Экранная культура. Что такое экранная культура? Социальные и психологические особенности экранной культуры

      Понятие экранной культуры

Отчетливой тенденцией последних десятилетий стало интенсивное развитие и широкое проникновение информационно-коммуникационных технологий во все сферы жизни общества, включая культуру и искусство. Одним из результатов этого процесса явилось формирование большой области аудиовизуального искусства, основанного на экранном воспроизведении действительности, к которому относятся кино, телевидение, видеоарт, компьютерная графика и т.д.

Экранная культура, является показателем социокультурного прогресса в истории мирового сообщества. Она обеспечивает принципиально новый способ коммуникации и трансляции информации, ее распространение средствами кино, телевидения, компьютера привело к изменению картины мира, видения человека. Возникают опасности, которые таятся в манипулятивной мощи Экранной культуры, угроза способности человека к абстрактному мышлению.

Экранная культура системно и синхронно объединяет: звук и изображение, интонации и движения, форму и цвет. Поэтому ее воздействие на чувственную сторону человека, близко к непосредственно переживаемой реальности.

Система «экранная культура» включает три основных элемента - кинокультуру , телекультуру и компьютерную культуру взаимосвязанные друг с другом.

Одной из первых форм Экранной культуры был кинематограф. За столетие существования кино был накоплен чрезвычайно важный эстетический опыт, а многие фильмы разных стран являются неотъемлемой составляющей современной культуры.

Однако с появлением телевидения кино постепенно стало утрачивать свои позиции. Все меньше зрителей становилось у кино и все больше у телевидения. Телеэкран охватил несравненно большую аудиторию, хотя был рассчитан на иной характер просмотра - индивидуальный. «Развитие идеи тиражируемости за счет усиления личного начала в механизме восприятия вело к исчезновению элемента сакральности художественного текста. Визуальный текст начал вписываться в повседневную бытовую реальность» .

Так сейчас телевидение превратилось в единственно доступное средство приобщения к культуре. В процессе его создания и функционирования телевиденья все в большей степени участвует компьютерная культура. Все элементы системы экранной культуры объединяет экранная форма передачи информации в такой степени, что порой трудно провести грань между ними. Это стало характерными чертами экранной культуры.

Телевидение - это повседневность. Оно неустанно воспроизводит для огромной аудитории новую “массовую культуру”, несет в себе информацию обо всем и для всех.

Нельзя забывать про негативные стороны, которые оказывают на человека телевидение. Оно недостаточно вбирает в себя положительный эстетический опыт, накопленный за многие годы кинематографом. Агрессия, насилие, запугивание, национализм постоянно транслируются с телеэкрана, Современный человек, испытывающий постоянные стрессы и психологическое давление в своей общественной и семейной жизни, находится, таким образом, и под влиянием информационного стресса, который исходит от телевидения.

Итак, телевидение способно оперативно и массово транслировать информацию. Постоянная аудитория телепередач, легко ориентируется в этом культурном пространстве благодаря наличию устойчивых рубрик; телевизионное время так же будучи упорядоченным облегчает зрителям поиск нужной информации.

Очевидно, что при всех эстетических недостатках телевидения его традиционное противопоставление кино как искусству постепенно преодолевается.

К процессу взаимодействия различных элементов экранной культуры постепенно внедряется и компьютерная культура, которая все чаще начинает соприкасаться с кино и телеискусством.

Что в нашей жизни представляют компьютеры? Если внимательно приглядеться, то можно понять что компьютер занимает одно из самых главных мест в жизни человека.

В настоящее время каждый человек знает, что такое компьютер и Интернет, для чего они нужны и как ими пользоваться. Компьютер прочно вошел в нашу жизнь и люди уже не представляют возможным свое существование без него. Дети не только играют в развивающие игры на компьютере, но и используют его для учебы и нахождения полезной интересующей информации.

Компьтеры коснулись всех отраслей промышленности, затронули сферу образования и активно применяются в медицине. Современные компьютерные технологии в искусстве используется в театральном творчестве, литературе, творческой работе художников и скульпторов, артистов и композиторов.

«В настоящее время существует целое направление в музыкальном творчестве, именуемое компьютерной музыкой или электронной музыкой. Компьютеры очень широко применяются в создании музыкальных произведений. Музыкальные синтезаторы воспроизводят инструменты оркестра и обогащают звуковую гамму. В ряде случаев компьютеры использовались для сочинения музыки, состоящей из обычных музыкальных тонов, воспроизводимых синтезатором под управлением программы. Компьютерная музыка синтезирует новые звуки и позволяет существенно упростить оркестровку мелодии» .

Невозможно уже представить существование без компьютерной машины. Но у технического прогресса есть и обратная сторона медали.

«Безусловно, снабжая людей информацией, давая возможность ее актуализировать, получать информацию в режиме реального времени, быстро ее обрабатывать - все эти обстоятельства делают компьютер незаменимым помощником в деятельности человека» . Уже сейчас многие не могут себе представить свою деятельность - научную, экономическую, финансовую и иную без этого надежного помощника. Но нельзя пройти мимо того обстоятельства, что компьютер, в свою очередь, оказывает существенное влияние и на человека, его общение, мышление, язык.

Совершенствование экранных технических средств, с одной стороны, увеличивает свободу выбора личностью тех или иных культурных ценностей а, с другой, - как бы сужает сферу межличностных человеческих общений. При просмотре кинофильма в кинотеатре происходит общение между зрителями в масштабах зрительного зала. Телевидение сужает сферу общения, как правило, до размеров семейной группы. Компьютер вообще оставляет пользователя наедине с дисплеем.

Вполне естественно, что технический прогресс оказывает большое влияние на изменение мышления людей, воздействует на их поведение, потребности и способы их удовлетворения, на весь образ жизни человека в целом.

