Этруски - русская историческая библиотека. Общая характеристика этрусской цивилизации Этрусская цивилизация

Этруски , древние обитатели Центральной Италии, некогда так и называвшейся – Этрурия (современная Тоскана), – один из самых загадочных народов, каких только знала .

У них была письменность, но современные ученые сумели расшифровать лишь малую часть из дошедших до нас записей. Богатая этрусков утрачена, не считая отдельных отрывков, а все, что мы знаем об их истории, дошло до нас лишь через нелестные комментарии греческих и римских авторов.

Древние этруски

Этрурия, область, примерно совпадавшая с территорией современной итальянской провинции Тоскана, была богата железными и медными рудами.

Химера из Ареццо. Бронзовая статуя V в. до н. э.

Ее побережье изобиловало естественными гаванями. Так что этруски были хорошими мореходами и прекрасно владели искусством обработки .

Основой их богатства служила морская торговля слитками , бронзой и другими товарами по всему побережью Италии и Южной .

Около 800 г. до н. э., когда Рим еще представлял собой скопление жалких хижин, прилепившихся на вершине холма, они уже жили в городах.

Но этрусские торговцы столкнулись с ожесточенной конкуренцией со стороны греков и финикийцев.

Приблизительно в 600 г. до н. э. греки основали торговую колонию Массилия (совр. ) на юге Франции. Располагая этим опорным пунктом, они смогли взять под контроль важный торговый путь, который вел по реке Рона в Центральную Европу.

Источником богатства этрусков была разработка ; в частности, они владели крупнейшими во всем Средиземноморье месторождениями меди и железа. Этрусские ремесленники делали из металла замечательные произведения искусства, например эту бронзовую статую Химеры — чудовища с головой льва и змеей вместо хвоста.

Для защиты своих интересов этруски заключили союз с Карфагеном. Этруски владели всеми передовыми технологиями своего времени; они строили дороги, мосты и каналы.

У греков они позаимствовали алфавит, расписную керамику и храмовую архитектуру.

В VI в. до н. э. владения этрусков расширились к северу и югу от их исконной области Этрурии. По свидетельствам римских авторов, в то время 12 крупных этрусских городов образовали политический союз – Этрусскую лигу.

Основание Римской республики

Некоторое время этрусские цари правили в Риме. Последний царь был свергнут группой римских аристократов в 510 г. до н. э. – эта дата считается моментом возникновения Римской республики (сам город Рим был основан в 753 году до н. э.).

С этого времени римляне начали постепенно отбирать у этрусков власть. В начале III в. до н. э. этруски исчезли с исторической сцены; их поглотила неуклонно расширявшаяся сфера политического влияния Рима.

Римляне переняли у этрусков множество идей в области культуры и искусства, строительства, обработки металлов и военного дела.

Этрурию прославили искусные художники и ремесленники, тем более что в военном отношении этруски не могли соперничать с римлянами.

Этрусские города мертвых

Этруски хоронили умерших в просторных некрополях, напоминавших по своему виду города. На юге Этрурии они высекали гробницы из мягких туфовых скал и оформляли их внутри, как жилье.

Часто в гробницы помещали изваяния, изображавшие умершего мужа и его жену, сидевших, раскинувшись, на скамье, словно во время пира.

Прародина этрусков занимала часть современной Тосканы. Они богатели благодаря морской торговле рудами металлов и с помощью богатства расширяли свое влияние в северной части Италии.

Другие гробницы украшали фресками, тоже изображавшими пиры, участников которых развлекали музыканты и танцоры.


Искусство этрусков

Значительная часть гробниц была разграблена ворами, но археологам удалось отыскать немало нетронутых усыпальниц.

Как правило, в них находилось много греческих ваз, а также колесницы, изделия из золота, слоновой кости и янтаря, свидетельствующие о богатстве похороненных там этрусских аристократов.

Основные даты

Этруски, как одна из самых высокоразвитых цивилизаций древности, играет важную роль в истории. Ниже приведены основные даты этрусской цивилизации.

