Экстремальный вокал. Обучение экстрим вокалу С чего стоит начинать

Что такое экстрим вокал? Виды экстремального вокала? Бывают ли вообще экстремальные виды пения?

Итак, давайте разбираться, что такое экстрим вокал. Это вокал, при котором рискуют жизнью, спросите вы? Или может быть есть риск оглушить себя или слушателей? И да, и нет, ответим мы вам! Экстрим вокал – это такой вид вокала, при котором используются специальные техники, и звучит этот вокал очень специфически. Давайте рассмотрим основные виды экстремального вокала. Самые популярные виды – это скриминг , что означает крик, гроул – рычание, шрай – вопль, харш – хрип, пиг воис – голос свиньи.

Такой вид вокала имеет очень агрессивное звучание и применяется в таких музыкальных стилях как металкор, эмокор, блэк-метал, дэд-метал, дэткор. Техника, которая требуется для исполнения в таких жанрах не так проста и требует специального подхода. Ни в коем случае нельзя без педагога самостоятельно осваивать эти экстремальные виды вокала , потому что это может привести к сильным повреждениям связок! Ни в коем случае нельзя бездумно начинать хрипеть или кричать, подражая любимым исполнителям. Они, в свою очередь, долго тренировали свой аппарат, чтобы добиться такого звучания. Об этом нельзя забывать ни в коем случае. Но также нужно понимать и то, что правильные занятия и уделение экстрим вокалу достаточного времени скоро научить вас петь в любимом жанре.

Вот несколько советов, которые помогут вам при занятиях экстремальным вокалом.

  • Занятия всегда должны проходить на разогретых связках. Помимо распевки , вам помогут горячее молоко или чай.
  • Этот вид техники всегда требует сильного увлажнения связок, поэтому пить воду во время занятий просто необходимо.
  • Обязательным условием удачного экстрим вокала должно быть хорошее слюноотделение, часто для этого исполнители едят зелёные яблоки.
  • Перед занятиями, да и вообще не рекомендуется вокалистам курить и пить алкоголь, так как это сильно раздражает связки.
  • Как и в любой другой вокальной технике, нужно помнить про правильное дыхание и вокальную опору. Только при таких условиях вы сможет долго и с грохотом рычать или кричать, не сорвав связки и голос.

Подводя итоги, хочется сказать, что заниматься экстремальным вокалом нужно долго и регулярно, чтобы добиться правильного звукоизвлечения и не навредить своим связкам, а также помнить, что в некоторых случаях занятия таким видом вокала приводит к образованию узлов на связках, потому что организм защищает связки и делает их грубее, чтобы они не повредились. Так что подумайте, уверены ли вы, что желание научиться петь экстремальным вокалом это цель вашей жизни? Может быть просто наслаждаться творчеством любимых исполнителей, не пытаясь настраивать свой голосовой аппарат на подобных волнах?

Многие современные исполнители пытаются выделиться среди других певцов интересными особенностями своего голоса, и одним из таких способов выделения из общей массы является экстремальный вокал (англ. extreme vocal) . Такой голос при звучании создает образное ощущение опасности для связок. В России этот вид исполнения музыкальных композиций появился относительно недавно и обычно не одобряется представителями классической школы вокала.

В России этот вид исполнения музыкальных композиций появился недавно и обычно не одобряется представителями классической школы вокала.ТопЗвук

Существует огромное количество видов экстремального вокала, но объединяет их одна черта – неестественное звучание человеческого голоса. Именно по этой причине обучаться экстремальному виду вокала нужно максимально осторожно и внимательно.

Цены на услуги звукозаписи

Услуга Способ оплаты Стоимость
Запись голоса Почасовая 750 руб/час
Сведение и мастеринг Почасовая 750 руб
RAP под минус Фиксированная 3000 руб
RAP под минус "Премиум" (с доп. эффектами) Фиксированная 4000 руб
Песня под минус "Лайт" (1 ч. записи + обработка без тюнинга) Фиксированная 3000 руб
Песня под минус "Премиум" (1 ч. записи + обработка и глубокий тюнинг) Фиксированная 5000 руб.