Можно говорить об измененном типе мышления как результате отражения процесса компьютеризации общества.

В компьютерной культуре превалирует образное восприятие мира, человек мыслить по-новому.

«Однако процесс формирования умения «мыслить по-новому» весьма противоречив и не всегда имеет позитивную окраску. Огромное число компьютерных сайтов, которые имеют у пользователя определенный авторитет, выдает весьма противоречивую информацию об одних и тех же событиях. Это способствует формированию мнения о том, что истин множество. Отсюда возникает внутренняя разобщенность, раздробленность мнений у людей, что может привести к различным конфликтам. С другой стороны, если все каналы вещания говорят одно и то же, создается своеобразный культ информации, однонаправленность мнений. В этом случае общественное сознание наполняется набором штампов и стандартов» .

Если изменение общения под влиянием техники компьютерной культуры вызывает определенные изменения мыслительной деятельности людей, формирует новый стиль этого мышления, то изменения характера и содержания мышления оказывает существенное влияние на язык, который неотъемлемо связан с мышлением.

Большое влияние на эволюцию языка оказывает компьютерная культура. Это привело к тому, что в русском языке, особенно в молодежной среде, сложился своеобразный жаргон. Появляются новые слова, новые выражения, словарный состав языка обогащается. Но в то же время сам язык становится беднее, люди стали проще, примитивнее разговаривать друг с другом, выражать свои мысли часто в шаблонной, форме, перегружать речь искаженными иностранными словами. Возникло такое понятие, как «леность мысли».

Функционирование компьютерной культуры сопровождается экзуцией (от лат. exutio - исключение, истребление) . «Экзуция заключается в отмирании ранее сформированных, но впоследствии ставших ненужными навыков, умений, видов и форм деятельности. Межличностные общения заменяются анонимными. Приобретенные навыки общения при помощи компьютера переносятся в социальную реальность, упрощая и обедняя непосредственное межличностное общение» . Соответственно этому, живой, многозначный, эмоциональный язык межличностных общений сменяется эмоционально блеклым, сухим, рациональным языком.

И так, если проанализировать плюсы и минусы экранной культуры, то можно сказать что соединив в себе и технику, и искусство, визуальная культура определяет главный вектор развития общества. Именно она наиболее чутко реагирует на всевозможные технические новшества, а, став сильнейшим механизмом воздействия на человека, является одним из главных идеологических орудий современного общества.

3.2 Мир Интернета

Одной из главных составляющих становления современного информационного общества является развитие компьютерной сети. «Интернет прошел путь от притягательной, загадочной и недоступной экзотики до рабочего инструмента, рассчитанного на определенные задачи. Впрочем, это относится и к любым другим значимым изобретениям, как в области информационных технологий, так и к изобретениям в других областях техники» .

Значение слова «Интернет» в электронный словарях трактуется так: Интернет (Internet) - слово, слагаемое из двух английских слов: inter - между, среди, et - сеть, паутина, это всемирная информационная система или объединение сетей, непрерывно связанных между собой так, что любой компьютер в сети может мгновенно связаться с любым другим .

Одной из заметных черт современности является формирующаяся новая субкультура пользователей Интернет и иными компьютерными и информационными технологиями. Социологи условно называют ее «компьютерно-информационной культурой». Повседневные коммуникации в Интернете и компьютерные игры часто именуют кибермиром. Средой и носителем таких коммуникаций является сетевое сообщество, т.е. объединенное виртуальными связями сообщество людей, общающихся через Интернет и погруженных в виртуальное пространство компьютерных игр.

Интернет предоставляет не только огромное количество всевозможной информации, но и возможность общения в реальном времени, используя специальные программы, которые сжимают пространство и время, гарантируют полную анонимность и в то же время сопричастность в общении, дают возможность быть и действовать в так называемой виртуальной реальности.

Сегодня словари в узком смысле дают определение виртуальной реальности, как иллюзорная реальность трехмерного мира, создаваемого с помощью компьютерных технологий, позволяющая человеку взаимодействовать с представленными в нем объектами (включая изменение их формы, местоположения и т.п.), и в котором доминируют логико-языковые структуры.

«Главное достижение сетевого сообщества на этом этапе развития есть переход Интернет из технической области в область социальную, экономическую и даже политическую. Цель Сети сегодня – создание единства свободных личностей, способного противостоять давлению общественных формаций стадного типа, построенных на принципах принуждения и давления» .

Вихрь Интернета смел возрастные, расовые, территориальные и любые другие преграды.

Но вместе с тем, Интернет оказывает большое влияние на психологию, нравственный мир и эстетику человека.

Общение через Сеть освобождает от всяких ограничений, которые накладывает общество.

«Интернет давно отождествляется с мировым мозгом. Глава корпорации Майкрософт недавно назвал Интернет «нервной системой человечества»» .

У человека, который начинает воспринимать мир через Интернет, возникает новая картина мира. В этой ситуации изменяется даже традиционное представление о знаковых системах, теряется возможность разграничивать информацию, определять, где правда, а где ложь. Происходят изменения в языке как основе коммуникации, а это, в свою очередь, порождает глобальные трансформации в обществе.

Многочисленные достоинства и преимущества Интернет по отношению к экранной культуре можно сформулировать так: Интернет является универсальным средством передачи культурных ценностей, объединяя достоинства почты, телефона, телеграфа и телевидения и, в то же время, имеет целый ряд преимуществ перед ними. Интернет - самое большое хранилище артефактов культуры, всемирная библиотека, музей, архив, информационное агентство, равнодоступное всем категория пользователей без учета пола, возраста, вероисповедания. Глобальная сеть - это уникальная возможность самореализации личности в общении, поиск единомышленников - по интересам, переписке, поиску партнеров и единомышленников по профессии, хобби или досугу.

