Главная идея произведения гроза островского. Основная идея произведения «Гроза. Особенности композиционного построения

Символический смысл имен и фамилий. Обычно название пьес Островского-поговорки, пословицы. Карандышев. Цель урока. Паратов Сергей Сергеевич. На первый взгляд, первые два явления – это экспозиция. Анализ драмы «Бесприданница». А.Н. Островский Драма «Бесприданница». Что мы узнаем о Паратове. Действующие лица. Идеи творчества А.Н. Островского. Обсуждение образа Л.И. Огудаловой.

«Пьеса Островского «Бесприданница»» - Печальная песня о бесприданнице. Проблемные вопросы. Тайна пьесы Островского. Анализ пьесы. Каков Карандышев. Жених Ларисы. Выстрел Карандышева. Приобретение навыков анализа текста. Что придает цыганская песня пьесе и фильму. Любовь для Ларисы. Романс. Что же за человек Паратов. Навыки изложения своих мыслей. Стихотворные строки. Островский. Жестокий романс. Цыганская песня. Нужна ли Лариса Паратову.

«Герои «Грозы»» - Основная тема «Грозы». Н.А.Добролюбов. Драматическая русская литература. Словарь. Малый Академический Художественный театр. Человеческие чувства. Пьеса «Гроза» написана в 1859 году. В.Репин «Приезд гувернантки купеческий дом». Поведение лицемерно. Кудряш. Колумб Замоскворечья. Национальный театр. Результаты действий героев. Беседа по восприятию пьесы. Московский Государственный Университет. Особенности стиля Островского.

«Пьеса Островского «Гроза»» - Действие происходит в городе Калинове, расположенном на берегу Волги. История создания драмы «Гроза». Борис – сокращение имени Борислав, от болгарского: борьба, от славянского: слова. Варвара – в переводе с греческого: иноземка, чужестранка. Был ли у Катерины другой выход, кроме смерти? С чем борется героиня: с чувством долга или с «темным царством»? Кабанова Марфа Игнатьевна – типичная представительница «темного царства».

«Пьеса «Бесприданница»» - Ларису в Бесприданнице окружают не звери. Верное решение?... Женские образы. Как на пароход небывало скоростной, как на виллу шикарную. А может вот верное решение: откровенное предложение Кнурова…. Катерина - истинно трагическая героиня. В конце пьесы к Ларисе приходит прозрение. Финальная сцена. Свобода и любовь - вот главное, что было в характере Катерины. Образ Паратова. Лариса получила европеизированное воспитание и образование.

«Герои «Снегурочки»» - Композитор. Содержание песен. Утро любви. Огромная сила. Леший. Пляски птиц. Торжество чувств и красота природы. Финал оперы. Характер музыки. В.М.Васнецов. Стихия русских народных обрядов. Тесты на закрепление по теме. Результаты теста. Герои. Музыка. Весенняя сказка. Дед Мороз. Красота природы. Песни. Волшебный венок. Пастуший рожок. Какие герои только сказочные. Музыка Римского-Корсакова. Бережное отношение к культурным традициям народа.

