Главная мысль произведения матренин двор. Анализ «Матренин двор» Солженицын. Тест по произведению

АНАЛИЗ РАССКАЗА А.И.СОЛЖЕНИЦЫНА «МАТРЕНИН ДВОР»

Цель урока: попытаться понять, каким видится писателю феномен «простого человека» , разобраться в философском смысле рассказа.

Методические приемы: аналитическая беседа, сопоставление текстов.

ХОД УРОКА

1.Слово учителя

Рассказ «Матренин двор», как и «Один день Ивана Денисовича», написан в 1959 году, а опубликован в 1964 году. «Матренин двор» - произведение автобиографическое. Это рассказ Солженицына о той ситуации, в которой он оказался, вернувшись «из пыльной горячей пустыни», то есть из лагеря. Ему «хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России», найти «тихий уголок России подальше от железных дорог». Бывший лагерник мог наняться только на тяжелые работы, он же хотел учительствовать. После реабилитации в 1957 году Солженицын некоторое время работал учителем физики во Владимирской области, жил в деревне Мильцево у крестьянки Матрены Васильевны Захаровой (там он закончил первую редакцию «В круге первом»). Рассказ «Матренин двор» выходит за рамки обычных воспоминаний, а приобретает глубокое значение, признан классикой. Его называли «блистательным», «подлинно гениальным произведением». Попробуем разобраться в феномене этого рассказа.

П. Проверка домашнего задания.

Сопоставим рассказы «Матренин двор» и «Один день Ивана Денисовича».

Оба рассказа являются этапами осмысления писателем феномена «простого человека», носителя массового сознания. Герои обоих рассказов – «простые люди», жертвы обездушивающего мира. Но отношение к героям разное. Первый назывался «Не стоит село без праведника», а второй – Щ-854» (Один день одного зека)». «Праведник» и «зек» - это разные оценки. То, что Матрене предстает как «высокое» (ее извиняющая улыбка перед грозной председательшей, ее уступчивость перед наглым напором родни), в поведении Ивана Денисовича обозначается «подработать», «богатому бригаднику подать сухие валенки прямо на койку», «пробежать по каптеркам, где кому надо услужить, подмести или поднести что-нибудь». Матрена изображена как святая: «Только грехов у нее было меньше, чем у ее колченогой кошки. Та – мышей душила…». Иван Денисович – обычный человек с грехами и недостатками. Матрена не от мира сего. Шухов – свой в мире ГУЛАГа, почти обжился в нем, изучил его законы, выработал массу приспособлений для выживания. За 8 лет отсидки он сросся с лагерем: «Уж сам он не знал, хотел он воли или нет», приспособился: «Это как положено – один работает, один смотрит»; «Работа – она как палка, конца в ней два: для людей делаешь – качество дай, для дурака делаешь – дай показуху». Правда, удалось ему не потерять своего человеческого достоинства, не опуститься до положения»фитиля», что вылизывает миски.

Сам Иван Денисович не осознает окружающего абсурда, не отдает себе отчета в ужасе своего существования. Он покорно и терпеливо несет свой крест, как и Матрена Васильевна.

Но терпение героини сродни терпению святой.

В «Матренином дворе» образ героини дается в восприятии рассказчика, он оценивает ее как праведницу. В «Одном дне Ивана Денисовича» мир видится только глазами героя, оценивается им самим. Оценивает происходящее и читатель и не может не ужаснуться, не испытать потрясения описания «почти счастливого» дня.

Как раскрывается характер героини в рассказе?

Какова тема рассказа?

Матрена не от мира сего; мир, окружающие осуждают ее: « и нечистоплотная она была; и за обзаводом не гналась; и не бережная; и даже поросенка не держала, выкармливать почему-то не любила; и, глупая, помогала чужим людям бесплатно…».

В общем, живет «в запущи». Бедность Матрены смотри из всех углов: «Многие годы ниоткуда не зарабатывала Матрена Васильевна ни рубля. Потому что пенсии ей не платили. Родные помогали ей мало. А в колхозе она работала не за деньги – за палочки. За палочки трудодней в замусоренной книжке учетчика».