Скриминг , как разновидность экстремального вокала, часто применяется в стилях музыки: грайндкор, блэк-метал, эмокор. Характеризуется подобное звучание голоса, как крик, а иногда даже визг. Изначально подобный прием в вокальном исполнении использовала одна из шведских рок-групп в 1984 году. Но вскоре скриминг получил распространение во всем мире. Чаще всего с помощью скриминга создают свои композиции исполнители мужского пола, хотя в некоторых группах такой техникой успешно пользуются и девушки (причем зачастую с большим успехом) .

Шрайк во многом отличается от скриминга, так как для такой техники больше характерны вопли и волчий вой. Особенно часто экстремальный вокал шрайк присутствует в музыкальном стиле депрессив-блэк-металл.

Примеры портфолио под минус (РОК, ПОП, РЭП)

TZ

Пример 1. РОК
Группа «THE Y» - песня «RUN FOR LIFE»

TZ

Пример 2. РОК
Группа «Пылаем» - Песня «Сочи»

TZ

Пример 3. ПОП
Песня «Больше чем любовь» под минус + сведение

TZ

Пример 4. ПОП
Песня «Плакала» под минус + сведение

TZ

Пример 5. РЭП
Песня «Дай мне» под минус + сведение

TZ

Пример 6. РЭП
Песня «Пропаганда правды» под минус + сведение

Скримо также представляет собой истеричные выкрики, характерные для молодежных субкультур. В эмокор, эмовайоленс и других направлениях скримо можно услышать довольно часто. Техника исполнения скримо очень похожа на «крик фальцетом» с участием активной работы голосовых связок.

Конечно, существуют и другие виды экстремального вокала, отличающиеся друг от друга по ряду признаков. Современные исполнители пользуются таким многообразием возможностей голосового звучания, применяя в своих композициях разные техники вокала.

Студия ТопЗвук предупреждает: использовать экстремальный вокал на практике достаточно сложно. Особое внимание при обучении этой вокальной технике следует уделить дыханию. Неправильная подача может привести к негативным последствиям (поэтому при освоении техники важно участие педагога) . Также исполнителю требуется освоить хотя бы минимальные базовые навыки классического вокала. Тогда освоиться в экстремальном исполнении ему будет намного проще.

Исполнителю экстремального вокала важно уметь управлять своими связками, предотвращая ложные зажимы, приводящие к отрицательному воздействию. При нахождении баланса между дыханием и звучанием голоса певцу становится удобнее и легче производить неестественные для обычного человека звуки.

Экстремальный вокал и запись в студии

Современные экстремальные направления музыки тесно связаны со звукозаписью. Поэтому исполнитель, поющий в подобном жанре, рано или поздно оказывается в музыкальной студии, где можно записать свои вокальные партии. К слову, далеко не все микрофоны хорошо подходят для записи экстрим-вокала. Лучший выбор, как правило, это конденсаторный микрофон с большой диафрагмой, отличающийся большой перегрузочной способностью. Стоить такой микрофон может довольно дорого, но зато он обеспечит отличной качество записи и передаст все нюансы вокальной партии. В нашей студии имеется большой выбор микрофонов (и есть возможность их сравнения), в том числе легендарный Neumann U87 . Мы работаем без выходных, поэтому приехать и записать экстремальный вокал вы можете в любой удобный день. Позвоните нам прямо сейчас!

Экстремальным вокалом принято называть те виды фонации, которые вызывают у слушателя ощущение их опасности и вредоносности для голосовых связок. Данные виды пришли в российский вокал не так давно и до сих пор подвергаются жесткой критике со стороны классической вокальной школы, как в связи с их «неблагозвучностью» на слух, так и в связи с непоколебимым мнением об их разрушительном действии для голосовых связок.

С другой стороны, как противодействие данному неприятию, пышным цветом расцвела целая гвардия молодых «пророков»-умельцев, берущихся обучать народ тем «фишкам», которые сами умеют делать. В 99% случаев речь идет о дилетантах в области вокала, мало отдающих себе отчет в вокальной анатомии, но инстинктивно овладевших (правильно или не правильно) данными типами звукоизвлечения.

