Электрогитары Les Paul. Четыре лес пола, или как искать пути самооправдания История создания gibson les paul


      Дата публикации: 18 ноября 2003 г.

В начале 50-х, в свете тотальной "электрификации" гитаростроения, компания Gibson начинает осваивать цельнокорпусные инструменты (solid body). Их производство не было сопряжено с какими-то особенными технологическими трудностями, не требовало капитальных инвестиций. Процесс стартовал практически безболезненно.

С егодня проблематично со стопроцентной гарантией установить, кто же придумал гитары-"доски". Бытует мнение, идея принадлежит Rickenbacker, выбросившим на рынок в 1931-м году так называемые "сковородки" ("frying pan"), и затем в 1935-м - серию испанских гитар Electro.

События развиваются своим чередом, и как бы это ни звучало парадоксально, имя человека, который подтолкнул Gibson на выпуск цельнокорпусных гитар, - Кларенс Лео Фендер (Clawrence Leo Fender)! Если посмотреть на первые "гибсоновские" "доски", вроде Paul Bigsby, то без труда обнаружится масса откровенных заимствований и незавуалированного плагиата у Лео Фендера.

"Фендеровский" Broadcaster, представленный в 1948-м году, вызвал бурные дебаты в гитарном мире. Эксперты считали, что такие гитары - не более чем дань моде, мол, их производство не требует особых навыков от гитарных мастеров. Однако благодаря чистому звучанию, мобильности и удобствах при игре "фендеровские" solid body были высоко оценены многими гитаристами. В особенности, исполнителями музыки кантри.

В 1950-м году Gibson наконец признает solid body жизне- и конкурентоспособным направлением. Время требовало новых решений. Как вспоминает Тед МакКарти (Ted MacCarty), который в 1950-м году возглавил Gibson, "нужны были свежие идеи, и мистер Лес Пол оказался как нельзя кстати!".

ЛЕСТЕР ДАБЛ-Ю ПОЛТУС

Л ес Пол (Les Paul) - урожденный Лестер Уильям Полфус (Lester William Polfus) - появился на свет 9-го июня 1916-го года в городишке Ваукеша (штат Висконцин). Хотел стать пианистом, но любовь к гитаре оказалась сильнее.

В начале 30-х Лестер переезжает в Чикаго, где под псевдонимом Лес Пол выступает в местных бэндах, исполнявших тогдашний Top40. Заработав репутацию безупречного музыканта, Лес Пол начинает экспериментировать с усилением звука гитары, для чего используется звукосниматель от граммофона. Методом проб и ошибок удается найти оптимальное расположение датчиков и свести к минимуму эффект "обратной связи". В 1934-м году Лес Пол получает патент на свое изобретение. Его гитарные съемники оказались вполне пригодными для концертной и студийной работы.

В 1937-м году музыкант решает попытать счастья в Нью-Йорке, едет туда со своим трио, в состав которого входил Джимми Аткинс (Jimmy Atkins), брат Чета Аткинса. Благодаря таланту и изобретательности он получает признание в артистических кругах.

В 1941-м году Лес Пол договаривается с компанией Epiphone, чтобы те предоставлили ему на один из выходных мастерскую, где бы наш герой смог продолжить свои эксперименты. Так появилась The Log ("Бревно") - гитара с огромным корпусом и "гибсоновским" грифом.

В 1943-м году Лес Пол переезжает на Западное Побережье, в Лос-Анджелес, чтобы сотрудничать с Бингом Кросби (Bing Crosby). А затем связывает свою музыкальную карьеру с вокалисткой Мэри Форд (настоящее имя - Колин Саммерс (Coleen Summers).

После Второй Мировой гитарист обратился в Gibson с просьбой сделать для него инструмент в соответствии с оригинальными разработками, но там интереса не проявили. Его гитару даже назвали "шваброй"! Имидж фирмы в то время отличала напыщенная респектабельность. Gibson не могли опуститься ниже установленной ими же самими планки.

В конце 40-х записи дуэта Лес Пола-Мэри Форд, начинают подниматься в "чартах". "Lover", "How High the Moon", "Brazil"... Все они стали хитами, а Лес Пол - одним из самых популярных артистов.

КОНЦЕПЦИЯ ПРОТОТИПА

П рототип появился приблизительно в начале 50-х и был назван "The Les Paul Guitar". Сделать гитару-"доску" не представляло особых трудностей, нужно лишь было подобрать материал. Проблема решилась методом "научного тыка". Пробовали даже железнодорожные рельсы!

Стандартов в то время не существовало. Для изготовления решили использовать клен и красное дерево. Эта комбинацией был найден компромисс между массой инструмента и сустейном. Обе породы склеивались, но использовались разные срезы: красное дерево распиливалось по вертикальным волокнам, а клен - по горизонтальным.

Тед МакКарти и со своей командой разрабатывали размеры прототипа таким образом, чтобы он не сильно отличался от привычных полуакустик. Для пущего филинга верхнюю кленовую часть деки сделали выпуклой (carved).

В прототипе использовался цельный гриф из красного дерева с палисандровой накладкой. Ладов было всего 20, а соединение грифа с корпусом происходило на отметке 16-го лада. Доступу к верхним регистрам способствовала адоптация венецианского выреза (Venetian cutaway).

Гитару оснастили двумя однокатушечными звукоснимателя P90 с независимой регулировкой тембра и выходного сигнала, а трехпозиционный переключатель давал возможность использовать как оба датчика по отдельности, так и оба одновременно.

Первоначальное исполнение "гибсоновских" прототипов отличает традиционный трапецевидным taipiece, что и на электроакустиках того периода.

Как-то Лес Пол заметил, что гитара должна иметь дорогой внешний вид. Однако Тед МакКарти опередил его: когда музыкант впервые увидел гитару, она уже была вскрыта золотой краской (эта отделка впоследствии стала стандартом, известным, как "gold top"). Золотое покрытие требовалось еще и для того, чтобы скрыть верхнюю кленовую часть, чтобы не "дразнить" конкурентов. Мало того, появившаяся в 1952-м каталогах модель Les Paul значилась как выполненная из красного дерева. Ни слова о клене!

После того, как прототип был готов, руководство Gibson задумалось, как увязать воедино репутацию "респектабельной компании", которая не разменивается по мелочам, с необходимостью выпуска новой модели. Нужна была какая-то веская причина, какой-то повод... И вспомнили о Лес Поле. Он был отличным гитаристом, популярным артистом, но очевидно, что, затаив обиду, он принципиально не хочет играть на гитарах Gibson! И Тед МакКартни, назначив своим финансовым советником Фила Браунштейна (Phil Braunstein), решает пустить в ход тяжелую артеллерию. Вместе с Браунштейном они едут в Пенсильванию, где записываются Лес Пол и Мэри Форд.

После краткого ознакомления с инструментом Лес Пол, по словам Теда МакКартни, сказал Мэри Форд следующее: "Знаешь, по-моему, их предложение стоящее!". Тед МакКарти предложил, чтобы новая гитара была именной, и с каждой проданной модели тот будет получать процент. Контракт был подписан тем же вечером. По условиям соглашения, Лес Пол был обязан в течении 5 лет появляться на публике исключительно с гитарами Gibson, становится эндорсером.

Затем МакКарти спросил, есть ли у Лес Пола какие-либо пожелания к гитаре? Тот предложил комбиканцию bridge-tailpiece. Конструкция представляет собой обыкновенный tailpiece c цилиндрической болванкой позади, через которую продевались струны. Предложение было принято.

Итак, контракт подписан. И первые Les Paul дебютировали весной 1952 года.

Логотип фирмы-производителя, выполненный перламутром, украсил головку. А надпись "Les Paul Model" желтыми буквами расположили перпендикулярно. И, наконец, на гитару поставили колки Kluson (в то время они производились без каких-либо обозначений) с пластиковыми шляпками-"тюльпанами".

Отдавая должное исторической справедливости, гитарные энтузиасты отмечают, что несмотря на все свои многочисленные таланты, Лес Пол все-таки мало что сделал для гитары, которое носит его имя. По словам Теда МакКарти, гитара была полностью придумана и сконструирована специалистами Gibson. За исключением tailpiece, который предложил Лес Пол. Однако сам Лес Пол во всех интервью дает ясно понять, что именно он, имея богатый опыт, участвовал в разработке легендарной модели.

Линию Les Paul дополнили 12-ваттные усилители Les Paul Amplifier, на решетке которых красовались инициалы "L.P.".

Вот как все было...

ПЕРВАЯ ГИТАРА LES PAUL MODEL

С 1952-го по 1953-й годы продажи гитар Les Paul по всем пунктам перекрывают показатели других инструментов из ассортимента Gibson, насчитывавшего около 125 моделей. Дебют удался! На протяжении 50-х будут созданы несколько вариантов и переизданий Les Paul (их было 5, если быть точным). Появится легендарный Standard.

Для первой серии (другими словами, оригинала) характерно следующее:
- два одиночных звукоснимателя с корпусами из белого пластика (известны как "мыльницы" - "soap bars"). На первых пластик тоньше, чем на последующих;
- трапецевидный бридж-струнодержатель;
- отделка "gold top". Плюс цельная конструкция "дека-гриф" из красного дерева.

Обычно первые выпуски Les Paul называют Gold Top. Этот термин употребляется для того, чтобы провести водораздел с хорошо известной моделью Sunburst, пятым и последним вариантом. Некоторые гитары были полностью вскрыты "золотом" - и гриф, и корпус. Называются Solid Gold. Однако такие модели встречаются гораздо реже, чем голд топы. Вплоть до 1953-го на гитарах Les Paul не ставились серийные номера, так как маркировка гитар-"досок" не практиковалась. Самые первые выпуски Les Paul отличают также диагональное расположение винтиков, регулирующих высоту бриджевого звукоснимателя, большие ручки потенциометров под "бледное золото" (они получили неофициальное название "hat box knobs" - "коробки из-под шляпы" или "speed knobs" - "ручки скорости") и отсутствие кантика на грифе.

