Герои сказок и их качества. Волшебные сказки. Герои русских сказок. Водяной

Татьяна Козлова
Характеристика сказки, как средства развития речевых творческих проявлений у детей старшего дошкольного возраста

В основе процесса словесного творчества лежит восприятие детьми произведений художественной литературы, устного народного творчества во всём его жанровом многообразии : потешки, пестушки, загадки, считалки, перевертыши, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки .

Сказка – это наиболее распространенный и древнейший жанр устного народного творчества , классический образец народного фольклора. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, утверждает веру в торжество добра и справедливости.

Сказка – понятие обобщающее. Наличие определенных жанровых признаков позволяет отнести то или иное устное прозаическое произведение к сказкам . Принадлежность к эпическому роду выдвигает такой ее признак, как повествовательность сюжета. Сказка обязательно занимательна, необычна, с отчетливо выраженной идеей торжества добра над злом, кривды над правдой, жизни над смертью. Все события в ней доведены до конца, незавершенность и незаконченность не свойственны сказочному сюжету .

Воспитательная функция сказки – один из ее жанровых признаков. Сказочный дидактизм пронизывает всю ее структуру, достигая особого эффекта резким противопоставлением положительного и отрицательного. Всегда торжествует нравственная и социальная правда – дидактический вывод, который сказка наглядно иллюстрирует. Как явление фольклора, сказка сохраняет все фольклорные признаки : коллективность, устность бытования и коллективного характера сказочного творчества , является варьированием сказочного текста .

Важнейший признак сказки – особая форма ее построения и поэтика. А также присущие ей – повествовательность, сюжетность, установка на вымысел и назидательность, развлекательность , необычность изображаемых событий, особая форма повествования, вызывающая богатые эмоции.

К литературным сказкам относят сказки , созданные многовековой мудростью народа и авторские истории.

Исчерпывающую оценку сказки дал К . Д. Ушинский : «Народная сказка читается детьми легко уже потому, что во всех народных сказках беспрестанно повторяются одни и те же слова и обороты, и из этих беспрестанных повторений слагается нечто целое, стройное, полное движения, жизни и интереса».

Сюжеты народных сказок многообразны . Сказки подразделяют на сказки о животных , волшебные сказки и бытовые .

Сказки о животных . В этом виде сказок обязательно присутствуют животные, которые действуют и разговаривают, как люди. Им присущи человеческие качества : они бывают хитрыми и глупыми, скупыми, мудрыми. Побеждает в таких сказках не сильный , а хитрый и умный.

Композиция такой сказки состоит из четырех частей : экспозиция, рассказывающая об изначальном положении дел; завязка действия – появление героя-антагониста; кульминация – схватка истинного героя с героем-антагонистом, повторяющаяся трижды; развязка – одно-два предложения, завершающие сюжет.

Главная задача этих сказок – высмеять плохие черты характера , поступки и вызвать сострадание к слабому и обиженному в доступной для детского восприятия трактовке.

Волшебные сказки . Волшебные сказки привлекают детей своим замысловатым сюжетом, развитием действий , сопряженным с борьбой светлых и темных сил, чудесным вымыслом и превращениями. В этих сказках два поколения героев : старшие и младшие , но приключения выпадают на долю младших, которые должны пройти испытания. Волшебная сказка строится по определенным законам, в ней наблюдаются : зачин, испытание героя, запрет и нарушение запрета, уход героя из дома, встреча с помощником и получение волшебного средства , испытание героя и богатый пир.

Бытовые сказки или новеллистические, не имеют четко выраженной структуры, а состоят из отдельных эпизодов.

Отличительной особенностью бытовых сказок является комический эффект. Действие героя и его врага протекает в одном временном пространстве и воспринимается как повседневная реальность. Герои бытовых сказок : барин-помещик, царь-князь – жадные, равнодушные, бездельники и эгоисты. Им противопоставляются бывалые солдаты, бедные батраки – ловкие, смелые и умные люди.

Народность сказки выявляется в своеобразии художественного изображения героев, подборе языковых средств . Примеры указанных языковых средств : гипербола : черепашья скорость; нет ни крошки хлеба; литота : мальчик – с пальчик мизинчик; метафора : медведь – животное и медведь – неповоротливый человек; эпитет : зайка длинноухий, пушистый, беззащитный, маленький.

Современными программами воспитания и обучения детей дошкольного возраста предусмотрена работа с текстами сказочного содержания . При этом следует отметить отличительные черты сказки от любого другого литературного произведения.

Во-первых, главная отличительная особенность сказки – это ее метафоричность, то есть отражение жизненного опыта людей с помощью приемов символической аналогии.

Во-вторых, для того, чтобы лучше осознать тему и принять эти жизненные правила, введены их носители. Отличительной особенностью носителей являются некая фантастичность.

Третьей особенностью сказочного текста являются такие выразительные средства как повторы в действиях, наличие заклинаний.

Сказки имеют традиционные зачины и концовки, выраженные в образных словосочетаниях

Сказки необыкновенно богаты фразеологическими оборотами, делающими их более образными, эмоциональными, колоритными.

В настоящее время принято дифференцировать сказочные сюжеты – на динамические и описательные.

Составление сказок динамического типа имеет свой особый базовый алгоритм, включающий выбор сказочного героя ; описание его целей, мотивов и поступков. Вывод жизненного правила зависит от стратегии сочинения.

Составление сказок описательного типа имеет свои особенности. Эти сказки выделяются моделью текстов, в которых подробно описывается жизнь героя, его изменение во времени. Мораль сказки – в том , что никогда ничего в жизни не бывает просто так.

Существует группа сказок , имеющая ярко выраженную этическую направленность, то есть в тексте очень явно прослеживается жизненное правило, выраженное в пословице или поговорке. Некоторое сказки сродни басням , но с нерифмованным текстом.

Существует много сказок , в которых ярко выражен конфликт добра и зла. При этом посредником в конфликте является какое-либо волшебство.

