Фестиваль «Пасхальный дар»: готовимся к празднику! Актеры и художники живут в камергерском переулке

Как добраться до Камергерского переулка: ст. метро: Охотный ряд, Театральная

Камергерский переулок располагается в Тверском районе Центрального административного округа Москвы. Переулок проходит от улицы Тверской до Большой Дмитровки. Нумерация домов ведется от Тверской. С 1998 года движение транспорта по Камергерскому закрыто, и он является пешеходным. Несмотря на небольшую протяженность этой улицы - всего 250 метров, здесь сосредоточено большое количество архитектурных памятников, ресторанов, располагается здание Московского художественного театра им. Чехова. В то же время, улица довольно широкая - ее ширина 38 метром. Для сравнения, соседняя Малая Дмитровка шириной всего 16 метров.

Камергерский переулок существовал с 16 века. Тогда между ним и Георгиевским переулком был основан первый родовой монастырь рода Романовых - Георгиевский. Тогда переулок был застроен в основном деревянными домами, и его ширина составляла около 7 метров. Близкое расположение к Кремлю способствовало тому, чтобы здесь селились состоятельные знатные москвичи. Правда и в 16 и в 17 веках у переулка не было устоявшегося названия. Чаще всего его называли и Квасным - по квасникам, заселявшим его в прошлом; Егорьевским - по Георгиевскому монастырю; Кузнецким - так как он являлся продолжением Кузнецкого переулка.

В 17 веке деревянная застройка стала сменяться каменной. В это время на пересечении переулка с улицей построили церковь Спаса Преображения, а также стояли дома таких знатных родов как Стрешневы, Долгоруковы, Милославские, Голицыны, Трубецкие, Одоевские. В 1787 году церковь Спаса Преображения снесли, а переулок расширили. В начале 19 века нынешний Камергерский переулок не считался отдельной улицей - он существовал как продолжение современного Газетного переулка. Но все равно у него было свое название и не одно - между собой Москвичи называли его как Старогазетный или Одоевским (самой большой постройкой на улице был дом князей Одоевских).

Во время пожара 1812 года все дома кроме усадьбы Стрешневых и гостиницы Шевалье на улице сгорели, в том числе практически ничего не осталось и от Георгиевского монастыря. Когда переулок отстраивали, проезжую часть расширили до 15 метров, а новые дома стали строить из камня. Во второй половине 18 века наконец появилось нынешнее название переулка. Дело в том, что проживавшие здесь В.И. Стрешнев, П.П. Бекетов и С.М. Голицын были камергерами. Сразу три камергера на одной маленькой улице - это была достаточно яркая особенность, и уже в 1886 году переулок упоминается как Камергерский и в официальных документах.

Еще раз переулок переименовывали в 1923 году - он стал называться проезд Художественного театра, в 1992 году историческое название вернули, и с тех пор переулок остается Камергерским.

До нашего времени в Камергерском переулке сохранились здания, которые являются архитектурными памятниками. В конце 19-начале 20 веков архитекторы Б.В. Фрейндерг и Э.С. Юдицкой на углу с тверской построили доходный дом Толмачевой. Также по проекту В.А. Величкина был возведен целый комплекс доходных домов Обухова и Оболенского. Главный дом усадьбы Одоевских перестроили для Московского художественного театра, а архитектор построил здание Электротеатра. Затем в соседних с МХАТом зданиях открылись Школа-студия и Музей МХАТ, а также разместились квартиры артистов театра.

В первые десятилетия 20 века Камергерский переулок был тесно связан с культурной жизнью Москвы. В 1920-е здесь работало артистическое кафе "Десятая муза", где часто можно было встретить Маяковского, Брюсова, Есенина и других выдающихся деятелей литературы. В 1930 году в Камергерском переулке построили жилой дом кооперативного товарищества "Крестьянская газета", где поселились семьи более 40 писателей. Когда на Тверской снес. Согласно Генеральному плану реконструкции Москвы 1935 года, Камергерский переулок должен был стать частью нового Центрального полукольца. Но этот план так и не воплотили в реальность.

