Герой санин. Образы главных и второстепенных. Санин - главный герой «Вешних вод»

Герой романа русского писателя М.П.Арцыбашева «» (1907). Фигура С. имеет некоторые автобиографические черты, главным образом это относится к нравственно-мировоззренческим установкам С. Герой явился результатом развития ряда предшествующих ему образов: художник Молочаев («Жена», ок.1902), Иван Ланде («Смерть Ланде», 1904), Андреев и Коренев («Тени утра», 1905). В образе С. Арцыбашев выявил социальный тип - человека «новой нравственности», резко отвергающего идеал самопожертвования личности и служения общественному благу, главенствовавший в литературе до появления С. Герой - индивидуалист, жизнелюб и женолюб, моральный нигилист, следующий исключительно голосу своего желания, презирающий устои и общепризнанные нравственные нормы. Это человек, обладающий мощным потенциалом личности, являющийся окружающим как «сверхчеловек». Современники признали в С. «героя нашего времени». Такой герой вбирает в себя типические черты, отражающие проблемы, решения которых требует время. С этой точки зрения С. стоит в ряду с Печориным, Базаровым и Заратустрой (Ницше. «Так сказал Заратустра», 1884). Просветительство и революционный нигилизм Базарова, его желание трудиться сменились у С. отказом от какого бы то ни было труда и участия в жизни общества. Муки Печорина в процессе попыток найти место в жизни и ее цель сменились «талантом наслаждения жизнью». Проповедуя, С. не обнаруживает страстности Заратуст-ры, который ему «скучен». В отличие от предшественников С. ощущает слияние с «естественными» силами природы, плывя по течению событий. По определению Л.Ганчхофера, это «герой без ненависти, но без страдания».


Смотреть значение Санин в других словарях

Иосиф Волоцкий, В Миру Иосиф Санин — (1439-1515) – православный святой, настоятель Волоколамского монастыря. Активный сторонник идеи «Москвы-Третьего Рима» и укрепления царской власти. Борец с новгородской ересью «жидовствующих».
Политический словарь

Санин — Владимир Маркович (1928-89) - русский писатель. В прозе - интерес киспытаниям человека в трудных условиях, нравственно-психологическиепроблемы. Книги: "Наедине с Большой........
Большой энциклопедический словарь

Вассиан Санин — - родной брат Иосифа Волоколамского, архиепископ Ростовский, занимавший кафедру с 1506 г. Принимал большое участие в тяжбе Иосифа с новгородским архиепископом Серапионом........
Исторический словарь

Вассиан Санин — - родной брат преподобного Иосифа Волоколамского, архиепископ ростовский, бывший на кафедре в 1506 г. Он принимал большое участие в тяжбе Иосифа с новгородским архиепископом........

Иосиф Волоцкий (санин) — Иосиф Волоцкий (Санин) - знаменитый полемист, родился в 1439 или 1440 г., учился грамоте в Воздвиженском монастыре, около 1459 г. принял монашество в обители Пафнутия Боровского........
Исторический словарь

Санин — САНЬКИН САНАЕВ САНЕЕВ САНИЧКИН САНКИН САНКОВ САНОВ САНЬКОВ САНЮТИН САХНИН САХНОВ САХНОВСКИЙ САШЕНКОВ САШИН САШКИН САНЬКО САХНО САХОНЕНКО САШКОВ САШКО САХНЕВИЧ САШИХИН........
Словарь русских фамилий

Кано Санин — Б. - см. Санин Кано, Б.

Санин — - герой романа Арцыбашева (род. в 1878 г.) того же названия. Тип человека, ищущего в жизни только чувственных наслаждений и проповедующего, что "между человеком и счастьем........
Исторический словарь

Санин (наст. Фам. Шёнберг) Александр Акимович — (1869, Москва - 8.5.1956, Рим) режиссер, актер. Окончил историко-филологический факультет Московского университета. В 1887 встретился с К.Станиславским: играл в любительских........
Исторический словарь

Санин Кано — (Sanín Cano), Бальдомеро (27.VI.1861 - 1957) - писатель, публицист, гос. и обществ. деятель Колумбии. Род. в Рио-Негро (шт. Антиокия). Окончил высшую педагогич. школу в Антиокии. В 1905-07........
Советская историческая энциклопедия

Кормилицин (санин), Ал-др Вас. — совр.
Большая биографическая энциклопедия

Санин, Владимир Маркович — Род. 1928, ум. 1989. Писатель. Произведения: "Наедине с Большой Медведицей" (1963), "У земли на макушке" (1970), "Избранное" (1983) и др.
Большая биографическая энциклопедия