Задача педагога – добиться такого исполнения произведения, которое позволило бы донести до слушателей его идейно - художественные достоинства.

Таким образом, можно констатировать, что сказка – это занимательный рассказ (устный или письменный) о невероятной, но поучительной истории. Она является образцом высокохудожественного текста, а наличие жанровых признаков отличает ее от других литературных произведений. Основными критериями для изучения сказки являются : тема, идея, содержание, сюжетно-композиционная структура и система речевых изобразительных средств . В качестве исходных элементов жанра выделяют : ее метафоричность, фантастичность, наличие выразительных языковых средств и специальное композиционное построение, что обеспечивает ее художественную и педагогическую ценность как средства развития словесного творчества детей дошкольного возраста .

У сказок есть своя особая структура – в ее композиции постоянно используются устойчивые сюжеты и мотивы, встречаются герои сказок со своими неизменными функциями и способностями. Все мы помним популярные народные сказки с их троекратными повторами, с повторяющимися формулами «Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…», «Сказка – ложь, да в ней намёк…». Пространство в сказке условно и отдалено от реальности.

Герои сказок отличаются такими светлыми человеческими качествами, как благородство, добросердечность, храбрость, находчивость, а добрые силы в сказках всегда одерживают верх. Среди положительных героев русских народных сказок есть и храбрые царевичи, и былинные богатыри, и простые крестьяне, и целый ряд женских образов.

Богатыри – изначально герои русских былин, но со временем они проникли и в народные сказки. Наиболее известен герой сказок Илья Муромец. Он воплощает в себе идеал героя-воина, который славится не только своей недюжинной физической силой, но также и особенными нравственными качествами, присущими настоящему богатырю: спокойствием, стойкостью, добродушием. В былинах и сказках этот богатырь является народным заступником. Вспомним, например, такое произведение как «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Также заслуживает упоминания благородный, но малоизвестный старинный герой русских сказок Руслан Лазаревич. Сюжеты и приключения, в которых он появляется, близки известным сюжетам с Ильей Муромцем.

Добрыня Никитич, как герой сказок, выступает надежным помощником князя, которому он, верно, служит долгие годы. Он выполняет личные поручения князя, например, спасти его дочь или племянницу. Добрыня отличается особенной храбростью – он сам решается выполнять задания, от которых отказываются остальные богатыри. Часто это герой сказки о змееборстве, равно как и Алёша Попович. Их приключения и те сюжеты сказок, в которых они появляются, крайне схожи друг с другом. Вспомним, например, такие сюжеты, как «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» и «Алёша Попович и Тугарин Змей».

Все эти три былинных богатыря находятся в тесном взаимодействии друг с другом, и в разных сказках по-разному проявляют свои сильные и благородные качества. Всем знакомы эти имена героев народных сказок. Алёша Попович является собирательным образом богатыря в русском фольклоре. В характере этого героя сказки мы видим смешение самых различных черт. В первую очередь Алеша отличается смелостью, но также он очень задорен и хитер. В его образе отразилась вся широта души русского человека, вся ее многогранность.

Любимый герой народных сказок – Иван-царевич. Это известный всем положительный персонаж, который борется со злом, помогает слабым и обиженным. Зачастую это младший из трех сыновей царя. В некоторых сюжетах Иван вовсе и не знает о своем царском происхождении, но, тем не менее, олицетворяет собой благородство и добрые качества души. Например, он борется с Кощеем, одолевает его, спасает жену или прекрасную царевну. И за свое героическое поведение и добрые дела этот герой народных сказок получает полагающееся ему царство или чужие полцарства, и царскую дочь, и прочие волшебные умения.

Иванушка-дурачок – также очень важный герой сказок, стоящий на стороне добра и светлых сил. Иван-дурак – всего лишь крестьянский сын и он совсем не походит на благородного сказочного героя. Его особенность в том, что внешне он совсем не таков, как другие положительные герои русских сказок. Он не блещет умом, но именно благодаря своему нерациональному поведению и нестандартному мышлению проходит все сказочные испытания, побеждает своего противника и получает богатство.

Важно отметить, что Иван-дурак обладает особым творческим умением – он играет на музыкальных инструментах (гуслях или дудочке), и в сказках часто придается большое значение его чудесному пению. В этом состоит его особенность, ведь не всегда положительные герои сказок способны сотворить нечто прекрасное самостоятельно, не прибегая к помощи волшебных животных или предметов.

Среди женских сказочных образов особенно выдающимся является тип Чудесной невесты. Этот необыкновенный герой сказок отличается умом и особой женской хитростью. Зачастую она владеет какими-то волшебными предметами или умеет пользоваться чудесными силами. Всем нам известны героини, соответствующие этому типу: Василиса Прекрасная, Василиса Премудрая и Царевна-Лягушка. Это женский вариант сильного героя народных сказок.

Эта добрая героиня является отражением светлой стороны, олицетворением добра и мира, но в, то, же время во многих сюжетах чудесная невеста приходится дочерью врагу главного героя сказки. Добрый герой народных сказок проходит, суровые испытания и разгадывает сложные загадки, а чудесная невеста помогает ему с выполнением этих заданий. Тем самым, иногда в одной сказке мы встречаем не одного, а двух, а то и трех персонажей, которые помогают друг другу в борьбе со злом.

Как мы видим, положительные герои народных сказок весьма разнообразны. Они раскрывают разные стороны народного характера: здесь и благородство, и самоотверженность, и смекалка, и хитрость, и особый героизм, прямодушие, и женская мудрость. Все препятствия на своем пути герои сказок преодолевают благодаря этим положительным качествам. Ведь в русском фольклоре сказочные герои стремятся к свету, а добрые силы всегда одерживают верх.

1

Цель работы

Все люди с самого раннего детства любят сказки. Благодаря сказкам мы получаем уникальную возможность окунуться в волшебный мир. Знакомясь с волшебным миром сказок, мы воспитываем в себе любовь к слову и интерес к чтению.

