Древнего царства была архитектура, которая развивалась в единстве с другими видами и жанрами и придавала всему искусству комплексный характер. Подавляющее большинство архитектурных построек было связано с заупокойным культом. Первым из такого рода сооружений стала мастаба, которая устраивалась над могилами умерших в виде песчаных насыпей, укрепленных кирпичом или каменной кладкой с наклонным профилем стен, напоминающих скамейку (мастабу). Последовательное усложнение мастабы и многократное увеличение ее размеров по вертикали и горизонтали в конце концов превратили ее в пирамиду. Первым это осуществил зодчий Имхотеп, построивший пирамиду фараона Джосера вСакка- ре (нач. III тыс. до н.э.). Первая пирамида была ступенчатой, имела высоту 60 м и представляла собой как бы поставленные друг на друга шесть мастаб. Имхотеп являлся не только архитектором, но и ученым, писателем и целителем. После смерти он был обожествлен, и в его честь построили храм. Он стал выдающейся фигурой не только египетской, но и мировой культуры.

Второй пирамидой стала пирамида Снофру в Дашуре. Она была уже не ступенчатой, но правильным четырехгранником стали пирамиды Хуфу. Хафра и Менкаура в Гизе (XXIX-XXVIII вв. до н.э.). Самая большая из них — пирамида (по-гречески - Хеопса) имела высоту 146 м (сейчас меньше), сложена из 2,3 млн блоков по 2,5-3 т, занимает площадь в 5,4 га. Рядом с заупокойным храмом пирамиды Хафра находится гигантский сфинкс (57 м длины) в образе льва с портретной головой, возможно, самого Хафра или другого фараона. (По последним данным создателем Сфинкса был фараон Джедефра, оставшийся непризнанным в истории.) Всего было построено около 80 пирамид.

Пирамиды стали символом Древнего Египта. В них идея безграничной власти и всеподавляюшей мощи фараона нашла наиболее полное воплощение. Они также выразили стремление фараонов уравняться с богами в бессмертии, преодолеть время, достичь вечности. Отсюда арабская пословица гласит: «Все на свете боится времени, а время боится пирамид». Пирамиды стали величайшим достижением египетской культуры и цивилизации. До сих пор они хранят множество тайн и загадок и являют собой символ всего Востока. Самая знаменитая из них - пирамида Хуфу - считается одним из семи чудес света.

Пирамиды вызывали весьма разные, порой прямо противоположные оценки и суждения. Римский философ Филон Александрийский дает им весьма скептическую оценку: «Горы камня, воздвигнутые на горах камня». Напротив, у Гёте они вызывают восхищение: «Самая удивительная архитектурная идея, которую невозможно превзойти». Римский писатель Плиний видит в них «тщеславную гордость фараонов, стоившую невиданных денег».

Думается, что такая неоднозначность в суждениях не случайна. Пирамиды не безупречны. Видимо, главный их недостаток — чрезмерность. Они требовали неимоверных, фантастических средств и усилий: их строили десятки тысяч людей в течение десятков лет. Они истощат и надрывали египетскую экономику Все это вынудило фараонов отказаться от них, и после XVII в. до н.э. их уже не строили.

Из других архитектурных памятников заслуживает упоминания храм бога солнца Ра в Абусире. Этот чудесный храм примечателен тем, что выходит за рамки заупокойного культа, и сохранился до наших дней.

Наряду с архитектурой в Древнем царстве успешно развивается скульптура. Одним из первых и известных произведений пластики стала небольшая плита (высотой 64 см) фараона Нармера. Она покрыта с двух сторон рельефными изображениями и краткими иероглифическими надписями, рассказывающими о победе Нармера, правителя Южного Египта над Северным. Эта знаменитая палетка интересна тем, что в полной мере выражает своеобразие «египетского стиля», заключающегося в особом способе передачи объемного тела на плоскости: голова и ноги изображаются в профиль, а плечи и тело — в фас.

Помимо рельефов, украшавших стены гробниц и храмов, широкое распространение получает портретная скульптура , часто связанная с заупокойным культом. Сохранившиеся произведения дают полное представление о характерных чертах и особенностях египетской скульптуры. Как правило, все статуи находятся в спокойных и застывших позах, наделены одними и теми же атрибутами, имеют одинаковую условную раскраску: красно-коричневую — для мужских, желтую — для женских, черную — для волос, белую — для одежд. Еще одна особенность египетской пластики — геометризм: абсолютная симметрия, четкость линий, строгая уравновешенность правой и левой половины тела. Наиболее известными скульптурными творениями являются «Сельский староста», «Писец Каи», статуи- портреты царевича Рахотепа и его жены Нофрет и др.

Среднее царство

Вслед за смутным временем, установившимся между царствиями, последовало Среднее царство, которое явилось вторым периодом рассвета Древнего Египта. Данную эпоху обычно называют классической. В этот период интенсивно развивается выплавка металла и египтяне широко используют орудия из бронзы. К уже имеющимся ремеслам добавляется производство стекла. Расширение и улучшение оросительной системы способствовало новому подъему земледелия.

В социальной сфере усиливается роль средних слоев. Изменения происходят и в других областях жизни. Заупокойный культ обслуживает теперь не только царей и вельмож, но и средние слои. Наблюдается переосмысление роли фараона: он воспринимается не только как бог, но и как конкретный живой человек. В целом же значение сакральной культуры несколько ослабевает. Возникают даже сомнения в загробной жизни. Возможно, благодаря этому невиданный подъем и расцвет переживает наука.

Успехи в деле мумификации и бальзамирования были достигнуты благодаря развитию медицины, знанию анатомии и физиологии человека. Египетские целители-жрецы разрабатывали учение о мозге, кровеносных сосудах, пульсе и сердце. Не менее впечатляющими были успехи в математике и астрономии. От египетских математиков до нас дошло несколько десятков текстов, посвященных решению теоретических и практических вопросов. Геродот справедливо называл египтян учителями геометрии. Египетские астрономы неплохо знали небо, умели предсказывать солнечные и лунные затмения, начало разлива Нила; их солнечный календарь становился все более совершенным.

