Фридрих шиллер - биография, информация, личная жизнь. Шиллер – краткая биография Самые известные произведения шиллера

Краткая биография Шиллера приведена в этой статье.

Фридрих Шиллер биография кратко

(Иоганн Кристоф Фридрих фон Шиллер) – выдающийся немецкий поэт и мыслитель, представитель романтизма в литературе.

Писатель родился 10 ноября 1759 года в Германии в городе Марбах-на-Неккаре. Отец Шиллера был полковым фельдшером, а мать происходила из семьи пекаря. Его детство и молодость были проведены в относительной скудости, хотя он и смог учиться в сельской школе и у пастора Мозера.

В 1773 году он поступил в военную академию, где поначалу изучал юридическое дело, а затем медицину. Его первые произведения были написаны во время обучения. Так, под влиянием драмы Лейзевица он написал драму «Космус фон Медичи». К этому же периоду относится написание оды «Завоеватель».

1780 году он получил пост полкового врача в Штутгарте, по окончании академии.

В 1781 году он дописал драму «Разбойники», которую ни одно издательство не принимало. В результате он издал ее на свои деньги. Впоследствии драма была по достоинству оценена директором Мангеймского театра и после некоторых корректив поставлена на сцене.

Премьера «Разбойников» состоялась в январе 1782 года и имела большой успех у публики. После этого о Шиллере заговорили как о талантливом драматурге. За эту драму писатель был даже удостоен звания почетного гражданина Франции. Однако у себя на родине ему пришлось отсидеть 14 дней на гаупвахте за самовольную отлучку из полка на представление «Разбойников». Более того, отныне ему было запрещено писать что-либо кроме медицинских сочинений. Эта ситуация вынудила Шиллера в 1783 году покинуть Штутгарт. Так ему удалось дописать две пьесы, начатые до бегства: «Коварство и любовь» и «Заговор Фиеско в Генуе». Эти пьесы были впоследствии поставлены в том же Мангеймском театре.

С 1787 по 1789 год он жил в Веймаре, где познакомился с . Считается, что именно Шиллер вдохновил друга на завершение многих произведений.

В 1790 году он женился на Шарлотте фон Ленгефельд, с которой у них впоследствии было два сына и две дочери. В Веймар он снова попал в 1799 году и там, на деньги меценатов, издавал литературные журналы. Тогда же он вместе с Гёте основал Веймарский театр, ставший одним из лучших в стране. До конца своих дней писатель жил в этом городе.

1802 году император Священной римской империи Франц II пожаловал Шиллеру дворянство.

Фридрих Шиллер (1759 - 1805) — немецкий поэт, драматург, историк, теоретик искусства. Младший современник Гёте, Шиллер продолжил развитие идей движения «Бури и натиска», активно распространяя Просвещение в Германии и вслед за Гёте закладывая основы новой немецкой литературы. Имена Гёте и Шиллера всегда произносятся вместе, когда речь заходит о немецкой культуре.

Шиллер родился в городе Марбахе Вюртемберского герцогства, в семье, происходившей из низших слоёв бюргерства: отец его был полковым фельдшером, а мать — дочерью пекаря-трактирщика. Невысокое происхождение будущего поэта могло стать препятствием для получения достойного образования, однако юный Шиллер своими способностями привлекает внимание герцога Карла Вюртембергского и благодаря этому поступает в основанную герцогом Военную академию. Талант к сочинительству проявился у Шиллера в годы ученичества, и после обучения, получив должность фельдшера, молодой человек полностью отдался своему литературному призванию.

Первым крупным писательским достижением Шиллера стала трагедия «Разбойники». Постановка пьесы в городе Мангейме в соседнем Пфальцском герцогстве оказалась поворотным событием для всей жизни Шиллера: он отлучился на премьеру без разрешения герцога выехать за пределы государства, был наказан и вскоре бежал из Вюртемберга.

Так Шиллер избрал своим поприщем литературный труд. В 1780-е годы, следуя художественным идеям «Бури и натиска», Шиллер сосредоточивает свой писательский интерес на изображении извечных человеческих качеств, таких как способность к любви и верности или проявление злобы, ненависти, влекущих за собой неизбежные измены и преступления. Особенность подхода Шиллера к этим темам состоит в том, что нравственная природа человека показана писателем на современных характерах, в современных условиях жизни, на национальной основе. Об этом его первые драмы-трагедии «Разбойники» (1781) и «Коварство и любовь» (1783-1784). Последняя пьеса к тому же является характерным произведением жанра «мещанской драмы», в которой были представлены жизнь и нравы обычных горожан-бюргеров. Используя исторические сюжеты, как, например, «Заговор Фиеско в Генуе» (1784), Шиллер выражал через них свои политические и нравственные взгляды.

В 1785 году произошло, на первый взгляд, небольшое, но очень значимое для всего творчества Шиллера событие: он сочиняет стихи «Ода к радости», которые, будучи положены на музыку Бетховена, стали одним из величайших творений искусства. В XX веке «Ода к радости» была принята Европейским Союзом в качестве официального гимна.

В 1788 году Шиллер был представлен уже именитому писателю Гёте, при поддержке которого получил возможность преподавать историю в Йенском университете. Будучи профессором истории, Шиллер собирает материалы, анализирует их, стремясь представить в своих трудах объективный ход истории. Наиболее авторитетным историческим сочинением Шиллера является «История тридцатилетней войны» о первой общеевропейской войне времён Реформации. Помимо этого, Шиллер также пишет ряд философских статей и трактатов по искусству и литературе.

С 1799 года Шиллер поселяется в Веймаре и там совместно с Гёте занимается издательской деятельностью и руководит вместе с ним знаменитейшим в то время Веймарским театром. Между двумя великими поэтами даже был период творческого соперничества: в 1797 году они сочиняют баллады, состязаясь в мастерстве и значимости произведений. К этому времени относятся баллады Шиллера «Кубок», «Перчатка», «Ивиковы журавли», «Поликратов перстень». Эти произведения вошли в русскую поэзию в прекрасных переводах Жуковского и Лермонтова («Перчатка»).

В последние годы жизни писатель стремился найти в поэтической форме возможность соединения идеала с жизнью, что находит отражение в красоте и возвышенности поэзии Шиллера, а также огромном влиянии, которое она оказала на последующую поэзию. Так, юный Лермонтов учится поэтическому мастерству у Шиллера, изучая и переводя его стихи.

В 1805 году Шиллер тяжело заболел и скоропостижно умер в возрасте сорока пяти лет.

нем. Johann Christoph Friedrich von Schiller

немецкий поэт, философ, теоретик искусства и драматург, профессор истории и военный врач

Фридрих Шиллер

Краткая биография

– выдающийся немецкий драматург, поэт, видный представитель романтизма, один из создателей национальной литературы Нового времени и самых значимых персон немецкого Просвещения, теоретик искусства, философ, историк, военврач. Шиллер был популярен на всем континенте, многие его пьесы по праву вошли в золотой фонд мировой драматургии.

Родился Иоганн Кристоф Фридрих в г. Марбахе-на-Неккаре 10 ноября 1759 г. в семье офицера, полкового фельдшера. Семья жила небогато; мальчик воспитывался в атмосфере религиозности. Начальное образование он получил благодаря пастору местечка Лорх, куда в 1764 г. переехала их семья, а позднее учился в латинской школе Людвигсбурга. В 1772 г. Шиллер оказывается среди учащихся военной академии: туда он был определен по распоряжению герцога Вюртемберского. И если с детских лет он мечтал о службе священника, то здесь стал изучать юриспруденцию, а с 1776 г., после перехода на соответствующий факультет - медицину. Еще в первые годы пребывания в этом учебном заведении Шиллер не на шутку увлекся поэтами «Бури и натиска» и сам немного начал сочинять, решив посвятить себя поэзии. Его первое произведение - ода «Завоеватель» - появилась в журнале «Немецкие хроники» весной 1777 г.

После получения в 1780 г. диплома его определяют войсковым врачом и направляют в Штутгарт. Здесь увидела свет его первая книга - стихотворный сборник «Антология на 1782 г.». В 1781 г. он за свои деньги издает драму «Разбойники». Чтобы попасть на поставленный по ней спектакль, Шиллер в 1783 г. уехал в Мангейм, за что был впоследствии арестован и получил запрет на написание литературных произведений. Впервые поставленная в январе 1782 г. драма «Разбойники» пользовалась серьезным успехом и ознаменовала собой приход в драматургию нового талантливого автора. Впоследствии за это произведение в революционные годы Шиллеру дадут звание почетного гражданина Французской республики.

Суровое наказание заставило Шиллера покинуть пределы Вюртемберга и осесть в небольшой деревне Оггерсейм. С декабря 1782 г. до июля 1783 г. Шиллер жил в Бауербахе под чужим именем в поместье старинной знакомой. Летом 1783 г. Фридрих возвратился в Мангейм для подготовки постановки своих пьес, и уже 15 апреля 1784 г. его «Коварство и любовь» принесла ему славу первого немецкого драматурга. Вскоре его нахождение в Мангейме было легализовано, однако в последующие годы Шиллер жил в Лейпциге, а затем с начала осени 1785 г. по лето 1787 г. - в расположенной недалеко от Дрездена деревеньке Лошвиц.

