Эволюция евгения онегина на страницах одноименного романа.  духовная эволюция евгения онегина

Пушкин, в своем романе « », одним из первых поэтов того времени смог открыть перед читателями истинные черты характера людей его эпохи. Автор замечает, что образованные и воспитанные люди чувствуют себя одинокими в светском обществе и стремятся убежать от него подальше. А почему так происходит? Да, потому что большинство людей молодого и прогрессирующего поколения совершенно потеряли культурные и духовные интересы, они следуют и подражают европейской жизни, не понимая зачем.

Именно стал тем героем романа, который испытал на себе скуку окружающего общества. Ему надоели светские встречи и балы. Он стремится убежать от наигранной жизни. Пушкин в мельчайших подробностях описывает нам характер и нрав Евгения. Иногда, мне кажется, что в своем персонаже Пушкин раскрывает часть себя.

Первая глава повествует нам о светской жизни молодого человека. Он значительно выделялся на фоне других людей. Он отличался воспитанием, образованием и холодным умом. Поэтому, ему становится неловко от такой бессмысленной жизни. Онегин решает заняться чем-то полезным и уехать в деревню.

Там, он знакомится с другим, достаточно ярким персонажем – . Он был совершенной противоположностью Онегина. Именно такой контраст черт характера главных героев, помогает читателям лучше понять образы молодых людей.

Глядя на Ленского, Евгений вспоминает свои былые времена, когда он также восхищался окружающей красотой, когда он также любил. Но, светское общество перевернуло его внутренний мир. Он становится циничным и твердым.

В последствие, Онегин не смог противостоять окружающим обстоятельствам и стал убийцей лучшего друга. Этот поступок навсегда отпечатался в его душе. Это событие заставляет Евгения бежать из деревни. Он странствует по родным краям, но не может найти себе применения.

С развитием сюжета, мы видим уже совершенно другого Онегина – он вырос и стал богаче в духовном плане. Любовный отказ Татьяны наносит ему еще один жизненный удар.

Онегин смог вырваться из светского общества в тишину и покой. Но, и там он не смог обрести душевное равновесие. Даже дружба и любовь не смогли сделать из него другого человека. Его сложившиеся устои не дали молодому человеку развиваться в положительном направлении. Он отверг любовь, дабы быть свободным и вольным. Он убил друга, чтобы не идти против мнения общества. Все эти события привели главного героя к душевной пустоте. Он так и не смог стать полезным и нужным, как желал того ранее.

Истоки характера и духовная эволюция Онегина в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Роман "Евгений Онегин" создавался Пушкиным в течение 8 лет (с 1823 по 1831). Если первые главы романа были написаны молодым поэтом, почти юношей, то заключительные главы писал уже человек с немалым жизненным опытом. Это "взросление" поэта отражено в романе.

Главный герой - Евгений Онегин - так же как и сам поэт взрослеет, умнеет, набирается жизненного опыта, теряет друзей, заблуждается, страдает. Как же показаны этапы жизни героя в произведении?

Главный герой романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» - дворянин, аристократ. Он непосредственно связан с современностью, с реальными обстоятельствами русской действительности и с людьми 1820-х годов. Онегин – знаком с Автором и с некоторыми из его друзей. Но у главного героя нет прототипов. Это позволяет Пушкину оградить его от однозначных характеристик.

Образ Онегина – сложный, противоречивый. Это личность с новыми запросами к миру, к самому себе. Герой ищет смысл в жизни, думает о назначении человека, проходит путь исканий, ошибок. Читатель знакомится с Онегиным, когда тому исполнилось 26 лет. Он еще молод, но уже устал от жизни. Чтобы объяснить причины душевного разочарования героя, Пушкин описывает его детство и юношеские годы, отмечает факторы, которые повлияли на формирование характера. Это принадлежность к высшему слою дворянства, обычное для того круга воспитание, обучение, первые шаги в свете, опыт «однообразной и пестрой» жизни в течение восьми лет. Жизнь «свободного» дворянина не обремененного службой, - беззаботная, насыщенная развлечениями и любовными романами, - укладывается в один утомительно длинный день.

Проснется за полночь, и снова

До утра жизнь его готова,

Однообразна и пестра.

