Феликс мендельсон произведение в 4 частях. Якоб Людвиг Феликс Мендельсон. Нежный гений. Начало дирижерской карьеры

Его успех у современников был поистине безграничен: ни один из композиторов XIX столетия не получал столько любви и почитания, как он. Шуман называл его «Моцартом девятнадцатого века». Его талантом восхищались Лист и Шопен. Английская королева Виктория считала его музыку несравненной. И хотя в наши дни отношение к творчеству Мендельсона уже не столь безудержно восторженное, с немыслимой популярностью его «Свадебного марша» по-прежнему не может сравниться ни один «хит» прошлого или настоящего.

Феликс Мендельсон появился на свет 3 февраля 1809 года в Гамбурге. Дед его был известным еврейским философом и просветителем, работы которого переводились на многие языки и даже принесли ему прозвище «немецкого Сократа». Отец был основателем крупного и процветающего банкирского дома. Человек либеральных взглядов, он решил приобрести для своих детей то, что великий Гейне именовал «входным билетом в европейскую культуру» - свидетельство о крещении. В 1816 году семилетний Феликс, все его сёстры и младший брат были крещены в одной из церквей Берлина по реформатскому обряду. Позднее и старший Мендельсон также перешёл в новое вероисповедание. К своей фамилии он прибавил вторую - Бартольди. С тех пор он и его дети официально именовались Мендельсонами-Бартольди.

Мать будущего композитора была разносторонне образована и очень музыкальна, она также неплохо рисовала, владела французским, английским, итальянским и даже древнегреческим языками, читая в подлиннике Гомера.

Мальчик рос в атмосфере любви и заботы. С первых дней жизни ему улыбалось счастье, словно оправдывая его имя, ведь Феликс означает - «счастливый». Родители с самого начала заботились о том, чтобы дать детям хорошее образование. Первой их учительницей стала мать, но затем были приглашены лучшие педагоги. Феликс учился с удовольствием, а мать внимательно следила за тем, чтобы мальчик ни минуты не оставался праздным. Возможно, она даже перестаралась. До конца своих дней композитор так и не научился отдыхать и расслабляться, а это приводило к серьёзным нервным перегрузкам, сказывавшимся на его здоровье.

Мальчик рано стал проявлять необычайные способности к музыке. Первым его учителем на фортепиано была опять-таки мать, но затем её место занял блестящий пианист и педагог Людвиг Бергер. Феликс учился шутя, с удивительной лёгкостью преодолевая все препятствия, которые ставила ему ещё слишком маленькая рука, он играл с партитуры с уверенностью опытного исполнителя. Одновременно он начал заниматься теорией музыки и контрапунктом с профессором Цельтером. Когда Феликсу исполнилось одиннадцать, Цельтер представил его своему великому другу Гёте. Виртуозная одухотворенная игра юного вундеркинда доставляла поэту истинное наслаждение. Каждый вечер, пока мальчик гостил в его веймарском доме, он усаживал его за инструмент со словами: «Сегодня я тебя совсем не слушал, малыш, пошуми-ка немного».

Уже в четырнадцать лет Мендельсон - автор тринадцати маленьких симфоний, нескольких кантат, фортепианных концертов и множества пьес для органа. Чуть позже он сочинил ряд маленьких комических опер. В этом плане сравниться с ним мог бы разве что юный Моцарт.

Однако ранний успех не избаловал Феликса. Этим он был обязан разумному воспитанию и строгости отца. Старший Мендельсон немало заботился и о том, чтобы сделать сына всесторонне развитой личностью. Феликс с усердием изучал древние и новые языки, брал уроки рисования. Среди занятий науками и музыкой не забывался и спорт. Подросток учился ездить верхом, фехтовать, плавать. Ну, а для духовного совершенствования немало давало будущему композитору общение с собиравшимися в их доме корифеями мира искусства и литературы, среди которых были Гуно, Вебер, Паганини, Гейне, Гегель.

Следующие два года Феликс неустанно и упорно трудился. Он написал два концерта для двух фортепиано и оркестра, фортепианный квартет и сонату для скрипки и фортепиано. Восторженные отзывы о таланте Феликса всё чаще наводили отца на мысль о том, что, возможно, его сыну стоит избрать карьеру профессионального музыканта. Однако у него всё-таки оставались некоторые сомнения на этот счёт, и весной 1825 года он решил отвезти сына в Париж, с тем чтобы там, в столице музыкального мира того времени, принять окончательное решение. Тем более что в Париже у него были знакомые среди самых выдающихся музыкантов.

Феликса согласился прослушать один из известнейших композиторов, директор парижской консерватории маэстро Керубини. Помимо незаурядного таланта, Керубини отличался невообразимым своенравием и упрямством. Так, он отказался принять в консерватории ещё совсем юного Листа на том основании, что тот не был французским подданным. Мольбы Листа, стоявшего перед ним на коленях и целовавшего ему руки, не тронули сердца старого упрямца. Однако к Феликсу он отнёсся весьма благосклонно: «Мальчик поразительно талантлив. Он, несомненно, добьётся успеха, он и сейчас уже многого добился».

Вердикт прославленного маэстро снял последние сомнения у старшего Мендельсона. Будущее Феликса было определено. И хотя он не бросил занятий в университете, куда не так давно поступил, почти всё своё время отдавал музыкальным занятиям. Именно в это время появилась удивительная по красоте и изяществу увертюра «Сон в летнюю ночь», навеянная произведением Шекспира.

Однако от творческих неудач не застрахован даже гений. Комическая опера «Свадьба Камачо» по одному из эпизодов романа Сервантеса «Дон Кихот», написанная осенью 1826 года и поставленная в Берлинском оперном театре, успеха не имела. Эта первая (и последняя) опера Мендельсона и в самом деле была весьма слабой. Критики, многих из которых раздражал незаслуженно раздутый, по их мнению, успех Феликса, злорадствовали. «Для сынка богача опера, в общем-то, не так уж и плоха», - писал один. «Такое слабое, плохо продуманное произведение вообще не стоило выносить на суд публики», - утверждал другой. Разумеется, Феликс страдал, он вообще крайне болезненно относился к критике, но время брало своё, и новые творческие планы заставляли забыть горечь поражений.

Отец полагал, что сыну необходимо длительное путешествие по Европе. Только так, по его мнению, молодой музыкант мог отточить своё мастерство, стать зрелым артистом и человеком. В апреле 1829 года Феликс отправился в Англию (к этому времени он уже окончил университетский курс, с успехом сдав выпускные экзамены). Столица «Туманного Альбиона» встретила Мендельсона с распростёртыми объятиями. Ведь в Лондон приехал не только музыкант с европейским именем, но и сын одного из наиболее состоятельных берлинских банкиров. К тому же Феликс был необычайно хорош собой. Великий романист У. Теккерей писал: «Более красивого лица мне не приходилось видеть. Я думаю, что именно так выглядел наш Спаситель».

