«Евгения Гранде. Используя приведенный Тема любви в романе бальзака евгения гранде

ЕВГЕНИЯ ГРАНДЕ Повесть (1833) Евгения Гранде - дочь Феликса Гранде. Г. - крупная и плотная девушка, с округлым лицом и серыми лучистыми глазами, прекрасная величавой красотой и врожденным благородством.

До приезда в Сомюр парижского кузена Шарля Гранде, столичного франта, Е. не задумывается ни о своем положении, ни о характере своего отца. Появление Шарля, в которого Е. сразу влюбляется, пробуждает в ней множество новых мыслей и ощущений: она осознает скудость отцовского дома, догадывается о том, что ей следует скрывать от отца свою любовь. Она начинает судить отца за скупость и чувствовать себя принужденно в его присутствии. Впервые в ее сердце сталкиваются добро и зло, впервые она совершает поступок, которого стыдится: пока кузен Шарль спит, она читает его письма к любовнице и другу.

Любовь заставляет ее отважиться на бунт, на прямое неповиновение отцу: она отдает взаймы кузену, обедневшему из-за банкротства его отца, свои старинные золотые монеты, а когда старый Гранде хочет взглянуть на них, отказывается объяснить причину их исчезновения. Е. - дочь своего отца, и ее страсть - любовь к Шарлю - так же могущественна, как страсть папаши Гранде - любовь к золоту. Повесив в своей комнате карту полушарий, Е. мысленно следит за кузеном, уехавшим в Ост-Индию сколачивать состояние, она черпает счастье в воспоминаниях о единственном поцелуе, которым она обменялась с Шарлем, и эти воспоминания помогают ей спокойно переносить гнев отца, посадившего ее на хлеб и воду. Трагедия Е. - в бесплодности ее жизни. Став после смерти матери и отца владелицей несметных богатств, Е. продолжает жить в том же неуютном холодном доме; она управляет своими владениями так, как ей завещал отец, и даже перенимает некоторые его словечки, например манеру говорить: «Посмотрим», когда не хочется давать прямой ответ. Многие женихи мечтают взять за себя невесту-миллионщицу, но она ждет Шарля, Шарль же, разбогатевший за счет торговли рабами и огрубевший душой, женится на некрасивой аристократке, ибо, в отличие от сомюрцев, не догадывается о том, как богата его кузина. Е. выходит замуж за председателя сомюрского суда первой инстанции Крюшо де Бонфона, предварительно взяв с него обещание, что брак останется фиктивным. Овдовев, она остается прежней старой девой, в которой святость и благородство страдания сочетаются с мелочными провинциальными привычками.

Феликс Гранде - отец Евгении Гранде. Г. - сомюрский бочар, разбогатевший во время революции 1789-1794 гг., когда ему удалось скупить за бесценок лучшие в округе фермы и виноградники. Богатство помогло ему превратиться из «папаши Гранде», как именовали его жители Сомюра, в «господина Гранде» и даже стать мэром родного города. Г. - коренастый, плотный мужчина с круглым, топорным, рябым лицом, со спокойным, хищным выражением глаз, «какое народ приписывает василиску»; лицо его выдает «опасную хитрость, холодную честность и эгоизм». Страсть, безраздельно владеющая Г., - скупость; ради денег Г. готов на все; в коммерции он «походил на тигра»: он подстерегал добычу, потом «разевал пасть своего кошелька, проглатывал очередную долю экю и спокойно укладывался, как змея, переваривающая пищу; все это проделывал он бесстрастно, холодно, методически».

Своих родных - жену и единственную дочь - Г. держит в черном теле, деспотически диктует им правила жизни в своем доме; чем старше он становится, тем сильнее делается его скупость; все его чувства сосредоточиваются на золоте; для него счастье - владеть золотом, пересчитывать по ночам золотые монеты.

Поэтому, узнав, что Евгения отдала свое золото кузену Шарлю, Г. сажает дочь на хлеб и воду. От огорчения мать Евгении, жена Г., заболевает и умирает.

Г. опечален потерей жены, но по-настоящему потрясает его другое: после смерти г-жи Гранде Евгения, ее наследница, может потребовать раздела имущества, и тогда он, Г., лишится части состояния. В восемьдесят два года Г. разбивает паралич, но он продолжает наблюдать за тем, как дочь получает платежи от арендаторов, а все свое время проводит в кресле около двери в маленький кабинет, где хранится его золото; пока у него хватает сил открыть глаза, он тревожится о своих луидорах и требует, чтобы дочь раскладывала их перед ним на столе. Деньгам посвящены и его последние слова, обращенные к дочери: «Береги золото, береги! Ты дашь мне отчет на том свете!» Нанетта-громадина - служанка в доме папаши Гранде. Н. - «существо женского пола, сложенное как Геркулес, твердо стоящее на ногах, как шестидесятилетний дуб на корнях своих, существо с широкими бедрами и квадратной спиной, с руками ломового извозчика и честностью непоколебимой, как ее нетронутое целомудрие». Н. стряпает, стирает, убирает в доме Гранде и слепо повинуется своему хозяину, которому служит с двадцати двух лет, она - воплощенная верность, не только служанка, но и член семьи. После смерти старого хозяина она получает от Евгении Гранде пожизненную пенсию и, став богатой невестой, в пятьдесят девять лет выходит замуж за главного смотрителя земель Гранде.


Создавая "Человеческую комедию", Бальзак поставил перед собой задачу, еще неизвестную тогда литературе. Он стремился к правдивости и беспощадному показу современной ему Франции, показу реальной, действительной жизни его современников.

Одной из многих тем, звучащих в его произведениях, является тема губительной власти денег над людьми, постепенной деградации души под влиянием золота.

Это особенно ярко отражено в двух известных произведениях Бальзака - "Гобсек" и "Евгения Гранде".

Произведения Бальзака не утратили своей популярности и в наше время. Они популярны и среди молодых читателей, и среди людей старшего возраста, черпающих в его произведениях искусство понимания человеческой души, стремящихся разобраться в исторических событиях. И для этих людей книги Бальзака - настоящая кладовая жизненного опыта.

Тема романа - злая сила денег, разрушающая истинно человеческое в человеке. Действие развивается в провинциальном французском городке. Наиболее значительный образ романа - скряга, накопитель, старый купец Гранде.

