Эпитеты на балу после бала. Контраст как приём, раскрывающий идею рассказа Л.Н.Толстого "После бала". Другие сочинения по этому произведению

НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ

О некоторых особенностях стилистического мастерства

Л. Толстого

(наблюдения над текстом рассказа «После бала»)

с. Красногвардейское

гимназия № 1,8«А» класс

Руководитель – Алпеева Е. И.

учитель русского языка и литературы,

с. Красногвардейское, гимназия № 1
с. Красногвардейское

В. В. Виноградов в своей работе «Проблемы русской стилистики» рассматривает стилистику в трех аспектах: стилистику языка, стилистику речи и стилистику художественной речи.

Я попыталась рассмотреть стилистику художественной речи в рассказе Л. Н. Толстого «После бала», найти те лингвистические особенности, которые позволяют автору решить задачи именно данного произведения.

В. В. Виноградов рассматривал язык художественной речи в сложной связи: во-первых, как «речь», или текст, построенный на основе данного национального языка и отражающий его систему; во-вторых, как «язык искусства», т. е. систему средств художественного выражения: «Язык словесного искусства – это система словесно-художественных форм, возникающая на основе синтеза коммуникативной функции литературного и народно-разговорного языка с функцией выразительно-изобразительной».

Отсюда задачи лингвистического анализа художественного текста, которые сводятся к следующему: 1) правильно понимать текст; 2) попытаться осмыслить сюжет и идею произведения; 3) показать художественные средства, использованные автором для достижения цели; 4) обратить внимание на некоторые особенности языка писателя, его художественной манеры.

Рассказ Л. Н. Толстого написан в 1903 году. По семейному преданию, в основу сюжета положены события, происшедшие с братом писателя Сергеем Николаевичем. Предполагается, что и Л. Н. Толстой был знаком с будущими прообразами рассказа – Варварой Андреевной и ее отцом полковником А. П. Корейшем – воинским начальником в Казани.

В черновых набросках Л. Н. Толстого имеется несколько вариантов названия рассказа: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец», «Отец и дочь», «А вы говорите…», и лишь в последний момент писатель останавливается на названии «После бала», считая главной частью рассказа события, относящиеся к сцене экзекуции. Выявление языковых средств и приемов, с помощью которых Толстой раскрывает две важные для понимания идейного замысла темы рассказа – на балу и после бала, составляет основную задачу анализа.

В анализируемом тексте встречаются слова, неупотребительные или редко употребительные в современном русском языке, устаревшие, разговорные, просторечные, нуждающиеся в объяснении. Вот некоторые из них.

Масленица – языческий славянский праздник проводов зимы, связанный с обычаем печь блины и устраивать различные увеселения.

Камергер – в монархических государствах: придворный чин старшего ранга.

Фероньерка – женское украшение с драгоценными камнями, надеваемое на лоб.

Хоры – открытая галерея, балкон в верхней части парадного зала для размещения хора и музыкантов.

Лайковый – сделанный из лайки (сорт мягкой кожи).

Штрипка – тесьма, пришитая снизу к брюкам, сапогам и т. П. и продеваемая под обувь, под ступню.

Опойковый – сделанный из тонкой и мягкой кожи, выделанной из шкуры молочного теленка.

Масленичная (погода) – свойственная масленице, какая бывает на масленицу.

Жесткая (музыка) – в тексте: грубая для слуха, резкая.

К устаревшим относятся:

Пюсовый – темно-коричневый.

Зала – комната, предназначенная для приема гостей.

К разговорным и просторечным:

Разливаное море шампанского просторечное, обилие.

Служака – опытный усердный, служащий (чаще о военных).

Построить – сшить.

Иноходец – лошадь, которая бежит иноходью – сначала выносит обе правые, затем обе левые ноги.

Дагерротипный портрет – старинная фотография, выполненная на металлической пластинке.

Непонятной может быть фраза:

Не угадывала моего качества. Речь идет о провинциальном обычае того времени: двое молодых людей задумывали названия предметов или разные качества характера – каждый свое, девушка должна была угадать задуманное, тот, качество было угадано, становился в пару, точно так же избирали себе дам кавалеры.

