Героизм что такое героизм героизм. В чем выражается героизм сверстников

Смелость, решительность, отвага, благородство, умение жертвовать собой во имя другого человека или значимой идеей – вот основные черты, присущие истинному герою. История знает немало примеров того, как стойкие и сильные духом люди, приносили себя в жертву, идя на заведомо отчаянные шаги и совершая великие подвиги. Однако, героизм может проявиться не только на поле боя или во время глобальных катастроф. И в повседневной жизни найдется место для подвига и проявления благородства натуры.

Например, человек, спасающий утопающего или выносящий

Ребенка из горящего дома, с риском для собственной жизни, чем не пример истинного героизма?

Однако, существует также и понятие героизма мнимого. К примерам данного явления можно отнести, скажем, так называемые, подвиги террористов, уничтожающих во ради некоей идеи сотни людей. Это яркий пример ложного, ошибочного героизма, поскольку не одна призрачная цель не стоит и капли безвинно пролитой крови!

Радикально настроенных молодых людей, занимающихся настоящим хулиганством, граничащим с бандитизмом, и кичащихся, своими поступками, также можно отнести к мнимым героям.

Ведь настоящий героизм всегда

Направлен на благо окружающих и совершается во имя благородной цели.

Кроме того, существует еще одна разновидность героизма – это героизм духа. Заключается он в способности при любых обстоятельствах сохранять честь и достоинство, оставаться верным и преданным собственным принципам и моральным устоям. Такие герои не ломаются под воздействием неблагоприятных внешних факторов. Чтобы не происходило, даже перед лицом смертельной опасности они сохраняют человеческое лицо, не опускаясь до предательства, измены, обмана. Много примеров героизма духа можно отыскать в произведениях классической литературы, немало их можно отыскать и на страницах исторических хроник.

Нельзя обойти стороной и профессиональный героизм. Военные, оберегающие мир в родной стороне, стражи порядка, ежедневно рисующие жизнью, ради нашего спокойствия, волонтеры, пожарники и спасатели, сотрудники Красного креста, врачи и ученые, зачастую подвергающие себя потенциальной опасности – все это современные герои, сознательно избравшие свой путь одновременно с выбором профессии.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что героизм – понятие куда более широкое, нежели его принято считать. Человек способный на подвиг, риск и самопожертвование ради окружающих является настоящим героем, в не зависимости от сферы своей деятельности. Так что примеры героизма можно отыскать не только в книгах, но и в реалиях современности.

Недавно я гостил у родственников в Волгограде. Гуляя вечером с восьмилетним племянником Вадимом, привезенным на семейное торжество из Петербурга, мы обнаружили улицу Павлика Морозова. «Это герой Сталинградской битвы?» – спросил смышленый племянник, успевший уловить главный принцип наименования местных улиц. По возможности избегая политических оценок и кровавых подробностей, я изложил печальную судьбу Павлика. Вадим подумал, а потом решительно заявил: «Это неправильно! Его, конечно, жалко, но нельзя называть его именем улицу. Он не герой!» – «Ну а кто, по-твоему, герой?» – «Бэтмен!»

  • Физический героизм – способность рисковать жизнью или здоровьем ради высоких целей.
  • Моральный героизм – готовность идти наперекор нормам и правилам, отстаивая свои убеждения.
  • Витальный героизм – постоянное преодоление собственных физических или душевных недостатков.

Далее последовали кандидатуры Джека Воробья, Гарри Поттера и Фродо Бэггинса. С героями из реальной жизни у Вадима возникли серьезные трудности. У меня, впрочем, тоже. После долгих раздумий он наконец вспомнил Юрия Гагарина. А я рассказал ему про Шаварша Карапетяна. Но оба мы чувствовали, что тема нуждается в более глубоком исследовании. Наутро племянник потребовал поискать героев в интернете. По запросу «герой России» Google первым делом выдал Рамзана Кадырова. По запросу «героизм» – заклинание в популярной онлайн-игре (повышает скорость ведения боя на 30%). Вадим погрустнел. «Я не понимаю. Кто и как решает, герой человек или нет? И откуда берется героизм? Надо разобраться». Я пообещал, что разберусь.

Удел человеческий

Философы часто называют Античность «детством человечества». Многие философские и эстетические воззрения древних греков выглядят сегодня и правда по-детски. Если вдуматься, то большинство античных героев – немножко «бэтмены», в том смысле, что наделены изначально сверхчеловеческими способностями. «В нашей логике нужно совершить подвиг, чтобы стать героем, – поясняет философ Валерий Губин. – В древнегреческой культуре все обстояло ровно наоборот. Нужно было быть героем, чтобы совершать подвиги. А героями становились, так сказать, по праву рождения. В мифах герой – тот, кто рожден от любви бога и смертной». Но и с подвигами все не так просто. Возьмем Геракла: он, конечно, истребил немало зловредных тварей и расчистил Авгиевы конюшни, но изрядная часть его подвигов далека от наших представлений о героизме. Зачем было красть яблоки в саду Гесперид или пояс у царицы амазонок, да еще и убивать при этом массу народа? Да, этого требовала служба у царя Еврисфея, но какой уж тут подвиг – стыдиться впору... Героизм в Древней Греции – во многом «искусство для искусства». Поступок, связанный с опасностью и превосходящий пределы человеческих сил, – уже подвиг. И эллины таким поступком восхищались, простодушно забывая, что возможности их героев превосходили человеческие.

Впрочем, и у древних греков, и у других народов героизм всегда считался именно человеческим уделом. Боги, бессмертны и, следовательно, ничем не рискуют. Даже искупительная жертва Иисуса Христа, возможно самое героическое деяние в истории, стала таковым именно потому, что это поступок не бога – богочеловека.