Лет до нашей эры

Событие

900 В Северной Италии возникает культура вилланова, представители которой использовали железо.
800 Корабли этрусков ходят вдоль западного побережья Италии.
700 Этруски начинают использовать алфавит.
616 Царем Рима становится этруск Луций Тарквиний Приск.
600 Двенадцать этрусских городов объединяются в Этрусскую лигу.
550 Этруски завладевают долиной р. По к северу от Этрурии и строят там города.
539 Объединенная этрусско-карфагенская армия в морском сражении разбивает греческий флот и изгоняет греков с Корсики, которой завладевают этруски. Греческая колонизация Западного Средиземноморья приостанавливается.
525 Этруски безуспешно нападают на греческий город Кумы (юг Италии).
525 Этруски основывают поселения в Кампании (юг Италии).
510 Римляне изгоняют Тарквиния II Гордого, последнего этрусского царя Рима.
504 Этруски терпят поражение в битве у Аричии (юг Италии).
423 Самниты отбирают у этрусков г. Капую в Кампании.
405-396 Римляне после 10-летней войны захватывают г. Вейи.
400 Галлы (кельтское племя) пересекают , вторгаются на север Италии и селятся в долине р. По. Власть этрусков над регионом слабеет.
296-295 После ряда поражений этрусские города заключают мир с Римом.
285-280 Римляне подавляют серию восстаний в этрусских городах.

Теперь вы знаете, кто такие этруски, и чем их древняя цивилизация так интересует историков.

Этрусская цивилизация - самая первая из всех, расцветших на земле Италии. Ее «золотой век» относится примерно к 700–450 гг. до н. э. Несмотря на то что эта цивилизация развивалась главным образом в центральной Италии, между рекой Арно, Тирренским морем и Тибром, она вырвалась весьма далеко за пределы этого региона, - как на север (Паданская равнина), так и на юг (Кампания), - вплоть до того, что Катон Старший полагал, будто вся Италия целиком находилась под влиянием этрусков. Но сила этрусков не сводится к одному лишь политическому доминированию. На фоне других народов Италии (умбры, оски и др.) в I тыс. до н. э. этруски имели выдающуюся культуру: никто не оставил такого количества надписей, не породил столько произведений искусства, не имел такого сильного влияния на соседние народы, в том числе на Рим, - согласимся, что одно лишь это имеет серьезнейшие последствия. На этих основаниях обоснованно можно говорить об этрусской цивилизации, несмотря на то, что некоторые осторожничают в использовании данного термина по отношению к другим современным ей италийским «народам». Во всяком случае, когда Джузеппе Микали издает в 1826 г. свой знаменитый труд «L’Italia avanti il dominio dei Romani», написанный в духе романтизма и пронизанный антибонапартизмом, в первую очередь он обращает свой интерес к этрускам. Это был решительный поворот в сторону этрускологии, к исследованиям об этрусках. Другие итальянские историки начала XIX в., такие как Сисмонди или Пиньотти, также обращались к истории этрусков, когда разрабатывали свою теорию трех крупных эпох в истории Италии, которая должна была дать легитимную силу политике объединения Италии, а значит, и возрождения нации. Италия, по этой теории, уже переживала три величайших момента цивилизации и политического могущества: эпоху этрусков, эпоху Римской империи и период Ренессанса. Туристы, посещающие этрусский некрополь Монтероцци в Тарквинии, испытывают ярчайшие эмоции, рассматривая погребальные фрески в небольших подземных гробницах. Даже на Стендаля колоссальное впечатление произвел визит, в ходе которого он, будучи французским консулом в Чивитавеккье, в 1830-е гг. впервые увидел «расписные подземелья Пер-Лашез» в Тарквинии. Это восхищение, однако, не помешало ему участвовать, как и любому другому, в торговле древностями, извлеченными из погребений Вульчи или Тарквинии.