Эполеты – парадные офицерские погоны.

Ломовые – извозчики, занимавшиеся перевозкой тяжестей.

Шпицрутены – прутья или палки, которыми били наказываемых.

В тексте встречаются слова и имена, написанные по-французски. Так, в тексте встречаем: «… для меня же, как говорил Alphonse Karr – хороший был писатель…».

Альфонс Карр – французский писатель-сатирик XIX века. В XIX веке существовало правило: иноязычные слова, имена должны быть представлены в тексте в исконном написании. В русской графике иноязычные фразы, имена встречались только в речи полуинтеллигентов, купчих и т. П.

Бронзовые одежды – это выражение употреблено в тексте в значении «надежное средство защиты»: речь идет о защите чести женщины

Композиция «После бала» своеобразна: это рассказ в рассказе. Автор как бы остается в тени. Повествование ведется от имени второго, «действующего» рассказчика – Ивана Васильевича. Он кратко характеризуется в начале: «Так заговорил всеми уважаемый Иван Васильевич… рассказывал он очень искренно и правдиво ».

Рассказ начинается с реплики героя, в которой как будто определена тема:

«-Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что все дело в среде, что среда заедает. А я думаю, что дело в случае».

Такой «случай» и составляет сюжет. Однако начало перекликается с концовкой, где после всего рассказанного Иван Васильевич размышляет:

«Что ж, вы думаете, что я тогда решил, что то, что я видел, было, - дурное дело? Ничуть. «Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал»,- думал я и старался узнать это. Но сколько ни старался – и потом не мог узнать этого».

Весь рассказ построен на контрастах, которые выражены и в композиции, и в лексике. Противопоставляются описание бала и наказания, отец и дочь. Противопоставлены два образа полковника.

Такое композиционное противопоставление влечет за собой различие языковых средств и стилистическую противопоставленность первой и второй части рассказа, хотя рассказчик один и тот же - Иван Васильевич.

В. В. Одинцов, исследуя поэтику рассказа, обратил внимание на характер повествования в каждой из частей. В первой части «сцена была описана человеком, для которого все это – далекое прошлое», во второй части это «уже не тот человек, для которого изображаемое стало далеким прошлым, а тот, кто видит впервые, кто еще даже не знает точно, что происходит», т. е. обобщенная передача прошлого заменяется во второй части формами непосредственного восприятия.

Выявляя языковые особенности каждой части, я отметила следующее.

Для описания бала писателем используется эмоциональные эпитеты: бал чудесный, зала прекрасная с хорами, музыканты – знаменитые в то время крепостные помещика-любителя, буфет великолепный и разливанное море шампанского.

Описывая Вареньку, в которую влюблен рассказчик, Лев Толстой строго отбирает лексику, не употребляет ярких метафор: «…в молодости, восемнадцати лет, она была прелестна: высокая, стройная, грациозная и величественная, именно величественная; …всегда веселая улыбка и рта, и прелестных блестящих глаз; …я … видел только высокую, стройную фигуру…; …она улыбкой благодарила …; … в знак сожаления и утешения улыбалась мне… ». Толстой очень часто использует повторное употребление одних и тех слов, одних и тех же конструкций. Вот еще один пример: «особенно умиляли меня его сапоги; четвероугольные носки сапог особенно умиляли меня ; не я один, все смотрели на нее и любовались ею, любовались и мужчины и женщины».

Чтобы передать приподнятое настроение влюбленного юноши, повторяется конструкция «я + глагол»: «Я взял перышко и только взглядом мог выразить весь свой восторг и благодарность. Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро. Я спрятал перышко в перчатку и стоял, не в силах отойти от нее».