«Вижу цель»

Военный летчик, признанный лучшим асом-истребителем в истории, участвовал в 825 воздушных боях и сбил 352 самолета противника. Он без колебаний вступал в схватку с превосходящими силами врага. В 1945 году за один только день он уничтожил 11 неприятельских самолетов. В другой раз он был сбит в тылу врага. При приближении отряда противника пилот притворился тяжелораненым. Уловка сработала, его отправили в штаб в кузове санитарного грузовика. Летчик обезвредил единственного конвоира и выпрыгнул из машины на полном ходу. Вечером того же дня он пересек под огнем линию фронта и вернулся в свою часть. И утром вновь отправился в бой... Согласитесь, трудно не считать этого человека героем. А теперь уточним: летчика звали Эрих Хартманн, и был он пилотом германских ВВС – люфтваффе.

Мы понимаем под героизмом экстраординарное поведение, продиктованное высшими целями. Но что нужно считать такими целями? «Разумеется, существуют высшие, универсальные ценности. И продиктованные ими поступки будут считаться героическими в любой культуре, – объясняет Валерий Губин. – Например, спасение человеческой жизни. Но есть и ценности, присущие каждой конкретной социальной системе. Они меняются по мере развития общества, и с ними меняется представление о героизме. Достаточно вспомнить того же Павлика Морозова или Алексея Стаханова – кому сейчас придет в голову назвать их героями? А ведь их имена были священными для миллионов людей». Война в этом смысле стоит особняком. Как всякая экстремальная ситуация, она создает героев, хотя героизм одной стороны смертельно опасен для другой. «Лично для меня герой – скорее тот, кто и на войне находит возможность спасать жизни, нежели тот, кто идет на смерть, чтобы убить как можно больше врагов, – говорит психолог Дмитрий Леонтьев . – Но в ситуации войны все становится черно-белым: победа – хорошо, поражение – плохо, и никакие средства не чрезмерны. К сожалению, эта логика действует и в случае с террористами. Вспомним ликование в Палестине после терактов 11 сентября или прославление смертников, подрывающих себя в автобусах. Для тех, кто ведет священную войну против неверных, террористы – герои. Трагедия в том, что с другой стороны «солдатами» выступают ничего не подозревающие мирные люди».

Порог героизма

Будем надеяться, что мы все-таки способны, если захотим, отличить добрые цели от дурных. Как узнать, достанет ли у нас мужества стать героем? «Думаю, правильнее всего говорить о героизме, когда человек совершает нечто превосходящее его возможности: физические, психические, духовные», – полагает экзистенциальный психотерапевт Светлана Кривцова . Дмитрий Леонтьев добавляет, что возможности у нас разные, а потому и «порог героизма» индивидуален. Об этом, в сущности, исторический анекдот, пересказанный психологом Виктором Франклом: «Во время Первой мировой войны военный врач, еврей, сидел в окопе со своим приятелем-неевреем, полковником-аристократом, когда начался сильный обстрел. Полковник поддразнил приятеля, сказав: «Боитесь ведь, а? Еще одно доказательство превосходства арийской расы над семитской». «Конечно, боюсь, – ответил врач, – но что касается превосходства, то если бы вы, мой дорогой полковник, боялись так, как я, вы бы давно уже удрали»*.

Психологии героизма посвящено не так много исследований. Изучать ее нелегко: нельзя же из научного любопытства создать в лаборатории реальную угрозу жизни. Поэтому героическое поведение исследуют «задним числом», что, по мнению Дмитрия Леонтьева, не всегда ведет к успеху: «В каком-то смысле героический поступок создает новую личность. И возвращение назад, к моменту проявления героизма, не обязательно дает нам знания о психологии человека, его проявившего».

Тем не менее есть вполне убедительные классификации героизма. Психолог Синтия Пьюри (Cynthia Pury), к примеру, предлагает выделять три типа отваги**. Первый – физический героизм, когда человек рискует жизнью либо здоровьем ради высоких целей. Второй тип – моральный героизм, когда человек идет наперекор общепринятым нормам и правилам. Характерный пример – герой пьесы Александра Гельмана «Протокол одного заседания» (и снятого по ней фильма «Премия»), который требует не премировать его бригаду, поскольку премия не заработана. И наконец, героизм витальный. Он подразумевает преодоление человеком собственных физических или психических недостатков (фобий, зависимостей), даже без особых последствий для окружающих. Самым ярким примером может служить судьба британского ученого Стивена Хокинга. Боковой амиотрофический склероз полностью лишил его возможности двигаться и говорить, но Хокинг не только не сдался, но и стал одним из крупнейших физиков современности. Конечно, Хокинг – уникум, но любой инвалид, который, преодолевая свои ограничения, живет полной жизнью и радуется каждому дню, или алкоголик , раз и навсегда бросивший пить, – тоже герои.

Шаварш Карапетян

Многократный рекордсмен и чемпион мира по подводному плаванию Шаварш Карапетян 16 сентября 1976 года оказался на берегу Ереванского озера в тот момент, когда троллейбус рухнул с моста в воду. Карапетян прыгнул в озеро, сумел разбить окно троллейбуса и пробраться в затопленный салон. Он нырял более 20 раз – на 10-метровую глубину, в холодную воду при нулевой видимости из-за поднявшегося со дна ила. И спас 20 человек. Переохлаждение вызвало двустороннее воспаление легких, а порезы привели к сепсису. Он не только выжил, но и смог вернуться в большой спорт и установить еще один мировой рекорд. Однако этот подвиг не единственный. Еще до этого он ехал с группой спортсменов с тренировочной базы, когда на горной дороге автобус заглох. Водитель поставил машину на ручной тормоз и вышел осмотреть двигатель. В этот момент тормоз отказал, и автобус покатился в пропасть. Карапетян сидел ближе всех к кабине водителя. Он разбил стекло, запрыгнул на водительское сиденье и, выкрутив руль, развернул автобус поперек дороги, чем предотвратил катастрофу. А в 1985 году он проник в горящее здание и вынес из огня несколько человек во время пожара в спортивно-концертном комплексе в Ереване. Шаварш Карапетян не видит ничего удивительного в своей судьбе. Ненормальным, с его точки зрения, было бы безразличие в тех ситуациях, где другим нужна помощь.