В художественной культуре Среднего царства архитектура остается ведущим искусством, развиваясь по-прежнему в единстве со скульптурой и рельефом. В этот период продолжается сооружение пирамид, но их строят не из камня, а из кирпича-сырца, что делает их недолговечными.

В эпоху Среднего царства широкий размах получает храмовое строительство, в котором наряду с заупокойными появляются другие сооружения. Храмы украшаются обелисками, внушительными и многочисленными колоннами и роскошными декором. Самым знаменитым стал заупокойный храм Аменемхета III. названный греками Лабиринтом. Он занимал огромную территорию (7,2 га) и представлял собой гигантский комплекс многочисленных и великолепных сооружений. Это был настоящий пантеон, храм бесконечного множества египетских богов. Геродот, видевший его и испытавший при этом глубокое восхищение и настоящее потрясение, счел, что храм превосходит сами пирамиды и не поддается никакому описанию словами. К сожалению, этот храм, как и большинство других, не сохранился.

Среднее царство характеризовалось настоящим всплеском художественной литературы. Хотя литература возникла в Древнем царстве, от этого периода мало что дошло до наших дней. От смутного времени Междуцарствия мы располагаем несколькими произведениями. Среди них — два дидактических сочинения, содержание которых составляют нравственные искания. Среднее царство представляют подлинные шедевры художественной литературы. К их числу относится прежде всего «История Синухета», которая по праву считается настоящим романом. В повести «Беседа разочарованного со своей душой» рассказывается о пессимизме человека, который видел много горя, устал от жизни, сомневается в существовании загробного мира.

Новое царство

В этот период Древний Египет достигает наивысшего подъема и расцвета. Он занимает ведущее положение в Восточном Средиземноморье. Египтяне начинают применять железо, широко используют соху, вертикальный ткацкий станок, ножные мехи в металлургии, осваивают коневодство. Создание водоподъемных сооружений способствует развитию огородничества и садоводства, где используются новые сорта деревьев — яблоня, миндаль, олива, персик. Искусство мумификации достигает невиданного совершенства. Широкое развитие получают внутренняя и внешняя торговля. В целом страна переживает бурный экономический рост, чему способствуют успешные завоевательные войны, которые дают сырье, пленных рабов, золото. Высшие слои общества утопают в несметных богатствах и роскоши, что отчасти сказывается на развитии искусства: оно приобретает пышность.

В Новом царстве в Египте развертывается грандиозное строительство. Начиная с Тутмоса I, в так называемой «Долине царей» египетские фараоны строят себе роскошные гробницы. В храмовом строительстве и сооружении царских статуй наблюдается явная гигантомания. Характерным примером в этом плане может служить заупокойный храм с огромными статуями Аменхотепа III — «колоссами Мемнона». В таком же духе был построен пещерный храм Рамсеса II в Абу-Симбеле с величественными статуями правителя.

Наиболее известными стали Карнакский и Луксорский храмы в Фивах. Первый из них, храм бога Амона, сооружен при участии зодчего Инени и представляет собой грандиозный архитектурный комплекс, украшенный колоссальными колоннами. Второй уступает по размерам первому, но благодаря четкой планировке и совершенству форм оказал большое влияние на все последующее развитие храмовой архитектуры.

В Новом царстве расцветает искусство рельефа, достигая классических форм и непревзойденного совершенства. Следует отметить, что в этом жанре пластики за Египтом по праву признается исключительное место в мировом искусстве. Храмовые рельефные изображения позволяют прочитать всю историю Древнего Египта. В качестве примера можно указать на рельефное украшение оригинального храма Хатшепсут в Дейр-Эль-Бахри.

Продолжает успешно развиваться литература , становясь в полном смысле многожанровой. Главным творением религиозно- культовой литературы становится завершенная «Книга мертвых», которую можно считать энциклопедией религиозной жизни. Появляется светская литература («Сказка о двух братьях» и др.) и даже никак не связанная с культом любовная лирика, включающая в себя «песни услаждения сердца».

Особого внимания в Новом царстве заслуживает период правления Аменхотепа IV. Этот фараон предпринимает редкую по смелости попытку провести радикальные реформы. Вместо прежнего многобожия впервые в истории пытается ввести единобожие, утверждая культ нового бога солнца Атона, символом которого является солнечный диск. Фараон меняет свое имя на «Эхнатон» («угодный Ато- ну») и стремится возвысить культ царя выше культа самого бога. Он переносит столицу страны из Фив в Ахетатон.

Под его влиянием не менее радикальные изменения происходят и в . Если архитектура Ахетатона в целом остается прежней, то живопись и скульптура претерпевают глубокие изменения как по форме, так и по содержанию. Фараон и его приближенные изображаются в повседневной жизни, в домашней обстановке, в саду. При этом они сохраняют свои индивидуальные черты и особенности. Созданные скульптором Тутмесом портреты Эхнатона и особенно его жены Нефертити полны дыхания жизни, тонкой поэзии, неповторимой красоты и прелести.

После смерти Эхнатона. при его преемнике Тутанхамоне, столица вернулась в Фивы, старые порядки были восстановлены, а имя фараона-отступника было предано проклятию. Однако возникшие при нем новые формы искусства сохранились.

Что касается Тутанхамона, то найденная в 1922 г. его гробница оказалась единственной, до которой еще не успели добраться грабители. Она содержала огромное количество ценнейших памятников египетской культуры, включая знаменитую золотую маску самого фараона.

В эпоху Позднего времени (I тыс. до н.э.) Египет идет от одного кризиса к другому, распадается сначала на два царства, а затем на отдельные номы. Он терпит поражения в войнах с Нумибией, Ассирией, греками и персами. Наконец, в 332 г. до н.э. его покоряет Александр Македонский, и древний Египет фараонов прекращает свое существование.

