Геркулесов подвиг значение и происхождение фразеологизма. Значение фразеологизма "геркулесов подвиг". Смотреть что такое "Геркулесовы подвиги" в других словарях

Геркулесовы подвиги

Геркулесовы подвиги
Легендарный древнеримский герой Геркулес (греч. - Геракл) в припадке безумия, которое наслала на него богиня Гера, убил своих детей. Раскаиваясь, Геракл обратился к Дельфийскому оракулу, прося назначить ему наказание, которое сможет искупить его проступок. Оракул повелел Геркулесу служить 12 лет утиринфского царя Эврисфея и исполнять все его приказы.
На службе у Эврисфея Геракл совершил свои 12 легендарных подвигов, для чего ему понадобилась вся его сила, а также смекалка и добрые советы богов. Подвиги, совершенные Геркулесом:
1. Убил Немейского льва.
2.Победил Лернейскую гидру.
3.Поймал Эвриманского вепря.
4.Поймал сетью неуловимую Киренейскую лань.
5.Истребил Стимфалийских птиц.
6.Очистил конюшни царя Авгия (см. Авгиевы конюшни).
7.Победил Критского морского быка и привел его к царю Эврисфею.
8.Убил фракийского царя Диомеда и привел стадо кровожадных коней к царю Эврисфею.
9.Выполнил приказание капризной дочери царя Эврисфея Адме-ты - побывал в стране амазонок и добыл волшебный пояс царицы Гипполиты.
10.Похитил стадо быков у великана Гериона и привел их к Эврисфею.
11.Отправился на край земли за золотыми яблоками Гесперид, победил Антея и померился силами с Атлантом, какое-то время выполняя его работу, удерживая небесный свод на своих плечах.
12.Спустился в подземной царство Тартар, пленил трехголового пса Цербера и привел его к Эврисфею, который, испугавшись пса, велел отправить его обратно.
Иносказательно: тяжелая работа, требующая приложения всех физических и интеллектуальных сил человека.
Встречается также в варианте Геркулесов труд.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Геркулесовы подвиги" в других словарях:

    Книжн. То же, что подвиги Геракла. БМС 1998, 454 …

    Разведчика. Жарг. шк. Шутл. 1. Подсказка на контрольной работе; подсказка на уроке в присутствии директора. ВМН 2003, 106. 2. Списывание. Максимов, 320. 3. Срыв урока кем л. из учеников. Максимов, 320. Совершить подвиг. Жарг. мол. Шутл. Сходить в … Большой словарь русских поговорок

    1. Прижизненные издания произведений М. А. Булгакова на русском языке 1) Отдельные издания Булгаков М.А. Дьяволиада. М.: Недра, 1925. Содержание: Дьяволиада Роковые яйца №13. Дом Эльпит… … Энциклопедия Булгакова

    У этого термина существуют и другие значения, см. Геракл (значения). Геракл (Ἡρακλῆς) … Википедия

    Геракл (Ἡρακλῆς) Мифология: Древнегреческая В иных культурах: лат. Геркулес, Hercules Отец: Зевс Мать … Википедия

    С латинского: Ad Herculis columnas (ад хэркулис колюмнас) Из древнегреческой мифологии. Совершая свои подвиги, самый известный герой античных мифов Геракл (рим. Геркулес) прошел через всю Европу и Ливию. По преданиям, в память о своих странствиях … Словарь крылатых слов и выражений

    - (лат. Galfridus Monemutensis, англ. Джеффри, Geoffrey of Monmouth) (ок. 1100 1154/1155), средневековый английский писатель, автор сочинения «История бриттов» и небольшой поэмы «Жизнь Мерлина». Писал на латинском языке. Биография О жизни Гальфрида … Энциклопедический словарь

    Или Геркулес (Heracles, Hercules, Ήρακλής) национальный греческий герой. Древнейший источник, где воспеваются его подвиги, Гомер. У последнего, а также и у Гезиода, Г. является еще вполне греческим героем в вооружении героев доисторического… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

«Геркулесов подвиг»
Геркулес (Геракл) - герой мифов, одаренный необыкновенной силой. Имя его стало нарицательным для человека, обладающего большой физической силой. Выражение геркулесов подвиг, труд употребляет­ся тогда, когда говорят о каком-либо деле, требующем усилий.
Геракл (др.-греч. Ἡρακλῆς), лат. Herculēs, Геркулес) древнегреческой мифологии - величайший герой, сын бога Зевса и Алкмены - жены фиванского царя Амфитриона. При рождении был назван Алкидом. Неоднократно упомянут уже в «Илиаде» (II 658 и др.).
Среди многочисленных мифов о Геракле наиболее известен цикл сказаний о 12 подвигах, совершенных Гераклом, когда он находился на службе у микенского царя Еврисфея.
Культ Геракла был очень популярен в Греции, через греческих колонистов он рано распространился в Италии, где Геракл почитался под именем Геркулеса. В северном полушарии неба расположено созвездие Геркулес.

