Евгений онегин анализ 1 главы кратко. Анализ романа “Евгений Онегин” Пушкина: суть, смысл и идея произведения. Структура «Евгения Онегина»

» - роман в стихах А. С. Пушкина. Явился самым значительным его произведением и оказал влияние на всю последующую русскую литературу. В. Г. Белинский справедливо назвал его «энциклопедией русской жизни» и «поистине народным произведением».

История создания . Роман писался целых семь лет - с 1823 по 1830 год. Произведение было итогом его многолетних и разносторонних наблюдений. Сам Пушкин называл его написание «подвигом»; это одно из двух его произведений (второе - «Борис Годунов»), получивших от самого автора такую характеристику.

Смысл названия . , решив отойти от романтизма, задумал создать реалистическое произведение, посвящённое типичному представителю тогдашнего общества. Именем этого героя и был назван роман. Поэт желал создать роман, подобный байроновской поэме «Дон Жуан», и вывести в нём такого же представителя своего времени, как и герой Байрона.

Род и жанр . «Евгений Онегин» - роман, знаменующий переход Пушкина от романтизма к реализму. В первых главах романа, впрочем, заметны и черты романтизма. В этом произведении автор детально изображает быт и нравы российского общества того времени: одежду, моду, развлечения, интересы людей; изобразил крепостное право, «барскую» Москву и «светский» Петербург. И в центре всего этого - любовная история, в которой тоже, казалось бы, нет ничего «из ряда вон выходящего».

Примечательно, что события в романе развиваются во вполне определённые годы, примерно совпадающие со временем его написания. Отмечается, что каких-либо единых прототипов герои «Евгения Онегина» не имели; частично они «списаны» с реальных лиц, по большей части друзей и современников Пушкина, однако ни один из них не стал определяющим. Наоборот, с персонажами романа отныне стали сравнивать себя реальные люди.

Сюжет . Евгений Онегин - молодой столичный дворянин, ведущий шумную светскую жизнь, но внезапно впадающий в хандру. Он получает известие о том, что его дядя заболел, и вынужден уехать из Петербурга к нему в деревню. Дядя умирает, оставляя имение Евгению, и тот поселяется там, однако его неудовлетворённость жизнью не проходит. По соседству поселяется Владимир Ленский, молодой поэт. Он влюблён в Ольгу Ларину - дочь местного помещика. Сам же Онегин влюблён в её старшую сестру Татьяну.

Девушки очень разные. Ольга - красивая, весёлая и активная, но недалёкая, «В чертах у Ольги жизни нет». , наоборот, всегда серьёзная и задумчивая, это и привлекает Онегина. Однако он не желает вести спокойную семейную жизнь, поэтому когда Татьяна в письме признаётся ему в любви, он отвергает её. На день рождения Татьяны были приглашены оба героя. Онегин не желает ехать, но Ленский уговаривает его, обещая, что мероприятие будет проведено в тесном кругу «своих».

Герои едут к Лариным, но Онегин, к своему удивлению, обнаруживает там шумное общество. Из-за этого он не на шутку обиделся. Желая отомстить Ленскому, он прилюдно начинает заигрывать с Ольгой. Ленский вызывает его на дуэль, но сам гибнет от пули Онегина. После этого уезжает из деревни. Через три года он оказывается в Петербурге, где встречает Татьяну. Она теперь замужем за богатым генералом и хранит ему верность, хотя и признаётся, что не любит его. Она по-прежнему влюблена в Онегина, но не имеет возможности реализовать свои чувства. На этом повествование заканчивается.

Следующая глава была посвящена путешествию Онегина, однако она сохранилась лишь во фрагментах, приложенных к основному тексту. Один из фрагментов этой главы содержал острую критику государственной политики, в том числе подготовки к военным действиям; Пушкин предпочёл уничтожить этот фрагмент, чтобы избежать преследования властями.

Проблематика . Белинский назвал «Евгения Онегина» историческим произведением, хотя в нём нет ни одного исторического лица. Компактно, но детально Пушкин описал практически все стороны русской жизни начала XIX века - сразу после «наполеоновских походов» русской армии и до восстания декабристов.

В одном не очень большом произведении уместились и московская жизнь, и петербургская, и жизнь русской деревни. Простота основного сюжета позволила поэту уделить особое внимание деталям: какие костюмы носят герои, как они называются, под каким влиянием они появились в русской культуре и почему в русском языке для этих вещей «названий нет» (впоследствии они «появились» - иностранные заимствования прочно укрепились в русском языке и перестали быть достоянием аристократического «салонного сленга»).