Феликса приглашали в самые аристократические салоны, на самые изысканные балы. Юношеская весёлость и мимолетное увлечение «парой очень глубоких выразительных карих глаз» не мешали напряжённым и блистательным выступлениям. Мендельсон дирижировал не только своими сочинениями, но и произведениями Моцарта, Вебера, Бетховена. Он изумил английскую публику тем, что дирижировал палочкой с особого пульта, между тем, как в Лондоне до него было принято вести оркестр или с места первой скрипки, или сидя за фортепиано.

В Лондоне Феликс познакомился с выступавшей там известной певицей Марией Малибран. Её удивительным голосом и красотой восхищались Лист, Россини, Доницетти. Феликс тоже не избежал увлечения «прекрасной Марией». Известие об этом не на шутку взволновало и обеспокоило его отца, который считал, что роман с певицей опасен для молодого, ещё неопытного человека. Впрочем, ухаживания Феликса серьёзных последствий не имели. Забавно, но три года спустя Мендельсон-старший имел возможность лично познакомиться с певицей, и она произвела на него ещё более сильное впечатление, чем на сына.

Окончание концертного сезона дало Феликсу возможность предпринять путешествие по стране. Его влекла горная Шотландия, её вольнолюбивый народ, воспетый в романах Вальтера Скотта, которыми он увлекался с детства. Полуразрушенный замок в Эдинбурге в воображении Феликса был связан, прежде всего, с образом легендарной Марии Стюарт. Картины прошлого оживали перед его глазами, будили творческую фантазию. Так родились первые такты той музыки, которая много позже, после длительного напряжённого труда, станет Шотландской симфонией. С пребыванием в Шотландии связано ещё одно произведение Мендельсона - его программная симфоническая увертюра «Фингалова пещера» («Гибриды»). В ней отразились впечатления композитора от поездки по Гибридским островам. Там, на острове Стафф, привлекавшем путешественников своими знаменитыми базальтовыми пещерами, особенной известностью пользовалась так называемая Фингалова пещера, где, по древним преданиям, жил герой кельтского эпоса Фингал и его сын-бард Оссиан.

На родину Мендельсон вернулся в декабре 1829 года, но уже в начале мая 1830-го снова покинул Берлин. На этот раз путь его лежал в Италию и Францию. Путешествовал он без спешки. Две недели гостил в Веймаре у Гёте, который принял его с необычайной сердечностью. Затем остановился в Мюнхене, где влюбился в молоденькую девушку по имени Дельфина Шаурот, очень талантливую пианистку. Она вдохновила его на создание знаменитого Первого фортепианного концерта соль минор. Впрочем, главные события в их взаимоотношениях произошли позднее, через год, когда он вновь посетил Мюнхен уже на обратном пути.

Обилие впечатлений от Италии не мешало Феликсу напряженно работать. Он завершил свою симфонию «Гибриды» («Фингалова пещера»), продолжал шлифовать Шотландскую симфонию и приступил к созданию Итальянской симфонии. Параллельно работал над музыкальным воплощением сцен Вальпургиевой ночи из гётевского «Фауста».

По дороге во Францию Феликс вновь остановился в Мюнхене и там возобновил знакомство с Дельфиной фон Шаурот. Дельфина принадлежала к старинному аристократическому роду, и сам король Баварии Людвиг I в приватной беседе с Феликсом выразил недоумение, почему тот не торопится назвать фрейлейн фон Шаурот своей женой, тем более что и родители девушки не были против их брака. Феликсу удалось тактично уйти от ответа, и король понял, что говорить на эту тему не имеет смысла. Дельфина очень нравилась композитору, но, возможно, он не был уверен в том, что она именно та девушка, которая ему нужна, а, может быть, опасался, что ранний брак помешает его музыкальной карьере. К тому же впереди его ждало свидание с Парижем.

Двадцатидвухлетний музыкант с головой окунается в парижский водоворот. В опере сверкали «звёзды» - Малибран, Лаблаш, Рубини. В драматическом театре «Комеди франсез» публику пленяла знаменитая мадемуазель де Марс, голос которой доводил Феликса до слёз. Беспредельное восхищение вызывало у него искусство великой танцовщицы Тальони. Влюбчивый Феликс не на шутку увлёкся хорошенькой актрисой Леонтиной Фай. Увлечение было настолько сильным, что узнавший об этом старший Мендельсон попросил друзей предупредить сына: если он собирается сделать ответственный шаг в жизни, пусть сначала хорошенько подумает и проверит себя.

Перед возвращением домой Феликс решил ещё раз побывать в Лондоне, куда его приглашала лондонская филармония для исполнения новых произведений. Энтузиазм англичан по отношению к молодому композитору был так велик, что, стоило ему появиться в концертном зале, как немедленно раздавались восторженные возгласы: «Да здравствует Мендельсон!» - и все начинали аплодировать.

В июле 1832 года после двухгодичного отсутствия композитор вернулся домой. Теперь его имя было хорошо известно в музыкальных кругах Германии и Англии, и близкие, да и он сам полагали, что ему пора занять должность, дававшую определённое общественное положение. Он выставил свою кандидатуру на вакантную должность директора Берлинской Певческой академии. Увы, на выборах большинство голосов получил не Мендельсон, а посредственный композитор Рунгенхаген. Главную роль здесь сыграло происхождение Феликса. Да, старший Мендельсон принял христианство и воспитал своих детей в протестантской вере, однако в глазах прусской придворной и культурной элиты Феликс оставался лишь честолюбивым «еврейским мальчишкой». Мендельсон, кстати, и позднее нередко подвергался нападкам немецких антисемитов. Особенно яростные выпады позволял себе Рихард Вагнер, для которого имя Мендельсона всегда оставалось ненавистным.

Защищая Мендельсона от подобного рода нападок, Петр Ильич Чайковский писал в одной из своих статей: «И на этого-то изящного, всегда симпатичного для публики композитора направляет свои ядовитые стрелы Вагнер… с особенным упорством попрекая его - чем бы вы думали! – принадлежностью к еврейскому племени».