Но рассказ не только о страданиях, бедах, несправедливости, выпавшей на долю русской женщины. А.Т.Твардовский писал об этом так: «Почему судьба старой крестьянки, рассказанная на немногих страницах, представляет для нас такой большой интерес? Эта женщина неначитанная, малограмотная, простая труженица. И, однако, ее душевный мир наделен таким качеством, что мы с ней беседуем, как с Анной Карениной». Солженицын отвечал на это Твардовскому: «Вы указали самую суть – на женщину любящую и страдающую, тогда как вся критика рыскала все время поверху, сравнивая тальновский колхоз и соседние». Писатели выходят на главную тему рассказа – «чем люди живы». Пережить то, что пришлось пережить Матрене Васильевне, и остаться человеком бескорыстным, открытым, деликатным, отзывчивым, не озлобиться на судьбу и людей, сохранить до старости свою « лучезарную улыбку» - какие же душевные силы нужны для этого!

Движение сюжета направлено на постижение тайны характера главной героини. Матрена раскрывается не столько в обыденном настоящем, сколько в прошлом. Вспоминая свою молодость, она рассказывает: «Это ты меня прежде не видал, Игнатич. Все мешки мои были, по пять пудов тяжелью не считала. Свекор кричал: «Матрена, Спину сломаешь!» Ко мне дивирь не подходил, чтоб мой конец бревна на передок подсадить» Оказывается, Матрена когда-то была молодой, сильной, красивой, из тех некрасовских крестьянок, что «коня на скаку остановят»: «Раз конь с испугу сани понес на озеро, мужики отскакали, а я, правда, за узду схватила, остановили…» И в последний миг своей жизни она кинулась «пособлять мужикам» на переезде – и погибла.

И совсем с неожиданной стороны раскрывается Матрена, когда рассказывает о своей любви: «в первый раз совсем по-новому увидел Матрену», «В то лето… ходили мы с ним в рощу сидеть,- прошептала она. – Тут роща была… Без малого не вышла, Игнатич. Война германская началась. Взяли Фаддея на войну… Пошел он на войну – пропал… Три года затаилась я, ждала. И не весточки, и ни косточки…

Обвязанное старческим слинявшим платочком, смотрело на меня в непрямых мягких отсветах лампы круглое лицо Матрены – как будто освобожденное от морщин, от будничного небрежного наряда – испуганное, девичье, перед страшным выбором».

Эти лирические, светлые строки раскрывают обаяние, душевную красоту, глубину переживаний Матрены. Внешне ничем не примечательная, сдержанная, нетребовательная, Матрена оказывается необыкновенным, душевным, чистым, открытым человеком. Тем острее чувство вины, которое испытывает рассказчик: « Нет Матрены. Убит родной человек. И в день последний я укорил ее телогрейку». «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша». Завершающие слова рассказа возвращают к первоначальному названию- «Не стоит село без праведника» и наполняют рассказ о крестьянке Матрене глубоким обобщающим, философским смыслом.

Каков символический смысл рассказа «Матренин двор»?

Многие символы Солженицына связаны с христианской символикой, образы-символы крестного пути, праведника, мученика. Прямо на это указывает первое название «Матренина двора2. Да и само название «Матренин двор» носит обобщающий характер. Двор, дом Матрены – то пристанище, которое обретает, наконец в поисках «нутряной России» рассказчик после долгих лет лагерей и бездомья: « Милей это места мне не приглянулось во всей деревне». Символическое уподобление Дома России традиционно, ведь структура дома уподоблена структуре мира. В судьбе дома как бы повторена, предсказана судьба его хозяйки. Сорок лет прошли здесь. В этом доме она пережила две войны – германскую и Отечественную, смерть шестерых детей, которые погибали во младенчестве, потерю мужа, который на войне пропал без вести. Ветшает дом – стареет хозяйка. Дом разбирают, как человека – «по ребрышкам», и « все показывало, что ломатели – не строители и не предполагают, чтобы Матрене еще долго пришлось здесь жить».

Словно противится разрушению дома сама природа – сначала долгая метель, непомерные сугробы, потом оттепель, сырые туманы, ручьи. И в том, что святая вода у Матрены необъяснимо пропала, видится дурное предзнаменование. Погибает Матрена вместе с горницей,с частью своего дома. Погибает хозяйка – окончательно разрушается дом. Избу Матрены до весны забили, словно гроб, - похоронили.

Символический характер носит и страх Матрены перед железной дорогой, ведь именно поезд, символ враждебного крестьянской жизни мира, цивилизации, расплющит и горницу, и саму Матрену.

Ш. СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

Праведница Матрена – нравственный идеал писателя, на котором, по его мнению должна основываться жизнь общества. По Солженицыну, смысл земного существования – не в благоденствии, а в развитии души». С этой идеей связано понимание писателя роли литературы, ее связи с христианской традицией. Солженицын продолжает одну из главных традиций русской литературы, согласно которой писатель видит свое назначение в проповедовании истины, духовности, убежден в необходимости ставить «вечные» вопросы и искать на них ответ. Об этом он говорил в своей Нобелевской лекции: «В русской литературе издавна вроднились нам представления, что писатель может много в своем народе – и должен… Однажды взявшись за слово, уже потом никогда не уклониться: писатель – не посторонний судья своим соотечественникам и современникам, он – совиновник во всем зле, совершенном у него на родине или его народом».