Верим ли мы в реальность сказки? И верим, и не верим, но почему-то очень хотим верить в сказочное чудо наяву, в волшебство в повседневной жизни. Что же такое сказка и когда она появилась? Эти вопросы заинтересовали меня, и я решила исследовать сказки:

1.познакомиться с историей народных сказок;

2. проанализировать сказки о животных;

3. выявить основные черты характера героев сказок о животных.

Задачи исследования

Задачи моей исследовательской работы заключаются в том, чтобы:

1. изучить сказки о животных;

2. выявить особенности характера сказочных животных;

3. сравнить черты характера животных с чертами характера человека;

4. выявить влияние чтения сказок на формирование личности ребенка

5. составить презентацию «Основные черты характера героев в сказках о животных»

Объектом исследования являются народные сказки о животных; предметом исследования - отличительные черты характера героев этих сказок.

Что такое сказка?

Сказка - это занимательный рассказ о необыкновенных событиях. Сказки создал народ, поэтому они называются - русские народные. Они возникли в глубокой древности, когда люди еще не умели писать и передавались из уст в уста, из поколенья в поколенье.

Все сказки делятся на: волшебные, бытовые и сказки о животных.

Особый смысл у сказок о животных. Их герои - животные, птицы и рыбы, но очень похожие своим характером на людей. Главная задача таких сказок - высмеять скверные черты характера, негативные поступки и вызвать сострадание к слабому, обиженному. Для сказок о животных важна идея, что ожившая природа способна действовать самостоятельно, животные и растения имеют право на свою жизнь.

В сказках о животных действуют хитрая Лиса, злой и глупый Волк, трусливый Заяц, гордый Петух, добродушный Медведь и другие звери и птицы. Сказки о животных, как правило, нравоучительны и назидательны. Излюбленный герой таких сказок - хитрец и обманщик (лиса) - обязательно противопоставляется положительному персонажу (медведю, зайцу).

Основная часть. Главные герои сказок о животных и особенности их характера

1. Главный герой - Лиса.

Излюбленным героем сказочных историй о животных, является лиса. Она изворотливая и очень хитрая, часто готова на самую невероятную выдумку. Лисица думает только о своей выгоде. Лиса мстительна и злопамятна. Она упивается местью, чувствует полное превосходство над доверчивым и глупым волком. Сколько в ней находчивости и сколько мстительного чувства! Глупость и доверчивость так же бесконечны, как хитрость и расчет. Народ наделил ее разными именами: Лиса Патрикеевна, Кумушка Лиса, Плутовка. Сказки: «Лисичка-сестричка и волк», «Кот, петух, и лиса», «Лиса и заяц», «Медведь и лиса», «Колобок», «Лиса и журавль».

2. Главный герой - Волк.

Другим героем, с которым часто сталкивается лиса, является волк. Это прямая противоположность образу лисы. В сказках волк глуп, его легко обмануть. Нет, кажется, такой беды, в какую бы ни попал этот незадачливый, вечно избиваемый зверь. Образ волка в сказках вечно голодный и одинокий. Он всегда попадает в смешное, нелепое положение. Сказки: «Старая хлеб-соль забывается», «Волк и коза», «Глупый волк», «Ненасытный волк», «Колобок».

3. Главный герой - Медведь

Также одним из главных персонажей в сказках о животных является медведь. Медведь часто попадает в смешные ситуации, но никогда ни на кого не нападает. Образ медведя, оставаясь по-прежнему главной фигурой лесного царства, предстает перед нами медлительным, доверчивым неудачником, часто глупым и неповоротливым, косолапым. Он постоянно хвастает своей непомерной силой, хотя с толком применить ее может не всегда. Сказки: «Мужик и медведь», «Теремок», «Маша и медведь», «Зимовье зверей», «Медведь и собака», «Медведь - липовая нога».

4. Главный герой - Заяц.

Заяц в русских народных сказках представляет положительного героя. В одних сказках это жертва, слабый и беспомощный герой, который всего боится. В других он выступает как ловкий хитрец, который, несмотря на страх, способен к храбрым поступкам. Сказки: «Зайкина избушка», «Зайцы и лягушки».

Анкетирование «Русские народные сказки о животных в нашей жизни» среди учащихся 3-5 классов

Мною проведено анкетирование «Русские народные сказки о животных в нашей жизни»:

Среди одноклассников (учеников 3 класса),

Среди учащихся 5 класса.

В анкетировании приняло участие 25 человек. Из них 21 человек ответили, что любят читать русские народные сказки о животных.

Результаты исследования

Проанализировав данные анкеты, я сделала вывод, что почти все дети знают и любят русские народные сказки о животных и их главных героев. Дети чаще выбирают положительных героев, которые оказывают положительное влияние на поведение ребенка. Так же я узнала, что чтение русских народных сказок о животных оказывает положительное влияние на формирование личности ребенка.

Вывод

В сказках о животных обязательно одерживается победа положительных героев над отрицательными, победа добра над злом. Каждое животное имеет свой характер, свои отличительные черты, но все они олицетворяют человека и особенности его склада.

Библиографическая ссылка

Воронкова М.О. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ГЕРОЕВ В СКАЗКАХ О ЖИВОТНЫХ // Старт в науке. – 2018. – № 5-1. – С. 93-95;
URL: http://science-start.ru/ru/article/view?id=1068 (дата обращения: 13.12.2019).

Бахметов Егор

Исследовательская работа ученика 2 класса Бахметова Егора "Значимые личностные качества любимых сказочных героев, которое он провел в своем классе.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Сказка - это ценный материал

для работы со сценариями жизни.

Введение

В современном обществе возрастает потребность в высокообразованных и нравственно воспитанных людях, способных вникать в сущность экономических, социальных проблем и самостоятельно решать их.

Поэтому, начиная со школьного возраста, необходимо формировать у подрастающего поколения духовность и культуру взаимоотношений, в основе которых заложены общечеловеческие нравственные принципы.