Феликс остро переживал свою неудачу. Уехать из Берлина - вот было его единственное желание. Случай помог его осуществить. В городе Дюссельдорфе, где готовились к проведению традиционного Нижне-Рейнского музыкального фестиваля, ему предложили руководство концертами. Они прошли столь успешно, что его попросили возглавить всю музыкальную жизнь города. Два года провёл он в этом городе. Много работал, его оратория «Павел» и увертюра «Сказка о прекрасной Мелузине» были с восторгом встречены слушателями. В Дюссельдорфе его любили, но со временем Феликс начал несколько тяготиться узостью и провинциальностью тамошней жизни.

К счастью, в июле 1835 года его пригласили в Лейпциг, один из крупнейших городов Германии, руководить знаменитой концертной организацией - Гевандхаузом. В Лейпциге Мендельсон добился многого из того, о чём прежде только мечтал. Его дирижёрское искусство достигло вершины, и его усилиями Лейпциг превратился в музыкальную столицу Германии. Солнце успеха и славы сияло над ним в эти годы.

В личной жизни также произошли знаменательные изменения. В марте 1837 года во Франкфурте состоялась свадьба Мендельсона с дочерью французского пастора реформатской церкви Сесиль Жанрено. Выход молодожёнов из церкви не сопровождался звуками знаменитого «Свадебного марша» - он ещё не был написан. Однако друг Феликса, композитор Хиллер, сочинил торжественную музыку специально для этого случая.

Сесиль не отличалась особой музыкальностью, но была очень милой, достаточно образованной, а главное спокойной и уравновешенной женщиной. Для нервного, легко возбудимого Феликса она стала идеальной спутницей жизни. В январе 1838 года у них родился первенец, которого назвали Карл Вольфганг Павел. Всего же у них было пятеро детей. Феликс обожал их и Сесиль.

В апреле 1843 года благодаря энергии и усилиям Мендельсона в Лейпциге была создана первая в Германии консерватория, а сам он становится её руководителем и приглашает для преподавания в ней лучших музыкантов страны. Мендельсон пользовался непререкаемым авторитетом у учащихся. Тем не менее, особенности характера накладывали отпечаток и на его педагогическую деятельность. Со своими студентами он был добр и великодушен, но порой раздражался из-за пустяков. Его могла вывести из равновесия даже небрежная или неаккуратная причёска какой-нибудь студентки.

Вступивший на престол Пруссии в 1840 году Фридрих Вильгельм IV очень хотел, чтобы композитор переехал из Лейпцига (Саксония) к нему в Берлин, обещая ему покровительство и поддержку. Однако, по большому счёту, из этого сотрудничества мало что получилось. Тем не менее, по заказу короля Феликс написал музыку к трагедии Софокла «Антигона» и к пьесе Шекспира «Сон в летнюю ночь». Для последней он сочинил тринадцать музыкальных номеров, а «Свадебный марш», звучавший в пятом акте, со временем приобрёл поистине фантастическую популярность. Уже на премьере «Марша» публика повскакала с мест и устроила композитору овацию.

В эти годы Мендельсон совершил ряд новых успешных гастрольных поездок в Англию. Несколько раз его приглашали в Букингемский дворец, где он музицировал с королевской четой и буквально очаровал королеву Викторию и принца Альберта. Кстати, традиция исполнять во время брачных торжеств «Свадебный марш» пришла к нам с лёгкой руки королевы Виктории. Ведь впервые он был исполнен в 1858 году во время бракосочетания её дочери.

Пожалуй, даже большей популярностью, чем оратории «Павел» и «Илия» пользовались мендельсоновские «Песни без слов». Композитор писал их на протяжении 17 лет, начиная с 1830 года. Всего им создано 48 «Песен». Единственный музыкальный жанр, который оказался неподвластным композитору, была опера. Мечта об её создании прошла через всю его жизнь, но так и осталась неосуществлённой. Тем не менее, в 1845–46 годы он начал работу над оперой «Лорелея». В немалой степени решение это было принято под влиянием знакомства с выдающейся шведской певицей Дженни Линд, восхищавшейся творчеством композитора и мечтавшей петь в его будущей опере. Некоторые утверждали, что Линд, которую называли «шведским соловьём», была влюблена в Мендельсона. Именно так считал знаменитый сказочник Ганс Христиан Андерсен, сам безнадежно и страстно влюблённый в певицу.

Что же касается Феликса, то можно почти с полной уверенностью утверждать, что его чувства к Дженни носили чисто платонический характер, хотя Сесиль порой с беспокойством следила за дружбой мужа с певицей.

Последние годы Мендельсон работал буквально на износ, торопясь сделать как можно больше, словно предчувствуя свой ранний уход. Часто он выглядел изнурённым, его мучили сильные головные боли. Подавленность духа чередовалась со вспышками лихорадочной активности, которые поглощали его последние силы.

В мае 1847 года композитора постиг тяжёлый удар: скоропостижно скончалась сестра Фанни, его самый преданный и верный друг. С детства их связывали необыкновенно тёплые и доверительные отношения. Фанни была необычайно талантливым музыкантом, и её строгие суждения Феликс ценил больше, чем море восторженных аплодисментов. Смерть сестры окончательно подорвала здоровье композитора. Его не покидало ощущение, что вместе с Фанни он похоронил лучшую часть своего «я».

В октябре 1847 года в Лейпциге композитор пережил два нервных удара, так в то время именовали кровоизлияния в мозг. 4 ноября его постиг третий удар, оказавшийся роковым.

7 ноября Мендельсона отпевали при огромном стечении народа. Известные музыканты, среди них и Шуман, несли его гроб. В ту же ночь тело отправили в специальном поезде в Берлин, где оно было похоронено в фамильном склепе.

Когда Феликс в последний раз при жизни сестры был в Берлине, Фанни упрекнула его в том, что он очень давно не приезжал ко дню её рождения. Поднимаясь на ступеньку поезда и подавая сестре руку, Феликс сказал: «Честное слово, в следующий раз я буду с тобой».

И он выполнил обещание. 14 ноября, в день рождения Фанни, брат и сестра были рядом.

Использование материалов возможно исключительно при наличии активной ссылки на источник

Биография Мендельсона будет интересна не только пианистам и людям, вращающимся в творческих кругах, но и человеку, которому нравится сам процесс получения новых знаний. Композитор был не обычным человеком - он был гением в широком смысле этого слова, а его знаменитый марш звучит, соединяя любящие пары. Так кто же такой был Якоб Людвиг Феликс Мендельсон? Краткая биография позволит пройтись по его жизни и творчеству и приоткрыть тайну его гениальности.

Маленький гений

С чего начинается любое повествование о творческом человеке? Наверное, с того, где, когда и как он появился на свет. Биография Мендельсона в этом плане не станет исключением. Итак, 3 февраля 1809 года в Гамбурге, в еврейской семье банкиров и философов родился мальчик, которого назвали Якобом Людвигом Феликсом. Так как его родители пытались отказаться от религии своих предков, то дети не обучались в церковно-приходской школе, а крещение получили уже во взрослом возрасте и примкнули к лютеранской церкви.