Елизаветa Глинкa

Основанный Елизаветой Глинкой в 2007 году фонд «Справедливая помощь» заботится о тех, о ком позаботиться некому. О стариках, про которых забыли даже их дети, о бездомных, к которым отказываются приезжать врачи, об умирающих, которым не находится места в больницах. Врач-реаниматолог и специалист в области паллиативной медицины (улучшение качества жизни больных в ситуациях, когда излечение невозможно), Елизавета Глинка каждый день имеет дело с болью, страданиями и отчаянием в такой концентрации, которую большинство из нас не в состоянии даже представить. И каждый день ее стараниями боли, страданий и отчаяния становится меньше. На сайте doctorliza.ru она пишет о своих пациентах и своей работе так: «Они улыбаются, когда их держишь за руку. Успокаиваются оттого, что есть те, кто, не давая надежду, не отнимает ее. Пишут, звонят, ждут, любят. Это живые, страдающие люди, отличающиеся от нас с вами только тем, что знают свой оставшийся срок жизни. У кого-то короче, у кого-то длиннее. Нельзя запретить любить. Нельзя и заставить. У каждого – свой выбор… Мы пытаемся помочь тем, кому не поможет уже никто. Вне зависимости от вероисповедания, происхождения и социального статуса. Помогите нам помочь им. Спасибо. Доктор Лиза».

Сергей Сотников

Аэропорт Ижма официально перестал существовать в 2003 году. В обязанности единственного оставшегося сотрудника, Сергея Сотникова, входило поддержание в рабочем состоянии только вертолетной площадки. Взлетно-посадочная полоса вертолетам не нужна, но на протяжении десяти лет Сотников каждый день приводил и ее в порядок: чистил, вырубал пробивавшийся сквозь бетон кустарник. Гонял местных жителей, складывавших на полосе заготовленные дрова. Зачем? «Просто для себя. Чтобы приятно было», – сказал сам Сотников в одном из интервью. 7 сентября 2010 года на борту самолета, выполнявшего рейс из якутского аэропорта Полярный в Москву, из строя вышло все электрооборудование. Не имея даже представления, где они находятся, пилоты решили снижаться для аварийной посадки. И, выйдя из облаков, вдруг обнаружили свободную полосу. Она оказалась слишком короткой для Ту-154, и самолет съехал в подлесок. Но в остальном посадка прошла почти идеально, никто из 72 пассажиров и 9 членов экипажа не пострадал. Сергей Сотников был награжден почетными грамотами Республики Коми и Федерального агентства воздушного транспорта, стал лауреатом премии «Своя колея» имени Владимира Высоцкого; а пользователи одного из популярных сайтов в знак признательности собрали 300 тысяч рублей и подарили ему снегоход.

Профессиональные герои

Работа многих людей – спасателей, пожарных, полицейских – непосредственно связана с риском. И те, кого раньше было принято называть «людьми героических профессий», находятся под пристальным наблюдением психологов, стремящихся лучше понять истоки героического поведения. «Одна из важнейших характеристик таких людей – стрессоустойчивость, – объясняет Дмитрий Леонтьев. – А если говорить шире, то жизнестойкость». По мнению психолога Сальваторе Мадди (Salvatore Maddi), который ввел это понятие в научный обиход, жизнестойкость включает в себя три компонента: убежденность, что быть в гуще событий полезнее, чем оставаться в стороне; понимание, что попытка влиять на события всегда предпочтительнее пассивности; и наконец, принятие риска, готовность действовать без гарантии положительного результата. Те, кто обладает таким набором качеств, устойчивы к стрессам и в экстремальных ситуациях действуют быстрее и эффективнее***.

Но можно ли считать их действия героизмом? «Выносить людей из огня – часть работы пожарного, а совершать аварийные посадки – работы пилота, – рассуждает Дмитрий Леонтьев. – И когда в экстремальной ситуации они ведут себя безупречно, это заслуживает глубочайшего уважения. Но они делают именно то, что и должны делать, к чему их готовили – а не выходят за рамки собственных возможностей. Вспомним «Семнадцать мгновений весны»: Штирлиц – рыцарь без страха и упрека, но он выполняет свою работу. А настоящий герой – профессор Плейшнер».

Характер или среда?

Существуют ли свойства характера, повышающие вероятность героических поступков? «Подвиг непредсказуем, и я бы не стал говорить о конкретных чертах, – отвечает Дмитрий Леонтьев. – Скорее можно искать внутренние источники героизма. Когда ситуация требует вжаться в землю, герой встает во весь рост. Он преодолевает сопротивление обстоятельств, собственного тела и собственной психики. Такой поступок невозможен без точки опоры. Но ее не найти вовне. Герой обретает точку опоры внутри себя, в собственной философии, в своей системе ценностей».

Психолог Филип Зимбардо (Philip Zimbardo) тоже не склонен объяснять героизм чертами характера. Он полагает, что героизм имеет больше отношения к среде, чем к личности, и, если создать нужные условия, многие будут вести себя как герои. Это подтверждает статистика: после 11 сентября пассажиры американских самолетов не раз, рискуя жизнью, помогали задерживать подозреваемых в терроризме. Изменились социальные установки, и ответственность за безопасность полета теперь чувствует не только экипаж. Зимбардо руководит образовательным проектом «Вообразить себя героем» (Heroic Imagination Project)****. Его цель – убедить детей и подростков, что героизм – не удел избранных (героев в античном понимании), что героем может – а в иных ситуациях и должен – стать каждый. «Мне кажется, что экзистенциальное понимание героизма как преодоления внутренних ограничений противоречит идее Зимбардо, – говорит Светлана Кривцова. – Готовность к подвигу годами воспитывали в советских детях, но результатом этих усилий стало ощущение, которое выразил Веничка Ерофеев: «Я согласился бы жить на земле целую вечность, если бы мне прежде показали уголок, где не всегда есть место подвигам»*****. Возможно, готовность к подвигам – не самая верная цель? Тем более что сегодня одни становятся героями, потому что другие не выполнили свои обязанности. «Мы восхищаемся героизмом, к примеру, летчиков, посадивших неисправный самолет, – говорит Валерий Губин. – Но ведь этот самолет отлетал свое еще 10 лет назад и вообще не должен был подниматься в воздух. Многие подвиги порождены нашей общей безответственностью. И их сокращение было бы свидетельством нормального развития общества».