Санин, Иван — - калужский купец, депутат в Комиссии о сочинении проекта нового уложения. Ему передал 2-го июня 1768 г. на время свои депутатские полномочия депутат от г. Саранска Иван........
Большая биографическая энциклопедия

Иосиф Волоцкий (в Миру Иван Санин) — (1439/1440 - 9.09.1515, с. Язвище, Волоколамское княжество) - глава церковно-политического течения, сторонники к-рого получили название иосифляне. В историю рус. церкви он вошел........
Философский словарь

Фигура Санина имеет некоторые автобиографические черты, главным образом это относится к нравственно-мировоззренческим установкам Санина. Герой явился результатом развития ряда предшествующих ему образов: художник Молочаев (“Жена”, ок.1902), Иван Ланде (“Смерть Ланде”, 1904), Андреев и Коренев (“Тени утра”, 1905). В образе С. Арцыбашев выявил социальный тип – человека “новой нравственности”, резко отвергающего идеал самопожертвования личности и служения общественному благу, главенствовавший в литературе до появления Санина.

– индивидуалист, жизнелюб и женолюб, моральный нигилист, следующий исключительно голосу своего желания, презирающий устои и общепризнанные нравственные нормы. Это человек, обладающий мощным потенциалом личности, являющийся окружающим как “сверхчеловек”. Современники признали в С. “героя нашего времени”. Такой герой вбирает в себя типические черты, отражающие проблемы, решения которых требует время. С этой точки зрения С. стоит в ряду с Печориным, Базаровым и Заратустрой (Ницше. “Так сказал Заратустра”, 1884). Просветительство и революционный нигилизм Базарова, его желание трудиться сменились у С. отказом от какого бы то ни было труда и участия в жизни общества. Муки Печорина в процессе попыток найти место в жизни и ее цель сменились “талантом наслаждения жизнью”. Проповедуя, Санин не обнаруживает страстности Заратустры, который ему “скучен”. В отличие от предшественников С. ощущает слияние с “естественными” силами природы, плывя по течению событий. По определению Л. Ганчхофера, это “герой без ненависти, но без страдания”.

Санин герой перелома времени, межвременья. Суть образа Санина – в таинственном взаимодействии тела и духа в человеке, низменного и святого начал его души. Исследование этой проблемы в русской литературе имеет большие традиции, прежде всего в творчестве Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского. При умалении высшего начала низменное преобладает, превращая человека в существо хуже зверя. Но при замалчивании проблем плоти или при неумелом аскетизме плоть заявляет о себе, приводя человека к уродливой форме жизни.

Сила образа Санина заключается в привлечении внимания к тому, что пришло время вернуться к основам и пересмотреть сложившиеся в обществе взгляды на естество человека. С.- герой отрицания, знающий, как “не надо”, пришедший на гребне волны многолетней литературной проповеди необходимости подавления плоти и замалчивания самого факта ее существования. С. как бы обнажает, раскрывает низ менную природу человека. Характерно, что в романе часто встречаются слова “зверь” и “тварь” по отношению практически ко всем персонажам. Вызывает сочувствие неприятие С. уродливых сторон жизни мещанства и поверхностности в понимании духовной жизни. Но в своем отрицании С. доходит до мысли о том, что плоть – единственное “естество” человека, что только ее полное освобождение приведет человека к счастью. При этом он, естественно, отрицает самую мысль о положительности влияния христианства на природу человека, продолжая линию “Антихристианина” Ницше. В своем отрицании С. доходит до положения о бесплодности мысли человека вообще. Фауст и Гамлет ему скучны, как и Заратустра.

Санин герой-проповедник, открывающий окружающим новые истины. Он туманно говорит о новых условиях жизни, при которых не будет ни зверств, ни аскетизма. Именно эта туманность делает С. героем промежуточным, двойственным. Это герой нереализованных возможностей, не знающий, “как надо”, но в отличие от мучающихся этим героев Толстого и Достоевского не уходящий в глубины саморефлексии, всему предпочитающий сон и рюмку водки. Он способен на кратковременный душевный порыв, сочувствие. Однако принятая им формула жизни превращает его из человека в самца и ведет ко все большей туманности относительно путей к “естеству” и счастью.

А. Блок, один из немногих современников, отнесшихся мудро к образу С., задавался вопросом относительно его будущего, считая, что скорее всего С. “потеряется”. Образ С. получил у Арцыбашева завершение в образе художника Михайлова (“У последней черты”, 1912), который, следуя “голосу естества”, дошел до грубости и насилия, а затем до потери возможности “наслаждения жизнью” и всепоглощающей тоски.

