Финляндия культура и традиции. Культура финляндии. Море в Финляндии

Всё о стиле жизни финнов.

Особенности финского характера

Часто финнов считают несколько консервативными, даже старомодными. Например, такая, казалось бы, анекдотичная особенность финнов, как медлительность разговорной речи – неторопливое произнесение слов, затягивание гласных. Дело в том, что аристократизм проявляется не только в умении держать спину прямо, но и в умении не открывать рта, там, где это не надо. По финским обычаям, громкая речь, смех без удержу − разрешались только простолюдину. Финский аристократ – это молчаливый, степенный господин. Он никуда не торопится – поэтому и говорит медленно и взвешенно. Вообще финская культура – это культура спокойных людей, о чём мы ещё поговорим ниже.

Речевой этикет или отношение к слову

До сих пор финны настороженно относятся к тем, кто говорит слишком громко, или слишком быстро. Более того, повышения голоса они считают проявлением грубости. Споры финны предпочитают решать за столом переговоров . Так же если во время разговора Вы отводите глаза, смотрите по сторонам – то для финна это будет явным признаком Вашего лукавства. Эти традиции уже в крови финнов. При общении с финном стоит помнить и другое правило: "Смех умного не слышно, а видно".

Вообще-то финская традиция предусматривает довольно-таки щепетильно отношение к словам. "Быка берут за рога, а человека ловят на слове" – так гласит старинная финская пословица . "Светский разговор ни о чем" – явление относительно новое для финской культуры, и абстрактное предложение финн может воспринять всерьез. Прерывать другого – проявление невежливости, и если в России такое поведение уже стало обыденным, то в Финляндии оно по-прежнему не приветствуется.

Финское гостеприимство

Другой интересной традицией Финляндии является особое отношение к походу в гости . Если у нас, в России, нет ничего предосудительного, заскочить к другу на чашку чая, только потому, что он живет по пути, то у финнов все иначе. Финская традиция включает долгий процесс подготовки к приему гостей. Иногда он может затянуться до двух недель, в течение которых финны готовят стол, программу встречи и подарки. К слову о подарках, финны предпочитают финские товары . Можете считать такой своеобразный патриотизм такой же финской традицией, как и медленный говор. Если Вы преподнесете финну пусть и очень дорогой, но иностранный товар в качестве подарка – он Вам особо благодарен не будет.

Традиции и обычаи

Вообще-то, сегодня нередко, когда люди свои собственные национальные обычаи считают чем-то устаревшим, неинтересным. Да и вообще предпочитают чужую культуру. Вы и сами можете в этом убедиться по тому обилию элементов восточного колорита, особенно китайского и японского, который можно встретить в наших домах, на наших улицах и в магазинчиках. Финны относятся к своим национальным обычаям куда бережнее. Вы никогда не увидите, чтобы финн демонстрировал неприязнь к финской культуре, или старался обособиться от традиций и обычаев своих предков.

Финнам далеко до пунктуальности немцев, чьей национальной особенностью эта самая пунктуальность давно уже признана всеми. Тем не менее, опоздание на встречу может быть воспринято финном как легкомыслие, что вряд ли добавит Вам его уважения. Отношения между полами, согласно обычаям Финляндии, строятся на основании равенства и партнерства. В Финляндии принято, чтобы в ресторане каждый платил сам за себя. Тем не менее, предложить спутнице заплатить за нее – вполне приемлемый вариант. Не факт, что согласиться, но любезность оценит. Равно, как и если женщина предлагает самостоятельно оплатить свой счет, Ваш категорический отказ не вызовет раздражения. Финские женщины очень ценят в мужчинах вежливость, но окончательный вывод о кавалере делают по его отношению к ее независимости. Так же девушки считают поцелуи рук проявлением галантности, но встретить такого галантного финна получается далеко не всегда.

Чаевые в Финляндии

Даже традиционные для Финляндии лыжи сильно уступают рыбалке по популярности. При этом бережное отношение к природе – хотя бы в том плане, что финн никогда не станет ловить больше, чем ему нужно, в отличие от русского, который ловит до тех пор, пока клюет – позволяет заявлять финским рыбакам: "В наших озерах год от года всё больше рыбы". По финским обычаям рыбалка – это спорт, соревнование. А многочисленные технические приспособления, – которые, кстати, стоят не так уж и дорого по финским меркам – превращают это занятие в увлекательный отдых и спорт. Ежегодно в Финляндии проводятся соревнования на самую крупную рыбу по пяти номинациям: окунь, судак, щука, сиг и форель. При этом есть разделение на улов, полученный активным или пассивным способами.

Для туристов, обе вышеописанные финские традиции зачастую преподносятся в одном флаконе – после рыбалки их сразу же отвозят попариться в финской сауне. Особенно это актуально в зимнее время года, когда на улице мороз и студень.

Охота и любовь к собакам

Традиционно финны любят и отголосок еще одного промыслового занятия – охоты. Эта любовь, помимо прочего, выражается в особом отношении к собакам, бывшими в далекие времена незаменимым помощником человека на охоте . Сегодня 20% финских семей содержат в доме собаку. Клубы собаководства здесь существуют с XIX столетия. Вообще "собачья" культура в Финляндии очень развита – многочисленные магазины, специализирующиеся на продажах товаров для наших четвероногих друзей, еще более многочисленные участки для выгула собак, исправно функционирующие ячейки организаций по защите прав братьев наших меньших.

Спорт и здоровье

Еще одна хорошая традиция в Финляндии – это регулярные занятия спортом, причем вне зависимости от возраста и пола занимающегося, равно как и от погодных условий и места проживания. На развитие массового спорта страна выделяет почти 7% своего бюджета! Самым популярным видом спорта, что вполне объяснимо для северной страны – остаются лыжи. В Финляндии исправно работают порядка 140 лыжных центров различной величины. Традиционно в феврале финны отправляются в Лапландию , чтобы вдоволь покататься на лыжах.

В таком отношении к спорту проявляется и еще один финский обычай: заботится о своем собственном здоровье и здоровье окружающих тебя людей. Например, в Финляндии давно запрещено курить в общественных местах. Но даже в частном доме гость должен спросить разрешения закурить у хозяина, даже в том случае, если на видное место выставлены пепельницы. Курить Вас могут отправить на балкон или во двор.

Как видим, в традициях и обычаях Финляндии нет ничего особенно сложного, во многом они пересекаются с общемировыми. С другой стороны уверенная ориентация в традициях Финляндии сильно упрощает жизнь туристу – он не будет выглядеть глупо в глазах местных жителей.

Природа была неотделима от религиозных воззрений. Древние верования сливались с повседневной жизнью, что значительно препятствовало распространению христианства, начавшего проникать в Финляндию как с Запада, так и с Востока в конце первого тысячелетия нашей эры. Постепенно древние, восходящие к природе ритуалы перешли в христианские праздники и дни различных святых .

В 12 - 14 вв. территория Финляндии стала ареной борьбы между Шведским королевством и Новгородским княжеством. В 1323 году был заключен Ореховский мир, согласно которому за Швецией осталась Западная и Южная Финляндия, а большая часть Карелии отошла к Новгороду.

Это привело к тому, что формирование национальной финской культуры происходило под сильным влиянием как католической, так и православной церковных культур.