Один подвиг и вся жизнь

Современное понимание героизма предполагает скорее не один конкретный поступок, а общую линию поведения, в один голос говорят эксперты.

«Однажды я был свидетелем задержания преступника, – приводит пример Валерий Губин. – Он шел прямо на милиционера, наставившего на него пистолет. Шел с ухмылкой и цедил: «Ну что, стрелять будешь? Стреляй!» Мне вдруг пришло в голову, что этот человек – безусловный герой в своей системе координат. И что героизм одного конкретного поступка возможен для каждого. Это природное, почти животное проявление. А человеческое – это любовь, терпение, доброта. Их не утвердить одним шагом, их нужно утверждать всей жизнью». «Свобода, добро, любовь не имеют причин в человеческой природе. Они сохраняются до тех пор, пока мы прилагаем усилия, – добавляет Дмитрий Леонтьев. – И хотя повседневный героизм – скорее метафора, тот, кто каждый день за шиворот поднимает себя над собой, – настоящий герой».«Мы можем быть довольны своим поступком и даже гордиться им, если мы доросли до него, если усилия адекватны нашим возможностям, хотя это и не подвиг, – объясняет Светлана Кривцова. – Подвиг же там, где ресурсы уже на нуле. Самый большой героизм – героизм «быть», когда уже нет «могу». Просто быть, изо дня в день, когда действительно невозможно, нет сил, нет здоровья. Не спиться, не отступить, не впасть в депрессию – быть».

Пытаясь приблизиться к пониманию героизма, я спрашивал своих друзей и коллег, кого они считают сегодняшними героями (о тех, кого называли чаще других, мы написали в этой статье). Оказалось, настоящие герои для нас – те, кто проявляет мужество каждый день. И более того, считает невозможным поступать иначе. Не уверен, что моему племяннику это понравится. Зато он узнает, что герои есть не только в вымышленном мире, хотя их не всегда легко распознать.

* В. Франкл «Человек в поисках смысла» (Прогресс, 1990).

** C. Pury «The Psychology of Courage: Modern Research on an Ancient Virtue» (APA, 2010).

*** S. Maddi, D. Khoshaba «Hardiness and Mental Health». Journal of Personality Assessment, 1994, vol. 63, № 2.

**** heroicimagination.org

***** В. Ерофеев «Москва–Петушки» (Захаров, 2007).

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность : В наше время понятие «герой» воспринимается иначе, чем раньше. Одна из проблем нашей культуры заключается в том, что мы заменили героев знаменитостями. Исследователи нашли уже много причин, по которым люди совершают злые поступки, а вот причины, побуждающие их к хорошим делам, точно установить не удалось. Актуально формирование героической личности. Важно сохранение в памяти новых поколений славного, героического прошлого нашего народа. Интересна идея воспитания героев.

Цель: Исследование понятия «герой» и причин проявления героизма.

Задачи:

1. Дать определение понятий «герой», « героизм».

2. Исследовать значения слова «герой» в наше время.

3. Найти примеры героизма в информационных источниках, в окружении и в своей семье.

4. Проанализировать причины героизма.

Методы:

1. Изучение научной литературы по теме.

2. Анализ материала из литературных источников, домашнего архива, Интернет-ресурсов.

4. Описание результатов опроса, анализ исследования.

Объект: психология героизма

Предмет: проявления героизма

Гипотеза: Предположим, что слово «ГЕРОЙ» мои сверстники понимают как «СУПЕРМЕН» (сильный, все может) или «Знаменитость» (популярный).

Практическая значимость работы:

1. Попытка дать ответ на вопросы: «Кто такой герой» и «Есть ли место подвигу в наше время», «Нужны ли герои людям и как ими стать»

2. Исследовательская работа содержит материал, полезный для проведения классных часов:

    «Подвиг Андрея Касимова»

    «Воин - интернационалист»

    «Они сражались за Родину»

    « Как стать героем».

3. Исследовательская работа содержит материал, полезный для проведения родительских собраний:

    « Как дети понимают слово «герой»»

    «Психология героизма или как воспитать героя»

    «Патриотическое воспитание» и др.

Этапы исследования:

1. Написание исследовательской работы «Ценности современной молодежи».

Участие в НПК в г.Глазове, в ГГПИ (Результат - 2 место за визитку «Мой герой»).

2. Мои размышления на тему «Мой герой» (стихотворение, посвященное

Андрею Касимову).

3. Участие в муниципальном этапе республиканского конкурса сочинений «Во славу Отечества» с работой «Защитники Отечества» (1 место).

4. Опрос одноклассников и анализ опроса.

5. Изучение понятия «героизм» в психологии и анализ причин героизма.

6. Оформление отчета по результатам исследовательской работы.

Глава I. Теоретическое обоснование проблемы в зарубежной литературе

1.1. Что такое героизм?

По мнению специалистов проекта Heroic Imagination — некоммерческой организации, которая обучает людей героизму, — героизм включает в себя поведение или действия, совершаемые ради другого лица или определенной моральной причины. Они выделяют четыре ключевых элемента героизма:

Он носит добровольный характер;

Он приносит пользу людям или группам людей, нуждающихся в помощи;

Он подразумевает некоторый риск (физическая, социальная опасность или потенциальная угроза для качества жизни);

Он не требует вознаграждения или материальной выгоды [ 5 ].

