Главные герои и их характеристика в повести «Детство» (Л. Толстой). Характеристика Николеньки из повести "Детство" Л. Н. Толстого Анализ произведения л н толстого детство

Детство - счастливая пора в жизни каждого человека. Ведь в детстве все кажется светлым и радостным, а любые огорчения быстро забываются, как и короткие обиды на родных и близких людей. Не случайно этой теме посвящены многие произведения русских писателей: «Детские годы Багрова-внука» С. Аксакова, «Детство Тёмы» Гарина-Михайловского, «Как росли мальчишки» Е. Морозова и многие другие произведения.

Герой трилогии «Детство. Отрочество. Юность» Льва Николаевича Толстого - Николенька Иртеньев. К моменту начала повествования ему исполняется десять лет. Именно с десяти лет дворянских детей отправляли учиться в лицеи, пансионаты и другие учебные заведения, чтобы они, получив образование, послужили на пользу Отечеству. Такое же будущее ждет и Николеньку. Через несколько недель вместе с отцом и старшим братом он должен уехать в Москву учиться. А пока в окружении родных и близких он переживает счастливые и беззаботные моменты детства.

Эта повесть считается автобиографической, потому что Лев Николаевич воссоздал атмосферу своего детства. Ведь сам он вырос без матери: она умерла, когда Льву исполнилось полтора года. В повести та же тяжелая потеря ждет и главного героя, но это произойдет десятилетнем возрасте, то есть у него будет возможность любить и буквально боготворить свою maman, как было принято у дворян на французский манер называть маму. Герой признается, что когда он старался вспомнить матушку, то ему представлялись только карие глаза, «выражающие всегда одинаковую доброту и любовь, но общее выражение ускользало» . Очевидно, писатель, не помнящий свою мать, воплотил в образе maman некий идеал женщины-матери.

Сразу с первых глав вместе с Николенькой читатель погружается в атмосферу дворянского быта конца XIX века. Мир детства героя связан с его гувернёрами и дворовыми людьми. Ближе всех для него оказывается учитель немецкого происхождения Карл Иванович, знакомство с которым и открывает повесть. Минутная обида на этого добрейшего человека оборачивается для Николеньки чувством стыда, которое его мучает.

По сути, именно в повести «Детство» Лев Николаевич впервые использовал прием, который критики позже назвали «диалектикой души» . Описывая состояние своего героя, автор использовал внутренний монолог, который свидетельствовал об изменении душевного состояния героя: от радости к печали, от злости к чувству неловкости и стыда. Именно такие быстрые и внезапные изменения душевного состояния героя - диалектику души - и будет использовать Толстой в своих знаменитых произведениях.

Такой же мучительной становится для него и ссора с Натальей Савишной, которая посвятила всю свою жизнь воспитанию maman, а потом всех ее детей. Получив вольную, она расценила это как знак немилости, как незаслуженное для нее наказание и порвала документ. Только матушкино заверение, что все будет как раньше, примирило ее с дальнейшей жизнью в семье Иртеньевых. Наталья Савишна верой и правдой служила этой семье и за все эти годы скопила всего 25 рублей ассигнациями, хотя «жила скупо и над всякой тряпкой тряслась» , по выражению ее брата. Умерла она через год после кончины maman, ведь твердо была уверена, что «бог ненадолго разлучил её с тою, на которой столько лет была сосредоточена вся сила её любви» . Потерявший двух дорогих для него людей, Николенька, сразу повзрослевший и посерьёзневший, постоянно думал о том, что провидение для того только соединило его с этими двумя существами, чтобы вечно заставить сожалеть о них.

Конечно, мир русского барчука (а именно так называли дворянских детей) связан с миром взрослых: это и охота, в которой принимают участие Николенька и его братья; это и балы, где нужно не просто уметь танцевать мазурку и все остальные полагающиеся по этикету танцы, но и вести светские беседы. Ради того, чтобы понравиться Сонечке Валахиной с русыми милыми кудряшками и крошечными ножками, Николай, в подражание взрослым, хочет надеть перчатки, но находит только старую и грязную лайковую перчатку, что вызывает всеобщий смех окружающих и стыд и досаду главного героя.