Знакомя читателя со своим «героем», Бальзак прежде всего описывает ту обстановку, в которой Гранде живёт и действует: улицу в провинциальном городке Сомюре, быт и нравы её обитателей. Затем следует краткая, но обстоятельная биография героя с приведением точных дат, причём писатель сразу же выделяет главное в жизни и личности Гранде - его карьеру накопителя. Необходимыми данными становятся скупые цифры - обозначение денежных сумм, показателей постепенного возрастания капитала.

Сорокалетний бочар Гранде женился на дочери богатого торговца лесными материалами и употребил приданое жены и собственные наличные средства - две тысячи луидоров - на покупку виноградников. С этого момента начинается история его неуклонного обогащения. В 1806 г., - пишет Бальзак, - «он вёл хозяйство на ста виноградниках, которые в урожайные годы приносили ему от семисот до восьмисот бочек вина. У него было старое аббатство, где ради бережливости он заштукатурил окна, стрелки сводов и витражи, что их и сохраняло; да ещё - сто двадцать семь арпанов лугов, где росли и увеличивались в размерах три тысячи тополей, посаженных в 1793 году. Наконец, дом, где он жил, принадлежал ему». Перед нами точная деловая опись имущества, причём мимоходом подчёркиваются существенные детали, характеризующие Гранде: его бережливость, умелое употребление своих капиталов. В 1817 г. «люди сообразительные говорили: «Папаша Гранде? У папаши Гранде верных 6-7 миллионов».

В описании образа жизни и внешности скряги автор Обнаруживает замечательное мастерство очерковой зарисовки, точно выраженной реалистической детали: «Он никогда не производил никакого шума и, казалось, экономил на всем, даже на движении». «Перчатки, прочные, как у жандармов, служили ему двадцать месяцев, и, чтобы не пачкать, он клал их на поля своей шляпы, всегда на одно и то же место, заученным движением». . Каждая черта здесь существенна; это не только описание, но в то же время характеристика. Обрисовав героя, Бальзак переходит к его дому и домочадцам. Изображение вещной обстановки служит писателю для характеристики действующих лиц. Вне этих вещей обитатели буржуазного мира не существуют, вещи - раковина, на которой отпечатлелся облик владельца.

После обстоятельной экспозиции развёртывается действие романа. Оно необычайно просто, никаких выдающихся событий, никаких усложнений в сюжетной линии. В мрачный дом старого скряги приезжает племянник, юный парижский щеголь Шарль Гранде; отец его, брат «папаши» Гранде, разорился и покончил жизнь самоубийством. Молодой человек живёт некоторое время у своего негостеприимного дядюшки, который ни сантимом не желает поступиться, чтобы помочь ему. Дочь Гранде, Евгения, глубоко полюбившая парижского кузена, отдаёт ему все свои личные накопления - новенькие блестящие луидоры, подарки, которые делал ей отец каждый год в день рождения. Это точка высочайшего напряжения в романе. Самые сильные и драматические переживания действующих лиц связаны именно с этим моментом (страхи дочери, негодование и ярость отца, страдания матери). Шарль уезжает в Индию, поклявшись Евгении в любви. Он обогащается на чужбине, становится прожжённым дельцом и забывает кроткую и верную провинциальную кузину, мечтая о более блистательном браке с аристократкой (что он и осуществляет по возвращении в Париж). Папаша Гранде тем временем при помощи тонко обдуманных и проведённых денежных операций, умело используя обстоятельства, наживается и на разорении своего брата, и на других выгодных спекуляциях.

Стремясь только к обладанию, к деньгам, он губит жизнь своих близких: сводит в могилу безответную, порабощенную и обезличенную им жену, мучит и тиранит дочь Евгению и находит усладу лишь в созерцании золота. Доведя своё состояние до семнадцати миллионов, скряга умирает. Когда священник, приехавший причащать умирающего, поднёс к его губам позолоченное распятие, «он сделал страшное движение, чтобы его схватить». Необычайно красноречиво его последнее напутствие дочери: «Береги всё! Ты дашь мне ответ там!» - сказал он, доказывая этим, что христианство должно быть религией скупцов».

Бальзак прослеживает рождение и развитие страсти к накоплению и показывает губительность её действия. Гранде - сильная личность, но его внутренняя сила, все его своеобразные дарования - прозорливость, точность расчёта, умение примениться к обстоятельствам и «оседлать» их, изумительная выдержка, железная воля - направлены к достижению одной низменной эгоистической цели - личному обогащению. Как и для Гобсека, деньги для него становятся самоцелью, единственным наслаждением, началом и концом бытия. Мы видим, как разрастается эта гибельная страсть, превращаясь в мономанию, видим, как поглощает она все другие чувства и привязанности. Бальзак выступает здесь как психолог-реалист. Он показывает реальные обстоятельства, в которых формируется страсть к накоплению, среду, в которой она развивается; он обобщает в образе Гранде тенденции, типичные для определённого исторического периода развития французской буржуазии. Вместе с тем писатель достигает в этом романе и более широких обобщений, выявляя всю разрушительность страсти к накоплению, которая остаётся главенствующей в буржуазном обществе и на следующих степенях его развития.

В тлетворной атмосфере погони за деньгами гибнут высокие чувства, лучшие возможности, заложенные в человеке. Трагедия такой гибели запечатлена в образах представителей молодого поколения - Евгении и Шарля Гранде. Евгения - жертва того общества, где царит страсть к стяжанию. Оно лишило её всего самого дорогого, погубило её заветные мечты, смяло и выжгло единственное и лучшее её чувство, в «ледяной воде эгоистического расчёта» потопило оно живые порывы её души.

Бальзак в противоположность романтикам не привносит никакого мелодраматизма в повествование о любви и жизни своей героини. Внешне она не претерпевает катастроф; никаких романтических эффектов не допускает писатель. Ничто не изменяется в образе жизни Евгении пи после приезда Шарля, ни за долгие годы ожидания, ми после гибели её надежд и смерти отца. Ни воплей, ни бурных сцен, ни попыток к самоубийству. Но под этой обманчиво спокойной поверхностью, в глубоких тайниках ей души разыгрывается жестокая трагедия. Вянет «лучший щит желаний», иссякают внутренние силы, надломлена и приостановлена жизнь. Общество, в лице самых близких и дорогих ей людей - отца и возлюбленного - убило, задушило живое в ней. Евгения мертва при жизни. После крушения своих надежд она живёт, как автомат, это только внешнее существование, движение но инерции.