Что касается культуры Древнего Египта, то она живет и по настоящий день. Она оказала огромное влияние на всю мировую культуру. Греческий философ Платон с полным основанием назвал Египет «матерью всех цивилизаций».

Основные влияния и традиции.

Культура современного Египта уходит своими корнями к традициям эпохи фараонов. К этому же периоду восходят многие народные обычаи. На протяжении почти девяти веков, от завоевания Египта Александром Македонским (3 в. до н.э.) до арабских завоеваний 7 в., Александрия являлась важнейшим центром греческих и римских культурных традиций. На протяжении последовавших 13 веков наиболее сильное влияние на египетскую культуру оказывали арабские и исламские традиции.

Некоторые представители египетской интеллигенции и политические деятели, здраво оценивая отсталое экономическое и военное положение страны, возлагали надежды на то, что распространение европейского влияния в Египте сможет привести к ускорению темпов экономического развития и культурному возрождению. Еще в 1869, выступая на церемонии по случаю открытия Суэцкого канала, хедив Исмаил заявил: «Теперь Египет стал частью Европы». Подобный подход был наиболее четко сформулирован в опубликованной в 1938 книге известного египетского историка и литературоведа Тахи Хусейна (1889–1973) Будущее культуры в Египте, где прямо утверждалось, что в своей духовно-культурной основе Египет скорее принадлежит к цивилизациям Средиземноморья, а не Востока.

В конце 19 в. лидер исламского модернизма и египетский общественный деятель Мухаммед Абдо (1849–1905) сделал попытку объединить современную научную мысль и ислам, утверждая, что между ними нет противоречий. Абдо ратовал за сохранение культурной системы ислама, но предлагал сделать ее более гибкой. Допуская свободную трактовку средневекового мусульманского законодательства, Абдо пытался реформировать мусульманское судопроизводство и программу обучения в исламском университете аль-Азхар в Каире.

Наиболее известный ученик Абдо – религиозный и общественный деятель Мухаммед Рашид Рида (1865–1935) утверждал, что Египет и ислам смогут возродиться при условии возврата к «очищенному» от позднейших искажений исламу времен пророка Мухаммеда и первых четырех халифов. Рида возглавил движение, пропагандировавшее возврат к раннему этапу развития ислама и распространившееся в 1920–1930-е годы далеко за пределы Египта. Рида начинал просветительскую деятельность с пропаганды учения Абдо. Однако его собственное учение подразумевало более строгую и жесткую ориентацию на исламские традиции. Современное движение исламского возрождения в Египте опирается на идеи Рида и его соратников.

Система образования.

Национальная система образования Египта находится в ведении министерства образования. Среди взрослого населения ок. 52% владеют грамотой. Обучение в школе обязательно для детей в возрасте от 6 до 12 лет. Учеба в университетах бесплатная. К 1991 все без исключения дети получали начальное образование (в 1970 – 72%). В 1995 в средних школах обучалось 74% детей соответствующего возраста. Для продолжения учебы после окончания начальной школы учащийся должен успешно пройти через систему сложных экзаменов. Лишь около половины выпускников начальной школы продолжают обучение в средней школе. Еще меньшее число молодежи поступает в университеты. В 14 государственных университетах обучаются более 700 тыс. студентов. Кроме того, действуют Американский университет в Каире, основанный пресвитерианскими миссионерами, и Академия естественных наук и технологии.

Крупнейшие университеты – Каирский, Айн-Шама, Александрийский и мусульманский аль-Азхар. Последний основан в 10 в. и является одним из старейших в мире мусульманских университетов. Первым современным светским университетом Египта является основанный в 1907 Каирский университет. Наряду с государственными университетами в стране имеются десятки педагогических, технических, коммерческих и сельскохозяйственных высших учебных заведений. В 1996 открыли двери четыре частных университета.

Зарождение современной литературы.

Египет является центром возрождения традиций арабской литературы. В конце 19 в. иммигранты-христиане из Ливана занялись в Каире изданием газет и журналов. Реформирование ислама, проблемы национально-освободительного движения, секуляризм, литературная критика, новые открытия в науке, – обсуждение всех этих актуальных тем находило свое место на страницах новой прессы.

Старейшая газета Египта, выходящая до настоящего времени, «Аль-Ахрам» («Пирамиды», тираж ок. 900 тыс. экз.), была основана в 1875 в Александрии. В 20 в. она превратилась в ведущую газету всего арабского мира. В 1950–1960-е годы ее главный редактор Мухаммед Хасанейн Хейкал пользовался большой популярностью как авторитетный политик и человек, близкий к Абдель Насеру. При Абдель Насере и Садате осуществлялась жесткая цензура прессы, которая была ослаблена с приходом к власти Мубарака. Пресса пользовалась большей степенью свободы, чем в других арабских государствах. Ежедневные общенациональные газеты Египта издаются большими тиражами: «Аль-Гумхурия» («Республика», 650 тыс.), «Аль-Ахбар» («Новости», 980 тыс.). Три ведущие газеты имеют также еженедельные выпуски. Большой популярностью пользуются общественно-политический и литературный еженедельник «Роз эль-Юсеф» (выходит с 1925), социально-политический еженедельник «Аль-Мусаввар» («Иллюстрированный») и два исламских еженедельника – «Аль-Даава» («Призыв») и «Аль-Итисам» («Стойкость»). Все политические партии имеют свои еженедельные издания.

Художественная литература.