С тех пор Камергерский переулок дожил до нашего времени без особых изменений. В октябре 1998 года его закрыли для движения транспорта, и Камергерский стал вотчиной пешеходов. К этому событию улицу выложили гранитной брусчаткой, дома отреставрировали и установили для них архитектурную подсветку. Из переулка убрали некоторые элементы современной архитектуры, установили памятник Чехову, а также по рисункам Ф.О. Шехтеля воссоздали исторические фонари.

Как уже упоминалось, в Камергерском переулке находится множество исторических и архитектурных памятников, и сейчас мы расскажем о некоторых из них.

Дом №1/6 - бывший доходный дом Толмачевой. Дом был построен в 1891 году для А.Г. Толмачевой. Помимо квартир в здании располагался ресторан "Рояль", несколько магазинов, фотоателье, а также имелся большой зал со сценой, в котором расположился Железнодорожный клуб, а потом театр "Веселые маски". В 1918 здесь открылось уже упоминавшееся кафе "Десятая муза". Как известно, муз было всего девять, но в Древней Греции просто не было кино, иначе у него обязательно была бы своя муза, и московские артисты исправили эту ошибку. В кафе представители богемы не только отдыхали, но и обсуждали дела, проводили общие собрания Всероссийского союза поэтов. Позднее здесь открылось кабаре "Короли экрана среди публики", в котором выступали Вера Холодная Иван Худолеев и другие известные актеры того времени. Во время реконструкции Тверской значительная часть дома Толмачевой была разрушена. Также этот дом известен тем, что в 1980-е в нем работала круглосуточная пельменная (круглосуточных заведений общепита в столице тогда было немного). Сейчас в доме располагается Школа-студия МХАТ.

Дом №3, бывшая усадьба П.И. Одоевского, сейчас - , объект культурного наследия федерального значения. После того, как во время пожара 1812 года деревянная усадьба Одоевского сгорела, он построил на ее месте Большой каменный особняк в три этажа, с колоннадой и портиками. С двух сторон от дома располагались двухэтажные флигели. Дом несколько раз переходил к разным владельцам. После смерти Одоевского дом перешел к его троюродной племяннице В.И. Ланской, которая сдавала его внаем. В 30-е годы 19 века дом снимала семья Долгоруких, с которыми дружил Пушкин. В конце десятилетия в особняке работал литературный кружок поэта С.Е. Раича, размещалась "Библиотека для чтения и книжная лавка Эльцнера". После смерти Ланской дом купил С.А. Римский-Корсаков, женой которого была кузина Грибоедова Софья. Архитектор Н.А. Шохин перестроил дом для нового хозяина. Римский-Корсаков вел разгульную жизнь, которая была ему не по карману, и в 1972 году ему пришлось выставить свой дом на аукцион, чтобы расплатиться с долгами. Так дом с торгов перешел к купцам Г.М. Лианозову и М.А. Степанову. Когда Степанов умер, и Лианозов стал единственным владельцем особняка, он поручил архитектору М.Н. Чичагову перестроить здание под театр, а затем стал сдавать его в аренду разным театральным труппам.

В 1902 году сроком на 12 лет здание арендовал С.Т. Морозов для нового театра, основанного Станиславским и Немировичем-Данченко. Театр был организован в 1898 году и до этого размещался в саду "Эрмитаж". Здание снова перестроили, и это обошлось Морозову в 300 тысяч рублей, хотя сам проект Ф.О. Шехтель разработал бесплатно. Здание реконструировали в 1983 году и в 2000 году. Причем, во время последней реконструкции интерьеры, разработанные Шехтелем, изменили, так как руководству театра они показались недостаточно представительными. В сентябре 2014 года перед входом в театр установили памятник основателям театра - К.С. Станиславскому и В.И. Немировичу-Данченко.

В доме №3а, некогда одном из флигелей усадьбы Одоевского, сейчас размещается "Электротеатр" и Музей МХАТ. Школа-студия открылась 20 октября 1943 года. В разное время в ней обучались такие знаменитые и популярные актеры как Алексей Баталов, Леонид Броневой, Евгений Евстигнеев, Татьяна Доронина, Олег Басилашвили, Татьяна Лаврова, Альберт Филозов, Владимир Высоцкий, Николай Караченцов, Елена Проклова, Александр Балуев, Евгений Миронов и многие другие.