В развитии образа Шарля Гранде Бальзак выявляет действие тех же законов буржуазного мира, которые разрушили жизнь Евгении, хотя судьба этого героя складывается совсем по-иному. Если Евгения пассивная жертва, то Шарль активно приспособляется к волчьим законам буржуазного общества и сам становится хищником-стяжателем. Он «сделался чёрств и алчен». И характерно, что «отшлифовываются» его качества стяжателя и буржуазного дельца в Соединённых Штатах Америки. Это важная деталь, она подчёркивается и в биографиях некоторых других бальзаковских персонажей, носителей наиболее отрицательных черт.

Каждый из персонажей романа, даже второстепенных, отличается жизненной правдивостью. И безответная страдалица - жена Гранде, и верная служанка Нанета-громадина, и представители буржуазных семейств, вхожих в дом Гранде, - Крюшо и Грассены - все они орудия в руках деспотического скряги - старика Гранде, его деньги властвуют над их судьбами.

Положительного героя - в подлинном смысле этого слова - в романе нет. Однако носителями лучших душевных качеств и здесь выступают простые люди, люди труда. Хотя Нанета порабощена и обезличена скрягой Гранде, в ней кроются истинные внутренние богатства. Она верна, трудолюбива, тверда, бескорыстна и самоотверженна, но все эти добродетели принадлежат старику Гранде. «Нанета допустила надеть на себя ошейник, утыканный гвоздями, которые уже не кололи её».

Круг действующих лиц ограничен, но тем не менее жизнь провинциального городка, взаимные отношения и деятельность его обитателей отражены с полнотой и глубиной. Вместе с тем в романе выявлена связь провинции с Парижем, которого достигают щупальцы папаши Гранде. Таким образом, маленький городок Сомюр, представленный во всём его своеобразии и типичности, является как бы одной из ячеек большого буржуазного мира.

На страницах романа "Евгения Гранде" перед нами разворачивается картина провинциального французского общества XIX века. В центре романа непростая и великая судьба женщины, умевшей чувствовать, любить, страдать, посвящать свою жизнь без остатка - Евгении Гранде.

Любовь к деньгам оказывается сильнее естественной любви людей друг к другу. Деньги убивают все человечное в людях.

1. Бальзак, О. Гобсек. Евгения Гранде / О. Бальзак; пер. с фр. – Львов: Каменяр, 1984. – С. 11-16.

2. Грифцов, Б.А. Как работал Бальзак / Б.А. Грифцова. – М.: Сов. писатель, 1937. – 154 с.

3. Муравьева, Н.И. О. Бальзак: пособие для учителей средней школы / Н.И. Муравьева. – М.: Просвещение, 1952. – С. 62-66.

4. Муравьева, Н.И. Оноре Бальзак: очерк творчества / Н.И. Муравьева. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1958. – С. 85-93.

Оноре де Бальзак создал огромное количество произведений. Автор откровенно любил наблюдать за человеческой природой и отношениями, за нравами и обычаями своей эпохи. Большинство произведений автора входят в его грандиозную эпопею «Человеческая комедия», глубоко и развернуто представляя отношение Бальзака к тому, что он видел и над чем размышлял.
Евгения Гранде – самая заносчивая невеста во французском Сюморе. Её имя носит роман написанный в 1833 году, который описывает судьбу девушки, живущей в обществе, в котором все подчинено власти денег. Богатство - вот главная ценность и смысл жизни для большинства людей в окружении Евгении. Отец героини выбился из простолюдинов в буржуа и стал одним из самых влиятельных людей в Сомюре. Его основным жизненным принципом стало сбережение и приумножение своих капиталов. Именно этому было подчинено все в существовании господина Гранде и его семьи.
По сути, юная героиня никогда не чувствовала того, что она является дочерью очень богатого человека. С самых ранних лет Евгения трудилась, не покладая рук. В ее доме была самая суровая, бедная обстановка. Вспомним, что когда Шарль Гранде в первый раз появился в доме своего дяди, он подумал, что дела этой семьи плохи – настолько убогой в доме была обстановка и угощение.
Отец дарил Евгении небольшие подарки, утешая себя тем, что они составят приданое дочери. Вопрос с замужеством Евгении решал, конечно же, тоже отец. И мать, и дочь Гранде привыкли во всем его слушаться, беспрекословно выполнять все его требования.
Сын банкира де Грассена и племянник нотариуса Крюшо – два основных претендента на стояние главной героини. На мой взгляд, Евгения не испытывала симпатии ни к тому, ни к другому. Но в обществе, где первейшей ценностью являются деньги, а также слово мужчины, чувства не берутся в расчет. Мне кажется, что даже сама героиня принимала это как данность, ведь брак и с Грассеном, и с Крюшоном мог принести немалую выгоду семейному капиталу, а это, по мнению Гранде, было самым важным.
Но Бальзак показывает нам, что жизнь по сугубо материалистическим принципам приводит к трагедии. И наказывается очень жестоко. В один прекрасный момент в жизни Евгении появляется Шарль Гранде. Этот еще совсем молодой человек прибывает в Сомюр с предсмертным письмом отца и переворачивает всю жизнь главной героини.
До появления Шарля героиня не испытывала к кому бы то ни было любовных чувств. В свои двадцать три года эта смирная девушка жила однообразной, тихой и размеренной жизнью. Ее постоянной спутницей и собеседницей была мать - и только. Шарль поначалу пробудил в девушке еще смутное, неясное, но чувство. Из-за симпатии к своему двоюродному брату она даже пошла на неслыханную дерзость – попросила служанку разжечь камин в комнате гостя.
Со временем между молодыми людьми разгорается чувство. Юные и романтически настроенные Шарль и Евгения клянутся друг другу в вечной любви, наслаждаются обществом друг друга, строят планы на будущее.
Ради своего возлюбленного Евгения была готова на все. Она отдает Шарлю свои сбережения, составленные из подарков отца. Девушка знает, что отец придет в ярость, обнаружив это, но рискует ради любимого человека.
Между тем Шарль отбывает в Ост-Индию в поисках счастья и богатства. Евгения остается ждать его. Надежды, мечты и воспоминания скрашивают суровую жизнь девушки в доме отца. А жизнь там становится все тяжелее и тяжелее – папаша Гранде, обнаружив «провинность» дочери, свирепствует. Своей злобой и скупостью он доводит до смертного одра жену и чуть ли не до самоубийства – Евгению. Лишь смерть жены заставляет старика Гранде немного одуматься.
Евгения остается один на один со своим отцом, с одиночеством и тоской по любимому, с жестоким миром денег и наживы. От Шарля нет никаких вестей, и жизнь героини течет вяло и однообразно. Отец, предчувствуя свою скорую кончину, начинает вводить Евгению во все дела, попутно прививая ей свою философию скупости. В итоге Гранде одерживает победу – он делает из дочери свое подобие, одинокое замкнутое существо, занимающееся накоплением семейных капиталов.
Наступлению столь печальной участи Евгении способствует и тот факт, что Шарль, вернувшись во Францию, превратился в совершенно другого человека. Он повзрослел и стал играть по правилам «мира денег». Свою жизнь он подчинил приобретению богатства, поэтому собирался жениться на богатой наследнице. О Евгении герой теперь и не вспоминал. Он считая себя свободным от всех обязательств, прислав кузине чек на определенную сумму.
Это событие стало для Евгении, все эти годы жившей своим чувством к Шарлю, сильнейшим ударом. В отчаянии она решает выйти замуж за нелюбимого Крюшо. Однако, и после предательства Шарля, девушка не превращается в мстительную озлобленную женщину - героиня помогает кузену расплатиться с долгами. Именно тогда Шарль узнает, что Евгения является обладательницей семнадцати миллионов. Но уже поздно. Героиня становится мадам Крюшо, поклявшейся перед алтарем любить и почитать своего нелюбимого мужа. Так Евгения и делала на протяжении многих лет, пока господин Крюшо не умер.
В финале романа мы узнаем, что героиня живет той же жизнью, что жил и ее отец. И что, возможно, она снова выйдет замуж – за богатой невестой ухаживает барон.
Евгения превратилась в человека, вполне вписывающегося в общество денег. Это стоило ей немалых усилий, потому что душа благородной и чувствительной героини была совершенно иной, стремилась жить по другим идеалам. Пройдя через боль, страдания и унижения, Евгения зачерствела, закрылась, приспособилась. А что ей оставалось еще?
Жестокое и хладнокровное общество калечит людей, лишает их счастья, убивает их душу, превращая в серые безжалостные тени. Судьба Евгении Гранде, ее любовь и одиночество – наглядное тому подтверждение. Таков основной посыл произведения Оноре Бальзака.