Первые современные арабские повести и романы были опубликованы в Египте после 1914. К 1940-м годам роман стал популярным жанром египетской литературы. В 1945–1967 на литературном небосклоне не только Египта, но и всего арабского мира блистали имена таких египетских мастеров в жанре рассказа и романа, как Нагиб Махфуз (р. 1911), Абд ар-Рахман Шаркауи (аш-Шаркави, 1921–1987) и Юсуф Идрис (1927–1991). В самом известном литературном произведении Махфуза, вышедшем в 1956–1957, – трилогии Бейн аль-Касрейн, Каср аш-Шоук и Ас-Суккарийа (названия старых кварталов Каира), – описывается жизнь трех поколений семьи каирского купца Абд аль-Гаввада в период между двумя мировыми войнами. В опубликованной Шаркауи в 1954 повести Земля описана жизнь крестьянской бедноты и ее борьба за человеческое достоинство. Признанным новелистом является Юсуф Идрис. Во многих его произведениях внимание акцентируется на социальных и сексуальных табу исламского общества. До сих пор произведения литературных мастеров послевоенного Египта пользуются популярностью. На смену им пришло новое поколение египетских писателей, таких, как Соналла Ибрагим (р. 1937), рассказ которого Запах этого при правлении Абдель Насера был запрещен за критику режима, и Яхья ат-Тахер Абдалла (1942–1981), резко критиковавший традиционализм деревенской жизни Верхнего Египта.

С 1870-х годов в стране начинает развиваться театральное искусство, на сцене ставятся арабские пьесы. Два ведущих египетских драматурга 20 в. – Хусейн Тевфик аль-Хаким (1898–1987) и Мухаммед Теймур (1892–1921). В 1960-е годы особой популярностью пользовались драматические произведения, созданные по канонам европейской драматургии. Тевфик аль-Хаким, Юсуф Идрис и Нуаман Ашур (1922–1987) являются авторами сатирических и символических пьес на разговорном египетском диалекте арабского языка.

Тевфик аль-Хаким известен также как романист и поэт. Его роман о событиях революции 1919 Возвращение духа (1933) был одной из любимых книг Насера. Оживленные дискуссии вызвало политическое эссе Тевфика аль-Хакима Возвращение понимания (1974), которое представляло собой одну из первых публикаций, содержащих критику ошибок Абдель Насера.

Музеи и библиотеки.

Основанный в 1863 французским археологом Огюстом Мариетом Египетский музей в Каире располагает обширной коллекцией памятников эпохи фараонов, включая сокровища из гробницы Тутанхамона. В Музее исламского искусства в Каире (основан в 1880) собрана уникальная коллекция. В Коптском музее в Каире хранится самое крупное собрание предметов культуры коптов, включая великолепные образцы тканей. К 1903 относится основание в Александрии Музея греко-римских древностей. Многие его экспонаты были обнаружены во время археологических раскопок на территории самого города. Национальная библиотека Египта (Дар аль-Кутуб), созданная как библиотека египетских хедивов (турецких правителей) в 1870, располагает более 1,5 млн. единиц книг, рукописей, периодических изданий, микрофильмов. Около 60% фондов библиотеки – на арабском языке, 25% – на английском, остальные преимущественно на других европейских языках. Подлинным сокровищем библиотеки является уникальное собрание из 58 тыс. редких исламских рукописей. В исламском центре аль-Азхар собрана богатая библиотека по исламистике, насчитывающая 22 тыс. рукописных изданий.

Научные учреждения.

В стране функционируют примерно 30 национальных и иностранных научных обществ и ок. 20 египетских исследовательских институтов, занимающихся всесторонним изучением различных аспектов жизни древнего и современного Египта. Всемирно известны такие научные центры, как Египетское научное общество политической экономики, статистики и юриспруденции, Географическое общество Египта, Французский институт археологии Востока и Американский исследовательский центр в Египте.

Важную роль в научной жизни страны играют также Центр политических и стратегических исследований Аль-Ахрам, Каирский институт по изучению проблем прав человека, Центр имени Ибн Хальдуна по изучению проблем экономического развития, Центр исследований и обучения Аль-Мишкат, Центр по изучению документации, экономики и права, Центр по изучению развивающихся стран при Каирском университете.

Радио, телевидение и кинематограф.

Египетские средства массовой информации пользуются огромным влиянием и популярностью во всем арабском мире. В 1950–1960-х годах египетская радиостанция «Голос арабов» стала проводником идей Насера об арабском единстве и арабском социализме. Радио и телевидение принадлежат государству. В середине 1990-х годов в стране вели передачи ок. 60 радиостанций и действовали ок. 50 телевизионных каналов.

Ведущим египетским кинорежиссером является Юсуф Шахин. Будучи в начале своей карьеры сторонником социалистического реализма, он экранизировал повесть Шаркауи Земля, в фильме Станция Каир показал жизнь городской бедноты, а в фильме Джамиля воспел борьбу алжирского народа за независимость. Последние фильмы мастера – Птицы и Прощай, Бонапарт менее прямолинейны. Известны работы таких кинорежиссеров, как Хенри Баракат, Мухаммед Хан, Салах Абу Сейф и Атеф Эль-Тайиб.

Самый популярный вид спорта в Египте – футбол. Наиболее сильными считаются каирские футбольные команды «Ахли» и «Замалек».

Праздники.

Основные египетские праздники носят религиозный характер. Когда наступает ид аль-фитр, «малый праздник», египтяне трехдневным застольем отмечают окончание поста в лунном месяце рамадан. Ид аль-адха, «большой праздник», знаменуется четырехдневным застольем во время ежегодного хаджа мусульман в Мекку. Красочные процессии в Каире проходят во время маулюда – дня рождения пророка Мухаммеда. К основным коптским праздникам относятся Рождество (7 января), Крещение (19 января), Благовещение (23 марта) и Пасха. Популярный весенний праздник шамм эн-насим отмечается в первый понедельник после Пасхи. Он сохранился еще со времен фараонов и, будучи общим праздником для мусульман и коптов, символизирует национальное единство Египта. Официальные праздники: 18 июня – День республики и День независимости, 23 июля – День революции (1952, национальный праздник), 6 октября – День форсирования (преодоление Суэцкого канала египетскими войсками во время войны в 1973), 23 декабря – День победы (эвакуация англо-французских войск из зоны Порт-Саида в 1956).