Впервые в русской литературе в качестве героя выведен «лишний человек». Онегин - это представитель базового социального слоя русского общества (дворянин средней руки), которому не нашлось места в привычной жизни этого общества. При этом Онегин не рассматривается как сугубо отрицательный или положительный персонаж. Он, скорее, порождение определённой социальной среды. Отец-неудачник, проматывавший своё состояние, но пытавшийся сохранять светский лоск и видимость успеха; несерьёзный гувернант-француз, не обременявший его занятиями; развлекательная бульварная литература - только её Онегин иногда пролистывает, не желая читать что-то более серьёзное…

Онегин проводит свою жизнь в развлечениях, ездит на балы и не желает пробовать себя в какой-либо деятельности; в те годы дворянину полагалось либо работать чиновником, либо служить в армии, но Онегин не желает этим заниматься. Он умеет соблазнять женщин, однако по-настоящему никого не любит. В то же время в поведении Онегина чувствуется неприязнь той несправедливости, которая царит в «серьёзном» дворянском мире.

Получив от дяди в наследство имение, он отказался от дикой и несправедливой, да к тому же устаревшей барщины, облегчив тем самым жизнь своим крестьянам, ввёл в своих владениях либеральные порядки. Не желая окунаться в мир госслужбы и армии, он разочаровался и в светской жизни. В конце концов он по-настоящему влюбился, однако его чувства остались неразделёнными: Татьяна выбрала участь богатой генеральши, хотя эта участь и была лишена живых чувств и подлинного счастья.

Онегин, воспитанный в атмосфере лжи и условностей, в один прекрасный момент прозрел, но после этого он не нашёл единомышленников и оказался «лишним». Можно заметить, что Пушкин оставляет своего героя в таком состоянии. Неизвестно, как могла бы развиваться судьба Онегина в дальнейшем. Герой остаётся на пике отчаяния, разве что в «дополнительной» главе он отправляется в странствия.

Однако исследователи отмечают в романе намёки, говорящие о последнем намерении Онегина… покончить с собой. «Блажен, кто праздник жизни рано Оставил, не допив до дна Бокала, полного вина, Кто не дочёл её романа И вдруг сумел расстаться с ним, Как я с Онегиным моим». Последняя строчка весьма двусмысленна: либо поэт, дописавший роман, расстаётся со своим героем, либо поэт и его герой принимают решение расстаться с жизнью. Последнее тесно перекликается с переживаниями и размышлениями самого Пушкина в 1830 году. Почему?

Да потому, что поэт, в то время влюблённый в юную Гончарову, боялся, что она его отвергнет, поскольку он был тогда уже «пожилым» - ему больше 30 лет, ей - всего двадцать. Такими размышлениями переполнен и сам текст романа; собственно, последний раз Онегин и Татьяна встречаются, когда им было ровно столько же лет. Мысли о смерти, да ещё и по собственному желанию, усиливались у Пушкина ещё и тем, что имение, в которое он приехал, страдало от холеры - страшного заболевания, часто заканчивающегося смертью.

«Любви все возрасты покорны», - гласит один из самых известных фрагментов романа, однако дальше разъясняется, что благотворна эта любовь только для молодого поколения, а «в старости» не приносит никакого удовольствия и даже разрушительна. В этом, видимо, и кроется ключ к пониманию того, почему в конце Татьяна отвергает Онегина. Другой знаменитый фрагмент - «Чем меньше женщину мы любим…» - объясняет, что Онегин упустил свой шанс, не ответив взаимностью Татьяне в первый раз, и погубил её, разбив её сердце и заставив разочароваться в любви. Пушкин, конечно, не покончил с собой в 1830 году, но в этот период его стихи пронизаны неким «старческим» отчаянием. Поэт как бы опечален тем, что не смог окончить жизнь рано. Видимо, своего Онегина он сделал более счастливым, предоставив ему такую возможность.

Герои и их прототипы . Как уже было сказано, герои «Евгения Онегина» не имеют однозначных реальных прототипов, однако на их образы так или иначе повлияли многие исторические лица. Вот, например, список прообразов самого Онегина:

  1. П. Я. Чаадаев - считается главным прототипом; его биография очень напоминает жизненный путь Онегина.
  2. Александр Раевский.
  3. Джордж Байрон. Также источниками для образа Онегина послужили многие светские знакомцы Пушкина и, конечно же, персонажи самого Байрона - Чайльд-Гарольд, Дон Жуан.

С Владимиром Ленским связывали, например, Кюхельбекера и Б. В. Голицына. О том, что у Татьяны Лариной был прототип, писал сам Пушкин. Исследователи в связи с этим называли разные версии, однако ни одна не является окончательной. Кюхельбекер, друг Пушкина с лицейских лет, отмечал, что одним из прототипов Татьяны был… сам поэт.

Анализируя биографию Пушкина и содержание романа, можно отметить, что Татьяна в финале соответствует Наталье Гончаровой - будущей жене поэта. Кстати, в романе упомянута некая «двоюродная сестра» Татьяны, которую Пушкин называет своей «музой».

Особым персонажем романа является сам Пушкин. Он является рассказчиком и постоянно вмешивается в ход повествования, делает отступления, комментирует действия героев. Он называет себя давним другом Онегина, однако его отношение к главному герою неоднозначное: в некоторых фрагментах их образы практически сливаются, в других Пушкин явно противопоставляет себя Онегину.