Задание № 22. Рассмотрите рисунки и представьте себе, что вы пришли в музей, в зал, где выставлена одежда. Сотрудники музея ещё не успели расставить около экспонатов таблички с названиями эпохи и указанием времени, к которому относятся эти экспонаты. Расставьте таблички самостоятельно; составьте текст для экскурсовода, где были бы отражены причины изменения моды

Мода начала 19 века формировалась под влиянием французской революции. Эпоха рококо ушла вместе с французской монархией. В моде женские наряды простого покроя из светлых легких тканей и минимумом украшений. У мужчин в одежде проявляется «военный стиль», но костюм все еще носит черты 18 века. С завершением эпохи Наполеона, мода как-будто вспоминает забытое. Возвращаются пышные женские платья с кринолинами и глубокими декольте. А вот мужской костюм становится практичнее и окончательно переходит к фраку и непременному головному убору — цилиндру. Далее, под влиянием изменений в повседневной жизни женская одежда сужается, но, по-прежнему, широко применяются корсеты и кринолины. Мужская одежда остается практически без изменений. В начале 20 века женская одежда начинает избавляться от корсетов и кринолинов, но чрезвычайно суживается платье. Мужской костюм окончательно превращается в классическую «тройку»

Задание № 23. Русский физик А. Г. Столетов писал: «Никогда со времён Галилея свет не видал столько поразительных и разнообразных открытий, вышедших из одной головы, и едва ли скоро увидит другого Фарадея…»

Какие открытия имел в виду Столетов? Перечислите их

1. Открытие явления электромагнитной индукции

2. Открытие сжижения газов

3. Установление законов электролиза

4. Создание теории поляризации диэлектриков

Как вы считаете, чем была вызвана высокая оценка деятельности Пастера, данная русским учёным К. А. Тимирязевым?

«Грядущие поколения, конечно, дополнят дело Пастера, но… как бы далеко они ни зашли вперёд, они будут идти по проложенному им пути, а более этого в науке не может сделать даже гений». Запишите свою точку зрения

Пастер является основоположником микробилогии — одного из фундаментов современной медицины. Пастер открыл способы стерилизации и пастеризации, без которых невозможно представить не только современную медицину, но и пищевую промышленность. Пастер сформулировал основы вакцинации и является одним из основоположников иммунологии

Английский физик А. Шустер (1851—1934) писал: «Моя лаборатория была наводнена врачами, приводившими пациентов, подозревавших, что они имеют иголки в разных частях тела»

Как вы думаете, какое открытие в области физики позволило обнаруживать посторонние предметы в теле человека? Кто автор этого открытия? Ответ запишите

Открытие немецким физиком Вильгельмом Рентгеном лучей, названных впоследствии его именем. На основе этого открытия был создан рентгеновский аппарат

Европейской академией естественных наук учреждена медаль Роберта Коха. Как вы думаете, какое открытие Коха обессмертило его имя?

Открытие возбудителя туберкулеза, названного в честь ученого «палочкой Коха». Помимо этого немецкий бактериолог разработал лекарства и профилактические меры против туберкулеза, что имело громадное значение, ведь в то время это заболевание было одной из главных причин смертности

Американский философ и педагог Дж. Дьюи сказал: «Человек, по-настоящему мыслящий, черпает из своих ошибок не меньшие познания, чем из своих успехов»; «Каждый великий успех науки имеет своим истоком великую дерзость воображения»

Прокомментируйте высказывания Дж. Дьюи

Первое высказывание созвучно утверждению, что отрицательный результат — это тоже результат. Большинство открытий и изобретений делалось путем многократно повторяемых опытов, в большинстве своем неудачных, но дававших исследователям знания, приводившим в итоге к успеху

«Великой дерзостью воображения» философ называет способность пред-ставить невозможное, увидеть то, что выходит за рамки обычного представления об окружающем мире

Задание № 24. Яркие образы романтических героев воплощены в литературе начала 19 в. Прочитайте фрагменты из произведений романтиков (вспомните произведения того времени, знакомые вам по урокам литературы). Постарайтесь найти в описании столь разных героев нечто общее (внешность, особенности характера, поведение)

Отрывок из Дж. Байрон. «Паломничество Чайльд Гарольда»