Познает Николай и первое разочарование в дружбе. Когда Сережа Ивин, его бесспорный кумир, унизил в присутствии других мальчиков Иленьку Грапа, сына бедного иностранца, Николенька испытал сочувствие к обиженному мальчику, но не нашел пока в себе силы защитить и утешить его. После любви к Сонечке чувство к Сереже остыло окончательно, и герой почувствовал, что и Сережина власть над ним тоже утрачена.

Так заканчивается эта беззаботная пора в жизни Николеньки Иртеньева. После смерти maman жизнь героя изменится, что найдет отражение уже в другой части трилогии - в «Отрочестве». Теперь его будут называть Nikolas, а сам он поймет, что мир может обернуться совсем другой стороной.

  • «После бала», анализ рассказа Льва Толстого

Николенька Иртеньев - главный герой повести “Детство”, написанной гениальным писателем возвращает читателей в далекое детство, а также открывает духовный и нравственный мир ребенка.

Какова же характеристика Николеньки Иртеньева? Как относился к нему автор? Идеализировал ли он своего героя? И что он хотел донести до сердец читателей, выбирая образ ребенка ключевым и центральным в своем произведении?

Давайте коротко проанализируем реалистичную, жизненную повесть, которую написал Л. Н. Толстой, “Детство”, и постараемся найти ответы на приведенные выше вопросы.

Образ детства

Характеристика Николеньки из повести “Детство” начинается с самых первых строк произведения. Перед нами предстает спящий мальчик, сон которого оберегается его добрым любящим наставником.

Из кратких замечаний и размышлений ребенка видно, что он - сын помещика, выросший в тепличных условиях, немного избалованный и взбалмошный, но очень добрый и нежный.

Повествование не даром ведется от первого лица. Это дает нам возможность лучше узнать мысли и чувства мальчика, его детскую непосредственность и ребяческую серьезность.

Характеристика Николеньки Иртеньева является характеристикой самого Толстого, так как многие события и происшествия, описанные в повести, взяты непосредственно из воспоминаний автора.

Что же хранил в своей памяти Л. Н. Толстой? “Детство” открывает перед нами его первые годы жизни, оно не только ярко и эффектно характеризует подрастающее поколение зажиточных помещиков, но и критикует, разоблачает безнравственность и ханжество дворянского образа жизни того времени.

Внешность главного персонажа

Портрет Николеньки из повести “Детство” представляет нам довольно некрасивого мальчика десяти лет с крупным носом, большими губами и мелкими глазами, с постоянно торчащими вихрами на макушке.

Мальчик очень переживает о своих внешних недостатках. Из-за этого его иногда охватывает печаль и отчаяние. Он даже просит бога о наружной красоте и готов отдать все самое ценное, лишь бы иметь идеальный облик.

И хотя иногда может казаться, что главный герой намеренно описывает себя эдаким маленьким уродцем, все же о его некрасивой внешности неоднократно говорят старшие. Это отмечает даже та, которая любит Николеньку больше всех на свете, - его мать. С другой стороны, она не раз подчеркивала душевную привлекательность младшего сына.

Противоречивые чувства

Какой Николенька в повести “Детство”?

Это обычный мальчик, немного завистливый, немного вздорный, но очень добрый, нежный и совестливый.

Скорее всего, совестливость Иртеньева - это его внутренний стержень, который и привлекает нас в главном герое.

Он может совершать безобразные поступки, может иметь плохие суждения, может думать и чувствовать то, что достойно порицания, но он всегда, всегда (!) почувствует после этого стыд и сожаление, раскаяние и некие угрызения совести. После этого хочется верить и надеяться, что Николенька изменится, исправится и станет лучше.