«Геркулесовы столбы»
Геркулесовы столбы - О человеке, который несет чушь и ахинею часто говорят, что он договорился прямо до самых геркулесовых столбов. Древние греки считали, что там, где находится самый край света и бесконечный океан открывается взору, стоят два громадных столба (их еще называют столпами по древнему наречию). Именно Геркулес во время своего путешествия и установил их, при этом они означали только одно – дальнейшей дороги нет, поэтому и не следует даже рисковать простому человеку.
Что касается сегодняшнего дня, то, действительно, данные столпы существуют и имеют собственные названия: Сеута и Гибралтар, при этом люди спокойно плавают между ними в любом направлении и ничего не происходит. В древности именно они были окончанием земли, и выходить дальше их – значит покончить с собой. Таким образом, если человек заходил за столпы, то он доходил до конечного предела. Отсюда и идет современное название фразеологизма геркулесовы столбы.

«Говорить на ветер»
Фразеологизм «говорить на ветер» означает сказать что-то, не задумываясь о смысле сказанного и о возможных последствиях. Образ этот уходит корнями в глубокую старину: люди всегда считали, что слова подхватываются ветром и уносятся вместе с ним.
В легендарной «Одиссее» есть следующая сцена. Евраил, в сердцах сказав какую-то резкость, приносит свои извинения «хитроумному Улиссу»: «Если я произнес дерзкие слова, то пуская ветер их унесет и развеет». На что мудрый Улисс отвечает: «Не стоит болтать на ветер».
А в стихотворении немецкого поэта Генриха Гейне, написанного спустя многие века, мы находим другие строки:
О, если б в единое слово
Мне слить мою грусть и печаль
И бросить то слово на ветер,
Чтоб ветер унес его вдаль…
Очевидно, что отношение людей и к ветру, и к слову может быть разным. Однако в большинстве случаев выражение «говорить на ветер» или «бросить слова не ветер» означает легкомысленное отношение человека к своим высказываниям и к данным обязательствам или обещаниям. Фразеологизм «не бросать слов на ветер», напротив, значит, что человек отвечает за свои слова и выполняет обещанное.

С образом Геркулеса многие из нас познакомились еще в детстве. Мы наблюдали, как этот на страницах книг или экране телевизора, попадает в необычные приключения, рискует жизнью, спасает людей, бьется со страшными чудовищами и всегда из этих схваток выходит победителем.

Для того чтобы понять, что обозначает выражение нужно окунуться в историю о самом Геркулесе. Кем он был и почему совершал все по чьему поручению, было ли это добровольно или совершались по принуждению, каким даром герой был награжден после свершения великих дел?

Божественный замысел Зевса

История о Геркулесе уходит корнями в древнеримскую религию, тогда как в Древней Греции Геркулеса называли Гераклом. Самым первым источником, в котором упоминается имя героя, является древнегреческая поэма "Илиада". В ней автор Гомер рассказывает о мальчике, который родился у необычной пары - Амфитрионы (замужней фиванской царицы) и Зевса - верховного олимпийского бога, женатого на богине Гере. Гомер повествует о том, что Зевс соблазнил Афитриону намеренно, ему нужен был смертный наследник на земле, тот, кто сможет одержать победу над гигантами. В результате этой грешной связи, как Зевс и хотел, у царицы родился наполовину бог, наполовину человек.

Грех Геркулеса

Согласно мифологии, о божественном ребенке стало известно с самого его рождения. Первый Геркулесов подвиг произошел еще в младенчестве: он задушил змею, которую послала ревнивая Гера для убийства ненавистного ей младенца.

Но само выражение "Геркулесов подвиг" относится к двенадцати приказам, которые герой выполнил во время службы на царя Эврисфея, возглавлявшего античное государство Тиринф.

Исполнение приказов и служба царю были не патриотическими, а принужденными, и являлись наказанием от олимпийских богов за убийство полубогом жены и троих детей. Богиня Гера спровоцировала грех, она сразила Геркулеса безумием, во время которого сын Зевса убил всю свою семью. Тогда олимпийские боги приказали Геркулесу совершить 12 подвигов во время службы у Эврисфея, тогда его грех будет прощен.

Подвиги Геркулеса

В список Геркулесовых подвигов входят:

  • победа над огромным львом в городе Немеи;
  • убийство гидры (наполовину змеи, наполовину дракона с 12 головами);
  • битва с кровожадными стемфалийскими птицами, победить которых помогла богиня Афина;
  • поимка керинейской лани, по приказу Артемиды съедавшей весь урожай на полях Аркадии;
  • уборка огромной кучи навоза от многочисленных быков Авгия, которую герой совершил за один день, смыв навоз реками Алфея и Пенея;
  • поимка кровожадного быка с горы Эрифман и другие.