Отрывок из Дж. Байрона «Корсар»

Отрывки из В. Гюго «Собор Парижской Богоматери»

Как вы думаете, какими причинами можно объяснить то, что именно эти литературные герои олицетворяли собой эпоху? Запишите свои рассуждения

Всех этих героев объединяет богатый внутренний мир, скрытый от окружающих. Герои уходят как бы в себя, руководствуются больше сердцем, чем разумом и им нет места среди обычных людей с их «низменными» интересами. Они как бы над обществом. Это типичные черты романтизма, возникшего после краха идей просвещения. В обществе, очень далеком от справедливости, романтизм изображал прекрасную мечту, презирая мир разбогатевших лавочников

Перед вами иллюстрации к литературным произведениям, созданным романтиками. Узнали ли вы героев? Что помогло вам? Подпишите под каждым рисунком имя автора и название литературного произведения, к которому выполнена иллюстрация. Придумайте название для каждой

Задание № 25. В повести О. Бальзака «Гобсек» (написана в 1830 г., окончательная редакция — 1835 г.) герой, невероятно богатый ростовщик, излагает свой взгляд на жизнь:

«То, что в Европе вызывает восторг, в Азии карается. То, что в Париже считается пороком, за Азорскими островами признаётся необходимостью. Нет на земле ничего прочного, есть только условности, и в каждом климате они различны. Для того, кто волей-неволей применялся ко всем общественным меркам, всяческие ваши нравственные правила и убеждения — пустые слова . Незыблемо лишь одно-единственное чувство, вложенное в нас самой природой: инстинкт самосохранения… Вот поживёте с моё, узнаете, что из всех земных благ есть только одно, достаточно надёжное, чтобы стоило человеку гнаться за ним . Это… золото. В золоте сосредоточены все силы человечества… А что касается нравов, — человек везде одинаков: везде идёт борьба между бедными и богатыми, везде. И она неизбежна. Так лучше уж самому давить, чем позволять, чтобы другие тебя давили »

Подчеркните в тексте предложения, которые, по вашему мнению, наиболее ярко характеризуют личность Гобсека

Человек, лишенный сочувствия, понятий добра, чуждый сострадания в своем стремлении к обогащению, назван «живоглотом». Трудно предположить, что именно могло сделать его таким. Подсказка, возможно, в словах самого Гобсека, что лучший учитель человека — это несчастье, только оно помогает человеку узнать цену людям и деньгам. Трудности, несчастья собственной жизни и окружающее Гобсека общество, где главным мерилом всего и наибольшим благом считалось золото, сделали из Гобсека «живоглота»

Опираясь на сделанные вами выводы, напишите небольшой рассказ — историю жизни Гобсека (детство и юность, путешествия, встречи с людьми, исторические события, источники его богатства и т. д.), рассказанную им самим

Родился я в семье бедного ремесленника в Париже и очень рано лишился родителей. Оказавшись на улице, я хотел одного — выжить. В душе все вскипало, когда видел пышные наряды аристократов, золоченые кареты, проносившиеся по мостовым и вынуждавшие вас вжиматься в стену, чтобы не быть раздавленным. Почему мир так несправедлив? Потом… революция, идеи свободы и равенства, вскружившие всем голову. Не стоит и говорить, что я примкнул к якобинцам. А с каким восторгом я принял Наполеона! Он заставил нацию гордиться собой. Затем была реставрация и вернулось все то, против чего так долго боролись. И вновь миром правило золото. О свободе и равенстве более не вспоминали и я уехал на юг, в Марсель… После долгих лет лишений, скитаний, опасностей мне удалось разбогатеть и усвоить главный принцип нынешней жизни — лучше давить самому, чем быть раздавленным другими. И вот я в Париже, и ко мне идут просить денег те, от чьих карет приходилось шарахаться когда-то. Думаете я рад? Нисколько, это еще больше утвердило меня во мнении, что главное в жизни — золото, только оно дает власть над людьми

Задание № 26. Перед вами репродукции двух картин. Оба художника писали произведения преимущественно на бытовые темы. Рассмотрите иллюстрации, обратив внимание на время их создания. Сравните оба произведения. Есть ли нечто общее в изображении героев, отношении авторов к ним? Может быть, вам удалось заметить и различное? Запишите результаты своих наблюдений в тетрадь

Общее: Изображены бытовые сцены из жизни третьего сословия. Мы видим расположение художников к своим персонажам и их знание предмета

Различное: Шарден изображал на своих картинах спокойные задушевные сцены, полные любви, света и покоя. У Мюлле мы видим бесконечные усталость, безысходность и покорность тяжелой судьбе

Задание № 27. Прочитайте фрагменты литературного портрета знаменитого писателя 19 в. (автор эссе — К. Паустовский). В тексте имя писателя заменено буквой N.
О каком писателе рассказал К. Паустовский? Для ответа вы можете воспользоваться текстом § 6 учебника, в котором даны литературные портреты писателей.

Подчеркните в тексте фразы, которые, с вашей точки зрения, позволяют достаточно точно определить имя писателя

Понятны и наглядны для широких писательских кругов были рассказы и стихи N, колониального корреспондента, который и сам под пулями стоял, и с солдатами общался, и не гнушался обществом колониальной интеллигенции.

О повседневной жизни и труде в колониях, о людях этого мира — английских чиновниках, солдатах и офицерах, которые создают империю за тридевять земель от родных ферм и городов, лежащих под благословенным небом старой Англии, повествовал N. Он и писатели, близкие к нему по общему направлению, славили империю, как великую Матерь, не устающую отряжать за дальние моря новые и новые поколения своих сынов.

Дети разных стран зачитывались «Книгами Джунглей» этого писателя . Талант его был неистощим, язык точен и богат, выдумка его была полна правдоподобия. Всех этих свойств достаточно для того, чтобы быть гением, принадлежать человечеству

О Джозефе Редьярде Киплинге

Задание № 28. Французский художник Э. Делакруа много путешествовал по странам Востока. Его увлекла возможность изображать яркие экзотические сцены, волновавшие воображение

Придумайте несколько «восточных» сюжетов, которые, как вам кажется, могли бы заинтересовать художника. Запишите сюжеты или их названия

Смерть персидского царя Дария, Шахсей-Вахсей у шиитов с самоистязанием до крови, похищение невест, скачки у кочевых народов, соколиная охота, охота с гепардами, вооруженные бедуины верхом на верблюдах.