Всякий, кто намеревается писать или читать об истории этрусков, опираясь на четкую и подробную хронологию, рискует оказаться разочарованным. Давно уже прошли времена императора Клавдия, который, по словам Светония, мог описать на греческом языке всю длинную историю этрусского народа. Все наши «письменные» источники, содержащие или нет ссылки на историков, будучи косвенными, предоставили нам некоторые сведения о датах, но лишь в той мере, в которой греческие и римские историки были вынуждены упомянуть о военных столкновениях между этрусками, греками и римлянами. Например, благодаря Геродоту мы имеем сведения о крупном военном сражении, в ходе которого между 540 и 535 гг. до н. э. в Тирренском море этруски из Цере (Черветери), выступившие в союзе с карфагенянами, разбили греческий флот где-то между Корсикой и итальянским побережьем. Несколько десятилетий спустя, в 474 г. до н. э., неподалеку от города Кумы, то есть немного южнее, этруски были разгромлены новым хозяином Западного Средиземноморья, сиракузским тираном Гиероном, который в качестве дара Зевсу в Олимпии преподнес этрусский шлем (по меньшей мере). Гораздо больше точных дат появляется, как только в игру вступает Рим, и с осады города Вейи в 406–396 гг. до н. э. начинается завоевание Этрурии. Только отсутствие второй декады (книги 11–20) сочинения Тита Ливия «История Рима от основания Города» лишило нас основных сведений о дате завершения этого завоевания. Также мы имеем весьма точные даты правления этрусской династии в Риме в 615–509 гг. до н. э.: еще предстоит проанализировать значение этого периода в общей истории этрусков. Однако сами этруски не оставили нам никаких сведений о своей истории. Глядя на обширные консульские списки Рима, мы не имеем списков этрусских царей или магистратов, и любая попытка выстроить политическую хронологию становится напрасной.

Таким образом, этрусская цивилизация, которую мы собираемся изучать, - это больше, чем история этого народа, основанная всецело на хронологии. Однако это совершенно не означает, что мы отказываемся от диахронического видения: закрывать глаза на его важность означало бы представить искаженную и обездвиженную картину этрусского общества, все сферы которого находились в постоянном развитии в начале I тыс. до н. э. Косвенные источники, в частности археологические, заполняют некоторые лакуны, но не полностью, а опубликованные интерпретации этих археологических источников всегда порождают различные споры. Мы не считаем, что, просто сложив все эти гипотезы, можно восстановить всю историю этрусского общества.

ЗАГАДКА ВОСЬМОЙ ПЛАСТИНЫ

10 октября 1992 г. в городе Кортона, что возвышается над знаменитым Тразименским озером, к карабинеру Камучи подошел человек, чтобы сообщить итальянским властям о находке семи небольших бронзовых пластин. Этот скромный рабочий открыл новую страницу в этрускологии, поскольку найденные бронзовые пластины были покрыты красивой, очень аккуратной надписью, несомненно выполненной на этрусском языке, что не удивительно, поскольку Кортона была одним из крупнейших городов независимой Этрурии и играла, среди прочих, решающую роль в исследованиях об этрусках, предпринятых в эпоху Нового времени. Этрусская академия, основанная в 1727 г., была одной из наиболее активных организаций, среди ее членов-корреспондентов и важных персон были Монтескье и Вольтер, и по сей день туристы могут посетить Музей Этрусской академии, гордостью которого, помимо других экспонатов, является богато украшенный бронзовый светильник, созданный в V в. до н. э. и впоследствии немного отреставрированный.