В Музее МХАТ собрана уникальная коллекция сценических костюмов и декораций, здесь хранятся богатейшие документальный фонды, а также произведения живописи и графики Н.К. Рериха, Б.М. Кустодиева и других художников. Здание также является объектом культурного наследия регионального значения.

Дома 5/7 - комплекс доходных домов Е.А. Обуховой и князя С.С. Оболенского. Это место издавна населяли именитые люди. В 17 веке здесь располагался двор Собакиных. Из этого древнего рода происходила третья жена царя Ивана Грозного. Впоследствии усадьба надолго перешла к Стрешневым, переходя от одного родственника к другому. В.И. Стрешнев и был одним из трех камергеров, из-за которых переулок получил свое нынешнее название. В. И. Стрешнев, как и его предки, занимал важное место при дворе: он был тайным советником, сенатором и действительным камергером при малолетнем наследнике престола Иване VI. Потомки ветви Стрешневых владели домом и участком до 1860 годов. В 1913 году вместо старых построек на участке вырос большой угловой дом, сочетающий в себе архитектурные элементы неоклассики и ампира. Квартиры в доме сдавались внаем, также здесь арендовали площади под магазины. В этом доме жил выдающийся оперный певец Л.В. Собинов. В память об этом на доме установлена мемориальная доска. Также в доме проживал писатель Л.А. Кассиль, здесь останавливался М.А. Шолохов. Здание является объектом культурного наследия федерального наследия.

Дом 5/7, строение 2 - это шестиэтажный дом, выходящий фасадом на Большую Дмитровку. Здание является особо ценным градоформирующим объектом. Нижний этаж занимают магазины, а на остальных этажах размещаются жилые квартиры.

Строение 4 когда-то было главным домом усадьбы. Трехэтажное здание было построено в 1836 году, и сохранилось до наших дней. Существует предположение, что один из флигелей дома был построен по проекту архитектора В.И. Баженова. Главная особенность этого дома - это то, что он связан с А.С, Пушкиным. В 1825 году здесь размещался магазин "дамских уборов" купца Доминика Сихлера, и его часто посещала жена Пушкина Наталья Николаевна. Также в доме одно время проживал помещик и профессиональный карточный игрок В.С. Огонь-Догановский. Поговаривали, что однажды Пушкин играл с ним, и проиграл крупную сумму денег, которую затем выплачивал на протяжении многих лет. В конце 19 века в доме жил И.С. Аксаков, а также располагалась контора газеты "Москва", которую он издавал. Также в доме размещалась редакция сатирического журнала "Будильник", в котором публиковались такие писатели как А.П. Сехов, А.В. Амфитеатров, Е.Ф. Кони. Дом признан ценным объектом культурного наследия регионального значения, а в 2009 году его внесли в доклад Московского общества охраны архитектурного наследия (MAPS) "Московское архитектурное наследие: точка невозврата", как памятник архитектуры, находящийся под угрозой утраты.

Дом №2 - Дом писательского кооператива. В прошлом здесь располагалась усадьба князя Голицына. Дом в семь этажей был построен в 1929-1930 годах, поэтому эго архитектура заметно отличается от соседних домов. Предположительно в нем планировали устроить гостиницу. Первое крыло дома отличалось от второго. В первом по обе стороны длинного коридора размещались двухкомнатные квартиры. В квартирах имелись небольшие кухни без окон, ванных не было, и жильцы сами их обустроили позднее. Во втором крыле располагались четырехкомнатные квартиры с просторными кухнями и ванными. Здание является "вновь выявленным объектом культурного наследия".