Отношения с наставником

В чем же проявляются противоречивые чувства Николеньки?

Например, в его отношениях с детским учителем, немцем по происхождению, - Карлом Ивановичем. На далекой родине не сложилась жизнь у этого бедного человека, и он приехал в Россию в поисках счастья. Богатства и благополучия немец не нашел, но, по натуре добрый и сердечный, он очень привязался к своим воспитанникам и в простоте душевной отдал им всего себя.

Николенька очень любит своего бедного наставника и жалеет его. Например, он мечтает вырасти и помочь своему учителю, облегчить его горе и даже пожертвовать многим ради него.

Его искренняя любовь к Карлу Ивановичу проявляется и на деле: часто Николенька подходит к наставнику, нежно берет его руку и ласково называет “дорогим” учителем.

Однако в душе мальчика происходят многократные резкие перемены. Он может браниться и злиться на обездоленного учителя, отвечать ему грубо и дерзко, желать всего плохого. И все это лишь из-за строгого внушения, короткого замечания или плохой оценки!

Конечно же, позднее, проанализировав свое неправильное поведение, маленький Иртеньев начинает испытывать раскаяние и стараться загладить свою вину.

Отношения с Иленькой

Характеристика Николеньки из повести “Детство” ярко вырисовывается в его отношениях с Иленькой Грапом, который приходился главному герою ровесником. Иленька был болезненным тихим ребенком, затравленным и затюканным богатыми товарищами. Его отец не имел ни состоятельности, ни титула, но старался поддерживать знакомство с Иртеньевыми в надежде на дальнейшее покровительство. Как же тяжело давалось Иленьке общение с надутыми барчуками, которые обижали его, унижали, оскорбляли и даже били!

Дети, уже способные проявлять жестокость, доводили несчастного мальчика до слез, даже не задумываясь о том, что он испытывает душевные муки и терзания.

Воспоминания о травле Иленьки темным пятном лежат на сердце Иртеньева долгие годы. Он, такой нежный и сочувствующий, с тонкой понимающей душой, корит себя в том, что шел на поводу у взрослых ребят и не вступался за беззащитного обездоленного мальчика.

Барственность героя

Однако в отношении Николеньки к нижестоящим его людям всегда проскальзывала нотка высокомерия и чванливости. Он считал себя намного выше Карла Ивановича и Натальи Савишны, - слуг, привязанных к нему всей душой. Он относился к нищим ровесникам презрительно и спесиво, считая себя лучше и умнее.

Откуда пошло такое чувство надменности и превосходства в этом славном милом ребенке? Характеристика Николеньки из повести “Детство” в полной мере раскрывает перед нами причины и следствия его поступков и суждений.

Маленький мальчик воспитывался в доме богатого заносчивого помещика. С младенчества ему внушали, что он - барский сын, достойный почитания и благоговения. С молоком матери Николенька впитал чувство превосходства и желания жить в роскоши и довольстве, среди прислуживающих, раболепствующих людей.

Так воспитывались многие дворянские дети. И это было распространенным явлением того времени.

Тяжелые испытания

Но это не означает, что маленький Иртеньев жил в воздушном замке, оберегаемый судьбой от проблем и забот. Нет, его тоже коснулись беды и переживания, оставив неизгладимый горестный след в нежной душе.

Образ Николеньки Иртеньева в повести “Детство” - это образ богатого мальчика, познавшего личное горе и тонко чувствующего чужие страдания.

Несмотря на безбедное и пассивное существование, главный герой переживает тяжелые эмоциональные травмы: непонимание старшего брата, заносчивость друга, самолюбие и аморальность отца, изменяющего матери и разоряющего все семейство.

Однако самым горестным воспоминанием Николеньки является внезапная смерть матери.

Отношение к maman

Образ матери является самым светлым, самым прекрасным образом в повести, при этом в произведении нет конкретного описания внешности или детальной характеристики женщины.