1.2. Какое определение дают героизму психологи и другие учёные?

Вот только некоторые из предположений, высказываемых различными экспертами:

«Проще говоря, ключ к героизму заключается в заботе о других людях, нуждающихся в ней, — в стремлении защитить справедливое с точки зрения морали дело, зная, что это представляет опасность, и не ожидая награды»- пишет в своей статье « Что делает героя героем» Филипп Зимбардо..

Скотт Т. и Гетхолс Р. в соей работе «Наше определение героя» отмечают:

«Хотя мы и считаем правдой, что героизм — в глазах смотрящего, мы признаём, что убеждения людей о героях носят, как правило, систематический характер. Опросив значительное число людей, мы обнаружили, что герои обладают чертами, которые мы назвали Большой восьмеркой. Они умны, сильны, жизнерадостны, самоотверженны, заботливы, харизматичны, надёжны и способны вдохновлять других. Конечно, герой не может обладать всеми восемью характеристиками, тем не менее, многие из них обладают большинством этих черт». .

«Героизм состоит из действий, предпринимаемых, для того чтобы помочь другим, несмотря на то, что это с большой долей вероятности может привести к смерти или травме помогающего» - находим в статье американских психологов Селвин Беккера и Алисы Х. Иглы, опубликованной в 2004г. [ 1 ].

Другие определения часто делят героизм на типы в зависимости от степени опасности и величины жертвы. Ведь в некоторых случаях герою приходится ставить под угрозу свою жизнь, чтобы спасти другого человека, в то время как в других от человека требуется куда меньшая жертва.

В статье, опубликованной на сайте Psychology Today, психолог Фрэнк Фарли объяснил различие между тем, что он называет «героизмом с большой буквы» и «героизмом с маленькой». «Героизм с большой буквы», по его мнению, «подразумевает значительный риск , который может включать смерть, травмы, тюремное заключение или другие серьёзные или существенные последствия для оказывающего помощь»[ 7].

Героизм же с маленькой буквы — «это повседневный героизм, постоянная помощь другим, свершение добрых дел, проявление доброты и т.д., которые не предполагают серьёзного вреда или крупных последствий для оказывающего помощь».

1.3 Психология героизма.

1.3.1 Что делает человека героем?

Теперь мы знаем немного больше о том, что представляет собой героизм. Следующий вопрос заключается в том, почему люди становятся героями? Есть ли особые характеристики героизма? Фарли говорит, что существует два ключевых фактора в основе великих актов героизма, которые связаны с риском получения травмы: рискованное поведение и щедрость . Люди, которые готовы рискнуть жизнью ради другого, более склонны к риску, чем остальные, и обладают также такими чертами как сострадание, доброта, сочувствие, альтруизм.[ 7 ].

В статье, опубликованной в 2004 году в American Psychologist, исследователи Селвин Беккер и Алиса Иглы предположили, что героизм может иметь под собой и более корыстные основания, будучи средством обеспечить себе определённый статус. Другими словами, иногда самоотверженное поведение может привести к награде, причем в долгосрочной перспективе.[ 1].

В одном небольшом исследовании, в котором приняли участие 78 человек, исследователи обнаружили, что люди, которые были готовы терпеть боль, опустив руки в ёмкость со льдом, больше нравились другим участникам. Мало того, что другие оценивали этих людей более положительно, они также были склонны награждать их. Склонным к риску участникам другие давали гораздо больше денег из выданной исследователями суммы в размере $1,170, которую участники могли распределять по своему усмотрению.

Исследователям уже давно известно, что и люди, и животные склонны помогать тем, с кем они связаны родственными узами. Помогая тем, кто связан с нами генетически, мы обеспечиваем неплохие шансы на то, что наши гены будут переданы следующим поколениям. В некоторых случаях мы помогаем людям в надежде, что когда-нибудь они помогут нам (этакий взаимный альтруизм).

Но что же тогда насчет альтруизма, который не связан с помощью родственникам или ожиданием взаимности? В таких случаях, главную роль могут играть ситуационные, культурные и личностные факторы. Зачастую, после того как люди предпринимают героические действия, они утверждают, что они не считают себя героями, что они просто делают то, что сделал бы любой в этой ситуации. На самом деле, совершить героический поступок человек может под давлением самой ситуации — жизнь и смерть , которыми от нее веет, оказывают сильное влияние, заставляя человека решиться на действие.

Эти же самые силы, что толкают одних на героические поступки, могут фактически препятствовать другим. Когда трагедия случается в присутствии многих людей, мы часто попадаем в ловушку бездействия, предполагая, что кто-то другой обязательно предложит помощь (эффект свидетеля). Личная ответственность в этом случае распределяется между всеми присутствующими — вот мы и считаем, что кто-то возьмет на себя роль героя.

Некоторые люди могут также иметь черты личности, которые предрасполагают их вести себя альтруистическими и героическими способами. Исследователи предположили, что вести себя в сложных ситуациях уверенно и правильно с моральной точки зрения людям помогает особый склад мышления. Не каждый сможет действовать немедленно и бессознательно, когда случается чрезвычайная ситуация.

Есть ли ген, отвечающий за героизм? Согласно результатам одного из недавних исследований, ответ зависит от того, о каком героизме идет речь. Исследователи обнаружили, что люди, которые совершили один героический поступок в своей жизни (спасение человека из горящего здания или из-под поезда), не сильно отличаются от контрольной группы — людей, не являющихся героями. Те же, кто занимается спасением других в течение всей своей жизни (например, профессиональные пожарные или медсестры в учреждениях паллиативной помощи), обязательно обладают рядом важных личностных черт — таких, как сопереживание, заботливость и стремление жить согласно моральному кодексу.