Дом №4 стр.1 - гостиница и ресторан И. Шевалье. Дом размещается на месте первого российского генералиссимуса Ф.Ю. Преображенского. В начале 1770-х годов владельцем участка стал князь С.Н. Трубецкой, а затем к представителям рода Шевалье. В 1830-1840- ходах. Когда владелицей участка стала Марселина Шевалье, старые постройки снесли, а на их месте построили гостиницу и ресторан, который стал довольно популярным (также известен как ресторан Шеврие). По сохранившимся сведениям. В гостинице останавливались Н.А. Некрасов, И.И. Пущин, А.А. Фет, Д.В. Григорович, Л.Н. Толстой. В числе постоянных посетителей ресторана был П.Я. Чаадаев, который обедал здесь в день своей смерти. В 1997 году Московская городская дума приняла постановление, согласно которому здание отнесли к перечню памятников истории и культуры, разрешённых к приватизации. Спустя несколько лет разрушающееся и пустующее здание решили реконструировать, а в 2009 году гостиница Шевалье внесена в доклад Московского общества охраны архитектурного наследия (MAPS) "Московское архитектурное наследие: точка невозврата", как памятник архитектуры, находящийся под угрозой утраты.

Следующие дома с интересной историей - три здания под номером 6/5. Это доходные дома Синодального ведомства. Они располагаются на участке, который когда-то принадлежал Георгиевскому монастырю. В одном из домов с 1903 года работало небольшое, но очень популярное кафе "Артистическое". Кафе просуществовало довольно долго, и в 1960 по-прежнему оставалось популярным. Его завсегдатаями были актеры Валентин Никулин, Табаков, Заманский, Невинный, журналисты Свободин, Моралевич, Смелков, театральные критики Уварова, Асаркан, художники Соболев и Соостер, скульптор Неизвестный, а также публика, которой нравилось находиться в "богемных" кругах. Иногда в кафе можно было встретить и Булата Окуджаву. В 1994-2011 годах в помещении кафе работал ресторан "Cafe des Artistes", который также являлся галереей современного искусства.

В доме № 6/5 строение 3 родился русский поэт и критик Владислав Ходасевич. На протяжении 6 лет квартиру №6 занимал С. С. Прокофьев. В этой же квартире он и умер. В1995 году дом был передан фирме "Велес", а квартира стала частью Музея музыкальной культуры им. Глинки. После того, как договор с компанией "Веллес" расторгли, квартира Прокофьева была практически уничтожена. Правда, в 2008 году Музей-квартира С.С. Прокофьева все-таки была открыта для посетителей. Еже один знаменитый жилец этого дома - В.В. Ерофеев, автор поэму "Москва-Петушки". Он жил здесь в 1974-1977 годах.

Также в Камергерском переулке находится большое количество кафе и ресторанов: "Чеховъ", "Cinnabon", "Gusto", "Schlotzsky"s", "Планета Суши", "Чайхона № 1", "Le Pain Quotidien", "Две палочки", "Шоколадница", "Hidden Bar" и другие.


Я очень люблю гулять по Камергескому переулку, ведь это самая уютная улица Москвы. Спрятанный от посторонних глаз, по вечерам он освещен загадочным светом черных квадратных фонарей, а днем – залит солнцем. Когда мне хочется немного отдохнуть от московской суеты и почитать книжку за чашечкой кофе, я прихожу сюда и устраиваюсь в одном из маленьких ресторанчиков.

Как добраться

От станции метро Театральная или Охотный ряд до Камергеского всего пять минут пешком. Выходите из метро Охотный ряд на Тверскую улицу, идите прямо и по правую руку увидите переулок с вереницей фонарей. Значит, вы пришли!

В центре Москвы всё находится рядом, поэтому можно прогуляться от станции Маяковская, Пушкинская или Библиотека имени Ленина.

Чем заняться

Удивительно, но на этой небольшой улочке находится сразу несколько достопримечательностей. В XIX веке Камергеский стал центром театральной жизни Москвы и остается им до сих пор. Здесь поместился театр, театральное училище, два памятника и даже музей!

Памятники

Прямо в начале Камергерского переулка расположился памятник Станиславскому и Немировичу-Данченко – двум режиссерам, которые вместе основали МХТ. Его поставили совсем недавно, в 2014м году, по инициативе Олега Табакова.


Рядом стоит памятник А. П. Чехову – еще одной крупной фигуре в истории российского театра. «Чайка», «Три сестры», «Вишневый сад» – все эти знакомые со школы пьесы впервые ставились именно в Московском художественном театре.