Спустя некоторое время семья даже сменила фамилию с Мендельсон на Бартольди, чтобы подчеркнуть свое отречение от еврейских корней. Феликс, тогда уже взрослый человек, не возражал против таких перемен, но решил подписываться двойной фамилией.

Через два года после рождения композитора его семья переехала из Гамбурга в Берлин. Такие перемены были вызваны желанием дать своим детям хорошее воспитание и образование. Помимо Феликса, в семье был еще один одаренный музыкант - его старшая сестра Фанни. Впоследствии она стала известно пианисткой и иногда сама писала небольшие любительские пьесы, но отец считал, что это неподходящее занятие для молодой девушки.

В шестилетнем возрасте Мендельсон начинает брать уроки игры на фортепиано, а в семь лет уезжает в Париж для обучения у Мари Биго. Еще через два года состоялось первое выступление будущего композитора. Он принял участие в одном из камерных концертов. В это же время Мендельсон знакомится с Гёте и своей игрой производит на поэта огромное впечатление.

Обучение

Биография Мендельсона никак не может обойтись без упоминания студенческих лет композитора. В 1819 году Феликс поступает в Певческую академию в Берлине и начинает сочинять.

Это не проявилось вдруг, из ниоткуда. Он с самого детства много импровизировал и записывал свои произведения. Первый сборник его сочинений был опубликован в 1822 году. В то время Феликсу было всего 13 лет. Для того времени это был более чем стремительный старт. Через два года, в 15 лет, ему удалось написать Симфонию № 1 для оркестра в до миноре, а спустя год на суд публики вышел октет ми-бемоль мажор, доказавший гениальность юного композитора. Именно это произведение и увертюра к произведению Шекспира «Сон в летнюю ночь» стали самыми знаменитыми работами Мендельсона.

С 1824 года Феликс берет уроки у Игнаца Мошелеса, композитора и пианиста. Сам учитель признавался, что скорее сам учился у юного гения, чем наоборот. Совместная работа сделала их друзьями на всю жизнь.

Образование композитора было разносторонним. Помимо музыки, он любил литературу, живопись, философию, иностранные языки и даже переводил книги.

Начало творчества

Биография Мендельсона как дирижера и композитора начинается в 1825 году. Отец и сын едут в Париж, чтобы продемонстрировать юное дарование ректору Парижской консерватории. Представление было высоко оценено среди мэтров того времени, но сам Феликс был не особо впечатлен французской музыкальной школой. Что, тем не менее, не помешало ему взять от нее все самое лучшее и завести множество полезных знакомств.

Спустя полгода семья возвращается обратно в Берлин, и композитор исполняет произведение, написанное в честь поэта Гёте. Премьера фортепианного квартета проходит непосредственно в квартире виновника торжества. После начала работы Феликса Мендельсоны смогли позволить себе переехать в большой просторный дом и открыть субботний музыкальный салон. Каждую неделю зал был полон.

В 1827 году выходит первая постановка «Свадьбы Камачо» по роману «Дон Кихот». Произведение было принято публикой благосклонно, но закулисные интриги не позволили опере появиться на сцене во второй раз. Мендельсон больше никогда не писал произведений в этом жанре.

Гастроли за рубежом

Краткая биография Мендельсона обязательно должна рассказать о периоде его зарубежных гастролей. Композитор возрождает творчество Баха, и его приглашают на подмостки лондонских театров в качестве дирижера, композитора и пианиста. На одном из таких концертов Мендельсон исполняет концерт для двух фортепиано собственного сочинения. На втором инструменте ему аккомпанировал Мошелес. Выступления имеют успех, и в 1829 году Феликс принимает решение организовать тур по Шотландии.

На родину он вернулся уже знаменитым. Впечатления, полученные во время гастролей, подтолкнули композитора написать «Шотландскую симфонию» и увертюру «Гебриды». Все концертные туры оплачивал отец Мендельсона. В 1830 году Феликс едет с выступлениями в Италию, а по возвращении гастролирует в Мюнхене, Штутгарте, Франкфурте и зимой 1831 года уезжает в Париж. Там ему посчастливилось познакомиться с Листом и Шопеном, но публика не была к композитору благосклонна в этот раз, и спустя три месяца Мендельсон, заболевший холерой, отменяет оставшиеся концерты.

Летом 1832 года в печать поступает первая книга Феликса «Песни без слов», которая быстро завоевывает аудиторию. В это же время он возвращается домой.

Дюссельдорф

Композитор Феликс Мендельсон тяжело переживает смерть своего первого учителя Карла Цельтнера. Он предлагает свою кандидатуру на его пост в Певческой академии, но работы не получает и вскоре уезжает из Германии.

В 1833 году состоялась третья поездка Мендельсона в Англию, где он исполнял симфонии собственного сочинения. После успеха у зрителей его приглашают дирижировать на музыкальном фестивале в Дюссельдорфе. Феликс с радостью соглашается, а после мероприятия ему дают должность генеральмузикдиректора. Два ближайших года у композитора очень плотный график работы, его концерты имеют большой успех у публики, но с руководством отношения у него так и не сложились.

В 1835 году он принимает решение сменить место жительства, переехать в Лейпциг и занять пост капельмейстера в Гевандхаусе.

Лейпциг

Дебют Феликса в Гевандхаусе состоялся в октябре 1835 года. Концерты имели ошеломляющий успех, они сделали Мендельсона ключевой фигурой в культурной жизни Европы того времени. Несмотря на плотный график выступлений, у него появляется время на собственное творчество. Еще пребывая в Дюссельдорфе, Мендельсон решает написать оратории на библейские мотивы. И в 1836 году первая из них - «Павел» - была представлена на Рейнском музыкальном фестивале.

Еще через год композитор обретает и личное счастье. Во время своих концертов во Франкфурте он знакомиться с Сесилией Жан-Рено и влюбляется в нее. Этот брак был удачным во всех отношениях. У пары родилось пятеро детей.

Даже став счастливым семьянином, Феликс продолжает давать концерты и мастер-классы по Европе. Он ходатайствует об открытии в Лейпциге первой консерватории, но от руководящего поста отказывается. Сочинительство и преподавание занимают большую часть его времени.

Берлин

Биография и творчество Мендельсона тесно связаны с его родиной - Германией. В 1841 году король Фридрих Четвертый приглашает композитора на пост капельмейстера в Берлине, так как монарху хотелось, чтобы этот город превратился в культурный и социальный центр Германии. Феликсу было поручено заняться реформированием Академии искусств и принять на себя руководство соборным хором.