Эпитеты также играют важную роль в раскрытии образов рассказа, передаче их эмоционального состояния. Вот как по-разному выглядит полковник. На балу: очень красивый, статный, высокий и свежий старик; ласковая, радостная улыбка; сложен он был прекрасно…

Во время наказания: …шел … втягивая в себя воздух, раздувая щеки, и медленно выпускал через оттопыренную губу; гневный голос; грозно и злобно нахмурившись, поспешно отвернулся,

Стилистически важно употребление и расположение прилагательных, обозначающих цвет. В рассказе встречаются всего четыре таких прилагательных: белый, черный, розовый, красный. В первой части рассказа употреблены два из них: белый (белое платье Вареньки, белые перчатки, белые башмачки, белые усы полковника…), розовый (розовый пояс Вареньки). Это светлая, радостная часть рассказа, и здесь соответствующие цвета.

Вторая часть начинается с прилагательного черный (увидал что-то большое черное; солдаты в черных мундирах). Здесь употребляется и прилагательное белый, но в другом контексте (оскаленные белые зубы). И, наконец, - слово красный (что-то пестрое, мокрое, красное – это спина наказываемого). В русской иконописи красный цвет часто означал ад и мученичество, поэтому использование этого цвета символично.

Эмоциональное воздействие на читателя оказывают и звуковые образы, также помогающие передать изменения в душе рассказчика: радостная веселая музыка на балу и звуки барабана и флейты, жесткая визгливая музыка на плацу.

Смена внутреннего состояния передана, в сущности, одной фразой: «В душе у меня все время пело и изредка слышался мотив мазурки. Но это была какая-то другая, жесткая, нехорошая музыка».

Из поэтических фигур Толстой употребил в рассказе сравнения: о хозяйке бала: такая же добродушная, как и он; улыбка отца, как у дочери. Более выразительно сравнение: с … пухлыми, белыми плечами и грудью, как портреты Елизаветы Петровны. А также: «Как бывает, что, вслед за одной вылившейся из бутылки каплей содержимое ее выливается большими струями, так и в моей душе любовь к Вареньке освободила всю скрытую в моей душе способность любить».

Есть в рассказе и анафоры: «шествие стало удаляться, все так же падали с двух сторон удары на спотыкающегося, корчившегося человека, и все так же били барабаны и свистела флейта, и все так же твердым шагом двигалась высокая, статная фигура полковника рядом с наказываемым».

Интересна, по-моему и такая деталь: картина бала в рассказе дается при вечернем искусственном освещении, а сцена на плацу – «при свете дня». Значит,

все, что происходило на балу – притворство, маска? А сцена на плацу – протест против бесчеловечного обращения с солдатами и даже против телесного наказания крестьян.

Как было отмечено, одним из основных композиционных и стилистических приемов, использованных Л. Н. Толстым является антитеза. В рассказе соединены две темы: тема великолепного бала и тема жестокой экзекуции. Отсюда и контрастность художественно-изобразительных средств, столкновение светлых и черных красок в описании бала и «после бала», в описании полковника Б. на балу и в сцене экзекуции, в подборе контрастных эпитетов. Раскрытию нравственной проблематики рассказа подчинены и отбор лексики, и особое словоупотребление, и использование различных синтаксических конструкций и поэтических фигур.

Используемая литература:


  1. Толстой Л. Н. « После бала».

  1. Беленький Г. И., Хренова О. М. « Читаем, думаем, спорим» Москва «Просвещение» 1995 г.

  1. Геллер Э. С. «Методические рекомендации к лингвистическому анализу художественных произведений в школе» Махачкала Дагучпедгиз 1989 г.

  1. Сборник статей «В мире Толстого» Москва «Советский писатель»

«Рассказ Толстого После бала» - Цель урока: После бала. Не дурно. 20августа.Только нынче кончил сказки, и не три, а две. Л.Н.Толстой "После бала". 1900-е годы, время Николая2 (современная автору эпоха). Нынче еду в Пирогово. [..]. Если мы прямо поглядим на прошедшее, нам откроется и наше настоящее. Наблюдение над языковыми средствами На балу:

«Лев Толстой «После бала»» - Тайна названия рассказа. Психологическое состояние героя. Л.Н.Толстой Рассказ «После бала». Сравните черновой и окончательный варианты концовки рассказа Л. Н. Рассказ в рассказе. Антитеза. Позор. Цветовая гамма эпизода. Разберёмся в противоречиях поведения полковника. После бала. Рассказ. Николай I.