Многие второстепенные персонажи позаимствованы Пушкиным из других популярных произведений тех лет: так, Скотинины «перекочевали» в роман из фонвизинского «Недоросля», а помещик Буянов позаимствован из поэмы «Опасный сосед» В. Л. Пушкина - дяди Александра Сергеевича.

Если первые две главы романа «Евгений Онегин» можно назвать вводными, в них автор знакомит читателей со своими героями, то анализируя третью главу, мы видим завязку сюжета. Ленский прощается с Онегиным, чтобы уехать к Лариным, но Евгению становится интересно, где и с кем проводит Владимир вечера, и он тоже напрашивается в гости. Зная гостеприимный характер семьи Лариных, Владимир предлагает ему поехать вместе с ним.

Третья глава романа «Евгений Онегин» — одна из самых романтичных глав. И в то же время она очень драматична и посвящена Татьяне и ее внезапно вспыхнувшему чувству. Поэтому анализ 3 главы романа Пушкина «Евгений Онегин» будет посвящен Татьяне. Эта глава вместила в себя переживания главной героини после первой встречи с Онегиным, ее любовное волнение. Хотя на моменте первой встречи Пушкин не заостряет внимания своего читателя. Данному эпизоду он уделил всего 7 строк.

Явились; им расточены

Порой тяжелые услуги

Гостеприимной старины.

Обряд известный угощенья:

Несут на блюдечках варенья,

На столик ставят вощаной

Кувшин с брусничною водой.

Как произошла эта встреча? Что было сказано? Все это поэт предлагает читателям домысливать самим. Скорее всего, ничего в те минуты незаурядного не происходило. Семья Лариных оказала молодым господам радушный прием. Татьяна, может быть, смотрела на Евгения так, как она смотрела на других молодых и не очень помещиков, посещавших их дом. Она не сразу, и не вдруг осознала, что ее посетило первое чувство любви, о котором она много читала во французских романах, и мечтала в глубине души. Любовные мечты подогревались сплетнями кумушек о предстоящей свадьбе Ленского и Ольги. Вся глава романа наполнена любовью юной девушки к Онегину. В ней во всей полноте раскрывается образ Татьяны.

Татьяна ожидала, что Онегин будет приезжать к ним вместе с Владимиром, но дни шли, а он не появлялся. Читая книги, теперь она представляла себя на месте главных героинь ее любимых романов. Она мечтает о Евгении сидя в комнате у окна, или гуляя по саду, и в один прекрасный день решается признаться ему в любви.

Татьяна пишет Онегину письмо. Это письмо – одно из лучших частей в поэме Пушкина. Построением стихов, рифмой, ритмом письмо отличается от общей композиции произведения, изложенного в жанре романа в стихах. И в тоже время оно служит яркой характеристикой девушки, готовой бороться за свое счастье.

Основной сюжет поэмы излагается 14-тистрочными строфами, а в письме строфы разные по длине, изменяется и стихотворный ритм.

Татьяна решается первой признаться в любви к Онегину. Это не было принято в дворянском обществе, и Татьяна прекрасно понимает, что может стать притчей во языцех всех уездных кумушек, если о ее смелом поступке узнают в обществе. Вот почему она признается:

Теперь, я знаю, в вашей воле

Меня презреньем наказать.

Но вы, к моей несчастной доле

Хоть каплю жалости храня, Вы не оставите меня.

А в конце добавляет:

Кончаю! Страшно перечесть…

Стыдом и страхом замираю…

Но мне порукой ваша честь,

И смело ей себя вверяю…

Пушкин отмечает, что признание в любви было написано по-французски. В XIX веке в российском дворянском обществе знание французского языка было обязательно. Сам Пушкин первые свои детские стихи писал по-французски. Французский язык подчеркивал образованность, отличал дворян от черни, позволял общаться между собой так, чтобы прислуга не понимала их, что позволяло сохранять семейные секреты внутри семьи.

Каждая строчка Письма Татьяны, как жемчужина в ожерелье поэмы. Неслучайно поэтому на протяжении последующих лет, в каждом поколении обязательно находились девушки, которые признаваясь молодым людям в любви, переписывали письмо Татьяны.

Это письмо было написано настолько трогательно, и с таким чувством неподдельной искренности, что оно тронуло даже такого скептика как Онегин.

Драматизмом наполнено и ожидание Татьяной ответа на свое письмо. Она понимала, что после ее поступка Евгений не может не ответить. Раз он до сих пор не написал ей ответ, значит, приедет сам и объяснится с нею. Этого момента она ожидала с волнением и тревогой. Песня девушек, разбавившая «онегинские строфы», лишь подчеркивает, добавляет акцент в драматическую картину момента.

