Гаммы на басу. Аккорды на бас гитаре. Трезвучия. Что можно вырастить на подоконнике зимой


      Дата публикации: 27 октября 1999 г.

П ервоначально мы с вами познакомимся с тем, как устроена бас-гитара. Рассматривать будем классический вариант - четыре струны, хотя сейчас существуют и пяти-, и шестиструнные бас-гитары. Но нас интересует не это, а то, как она работает.

Для начала познакомимся с басовым ключом. Он называется - ключ Фа . Эта гигантская запятая своим началом показывает местоположение ноты фа . Две точки с двух сторон четвертой линейки нотного стана еще раз подчеркивают этот факт. От нее и отсчитываем все остальные ноты.

Итак, четыре басовые струны: G (соль ) - первая струна, D (ре ) - вторая, A (ля ) - третья и E (ми ) - четвертая. Считаем от тонкой струны к толстой. Одним словом, это те же четыре толстые гитарные струны (третья, четвертая, пятая, и шестая), только на октаву ниже.

Не хочу показаться занудой, но некоторые вещи мне придётся рассказывать очень подробно, в расчёте на новичков (да простят меня "продвинутые"!) И ещё. Не все из нас перешли на бас-гитару после гитары; я подозреваю, что есть и прирождённые "басисты" (сокращение от "бас-гитаристы" - прим. автора ). Поэтому я не всегда буду ссылаться на шестиструнную гитару, а кое-что обьясню, как будто в первый раз.

Для того, что бы научиться находить ноты на грифе бас-гитары, обратитесь к уроку №1 нашего мастер-класса. Все то же самое, но без двух тонких струн. Существуют ли какие-нибудь специальные упражнения для бас-гитары? Конечно! Эти упражнения вы найдете в большом количестве у конкретных исполнителей любимых вами стилей. Чаще всего - на видеошколах. А я, в свою очередь, не претендуя на оригинальность, предлагаю старый, проверенный способ - это, извините за выражение, гаммы. И хотя многие их не любят, но они (гаммы), несмотря ни на что, работают. Ниже я к ним вернусь.

Стоит сказать несколько слов о функциональном назначении баса. Я бы сформулировал так: гармонический фундамент. Или, если хотите, основа аккорда. Возьмем в качестве примера трезвучия (здесь и далее см. урок №2). Предположим, что ваша песня начинается, как это часто бывает, с аккорда Am . Естественно, сначала находим тонику, т.е. ноту ля на любой струне. Это и будет первая и главная ступень данного аккорда. А следующая, популярная у басистов ступень - пятая. Ее лучше найти в той же игровой зоне, где у вас расположилась тоника. Теперь можно начинать играть. Я не шучу. Пригласите с вами помузицировать гитариста-аккомпаниатора, играющего так называемым "боем" (мне больше нравится - "чёсом"), и пусть он поиграет аккорды. Только лучше это делать с метрономом или с драм-машиной. И если ваша песня имеет размер 4/4 (то есть, не вдаваясь в подробности, если она легко просчитывается на /1-2-3-4/1-2-3-4/ и т. д.), то вам следует играть на первую и третью долю такта. Выражаясь более профессионально - половинными длительностями. На каждый первый удар метронома - первая ступень аккорда, на каждый третий - пятая ступень. Меняется аккорд, следовательно, меняется и вся ваша басовая фигура. Теперь вы играете тонику нового аккорда и, соответственно ей, пятую ступень этого же аккорда. Ритмическая часть (пока) остается без изменений.

Цифрами, взятыми в кружочек, обозначаются струны, римскими цифрами - номер лада, а название ноты и какой ступенью она является относительно аккорда, посчитайте сами. С аппликатурой (пальцовкой левой руки) вам также придется разбираться самостоятельно. Главное, чтобы ноты соответствовали по звучанию своей длительности.

Поиграв такую музыку некоторое время, вы заметите закономерность в соотношении расположений первой и пятой ступеней на грифе. Это следует запомнить. Но и это еще не все.