Московский художественный театр им. А. П. Чехова


Прямо за его основателями – МХТ им. А. П. Чехова. Чтобы попасть на спектакль, билеты нужно покупать заранее: они очень быстро раскупаются. Кассы работают ежедневно с 12.00 до 19.00, но можно приобрести и электронный билет. Средняя цена – от 600 до 2000 рублей.
Труппа часто радует новыми премьерами, а внутри МХАТа на Камергерском – фотографии Станиславского и Немировича-Данченко, портреты первых актёров и современных знаменитостей. Сейчас здесь играют Константин Хабенский, Дмитрий Дюжев и другие известные артисты. Советую посмотреть спектакли “Примадонны”, “Мастер и Маргарита” и “Контрабас”.
В этом же здании находится “Школа-студия МХАТ”, куда каждое лето пытаются попасть тысячи абитуриентов. В кассах продаются билеты на спектакли студии, цена – 300-500 рублей. Студенческие постановки всегда интересно смотреть, ведь в учебный театр поступают только самые талантливые. Пройдет какое-то время, и только познающие профессию актёры наверняка заявят о себе.
Перед спектаклем зайдите в музей МХАТа, чтобы перенестись в театральную атмосферу начала XX века. Вы увидите мемориальный кабинет В. И. Немировича-Данченко, старые театральные костюмы, артистические уборные К.С. Станиславского и О. Н. Ефремова. А после небольшой экскурсии можно выпить чашечку кофе и съесть пирожное в «Ефремовском фойе». Музей работает с 11.00 до 18.00.

Музей С. С. Прокофьева


Музей Прокофьева сложно заметить, если не знаешь его точного местонахождения. Он скромно спрятался среди кафе и ресторанов по адресу дом 6, Камергеский переулок. В музее действует только одна постоянная экспозиция «Метод Прокофьева», посвященная новаторскому творчеству композитора. Зато здесь часто проходят концертные вечера, на которые точно стоит сходить любителям классической музыки. Билеты можно приобрести как в кассах музея, так и на сайте.

Где поесть

Мы прогулялись по Камергерскому переулку за два дня до Нового года. Поводом для прогулки было посещение Московского Художественного театра, это уже своего рода традиция: предновогодняя Москва и один из лучших театров Москвы с одним из самых популярных спектаклей «№ 13D» как подарок на Новый год. Надо признать, что Москва в этом году расстаралась, объявленный фестиваль «Рождественский свет» на наш взгляд удался.

Этот рассказ посвящен истории и украшениям Камергерского переулка к Новому 2017 году.

Камергерский переулок получил свое название в конце 19 века по жившим здесь чиновникам, имевшим придворное звание камергера. В 1923 году в связи с 25-летним юбилеем находящегося здесь Московского художественного академического театра переулок был переименован в проезд Художественного театра. В 1992 году улице было возвращено историческое название. С 1998 года переулок является пешеходным и закрыт для проезда автотранспорта.

Историческая справка по топониму переулка. Камергер (нем. Kammerherr — властитель комнаты) — придворный чин или придворное звание. В России чин камергера был введён Петром I. При Петре I чин камергера получили 9 человек, первым был пожалован С. Г. Нарышкин. Екатерина II уточнила обязанности камергера: камергеры должны были дежурить при императорском величестве «сколько указано будет» и во время дежурства никуда не отлучаться. По сути их работа в основном сводились к присутствию при императорском дворе и выполнению отдельных поручений монарха и обер-камергера, т.е начальника камергеров. Даже высшие государственные чиновники ценили это звание, поскольку оно давало доступ к мероприятиям, проводимым императорским двором. Камергерам полагался специальный нагрудный знак — ключ на голубой ленте. К концу 19 века звание камергера утратило свою важность и его могли присвоить людям незнатного рода, поэтам и композиторам. Звания камергера были удостоены поэты Тютчев и Фет, композитор Римский-Корсаков. Разумеется, в 1917 году камергерство было упразднено, а впоследствии был переименован и сам переулок.

Камергерский переулок связан с жизнью и творчеством многих деятелей русской культуры. Здесь, например, жили писатели В. Ф. Одоевский, Л. Н. Толстой, Ю. К. Олеша, Л. А. Кассиль, М. А. Шолохов, В. В. Ерофеев; актёры В. Н. Пашенная, В. И. Качалов, М. И. Прудкин, Л. П. Орлова; художник В. А. Тропинин; композитор С. С. Прокофьев; оперный певец С. В. Собинов и многие другие.