Достопримечательности

Вся территория страны изобилует бесценным наследием Древнего Египта.

Пирамиды визитная карточка Египта, их здесь больше сотни, самых разнообразных форм и размеров. Эти "чудеса света" во времена фараонов представляли собой целые комплексы гигантских храмовых сооружений, пышно украшенных статуями, обелисками, сфинксами, барельефами и настенными росписями.

Ансамбль великих пирамид Гизы, состоящий из трех самых высоких в Египте пирамид. Наиболее значительная и известная из них – Пирамида Хеопса (ее строительство закончено около 2590 г. до н.э.). Вторая по величине пирамида – Хефрена, построенная на 40 лет позже первой. Внешне кажется, что она даже больше, чем пирамида Хеопса, но на самом деле она немного меньше. Завершает ансамбль пирамида Микерина. Рядом с ними расположен комплекс из нескольких маленьких пирамид, где погребены жены фараонов, а также гробницы жрецов и крупных чиновников.

Большой Сфинкс, вырубленный, как и большинство колоссальных статуй Гизы, из цельной скалы. Считается, что сфинкс был построен во время строительства пирамиды Хефрена, а его лицо (почти уничтоженное мамлюками и ядрами наполеоновских артиллеристов) носит черты именно этого фараона, брата и наследника Хеопса. Каждый вечер у подножия пирамид проходит красочное светомузыкальное представление "Звук и свет".

Саккара – некрополь Мемфиса, первой столицы Египта. Здесь находятся десятки сравнительно небольших гробниц, пирамид и храмов. Знаменитым это место сделала уникальная ступенчатая пирамида Джосера, самая древняя из египетских пирамид. К сожалению, от самого Мемфиса, процветавшего три тысячелетия, практически ничего не осталось. Но заехать сюда все же стоит. Хотя бы для того, чтобы посмотреть 20-метровую статую Рамзеса II в специально для нее построенном павильоне, или увидеть местного сфинкса, кажущегося крохотным по сравнению с колоссом Гизы, или чтобы просто побывать в том месте, откуда началась эта великая цивилизация.

Каир – самый большой город африканского континента, город "тысячи минаретов", "Ворота Востока". В разные периоды своей истории город носил два громких имени: Эль-Кахира (Победитель) и Умм-эд-Дунджа (Мать мира). Среди древних египтян даже ходили легенды о том, будто именно здесь произошла битва между братьями-богами Хором и Сетом. Современный Каир – это "город, который никогда не спит", один из самых дружелюбных, безопасных и спокойных городов Африки. Кроме того, это город сотен и сотен архитектурных памятников, музеев и иных достопримечательностей: здесь находятся знаменитая Цитадель Салладина, район "старый Каир", ажурные минареты мечеть Мохаммеда Али или мечети Султана Калауна, гигантский акведук от Нила к Цитадели, башня Бейт-аль-Сеннар и здание старейшего арабского университета Аль-Азар, уникальный Египетский музей, близлежащие храмы Луксора и Карнака.

Египетский музей (нередко называемый попросту Каирским музеем) – главное мировое хранилище египетских древностей, вероятно, единственное в мире художественно-историческое собрание, где даже самые молодые экспонаты насчитывают около 2 тысяч лет.

Ювелирная и папирусная фабрики, Музей парфюмерии с миллионом чарующих запахов, а также Алебастровая мечеть, куда открыт доступ даже для не-мусульман – отличные объекты для экскурсий.

Ремесленный базар Хан-эль-Халили – самый большой базар на Востоке, площадью 5 км 2 . Купить здесь можно практически все, даже невольниц, но самое главное – здесь можно с головой погрузиться в восточную экзотику с ее невообразимой кутерьмой и многообразием.

Храмы в Абу-Симбеле. Рамсес II приказал соорудить здесь большой храм в ознаменование его победы над хеттами. Были изготовлены четыре огромные статуи, в которых воспроизведен он сам, с улыбкой смотрящий в пустыню. Каждый из колоссов высотой около 20 метров окружен многочисленными меньшими фигурами, изображающими членов его большой семьи и детей, которых у него было более 200.

Луксор – небольшой город на правом берегу Нила. Когда-то на его месте находилась знаменитая столица Древнего Египта, которую египтяне называли Уасет, греки – Фивы, а арабы – аль-Уксур (дворцы). В мире нет другого города, где было бы сосредоточено такое огромное количество древних памятников – почти треть всех исторических реликвий, всемирный центр археологии. Древние постройки на правом берегу Нила называются "Городом живых", здесь проживало его население, а на левом – "Городом мертвых", здесь находились царская резиденция и огромный некрополь, погребальные храмы и гробницы, расположенные в амфитеатре скал, над которыми возвышается Дехенет – "Западная вершина" (сейчас эль-Курн).

Асуанская плотина (Садд эль-Али). Это уникальное гигантское сооружение высотой 111 метров, длиной 3,8 км и шириной 1 км часто называют "пирамидой ХХ века". Плотина создала гигантское водохранилище, одно из самых больших искусственных озер мира

Фаросский (Александрийский) маяк, свет которого был виден на расстоянии до 30 миль от берега – одно из семи чудес света античного мира. Был разрушен в XIV веке сильным землетрясением. В том самом месте, где он когда-то возвышался, в XV веке султан Ашраф построил мощную крепость с круглыми башнями и выходящими на море бойницами – форт Кайт-Бей.

Древние катакомбы Ком аш-Шавкафа (I-II века н.э.) расположены в три этажа (два нижних залиты водой), крупнейшее подземное захоронение в Египте, в планировке которого прослеживаются элементы египетского, греческого и римского стилей.

Долина мумий – некрополь, найденный в 1997 году случайно в оазисе Бахария в египетской Западной пустыне. Здесь находится 11 хорошо сохранившихся мумий, возраст которых насчитывает около 1800 лет.