Однако, как показывает национальный эпос "Калевала" , состоящий из руин, собранных видным финским просветителем Элиасом Ленротом в 20-е - 30-е годы 19 века, несмотря на внешние влияния традиционная культура являлась основным слагаемым в процессе становления национальной культуры.

Косвенным свидетельством силы традиционной культуры является то, что доля заимствований в финском языке составляет только 15%.

Древнейшими памятниками финского зодчества являются средневековые замки-крепости , а также деревянные церкви с колокольнями , построенные в ХVIII в. народными мастерами-плотниками.

Ценнейшим архитектурным и историческим памятником Финляндии является Кафедральный собор в г.Турку , построенный в конце ХШ в. и ставший главным храмом финской лютеранской церкви.

Виднейшим представителем неоклассицизма в финской архитектуре ХIХ в. был К.Л.Энгель (1778-1840), создатель монументального архитектурного ансамбля вокруг Сенатской площади в Хельсинки, автор проектов многих церквей, усадеб и других зданий.

Для финской архитектуры конца прошлого столетия был характерен стиль национального романтизма, который заимствовал свои идеи из карельского деревянного зодчества, архитектуры средневековых церквей, а также распространенного тогда в Европе стиля "Югенд".

Виднейшими представителями этого течения были Элиель Саарине н (1873-1950), Армас Гезеллиус (1874-1916) и Армас Линдгрен (1874-1929), создавшие свое архитектурное бюро и спроектировавшие здание Национального музея в Хельсинки и усадьбы-ателье Виттреск близ Хельсинки.

Главным архитектурным сооружением Э.Сааринена в Финляндии считается здание железнодорожного вокзала в Хельсинки , сочетающее в себе черты национального романтизма и классицизма.

Позднее по проектам Э.Сааринена было построено большое число зданий в США, куда архитектор переселился в 1923 г. В стиле национального романтизма построено здание Национального театра в Хельсинки (автор проекта - Онни Тарьянне), а также целый ряд других общественных и жилых зданий.

В 1920-е годы преобладающими вновь стали идеалы классицизма и более рациональное стилевое мышление. Наиболее монументальным воплощением этого архитектурного стиля является здание парламента , спроектированное И.С.Сиреном (1889-1961).

С конца 1920-х годов в архитектуре Финляндии стал развиваться функционализм . Всемирно известным представителем этого течения является Алвар Аалто (1898-1976), чей талант проявился во многих областях зодчества: в планировке городских массивов и сельских населенных пунктов, проектах отдельных зданий общественного назначения, в разработке интерьеров и дизайне.

За свою жизнь А.Аалто принял участие в 71 конкурсе, и в 27 его проекты получали первую премию. Он является создателем известного дворца "Финляндия" в Хельсинки. В 1943-58 годах А.Аалто был председателем Союза финских архитекторов.

Представителями позднего функционализма в архитектуре Финляндии были Вилье Ревель , Хейкки Сирен и Аулис Блумстедт .

В 1970-е годы в финской архитектуре преобладает конструктивизм , а в 1980-е годы господствующими становятся модернизм и стремление к гармонии с окружающей природной и социальной средой.

Наиболее интересными сооружениями, построенными в этом стиле, являются церковь Темппелиаукио ("Церковь в скале") в Хельсинки, городской театр в Лахти, городская библиотека и культурный центр в Тампере, культурный центр в Эспоо.

Из финских архитекторов современного периода заслуживают упоминания Тимо Пенттиля, Пекка Питкянен, Ола Лайхо, Илпо Каунио, Осмо Лаппо, Кейо Петяя, Тимо Вормала и ряд других.

В Финляндии регулярно проводятся семинары и симпозиумы по вопросам архитектуры. Главным из них является международный симпозиум им.А.Аалто , который устраивается раз в три года в г.Ювяскюля.

Ежегодно присуждается несколько премий в области архитектуры. Наиболее почетными из них являются Государственная премия и премия "Сафа" Союза архитекторов Финляндии.

Многим финским архитекторам присуждались международные премии. В настоящее время финское проектирование за рубежом становится все более частым явлением.

Старейшими памятниками финской живописи являются росписи средневековых каменных и деревянных церквей. Видными церковными живописцами того времени были Хенрикус Пиктор и Микаэль Топелиус.

Одним из основных направлений в ХУШ в. становится портретная живопись, которая представлена, в частности, Исааком Ваклином (1720-1758). На рубеже ХVIII и ХIХ веков начинает приобретать популярность жанровая живопись, видным представителем которой стал Александер Лауреус (1783-1823).

Новый период в истории финской живописи начался с созданием в 1846г. Общества художников Финляндии, которое стало проводить выставки и организовало начальное художественное обучение.

В ходе деятельности Общества возникла первая в стране публичная коллекция произведений изобразительного искусства, положившая начало национальной художественной галерее "Атенеум" .

К национальной тематике впервые обратился Роберт Вильгельм Экман (1803-1873), использовавший в своих работах сюжеты из "Калевалы". Первым крупным финским пейзажистом был Вернер Холмберг (1830-1860), ставший членом Петербургской Академии художеств.

К крупнейший художникам-анималистам прошлого века относятся братья Магнус (1805-1868) и Ферд фон Рихт (1822-1906).

Расцвет финской живописи (т.н. золотой период) приходится на последние десятилетия ХIХ в. Наиболее яркими представителями этого периода были: Альберт Эдельфельт (1854-1905), также ставший членом Петербургской Академии художеств; Аксели Галлен-Каллела (1865-1931) - живописец,

График и дизайнер, творчество которого стало национальной гордостью Финляндии; Ээро Ярнефель (1863-1937) - крупнейший портретист и бытописатель; Пекка Халонен (1865-1933) - создатель монументальных композиций и мастер лирического пейзажа. Одной из интереснейших финских художниц конца XIX-начала XX века была Хелен Шерфбек (1862-1946).

Крупнейшими представителями символизма в финской живописи стали Магнус Энкель (1873-1925) и Хуго Симберг (1873-1917).

В 1930-е годы в Финляндии отмечают признаки сюрреализма . В то же время появились и первые художники-наивисты - Сулхо Сипиля (1895-1949), Вилхо Лампи (1898-1936).

Одним из виднейших финских пейзажистов текущего столетия был Аймо Канерва (1909-1992). Из представителей неореализма 1960-70-х годов следует отметить Яакко Сиевянена, Эско Тирронена, Юхани Харри, Киммо Кайванто и Рейдара Сярестениеми.

В 1950-е годы испытала новый подъем финская графика. Среди художников этого жанра особой индивидуальностью выделяются Пентти Каскипуро и Пентти Лумикангас .

Ежегодно Общество художников Финляндии проводит в Хельсинки крупную выставку-смотр современного финского изобразительного искусства; также ежегодно кто-либо из финских художников, достигших наиболее интересных результатов в своем творчестве, объявляется Художником Года.

В 1988 г. возникло новое творческое объединение "Муу" , представляющее художников, работающих в области сценического и видеоискусства.

К первопроходцам финского скульптурного творчества относятся Эрик Кайнберг (1771-1816), черпавший вдохновение в образах "Калевалы", и Карл Энеас Шестранд (1828-1909), художник реалистического направления.