И завтра то же, что вчера.

Онегин в ранней юности – «забав и роскоши дитя». Героя раздражает однообразие. Онегин не знает, чем заняться, на что употребить силы и способности. Образ жизни его таков, что герой освобожден от труда и обречен на безделье. Большинство дворян принимали такую жизнь и не томились ею. Человеческая значительность Онегина проявилась как раз в том, что он не был удовлетворен ни своей жизнью, ни собой. Он не был счастлив:

Нет: рано чувства в нем остыли;

Ему наскучил света шум;

Красавицы недолго были

Предмет его привычных дум…

Онегин почувствовал себя лишним в великосветских гостиных. Герой узнал свет и не принял его лицемерную мораль. Его душа ждала иных отношений, чем те, на которых держалось общество. Ему было:

Несносно видеть пред собою

Одних обедов длинный ряд,

Глядеть на жизнь как на обряд

И вслед за чинною толпою

Идти, не разделяя с ней

Ни общих мнений, ни страстей.

Характер Онегина в романе показан в развитии, в движении. Отказавшись от шумного света, он стал писать и читать, но вскоре бросил и то, и другое, потому что «упорный труд ему был тошен». Он слишком долго жил в праздности, на всем готовом. Онегин стал затворником. Такое поведение – его необъявленный вызов свету и обществу деревенских помещиков. В деревне герой даже попытался «порядок новый учредить», заменив барщину «оброком легким». Свое недовольство светом герой распространяет на жизнь вообще. Он перестал жить чувствами, потерял веру в них, и душа его охладела.

Мечтам и годам нет возврата;

Не обновлю души моей.

Своим равнодушием Онегин нанес сердечную рану ТатьянеОнегин – эгоист, холодный, рассудочный человек. Поэтому он не выдержал испытания любовью и дружбой. Убийство Ленского ему нельзя простить. Недаром автор, комментируя состояние Онегина перед дуэлью, горько замечает:

Он мог бы чувства обнаружить,

А не щетиниться, как зверь.

Причиной трагедии стала его неспособность жить жизнью чувства. Дуэль – следствие равнодушия и боязни злого языка «старого дуэлиста» Зарецкого и соседей-помещиков. Онегин стал пленником своего старого кумира – «общественного мненья». После убийства Ленского Онегиным овладела «тоска сердечных угрызений». Только потрясение смогло изменить его.

В восьмой главе Пушкин показал новый этап в духовном развитии Онегина. Встретив Татьяну в Петербурге, Онегин совершенно преобразился. В нем ничего не осталось от прежнего холодного и рассудочного человека. Онегин, «как дитя», влюблен в Татьяну:

…К ее крыльцу, стеклянным сеням

Он подъезжает каждый день;

За ней он гонится как тень…

Онегин впервые испытал настоящее чувство, но оно обернулось новой любовной драмой: теперь уже Татьяна не смогла ответить на его любовь:

Я вышла замуж. Вы должны,

Я вас прошу, меня оставить…

И это именно тогда, когда Онегин стал жить чувствами, когда обрел идеал, снова начал читать и читал уже «духовными глазами».

Онегин – особый человеческий тип, впервые выведенный в русской литературе – «лишний человек».

В финале романа Пушкин оставляет героя на распутье. Однако можно предположить, что Онегин дорог автору способностью к поиску духовных ценностей, готовностью к действию, поступку.

Роман - это большое по объему произведение о судьбе конкретного человека. А. С. Пушкин различ­ными способами раскрывает характер главного ге­роя, Евгения Онегина: через внутренний монолог, портрет, поступки, отношение к окружающим. Собы­тия, происходящие в романе, охватывают большой период времени (в начале романа Онегину восемна­дцать лет, в конце - двадцать шесть). Автор показы­вает эволюцию героя. Читатель видит изменения, произошедшие в Онегине. В первой главе это избало­ванный молодой человек, который «острижен по по­следней моде, как dandy лондонский одет», «ученый малый, но педант», праздно, в бесконечных развлече­ниях убивающий время. Еще совсем юный, он уже мастерски играет чувствами:

Как рано мог он лицемерить,

Таить надежду, ревновать,

Разуверять, заставить верить,

Казаться мрачным, изнывать,

Являться гордым и послушным,

Внимательным иль равнодушным!