«Урок После бала» - По рождению и воспитанию принадлежал к высшей помещичьей знати в России. Вспомним содержание рассказа. В рассказе, как правило, одна сюжетная линия. За что наказали солдата? М.Горький. (История русской литературы). Цели урока: Свыше двухсот произведений написано Толстым. В каком университете учится герой?

«Л.Толстой «После бала»» - Из дневника Л.Н.Толстого. История создания рассказа. После бала. Анализ текста. Творческая работа. Цель урока. Перекличка эпох в рассказе «После бала». Л. Н. Толстой "После бала". Антитеза. Эксперимент. Н. Ге Портрет Л. Н. Толстого. Улица. Автор подчёркивает контраст. Роль контраста цвета и звука в рассказе Л. Толстого.

«Толстой После бала урок» - Самостоятельная работа. Л. Н. Толстой. 19 мая 1910 г. Лев Николаевич Толстой Рассказ «После бала». Великое значение личности и творчества Толстого в русской и мировой литературе. Наблюдения над языковыми средствами. Художник И. Репин. Основной приём – противопоставление, приём контраста. Какие изменения произошли в полковнике и Иване Васильевиче после бала?

«Толстой После бала 1» - Темы. «После бала». А спокойствие – душевная подлость» Из дневника Л.Н.Толстого. Биография и творчество История Музыка Танцы Художественные средства выразительности Герои Любовь. Жизненное кредо. Лев николаевич толстой. Николай i. Оборона севастополя. Крымская война.

Всего в теме 10 презентаций

языка и литературы МОУ «СОШ с. Сальское» Терёхиной В. Н.

Цель: 1) Помочь раскрыть особенности рассказа и писательский замысел.

2) Развивать навыки работы с опорными материалами, развивать навыки самоанализа и самооценки.

3) Воспитывать в учащихся понимание мысли Толстого Л. Н. о моральной ответственности человека за всё происходящее вокруг.

Тип и вид урока: Урок углубленной работы с художественным текстом. Урок с элементами модульной технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 8 классе по теме: Рассказ Л. Н. Толстого «После бала». Контраст как прием, позволяющий раскрыть идею рассказа.

Урок разработан и проведен в рамках районного конкурса «Инновационные

образовательные технологии в современном уроке» учителем русского

языка и литературы МОУ «СОШ с. Сальское» Терёхиной В. Н.

Цель: 1) Помочь раскрыть особенности рассказа и писательский замысел.

2) Развивать навыки работы с опорными материалами, развивать навыки самоанализа и самооценки.

3) Воспитывать в учащихся понимание мысли Толстого Л. Н. о моральной ответственности человека за всё происходящее вокруг.

Тип и вид урока: Урок углубленной работы с художественным текстом.

Урок с элементами модульной технологии.

Оборудование: 1. Портрет Л.Н.Толстого

2 . Эпиграф к уроку: «… для личного самосовершенствования необходимо

прежде изменить условия, среди которых живут люди.

Л. Н. Толстой «После бала »

3. Рабочие листы.

4 . Учебник литературы, словарь литературоведческих терминов.

5 . На доске листы с нравственными категориями – милосердие, совесть .

6. На доске – понятие композиция .

План урока:

1. Орг. момент.

2. Выяснение уровня первоначального восприятия текста. Реализация Д/З. Выборочное чтение сочинений-миниатюр «Какое впечатление произвел на меня рассказ Л. Н. Толстого «После бала»?»

3. Анализ рассказа «После бала». Заполнение рабочих листов.

1. Письменные ответы на задание №1.

2. Наблюдение над языковыми средствами (работа в парах - №2).

А) Выписать эпитеты в описании сцены бала.

Б) Выписать эпитеты в описании сцены наказания солдата.

Одновременно – один учащийся выполняет №3.

3. Обсуждение результатов заполнения заданий:

А) Чтение и запись понятия КОНТРАСТ.

Б) Обмен информацией в таблицах и запись недостающих материалов.