21 августа 1787 г. ознаменовало новую важнейшую веху в биографии Шиллера, связанную с его переездом в центр национальной литературы - Веймар. Туда он прибыл по приглашению К. М. Вилонда для того, чтобы сотрудничать с литературным журналом «Немецкий Меркурий». Параллельно в 1787-1788 гг. Шиллер выступал издателем журнала «Талия».

Знакомство с крупными фигурами из мира литературы и науки заставило драматурга переоценить свои способности и достижения, посмотреть на них более критично, ощутить дефицит познаний. Это привело к тому, что почти на десяток лет он отказался от собственно литературного творчества в пользу углубленного изучения философии, истории, эстетики. Летом 1788 г. был опубликован первый том работы «История отпадения Нидерландов», благодаря которой Шиллер заслужил репутацию блестящего исследователя.

Хлопотами друзей он получил в Йенском университете звание экстраординарного профессора философии и истории, в связи с чем 11 мая 1789 г. переехал в Йену. В 1799 г., в феврале, Шиллер женился и параллельно работал над «Историей Тридцатилетней войны», опубликованной в 1793 г.

Обнаруженный в 1791 г. туберкулез мешал Шиллеру работать в полную силу. В связи с болезнью он должен был на какое-то время отказаться от чтения лекций - это сильно пошатнуло его материальное положение, и, если бы не своевременные хлопоты приятелей, он оказался бы в нищете. В этот не простой для себя период он проникся философией И. Канта и под влиянием его идей написал целый ряд работ, посвященных эстетике.

Шиллер приветствовал Великую Французскую революцию, однако, будучи противником насилия во всех его проявлениях, резко отреагировал на казнь Людовика XVI, не принимал революционных методов. Взгляды на политические события во Франции и ситуацию в родной стране поспособствовали возникновению дружбы с Гёте. Знакомство, состоявшееся в Йене в июле 1794 г., оказалось судьбоносным не только для его участников, но и для всей немецкой литературы. Плодом их совместной творческой деятельности стал период т.н. веймарского классицизма, создания Веймарского театра. Приехав в 1799 г. в Веймар, Шиллер оставался здесь до смерти. В 1802 г. милостью Франса II он стал дворянином, однако отнесся к этому довольно равнодушно.

Последние годы его биографии прошли под знаком страданий от застарелых болезней. Туберкулез унес жизнь Шиллера 9 мая 1805 г. Похоронили его на местном кладбище, а в 1826 г., когда было принято решение о перезахоронении, не сумели достоверно идентифицировать останки, поэтому выбрали самые, на взгляд организаторов мероприятия, подходящие. В 1911 г. на «звание» черепа Шиллера появился еще один «претендент», породивший многолетние споры о подлинности останков великого немецкого литератора. По итогам экспертизы 2008 г. его гроб остался пустым, т.к. все найденные черепа и останки в могиле, как оазалось, не имеют ничего общего с поэтом.

Биография из Википедии

Иога́нн Кри́стоф Фри́дрих фон Ши́ллер (нем. Johann Christoph Friedrich von Schiller; 10 ноября 1759, Марбах-на-Неккаре - 9 мая 1805, Веймар) - немецкий поэт, философ, теоретик искусства и драматург, профессор истории и военный врач, представитель направлений «Буря и натиск» и романтизма (в более узком смысле, его германского течения) в литературе, автор «Оды к радости», изменённая версия которой стала текстом гимна Европейского союза. Вошёл в историю мировой литературы как пламенный гуманист. В течение последних семнадцати лет жизни (1788-1805) дружил с Иоганном Гёте, которого вдохновлял на завершение его произведений, остававшихся в черновом варианте. Этот период дружбы двух поэтов и их литературоведческая полемика вошла в немецкую литературу под названием «веймарский классицизм».

Наследие поэта хранится и изучается в Архиве Гёте и Шиллера в Веймаре.

Происхождение, образование и раннее творчество

Фамилия Шиллер встречается в Юго-Западной Германии с XVI столетия. Предки Фридриха Шиллера, жившие в течение двух столетий в Вюртембергском герцогстве, были виноделами, крестьянами и ремесленниками.

Шиллер родился 10 ноября 1759 года в городе Марбахе-на-Неккаре. Его отец - Иоганн Каспар Шиллер (1723-1796) - был полковым фельдшером, офицером на службе вюртембергского герцога, мать - Элизабет Доротея Кодвайс (1732-1802) - из семьи провинциального пекаря-трактирщика. Молодой Шиллер воспитывался в религиозно-пиетистической атмосфере, отозвавшейся в его ранних стихах. Детство и молодость прошли в относительной бедности.

Начальное образование в Лорхе. Людвигсбург

Начальное образование получил в небольшом городе Лорх, в котором в 1764 году отец Шиллера получил работу вербовщика рекрутов. Обучение у местного пастора Мозера продлилось 4 года и, в основном, состояло из изучения чтения и письма на немецком, и также включало поверхностное знакомство с латынью. Искренний и добродушный пастор впоследствии выведен в первой драме писателя «Разбойники».

Когда в 1766 году семья Шиллера вернулась в Людвигсбург, Фридрих был отдан в местную латинскую школу. Учебная программа в школе была нетрудной: пять дней в неделю изучалась латынь, по пятницам - родной язык, по воскресеньям - катехизис. Интерес Шиллера к занятиям возрос в старших классах, где изучались латинские классики - Овидий , Вергилий и Гораций . По окончании латинской школы, сдав все четыре экзамена на отлично, в апреле 1772 года Шиллер был представлен к конфирмации.

Военная академия в Штутгарте

В 1770 году семья Шиллера переезжает из Людвигсбурга в замок Солитюд, где герцогом Вюртембергским Карлом-Евгением был учреждён сиротский институт для воспитания солдатских детей. В 1771 году этот институт был реформирован в военную академию. В 1772 году, просматривая список выпускников латинской школы, герцог обратил внимание на юного Шиллера, и вскоре, в январе 1773 года, его семья получила повестку, согласно которой они должны были отдать сына в военную академию «Высшая школа Карла Святого» (нем. Hohe Karlsschule), где юноша начал изучать право, хотя с детства мечтал стать священником.

По поступлении в академию был зачислен на бюргерское отделение юридического факультета. Из-за неприязненного отношения к юриспруденции в конце 1774 года оказался одним из последних, а в конце 1775 учебного года - самым последним из восемнадцати учеников своего отделения.

В 1775 году академию перевели в Штутгарт, продлили курс обучения.

В 1776 году перевёлся на медицинский факультет, где посещал лекции талантливых преподавателей, в частности, прослушал курс лекций по философии профессора Абеля, - любимого преподавателя академической молодежи. В этот период Шиллер окончательно решил посвятить себя поэтическому искусству. Уже с первых лет обучения в Академии увлёкся поэтическими произведениями Фридриха Клопштока и поэтов «Бури и натиска», начал писать небольшие поэтические произведения. Несколько раз ему даже предлагали писать поздравительные оды в честь герцога и его любовницы - графини Франциски фон Гогенгей.

В 1779 году диссертация Шиллера «Философия физиологии» была отвергнута руководством академии, и он был вынужден остаться на второй год. Герцог Карл Евгений накладывает свою резолюцию: «Я должен согласиться, что диссертация воспитанника Шиллера не лишена достоинств, что в ней много огня. Но именно последнее обстоятельство заставляет меня не выпускать в свет его диссертации и продержать ещё год в Академии, чтоб жар его поостыл. Если он будет так же прилежен, то к концу этого времени из него, наверное, выйдет великий человек ».Во время обучения в Академии Шиллер создал первые произведения. Под влиянием драмы «Юлиус Тарентский» (1776) Иоганна Антона Лейзевица написал «Космус фон Медичи» - драму, в которой попытался развить излюбленную тему литературного движения «Бури и натиска»: ненависти между братьями и любовью отца. В это же время его огромный интерес к творчеству и манере письма Фридриха Клопштока подвигли Шиллера на написание оды «Завоеватель» , опубликованной в марте 1777 года в журнале «Немецкие хроники» (Das schwebige Magazin) и явившейся подражанием кумиру.

Разбойники

В 1780 году по окончании академии получил в Штутгарте место полкового врача без присвоения офицерского звания и без права носить штатское платье - свидетельство герцогского нерасположения.

В 1781 году завершил драму Разбойники (нем. Die Räuber), написанную во время пребывания в академии. После редактирования рукописи Разбойников оказалось, что все штутгартские издатели не готовы её печатать, и Шиллеру пришлось издать произведение за свой счёт.

Книготорговец Шван в Мангейме, которому Шиллер также посылал рукопись, познакомил его с директором Мангеймского театра бароном фон Дальбергом. Тот пришел в восторг от драмы и решил поставить её в своём театре. Но Дальберг попросил внести некоторые коррективы - удалить некоторые сцены и наиболее революционные фразы, время действия перенести из современности, из эпохи Семилетней войны в XVII век. Шиллер высказал несогласие с такими изменений, в письме Дальбергу от 12 декабря 1781 года он писал: «Многие тирады, черты, как крупные, так и мелкие, даже характеры взяты из нашего времени; перенесенные в век Максимилиана, они ровно ничего не будут стоить… Чтобы исправить ошибку против эпохи Фридриха II, мне пришлось бы совершить преступление против эпохи Максимилиана », но тем не менее, пошёл на уступки, и «Разбойники» были впервые поставлены в Мангейме 13 января 1782 года. Постановка имела огромный успех у публики.