Протяжённость Камергерского переулка составляет всего 250 метров. Практически все здания переулка отнесены к категории памятников архитектуры и они хранят массу исторических свидетельств. В оформлении многих зданий в свое время принимал участие известный русский архитектор Федор Шехтель. В 2009 году по сохранившимся эскизам Шехтеля были изготовлены фонари и затем установлены в Камергерском переулке в ходе работ по его благоустройству.

В настоящее время здесь расположено множество интересных мест, связанных с русской историей: есть например музей композитора Прокофьева в доме, где он жил, и он сам, идущий по переулку в виде бронзовой скульптуры, памятник Чехову, памятник Станиславскому и Немировичу-Данченко. Доминантой переулка безусловно является Московский Художественный театр под управлением Олега Табакова — один из самых успешных и востребованных зрителем московских театров. Театр расположен в здании с богатейшей историей и имеет собственный музей, посвященный истории МХАТ. В Камергерском переулке расположено множество ресторанчиков, кафешек и кофеен вполне приличного уровня. Цены в заведениях конечно столичные, но точно не выше европейских. Также есть свой 3-х звездный отель, разумеется, с названием «Камергерский».

В преддверии Нового года Камергерский переулок был красиво украшен. Все магазинчики и кафешки также украсили свои фасады на новогодний мотив. Ближе к Тверской были установлены торговые палатки на манер западных рождественских базаров. Также здесь была установлена импровизированная сцена, на которой с 17.00 выступала какая-то полупрофессиональная музыкальная группа. Пели они немного невпопад, но зажигательно и обещали развлекать народ и в новогоднюю ночь.

Ниже несколько фотографий Камергерского переулка в канун Нового 2017 года.

Камергерский переулок

Камергерский переулок - одна из самых известных пешеходных улочек Москвы, расположенная в Тверском районе ЦАО, между Тверской улицей и Большой Дмитровкой.

Несмотря на свою небольшую протяжённость (всего 250 метров), Камергерский переулок имеет богатую историю, связанную с жизнью и творчеством большого количества известных деятелей русской культуры. В разное время здесь жили писатели Владимир Одоевский, Лев Толстой, Юрий Олеша, Михаил Шолохов, Лев Кассиль, актёры Василий Качалов, Алла Тарасова, Николай Хмелёв, Любовь Орлова, композитор Сергей Прокофьев, живописец Василий Тропинин и многие другие известные на почве культуры люди. Колоритен и состав гостей, посещавших местечко: в кафе "Десятая муза" на углу Камергерского и Тверской читали свои стихи Маяковский и Есенин, здесь предавался азарту известный русский поэт и заядлый картёжник Александр Пушкин, творили Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко.

История

Но началось всё совсем не с писателей и театралов. В разное время переулок назывался Квасным и Кузнецким (по существовавшим в окрестностях слободам), теперешнее же название - Камергерский переулок - устоялось ко второй половине 19-го века; такое название было дано переулку по трём жившим на нём камергерам (придворный чин и звание высокого ранга): Сергею Голицыну, Петру Бекетову и Василию Стрешневу.

Переулок известен с 16 века, когда между ним и параллельным Георгиевским переулком был основан Георгиевский женский монастырь - первый родовой монастырь династии Романовых. Учитывая такое соседство и близость местечка к Кремлю, переулок изначально заселялся состоятельными и приближёнными к правителю родами: здесь жили представители дворянских родов Долгоруковых, Одоевских, Голицыных, Милославских, Трубецких, здесь же провела детство жена царя Ивана IV Грозного Анастасия Романовна Захарьина-Юрьева. Как и многие другие московские улицы, переулок сильно пострадал во время пожара 1812 года - Георгиевский монастырь и многие другие строения полностью выгорели, и им на смену постепенно пришли новые здания, многие из которых сохранились и по сей день.