Схожі твори:

  1. Критика давно уже отметила его нежную душу, сродни “настоящему”, неприлизанному Есенину, и босяцкую судьбу, родственную раннему Максиму Горькому. Впрочем, в отцы автору и его герою приписали и Вен. Ерофеева, а...
  2. М. П. Арцыбашев Санин Герой романа Владимир Санин прожил долгое время вне семьи, вероятно, поэтому он легко овладевает нитями всех коллизий, которые замечает в родном доме и в знакомом городе....
  3. Предлагаю рассмотреть рассказ прекрасного русского писателя Ивана Алексеевича Бунина “Чистый понедельник”. Как и многие другие произведения русской литературы этот рассказ посвящен волшебному, высокому чувству – любви, которая возникала между двумя...
  4. Роман задуман как история двух братьев, двух противоположных характеров, один из которых – Жак – должен был воплощать активное начало, революционный протест, стремление к независимости, отрицание устоев; другой – Антуан...
  5. Источником для романа послужил рассказ Полибия, античного историка II века до н. э. С., дочь карфагенского военачальника Гамилькара, и ливиец Маю, предводитель восставших воинов, – личности исторические. Флобер соединил их...
  6. Фредерик Генри герой романа Э. Хемингуэя “Прощай, оружие!” (1929). Образ Ф. Г. являет собой развитие лирического героя Хемингуэя и типологически связан с такими персонажами, как Ник Адаме (“В наше время”,...
  7. Собирание жанровой формулы “Онегина” привело к важному последствию: оказалось возможным установить жанровую традицию русского стихотворного романа, которая в литературной науке считалась несуществующей. Для этого понадобилось сличить с жанровой сеткой ”...
  8. Уриель Акоста историческое лицо, философ-вольнодумец, родом из Португалии; вырос в еврейской католической семье, бежал в Амстердам, освободившийся от господства испанской инквизиции, в 1614 году перешел в иудаизм, но не принял...
  9. “Герой нашего времени” – первый прозаический социально-психологический и философский роман в русской литературе. Каждая отдельная повесть, входящая в роман, связана с существовавшей уже жанровой традицией: путевой очерк, кавказская повесть, светская...
  10. В дневниках писателя на стадии замысла романа – Ахилл, Андерс. У.- сын известного юриста, 36 лет, независим и обеспечен; был офицером, инженером, затем математиком, но ни одна из этих профессий...
  11. Алексей Александрович Арсеньев герой автобиографического характера. Все в романе как бы намекает на то, что через его образ Бунин воссоздает этапы своего собственного жизненного пути. Родное село Арсеньева. – Каменка...
  12. Взрослая жизнь началась для этого потерянного поколения несколько раньше, чем обычно: под влиянием всеобщего патриотического подъема эти мальчики добровольно ушли на фронт первой мировой войны. Те из них, кто остался...
  13. Герой романа Рахметов – революционер. По происхождению он дворянин. Отец его был богатым человеком. Но привольная жизнь не удержала Рахметова в имении отца. Он уехал из провинции и поступил на...
  14. Ардальон Борисыч Передонов молодой человек с “румяным, обыкновенно равнодушным лицом” и “маленькими заплывшими глазами”, существует в романе как персонаж, составленный из литературных реминисценций. Коллега чеховского Беликова, гимназический учитель П. входит...
  15. Автор наделяет своего героя автобиографическими чертами и, используя материал собственной жизни, описывает годы его учения в иезуитских колледжах Клонгоуз Вуд и Бельведер, а также в Дублинском католическом университете. При всей...
  16. (1830). Подзаголовок романа – “Хроника XIX века”. Реальные прототипы – Антуан Берте и Адриен Лафарг. Берте – сын сельского кузнеца, воспитанник священника, учитель в семье буржуа Мишу в местечке Бранг,...
  17. “Жизнь должна быть непрерывным воспитанием. Всему нужно учиться – учиться говорить так же, как учиться умирать”, – писал Флобер. Воспитанию, а точнее, жизни, формирующей опыт, посвящен этот роман. Молодой провинциал...
  18. Поначалу роман имел только это название, но в V в. Аврелий Августин назвал его “Осел” (“Asinus”). Позднее за романом закрепилось название “Золотой осел” (“Asinus aureus”), где эпитет “золотой” означал высшую...