Вскоре обнаружилось, что трапецевидный бридж-tailpiece создает проблемы: сложно делать глушение правой рукой. Вдобавок ко всему, те, кто любил играть, зафиксировав руку на струнодержателе, обнаружили, что струны находятся слишком низко. Таким образом, в конце 1953-го модель Les Paul была модифицирована новым струнодержателем. Вскоре он получил прозвище "stop tailpiece" или "stud" благодаря тому, что располагался под углом к пятке грифа. Конструкция была придумана таким образом, что позволяла просто сменить "старый" порожек.

Официально "stud tailpiece" появился в начале 1953-го года. Остаток первого выпуска укомплектовывались именно им.

LES PAUL CUSTOM

В самом начале 1954-го года Les Paul Model разделилась на две ветви. Модифицированные варианты получили название "шикарный" и "скромный".

"Шикарная" модель, получившая название Les Paul Custom, была оснащена накладкой грифа из черного дерева с перламутровыми позиционными маркерами - прямоугольными блоками, а дека - многослойным кантиком. Как с лицевой, так и с тыльной стороны. Всю фурнитуру вскрыли "под золото".

Как противоположность модели-предшественнику Les Paul Custom - целиком из красного дерева. Без кленовой верхушки. Подобное решение можно объяснить тремя причинами. Во-первых, как это ни странно, внешний вид. Custom был вскрыт черным лаком. Так что необходимость в текстурной верхней части из клена отпала сама по себе. Во-вторых, цена. Гитара из красного дерева стоила дешевле. В-третьих, звучание. Как известно, в сравнении с кленом красное дерево обладает "спелым", "бархатным" и "мягким" звучанием. Таким образом, Custom в основном был предназначен для джазовых музыкантов. Справедливости ради стоит заметить, что данное замечание весьма спорно, поскольку и первые голд топы были вскрыты золотой краской, под которой вряд ли можно было оценить все прелести клена. Бесспорно, второй и третий пункт заслуживают внимания. И все же заметим, что клен, который использовался для верхней части деки Les Paul Gold Top (вернее сказать, был под золотой краской) отличался великолепным качеством, шикарной фактурой и т.д. Хотя верхняя часть могла состоять из двух, трех частей. Следовательно, нет никаких оснований обвинять Gibson в экономии при изготовлении модели Custom.

Другим немаловажным новшеством модели Custom было использование пары разных типов звукоснимателей. В позиции neck был установлен датчик c шестью продолговатыми V-образными магнитами Alnico, а в позиции bridge - сингл P90, знакомый нам по Les Paul Model. Тоновая характеристика улучшалась за счет варьирования параметров датчиков.

Les Paul Custom была представлена в 1954-то году с отделкой Ebony ("непрозрачный темный"). Эта отделка получила прозвище "Black Beauty" - "Черная красавица", а благодаря низко посаженным ладам модель Custom получила неофициальное название "Fretless Wonder". Отделка, что использовалась на оригинальных моделях Custom отличается от переизданий, начавшихся после 1968-го года. Оригинал был "чернее", но не такой "глубокий". На черной краске меньше глянца. Но чем модель Custom действительное выгоднее отличалась от своих сородичей, так это бриджем tune-o-matic (на остальных гитарах серии Les Paul вплоть до 1955 года использовался stop-tailpiece).

Tune-o-matic был придуман в примерно в 1952 году Тедом МакКарти и его командой. Параметры струнодержателя были выполнены таким образом, чтобы его можно было ставить на любые типы гитар - с выпирающей верхней частью и без нее. При помощи tune-o-matic можно было точно отстраивать мензуру. Независимо от размера струн и прочих факторов. Вскоре ему было найдено применение и на других моделях.

И, наконец, головка Custom была чуть шире, чем на Les Paul Model. Там же имелась инкрустация в виде "расколотого бриллианта".

В первоначальном варианте гитара укомплектовывалась колками Kluson, что и Les Paul Model. Позже их заменили на "sealfast". Что до обозначения модели, то оно украсило собой колокольчик, прикрывающий собой анкерный стержень.

С момента выхода "Black Beauty" модель обрела многочисленных поклонников и почитателей. Среди них - Фрэнк Бишер (Frank Beecher), соло-гитарист Билла Хейлии (Bill Hailey), автора первого рок-н-ролла "Rock Around The Clock", а также многие блюзовые и джазовые музыканты.

LES PAUL JUNIOR

"Э кономичная" модель, названная Les Paul Junior, появилась в 1954-то году. Она также имеет ряд отличий от базисной модели. Прежде всего, это плоский топ. Гитара оснащена одним синглом с черным корпусом и двумя ушками-шурупами, при помощи которых можно было регулировать высоту и соотношение к струнам. Схемотехническое решение представлено двумя ручками - громкость и тембр.

Гриф и корпус - красное дерево с накладкой из палисандра. Позиционные маркеры -доты из перламутра. Гриф - чуть шире, чем у остальных "Лес Полов" - 43 мм (порожек) и 53 мм (12 лад). Использовалась та же комбинация bridge-taipiece, что и на остальных моделях. Однако логотип Gibson не головке не был выложен перламутром - самые обыкновенные желтые буквы. Надпись Les Paul Junior выполнена перпендикулярно. Колки - Kluson.

Эта модель имела отделку "темное красное дерево" с sunburst, - перетеканием от коричневого в желтое. Также имелась черная фальшпанель. В 1954-м году было принято решение использовать отделку "желтая слоновая кость", которая чуть позже станет официальной для модели TV (ее выпуск был начат в 1957-м году).

Появившийся на прилавках музыкальных магазинов Les Paul Junior начал очень хорошо продаваться, что объяснимо, главным образом, ценой.

В каталоге Gibson за 1-е сентября 1954-го года можно прочитать следующее:
- Les Paul Deluxe: $325.00
- Les Paul Model: $225.00
- Les Paul Junior: $99.50 (!).

Примечание: Custom и Deluxe - одно и то же.

Тяжелый, перегруженный тон на большой громкости был с восторгом воспринят гитаристами. Среди обладателей и ценителей этой модели - Лесли Уест (Leslie West).

LES PAUL SPECIAL

П осле "экономичной" и "шикарной" моделей руководство Gibson решило запустить на орбиту промежуточную версию. Она появилась в 1955-м году и была назван Les Paul Special.

По сути дела, модель Special представляет собой то же самое, что и Junior, но с двумя синглами, раздельными контроллерами громкости и тембра. Плюс 3-позиционный переключатель. У звукоснимателей были такие же прямоугольные корпуса, что и на Les Paul Model. Но из черного пластика.

Как и малобюджетный Junior гитара имеет плоский топ. Материалом для накладки на гриф служит палисандр с перламутровыми маркерами-дотами. Лого Gibson выложено на головке, как и полагается, перламутром, а надпись Les Paul Special - желтой краской.

Отделка инструмента получилась действительно очень "special" - соломенно-желтая. Но не оранжевая. Она получила название "limed mahogony" - "осветленное красное дерево". Очень скоро она адаптировалось как "официальная" для модели TV.

Для Special также характерным стал вырез-рожок, и, как Junior, она укомплектовывалась stud tailpiece.

О появлении инструмента было заявлено в каталогах 15-го сентября 1955-го года. На него установили цену $169.50, тогда как на Custom, Standard и Junior цены составляли - $360, $235 и $110, cоотвественно.

Примечание: Les Paul Model, которую начали выпускать во второй половине 1955-го года в несколько модернизированном виде принято называть Standard. Хотя само название было принято лишь в 1958-го году, когда появилась третье переиздание оригинала.

ПОЯВЛЕНИЕ ЗВУКОСНИМАТЕЛЕЙ-ХАМБАКЕРОВ

1957 -й год особенно важен для Gibson. Именно тогда состоялась презентация нового типа звукоснимателей - хамбакеров. Давайте подробнее расскажем об этом типе датчиков, что и сегодня, спустя столько лет, используются не только на "гибсоновских" гитарах, но и на других современных инструментах.

Кульминацией многочисленных экспериментов с однокатушечными датчиками стало появление "Alnico" с шестью регулируемыми по высоте магнитами. В 1953-м году было принято решение работать над новым типом звукоснимателей. С одной стороны, они должны были отвечать тогдашним требованиям, а, с другой, - избавить их от основного недостатка - слишком сильной чувствительности к электрическим полям.

Используя принцип, когда две катушки соединяются параллельно или в противофазу, Уолтер Фуллер (Walter Fuller) и Сет Ловер (Seth Lover) пришли к выводу: таким образом можно избавиться от вредных наводок внешних источников. Работа заняла около полутора лет, и 22-го июня 1955-го года Сет Ловер получает патент на собственное изобретение (официально оно было подтверждено 28-го июля 1959-го года), которое получило название хамбакер, от "bucking hum" - что-то вроде "сопротивляющийся шуму". И хотя официально изобретение приписывается Сету Ловеру, доподлинно известно, что до него были зарегистрированы три патента на похожую тему. Однако, никто из предшественников Ловера претензий не предъявлял, и патент был зарегистрирован на его имя в 1959-м году.

Первые хамбакеры представляли собой две бобины из черного пластика с 5 тысячами витков обыкновенной медной проволоки 42-го номера с эмалевым покрытием и темно-бордовой изоляцией. Под катушками находились два магнита, - "Alnico II" и "Alnico IV" - у одного из которых имелись регулируемые полюса. И ни одного опознавательного обозначения. Катушки укреплялись четырьмя латунными шурупами к никелированной пластине. Конструкция помещена в металлическую коробочку, которая припаивалась к нижней части, чтобы полностью экранировать блок.

И хотя работа над новым звукоснимателем была закончена в 1955-м году, официально появился он лишь в 1957-м, придя на смену P-90 и Alnico - датчикам с одной катушкой, установка которых практиковалась практически на всех моделях Gibson.