Вальтер Рунеберг (1838-1920) был представителем классицизма, к числу его главных работ относятся памятник поэту Й.Л.Рунебергу на бульваре Эспланада и памятник императору Александру II на Сенатской площади в Хельсинки.

Одной из наиболее ярких фигур первой половины ХХ века был скульптор Вилле Валгрен (1885-1940), работавший как в монументальном, так и в миниатюрном жанрах. Самой знаменитой его работой стала скульптура-фонтан "Хавис Аманда" на рыночной площади в Хельсинки.

Большую международную известность приобрел финский скульптор Вяйне Аалтонен (1894-1966), работавший с бронзой, керамикой, мрамором и гранитом.

Основными его работами являются памятник Алексису Киви на привокзальной площади в Хельсинки, четыре статуи на мосту Хямеенсилта в Тампере и статуя Пааво Нурми около Олимпийского стадиона в Хельсинки.

Из современных финских скульпторов-женщин выделяются Эйла Хилтунен , создательница знаменитого монумента Я.Сибелиусу носящем его имя парке в Хельсинки, и Лайла Пуллинен, ставшая известной своими работами в бронзе и меди, выполненными методом взрыва.

Особое место занимают мастера деревянной скульптуры Кайн Таппер, Мауно Хартман, Ээва Рююнянен, Хейкки Виролайнен и Алппо Яаколаю

йоулупукки

Его сани летают. Его олени разговаривают, его мешок всегда полон подарков. Его знают во всем мире и в каждой стране называют по-своему: Пер Ноэль, Юлбокк, Фаттер Кристмасс, Дед Мороз... Но на своей родине, в Финляндии, он больше известен как Йоулупукки. В переводе имя звучит не слишком симпатично - Рождественский козел.

Столь странное прозвище финский Санта-Клаус получил благодаря деревенским жителям, которые в Рождественскую ночь надевали козлиную шубу и разносили по домам подарки. Говорят, что именно эти самозванцы спугнули Санту.

кинемотография в финляндии

За последние двадцать лет в Финляндии было создано около 350 художественных фильмов, в среднем 15-20 фильмов в год. Число это можно считать достаточно высоким, принимая во внимание 5-миллионное население Финляндии и тот факт, что кинорынок все больше захватывает поток фильмов из США.

литература финляндии

Своими корнями литература Финляндии до сих пор черпает жизненные силы, с одной стороны, в глубокой древности, в источниках устной финской народной традиции и анонимной поэзии, в мире ”Калевалы”, а с другой – через шведскую культуру в европейской традиции, еще на протяжении длительного времени после отделения Финляндии вследствие шведско-российской войны и превращения в 1809 году в великое княжество России. С помощью этих связей, 150 с лишним лет назад, независимая финляндская литература стала искать свое место в европейской культуре.

финская кухня

Финские национальные блюда редко когда готовят в других странах. Финны никогда не отличались богатством, а за урожай всегда были вынуждены бороться. Их выручали рыбные богатства прибрежных морских вод и внутренних озер. Поэтому приготовление блюд из рыбы стало в Финляндии традиционным.

финская музыка

Сила финской музыкальной жизни в ее самобытности. В отличие от соседних Швеции и Норвегии, в Финляндии не было королевского двора, поддержавшего музыкальную жизнь и финансировавшего, в частности, до рогостоящие оперные представления. Поэтому финская музыка уходит глубоко корнями в уникальную народную традицию. Без преувеличения можно сказать, что национальный эпос “Калевала” (1835) является основой финской культуры – в том числе и музыкальной.

финские танцы

В Финляндии танец всегда был межнациональной формой искусства, с тесными связями с соседними крупными городами, такими как Стокгольм и Санкт-Петербург. Влияние Санкт-Петербурга на развитие балета в Финляндии бесспорно, а Стокгольм стал в течение нашего столетия вторым домом для многих финских танцоров.

, Санкт-Петербурга . В 1846 году было основано Финское художественное общество . На ниве изобразительного искусства Финляндии оставили значительный след Вернер Холмберг , заложивший основы национальной пейзажной живописи, художники Ялмар Мунстеръелм , Берндт Линдхольм и Виктор Вестерхольм , Адольф фон Беккер , Карл Янссон , полотна которого выдержаны в традициях позднего модернизма. Братья фон Райт создали романтические сельские пейзажи. Конец XIX столетия считается «золотым веком» финской живописи и отмечен творчеством таких мастеров, как Альберт Эдельфельт , Ээро Ярнефельт и Пекка Халонен . Крупнейшим представителем национального романтизма в живописи был Аксели Галлен-Каллела , писавший на сюжеты финского эпоса и фольклора. Самобытный талант Юхо Риссанена описывал сцены народного быта. Грандиозным портретистом был Антти Фавéн . Известны в мире искусств также и имена женщин-живописцев Марии Вийк и Хелены Шерфбек .

Скульптура как жанр искусства в Финляндии начала развиваться лишь в середине XIX столетия. Среди талантливых скульпторов можно отметить Йоханнеса Таканена , Роберта Стигелла , Эмила Викстрёма , Алпо Сайло , Юрьё Лийполу и Гуннара Финне .

Понятие финской музыки отождествляется в мировой культуре с творчеством Яна Сибелиуса . Однако и другие финские композиторы были весьма успешны: Селим Пальмгрен , Юрьё Килпинен (композитор-песенник), Армас Ярнефельт (сочинитель романсов, хоровой и симфонической музыки) и Ууно Клами . Оскар Мериканто прославился как автор оперы «Дева Севера».

На сегодняшний день Финляндия занимает значительное место в европейской культуре. В Хельсинки , Турку , Тампере и Лахти имеются симфонические оркестры, во всех населённых пунктах есть хоры и песенные коллективы. В театральной жизни страны ведущие позиции занимают Финский национальный балет , Финский национальный театр , Финская национальная опера и Шведский театр . В городе Савонлинна в июле каждого года проходят международные оперные фестивали .

В 2010-х годах в Финляндии отмечалась рецессия трудовой занятости в сфере культуры .

Литература

Среди наиболее известных деятелей литературы Финляндии можно отметить создателя литературного финского языка Микаэля Агриколу , исследователя карело-финского эпоса «Калевала » Элиаса Лённрота , одного из основоположников художественной литературы на финском языке Алексиса Киви . Среди писателей XX века выделяются автор романов о сельской жизни, единственный финский лауреат Нобелевской премии по литературе Франс Силланпяя , автор переведённого на множество языков романа «Синухе, египтянин» Мика Валтари , а также всемирно известная детская писательница Туве Янссон , создатель Муми-тролля.

Музыка

Фольклор

Особое влияние на финскую музыку оказали традиционные карельские мелодии и лирика, которая черпала своё вдохновение из эпоса «Калевала ». Карельская культура основана на понимании финских мифов и преданий. За последние несколько десятков лет, финская народная музыка стала частью популярной музыки (так, известность за пределами Финляндии получил проект Loituma ).

Опера

Первая финская опера была написана в 1852 году Фредриком Пациусом , немецким композитором, который жил в Финляндии. Пациус также положил на музыку стихотворение Йохана Рунеберга «Наш край»; впервые прозвучавшая в 1848 году , эта песня стала гимном Финляндии .