Пушкин определил жанр своего произведения как роман в стихах. Вся поэма изложена строфами в 14 строк (стихов). Но рифмы строфах неоднотипные. Здесь использованы перекрестные, кольцевые и парные рифмы. Первая глава, в которой Пушкин представляет своим читателям главного героя, начинается описанием его размышлений последнем родственнике, дающих представление о скептичном характере Евгения Онегина. Или как характеризует его сам Пушкин – «резкий, охлажденный ум.

Некоторые критики полагают, что Евгения Онегина Пушкин писал с себя, но, позволим себе не согласиться с этим утверждением, поверим, пожалуй, автору в том, что прототипом Онегина послужил некто из его петербуржских знакомых. Это показывает и анализ 1 главы романа Пушкина «Евгений Онегин. Поэт красочно и с талантом художника описывает представителя петербуржского светского общества. И если проанализируем образ Онегина и сравним с характером самого Пушкина, то легко поймем, что в них нет ничего общего. На Пушкина в значительной степени похож другой герой этой поэмы.

Первую главу поэмы можно условно разделить на 4 части. Первой частью Пушкин начинает и заканчивает главу. В ней он показывает настоящее, в котором находится в данный момент главный герой. Евгений Онегин едет в деревню своего дяди, который вызвал его к себе, и возможно, хотел сделать некоторые наставления своему будущему наследнику. Пока наш герой трясется в карете, Пушкин показывает читателю семью Онегина, условия, в которых он рос и воспитывался. «Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь». Одной строкой, довольно емкой, поэт характеризует домашнее воспитание дворянской молодежи. В последующих строфах Пушкин характеризует своего героя, с юных лет усвоившего «науку страсти нежной», как опытного соблазнителя.

Во второй части главы поэт показывает быт и времяпрепровождение Онегина в Петербурге.

Бывало, он еще в постеле:
К нему записочки несут.

Скучать Онегину не приходилось. В поэме описан только один вечер Онегина. Сначала встреча с друзьями, ростбиф и шампанское, затем он едет в театр. Описание вечера наполнено глаголами, показывающими стремительный темп жизни Онегина: помчался, поскакал, взлетел стремглав, полетел.

Жизнь Онегина полна развлечений. Но развлечений весьма однообразных. Отсутствие цели и смысла в жизни порождают скуку, состояние хандры в его опустошенной душе.

Показывая театр, поэт позволяет себе лирическое отступление, связанное с собственными воспоминаниями о спектаклях его молодости.

Балет не заинтересовал Онегина, и он, не дожидаясь окончания, уехал домой, чтобы переодеться. Здесь начинается следующая часть главы, в которой Пушкин описывает комнату Онегина, его принадлежности, рассказывает о том, что Евгений Онегин щепетильно относится к своему внешнему облику и нарядам, одевается по последней французской моде.

Теперь Онегин отправился на бал по приглашению из записочки. И снова Пушкин делает лирическое отступление, рассказывает о своем отношении к подобным балам, которые он любил когда-то, окунается в воспоминания о счастливых петербургских днях.

Под утро, когда город медленно пробуждается, Онегин едет домой спать. Днем молодой дворянин пытается себя чем-нибудь занять. Взялся за перо, но в голову ничего не шло. Да и что мог сотворить человек, не имеющий ни литературного таланта, ни стройных знаний или серьезных увлечений. Он пытается читать, но и это занятие не затрагивает его душевных струн.

Наконец, Онегин приехал в деревню, и Пушкин возвращает читателя в первую часть главы и показывает Евгения Онегина в деревне дяди, который так и не дождался единственного племянника, умер. В поместье шли приготовления к похоронам. Только первые два дня Онегину было все внове, но потом он снова заскучал. Дни потекли своей чередой.

Глава заканчивается лирическим отступлением, в котором автор говорит о собственной любви к русской природе, проводит четкое разграничение между собой и нашим героем. Лирические отступления нужны Пушкину, чтобы на какое-то время оставить Онегина наедине с самим собой. Это – своеобразные паузы во времени.

Анализ романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин"

Роман «Евгений Онегин» занимает центральное место в творчестве А.С.Пушкина. Это его самое крупное художе­ственное произведение, самое богатое содержанием, самое популярное, оказавшее наиболее сильное влияние на судь­бу всей русской литературы.

Пушкин работал над этим произведением более вось­ми лет - с весны 1823 до осени 1831 года. В самом начале своей работы Пушкин писал поэту П.А.Вяземскому: «Я пишу теперь не роман, а роман в стихах - дьявольская разница!»

Стихотворная форма придает «Евгению Онегину» черты, резко отличающие его от обычного прозаического романа. Стихотворная форма гораздо сильнее, чем проза­ическая, передает чувства поэта.

Своеобразный характер придает роману и постоянное участие в нем самого поэта. Онегин встречается с Пушки­ным в Петербурге и в Одессе, письмо Татьяны хранится у Пушкина («его я свято берегу»), он рассказывает читате­лям, прерывая ход событий романа, об эпизодах своей биографии, делится своими размышлениями, чувствами, мечтами. В форме лирических отступлений Пушкин вклю­чил в свой роман множество прекрасных лирических сти­хотворений.