Мать для Николеньки - самое любимое существо на земле. Он не стесняется проявлять к ней нежность и ласку, любит часто проводить с ней время и общаться. Скорее всего, именно благодаря раннему влиянию матери мальчик растет таким добрым и отзывчивым ребенком, умеющим сострадать и испытывать чувство вины. Поэтому характеристика Николеньки из повести “Детство” была бы неполной и однобокой, если бы не описание его отношений с матерью.

Смерть самого любимого человека оставила неизгладимую рану в сердце мальчика. Он много плакал и страдал, по-своему переживая горькую утрату. Он не понимал, как цветущая и жизнерадостная мама могла превратиться в желтое иссохшее существо с закрытыми глазами и неузнаваемым лицом.

И в то же время мальчик описывает все свои ощущения и чувства с безграничной искренностью и прямотой. Он называет минуту самозабвения, проведенную около гроба любимой родительницы, самым истинным проявлением горя. В других же случаях, когда Николенька плакал и рыдал по матери, он делал это из чувства самолюбия, претенциозности и эгоистичности, честно признаваясь в этом перед самим собой и испытывая глубокий стыд и презрение к самому себе.

Влияние образа Николеньки

Как видим, в своей повести “Детство” Толстой создал яркий самобытный образ Николеньки Иртеньева, который учит нас правильно реагировать на свои несчастья и неудачи. Также произведение показывает, что детство - это важное время становления личности и мировоззрения ребенка, которое оставит неизгладимый след в его уме и сердце.

Находясь на Кавказе, Толстой приступает к созданию романа о становлении личности человека, намереваясь озаглавить его обобщенно: «Четыре эпохи развития». Начинающий писатель вынашивает обширный и интересный замысел повествования о детстве, отрочестве, юности и молодости. Четвертая часть задуманного произведения не была написана, и оно сложилось в трилогию, ставшую первым значительным творением Толстого и его художественным шедевром.

Анализ «Детства»

Трилогия «Детство. Отрочество. Юность», анализ которой мы проведем, открывается «Детством». Толстой, работая над ним, пережил настоящую творческую лихорадку. Ему казалось, что до него никто ещё так не почувствовал и не изобразил всю прелесть и поэзию детства. Маленький герой — Николенька Иртеньев, — живя в атмосфере патриархально-помещичьего быта, воспринимает окружающий его мир в его безмятежности, как счастливое, идилличное и радостное существование. Для этого есть много оснований: все его любят, вокруг ребёнка царит теплота и человечность во взаимоотношениях людей, растущий человек живёт в согласии собой и открывающимся перед ним миром; он переживает чувство гармонии, которой писатель необычайно дорожит. Нельзя не залюбоваться такими персонажами книги, как учитель Карл Иванович, няня Наталья Савишна. Толстой проявляет поразительное умение прослеживать мельчайшие движения человеческой души, смену переживаний и чувств ребёнка. Н. Г. Чернышевский назвал эту особенность писателя «диалектикой души». Она проявляется и тогда, когда юный герой познает самого себя, и тогда, когда он открывает окружающую его действительность. Таковы сцены детских игр, охоты, бала, занятий в классной комнате, смерти матери и Натальи Савишны, обстоятельства, когда раскрывается сложность человеческих взаимоотношений, несправедливость, несогласие людей друг с другом, когда обнаруживаются горькие истины. Нередко ребёнок проявляет аристократические предрассудки, но он же учится их преодолевать. Формируется искренность маленького героя, его доверие к миру, естественность поведения. В повести «Детство» весьма ощутим автобиографический элемент: многие эпизоды напоминают детство Толстого, ряд открытий ребёнка отражает взгляды и искания самого писателя. В то же время автор стремится к обобщенности в раскрытии поры детства, и потому был очень огорчен тем названием — «История моего детства», — которое дали повести издатели журнала «Современник», где она была напечатана. «Кому какое дело до истории моего детства? » — писал он Некрасову, отстаивая типичность изображенного.