Вплоть до 1962-го года звукосниматели-хамбакеры ставились на различные модели электрогитар. На их корпусах значилась надпись "Patent Apllied For" - "Патент прилагается". Начиная с 1962-го года, на нижней площадке появляется и номер патента.

Вплоть до 1970-го года хамбакеры, которые устанавливались в позициях bridge и neck, мало чем отличались по своим спецификациям.

Небесполезным, думаю, будет в этом месте развеять мистический ореол, коим окружен "Patent Applied For" (сокращенно "P.A.F.") и считающийся лучшим типом звукоснимателей из когда-либо производившихся. С одной стороны, ностальгия, с другой, снобизм играют решающую роль в подобного рода суждениях. Однако неоспоримо одно - оригинальный дизайн выдержал испытание годами. Таким образом, "оригинальное звучание хамбакера" характеризуется относительно слабыми алнико магнитами - "Alnico II" и "Alnico IV" - и двумя катушками с 5 тысячами витков в каждой. В 1950-м году у Gibson еще не было специальных машинок со стоп-каунтером. Вот почему ранние звукосниматели отличались по своему звучанию. Порой даже менялись стандарты намотки. В катушках могло быть 5, 7, а то 6 тысяч витков! Соответственно менялось и сопротивление: с 7,8 кОм до 9 кОм.

Нельзя списывать со счетов и то, что создавая хамбакеры, Сет Ловер и Уолтер Фуллер прибегли к магнитам M-55, что использовались для синглов, и имели габариты 0,125"x0,500"x2,5". С целью облегчить конструкцию, в 1956-м Gibson начинают использовать магниты M-56 - менее длинные и менее широкие. Само собой это отразилось на характеристиках. Затем интенсивность магнитов достигла отметки V, и в 1960-м году количество витков в катушках уменьшилось, обозначив тем самым новый скачок от оригинального звучания.

И, наконец, стоит упомянуть о другом немаловажном изменении, которое произошло в 1963-м году, - улучшение качества проволоки. Диаметр проволоки остался тот же самый (номер 42), однако изоляция стала толще предыдущей. Старый провод легко определить благодаря темно-бардовому цвету, в то время как новый - черный. К тому же благодаря появлению новых станков изменилась система намотки звукоснимателей.

Все вышесказанное стало причиной различий в типах звукоснимателей "P.A.F.". Вне всяких сомнений, кому-то может показаться, что одни звукосниматели лучше других. Звукосниматели, типа "P.A.F.", стали легендой. Именно поэтому в 1980-м году Gibson выпустил точное переиздание оригинальных хамбакеров. За исключением деколя "Patent Applied For", который, впрочем, несложно подделать, оригинальные "P.A.F." можно отличить по следующих признакам:
1. специальное квадратное отверстие на верхней и нижней части катушки с колечком по периметру. Катушки, разработанные Сетом Ловером, использовались безо всяких апгрейдов вплоть до 1967-го года. С появлением нового оборудования катушки начали маркировать литерой "T" на верхней части;
2. темно-бардовый цвет оплетки и черная оплетка двух проводов выхода. Начиная с 1963-го года оплетка проволоки становиться еще темнее, а выходящий провод вместо черного - белый.

В 1957-м году на Les Paul model ставят два хамбакера, которые пришли на смену оригинальным звукоснимателям с корпусом из белого пластика. Четвертый вариант оригинальной серии существовал, начиная с середины 1957-го, заканчивая серединой 1958-го года. Один год, в общей сложности. Заметим, что несколько голд топов с белыми P-90 были произведены и в 1958-м году. В остальном модель мало чем отличалась от своей предшественницы.

Некоторые голд топы того периода производились исключительно из красного дерева, без кленовой верхушки. Вероятно, сказался как дефицит клена, так и мотивы Les Paul Custom. По мнению знатоков, результат получился ужасный.

Чуть позже, в 1957-м Les Paul Custom был модифицирован сразу тремя хамбакерами вместо двух синглов. Изменилась и система переключения датчиков. Трехпозиционный тумблер давал возможность следующего выбора звукоснимателей:
1. звукосниматель у грифа ("передний");
2. бридж и центральный датчик в противофазе;
3. бриджевый звукосниматель ("задний").

Такая система не позволяла использовать отдельно ни средний датчик отдельно, ни сразу три одновременно. В отдельных случаях вместо второй комбинации использовались центральный и нэковый звукосниматели. Однако гитара укомплектовывалась традиционным набором регуляторов - два тембра, две громкости. На некоторых редких образцах Les Paul Custom можно обнаружить всего два хамбакера. Эта версия оказалась не массовой. Гитару изготовляли на заказ. Как и прежде, отделка - "opaque black". Колки - Grover Rotomatic.

LES PAUL STANDARD

В 1958-м году Les Paul Model была вновь модифицирована. За этим пятым и последним и вариантом гоняются коллекционеры старых "гибсонов". Это, пожалуй, самый дорогой экземпляр на рынке vintage-гитар.

Прежде всего, на смену отделке "gold top" пришла "cherry sunburst" (верхняя часть деки) и "cherry red" (головка). Эти гитары - "вишня" перетекает в желтый - появились в каталогах в 1958-м году по цене $247.50. На Sunburst (как их теперь называют) верхняя часть деки выполнена из двух подогнанных кусков клена - волнистого или "полосатый тигр". Она действительно не могла кого бы то ни было оставить равнодушным. Впрочем, встречались варианты, когда верхняя кленовая часть была выполнена из одного куска. Клен, что использовался на разных гитарах, сильно отличался друг от друга. На одних гитарах волнистая отделка была очень слабо очерчена, на других - сильнее, где-то можно было найти большущие полосы...

В большинстве случаев отделка со временем немного угасла, и приобретя апельсиновый оттенок, скорее стала напоминать натуральный цвет красного дерева.

Как-то в 1960-м году случилась такая история. Владелец одного из Sunburst случайно поцарапал лак на корпусе. Поврежденное место было замазано красной краской. Чтобы не так бросалась в глаза. Со время красная краска начала тускнеть и незакрашенное место очень уж бросалось в глаза!

Об изменении отделки Les Paul Model, которая теперь получила название Les Paul Standard, сообщила в декабре 1958-м года "Gibson Gazette", корпоративное издание компании, в котором рассказывалось о новых моделях и музыкантах.

Начиная с 1960-го года, гриф Les Paul Standard становится более плоским. Парадоксально, но факт: Les Paul Standard вы не найдете в каталоге фирме за март 1959-го! Модель появилась лишь в мае 1960-го года по цене $265.00!

ПОСЛЕДНИЕ МОДИФИКАЦИИ

В 1958-м году, в том же декабрьском выпуске "Gibson Gazette", появился анонс более радикальных модификаций Les Paul Junior и TV. Как и в случае со Standard новый стиль гитар Junior и TV был запущен в производство задолго до анонсирования. Фактически, имеем дело с совершенно новой моделью, с двумя рожками, которые давали доступ к 22 ладам. Дека и гриф - все то же красное дерево с палисандровой накладкой.

Звукосниматели и контроллеры также остались без изменений. Однако, вместо отделки "Cherry" появился "Sunburst" - перетекание из коричневого в желтый. Чуть позже, в 1961-м году, она адаптируется на моделях SG. Для нового Junior характерно соединение грифа с корпусом на отметке 22-го лада, благодаря чему упростился доступ к верхним регистрам.

Модель TV испытала те же нововведения. Впрочем есть небольшие отличия в отделке - от "соломенного желтого" до "желтого банана".

Как и Les Paul Standard новые Les Paul Junior и TV появились в каталогах лишь в 1960-м году.

Версия Les Paul Junior 3/4 также имеет два симметричных рожка-выреза. У этой модели всего 19 ладов. Гриф соединяется с корпусом у 19 лада.

У первых Les Paul Special с двойным вырезом звукосниматель neck был расположен практически впритык к грифу, а тумблер по переключению датчиков - как раз напротив ручек громкости и тембра. Позже ритмовый звукосниматель переместился ближе к порожку, а селектор датчиков - за stud taipiece. Во втором варианте было 22 лада. Начиная с 1959-го, года версия 3/4 производится достаточно скромными тиражами.

На различных моделях с двумя рожками края более-менее закруглены. В промежутке между 1958-м и 1961-м годами менялась пятка грифа.

В 1959-м году в результате небольшого дефицита черных пластиковых корпусов бобин для хамбакеров начинают использоваться кремовые. Вот почему с 1959-го по 1960-й у звукоснимателей можно встретить как две черные катушки, так и две розовые, или одна черная, другая розовая. По своим техническим параметрам эти звукосниматели не отличаются друг от друга. Однако полностью черно-белые и белые бобины (они получили прозвище "Зебра") встречаются редко.

В 1960-м году, безо всяких изменений Les Paul Special и Les Paul TV переименовываются, соответственно, в SG Special и SG TV. Потеряв имя Les Paul в названии, эти модели утратили и отметку Les Paul на головке. И тем не менее эти модели всегда вспоминаются всвязи с линейкой Les Paul и редко упоминаются по своим настоящим именам - SG ("Solid Guitar"), которое было застолбили за собой серии double cutaway, которые начали выпускать в 1961-м.

КОНЕЦ ОРИГИНАЛЬНЫХ СЕРИЙ LES PAUL

В 50-х, как ни странно, лес полы пришлись не ко двору. Как красноречиво свидетельствуют статические данные, спад интереса начал наблюдаться с 1956-го года, а в 1958-1959-х упал практически до нуля. Сегодня в это сложно поверить, но причина именно во "внутренней" конкуренции между цельными моделями, которые фирма начала выпускать, начиная с 1952-го года. Не будем сбрасывать со счетов и конкурентов - Fender, Rickebacker и т.д.