До сих пор мы вели разговор о левой руке, пришла пора поговорить и о правой. Речь идет о звукоизвлечении. На бас-гитаре, так же как и на гитаре, играют и пальцами, и медиатором. Все зависит от стиля музыки, от конкретной композиции, от вашего желания получить звук определенной окраски (охотно допускаю еще целый ряд причин). Но практика показывает, что большинство бас-гитаристов прогрессивных стилей используют пальцевую технику игры. Будем равняться на них. На примере этого упражнения попробуйте поиграть шагающим движением указательного и среднего пальцев правой руки, при этом, после извлечения звука, палец должен опереться на следующую по ходу движения струну. А в случае с четвертой, последней струной, палец должен как будто опереться на предполагаемую струну. Назовем этот прием - опорным.

Следующий этап - добавление третьей ступени. В начале звучания каждого аккорда желательно брать первую ступень (тонику) данного аккорда, а вот вспомогательным звуком вместо пятой ступени или дополнительно может быть третья ступень этого же аккорда. Необходимо учитывать, что в зависимости от наклонения аккорда третья ступень будет различной. В мажорных аккордах между первой и третьей ступенями - интервал 2 тона (большая терция), а в минорных - полтора тона (малая терция). Подробности можно посмотреть в уроке №2.

Я умышленно не проставил номера ладов и струн в надежде, что вы сами найдете местоположение нот на грифе. Во всех тактах этого примера, кроме последнего такта, я использовал первую и третью ступени относительно каждого аккорда. В следующем примере попробуем скомбинировать все аккордовые ступени (1, 3, 5). А заодно и разнообразим длительности.

Мне самому не очень нравится то, как звучит этот пример, но это всего-навсего образец, который поможет вам продвинуться дальше. Модифицируя мелодико-ритмические рисунки, вы сможете создать нечто более интересное. Конечно, игра на бас-гитаре не исчерпывается движением только по аккордовым звукам, но об этом в следующих уроках. Здесь же я позволю себе привести пару несложных стилистических примеров в midi-файлах, которые играть необязательно, достаточно прослушать:

В примере Bossa-Nova бас играет только первую и пятую ступени, а в примере Raggey - все три ступени аккорда. Кстати сказать, самый простой и доступный способ разобраться в особенностях того или иного стиля - это использование так называемых автоаранжировщиков. Компьютерная программы Band-in-a-Box или Jammer - яркий тому пример.

И в заключении о гаммах. Для развития техники игры на музыкальных инструментах люди ничего лучшего пока не придумали. Поэтому наберитесь терпения - и вперед.

Гаммы бывают разные. Начиная с натурального мажора или минора, минуя гармонический и мелодический мажор или минор, затем идут лады народной музыки (миксолидийский, дорийский, фригийский и т. д.), существуют также и искуственно созданные лады и хроматический звукоряд. Как видите, их очень много. Мы с вами ограничимся пока первым и последним.

Квадратиком обозначен тонический звук, то есть первая ступень, относительно которой и строится аппликатурная модель мажорной гаммы. Изменилась тоника - передвинули руку на нужную ноту и играем эту же модель. Когда мы играем гамму, расположенную на четырех ладах, пальцы левой руки располагаются каждый на своем ладу, а в фигуре "три ноты на одной струне через лад", рекомендую Вам играть первым, вторым и четвертым пальцами соответственно. Здесь следует сказать, что прижимать пальцы левой руки к струнам на ладах надо "молоточком", т.е. палец не лежит на струне своей плоскостью, а как бы "втыкается" в нее.

Этот звукоряд хорошо использовать как музыкальную зарядку, проигрывая его вверх и вниз на разных участках грифа, поскольку ширина ладов везде разная. Таким образом вырабатывается координация движений.

Этой информации для первого раза, я думаю, будет достаточно. А об остальном поговорим в следующих уроках.