В) Дополнения учителя о контрастах цвета и звуков, повторов, чувств героя.

(танцевальные мелодии бала – неприятная, визгливая мелодия утром, белое платье с розовым поясом у Вареньки – черные люди, пестрая, красная спина татарина; сотый раз прошли вдоль залы в танце – падали и падали удары шпицрутенами; повторение прямой речи: «Братцы, помилосердствуйте» - «Будешь мазать? Будешь?»; чувства рассказчика: восторженное умиление – физическая, доходившая до тошноты, тоска)

4. Самостоятельное выполнение задания №4, вывод о поведении полковника на балу и утром на плацу.

(На балу полковник добрый, радостный, а утром, после бала - жестокий и беспощадный.)

5 . Сопоставление образов полковника и наказываемого. Заполнение таблицы (работа в паре и обмен информацией). Вопрос к классу: На чем основано описание? (на контрасте)

Полковник

Наказываемый

Фигура

Высокий военный в шинели и фуражке

Оголенный по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат. Спина его – что-то пестрое, мокрое, красное, неестественное.

Походка

Шел твердой подрагивающей походкой

Дергаясь всем телом, шлепая ногами по талому снегу … подвигался ко мне, то опрокидываясь назад – и тогда унтер-офицеры, ведшие его за ружья, толкали его вперед, то падал наперед – и тогда унтер-офицеры тянули его назад.

Лицо

Румяное лицо и белые усы с бакенбардами.

Сморщенное от страдания лицо

Общее описание

Твердым шагом двигалась высокая статная фигура.

Спотыкающийся, корчащийся человек .

6. Чтение исторической справки и рассуждение по вопросам (устно):

(это свойственно человеку)

(надо всё по закону – не лицемер, а николаевский служака, привыкший не рассуждая выполнять приказы)

(живет по законам, придуманным крепостническим обществом)

Историческая справка

Наказание шпицрутенами

7 . Сообщение о композиции рассказа и краткие записи:

А) Особенность композиции – рассказ в рассказе.

Б) Основа композиции – контраст, противопоставление.

8 . Рассуждение (Устно):

Сопоставление чернового и окончательного вариантов концовки рассказа и устно ответьте на вопросы:

(в окончательной редакции сильнее выражено чувство рассказчика о несправедливости, царящей в мире)

(образ Вареньки соотносил с ее отцом)

(не принимает ее законов и не хочет стать похожим на полковника)

Черновой вариант

Окончательный вариант

10. Обобщение. Запись основного вывода вывода: Какова идея рассказа? (Зачем Л. Н. Толстой написал этот рассказ?) Какие проблемы поднимает писатель в этом рассказе?

Л. Н. Толстой в рассказе не только показывает злые и добрые начала в человеке, не только осуждает жестокость, но и разоблачает социальную несправедливость, искажающую натуру человека, имеющую ложные понятия о долге, чести, достоинстве, а также раскрывает истинную суть николаевской России. Беззаботная, сытая, праздничная жизнь одних, бесправие, угнетение, попрание человеческого достоинства других – вот истинное «лицо» русской действительности. Писатель заставляет нас, читателей, задуматься над проблемой ответственности человека за всё, что происходит. (См. эпиграф)

11. Завершающий контроль. Выполнение теста.

В) контраст, противопоставление .

А) рассказ в рассказе

А) отчуждение Б) возмущение В) восторг

А) замшевая перчатка

В) «домодельные» сапоги.

В) осуждение деспотизма

12. Самооценка учащихся.

13. Подведение итогов. Оценка работы учащихся.

Рабочий лист к уроку литературы в 8 классе по теме

Рассказ Л. Н. Толстого «После бала».

Контраст как прием, позволяющий раскрыть идею рассказа.

Ф. И.

1. Ответьте письменно:

А) На какие две части делится сюжет рассказа?