Таким образом, компьютерная коммуникация приобретает все большую важность в формировании будущей культуры. Интернет становится эффективным средством функционирования экранной культуры, он входит в нашу жизнь, проделывая путь, по которому в свое время прошли радио и телевидение, став затем для многих обыденной и повседневной необходимостью.

Экранная культура представляет собой развивающуюся систему таких взаимосвязанных элементов, как кино-, теле- и компьютерная культуры, системообразующим признаком которых является представление информации в аудиовизуальном и динамичном виде.

Экранная, компьютерная и интернет культуры, являясь составными элементами информационной культуры, имеют специфику своего развития и функционирования.

Тем самым можно сделать вывод, что, технический прогресс остановить невозможно, и, хотим мы того или нет, информационная грамотность становится составляющей общей грамотности, свидетельством образованности, цивилизованности человека. Требуется только дозировать виртуальное общение и следить, чтобы оно не заменило реальное. Не ограничивать свой досуг компьютерными играми и обменом мнений на форумах, а как можно больше общаться с живыми людьми. Эти простые меры помогут насладиться возможностями информационного прогресса и уберегут от неприятностей, которые может наносить человеку все перечисленные в главе величайшие изобретения человечества.

Заключение

Таким образом, в данной курсовой работе поставленные задачи и цели были выполнены и проанализированы.

    Человечество живет в мире, наполненном и даже перенасыщенном информацией. Она необходима для принятия политических и экономических решений, лежит в основе процессов обучения и образования, в основе любой творческой деятельности. Раньше о человека требовались усилия в поиске информации, а теперь ставится другая задача - сортировка информации. Это требует другого взгляда на мир, другого опыта и навыков. Наше поколения стало свидетелем информационной революции. Как только у каждого человекак появился индивидуальный прибор для дешевого обмена большим количеством информации, все изменилось. На данном этапе повышение информационной культуры является одним из ключевых моментов развития технологического прогресса общества.

Современная информационная культура - это совокупность системных сведений об:

а) основных методах представления и добывания знаний;

б) умениях и навыках применять их на практике.

Эти пункты реализуются с использованием современных информационных технологий (прежде всего, компьютера и Интернета) для решения и постановки содержательных задач.

    Под современной информационной культурой понимается, прежде всего, область культуры, связанная с функционированием информатизации в обществе и формированием информационных качеств личности. Это определенный уровень знаний, позволяющий человеку свободно ориентироваться в информационном пространстве и способствовать информационному взаимодействию. Движущей силой развития общества стало производство информационного продукта. Но все это не означает, что внедрение современной информационной культуры в общество проходит гладко, без преодоления определенных трудностей и противоречий. Одним из таких трудностей, встретившихся обществом на пути овладения информационной культурой, является информационное неравенство, инфобарьеры.

В итоге, современная информационная культура – это умение соблюдать должное равновесие между формализуемой и не формализуемой составляющими человеческого знания. Отсутствие информационной культуры может послужить причиной нарушения и даже разрушения подобного равновесия, что, в конечном счете, чревато деформациями как индивидуального так общественного сознания.

    Экранная культура тесно связана с научно-техническим прогрессом, создавшим мощные технические экранные артефакты. Экранная культура является результатом взаимодействия человека с этими экранными средствами отображения информации - кино-, телевизионной и компьютерной техникой. Она представляет собой такую форму культуры, материальным носителем текстов которой является экран.

Без телевизора, видеомагнитофона, компьютера и других электронных технических средств современная экранная культура просто немыслима. Ныне наблюдается определенная тенденция перехода приоритета в функционировании экранной культуры от кино к телевизору и далее - к компьютеру. Безусловно, главным техническим средством функционирования экранной культуры ныне выступает телевиденье, но все большую значимость приобретает компьютер, особенно с развитием игровой культуры и сети Интернет.

Экранная культура является показателем социокультурного прогресса. Она обеспечивает принципиально новый способ коммуникации и трансляции информации, социокультурного опыта, социально значимых норм и стандартов. В целом распространение экранной культуры средствами кино, телевидения, компьютера привело к изменению картины мира, видения человека.

Безусловно, картина будущего зависит от того, как человек видит и оценивает настоящее. У оптимистов эта картина будет одной, у пессимистов - другой. Оценивая сегодняшнее общество в аспекте его информатизации, можно уловить основные черты будущего информационного общества. Главным общественным богатством этого общества будет научно-теоретическое знание в форме информации. В этом обществе будет производиться и функционировать вся необходимая информационная техника, которая окажет существенное воздействие на все сферы жизнедеятельности людей. Массовое производство уйдет в прошлое и заменится производством, способным удовлетворить быстро изменяющиеся индивидуальные запросы личности. Творческий труд придет на смену рутинному. Качественно изменится социальная структура общества, на которую огромное воздействие окажет не только изменение профессиональной сетки, но и процессы формирования сетевого общества и глобализации. В ряде этих изменений существенное место займет сфера культуры - трансформация традиционных культур, развитие информационной культуры, совершенствование экранной и компьютерной культур.

Человечеству еще предстоит понять всю важность информационного технического прогресса, осознать, что мир необратимо изменился, и перестроиться соответствующим образом. И чем раньше каждый человек осознает всю глубину и необратимость происшедшего, тем будет лучше.

Список литературы:

Availability: In stock!