Думаю многие басисты рано или поздно задаются вопросом как играть аккорды на басу и заставить инструмент звучать гармонически более полно. Естественным первым шагом является попытка «пристроить» гитарные аккорды на бас гитару. Вооружившись небольшими познаниями в теории и здравым смыслом давайте посмотрим что интересного может из этого получиться.

Часть 1. Теория.

В этой части я кратко расскажу теоретический материал, который необходимо знать для лучшего понимания принципов построения аккордов на басу. Если вы уже знаете, что такое трезвучия, как они строятся, какие у трезвучия есть обращения, то можете смело пропустить эту часть и перейти ко второй. Если нет, то я рекомендую продолжать чтение. Я постарался изложить материал в максимально краткой и доступной форме без лишней «воды». Более подробно об этом написано в любом учебнике по элементарной теории музыки.

Трезвучие — простейший аккорд, состоящий из трех звуков расположенных (или которые могут быть расположены) друг за другом по терциям. Нота от которой строится трезвучие называется тоникой аккорда или примой. Второй звук или ступень трезвучия называется терцией, а третий — квинтой.
Терции в свою очередь могут быть большими (б.3) и малыми (м.3).
Давайте построим теперь несколько трезвучий. За тонику примем ноту G на третьем ладу струны E. Всего их будет четыре, по количеству сочетаний б.3 и м.3 между собой. Вот они (Пример 1):

  • б.3+м.3 — мажорное трезвучие;
  • м.3+б.3 — минорное трезвучие;
  • б.3+б.3 — увеличенное (мажорное) трезвучие;
  • м.3+м.3 — уменьшенное (минорное) трезвучие;

Пример 1. Мажорное, минорное, увеличенное и уменьшенное трезвучия построенные от ноты G

Легко заметить, что мажорность или минорность звучания трезвучия определяется по первой терции: б.3 для мажора и м.3 для минора.
Далее мы пока не будем рассматривать увеличенное и уменьшенное трезвучие, а сфокусируемся на мажорном и минорном, как самых употребительных.
Еще один термин, понимание которого очень важно для правильного голосоведения — обращение трезвучия.

Обращение трезвучия — аккорд, состоящий из звуков основного трезвучия, но построенный не от примы, а от терции (секстаккорд) или квинты (квартсекстаккорд) .
Этого теоретического материала пока что будет достаточно, поэтому перейдем к практике.

Часть 2. Аккорды на бас гитаре в тесном расположении.

Давайте сыграем мажорное трезвучие и его обращения на бас гитаре. За тонику как и раньше примем ноту G на третьем ладу струны E. На рисунке изображены диаграммы этих аккордов и точками обозначены лады, а цифрами обозначены пальцы, которыми нужно прижимать струны. Открытая струна обозначена кружком с цифрой «0». Струны E, A, D и G обозначены горизонтальными линиями в порядке снизу вверх (Пример 2).

Пример 2. G мажорное трезвучие и его обращения

В Примере 3 показаны диаграммы минорного трезвучия и его обращений. Проанализируйте их и обратите внимание что они отличаются от мажорных только одной нотой (терцией) и как эта нота смещается на грифе влево на один лад в каждой диаграмме.

Пример 3. G минорное трезвучие и его обращения

Когда звуки трезвучия располагаются в аккорде один за другим с интервалом не больше кварты, то такое расположение называется тесным . Сыграв эти примеры на басу, вы сразу же обнаружите что аккорды в тесном расположении звучат грязно и некрасиво, поэтому они редко используются в таком виде, особенно в нижнем регистре. Тем не менее эти аппликатуры имеют практическую ценность для арпеджио и они звучат аккордом намного лучше в верхнем регистре инструмента на более тонких струнах. Поэтому их следует хорошо выучить и ориентироваться в их расположении на грифе во всех тональностях. Попробуйте сыграть их за 12 ладом на струнах A, D и G.

Часть 3. Аккорды на бас гитаре в широком расположении.