И чем дольше и упорней преподаватели вокала отказываются принять существование чуждой им фонации и приемов, как неотъемлемую часть вокальной техники, чем больше пытаются бороться с «нездоровыми тенденциями», пытаясь обратить очередного любителя death metal в оперную веру, тем более способствуют сложившейся опасной ситуации.

Ведь заставить вокалиста поменять свои вкусы, а порой и карьеру, абсолютно невозможно. Потому, получив очередной отказ в обучении, сопровождаемый наставлением петь более «здоровую» музыку, он напрямую отправляется к очередному кудеснику на YouTube или на урок, дабы постичь азы запретного плода. На западе такое явление наблюдается в гораздо меньшей степени и именно потому, что данный тип вокала был принят, понят и изучен.

Как известно, понимание явления - это ключ к его успешному освоению, так что данная статья имеет целью дать базовые понятия об экстремальном вокале, его видах, принципах, проблематике и общих способах освоения, минуя детальные рекомендации именно по той причине, что осваивать его необходимо под контролем вокального тренера .

Итак, к экстремальному вокалу относятся: grunt, growl, scream (его разновидности: low scream, inhale scream, outhale scream ), pig squeal, rattle и distortion . Безусловно, специалисты-металлисты назовут еще с десяток разновидностей, как то: harsh, fry-screaming, shriek, grim и многие другие.

Но, по сути, они являются лишь вариантами упомянутых выше видов, отличающиеся только своей тональной высотой, дополнительной окраской за счет добавления или не добавления rattle , или же вовсе не верны в своем названии, как например fry-screaming , так как при появлении screaming это уже далеко не fry , а совсем другая техника с точки зрения физиологии, хоть и звучит похоже. Кроме того, многочисленные вокальные школы экстрима часто пользуются разными названиями для обозначения одних и тех же вокальностей.

При всем перечисленном многообразии стилей экстрима, согласитесь, как-то некорректно называть это все «расщеплением». А именно этот термин, не употребляемый ни одной западной школой, почему-то прочно вошел в обиход в нашей стране. Причем что и на что расщепляют, большинство ответить затрудняется.

Кто-то интерпретирует это, как расщепление звука на 2: музыкальный и шум, при этом еще и утверждая, что «один дыхательный поток как бы расщепляется на два». Честно говоря, не встречала в природе ни одного живого существа, обладающего двумя дыхательными аппаратами и способного создавать два дыхательных потока, равно как и феноменов разделения выдыхаемого воздуха на 2 струи.

Да и далеко не во всех стилях образуется музыкальный звук и шум, о чем вы позже узнаете.

Кто-то утверждает, что расщепляются связки: ложные отодвигаются от истинных голосовых и вибрируют независимо. Звучит хоть и привлекательно, но с точки зрения анатомии абсолютно не верно, так как ложные связки находятся в непосредственной близости от голосовых, чуть выше, прилегая к ним и создавая им надежную защиту-прикрытие, и отодвигаться от них не способны. Это равносильно тому, что подвинуть гланды вверх или вниз, или отодвинуть печень от желудка.

Помните, мышцы могут делать только то, что им позволяют суставы. В данном случае суставы гортани не позволяют мышце, лежащей в основе ложных связок (латеральная щито-черпаловидная мышца) двигаться вверх, отодвигаясь от голосовых связок, а только сжиматься, приближаясь к голосовым связкам и создавая эффект рыка за счет искажения вибрации последних; или же отдаляться от них, раскрываясь и не мешая вибрации голосовых связок, но тогда и сами ложные не вибрируют, и звук получается чистым.

Возникает вопрос: неужели все вокальные экстремальные стили задействуют это сжатие ложных связок и их трение о голосовые? Если да, то откуда все же такая разница в экстремальных вокальных стилях? Как же все-таки знаменитые исполнители агрессивных стилей умудряются не потерять голос в течение своей долгой вокальной карьеры?

Итак, все по порядку.

Освоение любого экстремального стиля включает в себя обязательное знание базы вокала и специальные навыки. Овладеть правильно специальными навыками экстремального вокала с нуля, не умея хорошо контролировать свой «чистый» голос невозможно и опасно. Уясните себе твердо этот пункт, все любители быстрого результата при минимальных усилиях!