Одним из средств создания положительных нравственных представлений детей, установления более тесных контактов между взрослыми и детьми в семье и в школе является СКАЗКА . И того, чтобы узнать, какие человеческие качества ценятся нашими одноклассниками, мы решили провести небольшое исследование на тему «Значимые личностные качества любимых сказочных героев».

Гипотеза: Предполагаем, что у современных детей популярность сказок не снизилась и для них ценны личностные качества любимых сказочных героев.

Объект исследования: сказочные герои.

Предмет исследования: личностные качества любимых сказочных героев.

Цель исследования: выявление личностных качеств, при которых сказочные герои являются эффективным средством формирования нравственных представлений детей школьного возраста.

Исходя из цели исследования, мы определили

Задачи:

1. Изучить сущность использования сказки как средства нравственного воспитания.

2. Провести диагностику нравственных представлений детей нашего класса.

3. Обработать и проанализировать материалы исследования.

4. Сделать выводы из нашего исследования.

Методы исследования:

· Изучение и анализ литературы.

· Анкетирование одноклассников, с целью выявления любимых сказок и сказочных героев.

· Беседы с одноклассниками по сказкам.

· Мини - сочинения одноклассников, посвященные сказочным героям.

· Рисунки любимых героев.

1.СКАЗКА – ценный материал

1.1 Сказка - это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент развития.

Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка:

Потребность в независимости. В каждой сказке герой действует самостоятельно, полагаясь на свои силы.

Потребность в силе. Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия, оказывается победителем, достигает успеха.

Потребность в активности. Герой всегда находится в действии.

Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. В действиях и поступках сказочных героев противопоставляется трудолюбие – ленивости, добро – злу, храбрость – трусости.

Симпатии детей всегда привлекают те, кому свойственны: отзывчивость, любовь к труду, смелость. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка.

Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, образных выражений, диалогов, песенок, которые помогают ребенку запомнить сказку.

Сказка учит смелости, доброте и другим хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает не по совести. Сказка развивает эстетическое чувство.

Среди многих жанров устной прозы (сказки, предания, сказы, былины, легенды) сказка занимает особое место. Издавна считалась она не только самым распространенным, но и необычайно любимым жанром детей всех возрастов.

Мы встречаем их в программе, дети знакомятся со сказками о животных, им рассказывают бытовые и волшебные сказки «Каша из топора», «Сивка-бурка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк», а также литературные сказки В.Ф Одоевского «Мороз Иванович», С. Аксакова «Аленький цветочек» и другие. Сказка имеет большое познавательное и воспитательное значение.

Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, утверждает веру в торжество добра и справедливости. За фантастичностью и вымыслом скрываются реальные взаимоотношения людей, что отметил М.А. Горький: «Уже в глубокой древности люди мечтали о возможности летать по воздуху, - об этом говорят нам легенды о Фаэтоне, Дедале и сыне его – Икаре, а также сказка о «ковре-самолете».

Все события в ней доведены до конца, незавершенность и незаконченность не свойственны сказочному сюжету.

Народные делятся на три группы: сказки о животных, волшебные сказки и бытовые.

А) Сказки о животных.

Этот вид сказок отличается от других тем, что в сказках действуют животные. Показаны их черты, но условно подразумеваются черты человека. Животные делают обычно то, что делают люди, но в этих сказках животные чем-то похожи на человека, а чем-то нет. Здесь животные говорят на человеческом языке.

Главная задача этих сказок – высмеять плохие черты характера, поступки и вызвать сострадание к слабому, обиженному.

Б) Волшебные сказки.

Волшебная сказка – это художественное произведение с четко выраженной идеей победы человека над темными силами зла. Детям нравится волшебная сказка. Для них привлекательно развитие действия, сопряженное с борьбой светлых и темных сил, и чудесный вымысел. В этих сказках две группы героев: добрые и злые. Обычно добро побеждает зло. Волшебные сказки должны вызвать восхищение добрыми героями и осуждение злодеев. Они выражают уверенность в торжестве добра. В каждой из этих сказок герои прибегают к помощи предметов или живых существ, обладающих волшебной силой.

В) Бытовые сказки.

В бытовых сказках говорится об отношении социальных классов. Бытовые сказки имеют большое воспитательное и познавательное значение при формировании нравственных представлений школьников, поскольку ребята узнают об истории народа, его быте. Эти сказки помогают нравственному воспитанию школьников, так как они передают народную мудрость.

Сказка ставит и помогает решить моральные проблемы. В ней все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо целиком хорошие, либо целиком плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка для разграничения добра и зла. Ребенок отождествляет себя с положительным героем.

Сказка помогает верить в силу добра, которое побеждает не само по себе, а путем преодоления трудностей и борьбы со злом.

М.А.Горький рассказывает, как под влиянием русских народных сказок, воплотивших в себе народную мудрость в его детском сознании складывались обобщенные представления о справедливости, о добре и зле, о прекрасном и безобразном.

«Сердце замирает у ребенка, - писал В.А. Сухомлинский, - когда он слушает или произносит слова, создающие фантастическую картину».

1.2 Поиск различных толкований сказок - занятие очень интересное.

Родители, читающие сказки своим детям, обсуждающие с ними прочитанное, часто сталкиваются с одним вопросом. Правильно ли сами родители понимают и истолковывают сказки? Ведь в сказке может быть какой-нибудь потайной смысл, о значении которого они даже не догадываются.
Сказки пришли к нам из глубины веков. Сочинённые народными сказителями, чудесные истории передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Потом пришло время, когда сказки стали собирать и записывать. Некоторые сказочные истории дошли до нас без изменений - некоторые прошли литературную обработку, став, таким образом, понятнее и доступнее современному человеку.

Поиски разнообразных толкований сказок яв ляется очень интересным занятием. Благодаря тому, что вы поймете скрытый смысл той или иной сказки, вы сможете легче подобрать сказки для ребенка вашего возраста. Каждая сказка должна соответствовать возрасту ребенка, эмоциональному состоянию и интересам. Но не стоит рассказывать ему все секреты о толковании сказок. Лучше подождать, пока ваш ребенок подрастет и начнет понимать все оттенки смысла.