Гора Синайская (Гора Закона, Габаль-Муса или гора Моисея) высотой 2285 метров. На вершине горы, согласно преданию, господь вручил Моисею каменные скрижали веры со знаменитыми десятью заповедями. На вершину ведут две тропинки: одна короткая, но крутая, другая более пологая, но и более длинная. Неподалеку от вершины, где стоит часовня монастыря Св. Екатерины, они соединяются – здесь начинается вырубленная монахами в скале лестница из 3400 ступеней, которую приходится преодолевать паломникам (можно это сделать и верхом на верблюде, но это предприятие не для слабонервных). Каждую ночь десятки паломников из разных стран мира поднимаются от монастыря на гору Моисея, чтобы встретить рассвет.

На первый взгляд, Египет как страна, находящаяся на Се­вере Африки, не может быть отнесен с полным основанием к . Но в данном случае понятия «Восток» и «Запад» имеют не столько геогра­фическое, сколько понятие. одна из самых древних - она существует с V тысячелетия до н.э. и по своему существу одна из самых . Поэтому ее относят к восточному обществу .

Существенным фактором, оказавшим влияние на разви­тие древнеегипетской цивилизации, были природные усло­вия . Плодородная долина Нила позволила собирать по два урожая в год. По некоторым данным урожай этот был очень обильным - до 100 центнеров с гектара. Плодородная доли­на Нила была довольно узкой. За сравнительно небольшой полоской плодородной земли по обе стороны реки простира­лась безжизненная пустыня. После разлива Нила нужно было подавать воду на посевы - оросительная система была раз­витой и совершенной.

Пирамиды и оросительная система являются своеобраз­ной отличительной чертой древнеегипетской цивилизации. Египетское общество было обществом закрытого типа . Это была рабовладельческая деспотия, своим социальным устрой­ством напоминавшая пирамиду: внизу - рабы, затем крес­тьяне, ремесленники, писцы, жрецы, чиновники, вельможи и на вершине - фараон, власть которого была неограничен­ной и абсолютной. Фараон занимался всем: торговлей, поли­тикой, ирригационными работами, религией. Он соединял в себе высшую религиозную и политическую власть. Его фигу­ра была божественной. Египетские пирамиды древние греки относили к одному из семи чудес света. Они поражали их своими размерами. Ни­чего подобного античный мир не знал. Размер пирамиды Хе­опса поражает: основание - 5 га, высота - 146,5 м Сложена из 2300000 гранитных камней, каждый из которых весит 2,5 т. Но практической целесообразности в сооружении пирамид не было. Ничьей жизни они не улучшили, никому благосостояния не принесли. Их сооружение тяжелым бременем ложилось на египетскую экономику. И все-таки пирамиды упорно со­оружались в течение нескольких столетий. Почему?

Люди, жившие в долинах рек, стали по-другому воспри­нимать мир. Раньше реальность была смесью хаоса и космо­са, божественного и обычного. Но теперь это представление об устройстве мира изменилось.

Всем известно, что пирамиды воздвигались в качестве усыпальниц фараонов . Каждая из них посвящена определен­ному властителю. Чем же объяснить громадность пирамид, их подавляющее величие? Необходимостью вызвать пред­ставление о мощи и величии фараона . Сверхчеловеческое - это уже божественное. Фигура царя обожествляется. Имен­но царь - бог в представлении древневосточных людей был источником всех тех монументальных сооружений, которые характеризуют любую культуру Древнего Востока. Эти соору­жения представляли собой выражение того, что среди людей в качестве их повелителя пребывает божество, что оно несо­измеримо ни с чем человеческим, бесконечно его превосхо­дя. Следовательно, монументализм древневосточных культур и царская власть неразрывно связанны, друг друга дополня­ют и проясняют.

Характер и размах государственной деятельности древних египтян определил направленность их материальной и духовной культуры. Большой размах работ по созданию ороситель­ной системы требовал четкой организации работ, практичес­ких навыков и научных знаний. Общеизвестны обширные по­знания египтян в математике и астрономии . Они вычислили площадь круга, дали миру календарь, разделили сутки на 24 часа, письменность (24 иероглифа), папирус, кирпич, дрожже­вой хлеб и многое другое. Особенно большой вклад они вне­сли в медицину . Египетские жрецы были не только служителя­ми культа, но и одновременно врачами, метеорологами, мага­ми. Конечно, медицинские и другие научные знания носили эзотерический характер, были вплетены в религиозно-финан­совую систему, но носили довольно обширный характер.

В древнеегипетской культуре есть чудесные памятники искусства : мифы, сказки, повести, поучения. Литературные произведения имели ритмическую форму, традиционные сюжеты. Несмотря на связь с религиозной идеологией, раз­витие литературных жанров не останавливалось.

В изобразительном искусстве древние египтяне остави­ли нам образцы портрета, скульптуры, архитектуры. Изобра­жение человека в скульптуре у египтян отличалось статично­стью, неподвижностью. Если это было изображение на камен­ной плите или надгробии, то почти всегда фигура человека изображается в фас, а голова и ноги - в профиль. Это объяс­няется тем, что одним из источников живописи была пиктог­рафия - переходная форма к иероглифическому письму. Изображение вельможи или фараона в групповой компози­ции отличалось тем, что его фигура всегда была в полтора - два раза графически выше остальных (простых) людей.

Мифологию, религию и культуру древних египтян помога­ют представить найденные археологами «Тексты пирамид» - сложная система молитв, гимнов, заклинаний, которыми со­провождались похоронные царские ритуалы. К подобного рода источникам относятся и «Тексты саркофагов» , которые сохранялись на саркофагах эпохи Среднего царства (XXI - XVIII ст. до н.э.), а также «Книга мертвых» .