Всего 12 величайших подвигов совершил Геркулес. Благодаря ему человечество освободилось от страшных бед и ужасных чудовищ.

Выражение "Геркулесов подвиг"

Во всем античном мире кроме никто не смог бы совершить хотя бы один Геркулесов подвиг. Значение фразеологизма кратко можно охарактеризовать, исходя из контекста мифов о полубоге.

Геркулесов подвиг - это преодоление очень трудного препятствия, решение дела, требующего нечеловеческих усилий.


Геракл — античный герой, сын Зевса и Алкмены, верховного божества греческого пантеона и земной женщины. В латинской транскрипции имя героя звучит как Геркулес, но пусть вас это не смущает — Геркулес и Геракл являются одним и тем же персонажем. Будучи полубогом, Гекарл всю свою жизнь добивался расположения своего отца-громовержца и возможности попасть на Олимп, для чего ему пришлось осуществить 12 подвигов, которые и увековечили имя героя в веках. Данный миф не стоит воспринимать буквально. Все жизнеописание Геракла — это шифр, разгадав который человек сможет найти путь, ведущий к познанию его божественной природы.

В младенческом возрасте Геракл одолел двух змей, которые заползли в его колыбель. Этот символ можно понимать, как проявление силы чистого, детского сознания, обладающего контролем энергии кундалини или сексуальной энергией, изображаемой в виде двух змей. Следует также понимать, что самые судьбоносные победы случаются спонтанно, бессознательно, без страха и сомнений. Именно они являются определяющими в нашей судьбе, как победа над змеями стала определяющей в судьбе маленького Геракла — узрев силу своего пасынка, Амфитрион, муж Алкмены, принял решение дать малышу всестороннее образование, которое в будущем станет фундаментом для рационального и сознательного использования своих способностей.

В жизни Геракла ключевую роль играют Зевс и Гера, символизирующие, соответственно, мужское и женское начала. Мужское начало несет в себе гармонию, желание учиться, стремление к познанию, олицетворяет порядок. Женское — напротив, сеет разрушение и хаос, пробуждает животное в человеке и толкает его на глупые, опрометчивые поступки.

Геракл совершил множество героических деяний, в основном ратных, но их можно списать на слухи и легенды, коими оброс первоначальным миф о полубоге. Основными же являются 12 подвигов, совершенных Гераклом на службе у царя Эврисфея. Их можно окрестить «подвигами духа», потому что герой наверняка осознавал никчемность своего повелителя, и несмотря на это все равно смиренно принимал вызовы, бросаемые ему. Служение — один из краеугольных столпов всех религий, именно оно проявляется в упорстве Геракла на службе у Эврисфея, в отказе от собственной гордыни в пользу накопления внутренней силы и мудрости, искупления былых ошибок и духовного роста.

В юности Геракл был щедро одарен богами, что тоже несомненно является актом символизма. Каждый из этих подарков можно понимать исходя из черт, приписываемых божествам дарителям. Так, Гермес преподнес Гераклу острый меч — острое слово, красноречие; Аполлон преподнёс лук и стрелы — изящность, эстетизм, артистизм или просто солнечный, благотворный настрой; Гефест подарил панцирь — физическую искусность и силу; Афина соткала одежды, наделив героя мудростью, духовностью, решительностью, бесстрашием и здравомыслием, без которых остальные дары окажутся бесполезными.

В юном возрасте Гераклу довелось защитить родной город от врагов, после чего он женился и стал жить как обычный человек, в тепле и уюте, довольствуясь тем, что называют «обычное человеческое счастье». Но разве для этого были дарованы ему божественные способности? Не находя выхода, сила Геракла привела к его помешательству — в неконтролируемом приступе ярости герой убивает свою жену и детей, после чего, по совету богов, поступает на службу к Эврисфею, дабы искупить свои деяния и раскрыть свой потенциал, познав таинства своего высшего «Я».

Его первым подвигом стала победа над Немейским Львом. Победив льва, Геракл подчинил себе свои глубинные, подсознательные, животные силы и овладел солнечной энергией, которую символизировал лев. Шкура льва, которая в будущем служит Гераклу защитой, указывает на то, покоренные страсти служат верной защитой человеку, делая его невосприимчивым к внешним враждебным выпадам.

Вторым подвигом Геракла была победа над Лернейской Гидрой, которая, как и Немейский Льв, была порождением Ехидны, образа тьмы, кроющейся в человеческом бессознательном. Гидра олицетворяет сразу целый ряд человеческих пороков, «имя им Легион». Это иллюзорность, фобии и такие пороки, как зависть, самомнение, лень, гнев, чревоугодие — их невозможно поставить на собственную службу, а ушедшему неизменно приходит на смену другой, или даже несколько, что изображено в виде голов Гидры. Геракл и отступал, и вяз в трясине, и подвергался нападению рака, и даже прибегал к помощи своего племянника Иолая, что намекает на важность родственных уз и младшего поколения в попытках совладать с темными сторонами своей души.