Эскиз Виктора фон Гейдэлёфа. «Шиллер читает Разбойников в Бопсерском лесу»

После премьеры в Мангейме 13 января 1782 года стало ясно, что в литературу пришёл талантливый драматург. Центральный конфликт «Разбойников» - это конфликт между двумя братьями: старшим, Карлом Моором, который во главе банды разбойников уходит в богемские леса, чтобы наказывать тиранов, и младшим, Францем Моором, который в это время стремится завладеть имением своего отца. Карл Моор олицетворяет лучшие, храбрые, свободные начала, в то время как Франц Моор является примером подлости, коварства и вероломства. В «Разбойниках», как ни в одном произведении немецкого Просвещения, показан воспетый идеал республиканизма и народовластия. Не случайно именно за эту драму Шиллер в годы Французской революции был удостоен почётного звания гражданина Французской республики.

Одновременно с Разбойниками Шиллер подготовил к печати собрание стихотворений, которое было выпущено в феврале 1782 года под названием «Антология на 1782 год» (Anthologie auf das Jahr 1782). В основе создания этой антологии лежит конфликт Шиллера с молодым штутгартским поэтом Готхальдом Штэйдлином, который, претендуя на роль главы швабский школы , издал «Швабский альманах муз на 1782 год». Шиллер послал Штэйдлину для этого издания несколько стихотворений, однако тот согласился напечатать только одно из них, и то в сокращении. Тогда Шиллер собрал забракованные Готхальдом стихи, написал ряд новых и, таким образом, создал «Антологию на 1782 год», противопоставив её «альманаху муз» своего литературного оппонента. Ради большей мистификации и поднятия интереса к сборнику, местом издания антологии был указан город Тобольск в Сибири.

Побег из Штутгарта

За самовольную отлучку из полка в Мангейм на представление «Разбойников» Шиллер был посажен на гауптвахту на 14 дней и подвергся запрету писать что-либо, кроме медицинских сочинений, что вынудило его вместе со своим другом, музыкантом Штрейхером (нем. Johann Andreas Streicher), бежать из владений герцога 22 сентября 1782 года в маркграфство Пфальц.

Переехав границу Вюртемберга, направился в Мангеймский театр с подготовленной рукописью своей пьесы «Заговор Фиеско в Генуе» (нем. Die Verschwörung des Fiesco zu Genua), которую посвятил своему преподавателю философии в Академии Якову Абелю. Руководство театра, опасаясь недовольства вюртембергского герцога, не спешило начинать переговоры о постановке пьесы. Шиллеру посоветовали не оставаться в Мангейме, а уехать в ближайшую деревню Оггерсгейм. Там, вместе со своим другом Штрейхером, драматург жил под вымышленным именем Шмидт в деревенском трактире «Охотничий двор». Именно здесь осенью 1782 года Фридрих Шиллер сделал первый набросок варианта трагедии «Коварство и любовь» (нем. Kabale und Liebe), которую в то время называл «Луиза Миллер». В это же время Шиллер издал «Заговор Фиеско в Генуе» за мизерный гонорар, который мгновенно потратил. Находясь в безвыходном положении, драматург написал письмо к своей старой знакомой Генриете фон Вальцоген, которая вскоре предложила писателю своё пустующее поместье в Бауербахе.

Годы неопределённости (1782-1789)

Бауербах и возвращение в Мангейм

В Бауербахе под фамилией «доктор Риттер» жил с 8 декабря 1782 года, где принялся за окончание драмы «Коварство и любовь», работу над которой закончил в феврале 1783 года. Тут же создал набросок новой исторической драмы «Дон Карлос» (нем. Don Karlos), обстоятельно изучая историю испанской инфанты по книгам из библиотеки мангеймского герцогского двора, которые ему поставлял знакомый библиотекарь. Вместе с историей «Дона Карлоса» тогда же начал изучать историю шотландской королевы Марии Стюарт. Некоторое время колебался на ком из них ему остановиться, но выбор был сделан в пользу «Дона Карлоса».

В январе 1783 года в Бауэрбах приехала хозяйка поместья с шестнадцатилетней дочерью Шарлоттой, которой Шиллер сделал предложение о браке, однако получил отказ её матери, поскольку начинающий писатель не имел средств к содержанию семьи.

В это время его друг Андреас Штрейхэр делал всё возможное, чтобы вызвать благосклонность администрации Мангеймского театра в пользу Шиллера. Директор театра барон фон Дальберг, зная, что герцог Карл Евгений уже отказался от поисков своего пропавшего полкового медика, пишет Шиллеру письмо, в котором интересуется литературной деятельностью драматурга. Шиллер ответил довольно холодно и только кратко пересказал содержание драмы «Луиза Миллер». Дальберг ответил согласием на постановку обеих драм - «Заговор Фиеско в Генуе» и «Луиза Миллер», - после чего Фридрих в июле 1783 года вернулся в Мангейм для участия в подготовке пьес к постановке.

Жизнь в Мангейме

Несмотря на отличную игру актёров, «Заговор Фиеско в Генуе» в целом не имел большого успеха. Мангеймская театральная публика нашла эту пьесу слишком заумной. Шиллер взялся за переделку своей третьей драмы - «Луиза Миллер». Во время одной репетиции актёр театра Август Иффланд предложил поменять название драмы на «Коварство и любовь». Под этим названием пьеса была поставлена 15 апреля 1784 года и имела большой успех. «Коварство и любовь», не менее чем «Разбойники», прославила имя автора как первого драматурга Германии.

В феврале 1784 года вступил в «Курпфальцское немецкое общество», руководил которым директор мангеймского театра Вольфганг фон Дальберг, что дало Шиллеру права пфальцского подданного и легализовало его пребывание в Мангейме. Во время официального принятия в общество 20 июля 1784 года, прочитал доклад под заголовком «Театр как нравственное учреждение». Моральное значение театра, призванного обличать пороки и одобрять добродетель, Шиллер усердно пропагандировал в основанном им журнале «Рейнская Талия» (нем. Rheinische Thalia), первый номер которого вышел в 1785 году.

В Мангейме познакомился с Шарлоттой фон Кальб, молодой женщиной с выдающимися умственными способностями, восхищение которой принесло писателю много страданий. Она познакомила Шиллера с веймарским герцогом Карлом Августом, когда тот гостил в Дармштадте. Драматург прочитал в избранном кругу, в присутствии герцога, первый акт своей новой драмы «Дон Карлос». Драма оказала большое впечатление на присутствующих. Карл Август даровал автору должность веймарского советника, что, впрочем, не облегчило бедственного состояния, в котором находился Шиллер. Писатель должен был вернуть долг в двести гульденов, которые он занял у друга на издание «Разбойников», но денег у него не было. Вдобавок, ухудшились его отношения с директором Мангеймского театра, в результате чего Шиллер разорвал с ним контракт.

В это же время Шиллер увлекся 17-летней дочерью придворного книготорговца Маргаритой Шван, однако молодая кокетка не проявляла однозначной благосклонности к начинающему поэту, а её отец вряд ли желал видеть дочь замужем за человеком без денег и влияния в обществе.

Осенью 1784 года поэт вспомнил о письме, которое получил за полгода перед этим от лейпцигского сообщества поклонников его творчества во главе с Готфридом Кёрнером. 22 февраля 1785 года Шиллер отправил им письмо, в котором откровенно описал своё тяжелое положение и попросил принять его в Лейпциге. Уже 30 марта от Кёрнера пришел доброжелательный ответ. Одновременно он прислал поэту вексель на значительную сумму денег, чтобы драматург сумел рассчитаться со своими долгами. Так началась тесная дружба между Готфридом Кёрнером и Фридрихом Шиллером, которая длилась до самой смерти поэта.

Лейпциг и Дрезден

Когда 17 апреля 1785 года Шиллер прибыл в Лейпциг, его встретили Фердинанд Губер (нем. Ludwig Ferdinand Huber) и сестры Дора и Минна Шток. Кёрнер в это время находился по служебным делам в Дрездене. С первых дней в Лейпциге Шиллер затосковал по Маргарите Шван, которая осталась в Мангейме. Он обратился к её родителям с письмом, в котором просил руки его дочери. Издатель Шван дал возможность Маргарите самой решить этот вопрос, но та отказала Шиллеру, который тяжело переживал эту новую потерю. Вскоре из Дрездена приехал Готфрид Кёрнер, который решил отпраздновать свой брак с Минной Шток. Согретый дружбой Кёрнера, Губера и их подруг, Шиллер оправился. Именно в это время он создает свой гимн «Ода к радости» (нем. Ode An die Freude).

11 сентября 1785 года по приглашению Готфрида Кёрнера Шиллер переезжает в деревню Лошвиц неподалеку от Дрездена. Здесь был полностью переделан и закончен «Дон Карлос», начата новая драма «Мизантроп», составлен план и написаны первые главы романа «Духовидец». Здесь же были закончены и его «Философские письма» (нем. Philosophische Briefe) - самое значительное философское эссе молодого Шиллера, написанное в эпистолярной форме.