Дайте названия картинам Делакруа, изображённым на с. 29—30

Постарайтесь найти альбомы с репродукциями произведений этого художника. Сравните названия, данные вами, с подлинными. Запишите названия других картин Делакруа о Востоке, которые заинтересовали вас

1. «Алжирские женщины в своих покоях», 1834 г.

2. «Львиная охота в Марокко», 1854 г.

3. «Марокканец, седлающий коня», 1855 г.

Другие картины: «Клеопатра и крестьянин», 1834 г., «Резня на Хиосе», 1824 г., «Смерть Сарданапала» 1827 г., «Поединок гяура с пашой», 1827 г., «Схватка арабских скакунов», 1860 г., «Фанатики Танжера» 1837-1838 гг.

Задание № 29. Современники справедливо считали карикатуры Домье иллюстрациями к произведениям Бальзака

Рассмотрите несколько таких работ: «Маленький клерк», «Робер Макер — биржевой игрок», «Законодательное чрево», «Действие лунного света», «Представители правосудия», «Адвокат»

Сделайте подписи под картинами (используйте для этого цитаты из текста Бальзака). Напишите имена героев и названия произведений Бальзака, иллюстрациями к которым могли бы стать произведения Домье

1. «Маленький клерк» — «Бывают люди, похожие на нули: им всегда необходимо, чтобы впереди их были цифры»

2. «Робер Макер — биржевой игрок» — «Характер нашей эпохи, когда деньги составляют все: законы, политику, нравы»

3. «Законодательное чрево» — «Наглое лицемерие внушает уважение людям, привыкшим прислуживать»

4. «Действие лунного света» — «Люди редко выставляют напоказ недостатки — большинство старается прикрыть их привлекательной оболочкой»

5. «Адвокаты» — «Дружба двух святош делает более зла, чем открытая вражда десяти негодяев»

6. «Представители правосудия» — «Если все время будешь говорить один — всегда будешь прав»

Могут служить иллюстрациями к следующим произведениям: «Чиновники», «Дело об опеке», «Темное дело», «Банкирский дом Нусингена», «Утраченные иллюзии» и др.

Задание № 30. Художники разных эпох иногда обращались к одному и тому же сюжету, но трактовали его по-разному

Рассмотрите в учебнике 7 класса репродукции знаменитой картины Давида «Клятва Горациев», созданной в эпоху Просвещения. Как вы думаете, мог ли этот сюжет заинтересовать художника-романтика, жившего в 30—40-е гг. XIX в.? Как бы выглядело произведение? Опишите его

Сюжет мог заинтересовать романтиков. Они стремились изображать героев в моменты наивысшего напряжения духовных и физических сил, когда обнажается внутренний духовный мир человека, показывая его сущность. Произведение могло выглядеть так же. Можно заменить костюмы, приблизив их к современности

Задание № 31. В конце 60-х гг. XIX в. в художественную жизнь Европы ворвались импрессионисты, отстаивавшие новые взгляды на искусство

В книге JI. Волынского «Зелёное дерево жизни» есть небольшой рассказ о том, как однажды К. Моне, как всегда под открытым небом, писал картину. На мгновение солнце спряталось за тучу, и художник прекратил работу. В эту минуту его застал Г. Курбе, заинтересовавшийся, почему он не работает. «Жду солнца», — ответил Моне. «Вы могли бы пока написать пейзаж заднего плана», — пожал плечами Курбе

Как вы полагаете, что ответил ему импрессионист Моне? Запишите возможные варианты ответа

1. Картины Монэ пронизаны светом, они яркие, искрящиеся, радостные — «для простора нужен свет»

2. Вероятно, ждал вдохновения — «мне не хватает света»

Перед вами два женских портрета. Рассматривая их, обратите внимание на композицию произведения, детали, особенности изображения. Поставьте под иллюстрациями даты создания произведений: 1779 г. или 1871 г.

Какие подмеченные вами особенности портретов позволили правильно выполнить это задание?

По одежде и по манере письма. «Портрет герцогини де Бофор» Гейнсборо — 1779 г. «Портрет Жанны Самари» Ренуара — 1871 г. Портреты Гейнсборо выполнялись в основном на заказ. В утонченной манере изображались холодно-отстраненные аристократки. Ренуар же изображал обычных француженок, молодых веселых и непосредственных, полных жизни и очарования. Различается и техника живописи

Задание № 32. Открытия импрессионистов проложили дорогу постимпрессионистам — живописцам, стремившимся с максимальной выразительностью запечталеть собственное неповторимое видение мира

Полотно Поля Гогена «Таитянские пасторали» создано художником в 1893 г. во время его пребывания в Полинезии. Попробуйте составить рассказ о содержании картины (что происходит на полотне, как относится Гоген к миру, запечатленному на холсте)

Считая цивилизацию болезнью, Гоген тяготел к экзотическим местам, стремился слиться с природой. Это находило отражение в его картинах, где изображался быт полинезийцев, простой и размеренный. Подчеркивала простоту и манера письма. На плоскостных полотнах изображались статичные и контрастные по цвету композиции, глубоко эмоциональные и одновременно декоративные

Рассмотрите и сравните два натюрморта. Каждое произведение рассказывает о том времени, когда оно было создано. Есть ли нечто общее у этих произведений?

На натюрмортах изображены простые обыденные вещи и незатейливые плоды. Оба натюрморта отличает простота и лаконичность композиции

Заметили ли вы разницу в изображении предметов? В чем она?

Клас детально воспроизводит предметы, строго выдерживает перспективу и светотени, использует мягкие тона. Сезанн представляет нам картину как бы с разных точек зрения, использует четкий контур, чтобы подчеркнуть объем предмета, и яркие насыщенные краски. Смятая скатерть выглядит не такой мягкой, как у Класа, а скорее играет роль фона и придает резкость композиции

Придумайте и запишите воображаемую беседу голландского художника П. Класа и французского живописца П. Сезанна, в которой они говорили бы о своих натюрмортах. За что они хвалили бы друг друга? Что подвергли бы критике эти два мастера натюрморта?