.
Герой романа русского писателя Арцыбашева “Санин”

Литературная энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое САНИН в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • САНИН в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    часть экономического района Тюгоку в …
  • САНИН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    С́АНИН (наст. фам. Шенберг) Ал-др Акимович (1869-1956), актёр, режиссёр, театральный деятель. Был актёром и режиссёром МХТ, Александринского и др. т-ров, …
  • САНИН в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Владимир Маркович (1928-89) , русский писатель. В прозе - интерес к испытаниям человека в трудных условиях, нравственно-психологические проблемы. Книги: «Наедине …
  • ИОСИФ (САНИН)
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". См. Иосиф Волоцкий. ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru О проекте | Хронология | Календарь …
  • ИОСИФ ВОЛОЦКИЙ (САНИН)
    Иосиф Волоцкий (Санин) - знаменитый полемист, родился в 1439 или 1440 г., учился грамоте в Воздвиженском монастыре, около 1459 г. …
  • ВАССИАН САНИН в Краткой биографической энциклопедии:
    Вассиан Санин - родной брат Иосифа Волоколамского, архиепископ Ростовский, занимавший кафедру с 1506 г. Принимал большое участие в тяжбе …
  • САНИН ВЛАДИМИР МАРКОВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (1928-89) русский писатель. В прозе - интерес к испытаниям человека в трудных условиях, нравственно-психологические проблемы. Книги: "Наедине с Большой Медведицей" …
  • ВАССИАН САНИН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    родной брат преп. Иосифа Волоколамского, архиепископ ростовский, бывший на кафедре в 1506 г. Он принимал большое участие в тяжбе Иосифа …
  • АЛЕКСАНДРОВ в Энциклопедии русских фамилий, тайн происхождения и значений:
  • АЛЕКСАНДРОВ в Энциклопедии фамилий:
    Эта фамилия занимает двенадцатое место в первой сотне самых распространенных российских фамилий. В этом нет ничего удивительного, ведь и имя, …
  • ПАФНУТИЙ БОРОВСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Пафнутий Боровский (1394 - 1477), схиигумен, преподобный, чудотворец. Память 1 мая …
  • ИОСИФ ВОЛОЦКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации. Иосиф Волоцкий (1439 …
  • АРЦЫБАШЕВ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
  • АРЦЫБАШЕВ в 1000 биографий знаменитых людей:
    Михаил Петрович (1878-?) - писатель, один из наиболее типичных представителей идейного и литературного течения, возникшего в России после поражения революции …
  • АРЦЫБАШЕВ МИХАИЛ ПЕТРОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии.
  • АРЦЫБАШЕВ в Лексиконе секса:
    Мих.Петр. (1878- 1927), рус. писатель. Автор натуралистических романов, проповедующих аморализм ("Санин", …
  • ЛИТЕРАТУРНЫЙ РАСПАД в Литературной энциклопедии:
    название двух критических сборников, сыгравших большую роль в эпоху реакции после 1905. В 1907 группа с.-д. — Л. Б. Каменев, …
  • ДОН-ЖУАН в Литературной энциклопедии:
    [точнее — Хуан] — один из наиболее излюбленных образов мировой литературы (ему посвящено до 140 произведений). Цель жизни Д.-Ж. — …
  • ВОРОВСКИЙ в Литературной энциклопедии:
    Вацлав Вацлавович (псевдонимы: Ю. Адамович, П. Орловский, Фавн, Шварц) — выдающийся представитель марксистской лит-ой критики и один из виднейших …

Герой романа Владимир Санин прожил долгое время вне семьи, вероятно, поэтому он легко овладевает нитями всех коллизий, которые замечает в родном доме и в знакомом городе. Сестра Санина, красавица Лида, «тонкое и обаятельное сплетение изящной нежности и ловкой силы», увлекается совсем недостойным её офицером Зарудиным. Некоторое время они даже встречаются к взаимному удовольствию с той небольшой разницей, что после свиданий у Зарудина ровное хорошее настроение, а у Лиды тоска и негодование на саму себя. Забеременев, она справедливо назовёт его «скотиной». Лида совсем не ждала от него предложения, но он не находит слов, чтобы успокоить девушку, для которой стал первым мужчиной, и у неё возникает желание покончить с собой. От необдуманного шага её спасает брат: «Умирать не стоит. Посмотри, как хорошо... Вон как солнце светит, как вода течёт. Вообрази, что после твоей смерти узнают, что ты умерла беременной: что тебе до того!.. Значит, ты умираешь не оттого, что беременна, а оттого, что боишься людей, боишься, что они не дадут тебе жить. Весь ужас твоего несчастья не в том, что оно несчастье, а в том, что ты ставишь его между собой и жизнью и думаешь, что за ним уже ничего нет. На самом деле жизнь остаётся такою, как и была...» Красноречивому Санину удаётся убедить влюблённого в Лиду молодого, но робкого Новикова жениться на ней. Он просит за неё у него прощения (ведь это только был «весенний флирт») и советует, не думая о самопожертвовании, отдаться до конца своей страсти: «Ты светел лицом, и всякий скажет, что ты святой, а потерять ровно ничего не потерял, у Лиды остались те же руки, те же ноги, та же страсть, та же жизнь... Приятно наслаждаться, зная, что делаешь святое дело!» Ума и деликатности в Новикове оказывается достаточно, и Лида соглашается выйти за него замуж.