В 1786-87 годах через Готфрида Кёрнера Фридрих Шиллер был введен в дрезденское светское общество. В это же время он получил предложение от известного немецкого актера и театрального директора Фридриха Шредера поставить «Дона Карлоса» в Гамбургском национальном театре. Предложение Шредера было довольно хорошо, но Шиллер, помня прошлый неудачный опыт сотрудничества с Мангеймским театром, отказывается от приглашения и едет в Веймар - центр немецкой литературы, куда его усердно приглашает Кристоф Мартин Виланд для сотрудничества в его литературном журнале «Немецкий Меркурий» (нем. Der Deutsche Merkur).

Веймар

В Веймар Шиллер приехал 21 августа 1787 года. Спутницей драматурга в череде официальных визитов стала Шарлотта фон Кальб, при содействии которой Шиллер быстро познакомился с крупнейшими тогдашними писателями - Мартином Виландом и Йоганном Готфридом Гердером . Виланд высоко ценил талант Шиллера и особенно восхищался его последней драмой «Дон Карлос». Между двумя поэтами с первого знакомства установились тесные дружеские отношения, которые сохранились на долгие годы. На несколько дней ездил в университетский городок Йена, где был тепло встречен в тамошних литературных кругах.

В 1787-1788 годах Шиллер издавал журнал «Талия» (нем. Thalia) и одновременно сотрудничал в «Немецком Меркурии» Виланда. Некоторые произведения этих лет были начаты ещё в Лейпциге и Дрездене. В четвёртом номере «Талии» печатался по главам его роман «Духовидец».

С переездом в Веймар и после знакомства с крупными поэтами и учёными Шиллер стал ещё более критично относиться к своим способностям. Осознав недостачу своих знаний, драматург почти на целое десятилетие отошел от художественного творчества, чтобы основательно изучить историю, философию и эстетику.

Период Веймарского классицизма

Йенский университет

Выход в свет первого тома «Истории отпадения Нидерландов» летом 1788 года принес Шиллеру славу выдающегося исследователя истории. Друзья поэта в Йене и Веймаре (включая И. В. Гёте, с которым Шиллер познакомился в 1788 году) использовали все свои связи, чтобы помочь ему получить должность экстраординарного профессора истории и философии в университете Йены который во время пребывания поэта в этом городе переживал период процветания. Фридрих Шиллер переехал в Йену 11 мая 1789 года. Когда он приступил к чтению лекций, университет насчитывал около 800 студентов. Вступительная лекция под названием «Что такое всемирная история и для какой цели её изучают?» (нем. Was heißt und zu welchem Ende studiert man Universalgeschichte?) прошла с большим успехом, слушатели устроили ему овацию.

Несмотря на то, что работа университетского преподавателя не обеспечивала его достаточными материальными средствами, Шиллер решил жениться. Узнав об этом, герцог Карл Август назначил ему в декабре 1789 года скромное жалование в размере двухсот талеров в год, после чего Шиллер сделал официальное предложение Шарлотте фон Ленгефельд, и в феврале 1790 года в деревенской кирхе около Рудольштадта был заключён брак.

После помолвки Шиллер начал работу над своей новой книгой «История Тридцатилетней войны», приступил к работе над рядом статей по мировой истории и снова начал издавать журнал «Рейнская Талия», в котором опубликовал свои переводы третьей и четвёртой книг «Энеиды» Вергилия. Позже в этом журнале были опубликованы его статьи по истории и эстетике. В мае 1790 года Шиллер продолжил свои лекции в университете: в этом учебном году он публично читал курс лекций по трагической поэзии, а частно - по всемирной истории.

В начале 1791 года Шиллер заболел туберкулезом легких. Теперь у него лишь изредка наступали промежутки в несколько месяцев или недель, когда поэт был бы способен спокойно работать. Особенно сильными были первые приступы болезни зимой 1792 года, из-за которых он был вынужден приостановить преподавание в университете. Этот вынужденный отдых был использован Шиллером для более глубокого ознакомления с философскими работами Иммануила Канта. Будучи не способным работать, драматург находился в крайне дурном материальном положении - не было денег даже на дешевый обед и нужные лекарства. В этот трудный момент по инициативе датского писателя Иенса Баггесена наследный принц Фридрих Кристиан Шлезвиг-Гольштейнский и граф Эрнст фон Шиммельман назначили Шиллеру ежегодную субсидию в тысячу талеров, чтобы поэт сумел восстановить своё здоровье. Датское субсидирование продолжалось в 1792-94 годы. Затем Шиллера поддержал издатель Иоганн Фридрих Котта, пригласивший его в 1794 году издавать ежемесячный журнал «Оры».

Поездка на родину. Журнал «Оры»

Летом 1793 года Шиллер получил письмо из родительского дома в Людвигсбурге, в котором сообщалось о болезни его отца. Шиллер решил поехать вместе со своей женой на родину, чтобы повидаться с отцом перед его смертью, посетить мать и трех сестер, с которыми он расстался одиннадцать лет назад. При негласном разрешении вюртембергского герцога Карла Евгения Шиллер приехал в Людвигсбург, где неподалеку от герцогской резиденции жили его родители. Здесь 14 сентября 1793 года родился первый сын поэта. В Людвигсбурге и Штутгарте Шиллер встречался со старыми учителями и прошлыми друзьями по Академии. После смерти герцога Карла Евгения Шиллер посетил военную академию покойного, где был с восторгом встречен молодым поколением студентов.

Во время пребывания на родине в 1793-94 годах Шиллер закончил своё самое значительное философско-эстетическое произведение «Письма об эстетическом воспитании человека» (Über die ästhetische Erziehung des Menschen).

Вскоре после возвращения в Йену поэт энергично взялся за работу и пригласил всех наиболее выдающихся писателей и мыслителей тогдашней Германии сотрудничать в новом журнале «Оры» (Die Horen), ланировал объединить лучших немецких писателей в литературное общество.

В 1795 году написал цикл стихотворений на философские темы, близкие по смыслу его статьям по эстетике: «Поэзия жизни», «Танец», «Разделение земли», «Гений», «Надежда» и др. Лейтмотивом через эти стихи проходит мысль о гибели всего прекрасного и правдивого в грязном, прозаическом мире. По мнению поэта, совершение добродетельных стремлений возможно только в идеальном мире. Цикл философских стихов стал первым поэтическим опытом Шиллера после почти десятилетнего творческого перерыва.

Творческое сотрудничество Шиллера и Гёте

Сближению двух поэтов посодействовало единство Шиллера и Гёте во взглядах на Французскую революцию и социально-политическую ситуацию в Германии. Когда Шиллер после поездки на родину и возвращения в Йену в 1794 году в журнале «Оры» изложил свою политическую программу и пригласил Гёте участвовать в литературном обществе, тот ответил согласием.

Более тесное знакомство между литераторами произошло в июле 1794 года в Йене. По окончании заседания естествоиспытателей, выйдя на улицу, поэты стали обсуждать содержание выслушанного доклада, и беседуя, они дошли до квартиры Шиллера. Гёте был приглашен в дом. Там он начал с большим энтузиазмом излагать свою теорию метаморфозы растений. После этой беседы между Шиллером и Гёте завязалась дружеская переписка, которая не прерывалось до смерти Шиллера и составила один из лучших эпистолярных памятников мировой литературы.

Совместная творческая деятельность Гёте и Шиллера имела, прежде всего, своей целью теоретическое осмысление и практическое решение тех задач, которые возникли перед литературой в новый, послереволюционной период. В поисках идеальной формы поэты обратились к античному искусству. В нём они видели высший образец человеческой красоты.

Когда в «Орах» и «Альманахе муз» появились новые произведения Гёте и Шиллера, в которых отразился их культ античности, высокий гражданский и нравственный пафос, религиозный индифферентизм, против них начался поход со стороны ряда газет и журналов. Критики осуждали трактовку вопросов религии, политики, философии, эстетики. Гёте и Шиллер решили дать противникам резкий отпор, подвергнув беспощадному бичеванию всю пошлость и бездарность современной им немецкой литературы в форме, подсказанной Шиллеру Гёте, - в виде двустиший, наподобие «Ксений» Марциала.

Начиная с декабря 1795 года, на протяжении восьми месяцев, оба поэта соревновались в создании эпиграмм: к каждому ответу из Йены и Веймара прилагались «Ксении» на просмотр, отзыв и дополнение. Таким образом, совместными усилиями в период с декабря 1795 до августа 1796 года было создано около восьмисот эпиграмм, из которых четыреста четырнадцать были отобраны как наиболее удачные и опубликованы в «Альманахе муз» за 1797 год. Тематика «Ксений» была очень разносторонней. Она включала вопросы политики, философии, истории, религии, литературы и искусства. В них затрагивалось свыше двухсот писателей и литературных произведений. «Ксении» - самое воинственное из созданных обоими классиками сочинений.