Анализ «Отрочества»

Вторая часть трилогии — «Отрочество», — продолжая многие мотивы предшествующего произведения, в то же время существенно отличается от «Детства». У Николеньки Иртеньева возрастает аналитичность мышления. Он читает Ф. Шеллинга, и у него возникает потребность философски осмыслять мир. Возникают тревожные вопросы о том, куда девается душа после смерти, что такое симметрия, существуют ли предметы вне наших отношений к ним. Главы «Поездка на долгих», «Гроза», «Новый взгляд» отражают новую фазу духовного развития героя. Появляется новое представление о мире: мальчик осознаёт множество чужих жизней, которое раньше им увидено не было, «...не все интересы, — рассуждает Иртеньев, — вертятся около нас... существует другая жизнь, ничего не имеющая общего с нами...» Это размышление о широком и разнообразном мире становится важной вехой в духовном развитии подростка. Он достаточно зорко видит социальное неравенство; Катенька помогает ему уяснить существование богатых и бедных, Карл Иванович открывает ему меру своих несчастий и степень своей отчужденности от мира. Растёт разъединение и Николеньки с окружающими людьми, тем более что он явственно осознаёт своё «я». Учащаются злоключения Иртеньева (главы «Единица», «Изменница»), что ещё больше обостряет разлад с миром, разочарование в нём, конфликт с другими людьми. Существование уподобляется жизни в пустыне, усиливается мрачность колорита повествования и напряженность его сюжета, хотя внешних событий в повествовании по-прежнему немного. Но намечается и преодоление душевного кризиса: важную роль в этом играет дружба с Нехлюдовым, исповедующим идею внутреннего совершенствования. Критик С. Дудышкин отметил высокие художественные достоинства повести «Отрочество» и назвал автора «истинным поэтом».

Анализ «Юности»

«Юность» — третья часть трилогии, опубликованная в «Современнике» в 1857 году, — повествует об укреплении нового взгляда на жизнь, о стремлении героя к «нравственному усовершенствованию». Мечты, переданные в одноименной главе, укрепляют юношу в этом стремлении, хотя они достаточно оторваны от реальной жизни, и вскоре обнаруживается неспособность героя осуществить свои намерения. Высокие представления о жизни подменяются светским идеалом comme il faut (благовоспитанности). Однако искренняя исповедь Иртеньева свидетельствует о его тяготении к правдивости, благородстве, о стремлении его стать внешне и внутренне совершеннее. А рассказ в последних главах о поступлении юноши в университет говорит о тяготении героя к новым людям, разночинцам, которых он здесь встречает, о признании их превосходства в знаниях. Иртеньев обретает связи с людьми, и это значительная веха в истории его созревания. Однако последняя глава повести носит название «Я проваливаюсь». Это откровенное признание в крахе прежней морали и философии, разочаровании в усвоенном образе жизни и одновременно — залог дальнейшего созревания личности героя. Не случайно критик П. Анненков писал о «героизме внутренней честности», проявленной Толстым в «Юности».

», представляющая собою первую часть трилогии: «Детство», «Отрочество » и «Юность ». Говорят, Толстой хотел написать в четвертую часть и назвать свое произведение: «История четырех эпох», но этой заключительной четвертой главы, в которой, очевидно, говорилось о «возмужалости» героя, не было им написано.

Главный интерес повести «Детство» сосредоточивается на личности её героя – Николеньке Иртеньеве . Автор следит, шаг за шагом, за развитием его детской души, – за каждым, даже мелким, но характерным, проявлениям её. Таким образом, произведение это, по преимуществу, «психологическое». Но, кроме того, оно, в такой» же мере, может быть названо «моральным», – так как автор судит своего героя с этической точки зрения, – старается, пользуясь психологическим анализом, определить в нем моральную сторону его богатой, развивающейся натуры.