2. Изучение личностных качеств любимых сказочных героев.

2.1 Исследовательская работа проводилась на базе 2 «В» класса МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» с 15 января по 31 января 2013 года.

Респонденты 2 «В» класса (14 мальчиков и 10 девочек) опрашивались о любимых ими сказках. Предметом исследования выступали идеалы младших школьников, выявляемые посредством анализа данных о предпочитаемых в данном возрасте сказках, любимых героях и качествах героев. Мы полагаем, что сказочный герой может стать примером для подражания, идеалом ребенка, так как если ребенок предпочитает определенного персонажа, значит, он обладает определенными качествами, чертами, которые нравятся ребенку, и, возможно, в которых он хотел бы быть на него похожим.

Значимые личностные качества сказочных героев приведены в таблице № 1 (см. приложение), из которой следует, что самым значимым качеством для учащихся 2 класса является «ВЕСЕЛЫЙ». Это качество выбрали 7 респондентов, из которых 4 мальчика и 3 девочки. На втором месте «СМЕЛОСТЬ» 6 респондентов, 3 мальчика и 3 девочки. «ДОБРЫЙ» и «КРАСИВЫЙ» выбрали 5 респондентов, в основном девочки. «ХОРОШИЙ ДРУГ» и «УМНЫЙ» по 4 выбора каждый, 2 мальчика и 2 девочки. Мальчики сделали по три выбора в пользу «НАХОДЧИВЫЙ», «ХРАБРЫЙ», «ОТВАЖНЫЙ». Такое качество как «ФАНТАЗЕР» выбрали 2 мальчика и 1 девочка.

«ЛОВКИЙ», «ДОВЕРЧИВЫЙ» и «ХИТРЫЙ» по 2 выбора, в основном мальчики.

По одному выбору набрали такие качества как «МИЛЫЙ», «ТРУДОЛЮБИВЫЙ», «ПРЕДПРИИМЧИВЫЙ», «ЧЕСТНЫЙ», «РЕШИТЕЛЬНЫЙ» и «ОЗОРНОЙ».

Хотелось бы отметить, что личностные качества имеют разное значение для мальчиков и девочек. Девочки больше ценят доброту и красоту. Мальчики же выбирают храбрость, смелость, находчивость, чувство юмора, отвагу и ценят хорошего друга.

Результаты таблицы наглядно демонстрирует график (см. приложение), на котором отмечено количество выборов того или иного личностного качества отдельно для девочек и мальчиков.

2.2 Наглядный материал, а именно рисунки любимых героев, мы исследовали с точки зрения предпочтительности выбора. На основе этого мы составили таблицу 2 (см. приложение), в которой наглядно видно, какого сказочного героя предпочитают мальчики и девочки. Анализируя, можно сделать вывод, мальчики предпочитают Колобка и Кота в сапогах, девочки же любят Золушку и Снежную королеву.

Образ, представленный в рисунках отображает личностные качества любимых сказочных героев. Мальчики изображают Колобка и Кота в сапогах смелым и решительным, девочки же Золушку и Снежную королеву красивыми и милыми.

Заключение

Проведенный анализ ответов респондентов на вопросы о любимой сказке и сказочном герое позволяет сделать вывод о том, что у современного поколения детей популярность сказок не снизилась.

Такие сказки как «Золушка», «Колобок», «Кот в сапогах», «Снежная королева» любимы детьми, а значит, ценности и образцы поведения героев, которые они несут в себе, идеалы, на формирование которых они влияют, сохраняются.

В ответах респондентов на вопрос о качествах любимых героев обнаружены большие половые различия. Современные девочки младшего школьного возраста чаще всего указывали следующие качества: добрая, милая, красивая. При этом такие качества как смелость, ум, находчивость, отвага наиболее значимы для мальчиков.

Также в ответах респондентов на дополнительные вопросы о том, почему «хотели бы быть похожими» и «почему нравится данный герой», содержались очень разные по характеру качества. Для более детального анализа ответов мы разделили их на две группы качеств: внутренние качества (личностные) и внешние характеристики (физические, поведенческие). Содержательный анализ списков таких качеств выявляет ценностные ориентации детей. Эти данные представлены в таблице №3.

Надеемся, что результаты этого и подобных исследований дадут возможность

родителям, педагогам и воспитателям взглянуть на идеалы современных младших

школьников с точки зрения того, что для них является ценным и значимым, ориентиром в отношениях с окружающей жизнью и примером для подражания.

Литература

1. Абраменкова, В. В. Социальная психология детства: Учебное пособие /

В.В. Абраменкова. – М.: ПЕР СЭ, 2008.

5. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – М.:

Издательство «Институт практической психологии», 1997.

6. Бунятова, А. Р. Роль сказки в формировании духовно-нравственных ценностей

у детей дошкольного возраста / А.Р. Бунятова // Успехи современного естествознания. –2010. – № 6 [Электронный ресурс]

7. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. Книга для учителя / Л.С Выготский. [Электронный ресурс] – М.: Просвещение, 1991.

8. Дикман, Х. Юнгианский анализ волшебных сказок. Сказание и иносказание. /

Х. Дикман; Пер. с англ. Г.Л. Дроздецкой; Под ред. В.В. Зеленского; Предисл. Б.Беттельхейм. [Электронный ресурс] – СПб.: Академический Проект, 2000.

Приложение

Таблица № 1

Личностные качества любимых сказочных героев.

(количественный выбор)

Личностные качества

Мальчики

Девочки

Всего выборов

храбрый

находчивый

веселый

отважный

хороший друг

смелый

ловкий

добрый

доверчивый

хитрый

красивый

милый

умный

трудолюбивый

дружелюбный

фантазер

предприимчивый

честный

решительный

озорной

Таблица №2

Выбор сказочных героев,

Представленных в наглядном материале.