В начале 20-го века по проекту архитектора Фёдора Шехтеля был перестроен бывший усадебный дом Петра Одоевского - в 1902 году здесь расположился Московский художественный театр, основанный немногим ранее (в 1898 году) Константином Станиславским и Владимиром Немировичем-Данченко. Сейчас он называется Московским художественным театром имени А.П. Чехова, и найти его можно по тому же самому адресу: Камергерский переулок, 3. Кстати, именно с театром связано одно из последних переименований местечка: в связи с его 25-летием в 1923 году Камергерский переулок был переименован в проезд Художественного театра. Новое название продержалось 69 лет - в 1992 году Камергерскому переулку возвратили историческое название.

Камергерский переулок сегодня

26 октября 1998 года Камергерский переулок в соответствии с распоряжением на тот момент мэра Москвы Юрия Лужкова стал пешеходным.

Сейчас это модная пешеходная зона, популярная у театралов и, судя по запредельному количеству ресторанов и кафе, голодающих. Как и другие пешеходные улицы и переулки Москвы, Камергерский переулок часто становится площадкой публичных культурных мероприятий и праздничных торжеств, что только подогревает интерес к нему со стороны москвичей. В переулке работает 2 музея (Музей МХАТ и Музей С.С. Прокофьева), а также один из старейших книжных магазинов столицы - Дом педагогической книги. Известен переулок и двумя памятниками - Антону Чехову (открыт в 1998 году в период празднования 100-летия МХТ) и Константину Станиславскому и Владимиру Немировичу-Данченко (открыт в 2014 году), установленными в начале Камергерского переулка рядом с Тверской улицей.

И не забудьте обратить внимание на изящные фонари - при благоустройстве были установлены уличные фонари, выполненные по рисункам Фёдора Шехтеля! Выглядит колоритно.


  – одна из старейших улиц Москвы. На протяжении истории переулок носил несколько названий. В XVI-XVII веках именовался Квасным, по жившим здесь когда-то квасникам, Егорьевским, по Георгиевскому монастырю, и Кузнецким, поскольку считался продолжением Кузнецкого переулка. Какое-то время переулок считался продолжением находящегося по другую сторону Тверской улицы современного Газетного переулка и именовался Старогазетным. В конце XVIIIвека переулок получил современное название Камергерский, по жившим здесь чиновникам, имевшим придворное звание камергера.
  Однако в 1923 году в связи с 25-летним юбилеем находящегося здесь Московского художественного академического театра переулок был переименован в «проезд Художественного театра».
  В 1992 году переулку было возвращено название «Камергерский», которое считается историческим.
  Почти все строения Камергерского переулка отнесены к категории памятников архитектуры.
  В 1998 году Камергерский переулок был превращен в пешеходную зону. Мостовая была выложена гранитной брусчаткой, отреставрированы и архитектурно освещены фасады выходящих в переулок домов, с целью возвращения Камергерскому исторического облика 100-летней давности, были ликвидированы некоторые элементы современной архитектуры, установлены уличные фонари по рисункам архитектора Ф. О. Шехтеля.
  Протяжённость переулка составляет 250 метров.

Справка
Камергер - придворный чин и придворное звание высокого ранга. С 1809 г. - почётное придворное звание. Титулование камергера - «Ваше превосходительство», как генерала.


Камергерский переулок на карте

Камергерский переулок со стороны Тверской ул.

Паб Шекспир
  Это заведение расположено почти напротив театра МХТ. Как сказано в одном из описаний:
"В этом Пабе вам предложат насладиться 13-ю сортами импортного пива!"

А вот что они говорят сами о себе:"Нас вполне можно считать "Центральным Пабом Москвы". И это без приувеличений, ведь не так уж много заведений в центре Москвы могут похвастаться таким количеством разнообразного разливного пива.
  Сразу следует отметить, что как только заведение открыло свои двери (14 февраля 2011 года) оно стало популярно у иностранцев, а по словам англичан - наш "Шекспир" очень удачно смог уловить атмосферу и обстановку Английских Пабов."
http://www.trestrest.ru/shekspir-zlatoust/about.html

Слева театр МХТ


А вот и сам МХТ им. Чехова - основная сцена

Здание театра МХАТ им.Чехова Камергерский пер., д. 3. Это здание было возведено еще при Екатерине II. Но во время пожара 1812 года оно сильно погорело и позже было перестроено. Одно время в здании размещался Русский драматический театр Корша.
  В 1902 г. строение было изменено по проекту Федора Шехтеля. Меценат Савва Морозов, почитатель Московского Художественного театра Станиславского и Немировича-Данченко, взял в аренду особняк в Камергерском переулке для любимого театра.
  Началом Художественного театра считают встречу его основателей Константина Сергеевича Станиславского и Владимира Ивановича Немировича-Данченко в ресторане «Славянский базар» 19 июня 1897 года.