«Решение действовать героически — это выбор, который многие из нас должны сделать в какой-то момент времени. Если воспринимать героизм как универсальный атрибут человеческой природы, а не как редкую возможность, данную немногим избранным, он становится чем-то, что кажется в пределах возможностей каждого человека, возможно, больше вдохновляя нас на то, чтобы ответить на этот вызов», - пишут исследователи героизма Зенон Франко и Филипп Зимбардо.[ 6].

1.3.2 Качества героя.

Психология героизма не может быть изучена досконально, однако многие эксперты считают, что научиться быть героями возможно. Посмотрите, есть ли у вас качества, необходимые для того, чтобы стать героем? Приведем лишь некоторые из основных характеристик, которые героям приписывают исследователи.

1. Люди, которые становятся героями, как правило, заботятся о благосостоянии других

По мнению исследователей, сочувствие и сострадание к другим являются ключевыми факторами, которые способствуют героическому поведению. Люди, которые спешат на помощь другим несмотря на опасность и невзгоды, делают это потому, что действительно заботятся о безопасности и благополучии других людей.

Исследование, проведенное в 2009 году, показало, что люди, которые имеют склонность к героизму, также обладают и склонностью к сопереживанию.

2. Герои умеют принимать точку зрения другого

Исследователи предполагают, что герои выказывают не только сострадание и заботу; они могут смотреть на мир глазами другого человека. Побывать в чужой шкуре, как еще говорят.

3. Герои компетентны и уверены в себе

На то, чтобы спешить туда, куда другие соваться боятся, нужны определенное мастерство и уверенность в себе. Исследователи предполагают, что люди, которые совершают героические поступки, как правило, увереннее в себе и своих силах. Когда они сталкиваются с кризисом, у них имеется уверенность в том, что они способны справиться с проблемой и добиться успеха независимо от того, каковы шансы на него. Частично эта уверенность может быть обусловлена профессиональной квалификацией и способностью справляться со стрессом.

4. Герои обладают моральным стержнем

По мнению исследователей Зимбардо и Франко, герои обладают двумя существенными качествами, которые отличают их от не-героев: они живут согласно собственным ценностям и готовы пойти на риск, чтобы эти ценности защитить.

5. Герои владеют определенными навыками

Очевидно, что существенную роль в героическом поведении может играть специальная подготовка или определенные физические способности. В ситуациях, когда потенциальным спасателям не хватает знаний или физической силы (как раз иногда составляющей разницу между героем и негероем), у них имеется меньше шансов помочь. Они могут только постараться что-то предпринять, но напрямую действовать никогда не смогут. И во многих случаях этот подход, вероятно, — лучшее решение.

В конце концов, бессмысленно бросаясь туда, где у вас мало шансов помочь (например, на помощь утопающему при том, что сами плохо плаваете), вы не только не спасете человека, но и помешаете профессиональным спасателям.

6. Герои не пасуют перед лицом опасности

Человек, который бросается в горящее здание, чтобы спасти другого человека, не просто чрезвычайно смел; он обладает способностью преодолевать страх.

Исследователи предполагают, что герои по своей природе настроены более оптимистично, чем обычные люди — это помогает им видеть непосредственную опасности и отмечать более благоприятные возможности. Те, кто бросаются на помощь, как правило, более склонны к риску.

7. Герои продолжают работать над достижением своих целей даже после нескольких неудач

Настойчивость — еще одно качество, которое обычно характерно для героев. В 2010 году исследователи обнаружили, что люди, которых считают героями, скорее всего, смотрят на свои неудачи положительно. Сталкиваясь, например, с потенциально опасным для жизни заболеванием, такие люди начинают сильнее ценить жизнь и наслаждаться заботой любимых людей.

Глава II. Наблюдения героических поступков в окружающей действительности.

2.1.Истоки героизма в наши дни.

Моя родная страна - Россия. Она, великая и могучая, нуждается в защите. История нашей страны показывает, что у России были не только друзья, но и враги, которые стремились захватить наши богатства и покорить наш народ. Всегда у нее находились патриоты, готовые встать на ее защиту. Россия гордится своими героями. «Герой - это человек, совершающий подвиги необычные по своей храбрости, доблести, самоотверженности» . В героическом поступке проявляются мужество, отвага, решительность и самопожертвование в критической ситуации. Герои защищают, спасают чью- либо жизнь, честь, мир, Родину. Герои есть и в наше время.

Меня всегда интересовали вопросы, как рождаются герои, что в жизни главное, для чего мы живем, что является истинными ценностями. Эти вопросы я задавала и своим одноклассникам. Я выяснила, что мои одноклассники больше всего ценят свои семьи и гордятся членами своей семьи. Если любишь своих маму, папу, бабушек, дедушек, если знаешь свои корни, уважаешь их, то Родину свою будешь любить и беречь ради своей семьи.

Пример преданного отношения к своей семье я вижу и в поступке Касимова Андрея, героя наших дней, ученика школы №3 и Кожильской средней школы. Я считаю, что Андрей проявил смелость, самоотверженность и верность своей сестре. Он не струсил, не убежал, а как мог, так и защищал до последнего вздоха свою сестренку. Далеко не каждый способен броситься спасать другого человека. Подвиг простого балезинского мальчишки Андрея Касимова является поступком настоящего Героя, это поступок настоящего защитника, который сделал все, чтобы ценой собственной жизни спасти свою сестру. Андрей проявил самые высокие качества, которые в наше время присущи далеко не всем. 2 ноября 2015 года президентом РФ был подписан Указ № 548 «О награждении государственными наградами РФ Касимова Андрея Николаевича медалью «За спасение погибавших» (посмертно)».

Памяти Андрея Касимова и всем, кто готов защищать, я посвящаю свое стихотворение:

Мой герой - мальчишка скромный,

Неприметный и не злой,

Милой, искренней улыбкой

Гонит смерти лик долой.