«Пьесы Островского современны», - говорим мы, не задумываясь над смыслом сказанного. Современны... Современны?! Действительно... Почему? Очевидно, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо посмотреть повнимательнее хотя бы на одну из пьес... Приглядеться... Призадуматься...
Пьеса «Гроза»... Какие вопросы здесь поставлены драматургом? Почему такое странное на первый взгляд название дано Островским этой пьесе? «Гроза»...
Герои «Грозы» живут в мире кризисном и катастрофичном. Эта катастрофичность сродни предгрозовой атмосфере: что-то еще сдерживает стихию, но дух борьбы и противостояния незримо витает в воздухе. Столь же естественно и неизбежно, как собирается гроза над Калиновом, собирается и гроза человеческого духа, не вынесшего угнетения и насилия, оказавшегося неспособным смириться с жизнью в рабстве даже перед лицом смерти.
Заслуга Островского состоит не только в том, что великий драматург мастерски изобразил и передал ощущение покачнувшегося мира, противоборства между старым и новым, тиранией и простым желанием жить, но и в том, что он показал рождение первого протеста, определив его неизбежность во все времена и эпохи. Протест против чего? На этот вопрос мне еще предстоит дать ответ.
Кто же живет в городе на берегу Волги, где и происходит действие драмы? Население Калинова, безусловно, неоднородно. Задумавшись, можно провести между всеми героями пьесы воображаемую черту, разделив их тем самым на представителей «темного царства» - угнетателей - и «борцов» против угнетения. Таким образом, по одну сторону от этой черты окажутся Кабаниха, Дикой, странница Феклуша, а по другую - Кудряш, Варвара, Тихон и Катерина. Согласимся, однако, что некоторые герои встанут чуть ближе к этой черте, показав тем самым неполную свою принадлежность к той или иной части калиновского общества, некоторые - чуть дальше...
Безусловно, Кабаниха - представитель «темного царства», но она, как метко подчеркивает словами Кудряша
Островский, страшна не своей приверженностью старине, а самодурством «под видом благочестия».
Старая мораль здесь во многом отрицается, из «Домостроя» извлекаются формулы наиболее жестокие, оправдывающие деспотизм.
«Врагам-то прощать надо, сударь!» - говорит Кулигин Тихону. И что слышит он в ответ? «Поди-ка, поговори с маменькой, что она тебе на это скажет».
В отличие от самодурства Кабанихи своеволие Дикого ничем не сковывается, никакими правилами не оправдывается. Деньги развязали ему руки, позволили ему крутить людьми и законом, как он сам того захочет. Нравственные устои в его душе значительно расшатаны, и, если верить Кабанихе, его нельзя перевоспитать, можно только «прекратить». Против отцов города встают «молодые силы жизни». Это Тихон и Варвара, Кудряш и Катерина.
Тихон тих, и этим все сказано. Да, он добр, великодушен и, несомненно, любит Катерину. Ни в чем не разделяя деспотических притязаний маменьки, он все же сгибается перед ней, и только в финале пьесы рождается в нем что-то похожее на протест: «Маменька, вы ее погубили! Вы, вы, вы...» В этих словах уже нет прежнего Тихона. Он оказывается гораздо выше в нравственном плане, чем Борис, который, руководствуясь подлым «шито-крыто», выходит из толпы и раскланивается перед Кабановой.
В отличие от своего брата Варвара наделена и волей, и бесстрашием, но она дитя диких и кабаних, а следовательно, не лишена безнравственности «отцов». Ей попросту непонятны душевные терзания Катерины. «Я не понимаю, что ты говоришь, - спрашивает она в отчаянии. - Что за охота сохнуть-то! Хоть умирай с тоски, пожалеют, что ль, тебя! Как же, дожидайся. Так какая же неволя себя мучить-то!»
Нравственно выше Варвары оказывается Кудряш. В нем мы замечаем «народныекорни». Он талантлив и одарен. Он противостоит «темному царству» удалью и озорством, но не нравственной силой.
Все эти люди живут, обманывая друг друга, хитро изворачиваясь. Но вот среди них появляется человек, наделенный гордостью, чувством собственного достоинства, «луч света в темном царстве», как назовет Катерину Добролюбов. Светлое начало в ней естественно, как дыхание, она натура свободолюбивая, страстная. В семье Кабановой она как в плену. Ей там нечем дышать. Рисуя образ
своей главной героини, Островский поставил на первый план ее близость к природе, к народным истокам. Утром кланяется она солнцу, завороженно слушает пение птиц. Когда в детстве ее обижают, она садится в лодку и плывет по Волге, сама не зная куда. Это напоминает нам русские народные сказки, в которых маленькая девочка часто просит защиты у реки, у леса... «Отчего люди не летают!» - и это неразрывно связано с русскими былинами, сказаниями. В них томящаяся в неволе дева просит силы природы превратить ее в вольную птицу, чтобы улететь из плена на волю.
Постепенно мы понимаем, что у Катерины есть лишь один выход. Этот выход - освобождение. Однако нравственная безупречность исключает для нее возможность легкого освобождения, поэтому освобождение Катерины - трагическое.
Конфликт в драме не только внешний. Противоречия существуют и в душе самой героини: неустойчивая совесть сталкивается с безоглядной любовью, а страх - с отчаянным желанием освободиться.
И когда эта чистая душа гибнет, не найдя иного выхода от нравственной смерти, насилия, угнетения, вспышка света, более яркая, чем грозовая молния, озаряет всю пьесу, придавая ей смысл, далеко уходящий за рамки обыкновенной драмы в купеческой семье. Эта вспышка освещает все действующие лица, заставляя читателя и зрителя думать, чувствовать и действовать.
Несомненно, образ Катерины всегда давал пищу для размышлений. Этим образом Островский не только показал рождение протеста, направленного против деспотизма, тирании, против всего, что сковывает личность, стремится уничтожить гордость, чувство собственного достоинства. Образом Катерины Островский обозначил новый тип героини в драматургии: не аристократки, не дворянки, а представительницы купеческого сословия, то есть простой женщины из народа, показал ее особенную прелесть и несомненное превосходство над напыщенными «куклами» светских салонов. Именно умение показать истинную «русскость» и национальность жизни, событий и характеров, показал противоречия, которые были характерны именно для России, раскрыть суть чисто русских явлений, умение описать народные нравы отличает пьесы Островского от пьес, которые были до него. И именно эта особенность его творчества дает нам право называть его отцом русского театра.
Пьесы Островского ставили и будут ставить на подмостках самых разных театров самых разных уголков мира.
Почему же эти пьесы, написанные более ста лет назад, оказываются столь современны сейчас?
Ответ прост. Островский ставит перед нами общечеловеческие проблемы, вопросы, которые звучат одинаково актуально во все времена и эпохи. Это и вопрос нравственного выбора, и проблема непонимания между старым и новым, это и многое-многое другое, что невозможность объять простым школьным сочинением. Мои размышления - всего лишь капля в море... Или сказать по-другому? Целая капля... Ведь именно из этих крошечных частичек состоит мировой океан читательских размышлений, суждений.