В конце 1960-го года было принято решение пересмотреть линию Les Paul, что фактически привело к появлению в начале 1961 версий с двумя рожками, которые впоследствии получили название SG. Теоретически, оригинальные Les Paul продолжали издаваться и в начале 1961-го года. Однако, сегодня мы не найдем ни одного Les Paul c серийным номером 1961-го года, тогда как Custom, Junior и Special - сколько душе пожелается.

Как гласит "Gibson Book", последний оригинальный Les Paul был зарегистрирован в октябке 1961-го (Les Paul Special 3/4). Тогда уже начали производиться первые SG.

Сегодня совершенно бесполезно спорить о звуковых достоинствах и ценности "старых" Les Paul, которые музыканты, вроде Эрика Клэптона (Eric Clapton) или Майк Блумфильд (Mike Bloomfield), начали использовать с большим успехом, в результате чего оригинальные серии, с одним cutaway, начали переиздаваться семью годами позже, в 1968-м году. И совершенно нет необходимости называть всех тех, кто играл на старых Standard, Gold Top или Custom: Al DiMeola (Ол ДиМеола), Джимми Пейдж (Jimmy Page), Джефф Бек (Jeff Beck), Джо Уолш (Joe Walsh), Дьюан Аллман (Duane Allman), Билли Гиббонз (Billy Gibbons), Роберт Фрипп (Robert Fripp)...

ХРОНОЛОГИЯ ЭВОЛЮЦИИ МОДЕЛЕЙ СЕРИИ LES PAUL

1951 - Gibson начинает осваивать "solid body", взяв в эндосеры Лес Пола;
1952 - выпуск первых гитар Les Paul c комбинацией трапецевидный бридж-тэйпис (первый вариант);
1953 - Les Paul Model модифицирована струнодержателем "stud" (второй вариант);
1954 - выпуск Les Paul Custom и Les Paul Junior. Выходят первые Les Paul TV;
1955 - выход Les Paul Special. Les Paul Model модифицируется бриджем tune-o-matic (третий вариант);
1956 - выходит версия 3/4 Les Paul Junior;
1957 - модель Les Paul оборудуется хамбакерами (четвертый вариант). Их же ставят на Les Paul Custom;
1958 - Les Paul Model переименовывают в Les Paul Standard. Вместо отделки "Gold Top" появляется "Cherry Sunburst" (пятый вариант). Les Paul Junior и Les Paul TV выпускают с двумя рожками. Выход версии 3/4 Les Paul Special;
1959 - новый дизайн - double cutaway - модели Les Paul Special, а также версия 3/4 с двумя рогами этой модели;
1960 - Les Paul Special переименовывают в SG Special, а Les Paul TV становится SG TV;
1961 - оригинальную серию Les Paul снимают с производства. Вместо нее появляется модели double cutaway, которые позже будут названы SG.

Гитара Gibson Les Paul — одна из самых часто копируемых и известнейших во всем, не только гитарном, мире . Разработанная в 1950-м году, она стала первой гитарой с цельным корпусом, выпущенной компанией Gibson.
Gibson Les Paul была разработана Тедом Маккарти в сотрудничестве с изобретателем Лесом Полом, новатором, долгое время экспериментировавшим с гитарной конструкцией. Пол был привлечен к созданию этой гитары на волне популярности электрогитар после выхода . Об основном вкладе Леса Пола в разработку до сих пор ведутся споры, сводящиеся к тому, что он предложил установить трапециевидный струнодержатель, а так же повлиял на выбор цвета новой гитары.

От других электрогитар модельный ряд Les Paul отличается, конечно, узнаваемой формой, дизайном корпуса и креплением струн: они крепятся, как на полуакустических гитарах фирмы Gibson на верхней части корпуса. Моделей и вариаций этой линии достаточно много, серия не единожды обновлялась. Благодаря развитию технологий в гитарной сфере эти цельные электрогитары плотно заполнили рынок.

Первыми моделями были Gibson Les Paul Goldtop и Gibson Les Paul Custom. На Goldtop был установлен трапециевидный бридж и . Custom, вышедший с накладкой из черного дерева, был прозван самим Лесом Полом «черной красавицей» и именно на этой модели был впервые установлен струнодержатель ABR-1, который позже ставился на все последующие модели серии. Перед тем, как свет увидела знаменитая Les Paul Standard, выпускающаяся и в настоящее время, в этой линейке были так же модели с прозвищами Junior, TV и Special.

Gibson Les Paul Custom

Гитара, получившая название Gibson Les Paul Standard, до сих пор пользуется в музыкальной среде большим спросом, ее производство было возобновлено в 1968-м году, а последняя вариация вышла в 2008-м. В этой модели сохранена большая часть спецификаций модели Goldtop, но изменена расцветка, а в модели 2008-го года были выровнены лады, облегчены отверстия в корпусе, установлены запирающие колки улучшенного отношения и представлен длинный гриф с ассиметричным профилем.

Gibson Les Paul Standard

Популярность этой электрогитары началась с того момента как Кит Ричардс () получил свою, ставшую первой, принадлежавшей знаменитому гитаристу в Великобритании, модель Gibson Les Paul Sunburst (которая позже и получила название Standard, а изначально звалась Sunburst благодаря самой узнаваемой в настоящее время расцветки гитар этой серии). Интерес к ней возрос, когда ее рок-потенциал был признан Джорджем Харрисоном и . Помимо них на Les Paul играли такие гитаристы как , Питер Грин и Мик Тейлор. Ее использовал Майк Блумфилд, именно с ней он стал узнаваться лучше всего.

По материалам: wikipedia.org

Gibson Les Paul - первая цельнокорпусная электрогитара компании Gibson, один из символов рок-музыки и одна из самых долгоживущих и популярных моделей музыкальных инструментов в мире. Модель была разработана в начале 1950 года Тедом Маккарти совместно с гитаристом Лесом Полом (полное имя - Лестер Уильям Полфус). Первый Gibson Les Paul был продан в 1952 году. Les Paul - одна из самых известных и часто копируемых различными производителями электрогитар в мире, наряду со Stratocaster и Telecaster.

Vintage 1953 Gibson Les Paul Standard Goldtop/Fhoto: Les Paul

Из истории

Gibson Les Paul стала результатом сотрудничества корпорации Gibson и джазового гитариста и изобретателя . С выходом на музыкальный рынок в 1950 году гитары Fender Telecaster, началось повальное увлечение публики электрогитарой. В ответ президент Gibson Тед Маккарти пригласил Леса Пола в компанию в качестве консультанта. Лес Пол был признанным новатором, который экспериментировал с конструкцией гитары в течение многих лет, чтобы улучшить собственную музыку. Фактически, он вручную собрал прототип цельнокорпусной гитары, который он назвал «Бревно» (The Log) и который считается первым цельнокорпусным вариантом испанской гитары (в отличие от гавайской, или лэп-стил гитары). «Бревно» получило своё название от того, что цельной вставкой был сосновый блок, ширина и глубина которого были чуть больше, чем ширина грифа. Несмотря на то, что вскоре появились и другие прототипы и ограниченные серии цельнокорпусных гитар, известно, что в 1945-1946 годах, Лес Пол предлагал свое «Бревно» компании Gibson, однако эта конструкция гитары была отвергнута.

В 1951 году первоначальный отказ превратился в сотрудничество между Gibson и Лесом Полом. Было решено, что новая гитара Les Paul должна быть дорогим качественным инструментом в традициях Gibson. Хотя воспоминания дают разноречивые сведения относительно того, кто и какой вклад внёс в разработку Les Paul, эта гитара была далека от рыночной копии моделей Fender. С 1930-х годов компания Gibson предлагала электрогитары с полым корпусом, такие как ES-150. Эти модели, как минимум, послужили источником множества базовых элементов конструкции нового цельнокорпусного Les Paul, включая более традиционную изогнутую форму корпуса, чем у гитар конкурирующей компании Fender, и вклееное соединение грифа с корпусом, в отличие фендеровского крепления на болтах.

Вклад Леса Пола в разработку его именной гитары остаётся спорным. Книга «50 лет Gibson Les Paul» сводит его вклад к двум пунктам: предложению трапециевидного струнодержателя и выбору цвета (Лес Пол предложил золотой, потому что «гитара будет выглядеть дорого», и чёрный, потому что «на черном фоне кажется, что пальцы движутся быстрее», и «выглядит стильно - как смокинг»).

Кроме того, президент Gibson Тед Маккарти утверждает, что компания просто обратилась к Лесу Полу за правом поставить его имя на головке грифа, тем самым увеличив продажи модели, и в 1951 году работники компании Gibson показали ему почти готовый инструмент. Маккарти также утверждает, что конструкторские дискуссии с Лесом Полом сводились к конструкции струнодержателя и установке кленового верхнего слоя на корпус из красного дерева для увеличения плотности и длительности нот, хотя Лес Пол предлагал сделать наоборот. Однако это сделало бы гитару слишком тяжёлой, поэтому предложение Леса Пола было отклонено. С другой стороны оригинальный Les Paul Custom должен был быть сделан целиком из красного дерева, а Les Paul Goldtop - из красного дерева с кленовым топом. Помимо этого вклад Лес Пола в гитарную линию, носящую его имя, был объявлен косметическим.

Например, Лес Пол указывал, что гитара предлагалась в золотой отделке, не только чтобы бросаться в глаза, но и чтобы подчеркнуть высокое качество инструмента. В более поздних выпусках моделей Les Paul включали гитары с отделкой из огненного (в тигровую полоску) и стеганого клёна, тем самым Gibson ещё раз противопоставил себя конкурирующей компании Fender с их автомобильными цветами гитар. Компания Gibson была довольно непоследовательна в подборе дерева, поэтому некоторые владельцы гитар Les Paul Goldtop и Les Paul Custom обдирали с них краску, чтобы открыть красивый рисунок древесины, скрытый под ней.