№ П/П

ФИ респондента

Сказочный герой

Акст Денис

Колобок

Андрес Вальтер

Зайчик

Бахметов Егор

Кот в сапогах

Бойко Руслан

Винни Пух

Бойко Юля

Колобок

Вахненко Никита

Кот в сапогах

Вильгельм Наташа

Колобок

Гайдук Илья

Колобок

Глушко Юля

Дюймовочка

Захарова Катя

Золушка

Евсейченко Данил

Колобок

Консевич Варвара

Бель

Кохно Вероника

Снежная королева

Крапивин Андрей

Барон Мюнхгаузен

Кущ Максим

Колобок

Митрофанова Вика

Буратино

Петров Дима

Золотая рыбка

Потапов Данил

Буратино

Тимкив Даша

Винни Пух и Пятачок

Тыртышная Валерия

Колобок

Хоменко Евгений

Чебурашка

Шефер Даша

Кот в сапогах

Шмидт Витя

Мудрый старик

Яковлев Андрей

Буратино

Таблица № 3

Внутренние качества и внешние характеристики,

выделенные респондентами у любимых героев.

График

Выборы значимых личностных качеств сказочных героев

респондентами 2 «В» класса

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1».

Мини-сочинения учащихся 2 «В» класса

МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1».

Этого сказочного героя зовут Винни Пух. Он дружит с Пятачком. Он любит мед и дружит с Кроликом. Винни Пух смелый, ловкий, хороший.

Бойко Руслан

Мне нравится Золотая рыбка, потому что она исполнила желания старика, она красивая и носит золотую корону.

Петров Дима

Мой любимый сказочный герой – Колобок. С раннего детства я полюбила эту сказку. Колобок веселый, добрый и доверчивый. Когда дедушка набрал муки в амбаре, а бабушка испекла Колобок и положила его остывать на подоконник, он не захотел лежать, а спрыгнул и покатился. Вот тут-то и начались его приключения. Он встречал зверей и пел им свою веселую песенку про себя и как ушел из дома. Но ему не повезло, он встретил хитрую Лису, которая его обманула и съела. Мне жалко Колобка.

Вильгельм Наташа

Мне нравится Снежная королева, потому что она красивая. А еще мне ее жалко, у нее холодное сердце и она одинокая. Ее богатства изо льда не доставляют ей радости. Она сердится на людей из-за того, что они счастливые.

Кохно Вероника

Колобок храбрый и находчивый, веселый, добрый и отважный. Мне он нравится.

Акст Денис

Я люблю Колобка, потому что он всегда улыбается и всегда всему рад. Хитрый он, хотя Лису обмануть не смог.

Гайдук Илья

Мне нравится Бель, потому что она очень красивая, самоуверенная, умная, помогает другим, очень красиво танцует.

Консевич Варвара

Мне очень нравятся герои сказки «Колобок». Колобок предприимчивый, сам идет добывать счастье себе и родителям. С честью выходит из сложных ситуаций. Никого по дороге не обижает, чужого не берет. Он честный, верит в свои силы, но ему не повезло. Лиса коварно и подло обманула доверие Колобка. Сказка поучительная и полезная.

Тыртышная Валерия

Мне нравится Пятачок, потому что он хороший друг, смелый, мужественный, фантазер, отзывчивый, розовый и маленький.

Тимкив Даша

Мне нравится Кот в сапогах, потому что он озорной, веселый, решительный и отзывчивый.

Шефер Даша

Я люблю Золушку за то, что она милая, красивая. Никогда ни кому не отказывает в помощи. А еще она веселая и трудолюбивая. Очень хорошая девушка. Умная и она принцесса.

Захарова Катя

Я люблю Дюймовочку за то, что она добрая, помогла Ласточке. И она красивая.

Глушко Юля

Колобок дружелюбный, помогает своим друзьям и хорошо поет свою песенку.

Евсейченко Данил

Мне нравится Чебурашка, потому что он добрый, хороший, всегда прейдет на помощь, т.е. настоящий и верный друг.

Хоменко Евгений

Мне нравится Кот в сапогах, потому что он храбрый и никогда не сдается. Всегда выкручивается из переделок.

Бахметов Егор

Этого героя зовут Колобок. Это моя любимая сказка. Он веселый, мудрый, смелый, красивый и добрый. Он от бабушки ушел, он от дедушки ушел, а от Лисы не смог.

Бойко Юля

Я люблю сказку про Буратино. Он веселый, смелый, добрый. У него много хороших друзей. Они играют в кукольном театре, и у них много приключений.

Митрофанова Вика

Кот в сапогах – поразительно смышленый, ловкий.

Вахненко Никита

Буратино веселый, жизнерадостный, добрый, смелый.

Потапов Данил

Мудрый старик – всем помогает и много знает.

Шмидт Витя


Предварительный просмотр:

Введение………………………………………………………………………………………………………3

  1. Сказка – ценный материал.
  1. О чем говорит сказка...............................………………………………………….4-6

1.2 Толкование сказок……………………………………………………………………………..6-7

  1. Изучение личностных качеств любимых сказочных героев

2.1 Анализ сочинений……………………..…………………………………………………………7

2.2 Анализ рисунков……………………………………………………………………………….7-8

Заключение……………………………………………………….………………………………………….8

Литература…………………………………………………………………..………………………………..9

Приложение…………………………………………………………………………………………………10

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Предлагаем вам ознакомиться с характеристиками сказочных персонажей, которые являются действующими лицами любимых Вашими детками, а может и вами, сказок. Они помогут вам более направленно выбирать те или иные сказки для своих детей в коррекционных целях. Возможно, Вы узнаете что-то новое и интересное… А возможно с чем-то не согласитесь. Но знакомство с характеристикой персонажей поможет вам в выборе героя собственных сказок для своего малыша, а также для общей информированности.