Памятник Антону Павловичу Чехову (скульптор М.Аникушин, архитектор М.Посохин и М.Фельдман) был открыт в 1998 году, в период празднования 100-летия Московского Художественного театра. Установлен в Камергерском переулке, напротив театра его имени.
  Скульптор "изобразил писателя высоким и печальным, одиноким среди всей московской суеты". Следует отметить, что это первый памятник Чехову в Москве, раньше как-то не удосужились.

Однако, опять не все здорово.
  Из газеты Московский Комсомолец № 26185 от 14 марта 2013 г:
  Чехова хотят заставить работать в связке со Станиславским
  .... обсуждение вопроса об установке в Камергерском переулке памятника Константину Станиславскому и Владимиру Немировичу-Данченко на заседании городской комиссии по монументальному искусству привело к неожиданным результатам. Присутствующий среди экспертов руководитель МХТ им. Чехова Олег Табаков, одобрив культурную композицию, заодно предложил перенести уже находящийся в переулке памятник Антону Чехову.
  ........................
  ... народного артиста уже давно смущает место расположения другого памятника в Камергерском переулке - Антону Чехову. Когда-то на этом месте был широко известный в Москве общественный туалет. В итоге Табаков предложил перенести писателя подальше, к Большой Дмитровской: «Чехов должен стоять в начале Камергерского, спиной к Дмитровке, а сейчас он стоит в сортире в углу. Стыдоба!» Руководитель МХТ считает, что при таком раскладе Москва только выиграет: «Люди идут по Тверской, завернули за угол - эти двое. А дальше смотрят - там еще один. Они будут в связке работать».
  ..........................
  Члены комиссии идею Табакова горячо поддержали - если ее одобрят и депутаты Мосгордумы, переносу быть.

Ну, что ж у нас за привычка играть памятниками как мячиком, туда-сюда. Это ведь все-таки монумент - должен стоять где поставили. Или уж сразу делать памятники на колесах.


  В сентябре 2014 года в Камергерском переулке открыли давно жданный памятник основателям Московского художественного театра К.С. Станиславскому и В.И. Немировичу-Данченко . Двухфигурную композицию отлили в городе Пьетрасанте из бронзы, постамент из серого финского гранита. Общая высота памятника - 5,2 метра.
  Автор монумента, скульптор и архитектор Алексей Морозов, работал над памятником в Италии. Скульптор не стал придерживаться модного "современного" стиля и выполнил фигуры основателей МХАТ с точным портретным сходством.
  Мне стиль памятника понравился, но удивили "церетелиевские" размеры и место установки - не у театра, как пишут многие издания, а посредине Камергеского переулка, там где он выходит на Тверскую. Обычно монументы такого размера и места установки положены государям императорам и товарищам сталинам, а не деятелям искусств. Кроме, конечно, таких титанов как Пушкин или Гоголь, которые выше "государей" и "товарищей".
  Это тем более странно, что за их спиной находится фигура Чехова, которая сразу приняла какой-то жалкий вид. Мне кажется создателям памятника изменили вкус и чуство меры.


  Тверская улица - вид из Камергерского переулка на «Центральный телеграф»

Камергерский переулок - новогодняя иллюминация

.  На Новый 2016 год московское Правительство решило порадовать москвичей праздничной иллюминацией в рамках первого Московского международного фестиваля "Рождественский свет".
  Российские, французские и канадские световые декораторы расцветили праздничными огнями центральные московские улицы. И среди них, одним из самых красивых получился Камергерский переулок.

Со стороны Тверской улицы вам напоминают - какой год празднуем.

  Оригинальные световые"блины" подсвечивают всю улицу

Не только световые"блины", но и световые"рога"

  По всей улице расставлены красивые домики, в которых торгуют всякой всячиной.