К.: «Я использовал свет, воздушную среду и единый тон чтобы выразить единство предметного мира и окружающей среды»

С.: «Мой метод — это ненависть к фантастическому образу. Я пишу только правду и хочу поразить Париж с помощью моркови и яблока»

К.: «Мне кажется, вы недостаточно детально и неправильно изображаете предметы»

С.: «Художник не должен быть чересчур скрупулезным, или чересчур искренним, или чересчур зависимым от натуры; художник является в большей или меньшей степени хозяином своей модели, а главным образом — своих средств выражения»

К.: «Но мне нравится ваша работа с цветом, я тоже считаю это важнейшим элементом живописи»

С.: «Цвет — это та точка, где наш мозг соприкасается со вселенной»

Оноре де Бальзак

«Евгения Гранде»

Евгения Гранде считалась самой завидной невестой в Сомюре. Отец её, простой бочар, разбогател во времена Революции, скупив за бесценок конфискованные церковные владения — лучшие в Сомюрском округе виноградники и несколько ферм. При Консульстве он был избран мэром, а во времена Империи его уже именовали только господином Гранде — впрочем, за глаза фамильярно звали «папашей». Никто не знал в точности, какими капиталами располагает бывший бочар, однако люди сообразительные поговаривали, что у папаши Гранде верных шесть-семь миллионов франков. Только два человека могли бы это подтвердить, но нотариус Крюшо и банкир де Грассен умели держать язык за зубами. Однако оба так откровенно лебезили перед Гранде, что город Сомюр преисполнился к старику глубочайшим уважением. Нотариус при поддержке многочисленной родни домогался руки Евгении для племянника — председателя суда первой инстанции. В свою очередь, жена банкира де Грассена ловко интриговала, надеясь женить на богатой наследнице сына Адольфа.

Сомюрцы с интересом следили за битвой титанов и гадали, кому же достанется лакомый кусок. Некоторые, правда, утверждали, будто старик собирается выдать дочь за племянника — сына Гийома Гранде, нажившего миллионное состояние на оптовой торговле вином и обосновавшегося в Париже. Крюшотинцы и грассенисты дружно это опровергали, заявляя, что парижский Гранде метит для сына куда выше и вполне может породниться с каким-нибудь «герцогом милостью Наполеона». В начале 1819 г. папаша Гранде с помощью семейства Крюшо приобрёл великолепное имение маркиза де Фруафона. Но это обстоятельство отнюдь не изменило привычный образ жизни старика: он по-прежнему жил в своём ветхом доме вместе с женой, дочерью и единственной служанкой Нанетой, прозванной Громадина за высокий рост и мужеподобную внешность. Тридцать пять лет назад папаша Гранде пригрел нищую крестьянскую девушку, которую гнали от всех дверей, — и с той поры Нанета за крохотное жалованье исполняла любую работу, неустанно благословляя хозяина за доброту. Впрочем, и Евгения с матерью целыми днями просиживали за рукоделием, и старый скряга выдавал им свечи по счету.

Событие, перевернувшее жизнь Евгении Гранде, произошло в первой половине октября 1819 г., в день её рождения. По случаю праздника папаша Гранде разрешил затопить камин, хотя ноябрь ещё не наступил, и преподнёс дочери обычный подарок — золотую монету. На памятный всем сомюрцам ужин явились готовые к решительной схватке Крюшо и де Грассены. В разгар партии в лото раздался стук в дверь, и перед изумлёнными провинциалами предстал сын парижского миллионера Шарль Гранде. Вручив дяде письмо от отца, он стал осматриваться, явно поражённый скудостью стола и обстановки. Все убеждало молодого человека в том, что сомюрская родня прозябает в бедности — ошибка, которая станет для Евгении роковой. В двадцать три года эта робкая чистая девушка не ведала ни о богатстве своём, ни о красоте. Прелестный изящный кузен показался ей пришельцем из другого мира. В сердце её пробудилось ещё смутное чувство, и она упросила Нанету затопить камин в спальне Шарля — неслыханная в этом доме роскошь.

Парижский Гранде в предсмертном письме известил брата о своём банкротстве и намерении застрелиться, умоляя только об одном — позаботиться о Шарле. Бедный мальчик избалован любовью родных и обласкан вниманием света — он не снесёт позора и нищеты. Утром в Сомюре уже все знали о самоубийстве Гийома Гранде. Старый скряга с грубой прямотой сообщил племяннику страшную весть, и нежный юноша не смог удержаться от рыданий. Евгения прониклась к нему таким состраданием, что даже кроткая госпожа Гранде сочла нужным предостеречь дочь, ибо от жалости до любви только один шаг. А Шарля до глубины души растрогало искреннее участие тётки и кузины — он хорошо знал, с каким равнодушным презрением встретился бы в Париже.

Наслушавшись разговоров о банкротстве дяди и прочитав украдкой письма Шарля, Евгения впервые задумалась о деньгах. Она поняла, что отец мог бы помочь кузену, но старый скряга пришёл в ярость при одном лишь предположении, что придётся раскошелиться ради жалкого мальчишки. Однако вскоре папаша Гранде смягчился: все-таки здесь было затронуто доброе имя семьи, да и с заносчивыми парижанами следовало поквитаться. Банкир де Грассен отправился в столицу, чтобы заняться ликвидацией прогоревшей фирмы, а заодно вложить сбережения старика в государственную ренту. Сомюрцы до небес превозносили папашу Гранде — такого великодушия от него никто не ожидал.

Тем временем Евгения упросила Шарля принять в дар её сбережения — золотые монеты на сумму примерно в шесть тысяч франков. В свою очередь Шарль вручил ей на сохранение золотой несессер с портретами отца и матери. Для обоих молодых людей наступила весна любви: они поклялись друг другу в верности до гроба и скрепили свой обет целомудренным поцелуем. Вскоре Шарль отправился в Ост-Индию в надежде обрести богатство. А мать с дочерью с трепетом стали ждать Нового года: старик имел обыкновение любоваться по праздникам золотыми монетами Евгении. Произошла ужасающая сцена: папаша Гранде едва не проклял дочь и приказал держать её в заточении на хлебе и воде. Этого не могла снести даже забитая госпожа Гранде: впервые в жизни она осмелилась перечить мужу, а затем слегла с горя. Евгения стоически переносила отцовскую немилость, находя утешение в своей любви. Лишь когда жене стало совсем худо, папаша Гранде сменил гнев на милость — нотариус Крюшо объяснил ему, что Евгения может потребовать раздела наследства после смерти матери. К великой радости больной, отец торжественно простил дочь. Но тут на глаза ему попался ларец Шарля, и старый скряга решил отодрать золотые пластинки на переплавку — лишь угроза Евгении покончить с собой остановила его. Для умирающей это оказалось последним ударом — она угасла в октябре 1822 г., сожалея только о дочери, оставленной на растерзание жестокому миру. После её кончины Евгения безропотно подписала отказ от наследства.