Всем тем, кто долгое время считал этрусскую цивилизацию загадкой, крупно повезло. Рассмотрим же обстоятельства этой находки: если рабочий утверждал, что случайно нашел эти таблички на строительной площадке, наиболее вероятно, что они были трофеем одного из многочисленных tombaroli, грабителей могил и различных археологических памятников, которые постоянно орудуют в Италии и, особенно, на территории древней Этрурии. Несомненно, в этом случае вознаграждение, полученное в результате честной передачи находки государству, предпочтительнее, чем рискованная торговля на международном рынке антиквариата. Самое интересное - большой перерыв между передачей находок полиции и Археологическому управлению Флоренции и моментом, когда о них стало официально известно научному миру (что вызвало небывалый ажиотаж) и широкой общественности. Этот источник, который отныне стал называться табличкой из Кортоны (Tabula cortonensis), - по аналогии с табличкой Клавдия, великолепной латинской надписью, высеченной на бронзовой пластине, найденной в Лионе в XVI в., - был опубликован лишь через десять лет после его обнаружения. Табличка еще в древности была разбита на восемь кусков (рис. 9). Восьмой фрагмент не сохранился. Однако нехватка одного фрагмента ничуть не препятствует пониманию текста, представленного в конце 2000 г. на крупной выставке «Gli Etruschi», организованной венецианским Палаццо Грасси, а затем выставленном в самой Кортоне. Теперь всякий может увидеть табличку из Кортоны в Музее Этрусской академии, наряду со знаменитым бронзовым светильником и замечательными статуэтками божеств, также выполненными из бронзы.

Отныне мы имеем третий по длине текст на этрусском языке (40 строк - 32 на лицевой стороне и 8 на оборотной, 206 слов). Однако загадочные обстоятельства, окружившие этот источник до его публикации и обнародования, заставляют вспомнить о романтических условиях находки самого длинного этрусского текста, известного на сегодняшний день - Загребской мумии (1200 слов). Это удивительное название отсылает нас к настоящему роману о мумии: хорватский аристократ, привезя из путешествия по Египту мумию в качестве сувенира, что было распространено в XIX веке (европейские музеи полны туристическими покупками такого рода), обнаружил, что ленты, которыми была обернута мумия, были покрыты очень длинным текстом, написанном главным образом черными чернилами. И лишь в конце века было обнаружено, что текст написан на языке этрусков: это был ритуальный календарь, странную историю которого мы попытаемся воспроизвести чуть ниже. К этому же списку принадлежит вторая по длине этрусская надпись, табличка из Капуи, которая долгое время в специальной археологической литературе называлась Черепицей из Капуи, поскольку эта надпись из 300 слов была высечена на прямоугольной плоской плитке из терракоты и была сделана более неумелым почерком, чем в двух вышеупомянутых случаях.

На сегодняшний день этрусский вопрос все еще не нашел должного разрешения в науке. Неизвестно происхождение этрусков, не расшифрован их язык. Но мы знаем, что это была весьма развитая цивилизация, сформировавшаяся на территории к северу от Лациума – в области Этрурии. «Природа Этрурии в течение всего каменного века была не по силам человеку. Даже в эпоху неолита, когда в долине По на севере и в Апулии на юге Аппенинского полуострова возникают мощные земледельческие культуры, в будущей Этрурии еще почти нет населения» 1 . Только в век металлов в Этрурии появляются сразу несколько этнических групп, к которой ориентировочно в XII в. до н.э. добавилась третья, иноземная. Как и в случае с шумерами, культура этрусков не была изначально единой, но сформировалась результате непростого, но в итоге плодотворного взаимодействия нескольких этнических групп.

Периодизация этрусской культуры на сегодняшний день является не устоявшейся, но обычно выделяются следующие этапы развития данной культуры:

X-IX вв. до н.э. - культура Вилланова

IX – VII вв.. до н.э. – древнейший период (формирование собственно этрусской культуры),

600-475 гг.. до н.э. – период наивысшего расцвета этрусской культуры и искусства,

475-400 гг.. до н.э. – начало кризиса, спад культурной активности,

400-225 гг.. до н.э. – этрусские города завоеваны римлянами, в искусстве становятся заметны черты эллинизма, и наконец,

225-30 гг.. до н.э. – второй период расцвета данной культуры.

Культура Вилланова (названная так по месту первых находок) ярко проявляется ок. 900 г. до н.э. Судя по археологическим данным, это первая культура, в рамках которой намечается синтез разных этнических традиций, соответственно именно в ее рамках начинают вырабатываться контуры будущей этрусской цивилизации.