Как мы выяснили ранее, аккорды в тесном расположении звучат неплохо только в верхнем регистре и на более высоких струнах. Это значит что мы теряем басовую основу аккорда и переходим в средний и верхний регистр инструмента. Это может быть приемлемо в определенных случаях, но как нам вернуть самые нижние ноты? Можно использовать открытые струны, и найти несколько интересных аппликатур с ними, но тогда мы ограничиваем себя в тональностях! Поэтому этот способ можно рассматривать только как дополнительный.

Ответ, как это обычно бывает, лежит на поверхности — нужно найти аппликатуры в широком расположении! Широкое расположение даст нам более «прозрачное» звучание т.к. интервалы между нотами аккорда будут шире — квинта и более, нижняя нота аккорда всегда будет на струне E, что даст нам хороший фундаментальный тон, а две остальные ноты будут браться на струнах D и G.

Вот аппликатуры G мажорного трезвучия и его обращений в широком расположении (Пример 4).

Пример 5. Основные трезвучия в закрытой позиции

Слева изображена аппликатура для C мажорного трезвучия. Она требует некоторой растяжки пальцев и поэтому может быть немного сложна для исполнения. Это зависит от размера ваших рук и мензуры инструмента. Но чем выше на грифе вы будете играть эту аппликатуру, тем она будет легче! Справа дана аппликатура для G мажорного трезвучия, но немного с другим сочетанием струн (E, A и G вместо E, D и G).

Думаю, для одного урока этой информации будет вполне достаточно и у вас появился материал над которым нужно хорошо позаниматься! Когда освоите его, попробуйте найти аппликатуры для минорных трезвучий в широком расположении. За дело!

Бас-гитара

Бас-гитара одна, но Она может быть абсолютно разной. Это зависит даже не от меня, Она раскрывает мою сущность, когда я играю... а иногда, когда слишком увлекаюсь, Она может взять почти всю мою энергию, после этого я даже с трудом могу разговаривать. Когда на ней играю, она дрожит в моих руках, чувствуется её мощь. Некоторые люди научились напрaвлять эту энергию, и получили превосходный звук. Можно, например, её заставить звучать как раскат грома, а можно как осенний шелест листьев и где-то вдалеке завывающий ветерок. Наибольшее удовольствие от игры на бас-гитаре я получаю во время импровизаций на репетициях. Когда известна тональность или аккордовая последовательность, практически ничто не останавливает. При этом возникают очень интересные идеи, великолепно звучащие.

Немного из теории музыки

Во всех приведенных здесь примерах на нотных станах используется басовый ключ , обозначающий ноту F малой октавы.

Лад - это объединенная система звуков. Лад образуется на основе базового звука.

Гамма - последовательное восходящее или нисходящее движение звуков.

Ступень - один из звуков гаммы. Номер ступени отсчитывается от тоники.

Тоника - это самый устойчивый звук гаммы. Устойчивые звуки выражают завершенность музыкального фрагмента.

Устойчивыми считаются I, III, V ступени гаммы. Самая устойчивая из них - это первая ступень.

Лады строятся в соответствии с тональными расстояниями между соседними звуками.

Мажорный лад : тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон. Его можно построить от любой ноты.

Минорный лад : тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон.

Пример построения мажорного и минорного ладов:

Рисунок 1 - Ноты C-мажорной и C-минорной гамм

Знак альтерации - это диез, бемоль, либо бекар. Они обозначают соответственно повышение основного звука на полтона, понижение на полтона, либо отмену альтерации.

Случайные знаки альтерации ставятся непосредственно перед нотой. Они действуют только один такт, и в пределах указанной октавы.

Ключевые знаки альтерации ставятся в начале произведения (или фрагмента). Действуют до появления новых ключевых знаков альтерации, и во всех октавах.

Ниже приведены ключевые знаки альтерации для всех мажорных гамм. Этот пример легко получить, последовательно перемещая тонику C-мажорной гаммы на кварту вверх. При этом каждый раз добавляется бемоль. Дойдя, таким образом, до тональности В-мажор, придется использовать диез в качестве знаков альтерации, так как для бемолей уже не хватит места.