А. Н. Солженицын, вернувшись из ссылки, работал в мильцевской школе учителем. Жил на квартире у Матрены Васильевны Захаровой. Все события, описанные автором, были реальными. В рассказе Солженицына «Матренин двор» описана нелегкая доля колхозной русской деревеньки. Предлагаем для ознакомления анализ рассказа по плану, данные сведения могут быть использованы для работы на уроках литературы в 9 классе, а также при подготовке к ЕГЭ.

Краткий анализ

Год написания – 1959 г.

История создания – Работу над своим произведением, посвященном проблемам русской деревни, писатель начал летом 1959 года на побережье Крыма, где гостил у своих друзей по ссылке. Остерегаясь цензуры, название «Не стоит село без праведника», было рекомендовано изменить, и по совету Твардовского, рассказ писателя назвали «Матренин двор».

Тема – Главной темой этого произведения является жизнь и быт русской глубинки, проблематика отношений простого человека с властью, нравственные проблемы.

Композиция – Повествование идет от имени рассказчика, как бы глазами стороннего наблюдателя. Особенности композиции позволяют понять самую суть рассказа, где герои придут к осознанию того, что смысл жизни не только (и не столько) в обогащении, материальных ценностях, а в ценностях нравственных, и эта проблема является общечеловеческой, а не отдельно взятой деревни.

Жанр – Жанр произведения определяется, как «монументальный рассказ».

Направление – Реализм.

История создания

Рассказ писателя автобиографичен, он, действительно, после ссылки учительствовал в деревушке Мильцево, которая в рассказе названа Тальново, и снимал комнату у Захаровой Матрены Васильевны. В своем небольшом рассказе писатель отобразил не только судьбу одного героя, но и все эпохальную идею становления страны, все его проблемы и нравственные принципы.

Сам смысл названия «Матренин двор» является отображением основной мысли произведения, где рамки ее двора раздвигаются до масштабов целой страны, и идея нравственности превращается в общечеловеческие проблемы. Отсюда можно сделать вывод, что история создания «Матрениного двора», заключает в себя не отдельную деревню, а историю создания нового взгляда на жизнь, и на власть, управляющую народом.

Тема

Проведя в «Матренином дворе» анализ произведения, необходимо определить главную тему рассказа, выяснить, чему учит автобиографическое сочинение не только самого автора, но, по большому счету, и всей страны.

Глубоко освещена жизнь и труд русского народа, его отношение с властью. Человек трудится всю свою жизнь, теряя в работе свою личную жизнь, интересы. Свое здоровье, в конце концов, не получая ничего. На примере Матрены показано, что она трудилась всю свою жизнь, не имея никаких официальных документов о своем труде, и не заработала даже пенсию.

Все последние месяцы ее существования ушли на то, чтобы собирать разные бумажки, а волокита и бюрократизм властей еще привел и к тому, что одну и ту же бумажку надо сходить получить не один раз. Равнодушные люди, сидящие за столами в конторах, могут легко поставить не ту печать, подпись, штамп, их не волнуют проблемы людей. Вот и Матрена, чтобы добиться пенсии, не единожды обходит все инстанции, кое-как добившись результата.

Жители деревни думают лишь о собственном обогащении, для них не существует нравственных ценностей. Фаддей Миронович, брат ее мужа, заставил Матрену при жизни отдать обещанную часть дома ее приемной дочери, Кире. Матрена согласилась, и, когда от жадности, двое саней подцепили к одному трактору, повозка попала под поезд, и погибла Матрена вместе с племянником и трактористом. Алчность людская превыше всего, в тот же вечер, единственная ее подруга, тетя Маша, пришла к ней в дом, забрать обещанную ей вещицу, пока не растащили родные сестры Матрены.

И Фаддей Миронович, у которого в доме тоже стоял гроб с покойным сыном, до похорон все-таки успел свозить бревна, брошенные на переезде, и не пришел даже отдать дань памяти женщине, погибшей страшной смертью из-за его неуемной жадности. Родные сестры Матрены, первым делом, забрали ее похоронные деньги, и начали делить остатки дома, поплакав над гробом сестры не от горя и сочувствия, а потому, что так положено.