Золушка живет на кухне возле печки и спит в ящике с золой. Зола (пепел) представляет суть того, что сгорело. Огонь — символ уничтожения, очищения и трансформации. Золушка живет рядом с огнем, который передает ей свою силу, и она в свою очередь помогает ей пережить невзгоды и страдания. Подобно огню, превращающему воду в пар, Золушка перерабатывает, пережигает унижения, обиды и боль, превращая их в чистую любовь. Надо иметь горячее сердце, чтобы не озлобиться и не очерстветь душою, когда тебя оскорбляют, унижают и ненавидят.


Царевна-лягушка

Земноводная лягушка и Василиса Прекрасная — одно и то же существо: животная и земная силы слиты воедино. В каждом человеке таятся невероятные и чудесные возможности. Сливаясь с образом Василисы прекрасной, ощущаешь себя всемогущим, гармоничным и радостным. лягушка, превращающаяся в красавицу, реализует свои потенциальные возможности, данные от рождения.


Спящая красавица

Во времена Спящей красавицы человек иначе воспринимал и осознавал окружающий мир. Сознание никогда не стоит на месте, оно развивается, и на смену интуитивному восприятию должно было прийти логическое мышление. Веретено — символ прядения. А процессы прядения и мышления изначально родственны. До сих пор существуют выражения «Я потерял нить рассуждения», «Я потянул за ниточку и все вспомнил». «Прясть» на образном языке означает выстраивать мысли, создавать логическую цепочку.

Принцесса, которая по проклятию злой феи уколется о веретено и умрет (уснет), не готова легко и быстро перейти на иной тип мышления. И она погружается в сон, чтобы принять этот процесс на бессознательном уровне.


Снежная Королева

Женщина изо льда… Лед — это замерзшая кристаллизованная вода. Ледяная королева символизирует застывшие чувства и эмоции, остановившееся движение. Любоваться кристаллами льда, правильностью линий, геометрией пространства и времени и не ощущать нежности цветка, теплоты солнца, мягкости прикосновения любимых рук — значит жить с холодным застывшим сердцем. Снежная Королева и ее ледяной замок — это на психологическом уровне отрешенность, бесчувственность, твердость, решительность, ледяное спокойствие, хладнокровие, умение владеть собой. Так ли уж плохи эти качества? Разве не бывает в жизни ситуаций, когда нам необходимо быть хладнокровными, уравновешенными и спокойными? Просто все избыточное вредит. И даже самое прекрасное в большом количестве утомляет. А когда разум и чувства находятся в гармонии — что может быть лучше?

Образ Снежной Королевы очень полезен детям (взрослым) слабым и безвольным, неуверенным и робким, ранимым и мягким: придаст им силу, твердость, веру в себя, стойкость перед лицом трудностей. Образ Снежной Королевы поможет также и чрезмерно возбудимым, темпераментным и горячим: охладит излишний пыл, уравновесит и успокоит.

Русалочка

Русалочка — дитя стихии воды и символизирует собой эмоционально-чувственный мир. Страстное стремление Русалочки испытать земную любовь и провести свою жизнь не в водных просторах, а на твердой суше можно ассоциировать с тем, что неосязаемое и невидимое стремится обрести форму. Но жизнь на земле связана у Русалочки с огромной болью. Вероятно, не случайно героиня так и не сумела осуществить свою мечту — стать возлюбленной и супругой принца. Казалось бы Русалочка заслужила свое счастье, но не получила его.

В подобных случаях можно предложить детям сочинить собственную сказку и изменить ее конец. Техника изменения сказок позволяет более оптимистично и радостно посмотреть на окружающий мир. Это особенно важно для грустных, нерешительных, заторможенных и ослабленных детей.

Хозяйка Медной горы

Эта женщина необыкновенно красива, уравновешенна и сильна. Каменная женщина, однако же, и плакать способна, и справедлива, и сострадательна. Так почему же даже добрым людям не несет она радости? Может, дело не в Хозяйке Медной горы, а в самом человеке, который выходит бороться с более сильным, а выдержать борьбу не способен? Драгоценные камни — символ богатства и власти. Многие ли способны обладать сокровищами и не иметь к ним привязанности, не впадать в зависимость? Образ Хозяйки Медной горы позволяет ощутить себя сильным и по-хорошему властным, справедливым и одновременно безжалостным, могущественным и богатым.

Легкое, воздушное существо, наделенное магической силой. Вестница судьбы, ведунья, волшебница — другие ее имена. Фея — прекрасное звездное существо, своеобразный посредник между Космосом и Землей, миром людей. Фея неразрывно связана со светом, пронизывающим любые пространства. Ощутить себя феей — значит несокрушимо верить в себя, в силу своей мысли; пережить состояние волшебника, для которого нет ничего невозможного.

Свое имя получила от глагола «ведать» — знать. Другие ее звания — ведунья, сведущая, знающая, ворожея. Ведьма — это прежде всего знахарка, колдунья. Она легко повелевает многообразными силами природы и любыми существами. В отличие от феи и доброй волшебницы ведьма использует силы во вред человеку или существу, требует немалую плату за услуги, радуется, когда хорошо ей самой, излучает злость, зависть, напряженность и грубую силу (силу урагана, вихря, землетрясения).

Одна из ведьм. Древние славяне на Руси называли ее адской богиней, страшной богиней, которая губит тела и души людей. Баба Яга — могущественная колдунья, а ее избушка на курьих ножках — нечто вроде проходной, своеобразный мост между миром живых и царством мертвых. Только храбрый герой, способный преодолеть страх смерти, может противостоять Бабе Яге. Воплотиться в Бабу Ягу, прожить ее образ — значит ощутить могущество, сокрушительную силу и отсутствие страха смерти.


Кощей Бессмертный

Принадлежит миру мертвых. Почему же его называют бессмертным? Кощей Бессмертный состоит из одних костей. кости — самая твердая, самая прочная, самая жесткая ткань в человеческом организме, способная выдерживать огромные нагрузки. Кости в определенных условиях не гниют и не разлагаются, трудногорючие.

Кощей Бессмертный символизирует полную бесчувственность и бездуховность, жесткость, стереотипность, ограниченность и косность. В то же время образ Кощея Бессмертного помогает помогает обрести твердость духа, бесстрашие, непоколебимую уверенность в себе, решительность и силу.