В этот период осваиваются все те зоны, которые в будущем станут столицами этрусских государств. Но сама культура – это еще не связанные между собой поселки, каждый из которых имеет свой некрополь. Господствующий погребальный обряд этого времени – трупосожжение с использованием урн характерной биконической формы, отражающей симметрию подземного и наземного миров (позднее биконические урны разовьются в канопы). В качестве крышек использовались навершия нескольких типов, наиболее выразительным из которых считается шлемовидное навершие.

Древнейший период. На протяжении IX-VIII веков до н.э. в Этрурии происходит своего рода культурны переворот. Идет резкая концентрация и усиление власти. Вождь отныне резко выделяется на фоне остальных членов общины, его и хоронят по новому обряду – трупоположению (хотя сохраняется и старый обряд трупосожжения с хранением пепла покойного в канопах или более сложных фигурных пеплохранилищах в виде сидящего мужчины или женщины).

Намечается и переход от поселков к протогородам. Планировка этих ранних городов уже учитывает ориентацию по сторонам света, центром ее является дворцовый комплекс - региум. Повсеместно развивается широкая транзитная торговля со странами Передней Азии, (особенно Финикией), а также с Грецией. Наиболее крупными городами этого периода становятся именно те, что находятся на торговом пути – Тарквинии, Цере, Вейи, Вульчи.

Появляются и новые типы ваз, и новые орнаменты.

цари-лукумоны 2 .

Период расцвета. В течение VII-VI вв.. воинственные этруски владеют уже Северной, Средней и Южной Италией, распространив в конце концов свое влияние на все Западное Средиземноморье.

В период наивысшего расцвета (600-475 гг. до н.э.) Этрурия представляла собой федерацию двенадцати самостоятельных городов, являвшуюся религиозным объединением. В федерацию входило большее количество городов, но в этрусской жреческой символике число 12 было священным.

Этрусская керамика и изделия из бронзы достигают высокой степени совершенства. Их охотно покупают даже греки, а все Западное Средиземноморье просто заполняется изделиями этрусских ремесленников. Особое место занимают ювелирные украшения, прежде всего выполненные в технике зерни.

Древний Рим находился в полудружеских - полувоинственных отношениях с данной федерацией, возможно Рим испытывал определенную зависимость от этрусков. Существует точка зрения, что и Ромул 3 , и Нума были не италийцами, а этрусками, более того, утверждение царской формы правления весьма вероятно связано также с влиянием этрусской цивилизации. Так или иначе расцвет царской власти в Риме действительно связан с этрусской династией (VI в. до н.э.), что привело к резкому расширению воздействия этрусской цивилизации на древний Рим. Именно к этому периоду относится образование римского полиса и интенсивное развитие архитектуры Рима.

Культура этрусков в рассматриваемый период была уже на очень высоком уровне и, с одной стороны, продолжала испытывать влияние тех культур, с которыми шла торговля (в первую очередь греческой и ближневосточых), а с другой, заметно опережала современную ей италийскую (римскую).

У этрусков раньше, чем у других народов, возникли города с регулярной планировкой, улицы при этом ориентировались по сторонам света, и город разбивался на прямоугольные кварталы примерно 150 х 50 м (города Марцаботто, Спина). Однако в других городах еще сохранялась архаичная планировка, часто террасная, следующая особенностям рельефа (регулярной планировке Марцаботто также предшествовала более свободная и не напоминающая гипподамову). Коза, как типичный, по описанию Витрувия, этрусский город, имел трое ворот и три священных участка.

Ритуал основания города был архаическим и близким как греческому, так и римскому: границу обводили вспаханной бороздой 4 . (в переосмысленном варианте эта традиция сохранилась до сих пор в межгосударственных границах).

Гораздо лучше нам известна подземная архитектура этрусков, т.е. погребальные комплексы. Основные материалы в архитектуре этрусков – это камень различных пород, клавшийся без раствора (крепостные постройки, фундаменты храмов и жилых домов), а также дерево, кирпич-сырец (стены).