В связи с распространением идей национализма в 1890-х годах стала широко известной симфоническая поэма Яна Сибелиуса «Куллерво » для мужского хора, солистов и оркестра, - по одному из сказаний народного финского эпоса «Калевала ». В 1899 году Сибелиус написал симфоническую поэму для драматического театра «Финляндия», которая сыграла важную роль в финском национальном движении. До сих пор Ян Сибелиус остаётся одной из самых известных личностей Финляндии и одним из символом нации.

В наше время финская опера сохраняет свои традиции. Наиболее известные композиторы - Раутаваара Эйноюхани , известный своими операми «Винсент» (1986-1987) о Винсенте Ван Гоге и «Распутин» (2001-2003) об убийстве Григория Распутина); Линдберг Магнус ; Аулис Саллинен , автор опер «Всадник » (1973-1974), «Красная черта» (1978) и «Куллерво» (1988) (эти три оперы основаны на финских исторических и фольклорных сюжетах), а также «Король отправляется во Францию» (1983), «Дворец» (1993) и «Король Лир» (1999) ; Саариахо Кайя , написавшая оперы «Любовь издалека» (2000), «Адриана Матер» (2006), «Страсти по Симоне Вайль » (2006), музыку к балетам («Маа», 1991, постановка Каролин Карлсон), вокальные сочинения («Из грамматики снов», 1989; «Замок души», 1996; «Четыре мгновения», 2002), струнные квартеты «Нимфея» (1987, на стихи Тарковского Арсения) и «Terra Memoria» (2007), концерт для скрипки с оркестром «Грааль-театр» (1994), пьесы для виолончели («Семь бабочек», 2000), концерт для виолончели и оркестра (2007, исполнитель Ансси Карттунен).

Автор одной из наиболее известных финских опер «Последние искушения » - композитор Йонас Кокконен .

Рок-музыка

Как и во многих других странах мира, в Финляндии рок-музыка возникла под влиянием англо-американской музыки. Финляндия - одна из мировых «столиц» тяжёлого рока и метала, наряду с Швецией, Великобританией и Германией. Как и в других скандинавских странах, рок, и, в особенности, метал в Финляндии очень популярен, здесь проводятся ежегодные фестивали тяжёлого рока, такие как Tuska Open Air , Lumous , Jalometalli, Provinssirock, Ruisrock , Ilosaarirock, Sauna Open Air.

Начиная с 1990-х, Финляндия занимает одно из центральных мест в рок-музыке. Группы из Финляндии, в особенности Nightwish , Apocalyptica , HIM , The Rasmus , Children of Bodom добились большой известности в мире. Среди других заметных представителей финской рок-сцены - Poets of the Fall , Negative , Amorphis , Finntroll , The 69 Eyes , Stratovarius , Sonata Arctica , Sentenced , Ruoska , Turmion Kätilöt , Enter My Silence, Leningrad Cowboys , Lordi , Korpiklaani , Ensiferum , Norther , Kotiteollisuus , Viikate , Lyijykomppania , Timo Rautiainen & Trio Niskalaukaus , Mokoma, Stam1na , Apulanta , Teräsbetoni , Maj Karma, Verjnuarmu , Klamydia , Värttinä и другие. В 2006 году финская группа Lordi одержала победу в конкурсе «Евровидение» .

Электронная музыка

В начале XXI века в Финляндии, как и во многих других странах, стала активно развиваться культура психоделического транса . Финские транс-музыканты (многие из них находятся влиянием трекерной культуры) создали в процессе особый подвид этой музыки, который так и называется - suomisaundi (другие названия spugedelic или freeform psy-trance). Жанр отличается очень вольным обращением с ритмом и звуком. Он снискал популярность за пределами страны, главным образом его поклонники, помимо Финляндии, сосредоточены в России, Японии, Австралии и Новой Зеландии.

Помимо этого, Финляндия является одной из основных стран распространения так называемой демо-культуры («демосцены »), в рамках которой молодые финские пользователи ПК активно пишут электронную трекерную музыку (одна из культовых программ-трекеров Scream Tracker - финского происхождения). Именно в Финляндии с 1992 года проводятся крупнейшие в мире фестивали «народного» компьютерного творчества Assembly .

Широко известен в мире (в частности, в России) финский электронный танцевальный проект Bomfunk MC’s .

Танцы

Финский танец всегда являлся межнациональной формой искусства и давал возможность поддерживать связи с соседними крупными городами, к примеру Санкт-Петербург , Стокгольм . Особое влияние на финский танец оказала северная столица России , но Стокгольм стал для финского танца практически вторым домом.

Центром финского танца был и есть город Хельсинки , хотя за несколько десятилетий его границы значительно расширились. В результате начавшегося в 1980-х годах профессионального обучения танцу его культура была вынесена далеко за пределы столицы. В 1990-е годы наблюдался художественный рост, связанный с созданием трупп, организацией фестивалей и т. п.

Несмотря на то, что финский танец творят финские танцоры, он отражает влияние многих течений современного танца. Наибольший вклад в эту культуру внесли немецкий театр и японское буто, контактная импровизация в ходе танца и техника раскрепощения. И всё равно, финский танец остаётся изолированным. Эстетика этого танца вытекает из культуры, в которой преобладает функциональная строгость. Возможно, именно поэтому, в финском танце физическое начало акцентируется так сильно. Может быть это и послужило причиной того, что многие финские хореографы уделяют большее внимание не качеству движения, а его физической выразительности. Они стремятся освободиться от общепринятых норм, потому их целью не является привлекательность тела.

Национальный балет

21 мая 2012 года финский балет отметил своё 90-летие . Начав формирование в 1922 году, танец Финляндии впитал в себя классической традиции балета России и новаторские идеи из балета Германии . Формирование же подлинно национального финского балета следует отнести к 1950-м годам о чём свидетельствует тот факт, что в финском балете всегда было очень мало иностранных танцоров.

В 1906-1917 годах артисты русского балета приезжали на гастроли в Гельсингфорс около десяти раз. Весной 1908 года в столице Финляндии выступала Айседора Дункан . Крупным событием 1908-1910 годов явились гастроли по Северным странам группы русских артистов Мариинского театра - А. П. Павловой , Л. Н. Егоровой, Е. П. Эдуардовой, Н. Г. Легата , А. Р. Больма. Организатор этих гастролей, будущий директор Оперного театра Эдвард Фацер стал создателем финской балетной труппы. В 1911 году на своих танцевальных концертах дебютировали первые финские артисты танца - Мэгги Грипенберг , Тойво Нисканен и Т. Детерхольм.

Осенью 1921 года при Финской национальной опере была создана балетная труппа. Эдвард Фацер, который до перехода на пост директора оперы управлял концертным бюро «Фацер» в Хельсинки и имел тесные связи с Россией и балетом Мариинского театра , пригласил на должность учившегося в Санкт-Петербурге у Николая Легата балетмейстера Жоржа Ге (Грёнфельдта) и обучавшихся в Петрограде артистов Эльзу Вилль , А. Сакселина , Мэри Пайшеву , Е. Лютикову и Ольгу Облакову. В январе 1922 года первой постановкой балетной труппы стало «Лебединое озеро » в полном объёме (в главной партии М. Пайчева). Позднее Ге поставил в Хельсинки (также сохраняя в неприкосновенности хореографию) балеты М. М. Фокина «Сильфиды », «Петрушка», «Шехеразада», «Видение розы», а также «Тщетную предосторожность». В них выступали ученица Ге Люсия Нифонтова и её партнёр А. Мартикайнен .