Очень часто, к сожалению, приходится наблюдать явление, когда молодой парень, увлекающийся каким-нибудь экстремальным стилем рока, часто еще и не обладающий музыкальным слухом, делает ставку на экстремальный вокал. А что: некоторые экстремальные стили больше похожи на шум, интонировать там не надо, то есть по сути можно петь, не «заморачиваясь» попаданием в ноты. Почему бы не освоить сразу данный тип вокала, тем более что другие стили и не нравятся?

А вот и нет. Любая профессиональная фонация, то есть длительная и громкая, будь то вещание на публику или просто хобби орать из окна весь день напролет, требует хорошего вокального контроля, включающего в себя:

Контроль выдоха,

Умение не допускать или регулировать зажим ложных связок,

Умение создавать необходимое смыкание голосовых связок,

Умение создавать нужный эффект резонанса.

Это минимум или базовые навыки, без освоения которых за специальные браться не следует, так как это неминуемо приведет к тому, что вы не просто не сможете петь, но рискуете и потерять ваш разговорный голос. И последствия могут быть непоправимыми!

Вокальная мышца слабо чувствительна, так что даже когда вокалист не чувствует во время пения болевых или других неприятных ощущений, это не означает того, что он не разрушает свои голосовые связки. Поэтому очень важно уметь распознавать вокальный зажим, являющийся главным врагом вокалиста, и уметь его контролировать: не допускать вовсе или же создавать в такой пропорции и количестве, чтобы звуковой эффект был получен без вреда для здоровья.

Абсолютно во всех видах экстремального вокала участвуют следующие части вокального аппарата: ложные связки, голосовые связки, преддверие гортани, гортань, язык, мягкое нёбо, а также особые комплексы воздействия на скелетную мускулатуру - анкеровка головы и шеи, анкеровка торса.

Что касается ложных связок, то тут важно уметь как расширять их, не допуская зажима, так и сужать их (а не сжимать ! ), создавая контролируемый или нужный вам зажим, о чем уже было написано выше.

Преддверие гортани, а именно его мышца-сфинктер, участвует в резонансе, создавая twang , работающий в данном случае как усилитель не только голоса, но и всех шумовых эффектов, которые без него не были бы слышны даже в микрофон. Без данного типа резонанса вокалисту просто пришлось бы орать, как резаному, создавая зверский зажим, а также бесспорный и скорый конец своим голосовым связкам.

Гортань, мягкое нёбо и язык, путем смены их положения от низкого до высокого, участвуют в создании тембровой окраски звука и/или дополнительной вибрации, необходимых для каждого вида экстрима.

Анкеровка помогает контролировать выдох, а также создавать дополнительный резонанс.

Что касается выдоха, то тут вступает в действие особый баланс между силой выдоха и подсвязочным давлением. Для каждого отдельно взятого вида экстрима важно знать, какое подсвязочное давление необходимо, и сколько воздуха нужно использовать для создания отдельных спецэффектов. Эти два понятия не равнозначны, так как сильное подсвязочное давление никогда не создается выталкиванием огромного количества воздуха, а наоборот - использованием малого или же только чуть бОльшего, но в обоих случаях с очень хорошим контролем выдоха, позволяющим избежать выталкивания (за это отвечает анкеровка). При высоком подсвязочном давлении смыкание голосовых связок всегда более плотное (толстое состояние или «масса»).

Слабое же подсвязочное давление создается двумя путями: небольшим и слабым выдохом, если речь идет о низких и негромких звуках, либо бОльшим выдохом, если речь идет о фальцете*, который входит в «рецепты» некоторых видов экстрима (в этом последнем случае тоже необходима анкеровка).

* В западно-европейской и американской школе фальцетом принято называть звук любой высоты с наличием в нем воздуха.

Так, для growl (grunt ) необходима большая воздушная струя, а для death scream (вопль смерти) - сильное подсвязочное давление, но небольшая воздушная струя и т.п.

То есть для каждого вида экстрима нужно использовать необходимое подсвязочное давление и необходимую воздушную струю.

Ну что, укладываются все эти познания в рамки «расщепления» и отдельно взятых уроков у носителей экстремального мастерства лично или на YouTube , с рецептами «покашлять», «пробовать сжимать ложные связки, пока они не огрубеют и не привыкнут», «посылать звук в нос» и т.п.?