Классические модели и вариации

Линия гитар Les Paul первоначально включала две модели: обычную (по прозвищу Goldtop) и кастом (Custom) с более качественной фурнитурой и более строгим чёрным цветом корпуса. Тем не менее, развитие технологии производства звукоснимателей, фурнитуры и корпусов гитар позволили превратить Les Paul в долгосрочную серию цельных электрогитар, заполнившую все ценовые сегменты рынка, кроме инструментов для совсем начинающих. Эту нишу занимала модель Melody Maker, и хотя недорогой Melody Maker не носил название Les Paul, его корпус последовательно повторял дизайн истинного Les Paul в течение каждого периода.

Gibson Les Paul отличается от других электрогитар не только формой и дизайном корпуса. Например, струны всегда крепятся на верхней части корпуса, как это сделано в полуакустических гитарах Гибсон, в отличие от крепления струн сквозь корпус, которое можно найти на моделях Fender. Гибсон также имеет различные цвета, например, красного вина, черного дерева, классический белый, пылающего огня, и альпийский белый. Кроме того, модели Les Paul предлагали множество отделок и декоративных узоров, разнообразные варианты фурнитуры и инновационные варианты хамбакеров, некоторые из которых значительно повлияли на звучание гитары. В частности, в 1957 году, Гибсон выпустил хамбакер PAF, который произвёл настоящую революцию в звучании электрогитары, и подавлял шум в усилителе от которого до этого страдали датчики с одним синглом.

Goldtop (1952-1958)

Goldtop со струнодержателем в форме трапеции

Goldtop со стоп-бар струнодержателем

Goldtop с Tune-o-matic бриджем и мензурой

Goldtop с PAF датчиком

Les Paul 1952 года имел два звукоснимателя P-90, и трапециевидный струнодержатель. Вес и звучание Les Paul в значительной мере обязаны конструкции из красного дерева и клёна. Кленовая древесина твёрдая и очень массивная, но её размеры были ограничены топом из более лёгкого красного дерева, чтобы гитара была не слишком тяжёлой. Кроме того, первые модели, выпущенные в 1952 году, не имели серийных номеров и окантовки корпуса, поэтому некоторые из них считаются прототипами Les Paul. Однако более поздние Les Paul 1952 год выпускались уже с серийными номерами и окантовкой. Интересно, что некоторые ранние модели Les Paul отличались в отделке. К примеру, некоторые из них были оснащены чёрными звукоснимателями P90 вместо звукоснимателей с пластиковыми крышками кремового цвета, которые ассоциировались с этой гитарой даже сегодня. Следует отметить, что модели первых выпусков, прозванные Goldtop, пользуются огромным спросом у коллекционеров.

Custom (1954-1961, 1968 - по настоящее время)

Les Paul Custom 1954 года

Les Paul Custom 1974 года

Бридж Tune-o-matic

Вторая модель Les Paul была представлена в 1954 году. Она получила название Gibson Les Paul Custom. Будучи полностью чёрной, гитара получила прозвище «Чёрная красавица» (Black Beauty). В отличие от своего предшественника с кленовым топом, Les Paul Custom имел топ из красного дерева. В нём также был установлен новый струнодержатель Tune-O-Matic и звукосниматель P-480 с магнитом Alnico-5 около грифа. Кроме того, с 1957 года Custom оснащался новыми хамбакерами PAF, в результате чего появилась модификация с тремя звукоснимателями вместо обычных двух. Модель с тремя датчиками сохранила стандартный трехпозиционный переключатель, поэтому не все комбинации звукоснимателей были доступны. Были сохранены крайние позиции переключателя (с надписями neck и bridge соответственно); середина включала в себя комбинацию среднего и бриджевого хамбакера. Наиболее частой модификацией этой схемы являлось возвращение в среднюю позицию стандартного одновременного включения некового и бриджевого хамбакеров и добавление переключателя, независимо включавшего средний звукосниматель.

Производство Les Paul Custom с одним рогом было прекращено в 1961 году и заменено серией гитар, известной под названием SG, название которой означает «цельнокорпусная гитара» (Solid Guitar). Эта модель обладала тонким 1-5/16 дюймовым корпусом и двумя рогами. Вначале, когда компания прекратила выпуск гитар с одним рогом, новая линия также называлась Les Paul Custom, что по сей день порождает определенную путаницу.

Junior (1954-1960) и TV (1955-1960)

В 1954 году для дальнейшего расширения рынка цельнокорпусных электрогитар, компания Gibson выпустила Les Paul Junior. Модель Les Paul Junior была предназначена прежде всего для начинающих гитаристов, однако со временем она хорошо подошла и профессиональным музыкантам.

Существовали значительные отличия между различными моделями Les Paul и Les Paul Junior. Несмотря на то, что корпус Les Paul Junior по форме явно напоминает все остальные модели Les Paul, он имел плоский топ из красного дерева с расцветкой Sunburst. Новая модель рекламировалась в качестве недорогого варианта электрогитар компании Gibson. Она имела один сингл P-90, простые регуляторы громкости и тона и накладку из палисандра с точечными инкрустациями, а также шпилечный струнодержатель, который вскоре станет основной деталью второго воплощения Les Paul Goldtop.

В 1955 году, компания Gibson выпустила модель Les Paul TV, которая, по сути, являлась продолжением Les Paul Junior. Данная модель имела светло-жёлтую окраску, хотя на самом деле у неё был «горчичный» цвет. Благодаря полупрозрачной поверхности можно было увидеть текстуру древесины. Новая окраска отличалась от отделки конкурента Fender, называвшей её «жёлтой ириской». Идея жёлтых моделей TV была в том, что они должны были блестеть на фоне чёрно-белых телевизоров, однако задумка не удалась, так как Les Paul TV вообще не сияла.

В 1958 году компания Gibson радикально изменила дизайн Les Paul Junior и Les Paul TV. Эти косметические изменения были сделаны для приобретения этой моделью огромного влияния. Для удобства к верхним ладам был сделан широкий двойной вырез корпуса, а для придания свежести старая жёлтая отделка Les Paul Junior изменилась на новую вишнёвую.

Special (1955-1960)

Les Paul Special была выпущена в 1955 году и имела 2 сингла P-90, а также вариант жёлтой отделки модели Les Paul TV.

Les Paul Special

В 1959 году в Special был добавлен тот же двойной вырез корпуса, что и на Les Paul Junior и Les Paul TV 1958 года выпуска. Однако, когда новая конструкция применялась к модели с двумя синглами, впадина некового звукоснимателя была перекрыта соединением грифа с корпусом. В результате чего соединение было ослаблено до такой степени, что гриф мог легко сломаться уже после первой обработки. Проблема была вскоре решена, когда конструкторы компании Gibson передвинули звукосниматель в середину корпуса, тем самым создав прочное соединение и ликвидировав поломку.

В настоящее время стабильная версия Special есть только в Custom Shop, входящая в «VOS» серию жёлтых Les Paul TV.

Standard (1958-1960, 1968 - по настоящее время)

В 1958 году компания Gibson обновила серию Les Paul ещё раз. Новая модель сохранила большую часть спецификации гитар Goldtop 1957 года, в том числе PAF хамбакер, кленовый топ, струнодержатель Tune-O-Matic с фиксирующей мензурой и вибрато Bigsby. Наиболее значительным изменением в новой модели стала расцветка. Расцветка модели Goldtop 1952 года была заменена на sunburst, которая уже использовалась в топе акустических и полых электрогитар, таких как J-45. Чтобы отличать новый Les Paul от ранних Goldtop, модель получила название Les Paul Standard. Производство оригиналов Les Paul Standard продолжалось с 1958 по 1960 год. Было выпущено только 1700 моделей, которые впоследствии стали наиболее привлекательными для коллекционеров. Производство оригиналов Les Paul Standard прекратилось в 1961 году, когда компания Gibson переделала корпус данной модели. Новый корпус с «двойным вырезом» стал впоследствии основой для моделей Gibson SG. Из-за высокого спроса на данную модель компания Gibson в 1968 году возобновила производство Les Paul Standard. Сегодня Gibson Les Paul Standard имеет хамбакеры Burstbucker, а также программу Burstbucker Pro на нижней стороне корпуса, носящую имя «Standard».

В 1980-х компания Gibson продала ограниченным тиражом Les Paul с тремоло системой Kahler.

Les Paul Standard 2008 года

Новая версия Les Paul Standard была выпущена 1 августа 2008 года и имела длинный тонированный гриф с асимметричнымй профилем для комфортной игры на гитаре, выравненные лады и запирающие колки Grover с улучшенным отношением 18 к 1. В новую модель внесли также и «облегчённые» отверстия, которые включает в себя маршрутизацию ячейки в конкретных областях корпусных пластин из красного дерева, как указано в спецификации. До 2008 года Les Paul Standard были «швейцарским сыром». Другими словами, в модели имелись отверстия, находившиеся в корпусе, но это были не ячейки, как на многих гитарах серии Les Paul. В 2008 году Гибсон также представил Les Paul Traditional. Les Paul Traditional был сконструирован при помощи традиционной спецификации данной модели, включавшей в себя колки в стиле Kluson, классические датчики 1957 года и бескамерный корпус.