Созданная этрусками - народом, жившим в Италии в 1 тыс. до н. э. Оказала глубокое влияние на римскую цивилизацию (см. ст. Рим Древний). Этрурию называют колыбелью Рима.

Этрурия (современная Тоскана), область на северо-западе Апеннинского полуострова, между рекой Арно на севере и рекой Тибр на юге. Её площадь ок. 20000 км2. Страна обладала плодородными почвами, множеством рек и озёр, богатыми залежами железа, меди, мрамора и др. полезных ископаемых. Не позднее 7 в. до н. э. она заселена этрусками, происхождение которых до сих пор вызывает споры. Возможно, в формировании этрусской цивилизации участвовали переселенцы с Востока, смешавшиеся с местными жителями.

Они создали на территории Этрурии 12 процветающих городов-государств, входивших в религиозно-политический союз, т. н. Тосканскую федерацию. Ещё два 12-градия они вывели в долину реки Пад (современная По) и в Кампанию. К кон. 6 в. до н. э. большая часть Северной и Центральной Италии находилась под этрусским влиянием, а сама Этрурия была (наряду с заселённой греками Южной Италией) самой богатой и развитой её областью.

Начиная с 5 в. до н. э. этруски постепенно утрачивают своё могущество: их вытеснили из Кампании греки и самниты, из Северной Италии - галлы. К нач. 3 в. до н. э. они оказались под властью Рима. После Союзнической войны (357-355 гг. до н. э.) все свободные жители Этрурии получили римское гражданство. К началу н. э. Этрурия была почти полностью романизована, а этрусский язык забыт.

Этрусские города-государства находились сначала под властью царей, с 5 в. до н. э. - военно- жреческой знати (лукумонов). Их обширные поместья обрабатывали зависимые крестьяне из рядовых этрусков, которые не были гражданами своих городов.

В этрусском земледелии широко применялись мелиоративные работы, позволявшие использовать заболоченные равнины. Урожаи зерна в Этрурии были в 1,5 раза выше, чем в среднем по Италии. В этрусском ремесле особенно выделялась добыча и обработка металлов. Этрусские изделия из железа и бронзы славились на всё Средиземноморье. Этрусских архитекторов, скульпторов и строителей часто приглашали в Рим и другие города Италии. Этрусские мореходы (торговцы и пираты) также были известны повсеместно.

Поскольку этрусская письменность до сих пор не расшифрована, представление о духовной культуре этрусков можно получить лишь на основании свидетельств римских и греческих авторов и данных археологических раскопок.

Судя по ним, у этрусков с 7 в. до н. э. была собственная своеобразная архитектура, живопись и скульптура. Росписи этрусских гробниц свидетельствуют не только о мастерстве этрусских художников, но и о развитой системе представлений о загробной жизни. С этими представлениями связан и реализм (иногда переходящий в натурализм) этрусского скульптурного портрета. В этом отношении римские скульпторы были учениками этрусков, а не греков. Архитектурный тип римского храма также восходит к этрускам. Капитолийский храм в Риме (см. ст. Капитолий) был построен и украшен этрусскими мастерами, а его обитатели (Юпитер, Юнона и Минерва) имели этрусских прототипов.

Этруски славились на всю Италию прорицателями-гаруспиками, предсказывавшими будущее по печени жертвенных животных и толковавшими необычные природные явления как божественные знамения (продигии). Искусство гадания римляне называли этрусской наукой. Хотя у них были собственные жрецы-птицегадатели (авгуры), они нередко приглашали в Рим этрусских гаруспиков. Христианские авторы римского времени называли Этрурию матерью и прародительницей всех суеверий.

Этрусская цивилизация. Фреска «Гробницы леопардов» в Тарквиниях. Ок. 470 г. до н. э.

Этрусская цивилизация. Зеркало с изображением суда Париса. Прорисовка 3 в. до н. э.