Рак иллюстрирует генетические предрасположенности и наследственность, но Геракл просто раздавливает его — даже самые тяжелые, неминуемые проблемы рода не могут отвлечь истинного стремления к самопознанию и самосовершенствованию. Победить Гидру Гераклу удается с помощью огня, символизирующего активное действие, добродетель, созидание. То есть путь к победе над своими слабостями лежит в смещении позиции с «не делать плохого» на позицию «делать хорошее». Но одна из голов Гидры бессмертна и ни отсечь, ни прижечь ее нельзя — Геракл придавливает эту голову осколком скалы — символом твердости, верности, постоянства. Избавиться от порока окончательно нельзя, но лишь неустанная бдительность способна уберечь от него.

Третьим подвигом Геракла стала ловля Керинейской лани, любимицы богини Артемиды. Охота здесь — это не убийство, а приобретение. Ее золотые рога и медные копыта — символ материального богатства, а неутомимость и игривость — страстей и эмоций. После длительной подготовки Геракл преследовал лань до самой Гипербореи. Это погоня за радостями жизни, как эмоциональными, так и материальными, столь заманчивыми и искушающими. Геракл в различных интерпретациях ловит лань по-разному, но в каждом из представленных способов, коих подразумевается множество, таятся терпение, усердие и самоконтроль.

Четвертый подвиг Геракла заключался в том, чтобы изловить Эриманфского вепря. Специфика подвига в том, что путь на гору Эриманф, где и обитало чудовище, лежал через дубовую рощу, где жили кентавры и миновать встречи с ними не было никакой возможности. Именно встреча с кентаврами играет тут основную роль, а не ловля кабанчика. И это урок о сути легкомыслия, которое приходит после победы над пороками, покорении страстей и обретении материальных благ. Геракл принимает приглашение Фола, самого милого из кентавров, погостить у него. Но дружеские посиделки превращаются в кровавое побоище, спровоцированное другими кентаврами, обиженными на то, что их не позвали. В пылу драки, разгоряченный вином Геракл смертельно ранит фола и Хирона, мудрейшего из кентавров, учителя Ахиллеса и своего друга.

Кентавры, спутники Дионисия, символизируют, помимо прочего, пьянство. А лес, роща — священное пространство души, в котором бродят искушения, и разряда тех, что причиняют вред не другим, но самому себе. Да и вепрь является символом неумеренности, нисхождения, плотских утех, вредящих духу. И Геракл поддается соблазну, что оборачивается гибелью Хирона, целителя — поддаваясь соблазнам то, что должно исцелять, оказывается уничтоженным. Самого вепря меч не брал, и Геракл ослепил его солнечным лучом, отраженным от щита, испугал криками и шумом и загнал на горную вершину, где тот увяз в снегу. Это является практической подсказкой — грубая сила не одолевает слабости, но возможность «ослепить» их, лишиться источника искушения и дать возможность выйти эмоциям, по-детски крича и валяя дурака может оказаться эффективным решением. Геракл принес живого кабанчика Эврисфею, но дальнейшая судьба его неизвестна, что можно понимать как намек на неистребимость внутренних слабостей и искушений. Тут, как и с Гидрой, поможет лишь несгибаемое намерение.

Поймав вепря Геракл получил задание перебить свирепых и кровожадных гигантских птиц, обитающих на болотистом озере близ Стимфала. Птицы эти символизируют низменные, похотливые человеческие помыслы. Сперва Геракл поражает птиц стрелами, подарком Аполлона, символизирующим ясные мысли. Но птиц много и такой метод оказывается недейственен. Их необходимо изгнать. Афина, символизирующая интеллект и практицизм, приходит на помощь Гераклу — дарует ему трещотки, изготовленные Гефестом, звук которых изгоняет птиц из долины. Негативные мысли способна изгнать продуктивная творческая деятельность, поскольку возможность творить является, сама по себе, даром богов.

Авгиевы конюшни — шестой подвиг Геракла. Тридцать лет копился навоз в конюшнях царя Авгия и убрать его поручили герою. Но это урок рационального мышления — Геракл вычистил конюшни, но сделал это, направив на скотный двор поток реки, который и смыл все нечистоты. В ментально-эмоциональном плане данный подвиг является символом очищения. Гераклу, кстати, за работу полагалась десятая доля стад Авгия, но тот пожадничал и воспользовавшись нестандартным подходом Геракла лишил его награды. Обман также является частью жизни и предвидеть его не дано, порою, даже героям. В последствии, правда, Геракл отобрал у Авгия все его богатства, но это было уже потом.