Балетмейстер Георг Ге возглавлял труппу до 1935 и c 1955 по 1962 годы; с 1935 по 1954 годы балетмейстером был окончивший Императорскую балетную школу Александер Сакселин, с 1962 - Н. Берёзов. Репертуар труппы состоял из произведений Мариуса Петипа и Льва Иванова , а также из русских версий романтичного балета, которые Сакселин и Ге обрабатывали с учётом возможностей небольшой балетной труппы. В Хельсинки увидели также несколько финских версий произведений, входивших в репертуар Русского балета Дягилева.

В 1931 году появился первый финский полномерный балет «Голубая жемчужина», хореографию которого на музыку композитора Эркки Мелартина выполнил Георг Ге.

С 1940 по 1960 годы репертуар финского балета включал: «Спящую красавицу » (балетмейстен М. Скипинг, позднее - Н. Берёзов), «Коппелию »; «Испытание любви» на музыку Моцарта (оба - балетмейстер Н. Берёзов), «Эсмеральду », «Весну священную »; «Сюиту в белом » на музыку Э. Лало , «Ромео и Джульетту » на музыку Чайковского и «Жар-птицу » (все - балетмейстер С. Лифарь), «Фрёкен Юлию» (балетмейстен Б. Кульберг); «Этюды» и «Картсилуни» Рисагера (балетмейстер Х. Ландер). Советские балетмейстеры поставили «Бахчисарайский фонтан » (балетмейстер Р. В. Захаров), «Жизель » и «Каменный цветок » (балетмейстер Л. М. Лавровский).

Создавались и национальные балеты: «Скарамуш » Яна Сибелиуса (1935, балетмейстер Сакселин; 1955, балетмейстер И. Коскинен), «Сага» и «Туонельский лебедь» на музыку Я. Сибелиуса (балетмейстер А. Сакселин), «Голубая жемчужина» на музыку Э. Мелартина, «Песси и Иллюзия» Соннинена (оба - балетмейстер И. Коскинен).

C 1930 по 1950 годы ведущими танцовщицами были Ирья Коскинен, Маргарета фон Бар , Дорис Лайне , Лийса Такселл , Эльза Сюльвестерссон , Май-Лис Раяла , Ирина Худова , Кари Карнакоски ; танцовщики - Клаус Салин , Лео Ахонен , Й. Лэтти. Среди молодых артистов 1970-х годов: М. Тервамо и Матти Тикканен (часто выступали за рубежом), Сорелла Энглунд ?! (выступал в Королевском датском балете).

В 1970-е году труппу возглавляли Н. Берёзов , Э.Сюльвестерссон , А. Картер, И. Худова .

При оперном театре с 1920-х годов работает балетная школа.

Финский балет, как и многие другие виды исполнительного искусства Финляндии, по мнению финского критика Аули Рясянен, стремится к эмоциональному выражению и созданию трогательных характеров, при этом ощущается постепенный отход от традиций русского балета и переход к средствам выразительности балетов Франции и Америки.

Среди современных финских хореографов - Йорма Эло (постановка «Slipe to Sharp» («Затачивая до остроты»), Йорма Уотинен .

Кинематограф

Началом эпохи кино в Финляндии считается 28 июня 1896 года, когда в Хельсинки братья Люмьер организовали первый кинопоказ на территории Финляндии. Первые серьёзные работы, снятые местными мастерами, появились в 1904 году; в одном из первых фильмов было показано, что делают дети в школе на переменах. В 1907 году появился первый игровой фильм - «Тайные самогонщики » .

В 1926 году впервые финскими кинематографистами был применён монтаж .

Первый звуковой фильм вышел на экраны в 1931 году .

Для финского кинематографа, особенно в начальный период, характерен свои стиль и собственные художественные приемы; помимо этого модные в то время жанры - триллер , вестерн , гангстерский фильм , - не развивались в Финляндии.

Наибольшее влияние на творчество режиссёров 1960-х -1970-х годов оказал режиссёр Нюрки Тапиоваара . Его фильмы «Украденная смерть», «Юха» и «Путь человека» получили признание среди зрителей. Многие фильмы были сняты по повестям и романам известных национальных писателей. Так, фильмы «Путь человека» (реж. Нюрки Тапиоваара), «Месяц урожая» (реж. Матти Кассила) были сняты по роману Ф. Э. Силланпяя . Были также экранизированы произведения Алексиса Киви : фильм «Сельский сапожник», имевший большой успех, был снят режиссёром Эркки Кару . Режиссёр Теуво Тулио экранизировал роман Йоханнеса Линнанкоски «Песня об огненно-красном цветке». Военная тема нашла своё отражения и в экранизации романа Вяйне Линна «Неизвестный солдат», сделанной Эдвином Лайне .

В связи с развитием телевидения, а позже и натиском видеопродукции, мировое кино пережило серьёзный кризис, о чём говорит сокращение зрительской аудитории.

В настоящее время в Финляндии ежегодно выпускается около 4 полнометражных игровых фильмов, большое количество телевизионных, короткометражных, документальных и мультипликационных фильмов.

Изобразительное искусство

Живопись

Древнейшими памятниками финского изобразительного искусства являются росписи средневековых каменных и деревянных церквей. Самыми выдающимися церковными живописцами того времени были Хенрикус Пиктор и Микаэль Топпелиус .

В изобразительном искусстве к национальной тематике впервые обратился Роберт Вильгельм Экман , который использовал в своих произведениях сюжет из «Калевалы ». Вернер Холмберг , ставший членом Петербургской Академии художеств , а братья Магнус фон Рихт и Фердинанд фон Рихт были выдающимися художниками-анималистами XX века .

Скульптура

Среди современных скульпторов Финляндии: Ханна Вихрияля , Антти Маасало, Рафаэль Сайфулин .

Дизайн

Ювелиры Финляндии

В XIX веке доля финских ювелиров в гильдии золотых и серебряных дел мастеров в Санкт-Петербурге составляла четвертую часть. Часть из них, получив образование и опыт в своём деле, возвращались в Великое княжество Финляндское , где получали бюргерские права, но большинство оседало в столице Российской империи . Одним из первых финских ювелиров середины XVIII века, получивших образование в Санкт-Петербурге и ставших позднее поставщиком императорского двора был Юхан Блум , а та же его коллега Самуэль Мальм, работавшие как стиле французского неоклассицизма, так и стиле рококо . Карл Бреденберг, напротив, приехал в Россию уже сформировавшимся мастером. В современной коллекции Эрмитажа находится много экспонатов другого финского ювелира конца XVIII - начала XIX веков - Петера Энерута, работавшего в стиле неоклассицизма.

Архитектура

В 12-13 вв. складываются традиции каменной архитектуры. Древнейший архитектурный ансамбль, примыкающий к средневековому кафедральному собору, сохранился в городе Турку. Для 14 в. типичны небольшие сельские каменные церкви - прямоугольные в плане, с высокой двухскатной кровлей, низкими пристройками - ризницей с северной стороны и притвором с южной. Стены возводились из неотесанного камня, своды - из кирпича. Деревянное зодчество тесно связанно с традициями народного строительного мастерства и сохраняло сравнительную независимость (церкви в Торнио, 17 в., и Кеуру, 18 в.).