В основе пьесы лежит конфликт отдельной личности и окружающего общества (Катерина и «темное царство»).

Действие «Грозы» разворачивается на берегу Волги, в старинном городе, где, как кажется, веками ничего не меняется и меняться не может, и именно в консервативной патриархальной семье этого города Островский видит проявления неодолимого обновления жизни, ее самоотверженно-бунтарского начала. Конфликт «вспыхивает» между двумя противоположными характерами, человеческими натурами. Две противоположные силы воплощены в молодой купеческой жене Катерине Кабановой и в ее свекрови - Марфе Кабановой. Кабаниха - убежденная и принципиальная хранительница старины, раз навсегда найденных и установленных норм и правил жизни. Катерина - вечно ищущая, идущая на смелый риск ради живых потребностей своей души, творческая натура.

В своей статье «Луч света в темном царстве» Добролюбов писал о пьесе: «“Гроза” представляет собою идиллию “темного царства”… Взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий…»

Кабаниха не признает правомерности индивидуальных различий людей и разнообразия жизни народов. Все, чем отличается жизнь других мест от быта города Калинова, свидетельствует о «неверности»: люди, живущие не так, как калиновцы, должны иметь песьи головы. Центр Вселенной - благочестивый город Калинов, центр этого города - дом Кабановых, - так характеризует мир в угоду суровой хозяйке бывалая странница Феклуша. Всякое изменение представляется Кабанихе началом греха.

На протяжении всего действия пьесы Катерину сопровождает мотив полета, быстрой езды. Она хочет летать, как птица, и ей снятся сны о полете, она пыталась уплыть по Волге, а в мечтах видит себя мчащейся на тройке. И к Тихону, и к Борису она обращается с просьбой взять ее с собой, увезти. Однако это движение имеет одну особенность - отсутствие точно обозначенной цели.

«Спор» Катерины и Кабанихи аккомпанируется спором Кулигина и Дикого, драма рабского положения чувства в мире расчета здесь сопровождается изображением трагедии ума в «темном царстве», трагедия поругания красоты и поэзии - трагедией порабощения науки дикими «меценатами».

«Грозу» принято называть драмой, а не трагедией, несмотря на смерть Катерины. В пьесе прослеживаются и комедийные традиции в сатирическом изображении нравов купечества.

Островский вводит пейзаж, выступающий не только фоном, но и воплощением стихии, противостоящей «темному царству» (сцены на Волге, гибель Катерины).

При создании образов Катерины, Кулигина и Кудряша автор использует фольклорные традиции. Речь персонажей наполнена просторечиями. Островский вводит символы, которые в тексте несут на себе смысловую нагрузку: гроза - противоречия в душе Катерины; громоотвод - символ просвещения и т. д.