$ 0.76 per pill

Quick Overview

Reviews

Viagra Jayne Hebert Rating:97 out of100 , 71 Viagra Sharon Martin Rating:96 out of100 , 71 Viagra Peggy Hazlewood Rating:95 out of100 , 71 Viagra Troy Perkins Rating:84 out of100 , 71 87 out of100 , 71 Viagra Helen Lee Rating:86 out of100 , 71 Viagra Rebecca Dunlap Rating:79 out of100 , 71 71 out of100 , 71 Viagra Dorothy Schroeder Rating:78 out of100 , 71 Viagra Megan Martinez Rating:93 out of100 , 71 Viagra Rose Herrera Rating:82 out of100 , 71 Viagra Mary Bowman Rating:75 out of100 , 71 Viagra Synthia Tindall Rating:83 out of100 , 71 100 out of100 , 71 Viagra Andrea Kilburn Rating:96 out of100 , 71 Viagra Bernardo Montano Rating:88 out of100 , 71 Viagra Christy Huang Rating:93 out of100 , 71 Viagra Mary Franks Rating:73 out of100 , 71 Viagra Beth Charette I am completely blown away. I wish I would have thought of it first. You won"t regret it. It really saves me time and effort. Viagra is exactly what our business has been lacking. Rating:87 out of100 , 71 Viagra Sharon Martin Viagra is worth much more than I paid. Rating:96 out of100 , 71 Viagra Peggy Hazlewood Dude, your stuff is the bomb! Viagra was worth a fortune to my company. Rating:95 out of100 , 71 Viagra Troy Perkins I didn"t even need training. Viagra is awesome! I wish I would have thought of it first. Thanks guys, keep up the good work! Rating:84 out of100 , 71 Viagra Anna Smith It"s really wonderful. Rating:87 out of100 , 71 Viagra Helen Lee It really saves me time and effort. Viagra is exactly what our business has been lacking. Thanks for the great service. I have gotten at least 50 times the value from Viagra. Absolutely wonderful! Rating:86 out of100 , 71 Viagra Rebecca Dunlap Great job, I will definitely be ordering again! Wow what great service, I love it! We"re loving it. Viagra did exactly what you said it does. Rating:79 out of100 , 71 Viagra Jennifer Lenoir The service was excellent. Rating:71 out of100 , 71 Viagra Dorothy Schroeder I don"t know what else to say. I would gladly pay over 600 dollars for Viagra. Rating:78 out of100 , 71 Viagra Megan Martinez After using Viagra my business skyrocketed! This is simply unbelievable! Rating:93 out of100 , 71 Viagra Rose Herrera I am completely blown away. I will recommend you to my colleagues. I just can"t get enough of Viagra. I want to get a T-Shirt with Viagra on it so I can show it off to everyone. I am really satisfied with my Viagra. Rating:82 out of100 , 71 Viagra Mary Bowman I"m good to go. Viagra is the next killer app. Rating:75 out of100 , 71 Viagra Synthia Tindall We"re loving it. Viagra has completely surpassed our expectations. Rating:83 out of100 , 71 Viagra Leslie Barry Thank You! I love Viagra. Rating:100 out of100 , 71 Viagra Andrea Kilburn We can"t understand how we"ve been living without Viagra. I was amazed at the quality of Viagra. Viagra was the best investment I ever made. Rating:96 out of100 , 71 Viagra Bernardo Montano Since I invested in Viagra I made over 100,000 dollars profits. I don"t always clop, but when I do, it"s because of Viagra. Viagra is great. Rating:88 out of100 , 71 Viagra Christy Huang Definitely worth the investment. Thank you so much for your help. Keep up the excellent work. Rating:93 out of100 , 71 Viagra Mary Franks Needless to say we are extremely satisfied with the results. Rating:73 out of100 , 71 Viagra Beth Charette I am completely blown away. I wish I would have thought of it first. You won"t regret it. It really saves me time and effort. Viagra is exactly what our business has been lacking. Rating:87 out of100 , 71 Viagra Sharon Martin Viagra is worth much more than I paid. Rating:96 out of100 , 71 Viagra Peggy Hazlewood Dude, your stuff is the bomb! Viagra was worth a fortune to my company. Rating:95 out of100 , 71 Viagra Troy Perkins I didn"t even need training. Viagra is awesome! I wish I would have thought of it first. Thanks guys, keep up the good work! Rating:84 out of100 , 71 Viagra Anna Smith It"s really wonderful. Rating:87 out of100 , 71 Viagra Helen Lee It really saves me time and effort. Viagra is exactly what our business has been lacking. Thanks for the great service. I have gotten at least 50 times the value from Viagra. Absolutely wonderful! Rating:86 out of100 , 71 Viagra Rebecca Dunlap Great job, I will definitely be ordering again! Wow what great service, I love it! We"re loving it. Viagra did exactly what you said it does. Rating:79 out of100 , 71

Книгопечатание

Новая перестройка культурного кода была связана с переходом от письменной к печатной культуре. Она начинается по второй половинœе 15 века в связи с созданием И. Гутенбергом печатного станка в 1445 году. Благодаря появлению книгопечатания сакральная литература для немногих посвященных, для служителœей культа превратилась в доступный всœем грамотным людям текст, очень быстро распространившийся по всœей Европе в переводах на родных языках. Первым печатным изданием стала Библия. Далее стала печататься не только религиозная, но и светская литература. К концу 15 века в Европе было уже 1100 типографий, в которых печаталась литература по всœем отраслям знаний практически на всœех европейских языках. Книгопечатание способствовало повышению уровня грамотности, развитию образования и просвещения. Вместе с тем, революционные преобразования в системе связи обусловили существенные изменения и в содержании информации, что особенно наглядно проявилось в художественной литературе. Только на печатной технической базе могла возникнуть новая (в сравнении со стихотворной поэмой, обращенной к слуху) форма словесного искусства - роман.

Становление нового культурного кода происходило не одно столетие. Окончательно он утверждается во второй половинœе 18 века. В основу культурного кода Западной Европы нового времени было положено уже не мифологическое и религиозное, а научное знание - т. е. знание достоверное, рациональное, практически проверяемое.