Царь (король)

Управляет государством, в его подчинении огромное количество людей. На символическом уровне царь означает некий главенствующий высший психический центр. Быть в царственном состоянии — значит ощущать объединение всех частей «Я». Чувствовать себя царем — значит управлять своими мыслями, эмоциями, состояниями, ощущать ответственность за все, что происходит в твоем «царстве».

Высший регулирующий центр, несет ответственность и управляет. Однако в отличие от царя она символизирует женские эмоции и чувства.

Прекрасный знак красоты и расцвета жизненных сил. Чтобы точнее понять символику того или иного цветка, опишите его для себя 3-5 прилагательными. Эти прилагательные и будут означать то состояние Вашей души, которое Вы видите в цветке. Если, к примеру, взять «Аленький цветочек», то его хочется описать такими прилагательными: прекрасный, горящий, пылающий, алый. Неправда ли, ассоциируется с сердцем, любовью? Желание купеческой дочери обрести аленький цветочек — это желание любви, страстности, самоотдачи, сердечной привязанности.

Символ свободы. Проживая состоние птицы, можно избавиться от тяжелых привязанностей к желаниям, ощутить состояние независимости, легкости, воздушности и полета.


Простая и одновременно таинственная птица. Вороны наделяются мистической силой и способностью проникать в сверхъестественные миры, включая загробное царство. Вороны — умные и мудрые птицы. Перевоплотившись в ворона, появляется возможность взглянуть на мир другими глазами, увидеть глубинные и таинственные сферы жизни, исследовать темную сторону своей души и прикоснуться к внутренней мудрости.

Ласточка

Красивая быстрокрылая птица является символом весны и обновления, символом новой жизни. Не случайно именно ласточка перенесла Дюймовочку в новый мир, в котором девочка нашла дом, своего принца и счастье. Ухаживать за ласточкой, как это делала Дюймовочка, — значит готовиться к переменам, к состоянию весны, радости, счастья.

Белый лебедь символизирует прекрасные и чистые помыслы. Лебедь — знак величия, красоты и грации.

Филин (сова)

Хищная ночная птица, прекрасно видящая в темноте. Она символизирует неизвестность и тьму. Неведомые темные пространства обычно устрашают, и потому люди всегда побаиваются филина (сову). Но недаром филин (сова) считается символом мудрости. Именно его бесстрашное восприятие темной и таинственной стороны жизни дает глубину и мудрость. Филин (сова) — символ трансформации, перехода негативных темных состояний в спокойное и гармоничное восприятие жизни.

Хищный зверь, сильный, умный и осторожный. Иногда его наделяют такими чертами, как жестокость, свирепость, ненасытность и жадность. У волков сильно развито чувство семьи, стаи. Они заботливые родители и прекрасно чувствующие друг друга партнеры. В одних сказках волк — кровожадное, свирепое и беспощадное чудовище, а в других, в частности в «Маугли», — заботливый, внимательный и даже благородный родитель. Поэтому волк может символизировать разные состояния души.

В русских сказках обычно выступает как самостоятельное умное и находчивое существо, умеющее легко защитить себя и дать отпор любому зверю. Его иголки символизируют осторожность, неприступность, закрытость, боязнь боли и потребность в защите.

Заяц считается символом страха, слабости, а также хвастовства, неоправданной самоуверенности. И во многих сказках он действительно представлен именно так. Однако в сказке «Заяц Коська и Родничок» показаны другие стороны заячьей натуры: любопытство, игривость, терпеливость и смелость.

Неоднозначный и глубокий образ, ее боятся, с ней связывают коварство и подлость. Библейские мотивы характеризуют змея как соблазнителя и искусителя. Змея обладает способностью часто менять кожу, и этим она символизирует возрождение и обновление. Разные змеи символизируют разное: удав, например, может символизировать огромную удушающую сжимающую мощь и силу, а гадюка — возможно, хитрость и подлость.

Относится к разряду земноводных животных и одинаково хорошо ощущает себя в воде и на суше. Ей подвластны как эмоционально-чувственный мир, так и материально-предметный. В разных сказках мы видим разные образы лягушек. в сказке «Лягушка-путешественница» на первый план выступают любопытство, стремление к изменениям, хвастовство и напыщенность; в сказке «Царевна-лягушка» — благородство, скрывающееся за кажущейся внешней безобразностью.

Истолковывая образ медведя, следует учитывать его двойственную природу. С одной стороны, медведя считают неуклюжим, неповоротливым, тяжелым существом, с другой — медведь необычайно ловок и быстр. Медведь представляет жестокость, грубость, злую силу, и одновременно его образ связывают с добродушием и защитой. В сказке «Маугли» медведь — символ учительской мудрости, внимания, благородства и защиты.

Умна, отважна, бесстрашна, хитра, обладает обольстительной грациозностью и гибкостью, бесшумностью, терпеливостью, иногда безжалостностью. Образ пантеры поможет уравновесить имеющиеся качества, придаст силу, твердость, трезвость, решительность и отвагу.

С образом рыбы связано множество разнообразных выражений: молчать как рыба, биться как рыба об лед, как рыба в воде… каждое из этих выражений описывает определенные действия человека. Образ рыбы часто ассоциируется с «всплыванием» глубинной психической бессознательной информации. Можно говорить также о таких чертах характера, как холодность и бесстрастность. Иногда рыба символизирует скользкость, когда человек, с которым мы общаемся, ловко уходит от нужной темы, избегает острых моментов или ситуаций.

Известна своей способностью сбрасывать хвост во время опасности и со временем отращивать новый. Поэтому ее считают символом обновления, реинкарнации, изворотливости и жизненной энергии. Может быть, благодаря сказкам Бажова, а возможно, по другой причине места обитания ящериц связывают с залежами драгоценных камней, золота или кладов. И оттого ящериц считают символом богатства, материальной выгоды или награды.