1) ________________________ 2) ______________________________

Б) Чем объяснить, что в сцене бала всё окружающее герой рассказа воспринимает с восторженным умилением? _______

2. Выписать эпитеты в описании сцен рассказа:

Эпитеты в описании бала

Эпитеты в описании наказания солдата

Знаменитые музыканты, …__________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________

Жесткая, нехорошая музыка, …________

____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________

3. Выписать из литературоведческого словаря понятие КОНТРАСТ

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

4. Сделать вывод о поведении полковника на балу и утром на плацу, записать вывод в виде предложения с противительным союзом « а» и однородными членами предложения.

_________________________________________________________________________________

5 . Сопоставить образы полковника и наказываемого. Заполнить таблицу:

Полковник

Наказываемый

Фигура

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

Походка

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

Лицо

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

Общее описание

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

6. Устно ответить на вопросы:

1) Может ли быть один и тот же человек в одной ситуации милым и добрым, а в другой – жестоким и беспощадным?

2) Был ли полковник двуличным человеком, лицемером?

3) В чем вы видите причину таких противоречий в характере полковника?

Историческая справка

Наказание шпицрутенами

– специальное военное наказание, отличавшееся от остальных тем, что оно приводилось в исполнение группой исполнителей, как правило, товарищами или сослуживцами осужденного.

Само наказание заключалось в том, что исполнители наказания выстраивались в две шеренги, образуя «улицу», по которой проводили осужденного такое количество раз, сколько это было предписано приговором. У каждого из исполнителя в руках был шпицрутен (батог), которым он наносил удар, когда осужденный проходил мимо.

При экзекуции должны были находиться фельдшер доктор, для оказания медицинской помощи, так как это наказание нередко приводило к смерти наказуемого. Наказание 3 000 шпицрутенов считалось равным смертной казни. Шпицрутены появились в России в царствование Петра Великого; есть сведения об употреблении Ш. в армии, относящиеся к 1701-1705 гг. Введены они были в систему наказания воинским уставом 1716 г.

7 . Композиция рассказа. Прослушать сообщение и кратко записать:

А) Особенность композиции - …………………………………………………………………….

Б) Основа композиции - …………………………………………………………………………...

8 . Устно ответьте на вопрос: Почему Иван Васильевич не вмешался в происходящее?

Сопоставьте черновой и окончательный варианты концовки рассказа и устно ответьте на вопросы:

А) Почему Толстой изменил историю жизни Ивана Васильевича?

Б) Почему любовь рассказчика пошла на убыль?

В) Почему Иван Васильевич не поступил на военную службу?

Черновой вариант

Окончательный вариант

«Я реже стал видеться с ней. И любовь моя так и кончилась ничем, а я поступил, как хотел, в военную службу, и старался выработать в себе такое сознание своего долга, - я так называл это, - как у полковника, и отчасти достигал этого. И только к старости теперь понял весь ужас того, что я видел и что сам делал».

«Что ж, вы думаете, что я тогда решил, что то, что я увидел, было – дурное дело? Ничуть. «Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал», - подумал я и старался узнать это. Но сколько ни старался и потом не мог узнать этого. А не узнав, не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но нигде не служил и никуда, как видишь, не годился».

9 . Работая над рассказом, Л. Н. Толстой долго думал над его заглавием. Появлялись варианты: «рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец», «Отец и дочь», «А вы говорите…» и, наконец, «После бала». Попробуйте проникнуть в логику писателя: чем он обосновывает изменения названия рассказа? Почему, по-вашему, остановился на последнем?

10. Записать вывод: Какова идея рассказа? (Зачем Л. Н. Толстой написал этот рассказ?)

Какие проблемы поднимает писатель в этом рассказе?

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Завершающий контроль

Выполнить тест, подчеркнув нужные ответы.

1. Какой художественный прием положен в основу композиции рассказа «После бала»?

А) последовательность излагаемых событий

Б) цикличность излагаемых событий

В) контраст, противопоставление.

2. Каков тип композиции рассказа?

А) рассказ в рассказе

Б) повествование от первого лица

3. С каким чувством описывает рассказчик сцену бала?

А) отчуждение Б) возмущение В) восторг

4. С помощью какой художественной детали автор доказывает искренность чувства полковника к дочери?

А) замшевая перчатка

Б) блестящие глаза и радостная улыбка

В) «домодельные» сапоги.