Как томно был он молчалив,

Как пламенно красноречив,

В сердечных письмах как небрежен!

Одним дыша, одно любя,

Как он умел забыть себя!

Как взор его был быстр и нежен,

Стыдлив и дерзок, а порой

Блистал послушною слезой!

Список его «умений» можно продолжать и продол­жать. Однако никаким полезным делом юноша так и не занялся («Зевая, за перо взялся, Хотел писать - но труд упорный Ему был тошен; ничего Не вышло из пера его...»). «Молодой повеса» - такое (очень удач­ное) определение дает герою автор. Но самое страшное в том, что, пресытившись светской жизнью, познав ее законы, Онегин утрачивает способность искренне лю­бить, сопереживать другим. Очень ярко героя харак­теризует его внутренний монолог в самом начале ро­мана, когда он едет в деревню к умирающему дяде:

Но, боже мой, какая скука,

С больным сидеть и день и ночь,

Не отходя ни шагу прочь!

Какое низкое коварство

Полуживого забавлять,

Ему подушки поправлять,

Печально подносить лекарство,

Вздыхать и думать про себя:

Когда же черт возьмет тебя!

Ни капли сострадания к родственнику, он едет, чтобы получить наследство: И уж заранее зевал, Приготовляясь, денег ради, На вздохи, скуку и обман...

Деревня уже через два дня тоже наскучила Евге­нию. Поддавшись на уговоры Ленского, своего «от де­лать нечего» друга, Онегин знакомится с семьей Ла­риных. Татьяна Ларина привлекла его внимание, но не более того. Любовь провинциальной девушки вы­зывает у него лишь желание прочитать ей «пропо­ведь» о том, что он ей не подходит в качестве мужа и что Татьяна должна научиться «властвовать собою», ведь «к беде неопытность ведет».

Проверку дружбой Онегин также не выдерживает: решив отомстить Ленскому за испытанное раздраже­ние при виде многочисленных гостей на именинах Тани, он начинает ухаживать за Ольгой, спровоциро­вав дуэль с Ленским. Эту дуэль Онегин мог бы предот­вратить (тем более что он понимает свою неправоту), но страх перед общественным мнением сильнее, чем угрызения совести.

Онегин вынужден покинуть деревню («Оставил он свое селенье, Лесов и нив уединенье, Где окровавлен­ная тень Ему являлась каждый день...»). Он отправля­ется путешествовать.

В восьмой главе мы вновь встречаемся с нашим ге­роем. Прошло несколько лет, он, как и прежде, оди­нок, не найдя занятия по душе («Томясь в бездейст­вии досуга Без Службы, без жены, без дел, Ничем за­няться не умел»), приезжает в Петербург. Увидев Татьяну на балу в новом качестве, в образе «законода­тельницы зал», Онегин поражен и... влюбляется. Те­перь уже он страдает, с нетерпением ждет встречи с ней, мучим ревностью. Во всем остальном наш герой не изменился, но автор показывает, что Онегин по-на­стоящему любит! Что стоят строки из его письма:

Нет, поминутно видеть вас,

Повсюду следовать за вами,

Улыбку уст, движенье глаз

Ловить влюбленными глазами,

Внимать вам долго, понимать

Душой все ваше совершенство,

Пред вами в муках замирать,

Бледнеть и гаснуть... вот блаженство!

Критик Д. И. Писарев, однако, считает, что Оне­гин, объясняясь в любви Татьяне, «добивается только интрижки». Об этом же говорит и сама Татьяна при последней встрече с ним:

Что ж ныне

Меня преследуете вы?

Зачем у вас я на" примете?

Не потому ль, что в высшем свете

Теперь являться я должна;

Что я богата и знатна,

Что муж в сраженьях изувечен,

Что нас за то ласкает двор?

Не потому ль, что мой позор

Теперь бы всеми был замечен

И мог бы в обществе принесть

Вам соблазнительную честь?

Но я согласен с мнением В. Г. Белинского, который считает, что Онегин испытывает к Татьяне «страсть сильную и глубокую». Письмо, написанное Татьяне, говорит о том, что его автор перестал быть скептиком и начинает чувствовать.