Интерес к гитарам Les Paul

PAF датчики

В 1964 году из группы Rolling Stones получил новый Les Paul Sunburst 1959 года. Гитара, оснащённая тремоло системой Bigsby, стала первой моделью Les Paul в Великобритании, «принадлежащей звезде» и оставалась одним из видных инструментов в течение 1966 года. Это было связано с достаточно частым включением гитары в этот период (используя модели, начиная от полу-полых Epiphone и заканчивая различными гитарами, сделанными компаниями Guild и Gibson). Кита Ричардса иногда забывают называть в качестве раннего пост-гитариста Les Paul 1960 года. В 1966 году , а ещё ранее , также признали рок потенциал гитар Les Paul конца 1950-х (в частности, 1958-1960 модели Les Paul Sunburst), и дал им широкую экспозицию. Он начал использовать модели Les Paul под влиянием и Хьюберта Самлина, а играл - на своём новаторском альбоме Blues Breakers - - With Eric Clapton. В то же время, начал использовать Les Paul Goldtop 1954 года. Эту модель он приобрел в Бостоне во время гастролей с группой Paul Butterfield Blues, и вместе с ней записал большую часть своей работы на альбоме East-West. Год спустя, он обменял её на Gibson Les Paul Standard гитарного мастера Дэна Эрльюина, с которой он стал самым узнаваемым музыкантом. Одновременно с этим, такие артисты как , и начали использовать Les Paul Standard конца 1950-х годов. Эти модели 1950-х годов включали крупный, наиболее поддерживающий тон, оригинальные хамбакеры, известные как PAF датчики. Эти PAF датчики были разработаны Сетом Лавером, работавшим на компанию Gibson в 1955 году (патент США 2896491). После изготовления они сразу же появились на гитарах Les Paul в 1957 году. Это нововведение стало стандартным подобранным дизайном для Les Paul, в результате которого, впоследствии, многие другие компании последовали этому примеру. Скопированная электронная версия начинки была изменена, чтобы избежать нарушения патента на компанию Гибсон. У фирмы Gretsch были свои Filtertron датчики, а когда Fender выпустил на рынок свои хамбакеры в 1972 году, они стали радикально отличаться от аналогичных Fender Wide Range. «Стандартные» хамбакеры стали предлагаться другими гитарными производителями только после того, как патент компании Гибсон уже истёк. В основном датчики предлагались такими производителями как DiMarzio и Seymour Duncan.

На протяжении многих лет, подлинные модели Les Paul 1950-х годов стали одними из самых желанных и дорогих электрогитар в мире. В период между 1958 и 1960 годами было сделано только 1700 копий, а Les Paul Standard 1959 года в хорошем состоянии мог быть легко продан по цене от 200, 000 или 750, 000 долларов, что делает его наиболее ценной моделью электрогитар, когда-либо изготовленных. Тем не менее, Гибсон Custom Shop переиздал версии Les Paul 1950-х и 1960 годов, которые можно было приобрести за 3, 000 или 6, 000 долларов (определенные именные версии моделей артистов стоили значительно дороже). Джимми Пейдж предложил 1 миллион фунтов (1,6 миллионов долларов США) за его «первый» Les Paul 1959 года, если он когда-нибудь захочет продать его.

Благодаря работе и влиянию Ричардса, Харрисона, Клэптона, Блумфилда, Грина, Тэйлора, Бека, и Пейджа в середине 1960-х спрос на гитары Les Paul начал расти. Под влиянием и возросшем давлении со стороны общественности Гибсон вновь возобновил производство Les Paul с одним вырезом в июле 1968 года.

Модели Les Paul в эпоху Норлина (1969-1985)

Следующие годы принесли нового владельца компании Gibson. Во время «Эры Норлина», конструкция корпуса Gibson Les Paul сильно изменилась. В первую очередь изменению подвергся гриф, из-за которого компания Les Paul имела репутацию, связанную с легко ломающимся соединением в нём. Гриф укрепили анкерным стержнем, соединяя его с головной частью, чтобы предотвратить поломку. Для дальнейшего повышения прочности, древесина грифа из красного дерева была заменена на трёхслойную кленовую. Корпуса из однослойной древесины махагони были заменены на цельные с добавкой нескольких кленовых частей. Последний верхний слой был сделан из махагони. Это изготовление получило название «мультислойное» (иногда её неправильно называют «блинным корпусом»). Выражение «блинный корпус» на самом деле относится к корпусу, изготовленному из тонкого кленового слоя между двумя платформами махагони с кленовым верхом. Кленовые зёрна были помещены под углом 90 градусов, как и красное дерево. «Блин», как и слои, хорошо видны при взгляде на края гитары. Этот процесс также известен как и «слойное пересечение», и был он создан для прочности и устойчивости к закупориванию и деформации. «Слойное пересечение» прекратилось в 1977 году.

В эту эпоху компания Гибсон также начала экспериментировать с новыми моделями как Les Paul Recording. Эта модель часто избегалась гитарным консерваторами. Они считали, что это «слишком сильная новинка». Les Paul Recording включала низко задерживающие датчики, множество переключателей и кнопок, а также высокоуровневый кабель для совпадения сигнала с усилителем. Менее заметные изменения включали, не ограничиваясь этим, кленовые грифы 1976 года, экранирующие полости датчиков, а также пересечение струнодержателя ABR1 Tune-O-Matic в современном нэшвильском Tune-O-Matic бридже. В 1970-х форма корпуса Les Paul включалась в другие модели Гибсон, в том числе S-1, Sonex, L6-S, а также в другие, которые не следовали классическому Les Paul.

Современные модели и вариации

Deluxe была одной из «новых» моделей Les Paul 1968 года. Эта модель имела «мини - хамбакеры», также известные под названием «Нью-Йорк», которые сначала не были популярными. Мини-хамбакер вставлен в заранее вырезанную полость для датчика P-90 с помощью переходного кольца, разработанного компанией Gibson (на самом деле это просто вырез для крышки датчика P-90). Это было сделано для того, чтобы использовать поставку мини-хамбакеров, оставшихся от компании Epiphone, когда Gibson переправил производство Epiphone в Японию. Deluxe была выпущена в конце 1968 года и помогла стандартизировать производство между американскими моделями и изготовленными лично Лес Полом.

Первая модель Deluxe имела цельный корпус и тонкий гриф из трех слоёв в конце 1968 года. «Блин» корпуса (тонкий верхний слой клена между двумя слоями гондурасского красного дерева) позже появился в 1969 году. В конце 1969 года была добавлена небольшой анкерный стержень. «Делюксы» 1969 года имели логотип слова Gibson без точки в букве «i». На рубеже 1969/1970 годов, в букву «i» была снова вставлена точка, плюс штамп «Сделано в США» на обратной стороне грифа. В 1975 году поменялась технология изготовления грифа. Гриф создавался теперь не из красного дерева, а из клёна вплоть до 1980-х годов. Однако вскоре изготовление вернулось к своим первоначальным корням. Корпуса снова поменялся на цельный из красного дерева с дизайном «блин» в конце 1976 - начале 1977 года. Интерес к данной модели Les Paul был настолько низким, что в 1985 году компания Gibson прекратила выпускать данную линию гитар. Тем не менее, в 2005 году производство Deluxe вновь возобновилось во многом благодаря Питу Тауншенду и группе Thin Lizzy.

В 1978 году была выпущена модель Les Paul Pro Deluxe. Эта гитара имела датчики P-90, а не «мини-хамбакеры» модели Deluxe, чёрный кленовый гриф, корпус из красного дерева и хромированное оборудование. Она имела чёрную, вишнёвую, табачную и золотую расцветки. Интересно, что модели Deluxe были впервые выпущены в Европе, а не в США. Производство данной модели прекратилось в 1982 году.

Studio

Gibson Les Paul Studio

Модель Studio была выпущена в 1983 году и до сих пор находится в производстве.Предполагаемым покупателями этих моделей должны были стать студийные музыканты, поэтому конструктивные особенности Les Paul Studio были направлены на оптимальное звучание. Эта модель сохранила только элементы Gibson Les Paul, внёсшие вклад в тон и громкость, в том числе резная кленовая верхняя часть и стандартные механические и электронные аппаратные средства. Тем не менее, в дизайне Studio отсутствовал ряд особенностей, которые не влияли на качество звука, включая обязательные крепления для корпуса и грифа. Двумя исключениями из этого правила являются Studio Standard и Studio Custom. Обе модели были выпущены в середине 1980-х и обязательно включали корпус и гриф, хотя на накладке были точки вместо более выраженных трапеций. В настоящее время единственным Les Paul Studio с классическим грифом и трапециевидными обязательными вставками является Les Paul Studio Classic 1960-х годов, ограниченный выпуск, которой был сделан для сети магазинов Sam Ash. Первые Studio 1983-1986 годов выпуска, кроме Studio Standard и Studio Custom, были сделаны из ольхи, а не из махагони или клёна.

Текущая модель Studio имеет корпус из красного дерева с кленовой или махагониевой верхней частью. Начальный уровень «исчезнувших» Les Paul Studio имел камерный махагониевый корпус и атласную верхнюю часть. Эта модель имеет самую низкую цену среди американских Gibson Les Paul.

Новейшие модели Les Paul

Gibson Robot Guitar

В 2007 году компания Gibson объявила о создании компьютеризированной модели Les Paul, получившей название «Robot Guitar». Она была выпущена 7 декабря 2007 года. Гитара имела вставленный компьютер в корпус с ручкой «master control» рядом с регуляторами громкости, которая может вытаскиваться, поворачиваться или прижиматься в зависимости от различных команд к гитаре. Одной из наиболее заметных особенностей является возможность простого использования стандартной настройки. Для этого надо потянуть за регулятор «master control» и побренчать на гитаре, в то время как колки данной модели приспособятся к стандартной настройке. Другое использование регулятора «master control» заключается в том, что имеется возможность использования гитары под альтернативный строй, такой как drop D. При этом, надо нажимать на регулятор управления, чтобы получился соответственный строй. Новый Les Paul имеет пользовательскую серебристо-синюю расцветку. В то же время продукт активно рекламировался в американской популярной прессе в качестве «первой в мире» модели с подобной системой, когда-либо выпущенной за последние десятилетия.