Сюжет «Евгения Онегина» хорошо известен. Татьяна сразу полюбила Онегина, а он сумел полюбить ее только после глубоких потрясений, происшедших в его охлажден­ной душе. Но, несмотря на то, что они любят друг друга, они не могут соединить свою судьбу. И виноваты в этом не внешние обстоятельства, а их собственные ошибки, их неумение найти правильный путь в жизни.

Над причинами этих ошибок заставляет Пушкин раз­мышлять своего читателя. На простую сюжетную линию нанизано множество картин, описаний, показано множе­ство живых людей с их различной судьбой, с их чувствами и характерами.

Главное действующее лицо в романе - молодой дво­рянин Евгений Онегин - показан автором как человек с очень сложным и противоречивым характером. Поэт не скрывает его недостатков и не старается оправдать их. И в то же время читатель узнает, что сам Пушкин подружился с ним, что поэту «нравились его черты», что он проводил с Онегиным ночи на набережной Невы, вспоминая свою юность, прежнюю любовь, слушая пение гребцов плыву­щей по реке лодки... В ответ на недоброжелательные отзы­вы об Онегине какого-то светского его знакомого поэт вступается за своего героя, подчеркивая пылкую и неосто­рожную душу, его ум, его отличие от окружающей его «посредственности» и почти отождествляет его с собой, когда говорит: «Но грустно думать, что напрасно была нам молодость дана, что изменяли ей всечасно, что обманула нас она».

Такая противоречивость в характеристике Онегина делает его образ более жизненным: Онегин не «положи­тельный герой», но и не «отрицательный». В то же время это заставляет читателя самого разбираться в характере героя романа и в оценке его действий.

Социальное положение и воспитание определили ос­новные черты характера Онегина. Он сын петербургского барина-чиновника, «наследник всех своих родных». Ему не нужно было работать из-за куска хлеба, он не умел и не хотел трудиться. В Петербурге, а затем и в деревне он вел пустой, бездельный, бессодержательный образ жизни. Да и воспитание, которое получил Онегин, было самое губи­тельное. Поэтому из него вышел настоящий эгоист, чело­век, думающий только о себе, о своих желаниях и удоволь­ствиях, способный с легкостью обидеть, оскорбить, причинить горе человеку, даже не замечая этого.

Но на протяжении всего романа обнаруживается соче­тание резко отрицательных черт с положительными.

Получив поверхностное образование, Онегин дважды старается расширить и пополнить его. Поэтому, встретив­шись с Ленским, получившим высшее образование в уни­верситете в Германии, Онегин мог спорить с ним по серьезным политическим, историческим и философским вопросам на равных.

Онегин и по взглядам, и по требованиям к жизни стоит несравненно выше не только своих деревенских соседей-помещиков, но и представителей петербургского высшего света. Уже в первой главе романа видно, что Онегина недолго удовлетворяла пустая, бессодержательная жизнь, которую считали нормальной его светские знакомые.

Однако у него не хватило ни силы, ни желания порвать с этой жизнью. Получив от Татьяны письмо с признанием в любви, он решает честно и прямо сказать ей о том, что он не разделяет ее чувств. И во время этой тяжелой для Татьяны исповеди Онегин не мог удержаться от привычно­го «кокетства» в обращении с женщинами. Он оставляет в душе героини надежду:

Мечтам и годам нет возврата;

Не обновлю души моей...

Я вас люблю любовью брата -

И, может быть, еще нежней.

Почти до конца шестой главы перед читателями пред­стает образ умного человека, резкого на язык, озлобленно­го на все эгоиста, разочарованного во всем, скучающего и не способного уже ни к каким сильным чувствам и пере­живаниям.

Но все меняется после дуэли с Ленским. Только теперь Онегин понимает, что он наделал, к чему привела его невнимательность к людям, забота только о своем собст­венном спокойствии. Убийство Ленского перевернуло жизнь героя романа. Он только о нем и думает. Он не в состоянии жить в тех местах, где все напоминало ему о страшном преступлении,

Где окровавленная тень

Ему являлась каждый день...

Но образ убитого юноши не оставляет его и позже, после возвращения из трехлетнего путешествия по России. Онегин вернулся из путешествия изменившимся: он стал

гораздо серьезнее, внимательнее к окружающему. Теперь он способен переживать самые сильные чувства, целиком захватывающие его. Встретившись с Татьяной, уже замуж­ней, богатой, светской дамой, Онегин влюбляется в нее. Его поражают высокие душевные качества этой женщины, когда-то отвергнутой им: ее ум, благородная и спокойная простота ее поведения, ее сдержанность в выражении своих чувств, ее такт и доброжелательность по отношению к окружающим.