Несмотря на поддержку короля, нововведения Мендельсона встречали активное сопротивление среди живущей там музыкальной элиты. Устав бороться с ветряными мельницами, композитор отказывается от своего поста и вновь возвращается к проведению концертов. В 1842 году вместе с семьей он в очередной раз приезжает в Великобританию. Там к нему приходит вдохновение, рождаются такие произведения, как «Антигон», «Царь Эдип», «Сон в летнюю ночь».

Последние годы

Биография Мендельсона для детей мало затрагивает сложные перипетии его профессиональной жизни и, скорее, сосредоточена на успехах композитора. После очередного успеха на лондонских подмостках Феликс возвращается в Лейпциг и открывает там консерваторию, ставшую первым высшим музыкальным учебным заведением в Пруссии. Он приглашает самых лучших преподавателей, таких как Шуман, Давид, Мошелес и других знаменитых музыкантов-современников.

Еще через год плодотворной работы на посту берлинского капельмейстера Мендельсон подает в отставку и окончательно возвращается в Лейпциг, чтобы вновь стать просто дирижером Гевандхауса и преподавать в консерватории. Ему удается закончить вторую ораторию под названием «Илия». Премьера ее состоялась в 1846 году в Бирмингеме и имела большой успех.

С энтузиазмом взявшись за сочинение третьей, и последней, части оратории «Христос», он вынужден прервать работу, так как начались проблемы со здоровьем. В 1847 году Мендельсон в последний раз посещает Великобританию.

В мае того же года умирает любимая старшая сестра композитора - Фанни. Потрясенный и удрученный этой новостью, Мендельсон отменяет все концерты и уезжает в Швейцарию, чтобы немного побыть одному. Через полгода, в октябре, уже после возвращения в Лейпциг, у Феликса случается кровоизлияние в мозг, а спустя пять дней - второй инсульт. Четвертого ноября 1847 года композитор умирает. В том доме, где он провел свои последние дни, сейчас действует музей.

Отношение современников и потомков

Немецкий композитор Мендельсон имел отличную репутацию среди своих коллег и учеников. Шуман называл его новым Моцартом девятнадцатого века, а юный Берлиоз восхищался мастерством игры Феликса на фортепиано и утверждал, что она ничуть не уступает его композиторскому гению.

К сожалению, вскоре после кончины композитора, в прессе появились жесткие критические отзывы о его творчестве. Рихард Вагнер написал статью, озаглавив ее «Еврейство в музыке», хотя Мендельсон был лютеранином и всегда избегал религиозных ярлыков. Автор опуса признает, что у Феликса имелся своеобразный, специфический талант, но в тоже время обвиняет его в подражании Баху. Вагнер заявляет, что творчество Мендельсона способствовало расцвету распущенности и произвола в музыкальном стиле того времени, так как придавало особое значение ничтожным и неясным идеям. Автор статьи связывал творческий путь композитора напрямую с его национальной принадлежностью. Современники не ожидали от Вагнера такой жесткой критики, но отношения между ним и Мендельсоном всегда были непростыми.

Чтобы смягчить гнев Рихарда Вагнера и напомнить публике о гении Феликса, вышла статья Петра Чайковского, в которой он с иронией и некоторым ехидством пишет о противостоянии двух композиторов. Историки и современники отмечают и заслуги Мендельсона как дирижера. Он возобновил исполнение сочинений Генделя, возродил из небытия произведения Баха и Шуберта.

Краткая биография Мендельсона для детей не может вместить всех подробностей жизни великого композитора, и, тем не менее, даже спустя полтора века после смерти, люди помнят и любят его творчество, в то время как имена Шумана, Генделя и прочих давно стерлись из памяти обывателей.

Основные оркестровые сочинения

Краткая биография композитора Мендельсона не могла обойти творческую сторону его жизни. С самого раннего детства Феликс сочинял инструментальную музыку для квартетов и оркестров. Она стала самой большой и долговечной частью его творчества.

Увертюра, написанная к пьесе Шекспира «Сон в летнюю ночь», считается жемчужиной его творческого пути. Блестящая оркестровая запись, самобытные мелодии и глубокий смысл произведений делали музыку Мендельсона еще более интересной для слушателей. Не уступают ей по своей красоте увертюры «Гебриды» и «Морская тишь и счастливое плаванье».

Симфонии композитору давались не столь блестяще. Первое произведение в этом жанре изящно по своей форме, но неоригинально среди симфоний того времени. Написанные позже «Реформационная» и «Шотландская» симфонии уже более полно отражают личность автора, отличаются оригинальностью формы и содержания. Лучшей, по мнению критиков, считается «Итальянская» симфония. Она имеет двойственный характер и некоторую непредсказуемость.

В отношении музыкальных концертов имеется двоякая тенденция. Первый и второй минорные концерты не поразили слушателей, а скрипичный концерт ми-минор, написанный незадолго до смерти композитора, до сих пор сохранил свое очарование и новизну.

Биография Феликса Мендельсона не изобилует трагичными взлетами и падениями, патетичными, трагичными или комичными ситуациями. Его гений был восхваляем и уважаем во всей Европе, его музыка задавала настроение и моду, а начинающие музыканты стремились попасть в ученики. Жаль, что композитор так рано ушел из жизни, но всего за 38 лет он сделал для музыки XIX века больше, чем любой другой.

Некоторое время назад было популярно печатать в музыкальных журналах кабинетное фото композитора Мендельсона. Конечно, это был не оригинал, а лишь современная реконструкция его рабочего места с восковой куклой.

Творческий путь Мендельсона и биография выдающегося композитора, автора «Свадебного марша», пианиста, вокалиста, преподавателя и дирижера.

Феликс Мендельсон краткая биография

Якоб Людвиг Феликс Мендельсон-Бартольди появился на свет 3 февраля 1809 года в Гамбурге, в семье банкира. Его родители отказались от иудаизма и крестили своих детей в 1816 году в лютеранской церкви. В 1811 году семья переехала в Берлин, так как они хотели дать своим отпрыскам наилучшее образование. Когда Феликсу Мендельсону исполнилось 6 лет, он стал заниматься на фортепиано с матерью, а через год с Мари Биго. В 9 лет мальчик уже брал участие в берлинском камерном концерте. В юношеские годы композитор часто встречался с философом Гете и немало его стихотворений положил на музыку.