Процесс осознания национальной самостоятельности, затронув все области финской культуры, стал основой для формирования национальной художественной школы 19 в. В архитектуре и живописи возрождались традиции народного ремесла, деревянной резьбы, средневековой монументальной живописи и зодчества, характерным стало обращение к темам национальной истории и фольклора. Старый центр Хельсинки построен в основном по проектам Карла Энгеля в первой половине 19 в. Этот замечательный памятник архитектурного стиля ампир имеет большое сходство с ансамблями Санкт-Петербурга . В начале 20 в. в финской архитектуре ярко проявился национальный романтизм, упрочивший связь между зданием и его природным окружением. Сами здания отличались живописно-декоративной трактовкой архитектурных форм, воскрешающей образы финского фольклора; в строительстве широко использовались местный природный камень. Наиболее известные произведения - здания Национального музея Финляндии, Национального театра, Скандинавского банка и железнодорожного вокзала в Хельсинки. Ведущими фигурами этого движения были Элиэль Сааринен , Ларс Сонк , Армас Линдгрен и Герман Гезеллиус . Национальный романтизм прочно вошёл в историю мировой архитектуры.

Функционализм, введённый в Финляндии Алваром Аалто и Эриком Брюггманом в межвоенный период, пропагандировал свободную организацию объёмов и пространств, асимметрию композиций, удобство планировки. Здание телефонной станции и кафедральный собор в Тампере, созданные Ларсом Сонком, считаются шедеврами этого направления. Были построены практичные и комфортабельные жилые дома, школы, больницы, магазины, промышленные предприятия. Эстетическая ценность этих зданий заключена в самой их конструкции, выполненной без излишней орнаментации.

В послевоенный период основное внимание уделялось проблемам массового жилищного и общественного строительства. Простота и строгость архитектурных форм наряду с широким использованием современных строительных конструкций, хорошо заметные, например, в застройке районов Эспоо Тапиола и Отаниеми, характерны для творчества многих выдающихся мастеров (Алвар Аалто , Эрик Брюггман, Вильо Ревелл, Хейкки Сирен). Под влиянием идей структурализма появились жилые комплексы с компактной застройкой асимметричных, геометрически четких групп домов (район Кортепохья в Ювяскюле, район Хакунила в Хельсинки и др.). Признанные современные архитекторы - Рейма Пиетиля , Тимо Пенттила и Юха Лейвискяя - лауреат премии Карлсберга 1995, Тимо Сарпанева - победитель многих международных конкурсов в области дизайна .

Праздники и выходные Финляндии

Праздники Финляндии

Многие праздники Финляндии не имеют постоянной даты. Большинство финских праздников связано с лютеранской традицией, а дата многих церковных праздников ежегодно меняется: они отсчитываются от пасхи или приходятся на воскресенье.

Ещё одна особенность праздников в Финляндии: если праздник приходится на выходной день, он не переносится на ближайший будний день, как это практикуется в России, а «пропадает».

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

История возникновения

Самые достоверные сведения об истории Финляндии относятся к ХII веку, когда страна называлась Эстерландия. Восточные районы Скандинавского полуострова населяли шведы. Финны то и дело совершали набеги на эти районы, и шведы, возмущённые непреходящей агрессией соседей, организовали против них в 1157 году Первый Крестовый поход.

Они заняли Юго-Запад страны и начали внедрять христианство среди язычников - финнов. Второй крестовый поход, в 1249 - 1250 годах, привёл к завоеванию центра Южных районов Финляндии, а в результате Третьего Крестового похода, в 1293 - 1300 годах, во власти шведов оказались восточные районы.

С этого начался период развития страны, её процветания и спокойствия. Длился он до 1700 года, когда Швеция и Россия развязали Северную войну за господство на Балтике. Россия одержала верх и забрала часть территории у Финляндии. Шведы не смогли примириться с таким положением, и вновь объявили России войну в 1741 году. И, в итоге, через год Финляндия полностью оказалась под властью россиян.

Однако в 1743 году, по Абоскому мирному договору, к России отошла только часть территории страны. В 1812 году столицей Финляндии стал Хельсинки. Карелия добровольно присоединилась к Финляндскому княжеству, и страна, будучи крупной автономией Российской империи, стала активно развиваться.

В начале двадцатого века в Финляндии начались волнения. Они совпали с русской революцией 1905 года.

В результате, внутри Финляндии была реорганизована государственная система. Из системы четырёх сословий она превратилась в однопалатный парламент, который избирался по принципу равного всеобщего права голоса, которое принадлежало и женщинам. Страна стала первым государством в Европе, где женщины получили это право.

После Октябрьской революции 1917 года финны объявили себя независимыми. В 1918 году Финляндия, после коммунистического переворота, становится Социалистической рабочей республикой, но ненадолго.

В начале Второй мировой войны Финляндия выступила на стороне Германии в надежде на скорую победу гитлеровцев, которая должна была вернуть ей часть утерянных территорий. Но в сентябре 1944 года правительство страны вынуждено было подписать соглашение о перемирии с СССР и Великобританией. А в феврале 1947 года между СССР и Финляндией был подписан договор о передаче Финляндией части своих районов и выплате 300 млн. долларов Советскому Союзу в качестве возмещения.

Однако, несмотря на такой немалый долг, экономика страны в послевоенные годы успешно развивалась. Отношения между Россией и Финляндией стабилизировались и приняли характер взаимовыгодного сотрудничества.

После распада СССР, конце 80-х годов, внутренняя политика страны была переориентирована на Западную Европу. В октябре 1994 года финнами было принято решение о вступлении в Европейский союз. Членом Европейского союза Финляндия стала 1 января 1995 года.

Герб флаг языки

Значение финского флага

финляндия традиция достопримечательность экономика

Старый финский поэт описал цвета страны, как будто они представляют «голубизну наших озер и белый снег наших зим». Крест на флаге Финляндии является классическим атрибутом большинства флагов скандинавского полуострова и символизирует родство Финляндии с другими скандинавскими странами.

Флаг был первоначально принят в 1918 году. Современный флаг Финляндия приняла 26 мая 1978 года. Финляндия находилась под российской оккупацией с 1899 по 1917 год, соответственно использовался российский флаг. Однако Финляндия не получила независимость в 1917 году, так что флаг еще несколько раз менял свой внешний вид.

Финский флаг создан по образцу дизайна флага Дании и флага Швеции.

По закону, флаг Финляндия не должен быть испачкан или поврежден, не должны быть испорчен или разрисован. Когда флаг Финляндии стирают, он должен сушиться обязательно в помещении. В финском флаге нельзя хоронить людей, также его нельзя использовать в личных целях.

Значение герба

На национальном гербе изображен коронованный лев, стоящий в червленом поле. Лев в правой передней лапе, одетой в латную перчатку, держит поднятый меч и топчет изогнутую саблю. Лев, корона, рукояти меча и сабли, а также стыки перчатки золотые. Лезвия и перчатка серебряные. Поле украшено девятью серебряными розетками.

Лев -- древний скандинавский символ власти и могущества, символ рыцарства (рука) и сабля --причастность к общей культуре христианской Европы в борьбе с мусульманами. По другим данным, попирающий саблю лев символизирует победу Швеции над Россией («Востоком») во второй половине XVI века.