Рисунок 2 - Ключевые знаки альтерации мажорных гамм

По этим обозначениям нетрудно расписать на нотном стане все соответствующие им гаммы. Однако это будут лишь мажорные гаммы. Чтобы получить минорную гамму, можно воспользоваться переходом в соответствующую параллельную тональность.

Параллельные тональности - это мажор и минор, имеющие одинаковые ключевые знаки альтерации.

Переход из мажора в параллельный минор: 1 ступень (тоника) мажора --> 6 ступень (тоника) || минора.
Переход из минора в параллельный мажор: 1 ступень (тоника) минора --> 3 ступень (тоника) || мажора.

Таким образом, для гаммы C-мажор параллельным минором будет гамма A-минор.

Мажорные и минорные гаммы, соответствующие знакам альтерации на рис. 2, следующие:

  1. C-мажор (A-минор)
  2. F-мажор (D-минор)
  3. Bb-мажор (G-минор)
  4. Eb-мажор (C-минор)
  5. Ab-мажор (F-минор)
  6. Db-мажор (Bb-минор)
  7. Gb-мажор (Eb-минор)
  8. B-мажор (G#-минор)
  9. E-мажор (C#-минор)
  10. A-мажор (F#-минор)
  11. D-мажор (B-минор)
  12. G-мажор (E-минор)

Семь диатонических гамм можно получить, если в какой-либо мажорной гаме тонику последовательно перемещать на одну ступень вверх. Рассмотрим пример для С-мажора (который сам входит в эту систему как С-ионийский мажор).


Рисунок 3 - Диатонические гаммы (пример для C-мажора)

На основе приведенных гамм можно создавать интересные композиции, например, комбинируя гаммаобразные движения с разрешением аккордов. Однако, существует также множество различных специфических недиатонических гамм (гармонический и мелодический минор, две целотоновые гамы, блюзовые гаммы, мажорная и минорная пентатоники и т.д.), расширяющие наши возможности как при создании произведений, так и при игре импровизации.

Техники игры на бас-гитаре

Существует немало техник игры на бас-гитаре, однако большинство из них являются экзотичными, а иногда и вообще индивидуальными (интересно наблюдать на видео, как играют знаменитые бас-гитаристы виртуозы).

Техника левой руки.

Чак Шер «Импровизация на бас-гитаре и контрабасе»: «Пальцы левой руки стоят в линию и согнуты так, что их подушечки прижимают струны к грифу. Такой округлый изгиб более характерен для контрабаса, нежели для бас-гитары. Этот изгиб является продолжением энергопередающей дуги, идущей от позвоночника через руку к пальцам. Таким образом, в движении, прижимающем струну к грифу, участвуют все эти мускулы... На бас-гитаре большой палец располагается напротив 1-го. Эта постановка сохраняется и при смене позиций».

Техника правой руки.

На данный момент я осваиваю «двухпальцевую» и «трехпальцевую» техники.
На следующих рисунках схематически изображены эти два подхода.


Рисунок 4 - Игра двумя пальцами


Рисунок 5 – Игра тремя пальцами:-)

При этом большой палец правой руки принято опирать на звукосниматель или специальную подставочку (если она есть), однако это не обязательно. Можно играть вообще без опоры, тогда правая рука как бы парит в воздухе. Можно опирать большой палец на самые толстые струны (мне так удобно делать при игре на пятиструнном инструменте).

На рис. 4 и рис. 5 показано, что пальцы постоянно чередуются. Однако это правило можно нарушать, если требуется в неудобном месте такта перейти со струны на струну, или же акцентировать определенную ноту.

Часто при этом используют прием, называемый «рейк». Это игра следующей ноты тем же пальцем, что и предыдущей, но следующая нота берется на более низкой струне.

Существует также полностью однопальцевая техника. Её преимущество - возможно лучшая атака и четкость игры сильных и слабых нот. Но она не позволит развить такую скорость, как при использовании большего количества пальцев.