С 1819 года он стал сочинять музыкальные произведения без остановки. В этом же году его приняли в Берлинскую Хоровую академию. В 1822 году свет увидело первое издание работ. В тот момент гению было 13 лет. В 15-летнем возрасте им была написана первая симфония для — оркестра До минор. Через год вышла работа, показавшая его полную силу гения — Октет Ми-бемоль мажор, ставшая самым ранним известным произведением автора.

В 1824 году Феликс стал заниматься у пианиста-виртуоза и композитора Игнаца Мошелеса, с которым они стали друзьями на всю жизнь. Кроме музыки, он изучал литературу, изобразительное искусство, философию и языки. Композитор обучался в Университете Берлина, изучая лекции по истории Эдуарда Ганса, по эстетике Георга Гегеля, по географии Карла Риттера.

Еще в Хоровой академии Феликс освоил профессию дирижера и при поддержке Зельтера, директора академии, и друга Эдуарда Девринта осуществил постановку «Страстей по Матфею» (Иоганн Бах) в 1829 году. По сути, Мендельсон способствовал возрождению в Германии музыки Баха, которое распространилось на всю Европу.

В 1829 году Феликс Мендельсон посещает Великобританию. Здесь он проводит концерт Филармонического общества. После Великобритании посещает Шотландию, где, вдохновившись природой и людьми, делает наброски новых работ.

Когда композитор Феликс Мендельсон возвратился в Германию, то получил должность преподавателя в Берлинском университете. Но он отказался от заманчивого предложения. Автор гениальных произведений много лет путешествовал по Европе, где издал первую свою книгу «Песни без слов» в 1832 году.

В 1833 году его взяли на должность дирижера Рейнского Музыкального фестиваля в Дюссельдорфе. Спустя 2 года Феликс Мендельсон начал дирижерскую деятельность в Лейпциге. Он поставил себе за цель сделать этот город европейским музыкальным центром мирового масштаба.

В 1836 году ему вручили почетную степень доктора Лейпцигского университета. Произведения Феликса Мендельсона настолько впечатлили короля Пруссии, что он не раз пытался заманить композитора в Берлин. Наконец ему это удалось и Мендельсона назначили музыкальным директором Академии Искусств. На этой должности он работал до 1845 года, при этом не оставляя работу в Лейпциге. Время от времени Феликс посещал Англию и Бирмингем, где лично познакомился с королевой Викторией и ее семьей.

Феликс Мендельсон в 1843 году основал Лейпцигскую Консерваторию Музыки. В Германии это было первое учебное заведения подобного рода. Спустя год композитор провел в Лондоне 5 филармонических концертов.

Здоровье композитора постепенно стало ухудшаться. Особенно его потрясла смерть сестры Фанни. С целью оздоровиться он решил отправиться в Швейцарию, но это не помогло. Вернувшись обратно в Лейпциг, в возрасте 38 лет Феликс Мендельсон умер 4 ноября 1847 года.

Феликс Мендельсон музыкальные произведения — Октет Ми-бемоль мажор, Сон в летнюю ночь, Свадебный марш, Фингалова пещера, Гебридов, Шотландская симфония, Концерт для скрипки с оркестром, квартет Фа минор.

  • Отцом Мендельсона был Авраам, сын еврейского философа Моисея Мендельсона и Леи Соломон. Ему добавили фамилию Бартольди, чтобы полностью разорвать религиозные традиции Моисея. Композитор подписывался Мендельсон-Бартольди в знак послушания отца, однако часто использовал только первую часть фамилии.
  • Феликс Мендельсон 28 марта 1837 года женился на дочери протестантского священнослужителя Сесиль Жанрено. У пары было 5 детей.
  • «Свадебный марш» Мендельсона стал популярным только после его смерти. Он прозвучал в 1858 году на бракосочетании английской принцессы Виктории Адельгейды и будущего прусского короля Фридриха III.
  • Враг Феликса Мендельсона, композитор

Феликс Мендельсон сочинял практически во всех жанрах и формах своего времени, общее количество работ композитора превышает 770 произведений. Его музыка была очень популярна в своё время и остаётся такой по сей день. Ниже перечислены основные работы Феликса Мендельсона.

Оркестровые произведения
Симфонии

Симфония № 1 до минор, соч.11, MWV N13, (1824)
Симфония № 2 си-бемоль мажор (симфония-кантата) "Хвалебная песнь", соч.52, MWV A18 (1840)
Симфония № 3 ля минор "Шотландская", соч.56, MWV N18 (1842)
Симфония № 4 ля мажор "Итальянская", соч.90, MWV N16 (1833)
Симфония № 5 ре-минор "Реформационная", соч.107, MWV N15 (1832)

Оркестровые увертюры
Увертюра "Сон в летнюю ночь" ми-бемоль мажор, соч.21, MWV Р3 (1826/1831)
Увертюра до мажор для духовых инструментов, соч.24, MWV P1 (1826/1838)
Увертюра "Гебриды, или Фингалова пещера" си минор, соч.26, MWV P7 (1832)
Увертюра "Морская тишь и счастливое плавание" ре мажор, соч.27, MWV P5 (1828/1833/1834)
Увертюра "Сказка о прекрасной Мелузине" ми-бемоль мажор, соч.32, MWV P12 (1833)
Увертюра "Рюи Блаз" до минор, соч.95, MWV P15 (1839)
Увертюра до мажор ("Увертюра с трубами"), соч.101, MWV P2 (1825)

Марш в ре мажор, соч.108, MWV P16 (1841)

Концерты и концертные работы
Концерт № 1 соль минор для фортепиано и оркестра, соч. 25, MWV O7 (1831)
Блестящее каприччио си минор для фортепиано с оркестром, соч. 22, MWV O8 (1832)
Блестящее рондо ми-бемоль мажор, соч. 29, MWV O10 (1834)
Концерт № 2 ре минор для фортепиано с оркестром, соч. 40, MWV O11 (1837)
Шутливые серенада и аллегро си минор/ре мажор для фортепиано с оркестром, соч. 43, MWV O8 (1838)
Концерт ми минор для скрипки с оркестром, соч. 64, MWV O14 (1844)

Прочие
12 струнных симфоний (1821-1823), и симфоническая пьеса до минор (1823, иногда называется "Струнная симфония № 13")
Похоронный марш ля минор для духового оркестра соч.103, MWV P14 (1836)
Марш ре мажор, соч.108, MWV P16 (1841)