Лев Толстой. Детство. Аудиокнига

Ни в одном другом произведении русской литературы не было сделано таких наблюдений над душой вырастающего человека. Тургенев от своего имени рассказал нам детство Лизы , юность Рудина . Гончаров изобразил один день детства Обломова . Толстой же ведет своего героя день за днем, – от его детской до университета, и все характерное постепенно определяется и выясняется в его душе.

Эпоха, с которой связано действие повести «Детство» – 1830 – 1840-е годы. Среда, в которой развертывается её содержание – богатая дворянская, помещичья, связанная с «землей». Это было время, когда в русской жизни, после событий 14 декабря 1825 года , те немногочисленные проблески общественного самосознания, которые, кое-где, мерцали в провинциальной дворянской среде в сердцах лучших русских людей того времени, за немногими исключениями, почти совсем погасли. В такое время и в такой среде не было никаких серьезных, духовных интересов, мысль спала, а потому отсутствовала всякая потребность в духовной пище. Время заполнялось строго-размеренным порядком жизни, установившимся этикетом, который возводился «чуть ли не на степень незыблемых законов», – так, даже «обед» в семье Иртеньевых был каким-то «ежедневным семейным радостным торжеством».

Жизнь в повести неизменно течет по раз заведенному воспринятому от родителей направлению, – она вся построена так, чтобы наполнять своими мелочами праздное время провинциального богатого дворянства. Крепостной строй и весь покоившийся на нем уклад жизни богатого помещика устранял от этого последнего всякий труд, не исключая и сколько-нибудь серьезных занятий хозяйством. Словом, эта была, в сущности, та же «обломовщина », только с лакеями в белых перчатках, с взысканной французской речью, с постоянными заботами о comme il faut.

В воспитании детей исключительное внимание устремлено было на внешность, на манеры; на развитие ума и сердца внимания не обращалось. О книгах никогда здесь не велось разговора, и к образованию относились несерьезно: если детей и посылали в университеты, то все по тем же побуждениям, которые заставляли Простакову учить Митрофана , Обломовых – своего Ильюшу. Полагая всю цель воспитания и подготовке ребенка к праздной, светской жизни, родители и воспитатели считала свою задачу выполненной, если забота о внешнем воспитании увенчивалась успехом. Им и в голову не приходило, что на их обязанности лежит развить в ребенке здоровое нравственное чувство, сильную волю, энергию, любовь и умение трудиться и многие другие положительные качества, необходимые для хорошей и счастливой жизни.

Много российских Обломовых явилось результатов такого воспитания. Но не таков вышел Николенька Иртеньев, благодаря своей сильной и богатой натуре, освободивший себя от влияний среды. Объясняется это, впрочем, и тем обстоятельством, что Толстой в своем Николеньке вовсе не хотел изобразить тип молодого барича, что типичность его не сословная, а вполне индивидуальная. В этом-то и заключается коренное отличие Толстого от других изобразителей детства. Своего Николеньку он понял и нарисовал вполне индивидуально и знакомит нас с малейшими подробностями его внутреннего мира, в котором очень много черт, совсем не зависящих от какой бы то ни было среды.

Анализ рассказа Л. Толстого «Сила детства»

В данном рассказе поражает, трогает, волнует какая-то особенная, неповторимая, именно «толстовская» мудрость простоты.

Герои рассказал. Толстого «Сила детства» - люди обыкновенные, но им выпала доля жить в сложную историческую эпоху, эпоху бурь и потрясений, эпоху людских страданий, слез, горя, крови.

Начинается рассказ серией коротких выкриков «Убить! Застрелить !» и т.д. Такое начало является исключительно экспрессивным, ибо побуждает читателя узнать, что же такое произошло.