Седьмой подвиг — бык с острова Крит, которого необходимо было победить. Бык был даром самого Посейдона, но Минос, царь Крита, не принес быка в жертву, как следовало бы, в следствии чего Посейдон наслал на быка бешенство. Страсть, желание, вожделение, чувственный инстинкт, — все эти качества воплощены в символе быка, традиционном архетипе коллективного бессознательного. О также символизирует смесь женского и мужского начал, стихий огня и воды. Постичь единство этих разностей, а также укротить страсть и обрести господство над своими желаниями — истинный мотив подвига. Гераклу следовало не уничтожить, а укротить быка, для чего необходимо было познать и изучить его. Как Гераклу удалось укротить быка — остается загадкой, что можно понимать как намек на индивидуальный путь для каждого — конкретные рекомендации тут бессильны.

Восьмой подвиг — получения пояса Ипполиты. Тут затрагивается щекотливая тема отношений мужчины и женщины. Ипполита, предводительница амазонок, владеет поясом Ареса, бога войны. Тут кроются сложные взаимосвязи мужского и женского. Мужчина без женщины, как и женщина без мужчины — несколько неполноценны, негармоничны. В разных версиях мифа Геракл по-разному завладевает поясом: в одном он получает его в награду или заслуживает, в другом — отнимает силой. Но оба варианта иллюстрируют, что мужчина получает от женщины именно то, что дает ей. И только интриги Геры, а также мнительность, подозрения, страхи и эго Ипполиты приводят к тому, что битва все-таки случается, а Ипполита, поддавшись голосу темного начала, либо погибает, либо остается в проигрыше. Урок данного подвига ясен: мужчине не стоит идти на поводу у опасных бездумных порывов своей агрессии, а женщине следует сознательно работать со своими тайными страхами и неуверенностью.

Диомедовы кони — девятый подвиг Геракла. Диомед кормил своих коней плотью врагов и животные, олицетворяющие обычно светлые стороны, представлены тут в противоположном образе. Судя по всему, они олицетворяют время, пожирающее человеческую плоть, а также нематериальные страсти, такие как жажда власти. Геракл взнуздывает коней и побеждает самого Диомеда, но в процессе гибнет его друг, что символизирует неизбежность жертв на пути познания. Лошади, в результате, были успешно доставлены Гераклом в Микены. Их принесли в жертву богам или, по другой версии, выпустили в лесные чащи, где их растерзали другие хищные звери. Моральность и духовность в человеке способны укротить и подчинить себе жажду нематериальных благ, которые, впрочем, могут быть уничтожены иными желаниями и страстями в дебрях человеческой души. Рассматривая лошадей как символ времени можно прийти к выводу, что человек, умеющий распределять и управлять своим временем, либо жертвует его на благо собственного совершенствования и развития, либо направляет его в активную жизнь вовне, в результате чего время, что пожирает человека, само оказывается пожираемо деятельностью.

Десятым подвигом Геракла было задание выкрасть целое стадо красных коров у монстра-великана Гериона, жившего далеко на Западе, традиционно ассоциирующимся с царством смерти. Сей подвиг можно рассматривать как умерщвление стереотипного мышления и обретения свежего просветленного сознания. Стражи коров — слуги Гериона: великан Эвритиона и собакоголовый Ортр, порождение Ехидны. Вместе они олицетворяют бесформенную первобытную природу, дикость и двойственность, которая является источником темных глубин бессознательного, агрессивно отторгая наше сознание от спокойствия и гармонии единства. Герион же приходится братом Ехидне. Он очень уродлив — у него три сросшихся туловища, три головы, и по шесть рук и ног. Очевидна аллюзия на библейское зловещее число зверя — 666, которая подчеркивает могущество этого дьявольского порождения. Возможно, тело Гериона — метафора закоснелости ментального, чувственного и физического миров человека; его головы, отдельные, и все-таки соединены — метафора дифференцированного, не универсального сознания, а ноги и руки — противоречивые и несогласованные действия.

По пути к Гериону Геракл достигает края земли, где сооружает вход, точнее, границу между мирами, известную как Геркулесовы столпы. Эти ворота как бы отделяют бытовое сознание от медитативного, необходимого для особого рода познания. Это свидетельствует, что герою, перед выполнением самого задания, необходимо было дистанцироваться от мира и суетливой поспешности обыденной жизни и обрести знание, но не тот набор функциональных способностей, которыми подменено знание в современном мире, но истинное, сокрытое и доступное лишь истинно страждущим его постижения.

Что бы добраться до острова Гериона, Гераклу одалживает свою ладью сам Гелиос. Солнечное божество, явившееся Гераклу, источало столь яркий свет, что герой хотел было пустить в него стрелу, но такое немыслимое для античного сознания поведение приводит к совершенно неожиданному результату: бог одалживает ему свою же ладью. Это ли не символ, призывающий бросить вызов солнечному рациональному сознанию, и, вопреки ожидаемому поражению неожиданно получить средство свободного беспрепятственного прохождения по водам бессознательного? Самих монстров на острове Геракл побеждает достаточно легко, но во всем неизменно присутствует принцип тройственности. Победа над великанами символизировала победу над хаосом, но хрупкость приобретенного знания демонстрируется в обратном пути — Гераклу предстояло не только получить знание, но и уберечь его, минуя множество препятствий.