Инструментальная музыка
Сочинения для фортепиано
Каприччио (Скерцо) фа-диез минор, соч. 5, MWV U50(1825)
Соната ми-бемоль мажор, соч. 6, MWV U54 (1826)
Рондо каприччиозо (этюд) ми минор, соч. 14, MWV U67 (1828)
Фантазия на песню ирландской группы "Последняя роза лета" ми-бемоль мажор соч. 15, MWV U67 (1827?-30)
3 Фантазии (каприччио), соч. 16, MWV U70-72 (1829)
48 Песен без слов, в 8 тетрадях по 6 произведений в каждой: соч. 19, (1829); соч. 30 (1833-1934); соч. 38 (1837); соч. 53 (1841); соч. 62 (1843-1944); соч. 67 (1843-45); соч. 85 (1834-1945); соч. 102 (1842-45)
3 каприччио для фортепиано в ля минор, ми мажор и си-бемоль минор, соч. 33, MWV U 99,112,95 (1833-1935)
6 прелюдий и фуг, соч. 35 (1832-1837)
17 Серьёзных вариаций ре минор, соч. 54, MWV U156 (1841)
6 Детских пьес, соч. 72 (1842)
Вариации в ми-бемоль мажор, соч. 82, MWV U158 (1841)
Вариации в си-бемоль мажор (также для фортепиано, в четыре руки), соч. 83, MWV U159 (1841)
3 прелюдии и 3 этюда, соч. 104 (1834-38)
Соната № 2 соль минор, соч. 105, MWV U30 (1821)
Соната № 3 си-бемоль мажор, соч. 106, MWV U64 (1827)
Каприччио ми-бемоль мажор, соч. 118, MWV U139 (1837)
Вечный двигатель (скерцо) до мажор, соч. 119, MWV U58(1826)

Сочинения для органа
3 прелюдии и фуги до минор, соль мажор, ре минор, соч. 37 (1833-1837)
6 сонат, соч. 65, MWV W56-61 (1839-1944)
Фуга/анданте состенуто фа минор, MWV W26 (1839)
Прелюдия до минор, MWV W28 (1841)
Пассакалья до минор, MWV W7 (1823)
Анданте с вариациями ре мажор, MWV W32 (1844)

Камерная музыка
Блестящее аллегро и анданте дуэт, соч 92, MWV T4 (1841)
Фантазия и вариации на тему "Preciosa" Вебера до минор для двух фортепиано и оркестра (в соавторстве с Игнац Moscheles), WoO 25, MWV O9 (1833)
Соната си-бемоль мажор для виолончели и фортепиано № 1, соч. 45, MWV Q27 (1838?)
Соната ре мажор для виолончели и фортепиано № 2, соч. 58, MWV Q32 (1843?)
Концертная вариации ре мажор для виолончели и фортепиано, соч. 17, MWV Q19(1829)
Песня без слов ре мажор для виолончели и фортепиано, соч. 109, MWV Q34 (1845)
Соната фа минор для скрипки и фортепиано, соч. 4, MWV Q19 (1825)
Трио № 1 (большое) ре минор для фортепиано, скрипки и виолончели, соч. 49, MWV Q29 (1839)
Трио № 2 (второе большое) до минор для скрипки и виолончели, соч. 66, MWV Q33 (1845)
3 квартета для фортепиано и струнных: № 1 до минор, соч. 1, MWV Q11 (1822); № 2 фа минор, соч. 2 MWV Q13 (1823); № 2 си минор, соч. 3, MWV Q17 (1824-25)
2 концертные пьесы фа минор и ре минор для кларнета, бассетгорна и фортепиано, соч.113,114 MWV Q23,24 (1833)
7 струнных квартетов: си-бемоль мажор, соч. 12 (1829); ля минор, соч. 13 (1827); ре мажор, ми минор и ми-бемоль мажор, соч. 44 (1837-1938); фа минор, соч. 80 (1847); 4 пьесы соч. 81 (1827-1947)
2 Струнных квинтета ля мажор, соч. 18 MWV R21 (1831) и си-бемоль мажор, соч. 87, MWV R33 (1845)
Секстет ре мажор с фортепиано, соч. 110 (1824)
Октет ми-бемоль мажор для 4 скрипки, 2 альтов и 2 виолончелей, соч. 20 (1825).

Опера
"Свадьба Камачо", соч. 10, MWV L5 (1825)
"Возвращение с чужбины", соч. 89, MWV L5 (1829)
"Лорелея", соч 98, MWV L7 (незавершена)

Музыка к театральным постановкам
"Антигона" (Софокл), соч. 55, MWV M12 (1841)
"Сон в летнюю ночь" (Шекспир), соч. 61, MWV M13 (1841)
"Аталия" (Ж.Расин), соч. 74. MWV M16 (1845)
"Эдип в Колоне" (Софокл), соч. 93, MWV M14 (1845)
"Рюи Блаз" (В.Гюго), MWV M11 (1839)

Песни для голоса и фортепиано
12 песен, соч. 8 (слова Ф. Грильпарцера, И. Г. Фосса, И. В. Гёте, Л. К. Г. Хёльти и др.) (1830)
12 песен, соч. 9 (слова Г. Гейне, Фосса, Клингемана, Т. Мура, Уланда, Фаллерслебена) (1829)
6 песен соч. 19 (слова Гейне, Э. Эберта, Ульриха ф. Лихтенштейна) (1830-1834)
6 песен соч. 34 (слова Гейне, Гёте, Клингемана, Эберта) (1834-1837)
6 песен соч. 47 (слова Гейне, Клингемана, Ленау, Тика) (1839)
6 песен соч. 57 (слова Гёте, Уланда, Эйхендорфа, народные слова) (1837-41)
6 песен соч. 71 (слова Клингемана, Ленау, Фаллерслебена, Эйхендорфа) (1841-47)
3 песни соч. 84 (слова Клингемана и др.) (1831-39)
6 песен соч. 86 (слова Гёте, Гейне, Гейбеля, Клингемана и др.) (1826-47)
6 песен соч. 99 (слова Гёте, Уланда, Эйхендорфа и др.) (1841-45)
6 вокальных дуэтов с фортепиано соч. 63 (слова Гейне, Бёрнса. Клингемана, Фаллерслебена (1836-1844)
3 вокальных дуэтов с фортепиано соч. 77 (слова В. Гюго, Уланда, Фаллерслебена) (1836-1947)

Оратория
оратория "Павел", соч. 36, MWV A14 (1836)
оратория "Илия", соч. 70, MWV A25 (1846)
оратория "Христос", соч. 97, MWV A26 (незавершенная)

Светские и духовные работы для солистов, хора и инструментов
кантата "Ты Пётр" (Tu es Petrus), соч.111, MWV A4 (1827)
кантата "Христос, Агнец Божий" (Christe, du Lamm Gottes), MWV A5 (1827)
кантата "Чело в крови и ранах" (O Haupt voll Blut und Wunden) MWV A8 (1830)
кантата рождественская история "С небес спускаюсь я на землю" (Vom Himmel hoch, da komm ich her) MWV A10 (1831) и A22 (1843)
Псалмы соч. 31 (1830), соч.42 (1837), соч. 46 (1841), соч.51 (1839), соч.91 (1843)
6 мотетов, соч. 79 (1843-1946)
3 гимна, соч. 69 (1847)
кантата "Вальпургиева ночь", соч. 60, MWV D3 (1831/1845)
кантата "Праздничные песни", соч.68, MWV D6 (1846)

Работы для солистов, вокальных ансамблей и хора "а капелла":
соч. 41, 48, 50, 59, 63, 75, 76, 77, 79, 88, 100, 116, 120, составленные 1834-1847, на слова Гёте, Уланда, Эйхендорфа, Гейне, Платена, Хёльти, Гюго, Бёрнса, Клингемана, Фаллерслебена и др.