«Темное царство» и его жертвы

Добролюбов так отзывается об обитателях города Калинова: «Их жизнь течет ровно и мирно, никакие интересы мира их не тревожат, потому что не доходят до них; царства могут рушиться, новые страны открываться, лицо земли… изменяться… - обитатели городка Калинова будут себе существовать по-прежнему в полнейшем неведении об остальном мире… Принятые ими понятия и образ жизни *- наилучшие в мире, все новое происходит от нечистой силы… находят неловким и даже дерзким настойчиво доискиваться разумных оснований… Сведения, сообщаемые Феклушами, таковы, что не способны внушить большого желания променять свою жизнь на иную… Темная масса, ужасная в своей наивности и искренности».

Странники в пьесе имеют немаловажное значение, так как характеризуют забитость народа. «Сами по немощи своей далеко не ходили, а слыхать много слыхали»: о грехах, шести или двенадцати смущающих врагах, о далеких странах, где салтаны землей правят, о людях с песьими головами, о бесконечной суете в Москве, где «наступают времена последние», об «огненном змие» и т. д.

В пьесе самодурами являются Дикой и Кабанова, которым Добролюбов дал такую оценку: «Отсутствие всякого закона, всякой логики - вот закон и логика этой жизни… Самодуры русской жизни начинают, однако же, ощущать какое-то недовольство и страх, сами не зная перед чем и почему… Помимо их, не спросясь их, выросла другая жизнь… тяжело дышат старые Кабановы, чувствуя, что есть сила выше их, которую они одолеть не могут, к которой и подступить не знают как… Дикие и Кабановы, встречая себе противоречие и не будучи в силах победить его, но желая поставить на своем, прямо объявляют себя против логики, то есть ставят себя дураками перед большинством людей».

Кабаниха требует от бесхарактерного Тихона, которого не воспринимает как самостоятельного человека, повиновения и уважения к себе, ругает его. По этой причине он не может сформировать самостоятельных отношений с Катериной, которую Кабаниха ненавидит неосознанной ненавистью.

Дикого Добролюбов характеризует так: «Ему кажется, что если он признает над собою законы здравого смысла, общего всем людям, то его важность сильно пострадает от этого… Он сознает, что он нелеп… Привычка дурить в нем так сильна, что он подчиняется ей даже вопреки голосу собственного здравого смысла».

На первый взгляд Варвара и Кудряш противостоят «темному царству», но на самом деле они связаны с ним внутренне. Они уходят лишь потому, что не смогли к нему приспособиться.

Кулигин противостоит невежеству «темного царства» и является носителем идей просвещения. Он пассивно наблюдает, хотя очень хочет принести пользу обществу, пытаясь в нем что-либо изменить. Его способности в условиях «темного царства» не могут развиваться, так как слишком велика его зависимость от него.

Добролюбов о Тихоне: «Простодушный и пошловатый, совсем не злой, но до крайности бесхарактерный… из множества тех жалких типов, которые обыкновенно называются безвредными, хотя они в общем-то смысле так же вредны, как и сами самодуры, потому, что служат их верными помощниками… в нем никакого сильного чувства, никакого решительного стремления развиться не может».

Добролюбов говорит о Борисе: «Не герой… Он хватил образования и никак не справится ни с старым бытом, ни с сердцем своим, ни с здравым смыслом - ходит точно потерянный… один из тех людей, которые не умеют делать того, что понимают, и не понимают того, что делают».

Борис понимает, что он останется без наследства, но, несмотря на это, на разрыв отношений с Диким никогда не решится, так как нет в нем внутренней силы («Эх, кабы сила!»).

Добролюбов о Катерине: «Катерина не убила в себе человеческую природу… Русский сильный характер… поражает нас своей противоположностью всяким самодурным началам… Характер… созидающий, любящий, идеальный… Всякий внешний диссонанс она старается сгладить… всякий недостаток покрывает из полноты своих внутренних сил… Она странная, сумасбродная с точки зрения окружающих, но это потому, что она никак не может принять в себя их воззрений и наклонностей… Она рвется к новой жизни, хотя бы ей пришлось умереть в этом порыве… Возмужалое, из глубины всего организма возникающее требование права и^простора жизни… В сухой однообразной жизни своей юности, в грубых и суеверных понятиях окружающей среды она постоянно умела брать то, что соглашалось с ее естественными стремлениями к красоте, гармонии, довольству, счастью… Все идеи, внушенные ей с детства, все принципы окружающей среды восстают против ее естественных стремлений и поступков. Все против Катерины, даже и ее собственные понятия о добре и зле».