Одиннадцатый подвиг Геракла заключался в том, чтобы отыскать чудесный сад Гесперид, и добыть оттуда три золотых яблока, дарующих бессмертие. Но на самом деле — это урок Божественной любви, в поисках которой Геракл преодолел множество преград и даже чуть было не вступил в схватку с самим Аресом. Но в результате, добытые плоды оказались неподвластны простому человеку — Эврисфея попросту не сумел удержать их в руках. Тогда Геракл вернул яблоки в сад Гесперид, принеся тем самым жертву Афине, богине мудрости. В этом подвиге Гераклу не пришлось никого убивать, воровать или чистить — Геспериды сами даровали ему плоды, Атлант передал сей дивный дар герою и лишь для того, чтобы тот вернул их обратно. Божественная любовь всегда даруется и сведущее сознание возвращает эту любовь к источнику. Именно в этой плоскости сокрыты тайны бессмертия.

Последний, двенадцатый подвиг Геракла — победа над Цербером, его пленение. Цербер, сам по себе, не представлял собой отрицательного персонажа — он сторожил врата в царство мертвых, не позволяя душам выбраться из преисподней. Три его головы являлись символом тройственности времени — будущее, настоящее и прошлое. Прежде чем спуститься в царство Аида, Геракл прошел таинство Элевсинских мистерий, в ходе которого познал посмертные состояния, избавившись от страха смерти. Кроме того, герой входит в особое взаимодействие с материей времени. Спутником в путешествии в царство мертвых стал Гермес, того, который известен как Тот-Гермес-Трисмегист, основатель алхимии. Гермес помогает Гераклу успешно пройти аудиенцию у Аида, который дал свое разрешение на то, чтобы герой забрал Цербера, но с условием, что Геракл не будет применять оружия. Хотя он в оружии уже и не нуждается, побеждая Цербера голыми руками, как в самом первом своем подвиге его родного брата, Немейского льва. Круг замыкается.

В будущем Цербер был возвращен на свое место, поскольку герой познал главный закон мироздания — закон целесообразности. Пример Геракла, который спрашивал позволения и вернул, в будущем, Цербера на его пост, учит: даже в познании самой смерти и других миров надо уважать высший замысел, распределившие бытие. Говоря иначе, истинная цель пути, истинное предназначение человека — это познание, воссоединение со своим сознанием и архетипами подсознания, гармоничное взаимодействие с их образами. Включиться в круговорот жизни, обрести гармонию в сосуществовании с ритмами и закономерностями природы предполагает изменение собственного сознания, а не изменение действительности согласно ограниченным представлением своего ума.

Цикл подвигов Геракла — это практически универсальная программа совершенствования человека. Герой проходит внутреннюю самоидентификацию, определяет свою проекцию на внешнюю жизнь и социальную идентификацию, а после — познает сакральные тайны самого мироздания. Подвиги Геракла — практическое руководство по самосовершенствованию, внутреннему и внешнему развитию. Фактически — это дорожный указатель, разглядеть который способен тот, кто истинно жаждет двигаться вперед не только по карьерной лестнице, но и по ступеням развития собственного существа, сокрытого в мясном скафандре.

Геракл родился в Фивах у Алкмены и Зевса. По указанию отца появившийся на свет ребенок должен был править каждым земным народом. Тогда Гера сделала так, что внук Персея Еврисфей родился раньше сына Алкмены. Геракл был вынужден служить Еврисфею, однако герой смог избавиться от этой обязанности, совершив ряд подвигов. Ему пришлось проявить не только силу, но и сообразительность. Кратко перечислим все 12 подвигов Геракла.

Вконтакте

Приказал царевич Гераклу пойти в храм Зевса в Немее , чтобы победить огромного льва, навевавшего ужас на всех жителей.

Внимание! Всю жизнь царевич Эврисфей получал заботу и любовь. Он обладал властью, но ни умом, ни не отличался.

Отправился Геракл на опустевшие земли, долго ходил по ущельям и склонам. Вдруг из пещеры послышалось рычание гигантского льва. Герой успел ударить чудовище по голове дубинкой перед самым прыжком, а затем сжал его шею, и зверь перестал дышать. Это был подвиг номер 1.

Победитель облачился в шкуру льва. Люди с ужасом от него разбегались, Эврисфей спрятался в дальнем углу и закричал герою, чтобы тот уходил, а приказания будет получать от глашатая.

2 подвиг Геракла был не менее блестящим. На следующий день пришлось отправиться герою к болоту, где обитала Гидра с десятью головами. Иолай пошел вместе с ним. Гидра обвивалась вокруг случайно забредших путников шеями, затягивала их к себе в логово и поедала. Когда Геракл с Иолаем добрались до проклятого болота, чудовище спало. Раздразнив Гидру, Геракл выманил ее и начал отрубать головы одну за другой, но на их месте вырастали две новые. Герой попросил помощи у Иолая, и тот стал прижигать место отрубленной головы факелом. Так чудище оказалось поверженным. Герой обмакнул наконечники стрел в кровь Гидры, и те превратились в смертельное оружие.