Герб появился в 1581 году, когда шведский король Юхан III утвердил герб Финляндского княжества -- автономной области Шведского королевства.

Я зыки

Финляндия расположена на севере Европы, значительная часть её территории находится за Северным полярным кругом. На суше граничит со Швецией, Норвегией и Россией, морская граница с Эстонией проходит по Финскому и Ботническому заливам Балтийского моря.

Для 93,5% жителей родным языком является финский, для 5,9% -- шведский, менее чем для 1% -- язык саами. В Финляндии проживает также несколько тысяч цыган (ромалов). Финский и шведский являются равноправными государственными языками.

Экономика

Долгое время преимуществами Финляндии остаются политическая стабильность, открытость экономики, высокоразвитая инфраструктура и надёжность телекоммуникаций, а также высокий уровень взаимодействия между предприятиями, научно-техническими центрами и университетами. Кроме того, в обеспечении конкурентоспособности Финляндии важны такие факторы, как быстрота в освоении новых технологий, высокий образовательный уровень населения, благоприятный для бизнеса деловой климат.

Если в 1940--1950-е годы на сельское и лесное хозяйство приходилось более четверти ВНП, то к 2000-м годам -- около 3 %. Доминирующей стала сфера услуг, создающая более 60 % ВНП и увеличившая свою долю в ВНП соответственно почти в два раза. Доля промышленности росла вплоть до 1980-х годов, превысив 30 %, после чего её удельный вес несколько сократился и стабилизировался на уровне около 28 %

Основные сектора финской экономики: лесной, информационный и телекоммуникационный, металлургический, энергетический, бизнес-услуг, здравоохранения, машиностроительный, пищевой, строительный.

Традиции

В отношении животных принят закон, запрещающий работающим людям оставлять дома без присмотра кошек или собак, которые в одиночестве будут, во-первых, страдать, во-вторых, мешать соседям лаем или мяуканьем.

Типичная финская семья состоит из 4 человек, живет в собственном доме или квартире общей площадью около 70 кв.м с одной-двумя спальнями, имеет дачу-коттедж на берегу моря, озера или реки. Он может находиться в сотнях километров от дома и, будучи пригодным для проживания круглый год, используется в основном летом в период отпусков. Если коттедж не слишком удален от дома, хозяева, как правило, выезжают туда на уик-энд.

Каждый финн имеет четыре недели отпуска летом и одну зимой. Период массовых летних отпусков приходится на июнь-июль, зимнюю неделю многие стараются приурочить к школьным каникулам (в разных регионах страны это разное время в феврале или марте). Финны путешествуют за границу мало, предпочитая поездки по своей стране и отдых на собственных курортах.

Финляндия - страна с довольно специфическими традициями. Финские обычаи свято соблюдаются и передаются из поколения в поколение, поэтому, на первый взгляд, они кажутся несколько консервативными. Однако именно в этом, пожалуй, и заключается самобытность финских традиций.

О сдержанности и медлительности этого народа ходят легенды, а ведь такой способ поведения - это не только особенности темперамента людей.

У финнов не принято ходить в гости по любому пустяковому поводу. Даже визит к друзьям и близким - это значимое событие, к которому и хозяева, и гости готовятся почти две недели. Всё должно быть продумано до мелочей - и программа вечера, и стол, и подарок.

Кстати, о подарках. Нежелательно дарить финнам какую-нибудь импортную вещь. Они - большие патриоты, и уверены в том, что товары местных производителей - лучшие в мире. Поэтому даже самый дорогой и эксклюзивный подарок от какого-нибудь знаменитого заграничного Кутюрье не вызывает у них особенного восторга.

Финны пунктуальны. Можно сказать, что точность для этого народа - залог благополучия. Опоздание на встречу без предварительного предупреждения, которое среди некоторых из нас считается обычным делом, финн может расценить, как легкомыслие, и просто перестанет относиться к задержавшемуся человеку с должным уважением.

Самыми традиционными увлечениями финнов по праву считаются рыбалка, лыжи и баня. Посещение бани для финна - это ритуал. Для бани обычно выбирают тихое, спокойное место где-нибудь на берегу озера. Здесь финны не только моются - они восстанавливают силы и обретают душевное равновесие.

С не меньшим пристрастием финны относятся и к рыбной ловле. В Финляндии насчитывается несколько десятков тысяч озёр, так что развернуться тут есть где! Однако финны очень трепетно относятся к природе, поэтому никогда не позволяют себе выловить рыбы больше, чем требуется в данный момент. Для рыбалки в Финляндии нужна лицензия. Они продаются где угодно - в полицейских участках, в соответствующих управлениях городов, в специальных автоматах и даже библиотеках.

Финны очень любят собак. Это тоже одна из неизменных традиций. В каждой пятой семье финских жителей есть собака.

Беспризорных собак в Финляндии почти нет - здесь очень хорошо работает служба по приюту животных. В стране активно работают клубы собаководства, созданные ещё в 19 веке.

Очень увлекаются финны и спортом. Любовь к нему прививается с детства. На развитие спорта страна выделяет почти 70% из своего бюджета. Спортивно - оздоровительная работа здесь развита очень активно.

Особенно любят финны спортивное ориентирование и лыжи. В стране более 140 лыжных центров, где лыжные трассы предназначены для всех - и для тех, кто профессионально занимается лыжным спортом, и для тех, кто просто любит катание.

В феврале большинство жителей Финляндии отправляются на так называемые лыжные каникулы в Лапландию.

Каждый финн очень бережно относится к традициям своего народа. Пожалуй, это и есть самая основная финская традиция - почитать обычаи собственной страны и быть верными своей культуре.

Бизнес этикет

Основные ошибки, от которых Йорма Суваярви(руководителю компании MT Partners OY.), хотел бы предостеречь предпринимателей, начинающих свой бизнес в Финляндии или с финскими партнерами:

Не будьте высокомерными, какое бы положение у себя в фирме вы не занимали: здесь это никому не нравится.

Ни в коем случае не пытайтесь давать взятку, чтобы «решить» вопрос.

Старайтесь говорить то, что действительно думаете. Например, из «вежливости» не обещайте заключить контракт, если делать этого вовсе не собираетесь.

Более девяноста процентов предпринимателей в Финляндии работают на доверии.

Здесь довольно установившийся рынок, получить нового клиента очень трудно. Поэтому нужно вести себя так, чтобы он стал постоянным. Обман и мошенничество - конец карьере.

Для иностранных предпринимателей очень важны рекомендации финских партнеров и клиентов.

На «личных связях», конечно, здесь тоже можно получать те или иные блага: выгодный контракт, государственное финансирование и так далее. Но, если когда-нибудь выяснится, что деньги в итоге ушли на «ерундовый» проект, то и финансирование могут закрыть, и деньги заставить вернуть. Все-таки, прежде всего, имеет значение профессиональный уровень.

Надежного партнера уважают, и случайные ошибки могут простить.

Д остопримечательности

Деревня Санта Клауса

Деревня Санта Клауса была специально открыта в 1950 году в честь жены американского Президента Элеонор Рузвельт, она и стала первой почетной гостьей Йоулупукки. Для этого визита была построена небольшая хижина, которая и по сей день находится в деревне, неподалеку от почтового отделения Санты, и все посетители могут ее увидеть.