Динамически и тембрально разнообразить басовые партии позволяет игра слэпом и тэппинг и, конечно же, игра медиатором.

Я склоняюсь к мнению, что критерием того, какую технику следует применять и когда, является субъективное восприятие, как она повлияет на Ваше собственное звучание и на звучание коллектива, в котором Вы играете, в целом.

Вопросы обработки звука бас-гитары

С помощью ПК обработку звука можно производить либо в реальном времени (т.е. с маленькой задержкой между подачей исходного и получением выходного сигнала. Эту задержку человек, производящий обработку, не ощущает), либо с определенной заметной задержкой (достаточной, чтобы ПК успел выполнить все необходимые операции и воспроизвести звук), по фрагментам.

Поэтому, вторую применяют лишь для обработки уже записанного материала. Например, наложение сложных эффектов, сильно нагружающих процессор. Либо, что встречается реже, применяется при необходимости иметь информацию о сигнале "априори", т.е. в той точке, которая ещё не поступила на вход ПК. В таком случае создается входной буфер требуемой длительности, однако это вызывает задержку, величина которой может быть ощутимой на слух.

Обработка в реальном времени применяется как непосредственно во время записи, так и после.

Например, программные процессоры звуковых эффектов, программные midi-управляемые синтезаторы, различные VST и DirectX подключаемые модули.

Для упрощения работы со звуком на ПК применяются системы записи, такие как: звуковой редактор Sony Sound Forge, виртуальная многодорожечная студия Steinberg Cubase SX 3, Samplitude V8 и др.

Большинство систем записи поддерживают многодорожечный режим, где каждая дорожка может содержать либо аудио данные, либо последовательность midi команд. Такой подход позволяет записывать музыкальные инструменты отдельно, чтобы потом их обработать и смикшировать, наложить эффекты.

Наиболее важными типами обработки для бас-гитары являются компрессия и эквализация. Компрессия нужна для сужения динамического диапазона сигнала, что помогает сделать звучание более разборчивым. Эквализацию необходимо применять перед микшированием, чтобы сделать звучание каждого инструмента более выраженным, при этом иногда ограничивают его частотный диапазон или выделяют определенные частоты.

Иногда в качестве эффекта для бас-гитары применяется реверберация - она эмулирует положение источника звука в пространстве, отражение и преломление звука от объектов, возврат звука с запаздыванием (правда, это уже дилей).

Можно использовать немного хоруса, он позволяет сделать звучание бас-гитары более насыщенным.

В определенных местах уместно использовать эффект дисторшин. При этом более отчетливый звук получается, если играть медиатором. По моим наблюдениям, с бас-гитарой "звучит" либо совсем слабый перегруз (легкий овердрайв), либо мощный дисторшин. При этом, конечно, на вход мощного дисторшина необходимо подавать сигнал, предварительно обработанный эквалайзером - убрать низке частоты, чтобы избежать генерации инфразвуковых частот. можно поэкспериментировать с эффектом "фузз". Дальше обработку лучше производить с помощью эмуляторов гитарных усилителей, которых существует множество в виде подключаемых VST и DirectX модулей. Кроме того, чтобы совсем не потерять низкие частоты, можно смикшировать в определенной пропорции обработанный искаженный сигнал с "чистым".

При панораметрировании бас-гитару можно ставить в центр панорамы, так как положение источника низкочастотного звука плохо воспринимается человеком. Однако при игре слэпом и при выделении из общей картины щелчков медиатора, рабочий частотный диапазон бас-гитары значительно расширяется.

Пример с обработкой: MP3-файл в zip архиве (http://v-khomenko.narod.ru).
Электронная версия знаменитого журнала. На английском языке. Аналог журнала Guitar Player для гитаристов. Информация о бас-гитаристах. Ревью оборудования. Уроки игры.