Роман — это большое по объему произведение о судьбе конкретного человека . А. С. Пушкин различ-ными способами раскрывает характер главного ге-роя, Евгения Онегина: через внутренний монолог, портрет, поступки, отношение к окружающим. Собы-тия, происходящие в романе, охватывают большой период времени (в начале романа Онегину восемна-дцать лет , в конце — двадцать шесть). Автор показы-вает эволюцию героя. Читатель видит изменения, произошедшие в Онегине. В первой главе это избало-ванный молодой человек, который «острижен по по-следней моде, как dandy лондонский одет», «ученый малый, но педант», праздно, в бесконечных развлече-ниях убивающий время. Еще совсем юный, он уже мастерски играет чувствами:

Как рано мог он лицемерить, Таить надежду, ревновать, Разуверять, заставить верить, Казаться мрачным, изнывать, Являться гордым и послушным, Внимательным иль равнодушным! Как томно был он молчалив, Как пламенно красноречив, В сердечных письмах как небрежен! Одним дыша, одно любя, Как он умел забыть себя! Как взор его был быстр и нежен, Стыдлив и дерзок, а порой Блистал послушною слезой!

Список его «умений» можно продолжать и продол-жать. Однако никаким полезным делом юноша так и не занялся («Зевая, за перо взялся, Хотел писать — но труд упорный Ему был тошен; ничего Не вышло из пера его...»). «Молодой повеса» — такое (очень удач-ное) определение дает герою автор. Но самое страшное в том, что, пресытившись светской жизнью, познав ее законы, Онегин утрачивает способность искренне лю-бить, сопереживать другим. Очень ярко героя харак-теризует его внутренний монолог в самом начале ро-мана, когда он едет в деревню к умирающему дяде:

Но, боже мой, какая скука, С больным сидеть и день и ночь, Не отходя ни шагу прочь! Какое низкое коварство Полуживого забавлять, Ему подушки поправлять, Печально подносить лекарство, Вздыхать и думать про себя: Когда же черт возьмет тебя!

Ни капли сострадания к родственнику, он едет, чтобы получить наследство: И уж заранее зевал, Приготовляясь, денег ради, На вздохи, скуку и обман...

Деревня уже через два дня тоже наскучила Евге-нию. Поддавшись на уговоры Ленского, своего «от де-лать нечего» друга, Онегин знакомится с семьей Ла-риных. Татьяна Ларина привлекла его внимание, но не более того. Любовь провинциальной девушки вы-зывает у него лишь желание прочитать ей «пропо-ведь» о том, что он ей не подходит в качестве мужа и что Татьяна должна научиться «властвовать собою», ведь «к беде неопытность ведет».

Проверку дружбой Онегин также не выдерживает: решив отомстить Ленскому за испытанное раздраже-ние при виде многочисленных гостей на именинах Тани, он начинает ухаживать за Ольгой, спровоциро-вав дуэль с Ленским. Эту дуэль Онегин мог бы предот-вратить (тем более что он понимает свою неправоту), но страх перед общественным мнением сильнее, чем угрызения совести.

Онегин вынужден покинуть деревню («Оставил он свое селенье, Лесов и нив уединенье, Где окровавлен-ная тень Ему являлась каждый день...»). Он отправля-ется путешествовать.

В восьмой главе мы вновь встречаемся с нашим ге-роем. Прошло несколько лет, он, как и прежде, оди-нок, не найдя занятия по душе («Томясь в бездейст-вии досуга Без Службы, без жены, без дел, Ничем за-няться не умел»), приезжает в Петербург. Увидев Татьяну на балу в новом качестве, в образе «законода-тельницы зал», Онегин поражен и... влюбляется. Те-перь уже он страдает, с нетерпением ждет встречи с ней, мучим ревностью. Во всем остальном наш герой не изменился, но автор показывает, что Онегин по-на-стоящему любит! Что стоят строки из его письма:

Нет, поминутно видеть вас, Повсюду следовать за вами, Улыбку уст, движенье глаз Ловить влюбленными глазами, Внимать вам долго, понимать Душой все ваше совершенство, Пред вами в муках замирать, Бледнеть и гаснуть... вот блаженство!