Фактически, по-человечески, никто не пожалел Матрену. Алчность и жадность ослепила односельчанам глаза, и люди никогда не поймут Матрену, что своим духовным развитием женщина стоит от них на недосягаемой высоте. Она – настоящая праведница.

Композиция

События того времени описаны от лица постороннего человека, квартиранта, жившего в доме Матрены.

Рассказчик начинает свое повествование с того времени, как он искал работу учителя, стараясь найти для жительства глухую деревушку. По воле судьбы, попал он в деревню, где жила Матрена, и определился к ней на постой.

Во второй части , рассказчик описывает нелегкую судьбу Матрены, с самой юности не видевший счастья. Тяжелой была ее жизнь, в повседневных трудах и заботах. Всех своих родившихся шестерых детей ей пришлось схоронить. Много мук и горя вытерпела Матрена, но не озлобилась, и не очерствела ее душа. Она все так же трудолюбива и бескорыстна, доброжелательна и миролюбива. Она никогда и никого не осуждает, ко всем относится ровно и с добром, по – прежнему, трудится на своем подворье. Погибла, стараясь помочь своим родственникам перевести свою же часть дома.

В третьей части , рассказчик описывает события после смерти Матрены, все то же бездушие людей, близких и родных женщины, которые после смерти женщины, налетели, как вороны, на остатки ее двора, стараясь побыстрее все растащить и разграбить, осуждая Матрену за ее праведную жизнь.

Главные герои

Жанр

Публикация «Матрениного двора» вызвала много споров среди советских критиков. Твардовский в своих заметках писал, что Солженицын – единственный писатель, выражающий свое мнение без оглядки на власть и мнение критиков.

Все однозначно пришли к мнению, что произведение писателя относится к «монументальному рассказу» , настолько в высоком духовном жанре дано описание простой русской женщины, олицетворяющей собой общечеловеческие ценности.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 1642.


Рассказ Александра Исаевича Солженицына «Матрёнин двор» был написан в 1959 году. Стоит обратить внимание на то, что изначально произведение имело немного иной облик: когда Солженицын решил издать свой рассказ, Твардовский предложил изменить исходное название – «Не стоит село без праведника» и год произошедших в рассказе событий, иначе был риск, что произведение подвергнут цензуре.

Рассказ Солженицына полностью автобиографичен и достоверен, а жизнь Матрёны Васильевны воспроизведены так, как это было на самом деле.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


Несмотря на то, что рассказ имеет измененное название, каждое из заглавий содержит смысл, который хотел донести до нас автор.

Он называет Матрёну праведником. Праведник – это святой, живущий в мире обычных людей, тот, кто готов помочь в любую минуту. Суть его деяний в добродетели. И действительно, на протяжении всего рассказа мы можем заметить, что Матрёна отзывчивая женщина, она безвозмездно помогает людям, за свою помощь «Не берет она денег. Уж поневоле ей вопрятаешь...».

Рассказчик, от имени которого ведется повествование, поставил перед собой что-то вроде цели: «затесаться и затеряться в самой нутряной России, если такая где-то была, жила». И он находит то, что искал в доме Матрёны: «Милей этого места мне не приглянулось во всей деревне». Двор Матрёны – это все его обитатели и постройки, включая даже тараканов и мышей. Имя Матрёны означает мать, мама, матрёшка, то есть она является как бы матерью всего того, что находится на ее дворе. Главная черта ее характера – это, пожалуй, доброта.

Двор Матрёны можно назвать воплощением спокойствия, все его составляющие: дом, коза, кошка, мыши, тараканы, фикусы и сама Матрёна – неделимы, а если разрушить одно, то разрушится и все остальное. Так и случилось, когда родственники решили поделить ее «добро», отделив часть дома, они обрушили весь уклад, погубили весь двор и саму хозяйку.

Так погибла Матрёна, чья праведность заключалось в том, что она умела сохранить свою чистую душу в условиях, которые были для этого абсолютно непригодны. Этим произведение Солженицын хотел сказать то, как мало Матрён осталось, ведь именно с ним связана дальнейшая судьба русской деревни. Без Матрён «не стоять селу», говорит Солженицын.

Обновлено: 2019-11-26

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Ключевая тематика произведения заключается в изображении жизни и быта российской глубинки, размышления о взаимоотношениях человека и власти, раскрытие нравственных проблем.

Жанровая направленность произведения определяется в качестве монументального рассказа, отличающегося высоким духовным реалистическим стилем, выраженным в описании простой русской представительницы женского пола, которая является олицетворением общечеловеческих ценностей.