Проболев целую зиму, еще не окончательно выздоро­вевший, едет Онегин к Татьяне и здесь терпит крах своих надежд на личное счастье. Татьяна решительно отвергает его:

Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

На этом роман заканчивается. Что случилось с глав­ным героем дальше, Пушкин не рассказывает. Белинский в своей статье о «Евгении Онегине» пишет: «Что сталось с Онегиным потом? Воскресила ли его страсть для нового, более сообразного с человеческим достоинством страда­ния? Или убила она все силы души его, и безотрадная тоска его обратилась в мертвую, холодную апатию? - Не знаем, да и на что нам знать это, когда мы знаем, что силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смыс­ла, а роман без конца?»

Образ Татьяны, созданный Пушкиным в «Евгении Онегине», имеет не меньшее значение, чем образ Онегина. Здесь главной задачей автора было показать тип простой, казалось бы обыкновенной русской девушки, провинци­альной «барышни», лишенной по внешности каких бы то ни было романтических, необычных, из ряда вон выходя­щих черт, но в то же время удивительно привлекательной и поэтичной.

Пушкин нарочно дает своей героине необычное в тогдашних романах, простонародное имя - Татьяна - и не раз заявляет о своей глубокой симпатии к этой девушке:

Татьяна, милая Татьяна!

С тобой теперь я слезы лью...

Простите мне: я так люблю

Татьяну милую мою!

Татьяна растет в семье одинокой девочкой, не любя­щей играть с подругами, большею частью погруженной в себя, в свои переживания. Любознательная, пытливая, она старается понять все окружающее и свою собственную душу и, не находя ответов на свои запросы у старших - матери, отца, няни, - ищет их в книгах, которым она привыкла верить:

Ей рано нравились романы;

Они ей заменяли все...

О жизни, о людях она привыкла судить по прочитан­ным романам. В них же она искала выражение своих собственных переживаний. Неудивительно, что, увидев в первый раз Онегина, она приняла его за «восторженного героя» и влюбилась в него, как героиня ее любимых книг. Она решается написать и послать ему свое наивно-трога­тельное и поэтичное послание. Резкое объяснение является для Татьяны полной неожиданностью. Но она не перестает любить Онегина.

Зайдя во время прогулки в опустелый дом Евгения (после его отъезда из-за убийства Ленского), Татьяна видит в его кабинете книги, которые он читал. В «молчаливом кабинете» Онегина Татьяна знакомится с новой литерату­рой, совершенно ей незнакомой, и она предполагает, что Онегин в своих чувствах и действиях копирует героев этих книг, строит свою жизнь по литературным образцам. Ей все становится безразличным.

... для бедной Тани

Все были жребии равны...

Я вышла замуж, -

расскажет она позже Онегину.

Встретив его после путешествия, она понимает, как сильно и глубоко чувство его к ней и как он жестоко страдает. У нее вырывается признание, что она неосторож­но решила вопрос о своем замужестве, определившем окончательно ее судьбу:

А счастье было так возможно,

Так близко! Но судьба моя

Уж решена. Неосторожно,

Быть может, поступила я...

Главное свойство Татьяны - высокое душевное бла­городство, сильно развитое чувство долга, которое берет верх над самыми сильными ее чувствами. Это подчинение своих действий чувству долга, неспособность к обману, к сделкам со своей совестью - все это составляет основное свойство характера Татьяны, которое делает ее душевный облик таким привлекательным.

Татьяна - женщина с сильной душой. Пушкин знал, видел вокруг себя таких женщин. Таковы были жены декабристов, добровольно отправившиеся за мужьями в Сибирь. Среди них были и такие, которые шли в ссылку не только из любви к мужу, но и из сознания своего долга, своей обязанности по отношению к близкому им человеку.

Кроме главных действующих лиц, в романе Пушкина живет множество людей, показанных автором то довольно близко и подробно, то очерченных слегка, двумя-тремя словами.

Больше всего рассказано о Ленском, его краткой жизни и грустной судьбе. В его лице Пушкин дал художе­ственное изображение очень распространенного тогда типа юного восторженного романтика. Он талантливый поэт-лирик, убеждения его самые благородные, самые передо­вые: мечты о свободе народа, «вольнолюбивые мечты», как называл их Пушкин.

Пушкин говорит о Ленском не с осуждением, а с любовью и глубоким сожалением. Ведь это был не только наивный, пылкий и безрассудный юноша, но и благород­ный, душевно чистый человек, полный «вольнолюбивых надежд», жажды труда, знаний, - и притом талантливый поэт. «Друзья мои, вам жаль поэта», - говорит Пушкин, описывая раннюю гибель Ленского.