Критик Д. И. Писарев , однако, считает, что Оне-гин, объясняясь в любви Татьяне, «добивается только интрижки». Об этом же говорит и сама Татьяна при последней встрече с ним:

Что ж ныне

Меня преследуете вы? Зачем у вас я на" примете? Не потому ль, что в высшем свете Теперь являться я должна; Что я богата и знатна, Что муж в сраженьях изувечен, Что нас за то ласкает двор? Не потому ль, что мой позор Теперь бы всеми был замечен И мог бы в обществе принесть Вам соблазнительную честь?

Но я согласен с мнением В. Г. Белинского, который считает, что Онегин испытывает к Татьяне «страсть сильную и глубокую». Письмо, написанное Татьяне, говорит о том, что его автор перестал быть скептиком и начинает чувствовать.

В творчестве Пушкина впервые находит исчерпывающее решение проблема развития характера. В его романе “Евгений Онегин” действительно развивается характер не только главного героя, но и ряда других героев. Пушкин был убежден в том, что человек не остается неизменным даже тогда, когда оказалась застывшей окружающая среда. В романе совершается постоянный круговорот одних и тех же ситуаций, вечно повторяются сцена за сценой. Такое состояние и является признаком общей неподвижности, неизменности, эастылости социальной среды.

Знаменательную главу в поэзии и во всей русской культуре открывает главный герой романа “Евгений Онегин”. За ним последовала целая плеяда героев литературных произведений, признанных впоследствии “лишними людьми”: лермонтовский Печорин, тургеневский Рудин и еще многие другие, менее значительные персонажи, воплощающие целый пласт, эпоху в социально-духовном развитии русского общества. Пушкин проследил истоки этого явления: в поверхностном воспитании, в беспорядочно и подражательно воспринятой европейской культуре, в отсутствии духовных и общественных интересов, в наполненном условностями и предрассудками укладе дворянской жизни, в привычке к праздности и неприспособленности к систематическому труду. Это незаурядные, возвышающиеся над средним уровнем личности, критически воспринимающие действительность, мучительно ищущие смысл жизни и свое предназначение в ней, разочарованные и душевно опустошенные, люди, не находящие применения своим недюжинным способностям, неизбежно переживающие личную драму.

Конечно, любые приобретения даются ценой утрат. Нельзя приобрести свободу, даже такую ограниченную, какой добился Онегин, не рассчитавшись сполна за нее. Герою пришлось многим пожертвовать: юношеской непосредственностью, молодым задором, былой энергией, полнотой сил, увлеченностью, с которой он хватался за новые роли. “Рано чувства в нем остыли”, - отметил Пушкин.

Но иллюзорная свобода оказалась не единственным приобретением героя. Онегин стал обладать зрелостью мысли, проницательностью, трезвостью в оценке собственного поведения. Он научился следовать нравственным велениям. В известной мере Онегин раскрепостил себя от гнета светских обычаев и мнений, обособился от лощеной и безнравственной толпы дворян. Он приобрел уверенность в собственной правоте, по крайней мере, насчет света. Из всего этого можно сделать вывод о том, что он поднялся над дворянским обществом - как столичным, так и провинциальным. И поднялся, прежде всего, в духовном плане, ведь он осознал идейное, культурное и нравственное его убожество.

Таким образом, характер Онегина в романе предстал в развитии. И главным способом изображения этого процесса развития оказался не рассказ автора, а показ ролей, исполняемых Онегиным.

Большинство из них - в прошлом, в предыстории, до начала сюжетного действия. Но без такой предыстории вряд ли можно было показать самое главное в развитии характера - его направленность. Когда эта направленность развития Онегина уже обозначилась, тогда герой романа получил ту видимую независимость от автора, которая удивляла Пушкина. Онегин так и не пошел к декабристам, а Татьяна взяла и вышла замуж; более того, она стала принципиально верной женой в этом неверном свете и отказала человеку, которого любила и продолжает любить.