Катерина борется сама с собою и в конце концов внутренне оправдывает себя. В ней с особой силой ощущаются потребность любить и быть любимой; оскорбленные чувства жены и женщины, находящейся в доме свекрови; смертельная тоска, вызванная монотонностью и однообразием ее жизни; желание воли.

Автор, создавая образ Катерины, обращается к фольклорным традициям (мотивы народных песен; обращения к «другу милому», к «буйным ветрам»; образ «моги- лушки»), подчеркивая тем самым ее принадлежность к народу.

Автор переносит нас в провинциальный купеческий городок Калинов, жители которого упорно держатся за веками сложившийся образ жизни. Но уже в начале пьесы становится ясно, что те общечеловеческие ценности, за которые ратует Домострой, давно уже потеряли свои смысл для невежественных обитателей Калинова. Для них важна не суть человеческих отношений, а лишь форма, соблюдение приличий. Не зря в одном из первых действий «матушка Марфа Игнатьевна» - Кабаниха, свекровь Катерины - получила убийственную характеристику: «Ханжа, сударь. Нищих оделяет, а домашних поедом ест». А для Катерины, главной героини драмы, патриархальные ценности полны глубокого смысла. Она, замужняя женщина, полюбила. И изо всех сил пытается бороться со своим чувством, искренне считая, что это страшный грех. Но Катерина видит, что никому в мире и дела нет до подлинной сути тех нравственных ценностей, за которые она пытается цепляться, как утопающий за соломинку. Вокруг уже все рушится, мир «темного царства» в муках умирает, и все, на что она пытается опереться, оказывается пустой оболочкой. Под пером Островского задуманная драма из быта купечества перерастает в трагедию.

Основная идея произведения - конфликт молодой женщины с «темным царством», царством самодуров, деспотов и невежд. Узнать, почему возник этот конфликт и почему конец драмы такой трагичный, можно, заглянув в душу Катерины, поняв ее представления о жизни. И это возможно сделать, благодаря мастерству А. Н. Островского.

За внешним спокойствием жизни кроются мрачные мысли, темный быт самодуров, не признающих человеческое достоинство. Представителями «темного царства» являются Дикой и Кабаниха. Первый - законченный тип купца-самодура, смысл жизни которого заключается в том, чтобы любыми средствами сколотить капитал. Властная и суровая Кабаниха - еще более зловещая и мрачная представительница Домостроя. Она строго соблюдает все обычаи и порядки патриархальной старины, поедом ест домашних, проявляет ханжество, одаряя нищих, не терпит ни в ком Развитие действия в «Грозе» постепенно обнажает конфликт драмы. Еще велика власть Кабанихи и Дикого над окружающими. «Но чудное дело, - пишет Добролюбов в статье «Луч света в темном царстве», - самодуры русской жизни начинают, однако же, ощущать какое-то недовольство и страх, сами не зная перед чем и почему выросла другая жизнь, с другими началами, и хотя далеко она, еще и не видна хорошенько, но уже дает себя предчувствовать и посылает нехорошие видения темному произволу самодуров». Таково «темное царство» - воплощение всего строя жизни царской России: бесправие народа, произвола, угнетения человеческого достоинства проявления личной воли. Катерина - натура поэтическая, мечтательная, свободолюбивая. Мир ее чувств и настроений сформировался в родительском доме, где она была окружена заботой и лаской матери. В атмосфере ханжества и назойливости, мелочной опеки конфликт между «темным царством» и душевным миром Катерины зреет постепенно. Катерина терпит лишь до поры. Не найдя отзвука в сердце недалекого и забитого мужа, ее чувства обращаются к человеку, непохожему на всех окружающих. Любовь к Борису вспыхнула с силой, свойственной такой впечатлительной натуре, как Катерина, она стала смыслом жизни героини. Катерина вступает в конфликт не только с окружающей средой, но и самой собой. В этом трагизм положения героини.