5. Почему полковник, внимательный и чуткий во время бала, оказался жестоким и бессердечным по отношению к солдату?

Б) на балу надел «маску» добропорядочности

В) добросовестно, не рассуждая, выполняет свои служебные обязанности.

6. Определите основную идею рассказа.

А) судьба человека зависит от случая

Б) идея личной ответственности человека

В) осуждение деспотизма

Самооценка (подчеркнуть нужный ответ)

1. Узнал ли ты что-то новое на уроке? ДА НЕТ

2. Помогали ли тебе одноклассники на уроке? ДА НЕТ

3. Помогал ли ты одноклассникам на уроке? ДА НЕТ

4. Понравился ли тебе урок? ДА НЕТ


Сочинение

Антитеза - это сопоставление противоположных образов; а в более широком смысле - любое сопоставление противоположных понятий, ситуаций или любых других элементов в литературном произведении. На таком художественном приеме построены пословицы, широко используется он и в мировой литературе, например противопоставление Дон Кихота и Санчо Пансы в романе «Дон Кихот» М. Сервантеса. К такому же приему прибег и Л. Н. Толстой в одном из своих поздних рассказов - «После бала». Герой, от чьего имени ведется повествование, - человек, в судьбе которого случай сыграл решающую роль. До переломного события, случившегося в годы его юности, Иван Васильевич был студентом провинциального университета и мечтал поступить на военную службу. Был он «очень веселый и бойкий малый, да еще и богатый», поэтому «главное удовольствие … составляли вечера и балы».

Воображение Ивана Васильевича пленила прелестная Варенька Б., «высокая, стройная, грациозная и величественная», имела она царственный вид, «который отпугивал бы от нее, если бы не ласковая, всегда веселая улыбка у рта, и прелестных, блестящих глаз». На балу у губернского предводителя он весь вечер танцевал с Варенькой и «без вина | был пьян любовью ». Он видел только ее « высокую стройную фигуру в белом платье с розовым поясом», видел только «ее сияющее, зарумянившееся, с ямочками лицо и ласковые, милые глаза». Любовь к Вареньке «освободила всю скрытую» в душе молодого человека «способность любви». Но судьбе было угодно, чтобы вся его жизнь «переменилась» после одной ночи, или, скорее, утра, наступившего следом, когда он стал свидетелем сцены чудовищного, бесчеловечного наказания беглого татарина.

Рассказ, большая часть которого посвящена изображению блистательного бала, не случайно называется «После бала». Чудовищное событие, сыгравшее решающую роль в судьбе Ивана Васильевича, произошло именно после него. Но для того чтобы полнее воплотить свою идею, Толстой построил рассказ как последовательное и контрастное изображение сцен мазурки и экзекуции со множеством противопоставляющих деталей. Без эпизода истязания солдата картина бала, с его грациозностью, красивыми и нарядными женщинами, восторженными чувствами и нежными бело-розовыми красками, потеряла бы всякий смысл. И сцена экзекуции не показалась бы студенту такой страшной, если бы ей не предшествовал бал. Чем более праздничным и блистательным представлял себе окружающий мир молодой человек вначале, тем неожиданнее, трагичнее оказалось его прозрение, показавшее мир с совершенно другой, жестокой и крайне неприглядной, стороны.
Во время бала молодой человек испытывал к полковнику, отцу Вареньки, особое «восторженно-нежное чувство». Он видел перед собой очень красивого, статного, высокого и свежего старика с румяным лицом и той же ласковой радостной улыбкой, как и у дочери. Когда же отец пригласил Вареньку на танец, все вокруг смотрели на них с восторженным умилением. Танцуя, полковник «бойко топнул одной ногой», «фигура его то тихо и плавно, то шумно и бурно… задвигалась вокруг залы»; «он ловко прошел два круга»; «нежно, мило обхватил дочь руками…». А сам рассказчик, «обнимая весь мир своей любовью», боялся только одного: «чтобы что-нибудь не испортило» этого счастья. И конечно, он и предположить не мог, что это «что-нибудь» окажется настолько страшным. Утром на площади он увидел отца любимой девушки в совершенно ином обличье: полковник шел… подрагивающей походкой»; «втягивал в себя воздух, раздувая щеки, и медленно выпускал его через оттопыренную губу »; «сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку» на спину беглого татарина.