Подробно виды экстремальных стилей и их отличия будут рассмотрены .

Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник

Чем экстрим вокал отличается от привычного нам чистого вокала? Как и где этому научиться? И востребован ли он на современной музыкальной сцене? На все эти вопросы ответил Марк – вокалист группы Rain on Their Parade, который не понаслышке знает, чего стоит рычать, как зверь.

«В твоей комнате убивают диких животных? Или это новая форма звуковых пыток?» – так говорила мама, когда из моей комнаты доносилась тяжелая музыка. Экстремальный вокал – вещь особенная.

– Если мы говорим, подразделяя вокал на экстремальный и чистый, то экстремальным я занимаюсь с 12 лет, а чистым – с 14–15 лет.

На концертах происходит дикий угар. У нас жанр метал-кор – это молодежная музыка. Большинство людей ее не понимают, но мы все же придерживаемся этого стиля. Она основывается на мелодичных гитарных партиях, присутствует чистый вокал, но основа этого всего – много экстрим-вокала.

Моя работа заключается в том, чтобы общаться с публикой, разогревать народ. На концерте много чего может происходить, тут еще и раскрывается такое понятие, как МОШ (это когда люди не думают ни о чем, машут руками и ногами, как будто впали в безумие).

У меня нет музыкального образования, я полностью самоучка. Обычно начинают обучаться с чистого вокала, так как потом проще начать заниматься экстримом. У меня же наоборот.

Существует несколько техник экстрим-вокала. Самые простые – это, наверно, гроулинг, скрим, харш.

Гроулинг переводится с английского как «рычание/рык», то есть такие очень низкие и в то же время устрашающие звуки. Раньше их использовали во времена майа, ацтеков, инков, чтобы изгонять злых духов из людей, в которых они якобы вселились.

Скрим переводится с английского как «крик», он более высокий.

Но еще есть что-то среднее между этими двумя стилями и это что-то называется харш. Харш – это как раздражение… Смесь гроулинга и скрима, но он не имеет какого-то зависимого положения между ними. А отличается тем, что это не просто обычный звук, низкий или высокий, это звук с примесью чистого вокала.

Я сам пользуюсь обычно и гроулингом, и скримом, и харшем.

В ходе концерта постоянно перехожу с чистого вокала на экстрим и наоборот. Мне это не очень сложно, т.к. я уже не первый год пою. Но если человек занимается не так долго, он не будет понимать, как это делать, не сможет правильно поставить дыхание. Весь упор идет на диафрагму, благодаря ей ты и перестраиваешься с чистого на экстрим.

Я полностью самоучка, причем очень забавно себя обучал. Интересовался группой Linkin Park и понял, что в будущем хочу выступать на сцене, радовать людей своим голосом и все в этом духе. Начал включать определенные группы и просто кричал под них. Каждый день пел одни и те же песни, старался что-то выдавить из себя. Не скажу, что экстрим-вокалу нужно учиться какое-то определенное время, у каждого по-своему.

Если у человека есть преподаватель или возможность, чтобы кто-то его направлял, то, безусловно, все это пройдет быстрее. У меня такой возможности не было, я просто лазил по Интернету, смотрел какие-то видеоуроки, что-то понимал, соответственно набирался теории. И как-то раз ту же самую песню, которую пел на протяжении нескольких лет, спел еще раз и у меня получилось. А после этого побежал в ванну и отхаркался кровью. Для меня это, конечно, был шок.

Соседи думали, я вызываю сатану, постоянно спрашивали, что это за крики, когда видели меня или маму на лестничной клетке. Я всегда говорил: «Это не у меня, может, снизу кто». Кстати, они ведутся на это до сих пор (смеется), но жалуются регулярно, примерно раз в неделю, хотя теперь я чаще репетирую в студии.

А вот реакция родителей была очень странная и даже переходящая в возмущение. Какого черта мой сын занимается какой-то ерундой, орет во весь голос в своей комнате? Но все равно у меня с этим было немножко попроще. Моя мама тоже слушала тяжелую музыку, но, конечно, не такую тяжелую, как я сейчас. Она предпочитала олдовых рокеров, альтернативу и все в этом духе. Потом смирилась, поняла, что все, боролась-боролась, но потом устала.