Переезд в Веймар

В 1799 году он вернулся в Веймар, где начал издавать несколько литературных журналов на деньги меценатов. Став близким другом Гёте, Шиллер вместе с ним основал Веймарский театр, ставший ведущим театром Германии. Поэт остался в Веймаре до самой своей смерти.

В 1799-1800 годы написал пьесу «Мария Стюарт», сюжет которой занимал его почти два десятилетия. В произведении показал ярчайшую политическую трагедию, запечатлев образ отдалённой эпохи, раздираемой сильнейшими политическими противоречиями. Пьеса имела большой успех у современников. Шиллер закончил её с чувством, что теперь он «овладел ремеслом драматурга».

В 1802 году император Священной римской империи Франц II пожаловал Шиллеру дворянство. Но сам он отнёсся к этому скептически, в своём письме от 17 февраля 1803 года написав Гумбольдту : «Вы, вероятно, смеялись, услышав о возведении нас в более высокое звание. То была затея нашего герцога, и так как всё уже свершилось, то я соглашаюсь принять это звание из-за Лоло и детей. Лоло сейчас в своей стихии, так как вертит шлейфом при дворе ».

Последние годы жизни

Последние годы жизни Шиллера были омрачены тяжёлыми затяжными болезнями. После сильной простуды обострились все старые недуги. Поэт страдал хроническим воспалением лёгких. Скончался 9 мая 1805 года в возрасте 45 лет от туберкулёза.

Факты

Принимал участие в деятельности литературного общества «Блюменорден», созданного Г. Ф. Харсдёрфером в XVII веке для «очистки немецкого литературного языка», сильно засорённого в годы Тридцатилетней войны.

Известнейшие баллады Шиллера, написанные им в рамках «года баллад» (1797) - Кубок (Der Taucher), Перчатка (Der Handschuh), Поликратов перстень (Der Ring des Polykrates) и Ивиковы журавли (Шаблон:Lang-de2Die Kraniche des Ibykus), стали знакомы российским читателям после переводов В. А. Жуковского.

Мировую известность получила его «Ода к радости» (1785), музыку к которой написал Людвиг ван Бетховен.

Останки Шиллера

Фридрих Шиллер был похоронен в ночь с 11 на 12 мая 1805 года на веймарском кладбище Якобсфридхоф в склепе Кассенгевёльбе, специально отведённом для дворян и почитаемых жителей Веймара, не имевших собственных фамильных склепов. В 1826 году останки Шиллера решили перезахоронить, но уже не смогли точно идентифицировать. Выбранные произвольно как наиболее подходящие останки были перевезены в библиотеку герцогини Анны Амалии, а череп некоторое время находился в доме Гёте, написавшего в эти дни (16-17 сентября) стихотворение «Реликвии Шиллера», известное также под названием «В созерцании черепа Шиллера». 16 декабря 1827 года эти останки были захоронены в княжеской усыпальнице на новом кладбище, где впоследствии рядом со своим другом согласно завещанию был похоронен и сам Гёте.

В 1911 году был обнаружен ещё один череп, который приписали Шиллеру. Долгое время шли споры о том, какой же из них настоящий. Только весной 2008 года, в рамках акции «Код Фридриха Шиллера», организованной совместно радиостанцией Mitteldeutscher Rundfunk и Фондом «Веймарский классицизм», проведённая в двух независимых лабораториях экспертиза ДНК показала, что ни один из черепов не принадлежал Фридриху Шиллеру. Останки в гробу Шиллера принадлежат как минимум трём разным людям, их ДНК также не совпадает ни с одним из исследовавшихся черепов. Фонд «Веймарский классицизм» принял решение оставить гроб Шиллера пустым.

Выдающимся поэтом, драматургом, философом, историком, теоретиком искусства был Фридрих Шиллер (1759-1805).

Шиллер принадлежал к семье, чьи предки,

жившие более двухсот лет в Вюртембергском герцогстве, были виноделами и крестьянами. Отец его служил полковым фельдшером у вюртембергского герцога, магь происходила из

семьи булочника. Родившись в г. Марбах-на-Нсккарс и получив первоначальное образование у пастора Мозера, Шиллер в 1766 г. был отдан на обучение в латинскую школу г. Людвигсбурга, которую спустя четыре года с отличием закончил. Росший в Фг, (т 9 m 5 ) lV религиозной атмосфере, будущий поэт мечтал стать священником, однако приказ герцога в 1773 г. определить его на обучение в военную академию «Высшую школу Карла» изменил его судьбу. Шиллер был определен на бюргерское отделение юридического факультета, откуда в 1776 г. из-за неприязненного отношения к юриспруденции он переводится на медицинский факультет. Именно здесь он, увлекшись поэзией штюрмеров и Ф. Клопштока, иод влиянием поэтической манеры последнего создает драму «Космус фон Медичи» и оду «Завоеватель », опубликованную в 1777 г. в журнале «Немецкие хроники».

В 1780 г. он завершает обучение в Академии и получает место полкового врача в г. Штутгарте. В 1781 г. он заканчивает драму «Разбойники», над которой работал во время пребывания в Академии, однако ни один штудгартский издатель не захотел печатать ее, а потому Шиллер публикует драму на собственные средства. Драма понравилась директору Мангсймского театра барону Дальбсргу, в 1782 г. она была поставлена на сцене Мангеймского театра и имела оглушительный успех. Зрители были поражены тем, насколько точно драма отражает насущные проблемы немецкой действительности, подлинную жизнь. Сам сюжет воспроизводил вполне реальные жизненные коллизии: в 1771 г. в Баварии на эшафот был отправлен Матиас Клостермейер, который собрал отряд мятежников, нападал на власть имущих, раздавая награбленное беднякам. Как справедливо отметил Н. Берковский, «сама действительность в Германии слишком похожа была на вымыслы литературы, и в этом состояла немецкая беда. <...> Карл Моор занес над угнетателями свой меч освобождения и тут узнал, что освободитель зависит всецело от страны, от состояния сил и умов в ней, от поддержки и отклика, которых он может ждать. Серьезные общественные силы не были еще готовы в Германии к освободительному делу. Незрелые условия и выказали себя через фабулу “Разбойников”, через эту историю о беглых школярах <...>» .

Главный герой «Разбойников» - Карл Моор - студент, увлеченный жизнеописаниями великих мужей древности, мечтает превратить Германию в республику. Это первый шиллеровский герой-штюрмер, идеалист, грезящий об освобождении всего человечества, однако преданный братом и проклятый отцом, Карл становится предводителем отряда разбойников и вершит справедливость силою оружия, причем насилие вскоре опьяняет разбойников, а жестокость становится привычкой. Поворотным моментом в драме становится сцена на берегу Дуная, когда Карл выслушивает подробные рассказы своих сподвижников о загубленных ими людях: спасая товарища, они убивали женщин, стариков, а Шуфтерлс подробно описывает, как он бросил в огонь ребенка. Карл Моор приходит в ужас от злодеяний своих людей, поскольку в его устремлениях свобода неотделима от морали. Карл понимает, что задуманное им великое благо превращается в великое зло. Злодеяниями мир исправить невозможно, а потому он решает сдаться в руки правосудия. В развязке драмы герой бежит от самого себя, возвращаясь в отцовский дом с глубочайшим сожалением обо всем содеянном: . И это определяет размеры его внутренней катастрофы: на разбой Карла толкнула личная обида (конфликт с отцом), с крахом семейной гармонии для него рушится весь мир, а потому в финале герой осознает губительность избранного пути насилия и возвращается в родной дом. Очевидна здесь параллель с известной библейской притчей, причем сам Ф. Шиллер хотел назвать свою первую драму «Блудный сын» и едва не вернулся к этому заглавию, когда обрабатывал ее для театра.

Основной конфликт в драме имел социальный характер, однако Шиллер не показывает реальных столкновений героя с сильными мира сего, но демонстрирует столкновение Карла с его братом Францем, который как раз символизирует все старое, косное, уродливое в деспотичной Германии. Франц добивается всего хитростью и вероломством, для него не существует нравственных законов, собственное «я», жажда власти и своекорыстные интересы для него превыше всего. В достижении личных целей он не гнушается ничем, в отличие от Карла, которым движет вольнолюбие и мораль. Противоборство братьев есть не что иное как противоборство двух контрастных жизненных позиций.

Уже в первой драме Шиллер уповает не на силу, а на моральное исправление общества. Неистовая страстность персонажей, патетичность их речей, напряженность сюжета сделали «Разбойников» образцовым произведением «Бури и натиска». Чтобы присутствовать на премьере драмы, Шиллер без разрешения выехал в Мангейм, за что по возвращении был посажен под арест и получил предписание «не писать ничего, кроме сочинений по медицине». Тогда Шиллер решается на побег, 22 сентября 1782 г. он покидает Вюртембергское герцогство, и с этого времени начинаются его пятилетние скитания и борьба за читательское и театральное признание.