Целый год прошел без походов, герой участвовал в состязаниях и занимался охотой. Затем получил Геракл от Эвристея новое наказание – принести ему живую лань, у которой копыта из меди, а рога из золота . Поймать ее до сих пор не удавалось никому. Это был 3 подвиг Геракла. Отправились герои в неприступные дикие горы, и однажды увидели священную лань, за которой охотились. Геракл бросился за ней и преследовал несколько дней. Наконец, сдалась беглянка, но тут встретил он Артемиду, которая пообещала, что вскоре животное вернется к ней. По возвращении в Микены Эврисфей сказал герою, чтобы он делал с ней что пожелает, и Геракл принес ее в жертву Артемиде .

Эриманфский вепрь

Жители у горы Эриманф страдали от чудовищного вепря – по ночам он опустошал все их поля, вытаптывал посевы, перерывал земли. Тогда Эврисфей наказал Гераклу поймать чудовище . Оно было окружено кентаврами.

Внимание! Некогда живший царь Иксион убил своего тестя и попросил помощи у Зевса, который приблизил убийцу к себе. Тогда Иксион решил добиваться расположения Геры. Зевс захотел проверить предел бесчестия Иксиона и придал Туче-Нефеле вид Геры. Их союз породил кентавров.

4 подвиг Геракла был совершен так. Пошел он к горе, а в пещере увидел немолодого кентавра Фола. Тот пригласил его и угостил вином. Увидели другие кентавры незваного гостя и рассвирепели. Тогда герой стал кидать в них отравленные стрелы и перебил немало кентавров, но вдруг случайно поразил самого старого из них, который в битве не участвовал. Это был Хирон, который простил раскаявшегося Геракла за невольное убийство. Герой без труда поймал вепря , принес его в Микены, зажарил и угостил людей, а Эврисфей так и не показался от страха.

Стимфальские птицы

Геракл был потрясен смертью Хирона. Множество дней он провел за беседами с Иолаем о том, что есть истина и в чем смысл жизни. Говорил он, что истина кроется в живой жизни , в ее нескончаемой борьбе со смертью, а в мертвой жизни истина отсутствует – она наполнена забвением.

Однажды появился глашатай царя и сказал, что следует убить Стимфальских птиц . Их сила заключалась в медных перьях, которыми птицы уничтожали людей, поедая их плоть. Начался 5 подвиг Геракла. Дошли они с Иолаем да озера и почувствовали, как ими овладевает странная истома. Оказалось, что озеро обволакивает путников ядовитой мглой, дарящей забвение и смерть.

Тогда Афина в помощь послала деревянную трещотку – Иолай затряс ее, и внезапно звук, усиленный эхом, пронесся над озером и разбудил чудовищных птиц. Те встрепенулись, взлетели и стали метать в путников свои перья, однако герой накрыл себя и Иолая шкурой льва и начал поражать птиц отравленными стрелами. Многие из них погибли, а чудом оставшиеся в живых улетели и больше не показывались.

Авгиевы конюшни

Пришедший по приказу Эврисфея глашатай наказал очистить конюшни царя Авгия , которые были заполнены навозом, не чистились много лет, а стены, кормушки и стойла давно прогнили. Герой пообещал царю, что к утру стойла будут очищены, но взамен правитель должен был отдать ему десятую часть коней. Авгий был жаден, но легко согласился, так как думал, что это невозможно сделать. Герой же с помощью одной только лопаты отвел течение реки в конюшни, и ее поток смыл навоз и все сгнившее. Так завершился 6 подвиг Геракла.

Однако царь не хотел делиться обещанным, поэтому наказал племянникам убить героя, но те сами пали от его рук. Тогда Геракл убил Авгия , а трон занял его честный и ни в чем не виновный сын. Жителям Эллады было приказано каждые 4 года проводить , и пока они идут, в мире будет все спокойно.

Пришел новый приказ от царя – доставить ему белоснежного Критского быка с рогами из золота и непокорным характером, который навевал ужас на весь остров Крит. 7 подвиг Геракла начался. Он сел на финикийский корабль, но внезапно грянула сильная буря и разбила судно о берег . Герой отправился было к царю, но был схвачен местными жителями и доставлен к правителю, а тот сказал, что принесет своего незваного гостя и его друзей в жертву богам.

Тогда Геракл с легкостью разорвал тяжелые цепи, ударил жреца и заколол царя. После покинул дворец и без труда покорил Критского быка, который теперь слушался только своего укротителя, а по прибытии к царю Эврисфею вырвался на свободу.