Gibson Robot Guitar

Gibson Dark Fire

Гибсон объявил о создании новой интерактивной компьютеризированной модели Les Paul, которая производит намного больше звуков. Она была выпущена 15 декабря 2007 года под названием Dark Fire. Гитара имела вставленный компьютер в корпус и контролировалась при помощи кнопки «Master Control» (МСК). Кнопка «Master Control» позволяла гитаристам менять датчики и магнитные катушки, настраивать одновременно и автоматически каждый тон, и строй даже во время песни, которую играет. Как и модель «Robot», Dark Fire имела функцию настройки, однако по сравнению с «Robot» игрок мог это делать до 500 раз на одной зарядке аккумулятора, тем самым позволяя колкам приспосабливаться к разным тональностям. Использование технологии «тон хамелеона» позволило гитаре производить немыслимые звуки. В дополнение к улучшенной и расширенной возможности настройки гитара имеет три различных типа датчиков, в которые входят: Burstbucker (хамбакер), синглы P-90 и пьезоакустический струнодержатель, способствующие органичному смешиванию оригинальных звуков.

Копии Gibson Les Paul

Модели линии Custom Shop

С ростом популярности гитар Les Paul на рынке появились сотни версий несанкционированных имитаций и подражаний. Однако из-за отсутствия американского законодательства для решения проблемы нарушений патентных прав и ограничения импорта продаж, зарубежные подражания вызвали юридические и финансовые проблемы у корпорации Gibson. Также это беспокойство было связано с тем, что существовали высококачественные имитации старых моделей Les Paul (и старых моделей Stratocaster), выпускаемые зарубежными производителями гитар.

Например, в течение 1970-х и начала 1980-х годов японский производитель Tokai Gakki выпускал превосходные копии старых Les Paul 1957-1959 годов, а отзывы о них имели высокую оценку. В 1980 году в ответ на высокий спрос на старые модели, Гибсон сам начал предлагать линию «Custom Shop», которая являлась точной репродукцией ранних Les Paul, созданных «Gibson Guitar Custom».

Epiphone Les Paul Custom

Имитации Les Paul

Спецификации Gibson Les Paul в течение 1958-1960 менялись от года к году, а также от гитары к гитаре. Типичные Les Paul Standard 1958 года имели утолщённый «С-образный» гриф, тонкие лады и низкую высоту, которые изменялись в течение 1959 года. В конце 1960 года они имели типичные гриф с тонким сечением и более широкие, более высокие лады.




Дальше котиков не читать!

Самая большая беда, которая может случиться с семьей, где завелся гитарист - это не громкая музыка и не деградация его мозга. А то, что он ломанется собирать бесконечное количество гитар. Хотя первые два пункта тоже имеют место.

Лично я за первые четыре года обучения перепробовал с тысячу инструментов, а приобретал в личное пользование 19 экземпляров. Вот полная история болезни:

2010
Fender Highway One Telecaster White Blonde ().
Gibson Les Paul Studio Cherry

2011
Fender Highway One Stratocaster Blue
Epiphone Casino Cherry (Chinna)

2012
Fender American Vintage Telecaster 1952 Reissue Butterscotch Blonde
Gibson Firebird Sinburst
2012 Gibson Custom Shop ES-330 VOS Sunburst
Gibson Custom Shop ES-335 Satin Cherry
Fender American Deluxe Stratocaster HSS Teel Green
1979 Fender Stratocaster Black
2012 Gibson Melody Maker Flying V Black

2013
2012 Fender American Standard Telecaster Red
2009 Heritage H-157 Black w/Natural Top (refinished to red)
2012 Fender American Vintage Telecaster Thinline 1972 Reissue Natural
2001 Gretsch G6128T-1962 Duo Jet Black
Traveler Guitar EG-2 White
1978 Gibson Les Paul Custom Black
2012 Gibson Les Paul Standard sunburst

2014
2004 Gibson Les Paul Custom 68 reissue burst

Зачем? Ну во-первых это весело и красиво. Во-вторых хочется попробовать все и сразу. В третьих ищешь свой звук. Но главное - пока ты не умеешь толком играть, у тебя есть мечта, что вот-вот ты найдешь гитару, на которой все будет играться само собой.

Почти четыре года прошло, прежде чем до меня доперло, что мой инструмент - банальный заурядный Les Paul. Да, он массивный, неудобный и от него спина болит, но на нем у меня в какой-то момент действительно начало играться само-собой. И он делает такие уууухххх, жжжж, трррррррр и тыгдым-тыгдым, который ничто другое не умеет произносить. Единственная беда - "Гибсоны" не умеют делать трыыыыынь! Для этого обязательно нужен телек или страт.

В итоге я оставил себе пару гитар с рычагом (Gretsch и Stratocaster) и один офисно-туристический инструмент Traveler Guitar EG-2. А в качестве основных орудий труда оставил три Лес Пола. Пару месяцев назад к ним неожиданно присоединился четвертый - в доме он возник совершенно случайно, вовремя продать не удалось, в итоге прописался в квартире. Но это долгая и мрачная история, не будем об этом.

Заиметь четыре Лес Пола может любой дурак, и даже бас-гитарист. Но современный человек - существо разумное и совестливое. И если у него есть несколько практически одинаковых инструментов, хочется придумать какое-то моральное оправдание - почему каждый из них тебе так необходим.

К тому же есть распространенная беда - если у тебя гитар много, среди рано или поздно появляются такие, на которых ты не играешь. Вот потому и поставил я себе задачу - обеспечить работой все четыре Лес Пола. И мало того - сделать их функционально различными. Ну чтоб когда жена спросит "зачем тебе столько?" ты отвечал: "Эта для блюза, это для металла, а с этой я буду ходить в синагогу... на партсобрания то есть".

Итак, решаем следующую проблему:
Распараллеливание задач для четырех гитар Les Paul

Gibson Les Gibson Custom производства 1978.

Черные "кастомы" 70-х - главный фетиш гитаристов-металлистов, так как в те годы Gibson массово ставил на Лес Полы кленовые грифы, от чего эти злые гитары становились еще более злыми. К тому же клен - прочный материал, даже очень тонкие грифы из клена не особо ломаются и не выгибаются, а потому для пилилова такая конфигурация как нельзя кстати.

Обычно народ их скупает и ставит сет активных "ежей" (чаще всего EMG 81/85) и живет себе, счастливо, пивко попивая. Собственно, это я и проделал.

Сразу говорю - с сетом 81/85 ты дохрена чего приобретаешь, но при этом столько же теряешь - классический винтажный звук становится невысекаем, что говорить, если обычный AC/DC тяжело выкрутить на лампе. Потому наличие "активного" кастома в доме подразумевает наличие и других инструментов.

К тому же этой невероятно увесистая гитара. Даже сидя давит не по-детски.

Heritage H-157

Это Les Paul Custom, но не от Gibson, а от бывшего старинного завода Gibson в Каламазу, который до сих пор делает мелкими партиями инструменты под маркой Heritage. Инструмент дико крутой, лучшие Лес Полы из всех, которые делает не Gibson. Хотя многих бесит форма головы. Но я быстро привык, к тому же когда играешь, головы все равно не видишь.

Изначально он был натурального цвета, однако мне в "Шамрае" его на удивление качественно перекрасили в полупрозрачный вишневый.

"Херитажу" я быстро нашел особое применение - поставил толстенные струны и спустил все шесть струн на тон ниже. Поставил для красоты датчики "зебры" - в неке Wolfgang EVH, а в бридже хорошо всем известный Seymour Duncan JB.

Вообще в пониженном строе интересно нарезать не только дэт-грайнд (для чего все и было затеяно), но и на легком гейне с неком какую-то тяжелую гранджеподобную альтернативу. А на клине так вообще мрак.

Gibson Les Paul Standard

Тынку всегда говорит, что использовать Gibson для чистого звука - преступление и половое извращение. Долгое время я ему не верил - красиво ведь бренчит на диване! Но не так давно купил аудио-карту для записи гитар и после долгой возни убедился, что а ведь и вправду - на клине Les Paul совершенно неубедительный инструмент, и Stratocaster или Telecaster рвет его в клочья. Вот дисторшен и хайгейн - там уже иные расклады, верно. А для клина у Gibson есть отдельные инструменты - многочисленные полуакустики ES.

Новый "стандарт" LP был мной куплен в "Музторге" по причине того, что очень уж хотелось ровно такую расцветку - чтоб был санберст, но с черными боками и задом, а не красным, как это бывает обычно. Инструмент отличался удивительно звонким, певучим звуком, к тому же имел навороченную электрику - с отсечками, байпассом и противофазой.

В какой-то момент я остался без всех своих полуакустик Gibson, потому возникло желание сделать из стандартного Лес Пола не совсем стандартный - с синглами. Я продал родной сет датчиков, а вместо них заказал в guitarsupply сет датчиков Lollar P-90 в формате хамбакеров. На первом фото (с кошкой) их хорошо видно.

Но моей задачей было сделать звук более годным для "клина", а также имитация саунда The Who, Black Sabbath и Green Day. То есть речь шла об установке датчиков типа P-90. Клин, если честно, так и остался цельнокорпусно-гибсоновым, то есть не особо интересный. А вот легкий гейн и дисторшен - типичный P-90, очень ершистый и невероятно драйвовый. На высоком гейне фонит запредельно.

Как итог опять получил особенный инструмент, никак не пересекающийся функционально с остальными имеющимися Лес Полами. В некотором смысле это тоже стандарт - только стандарт середины 50-х, когда никаких хамбакеров у Гибсона не было.

Gibson Les Paul Custom 68 reissue

"Кастомшопный" кастом, который все зовут переизданием 1968 года, хотя в реальности он не имеет с 1968 годом почти ничего общего. Это искусственно выведенная Гибсоном модель Кастома с винтажной фурнитурой, без внутренних полостей, с полосатым топом (на фото, жаль не видно) и с толстым грифом. Датчики 57 Classic.

Вот тут после долгих раздумий решено было ничего не трогать. Пускай будет самый обычный Лес Пол. Такой ведь тоже в хозяйстве нужен, верно?

Собственно, задача решена - имеем четыре Лес Пола (из них три Custom), ни один из которых ни в коей мере не повторяет остальные, и используется более, чем интенсивно.