Следующие пять лет ничем не изменили однообразного существования Евгении. Правда, партия грассенистов потерпела полный крах; приехав в Париж по делам Гранде, банкир пустился в разгул, и его жене пришлось отказаться от планов женить Адольфа на Евгении. Папаша Гранде путём ловких махинаций с векселями брата сократил сумму долга с четырёх миллионов до миллиона двухсот тысяч. Чувствуя приближение смерти, старик начал знакомить дочь с делами и привил ей свои понятия о скупости. В конце 1827 г. он скончался в возрасте восьмидесяти двух лет. К этому моменту Шарль Гранде уже вернулся во Францию. Чувствительный юноша превратился в прожжённого дельца, разбогатевшего на работорговле. О Евгении он почти не вспоминал. Лишь в августе 1828 г. она получила от него первое письмо, к которому был приложен чек. Отныне Шарль считал себя свободным от всех детских клятв и извещал кузину о том, что хочет жениться на мадемуазель д’Обрион, которая гораздо больше подходит ему по возрасту и положению.

Уже этого письма было достаточно, чтобы сокрушить все надежды Евгении. Масла в огонь подлила пылавшая жаждой мести госпожа де Грассен: Евгения узнала от неё, что кузен давно в Париже, но до свадьбы ещё далеко — маркиз д’Обрион никогда не отдаст дочь за сына несостоятельного должника, а Шарль оказался настолько глуп, что не пожелал расстаться с тремя тысячами франков, которые вполне удовлетворили бы оставшихся кредиторов. Вечером того же дня Евгения согласилась выйти за председателя Крюшо и попросила его немедленно выехать в Париж — она желала расплатиться по всем долговым обязательствам дяди вместе с процентами и ассигновала на эти цели два миллиона. Вручив Шарлю акт об удовлетворении финансовых претензий, председатель не отказал себе в удовольствии щёлкнуть по носу глупого честолюбца: он сообщил, что женится на мадемуазель Гранде — обладательнице семнадцати миллионов.

Памятуя об условиях брачного контракта, господин Крюшо всегда выказывал величайшее уважение жене, хотя в душе горячо желал её смерти. Но всевидящий Господь вскоре прибрал его самого — Евгения овдовела в тридцать шесть лет. Несмотря на своё огромное богатство, она живёт по распорядку, заведённому отцом, хотя, в отличие от него, щедро жертвует на богоугодные дела. В Сомюре поговаривают о новом её замужестве — богатую вдову всячески обхаживает маркиз де Фруафон.

Евгения Гранде - одна из самых богатых невест Сомюара. Выросла в семье разбогатевшего в период Революции бочара. Во времена Консульства он был мэром, а позже при Империи стал господином Гранде с фамильярным прозвищем «папаша». Многие в городе обсуждали размер истинного капитала Гранде, но никто не мог знать его точное количество.

Одним из главных претендентов на руку и сердце молодой Евгении был городской нотариус, который хотел свести завидную невесту со своим племянником, работающим в суде председателем. Также мечтала о богатой невестке и жена банкира де Грассена.

Тема о выданье Евгении замуж была самой популярной в городе. Спор заключался между несколькими одновременно женихами. По разговорам в число этих счастливцев мог войти и племянник - сын Гийома Гранде.

В 1819 году папаша Гранде стал обладателем имения маркиза де Фруафона, но место жительства менять не стал. Помимо жены и дочери в доме бывшего бочара жила служанка Нанета, которая выполняла любую прихоть своего хозяина за гроши.

В день рождения Евгении произошло событие, которое стало в ее жизни решающим. Праздник начался с разрешения отца Гранде растопить в доме камин (невиданная роскошь). Затем Евгения получила подарок – золотую монету. В гости пришли Крюшо и де Грассены. Праздничную суету остановил приход сына миллионера из Парижа Шарля Гранде с письмом в руках от отца-банкрота, который грозился застрелиться и просил позаботиться о сыне. Скудно накрытый стол и обстановка в доме создало у юноши представление о бедности родственников. Кузине же парень показался необычным человеком – очень странным и в то же время интригующим.

Утром Гийом Гранде застрелился. Его сын был в не себя от горя. Евгении было очень жаль Шарля и в ее душе появились новые для нее чувства – нежности, тепла и сострадания. Парень был удивлен доброму вниманию со стороны девушки и его тетки.

Растроганная Евгения уговорила своего отца материально помочь осиротевшему кузену. Папаша Гранде эту идею изначально встретил с возмущением, но после успокоился и на удивление всем жителям города занялся делами фирмы застрелившегося брата.

Кузина вручила Шарлю в качестве подарка свои золотые монеты, а тот отдал ей на сбережение свой золотой несессер с изображением отца и матери. Между молодыми людьми родилась любовь. Позже парень уехал в Ост-Индию заработать денег, а девушка ждала его дома. Наступил праздник Нового года, в процессе которого в семье произошел скандал из-за отданных Евгенией золотых монет Шарлю. Отец не на шутку разозлился, и впервые за дочь вступилась госпожа Гранде. Когда же жена заболела, папаша смиловался над девочкой, побаиваясь требования Евгении о разделе наследства в случае смерти матери.

Госпожа скончалась в октябре 1822 года. Евгения отказалась от наследства и ее следующие пять лет были полны однообразия и скучности. Со временем отец решил вовлечь девушку в свои деловые операции. Евгения была удивлена увиденными цифрами. Ведь ранее ей казалось, что семья нуждается в деньгах.

В 1827 году отец Гранде умер. Вернулся домой Шарль, но Евгения была ему уже неинтересна. В письме он рассказал ей о своих намереньях жениться на другой женщине, которая, как ему казалось, была богаче кузины.

Евгения вышла замуж за председателя Крюшо, который был безмерно счастлив получить такую выгодную партию, не испытывая к ней ни малейших чувств любви. Вскоре Евгения овдовела. Жила она в богатстве, но по строго заведенными отцом порядками. Появляется в ее жизни и новый ухажер - маркиз де Фруафон.

Сочинения

«Когда вы будете нуждаться во мне, но не будете хотеть меня рядом — я буду с вами, но когда вы будете хотеть, чтобы я была с Вами, и будете нуждаться во мне — я у Любовь и одиночество в судьбе Евгении Гранде (по роману О. де Бальзака) Анализ романа Бальзака «Евгения Гранде»