Вот друзья отреагировали иначе. Они слушают все в принципе. У меня был такой друг, который тоже любил сначала Linkin Park, потом перешел на «Стигмату». От него я, собственно, и набрался.

У меня есть пара учеников, но нет какой-то системы. Я прихожу к ним домой, оцениваю потенциал и уже тогда могу сделать какую-то определенную программу.

Они поначалу сталкиваются с такими проблемами, как боль в горле, недостаток дыхания, трудности совмещения таких стилей, как харш, гроулинг, скрим… Некоторые не понимают сразу отличий, например, между гроулингом и скримом.

Кстати, были девушки, которые интересовались, просили показать или дать несколько советов, как этому начать учиться. Но чтоб им преподавал, такого не было.

Женский экстрим может звучать профессионально и качественно. У меня нет каких-то сексистских представлений по этому поводу.

Когда начинал заниматься вокалом, я любил Linkin Park, «Стигмата», «Аматори», «Оригами». По тем временам для меня был в приоритете вокалист группы Linkin Park Честер Беннингтон. Он до сих пор остался моим кумиром, но не скажу, что это идеальный вокал. А если говорить о сегодняшних приоритетах, то это, скорее всего, группа Memphis may fire и ее вокалист.

Сейчас очень много групп распалось из тех, которые я слушал и очень любил. Например, прародители постхардкора. Группа Attack Attack! недавно дала свой последний тур по Америке и распалась.

Я считаю, что в России еще не умеют делать постхардкор, честно.

Трудно загадывать, но на данный момент экстрим-вокал востребован. Не в большом количестве, но появляются некоторые «зеленые» команды.

Самое главное – это взять волю в кулак, никогда не сдаваться, даже если что-то не получается, и набираться теории. Занимайтесь где угодно, ходите в парк и кричите там. Не важно, что о вас подумают люди, делайте вид, что вокруг никого нет, только вы. Орите дома, пусть даже потом будут какие-то возмущения, не обращайте на них внимание.

Тот, кто всерьез интересуется вокалом, наверняка с удовольствием просмотрим вводный видео урок в школу экстремального вокала. Этот тип вокала – это именно та манера пения, которая является чрезвычайно популярной в современной тяжелой музыке. Начать знакомиться с тем, как научиться петь экстрим вокалом, можно начав смотреть цикл видео уроков от Влада Лобанова.

Видео-урок «Школа экстрим вокала Влада Лобанова»

Когда можно начать заниматься экстремальным вокалом?

Голосовой аппарат человека изначально приспособлен для того, чтобы издавать звуки, которые становятся основой экстремального пения. Именно поэтому нельзя сказать, что существует какой-то определенный возраст, когда можно начинать заниматься. Обучение данному типу вокала возможно практически в любом возрасте. Поскольку мы не использует такой вокал в жизни, связки постепенно ослабевают. Это приводит к тому, что нужно дополнительно тренироваться, желая обучиться экстрим вокалу.

Когда нельзя заниматься?

Существует несколько противопоказаний для занятий экстремальным вокалом, среди которых:

  • болезни, связанные с ЛОР-областями;
  • период ломки голоса.

Вредит ли экстрим вокал чистому голосу?

Люди, которые начинают брать уроки экстремального вокала, часто спрашивают, вредит ли такое пение умению петь чисто. Стоит знать, что экстрим вокал не вредит чистому пению. Занимаясь правильно и соблюдая технику, нельзя навредить своему чистому голосу. Можно параллельно петь чистым вокалом и экстремальным вокалом. Стоит помнить, что для эффективного совмещения необходимо практиковаться.

С чего стоит начинать?

Желая заняться скримингом или гроулингом, стоит ознакомиться с тем, какие бывают виды экстремального вокала. Почитав про типы экстремального пения и послушав демо записи, можно выбрать то, что придется по душе. Чтобы определиться, что подходит Вам лучше, попробуйте записать несколько кавер версий песен после того, как посмотрите основные уроки школы Влада Лобанова.

Ответы на основные вопросы относительно экстремального вокала помогут тем, кто желает научиться скримить или гроулить, начать занятия и определиться с типом экстремального пения.