Среди хаоса, среди огромной, кричащей, озверевшей толпы мы видим человека, который горд и спокоен. Он идет «твердым шагом, высоко поднимая голову». Лицо его красиво и мужественно. Однако он связан. А весь его вид выражает презрение и злобу к окружающим людям. Почему? Потому что окружающие люди ему враги, он воевал против них «на стороне власти», он городовой, по его приказу стреляли в людей. Сейчас ему приходится идти мимо неубранных тел убитых людей. «Его схватили и ведут теперь но казнь», - кратко информирует читателя Л. Толстой.

Велика ненависть и презрение этого человека к озверевшей толпе. «Что же делать! Не всегда сила на нашей стороне. Что же делать ? Теперь их власть. Умереть так умереть, видно так надо», - думал этот человек и, пожимая плечами, холодно улыбнулся на крики, которые продолжались в толпе». Характеризуя отношение человека к толпе, Л. Толстой употребляет эпитет «холодно», деепричастный оборот «пожимая плечами» и другие языковые средства.

На первый взгляд толпа противостоит этому высокомерному, гордому, холодному человеку. Людская масса свирепо кричит: «Убить!.. Сейчас застрелить мерзавца!.. Горло перерезать убийце!..»

Л. Толстой усиливает данный эффект следующим выражением: «Перебить всех! Шпионов! Царей! Попов! И этих мерзавцев! Убить, убить сейчас! - взвизгивали женские голоса ». В тексте повторяются страшные призывы к убийству, причем выкрикивают их женские голоса, автор добавляет здесь для усиления коннотативное слово взвизгивали.

Л. Толстой силой своего таланта показывает нам, что ненависть этих людей можно понять и оправдать. Что же объединяет идущего на казнь человека и толпу, окружающую его кольцом злобы, презрения? Ненависть и злоба друг к другу.

О, сколь сильна злоба в этом мире! На ее счету исковерканные судьбы людей, разъеденные ею человеческие души, искалеченные жизни... Неужели нет ничего, что могло бы противостоять злобе, ненависти, насилию?! Л. Толстой подводит нас к этой мысли и затем дает ответ: «Есть! Это сила детства!»

Вот она толстовская мудрость простоты, вот истинный смысл рассказа, его идея: детская чистота, наивность, любовь и вера в людей спасут мир от хаоса, всеобщей ненависти, насилия; сила детства - именно та сила, которая может сплотить людей, которая научит человечество самому главному - умению прощать. Подводит нас к этой мысли автор прежде всего через заглавие. В данном заглавии заключена идея и все содержание текста, которое как бы сжато в нем. Заглавие «Сила детства» дает первый ориентир, по которому организовывается восприятие текста как целого. В нем доминанта смысла всего текста, подчиняющая себе все его построение, а следовательно, и восприятие (Выготский, 1968).

Сильными позициями в тексте считается заглавие и первая фраза. Здесь всегда задерживается внимание читателя, что объясняется действием законов речевого прогнозирования. Экспериментально доказано, что мозг составляет прогнозы непрерывно. Заголовок же направляет и ориентирует предстоящую мыслительную деятельность читателя, дает ему первоначальную информацию о тексте, заключает в себе главную сюжетную линию. Однако содержательно-концептуальная информация, несомая заголовком, полностью разворачивается и воспринимается только на фоне целого текста. Что же дает нам для этого текст?

Л. Толстой показывает шестилетнего ребенка, плачущего мальчика, таким доверчивым (ведь он не понимает, что толпа может и его растерзать), таким беззащитным, таким одиноким, нуждающимся в сильных руках отца, в поддержке людей. И ведь именно этим силен ребенок! Здесь снова автор применяет прием антитезы, которая «работает» как бы в подтексте. В тексте мы видим лишь результат: перед всхлипывающим ребенком толпа расступается, пропуская его к отцу. Сила детства такова, что в людях из толпы начинает проступать человечность, сострадание к ближнему.