Появление экранной культуры было связано с возникновением кинœематографа. Первый киносœеанс был устроен изобретателями - братьями О. и Л. Люмьер в Париже 28 декабря 1895 года. Было показано несколько коротеньких фильмов: "Выход работниц из ворот фабрики", "Прибытие поезда", "Игра в карты", "Кормление младенца" и даже комический эпизод "Политый поливальщик". Начав с документа͵ хроники, кино уже на втором десятилетии своего существования попыталось инсценировать сюжеты и персонажи литературных произведений, появились крупные планы, менялись точки съемок и отдельно снятые кадры объединялись монтажом. В течение трех десятилетий специфической чертой экранного искусства считалось отсутствие звука, немота. Кинœематограф стали называть "великим немым". Время расцвета немого кино - 20-е годы, когда начали работать С.Эйзенштейн, В. Пудовкин, А. Довженко, Ч. Чаплин. Главная особенность немого кино - пластическая выразительность актерской игры, поскольку следовало создавать образ лишь жестом, движением, мимикой.

В конце 20-х - начале 30-х гᴦ. удалось решить проблему синхронизации звука и изображения на экране, и на смену немого приходит звуковое кино. Эру звукового кино открыла американская картина "Певец джаза", вышедшая на экраны в 1928 году. Многие выдающиеся деятели немого кино тогда решительно воспротивились введению звука. Ч. Чаплин признавался: "Я ненавижу говорящие фильмы, они явились, чтобы испортить древнейшее искусство мира - искусство пантомимы; они уничтожают великую красоту молчания". При этом звуковое кино получило право на существование; оно обогатило возможности кинœематографа, сблизило его с литературой и театром, дало возможность создания сложных человеческих характеров. Следующей важной вехой в развитии кинœематографа стало появление в 40-х гᴦ. 20 века цветного кино.

Кино - это синтетическое искусство, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ объединило художественные возможности разных искусств: музыки, литературы, живописи, театра. Его возникновение было подготовлено всœем предшествующим развитием искусства, а также техническим прогрессом. Кино во многом способствовало появлению массовой культуры. Вместе с тем, благодаря кинœематографу, особенно документальному, стало возможным запечатлеть факт, дать неискаженное, зрительно достоверное представление о нем.

Следующим этапом в развитии экранной культуры стало появление телœевидения и компьютера, в котором современные ученые видят итог эволюции книги и того культурного кода, который основан на линœейном способе письма. Во второй половинœе 20 века произошла компьютерная революция. Компьютерная техника получила широкое распространение во всœех сферах жизни общества: на производстве, в системе управления, в сфере образования. Процессы информатизации и компьютеризации оказывают большое влияние на развитие культуры, как положительное, так и отрицательное. В чем заключаются положительные моменты? - Широкое использование компьютеров рационализирует деятельность человека, расширяет доступ к информации, способствует быстрому росту компетенции специалиста. Каждая личность получает свободный выход в мир информации, может получать на экране компьютера интересующую ее информацию из библиотек, книгохранилищ, музеев, архивов. Выравниваются возможности людей в приобщении к культурным ценностям. Создаются глобальные системы компьютерной связи, благодаря которым мир становится единым и взаимосвязанным.

Вместе с тем компьютерная революция, по мнению специалистов, может привести к снижению индивидуального начала, общекультурного уровня людей, их разобщенности, изоляции, дегуманизации труда. Личные контакты и чтение книг отходят на второй план. При чтении классической литературы проделывалась огромная самостоятельная работа͵ требующая интеллектуальных и нравственных усилий и подготовленная всœем предшествующим образованием. Сегодня же печать использует комиксы, а видеотехника дает готовые образцы, не требующие самостоятельной интерпретации.

Вместе с тем, существует еще одна важная проблема. Компьютерная революция может приводить к усилению - с помощью банка данных - манипулирования людьми. Эта проблема имеет отношение не только к компьютерным системам, но и ко всœем современным средствам массовой информации. Οʜᴎ не просто сообщают какие-то сведения, но и активно формируют общественное мнение. С помощью средств современной информации искусственно создаются и навязываются имиджи, языковые формулы, стереотипы мышления и поведения. Возникает возможность манипулировать сознанием и поведением людей, навязать им определœенную точку зрения. Это подавляет личность, лишает ее свободы выбора.

Экранная культура - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Экранная культура" 2017, 2018.

УДК 008 ОГУРЧИКОВ П.К.

ЭКРАННАЯ КУЛЬТУРА КАК НОВАЯ МИФОЛОГИЯ

Огурчиков Павел Константинович - к. культурологии, доцент МГУКИ

Аннотация: в статье рассматривается феномен экранной культуры как важный фактор, интенсифицирующий процессы, формирующие массовое сознание. Магия экрана рождает новую мифологию, с помощью которой происходит утверждение моделей человеческого поведения в культуре, помещение индивидуального бытия в новую систему социальных и культурных координат.

Ключевые слова: экранная культура, кино, киномифология.

Повсеместное распространение кино и телевидения определяется тем, что современная реальность превращает экранную культуру в особенно важный фактор для настоящего момента, интенсифицирует процессы, формирующие массовое сознание. Магия экрана рождает новую мифологию, с помощью которой происходит утверждение моделей человеческого поведения в культуре, помещение индивидуального бытия в новую систему социальных и культурных координат. Экранная культура рождает мифы в широком и в узком понимании этого слова; она не только искажает реальность в угоду тем или иным социальным и культурным запросам, но и порождает мифы социальной сопричастности, деформирующие представление о себе массового зрителя.

Одним из основных вопросов, которые беспокоят сегодня культурологов, философов, людей из мира кино, является вопрос о будущем отечественной экранной культуры. Существует ли оно, и какие формы оно примет? Всем представляется очевидным, что кино как искусство остается продуктом ХХ века. Новый век несет собою глобальную эстетическую модель, которая видоизменит и новое зрелище - кино.