Остальные действующие лица пушкинского романа разработаны не с такой подробностью. Об одних мы знаем побольше: нам известно кое-что из их биографии. Таковы Ольга, отец и мать Ларины, няня Филиппьевна, Зарецкий... Других мы видим в какой-нибудь одной небольшой карти­не (старая княгиня Алина, дядя Онегина, московские ку­зины Татьяны, ее муж и т.д.). Для третьих автор ограничи­вается краткой и меткой характеристикой, или кратким описанием внешности, или просто выразительным эпите­том... Тем или другим способом Пушкин создает всякий раз живой и содержательный образ.

Но в основном Пушкин изображает господ, а не слуг и крестьян. Таков замысел его романа: дать широкую, полную и верную картину дворянского, помещичьего об­щества его времени.

В романе много картин русской природы, русских городов. Читатель знакомится с чудесными описаниями Петербурга и Москвы. В «Отрывках из путешествия Оне­гина» описываются Крым, Кавказ, дается поэтическое опи­сание Одессы. Особое место в «Евгении Онегине» занима­ют описания деревенской русской природы. Пушкин описывает весну, рисует осенние, зимние пейзажи. При этом он, как и в изображении людей и их характеров, вовсе не стремится выбирать какие-то исключительные, необык­новенные картины. Наоборот, у него все просто, обыден­но - и в то же время прекрасно.

Роман «Евгений Онегин» не пессимистическое произ­ведение. Здесь столько светлых картин, столько радующей душу красоты в изображении жизни, природы, столько проникновенных изображений хороших, честных, высоких чувств, переживаний, поступков. Поэтому светлая сторона содержания романа берет верх над печальными размышле­ниями автора.

«Евгений Онегин» - это поистине «нерукотворный памятник» пушкинскому поэтическому гению.

История создания

История создания романа Написание романа заняло у Пушкина более семи лет (1823 - 1830). В свет он выходил отдельными главами: первая глава романа появилась отдельной книжкой в 1825 г., вторая - в 1826-м, третья - в 1827- м, в начале 1828 г. появились четвертая и пятая главы, а в марте 1828-го - шестая, седьмая вышла в марте 1830-го и последняя - восьмая – была опубликована в 1832 г. В набросках общего плана романа значилось девять глав, но в процессе написания план немного изменился, так что в первое полное издание "Евгения Онегина" (1833) Пушкин включил восемь глав и "Отрывки из путешествия Онегина"

Кроме того, тогда же в Болдино была написана и десятая глава "Евгения Онегина", которую Пушкин сжег, и до нас дошли только отдельные отрывки из черновиков (черновой текст поэт зашифровал, и литературоведам удалось расшифровать неполных 16 строф), содержащих опасные для Пушкина продекабристские высказывания, как можно оценить по восстановленным частям, очень едкая и язвительная. В канонический текст романа десятая глава не входит. Завершил работу над "Евгением Онегиным" 26 сентября 1830 г.

Жанр. Тема. Проблема. Идея.

«Евгений Онегин» Пушкин анализ Роман А. Пушкина «Евгений Онегин» - первый реалистический роман не только в российской, но и в мировой литературе.

Жанр - социально-психологический роман в стихах.

Тема - изображение русской жизни первой четверти XIX века

Главные герои: Евгений Онегин, Владимир Ленский, Татьяна Ларина, Ольга Ларина.

Композиция: строится «зеркально»: письмо Татьяны - ответ Онегина - письмо Онегина - ответ Татьяны.

Основной конфликт романа: конфликт двух жизненных философий, конфликт человека и общества, конфликт человека и окружения.

Проблематика:

Человек на фоне эпохи, времени, смысл его существования на земле.

Проблема образования и воспитания;

Литературного творчества;

Верности в супружеской жизни;

Человеческих взаимоотношений;

Истинные и мнимые жизненные ценности;

Внутренняя свобода мыслящей личности и диктат светского общества;

Идеал женской красоты;

Семейных отношений.

«Евгений Онегин» - произведение о любви. Любовь у Пушкина высокое, свободное чувство. Человек свободен в своем выборе и счастлив этим, но только не в этом романе. ХОТЬ Татьяна и любила Онегина, но она не была с ним счастлива, она даже не получила ответной любви. Проследить тему любви можно по двум встречам Татьяны и Евгения.

Лирические отступления - это композиционно-стилистический прием, заключающийся в отклонении автора от сюжетного повествования и введении прямой авторской речи. Они создают образ автора как живого собеседника, рассказчика и размыкают мир повествования вовне, вводя дополнительные, не относящиеся к сюжету темы, В «Евгении Онегине» лирические отступления составляют значительную часть - почти треть его объема. Лирические отступления выполняют в романе многочисленные функции: обозначают границы романного времени и замещают сюжетное повествование, создают полноту изображения, характерную для «энциклопедии» и дают авторский комментарий к событиям. Именно лирические отступления вводят авторское «я», позволяют вести своеобразный диалог с читателями. Создавая дистанцию между автором и героем, они позволяют Пушкину встать в позицию объективного исследователя по отношению к изображаемым событиям и героям, что необходимо в реалистическом произведении.

Сюжет и композиция.