Вот одна женщина, возможно, только что требовавшая смерти, говорит: «Л какой миленький!» «Кого тебе?» - интересуется другая. Когда из диалогов становится ясно, что у мальчика нет матери, в толпе происходит какой-то надлом, настроение людей начинает меняться. А когда отец, поговорив с сыном и убедив его пойти домой, остался один, то сказал: «Теперь я готов, убивайте меня». И здесь случилось то, что автор называет «непонятное», «неожиданное »: в них одновременно проснулся «какой-то дух» - дух доброты, сочувствия, сострадания, всепрощения. Одна женщина сказала:

  • - А знаете что. Пустить бы его.
  • - И то, бог с ним, - сказал еще кто-то. - Отпустить. - Отпустите, отпустите! - загремела толпа.

Это кульминация рассказа. Л. Толстой показывает нам, на что способна сила детства. Именно она помешала свершиться кощунству - убить отца на глазах сына. Озверевшая толпа под напором чистой детской любви на глазах меняется. Эта же сила неожиданным образом действует и на отца ребенка. Вначале гордый, безжалостный человек, ненавидевший толпу еще больше, чем она его, он вдруг зарыдал, но это были слезы вины, слезы раскаяния, стыда и облегчения. Он почувствовал себя виноватым перед сыном, перед людьми, а слезы очистили его душу от злобы, гордыни, бессердечия.

Этот рассказ еще раз доказал, что Л. Толстой - тонкий знаток человеческой души, он умеет проникнуть в самые сокровенные ее уголки.

С помощью каких языковых, композиционных, подтекстовых средств и приемов автору удалось достичь такого эффекта, так воздействовать на читателя?

Специфичен язык и стиль писателя. Его слово точно и лаконично. В рассказе нет «украшательных» языковых средств (метафор, сравнений, гипербол и т.д.). На весь рассказ встречается лишь одна метафора - дух проснулся - и чуть более десяти сложных (сложноподчиненных) предложений. Простой синтаксис - это несвойственная Л. Толстому манера письма, которая сама по себе экспрессивна для читателя, больше знающего автора как мастера сложнейших конструкций по 5-8 предикативных единиц (см. «Войну и мир», «Воскресение», «Анну Каренину»).

Рассказ построен почти полностью на диалогах. Причем, велика разница между речью автора и речью персонажей. Для речи автора характерна меньшая динамичность, большая длина фраз, обилие оценочных слов, эпитетов: толпа освирепела, ненавидящие люди, гордый человек, красивое, мужественное лицо и др.

Реплики из толпы более динамичны, они изобилуют глаголами застрелить, перерезать, убить, повесить. Это речь людей, почуявших запах крови, жаждущих ее. А вот рядом другое слово, сказанное женщиной из этой же толпы,-миленький. Это голос пробуждающейся совести, зарождающейся доброты. Нежность прорывается и в речи пленного отца: милый, будь умник. А слово ребенка батя растопило в душе отца холод, поколебало его ненависть, растопило гордыню.

Л. Толстой мастерски с помощью диалога развивает сюжет. Реплики диалога естественны, автор избегает в них излишеств, здесь соблюдена мера, что является свидетельством таланта и высокой культуры автора. Фактически весь сюжет построен на диалоге, а слова автора - лишь ремарки, точнее вводящие читателя в события рассказа.

Своеобразна композиция данного рассказа. Особенность ее состоит в быстром начале, неожиданной кульминации и стремительном завершении.

Всего несколько фраз потребовалось писателю, чтобы обрисовать начало действия: «Огромная толпа народа вела по улице связанного человека». Уже в самом начале Л. Толстой закладывает противопоставление: толпа и один человек, озлобленность толпы и беспомощность связанного человека и т.д. Думается, что противопоставления в этом рассказе являются тем основным стержнем, вокруг которого развертывается все повествование. Это противопоставление вины и раскаяния, силы и слабости, добра и зла.

Концовка рассказа не «закрывает» его, а как бы еще больше «распахивает» произведение, заставляя читателя задуматься над теми вопросами, которые поднимал Л. Толстой, над вечными вопросами, составляющими суть человеческой души.