Вселенная , согласно представлениям египтян, создана бо­гом Солнца, родившимся из бутона голубого лотоса - симво­ла жизни. Жизнь - это вечная борьба света и мрака, добра и зла. Египтяне обожествляли животных и растения - это осо­бенность их религии. Каждое божество выступало в виде ка­кого-либо животного, рыбы или птицы. В египетской мифо­логии много божеств, но выделялась триада главных: Амон (Ра), Мут - богиня неба, их сын Хор. Особо выделялся также Оси­рис - бог подземного царства, его жена Исида - богиня пло­дородия, символ супружеской верности и материнства. Хор — символ власти фараона, Шу - бог ветра, Нут - богиня неба, Тефнут - богиня влажности. Геб - бог земли, Сет - бог луны, Неферт - богиня красоты.

Духовный мир древних египтян был тесно связан с их ве­рой в потустороннюю жизнь. Основным условием загробной жизни считали сохранение телесной оболочки умершего . По­этому такое огромное значение придавалось бальзамирова­нию и обеспечению покойника необходимыми на том свете вещами. Культ мертвых, идея бессмертия, неуничтожимость человеческой сущности нашел отражение не только в тради­ции бальзамирования, но и в египетской скульптуре (статуя Рамсеса II, золотая маска Тутанхамона), в живописи (роспи­си гробниц), в архитектуре (пирамиды фараонов).

Символами египетской культуры являются не только фа­раоны, но и сфинксы (олицетворение тайной премудрости), и боги Ра, и Осирис, и анкх - египетский крест с петлей - «ключ Нила» - атрибут богов и власти. Это культура рабов­ладельческого общества и такой его разновидности, как ра­бовладельческая деспотия. Достижения древнеегипетской культуры велики - это монументальная каменная архитек­тура, пирамиды, папирусы, техника ирригационных работ, зачатки медицинских знаний, математические и астрономи­ческие познания, скульптурный портрет, литературные па­мятники, идея социальных законов, чиновничий аппарат. Исторические рамки этой культуры - начало V-IV тысяче­летия до н.э., конец XI-IV век до н.э. Ее значение в том, что она послужила прототипом других культур ближнего Восто­ка. Многие ее достижения через греческую и римскую антич­ность были включены в последующую общечеловеческую культурную традицию.

Читайте продолжение темы «Культура Древнего Востока»:

Введение

Цивилизация Древнего Египта насчитывает более 3000 лет. В конце IV тысячелетия до н.э. в Юго-Восточной Африке, в низовьях реки Нил, сформировалось раннерабовладельческое государство Египет, которое стало одним с самых великих центров мировой культуры. Почти 2000-летнюю историю Древнего Египта принято делить на три периода: первый – Древний (2800–2250 лет до н.э.), второй – Среднее Царство (2050–1700 лет до н.э.), третий – Новое Царство (1580–1070 лет до н.э.). Соответственно выделяют и три периода в развитии его культуры. Кстати, небезынтересно знать, что современные Египтяне, которые говорят по-арабски, свою страну называют «Миср». Название «Египет» происходит от древнегреческого наименования «Айгуптос». В свою очередь это слово, скорее всего, восходит к одному из имен значительнейшего из древнеегипетских городов – Мемфиса. По-древнеегипетски же, согласно принятому в науке условному произношению, оно произносится как Хет-ка-Птах, хотя, судя по Вавилонским данным, это название в действительности произносилось как Хэ-ку-Птах. Что касается самих древних египтян, то они свою страну называли «Кеме» – «Черная», по цвету её тёмной почвы, в отличие от «красной» земли окрестной пустыни. Уже в Древнем и Среднем царствах были созданы уникальные памятники культуры – гробницы фараонов Хеопса, Хефрена та Микерина, сфинксы фараона Хефрена в Гизе и фараона Аменемхета ІІІ и множество художественных достижений (скарбы) из гробниц Хенеку и Хени.

С незапамятных времен древнеегипетская цивилизация привлекала внимание человечества. Египет, как никакая другая древняя цивилизация, создает впечатление вечности и редкой целостности.

На земле страны, которая ныне называется Арабская Республика Египет, в древности возникла одна из самых могущественных и загадочных цивилизаций, которая веками и тысячелетиями притягивала как магнит внимание современников. В то время, когда в Европе и Америке еще господствовала эпоха каменного века и примитивных охотников, древние египетские инженеры строили ирригационные сооружения вдоль Великого Нила, древние египетские математики рассчитывали квадрат основания и угол наклона Великих Пирамид, древние египетские зодчие возводили грандиозные храмы, величие которых не способно принизить время…

Сохранившиеся на территории государства уникальные памятники древней культуры привлекают ежегодно огромное количество туристов со всего мира. Грандиозные пирамиды и Большой Сфинкс, величественные храмы в Верхнем Египте, многие другие архитектурные и исторические шедевры – все это по-прежнему поражает воображение всех, кому удается поближе познакомиться с этой удивительной страной.


1. Материальная культура Египта

1.1 Архитектура

От архитектурных сооружений Древнего Египта осталось очень много – и практически ничего. Очень много – потому что в стране были крупные запасы хорошего строительного камня, и египтяне превосходно научились обрабатывать его. Очень мало – потому что из камня они возводили лишь сооружения, имевшие какое-то отношение к вечности. Впрочем, при археологических раскопках отдельных древнеегипетских поселений удалось восстановить общую планировку и реконструировать отдельные дома, что позволяет составить представление об относительно простой строительной технике.

Совсем другая картина складывается при изучении памятников монументальной архитектуры Древнего Египта. Колоссальные каменные сооружения, вырубленные в толще скал или сложенные на ровных строительных площадках вдалеке от каменоломен, являют собой великолепные образцы инженерной и художественной мысли.

Наивысшие достижения древнегипетского зодчества – храмы, царские дворцы и усыпальницы знати. Они относятся к различным периодам истории Древнего Египта, и каждому периоду присущи свои неповторимые особенности.