На несколько лет Шиллер обосновался в Мангейме, где получает место заведующего литературной частью в «Национальном театре». Вслед за «Разбойниками» Шиллер создает вторую драму, но уже на историческом материале, жанр которой он обозначил как «республиканская трагедия» - «Заговор Фиеско в Генуе» (1782) - трагедия из времен позднего итальянского Ренессанса. Фиеско должен спасти республику от тирании семейства Дориа, но в честном заговоре республиканцев участвуют люди грязных устремлений - Сакко и Кальканьо: дела Сакко идут плохо, и он рассчитываег, что государственная смута избавит его от претензий кредиторов; Кальканьо надеется, что участие в заговоре поможет войти ему в дом Фиеско и приблизит к жене Фиеско Леоноре. Если в «Разбойниках» сам Карл Моор был чист в помыслах и устремлениях, но сподвижники его ничего нс стоили, то в этой драме вождь восстания далеко нс безупречен: он властолюбив, мечтает не о свободе для Генуи, а о месте дожа для себя, в этом и заключается трагедия республики и республиканской идеи: авантюрист Фиеско, человек нс лишенный эпикурейства, артистизма и щедрости, стремится стать таким же тираном, как и его предшественник.

Следующая пьеса - «Коварство и любовь» (1783) - вошла в историю мировой драматургии как «мещанская трагедия». До Шиллера в трагедиях действовали исключительно монархи и аристократы, третье сословие дозволялось изображать только в комедиях, однако в «Коварстве и любви» Шиллер доказал, что трагические коллизии возможны, а иногда неизбежны в жизни простого скромного человека - «мещанина». История любви Луизы Миллер, дочери простого музыканта, и сына президента, юного майора Фердинанда фон Вальтера, вызывает негодование отца Фердинанда и вписывается здесь в историю «коварства» - политических придворных интриг. Как и Лессинг в «Эмили Галотти», Шиллер делает мещанскую драму частью «государственного действа», тем самым оправдывая ее смысл. Президент Вальтер и его пособник Вурм привыкли использовать людей в своекорысзных интересах, превращать их в средства достижения собственных целей, и в этом - «коварство» обоих, царящее при дворе и в правительсгве герцога. Бросив ни в чем не повинных Миллеров в темницу, Вурм через своих людей занимается низким вымогательством, требуя от Луизы самой дорогой цены за выход ее родителей на свободу. Чистая душой, Луиза пишет записку, продиктованную Вурмом, грязнящую се любовь к Фердинанду. Любовь Луизы и Фердинанда заведомо обречена, поскольку она подрывает основы устоявшегося порядка, и молодые люди становятся жертвами интриг: нс оценив до конца силу коварства, Фердинанд, поверивший клевете, лишает жизни и свою возлюбленную, и себя. Любовь оказывается бессильной против мира лжи, подлости и клеветы, в котором естественные права личности узурпируются.

Одновременно с драматургией Шиллер посвящает себя поэзии, причем в его стихах мысль всегда преобладает над чувством; размышляя над различными явлениями жизни, поэт черпает аргументы в античной мифологии или ренессансном искусстве. В основе большинства шиллеровских стихотворений лежит свойственный поэту принципиальный оптимизм, вера в человека, убежденность в том, что люди могут и должны сродниться друг с другом («Ода к радости»). Воспевая прекрасную даму, он называет ее Лаурой, не только выражая тем самым возвышенный платонический строй чувств, но и заявляя себя приверженцем Ф. Петрарки. По мысли поэта, унаследованной им от античных мудрецов, все частицы огромного разрозненного мира воссоединяет любовь, без нес мир и природы мертвы, любовь - великое благое чувство, потому что оно - необходимая связующая частица мироздания.

В 1785 г. из-за финансовых затруднений Шиллер вынужден был оставить Мангейм. Он переехал в Дрезден, где, не имея постоянного дома, жил у друзей. Несмотря на непростые условия, драматург активно работал: он пробует себя в прозаических жанрах (новеллы «Преступление из-за потерянной чести», 1786, «Игра судьбы», 1789; фрагмент романа «Духовидец», 1787), завершает «Философские письма », пишет «драматическую поэму» «Дон Карлос, инфант испанский» (1787). В произведениях дрезденского периода наметился отход Шиллера от прежней бунтарской идеологии: теперь он полагает, что для примирения идеала и жизни поэтический гений «должен стремиться к разрыву с областью действительного мира». Переворот в мировоззрении поэта произошел как вследствие разочарования в идеалах «Бури и натиска», так и в результате изучения кантовской философии и увлечения идеями франкмасонства. Драма «Дон Карлос», написанная на материале испанской истории, хорошо отразила этот перелом уже даже формально: в отличие от ранних пьес, герои которых говорили простым языком, «Дон Карлос» написан классическим пятистопным ямбом, ее главным героем является не представитель «мещанского сословия», как это было принято у представителей «Бури и натиска», а придворная особа; одной из центральных идей драмы является идея реформирования общества просвещенным правителем (Шиллер вкладывает ее в уста маркиза Поза, друга главного героя).

Действие драмы происходит в Испании начала XVII в. Дон Карлос, сын жестокого тирана Филиппа II решает встать на сторону восставших Нидерландов. Дух свободомыслия и ненависти к тирании поддерживает в молодом герое его мудрый наставник маркиз Поза, уповающий не на бунт, но на преобразования, осуществленные мудрым правителем, сообразно естественным законам: «Всмотритесь в жизнь природы. // Ее закон - свобода», - пытается убедить он короля. Однако мечты Позы оказываются утопическими в современных ему условиях. Во имя спасения Карлоса маркиз гибнет, Карлос же, потрясенный смертью друга и наставника, самоотверженно отказавшийся от любви, тоже обречен: король передает его в руки инквизиции.

После «Дон Карлоса» Шиллер все больше погрузился в изучение античности и кантовской философии. Если раньше ценность античности для поэта заключалась в определенных гражданских идеалах, то теперь античность становится важной для него в первую очередь как эстетический феномен. Подобно Винксльману и Гете, Шиллеру видится в античности «благородная простота и умиротворенное величие», обуздание «хаоса». Возродив форму античного искусства, по его мнению, можно приблизиться к утраченной навсегда гармонии безмятежного «детства человечества». Свои мысли о значении античности Шиллер выразил в двух программных стихотворениях: «Боги Греции» и «Художники» (1788).

В 1787 Шиллер переехал в Веймар, где общался с Гердером и Виландом. В 1787-88 гг. Шиллер издаст журнал «Талия», сотрудничает в «Немецком Меркурии» М. Виланда. Он завершает «Историю отпадения Нидерландов», публикация которой принесла ему славу выдающегося исследователя истории. Вскоре по ходатайству Гете Шиллер получает должность экстраординарного профессора истории и философии в Йенском университете. Здесь он читает курс лекций по истории Тридцати летней войны (опубликован в 1793 г.). В первой половине 1790-х гг. Шиллер не создает больших драматических произведений, но пишет ряд философских сочинений: «О трагическом в искусстве» (1792), «Письма об эстетическом воспитании человека» (1795), «О возвышенном» (1795). Шиллер никогда не рассматривал эстетические проблемы только как частные вопросы художественной практики: они были важнейшим элементом его мировоззрения. Решая проблему целостности и самоценности индивида, Шиллер развивает свою теорию прекрасного. Если совершенство человека заключается в согласной энергии его чувственных и духовных сил, то он может утратить его только или в случае отсутствия гармонии этих сил, или в случае ослабления их энергии. Там, где нарушается гармония человеческого существа, возникает состояние напряжения. Там же, где единство человеческой природы сохраняется ценой равномерного ослабления чувственных и духовных сил, человек впадает в состояние ослабления. Таковы два противоположных предела, к которым движется человек в результате охватившего всю область общественной жизни разделения труда. Шиллер доказывает, что распад цельности человека, ослабление его физических и духовных сил «уничтожаются красотою». Именно красота «восстановляет в напряженном человеке гармонию, а в ослабленном - энергию». Красота приводит нынешнее ограниченное состояние человека к безусловному и делает человека «законченным в самом себе целым».

Отталкиваясь от теории И. Канта об искусстве, как о связующем звене между царством природы и царством свободы, Шиллер создал свою теорию перехода от «естественного абсолютистского государства к буржуазному царству разума» с помощью эстетической культуры и нравственного перевоспитания человечества. К этим теоретическим трудам вплотную примыкает ряд стихотворений 1795-1798 гг. («Поэзия жизни», «Сила песнопения», «Раздел земли», «Идеал и жизнь») и баллад , написанных в тесном сотрудничестве с Гете.

Шиллер и Гете возродили этот жанр из долгого забвения, вступив в дружеское состязание в создании баллад в 1797 г. Баллады Шиллера воспринимаются как отголоски тех стародавних времен, когда разного рода поверья и предания, соседствуя с реальностью, сливались в прихотливые фольклорные образы. В балладах чаще всего говорится не о каком-то конкретном историческом времени, а о старине как таковой. Все баллады наполнены неизъяснимыми таинствами природы, в них разрабатываются античные и средневековые сюжеты («Ивиковы журавли», «Поликратов перстень», «Перчатка». «Геро и Леандр», «Кубок», «Рыцарь Тогенбург»). В балладах проявилось мастерство Шиллера-драматурга: в основе каждой из них лежит острый драматический конфликт. Важное место в поэзии Шиллера занимает «Песнь о колоколе », где развиваются параллельно две темы. Поэт скрупулезно воспроизводит весь процесс отливки колокола, звон которого сопровождает человека на всех этапах многотрудной жизни, и саму эту жизнь в важнейших фрагментах обобщенной биографии. Это гимн труду человека, прославление его мощи, ума, силы его рук.