Но тут оказывается, что и офицеру Зарудину знакомы угрызения совести. Он является в дом, где всегда был хорошо принят, но на этот раз его чуть было не выгоняют за дверь и вдогонку кричат, чтобы больше не возвращался. Зарудин чувствует себя оскорблённым и решает вызвать «главного обидчика» Санина на дуэль, но тот категорически отказывается стреляться («Я не хочу никого убивать и ещё больше не хочу быть убитым»). Встретившись в городе на бульваре, они в очередной раз выясняют отношения, и Санин укладывает Зарудина одним ударом кулака. Публичное оскорбление и ясное понимание того, что ему никто не сочувствует, заставляют щеголеватого офицера выстрелить себе в висок.

Параллельно любовной истории Лиды в тихом патриархальном городе развивается роман молодого революционера Юрия Сварожича и юной учительницы Зины Карсавиной. К стыду своему, он вдруг осознает, что любит женщину не до конца, что не способен отдаться могучему порыву страсти. Овладеть женщиной, потешиться и бросить её он не может, но жениться он тоже не может, поскольку боится мещанского счастья с женой, детьми и хозяйством. Вместо того чтобы порвать с Зиной, он кончает с собой. Перед смертью он штудирует Екклезиаст, и «ясная смерть вызывает в его душе беспредельную тяжёлую злобу».

Санин, поддавшись очарованию Зининой красоты и летней ночи, объясняется ей в любви. По-женски она счастлива, но её мучают угрызения совести по утраченной «чистой любви». Она не догадывается об истинной причине самоубийства Сварожича, её не убеждают слова Санина: «Человек - гармоничное сочетание тела и духа, пока оно не нарушено. Естественно, его нарушает только приближение смерти, но мы сами разрушаем его уродливым миросозерцанием... Мы заклеймили тела животностью, стали стыдиться их, облекли в унизительную форму и создали однобокое существование... Те из нас, которые слабы по существу, не замечают этого и влачат жизнь в цепях, но те, которые слабы только вследствие связавшего их ложного взгляда на жизнь и самих себя, те - мученики: смятая сила рвётся вон, тело просит радости и мучает их самих. Всю жизнь они бродят среди раздвоений, хватаются за каждую соломинку в сфере новых нравственных идеалов и в конце концов боятся жить, тоскуют, боятся чувствовать...»

Смелые мысли Санина пугают местную интеллигенцию, учителей, врачей, студентов и офицеров, особенно когда Владимир говорит, что Сварожич «жил глупо, мучал себя по пустякам и умер дурацкой смертью». Его мысли «нового человека» или даже сверхчеловека разлиты по всей книге, во всех диалогах, в разговорах с сестрой, матерью, многочисленными персонажами. Его возмущает христианство в той форме, которая открылась человеку начала XX в. «По-моему, христианство сыграло в жизни печальную роль... В то время, когда человечеству становилось уже совсем невмоготу и уже немногого не хватало, чтобы все униженные и обездоленные взялись за ум и одним ударом опрокинули невозможно тяжёлый и несправедливый порядок вещей, просто уничтожив все, что жило чужою кровью, как раз в это время явилось тихое, смиренно мудрое, многообещающее христианство. Оно осудило борьбу, обещало внутреннее блаженство, навеяло сладкий сон, дало религию непротивления злу насилием и, выражаясь коротко, выпустило пар!.. На человеческую личность, слишком неукротимую, чтобы стать рабом, надело христианство покаянную хламиду и скрыло под ней все краски человеческого духа... Оно обмануло сильных, которые могли бы сейчас, сегодня же, взять в руки своё счастье, и центр тяжести их жизни перенесло в будущее, в мечту о несуществующем, о том, что никто из них не увидит...» Санин - революционер ницшеанско-дионисийского толка - нарисован автором книги как лицо весьма симпатичное и привлекательное. Для современного слуха он ни циничен, ни груб, однако российская провинция, застоявшееся болото косности и идеализма, его отторгает.