Герои:

Евгений Онегин:

Главный герой романа - молодой помещик Евгений Онегин , это человек со сложным, противоречивым характером. Воспитание, которое получил Онегин, было губительным. Он вырос без матери. Отец, легкомысленный петербургский барин, не обращал на сына внимания, поручив его «убогим» гувернерам. Вследствие этого Онегин вырос эгоистом, человеком, который заботится только о себе, о своих желаниях и который не умеет обращать внимание на чувства, интересы, страдания других людей. Он способен обидеть, обидеть человека даже не замечая этого. Все красивое, что было в душе юноши, так и осталось неразвитым. Жизнь Онегина - скука и леность, однообразные удовлетворения при условии отсутствия реального, живого дела.

Образ Онегина не выдуман. В нем поэт обобщил черты, типичные образы для молодых людей того времени. Это люди, обеспеченные за счет работы и крепостных крестьян, которые получили беспорядочное воспитание. Но в отличие от большинства представителей правящего класса, эти юноши умнее, чувствительнее, добросовестнее, благороднее. Они недовольны собой, своим окружением, общественным устройством.

Онегин по взглядам и по требованиям к жизни стоит выше не только своих сельских соседей-помещиков, а и представителей петербургского высшего света. Встретившись с Ленским, который получил высшее образование в наилучшем университете в Германии, Онегин мог спорить с ним на любую тему, как с равным. Дружба с Ленским открывает в душе Онегина скрытые за маской холодного эгоизма и равнодушия возможности верных, дружественных отношений между людьми.

Увидев впервые Татьяну, еще даже не пообщавшись с ней, не услышав ее голоса, он сразу ощутил поэтичность души этой девушки. В отношении к Татьяне, как и к Ленскому, раскрылась такая его черта как доброжелательность. Под влиянием событий, изображенных в романе, в душе Евгения происходит эволюция, и в последней главе романа Онегин уже совсем не тот, которым мы видели его раньше. Он влюбился в Татьяну. Но его любовь не приносит счастья, ни ему, ни ей.

В романе «Евгений Онегин» Пушкин изобразил легкомысленного юношу, который даже в любви не может дать себе совета. Убегая от мира, Онегин не смог убежать от себя. Когда он понял это, было уже поздно. Татьяна теперь не верит ему. И это открывает Онегину глаза на самого себя, но ничего не изменить.

«Молодой повеса» - этими словами коротко можно охарактеризовать Евгения в это время. Он нигде не служит, ведет светскую жизнь, бывает на балах и обедах, уделяет много внимания своей внешности. Он умеет казаться умным и тонким, на самом же деле знания его поверхностны, и он пользуется ими только чтобы произвести впечатление.

Он любит женщин, но его увлечения поверхностны. Пользуясь своим обаянием, он покоряет женщин, а затем быстро остывает.

Евгений Онегин в деревне

В конце концов Евгений охладевает к такому образу жизни. Пресытившись и балами, и женским вниманием, он собирается путешествовать, но тут умирает его дядя, и Евгений остается наследником поместья.

Здесь мы узнаем Онегина с другой стороны. Не побоявшись вызвать неудовольствие здешних помещиков, он заменяет для крепостных барщину легким оброком. Сбежав от столичных развлечений, он и в деревне не посещает соседей, зато близко сходится с наивным, но искренним Ленским .

Убийство друга и отвергнутая любовь

Эта дружба заканчивается трагически. Пылкий юноша отправляет Евгению вызов. Онегин сознает, что лучше извиниться перед другом, но самовлюбленность заставляет его надеть привычную маску равнодушия и принять вызов. Ленский гибнет от руки Онегина.

Получив письмо Татьяны, Евгений был тронут. Он симпатизирует Татьяне, но еще не любит ее. Не испытав ни разу настоящей любви к женщине, пользуясь ею, как разменной монетой, он вообще не способен всерьез воспринимать это чувство. Поэтому Евгений, как обычно, входит в роль опытного, холодного сердцем человека, при этом проявляющего благородство. Евгений не воспользовался чувствами Татьяны, но не ушел от искушения прочитать нотацию влюбленной девушке.

Прозрение Онегина

Прошло несколько лет и ему довелось жестоко пожалеть о своей холодности. В зрелом возрасте его уже не интересуют эффектные позы, он меньше сосредоточен на себе. Встретив Татьяну, замужнюю даму, в совершенстве изучившую искусство «властвовать собой», Евгений беззаветно влюбляется в нее. Время не лечит его, проходят месяцы, а он по-прежнему думает только о ней, доводя себя почти до безумия.

Происходит объяснение; он узнает, что Татьяна по-прежнему любит его, но не собирается нарушать верность мужу.

Пушкинский герой способен на настоящие чувства, но ранняя приверженность свету портит его, заставляя жертвовать любовью и дружбой в пользу позерства. Когда же Онегин, наконец, начинает «быть», а не «казаться», многих ошибок уже не исправить.


Похожая информация.