Необходимо подчеркнуть, что все существовавшие ранее кинематографические модели, так или иначе, фальсифицировали реальность. Режиссер брал те или иные «отпечатки реальности» и монтировал их в соответствии со своей концепцией. Зритель верил в эту историю уже в силу ее фотографической природы. Однако современные компьютерные технологии помогли миру фантазии приобрести реальность артефакта. Таким образом, современная экранная культура стала превращаться в мир симулякров, в котором человек не переживает подлинной реальности, будучи защищен от нее мифом.

Модные сегодня, активно декларируемые пророчества социальной деградации общества выполняют функцию привлечения внимания людей к угрожающим тенденциям нашей жизни. Эта угроза отвлекает внимание от реальности с ее насущными проблемами и порождает некую «вилку» между уровнем ожиданий человека и уровнем его социальных притязаний. С одной стороны, предстает картина некоей грозящей катастрофы, на фоне которой современный человек немощен и бесперспективен. С другой, современные достижения в области естественных наук, психологии, медицины и искусства свидетельствуют о наличии мощного потенциала, который требует реализации, становясь едва ли не угрозой для общества и культуры.

Эта «вилка» порождает внутренний конфликт в сознании людей, который способен неожиданно «прорваться» на поведенческом уровне. Перенося данный процесс на современную экранную культуру, получаем некое ожидание взрыва, которое, хочется верить, разрушит, в первую очередь, модель отношений по принципу «человек человеку - товар». Именно поэтому, сейчас современному кинематографу необходима конкретная теория, которая позволяла бы раскрыть механизмы, с помощью которых экранная культура воздействует на окружающий мир, деформируя и трансформируя его.

Современная экранная культура представляет собой совокупность образов, которые создаются и существуют по законам построения мифа. Кино, как и миф, не понимается разумом, но воспринимается сердцем, вызывая желания и апеллируя к чувствам. Подобно мифу, оно ориентирует на подражание эталонным образцам, манипулируя ценностями и создавая иллюзию реальности. Наконец, кино, опираясь на законы построения мифа, создает доминанту авторской позиции над тем, что является предметом или объектом изображения на экране.

Между классической мифологией и современными, порождаемыми экраном мифами -многовековая пропасть, что не мешает современному кинематографу активно использовать «наработки» классического мифа. В современной социокультурной ситуации данный процесс становится актуальным, ибо, чем больше человек подавляется натиском тех или иных общественных интересов, тем более он тяготеет к мифу в различных его проявлениях.

Таким образом, современная экранная культура, с одной стороны, становится одним из проявлений мифологии, ориентированной на прошлое, но с другой, творит собственную, новую мифологию. Задача новых мифов, рождаемых экраном - восполнение ограниченности человеческих возможностей, освобождение от страхов перед неведомыми и неконтролируемыми процессами, происходящими в современной культуре. Экранная культура предлагает зрителю новую мифологическую реальность, в которой можно сконструировать приемлемые образы и границы будущего, освобождает от страха перед завтрашним днем, предлагает мнимый «рай» иллюзий, за которыми прячутся более совершенные технологии подчинения и контроля над «молчаливым большинством», навязывание ему удобных для социума приоритетов.

Современная наука нуждается не только в знаниях мифологических структур и архетипических моделей как способах и приемах виртуализации вещей и отношении на современном экране, но, в первую очередь, осознании новой мифологии экранной культуры -виртуального аналога социокультурной действительности или, точнее, ее деформированной имитации.

Перед нами предстает противоречие между воздействием экранной культуры на массового зрителя, по масштабу и характеру похожим на архаический миф, и отсутствием теоретического объяснения этого факта. Снятие данного противоречия составляет основу актуальности работы.

Основными аспектами исследования являются: изучение содержания, структуры,

динамики, технологий функционирования экранной культуры как социокультурного способа установления коммуникативных связей между людьми в контексте мифологической традиции.

Миф как феномен культуры представляет огромный интерес для различных специалистов.

В рамках данной работы совмещено изложение основных достижений в области философии, культурологии, психологии, искусствоведения, социологии по исследованию современного мифотворчества, в котором активно принимает участие современное кино.

В числе подходов к мифу в исследовании рассматриваются: историко-культурологический (С.С.Аверинцев, Д.С.Лихачев, А.Ф.Лосев, Д.Кемпбелл, С.А.Токарев, М.Фуко, М.Элиаде и др.); этнографический (К.Армстронг, Ю.М.Бородай, А.Е.Наговицын, Э.Тайлор, Дж.Фрезер и др.); филологический (В.В.Иванов, Е.М.Мелетинский, В.Я.Пропп, В.Н.Топоров О.М.Фрейденберг и др.); структурно-семиотический (Р.Барт, Ю.Кристева, К.Леви-Строс, Ю.М. Лотман,

Б.А.Успенский и др.); психологический (Р.Бендлер, А.Я.Бородецкий, Р.М.Грановская, Д.Гриндер, Е.Л.Доценко, Ж.Лакан, Л.Леви-Брюль, Н.Фрай, Д.Н.Узнадзе, З.Фрейд, В.А.Шкуратов, А.Эткинд, К.Г. Юнг и др.); философский (М.К.Мамардашвили, Н.Б.Маньковская, Ф.Ницше,

А.М.Пятигорский, Г.Спенсер, Ю.Хабермас, Й.Хейзинга и др.); социологический (Ж.Бодрийяр, Б.Дорн, Э.Дюргейм, М.Вебер, Э.Росс, У.Макдауггал и др.).

Анализом специфики медиакультуры и ее взаимодействия с окружающим миром занимались: Р.Арнхейм, А.Базен, М.М.Бахтин, Д.Белл, В.Беньямин, В.Библер, Л.С.Выготский, М.Кастельс, Ю.М.Лотман, М.Маклюэн, Г. Макрузе, В.Г.Михалкович, Х.Ортега-и-Тассет, Э.Тоф-флер, Ю.Н.Тынянов, А.А.Урбанович, В.П.Шейнов и др.