Наказание, которым руководил отец любимой девушки, вызвало настоящий душевный кризис у героя. В этих эпизодах перед нами словно два разных человека: один из них вызывает симпатию и добрую улыбку, другой - омерзение и брезгливость. Еще ярче контраст между полковником, с его румяным лицом и белыми усами и бакенбардами, и наказываемым, который, «дергаясь всем телом, шлепая ногами по талому снегу… под сыпавшимися с обеих сторон на него ударами», двигался сквозь строй солдат. «Мне было до такой степени стыдно, - описывает герой нахлынувшие чувства, - что, не зная, куда смотреть, как будто я был уличен в самом постыдном поступке…, я опустил глаза… На сердце была почти физическая, доходившая до тошноты тоска… казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища».

Иван Васильевич так и не смог узнать и понять, почему все это «делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым ». «А не узнав, не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но нигде не служил…» Любовь героя к Вареньке с того дня пошла на убыль. Как ранее он невольно соединял Вареньку с отцом-полковником «в одном нежном, умиленном чувстве», так теперь, «когда она… с улыбкой на лице, задумывалась», Иван Васильевич «сейчас же вспоминал полковника на площади», и ему становилось неловко и неприятно. Он стал все реже и реже видеться с девушкой, пока любовь его к ней совершенно не остыла.

История, описанная в рассказе «После бала», не была только лишь вымыслом автора. Прототипом Вареньки Б. была Варвара Андреевна Корейш - дочь воинского начальника в Казани Андрея Петровича Корейша. Сергей Николаевич Толстой (брат Л. Н. Толстого) был влюблен в эту девушку, но его романтическое чувство угасло после того, как он, весело танцевавший с Варенькой на балу мазурку, на следующее утро увидел, как ее отец руководил экзекуцией. Случай этот стал тогда же известен Льву Николаевичу и произвел на него неизгладимое впечатление. Поэтому через пятьдесят с лишним лет он воспользовался им, чтобы с таким художественным мастерством показать, как самые радужные мечты молодого восторженного человека могут в один миг разбиться о жестокую реальность и совершенно изменить всю последующую жизнь.
Читать новости:

Другие сочинения по этому произведению

"Любовь с этого дня пошла на убыль..." (По рассказу Л. Н. Толстого "После бала") "После бала". Л.Н.Толстой После бала «Против чего направлен рассказ Л. Н. Толстого «После бала»? От чего зависят, по мысли автора, перемены в человеческих отношениях? Автор и рассказчик в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» Иван Васильевич на балу и после бала (по рассказу «После бала») Идейно-художественное своеобразие рассказа Л.Н.Толстого «После бала» Личность и общество в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» Мое впечатление от рассказа Л. Н. Толстого «После бала» Образ Ивана Васильевича (По рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Полковник на балу и после бала Полковник на балу и после бала (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Почему произошла переоценка ценностей у Ивана Васильевича? (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Почему рассказ Л.Н. Толстого назван «После бала» Почему рассказ Л. Н. Толстого называется «После бала», а не «Бал»? Прием контраста в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» Рассказ Л. Толстого «После бала» Роль пейзажа в рассказах Л. Н. Толстого «После бала», И.А.Бунина"Кавказ", М. Горького"Челкаш". Утро, изменившее жизнь (по рассказу «После бала») Утро, изменившее жизнь (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Что такое честь, долг и совесть в моем понимании (анализируя рассказ Л. Н. Толстого «После бала») Размышления Ивана Васильевича в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» Роль случая в жизни человека (На примере рассказа Л. Н. Толстого «После бала») Композиция и смысл рассказа Л.Н.Толстого «После бала» Особенности композиции рассказа Л. Н. Толстого «После бала» Роль контраста в произведениях русских писателей XIX века (На примере рассказа Л. Н. Толстого «После бала»)