В 1790-е гг. Шиллер создает ряд эстетических сочинений («Письма об эстетическом воспитании человека, «О наивной и сентиментальной поэзии» и др.), совместно с Гете издаст журнал «Оры». Однако на протяжении всего творческого пути его излюбленным жанром оставалась драма. При этом, начиная с «Дона Карлоса», характер его драматургии меняется: Шиллер пишет пятистопным ямбом, это объясняется тем, что в основе всех его последующих драматических произведений лежит исторический материал, потребовавший усиления условности. Хотя в каждой драме присутствует точная датировка событий, история воссоздается достаточно общо, а исторические персонажи трактуются достаточно вольно. Наиболее плодотворным в плане драматургии было последнее десятилетие творческого пути Шиллера: он создает трилогию «Валленштейн» (1799), драмы «Мария Стюарт» (1800), «Орлеанская дева» (1801), «Вильгельм Телль» (1804), неоконченную трагедию «Дмитрий» (1805), в которых художественному анализу подвергнуты поворотные этапы в истории европейских народов. Герои их - исторические деятели, которых автор судит не только по важности роли в истории, а прежде всего как носителей высокой нравственности. В «Валленштейне» драматург обращается к истории Тридцатилетней войны, когда командующий имперскими войсками герцог Валленштейн пытается прекратить междоусобицу и объединить Германию. Герой показан в критический момент германской истории, но, как считал Шиллер, лишь в такие моменты человек может свободно проявить себя как духовная личность, именно в кризисные времена чаще всего создается противоречие между свободой и необходимостью, между личностью и обществом, а разрешение конфликта между чувственными стремлениями и моральным долгом возможно лишь в гибели героя. В драме «Вильгельм Телль», в основе которой лежит легенда об искусном стрелке, Шиллер попытался показать не только развитие одного человека (первоначально Тслль - покладистый крестьянин, в финале - политически сознательный бунтарь), но эволюцию целого народа от «наивного» к «идеальному»; драматическая коллизия заключается в том, что лишь путем преступления, швейцарцы могут избавиться от австрийского господства, но на это, по Шиллеру, они не имеют права, поскольку «народ может заниматься лишь «самозащитой», а не «самоосвобождением». Пьеса «Дмитрий», основанная на событиях русской истории и посвященная трагической судьбе самозванца Дмитрия, искренне верящего в то, что он сын Ивана IV, осталась не завершенной: 9 мая 1805 г. Шиллер скончался с пером в руках.

Творчество Ф. Шиллера оказало огромное воздействие на развитие мировой культуры, русской в том числе. Этические взгляды Шиллера дали толчок к оформлению и самоопределению романтизма. Ф. М. Достоевский писал: «...Шиллер, действительно, вошел в плоть и кровь русского общества, особенно в прошедшем и в запрошедшем поколении. Мы воспитались на нем, он нам родной и во многом отразился на нашем развитии». Действительно, признание к творчеству выдающегося немецкого поэта и драматурга пришло в России с переводом его «Оды к радости» Н. М. Карамзиным и постановкой драмы «Разбойники», которая в 1793 г. была сыграна воспитанниками Благородного пансиона при Московском университете. Его авторитет «адвоката человечества» (В. Г. Белинский) был непререкаем. Стихотворения и баллады Шиллера переводили выдающиеся русские поэты Г. Р. Державин, В. А. Жуковский, М. Ю. Лермонтов, А. А. Фет, Ф. И. Тютчев, Л. Н. Мей, Н. А. Заболоцкий.

  • Берковский Н.Я. Театр Шиллера // Берковский Н.Я. Статьи и лекции по зарубежнойлитературе. СПб., 2002. С.378.
  • Шиллер Ф. Разбойники. СПб., 2010. С. 127.

Иоганн Фридрих Шиллер прожил довольно краткую жизнь, однако за те 45 лет, что были ему отпущены, он сумел сделать для мировой литературы и культуры столько, на что иным не хватило и тысячелетия. Как же складывалась судьба этого гениального человека и что пришлось преодолеть ему на пути к признанию?

Происхождение

Предки Шиллера почти 200 лет жили и трудились в Вюртембергском герцогстве. Как правило, они были людьми работящими, но не особо выдающимися, поэтому за все эти годы так и остались ремесленниками или крестьянами. Однако отцу будущего писателя Иоганну Каспару Шиллеру посчастливилось пойти по военной линии - стать офицером и попасть на службу к самому Вюртембергскому герцогу. В качестве супруги он выбрал Элизабет-Доротею Кодвайс - дочку местного трактирщика.

Несмотря на неплохую военную карьеру главы, семейство Шиллеров всегда жило весьма скромно, поэтому единственному их сыну Иоганну Кристофу Фридриху Шиллеру, родившемуся в начале ноября 1759 г., предстояло рассчитывать только на свои таланты, если он хотел чего-то добиться в жизни.

Фридрих Шиллер: краткая биография ранних лет

Когда мальчику исполнилось 4 года, из-за работы отца семья переехала в Лорх. Здесь им жилось неплохо, но качество начального образования в этом городке оставляло желать лучшего, поэтому Фридрих Шиллер был отправлен учиться не в школу, а к пастору местной церкви - Мозеру.

Именно под руководством этого добродушного священника юный Фридрих не только овладел грамотой, но и начал изучать латынь. Из-за нового переезда в Людвигсбург Фридрих Шиллер вынужден был прекратить обучение у Мозера и пойти в обычную латинскую школу.

Благодаря тщательному изучению языка гордых римлян он смог прочитать произведения классиков в оригинале (Овидий, Вергилий, Гораций и другие), идеи которых повлияли на его творчество в будущем.

От юриста до доктора

Изначально Шиллеры рассчитывали, что Фридрих станет священником, поэтому его увлечение латынью приветствовалось. Но успехи в изучении этого предмета и отличные оценки юноши привлекли внимание Вюртембергского герцога, который в приказном порядке отправил талантливого мальчика учиться на юридический факультет военной академии Hohe Karlsschule.

Карьера юриста совсем не манила Шиллера, поэтому он перестал стараться, а его отметки постепенно стали самыми низкими в классе.

Через 2 года парню удалось добиться перевода на медицинский факультет, который был ему ближе. Здесь Фридрих Шиллер попал в среду студентов и преподавателей с прогрессивным мышлением. Среди них был известный немецкий философ Яков Фридрих Абель. Именно он не только раскрыл талант юного Шиллера, но и помог ему сформироваться. В эти годы юноша решает стать поэтом и начинает создавать собственные поэтические произведения, которые были высоко оценены окружающими. Также он пробует свои силы и в написании драм: из-под его пера выходит трагедия о братской вражде - «Космус фон Медичи».

В 1779 г. студент Шиллер Фридрих пишет весьма занятную диссертацию: «Философия физиологии», но, по велению герцога ее не принимают, а самого автора оставляют в академии еще на год.

В 1780 г. Шиллер наконец-то заканчивает учебу, однако из-за враждебного отношения герцога ему отказывают в присвоении офицерского чина, что, однако, не помешало выпускнику устроиться врачом в местном полку.

«Разбойники»: история первой публикации и постановки

За год повторного обучения в академии у Фридриха было много свободного времени, которое он употребил на то, чтобы начать работу над собственной пьесой - «Разбойники». Еще год понадобилось, чтобы довести ее до ума. Вот только когда драматург закончил произведение, он столкнулся с тем, что местные издатели, хотя и хвалили «Разбойников», не рисковали печатать ее.

Веря в свою талант, Фридрих Шиллер занял денег у друга и опубликовал свою пьесу. Она была встречена читателями хорошо, но для лучшего эффекта необходимо было ее поставить.

Один из читателей - барон фон Дальберг - согласился поставить произведение Шиллера в Мангеймском театре, директором которого он был. При этом вельможа потребовал внести правки. Скрепя сердце, молодой драматург согласился, но после премьеры «Разбойников» (в январе 1782 г.) ее автор стал известен на все герцогство.

Но за самовольный уход со службы (который он совершил, чтобы попасть на премьеру), его не только на 2 недели отправили на гауптвахту, но и, по приказу герцога, запретили писать любые художественные сочинения.

На вольных хлебах

После запрета стал перед сложным выбором Фридрих Шиллер: произведения писать или служить врачом? Осознав, что из-за неприязни герцога ему не удастся добиться успеха на поэтической ниве на родине, Шиллер подговорил своего друга-композитора Штрейхера сбежать. И через несколько месяцев они тайно покинули родные места и перебрались в маркграфство Пфальц. Здесь драматург поселился в небольшой деревушке Оггерсгейме под выдуманным именем - Шмидт.

Сбережений писателя хватило ненадолго, и он практически за бесценок продал издателю свою драму «Заговор Фиеско в Генуе». Однако и гонорар быстро закончился.

Чтобы выжить, Фридрих вынужден был попросить помощи у благородной знакомой - Генриетты фон Вальцоген, которая позволила ему поселиться в одном из своих поместий в Бауербахе под вымышленным именем доктор Риттер.