Линнанмяки (фин. Linnanmдki, швед. Borgbacken; буквальный перевод на русский Замковый холм) -- парк развлечений, расположенный в Финляндии в городе Хельсинки. Парк был открыт 27 мая 1950 года

«Пюхя-Луосто » (фин. Pyhд-Luoston kansallispuisto) -- национальный парк в Финляндии, в провинции Лапландия. Был создан в 2005 году в ходе объединения старейшего финского национального парка «Пюхятунтури» (создан в 1938 году) и парка «Луосто». Это делает «Пюхя-Луосто» одновременно как самым старым, так и самым молодым парком Финляндии. Площадь составляет 142 кмІ . Наиболее характерные черты -- своеобразные геологические характеристики, старые леса и болота.

На курорте Пюхя расположен один из девяти самых сложных спусков Финляндии. Здесь есть трассы любого уровня сложности, максимальный перепад высот составляет 280 м, а максимальная длина трассы -- 1800 м.

Слова

какку - торт, булочка (Дайте мне, пожалуйста, вот эту какку;))

йоулупукки - рождественский козел, он же дед Мороз, он же Санта Клаус. Финны любят Санту!

сукка - чулок

суккамиели - если миели - это чувство, желание, то суккамиели - это ревнивый и завистливый.

йоббари - спекулянт, недобросовестный делец

хуйлата - отдыхать

Здравствуйте.

Hyvдд pдivдд. (Хювя паиваа)

Привет.

Как у вас дела?

Mitд kuuluu? (Митэ куулуу?)

Как вас зовут?

Mikд sinun nimesi on? (Микя синун нимеси он?)

Меня зовут

Minд olen...(Мина олен...)

До свидания!

Nдkemiin! (Някемиин)

Я не говорю по-фински [хорошо].

Minд en puhu suomea (Миня эн пуху суомеа)

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Изучение особенностей, основных направлений и наиболее ярких представителей музыкальной культуры Финляндии. Описания ежегодных музыкальных мероприятий страны. Характеристика финско-российского сотрудничества в сфере современного музыкального искусства.

    курсовая работа , добавлен 08.12.2012

    Общая характеристика географического положения и природных условий Итальянской Республики, ее население и достопримечательности. Особенности развития промышленности и сельского хозяйства страны. Роль религии, живописи, музыки и памятники архитектуры.

    реферат , добавлен 11.05.2012

    Рассмотрение истории возникновения государственной символики независимой Греции - герба и флага; описание их основных элементов. Ознакомление с климатическими условиями и количеством населения страны. Национальная кухня, культура и традиции Греции.

    реферат , добавлен 02.02.2012

    Географическое положение и население Греции. Национальная символика страны. Известные достопримечательности, занесенные в перечень объектов мирового наследия ЮНЕСКО. Описание церковных, государственных, общекультурных праздников и традиций народа.

    презентация , добавлен 27.01.2015

    История формирования испанской культуры и факторы, повлиявшие на это процесс. Знаменитые достопримечательности Испании. Понятие, основная цель и значение культурной политики. Направления развития российско-испанских отношений за последнее десятилетие.

    курсовая работа , добавлен 08.06.2014

    Дизайн скандинавских стран и Финляндии. Прикладное искусство в быту скандинавов. Зарождение и распространение функционализма. Приверженность скандинавских стран неоклассицизму. Процесс формирования национальной школы прикладного искусства Финляндии.

    реферат , добавлен 18.09.2011

    Краткая историческая справка. Традиции японцев. Виды культуры и исскуства Японии. Культурные достопримечательности и праздники Японии. Религия Японии. Повышенный динамизм и особенная чуткость к восприятию чужеземных влияний.

    реферат , добавлен 01.09.2006

    Территория Кении в древние времена. Работорговля - основа экономики страны к началу XIX века. Официальные языки Кении. Ряд правил, которые туристам знать необходимо для того, чтобы находясь на отдыхе, избежать конфликтных ситуаций с местными жителями.

    презентация , добавлен 06.12.2015

    Особенности этикета Италии - страны контрастов и противоречий, которая привлекает своей экспансивностью, прослеживающейся во всех сферах общественного поведения. Манера общения, традиции и обычаи итальянцев. Национальные праздники, деловой этикет.

    реферат , добавлен 15.05.2014

    История возникновения Венеции - города на воде. Устройство, архитектура, ландшафты, достопримечательности города. Ежегодные венецианские карнавалы, пышные балы-маскарады, регаты привлекают миллионы туристов. Острова Венеции как исторические заповедники.

Славянская мифология – объединенные одной идеей мифологические воззрения, культы, верования, которые получили развитие на конкретной территории.

Язычество

В древние времена многие народы проповедовали язычество – политеистические религии. Они отличались наличием множества богов, причем каждый народ поклонялся своим богам. Язычество более развитым религиозным явлением, чем тотемизм и анимизм.

Боги в язычестве имеют свои имена, предназначение и выполняли определенные функции. Во главе пантеона богов стоит Главный бог – всесоздатель.

Источником знаний о язычестве у древних славян являются: народные предания, сказки и мифы, результаты археологических раскопок, сохранившиеся письменные артефакты, а также результаты сравнения древних и современных средств вербального и невербального общения.

Древнерусские летописи, такие как «Повесть временных лет», Новгородские летописи, Софийская летопись, житии Владимира, несут в себе информацию о языческих верованиях славян в контексте христианства.

Верование в могущество природных сил, их представителей среди людей – лешими, русалками, домовыми, является древнейшим видом праславянской религии.

Огромную роль в формировании религиозных верований сыграла индоевропейская мифология. По мере обособления славянских народов, система религиозных верований среди них становилась все более самобытной и самодостаточной.

Существует версия, что основные боги древнеславянской религии были заимствованы у индоевропейских народов:

  • Перун – бог грома, боевого духа
  • Велес – бог богатства, урожая и потустороннего мира
  • Ярило – бог солнца
  • Стрибог – божество, символизирующее небо
  • Мокошь – богиня плодородия и рукоделия
  • Даждьбог – солнечное божество, считался старшим братом Ярило.

У древних славян было развито идолопоклонничество, так как боги изображались в форме деревянных или каменных идолов. Объединение идолов с местом для ритуального костра в центре называлось капище и служило своеобразным храмом на лоне природы. В ходе археологических раскопок каких-либо признаков языческих строений обнаружено не было.

Немаловажным объектом поклонения у восточных славян были священные камни – валуны. В этом они схожи с финно-угорскими племенами.

Жречество

Известный историк В.В. Седов считал, что у восточных славян была развита военная демократия, отличительным признаком которой является наделение всей полнотой военной, административной и религиозной власти вождя племени или князя.

Анализ исторических источников показывает, что жречество у древних славян находилось в зачаточном состоянии и его формирование было прервано принятием христианства.

В качестве прообраза жрецов можно выделить волхвов и ведунов. Однако они не несли религиозной проповеди, а занимались гаданиями, лечением, заговорами, приворотами, магией.

Культ предков

У древних славян существовал особый погребальный обряд, который символизировал культ предков. Тело умершего кремировалось, а затем совершалась тризна – песни, пляски, обязательная трапеза, военные состязания в честь ушедшего человека. После этого прах укладывался в специальный сосуд и подвешивался на столбе у края дороги, которая символизировала границу двух миров.