Психологические аспекты, важные для исследования темы, были почерпнуты из работ

Э.Берна, А.Я.Бородецкого, Е.Брунсвика, И.А.Гельмана, Дж.Гибсона, В.Н.Зазыкина, В.П.Зинченко, И.В.Крылова, А.Н.Лебедева, К.Левина, Р.И.Мокшанцева, С.А. Омельченко, Ф.Г.Панкратова, Е.Ю.Петровой, С.В.Покровской, Р.Чалдини, В.Г.Шакурина и др.

Вопросы соотношения «элитарной» и «массовой» культуры и особенности их функционирования в современном российском обществе отражены в трудах В.С.Агеева, Е.В.Александрова, Л.И.Акимовой, С.Н.Артановского, Г.К.Ашина, А.П.Мидлера, В.Ю.Бореева, А.В.Коваленко, Ю.П.Буданцева, А.А.Грабельникова, Т.Г.Грушевицкой, В.Д.Попкова, А.П.Садохина, Е.Г.Дьяковой, М.С.Кагана, Л.Н.Когана, А.В.Кукаркина, В.И.Михалковича,

А.Д.Трахтенберга, А.В.Федорова, А.Я.Флиера, Ю.У.Фохт-Бабушкина и др.

Исследования процессов, происходящих в постсоветской России, породили также ряд интересных работ, исследующих взаимоотношения экранной культуры и общества, личности и медиатекста: А.А.Андреева, Е.С.Баразговой, В.С.Библера, Е.А.Бобринской, А.А.Брагиной,

B.Н.Егорова, Т.И.Заславской, И.И.Засурского, Ю.С.Затуливетера, И.В.Иванова, В.Л.Иноземцева,

C.Г.Кара-Мурзы, А.В.Костиной и др.

Исследование непосредственно экранной культуры представляется на данный момент мало изучено. Мы базировались на фундаментальных трудах Р.Арнхейма, И.В.Вайсфельда, Е.Вейцмана, Д.А.Вертова, Л.С.Выготского, С.А.Герасимова, П.С.Гуревича, А.Ф.Еремеева, С.И.Ильичевой, Б.Н.Нащеки-на, Н.Б.Кирилловой, В.Ф.Колейчука, Н.В.Лысенко, С.А.Муратова, К.Э.Раз-логова, М.И.Ромма, Ю.Н.Усова, В.Б.Шкловского, С.М.Эйзенштейна и др.

К настоящему времени создано множество работ, рассматривающих феномен мифологии кинокультуры, анализ которых позволил сделать следующие выводы:

1. Современная экранная культура воздействует на архетипы сознания, настроенные на понимание бытия как мифа. Зритель с готовностью воспринимает предлагаемые кинематографом стереотипы; кино, как и миф, помогает ему легко вписаться в систему координат современного мироустройства.

2. Современное кино можно назвать одной из форм нового мифотворчества. С одной стороны, сегодня при создании фильмов активно используются мифологические технологии. С другой, магия экрана предполагает присутствие каждого зрителя в качестве соучастника условно созданной виртуальной реальности. Человек невольно оказывается «встроенным» в контекст этой реальности, которая диктует ему систему социальных и культурных ценностей, становится составной частью его внутреннего и внешнего мира.

3. Новая мифология экрана с ее тотальным проникновением во все области человеческой жизни создает виртуальные миры. Это происходит благодаря Интернету, поскольку современный экран имеет к Интернету непосредственное отношение. У зрителя возникает мнимое (виртуальное) пространство, в котором он может долгое время пребывать. Именно в нем воплощаются все достижения современных глобализационных процессов.

4. Одной из особенностей современной экранной культуры является порожденное ею искажение реальности, вплоть до деформации культурных ценностей. Мифы, которые порождает экранная культура, становятся угрожающим фактором для культуры в целом. Современный экран, продолжая фрагментарно или глобально запечатлевать знаковый опыт человечества и тем самым, деформировать его, приспосабливает к мифологизированному экранному миру каждого, кто останавливает на нем свое внимание.

5. Кроме адекватной ориентировки зрителя в мире, экранная культура является способом его контроля и организации. Становясь вторичной моделирующей системой, она структурирует практически все области человеческой деятельности. Создание новых смыслов, переработка реальности современным экраном создает иллюзию сотворчества в новой реальности. По сути, мы имеем дело с одним из видов манипуляций, с помощью которого «нужные культурные» мифы овладевают общественным сознанием.

6. Мифы, как правило, являются ложной мобилизующей системой, искусственно «вписывающей» массы в социальную реальность. В данном контексте, под «мифологизацией» понимается заведомое искажение реальности, превращение массового потребителя в объект политических и идеологических манипуляций. Однако существует потенциальная позитивная сторона мифологии, которая способна «выровнять» социальные искажения: сформировать позитивное мышление человека, разрушая агрессивные социальные модели для подражания.

7. Экранная культура, манипулируя мифологическими образами, в том числе, Эросом, создает ощущение доверия. Основанная на архетипах, система символических образов «подключает» к восприятию происходящего на экране каждого зрителя. Так кино подавляет и возбуждает одновременно, манипулируя комплексами и бессознательными желаниями. Создавая иллюзию отмены повседневности, экранная культура оказывает деструктивное воздействие на внутренний мир человека. Эротизация современной экранной культуры является компромиссом между страхом перед сексуальным плюрализмом и неуправляемыми формами проявлений сексуальности.