Получив крышу над головой, драматург принялся творить. Он дорабатывал трагедию «Луиза Миллер», а также решился создать масштабную историческую драму. Выбирая между судьбой испанской инфанты и королевы Марии Шотландской, автор склоняется к первому варианту и пишет пьесу «Дон Карлос».

Между тем, барон фон Дальберг, узнав, что герцог более не разыскивает беглого поэта, предлагает Шиллеру поставить в своем театре его новые пьесы «Заговор Фиеско в Генуе» и «Луиза Миллер».

Однако «Заговор Фиеско в Генуе» неожиданно был воспринят зрителями холодно и сочтен слишком морализаторским. Учтя эту особенность, доработал «Луизу Миллер» Фридрих Шиллер. Идеи, которые он хотел донести до зрителя через это произведение, пришлось сделать более доступными для понимания, а также разбавить морализаторские диалоги персонажей, дабы новый спектакль не повторил судьбу предыдущего. Кроме того, с легкой руки исполнителя одной из главных ролей - Августа Иффланда, название пьесы было изменено на «Коварство и любовь».

Эта постановка своим успехом превзошла даже "Разбойников" и превратила своего создателя в одного из самых известных драматургов Германии. Это помогло беглому писателю получить официальный статус в маркграфстве Пфальц.

Шиллер-издатель

Став известным на всю страну драматургом, Шиллер начал издавать собственный журнал «Рейнская Талия», в котором публиковал свои труды о теории театра, излагая в них свои идеи. Однако это предприятие не принесло ему особых заработков. Стараясь найти средства на жизнь, писатель просил помощи его у Веймарского герцога, однако пожалованная ему должность советника не особо улучшила его финансовое положение.

Стараясь вырваться из лап нищеты, поэт принял предложение от общества поклонников его творчества переехать в Лейпциг. На новом месте он подружился с писателем Христианом Готфридом Кернер, с которым они поддерживали близкие отношения до конца дней.

В этот же период наконец-то заканчивает свою пьесу «Дон Карлос» Фридрих Шиллер.

Книги, написанные им в этот период, находятся на более высоком уровне, нежели ранние произведения писателя и свидетельствуют о формировании собственного стиля и эстетики. Так, после «Дона Карлоса», он берется за написание своего единственного романа - «Духовидец». Также Фридрих не оставляет и поэзию - он сочиняет свое самое известное поэтическое произведение - «Ода к радости», которое впоследствии Бетховен положит на музыку.

Приостановив выпуск «Рейнской Талии» из-за отсутствия средств, писатель получает место в редакции журнала «Немецкий Меркурий». Постепенно он снова получает возможность выпускать собственное периодическое издание - «Талия». Там он печатает уже не только свои теоретические и философские труды, но и свой роман.

Попытки найти заработок приводят к тому, что писатель переселяется в Веймар, где впервые оказывается в обществе известнейших литераторов своего времени. Под их влиянием он принимает решение на время оставить написание художественных произведений и восполнить пробелы в своем образовании.

Шиллер-преподаватель

Сосредоточившись на самообразовании, Шиллер расширил собственный кругозор и взялся за написание исторического труда. В 1788 г. он опубликовал первый том «Истории отпадения Нидерландов». В нем Фридрих Шиллер кратко, но весьма обстоятельно рассказал о произошедшем разделении, заслужив тем самым славу ученого-историка. Этот труд помог своему автору получить место преподавателя истории и философии в Йенском университете.

На курс к прославленному литератору записалось рекордное количество студентов - 800 человек. А после первой же лекции слушатели устроили ему грандиозную овацию.

В следующем году Шиллер взялся вести курс лекций по трагической поэзии, а также проводил индивидуальные занятия по всемирной истории. Кроме того, он начал писать «Историю Тридцатилетней войны». Также Фридрих возобновил публикацию «Рейнской Талии», где печатал собственный перевод «Энеиды» Вергилия.

Казалось бы, жизнь наладилась, но как гром среди ясного дня, прозвучал диагноз врачей - туберкулез легких. Из-за него на третьем году работы Шиллер вынужден был оставить преподавание. К счастью, больному драматургу была выделена ежегодная финансовая субсидия в 1000 талеров, которую ему выплачивали на протяжении 2 лет. По их истечении писатель был приглашен на пост издателя в журнал «Оры».

Личная жизнь

Как уже было сказано выше, Фридрих Шиллер не имел братьев, зато у него было 3 сестры. Из-за своих частых переездов и конфликтов с герцогом драматург не особо поддерживал с ними отношения. Только смертельная болезнь отца заставила его блудного сына на время вернуться на родину, где он не был 11 лет.

Что касается женщин, то писатель, как натура романтическая, был довольно влюбчивым мужчиной и несколько раз намеревался жениться, но в большинстве случаев его отвергали из-за бедности.

Первой известной возлюбленной поэта была Шарлотта - дочка его покровительницы Генриетты фон Вальцоген. Несмотря на восхищение талантом Шиллера, ее мать отказала драматургу, когда он посватался к ее дочери.

Второй Шарлоттой в судьбе писателя стала вдова фон Кальб, которая была безумно влюблена в него, однако не нашла в нем ответа на свои чувства.

Ухаживал Шиллер и за юной дочерью торговца книгами Швана - Маргаритой. Он намеревался жениться на ней. Вот только девушка не относилась к своему поклоннику серьезно и лишь дразнила его. Когда же последовало прямое объяснение в любви и предложение пожениться, она ответила отказом.

Третья женщина в судьбе поэта по имени Шарлотта ответила взаимностью на его чувства. И как в только он устроился преподавателем и стал получать стабильный доход, влюбленные смогли пожениться. От этого союза родилось четверо детей. Несмотря на то что Шиллер всячески хвалил ум своей жены, окружающие отмечали ее как женщину хозяйственную и деловитую, но очень недалекую.

Творческий тандем Гете и Шиллера

После начала Французской революции вся пресвященная Европа разделилась на ее поклонников и противников. Шиллер (удостоенный звания почетного гражданина Французской республики за свое творчество), относился к ней неоднозначно, однако понимал, что смена закостеневших устоев в стране только пойдет ей на пользу. Но многие деятели культуры были не согласны с ним. Чтобы заинтересовать читателей журнала «Оры», писатель пригласил Гете вступить в полемику о Французской революции на страницах издания. Тот согласился, и это положило начало великой дружбе двух гениев.

Имея общие взгляды и наследуя в своем творчестве идеалы античности, писатели пытались создать качественно новую литературу, свободную от клерикализма, но при этом способную воспитать в читателях высокую нравственность. Оба гения публиковали свои теоретические литературоведческие труды, а также стихи на страницах «Оры», чем часто вызывали негодование публики, что, однако, шло на пользу продажам журнала.

Этот творческий тандем совместно создал сборник едких эпиграмм, которые, несмотря на свою воинственность, были невероятно популярными.

В конце XVIII в. Гете и Шиллер вместе открывают театр в Веймаре, который, благодаря их стараниям, стал одним из лучших в стране. В нем впервые были поставлены такие известные пьесы Фридриха Шиллера, как «Мария Стюарт», «Мессинская невеста» и «Вильгельм Телль». Сегодня возле этого театра стоит памятник его славным основателям.

Фридрих Шиллер: биография последних лет и смерть поэта

За 3 года до смерти писателю неожиданно был дарован дворянский титул. Сам он довольно скептически отнесся к этой милости, однако принял ее, дабы жена и дети после его кончины были обеспечены.

А меж тем здоровье великого драматурга с каждым годом все ухудшалось. Туберкулез прогрессировал, и Шиллер медленно угасал. И в мае 1805 г. в возрасте 45 лет он скончался, так и не дописав свою последнюю пьесу «Димитрий».

Тайна могилы писателя

Несмотря на все попытки, так и не смог разбогатеть Фридрих Шиллер. Поэтому после смерти его похоронили в склепе Кассенгевёльбе, организованном для дворян, не имеющих собственной семейной усыпальницы.

Через 20 лет останки великого писателя хотели отдельно захоронить, однако найти их среди множества других оказалось проблематичным. Тогда наугад был выбран скелет и объявлен телом Шиллера. Его похоронили в княжеской усыпальнице на новом кладбище, рядом с могилой его близкого друга Гете.

Однако в будущие годы у историков и литературоведов возникли сомнения в подлинности тела драматурга. И в 2008 г. была проведена эксгумация, которая выявила удивительный факт: останки поэта принадлежали совсем другому человеку, точнее, целым трем. На сегодняшний день найти настоящее тело Фридриха Шиллера невозможно, поэтому его могила пустует.

За свою недолгую, но весьма продуктивную жизнь писатель создал 10 пьес, две исторических монографии, множество философских трудов и прекрасных стихотворений. Однако, несмотря на свое прижизненное признание, Шиллер так и не смог разбогатеть и львиную долю своего времени тратил на попытки заработать денег, что угнетало его и подорвало здоровье. Но зато его творчество вывело немецкую литературу (и драматургию в частности) на новый уровень.

Хотя прошло более 250 лет, и сменилась не только политическая ситуация в мире, но и мышление людей, по сей день большинство произведений писателя остаются актуальными и многие читатели по всему миру находят их весьма занимательными - это ли не лучшая похвала гению Фридриха Шиллера?