По Пушкину, у героев современных европейских романов о разочарованном молодом человеке - “безнравственная душа”. К Онегину же эта оценка полностью не приложима. О нем никак нельзя сказать, что он человек с безнравственной душой. В истории отношений Онегина и Татьяны Пушкин показал “души прямое благородство” героя. Убийство Онегиным Ленского на дуэли также нельзя безоговорочно назвать безнравственным, потому что по понятиям того времени дуэль - узаконенный в дворянском обществе способ защиты чести. Для него принять дуэль или отказаться было не мелочью, а главным вопросом, ведь речь шла о том, останется ли он в дворянском обществе, будет ли он по-прежнему “своим” в этой среде или подвергнется отлучению. Об Онегине нельзя сказать, что он - безнадежный эгоист. В глубине души он не чужд доброжелательности и отзывчивости к людям.

Главный герой романа - личность сложная и глубоко противоречивая. Это особенно ощутимо, когда читатель обращается к тем строфам, в которых рассказывается о том, что Татьяна, пытаясь лучше понять Онегина, изучает его пометы на полях любимых книг. Татьяна размышляет, что же представляет собой Онегин. Она почувствовала его странности, уловила сложное переплетение в характере героя противоречивых свойств (Онегин - “создание ада или небес?”) Она пытается решить, чего же в нем больше: доброго или злого?

Онегин, начавший преодолевать под влиянием жизненного опыта (дуэль, путешествие) свой эгоистический подход к людям, взволнован встречей с Татьяной. В своем запоздалом чувстве одинокий и страдающий герой надеется на возрождение к жизни. Он действительно преображается.

Несмотря на ироничность авторской оценки неглубокого уровня образованности героя, как и представлений света об этом уровне: “Чего ж вам больше? Свет решил, что он умен и очень мил”, - Пушкин воздает должное его достаточно высокому интеллектуальному уровню, кругу его интересов. Образ жизни Онегина типичен для молодой столичной аристократии: балы, рестораны, театры, прогулки по Невскому, любовные приключения - полный набор удовольствий, составляющий обывательское представление о счастливой, беззаботной жизни.

Евгений был достаточно самокритичен, взыскателен к себе, чтобы не сознавать искусственность, наигранность своего поведения.

Как рано мог он лицемерить,

Таить надежду, ревновать,

Разуверять, заставить верить,

Казаться мрачным, изнывать…

Не мог мириться Онегин и с отупляющим образом жизни.

Проснется за полдень, и снова

До утра жизнь его готова,

Однообразна и пестра.

Нет; рано чувства в нем остыли;

Ему наскучил света шум;

Красавицы не долго были

Предмет его привычных дум;

Измены утомить успели;

Друзья и дружба надоели…

Такая жизнь и равнодушие ко всему не дали ему удовлетворения. Свое счастье и спасение Онегин ищет в любви:

Нет, поминутно видеть вас,

Повсюду следовать за вами,

Улыбку уст, движенье глаз

Ловить влюбленными глазами,

Внимать вам долго, понимать

Душой все ваше совершенство,

Пред вами в муках замирать,

Бледнеть и гаснуть… вот блаженство!

Снисходительность и великодушие, прямота и честность Онегина соседствуют в то же время с нерешительностью и даже жестокостью. “Науку страсти нежной, которую воспел Назон… в чем он истинный был гений” он благородно не принимает, а от настоящей любви, требующей огромного напряжения душевных сил, с боязнью отрекается.

Гибель Ленского на дуэли, спровоцированной эгоистичным стремлением Онегина досадить своему другу, сбросила завесу с еще одной слабости Евгения - живучести светских условностей, ложных представлений о дворянской чести. Условностей, которые он так глубоко презирал и от которых бежал из Петербурга. Онегин по собственному желанию отказался от чувства, которое могло бы украсить его жизнь - от любви, а теперь лишился единственного, искреннего и доверчивого друга. Два самых близких и дорогих ему человека из-за непобедимой душевной холодности и неспособности переступить во имя высокого через незначительное, второстепенное были им отвергнуты.

В его душу вносит смятение признание Татьяны во время последней встречи: “Я вас люблю (к чему лукавить?)”. “В минуту, злую для него” автор оставляет Онегина. И эта концовка не - случайна. Автор выражает уверенность в том, что от конкретных социально-исторических условий будет зависеть не только дальнейшая эволюция Онегиных, но и характер этой эволюции.