Для своего времени, когда Россия пережила период громадного общественного подъема перед крестьянской реформой, драма «Гроза» имела важное значение. Образ Катерины принадлежит к лучшим образам женщин не только в творчестве Островского, но и во всей русской художественной литературе.

Тема «Грозы» не была новой в творчестве Островского. Ее он затрагивал и раньше, но в «Грозе» она разработана полнее и глубже. Нигде так ярко не выставлялось «темное царство» в своем ужасающем и отталкивающем виде, как это сделано в «Грозе».
Здесь мы видим, с одной стороны, представителей старого мира, воспитанных в духе религии и раболепия, - это вдова купчиха Кабанова Марфа Игнатьевна и купец Дикой Савел Прокофьевич, а с другой стороны - молодое поколение, полное надежд на счастье, - это Катерина - невестка Кабановой, Кулигин - часовщик-самоучка, Варвара - дочь Кабановой, Ваня Кудряш - приказчик Дикого, Борис Григорьевич -племянник Дикого. К последней группе можно отнести и Тихона Ивановича Кабанова - сына Кабанихи.


Островский с большим мастерством изобразил нравы приволжского торгового города Калинова, где живут его герои, и показал, что жестокие нравы города порождаются дикими собственническими инстинктами его обитателей. И в самом деле, перед нами проходит ужасающая картина. Обитатели города Калинова живут звериной жизнью. Там все отношения строятся на материальной собственнической основе, человеческие чувства попираются и теряют всякую ценность. Никакие духовные запросы их не беспокоят, живут они сплетнями, пьянствуют, развратничают, богатые грабят бедных и сирот. Купеческие дома там словно застенки, где льются слезы, где заколачивают людей, попытавшихся вырваться на свет. Часовщик-самоучка Кулигина характеризует нравы своего города:


«Вот какой, сударь, у нас городишко! Бульвар сделали, а не гуляют... а сами ходят туда наряды показывать. Только пьяного приказного и встретишь, из трактира домой плетется. Бедным гулять... некогда, у них день и ночь работа. И спят-то всего часа три в сутки. А богатые-то что делают? Ну, что бы, кажется им не гулять, не дышать свежим воздухом? Так нет. У всех давно ворота заперты и собаки спущены... Вы думаете, они дело делают, либо богу молятся. Нет... И не от воров они запираются, а чтоб люди не видали, как они своих домашних едят поедом, да семью тиранят. И что слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых... И что... за этими замками разврату темного, да пьянства! И все шито да крыто - никто ничего не видит и не знает, видит только один бог! Ты, говорит, смотри в людях меня, да на улице; а до семьи моей тебе нет дела, на это, говорит, у меня есть замки, да запоры, да собаки злые. Семья, говорит, дело тайное, секретное! Знаем мы эти секреты-то! От этих секретов-то... ему только одному весело: а остальные волком воют. Да и что за секрет? Кто его не знает! Ограбить сирот, родственников, племянников, заколотить домашних так, чтобы ни об чем, что он там творит, пикнуть не смели. Вот и весь секрет».


Невежество и дикость калиновцев поразительны. Они верят, что земля стоит на трех китах, пуп земли находится в Иерусалиме и что есть страны, где люди с песьими головами. Ими овладевает ужас, когда узнают о странах, где нет «царей православных, а салтаны землей правят» и что в одной земле сидит на троне «салтан Махнут турецкий», а в другой - «салтан Махнут персидский». Обо всем этом они узнают от странниц, таких же невежественных, как и сами. Странница Феклуша по своей «немощи далеко не ходила, - а слыхать много слыхала», и она разносит по городу сплетни, дает объяснения приметам и предсказывает светопреставление».


В этом мире выросли деспотизм и самодурство Дикого и Кабановой. Непререкаемым, «темным безответственным владычеством», давая полную свободу своим прихотям, ставя ни во что человеческие законы и логику, они убивают всякие живые стремления. В этой обстановке гибнут цельные, возвышенные натуры [Катерина]. Добролюбов в лице Дикого и Кабановой справедливо видел типичных представителей старой России, создавших мир «затаенной, тихо вздыхающей скорби, мир тупой, ноющей боли, мир тюремного гробового безмолвия, лишь изредка оживляемый глухим, бесславным ропотом, робко замирающим при самом зарождении».