Феликс Мендельсон-Бартольди – человек удивительной судьбы. Его жизнь словно оправдывает значение имени – «счастливый», хотя его земной путь и не был долгим. В отличие от многих композиторов своей эпохи, он не познал нужды, непризнания, разочарований – и, вероятно, это определило облик его музыки. В ней нет бетховенской героики, листовской страсти или шумановского проникновения в темные глубины души – ей свойственна классическая ясность и гармоничность, уравновешенность в сочетании с романтической одухотворенностью.

Композитор происходил из незаурядной семьи. Его дед – Мозес Мендельсон, философ – заслужил прозвание «еврейский Сократ», отец – Абрам Мендельсон – благодаря собственной предприимчивости стал главой банкирского дома. Вторую фамилию – Бартольди – семья приняла вскоре после рождения Феликса, с принятием христианства.

Музыкальные способности Феликса проявились рано. Обстановка в семье способствовала этому – в семействе Мендельсонов заботились об образовании детей и ценили искусство, общались с философами (в том числе Фридрихом Гегелем) и музыкантами. Первой учительницей стала для Феликса мать, а затем он учился у пианиста Людвига Бергера, скрипача Эдуарда Рица, композитора Карла Цельтера. Музыке обучалась и Фанни – сестра Феликса. Она была прекрасной пианисткой, но в семье считали, что удел женщины – супружество и материнство, а не музыкальная карьера, и профессиональным музыкантом Фанни не стала, но для Феликса она всегда оставалась очень близким человеком.

В девять лет Мендельсон выступал в качестве пианиста, в десять дебютировал как вокалист. В это же время он начал сочинять музыку. Юный композитор создавал фортепианные пьесы, сонаты и даже симфонии, казавшиеся не по возрасту зрелыми. Его наставник Цельтер был другом Иоганна Вольфганга Гёте, перед творчеством которого преклонялся Феликс, и представил ему ученика. Гёте очень тепло принял двенадцатилетнего музыканта, с удовольствием слушал в его исполнении творения Иоганна Себастьяна Баха и собственные произведения Мендельсона: «Я – Саул, а ты – мой Давид!» – говорил Гёте.

К шестнадцати годам Мендельсон был уже автором множества произведений, включая оперу «Два племянника». В семье сложилась традиция воскресных музыкальных утренников: в доме собирались знакомые музыканты и исполняли сочинения Феликса. Желая услышать объективное и авторитетное мнение о способностях сына, отец привез его в Париж, где сочинения Мендельсона одобрили композитор Луиджи Керубини и Пьер Байо. Парижская музыкальная жизнь юного композитора не впечатлила: он сделал вывод, что французы ценят в музыке только внешнюю эффектность.

Уже в юности Мендельсон заявляет о себе как о композиторе-новаторе. В его Октете ми-бемоль мажор появляется новый тип романтического скерцо – легкое, фантастическое, уводящее в мир причудливых сказочных видений. Такая скерциозность стала идеальным воплощением для образов комедии Уильяма Шекспира «Сон в летнюю ночь». В 1826 г. он написал увертюру по этой пьесе – и мыслил ее не как вступление к драматическому спектаклю, а как самостоятельное произведение, предназначенное для концертного исполнения (другие музыкальные номера к комедии были созданы намного позднее – в 1843 г.).

Предметом горячего интереса молодого композитора было творчество Баха, почти забытое в то время – даже Цельтер рассматривал хоровую баховскую музыку, с которой знакомил Феликса, только как учебный материал. Стараниями Мендельсона в 1829 г. – впервые после смерти Баха – были исполнены «Страсти по Матфею». В том же году Мендельсон выступил в Лондоне, где дирижировал произведениями Людвига ван Бетховена, Карла фон Вебера и своими собственными, а затем он гастролировал в Шотландии. Впечатления воплотились в увертюре «Гебриды», кроме того, композитор начал работать над Шотландской симфонией (завершил он ее в 1842 г.).

В последующие годы Мендельсон немало гастролирует: Италия, Штутгарт, Франкфурт, Париж, вновь Лондон, где была исполнена его Итальянская симфония и издан первый сборник «Песен без слов». Два года, начиная с 1833, он являлся музыкальным директором в Дюссельдорфе, а в 1835 г. принял предложение занять должность капельмейстера симфонических концертов Гевандхауза в Лейпциге. В программы концертов он включал сочинения Баха, Моцарта, Генделя, Бетховена, Вебера, а также собственные сочинения. Связь с традициями Баха и Генделя выразилась в создании оратории «Павел» (по замыслу композитора, это была первая часть трилогии). В лейпцигский период рождается множество произведений – новые «Песни без слов», Рондо-каприччиозо, ряд камерно-инструментальных ансамблей, увертюра «Рюи Блаз», Концерт для скрипки с оркестром, симфония-кантата «Хвалебный гимн» и другие.

В 1841 г. по приглашению короля Фридриха Вильгельма IV композитор переезжает в Берлин. Король намеревался основать Академию изящных искусств, и предполагалось, что Мендельсон возглавит ее музыкальное отделение, однако король охладел к этому замыслу, и положение Мендельсона оставалось неясным. Он продолжает гастрольную деятельность, вновь посещает Англию. Еще в 1840 г. он ходатайствовал об открытии консерватории в Лейпциге – и в 1843 г. первая немецкая консерватория была открыта, а Мендельсон возглавил ее.

В 1846 г. Мендельсон завершил ораторию «Илия» и приступил к работе над третьей частью задуманной трилогии – «Христос», но осуществлению замысла помешало

пошатнувшееся здоровье. Тяжелым ударом стала для него смерть любимой сестры Фанни в 1847 г., а в ноябре того же года ушел из жизни сам Мендельсон.