  • http://www.bassboombang.ru
    BassBoomBang
    Почти всё о бас-гитаре. Хорошая подборка статей, уроков. Форум для басистов.
  • http://www.guitar.ru
    Guitar Studio
    Сайт, ориентированный прежде всего на гитаристов. Уроки игры. Советы по выбору аппаратуры. Отзывы о музыкальных произведениях, клипах. Обзоры книг для музыкантов. На сайте есть чат.
  • http://www.websound.ru
    WebSound_Ru - авторский некоммерческий электронный журнал
    Авторское некоммерческое периодическое электронное издание, посвященное компьютерному звуку, музыке и цифровому аудио-музыкальному творчеству в целом. В общем, на сайте обсуждаются все технические и этические вопросы, тем или иным образом связанные со звуком и музыкой в цифровом и аналоговом виде.
  • http://www.bass.sumy.biz
    Бас-гитара за месяц и навсегда
    Статьи о построении домашней студии звукозаписи. Уроки игры на бас-гитаре - книга. Примеры записи.
  • http://bass-gear.narod.ru/
    Bass-gear
    Нотный материал, полностью посвящённый бас – гитаристике. Софт. Ссылки.
  • http://www.basstream.ru
    Basstream
    Форум, новости, ссылки. Необходима регистрация на сайте. Форум ещё в разработке.
  • http://www.shamray.ru
    Компания Shamray Guitars
    Музыкальная мастерская Shamray Guitars. Гитары и бас-гитары под заказ. Ручная работа. На сайте есть расчёт стоимости. Фотогалерея произведенных гитар и ещё находящихся в разработке.
  • Из тех инструментов, без которых невозможно представить современную музыку, бас-гитара является одним из самых молодых. Первые модели появились в Америке в конце сороковых годов двадцатого века, а серийно стали выпускать, начиная с пятьдесят третьего года. Это были бас-гитары американской фирмы Fender, популярной до сегодняшнего дня модели "Fender Precision". Так как бас-гитара стала выполнять в ансамблях функции контрабаса, то сразу же получила очень широкую популярность. Благодаря, в первую очередь своей компактности, а так же значительно увеличенной, за счёт применения звукоусиливающей аппаратуры, громкости звучания. Также как и контрабас, первые модели бас-гитар имели четыре струны, настроенные подобно контрабасу. Первая струна (самая тонкая) - нота G (соль) большой октавы, вторая струна - нота D (ре) большой октавы, третья струна - нота А (ля) контроктавы, четвёртая струна (самая толстая) - нота Е (ми) так же расположена в контроктаве.

    Бас - основа гармонии. Когда мы хотим понять, как называется тот или иной аккорд, то прежде всего, нужно найти самую низкую ноту в этом расположении, именно она и даёт название аккорду. Все остальные ноты, входящие в состав аккорда, лишь уточняют ладовые функции этого аккорда, в той или иной аккордовой последовательности.

    Итак, аккорды называют "по басу". Вообще контрабас, как самый низко настроенный инструмент в оркестре, призван создавать гармонический фундамент для разного рода музыкальных построений. Но экспансия музыкальных взглядов, произошедшая в двадцатом веке, на основе научно-технического прогресса, а также значительно возросшая роль музыки в жизни современного общества, позволяют выдвинуть на первый план практически любой инструмент ансамбля или оркестра. Не стала исключением и бас-гитара, в разных стилях музыки её используют и как аккомпанирующий инструмент и как солирующий. Для расширения диапазона звучания инструмента, были разработаны и выпущены в продажу - пятиструнные, а так же шестиструнные модели бас-гитар. В пятиструнных моделях чаще всего добавляют ещё более толстую струну - В (си) субконтроктавы, а в шестиструнных добавляют одну струну вниз - В (си) субконтроктавы и одну струну вверх - С (до) малой октавы, доводя диапазон инструмента до четырёх октав.

    Так как строй бас-гитар - "квартовый", все струны настроены по квартам, то все аппликатуры являются универсальными в любой части грифа, от любой струны. Это обстоятельство значительно облегчает процесс освоения любого количества струн на бас-гитаре.