Погребальные сооружения – древнейшая область приложения сил египетских архитекторов. Первоначально гробницы знатных людей представляли собой помещения, вырубленные в толще скального грунта или вырытые в земле и укрепленные изнутри каменной кладкой. Эти погребения-масштабы начинаются узким коридором, под углом ведущего в подземелье – собственно погребальную камеру с одной, реже – с двумя-тремя комнатами. В этих комнатах располагался гроб с телом покойного и вещи, что могли понадобиться ему в загробной жизни. Сверху вход в могилу закрывала невысокая плоская плита (отсюда и название).

Мастабы (приведен на рисунке 1) – прообраз пирамид. Когда археологи и историки проникла в пирамиды, давно разграбленные неведомыми кладоискателями, и составили план подземелий, оказалось, что конструкция погребальных камер та же, что и в мастабах более раннего периода. В архитектурном плане пирамиды интересны не своими подземными коридорами, как правило, не отличающимися замысловатостью.

Рисунок 1 – Египетский мастаб в поперечном разрезе

Пирамиды гробницы фараонов Древнего царства, действительно древнейшие образцы собственно архитектурного творчества древних египтян, дошедшие до наших дней. С архитектурной точки зрения, пожалуй, более прочих интересна самая первая из воздвигнутых египтянами пирамид – сравнительно невысокая ступенчатая пирамида Джосера (изображена на рисунке 2), фараона III династии. Подлинным шедевром древнеегипетской архитектуры является не столько пирамида сама по себе, сколько весь погребальный комплекс, остатки которого до сих пор виднеются рядом с пирамидой близ города Саккара.


Рисунок 2 – Пирамида Джосера

Погребальный комплекс Джосера, спроектированный и возведенный родичем и верховным советником фараона Имхотепом, состоит из самой ступенчатой пирамиды, под которой находится погребальная камера, и нескольких храмов и более мелких культовых построек, объединенных общей стеной. В плане этот громадный мавзолейный комплекс представляет собой прямоугольник. Современная реконструкция позволила воссоздать макет этого шедевра древней архитектуры, в котором все постройки гармонично дополняют одна другую и создают идеальный ансамбль.

Поразителен и художественный аспект этого погребального комплекса. Внешняя и внутренняя отделка элементов конструкции зданий обработана «под дерево». Каменные перемычки и балки, каменные колонны внутри зданий повторяют не только внешний вид, но и пропорции, присущие деревянным элементам. Глазурованные плитки, которыми была отделана часть помещений, расписаны так же, как плетеные циновки, украшавшие стены обычных домов египтян.

Сама пирамида Джосера, очевидно, представляет собой в конструктивном плане переходный этап от мастабы к пирамиде. Во времена Имхотепа, первого египетского инженера-строителя, чье имя сохранилось для потомков, камень, видимо, только начинали широко использовать для строительства монументальных сооружений, и технология еще не была разработана. Лишь позднее, во времена IV династии, были возведены Великие пирамиды Гизы – усыпальницы царей IV династии Хеопса, Хефрена и Микерина.

Сами по себе эти три пирамиды уже являются лучшей иллюстрацией мастерства египетских строителей и стремительного прогресса архитектурной и инженерной мысли египтян. Крупнейшая из трех – пирамида Хеопса – представляет собой сооружение высотой сто сорок семь метров. Угол между гранями пирамиды почти равен золотому сечению. В древности пирамида была облицована полированным известняком, однако со временем облицовочные плиты отвалились или были содраны и использованы на других строительствах.

Рисунок 3 – Пирамида Хеопса

Никакие цифры не позволят составить более-менее яркое представление о Великой пирамиде Хеопса (изображение приведено на рисунке 3). И все-таки попробуем: высота пирамиды – 146,6 м. Длина нижней грани у основания пирамиды – 233 м. Вес каменных блоков, пошедших на ее изготовление – от 2 до 30 тонн. Общее количество этих блоков – два миллиона триста тысяч. Срок строительства – двадцать лет плюс десять лет, затраченных на подготовку дороги от каменоломен к строительной площадке. Количество работников, возводивших пирамиду – по сто тысяч человек каждый год, работавших посменно на «царских работах».

То, что пирамиды возводились с применением инженерной техники, более сложной, чем простые системы блоков и рычагов, очевидно. Точность подгонки многотонных каменных блоков друг к другу настолько высока, что ее вряд ли было возможно добиться одним лишь использованием мускульной силы сотен тысяч строителей. По меньшей мере, египетские инженеры обладали великолепными измерительными инструментами. Способ же установки каменных глыб остается загадкой до сих пор, хотя выдвигались и продолжают выдвигаться самые различные гипотезы на этот счет.

В эпоху Среднего царства общее направление заупокойной архитектуры изменилось. Прежде всего, фараоны более не воздвигали себе усыпальниц, способных соперничать с пирамидами Древнего царства. Царские усыпальницы стали гораздо скромнее и меньше размерами, хотя по-прежнему доминировала пирамидальная форма надгробия. Основной упор в погребальном комплексе делался отныне не на саму гробницу, а на заупокойный храм (эти храмы еще со времен пирамиды Джосера стали обязательным элементом любой гробницы, но на фоне Великих пирамид заупокойные храмы, игравшие центральную роль в посмертном культе царя, оказывались практически незаметны). С возрастанием роли храмов вырос и уровень их архитектурного исполнения. В эпоху Среднего царства были заложены и разработаны основные принципы египетского храмового строительства, доведенные до апогея в богатом Новом царстве.

Зато несравненно большей пышностью отличаются гробницы знати эпохи Среднего царства. Возросшее и укрепившееся влияние номархов в стране позволило им обеспечивать себя после смерти с пышностью, способной потягаться с усыпальницей самого фараона. Номархи Среднего царства строят свои посмертные обиталища в скалах, вырубая в недрах горного массива величественные храмы с колоннадами, превосходные как по внутренней отделке помещений, так и по техническому решению – проблема, как и в случае с пирамидой Хеопса, состояла не столько в том, чтобы прорубить в толще скалы коридоры и комнаты, сколько в том, чтобы вся конструкция выдержала неимоверную тяжесть.