Очередной приказ Эврисфея – пойти к царю Диомеду и увести у него кровожадных коней , которым правитель скармливает путников. 8 подвиг Геракла происходил так. На пути он остановился у царя Адмета. Тот принял гостя, наказал хорошо его накормить, но сам ушел в другие покои. Старый слуга рассказал, что Адмета постигло величайшее горе: по уговору с богами, тот мог остаться в живых, если найдется желающий умереть вместо него.

Когда пробил смертный час, никто не вызвался пожертвовать своей жизнью, кроме супруги Адмета – Алкесты, которая была для него дороже всего на свете. Так забрал прекрасную девушку демон смерти . Герой решил вырвать ее из рук мертвых и сразился с Танатосом, забравшим Алкесту. Ожившая супруга вернулась к Адмету , и не было счастливее его на свете.

Отправился Геракл дальше, выполнять поручение царя. Диомед выслал против него огромное войско, но герой с легкостью со всеми справился, а самого царя отдал на съедение его же коням. Кровожадные животные были доставлены Эрисфею, а тот приказал отвести их в лес, где коней уничтожили дикие звери.

У Эврисфея росла дочь Адмета, которая прослышала о том, что где-то на свете властвуют женщины – бесстрашные амазонки. У них есть стрелы и боевые кони, они не боятся никакого врага, а все потому, что у их предводительницы Ипполите есть кожаный пояс, в котором сокрыта сила. Тогда Эврисфей приказал древнегреческому герою добыть для него этот волшебный пояс . 9 подвиг Геракла тоже завершился успехом:

  1. Прибыл он со своими товарищами к амазонкам, а их царица объявила незваным гостям бой.
  2. Но была среди женщин красавица Антиопа, которая сразу полюбила героя. Ночью она украла у Ипполиты пояс и отнесла его в палатку к мужчинам.
  3. Так амазонки были побеждены, и пояс был доставлен Эврисфею. Однако его дочь вернула волшебный дар богам.

Стадо Гериона

10 подвиг Геракла. Наказал Эврисфей своему подчиненному добыть волшебных коров пурпурного цвета , которые пас великан Герион с тремя головами. Добраться до нужного острова ему помог Гелиос-Солнце на лодке. Справился герой и с огромным псом, и с пастухами, и с самим великаном Герионом. Однако самое сложное было впереди – доставить все стадо в Микены.

Некоторые коровы сбегали, другие были захвачены в плен, а однажды все стадо исчезло, напугавшись облака оводов, посланных богиней Герой. Помогла Ехидна – наполовину девушка, наполовину змея – но в обмен на то, что герой станет ей супругом на ночь и поможет зачать троих детей. По наставлению Геракла, тот из них, кто сможет согнуть его лук и подпоясаться так же, как и отец, будет править этими землями. Таким сыном стал Скиф. Стадо было приведено в Микены – коров принесли в жертву Гере.

11 подвиг Геракла. Эврисфей старел и боялся потерять власть. Тогда наказал он добыть золотые яблочки, которые дарили молодость. Отправился герой в путь, дошел до морского старца Нерея и попросил его помочь. Старец хотел обмануть, обратившись:

  • рыбой,
  • ручейком,
  • змеей,
  • огнем,
  • чайкой.

Однако герой все равно оказывался проворнее. Нерей сдался, указал путь и даже помог перебраться на другой берег моря. Встретился на пути Атлант, который держал небосвод и согласился помочь путнику добыть золотые яблоки, но если на время он встанет на его место. Атлант хотел оставить героя под тяжестью свода, но тот его перехитрил: пообещал дать золотую шкуру, а когда Атлант поднял небосвод, то покинул его. Вернулся он в Микены, но Эврисфей даже смотреть на золотые яблоки не захотел, и тогда их забрала Афина.

Укрощение Кербера

12 подвиг Геракла. Когда Эврисфей наказал герою пойти в царство мертвых и принести ему пса Кербера с тремя головами, охранявшего преисподнюю, то герой согласился, но с условием, что после этого получит свободу. На пути повстречался вестник Зевса – Гермес, который пообещал быть проводником, показал путнику царство мертвых: реку забвения, Сизифа, бесконечно поднимавшего гигантский камень на вершину горы, который срывался вниз, обезумевшего от жажды Тантала, который стоял почти полностью в воде, но никак не мог напиться.

Аид согласился отдать герою Цербера, но только если он сможет его взять голыми руками. Условие было выполнено и пес приведен к Эврисфею. Тот испугался и отпустил подчиненного восвояси – так его служба у царя закончилась.

Подвиги Геракла. «Скотный двор царя Авгия»

Подвиги Геракла. Яблоки Гесперид

Вывод

Сложные задания Еврисфей приготовил для Геракла краткое содержание их мы изложили. Каждый подвиг впоследствии превратился в миф, который передавался из уст в уста. Величайший герой Греции представляет интерес и сегодня. Про подвиги Геракла сняты мультипликационные и художественные фильмы.