8. Экранная культура мифологическими приемами конструирует реальность зрителя, «приручает» культуру с помощью новинок современной техники, формирует нужное для социума функционирование каждого потенциального потребителя продукции экранной культуры. Конечная цель этого процесса - превращение массового зрителя в управляемую толпу, стирание личностных особенностей и невозможность удовлетворения творческих и духовных потребностей, выходящих за границы, «очерченные» экраном.

9. Однако новая мифология не носит исключительно негативный характер, ее задача - не только манипулирование сознанием, но и психологическая адаптация человека к новым изменениям постиндустриального общества. Кроме того, с помощью новой мифологии, порождаемой экранной культурой, происходит упрощение коммуникации в толпе, что снимает массовое психологическое напряжение.

10. Ориентация современной экранной культуры на общепринятые нормы взаимоотношений между человеком и окружающим миром имеет безусловное позитивное значение: позволяет зрителю чувствовать себя защищенным, сопричастным некоему общему «мы», формирует образы идентичности у представителей больших и малых социальных групп.

11. Мифотворчество в экранной культуре может стать ресурсом позитивной модернизации общества, реставрации утраченных «кирпичиков» психически здорового общества: патриотизма; профессионализма; гармонизации отношений между поколениями; правильного понимания долга и свободы; эстетического и художественного вкуса; основных постулатов психического и физического здоровья, реабилитации вечных ценностей бытия. Но это посильно лишь для кино высочайшего эстетического уровня.

12. Мифы в экранной культуре не только помогают современному человеку построить знаковую модель действительности, но и нивелируют порожденный ею внутренний конфликт самого человека. Построенное по мифологическим законам кино становится психотерапией для жителей постиндустриальной эпохи. Миф становится спасением для человека, живущего в ситуации ускользающих ценностей.

Многие считают, что именно "экранной культуре" принадлежит будущее. Но необходимо отметить, что, если эта культура получит распространение в обществе, то она станет "массовой". Это подтверждает тот факт, что ее существование в ХХТ в. неизбежно и прогнозируемо. Даже в нашей стране "массовая культура" нашла отражение не только в беллетристике и продукции ТВ, но и в дизайне собственного жилья, выборе одежды, бытовой техники, марки автомобиля, даже породы домашней собаки.

Элементы экранной культуры можно обнаружить в незапамятные времена,

на заре человечества, когда первобытный дикарь, помещая руку или какой-то предмет в пространство между источником света (входом в пещеру, костром) и стеной пещеры, получал на ней, как на экране неподвижное или движущееся изображение. На протяжении тысячелетий элементы экранной культуры присутствовали в театре теней. Но подлинный расцвет экранной культуры проявился в конце XIX в., когда в 1895 г. во Франции братья Люмьер изобрели кинопроектор и создали "никель ольдеоны" - первые кинематографы.

Таким образом, экранная культура - это культура, основным носителем текстов которой является не письменность, как прежде, а экран, монитор. И в этом смысле,экранная культура - логический, закономерный этап развития книжной, письменной культуры, поскольку экранная (компьютерная) страница - это ожившая, озвученная книжная страница.

Экранная культура

основана на системе экранных изображений и экранной речи. Они объединяют действие, устную речь, анимационное моделирование, письменные тексты и многие другие элементы. Вполне естественно, что содержание экранной культуры включает в себя самые разнообразные формы, связанные с кино, телевидением и компьютерами.

Современный компьютер

отличается от других средств передачи информации тем, что он способен представить данные различными способами – в виде звука, изображения, текста, таблиц и т.д. Компьютер осуществляет интерактивное взаимодействие с пользователем, который выступает как активный субъект. Вполне естественно, что в этом случаекомпьютер может в большей мере, чем какие-то другие средства массовой информации удовлетворить индивидуальные запросы зрителя . В частности, компьютер может выполнить все функции по демонстрации выбранного пользователем по Интернету кинофильма. В этом случае экран компьютера превращается в киноэкран.

Все большее применение находит особый вид компьютерной технологии, получившей название мультимедия, который объединяет в себе как традиционную статистическую визуальную информацию (текст, графику), так и представление культурных артефактов в динамическом виде (речь, музыку, видео фрагменты, анимацию и т.п.).

Пользователь одновременно становится и читателем, и слушателем, и зрителем,

что усиливает эмоциональное воздействие на человека.

Мультимедийные средства активно включаются в индустрию развлечений, в практику работы информационных учреждений, музеев, библиотек. Мультимедийные программы используются в процессе обучения. Подобная программа по обучению иностранному языку дает возможность сопровождения написанных на дисплее слов правильным произношением. При этом компьютер, выступая в роли учителя, может воспроизводить текст и его сопровождение голосом столько раз, сколько нужно для запоминания.

Развитие и функционирование телевидения все органичнее связывается с миром компьютеров. Все идет к тому времени, когда компьютер заменит кинокамеру и телевизор.

Компьютерная культура диалектически включает в себя все положительные моменты предшествующих ступеней развития экранной культуры. Однако, в отличие от кино и телевидения, компьютер дает возможность намного, в пределах всемирной Сети, увеличить степень свободы выбора информации, обеспечивает глобальное интеробщение и в максимальной степени учитывает индивидуальные запросы пользователя. Развитие “электронной почты” позволяет пользователю входить в непосредственный контакт с интересующими его людьми, участвовать в телеконференциях.

Экранная культура в процессе своего развития все более приспосабливается к удовлетворению запросов потребителей этой культуры, к учету их интересов. Свобода выбора представления тех или иных феноменов культуры по мере развития экранной культуры возрастает.

Экранная культура - это новая информационная среда, новая культура информационного общества, где основной ценностью являются не материальные товары, а духовные факторы, информация и знание. Именно поэтому эта новая среда обитания человека называется информационным обществом. В этом обществе экранная культура функционирует на общем фоне информационной культуры.

группа АЙЫЛГЫ,
журнал "Сакральные силы".