Помним, милый, подвиг славный,

Хоть не славы ты искал,

Помним бой мы твой неравный,

Где сестру свою спасал.

Кровь парит по тонкой шее,

Дело движется к утру,

Мысли нет ему милее,

Чем домой забрать сестру.

Но не в силах, бедный мальчик,

Силе злобной дать отпор,

И оков сорвать ужасных…

Видят дети приговор.

Как случилось? Зверь ужасный

Затянул обманом их

Осквернил он мир прекрасный,

Мир, что на века притих.

Снег и кровь… и два ребёнка,

Две загублено судьбы!

И не будет больше Бога,

И не будет здесь любви…

Мама плачет - нет уж деток.

«Где же раньше я была?

Почему не углядела?

Почему не сберегла?»

Да, могила глубока,

Двум сердцам там очень тесно.

Подвиг твой через века

Пронесём мы честно.

В семье - желанье долго жить,

Смеяться вновь и вновь.

Семьей мы будем дорожить,

И чувствовать любовь!

Истоки героизма, по моему мнению, в любви к родным, к своей семье. Эта любовь может перерасти и в любовь к другим людям, к народу, к Родине, к Земле и Человечеству. А любовь она порождает желание делать добро для них бескорыстно и если понадобиться, то и жизнь свою отдашь за то, что любишь.

2.2.Войн-интернационалист - мой папа.

Я очень люблю и ценю свою семью. И в моей семье есть примеры патриотизма, есть настоящие защитники Отечества. Мой герой - это мой папа - Князев Андрей Александрович. Он сильный, мужественный, волевой, справедливый и очень добрый и отзывчивый. Он по собственной воле отдал свой интернациональный долг по спасению народа Чеченской Республики. С 27 февраля 2001 года по 22 июня 2001 года он в составе расчета БМП -2 был прикомандирован к Сводному отряду СОБР РУБОП МВД России по Московской области для обеспечения охраны пункта временной дислокации, а также для обеспечения силовой поддержки при проведении специальных мероприятий на территории Чеченской республики. По откликам командира мобильного отряда МВД России в ЧР полковника милиции С.В.Солопенко, мой папа, « при проведении специальных операций неоднократно проявлял мужество и героизм, что позволило свести к минимуму потери отряда СОБР». Из его характеристики я узнала, что во время проведения операции « Чеченская нефть» БМП -2, на которой находился мой папа, была подорвана на фугасе нажимного действия, а затем обстреляна из стрелкового оружия, в результате чего механик - водитель, папин друг, погиб, а БМП-2 полностью вышла из строя. Несмотря на обстрел и возможность повторного взрыва, мой папа не оставил своей позиции и открыл огонь из вооружения БМП -2, что привело в замешательство нападавших и дало возможность бойцам СОБР организовать оборону, а затем блокировать район и уничтожить нападавшую банду .

Моя бабушка говорит: « Как он выжил, будем знать только мы с тобой: просто я умела ждать, как никто другой, и очень сильно-сильно молилась, молилась каждый день». Бабушка говорит, что папа скромный, очень ответственный и героический, потому что он воспитывался на примере своего дедушки, Мальшакова Валерьяна Александровича, который тоже был танкистом и проливал свою кровь за нашу Родину во время Великой Отечественной войны.

2.3. Участник Великой Отечественной войны - мой прадед.

Мой прадед служил в Таганроге в танковых войсках, когда 22 июня 1941 года Германия и ее союзники напали на нашу страну. Ростов в планах фашистского командования был стратегической целью - как «ворота на Кавказ» - к нефти, пшенице, углю, руде. Множество кровопролитных боев было за Ростов-на-Дону, которые закончились победой наших войск.

«Победа под Ростовом стала зарею нашего наступления под Москвой и первым стратегическим успехом советских войск в Великой Отечественной войне», - прочитала я в Интернете.

Я не знаю точно, участвовал ли мой прадед в этих боях, но мне хочется пройти по маршруту 54 танковой бригады, так как он рассказывал моей бабушке, что воевал в составе этой дивизий и форсировал Дон. Однажды в одном из боев он вместе со своим товарищем Гусевым отражал атаку фашистов, находясь в воронке и ведя огонь из огнестрельного орудия. Прадед вел прицельный огонь, а его друг подносил снаряды. «Снаряды, снаряды», - кричит прадед, а ответа нет, оглянулся, а у Гусева полчерепа снесено.

Много крови, смертей привелось повидать моему прадеду. В одном из боев его тяжело ранило осколком снаряда в левую руку. Горячая кровь хлещет, перебита артерия. Ремнем перетянул артерию, товарищи помогли выйти с поля боя, но до санчасти километра два. Сопровождающим ему дали контуженного, крепкого телосложения, огромного солдата. «От потери крови отец часто терял сознание, но от страшной боли приходил в себя, очень сильно хотел пить. Обсохшими губами он бормотал: «Пить, пить…», - но контуженный солдат упорно тащил его, ничего не слыша», - рассказывала мне бабушка. «Уставший, со струящейся кровью из ушей, он не оставлял отца и дотащил его до полевого лазарета, где им обоим оказали первую помощь». Моего прадеда, Валерьяна, перебинтовали, завернули, как куклу в одеяло и положили на снег рядом с другими ранеными ожидать эвакуационный транспорт. Затем подъехал грузовик. Раненых солдат погрузили в него и повезли в госпиталь. Своего спасителя прадед больше не видел и всю оставшуюся жизнь жалел, что даже имени его не знает. (Сколько не известных героев на свете!)

Как только пошел на поправку, деда Валерьяна отправили домой. Вернулся домой с перебитой рукой и малярией. Мать и жена отхаживали, отогревали его на печи, но долго болеть не пришлось. Время военное. Родина-мать просит помощи. Все для фронта, все для победы! На трудовом фронте, фронте женщин, стариков и детей, нужна, хоть и одна, но мужская рука и голова.