    С одной стороны в нашем восприятии бас-гитара чаще всего четырехструнный инструмент и никакой разницы, кроме ширины диапазона, между бас-гитарами с различным количеством струн нет. А с другой стороны - я хочу учиться играть на бас-гитаре, а никакой другой кроме шестиструнной или пятиструнной модели у меня нет!? Исходя из этих соображений, а так же для более целостного восприятия каждого диапазона отдельно от других, что даёт возможность максимально эффективно использовать преимущества пятиструнной или шестиструнной бас-гитары. В данном пособии представлены аппликатуры стандартных музыкальных фигур рассмотренных в теоретической части (гаммы, трезвучия, септаккорды и пентатоника) для четырёхструнной, для пятиструнной и для шестиструнной бас-гитары.

    Роль, которую бас-гитара в основном выполняет в ансамбле можно назвать ритмически-гармонической. Она как бы связывает ритм барабанов с музыкальной гармонией. Так как понятие музыкального стиля прежде всего ритмическое поэтому именно бас-гитара вместе с ударными инструментами и создают ощущение того или иного стиля музыки (самба, румба, свинг, босанова, баллада и т.д.).

    Вобщем современному бас-гитаристу очень часто приходится самому себе придумывать "партию" исходя из гитарной "гармонии" и того или иного стиля. Гитарной "гармонией" мы здесь называем аккордовую последовательность для песни или другого музыкального произведения, например: Gm7 | C9 | Fmaj7 |Bbmaj7 | Gm7 | A7 |Dm | Dm:||

    Как видите всё достаточно просто, нужно разучить стандартные музыкальные структуры (гаммы, трезвучия, септаккорды и пентатонику) в мажорном и минорном вариантах, а так же слушать побольше разнообразной музыки, что бы иметь понятие о стилях.

    С объективной точки зрения, искусство импровизаций на любом музыкальном инструменте, можно разделить на три составляющие: 1.Чувство ритма. 2.Чувство ладотональности. 3.Чувство формы.

    Чувство ритма - вырабатывается осознанием "ритмической темперации". То есть выработке чёткого ощущения, многоуровневого, так сказать, дуольно-триольного деления темпоритма. Что даёт возможность в одном и том же темпе играть быстрые или медленные "фразы".

    Чувство ладотональности - вырабатывается разучиванием музыкальных фигур (гаммы, трезвучия, септаккорды, пентатоника) рассматриваемых в данном пособии. Именно разучивание и исполнение предложенных гамм, арпеджио и т.д., даст возможность услышать как они "звучат", в смысле какая мелодия является итогом их исполнения. Важность подобных упражнений невозможно переоценить. Можно сказать сольфеджио на гитаре. Хотя по началу, связь этих упражнений с реальной музыкой не очевидна, то в итоге нельзя не согласиться с тем, что такой подход является "самой короткой дорожкой" к постижению "глубин" или "высот" музыкального искусства. Так как импровизация, в конце концов "дело слуха". Следовательно, его - "слух" в первую очередь и нужно развивать.

    Чувство формы - вырабатывается при осознании элементарной, логической, музыкальной структуры называемой "квадрат". Минимальным квадратом является один такт. В общем, длинна квадрата может быть любой, так как зависит от характера исполняемой музыки, но стандартно различают: однотактовый квадрат, двухтактовый квадрат, четырёхтактовый квадрат, восьми, шестнадцати и т.д. тактовые квадраты.

    Предлагаемая методика как раз и направлена на формирование и развитие у учащегося выше перечисленных качеств.

    Сначала внимательно разучиваем аппликатуру, к примеру гаммы, за тем пытаемся сыграть, так как написано в нотах под табулатурой. Особое значение в процессе исполнения упражнений занимает "отстукивание" ногой сильных долей такта. Во первых это позволяет "правильно" слышать и передавать мелодию, а во вторых позволяет лучше и быстрее прочувствовать ритмическую темперацию. Собственно исполнение предложенных упражнений в "ритме" является "краеугольным камнем" методики данного пособия.