Композиционная структура произведения выстраивается посредством повествования от лица рассказчика, представленного в качестве стороннего наблюдателя. Композиция состоит из трех частей, в первой из которых рассказчик осуществляет поиск глухой деревушки с целью работы школьным преподавателем, попадая в дом главной героини. Во второй части повествуется о нелегкой судьбе главной героини, а в третьей части излагаются события, происходящие после смерти женщины, и раскрывается человеческое отношение к близким и родным людям.

Основных персонажей в произведении представляется трое. В первую очередь, это рассказчик Игнатьич, являющийся автобиографичным образом, изображенным в качестве простого, спокойного, терпеливого, неприхотливого, мудрого человека, отличающегося умением слушать и замечать важные вещи.

Главной героиней рассказа является Матрена, представленная в образе простой деревенской женщины, потерявшей всех своих шестерых детей в младенческом возрасте, а также мужа, не вернувшегося с войны. Женщина отличается неприхотливым образом жизни, характеризуясь автором в качестве глубокого, чистого, не озлобленного человека, радующегося каждому прожитому дню.

Так главным героем рассказа является Фаддей, представленный в образе высокого, крепкого старика, брата мужа Матрены, который в молодости планировал брак с главной героиней, однако судьба развела их в разные стороны. Именно данный персонаж становится причиной гибели Матрены.

Второстепенными персонажами рассказа являются Кира, представленная в образе приемной дочери Матрены, на самом деле являющаяся родной дочерью Фаддея, любящая свою приемную мать, а также сестры главной героини, представленные в качестве корыстных людей.

Вариант №2

«Матренин двор» - один из самых известных рассказов Александра Солженицына.

Суть произведения заключается в мысли о несправедливости человеческой судьбы. В итоге своей жизни человек не всегда получает то, чего заслуживает. События рассказа разворачиваются после смерти Сталина. По мнению автора, это самый подходящий период истории для раскрытия сути рассказа. Умер вождь и люди не знали как им теперь жить. Прошлая власть не всегда была справедлива, поэтому многие люди страдают от произвола.

В произведении действует множество героев. Повествование ведется от лица Игнатьича - бывшего заключенного, который теперь работает в учителем в сельской школе. Он решил отдохнуть от городской суеты, поэтому перебрался подальше от крупных населенных пунктов. В чем-то его образ автобиографичен. Игнатьич живет у Матрены. Матрена - простая сельская женщина, крестьянка. В молодости она любила одного мужчину, но он пропал без вести на войне. Тогда девушка вышла замуж за его брата, Фадея, которого она не любила. У него были дети, воспитанием которых занялась Матрена. После объявился жених Матрены, которого она любила. Он обиделся на возлюбленную и брата. Матрена всегда готова помочь друзьям и незнакомым людям. Она очень добрая и милосердная. Однако, ответного добра крестьянка не получает. Она завещает свою горницу Кире, дочери Фадея. Девушка настаивает на том, чтобы имущество было ей передано немедленно, до смерти Матрены. При переносе половины дома крестьянка погибает.

В произведении «Матренин двор» поднимаются прежде всего темы нравственности. Это, конечно же, вопрос превозношения материальных ценностей над духовными. Все родственники Матрены озабочены лишь своим материальным благополучием, в том числе и наследством. Это продолжает их занимать и после смерти женщины. Вторая важная тема - тема труда. Солженицын подчеркивает важность труда в жизни человека на примере Матрены. На примере данного образа также рассматривается проблема деятельной любви, которую женщина проявляла ко всем окружающим. Она стремилась сделать их жизнь лучше, заботилась о них, исполняла все их желания.

Идея рассказа состоит в том, что в течение всей своей жизни Матрена создавала особую уютную атмосферу в доме, заботилась об окружающих, а после ее смерти все, созданное ей, погибло. Ее родственники не стали поддерживать очаг, созданный усопшей. Таким образом, автор подчеркивает ничтожность материальных ценностей по сравнению с духовными, а также их бессмысленность по сравнению со смертью.

Данное произведение отличается национальным колоритом. Для Солженицына Матрена - народный идеал. Для него как человека и как гражданина, человек должен быть прежде всего деятельным, активным и трудолюбивым. Трудолюбие - отличительная черта русского народа, по мнению писателя, от которой зависит благополучие граждан и будущее страны.

  • Сочинение Описание картины Тихая обитель Левитана (4 класс)

    Левитан Исаак Ильич - талантливый и известный художник. Одна из его лучших работ является замечательная картина Тихая обитель. На полотне изображена настоящая русская природа. Очень метко нарисованы