Валерьяна Александровича уважали и любили многие. Отзывчивый, добрый, симпатичный! Работал добросовестно, много и творчески. За свою жизнь внес много рационализаторских предложении, являлся неоднократным победителем в социалистическом соревновании. Я горжусь своим прадедом, Мальшаковым Валерьяном Александровичем. Он воевал, кровь проливал «За Родину! За Сталина!», за семью свою, за детей и нас, внуков. « Я беспартийный коммунист!» - с гордостью говорил он. Я люблю своего прадеда и буду с трепетом хранить его медали и орден за победу в Великой Отечественной войне. Для меня он тоже герой. Я горжусь своей семьей.

Глава Ш. Исследование понятия «ГЕРОЙ» среди подростков.

3.1.Значение слова

ГЕРОЙ м. героиня ж. ирой, витязь, храбрый воин, доблестный воитель, богатырь, чудо-воин; | доблестный сподвижник вообще, в войне и в мире, самоотверженец. Герой повести, главное, первое лицо. Геройский, славный, отважный, отчаянно-смелый, доблестный. Героический, то же; относящийся к героям: | о врачебном снадобье: отважный, решительный. Геройственый, героический, геройский. Геройство ср. доблесть, славная отвага, самоотвержение. Геройствовать, совершать геройские подвиги; | прикидываться героем, принимать вид храбреца.

« Герой - это человек, совершающий подвиги необычные по своей храбрости, доблести, самоотверженности.»[ 2]

3.2. Опрос. Респонденты - ученики Балезинской средней школы №5 6а класса, одноклассники (20 человек) Вопросы, предложенные ученикам для размышления:

1. Есть ли сейчас герои?

2. Какими качествами герой должен обладать?

3.Что должен сделать человек, чтобы его называли героем?

4. Назови известных тебе героев. Кого можно назвать героем?

Ответы на первый вопрос: Есть ли сейчас герои?

75% опрошенных ответило положительно, 25%- отрицательно.

Ответы на второй вопрос: Какими качествами должен обладать герой?

Доброта -50%, смелость - 45%, сила -25 %, ум - 20%, честность -20%, ответственность - 5%, дружелюбие - 5%, настойчивость - 5%, справедливость - 5% и щедрость -5%.

Ответы на третий вопрос: Что должен сделать человек, чтобы его называли героем?

Мои сверстники понимают под словом «герой» людей, совершающих бескорыстно добрые дела для других (помогают им, спасают их, защищают) -95%, совершают подвиг - 25%.

Ответы на четвёртый вопрос: Назови известных тебе героев. Кого можно назвать героем?

45% - затруднились назвать имена героев;

один человек(5%) назвал героями «Знаменитых людей» (из молодежных субкультур, олимпийских чемпионов, известных политических знаменитостей и т.п.). Интересно было мнение одного человека, когда он предложил считать героем А.С.Пушкина (я считаю, интересно будет подискутировать на эту тему). Более распространенное мнение среди моих одноклассников это мнение, что герои - это ветераны различных войн (35%) и спасатели (35%).

Заключение

    В ходе работы были даны определения понятиям «герой» и «героизм»

    В работе приводятся яркие примеры проявления героизма

    В результате опроса, было выявлено: 75% респондентов считают, что и в наше время есть герои.

    Мои сверстники понимают под словом «герой» людей, совершающих бескорыстно добрые дела для других (помогают им, спасают их), совершают подвиг. Некоторые ребята (45%) затрудняются назвать имена героев. Шестиклассники выделили следующие качества героев: добрые, смелые, сильные , умные , честные, ответственные, дружелюбные, настойчивые, справедливые и щедрые. Мнение подростков практически совпало с мнением зарубежных исследователей понятия «герой»: «Они умны , сильны , жизнерадостны, самоотверженны, заботливы, харизматичны, надёжны и способны вдохновлять других».

    Наша гипотеза не подтвердилась.

Ни один человек не назвал в качестве героя персонажей из мультфильмов и компьютерных игр - «Суперменов».

Один человек(5%) назвал героями «Знаменитых людей» (из молодежных субкультур, олимпийских чемпионов, известных политических знаменитостей и т.п.) Интересно было мнение одного человека, когда он предложил считать героем А.С.Пушкина (я считаю, интересно будет по дискутировать на эту тему). Более распространенное мнение среди моих одноклассников мнение, что герои - это ветераны различных войн (35%) и спасатели (35%).

Слава Героям! В жизни всегда есть место подвигу. Героем может стать каждый. Нужно начать практиковать добрые дела, изучать жизнь и подвиги наших героев. Исследование будет иметь дальнейшее продолжение. Хотелось бы изучить вопрос, как воспитать героев, разработать программу для подростков «Школа героев» и опробовать её в работе сводного отряда в летние каникулы.

Список использованных источников информации:

1.Беккер С.,Иглы А. «Героизм у женщин и мужчин». 2004г.

2. Даль «Толковый словарь» http://gufo.me

3.Михайловский Н.К. «Герои и толпа» http://vikent.ru/

4.Скотт Т. Гетхолс Р. «Наше определение героя»,2011г.

5.Социология Уч.пособие для ВУЗов.2011г.

6.Зимбардо Ф. «Что делает героя героем», 2011г. geroizma.htmlhttp://www.bookol.ru/nauka_obrazovanie/istoriya/132209/fulltext

7.Фарли Ф. « Героизм с большой и маленькой буквы» (сайт «Psycholoqy Today»).

8. Домашние ресурсы.

9. http://www.shield-of-culture.org/viewtopic.php?t=174

Приложение. Первый вопрос: Есть ли сейчас герои?

Второй вопрос: Какими качествами герой должен обладать?

Третий вопрос: Что должен сделать человек, чтобы его называли героем?

Четвёртый вопрос: Назови известных тебе героев. Кого можно назвать героем?