Можно пойти дальше, конечно - завести один баритон, один Лес Пол с "качалкой" Bigsby, легкий Custom Lite чтоб спина болела и т.п., так что задел еще остается. Но я пока успокоился на достигнутом, надеюсь этого успокоения хватит надолго.

P.S. Да, наверняка будут спрашивать - слышу ли я разницу между традиционным, стандартным Лес Полом и "кастомом". Конструктивно разница небольшая, однако накладка из эбони радикально меняет работу с инструментом. Во-первых это красиво и удобно - эбони очень гладкий материал, и пальцы по нему бегают иначе, чем по палисандру. Слепые тесты тут бессмысленны - дело не в том, что слышит ухо, а в том, как реагирует гитара на действия самого гитариста. "Кастом" реагирует немного иначе, чем стандарты/традишнелы.

Ну и плюс накладка из эбони дает очень своеобразный окрас, особенно в нижних частотах - они начинают атаковать и по-артиллерийски "стрелять". Это не всегда хорошо на классик-роке, но для металлов имеет определяющее положительное значение.

Нынче эбони в США под запретом, и последние модели "кастомов" (а также гитар от других производителей, в том числе акустических) носят накладку из искусственного материала Richlite - смесь полимеров с прессованной макулатурой. Выглядит примерно так же, как эбони, но с точки зрения олдскула это совсем не тру, и - говорят - звук более "серединистый". Сам я Richlite пока не щупал, потому больше ничего не скажу.

Зато могу сказать слово в защиту накладок из печеного клена, который Gibson сейчас часто ставит на многие модели вместо палисандра. Я не солидарен со всеобщей руганью в адрес печеного клена. На мой взгляд это отличный материал и с точки зрения звука. К тому же он тупо удобный и крепкий. У меня был Flying V с накладкой из печеного клена, и я ни разу не крутил там анкер - стабильный материал, куда прочнее капризного палисандра и того же эбони.

Разрушаем шесть популярных мифов о гитарах Gibson: используемые материалы, особенности датчиков и звучания и различия в модельном ряду.

Gibson — Святой Грааль гитарного звука для гитаристов, символ рок-н-ролла и инструмент, внешний вид которого знаком каждому. Гитарные форуму преисполнены тысячами постов о великолепии этого инструмента. Наличие Gibson Les Paul поднимает чувство собственной важности гитариста на сотни пунктов вверх, дает +100 к карме, харизме и прочим умениям.

Но как и другие малодоступные и популярные вещи, Gibson Les Paul оброс мифами и легендами, воспевающими «божественное» происхождение инструмента. Давайте посмотрим, насколько правдивы мифы о гитарах Gibson.

Миф 1. Gibson Les Paul Custom делают только в кастом-шопах

Парадоксально, но это заблуждение отчасти верно.

Гитары с приставкой Custom — разновидности оригинальных моделей инструментов, отличающихся техническими и конструкторскими решениями. Другими словами, Les Paul Custom — не более, чем разновидность оригинального Les Paul (это правило справедливо для всех моделей Gibson — Firebird, Explorer, Flying V, SG или Thunderbass).

Оригинальный Gibson Les Paul Custom 1954

В 1954 году компания выпустила дорогую модель Les Paul, отличающуюся другим цветовым оформлением, и с корпусом из красного дерева (не верьте тем, кто рассказывает о корпусе из клена, это не так). Гитара выделялась на фоне других выпускаемых инструментов того времени, но с точки зрения конструкции отличия от модели Les Paul Standard оставались минимальными.

С середины 1950-х годов модели с приставкой Custom производились на тех же мощностях и в тех же цехах, что и Studio, Standard и Traditional. Чтобы подчеркнуть элитность модели, в 2004 году Gibson открыла новое подразделение, получившее название Custom Shop. Элитность подчеркнуть удалось, хотя перенос производства на новые «рельсы» сказался не лучшим образом на конечной цене: рост стоимости оказался в районе 15-20%.

Миф 2. Копии Gibson Les Paul не могут звучать подобно оригинальным гитарам из-за использования других пород дерева

Частично правдивый миф, основанный на особенностях производства американских гитар в середине XX века.

Изначально производители электрогитар использовали красное дерево из Латинской Америки, которое также применялось в судостроении и производстве мебели. При этом главным материалом выступал вид Swietenia macrophylla или гондурасское махагони (или просто махагони).

Потребление махагони увеличивалось с каждым годом, что привлекло внимание Greenpeace, выступившего в защиту деревьев. Вмешательство «зеленых» сделало породу защищенной, а на территории Латинской и Северной Америки осталась только пара-тройка мест, где происходит заготовка Swietenia macrophylla.

Исчезновение мест заготовки махагони на территории двух Америк не стало проблемой, так как эти регионы не единственные, где произрастает красное дерево: гондурасское махагони выращивается и заготавливается на плантациях в Юго-Восточной Азии и Африки. Экспорт из Азии и Африки не испытывает никаких проблем — около 95% красного дерева закупается именно здесь.

Проблема в том, что «диванным знатокам» невдомек, что гондурасское махагони растет где-то еще, кроме Гондураса! В подтверждение доводов, спорщики приводят аргументы о запрете экспорта красного дерева в Гондурасе под предлогом защиты природы, что вызывает проблемы даже у Gibson, Fender и прочих гитарных производителей, а махагони из Азии и Африки просто по факту не может называться гондурасским.


Структура и внешний вид гондурасского махагони (Swietenia macrophylla).

Что касается отличий звучания оригинальных и современных инструментов, то здесь речь идет о простейших конструктивных особенностях производимых электрогитар. К примеру, японские и корейские производители отдают предпочтение ольхе (тоже красное дерево, только дешевле) и другим породам древесины при изготовлении инструментов.

Gibson тоже не всегда производит инструменты из гондурасского махагони. Среди электрогитар нэшвилльского производителя найдутся инструменты из ольхи, тополя, ореха, клена и других пород дерева. Конечно, такие инструменты будет тяжело найти в реальности, но изучение каталогов 30-40-летней давности подтвердит использование других материалов.

Миф 3. Инструменты Gibson делаются только из цельного куска дерева

Удивительное и популярное заблуждение интернет-гитаристов. По неизвестной причине, завсегдатаи гитарных форумов считают, что инструменты, сделанные из одного куска дерева отличаются низким качеством. Откуда взялись такие умозаключения — остается тайной.

В деревообработке принято распиливать большие куски дерева на небольшие части, а затем склеивать распиленные части для получения нужной формы и размера. По этой причине найти инструменты из одного куска дерева — сложно. Грифы гитар изготавливались из трех частей клена, корпуса производились по конструкции «бутерброд»: слой красного дерева, слой клена, еще слой красного дерева, еще слой клена. К примеру, Fender всегда делают инструменты как минимум из 2-3 кусков дерева.


Процесс производства гитар Gibson

Логично предположить, что производители электрогитар и деревообработчики не станут распиливать дерево на два куска забавы ради. Но для знатоков с интернет-форумов гитары из нескольких частей дерева остаются шлаком и низкопробным ширпотребом. Только цельный кусок дерева — только хардкор!

Миф 4. Высокая цена гитар Gibson обусловлена невероятным качеством инструментов и вообще это лучшие в мире гитары

Если обратиться к гитарным мастерам с вопросом о стоимости идентичного гитарам Gibson инструмента, то выяснится много интересных подробностей. Сложив цены на дерево, пластик, фурнитуру и электронику, и отняв стоимость работы мастера, получится сумма, равная 30 000 рублей по старому курсу. С учетом возросшего курса, цена возрастет до 50 000-60 000 рублей. При этом такие расчеты справедливы для штучных экземпляров, а не серийного производства инструментов.

Оригинальные гитары Gibson производятся в Нэшвилле, штат Массачусетс, США, где налоговые ставки, стоимость труда и стоимость бренда выше, чем в России. Прибавив к этому желание получить прибыль для дальнейшего изготовления гитар и налоги на доставку и ввоз в другие страны, не сложно догадаться, что стоимость серийных гитар Gibson из США выше, чем стоимость идентичных инструментов, сделанных у частного мастера в России.

Миф 5. Детали инструментов Gibson — лучшие по качеству

Расхожее заблуждение, вызванное высокими ценами на инструменты Gibson и влиянием других мифов о «богоподобности» инструментов американского производителя.

Объясняется двумя простыми вещами: слепой любовью к бренду и простейшим идиотизмом.

Миф 6. Только датчики Gibson могут давать теплый ламповый звук

Электроника — отдельная тема для разговора. В интернете встречаются удивительные рассказы о волшебных хамбакерах Gibson, буквально заставляющих гитару играть самостоятельно.

Когда в обсуждения всплывает этот миф, то речь идет о классических хамбакерах Gibson PAF, которые устанавливались на гитары Gibson с середины 1950-х годов. Сет Ловер, разрабатывавший электронику для Gibson, Fender и Seymour Duncan, рассказывал, что хамбакеры PAF мотались как попало и, что называется, «на глаз». Намотка делалась на все алниковские магниты подряд, а во время изготовления никто не разделял датчики на нековые и бриджевые — звукосниматели просто наматывались и ставились на электрогитары.


Звукосниматель Gibson PAF

Такой подход привел к появлению различий в параметрах, характеристиках и звуке хамбакеров Gibson PAF. Встретить два идентичных датчика — сложно, и это справедливо для всех звукоснимателей Gibson, выпускавшихся до конца 1980-х годов.

Принято считать, что PAF наматывались на магниты Alnico II, но это верно только отчасти: в производстве иногда использовались магниты Alnico III, Alnico IV и Alnico V. Сопротивление Gibson PAF различается даже у двух одинаковых экземпляров датчика из-за той самой намотки «на глаз» — от 6,5 до 9-10 кОм. Получается такая «палка о двух концах»: одни Gibson PAF дадут теплый ламповый звук, другие — нет.